Тема родины в русской литературе. Чужие изорвать мундиры

Тема родины в русской литературе. Чужие изорвать мундиры

Рассказы для младших школьников о Родине, о родной земле. Рассказы, воспитывающие у детей любовь и уважение к родной земле. Рассказы Ивана Бунина, Евгения Пермяка, Константина Паустовского.

Иван Бунин. Косцы

Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё — и пели.

Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернётся уже вовеки.

Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.

Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня... Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут... Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — богом стране. И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели.

Они были «дальние», рязанские. Они небольшой артелью проходили по нашим, орловским, местам, помогая нашим сенокосам и подвигаясь на низы, на заработки во время рабочей поры в степях, ещё более плодородных, чем наши. И они были беззаботны, дружны, как бывают люди в дальнем и долгом пути, на отдыхе от всех семейных и хозяйственных уз, были «охочи к работе», неосознанно радуясь её красоте и спорости. Они были как-то стариннее и добротнее, чем наши, — в обычае, в повадке, в языке, — опрятной и красивей одеждой, своими мягкими кожаными бахилками, белыми ладно увязанными онучами, чистыми портками и рубахами с красными, кумачовыми воротами и такими же ластовицами.

Неделю тому назад они косили в ближнем от нас лесу, и я видел, проезжая верхом, как они заходили на работу, пополудновавши: они пили из деревянных жбанов родниковую воду, — так долго, так сладко, как пьют только звери да хорошие, здоровые русские батраки, — потом крестились и бодро сбегались к месту с белыми, блестящими, наведёнными, как бритва, косами на плечах, на бегу вступали в ряд, косы пустили все враз, широко, играючи, и пошли, пошли вольной, ровной чередой. А на возвратном пути я видел их ужин. Они сидели на засвежевшей поляне возле потухшего костра, ложками таскали из чугуна куски чего-то розового.

Я сказал:

— Хлеб-соль, здравствуйте.

Они приветливо ответили:

— Доброго здоровья, милости просим!

Поляна спускалась к оврагу, открывая ещё светлый за зелёными деревьями запад. И вдруг, приглядевшись, я с ужасом увидел, что то, что ели они, были страшные своим дурманом грибы-мухоморы. А они только засмеялись:

— Ничего, они сладкие, чистая курятина!

Теперь они пели: «Ты прости-прощай, любезный друг!» — подвигались по берёзовому лесу, бездумно лишая его густых трав и цветов, и пели, сами не замечая того. И мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не забыть нам этого предвечернего часа и никогда не понять, а главное, не высказать вполне, в чём такая дивная прелесть их песни.

Прелесть её была в откликах, в звучности берёзового леса. Прелесть её была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы и они, эти рязанские косцы. Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами — и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим снежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, её простором и заповедной далью. Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И ещё в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была — Россия, и что только её душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох берёзовом лесу.

Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъёмы молодой, здоровой, певучей груди. Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной лёгкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому. Чувствовалось — человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи.

Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по-своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное. И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.

Конечно, они «прощались, расставались» и с «родимой сторонушкой», и со своим счастьем, и с надеждами, и с той, с кем это счастье соединялось:

Ты прости-прощай, любезный друг,

И, родимая, ах да прощай, сторонушка! —

говорили, вздыхали они каждый по-разному, с той или иной мерой грусти и любви, но с одинаковой беззаботно-безнадёжной укоризной.

Ты прости-прощай, любезная, неверная моя,

По тебе ли сердце черней грязи сделалось! —

говорили они, по-разному жалуясь и тоскуя, по- разному ударяя на слова, и вдруг все разом сливались уже в совершенно согласном чувстве почти восторга перед своей гибелью, молодой дерзости перед судьбою и какого-то необыкновенного, всепрощающего великодушия, — точно встряхивали головами и кидали на весь лес:

Коль не любишь, не мил — бог с тобою,

Коли лучше найдёшь — позабудешь! —

и по всему лесу откликалось на дружную силу, свободу и грудную звучность их голосов, замирало и опять, звучно гремя, подхватывало:

Ах, коли лучше найдёшь — позабудешь,

Коли хуже найдёшь — пожалеешь!

В чём ещё было очарование этой песни, её неизбывная радость при всей её будто бы безнадёжности? В том, что человек всё-таки не верил, да и не мог верить, по своей силе и непочатости, в эту безнадёжность. «Ах, да все пути мне, молодцу, заказаны!» — говорил он, сладко оплакивая себя. Но не плачут сладко и не поют своих скорбей те, которым и впрямь нет нигде ни пути, ни дороги. «Ты прости-прощай, родимая сторонушка!» — говорил человек — и знал, что всё-таки нет ему подлинной разлуки с нею, с родиной, что, куда бы ни забросила его доля, всё будет над ним родное небо, а вокруг — беспредельная родная Русь, гибельная для него, балованного, разве только своей свободой, простором и сказочным богатством. «Закатилось солнце красное за тёмные леса, ах, все пташки приумолкли, все садились по местам!» Закатилось моё счастье, вздыхал он, тёмная ночь с её глушью обступает меня, — и всё-таки чувствовал: так кровно близок он с этой глушью, живой для него, девственной и преисполненной волшебными силами, что всюду есть у него приют, ночлег, есть чьё-то заступничество, чья-то добрая забота, чей-то голос, шепчущий: «Не тужи, утро вечера мудренее, для меня нет ничего невозможного, спи спокойно, дитятко!» — И из всяческих бед, по вере его, выручали его птицы и звери лесные, царевны прекрасные, премудрые и даже сама Баба-Яга, жалевшая его «по его младости». Были для него ковры-самолёты, шапки-невидимки, текли реки молочные, таились клады самоцветные, от всех смертных чар были ключи вечно живой воды, знал он молитвы и заклятия, чудодейные опять-таки по вере его, улетал из темниц, скинувшись ясным соколом, о сырую Землю-Мать ударившись, заступали его от лихих соседей и ворогов дебри дремучие, чёрные топи болотные, пески летучие — и прощал милосердный бог за все посвисты удалые, ножи острые, горячие...

Ещё одно, говорю я, было в этой песне — это то, что хорошо знали и мы и они, эти рязанские мужики, в глубине души, что бесконечно счастливы были мы в те дни, теперь уже бесконечно далёкие — и невозвратимые. Ибо всему свой срок, — миновала и для нас сказка: отказались от нас наши древние заступники, разбежались рыскучие звери, разлетелись вещие птицы, свернулись самобраные скатерти, поруганы молитвы и заклятия, иссохла Мать-Сыра-Земля, иссякли животворные ключи — и настал конец, предел божьему прощению.

Евгений Пермяк. Сказка-присказка про родной Урал

В этой сказке-присказке всякой разной чепушины хоть отбавляй. В забытые тёмные времена эту байку чей-то досужий язык породил да по свету пустил. Житьишко у неё было так себе. Маломальское. Кое-где она ютилась, кое-где до наших лет дожила и мне в уши попала.

Не пропадать же сказке-присказке! Куда-нибудь, кому-никому, может, и сгодится. Приживётся — пусть живёт. Нет — моё дело сторона. За что купил, за то и продаю.

Слушайте.

Вскорости, как наша земля отвердела, как суша от морей отделилась, зверями всякими, птицами населилась, из глубин земли, из степей прикаспинских золотой Змей-полоз выполз. С хрустальной чешуёй, с самоцветным отливом, огненным нутром, рудяным костяком, медным прожильем...

Задумал собою землю опоясать. Задумал и пополз от каспинских полуденных степей до полуночных холодных морей.

Больше тысячи вёрст полз как по струне, а потом вилять начал.

Осенью, видно, дело-то было. Круглая ночь застала его. Ни зги! Как в погребе. Заря даже не занимается.

Завилял полоз. От Усы-реки к Оби свернул и на Ямал было двинулся. Холодно! Он ведь как- никак из жарких, преисподних мест вышел. Влево пошёл. И прошёл сколько-то сотен вёрст, да увидел варяжские кряжи. Не приглянулись они, видно, полозу. И удумал он через льды холодных морей напрямки махнуть.

Махнуть-то махнул, только каким ни будь толстым лёд, а разве такую махину выдержит? Не выдержал. Треснул. Осел.

Тогда Змей дном моря пошёл. Ему что при неохватной-то толщине! Брюхом по морскому дну ползёт, а хребет поверх моря высится. Такой не утонет. Только холодно.

Как ни горяча огневая кровь у Змея-полоза, как ни кипит всё вокруг, а море всё-таки не лохань с водой. Не нагреешь.

Остывать начал полоз. С головы. Ну, а коли голову застудил — и тулову конец. Коченеть стал, а вскорости и вовсе окаменел.

Огневая кровь в нём нефтью стала. Мясо — рудами. Рёбра — камнем. Позвонки, хребты стали скалами. Чешуя — самоцветами. А всё прочее — всем, что только есть в земной глубине. От солей до алмазов. От серого гранита до узорчатых яшм и мраморов.

Годы прошли, века минули. Порос окаменевший великан буйным ельником, сосновым раздольем, кедровым весельем, лиственничной красой.

И никому не придёт теперь в голову, что горы когда-то живым Змеем-полозом были.

А годы шли да шли. Люди осели на склонах гор. Каменным Поясом назвали полоза. Опоясал всё- таки он как-никак нашу землю, хоть и не всю. А потому ему форменное имя дали, звонкое — Урал.

Откуда это слово взялось, сказать не могу. Только так его теперь все называют. Хоть и короткое слово, а много в себя вобрало, как Русь...

Константин Паустовский. Собрание чудес

У каждого, даже самого серьезного человека, не говоря, конечно, о мальчишках, есть своя тайная и немного смешная мечта. Была такая мечта и у меня, — обязательно попасть на Боровое озеро.

От деревни, где я жил в то лето, до озера было всего двадцать километров. Все отговаривали меня идти, — и дорога скучная, и озеро как озеро, кругом только лес, сухие болота да брусника. Картина известная!

— Чего ты туда рвёшься, на этот озер! — сердился огородный сторож Семён. — Чего не видал? Народ какой пошёл суетливый, хваткий, господи! Всё ему, видишь ли, надо своей рукой цопнуть, своим глазом высмотреть! А что ты там высмотришь? Один водоём. И более ничего!

— А ты там был?

— А на кой он мне сдался, этот озер! У меня других дел нету, что ли? Вот они где сидят, все мои дела! — Семён постучал кулаком по своей коричневой шее. — На загорбке!

Но я всё-таки пошёл на озеро. Со мной увязались двое деревенских мальчишек — Лёнька и Ваня.

Не успели мы выйти за околицу, как тотчас обнаружилась полная враждебность характеров Лёньки и Вани. Лёнька всё, что видел вокруг, прикидывал на рубли.

— Вот, глядите, — говорил он мне своим гугнивым голосом, — гусак идёт. На сколько он, по- вашему, тянет?

— Откуда я знаю!

— Рублей на сто, пожалуй, тянет, — мечтательно говорил Лёнька и тут же спрашивал: — А вот эта сосна на сколько потянет? Рублей на двести? Или на все триста?

— Счетовод! — презрительно заметил Ваня и шмыгнул носом. — У самого мозги на гривенник тянут, а ко всему приценивается. Глаза бы мои на него не глядели.

После этого Лёнька и Ваня остановились, и я услышал хорошо знакомый разговор — предвестник драки. Он состоял, как это и принято, только из одних вопросов и восклицаний.

— Это чьи же мозги на гривенник тянут? Мои?

— Небось не мои!

— Ты смотри!

— Сам смотри!

— Не хватай! Не для тебя картуз шили!

— Ох, как бы я тебя не толканул по-своему!

— А ты не пугай! В нос мне не тычь! Схватка была короткая, но решительная.

Лёнька подобрал картуз, сплюнул и пошёл, обиженный, обратно в деревню. Я начал стыдить Ваню.

— Это конечно! — сказал, смутившись, Ваня. — Я сгоряча подрался. С ним все дерутся, с Лёнькой. Скучный он какой-то! Ему дай волю, он на всё цены навешает, как в сельпо. На каждый колосок. И непременно сведёт весь лес, порубит на дрова. А я больше всего на свете боюсь, когда сводят лес. Страсть как боюсь!

— Это почему же?

— От лесов кислород. Порубят леса, кислород сделается жидкий, проховый. И земле уже будет не под силу его притягивать, подле себя держать. Улетит он во-он куда! — Ваня показал на свежее утреннее небо. — Нечем будет человеку дышать. Лесничий мне объяснял.

Мы поднялись по изволоку и вошли в дубовый перелесок. Тотчас нас начали заедать рыжие муравьи. Они облепили ноги и сыпались с веток за шиворот. Десятки муравьиных дорог, посыпанных песком, тянулись между дубами и можжевельником. Иногда такая дорога проходила, как по туннелю, под узловатыми корнями дуба и снова подымалась на поверхность. Муравьиное движение на этих дорогах шло непрерывно. В одну сторону муравьи бежали порожняком, а возвращались с товаром — белыми зёрнышками, сухими лапками жуков, мёртвыми осами и мохнатой гусеницей.

— Суета! — сказал Ваня. — Как в Москве. В этот лес один старик приезжает из Москвы за муравьиными яйцами. Каждый год. Мешками увозит. Это самый птичий корм. И рыбу на них хорошо ловить. Крючочек нужно махонький- махонький!

За дубовым перелеском, на опушке, у края сыпучей песчаной дороги стоял покосившийся крест с чёрной жестяной иконкой. По кресту ползли красные, в белую крапинку, божьи коровки.

Тихий ветер дул в лицо с овсяных полей. Овсы шелестели, гнулись, по ним бежала седая волна.

За овсяным полем мы прошли через деревню Полково. Я давно заметил, что почти все полковские крестьяне отличаются от окрестных жителей высоким ростом.

— Статный народ в Полкове! — говорили с завистью наши, заборьевские. — Гренадеры! Барабанщики!

В Полкове мы зашли передохнуть в избу к Василию Лялину — высокому красивому старику с пегой бородой. Седые клочья торчали в беспорядке в его чёрных косматых волосах.

Когда мы входили в избу к Лялину, он закричал:

— Головы пригните! Головы! Все у меня лоб о притолоку расшибают! Больно в Полкове высокий народ, а недогадливы,— избы ставят по низкому росту.

За разговором с Лялиным я, наконец, узнал, почему полковские крестьяне такие высокие.

— История! — сказал Лялин. — Ты думаешь, мы зря вымахали в вышину? Зря даже кузька-жучок не живёт. Тоже имеет своё назначение.

Ваня засмеялся.

— Ты смеяться погоди! — строго заметил Лялин. — Ещё мало учён, чтобы смеяться. Ты слушай. Был в России такой дуроломный царь — император Павел? Или не был?

— Был, — сказал Ваня. — Мы учили.

— Был да сплыл. А делов понаделал таких, что до сих пор нам икается. Свирепый был господин. Солдат на параде не в ту сторону глаза скосил, — он сейчас распаляется и начинает греметь: «В Сибирь! На каторгу! Триста шомполов!» Вот какой был царь! Ну и вышло такое дело, — полк гренадерский ему не угодил. Он и кричит: «Шагом марш в указанном направлении за тыщу вёрст! Походом! А через тыщу вёрст стать на вечный постой!» И показывает перстом направление. Ну, полк, конечно, поворотился и зашагал. Что сделаешь! Шагали-шагали три месяца и дошагали до этого места. Кругом лес непролазный. Одна дебрь. Остановились, стали избы рубить, глину мять, класть печи, рыть колодцы. Построили деревню и прозвали ее Полково, в знак того, что целый полк ее строил и в ней обитал. Потом, конечно, пришло освобождение, да солдаты прижились к этой местности, и, почитай, все здесь и остались. Местность, сам видишь, благодатная. Были те солдаты — гренадеры и великаны — наши пращуры. От них и наш рост. Ежели не веришь, езжай в город, в музей. Там тебе бумаги покажут. В них всё прописано. И ты подумай, — ещё бы две версты им прошагать и вышли бы к реке, там бы и стали постоем. Так нет, не посмели ослушаться приказа, — точно остановились. Народ до сих пор удивляется. «Чего это вы, говорят, полковские, вперлись в лес? Не было вам, что ли, места у реки? Страшенные, говорят, верзилы, а догадки в башке, видать, маловато». Ну, объяснишь им, как было дело, тогда соглашаются. «Против приказа, говорят, не попрёшь! Это факт!»

Василий Лялин вызвался проводить нас до леса, показать тропу на Боровое озеро. Сначала мы прошли через песчаное поле, заросшее бессмертником и полынью. Потом выбежали нам навстречу заросли молоденьких сосен. Сосновый лес встретил нас после горячих полей тишиной и прохладой. Высоко в солнечных косых лучах перепархивали, будто загораясь, синие сойки. Чистые лужи стояли на заросшей дороге, и через синие эти лужи проплывали облака. Запахло земляникой, нагретыми пнями. Заблестели на листьях орешника капли не то росы, не то вчерашнего дождя. Гулко падали шишки.

— Великий лес! — вздохнул Лялин. — Ветер задует, и загудят эти сосны, как колокола.

Потом сосны сменились берёзами, и за ними блеснула вода.

— Боровое? — спросил я.

— Нет. До Борового ещё шагать и шагать. Это Ларино озерцо. Пойдём, поглядишь в воду, засмотришься.

Вода в Ларином озерце была глубокая и прозрачная до самого дна. Только у берега она чуть вздрагивала, — там из-под мхов вливался в озерцо родник. На дне лежало несколько тёмных больших стволов. Они поблёскивали слабым и тёмным огнём, когда до них добиралось солнце.

— Чёрный дуб, — сказал Лялин. — Морёный, вековой. Мы один вытащили, только работать с ним трудно. Пилы ломает. Но уж ежели сделаешь вещь — скалку или, скажем, коромысло, — так навек! Тяжёлое дерево, в воде тонет.

Солнце блестело в тёмной воде. Под ней лежали древние дубы, будто отлитые из чёрной стали. А над водой, отражаясь в ней жёлтыми и лиловыми лепестками, летали бабочки.

Лялин вывел нас на глухую дорогу.

— Прямо ступайте, — показал он, — покамест не упрётесь в мшары, в сухое болото. А по мшарам пойдёт тропка до самого озера. Только сторожко идите, — там колков много.

Он попрощался и ушёл. Мы пошли с Ваней по лесной дороге. Лес делался всё выше, таинственней и темнее. На соснах застыла ручьями золотая смола.

Сначала были ещё видны колеи, давным-давно поросшие травой, но потом они исчезли, и розовый вереск закрыл всю дорогу сухим весёлым ковром.

Дорога привела нас к невысокому обрыву. Под ним расстилались мшары — густое и прогретое до корней берёзовое и осиновое мелколесье. Деревца тянулись из глубокого мха. По мху то тут, то там были разбросаны мелкие жёлтые цветы и валялись сухие ветки с белыми лишаями.

Через мшары вела узкая тропа. Она обходила высокие кочки.

В конце тропы чёрной синевой светилась вода — Боровое озеро.

Мы осторожно пошли по мшарам. Из-под мха торчали острые, как копья, колки, — остатки берёзовых и осиновых стволов. Начались заросли брусники. Одна щёчка у каждой ягоды — та, что повёрнута к югу, — была совсем красная, а другая только начинала розоветь.

Тяжёлый глухарь выскочил из-за кочки и побежал в мелколесье, ломая сушняк.

Мы вышли к озеру. Трава выше пояса стояла по его берегам. Вода поплёскивала в корнях старых деревьев. Из-под корней выскочил дикий утёнок и с отчаянным писком побежал по воде.

Вода в Боровом была чёрная, чистая. Острова белых лилий цвели на воде и приторно пахли. Ударила рыба, и лилии закачались.

— Вот благодать! — сказал Ваня. — Давайте будем здесь жить, пока не кончатся наши сухари.

Я согласился.

Мы пробыли на озере два дня.

Мы видели закаты и сумерки и путаницу растений, возникавшую перед нами в свете костра. Мы слышали крики диких гусей и звуки ночного дождя. Он шёл недолго, около часа, и тихо позванивал по озеру, будто протягивал между чёрным небом и водой тонкие, как паутина, дрожащие струнки.

Вот и всё, что я хотел рассказать.

Но с тех пор я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли.

Только так, исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой её тропинке, роднику и даже к робкому попискиванию лесной пичуги.

Для того, чтобы привить интерес учеников к чтению, к литературе, научить грамотному общению, необходимо заниматься внеклассной работой по литературе. Проводить мероприятия в нетрадиционных формах: литературная гостиная, литературно-музыкальная композиция, диалог с литературным героем, концерты, литературные викторины, брейн-ринги, диспуты.
Наверное, все мы сейчас чрезвычайно озабочены проблемой чтения в школе. Не хотят дети читать. Бросаемся на поиски причин. Внеклассные мероприятия по предмету помогают привить интерес к чтению, к слову.
Я предлагаю вашему вниманию литературную гостиную в 5 классе по теме «Стихи русских поэтов о Родине», где ребята будут слушать выразительное чтение учителя, голос автора на диске, читать стихи собственного сочинения, пытаться сделать первые «пробы пера».
Данная тема введёт учащихся в своеобразный мир поэзии, покажет глубокое чувство поэтов к родной природе, истории и Родине, поможет воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою Родину.

Занятие строится по следующему плану:

  1. Образ родины в творчестве русских поэтов.
  2. Значение термина «родина».
  3. Родина – это наше прошлое, настоящее, будущее.
  4. Родина и история – две темы близкие друг другу.
  5. Тема природы соприкасается с темой родины.
  6. Знакомство с понятием ностальгии (тоска по Родине).
  7. Поэты «серебряного века» из далёкой эмиграции.
  8. Русский народ преодолел много трудностей в истории нашей родины.
  9. В. Шукшин нёс в себе, в своих рассказах горячую любовь и преданность к своей родине.
  10. Выразительное чтение стихотворений учениками любимых поэтов и своих собственных.
  11. Обмен мнениями.

Роль учителя на внеклассных занятиях по литературе имеет решающее значение, порой определяющее судьбу чтения на протяжении всей жизни человека. Влюблённый сам в литературу, учитель влюбляет в неё и своих учеников.
От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через нее происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению.
Внеклассные занятия по литературе должны стать для каждого учащегося источником развития творческих сил, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, и тогда проблема интереса к предмету отпадёт сама собой.

Цель занятия: познакомить учащихся со стихами русских поэтов о Родине, научить читать выразительно, воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Наглядность: Приложение 1 – слайд-презентация, рисунки учеников о природе, книжка-раскладка со стихами детей о Родине, природе.

“Я люблю родину.
Я очень люблю родину!”

С. Есенин

Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города.
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке…

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.

К. Симонов . 1941г.

– Тема нашего занятия “Стихи русских поэтов о Родине”, мы поговорим о том, какое значение в творчестве каждого поэта занимает образ родины, какие чувства они вкладывали в свои стихи, что для них было дорогим и важным, какие воспоминания они сохранили о своей родине.

В творчестве каждого русского поэта тема Родины занимает важное место. Художественные произведения, в которых эта тема является главной, включают разнообразную лексику: эпитеты, метафоры, олицетворения.

– Давайте подберём синонимы к слову Родина! (Отчизна, Отечество, родной край, страна отцов).
Родина у разных поэтов лишена черт индивидуальности, рисуемые картины схожи. Это картины “малой родины”, родины “сельской”, “деревенской”. Термин “Родина” имеет как широкое, так и узкое понятие. В широком значении родина – это представление в объёме всей страны, а в узком значении – это место, где ты родился, вырос, живёшь.

Слова со значением родственных отношений несут очень важный для темы родины мотив истории или более общий мотив – мотив времени. Родина – это наше прошлое, настоящее и будущее.

– Давайте подумаем над словами Анатолия Абрамова:

“Я должен всё переупрямить,
Всё вспомнить бывшее окрест.
Кто перечёркивает память,
Тот над грядущем ставит крест”.

– Как вы понимаете эти строки?

Без прошлого нет будущего. Мы не можем забыть всего, что было, мы не можем перечеркнуть память.
Сейчас я прочитаю стихотворение В. Фирсова о родине, а вы подумайте, о каких событиях прошлого говорит автор?

О, Родина!
Смогу ль забыть твои нелёгкие победы,
Твои немыслимые беды,
Забыть, как прадеды и деды
Умели драться и любить.

О, Родина!
Всегда с тобой мне вечно жить
и вечно помнить
На Куликовом поле бой,
И бой на Бородинском поле.

Мне помнить битвы и кресты
И падающие берёзы
И родниковой чистоты
Невысыхаемые слёзы.

Я знаю, память не солжёт,
Уйдя в живых и обелиски,
Она умело бережёт всё то,
Что дорого и близко.

Родина и история – это две темы, которые очень близко соприкасаются друг с другом.

– Подумайте, какая ещё тема является также близкой и важной для темы родины, которая от неё просто неотделима? (Тема природы).

Мы с вами изучили много стихотворений в разделе под названием ‘Природа”. Назовите произведения, которые вам запомнились, поразили вас. Чем они вам понравились?

В поэзии начала 19 века при изображении родного пейзажа очень часто использовались названия деревьев. Дуб – символизировал силу и крепость; липа – дворянскую усадьбу, дом, уют. У Есенина – клён и берёза. Берёза – связь с темой судьбы русского человека, его жизни и смерти. (Звучит стихотворение С. Есенина “Белая берёза”).
С темой судьбы человека и судьбы Родины связана в поэзии М. Цветаевой рябина: “Красною нитью рябина зажглась.
Падали листья. Я родилась”.

А сейчас мы с вами должны познакомиться с новым понятием:

Ностальгия – тоска по Родине.

Многие поэты и писатели по ряду различных причин вынуждены были покинуть свою Родину, уехать за границу. Но жизнь на чужбине была тяжела, постоянные воспоминания о стране, которую они покинули, о родине, с которой связана их жизнь и судьба. Воспоминания о детстве, о том месте, где они родились, где жили. Они не могли забыть свою Родину и в своих стихотворениях постоянно обращались к ней. Давайте проследим на примере некоторых поэтов “серебряного века”, как сильна была их тоска по Родине.
М. И. Цветаева (1922 – 1939) – годы эмиграции. М. И. Цветаева не могла не вернуться в Россию. Она это сделала не только потому, что жила за границей в ужасной бедности, а потому что знала – дом её стихов – Россия.

“Тоска по Родине! Давно
Разоблачённая морока!
Мне совершенно всё равно –
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошёлкою базарной
В дом, и не знающий, что – мой,
Как госпиталь или казарма.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё-равно, и всё – едино.
Но если по дороге – куст
Встаёт, особенно – рябина…”

В 1891 году И. Бунин пишет стихотворение “Родине”, где обвиняет тех, кто не любит и не дорожит своей родиной.

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом чёрных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей –
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни вёрст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.

В апреле 1922 года, уже эмигрантом, И. Бунин написал строки, проникнутые живой скорбью прощания с Родиной.

“У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой”.

И. Северянин в годы эмиграции находился в Эстонии. Россию он называет “крылатой страной” и посвящает ей два стихотворения:

Моя Россия (1924 г.)

Моя безбожная Россия,
Священная моя страна!
Её равнины снеговые,
Её цыгане кочевые, –
Ах, им ли радость не дана?
Её порывы огневые,
Её мечты передовые,
Её писатели живые,
Постигшие её до дна!

И песни, песни, разрывные,
Какими наша грудь полна,
И вся она, и вся она –
Моя ползучая Россия,
Крылатая моя страна!

Запевка (1925 г.)

О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…

О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,
Что любовь любить, что бессмертным быть!

В 1921 году Бальмонт уезжает с семьёй в командировку за границу сроком на один год, но этот год продлился 21 год, до конца жизни. Бальмонт стал эмигрантом. Тоска Бальмонта по России выражена в его стихотворении “Россия” (1923 г.)

Есть слово – и оно едино.
Россия. Этот звук – свирель.
В нём воркованье голубино.
Позвавший птиц к весне апрель.

Весенним дождиком омочен,
Весенним солнцем разогрет,
Мой край, в покров весны одет,
Другого в мире счастья нет.

Как противопоставление своей позиции, как протест тем, кто в трудное время покинул свою родину звучит голос Анны Ахматовой (диск):

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.

– Да, можно уехать, покинуть, оставить свою страну, но забыть родину, то, с чем связана твоя жизнь, невозможно. Много было тяжёлых и трудных моментов у нашей
Родины, но всё преодолевал русский народ. В 1942 году в своём рассказе “Наука ненависти” М. Шолохов написал (лейтенант Герасимов): “… И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком; знаете, как это говориться: “В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань”, – а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за всё, что они причинили моей родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощённые в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков”.

– Скажите, можно ли поставить рядом два таких разных чувства: любовь и ненависть, любовь к чему и к кому и ненависть к кому?

Многие писатели и поэты очень проникновенно пишут о своей родине. Но трудно кого-то сравнить с писателем, который всегда нёс в себе, в своих рассказах горячую любовь и преданность к своей родине – это Василий Шукшин. И в книге “Слово о “малой родине” он пишет: “Родина… Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда… И не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу… Когда буду помирать, если буду в сознании, в последний момент успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет. Может, потому что она живёт постоянно в моём сердце, и образ её светлый погаснет со мной вместе. Видно так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив”.

– Как вы думаете, с чего начинается родина? С какого момента? (Звучит песня” С чего начинается родина?”)

– Ребята, вы должны были приготовить стихотворения о родине, наизусть или выразительное чтение, и дать оценку языковых средств, которые использует автор.
Далее идёт обмен мнениями.

Вывод: сегодня на занятии мы с вами поговорили об образе родины в творчестве разных поэтов. Мы обратились к широкому и узкому понятию “родина”, проследили, какую разнообразную лексику использовали поэты в своих стихотворениях, чтобы полнее показать образ родины. Мы познакомились с термином ностальгия, с поэтами серебряного века и с их восприятием образа родины.

  • Патриотизм может быть как истинным, так и ложным
  • Настоящий патриот не посмеет предать Родину даже под угрозой смерти
  • Патриотизм проявляется в желании сделать родную страну лучше, чище, защитить ее от врага
  • Огромное количество ярких примеров проявления патриотизма можно найти в военное время
  • Патриот готов даже на самый безрассудный поступок, который хоть немного может приблизить людей к спасению страны
  • Истинный патриот верен присяге и собственным моральным принципам

Аргументы

М. Шолохов “Судьба человека”. За время войны Андрей Соколов не раз доказывал, что он достоин называться патриотом своей страны. Патриотизм проявился в огромной силе воли и героя. Даже под угрозой смерти на допросе у Мюллера он решает сохранить свое русское достоинство и показать немцу качества настоящего русского солдата. Отказ Андрея Соколова пить за победу немецкого оружия, несмотря на голод – прямое доказательство того, что он является патриотом. Поведение Андрея Соколова как бы обобщает силу духа и непоколебимость советского солдата, по-настоящему любящего свою Родину.

Л.Н. Толстой “Война и мир”. В романе-эпопее читатель сталкивается с понятием истинного и ложного патриотизма. Истинными патриотами можно назвать всех представителей семьи Болконских и Ростовых, а также Пьера Безухова. Эти люди готовы в любую минуту встать на защиту Родины. Князь Андрей даже после ранения отправляется на войну, уже не мечтая о славе, а просто защищая Родину. Пьер Безухов, ничего толком не смыслящий в военных действиях, как истинный патриот остается в захваченной неприятелем Москве, чтобы убить Наполеона. Николай и Петя Ростовы воюют, а Наташа не жалеет подводы и отдает их для перевозки раненых. Все говорит о том, что эти люди – достойные дети своей страны. Этого нельзя сказать о Курагиных, которые являются патриотами лишь на словах, но не подкрепляют слова поступками. Они говорят о патриотизме лишь для своей выгоды. Следовательно, не каждого, от кого мы слышим о патриотизме, нельзя назвать настоящим патриотом.

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Петр Гринев не может допустить и мысли о том, чтобы присягнуть самозванцу Пугачеву, хотя это грозит ему смертью. Он – человек чести, верный присяге и своему слову, настоящий солдат. Хотя Пугачев добр к Петру Гриневу, молодой солдат не стремится ему угодить или дать обещание не трогать его людей. В самых сложных ситуациях Петр Гринев противостоит захватчикам. И хотя герой не раз обращается к Пугачеву за помощью, его нельзя обвинить в предательстве, потому что это все он делает ради спасения Маши Мироновой. Петр Гринев – настоящий патриот, готовый отдать жизнь за Родину, что и доказывают его поступки. Обвинения в предательстве, которые предъявляют ему на суде, ложны, поэтому в итоге и побеждает справедливость.

В. Кондратьев “Сашка”. Сашка является человеком, воюющим самоотверженно, в полную силу. И хотя он с ненавистью бьет врага, чувство справедливости заставляет героя не убивать пленного немца, его ровесника, неожиданно для себя самого оказавшегося на войне. Это, конечно, не предательство. Мысли Сашки при виде Москвы, не захваченной врагом, подтверждают, что он является настоящим патриотом. При виде города, в котором кипит почти прежняя жизнь, герой осознает, насколько важно то, что он делал на передовой. Сашка готов защищать свою родную страну, ведь он понимает, насколько это важно.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Для казаков защита родной земли является основой существования. Не даром в произведении говорится, что трудно противостоять силе разозлившихся запорожцев. Старый Тарас Бульба – истинный патриот, не терпящий предательства. Он даже убивает своего младшего сына Андрия, перешедшего на сторону врага из-за любви в красавице-полячке. Тарас Бульба не считается с собственным ребенком, потому что его моральные установки незыблемы: предательство Родины не может быть ничем оправдано. Все это подтверждает то, что Тарасу Бульбе свойственно чувство патриотизма, как и другим настоящим казакам, в том числе и Остапу, его старшему сыну.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Образ Василия Теркина служит идеальным воплощением простого советского солдата, готового в любую минуту совершить подвиг ради приближения победы над врагом. Ничего не стоит Теркину переплыть ледяную реку, подернутую льдом, чтобы передать на другой берег необходимые указания. Сам он не видит в этом подвига. И подобные поступки солдат на протяжении произведения совершает не раз. Без сомнения, его можно назвать настоящим патриотом, сражающимся за светлое будущее своей страны.

Тема Родины традиционна для русской литературы, каждый художник обращается к ней в своем творчестве. Но, конечно, интерпретация этой темы всякий раз различна. Она обусловлена и личностью автора, его поэтикой, и эпохой, которая всегда налагает свою печать на творчество художника.

Особенно остро звучит в переломные, критические для страны времена. Драматическая история Древней Руси вызвала к жизни такие исполненные патриотизма произведения, как «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли», « о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» и многие другие. Разделенные веками, все они посвящены трагическим событиям древнерусской истории, полны скорби и вместе с тем гордости за свою землю, за мужественных ее защитников. Поэтика этих произведений своеобычна. В значительной степени она определяется влиянием фольклора, во многом еще языческим мироощущением автора. Отсюда обилие поэтических образов природы, тесная связь с которой чувствуется, например, в «Слове о полку Игореве», яркие метафоры, эпитеты, гиперболы, параллелизмы. Как средства художественной выразительности все это будет осмысливаться в литературе позже, а пока можно сказать, что для неизвестного автора великого памятника - это естественный способ повествования, не осознаваемый им как литературный прием.

То же можно заметить и в «Повести о разорении Рязани Батыем», написанной уже в тринадцатом веке, в которой очень сильно влияние народных песен, былин, сказаний. Восхищаясь храбростью ратников, защищающих землю русскую от «поганых», автор пишет: «Это люди крылатые, не знают они смерти... на конях разъезжая, бьются - один с тысячью, а два - с десятью тысячами».

Просвещенный восемнадцатый век рождает новую литературу. Идея укрепления русской государственности, державности довлеет и над поэтами. Тема Родины в творчестве В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова звучит величественно, гордо.

«Зря на Россию чрез страны дальны», Тредиаковский славит ее высокое благородство, веру благочестивую, изобилие и силу. Его Отечество для него - «сокровище всех добр». Эти «Стихи, похвальные России» изобилуют славянизмами:

Твои все люди суть православны

И храбростью повсюду славны;

Чада достойны таковой мати,

Везде готовы за тебя стати.

И вдруг: «Виват Россия! виват другая!» Этот латинизм - веяние новой, Петровской эпохи.

В одах Ломоносова тема Родины приобретает дополнительный ракурс. Славя Россию, «сияющую в свете», поэт рисует образ страны в ее реальных географических очертаниях:

Воззри на горы превысоки.

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет...

Россия у Ломоносова - «пространная держава», покрытая «всегдашними снегами» и глубокими лесами, вдохновляет поэтов, рождает «собственных и быстрых разумом Невтонов».

А. С. Пушкину, в целом в своем творчестве отошедшему от классицизма, в этой теме близок такой же державный взгляд на Россию. В «Воспоминаниях в Царском Селе» рождается образ могучей страны, которая «венчалась славою» «под скипетром великия жены». Идейная близость к Ломоносову подкрепляется здесь и на языковом уровне. Поэт органично использует славянизмы, придающие стихотворению возвышенный характер:

Утешься, мать градов Россия,

Воззри на гибель пришлеца.

Отяготела днесь на их надменны высь.

Десница мстящая творца.

Но вместе с тем Пушкин привносит в тему Родины и лирическое начало, не свойственное классицизму. В его поэзии Родина это еще и «уголок земли» - Михайловское, и владенья дедовские - Петровское и дубравы Царского Села.

Лирическое начало явственно ощущается и в стихах о Родине М. Ю. Лермонтова. Природа русской деревни, «погружая мысль в какой-то смутный сон», развеивает душевные тревоги лирического героя.

Тогда смиряется души моей тревога Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога!..

Любовь Лермонтова к Родине иррациональна, это «странная любовь», как признается сам поэт («Родина»). Ее нельзя объяснить рассудком.

Но я люблю - за что не знаю сам?

Ее степей холодное молчанье.

Ее лесов безбрежных колыханье.

Разливы рек ее подобные морям...

Позже о похожем своем чувстве к Отчизне почт» афористично скажет Ф. И. Тютчев:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить...

Но есть в лермонтовском отношении к Родине и другие краски: любовь к ее безбрежным лесам и спаленным жнивам сочетается в нем с ненавистью к стране рабов, стране господ («Прощай, немытая Россия»).

Этот мотив любви-ненависти получит развитие в творчестве Н. А. Некрасова:

Кто живет без печали и гнева

Тот не любит отчизны своей.

Но, конечно, этим утверждением не исчерпывается чувство поэта к России. Оно гораздо многограннее: в нем и любовь к ее неоглядным далям, к ее простору, который он называет врачующим.

Все рожь кругом, как степь живая.

Ни замков, ни морей, ни гор...

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

В чувстве Некрасова к Родине заключены боль от сознания ее убожества и в то же время глубокая надежда и вера в ее будущее. Так, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» есть строки:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная, Матушка-Русь!

А есть и такие:

В минуту унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Сходное чувство любви, граничащее с ненавистью, обнаруживает и А. А. Блок в стихах, посвященных России:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...

Вольному сердцу на что твоя тьма

В другом стихотворении он восклицает: «О моя, жена моя!» Такая противоречивость характерна не только для Блока. В ней отчетливо выразилась раздвоенность сознания русского интеллигента, мыслителя и поэта начала двадцатого века.

В творчестве таких поэтов, как Есенин, звучат знакомые мотивы поэзии девятнадцатого века, осмысленные, конечно, в другом историческом контексте и другой поэтике. Но так же искренно и глубоко их чувство к Родине, страдающей и гордой, несчастной и великой.

Проектная работа учащихся 4 класса

Слово о родной земле

Задание №1:

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №94

Проектная работа по литературному чтению

Сборник произведений учащихся

о Родине

Выполнили обучающиеся

4 в класса, школы № 94

РуководительВитальева М.С., учитель начальных классов

2009 – 2010 учебный год

Слово о родной земле………………………………………………… стр. 3 - 4

Семёнов А.

Камалин А.

Алексеев А.

Маслова Т.

АбаимоваА.

Прошла по земле война……………………………………………… стр. 5 - 7

Семенов А.

Казаков А.

Трутнев А.

Володина А.

Волкова С.

О добре и красоте…………………………………………………….. стр. 8 - 15

Трутнев А. «Волшебное украшение»

Проба пера «И снилось мне, что мы как в сказке…»

Алексеев А. ТрутневА.

Мартынец Е. Кузьмин А.

Тремасова А. Абаимова А.

Казаков А. Маслова Т.

Спирина Ю. Канторин Д.

Тимеров М. Пичужкин И.

О жестоком отношении людей к природе

Абаимова А.

Тремасова А.

Маслова Т.

Губанова В.

Казаков А.

Кузьмин А.

Сочинение по картине И.И.Шишкина «Рожь»

Мартынец Е.

Спирина Ю.

Пичужкин И.

Камалин А.

Врубель В.

Канторин Д.

Абаимова А.

Приложения (Работы обучающихся)

Слово о родной земле

«Мама» (отрывок из книги «Моя Родина» Ю. Яковлева)

Задание №1:

Какой ты представляешь свою родину?

Вспомни и расскажи, какие первые открытия в детстве помогла тебе сделать мама?

Семёнов Артём

Моя родина – Россия. Эта страна занимает огромную территорию, находится в разных временных поясах. Например, в Нижнем Новгороде пятнадцать часов, а на Камчатке полночь. Столицей России является Москва.

Наша страна богата полями, лесами и реками. Большое количество природных ресурсов добывают из недр земли. Великие реки заслуживают особого внимания, благодаря своей красоте и разнообразию фауны. Реку Волгу называют матушкой, так как она является кормилицей.

Россия многонациональная страна. В ней живут русские, евреи, грузины, таджики, армяне…

«Широка страна моя родная. Много в ней лесов, полей и рек. Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». Этими строками из песни всё сказано.

Я хочу, чтобы в нашей стране не было войны и царил мир. Россия – самая красивая и необыкновенная страна в мире.

Камалин Саша

Моя родина – это там, где мой дом, там, где родились и выросли мои близкие и родные люди. Моя родина – это большая семья за одним столом с бабушкиными пирогами. Моя родина всегда при мне и никто её у меня не отнимет.

Алексеев Алёша

Моя родина – это дружная семья: мама, папа, бабушки Люда и Аля, дедушки Коля и Женя, тётя Наташа и двоюродный брат Никита. Я их очень люблю и с удовольствием провожу с ними много времени.

А ещё моя родина – это мой двор и мои друзья. Мы вместе играли в детском саду, играем и сейчас, когда я стал учиться в школе.

Моя маленькая родина находится в красивом Нижнем Новгороде, где я люблю гулять в парках и в Кремле.

Маслова Таня

У каждого человека есть своя Родина. Моя Родина – Россия. Я знаю, что она большая, многонациональная, мирная, гостеприимная. В ней живут, учатся и работают люди разных народов. Я представляю её светлой и красивой. Пусть у каждого человека будет такая Родина!

Абаимова Настя

Мама помогла мне сделать первые открытия в детстве:

Первый салют – испуг и восхищение;

Первое свидание с морем – восторг;

Первый полёт на самолёте – «Ура!»;

Первые шаги на коньках – боль падения;

Первое знакомство с компьютером – радость;

Первое знакомство и поездка на верблюде – удивление;

Первый урок в школе, первый учитель – открытие, доброта…

Прошла по земле война

Семёнов Артём

Великая Отечественная война началась на рассвете 22 июня 1941 года, когда Германия напала на Советский Союз. Мощные немецкие армии двигались в трёх направлениях: на Ленинград, на Москву, на Украину и Кавказ. Первыми приняли удар фашистов защитники Брестской крепости, которые героически оборонялись.

К Ленинграду были направлены большие силы противника, но прорвать оборону они не смогли. Тогда немецкие войска замкнули кольцо вокруг города. 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, которая длилась 950 дней. От голода и холода погибло огромное количество человек.

Захватить Москву немцам тоже не удалось, благодаря командованию Жукова и отваге москвичей.

Летом 1942 года начались бои за Сталинград, которые длились 200 дней. Тысячи героев стояли за Сталинград насмерть. У матроса Михаила Паниваха в руках взорвалась бутылка с горючей смесью, он превратился в факел и бросился под фашистский танк, подорвав его. После войны отважному матросу поставили памятник.

В июле 1943 года была Курская битва с крупнейшим танковым сражением. Немецкие бронетанковые дивизии были уничтожены. Немецкие войска больше не смогли провести ни одной атаки.

В 1944 году Советский Союз был освобождён от врага. Тяжёлые бои развернулись в столице Германии – Берлине. 8 мая 1945 года Германия капитулировала. 9 мая в нашей стране было объявлено Днём Победы.

Казаков Саша

В фотоальбоме у моей бабушки долгое время хранится открытка. На ней изображён молодой солдат Пётр Сергеевич Дернов. Он родился в 1925 году.

1941 год. Началась война. И вот Пётр – рядовой, автоматчик, Герой Советского Союза. Своим телом закрыл вражеский пулемёт, обеспечив подразделению выполнение боевой задачи. Мы не знаем, когда он погиб, но если это случилось в конце войны. То ему было всего двадцать лет.

Девичья фамилия моей бабушки – Дернова. Её дед, Дернов Василий Иванович, вернулся с войны инвалидом, в бою гранатой ему оторвало пальцы на руках.

Много родных по фамилии Дерновы ушли из села Яковцево на фронт. Но вернулся один мой прадед.

После войны он долго работал в родном совхозе председателем. К тому же был хорошим печником. Почти в каждом доме людей грела печка, сложенная руками моего прадедушки. Как мог в трудные послевоенные годы он помогал людям.

Трутнев Алёша

Мой прадед Кузьмичёв Александр Михайлович – участник войны. В этом году в честь празднования 65-летия Победы он был награждён юбилейной медалью

В годы войны прадедушка был подростком, поэтому не мог участвовать в военных действиях. Ему очень хотелось помогать военным. Первые годы войны он перевозил раненых с передовой в тыл на лошадях. К концу войны он стал работать кочегаром на паровозе. Для того, чтобы получить эту работу, ему пришлось идти на обман и увеличить себе возраст. Так до конца войны он работал на паровозе, который перевозил раненых.

Я горжусь своим прадедом, потому что он даже подростком внёс свой вклад в дело победы над фашистами. Он для меня герой!

Володина Настя

Мой прадедушка Лялин Николай Романович родился в 1919 году. Он участвовал в двух войнах и получил два ранения.

Первый раз он воевал в Финской войне в 1939 году. Был ранен в ногу и отправлен домой лечиться. Стал председателем совхоза. А в 1941 году ушёл добровольцем на войну с фашистами. Прадед Николай защищал Москву, был старшим пулемётчиком, был контужен. Целый год после ранения он не мог говорить и слышать. Мой прадедушка был сильным и отважным солдатом. Он умер в 1990 году.

Волкова Света

Волкова Евгения Ивановна, моя бабушка, была работником тыла. Она работала в колхозе. Вместе с другими солдатками пахала, косила, таскала торф. Была работа и в лесу. Женщины валили лес, пилили ручной пилой большие деревья. Вместе с другими солдатками и с детьми бабушка работала в поле: жали хлеб, собирали колоски, пропалывали и убирали картошку. Из картошки пекли лепёшки. Такие лепёшки многих спасли от голодной смерти.

Моя бабушка не видела настоящего боя. Она только слышала грохот самолётных бомбардировок. Но и это было очень страшно. В тылу людям приходилось очень трудно. И всё-таки они выстояли и помогли советским воинам победить в той страшной войне.

Мохова Даша

Во время войны в тылу жилось нелегко. Все мужчины ушли защищать Родину. В тылу остались старики, женщины и дети. Весь нелёгкий труд лёг на их плечи. В городах люди работали на заводах, которые обеспечивали фронт оружием, техникой, снаряжением. Работали днём и ночью.

Я хочу рассказать о своей прабабушке. Жила она в деревне Николаевка за 200 километров от Нижнего Новгорода. В сёлах, в деревнях в то время не было ни газа, ни света. Люди жгли керосинки, еду готовили в печи. Работали люди не за деньги, а за трудодни. Жилось очень тяжело, был голод и холод. Так пусть будет мир на земле!

Маслова Таня

Бабушка и дедушка рассказали мне, какими тяжёлыми были годы войны.

Немцы бомбили город. От бомб люди прятались в бомбоубежищах. Бомбоубежища устраивались даже в подвале под церковью. Пленных немцев водили строить дома.

Мой прадедушка Губанов Пётр Иванович трудился на Горьковском автозаводе. Он

собирал танки «Черчилль» и «Матильда». За стахановский труд его фотография была помещена на «Доску почёта».

Другой прадедушка Пестов Фёдор Осипович был призван в ряды Советской Армии в 1942 году. Участвовал в боевых действиях и погиб, защищая Родину.

О добре и красоте.

Трутнев Алёша «Волшебное украшение»

Около моего подъезда растёт тополь. Однажды морозным вечером я вышел гулять и удивился. Тополь весь искрился в лунном свете. Все веточки тополя были покрыты инеем и искрились, как бенгальские огни. Я весело засмеялся. Это мороз украсил дерево к Новому году.

И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»

Задание № 2: попробуй продолжить стихотворение, которое начинается словами:

«И снилось мне, что мы, как в сказке…»

Алексеев Алёша

Одев животных разных маски,

Кружились в вихре карнавала.

Ну, а к утру всё затихало.

Мартынец Лиза

И снилось мне, что мы, как в сказке.

Кругом белым-бело.

Вблизи светило солнце,

Сиял снежок на ветках ели,

Мороз играл на окнах и на двери,

Стояли сосны, ели, одетые в метели.

Тремасова Настя

И снилось мне, что мы, как в сказке,

И снилось мне, что будто мы в лесу.

Вот видим белую берёзку,

Вот видим рыжую лису.

Вот зайка по опушке проскакал,

И волк притих за ёлкою зелёной,

Но, к сожаленью, сон растаял и пропал.

Беру скорее в руки карандаш,

Рисую ту берёзку, ели, клёны.

Казаков Саша

И снилось мне, что мы как в сказке,

Хрустальный замок на горе,

И катим мы свои салазки

Сквозь зимний лес в пушистом серебре.

Дорожка вывела из леса

И манит замок: «Приходи скорей!»

В том замке белокурая принцесса

В сияньи лунном ждёт нас у дверей.

А с нами принц весёлый, юный, статный,
Торопит нас: «Скорей, скорей, скорей!»

И льётся лунный свет из сказочных дверей.

И слышен в замке хрустальный перезвон,

И сердце рвётся ввысь,

Ведь принц в неё влюблён.

Но это к сожаленью только сон…

Спирина Юля

Летим на сказочном коне.

Я на балу танцую в маске,

Как всё легко даётся мне.

Здесь Золушка, Щелкунчик, Леший

Подолгу водят хоровод.

А утром зазвонит будильник –

Исчезнет сказочный народ.

Тимеров Максим

И снилось мне, что мы, как в сказке

Летаем в облаках,

А рядом птицы кружат в стае,

Внизу трава, леса, поля.

Весь лес поёт, сверчок стрекочет,

Роса сверкает в серебре.

Ночная жизнь к утру проходит

С лучами солнца на листве.

Трутнев Алёша

И снилось мне, что мы, как в сказке

Гуляем по лесу весной.

Медведи спят ещё, закрывши глазки,

Не нарушают сладостный покой.

В лесу всё тихо, снежно, бело,

Берлога Мишкина укрыта снегом,

Но уж весенний, тёплый светлый день!

Мораль той сказки такова:

Уж хватит спать – пришла весна!

Кузьмин Толя

И снилось мне, что мы, как в сказке

Несёмся в санях в вышину.

Сверкают звёзды, ярче краски,

В пучине неба я тону.

Раздвину облака рукою –

Поляну вижу пред собою:

Ромашки, ландыши, тюльпаны

Возьму с собой для милой мамы

И утром непременно подарю!

Вот я проснулся, взял альбом и краски,

Нарисовал тот чудный я букет,

Сегодня ведь Международный Женский праздник!

Для мамы лучше моего подарка нет!

Абаимова Настя

И снилось мне, что мы, как в сказке…

Вот лес волшебной красоты.

Лес в серебре… Покрыты сосны, ели…

Кружат снежинки в зимней пляске.

А вот могучий и красивый бежит олень,

Напуган он собакой…

Стремительно бежит вглубь леса,

Петляя след, и красоту от смерти унося…

Маслова Таня

И снилось мне, что мы, как в сказке

Средь белых-белых облаков,

Но стоит лишь открыть мне глазки,

Как мы опять среди домов.

Я знаю, мы туда вернёмся

И вновь научимся летать.

Лишь только за руки возьмёмся

И будем снова мы мечтать…

Там солнце, ветерок, долины,

А под тобою суета.

Там даже горные вершины

Хрупки, как в мире красота.

Канторин Дима

Однажды ночью мне приснился волшебный сон – не сон, а просто сказка!

Передо мною появился волшебный лес, а рядом с ним – поляна, на которой разноцветным ковром раскинулись полевые цветы: Иван-да-Марья, зверобой, ромашки, колокольчики… Вдалеке я услышал журчание ручья. Он переливался от солнечных лучей разными небесными оттенками. В ручье плескались золотые рыбки, а над ним кружились чудесные бабочки. Это был яркий, незабываемый сон!

Пичужкин Ваня

И снилось мне, что мы, как в сказке,

Живём в родимой стороне.

Там лес густой, поля и степи,

Моря, озёра, горы, реки,

Там мама, папа, я, друзья –

Всё это – родина моя.

Н.А.Некрасов. Отрывок из поэмы «Саша»

Задание № 3: сочини рассказ, в котором говорится о жестоком отношении людей

К природе.

Абаимова Настя

Лес стоит. Тишина.

Только слышно, как весело поют птички. Стучит по дереву дятел. Звери: заяц, белка, лисица весело бегают по лесу.

Вдруг в тишине леса раздался звук топора. Испуганные птицы и звери попрятались по норам и дуплам.

Пришли в лес недобрые люди и нарушили тишину природы. Топорами и пилами люди рубили лес.

Жестокость нарушила покой леса и мир природы.

Тремасова Настя

Мы живём в большом городе. Вокруг нас большие дома улицы машины.

Тает снег, открывается земля, и появляются бутылки, банки, бумага и много разного мусора, который люди кидают прямо на улице. Они не задумываются, что вода уносит весь этот хлам в реку, в которой потом купаются дети, из которой берётся вода для питья, вода, которой мы живём. Если каждый человек бросит на улице по бумажке, бутылке, банке, улицы утонут в грязи и превратятся в свалку. Деревья, кусты погибнут, птицы улетят, реки высохнут и превратятся в грязные овраги.

Маслова Таня

Некоторые люди не ценят красоту природы. Вырубая леса, они не задумываются о том, что здесь живут звери, птицы, насекомые. А так же они уничтожают свежий воздух. Ведь на месте вырубленного леса обычно строят каменные дома или заводы. Их отходы уходят в реки, в которых тоже есть живые существа. После постройки дорог здесь начинают ездить машины, которые выбрасывают выхлопные газы. Уничтожая природу, человек делает хуже и себе. Например, в лесах не будет грибов, ягод и целебных трав, полезных для человека, в реках не будет водиться рыба. В этом месте нельзя будет жить. Поэтому нужно беречь природу и ценить её красоту.

Губанова Варя

Однажды субботним вечером мы поехали в лес. Была отличная погода. Но в лесу мы увидели разбитые бутылки, консервные банки, поломанные кусты… Мы хотели, чтобы красота природы не уничтожалась, поэтому мы убрали весь мусор.

Есть люди, которые портят природу, а есть те, которые ухаживают за ней.

Нужно беречь природу!

Казаков Саша

Человек – самый злейший враг природы. Всё в природе создано так, чтобы была гармония. И только человек иногда ведёт себя хуже зверя: вырубает леса, засоряет водоёмы, свозит бытовой мусор в лес, убивает диких животных, разоряет гнёзда птиц.

Ради своей наживы люди рвут и продают цветы, которые занесены в Красную книгу. Из-за шкурок убивают детёнышей нерпы и тюленя. Дети ломают деревья, ветки, качаются на них, а взрослые равнодушно проходят мимо, не задумываясь о том, что природа может отомстить человечеству.

Кузьмин Толя

Люди обязаны беречь природу. Очень много стало браконьеров, которые незаконно вырубают деревья. С заводов отходы сливают в реки и озёра. Из-за неосторожности людей сгорает много лесов. Вместе с лесами погибают животные. Много делают мест с игровыми аппаратами на местах парков. На улицах стало очень много машин и они загрязняют воздух.

Люди, берегите природу!

Ведь мы должны беречь её дары!

Задание № 4: напиши сочинение по картине И.И.Шишкина «Рожь».

Мартынец Лиза

Картина И.И.Шишкина «Рожь» мне очень понравилась. Глядя на неё, я восхищаюсь красотой русской природы.

С порывами ветра густая спелая рожь колышется, как волнующееся море. Рожь – это хлеб, а хлеб – это богатство! Посередине поля тянется уходящая вдаль петляющая дорога.

По обе стороны поля раскинулись сосны могучие, как великаны. Они, словно уставшие путники, отдыхают и наслаждаются прелестными запахами природы.

Небо светло-голубого цвета, а кучевые облака вот-вот готовы пролить свежие капли дождя.

Наверняка, если бы я оказалась там, то услышала бы чудесные звуки русской природы: голоса птиц, шорох деревьев, лёгкий ветер, ну и конечно, шелест ржи, которая пытается о чём-то рассказать.

Спирина Юля

На картине И.И.Шишкина изображено бескрайнее поле ржи красивой и густой, как волнующееся море. Художник показывает богатство нашей русской земли, её красоту, плодородие.

На картине видна дорога, уходящая вдаль. Среди поля растут сосны могучие, высокие, как исполины. Их ветки раскидистые, зелень густая и тёмная. Конец лета близок.

Живописец показал и красоту неба. Оно занимает большую часть картины. Это создаёт ощущение простора. На небе видны кучевые облака, несущие дождь.

Пичужкин Ваня

На переднем плане картины мы видим густую и спелую рожь. Это – дар земли! Её золотистый цвет завораживает взор. А лёгкое колыхание напоминает волнение моря. Среди поля видна петляющая дорога. Она уходит вдаль к могучим деревьям. Деревья эти похожи на великанов, которые охраняют рожь.

Вдалеке на аквамариновом небе видны серебристые облака. Будет дождь!

Картина поражает своей красотой и естественностью.

Камалин Саша

Я вижу на этой картине небо. По нему плывут серебристые облака. Стоят деревья могучие, как великаны. Их ветки качаются при порывах сильного ветра.

Всё поле засеяно рожью. Её колосья спелые и золотистые. Во ржи до самого горизонта петляет дорога. Куда же она ведёт?..

Мне понравилось это художественное произведение. Ведь на нём изображены деревья, небо, рожь и дорога, которые с детства мне знакомы. Такие пейзажи я не раз видел в деревне у бабушки и дедушки. Это картина моей родины!

Врубель Вика

Лето. Жаркий солнечный день. Золотая рожь колышется на ветру и напоминает жёлтое море. Широкая просёлочная дорога углубляется в море ржи и утопает в нём.

Огромная сосна стоит посреди поля. Она похожа на старую бабушку, к которой в гости пришла вся её семья. Сосны, которые стоят рядом – это и есть её семья.

Над желтым морем ржи и красавицами-соснами светит ярко-голубое небо. Вдали появились кучевые облака, несущие дождь.

При взгляде на эту картину у меня возникают приятные воспоминания о деревне. Рядом есть такое же поле. Оно по-своему красиво в каждый летний месяц.

Канторин Дима

Я хочу рассказать о картине И.И.Шишкина «Рожь». На переднем плане картины изображено бескрайнее поле спелой золотой ржи. Ветер колышет её и она разливается на солнце, как волнующееся море.

Поле разделяет широкая петляющая бесконечная дорога, уходящая вдаль.

Посреди поля ржи, словно могучие великаны, стоят сосны. Они раскинули свои густые тёмные ветви, как будто охраняют поле от врагов.

А над полем раскинулось лазурное небо, как безбрежное море.

Картина произвела на меня незабываемое впечатление. Она наполнена красотой и чистотой родных просторов. Хочется оказаться там и вдохнуть ароматы спелой ржи и могучих сосен.

Абаимова Настя

Картина лета… Веет теплом, спокойствием и приближением осени…

Белые пушистые облака плывут по голубому бесконечному небу. От ярких красок лета радостно на душе.

Широко раскинулось золотое поле ржи: колосок к колоску… Подует ветерок, заколышется ржаное поле, словно колоски перешёптываются и хранят только им известные тайны.

Могучие кроны сосен, как на страже, возвышаются над полем и охраняют покой дружной армии колосков.

Художник с любовью языком красок передаёт красоту родного края.