Стиль направление жанр картины сенокос пластова. Как вы это определили? Как художник показал, что очень тяжело косить

Стиль направление жанр картины сенокос пластова. Как вы это определили? Как художник показал, что очень тяжело косить

Описание картины Пластова «Сенокос»

Летние месяцы - это ведь не только пора для отдыха, но и самое активное время в жизни сельских жителей.
Столько всего нужно успеть, ничего не забыть: и сено заготовить, и урожай собрать, и корм для домашнего подворья запасти.
Работа от зари до зари.
Об этом нам и рассказал в своей картине Пластов «Сенокос».

Художник показал, что во время сенокоса работают все, от мала до велика.
Важны каждые рабочие руки, чтобы быстрее управиться с работой, ведь от этого зависит предстоящая зима.
Скорее всего, показано тяжелое время после Великой отечественной войны, потому что работают дети, женщины, старики.
Или остальные мужчины заняты другим физическим трудом.

В любом случае, на картине показано, как это хорошо, когда молодежь помогает старшему поколению.
Они под палящим солнцем косят траву, занимаются другим нелегким трудом.
Несмотря на тяжесть работы, художник показал картину удивительно яркой и светлой.
Ведь летом в природе можно встретить такое разнообразие красок! Небо ярко-голубого цвета, трава сочно-зеленого, золотое солнце озаряет своим светом все вокруг.
Картина получилась очень красочная.

Не смог обойти стороной художник и белые березки, которые являются символом нашей родины, на которые можно бесконечно любоваться.
Солнце переливается в их кроне, придавая листочкам разные оттенки.
Березовая роща - единственное место на картине, где работники могут отдохнуть, укрыться под деревьями от знойного дня.
Лишь эта посадка из берез напоминает о небольшой прохладе.
Листья на деревьях автор показал сине-зелеными красками.
Художник настолько реалистично нарисовал картину, что мы чувствуем шум ветра, стрекотание стрекоз, жужжание других насекомых, а удивительно чистый воздух наполнен запахом скошенной травы и цветами.

Сочинение по картине А. А. Пластова «Сенокос»

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) ро­дился в селе Прислониха в Симбирской губернии (ныне Ульяновская область) в крестьянской семье. Интерес к живописи, по-видимому, передался к маль­чику от деда, который был иконописцем.

Какое-то время Пластов предполагал, что станет священником. После 3-х лет учёбы в сельской шко­ле поступил в Симбирское духовное училище, затем в Симбирскую духовную семинарию. Но тяга к ис­кусству, как видно, не оставляла молодого семина­риста. В 1912 г. юноша уехал в Москву. Сначала посещал занятия в мастерской художника И. И. Маш-

кова, затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где проучился 2 года. После этого Пластов поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, однако не на живописное, а на скульптурное отделение. Среди его наставников были знаменитые мастера - скульптор С. М. Волнухин, художник А. М. Васнецов и др.

Молодой художник в 1917 г. возвратился в родное село. Здесь он постоянно рисовал с натуры, изображая своих односельчан, их праздники и будни.

Картины Пластова характеризуются не только, вы­соким мастерством, знанием быта советской деревни, но и любовью, вниманием к людям, которые живут и трудятся на селе. Особенности картин Пластова - жанровые сцены всегда разворачиваются на фоне пейзажа, лирическая выразительность без напряжён­ности сюжета.

Художник при жизни сделался признанным клас­сиком советской живописи, репродукции его картин стали помещать в школьные учебники и хрестоматии..

На картине «Сенокос» художник изобразил, как семья выполняет одну из разновидностей сельскохо­зяйственных работ - косит траву на сено. Заготовка сена имеет не меньшее значением, чем удачная уборка хлеба - ведь иначе скоту нечего будет есть долгую холодную зиму. Как и все сельские работы, в стари­ну сенокос сопровождался особыми обрядами, ему посвящено немало пословиц и поговорок.

Сенокос считался своего рода праздником, на него надевали самую лучшую одежду, во время работы пели песни. В старину было принято косить всем селом. Лучшим временем для заготовки сена считался период с Петрова дня (29 июня) до Прокла (25 июля).

Для косьбы использовался - да и сейчас использу­ется - специальный инструмент, который называется коса. На длинной Деревянной рукоятке - как для ло­пат, грабель и т. п. инструментов - крепится длинное, чуть изогнутое лезвие. Держась за рукоятку, широко размахиваются и срезают траву внутренней стороной лезвия. Работа с косой требует сноровки и немалой осторожности, так как лезвие острое.

На картине Пластова косит не целое село, а всего 4 человека. Скорее всего, они члены одной семьи. Одеты они просто - вероятно, в свою обычную по­вседневную одежду. Подросток, который изображён ближе всех к зрителю, вообще одет только в штаны, рубаху он снял - может быть, потому что жарко, а может, бережёт её. Неизвестно, есть ли у этих лю­дей праздничная одежда. Художник написал картину в 1945 г., следовательно, пока работал над ней, ещё шла Великая Отечественная война. В эти тяжёлые го­ды у людей зачастую были одни валенки на всех, и то хорошо, если были. Тут не до праздничной одежды, было бы, в чем выйти из дому.

Кроме подростка, среди косцов трудится женщина. Она идёт следом за мальчиком. Двое других косарей - мужчины.

Темноволосый подросток загорел почти до чер­ноты. Но несмотря на зной, он усердно трудится, на пару шагов даже опередил остальных. Видимо, привычен к тяжёлому крестьянскому труду, приоб­рёл немалый навык и необходимую сноровку. В годы войны многим детям приходилось работать наравне со взрослыми, а в деревне это было принято всегда, ребёнок с малолетства приучался к труду.

Женщина одета в простенькое светлое платье, голова повязана белым платком. Типичный наряд крестьянки, а светлое лучше всего подходит для летнего зноя. Определить возраст женщины сложно. Её лицо потемнело от загара, от тяжёлой работы. Платок, который сейчас ассоциируется с бабушками, в деревнях носили все женщины, кроме молоденьких незамужних девушек. Может быть, эта женщина - мать мальчика, может быть, бабушка.

Следом идёт мужчина в голубовато-зелёной ру­бахе. Светлые курчавые волосы и такая же борода, в руках, крепко держащих косу, чувствуется сила - можно предположить, что это человек средних лет. Может возникнуть вопрос, почему же он не на войне - но ведь не обязательно художник рисовал только тех косцов, кого мог видеть перед собой в данный момент. Либо можно предположить, что солдат получил се­рьёзное ранение, уже не мог нести военную службу и поэтому вернулся в родное село.

Завершает процессию косцов пожилой мужчина - вероятно, этот человек уже далеко не молод, так как его волосы и борода совсем белые. Его фигура почти заслонена фигурой предыдущего косца - может, его сына. Видны лишь левое плечо и руки, держащие косу. Одет он в белую рубаху.

Группа косцов изображена художником практиче­ски в центре картины. Они выступают композицион­ным ядром, вокруг которого раскинулся буйно цвету­щий луг. И если одежда косцов написана в скромных, сдержанных тонах, то для изображения цветущего луга художник не пожалел красок. Лиловые, фиолето­вые, жёлтые цветы разбросаны среди травы, которая едва не доходит косцам до пояса.

В правом углу изображена группа тесно расту­щих берёз, их ветви свисают вниз. Берёза - символ русской природы, одно из самых распространённых деревьев в Европейской части России. Многие рус­ские художники часто изображали берёзы на своих картинах.

Конспект урока развития речи в 7 классе.

Тема : «Сочинение по картине А.А. Пластова «Сенокос».

Цели урока :

    Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине. Научить детей составлять связный текст описательного характера по картине.

    Обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими описать картину; развить умение учащихся использовать в речи причастия и причастные обороты с целью более точного выражения мысли.

    Закрепить навыки правописания причастий.

    Расширить знания учащихся о творчестве А.А. Пластова. Воспитать у учащихся чувство исторической памяти, раскрыть значение Великой Победы над фашизмом.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, колонки, программа создания презентации Power Point, презентация; плакат с изображением луговых цветов (иван-чай, раковые шейки, клевер, золотарник, льнянка).

Презентация: 1-22 слайды.

Оформление доски: Тема урока. Сочинение по картине А.А. Пластова «Сенокос».

Эпиграфы к уроку.

Я работал над этой вещью, задыхаясь от счастья.

А.А. Пластов.

Я стремился показать жизнь такой, какая она есть; стремился показать, сколько радости приносит человеку мирный труд.

А.А.Пластов.

Словарная работа:

Колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. (Теплый, холодный яркий колорит).

Палитра – (перен.) Подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма. (Богатая палитра).

Ход урока.

I. Определение с учащимися целей и задач урока.

II. Слово о художнике с использованием презентации.

Слово о художнике и его творчестве.

Вновь сегодня мы обращаемся к творчеству выдающегося русского живописца Аркадия Александровича Пластова, широко известного в нашей стране и за рубежом как певца русской деревни и русской природы.

Слайд № 1 . Портрет художника (1893-1972).

С 1947 года – член АХСССР, награжден двумя орденами Ленина, медалями, это лауреат Ленинской и Государственной премий. Это имя дорого нам потому, что родился в Прислонихе в 1893. Закончил Московское художественное училище в 1914.

В 1917 году вынужден был вернуться в родное село (слайд №2 «Хмурый день» ), понимая, что настало время, когда «мало быть только художником, надо быть еще и гражданином» . В числе безземельных Пластова наделили землей, и он стал пахать, сеять, косить В тяжелом труде , заботах, победах и поражениях познавалась жизнь . Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни. Его картины необыкновенно правдивы, трогательны, влекут и волнуют .

Мастерской тогда у него не было. Его мастерской было все – село (слайд №3 «Выборы комитета бедноты» ), поле (слайд №4 «Костер в поле» ), места, где скапливался народ (слайд №5 «Колхозный ток» ).

Слайд №6 «Фашист пролетел» .

Вдосталь хлебнули прислонихинцы военного лиха. Редкую избу обошла беда, в редкую дверь не постучался почтальон с похоронкой. Более двухсот мужиков и парней ушли в ту суровую пору на фронт. Сто двадцать из них не вернулись с полей сражения. Деревня опустела. Тяготы жизни ложились на плечи женщин, стариков и детей.

Слайд №7 «Жатва» .

Эта картина о горькой цене хлеба военного времени . В каждом куске хлеба, который шел на фронт, жило тепло детских да стариковских рук , сеявших, растивших хлеб все эти длинные военные годы. Вот оно горестное лицо войны.

А в 1945 году, в год окончания войны, появляется его новое полотно – картина «Сенокос» , по которой мы будем писать сочинение.

III. Для этого внимательно рассмотрим репродукцию картины Пластова.

Слайд №8 «Сенокос» .

IV. Работа по картине.

- Какие чувства появляются при виде это картины?

/ Возникают чувства радости, счастья, восторга при виде этой торжественной красоты.

Сколько света, солнца, тепла на этой картине!/

Пластов говорил : «Я работал над этой вещью, задыхаясь от счастья».

- Почему счастье и радость переполняли художника? Вспомните год написания картины.

/ Закончилась война. Это было первое мирное лето. /

«Я, когда писал эту картину, все думал: «Ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь», - делился своими впечатлениями Пластов.

- При помощи чего художник выражает свои мысли, чувства? Как передает радостное настроение? (При помощи красок) словарная работа со словами колорит картины яркий.

- Какие краски использует?

(Художник использует яркие, солнечные краски. Живопись картины сочная, многоцветная.

Радуется глаз тем сочным, ярким краскам, которыми так и брызжет это произведение.)

/ Раннее утро /

- Как вы это определили?

/ Художник показывает косцов, а косят обычно утром /

- Какое утро показано?

/ Летнее солнечное утро /

- Как вы определили, что это солнечное утро? Ведь солнца на небе не видим.

/ Это солнечное утро. Мы видим чистое голубое небо с белыми облаками, еще сохранились розоваты прожилки от недавно взошедшего солнца.

Солнечный свет пронизывает весь пейзаж: особенно красиво играют солнечные блики на белоствольных березах и на ажурной листве, отчего она отливает серебром. Художник будто поймал на кончик кисти лучи солнца и заполнил картину светом, теплом, многоцветием.

Но такое волшебство происходит не со всяким художником, а только с тем, кто имеет это солнце в душе своей, эту всеобъемлющую любовь ко всему живому, к родной природе.

- Посмотрите на изображение тонких веточек, белоствольных берез. О чем еще они говорят?

/ Легкий утренний ветерок играет с ветвями берез, потому словно чувствуешь свежесть и легкую прохладу солнечного утра. /

Воздух настолько чист, свеж и прозрачен, что четко просматривается изображение на дальнем плане? Что видим вдали?

/ Густой сосновый лес, луга со стогами сена, подернутые синевой леса (что свойственно сосновым лесам) /

Обратите внимание на богатую палитру зеленого цвета. Именно солнечный день позволяет нам увидеть разнообразные оттенки зеленого цвета. Какие?

/ Изумрудная зелень трав, яркая зелень молодых сосен, темная зелень дальнего леса, прозрачная на солнце зелень березовой листвы. /

- Что особенно привлекает ваш взгляд?

/ Луг, по которому идут косцы. /

Слайд № 9 . Картина «Сенокос». Крупный план луга.

- Что восхищает? Что удивляет?

Богатая палитра картины, буйство разнотравья.

(Словарная работа со словом палитра).

Луг, как пестрый ковер, играет всеми красками под солнцем.

Словно красивые, драгоценные, цветные камни-самоцветы рассыпались цветы по поляне. Бордовые, красные, синие, фиолетовые, желтые и серебристо-белые луговые цветы горят и сверкают среди травы.

Удивляет , как детально выписан каждый лепесток и каждая травинка, поражаешься, как можно так выполнить масляными красками. Если присмотреться внимательно, можно разглядеть каждый цветок.

- Какие цветы вы узнали?

Сиреневые колокольчики, пушистые розовые «раковые шейки», желтые купавы, Иван-чай. (Обращение к плакату с луговыми цветами).

Каждый цветов дышит, радуется.

Слайд № 10 . Картина «Сенокос». Крупный план берез. Мастерству живописца не устаешь восхищаться: по цветам порхают разноцветные бабочки: желтые лимонницы, белая капустница, оранжевая крапивница.

- В Третьяковской галерее в книге отзывов есть запись: «... первое, что поразило меня в работах Пластова, когда я увидел, как трава написана на картине «Сенокос». Траву на которую никогда прежде внимания не обращал, открыл мне Пластов ».

- На каком плане изображен луг?

(На переднем)

- Какую мысль хотел донести до зрителя художник?

Выжженные огнем войны леса, вытоптанные солдатскими сапогами поля вновь ожили и расцвели, когда на земле воцарился мир.

- Но не ограничивается живописец изображением пейзажа: показывает косарей.

Слайд № 11 . Картина «Сенокос». Крупный план косарей. Рассмотрите фигуры косарей.

- Кто вышел на луг косить?

(Вышли косить глубокие старики, женщина и мальчик-подросток).

- Почему в таком составе?

Картина напоминает нам о тяжелых лишениях и испытаниях, принесенных войной. Пластов показал тех, кто остался в дни войны в колхозе и вынес на своих плечах весь тяжелый крестьянский труд. Нет среди косарей сильных мужчин – не вернулись с войны. Образы косарей вносят печальные ноты.

- Как располагает их художник на картине?

По диагонали, что придает им плавное движение. Никакой эффектности в позах, а для зрителя они словно оживают.

- Как они трудятся?

Самозабвенно, с полной отдачей сил, увлеченно.

- Как говорят о человеке, который умело и легко работает?

Работа кипит в руках; засучив рукава; работают с огоньком.

- С полной отдачей сил работают. А как вы это определили?

По выражению лица . Румяные лица, какая-то сосредоточенность на работе, легкая задумчивость.

- Косить – это легкий или тяжелый труд? Кто-нибудь пробовал из вас косить, брал в руки косу?

- Как художник показал, что очень тяжело косить?

Руки вытянуты, мускулы напряжены, потому что совершают размашистые, свободные, сильные движения.

- А еще почему тяжело?

Трава густая, высокая. по пояс.

Пластов писал: «Лето 1945 года было преизобильно травами и цветами в рост человека, ряд при косьбе надо было брать в два раза уже обычного, а то, где место было поплотнее, и косу бы не протащить и вал цветов скошенных не просушить».

- По тому как они одеты?

Одежда на них свободная, легкая, удобная, не стесняющая движений; мальчик снял рубашку: тяжело ему, жарко от работы.

- Да, косить тяжело. У Кольцова, русского поэта, в стихотворении «Косарь» мы найдем такие строчки:

Раззудись , плечо!

Размахнись, рука!

Ты пахни в лицо,

Ветер с полудня.

- Обратите внимание на слово «раззудись». Как вы понимаете значение этого слова?

Зудит плечо – болит сильно, не переставая, от сильного напряжения рук при косьбе.

Что же придавало силы старикам, которым бы дремать на солнышке или говорить о былом; женщине, потерявшей мужа на войне, и ее сыну-подростку?

Чувство радости от того, что война закончилась, что теперь они могут спокойно трудиться, то есть счастье свободного, мирного труда .

- Подведем итог. Что хотел показать художник на картине?

Обращение к эпиграфу: «Я стремился показать жизнь такой, какая она есть; стремился показать, сколько радости приносит человеку мирный труд».

Слайд № 12 . Фотография Пластова в лесу с букетом цветов. Творчество Пластова отличается большим жизнелюбием, и поэтому картины мирного труда под кистью художника становятся прославлением радостной, счастливой свободной жизни.

На Всесоюзной художественной выставке 1946 года картины «Сенокос» и «Жатва» были замечены, в том же году А.А.Пластов был удостоен Сталинской премии первой степени.

V. Работа над планом сочинения.

Слайд № 13, 14 .

I. Художник А.А.Пластов и его картина «Сенокос».

II. Описание картины.

1. Пейзаж:

а) летнее утро,

в) дальний лес,

г) березки,

д) цветущий луг.

2. Косари:

а) возраст,

б) выражение лица,

в) одежда,

г) поза, движения косарей.

III. Прославление радостной, счастливой, свободной жизни.

VI. Редактирование текста.

Слайд №15-17 . 1. Картина А.А.Пластова «Сенокос» сразу привлекает взгляд. А.А.Пластов использует для своей картины яркие, солнечные краски. Яркие краски делают картину необыкновенно яркой, праздничной. Радость, счастье, восторг возникают при виде этой торжественной красоты.

Патриотическим чувством любви к Родине, к ее щедрой и прекрасной земле, ожившей и расцветшей после войны, проникнуто полотно «Сенокос», появившееся после войны.

- Понравился текст? Заметили ли вы какой-нибудь недостаток? (Повтор слов)

- Найдите ошибки.

Действительно, в данном случае мы столкнулись с ошибкой, которая часть встречается в ваших работах – повтором. Повтор слов, неумение подобрать синоним может испортить даже неплохой текст.

Значит, надо знать синонимические ряды и умело использовать их в сочинениях.

VII. Лексическая работа.

Слайд № 18, 19 . Обратите внимание на обратную сторону листа с рабочими материалами, там вы видите ряды синонимов, с помощью которых мы и отредактируем текст.

Изобразить – написать, показать, передать, запечатлеть.

Картина – произведение живописи, холст, полотно.

Краски – яркие, солнечные, сочные, насыщенные.

Радостный – ликующий, светлый, праздничный, солнечный.

Пейзаж – притягивает, очаровывает, радует, восхищает.

Слайд № 20 . Отредактированный текст.

Картина А.А.Пластова «Сенокос» сразу привлекает взгляд. Художник использует для своего произведения яркие, солнечные краски, которые делают его необыкновенно праздничным. Радость, счастье, восторг возникают при виде этой торжественной красоты.

Искренним чувством любви к Родине, к ее щедрой и прекрасной земле, вновь ожившей и расцветшей после войны, проникнуто полотно «Сенокос», появившееся в 1945 году.

VIII. Орфографическая работа.

Слайд № 21 . Выжже(н,нн)ые войной леса и поля; поляна, оз...ре(н,нн)ая утре(н,нн)им румянц...м солнца; сине...щие верхушки отдале(н,нн)ого леса; позолоче(н,нн)ая листва берез; сверка...щая на солнце роса; косари, увлеч...ые работой; ле...кая одежда, (не)стесня...щая движений; труд...тся самозабве(н,нн)о.

IX. Подведение итогов. Выводы.

Слайд №22.

Итак, мы с вами описали картину А.А. Пластова «Сенокос», выяснили замысел художника, его мысли, чувства, увидели, как художник с помощью красок и композиции передает свои мысли и чувства. И это вы должны отразить в своих сочинениях.

Примечание. В течение всего урока учащиеся заполняют лист (таблицу) для записи рабочих материалов; тем самым учатся внимательно слушать на уроке ответы товарищей, отбирать лучшее – то есть собирать и систематизировать материал к сочинению.

С целью экономии времени на уроке учащимся раздаются материалы по лексике (синтаксические ряды слов) и для проведения орфографической работы дается задание: вставить и объяснить пропущенные буквы в словах (в основном орфограммы по теме «Причастие»). Данные словосочетания ученик может в дальнейшем использовать в своем сочинении.

ЗАПОЛНЯЙ ТАБЛИЦУ В ТЕЧЕНИЕ УРОКА

ЧТО НАБЛЮДАЕМ?

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КАРТИНЕ А.А. ПЛАСТОВА «СЕНОКОС»

1. Замысел художника.

2. Колорит картины.

3. Пейзаж:

а) летнее утро;

б) небо;

в) дальний лес;

г) березки;

д) цветущий луг.

4.Косари:

а) возраст;

б) выражение лиц;

в) одежда;

г) поза, движения.

5. Выводы.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА

Художник , мастер, пейзажист, автор картины, живописец.

Картина , произведение живописи, полотно, холст.

Изобразить , написать, показать, передать, запечатлеть.

Краски : яркие, солнечные, сочные, насыщенные.

Радостный , ликующий, светлый, праздничный.

Пейзаж притягивает , очаровывает, радует, восхищает.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

Выжже(н,нн)ые войной леса и поля; поляна, оз…ре(н,нн)ая утре(н, нн)им румянцем солнца; сине…щие верхушки отдале(н, нн)ого леса;

позолоче(н,нн)ая листва берез; сверка…щая на солнце роса; косари, увлеч…нные работой; ле…кая одежда, (не) стесняюшая движений; труд…тся самозабве(н,нн)о

Сценарий урока «Подготовка к сочинению-описанию

по картине А.А. Пластова «Сенокос» в 7 классе.

Учитель Рыжова В.А.

МБОУ СОШ № 25 г.Ульяновска

Цели:

    Познакомить с творчеством А.А.Пластова и его картиной «Сенокос»;

    систематизировать приобретенные учащимися знания об описании внешности и действий человека, изображенного на картине;

    совершенствовать навыки устного и письменного высказывания на искусствоведческую тему;

    подготовить к самостоятельному описанию картины;

    вызвать уважение к людям труда, показать мастерство художника в изображении простого человека; воспитывать у учащихся эстетический вкус, любовь к прекрасному, чувство патриотизма

Тип урока: урок развития речи с использованием ИКТ.

1 Слово учителя о теме, целях урока

2. Предварительная работа- проектные задания к уроку:

    Познакомиться с жизнью А.А.Пластова и составить рассказ о художнике

    Что я знаю о слове «сенокос»? (Лексическое значение, способ образования, морфологические признаки)

    Подобрать стихи, пословицы и поговорки о сенокосе

    Поработать со словарем и дать понятие словам-терминам: портрет, пейзаж, натюрморт, жанровая живопись, композиция, колорит

    Подготовить рассказ о картине «Жатва».

    Подготовить рассказ о картине «Фащист пролетел»

    Кто изображен на картине, опишите этих людей.

    Какие цветы изображены, приведите стихотворные строки о полевых цветах.

    Какую музыку вы бы подобрали к этой картине?

3 . Задание: в течение урока работаем с раздаточным материалом, который должен будет помочь в написании сочинения (Приложение1: словарная работа,план сочинения, орфографическая работа))

4. Чтение учащимся наизусть стихотворения А.Чеснокова «На родине Пластова»

Вечереет. В округе тихо.

Ждет природа спокойных снов.

Деревенька среди лесов!

Здесь так ярко и

Так торжественно

В сентябре золотятся леса,

И природа –

как юная женщина,

и смеется небес краса.

И родная Аркадию Пластову,

Как пейзажи его картин,

Средневолжская осень властвует

В тишине золотых равнин.

Здесь хватало и счастья и лиха,

Здесь не нужно пустяшных слов,

Здравствуй, русская Прислониха,

Деревенька среди лесов.

5 . Рассказ о Пластове. СЛАЙДЫ № 5-12

АРКАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПЛАСТОВ родился 31 января 1893 года в селе Прислонихе бывшей Симбирскойгубернии. Окончив три класса сельской школы, в 1903 году поступил в Симбирское духовное училище, а в 1908 год – в Симбирскую духовную семинарию. В 1912 году Пластов поехал в Москву и начал в ней своё художественное образование. Сначала в мастерской И.И.Машкова, затем в Строгановском училище. В 1914 году поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, С 1935 года А.А. Пластов стал участником всех больших художественных выставок. А. А. Пластову были присуждены звания: заслуженного деятеля искусств РСФСР действительного члена Академии художеств СССР, народного художника РСФСР, народного художника СССР. А. А. Пластов был награждён: медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.», золотой медалью Министерства культуры СССР, дважды орденом Ленина, золотой медалью, присуждённой Индийским обществом в Калькутте, присуждена Ленинская премия за серию картин «Люди колхозной деревни». С 1957 Пластов избирался членом правления Союза художников СССР и Союза художников РСФСР.

Вся жизнь А.А.Пластова связана с родной деревней и ее жителями. Был он не только художником, но и пахарем, косцом и жнецом, умел лечить коров и лошадей. Все делал хорошо. Мужик из него вышел - гордость Прислонихи.. Как же нужно было любить свой край, чтоб на целый свет хватило родной Прислонихи. Ведь тема деревенского труда, сельской жизни, быта – главная в его творчестве. Героями его картин были земляки, деревенские ребятишки

«Писать ребятишек – наслаждение. Дети сказочно хороши. Как описать их очарование? Откуда в детях такая красота живет? Не могу понять! Я во все картины правдами и неправдами ребятишек вписываю!» - говорил Аркадий Александрович Пластов.

А.А. Пластов оставил народу бесценное наследство – развернутую им «картину крестьянского житья-бытья». Именно его называли одним из последних богатырей земли русской. А силу и удивительную цельность его таланта до сих пор хранят его полотна.

КАРТИНА «СЕНОКОС »

1. Что я знаю о слове «сенокос»? (слайд13)

    Синквейн

Сенокос

Тяжелый, радостный

Косят, потеют, ликуют

Сенокос - священное занятие у крестьян.

Труд

    Способ образования

Сенокос – сено, косить (способ сложения основ с соединительной гласной)

Сенокос

Какие стихи, пословицы и поговорки о сенокосе нашли?

Беседа по картине

3 . Рассмотрите картину.

    Каков сюжет картины? (слайд14)

Утро. Лето в самом разгаре. Поляна в молодом березовом лесу. Всюду буйно цветут травы. Четыре косца стали в ряд и взмахнули косами.

    Что изображено на ней? Каков жанр картины?(слайд15)

    Дайте понятие словам-терминам: портрет, пейзаж, натюрморт, жанровая живопись, композиция, колорит, палитра (СЛАЙД № 16-18)

    Какова композиция картины? (слайд19)

    Какие цветы изображены на картине? В чем загадка картины?

Колокольчики, ромашки, купина, примула, клевер, царские кудри, купава - это не просто цветы одного луга (обычно эти цветы не цветут одновременно) это все цветы Родины, распустившиеся во славу Победителей.

    За счет чего ощущение динамизма, движения?

(люди работают, дружно взмахивают косами)

    Кто они? Опишите героев картины?(слайд20)

Люди, изображенные на картине "Сенокос", не просто натурщики, изображающие косцов, а близкие, родные, товарищи Пластова, его односельчане.
Ведь юноша на переднем плане - сын художника Николай, женщина в белом платке похожа на супругу Наталью Алексеевну, а два пожилых косаря - земляки Аркадия Александровича - Федор Сергеевич Тоньшин и Петр Григорьевич Черняев

    Сравните стихотворение Н.Благова «Сенокос» и картину Пластова

Травы сильные,

Травы, по-детски дрожа,

Стихли, теплые соки глотая.

Окружила деревни, стоит не дыша

Разнотравья орда золотая;

Подступили татарники к самым домам,

Все в колючках, готовые к схватке,

И все чаще то здесь загорятся, то там

Над плетнями их красные шапки.

Вот она и пришла, золотая пора,- до жнитва,

Сенокоса недели.

Даже птицы, птенцов выгоняя из трав,

Словно пчелы, пыльцой прожелтели.

И стоят косари:

Кто пойдет впереди?

Перед ним только ветер летает один,

Дышит в спину ему полдеревни.

Он выходит-

Надломлена солнышком бровь

Рдеют плечи еще не в загаре.

Растревожилась, как на пожаре.

И когда вдоль стреляющей соком стены

Он пошел и пониже пригнулся…

Ты не помнишь? Таким же ведь был до войны

Твой отец, что с войны не вернулся.

Стихотворение Благова близко картине и по теме, и по манере письма: те же яркие, сочные, солнечные краски. Лев Бурдин, поэт и критик, писал об этом стихотворении: «Способность живописать поистине пластовскими красками наглядно проступает в стихотворении «Сенокос». Удивительная пора сенокоса: все в цвету и наивысшем расцвете. Многокрасочна природа: золотая, красная, пожелтевшая.

Травы сильные,

Травы, по- детски дрожа,

Стихли, теплые соки глотая.

Окружила деревни, стоит не дыша,

Разнотравья орда золотая…

Последняя метафора подчеркивает и необозримость пространства, и силу, и готовность трав сразиться с косцами. И косцы волнуются:

Кто пойдет впереди?

Кто за славой угонится древней?

И вот он, человек труда:

Он выходит-

Надломлена солнышком бровь,

Рдеют плечи еще не в загаре.

Это в нем до разгула охочая кровь

Ты помнишь? Таким же ведь был до войны

твой отец, что с войны не вернулся.

Мотив войны уже звучал в ткани стихотворения: «орда золотая», «татарники», «готовые к схватке», «стреляющая соком стеная» и в конце стихотворения снова щемящая боль по невосполнимой утрате сильных мужчин. Эта боль вырывается наружу. Долго еще будет доноситься до нас пронзительное эхо войны.

    Какова же основная идея картины Пластова?

Сенокос" - гимн родной земле, русскому народу, выстоявшему и победившему в жестокой войне.

Картина Пластова – это гимн цветущей природе, крестьянскому слаженному труду, мирной тишине: трудна война, но жизнь продолжается.

    Какие звуки можно услышать, рассматривая картину ? (шум листвы, гудение пчел, шелест травы, звон косы)

    «Сенокос» называют симфонической поэмой. Какую музыку, соответствующую полотну, вы бы предложили?

Радость и счастье – вот главный мотив в этой картине. (прослушать музыку)

Хорошая живопись – это песня, это мелодия”(слайд23)

Микеланджело Буонарроти,

Орфографическая работа (с самопроверкой) слайд 24-25

ликующий солнеч?ный день; ; буйная пор..сль трав,

работают увлеч….о; взмах косы (в) лад

«разом занесе…ые сверкнули косы…»;

    Триптих (“Фашист пролетел”, “Жатва” и “Сенокос”) был выставлен на Тегеранской конференции в 1943 году. Когда картины показали Черчиллю, тот сказал: “Теперь я знаю, почему Россия выиграла войну ”. Как вы думаете, чем объяснить такую оценку Черчилля?

    Представление картин «Фашист пролетел», «Жатва»(слайд26,27)

Война, как народная трагедия, как посягательство на священные законы бытия, находит отражение в его полотне “Фашист пролетел”, датированном 1942 годом. И нерушимость этих законов, нерушимость основ народной жизни – в сдержанной “Жатве” (1945 г). Трагедия войны здесь скрыта, она - в отсутствии отцов и старших братьев детей, сидящих рядом с пожилым крестьянином. Невозможно остановить и победить естественное течение жизни. Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле, запечатленной в “Сенокосе” (1945).

Триптих (“Фашист пролетел”, “Жатва” и “Сенокос”) был выставлен на Тегеранской конференции в 1943 году. Когда картины показали Черчиллю, тот сказал: “Теперь я знаю, почему Россия выиграла войну”.

Память о писателе в городе (слайд 28)

Оформление папки с подготовленными учащимися материалами.

Рефлексия (слайд 29)

Поможет ли вам сегодняшний урок в работе над описанием?

Что для вас сегодня было наиболее интересным?

Остались ли у вас вопросы для индивидуальной консультации?

Домашнее задание – написать сочинение по картине (слайд30)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Подготовка к сочинению описанию

картины А.А.Пластова «Сенокос»(1945)

Морфемный и словообразовательный разбор

Сенокос 2 –

Сенокос -

Памятка

    Вступление. Слово о художнике

    Описание картины

    Каков сюжет картины?

    Какова композиция?

    Каков колорит, как помогает понять замысел автора?

    В чем жанровые особенности?

    Опишите пейзаж (поле, цветы, березы, небо) какую роль он играет?

    Опишите героев картины – косцов (внешность, действия, красоту труда)

    Какова идея картины, основной мотив?

    • Заключение. Твое восприятие картины, настроение

Идея картины:_________________________________________________

Орфографическая работа

Радос?ная гамма красок; богатая п…литра; ликующий солнеч?ный день; раск…ле…ый воздух жаркого дня, яр­кое разн..цветье сочной травы; ж…лтые вен?чики цветов, листья на берёзке золотят?ся; буйная пор..сль трав,

ско­шенная трава мягко стел…тся ; травя…ой лесоповал; вольные движения к..с..рей; (не)легкая, но счастливая работа; работают увлеч….о; взмах косы (в) лад

«разом занесе…ые сверкнули косы…»;

Все выдающиеся художники как прошлых веков, так и современности имеют удивительную судьбу. Среди них и А. Пластов, родившийся в семье крестьянина. Его дед писал иконы, а мальчик, вдохновленный этим, в свое время решил стать священником. Судьба просто не могла допустить, чтобы такой талантливый человек не вошел в мир искусства, и после окончания Симбирской духовной семинарии он стал учиться в Москве.

Талант Пластова расцветал, и зритель наших дней может увидеть не только мастерство, а и изображенный с потрясающей любовью быт деревни советских времен. Главное в картинах этого художника – жанровая история персонажей на фоне потрясающего пейзажа. Большинство работ – это лиризм, ненавязчивый сюжет, в то же время дающий возможность для размышлений. Пластова еще при жизни возвели в разряд классиков живописи СССР: репродукции картин помещались и в хрестоматиях, и в журналах, и на календарях.

Одна из работ, знакомых каждому из нас с детства – «Сенокос», написанная в 1945 году. Год победы не мог не найти свое отражение в его творчестве, ведь художник остро переживал народное горе и радовался вместе со всеми победе над фашизмом. В 1946 картину могли увидеть посетители Третьяковской галереи, где вместе с «Жатвой» она создавала своеродный жизненный цикл русской деревни.

На этом полотне царит настоящее лето. Оно очаровывает яркими красками цветущего луга, и, кажется, что все вокруг звенит и поет. Тут присутствуют не только косари и цветущий луг, а и звуковые образы – взлетающие косы, шелест листьев и трав, щебет птиц и песни шмелей.

Из картины «Сенокос» видно, что жители села с самых малых лет умеют и хотят трудиться. Лето для школьников – это не просто беззаботные каникулы, и помощь семье. Да и крестьянское вполне справедливое рассуждение о том, что летний день может прокормить целый год – вполне справедливо.

Как правило, сенокосные работы начинались в июле, или, точнее от Петрова дня до Прокла. Крестьяне целый месяц трудились в поле, что стало причиной появления определенных ритуалов. В частности, в сенокос было принято петь песни: это и облегчало работу, и вдохновляло. Поразительно, то насколько слаженно работали люди. Находясь на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга, с острейшими косами, они не ранили и не мешали своим товарищам.

Яркость и красота природы: полевые цветы, стройные березки и сочная зелень травы вызовет восторг как у ценителей отечественных красот, так и у тех зрителей, которых привлекает романтика деревенского быта. Ветви березок похожи на ажурное кружево, сотканное природой-кудесницей, они прячут косарей от жаркого июльского солнца.

«Сенокос» изображает не только обыденный труд крестьянина, а и праздничное единение с природой. Кроме зрительных и слуховых Пластов сумел передать и обонятельные образы: каждый из нас уже слышит аромат свежескошенной луговой травы, жаждет упасть лицом на нее, и, глядя в безоблачное синейшее небо, задуматься о вечном. Прозрачный воздух, написанный художником, не вызывает ассоциаций с полуденной жарой, а наоборот, навеивает прохладу и чувство неповторимого восторга.

Художнику, выросшему в деревне, как нельзя лучше удалось передать трудовые будни крестьянской семьи. На картине изображена семья, которая вышла в поле. Трудятся все – и старые, и молодые. Они старательно и одновременно ловко срезают траву косой. Синхронная работа на довольно близком расстоянии нисколько им не мешает, а объединяет и воссоздает картину привычного труда. Каждый человеческий образ на картине Пластова имеет свою историю.

Так, подросток с темными волосами – худощавый и загорелы, практически черный. Стоит зной, а он трудиться наравне со всеми и даже на шаг опережает их. Привычный к сельскому труду, мальчик уже давно приобрел сноровку, необходимую для тяжелой работы. Вспомните дату написания картины – 1945 год. А это значит, что военное время пришлось на его взросления. Работая наравне со взрослыми, этот парень уже давно привык рассчитывать на свои силы.

Женщина – второй косарь в простеньком светлом платье и в белом платке на голове – типичный образ крестьянки тех времен. Мы не можем разглядеть ее лицо, узнать мать это мальчика или бабушка. Лицо ее такое же темное от загара, а руки давно привыкли к такому труду. Возможно, она замужем, ведь повязанный платок в деревнях носили все – от женщин в возрасте до замужних молодиц.

Следующий косарь – это мужчина средних лет в голубовато-зеленой рубахе еще военных временен. Его светлые курчавые волосы и борода развиваются на ветру, а крепкие сильные руки уверенно держат косу. Почему же в 1945 году этот человек так быстро вернулся с фронта? Скорее всего, он получил ранение или находился неподалеку от родного дома. Или время, изображенное на картине, несколько далеко от времени ее написания: солдат просто, по известным только ему причинам, оказался дома.

Последним из косцов Пластов написал пожилого мужчину с белыми волосами и бородой. Он многое пережил, многое повидал, его фигура стала сутулой и практически незаметна за фигурой мужчины. Зритель может только разглядеть руки, уверенно держащие косу и белую рубаху.

Колористика картины просто поразительна. Ее можно сравнить с , с буйством или с восхищением природой Левитана. Самые удивительные краски, какие только изобрела человеческая фантазия, окутывают цветущий луг. Тут и красные, и фиолетовые, и розовые луговые цветы, и невероятных размеров колокольчики. И, конечно же, один из самых главных национальных символов России – изящные березки.