Сочинение: Печорин и Грушницкий. Сравнительная характеристика героев

Сочинение: Печорин и Грушницкий. Сравнительная характеристика героев
Сочинение: Печорин и Грушницкий. Сравнительная характеристика героев

Печорин и Грушницкий в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Главный герой - Печорин - личность яркая, однако раскрыть многие его качества помогает появление на сцене Грушницкого.

Противостояние Печорина и Грушницкого показано в главе «Княжна Мери». Повесть ведется от лица Печорина. Он склонен к анализу ситуаций, людей и самого себя, поэтому его рассказ в большей или меньшей степени можно считать объективным. Он умеет подмечать в людях характерные черты и в двух-трех словах передать их. Но при этом безжалостно высмеиваются все недостатки и изъяны.

Встречаются оба героя как старые приятели.

Печорин уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, беспощадно язвителен (иногда сверх меры). При этом он видит Грушницкого насквозь, и смеется над ним. А тот, в свою очередь, слишком экзальтирован, восторжен и многословен. Он больше говорит, чем делает, и слишком романтизирует людей (в первую очередь - себя самого). Тем не менее эта непохожесть и неприятие друг друга не мешают им общаться и проводить много времени вместе.

Они почти одновременно увидели княжну Мери в первый раз. С этого момента между ними пролегла тоненькая трещинка, которая в конце концов превратилась в пропасть. Грушницкий - провинциальный романтик - не на шутку увлекается княжной. Вечный же враг Печорина - скука - заставляет его приводить княжну в бешенство различными мелкими выходками. Все это делается без тени неприязни, а исключительно из желания развлечь себя.

Поведение обоих героев в отношении княжны Мери не вызывает особой симпатии. Грушницкий - пустозвон, он любит красивые слова и жесты. Ему хочется, чтобы жизнь напоминала сентиментальный роман. Именно поэтому он приписывает другим те чувства, которые ему хотелось бы, чтобы они испытывали. Он видит жизнь в какой-то туманной дымке, в романтическом ореоле. Но в чувстве его к княжне нет фальши, хотя, может быть, он несколько преувеличивает его.

С другой стороны - Печорин - человек здравомыслящий, изучивший женщин, к тому же циник. Он забавляется с Мери. Ему доставляет удовольствие эта игра, как доставляет удовольствие и наблюдение за развитием отношений Грушницкого и княжны. Печорин, в отличие от Грушницкого, прекрасно предвидит дальнейшее развитие событий. Он молод, но успел разочароваться в людях и в жизни в целом. Обольстить княжну Мери для него не составляло труда, стоило только казаться непонятным и таинственным и быть дерзким.

Печорин ведет двойную игру. Он возобновил свои отношения с Верой. Эта женщина, несомненно, сильнее и жестче, чем княжна Мери. Но любовь к Печорину сломала и ее. Она готова растоптать свою гордость, репутацию. Она знает, что их отношения несут только боль и разочарование. И все равно стремится к нему, потому что иначе не может. Вера способна на куда более сильные чувства, чем Мери. Ее любовь сильнее, а горе безнадежнее. Она саморазрушается ради любви и не жалеет об этом.

Грушницкий никогда не будет вызывать таких чувств. Он слишком мягкотел и не обладает яркими чертами характера. Он не смог заставить Мери полюбить себя. Ему не хватает напористости и самоиронии. Его напыщенные речи могут произвести только первоначальное впечатление. Но речи начинают повторяться и становятся в конце концов невыносимы.

Чем больше княжна увлекается Печориным (ведь с ним ей куда интереснее, чем с простодушным мальчиком), тем шире становит-. ся пропасть между ним и Грушницким. Обстановка накаляется, взаимная неприязнь растет. Пророчество Печорина, что они когда-нибудь «столкнутся на узкой дороге», начинает сбываться.

Дуэль - это развязка отношений двух героев. Она приближалась неотвратимо, поскольку дорога стала слишком узкой для двоих.

В день дуэли Печорин испытывает холодную злобу. Его пытались обмануть, а он этого простить не может. Грушницкий же, напротив, очень нервничает и пытается всеми силами отвратить неотвратимое. Он вел себя в последнее время недостойно, распуская про Печорина слухи, и пытался всячески выставить его в черном свете. Можно за это ненавидеть человека, можно наказать его, презирать, но нельзя лишать его жизни. Но это не волнует Печорина. Он убивает Грушницкого и, не оглядываясь, уходит. Смерть бывшего приятеля не пробуждает в нем никаких эмоций.

Так заканчивается история отношений Печорина и Грушницкого. Нельзя судить, кто прав, а кто виноват. И неизвестно, кого больше жалеть: погибшего Грушницкого или уехавшего Печорина. Первый никогда не сможет осуществить своих романтических мечтаний, а. у второго их никогда и не было. Печорину лучше умереть, так как он не видит смысла в своем существовании. В этом его трагедия.

Роман «Герой нашего времени» повествует о жизни российского дворянства 30-х годов 19 века - это время в русской истории явилось мрачным отголоском разгрома декабристского восстания, что не могло не отразиться на менталитете молодежи. Новые идеи и жажда деятельности, царившие в умах и сердцах молодых людей, не находили применения. Ярким представителем поколения является главный герой произведения - Григорий Печорин. Именно на его персонаже Лермонтов демонстрирует типичные черты постдекабристской молодежи - со всеми их пороками, стремлениями и идеями.

Лучше понять характер героя помогает прием сравнения - в романе противопоставить Печорину можно другого персонажа, Грушницкого. Он присутствует лишь в одной части - «Княжна Мери», однако этого присутствия достаточно, чтобы сквозь призму его образа более детально рассмотреть характер Печорина. А благодаря знакомству с Григорием читатель получает возможность лучше узнать поколение нового мышления, навеянного идеями декабризма.

Разница между Печориным и Грушницким начинается уже в их происхождении. Григорий - аристократ, дворянин, выросший среди светского общества и получивший хорошее воспитание. Его аристократизм проскальзывает и в описании внешности: бледная кожа, благородный лоб, маленькая рука. Однако спокойная жизнь, наполненная удовольствиями, не по вкусу герою: светские развлечения, как и наука, очень скоро наскучили ему.

Грушницкий же - юноша более низкого происхождения, юнкер. Вершинами его помыслов являются «звездочки на погонах» - достижение высокого чина. Грушницкому нравится производить впечатление на окружающих; его можно назвать франтом. В его поведении есть некая схожесть с Печориным, однако вся страсть, разочарованность и страдания его наигранны и посредственны.

Критическое мышление Печорина, его некая усталость от жизни, бесконечные поиски себя и острая проницательность - качества, которые неумело пытается сыграть Грушницкий. С первой же встречи Григорий видит этот низкосортный артистизм - Грушницкий раздражает его. Борьба за внимание княжны перерастает в дуэль между молодыми людьми - в этой сцене мы видим истинную сущность юнкера («Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла»). Не получив примирения, Печорин стреляет и убивает соперника.

Несмотря на все свои пороки, - скука и отсутствие полезных стремлений, равнодушие к окружающим, холодное, порой даже жестокое отношение к влюбленным в него женщинам, - Печорин на фоне Грушницкого выглядит благородным и честным. Он не играет в скептицизм - герой ведет себя искренне в любой ситуации. Автор не осуждает и не делает лучше кого-либо из героев, лишь раскрывая читателю два типа личности, столь характерных для описанного времени.

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» является объектом многочисленных споров и исследований у современных литераторов. В произведении автор противопоставил главному герою другой образ. Этот литературный прием позволяет конкретно раскрыть характеры персонажей. Главный герой – Печорин. Это яркая личность, но появление Грушницкого помогло раскрыть другие черты характера Печорина. Это очень интересные персонажи. Кажется, что они похожи друг на друга. Но сравнительная характеристика поможет понять, было ли у них что-то общее или это совершенно разные личности.

Происхождение и отношение к женщинам Печорина и Грушницкого

Печорин – это аристократ, получил светское воспитание. Он особо не беспокоится по поводу своей внешности, но выглядит всегда опрятно. Лермонтов неоднократно обращает внимание читателя на внешние проявления аристократизма Печорина. Для него любовь – это забава, ни одна дама не смогла завоевать его сердце. Дерзкий, неприступный и загадочный – эти черты характера привлекают внимание противоположного пола.

Юнкер Грушницкий воспитывался в простой семье. Это самый обычный парень, который мечтает о любви и продвижении по службе. Но амбициозный юноша стремится любым путем выбиться в люди. Ему важно произвести на окружающих положительное впечатление о себе. Внешний вид имеет для Грушницкого особое значение, ему хочется выглядеть эффектно. В присутствии женщин это качество проявляется очень сильно. Парень верит в настоящую любовь, он романтик и стремится угодить женщинам.

Характер Печорина и Грушницкого

Основные черты характера Печорина:

  • уверенность в себе и рассудительность;
  • хорошо разбирается в людях и отношениях;
  • аналитический склад ума;
  • циничность, язвительность и желание манипулировать другими людьми ради развлечения.

Основные черты характера Грушницкого:

  • умен, но не видит манипуляций других людей;
  • стремление к показательной деятельности и подражание другим людям;
  • романтичность и восторженность;
  • склонен драматизировать и преувеличивать чувства;
  • пародийная разочарованность в людях. Грушницкому нравится чувствовать себя человеком, который много страдает, и изображать одинокого, разочарованного романтичного героя.

У этих двух персонажей романа есть общие черты характера – отсутствие простоты, самолюбование и эгоизм. Но в Печорине все настоящее, он ничего не выставляет напоказ. Это эгоистичная натура, но вместе с тем сложная и противоречивая. Под многочисленными масками Грушницкого скрывается жестокий человек, в котором побеждают ненависть и злоба. Это себялюбивая и мелкая натура.


Роль Печорина и Грушницкого в обществе

Печорин постоянно конфликтует с самим собой и обществом. Он разочаровался в идеалах прошлого поколения, но предложить что-то свое он не может. Не найдет для себя достойной деятельности. Из-за этого у героя появляется чувство одиночества и усталости. Он постоянно противопоставляет себя обществу и смеется над столичными аристократами. Тонкий психолог, видит все пороки современных людей.

Грушницкий доволен современным обществом, у него нет таких проблем, как у Печорина. Ему нравится просто жить. В те годы в моде были разочарованность жизнью и романтика. Это характерно для героя и среди молодежи он чувствует себя своим.


Грушницкий отличается всеми отрицательными качествами Печорина, но от главного героя он не взял ничего положительного. Поэтому его можно назвать своеобразной карикатурой на Печорина. Он выглядит рядом с главным героем смешным и жалким. Характер Грушницкого помог раскрыть в Печорине основные качества его натуры и глубину его души. В своем романе Лермонтов не собирался выносить нравственный приговор. Автор просто показал все бездны человеческой натуры.

Печорин и Грушницкий из романа «Герой нашего времени» - два молодых дворянина, познакомившихся во время службы на Кавказе. Они оба были недурны собой, но вели себя по-разному. От этого и впечатление от каждого складывается различное.

У Печорина противоречивый характер. Он сам говорил, что в нём живут два человека. Вернее сказать, что один живёт, а другой его судит. Русское общество того времени сделало его таким. Когда этот юноша говорил правду – ему не верили, открывал свои чувства – над ним смеялись и унижали.

В итоге, он стал скрытным, лживым, злопамятным, завистливым и ненавидящим весь мир человеком. Его душу поглотило отчаяние и глубокое разочарование в жизни. Ничем не жертвуя, ни во что не веря, Печорин стал настоящим эгоистом.

Грушницкий – такой же эгоист. Только таким он был всегда. Молодой человек всегда много говорил и никого кроме себя не слышал. Своими словами, мимикой и жестикуляцией он пытался произвести впечатление остроумного, храброго, чувственного, страстного и страдающего человека. Но играя актёрскую роль, Грушницкий, в отличие от Печорина, абсолютно не разбирался в людях.

Печорин быстро разгадал Грушницкого, видя в нём пародию на самого себя. Они оба очень сильно невзлюбили друг друга, хотя внешне оставались в дружеских отношениях. Печорин чувствовал, что эта взаимная неприязнь в будущем обязательно приведёт к столкновению. Вот тогда один из них точно пострадает. И это действительно случилось.

Обладая слабым характером и мелочным самолюбием, Грушницкий пошёл на поводу у своих приятелей и совершил в отместку низкие поступки. Он опорочил честь отвергнувшей его женщины и выстрелил на дуэли в практически безоружного Печорина. И ни одна искорка великодушия не проснулась у него в душе. А ведь всё ещё могло закончиться хорошо. Но влияние общества в лице его приятелей было сильнее, и Грушницкий, не воспользовавшись шансом примирения, поплатился жизнью.

Печорин с Грушницким во многом несхожи. Печорин умнее, храбрее, талантливее и образованнее всех окружающих его людей. Он понимал и осуждал в себе, во всем своём поколении эгоизм, неискренность, равнодушие и бесцельное существование. Печорин чувствовал в своей душе необъятные силы, которые мог бы направить на высшие цели. Тогда он смог бы принести пользу обществу и по-настоящему стать счастливым человеком.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

В своем романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов изображает типичных представителей своего времени – тридцатых годов девятнадцатого века. Глубина и противоречивость характера главного героя наиболее отчетливо проявляется в соотнесении его с остальными персонажами, одним из которых является Грушницкий.

Юнкер Грушницкий – самовлюбленный тип, которого заботит только собственная личность. Печорин тоже привык «баловать свое самолюбие…», но это не мешает ему внимательно изучать окружающих его людей.

Григорий Печорин презирает высший свет с его ничтожными интересами и коварными интригами. Грушницкий же, напротив, мечтая попасть в светское общество, стремится завести знакомства с аристократами и овладеть общепринятыми манерами.

Печорин мучительно страдает от одиночества и отсутствия в его жизни благородных целей. Для Грушницкого разочарование – лишь дань моде и шанс «поинтересничать».

Юнкер не отличается особым умом. «Ты дурак!» - говорит ему драгунский капитан. В Григории Александровиче же мы видим живой и глубокий ум, который позволяет ему давать меткие характеристики окружающим и философски рассуждать о природе людей, дружбе, любви.

Грушницкий – человек трусоватый. «Трус!» - бросает ему капитан. Печорин рассудительно смел: прежде чем обезвредить убийцу Вулича, он продумывает свои действия.

Юнкер «Говорит…скоро и вычурно…». Главный герой немногословен: «…во-первых, потому, что слушать менее утомительно; во-вторых, нельзя проговориться; в-третьих, можно узнать чужую тайну…».

В острых моментах романа Грушницкий становится подлым и даже опасным. Отказ Мери толкает юнкера на откровенную низость: он становится источником слухов о ней. Накануне дуэли Грушницкий совершает новую подлость, выпуская пулю в безоружного человека. В натуре же Печорина отчетливо проявляются мужество и благородство. Главный герой не только «защитил… от клеветы» княжну Мери на дуэли, но и честно прервал романтическую связь с ней.

Между Печориным и Грушницким есть определенное сходство: оба дворянского происхождения, оба военные, оба весьма самолюбивы. При этом между молодыми людьми пролегает духовная, нравственная и социальная пропасть, превращающая их в непримиримых противников.

Сочинение 2

От того, как развиваются отношения между героями в том или ином произведении, зависит понимание, разрешение его конфликта, определение основной мысли.

Запоминающиеся события романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", в котором участниками стали Печорин и Грушницкий, содержат полные характеристики людей того поколения, чьи образы автор раскрыл на страницах романа. Противопоставление героев, демонстрация их общих черт представлены для выявления недостатков, которые портят людей, приводят к нежелательным последствиям.

Молодость, образованность, начало военной карьеры - все, что можно пожелать любому уважающему себя, стремящемуся к блестящему будущему человеку. Именно это и есть у героев. Однако каждый из них по-разному использует представленные судьбой возможности.

Являясь главным героем романа, Печорин привлекает к себе внимание каждого члена общества, где бы ни появился. Грушницкий всеми силами добивается внимания к себе. Помимо того, что был "хорошо сложен", пускает в ход напыщенные речи.

Пытливость ума Печорина, наблюдательность делают его внутренний мир богаче, так как он отличается желанием и умением изучать людей, анализировать их поступки. Грушницкий "не знает людей и их слабых струн", ему не интересен процесс познания чужой души. Характерны лишь поверхностные суждения, набор красивых фраз. Заостряя внимание на себе, уверен в действии подобного способа на людей.

Полное равнодушие к окружающим, к любви, дружбе Печорина говорит об его усталости. Любопытство вызывает только то, что на время может украсить его свободное время, избавить от скуки. Соперник с радостью окунается в атмосферу веселья и любви.

Проводя в подсознании психологический эксперимент с людьми, находящимися рядом с ним, Печорин понимает, что зачастую вызывает у них обиду и озлобленность. Но не оставляет себя без критики, не щадит, открывая причины поступков. Грушницкий не способен найти в себе слабые и сильные стороны, так как его себялюбование и уверенность в достоинствах перекрывают рассудок. Он всегда пытается произвести впечатление внешностью или новым чином. Не видит причин для осуждения себя.

Остроумием наделен каждый из героев, но Грушницкий "никого не убьет одним словом". Замечания же Печорина порой оскорбительны, унижают адресата.

Вокруг главного героя романа всегда царит таинственность. Грушницкий искусственно пытается создать ее, однако он прост в любой обстановке, ничем не отличаясь от других.

Несмотря на бесконечные мыслительные процессы Печорина, бурю эмоций, он выступает как бесчувственный собеседник, у которого "на лице ничего не заметно". Холодность, расчет, скрытность являются внешним проявлением внутренней борьбы чувств. Каждая мысль Грушницкого имеет выражение на лице. Это и страдание, и нежность, и задумчивость.

На основании различий и сходства в характеристиках героев можно сделать вывод об ошибках людей поколения, которое хотел изобразить автор.

Вариант 3

М.Ю.Лермонтов поставил перед собой цель изобразить в романе «Герой нашего времени» все поколение. Одним из главных персонажей, который помог раскрыть образ Печорина, это Грушницкий. Именно он возник в романе «Княжна Мери».

В данном эпизоде здесь наиболее глубоко выявляется духовный мир персонажа. Момент, когда Печорин встречается с Грушницким, считается завязкой повести. Ведь именно тогда вся жизнь Печорина представляет собой опыт не только над собой, но и остальными людьми. Грушницкий же не выступает в роли изувера, с которым можно было бы вести борьбу, однако Печорин относится к нему презрительно. Почему же молодой юнкер так не нравится Печорину? Ведь это обычный юноша, мечтающий о любовных отношениях, почестях и эполетах офицера. Он обыкновенный молодой человек,стремящийся играть модную тенденцию среди молодого поколения героя, который разочарован в жизни и обречен на переживания. Может быть Грушницкий, таким образом, хочет показать, насколько представлен в этом обществе Печорин, и поэтому тот, так ненавидит юнкера. Но он настолько фальшив, а высокомерия и двуличности как раз Григорий и не выносит.

Печорин, обидевшись на Грушницкого, мстит ему, влюбляя в себя Мери, в которую влюблен его противник. Грушницкому же не понятны отношения Печорина к нему, а именно его игры против него, которая уже началась. Вначале он даже относится к Григорию снисходительно, так как он представляет его прозорливым и важным человеком. Однако, когда Мери пылает чувствами к нашему персонажу, то Грушницкий перед нами предстает мстительным и подлым.

Поступок, задуманный Печориным, становится трагическим. Когда он вызвал Грушницкого на дуэль, чтобы защитить честь Мери, он экспериментирует над юнкером, заставляя его выстрелить в себя, зная, что оружие находится в холостом состоянии. И тот, кто недавно хвалился своим великодушием, стреляет в безоружного человека. В данном случае проявились демонические силы натуры Печорина, а именно он делал зло с великим искусством. Григорий остается жить, но убивает при этом соперника.

В произведении образ Грушницкого выступает в роли кривого зеркала Печорина, оттеняя настоящие переживания эгоистичного человека и незаурядную натуру. Но в ситуации с Грушницким особенно сильно раскрывается всю опасность в философии индивидуализма. Автор же только глубоко проник во все уголки человеческой души, которая была без веры и проникнута полным разочарованием.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Сочинение описание картины Перова Тройка 4, 6 класс

    Перов Василий Григорьевич русский художник в жанре пейзаж. Все свое детство его семья была в разъездах. В 20 лет Василий Григорьевич поступает в Москву. Там он учится в школе живописи и ваяния. Будущий художник хорошо учился, искусство давалось ему легко

  • Сочинение Становление характера Васютки 5 класс по рассказу Васюткино озеро Астафьева

    Детство главного героя рассказа «Васюткино озеро» Астафьева прошло в тайге. Автор тоже вырос в этих непростых условиях, поэтому может многое рассказать об этом. Васютка с ранних лет уже умел охотиться на птиц и вкусно её приготовить