Старт в науке. История написания жития

Старт в науке. История написания жития

Литература и библиотековедение

Образ Александра Невского полководца и государственного деятеля. Житие Александра Невского написанное вскоре после смерти князя ум. Основу жития Александра Невского составляют две воинские повести о битве на Неве и на Чудском озере.

«Житие Александра Невского». Идея защиты родины. Образ Александра Невского – полководца и государственного деятеля.

«Житие Александра Невского», написанное вскоре после смерти князя (ум. в 1263 г.), создает идеальный образ правителя, защитника своего отечества от военных и идеологических посягательств внешних врагов. Оно не укладывается в каноны житийной литературы, и это понимали древнерусские книжники, внесшие его прежде всего в состав летописей (первая редакция жития вошла в состав Лаврентьевской и Второй Псковской летописей), и только в XVI в. оно вошло в «Великие Четьи-Минеи» Макария и «Пролог».

Само заглавие произведения дает определение его специфики: «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Алексан¬дра» — рассказ о жизни, главным содержанием которой явились по¬двиги «храбрости». Основу жития Александра Невского составляют две воинские повести о битве на Неве и на Чудском озере.

Врагом Русской земли выступает в житии «король части Римьскыя от полунощныя страны»; тем самым автор подчеркивает, что русскому православному князю предстоит вступить в борьбу с римско-католи¬ческим западным миром, ставящим целью захват «земли Александро¬вой».

«Разгореся сердцем», Александр укрепляет свой дух молитвой, по¬ступая, как подобает благочестивому князю. Он обвиняет врага в нарушении заповеди божией, повелевающей «жити не преступающе в чюжую часть». Уверенный в правоте своей борьбы, Александр вооду¬шевляет войска и с «малой дружиной» устремляется на врагов. В бой он идет с верой «к святыма мученикома Борису и Глебу». Так мотиви¬руется в житии видение старейшины земли Ижорской Пелгуя: на утренней заре он видит плывущих в насаде Бориса и Глеба, спешащих на помощь «сроднику своему князю Александру».

Подробно описывается в житии ход сражения 15 июля 1240 г., большое внимание уделяется подвигам Александра и его храбрым «шести мужам» — богатырским ратникам. Сам Александр проявляет необычайное мужество и бесстрашие в бою, он «возложи печать на лицы шведского короля острым своим копией». Мужеством и храбростью отличались «мужи» Александровы: Гаврило Алексич по единой доске въехал на коне на вражеский корабль и избил бесчисленное множество врагов, его столкнули в воду, но он выплыл; молодой новогородец Савва подрубил столб златоверхого шатра шведского короля, и падение шатра вызвало ликование в русском стане; Ратмир в пешем строю мужест¬венно бился с врагами и скончался от ран на поле боя; Сбыслав Якунович рубился с врагами «единым топорном, не имеяша страха в сердце своем». Ловчий князя Яков Полочанин наехал с мечом на полк. Миша в пешем бою с дружиной «погуби три корабли римлян». При этом сообщается, что о подвигах этих славных «мужей» автор слышал от «своего господина» Александра Ярославича.

Битва на Чудском озере с немецкими рыцарями 5 апреля 1242 г. изображена в традиционной стилистической манере воинских пове¬стей: «Бе же тогда субота въсходящю солнцю, и съступишася обои. И бысть сеча зла и труск от копий ломления и звук от сечения мечнаго, яко же и озеру померзъшю двигнутися; и не бе видети леду: покры бо ся кровию».

Князь возвращается в Псков, ведя подле коней пленных, «иже именують себе божий ритори». Победа приносит Александру, подчер¬кивает житие, всемирную славу: «Инача слыти имя его по всем странам и до моря Египетьскаго и до гор Араратьскых и обону страну моря Варяжьскаго и до великого Риму».

О других воинских подвигах Александра житие сообщает кратко: «единым выездом» он побеждает 7 ратей «языка Литовъскаго».

Александру Батый воздает честь, то по отношению к его меньшому брату проявляет гнев. Причины гнева автор не указывает и лишь отмечает, что его проявлением было пленение Суздальской земли ордынским воеводой Неврюем. Это дает повод автору жития просла¬вить Александра — идеального правителя, который «церкви въздвигну, грады испольни, люди распуженыа собра в домы своя».

Прославлению Александра — защитника православия — посвя¬щен в житии рассказ о приходе на Русь папских послов. Александр отвергает их предложение принять католичество, и в этом автор жития видит торжество национальной политики русского князя.

Лаконично сообщает житие о насилиях врага и вторичном хожде¬нии князя в Орду, дабы «отмолити людии и от беды тоя», т. е. от участия русских воинов в походах татарских войск.

Завершается житие сказанием о смерти Александра (он был отрав¬лен в Орде) в Городце и его погребении во Владимире. Народ опла¬кивает любимого князя.

Характерной особенностью жития является постоянное присутст¬вие автора-рассказчика. Он спешит заявить о своем смирении во вступлении к житию. Сам он «самовидец... возраста его», «домочадец», об Александре он также слышал «от отець своих». Его присутствие постоянно ощущается в отборе и интерпретации материала. Александр в изображении автора является средоточием лучших качеств прослав¬ленных героев ветхозаветной истории: красота лица его подобна красоте Иосифа, сила — часть силы Самсона, премудрость — Соло¬мона, а храбрость — римского царя Веспассиана. Так с помощью ретроспективной исторической аналогии житие прославляет красоту, силу, мудрость и храбрость Александра. Интересно, что среди этих качеств не нашлось места христианским добродетелям — кротости и смирению.

Таким образом, «Житие Александра Невского» обнаруживает тес¬ную связь, как с агиографической литературой, так и с воинскими повестями. Его автором был житель Галицко-Волынской Руси, пере¬селившийся вместе с митрополитом Кириллом III во Владимир. Исследователи установили связь стиля жития с Галицкой летописью, «Девгениевым деянием», «Историей Иудейской войны» Иосифа Фла¬вия, «Сказанием о Борисе и Глебе» и паремийным чтением.

«Житие Александра Невского» становится образцом позднейших княжеских жизнеописаний, в частности жития Дмитрия Донского. Имя Александра Невского пользуется популярностью в Московском государстве. Он оказывает помощь (уже в качестве святого патрона Русской земли) Дмитрию Донскому в победе над монголо-татарскими завоевателями, Ивану Грозному при осаде Казани, а Петр I делает Александра Невского патроном Петербурга.

Введение

Александр Ярославович Невский - князь, который занимает в российской истории особое место. В древнерусской истории он самый популярный персонаж. Описание Александра Невского говорит о том, что он был защитником Отечества, бесстрашным рыцарем, который посвятил жизнь своей родине. невский литературный агиографический жанр

Актуальность данного исследования определяется тем, что вплоть до XVI века «Повесть о житии Александра Невского» являлась своего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинских подвигов. Данное произведение примечательно тем, что написано современником событий, и следовательно, имеет огромное значения для понимания того, как оценивалась личность Александра Невского в те далекие времена, и каково было значение тех событий, участником которых он являлся.

Житие Александра - это не биография, а описание самых значительных событий, которые воссоздают героический образ князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика. При этом в Житии много канонического, традиционного для этого жанра, поскольку проводится мысль о священности княжеской власти. Главная мысль Жития: «Не в силе Бог, но в правде».

Цель настоящей работы - рассмотреть житие Александра Невского как разновидность княжеских житий.

История написания Жития

«Житие» - жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением житий занимается агиография.

Повесть дошла до нас в различных редакциях XIII-XVIII вв. История ее текста необычайно сложна, многое остается пока спорным. На протяжении нескольких веков первая редакция («жития») неоднократно перерабатывалась. В настоящее время известно 13 редакций произведения. До конца не выяснены взаимоотношения между старшими редакциями и редакцией Софийской первой летописи.

Автором повести был вероятно книжник из окружения владимирского митрополита Кирилла, пришедшего из Галицко-Волынской Руси в 1246 году, поэтому в повести отражены сложившиеся литературные традиции Юго-Запада и Северо-Востока Руси. Автор, сообщает, лично знал Александра Невского и был свидетелем его деяний Самовидець есмь возраста его

По предположению академика Д.С. Лихачёва, в создании произведения принимал участие митрополит Кирилл: Вне всякого сомнения, - Кирилл имел отношение к составлению жизнеописания Александра. Он мог быть и автором, но, вернее всего, он заказал житие кому-нибудь из проживавших на севере галицких книжников

По композиции, манере описания военных столкновений, отдельным стилистическим приёмам и некоторым фразеологизмам «Повесть о житии Александра Невского» близка к другому произведению «Летописцу Даниила Галицкого». То, что Кирилл имел отношение к составлению «Летописца Даниила Галицкого», аргументировал Л. В. Черепнин: Митрополит умер в 1280 году, и, следовательно, время возникновения «Повести о житии Александра Невского» нужно относить к периоду между 1263-1280 годами.

После сообщения о дне смерти Александра приводятся слова митрополита Кирилла и суздальцев, когда до них дошла горестная вестьМитрополит же Кирил глаголаше:

Чада моя, разумейте, яко уже зайде солнце земли Суздальской!

Уже бо не обрящется таковый князь ни един в земли Суздальстей!

Иереи и диакони, черноризци, нищий и богатии, и вси людие глаголааху:

Уже погыбаемь!

Завершается повесть рассказом о «дивном» и «достойном памяти» чуде, свершившемся во время погребения князя. Когда умершему Александру хотели вложить в руку «прощальную грамоту», тосам, акы жив сущи, распростер руку свою и взят грамоту от рукы митрополита .

Вплоть до XVI века «Повесть о житии Александра Невского» являлась своего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинских подвигов.

Данное произведение примечательно тем, что написано современником событий, и следовательно, имеет огромное значения для понимания того, как оценивалась личность Александра Невского в те далекие времена, и каково было значение тех событий, участником которых он являлся.

Житие Александра Невского, вероятнее всего, создано в конце XIII в., и было написано человеком лично знавшим князя. Здесь мы не видим четкого хронологического построения, подробного описания важных исторических, но видим восхваление мужественного война, защитника Русской земли - Александра Невского. Выбрав для описания два победоносных сражения русского войска под началом Александра - картину сражений русских со шведами на реке Неве и с немецкими рыцарями на льду Чудского озера, автор постарался представить потомкам Великого князя и его войско, как наделенных героизмом, самоотверженностью и стойкостью во имя интересов русского народа мифических воинов - героев .

Не сколько не умоляя литературно-исторического значения Жития, написанного просто и лирично в традициях воинской повести Древней Руси, необходимо отметить некоторый односторонний подход к описанию современниками событий тех лет. Задачу, стоящую перед авторами, на соответствующем их современности историческом рубеже они выполнили. Возвеличивание русского народа, развитие чувства патриотизма и ненависти к врагам, поддержание авторитета военачальников отголоском эха пронесется по истории России вплоть до наших дней.

Житие Александра - это не биография, в которой полно, подробно, последовательно повествуется о всей жизни князя. Автор отбирает только самые значительные события (битва со шведами на Неве, освобождение Пскова, Ледовое побоище, поход в литовские земли, дипломатические отношения с Ордой и папой римским), которые воссоздают героический образ князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика.

С исторической точки зрения в Житии много неточностей.

Например, шведский король не принимал участия в походе 1240 г. и битве на Неве, во время набега на Суздальскую землю в 1252 г. ханом Золотой Орды был Сартак, а не Батый. В Житии нет ни одной даты, события порой описываются без необходимой конкретизации: не сразу ясно, кто такой «король страны Римской из полуночной земли», о каком городе, построенном некими «от Западной стороны», идет речь и т. д. Но не эти подробности были важны для автора, а впечатление, производимое его героем.

В Житии много канонического, традиционного для этого жанра. Следуя канонам жития, автор начинает свое повествование с самоуничижения, называет себя худым и многогрешным, малосмыслящим. Приступая к описанию «святой, и честной, и славной» жизни князя, автор приводит слова пророка Исайи о священности княжеской власти и внушает мысль об особом покровительстве князю Александру небесных сил. Восторгом и восхищением полна следующая затем характеристика князя. Александр красив, как Иосиф Прекрасный, силен, как Самсон, премудр, как Соломон, он непобедим, побеждая всегда. Мысль о священности княжеской власти и сравнения с библейскими героями определяют интонацию всего дальнейшего повествования, несколько патетическую, торжественно-величавую. «Услышав о доблести Александра, король страны Римской из северной земли...» - так начинается рассказ о Невской битве. Автор не упоминает, что в это время (1240 г.) Александру было всего 19 лет, а современники это хорошо знали. В Житии изображается зрелый муж, о котором послы других стран говорят: «Прошел я страны и народы, но не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей». Александр узнает о том, что шведы пришли в Неву, «пыхая духом ратным», «шатаясь от безумия», угрожая: «Если можешь, защищайся». Он разгорается сердцем, выступает в поход с малой дружиной, в бою «на лице самого короля оставляет след своего копья». Прекрасна речь князя, обращенная к дружине, лаконичная, суровая, мужественная: «Не в силе Бог, но в правде». Решителен, храбр Александр и в битве на Чудском озере. Князь не может снести похвальбы немцев: «Покорим себе славянский народ!» Он освобождает Псков, воюет немецкие земли, воплощая собою возмездие за гордость и самонадеянность врагов. Они пришли, хвастаясь: «Пойдем и победим Александра, и захватим его». Но гордые рыцари были обращены в бегство и взяты в плен, и «вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями».

Как и в описании сражения на Неве, автор не дает подробной картины битвы, только несколько образов, которые помогают представить, какой жестокой была сеча: «Казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью». Слава о победах Александра разнеслась повсюду. «И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима».

Во всем подобны князю и его воины. Автор Жития включает в описание битвы на Неве рассказ о шести храбрецах, которые бились, «не имея страха в сердце своем». У каждого из шести свой ратный подвиг. Так, например, новгородец Миша потопил три шведских корабля, Сава обрушил шатер великий златоверхий, Сбыслав Якунович бился одним топором так, что все дивились силе его и храбрости. Ученые считают, что в этом рассказе о шести храбрецах отразилось устное предание о битве на Неве или дружинная героическая песня. Чтобы передать величие духа и красоту мужества, автор обращается не только к русским эпическим традициям, но и библейским. Воины Александра сравниваются в своей храбрости и стойкости с воинами царя Давида, сердца их как сердца львов, они исполнены духа ратного и готовы положить свои головы за князя. Библейские сравнения и аналогии стали одним из главных элементов художественной системы Жития. Деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность. Постоянные уподобления и упоминания о Давиде, Езекии, Соломоне, Иисусе Навине и самого Александра возвышают до библейского героя. Указания на помощь свыше (явление Бориса и Глеба Пелгусию перед Невской битвой, чудесное избиение шведов ангелами за рекой Ижорой, помощь Божия полка в сражении на Чудском озере) убеждают, в особом покровительстве Александру божественных сил.

Как умный политик и дипломат предстает Александр Невский во взаимоотношениях с Ордой и папой римским. Достойно, учено и мудро звучит ответ мужей Александра послам папы. Перечислив основные этапы в истории человечества и христианства, они завершили его словами: «А от вас учения не примем». Описание взаимоотношений с Ордой должно убедить, что на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам Русской земли. Победы Александра внушают страх восточным народам, жены татарские пугают своих детей его именем. Даже Батый признает величие Александра: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». И это помогает Александру «отмолить» русские полки от участия в походах монголо-татар.

Взволнован и лиричен рассказ о смерти князя. Автор не в силах сдержать своих чувств: «О горе тебе, бедный человече!.. Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами, как не вырвется сердце твое вместе с корнем!» Смерть князя всеми воспринимается как величайшее горе. «Уже зашло солнце земли Суздальской!» - говорит митрополит Кирилл (Александр умер великим князем Владимирским), «Уже погибаем!» - вторит ему весь народ. Рассказ о чуде, когда Александр как живой простирает руку и принимает грамоту из рук митрополита, - кульминация в этом возвышенном, приподнятом повествовании «о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра». Не точные исторические сведения хотел сообщить о князе автор, а воодушевить лицезрением мужественной красоты, праведности и милосердия.

Все исследователи отмечают литературную одаренность автора Жития, его ученость. Среди литературных источников, к которым обращался составитель Жития, «История иудейской войны» Иосифа Флавия, «Хронографическая Александрия», «Девгениево деяние». Предполагают, что непосредственное отношение к составлению жизнеописания Александра имел митрополит Кирилл, который в 1250 г. переехал с юга, от Даниила, к Александру Невскому.

Житие Александра Невского XIII в. явилось основой для всех последующих редакций памятника в XIV-XVI вв. (их более десяти). На долгое время Житие стало образцом для княжеских жизнеописаний и воинских произведениях древнерусской литературы.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. О них слагаются легенды, песни, сказания. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Те же из них, чья жизнь была озарена ореолом святости, а деяния и служение народу были в угоду Богу, ещё более чтимы на Земле. К ним обращается народ за помощью в тяжёлые годы испытаний. Таким национальным героем, народным заступником, священной личностью в истории нашей страны, в памяти народной был и остаётся Святой Благоверный Великий князь Александр Невский. Мужественно и победоносно боролся он с западными врагами, расчетливо, умно берег свой народ от хищных татар. Среди трудных княжеских дел не забывал благочестивый князь и христианских обязанностей: помогал вдовам и сиротам, простому народу, много серебра и золота передавал он в Орду, немало несчастных выкупил из тяжкой неволи татарской.

В этом году на уроках литературы мы познакомились с «Повестью о житии и о храбрости Александра Невского». Раньше я знал об этом человеке только как о храбром воине, выигравшем битву на Неве и Чудском озере. И совершенно не знал, что русская церковь причислила его к лику святых. Мне захотелось больше узнать об этом человеке, в этом не помог мой учитель литературы. Для меня эта тема является актуальной, т.к. я знаю, что личность Александра Невского и по сей день является образцом мужества и бесстрашия для многих поколений россиян.

Так родился наш проект, цель которого - увидеть через текст «Повести о житии Александра Невского» образ Александра таким, каким его знали и воспринимали современники.

Задачи:

Изучить текст «Повести о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

Выявить, как сочетаются черты воинской повести и агиографического жанра в «Повести о житии Александра Невского».

Проанализировать средства речевой выразительности в «Повести…» и выявить те, с помощью которых автор XIII века воссоздаёт личность Александра Невского.

Объект исследования - «Повесть о житии Александра Невского»

Предмет исследования - речевая характеристика главного героя «Повести о житии Александра Невского», текст произведения.

2. Основная часть

2.1 Черты воинской повести и агиографического жанра в «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра»

Прежде всего, нам необходимо разобраться, что же такое жанры.

«Жанр литературный (от франц. genre - род, вид) - форма, в которой реализуются основные роды литературы: эпос, лирика и драма, характеризующаяся теми или иными общими сюжетными и стилистическими признаками. Различают Ж. л.: в эпосе - роман, повесть, рассказ, очерк, сказка, былина и др., в лирике - стихотворение, ода, элегия и др., в драме - трагедия, комедия, драма и др. Каждому Ж. л. свойственно определенное "жанровое содержание" (тематика, проблематика, масштаб охвата изображаемого мира)»

«В древнерусской литературе определилась система жанров, в рамках которых началось развитие оригинальной русской литературы. Жанры в древнерусской литературе выделялись по несколько иным признакам, чем в литературе нового времени. Главным в их определении было «употребление» жанра, «практическая цель», для которой предназначалось то или иное произведение.

Об истории мира рассказывали хронографы; об истории отечества — летописи, памятники исторической письменности и литературы Древней Руси, повествование в которых велось по годам. Они повествовали о событиях русской и мировой истории. Существовала обширная литература нравоучительных биографий — жития святых, или агиография».

Как мы видим, в древнерусской литературе сложились свои, определенные жанры: молитва, притча, житие, поучение, повесть, воинская повесть, слово, хождение, летопись, включающая в себя мелкие жанровые формы - сказания, наставления и легенды.

Как следует из названия «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» является синтезом двух жанров - жития и воинской повести. Рассмотрим жанровые особенности каждого из них. Житие - описание жизни святого. В древнерусской литературе образ Христа выдвигался как образец поведения человека. Герой жития в своей жизни следует этому образцу. Житие, как правило, описывает, как святой становится таковым, проходя через ряд испытаний.

Как правило, в житии сообщается об основных событиях жизни святого, его христианских подвигах (благочестивой жизни, мученической смерти, если таковая была), а также особых свидетельствах божественной благодати, которой был отмечен этот человек (к ним относятся пожизненные и посмертные чудеса)

Жития святых пишутся по особым правилам (канонам):

считается, что появление отмеченного благодатью ребёнка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей; чаще всего святой с ранних лет ведёт строгую, праведную жизнь; в процессе своей жизни святой набирается мудрости, проходит через ряд искушений и побеждает их; святой мог предсказывать свою смерть, так как чувствовал её; после смерти его тело оставалось нетленным.

Воинская повесть - жанр древнерусской литературы, распространённый в 11—17 вв. Основу воинской повести составляет изображение исторического события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов. Патриотический пафос повествования сочетается с публицистической оценкой происходящего, эпичность с взволнованным лиризмом. Центральный герой воинской повести - обычно реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина-христианина. Как же получилось так, что в одном произведении соединились особенности двух жанров? Я узнал, что жанр жития начал развиваться в эпоху начала монголо-татарского ига. Героями произведений становились не только святые, апостолы, мученики, но и люди, защищавшие Русь и веру от врагов-иноверцев. «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» возникла около 1283 г., автор его неизвестен, но известно, что оно написано в Рождественском монастыре. Это произведение было создано ещё до канонизации Александра Невского и первоначально было светской биографией. Возможно, из-за этой неоднозначности житие соединило в себе 2 жанра - житие и воинскую повесть.

Композиционно произведение обладает житийной макроструктурой - оно состоит из 3-х частей. Первая часть - вступление (используется самоуничижение, автор говорит о том, что знал Невского уже во взрослом возрасте, о том, что пишет с чистой душой). Вторая часть - центральная часть. Эпизоды центрального повествования в житии соединены хронологически и представляют наиболее важные, с точки зрения создателя произведения, деяния Александра: освобождение Копорья и Пскова от немцев; Ледовое побоище, рассказ о котором облечен в форму воинской повести информативного типа, причем описание битвы дается в воинских формулах; поездка князя к Батыю по его требованию, сведения о которой носят легендарный характер; возрождение земли после нашествия Неврюя; отказ от приема римских послов, желавших поучить князя своей вере. Третья часть - заключение. Последнюю часть повествования составляют рассказ о смерти Александра во время возвращения из второй поездки в Орду, сообщение о прощании с ним суздальцев, словах митрополита Кирилла, называющего князя «солнцем земли суздальской», и чудо с «душевной грамотой», произошедшее в момент погребения.

Как мы видим, по своему художественному облику "Повесть о житии Александра Невского" отличается от предшествующих произведений жанра ярко выраженным соединением признаков воинской повести и жития.

2.2. Образ Александра Невского в «Повести о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

«Повесть…» была написана в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребён князь. По предположению Д. С. Лихачёва, автором этого произведения был галицкий книжник, а время возникновения "Повести" нужно относить к периоду между 1263 - 1280 гг.

Составление полной биографии князя Александра не входило в задачи автора. Содержанием жития является краткое изложение основных, с точки зрения автора, эпизодов его жизни, которые позволяют воссоздать героический образ князя, сохранившийся в памяти современников: князя - воина, доблестного полководца и умного политика.

«Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его»,- так начинает свое неторопливое повествование автор «Повести» . Автор сохраняет традиционное вступление, начинает основную часть с упоминания о благочестивых родителях Александра, как это было принято.

Новгородский герой был одноименен Александру Македонскому, подобен «царю» Ахиллесу, а также библейским героям Иосифу, Самсону, Соломону, римскому императору Веспасиану: «Лицо его - как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его - как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую» .

Но если каждого из них отличала в основном какая-то одна черта (сила, красота, мудрость, храбрость), то в личности князя Александра нашли отражение все лучшие качества человека: сила, красота, мудрость, храбрость. Очень редко бывает, что человек, стоящий у власти, обладает этими качествами. Перед нами князь - всем князьям князь

Автор, подчеркивая мудрость Александра Невского, приводит еще один аргумент: «Один из именитых мужей Западной страны, из тех, что называют себя слугами Божьими, пришел, желая видеть зрелость силы его… Так и этот, по имени Андреаш, повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей» .

В личности князя, несмотря на его высокое положение, мы наблюдаем удивительные качества характера. Известно, что характер человека формируется в испытаниях. И вот далее действия в «Повести…» разворачиваются, как определяет канон, из эпизодов, отражающих наиболее значительные подвиги главного героя.

Первый и наиболее важный фрагмент — рассказ о битве Александра со шведами на Неве. Мотивировка событий носит легендарный характер и связана с упомянутой выше характеристикой героя. Автор повествует о некоем Андреяше-иноземце, который, увидев Александра Ярославича, похвалил его в своей стране. Тогда король этой страны решил помериться силой с ним и пошел на него войной. Враг преисполнен уверенности в своих силах: «собрал силу великую», «пылая духом ратным», «опьяненный безумием», шлет он послов к Александру со словами: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою» .

А у князя в это время была малочисленная дружина, и ожидать помощи неоткуда. Зато есть крепкая вера в помощь Бога. Александр пошёл в церковь святой Софии, «пал на колено перед алтарём и стал молиться со слезами Богу». «Вспомнил он песнь псаломную и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою с обидящим меня, побори борющихся со мною». Окончив молитву и получив благословение архиепископа Спиридона, князь, укрепившись духом, вышел к своей дружине. Подбадривая её, вселяя в неё мужество и заражая собственным примером, Александр сказал русичам: «Не в силе Бог, но в правде». С малой дружиной князь Александр встретил врага, бился бесстрашно, зная, что сражается за правое дело, защищает родную землю. Мы видим храбрость Александра, которому только минуло 20 лет. Уже в этом эпизоде он предстает перед нами воином-полководцем.

В то же время в этой части присутствует элемент, свойственный в ту эпоху в большей мере не воинской повести, а житию — видение Бориса и Глеба воину Александру Пелугую, которое предвещает победу в будущем сражении: «Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугуй стоял, трепетен, пока насад не скрылся с глаз его» .

Александр просил о том никому не говорить, мы видим, что князь выступает в этом фрагменте как мудрый правитель. «И решил он напасть на врагов в шестом часу дня. И была крепкая сеча с римлянами; побил он бесчисленное множество врагов и самого короля ранил в лицо острым своим копьём» . В этом эпизоде князь - опытный полководец. Онрешителен, сметлив, ловок. Затем автор останавливается на подвигах шести новгородцев-дружинников Александра, называя каждого по имени и рассказывая о его деяниях. У такого князя и воины - чудо-богатыри. Взаимопонимание и сплочённость приводят русичей к победе.

Наряду с конкретным описанием событий, свойственным воинской повести, в этой части также появляется элемент, свойственный житиям, - рассказ о чуде за рекой Ижорой, где стояли шведы, куда не могли пройти русские воины и где после битвы обнаружили множество врагов, «убитых ангелом Господним».

Таким образом, этот фрагмент «Повести о житии Александра Невского» в целом представляет собой воинскую повесть событийно-повествовательного типа, внутрь которой вкраплены два «малых жанра», широко использовавшихся житиями: видение и чудо.

Битва на Чудском озере с немецкими рыцарями 5 апреля 1242 года изображена в традиционной манере воинских повестей: «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью» .

На самом деле Александр в этой битве проявил незаурядный полководческий талант, разгадав тактический замысел врагов.

От Пскова на север лежит Псковское озеро, еще севернее — озеро Чудское. Они соединяются широкой протокой. Крестоносцы находятся на западе от озер. Александр решил отойти назад и построить свои полки между озерами. Здесь, на заснеженном льду, крестоносцы должны принять вызов Александра. Все войско строится в виде клина: его острие - одетые в латы рыцари, по бокам клина рыцари, а внутри этой подвижной брони - пехота. У Александра войско в основном пешее. И Александр решил: срединный полк будет состоять из ополченцев - горожан и селян, вооруженных копьями, топорами, ножами; опытные же воины, хорошо вооруженные, встанут на флангах, там же разместятся конные дружины. Клин легко сомнёт срединный полк. Рыцари посчитают, что главное дело уже сделано, но в это время с флангов их атакуют могучие воины. Позади срединного полка Александр распорядился поставить сани, на которых везли оружие, доспехи и продовольствие. За санями, за этой искусственной преградой, начинался берег, усеянный большими валунами - преграда естественная. Меж камней и саней, на коне и не поскачешь. Зато ополченец, одетый в легкие доспехи, будет действовать среди преград ловко. Так Александр Невский готовил победу своему войску.

В этом сражении полезнее, чем личный пример, был своевременный приказ полководца. Александр дал знак вступить в сражение полкам правой и левой руки. Конные дружинники напали на противника с тыла. Сбившихся в кучу рыцарей русские воины стаскивали с коней. Весенний лед ломался под тяжестью борющихся, рыцари тонули в полыньях и проломах. До противоположного берега протоки лед был усеян телами врагов. Так закончилось сражение. Уже летом в Новгород приехали послы из ордена и просили у Александра вечного мира. Мир был заключен. Говорят, что тогда-то Александр произнес слова, ставшие на Русской земле пророческими: «Кто с мечом к нам, придет, от меча и погибнет!»

Эта битва принесла ему славу: «И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима». Слава об Александре Невском стала распространяться по всем странам. Все его битвы и победы были только во имя спасения русского народа.

Князь предстает перед нами не только как воин - князь. Из «Повести…» мы узнаем, что «великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей, разогнанных собрал в дома их. О таких сказал Исайя-пророк: «Князь хороший в странах - тих, приветлив, кроток, смиренен - и тем подобен Богу». Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран. Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов любит, но людей в щедрости своей щедро одаривает и являет в мире милосердие свое». Перед нами встает мудрый правитель - приветливый, заботливый, милосердный. Прославлению Александра - защитника православия - посвящен в житии рассказ о приходе на Русь папских послов. Александр отвергает их предложение принять католичество, и в этом автор жития видит торжество национальной политики русского князя.

После свершения ратного подвига в сражении с Западом ему предстояло свершить подвиг смирения перед силой Востока. «Александр Невский мог, проявляя особые организаторские и дипломатические способности, уступить более сильному врагу, чтобы спасти свой народ от напрасных жертв».

Лаконично сообщает автор «Повести…» о принятом решении Александра Невского идти в Орду и просить хана освободить русских воинов от участия в походах татарских войск: «Было в те времена насилие великое от иноверных, преследовали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды» .

Батый отпускает Александра: «И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». Почтив же его достойно, он отпустил Александра». Автор сообщает нам о том, что по дороге из Орды князь заболел. Но прежде чем написать о его смерти, изливает свои чувства в горестном восклицании: «О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего!» . Завершается рассказ о «дивном» и «достойном памяти» чуде, свершившемся во время погребения князя. Когда митрополит захотел вложить в руку князя духовную грамоту, Александр, как живой, протянул руку и сам ее взял.

Заключительная часть «Повести…» включает жанр плача. Повесть, сообщив о смерти князя, заканчивается традиционным плачем народа, автора.

Внимательно прочитав «Повесть…» мы нашли в тексте эпизоды, демонстрирующие князя Александра, с одной стороны, славным полководцем, с другой,- праведным (живущим по правде, исполняющем христианские заповеди) правителем. По нашему мнению, цель данного произведения - прославить мужество и храбрость Александра, дать образ идеального воина-христианина, защитника Русской земли.

Многие из упомянутых черт характера Александра Невского уместны более в воинской повести, чем в житии, поскольку они подчеркивают мирские, а не религиозные добродетели Александра: мужество, решительность, полководческий дар, силу и храбрость в бою, заботу о своих людях - и лишь затем упование на помощь высших сил, верность православию. Иначе говоря, главный герой жития приобретает черты, свойственные образу положительного героя-князя в воинских повестях, в то же время главным способом его изображения остается идеализация, характерная для жития.

По словам И. П. Еремина, Александр «предстает перед нами в образе то царя-военачальника библейской древности, то храброго витязя книжного эпоса, то иконописного «праведника». Этот несколько пестрый стилистический наряд, в который подчас облекает своего героя автор жития, - еще одна с его стороны восторженная дань светлой памяти покойного князя»

2.3 Языковые особенности «Повести о житии Александра Невского»

Личность Александра Невского производила чарующее впечатление на всех, кто его видел. Тайна его обаяния заключалась не только в его мудрости, мужестве, внешней красоте, но и в нечто высшем, которое неотразимо влекло к нему.

Самая первая характеристика Александра Невского дается уже в названии произведения. «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» уже содержит в себе два эпитета. Каково значение слова «благоверный»? Это слово, как мы видим, состоит из двух основ - «благо» и «вера». Благо - это добро, благополучие, следовательно, «благоверный» - это верный благу, верный чему-то хорошему.

В самом начале «Повести…», характеризуя героя, автор прибегает не к описанию, а к сравнительному методу: его образ создается с помощью многочис-ленных сравнений. Александр Невский сравнивается с различными библейскими героями Ветхого Завета - правителями, являвшимися воплощением лучших чело-веческих качеств - красоты, мудрости, силы, храбрости.

Очень интересен язык «Повести…», в нем можно найти метафоры: «озеро покрылось и двинулось». Этот троп позволяет ярче осознать, какое же количество воинов было во время сражения на Чудском озере. Образ князя, который «разгорелся сердцем» от нашествия врага, «опьяненного безумием» позволяют ярче дать характеристику Александру Невскому. Для этой же цели служат эпитеты: «о святой, и честной, и славной жизни его», «чудо дивное», набожность главного героя также подчеркивается с помощью этого тропа. Александр имел «веру великую к святым мученикам». Перифраза также дает полную характеристику Александру Невскому: «Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!»

Создавая биографию своего современника задолго до его канонизации, автор «Повести о житии Александра Невского» воспользовался как образцом традицией житий - единственного древнерусского жанра, дававшего жизнеописание героя. Но реальная жизнь, которую он описывал, требовала привлечения литературных форм и средств, свойственных распространенному и хорошо известному автору жанру — воинской повести. Поэтому-то так много описаний битв, сражений, а в них, естественно тоже дается характеристика Александра Невского. Это, опять, эпитеты. Александр собрал сильное войско, где «было много храбрых воинов», были они исполнены «духа ратного». А сравнение, несомненно, показывает их храбрость: «ведь были сердца их, как сердца львов».

Несомненно, и влияние воинской стилистики, обнаруживающееся в воинских формулах, использованных в картинах битв: «Сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью». Среди тропов мы можем выделить гиперболу: «покрылось оно кровью». Сам полководец не отстает от своих воинов, а кажется, что и превосходит их: «Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться» . Так, с помощью сравнения, автор подчеркивает богоизбранность воина-князя. И вот уже перед нами яркий образ князя - защитника, полководца, воина, святого.

Многосоюзие придает повествованию неторопливость, протяженность сражений по времени: «Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов». «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью» .

Риторический вопрос также встречается в «Повести…»: «Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: "Александр, знаешь ли, что Бог покорил мне многие народы. Что же - один ты не хочешь мне покориться?»

Эмоциональное напряжение достигает высшей точки в конце жития с помощью риторического восклицания: ««О, горе тебе, бедный человек! Не можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут твои глаза со слезами вместе! Как не разорвётся сердце от горькой печали! Отца человек может забыть, а доброго государя забыть не может, готов бы живым с ним в гроб лечь!»

Как мы выяснили, описание доблести князя Александра и его дружины не оставляет читателей равнодушными. Глубине восприятия способствуют художественные приемы, использованные автором (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, многосоюзие, противопоставление, риторические восклицания и риторические восклицания).

В то же время повествование насыщено библейскими аналогиями, цитатами, литературными параллелями. Автор постоянно напоминает о небесном покровительстве князю, стремясь показать, что «на таковые Бог призирает». Идея священности княжеской власти определяет особенности художественной структуры жизнеописания Александра Невского.

Воинские формулы, церковнославянизмы и живой язык используются автором вместе, что является несомненным жанровым своеобразием произведения.

3. Заключение

«Повесть о житии Александра Невского» относится к 80 годам ΧІІІ века. Само заглавие произведения дает определение его специфики: «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» - рассказ о жизни, главным содержанием которой явились подвиги «храбрости». Это произведение представляет собою княжескую биографию, соединяющую в себе черты жития и воинской повести.

Оно открывается «славой» герою, заканчивается плачем по Александру Невскому. Очевидец тех событий своеобразный «портрет» Александра Невского.

Библейские сравнения и аналогии стали одним из главных элементов художественной системы «Повести…», деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность. Постоянные уподобления и упоминания Давида, Езекии, Соломона, Иисуса Навина и самого Александра возвышают до библейского героя. Указания на помощь свыше (явление Бориса и Глеба Пелгугию перед Невской битвой, чудесное избавление от шведов ангелами за рекой Ижорой, помощь Божия полка в сражении на Чудском озере) убеждают, в особом покровительстве Александру божественных сил.

Сама структура «Повести о житии Александра Невского» представляет собой произведение сложного характера: внутрь центральной житийной части введены в качестве двух эпизодов самостоятельные воинские повести, а в их состав входят жанры, свойственные житиям,-видения и чудеса.

В стилистике «Повести…» тоже есть место необычному - воинские формулы и живой язык используются автором вместе, что тоже является жанровым своеобразием произведения. А Библейские воспоминания сочетаются с русским историческим преданием, литературные традиции - с реальными наблюдениями над битвой. Все это придает «Повести о житии Александра Невского» как литературному произведению своеобразный неповторимый характер.

Прижизненные заслуги - далеко не все, чем славен образ Великого князя. Князю Александру суждено было обрести вторую, посмертную жизнь. Его имя стало символом боевой доблести. Окружавший князя ореол святости позволял ждать от Невского и небесного заступничества. В 1547 г. он был включен в число святых, память которых отмечалась во всех без исключения храмах русской церкви. В 1724 году святые мощи по приказу Петра I были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где покоятся и теперь.

Выводы:

1. Мы изучили текст «Повести о житии и храбрости благородного и великого Александра Невского». Автор «Повести…» подобно рассказал о трех подвигах: битве на Неве со шведами (1240 г.), о Ледовом побоище с немцами на Чудском озере (1242 г.), о поездке в Орду.

Мы видим, что первые подвиги Александра Невского бранные, а третий связан с самопожертвованием. Александр Невский поехал к хану Батыю отмолить, чтоб татары не заставляли русских людей нести воинскую службу.

2. Мы выяснили, что в «Повести…» сочетаются элементы двух жанров - жития и воинской повести. Элементы жития: самоуничижение автора, благочестивые родители, рисуется образ христианина (отказал в католичестве, благочестивое приставление), элементы чудесного, плач по смерти героя, изобилие цитатами и соотнесениями из Библии.

Элементы воинской повести: рассказ не всей жизни князя, а только о воинских победах, используются устойчивые формулы для описания военных действий, преувеличение физических качеств героя, прославление его силы.

3. Мы нашли ответ на вопрос: чем же примечателен образ Александра Невского? В этом нам помогла «Повесть…», написанная человеком, кто лично знал этого героя, сам был свидетелем зрелого возраста его и рад поведать «о святом, и честном, и славном житии его». «Повесть» прославляет Александра как полководца и воина, правителя и дипломата.

4. Мы проанализировали средства речевой выразительности в «Повести…» и выявили те, с помощью которых автор XIII века воссоздал личность Александра Невского. Глубине восприятия способствуют художественные приемы, использованные автором (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, многосоюзие, противопоставление, риторические восклицания и риторические восклицания).

4. Список литературы:

Большая советская энциклопедия Воинская повесть. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/

Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства: (Легенда о “Государстве пресвитера Иоанна”). - М., Наука, 1970.

Еремин И.П. Житие Александра Невского. В кн.: Художественная проза Киевской Руси XI-XIII вв. / Сост. пер. и примеч. И. П. Еремина и Д. С. Лихачева. М., 1957, с. 354-356;

Жанры древнерусской литературы. - http://licey.net/free/

Жанровое своеобразие «Жития Александра Невского». № 24.- [Электронный ресурс].- Режим доступа.- https://studopedia.ru/nevskogo

Жизнь и подвиги Александра Невского. 3 подвига Александра Невского - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://fb.ru/article/

Каргалов В. В. Полководцы X - XVI вв. -М.: ДОСААФ, 1989.

Лурье Я. С. Обобщение летописи XIV-XV вв./ Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Наука, 1976

Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005- [Электронный ресурс]. -Режим доступа. - http://enc-dic.com/litved/Zhanr-literaturn-383

Приложение

Храм-часовня во имя благоверного князя Александра Невского в Воронеже

Урок литературы

Повесть о житии и о храбрости благородного и Великого Князя Александра Невского» (2 часа)

Образовательные:

· Дать представление об Александре Невском как исторической личности и герое художественного произведения;

· Формировать литературные понятия: житие, агиография, личность, благоверный.

Развивающие:

· Совершенствовать умение анализировать художественный текст и на основе анализа делать выводы;

· Совершенствовать умение выразительного чтения, связного высказывания;

· Отрабатывать умение сравнительного анализа исторического материала и художественного произведения;

· Формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала;

· Формировать самостоятельность мышления.

Воспитательные:

· Воспитывать в процессе обучения такие нравственные качества: честность, доброта, справедливость, чувство долга, милосердие;

· Прививать любовь к литературе и истории своей Родины.

Оборудование: видеоролик из к-ма «Александр Невский»)

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу. Своих царей великих почитают За их труды, за славу, за добро… А.С. Пушкин

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

IІІ. Изучение новой темы.

1. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» (Ал-р Невский ок. 1220-1263).

Житие - описание жизни святого. В древнерусской л - ре образ Христа выдвигался как образец поведения человека. Герой жития в своей жизни следует этому образцу. Житие, как правило, описывает, как святой становится таковым, проходя через ряд испытаний.

Как правило, в житии сообщается

· об основных событиях жизни святого,

· его христианских подвигах (благочестивой жизни, мученической смерти, если таковая была),

· а также особых свидетельствах божественной благодати, которой был отмечен этот человек (к ним относятся пожизненные и посмертные чудеса)

Жития святых пишутся по особым правилам (канонам):

o так, считается, что появление отмеченного благодатью ребёнка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей (хотя бывали случаи, когда родители, руководствуясь, как им казалось, благими побуждениями, мешали подвигу своих чад, осуждали их)

o Чаще всего святой с ранних лет ведёт строгую, праведную жизнь (хотя иногда святости достигали и раскаявшиеся грешники, например, св. Мария Египетская)

o В процессе своей жизни святой набирается мудрости, проходит через ряд искушений и побеждает их.

o Святой мог предсказать свою смерть, так как чувствовал её.

o После смерти его тело оставалось нетленным .

V. Чтение вступительной статьи к «Повести о житии…» на стр. 18 - 19.

В 1237-1240 гг. на ослабевшие от внешних и внутренних войн русские княжества обрушилось монголо-татарское нашествие. Развитие русской литературы было задержано и ослаблено. В летописных повестях об этом нашествии усилились религиозные мотивы: события понимались как «гнев божий» за «грехи».

В самом начале монголо-татарского завоевания, немецкой и шведской агрессии в русской литературе возникает стремление пробудить патриотические чувства читателей. Этой теме посвящаются в Северо-Восточной Руси «Слово о погибели Русской земли» и «Житие Александра Невского», о котором у нас и пойдет сегодня речь на уроке.

1) Когда была написана «Повесть о житии …Ал - ра Невского»? (в 80-х гг. ЧІІІ в.) Само заглавие произведения дает определение его специфики: "Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра" - рассказ о жизни, главным содержанием которой явились подвиги "храбрости". - Какова цель данного жития? (Прославить мужество и храбрость Александра, дать образ идеального воина-христианина, защитника Русской земли). 2) Кем была написана? (Книжником монастыря Рождества Богородицы во Владимире)

3) Где было погребено тело князя А. Невского? (здесь же)

6) О каких подвига А. Невского он рассказал? (о 3-х подвигах:

Битве на Неве со шведами (1240 г.),

О Ледовом побоище (с немцами на Чудском озере (1242 г.),

О поездке в Орду.

7) Чем отличаются 2 первых подвига от 3-го? (1-3 - бранные. 3-й самопожертвования)

8) Зачем А. Невский поехал к хану? (отмолить, чтоб татары не заставляли русских людей нести воинскую службу)

9) Каково значение «Повести…» в развитии русской л - ры?

Ей подражали, следовали как лит. образцу,

Её влияние сказывается во многих других княжеских житиях и воинских повестях.

А каково значение слова «благоверный»?

Благо - это что? (Добро, благополучие)

Благой - это какой? (То же, что хороший. Благое намерение. Благие порывы).

Значит, благоверный - это какой? (Верный благу, верный чему-то хорошему. Защите Родины, например.)

А почему Александр назван Невским?

(Он одержал победу в битве со шведами на реке Неве в1240 году).

ІІ. Анализ текста «Повесть о житии… Ал - ра Невского» Выразительное чтение по ролям фрагментов «Повести о житии... Александра Невского».

Работа по р/р: Проверка словариков: чтение слов и выражений (по цепочке), характерных для данного текста слов, которые можно использовать сегодня и которые «ушли в прошлое» и их объяснений.

(Деяния - (высок.) - действия, поступок.

Сеча (стар.) - сражение.

Распря (устар.) - ссоры, раздоры.)

1) Чтение вступления

§ Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим? Как он говорит о том, что был современником Александра?

«Житие» прославляет Александра как полководца и воина, правителя и дипломата. Оно открывается «славой» герою, которая уподобляется славе всех всемирно известных героев древности.

§ Прочитайте описание внешности князя и его характеристику. Какое значение имеет это описание? (автор не только показывает физическое совершенство князя Александра, но и сравнивает его с библейскими героями. Но если каждого из них отличала в основном какая-то одна черта (сила, красота, мудрость, храбрость), то в личности князя Александра все эти качества нашли отражение.

§ Вопрос 2 (стр. 26) Каким героям уподобляет рассказчик князя? Новгородский герой был одноименен Александру Македонскому, подобен «царю» Ахиллесу , а также библейским героям Иосифу , Самсону, Соломону, римскому императору Веспасиану . В князе нашли отражение все лучшие качества человека: сила, красота, мудрость, храбрость).

§ До появления «Жития Александра Невского» было написано «Слово о погибели Земли Русской». Это своеобразное предисловие к повествованию об Александре Невском. Я хочу прочесть вам фрагмент:

«О светло светлая и искусно украшенная земля Русская! Многими красотами дивными наделена: озёрами многими, реками дивными, источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными, птицами бесчисленными, горами великими, сёлами дивными, виноградниками монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всего ты исполнена, земля Русская, о православная вера христианская…»

Как автор описывает Землю Русскую? Очень красиво описание Земли Русской (природы, селений). Именно у такой красивой, богатой земли должен быть такой князь, как Александр Невский. И вот он появляется для спасения и освобождения Русской Земли. В личности князя, несмотря на его высокое положение, мы наблюдаем удивительные качества характера.

2) Известно, что черты характера человека особенно ярко проявляются в испытаниях. А через что в своей жизни пришлось пройти князю Александру? Вопрос 3 (стр. 26) О каких его подвигах рассказывает?

3) Стр. 26 «Будьте внимательны к слову», вопрос 1 (1-я часть)

4) Найдите в тексте эпизоды, демонстрирующие князя Александра, с одной стороны, славным полководцем, с другой - праведным (живущим по правде, исполняющем христианские заповеди) правителем.

В грозные годы жил князь Александр. Приходилось ему оборонять русские пределы от иноземцев. Несмотря на юность, как написано в «Житии…», князь Александр « везде побеждал, был непобедим». Это говорит о нём как об умелом, храбром полководце.

5) Слышал такие слова король страны Полуночной, но, ослеплённый завистью, обезумевший от гордости, взял с собой многочисленное воинство и пошёл на Александра: «Уже я здесь, хочу пленить землю твою - если можешь, обороняйся».

А у князя в это время была малочисленная дружина, и ожидать помощи неоткуда. Зато есть крепкая вера в помощь Бога. Александр пошёл в церковь святой Софии, «пал на колено перед алтарём и стал молиться со слезами Богу». «Вспомнил он песнь псаломную и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою с обидящим меня, побори борющихся со мною». Окончив молитву и получив благословение архиепископа Спиридона, князь, укрепившись духом, вышел к своей дружине. Подбадривая её, вселяя в неё мужество и заражая собственным примером, Александр сказал русичам: «Не в силе Бог, но в правде». С малой дружиной (Храбрость; воин-полководец) князь Александр встретил врага, бился бесстрашно, зная, что сражается за правое дело, защищает родную землю.

6) Следующий эпизод: Некто Пелгусий, старейшина земли Ижорской, рассказал князю дивное видение. (Слайд: Святые Борис и Глеб). Александр просил о том никому не говорить (мудрый правитель) «И решил он напасть на врагов в шестом часу дня. И была крепкая сеча с римлянами; побил он бесчисленное множество врагов и самого короля ранил в лицо острым своим копьём». В этом эпизоде князь - опытный полководец. Он решителен, сметлив, ловок. У такого князя и воины - чудо-богатыри. Взаимопонимание и сплочённость приводят русичей к победе.

7) подчеркивается доблесть князя, который «самому королю [шведскому королевичу Леспе] возложи печать на лице острымь своимь копиемь» - стр. 22.

8) «Житие» выделяет основные моменты биографии Александра, связывая их с победоносными битвами и библейские реминисценции (воспоминания) сочетаются здесь с русским историческим преданием, литературные традиции - с реальными наблюдениями над битвой: «восходящу солнцу, и ступишася обои. И бысть сеча зла и труск от копий ломления и звук от сечения мечного, якоже и езеру померзъшю двигнуться; и не бе видети леду, покры бо ся кровию» - «Когда всходило солнце, сошлись обе стороны. И была сеча злая, и треск от ломления копий, и звук от сечения мечей, словно замёрзшее озеро тдвинулось. И не видно было льда, ибо покрылся кровью» - стр. 23, внизу.

9) Стр. 26 «Поразмышляем над прочитанным», вопрос 3: Какие картины видятся вам за словами рассказчика: «Словно замёрзшее озеро двинулось»?

10) Стр. 26 «Будьте внимательны к слову», вопрос 1 (ч. 2-я) Кого Александр называет народом «высокомерным» и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Возьмем Александра руками» (города немецкие) - стр. 23)?

11) Стр. 26 «Будьте внимательны к слову», вопрос 1 (часть 2-я). Стр. 22. Подвиги шести мужей, «храбрых и сильных» (Гаврилы Алексича, Збыслова Якуновича и др.) составляют взаимосвязанные эпизоды, имеющие характер пересказа эпической песни, сложившейся в княжеско-дружинной среде вскоре после битвы и, очевидно, по инициативе самого князя («всё это я слышал от господина своего великого князя Александра и от других, кто был тогда в той сече» - стр. 22, предпоследний абзац).

12) каков последний подвиг Александра? Зачем он пошел к царю? Как об этом говорится в повести? «Отмолить людей от беды той», чтоб татары не заставляли русских людей нести воинскую службу.

13) Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, понесенной землей Суздальской со смертью Александра? (с. 25, от слов «О, горе тебе, бедный человек!..» и до слов «Разумейте, зашло солнце земли Суздальской».) Произнесите слова вслух и объясните их смысл.

14) Произведение соединяет черты жития и воинской повести. Кроме того, заключительная часть «Жития…» включает жанр плача. «Житие» восприняло лучшие «воинские» образцы оригинальных и переводных памятников Киевской Руси, продолжив также стилистические традиции галицкой литературы. Оно повлияло в дальнейшем на «Слово о житии и о преставлении князя Дмитрия Донского» летописную повесть «О Мамаевом побоище».

15) Чтение материала учебника (с. 25-26).

16) Рассматривание иллюстрации П. Корина «Александр Невский».

(Триптих - (гр. triptychos сложенный втрое) - 1) складная икона, имеющая три створки; 2) произведение искусства из трех картин, рельефов, рисунков и т. д., объединенных одной идеей, темой, сюжетом.)

Обратите внимание на центральную часть триптиха. Сопоставляем житие и иконописное изображение.

Так ли вы представляли себе Александра Невского, когда читали повесть о нем? Найдите цитаты из «Повести...», рисующие Александра. («Рост его был больше других людей», «лицо же его как лицо Иосифа».) Герой изображён монументально, в полный рост, с мечом).

Во что одет князь? Перед нами князь-воин и князь-правитель. Это вполне соответствует тому, как изображён князь Александр в «Житии…». Мы видим князя, одетого в воинские доспехи , поверх которых накинута мантия .

Можно ли увидеть в работе художника, что он изобразил мудрого правителя? На иконе изображён Александр Невский как мудрый правитель: лицо сосредоточено, во весь лоб пролегла глубокая морщина .

Какие признаки говорят нам о том, что это опытный воин? Это бесстрашный и опытный воин - переносицу пересекают волевые складки, волосы побелила седина .

Как изображены глаза Александра? Глаза князя Александра отражают покой, смирение, доброту. Это глаза праведного человека.

Итог. Живописцу известно «Житие Александра Невского», а иконографическое изображение свидетельствует, насколько он проникся душою и помыслами в содержание литературного памятника и насколько дорог ему образ князя Александра.

17) Рассматривание картин Г. Семирадского «Александр Невский принимает папских легатов», стр. 27.

o Какую роль на картине играют детали? Самая важная деталь - хоругвь с изображением Христа, которая находится в центре верхней части картины. Она несёт идейную нагрузку: Александр твёрд в своей вере.

18) В. Серова «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища», стр. 28. Фигура Александра в центре , но не отделяется от фигур др. людей, устремившихся к нему в порыве восторга и благодарности. Все лица обращены к победителю, народному освободителю. Александр Невский - это герой из народа и с народом.

I. Подведение итогов урока.

Характеристика А. Невского

§ Каким Вы представили князя Александра?

§ Опишите его личность.

§ Что вас удивило в личности А. Невскго? При характеристике можете использовать репродукции картин, посвящённых А. Невскому.

§ Сделаем записи в тетрадях: А. Невский бесстрашный, храбрый, справедливый правитель, великий полководец, живущий по христианским заповедям, тихий, приветливый, мудрый праведник, человек высокой духовности, подлинный защитник земли Русской. Личность князя Александра удивительно соединяет в себе черты славного полководца, мудрого правителя и благоверного христианина. Недаром имя Александр в переводе с греческого языка означает «защитник».

Как вы считаете, какие произведения Древней Руси были особенно близки и дороги их современникам? Почему они оказывали предпочтение житиям?

Стоит ли перечитывать произведения древности? Живы ли они?

Итак, каков же художественный мир литературы Древней Руси, ее интонации, образы, краски?

Сопоставление стихотворения А.Майкова «Кончина Александра Невского» и заключительной части «Жития…».

Ребята, чтобы вы восприняли личность Александра Невского во всей полноте предлагаю вам прослушать стихотворение А. Майкова «Кончина Александра Невского». Прослушайте его внимательно и ответьте на вопрос:

Каким настроением пронизано это стихотворение и заключительная часть «Жития…»?

Кончина Александра Невского. (слайд № (икона (фреска)

Ночь на дворе и мороз. Месяц - два радужных светлых венца вкруг него… По небу словно идёт торжество. В келье ж игуменской - зрелище скорби и слёз… Тихо лампада пред образом Спаса горит… Тихо игумен пред ним на молитве стоит. Тихо бояре стоят по углам. Тих и недвижим лежит головой к образам Князь Александр, чёрной схимой покрыт… Тихо лампада пред образом Спаса горит… Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит… Там, что завеса, раздвинулась вдруг перед ним… Видит он: облитый словно лучом золотым, Берег Невы, где разил он врага… Вдруг возникает там город… народом кишат берега, Флагами веют цветными кругом корабли… Гроб с корабля поднимают, ко храму несут, звон раздаётся, священные гимны поют… Крышку открыли… Царь что-то там говорит… Вот перед гробом земные поклоны творят, Следом все люди идут приложиться к мощам. В гробе ж - князь видит - он сам. Тихо лампада пред образом Спаса горит. Князь неподвижен лежит… Чудной лицо озарилось красой. Тихо игумен к нему подошёл и дрожащей рукой Сердце ощупал его и чело - И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!»

Эти произведения передают то горе, которое охватило всех русичей. В стихотворении А. Майкова так часто повторяется слово «тихо». Конечно, можно и молча скорбеть. Но в этой скорби опять-таки выражаются народная любовь к князю Александру и непоправимое горе от его утраты, которое в тишине ощущается ещё острее. В «Житии…» смерть князя описана в заключительной части и напоминает нам плач (цитату читают дети): «О, горе тебе, бедный человек! Не можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут твои глаза со слезами вместе! Как не разорвётся сердце от горькой печали! Отца человек может забыть, а доброго государя забыть не может, готов бы живым с ним в гроб лечь!»

Митрополит Кирилл говорил людям: «Дети мои, разумейте, что уже зашло солнце земли Суздальской…». «Уже погибаем!»

Лучше выразить своё отношение к князю Александру и ещё раз подчеркнуть его достоинства, чем это прозвучало в плаче третьей части «Жития…», невозможно…

5) Актуальность личности Александра Невского в 20-21 веках.

Прошли века… 13 век- 20 век… более 700 лет! В 1938 году на экраны страны выходит художественный фильм режиссёра Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», где главную роль исполняет Николай Черкасов. (видеоролик из к-ма «Александр Невский»)

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему именно в это время выходит такой фильм? О чём хотел сказать режиссёр?

Накануне какого события он был создан? Накануне 2-ой мировой войны. Это фильм вдохновение советских воинов на победу, это фильм предупреждение врага о том, что «враг будет разбит, победа будет за нами»

Сбылись слова героя: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет». А в 1941 году для офицерского состава Красной Армии был учреждён Орден Александра Невского. Награда вручалась за руководство успешной операцией, в ходе которой враг нёс большие потери. В период Великой Отечественной войны Орденом было награждено более 40 тыс. человек. (слайд Орден Александра Невского)

Слова героя актуальны и сегодня… 21 век…2011 год…

На экранах телевизоров был проект «Имя России», в котором благоверного князя Александра Невского представлял Святейший Патриарх Кирилл. Он смог показать масштаб подвига и достижений Александра Невского, за что удостоен высшей российской общественной наградой - звездой ордена св. Александра Невского «За труды и Отечество». В начале 21 века, когда страна вступает на путь глубокой модернизации, становится очень символичным, что именем России стал Святой человек. Святой Александр Невский - это то имя, которое реально будет помогать нашим современникам изменять жизнь к лучшему.

Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение «Повести о Шемякином суде».

Работа (самостоятельная) по вариантам.

1-й вариант.

1. Назовите жанры древнерусской литературы. Дайте определение воинской повести.

2. Как звали шестерых мужей храбрых, которые «вместе с ним [Александром] крепко сражались»? С чем сравнивает автор сердца «мужей Александровых»?

2-й вариант.

1. Назовите жанры древнерусской литературы. Дайте определение житиям.

2. Какими словами Александр укрепляет «дух дружины своей»? Как вы их понимаете? С помощью каких средств создается образ героя?

Как отразилась русская история в картинах.

«Найдите достаточно точные слова-определения художественного мира литературы Древней Руси и запишите их, соотнеся с изученными произведениями (в том числе с "Повестью о житии... Александра Невского")».

  1. Назовите отличительные особенности жан-ра жития. Кто являлся героем жития? Какую цель преследовали создатели житийного жанра?
  2. Жанр жития возник и сложился в Ви-зантии, а в Древней Руси появился как переводной. На основе заимствованных текстов в XI веке возникает оригинальная древнерусская житийная литература. Жи-тиями (слово житие в церковнославян-ском языке означает «жизнь») назывались произведения, рассказывающие о свя-тых — государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. Создатели жи-тийного жанра ориентировались на Свя-щенное Писание, образы которого, и преж-де всего образ Иисуса Христа, являлись идеальными. Автор жития создавал образ святого по определенным правилам — ка-нону, поэтому создателя жития волновали не столько реальные качества, сколько вечное, общее, образцовое для многих свя-тых. Не индивидуальность личности, а его святость, связь с Богом, избранность — вот что стремились показать в житии. По-вествуя о реальном историческом лице, автор жития изображал не жизнь конк-ретного человека во всех ее деталях и под-робностях, а некое обобщенное воплоще-ние святости. Из жизни святого брались те факты, которые соответствовали пред-ставлениям об идеальном герое. Рассказ о его жизни освобождался от всего бытово-го, конкретного, случайного. Все это было обусловлено тем, что житийная литерату-ра стремилась к поучительному воздейст-вию на читателя.

  3. Что вы можете сказать о композиции жития как художественного произведения?
  4. Жития имели следующую структуру: вступление, в котором объяснялись при-чины, побудившие автора начать повест-вование; далее следовала основная часть — рассказ о жизни святого, его смерти и по-смертных чудесах; завершалось житие по-хвалой святому.

  5. Найдите в тексте портретную характерис-тику Александра Невского. Какой прием использу-ет автор жития, давая характеристику герою? С ка-кими героями сравнивается Александр Невский? Что вы о них знаете? Почему эти персонажи вы-браны автором для сравнения?
  6. Автор так описывает князя: «И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поста-вил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую».

    Характеризуя героя, автор прибегает не к описанию, а к сравнительному методу: его образ создается с помощью многочис-ленных сравнений. Александр Невский сравнивается с различными библейскими героями Ветхого Завета — правителями, являвшимися воплощением лучших чело-веческих качеств — красоты, мудрости, силы, храбрости. Иосиф — любимый сын Иакова и Рахили, Самсон — богатырь, об-ладавший огромной физической силой, скрытой в его длинных волосах. Соло-мон — царь Израильско-иудейского го-сударства, правивший в 965-928 годах до н. э. Согласно библейскому преданию, когда Соломону явился Бог и пообещал выполнить его просьбу, Соломон попро-сил не богатства и славы, а мудрости. Бо-гу понравилась его просьба, и он наделил Соломона мудростью и даже умением по-нимать язык птиц и зверей, а сверх того — богатством. Соломон прославился спра-ведливым судом и мудрыми изречениями. Веспасиан Тит Флавий (9-79) — рим-ский полководец, подавлявший восста-ние в Иудее, император, известный воин-скими победами.

    Эти правители являлись образцовыми, и, сравнивая с ними князя, автор подчер-кивает его особенность, исключитель-ность, идеальность.

  7. Какие эпизоды жития вызывают эмоцио-нальный подъем у читателя? Почему? Какие худо-жественные приемы способствуют возникновению такого сильного впечатления?
  8. Эпизод о явлении святых Бориса и Гле-ба, без сомнения, оказывает сильное воз-действие на читателя так же, как и описа-ние посмертного чуда. Автор жития ре-ализует свою цель — донести до читателя или слушателя символы православной ве-ры и вызвать чувство восторга, эмоцио-нальный подъем. Материал с сайта

    В видении накануне сражения с римля-нами князю Александру являются святые великомученики Борис и Глеб, приплыв-шие в лодке. Борис обещает Александру помощь и поддержку. Согласно истории, они были вероломно убиты по приказу своего брата Святополка Окаянного, бо-ровшегося за киевский престол, а после смерти — канонизированы и признаны святыми. Видение может быть истолкова-но как Божие благословение князя на свя-тое дело — защиту отечества.

    В житии описано посмертное чудо: ког-да было положено тело Александра Нев-ского в гробницу, «Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную». Александр же поднял руку и принял гра-моту из рук митрополита, которого охва-тило смятение. Так прославил Бог угодни-ка своего.

    Описание доблести князя Александра и его дружины также не оставляет читате-лей равнодушными. Глубине восприятия способствуют художественные приемы, использованные автором.

    Эпитеты: шум сильный, красные одежды, бесчисленное множество, не-мцы безбожные, воины, храбрые, силь-ные, стойкие, сеча великая.

    Сравнения: гребцы же сидели, слов-но мглою одетые.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • житие александра невского особенности произведения
  • кто главные герои в повести житие александра невского
  • житие невского краткое содержание
  • назовите отличительные особенности жанра жития
  • повесть о житии александра невского вопросы