Культурный центр. Роль культурных центров в развитии двустороннего культурного сотрудничества Межкультурные и народные центры

Культурный центр. Роль культурных центров в развитии двустороннего культурного сотрудничества Межкультурные и народные центры
Культурный центр. Роль культурных центров в развитии двустороннего культурного сотрудничества Межкультурные и народные центры

Управление культуры администрации города Югорска

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«МиГ»

Проект

«центр национальных культур»

г. Югорск

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

«Центр национальных культур»

Полное название проекта

«центр национальных культур»

Основания для разработки проекта

Целевая программа «Реализация мероприятий в сфере культуры города Югорска на годы»

Постановление администрации города Югорска от 01.01.2001г № 000 «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в городе Югорске на годы»

Приказ Управления культуры администрации города Югорска от 29.03.12 №45 «Об утверждении Положения о городском конкурсе инновационных социально-значимых проектов в сфере культуры»

Актуальность проекта

1.В г. Югорске идет рост мигрантов;

2.Отсутствие центра по урегулированию вопросов организации в сфере культуры, направленных на достижение практических результатов по сохранению, созданию, распространению и освоению национальных культурных ценностей

3.Имеется недостаток знаний по различного рода вопросам межэтнического взаимодействия, толерантного поведения у населения;

Цель и задачи проекта

Организация сотрудничества учреждения культуры с национально-культурными сообществами города в целях гармонизации межэтнических и межкультурных отношений и укрепления толерантности в городе.

1.Совершенствовать механизм управления национально-культурными сообществами города.

2.Содействовать адаптации и интеграции мигрантов в культурное и социальное пространство города, развитию культуры коренного населения.

Этапы и сроки реализации проекта

2012год:
Первый этап Организационно-внедренческий – апрель-май;

Второй этап Основной – июнь - декабрь;

Третий этап Обобщающий – декабрь.

Механизм реализации

Культурно - досуговые мероприятия

Кадровое обеспечение проекта

Художественный руководитель

Режиссер массовых мероприятий

Художник – оформитель

Руководители клубных формирований

Конечные результаты реализации проекта

Мероприятия в рамках проекта проводятся на основании плана, утверждаемых муниципальным бюджетным учреждением культуры и согласованных центром национальных культур.

Оценка результатов и показателей выполнения основных мероприятий проекта, их эффективность осуществляется в порядке предусмотренными критериями.

Для обеспечения анализа эффективности мероприятий проекта, контроля хода его реализации ежеквартально муниципальное учреждение культуры представляет отчет о ходе реализации проекта.

В процессе реализации проекта могут проявиться ряд внешних и внутренних рисков.

Возможные риски :

Последствиями недостаточной координации могут стать:

отсутствие единого понимания участниками своей роли в выполнении проекта;

С целью минимизации рисков проекта запланированы следующие мероприятия:

ежемесячная корректировка по результатам исполнения проекта мероприятий;

информационное, организационно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение проводимых мероприятий, освещение в средствах массовой информации процессов и результатов реализации проекта

1. Этапы реализации проекта

Решение задач проекта «Центр национальных культур» предполагается осуществлять поэтапно. Ориентировочно можно выделить следующие этапы:

1-й этап.

Организационо-внедренческий

апрель - май

2-й этап.

Основной

июнь-декабрь

3-й этап.

Обобщающий

Для эффективной реализации поставленных задач на каждом этапе определяется ведущее направление деятельности при неизбежной взаимосвязи решения второстепенных задач

Первый этап предусматривает:

Ведущее направление - поиск активных форм включения социума в процесс управления культурной и социальной средой:

· актуализация деятельности общественных организации и национальных сообществ;

· разработка возможных механизмов для создания центра национальных культур;

· поиск и использование пиар-технологий при взаимодействии национальными сообществами в вопросах организации культурного досуга;

· привлечения потенциальных возможностей социального партнерства ;ъ

· составление единого плана взаимодействия.

Второй этап предусматривает:

Ведущее направление - формирование культурного наследия через семейные ценности, традиции и национальные праздники

· использование имеющихся внутренних резервов национальных традиций и ценностей;

· раскрытие творческого потенциала через мероприятия

· создание условий для развития и реализации традиции через культурные – досуговые мероприятия

· внедрение системы измерений по оценке достижений и участия жителей на основе анкет;

· актуализация и организация имеющихся ресурсов для вовлечения жителей в формирование коллективного плана мероприятий через участие в интернет-форумах;

Сопутствующая деятельность:

· расширение спектра культурно - досуговых услуг;

· расширение спектра учреждений города, вовлеченных в партнерские отношения;

· эффективное использование базы учреждения культуры для проведения мероприятий с жителями;

· формирование у жителей потребности сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей в области народного художественного творчества и культурно - досуговой деятельности.

· совершенствование системы управления по организации культурного отдыха жителей;

Третий этап предусматривает:

Ведущее направление - создание Совета, позволяющего распространить идеи сохранения культурного разнообразия и развития межнациональных связей в сфере культуры на жителей микрорайона, города.

· создание оптимальных условий для привлечения потенциальных возможностей социального партнерства учреждений города по формированию межнациональных связей в сфере культуры

Сопутствующая деятельность:

· создание и применение коллективного «банка идей» в социальном взаимодействии;

2. Мероприятия, проводимые в ходе проекта

Муниципальный

бюджет

Окружной бюджет

Ведущее направление: Поиск активных форм включения социума в процесс соуправления в сфере культуры и социальной средой

Планирование и организация деятельности Центра

Создание пиар-программы Центра по вопросам организации деятельности

Публикации, видеоролики

Организация публичных презентаций проекта

Разработка и реализация плана мероприятий по организации досуга

Публикация

Привлечение представителей разных учреждений города к деятельности Центра

Создание социокультурного механизма, позволяющего распространить идеи национальной культуры на семейную аудиторию, жителей микрорайона, города

Активное вовлечение населения в традиционные национальные мероприятия

Создание Совета

Организация досуга населения и обучения при тесном взаимодействии с учреждениями города и национальными сообществами.

Предъявление публичного отчета по выполнения мероприятий проекта, получение обратной связи

Второй этап июнь-ноябрь

Ведущее направление - формирование культурного наследия через семейные ценности, традиции и национальные праздники

Совместное планирование и организация деятельности «Центра национальной культуры» как одного из условий.

Создание Совета самых активных представителей с целью организации обмена опытом по вопросам организации культурного досуга

Публичная защита результатов реализации проекта, организация обратной связи с населением

3. Ожидаемые результаты реализации проекта

1.Создание Совета самых активных представителей с целью планирования и организации деятельности «Центра национальной культуры», обмена опытом по вопросам организации культурного отдыха.

2.Составление и утверждение единого плана работы.

При успешном завершении проекта возможна отработка модели реализации программы культурно - досуговой направленности с последующим тиражированием в соседних городах. Путь к позитивному изменению отношения общества к вопросам межнациональной культуры лежит через осуществление таких проектов, первым шагом которых может быть создание центра национальных культур в городе.

4. Ресурсное обеспечение проекта

Кадровые условия:

Художественный руководитель;

Режиссер массовых мероприятий;

Художник – оформитель;

Руководители клубных формирований;

Приложение 1

Смета расходов на реализацию проекта «Центр национальных культур»

№п/п

Наименование статей расходов

Сумма затрат, рублей

ВСЕГО

Бюджетные

Внебюджетные, целевые

Приобретение основных средств на развитие материально-технической базы (компьютер, оргтехника)

Изготовление национальных костюмов

Современные культурные центры мало похожи на учреждения клубного плана времён СССР, когда только в участвовало более тринадцати миллионов человек. К тому же дома и дворцы культуры существовали за счёт государства, посещение любых студий и кружков, любого вида художественной самодеятельности было бесплатным, в отличие от того, что происходит теперь. Ни просветительские, ни досуговые задачи перед учреждениями клубного плана РФ чаще всего не стоят.

Терминология

Что такое в понимании современного человека означает культурный центр? Чаще всего этот термин используется, когда хотят обозначить организацию или определённые здания, где сосредоточены, преумножены и продвигаются в жизнь разнообразные ценности окружающего общества, чаще всего из области искусства или культуры. Это может быть общественное художественное объединение или частная инициатива, но чаще всего культурные центры находятся в ведении государства.

Употребление термина

Употребляется этот термин на практике, когда нужно обозначить, к какой именно категории относится объект. Это говорится либо о крупном многофункциональном комплексе, который может охватить одновременно несколько сфер культуры или видов искусства, то есть назвать учреждения и объекты с узкой специализацией этим термином нельзя. Когда традиционная культурная функция учреждения одна - это не центр. Например: библиотека, музей, театр, концертный зал и так далее.

Во втором случае говорят об учреждении культурного плана, которое имеет конфессиональную, национальную, социальную ориентацию. Например, Русский культурный центр в государстве Монако, который основан не так давно, посредством библиотеки, детской школы, языковых курсов и Русского клуба не только поддерживает родную среди русскоговорящих людей близлежащих территорий, но и знакомит коренных жителей Монако с многообразием российских реалий.

Разнообразие форм

Пролучается, что границы, в которых используется этот термин, достаточно размыты. С одной стороны, он близок к традиционной форме института, который представляют Народный клуб, Дворец или Дом культуры. А с другой стороны, это такие разновидности общественных организаций, как национальные объединения или арт-центры.

Это могут быть и выставочные галереи, библиотеки и концертные залы, если там проводится и всяческая просветительская, и образовательная работа, то есть если эти организации широкого профиля, где сотрудничают культура и наука.

Характерные черты

Тем не менее одна важная черта учреждения культуры должна присутствовать в обязательном порядке, независимо от его типа - это некоммерческая основа деятельности. А также пропаганда культуры многостороннего и комплексного характера. Если говорят о городе, например, что Санкт-Петербург - важный промышленный, транспортный и культурный центр, то это не обозначает отдельного учреждения.

Также можно сказать об отличительной черте определённого района, то есть этот же термин, только в "градостроительном" употреблении. Например, есть в городе место, где сосредоточились все театры, концертные залы, библиотеки, стадионы и даже зоопарк. Может быть, так сложилось исторически, но вполне вероятно, что это замысел "отцов города".

Надо признать, многие современные города строятся по этому принципу: инфраструктура - детские сады, школы, больницы, скверы и парки в отдалённых микрорайонах присутствуют, а здания культурного предназначения вынесены за их пределы. Вот эту зону, где они сосредоточены, вполне можно назвать культурным центром города. И это будет уже следующее значение.

В 2008 году при Министерстве культуры разрабатывались варианты планировки культурных центров, с тем чтобы оптимально соотнести их наполняемость и затраты. Также составлен и график создания таких учреждений в малых городах страны. В Москве был создан в количестве пятидесяти человек, среди которых присутствовали журналисты, архитекторы, музейные работники, писатели, художники. Обсуждался богатый опыт советского времени, когда учреждения культуры присутствовали даже в самых маленьких посёлках и были чрезвычайно функциональны.

В каждом были разнообразные детские кружки и студии, хоры, народные театры, клубы по интересам, периодически проводились всевозможные массовые мероприятия, смотры художественной самодеятельности. При строительстве культурных центров этот опыт должен был учитываться. В 2015 году около пятидесяти таких учреждений должны были уже открыться.

Клуб или Дом культуры

В СССР каждый Дом или Дворец культуры обязательно был центром просветительской и культурно-массовой работы. Классификация таких учреждений была следующей: территориальные клубы и дома культуры под эгидой Министерства культуры; ведомственные - под управлением профсоюза предприятия, учебного заведения, учреждения и так далее; клубы для интеллигенции: Дом учителя, Дом писателя, Дом архитектора, Дом художника и другие; Дом культуры отдельного совхоза или колхоза; Дом офицеров; Дом народного творчества; Дворец для пионеров и школьников.

Клубные учреждения других стран

Страны бывшего СССР и Варшавского договора, как и РФ, сейчас отходят от названий советского времени. теперь называют пышно: Концерт-холл или же культурный центр. Однако во многих местах старые наименования остаются в силу традиций. Помимо соцстран, аналогичные учреждения (и не по названию, а по самой сути) существуют во многих капиталистических странах давно и функционируют успешно.

Очень много домов культуры в Латинской Америке (они так и называются - Centro cultural), в Испании. Чрезвычайно развиты народное творчество и общественная деятельность в Германии, например, в Доме культуры народов мира в Берлине проходят концерты, спектакли, фестивали, выставки, и все эти массовые мероприятия готовятся при поддержке правительства, но на общественных началах. Во Франции и в Канаде учреждения клубного плана и называются домами культуры (Maison de la Culture), и деятельность их абсолютно сходна с клубами нашей страны советского времени. В одном только Монреале таких домов культуры двенадцать.

Аркаим

На всей территории России всегда существовали культурные центры, а в настоящее время создаются новые: парки с природно-ландшафтной тематикой, а также с исторической и археологической. В стране множество мест, где изучаются такие отдалённые времена, о которых даже фольклор уже ничего не помнит.

Очень популярны становятся центры, где взаимодействуют культура и наука, например, такого плана город Аркаим (Челябинская область), где были обнаружены две с виду непримечательные сопки, которыми заинтересовались археологи. Это открытие стало сенсационным.

Сначала туда стекались представители всевозможных эзотерических групп, затем изучение местности перешло под крыло государства, и был образован заповедник. Кстати, он там не один: "Страна городов" Южного Урала насчитывает двадцать четыре таких места, где культурный центр - город.

Экспериментальная площадка, с которой начинал обустраиваться заповедник, постепенно раскрывала ряд древних жилищ семнадцатого века до нашей эры. Сначала реконструирование коснулось одного из них, и выполняли это без современных инструментов, пользуясь только теми, которые сделаны в точности, как образцы бронзового века, найденные при раскопках.

Так родился культурно-исторический центр, названный Музеем древних производств. Туристы могут не только смотреть строения возраста пирамид, но и принимать участие как в экспериментах, так и в самом строительстве, в реконструкции жилищ. Только здесь более черытёхсот интереснейших можно приобщиться к культуре разных эпох.

Татарское городище

Учреждения культуры имеют множество видов: это и библиотеки, и музеи, и театры, дома культуры и дворцы. А бывают сложные, синкретического плана, такие как НОКЦ на окраине Ставрополя. Базой ему послужили "Татарское городище", краеведческий музей и местный университет. Культурные центры объединились, чтобы научная работа, охранная и музейная (экспозиционная) сочетались с культурно-развлекательной и просветительской деятельностью на территории этого археологического палеоландшафтного парка.

Это очень сложный, можно сказать - многослойный памятник, действовавший в четырёх исторических периодах: хазарском, сарматском, скифском и кобанском. Культурные центры России почти нигде не имеют настолько хорошо сохранившихся фортификационных, культовых сооружений, с системами дорог, могильников и ещё многих объектов, по которым можно проследить разные стороны жизни наших очень далёких предков - от восьмого века до нашей эры. Это и развалины древних стен, усыпанные многовековыми черепками кувшинов и горшков, золой костров и очагов, которые погасли сотни и сотни лет назад.

Перспективы

Сохранение и использование археологического наследия, как правило, проходит посредством создания на базе музеев под открытым небом таких комплексов, которые объединят научную, просветительскую и множество развлекательных видов деятельности, поэтому сейчас открыты и готовятся к открытию очень многие культурные центры историко-культурного направления.

В малых городах базой для их функционирования может стать любое сообщество краеведов при поддержке местной администрации. Даже дом культуры может стать отправной точкой для создания центра по изучению исторического наследия региона. Дорогу осилит идущий, поэтому всемерно нужно помогать энтузиастам, начинающим этот путь. Практически все успешные предприятия начинаются с малого, здесь можно вспомнить музей техники находящийся в Подмосковье. Учреждения культуры должны пользоваться всемерной поддержкой государства.

Проблемы развития малых городов

Правительство заинтересовано в создании новых объектов образовательного и развлекательного плана в виде историко-культурных центров в малых городах России. В материалы правительства ещё в 2013 году внесены формулировки, обозначающие цели для такой работы.

Культурные центры России располагаются очень неравномерно. Больше всего их скоплений в больших городах. Поэтому возникает диспропорция в количестве, качестве и разнообразии культурных услуг, которые получают граждане на территории страны. Культурные центры Москвы или Петербурга не могут сравниваться по этим параметрам с услугами, предложенными жителям отдалённых небольших населённых пунктов. А создавать новые возможности для творчества, самореализации, физического развития, духовного обогащения нужно всем без исключения.

На территории России проживают многие десятки разных народностей, и культурные центры могут содействовать полноценному культурному обмену между соседствующими национальностями. Качество жизни при хорошей работе объединяющих многофункциональных центров поспособствует повышению качества жизни населения, независимо от места жительства. Также этот путь поможет развитию инфраструктуры посёлка или города, даже создаст новые рабочие места. Отток населения из малых городов будет предотвращён.

УДК 800.732 © О.Б. Истомина

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ В МНОГОЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Статья посвящена изучению деятельности национально-культурных центров и степени их эффективности в Иркутской области. Деятельность национальных организаций связана со многими аспектами жизнедеятельности этноса в многонациональной среде и направлена на укрепление единого культурного пространства региона.

Ключевые слова: национально-культурный центр, тип национальных объединений, индекс мозаичиости населения.

NATIONAL-CULTURAL CENTERS IN THE MULTIETHNIC ENVIRONMENT

Article is devoted to studying of activity■ of the national and cultural centers and degree of their efficiency in the Irkutsk region. Activity of the national organizations is connected with many aspects of activity of ethnos in the multinational environment and directed on strengthening of uniform cultural space of the region.

Key words: the national-cultural center, type of national associations, an index of mosaic the population.

Концепция национальной политики современной России ориентирована на построение и укрепление тенденций равноправного функционирования культур народов в пределах многонационального государства. Тем не менее, реальная ситуация характеризуется сложными процессами и проявлениями интолерантного поведения, ксенофобии, этно фанатизма, или, напротив, этнической индифферентности.

Деструктивные формы межкультурных коммуникаций в государстве с исторически сложившейся многонациональностью, с высоким уровнем мозаичности национального состава вызваны усилением социально-экономической напряженности и представляют серьезную угрозу государственности. Нарушение взаимного уважительного отношения друг к другу людей разных национальностей в современных условиях проявляется в виде преступлений, совершенных на почве национальной неприязни, в виде публичных мероприятий, транслирующих интересы моноэтнической группы. Проявления национализма, шовинизма, религиозной нетерпимости свидетельствуют о радикальной активности, о разрушении принципа «единства в многообразии».

Самыми эффективными в данных условиях способами оздоровления общества видятся обеспечение социальной стабильности, утверждение и распространение принципов

Можно быть спокойным, если есть, кому передать свое культурное наследство

X. Мураками

толерантности, создание условий для равноправного социального и национально-культурного развития всех народов России. Указанные способы требуют активности национальной интеллигенции, ориентированной на сохранение и развитие этнокультур, и связаны с деятельностью национально-культурных организаций.

обусловленного его исторической,

экономической, политической, хозяйственно-бытовой, социокультурной спецификой. Деятельность национально-культурных

организаций в полиэтническом регионе реализует положения концепции

государственной национальной политики, защищает интересы народов, укрепляет единое культурное пространство региона.

По данным Главного управления министерства юстиции по Иркутской области и Усть-Ордынскому бурятскому автономному округу (УОБАО) на 01.01.2012 г. в регионе зарегистрированы 89 национальных объединений, из них 24 функционируют в Иркутске. В этом списке представлены национально-культурные автономии, несколько культурных центров, национальные общины. Причины, побуждающие к созданию национальных объединений, различны и являются условием для выбора типа

организации. НКЦ могут создаваться с целью поддержки земляков, приезжающих в область. Такие функции выполняют общественная киргизская национально-культурная

организация «Дружба», Иркутская областная общественная организация «Союз

таджикистанцев» и другие центры, ориентированные на поддержку культур, чаще народов Кавказа.

Также в области представлены НКЦ, в деятельности которых заинтересовано государство - историческая родина мигрантов. К числу таких организаций следует отнести Литовский национально-культурный центр «Швитурис» («Маяк»), Иркутскую областную общественную организацию «Польская культурная автономия «Огниво», объединения других европейских народов.

Третий тип учреждений представляет интересы коренных и малочисленных народов региона и государства в целом. Согласно статистике, в любом регионе, включающем в свой состав национальные автономии, организации данного типа численно преобладают. Цели подобных учреждений направлены, прежде всего, на поддержку национальных республик таких как Бурятия, Якутия, Татарстан, Чувашия и др. Данный тип национальных объединений может создаваться в целях культурного объединения людей одной нации, выполнять интегративные задачи, а также своей целью может видеть развитие национального языка, обычаев, ремесел и культурных промыслов.

Самая масштабная цель большинства культурных центров, независимо от типа, -

популяризация традиционных культур народов России. Решается эта задача с помощью организации и проведения национальных праздников, акций, знакомящих население с обычаями и обрядами различных этногрупп. Сведения о подобных событиях, их форме и содержании освещаются этническими СМИ, публикациями Гильдии межэтнической журналистики . В эти праздники вовлечены не только члены организации, но и представители других национальностей, все, кто интересуется обычаями народов региона.

В числе функционирующих на территории Иркутской области национально-культурных центров большую часть представляют объединения следующих народов: буряты - 25 НКЦ, что составляет 28,1% от общего числа всех 89 национальных организаций области; украинцы - 2 НКЦ или 2,2%; татары - 7 НКЦ или 7,9%; белорусы - 11 НКЦ или 12,4%; народы Кавказа - 11 НКЦ или 12,4%; эвенки -4 НКЦ или 4,5%; малочисленные народы Севера -] 1 НКЦ или 12,4% от числа функционирующих на территории области национально-культурных учреждений.

В соотношении количества национально-культурных областных организаций большую долю занимают центры по сохранению культуры бурятского народа. В регионе сложилась естественная корреляция:

численность народности - число центров и организаций с национально-культурным уклоном. Чем выше первый критерий, тем больше и шире соответственно второй (см. табл.

Таблица 1

Соотношение численной представленности национальностей и количества НКЦ в Иркутской области

Численность Число % от числа

Название национальности, создавшей НКЦ в области, НКЦ в НКЦ в

чел. области регионе

Буряты 80565 25 28.1

Белорусы 14185 11 12.4

Малочисленные народы Севера (марийцы, тофалары, 2995 11 12,4

эвены, коми)

Татары 31068 7 7,9

Эвенки 1431 4 4,5

Поляки 2298 3 3,4

Украинцы 53631 2 2,5

Народы Кавказа (армяне, азербайджанцы, таджики, узбеки) 17454 11 12,4

Литовцы 1669 2 2,5

Чеченцы, ингуши 1044 1 1,1

Чуваши 7295 1 1,1

Коллективы национальных центров решают сложные задачи в вопросах просвещения населения, развития культур своих народов, осуществляют работу курсов по изучению национальных языков. В Иркутске организованы воскресные школы, курсы обучения родному языку. Данная работа большинством учреждений культуры ведется системно, организованно. Сложность обучения языку состоит в сужении сфер применения сформированных языковых компетенций. Остается сложной ситуация с публикацией художественной литературы, газет, журналов на национальных языках. Немногочисленные периодические издания носят просветительский, интегративно ориентированный характер. Узкопрагматичная направленность на лингвоэкологию значительно сужает круг читателей данных изданий. В молодежной среде информационная потребность реализуется через Интернет-ресурсы и издания центральной печати, тем не менее, значимость изданий на национальных языках трудно умалить. Периодические издания на национальном языке - это доказательства сохранения культуры и подтверждение жизнеспособности языка. Многие организации имеют свои официальные сайты, где размещена информация об основных направлениях деятельности центра, прописан календарь мероприятий. На сайте производится запись на курсы обучения родному языку, ведется форум, а это значит, что консолидация по национальному признаку не является единственным критерием для установления круга общения. В современных условиях для сохранения традиционных культур важны все средства, в том числе высокотехнологичные информационные системы.

Направлений при системном подходе в деятельности НКЦ достаточно много, среди них такие важные аспекты, как: издательская деятельность, консультирование с целью просвещения в молодежной среде, сохранение народных ремесел, укрепление связей с народами региона, формирование и укрепление принципов толерантности, проведение национальных праздников, знакомство населения региона с культурой этноса, и, конечно, сохранение языка как свидетельства культуры своего народа.

Деятельность культурных центров, защищающих интересы народов региона, связана со многими аспектами жизнедеятельности этноса в многонациональной среде, но эффективность данных структур зачастую снижается в результате стремления

интегрировать участников по критерию национальной принадлежности. В результате о культуре конкретного этноса, о культурных мероприятиях, о традициях социокультурных действий знают, как правило, представители только этого этноса. Поскольку в задачи центров, ориентированных на сохранение и развитие национальных культур малочисленных народов, входят популяризация традиций, знакомство со специфическими чертами своей культуры, утверждение принципов

толерантности в полиэтнической среде, следует расширить сферу социокультурного воздействия.

С целью изучения ситуации, сложившейся вокруг национально-культурных учреждений Иркутской области, в феврале 2012 г. проведено социологическое исследование. Опрос проведен в форме анкетирования, объем выборки 630 человек. Респондентами стали городские и сельские жители области равных по числу групп. Задача исследования - выявить отношение населения к национальным центрам. Анкета содержит 15 вопросов пяти блоков. Первый блок - информация о респонденте, второй блок о традициях культур народов, населяющих область, это вопросы о том, знает ли население о деятельности НКЦ, что является источником этой осведомленности и считают ли респонденты их деятельность эффективной. Третий блок вопросов ориентирован на выявление первоочередных задач НКЦ в понимании жителей многонациональной области, а также поиск потенциальных источников повышения историко-

культурологической когнитивной базы в сознании поликультурного общества. Четвертый - вопросы на установление причинно-следственной связи между наличием знаниевой базы культуры, истории своего народа и интересом к национальным культурам соседствующих народов. И пятый блок вопросов посвящен выявлению степени необходимости работы НКЦ и, как следствие, сохранения традиционных миноритарных культур как свидетельства духовной самобытности региона.

Фокус-группу составили городские и сельские жители молодежной возрастной группы (от 17-25 лет). Участниками опроса стали абитуриенты и студенты Ангарской государственной технической академии, Национального Иркутского государственного исследовательского технического университета и учащиеся выпускных классов школ Осинского, Нукутского и Аларского районов УОБАО. Числовое соотношение респондентов

распределено следующим образом: в городах Иркутск, Ангарск - 225 человек, в районах УОБАО опрошено 405 респондентов, из них: в Осинском районе - 110, в Нукутском - 140, в Аларском- 155 человек.

Городское и сельское население, на наш взгляд, обладает разным объемом информации о национальных приметах, традициях и специфических чертах культур малочисленных народов области. По этой причине респонденты являются представителями обоих типов поселения. Тип и статус социально-территориального общности, уровень плотности населения определяют степень возможности межнациональных контактов. Сельские объекты по уровню мозаичности национального состава отличаются от городского уровня незначительным перевесом. Индексы мозаичности населения, а, следовательно, и уровня интенсивности межнациональных контактов, как говорилось выше, во всей области приблизительно равны. Но наличие более тесных социальных отношений ввиду большей компактности заселения предоставляет возможность более глубокого знакомства с культурами соседствующих народов. В сельской

Уровень заинтересованности

местности люди друг о друге знают все, чем живет сосед, какие события происходят в его жизни сегодня, какие правила бытоустройства и социального взаимодействия являются определяющими, какие приметы считаются традиционными и особо почитаются, какие праздничные мероприятия происходят и как их отмечают. Деятельность НКЦ на селе для жителей более очевидна, поэтому работа подобных организаций в сельской местности воспринимается в сознании населения как более эффективная.

Вопросы о необходимости сохранения традиционных культур и в городском, и в сельском поселении воспринимаются одинаково высоко: 82,2% горожан и 100% сельчан убеждены в обязательности сохранения всех образцов этнокультур Предбайкальского региона. Большая часть респондентов связывает неизменяемость национально-культурного

«рельефа» с деятельностью НКЦ, национальных автономий, диаспор и иных организаций. Согласно данным опроса (см. табл. 2) 71,1% респондентов-горожан и 93,3% сельской молодежи понимают необходимость работы национальных учреждений.

Таблица 2

елення в деятельности НКЦ, %

Вопрос Город Село

«да» «нет» «не знаю» «да» «нет» «не знаю»

Считаете ли Вы нужным сохранение традиционных культур народов Вашего региона 82,2 4.4 13.3 99.6 0 0,4

Считаете ли Вы необходимой работу национально-культурных центров 71,1 6.7 22.2 93,3 0,9 5,8

Хотели бы вы принять участие в национальном празднике какого-либо народа области 57,8 22.2 20 88 1,8 10,2

Интересна ли Вам культура других народов 66,7 24.4 8,9 90,2 0,9 8.9

Интересуетесь ли Вы историей своего народа 77,8 8.9 13,3 99,6 0,4 0

Можете ли Вы сказать, что знаете историю своего народа 37,8 35.5 26.7 67.1 12.9 20

В Восточной Сибири издавна проживают люди разных национальностей и вероисповеданий, поэтому общественные организации граждан, объединенных интересами по национальному признаку, остаются востребованными. Деятельность НКЦ не утрачивает актуальность в современных условиях. Цели и задачи национально-культурных автономий связаны с возрождением национального самосознания, они

ориентированы на сохранение самобытности, традиций и историко-культурного наследия своего народа, содействуют развитию

национального языка, ремесел, прикладного искусства. В целом, НКЦ призваны удовлетворять культурно-просветительские, общественно-значимые, морально-нравственные потребности поликультурного региона.

Большая часть опрошенных, независимо от типа поселения, проявляют интерес к культуре собственного и других народов, живущих в непосредственной территориальной близости: 77,8% городской молодежи проявляет интерес к истории своего и 66,7% - к истории других народов, ответы сельчан распределены - 99,6% и 90,2% соответственно. Думается, что

результаты подтверждают наличие в когнитивной базе личности коррелятивной зависимости: интерес индивида к культуре не может замыкаться рамками собственной этнопринадлежности. Иными словами, интерес к своей культуре подразумевает повышение знаний засчет компаративного подхода, который требует узнавания культурных особенностей других народов. Понимая разницу в общих и в большей степени, специфических чертах иноэгнических и национально-культурных образований, можно понять основы собственной культуры.

Важно сказать, что проявление заинтересованности к истории и культуре своего народа в обоих типах социально-территориальных общностей выше показателей субъективной оценки имеющихся, уже сформированных знаний в этой области: в два раза у городской молодежи и в полтора раза у сельской. На селе знакомство с традиционным укладом жизни не есть только образовательная задача, это ежедневный опыт освоения норм социального взаимодействия. По этой причине желание посетить национал ьно-культу рные мероприятия каких-либо этнических групп на территории области у сельских респондентов также выражено больше: 88% по сравнению с 57,8% у горожан. На основании данных социологического исследования компактность проживания, невысокая численность населения сельских объектов определяет степень заинтересованности в сохранении традиций и историко-культурного наследия, в

ревитализации национального языка как признака самобытности того или иного народа.

Также по аналогии в анкету исследования включен вопрос: «Уровень знаний о культуре, обычаях, традициях народов, проживающих в Вашей области, Вы считаете...?». Получены следующие ответы: «высоким» - 2,2% горожан и 9,3% сельчан; «удовлетворительным» - 31,1% и 44%; «неудовлетворительным» - 66,7% и 46,7% респондентов соответственно. Таким образом, могут признать и оценить свою осведомленность и компетентность в данном вопросе суммарно только 33,3% респондентов из городского типа поселения и 53,3% -сельского. Все социокультурные

характеристики сельской территориальной общности в этой плоскости также закономерно оказались более эффективными.

Следует отметить, что оценка компетентности в сфере этнографии и краеведения, данная респондентами в ходе опроса, все-таки носит субъективный характер,

т.к. дана по признаку самоопределения. Проверить насколько эта оценка отвечает требованиям объективности в условиях метода анкетирования довольно сложно, но попытка верификации полученных данных все же была сделана. В анкету включен вопрос: «О каких национальных праздниках народов, живущих в Вашей области, (кроме русского) Вы знаете?». Ответы соответствуют варианту, полученному на основе самооценивания, и обусловлены невысокой степенью мозаичности

Предбайкальского региона (народностей проживает много, но их доля в общей численности слишком мала, чтобы повысить уровень мозаичности национального состава и, вместе с тем, степень интенсивности межнациональных контактов). Следствие данных особенностей региона -осведомленность в вопросах национально-культурных традиций двух народов, которые в численном отношении доминируют после мажоритарной группы русских. Это исконно проживающий на территории Сибири бурятский, а также татарский народы, которые представлены в области 3,1% и 1,2% соответственно (согласно данным переписи 2010 г). Узнаваемые праздники в городской среде: бурятские Сагаалган - 35,5% и Сурхарбан

24,4%, татаро-башкирский Рамадан - 13,3%; в сельской среде: Сагаалган - 95,6% и Сурхарбан

86,7%, Рамадан - 46,6%.

Источником получения сведений о фундаментальных признаках традиционных культур этногрупп своей области являются различные формы и способы трансляции, как то телевидение, СМИ, деятельность НКЦ и др. (см. табл. 3).

Большое значение в вопросах национально-культурного просвещения имеет семья. В первичной сфере социализации узнаются не только традиции и порядок их исполнения, но и смысловая, содержательная сторона

выполняемых обрядовых действий. В семье есть возможность не только ознакомиться с правилами, но и принять участие, выполнить их самостоятельно.

Деятельность национально-культурных

организаций в Иркутской области весьма разнообразна, но ее эффективность в городской среде не высока, только 2,2% опрошенных получили знание об этнокультурных особенностях из мероприятий НКЦ в своем городе, а 26,7% - смогли принять участие в подобных акциях. Особенность

функционирования НКЦ в городе - это ориентация на представителей своего этноса,

что, конечно, снижает эффективность трансляции традиционных культурных форм, мешает распространению положительного образа культуры в полиэтнической среде, препятствует внедрению в жизненные стратегии

принципов толерантности. Расширение круга социокультурного воздействия могло бы решить многие проблемы, связанные с ростом социальной напряженности в области.

Таблица 3

Способы и источники информирования населения о традициях национальных культур, %

Из каких источников Вы узнали о национальных праздниках город село

По телевидению 64,4 32,9

В школе, техникуме, вузе 20 95,6

Из художественной и публицистической литературы 17,8 48.4

Из газет и журналов 46,7 24,9

Из мероприятий национально-культурных центров 2.2 93.8

Из собственных наблюдений 22,2 49.8

В семье (принимал участие в празднике) 26.7 83.1

Из Интернет-ресурсов, официальных сайтов национальных учреждений 8.9 5,7

К основным видам направлений работы следует отнести не только культурно-просветительскую, но и социально-ориентированную, образовательную, научно-исследовательскую, издательскую,

правозащитную и пр. В представлениях опрошенных самой важной функцией НКЦ является сохранение традиций и обычаев

Представления населе!

народов региона - это мнение 48,9% городских и 94,2% сельских респондентов. Сохранение традиций и ретрансляция их новому поколению понимаются одинаково высоко в сознании опрошенных, независимо от места проживания. Другие цели и задачи национально-культурных организаций, отмеченных населением в ходе опроса, указаны в таблице 4:

Таблица 4

области о задачах НКЦ, %

Что, на Ваш взгляд, является основной задачей национально-культурных центров город село

Знакомство жителей с национальными культурами региона 44.4 44,9

Обучение детей традициям своего народа 33,3 78.2

Сохранение национальной культуры 42,2 83,1

Сохранение традиций и обычаев народов региона 48,9 94,2

Сохранение родного языка как основы национальной культ\ры 20 52

Сохранение народа 4,4 66.2

Популяризация национальных культур и их обычаев 15.6 22.7

Другое 2,2 3.1

Свои варианты ответов, отнесенные в графу «другое», связаны с формированием синтетической функции, которая объединила бы все перечисленные в таблице. Респонденты признали необходимость интегрированного, комплексного подхода, который в условиях поликультуры представляется самым эффективным. Кроме источников получения информации по обсуждаемому вопросу, респондентам предлагалось найти наиболее продуктивный метод, способ повышения собственного уровня компетенций национально-культурного плана. Большая часть городских респондентов, а именно 48,9%, считают результативным присутствие на выступлениях и публичных мероприятиях НКЦ, еще 24,4% -пожелали принять участие в подобных действиях.

К сожалению, результаты указывают на невысокую степень готовности молодежной группы к самостоятельному поиску информации. Респонденты города и села предпочитают чувствовать поддержку со стороны национально-культурных учреждений, органов местного самоуправления,

общественных и религиозных организаций.

Деятельность данных структур особенно важна для сохранения статуса национальных групп, для их развития и, конечно, для лингвоэкологии, т.е. для сохранения родных языков народов региона. Языки малочисленных народов в современных поликультурных регионах с преобладанием мажоритарного русского языка нуждаются в опеке со стороны НКЦ, требуют особых мер поддержки. Существуют определенные условия

функционирования языка в сообществе, которые могут рассматриваться как факторы, способствующие сохранению национальных языков: значительная численность языковой группы; компактное расселение; проживание в исконных местах обитания; наличие

литературной традиции; наличие общественных организаций, функционирующих на

национальном языке; функционирование языка в семье; отношение членов языковой группы к национальным языкам как к ценности.

Таблица 5

Потенциальные источники информации о национальных культурах региона, %

Как, на Ваш взгляд, Вы могли бы повысить уровень знаний о культуре своего и других народов региона город село

Самостоятельно 24.4 29,7

Обучаясь по программе в школе, техникуме, вузе 31,1 39,

Из СМИ и ТВ 40 27,1

Посещая мероприятия национально-культурных центров 48,9 84,4

Принимая активное участие в праздниках национально-культурных центров 24,4 80.9

Перечисленные факторы в современных условиях обладают разными степенями мобильности. Численность языковой группы, например, не является константной величиной, компактное расселение коренных жителей и расселение их в исконных местах обитания распространено, преимущественно, в сельской местности, а наличие литературной традиции, к сожалению, может оказаться невостребованным, особенно в молодежной среде. Очевидно, что обретают социально значимую роль национально-культурные центры, общества, организации, представители которых посредством действий по сохранению языков коренных народов Предбайкалья и других регионов воспитывают у подрастающего поколения уважительное отношение к родному языку, расширяют уровни его

функционирования.

Функции современных национально-культурных центров полностью согласуются с положениями концепции государственной национальной политики и призваны «отражать все многообразие интересов народов РФ» . Задачи НКЦ связаны с сохранением

этнокультурного рельефа региона, с развитием исторически сложившейся формы

поликультуры. Особенно значимой функцией НКЦ в условиях роста социальной напряженности является налаживание сотрудничества. Сохранение уникальных особенностей материальной и духовной культур способствует укреплению связей с народами региона, формированию и развитию принципов толерантности.

Литература

1. [email protected]

2. Национальная политика России, история и современность. - М, 1997. - С. 647 - 663.

Истомина Ольга Борисовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры общественных наук Ангарской государственной технической академии, г. Ангарск, e-mail: [email protected].

Istomina Olga Borisovna, candidate of sociological science, associate professor, department of social sciences, Angarsk State Technical Academy, Angarsk, email: [email protected].

УДК 316.34/35 © И.Ц. Доржиева

ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ БУРЯТСКИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматриваются особенности этнического самосознания бурятских школьников и студентов. На основе проведенного социологического исследования определяются факторы этнического самосознания, этническая самоидентификация бурятских детей в городской и сельской местностях.

Ключевые слова: этничность, этническое самосознание, этническая самоидентификация, традиции, обычаи.

Тип неправительственная организация Го … Википедия

Дом культуры Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации им. М.В. Фрунзе … Википедия

Координаты: 40°23′43″ с. ш. 49°52′56″ в. д. / 40.395278° с. ш. 49.882222° в. д. … Википедия

Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне … Википедия

Для термина «Бхактиведанта» см. другие значения. Индуитский храм Культурный центр Бхактиведанты Bhaktivedanta Cultural Center Страна США … Википедия

Здание Культурный центр Чикаго Chicago Cultural Center … Википедия

Казино Росс, 2010. Казино Росс (исп. Casino Agustín Ross Edwards) историческое здание казин … Википедия

Открылся в 1990 премьерой второй редакции пьесы Ж. Жене «Служанки» (первая была поставлена в театре в 1988), но фактически существовал задолго до этого: Р.Г. Виктюк ставил спектакли на разных сценах, сотрудничая с, и др. Постановочное… … Москва (энциклопедия)

Культурный центр Арабский культурный центр Страна … Википедия

Культурный центр «Родина», Элиста, Калмыкия … Википедия

Книги

  • Образование. Историко-культурный феномен , Е. П. Белозерцев. Настоящий курс лекций вводит читателя в историческую, общекультурную, научную дискуссию об образовании в целом, о русской школе и путях ее развития. Курс лекций предназначается для студентов…
  • Культура образа. Кросс-культурный анализ образа сознания , Сидорова Варвара Владимировна. Что для русского и для японца "вкусный ужин" и"справедливость"?Почему в Японии больше развита эстетика, нежели философия? Что такое образ сознания, и как он зависит от той или иной культуры?…
  • Иммигранты и наркотики (демографический, статистический и культурный анализ) , Резник Александр, Израйловиц Ричард. Книга посвящена изучению проблемы употребления наркотиков русскоязычными иммигрантами в Израиле. Основу данной книги составили результаты исследований, выполненные в рамках ряда международных…