Шоу, Бернард – краткая биография. Бернард шоу - биография, информация, личная жизнь

Шоу, Бернард – краткая биография. Бернард шоу - биография, информация, личная жизнь
Шоу, Бернард – краткая биография. Бернард шоу - биография, информация, личная жизнь

Один из двух человек в истории (второй - Боб Дилан), удостоенный и Нобелевской премии в области литературы ( , «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искромётную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой»), и премии «Оскар » ( , за сценарий фильма «Пигмалион»). Активный пропагандист вегетарианства.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Джордж Бернард Шоу родился в Дублине 26 июля 1856 года в семье Джорджа Шоу, торговца зерном, и Люсинды Шоу, профессиональной певицы. У него было две сестры: Люсинда Франсес, театральная певица, и Элинор Агнес, умершая от туберкулёза на 21 году жизни.

    Шоу посещал Wesley College в Дублине и грамматическую школу. Среднее образование получил в Дублине. В одиннадцать лет его отдали в протестантскую школу, где он был, по собственным его словам, предпоследним или последним учеником. Школу он называл самым вредным этапом своего образования: «Мне в голову не приходило готовить уроки или говорить правду этому всеобщему врагу и палачу - учителю». Система образования была не раз раскритикована Шоу за сосредоточение на умственном, а не духовном развитии. Особенно автор критиковал систему физического наказания в школе. В пятнадцать лет он стал клерком. У семьи не было средств для того, чтобы послать его в университет, но дядины связи помогли ему устроиться в довольно известное агентство Таунзэнда по продаже недвижимости. Одной из обязанностей Шоу был сбор квартплаты с обитателей дублинских трущоб, и грустные впечатления этих лет впоследствии нашли воплощение в «Домах вдовца». Он был, по всей вероятности, довольно способным клерком, хотя однообразие этой работы надоедало ему. Он научился аккуратно вести книги учета, а также писать вполне разборчивым почерком. Все написанное почерком Шоу (даже в преклонные годы) было легко и приятно читать. Это сослужило Шоу хорошую службу впоследствии, когда он стал профессиональным писателем: наборщики горя не знали с его рукописями. Когда Шоу было 16 лет, его мать убежала из дома с любовником и дочерьми. Бернард решил остаться с отцом в Дублине. Он получил образование и поступил служащим в контору недвижимости. Этой работой он занимался несколько лет, хотя она ему не нравилась.

    В 1876 году Шоу уехал к матери в Лондон. Семья встретила его очень тепло. В это время он посещал публичные библиотеки и музеи. В библиотеках начал усиленно заниматься и создал свои первые произведения, а позже вёл газетную колонку, посвящённую музыке. Однако его ранние романы не имели успеха до 1885 года, когда он стал известен как творческий критик.

    В первой половине 1890-х годов работал критиком в журнале «London World», где его сменил Роберт Хиченс .

    В это же время увлёкся социал-демократическими идеями и вступил в Фабианское общество, цель которого - установить социализм с помощью мирных средств. В этом обществе он встретил свою будущую жену Шарлотту Пейн-Таунсхенд, на которой он женился в 1898 году. Бернард Шоу имел связи на стороне.

    В последние годы драматург жил в собственном доме и умер в 94 года от почечной недостаточности. Его тело было кремировано, а прах развеян вместе с прахом его жены.

    Творчество

    Первая пьеса Бернарда Шоу была представлена в 1892 г. В конце десятилетия он стал уже известным драматургом. Он написал шестьдесят три пьесы, а также романы, критические произведения, эссе и больше чем 250 000 писем.

    Романы

    Шоу написал пять безуспешных романов в начале своей карьеры между 1879 и 1883 гг. Позднее они все были опубликованы.

    Первый напечатанный роман Шоу был «Профессия Кашеля Байрона» (1886), написанный в 1882 году. Главный герой романа - своенравный школьник, который вместе с матерью эмигрирует в Австралию, где участвует в боях за деньги. Он возвращается в Англию на боксерский матч. Здесь он влюбляется в умную и богатую женщину Лидию Карью. Эта женщина, привлеченная животным магнетизмом, соглашается на замужество, несмотря на их разное социальное положение. Потом выясняется, что главный герой благородного происхождения и наследник большого состояния. Таким образом, он становится депутатом в Парламенте и семейная пара становится обычной буржуазной семьей.

    Роман «Не социальный социалист» опубликован в 1887 году. В начале описывается школа для девочек, но затем сосредотачивается на бедном рабочем, который на самом деле скрывает свои состояния от жены. Также он активный борец за продвижение социализма. С этого момента весь роман сосредотачивается на социалистических темах.

    Роман «Love Among the Artists» написан в 1881 году, опубликован в 1900 году в Соединенных Штатах и в 1914 году в Англии. В этом романе на примере викторианского общества Шоу показывает свои взгляды на искусство, романтическую любовь и брак.

    «The Irrational Knot» - роман, написанный в 1880 году и опубликованный в 1905 году. В этом романе автор осуждает наследственный статус и настаивает на благородстве рабочих. Институт брака ставится под вопрос на примере благородной женщины и рабочего, который разбогател на изобретении электрического мотора. Их брак распадается из-за неспособности членов семьи найти общие интересы.

    Первый роман Шоу «Immaturity», написанный в 1879 году, стал последним опубликованным романом. Он описывает жизнь и карьеру Роберта Смитта, энергичного молодого жителя Лондона. Осуждение алкоголизма - это первый посыл в книге, основанной на семейных воспоминаниях автора.

    Пьесы

    Шоу совершенно порывает с чопорной пуританской моралью, всё ещё свойственной значительной части зажиточных кругов английского общества. Он называет вещи их настоящими именами, считает возможным изображать любое житейское явление и до известной степени является последователем натурализма .

    Шоу начал работать над первой пьесой «Дома вдовца» в 1885. Через некоторое время автор отказался от продолжения работы над ней и доделал её только в 1892 году. Пьеса была представлена в Лондонском Королевском Театре 9 декабря 1892 года. В этой пьесе Шоу дал замечательную по своему реализму картину жизни лондонских пролетариев. Пьеса начинается с того, что молодой человек собирается жениться на девушке, отец которой сдает трущобы беднякам, которые платят за них последние деньги. Молодой хочет отказаться и от брака и приданого, которое получили через адский труд бедняков, но потом узнает, что и его доходы основаны на труде бедных. Очень часто Шоу выступает в роли сатирика , беспощадно осмеивающего уродливые и пошлые стороны английской жизни, особенно - быта буржуазных кругов («John Bull’s Other Island», «Arms and the Man», «How He Lied to Her Husband» и др.).

    В пьесе «Профессия госпожи Уоррен» (1893) молодая девушка узнает, что её мать получает доходы от публичных домов, а потому покидает дом, чтобы самой зарабатывать деньги честным трудом.

    Пьесы Бернарда Шоу, как и пьесы Оскара Уайльда, включают острый юмор, исключительный для драматургов викторианской эпохи. Шоу начал реформировать театр, предлагая новые темы и приглашая публику к обдумыванию моральных, политических и экономических проблем. В этом он близок к драматургии Ибсена с его реалистической драмой, которую он использовал для решения социальных проблем.

    Когда опыт и популярность Шоу возросла, его пьесы стали менее сосредоточены на реформах, которые он отстаивал, но их развлекательная роль не уменьшалась. Такие работы, как «Цезарь и Клеопатра » (1898), «Человек и сверхчеловек» (1903), «Майор Барбара» (1905) и «Врач перед дилеммой» (1906), показывают зрелые взгляды автора, которому было уже 50 лет.

    До 1910-х Шоу был полностью сформированным драматургом. Новые работы, такие как «Первая пьеса Фанни» (1911) и «Пигмалион » (1912), были хорошо известны лондонской публике.

    В наиболее популярной пьесе «Пигмалион», основанной на сюжете древнегреческого мифа, в которой скульптор просит богов, чтобы они оживили статую, Пигмалион предстает в виде профессора фонетики Хиггинса. Его Галатея - это уличная торговка цветами Элиза Дулитл. Профессор пытается исправить язык девушки, которая говорит на кокни . Таким образом, девушка становится похожей на благородную женщину. Этим Шоу пытается сказать, что люди отличаются только внешне.

    Взгляды Шоу изменились после Первой мировой войны, которую он не одобрял. Его первой работой, написанной после войны, была пьеса «Дом, где разбиваются сердца» (1919). В этой пьесе появился новый Шоу - юмор остался прежним, но его вера в гуманизм поколебалась.

    Ранее Шоу поддерживал постепенный переход к социализму, но сейчас он видел правительство под руководством сильного человека. Для него диктаторство было очевидным. Под конец жизни его надежды также умирали. Так, в пьесе «Миллиарды Буянта» (Buoyant Billions , 1946-48), его последней пьесе, он говорит, что не стоит надеяться на массы, которые выступают, как слепая толпа, и могут выбирать себе в правители таких людей, как Гитлер .

    В 1921 году Шоу завершил работу над пенталогией «Назад к Мафусаилу», в которую вошли пять пьес, и которая начинается в Эдемском саду и кончается через тысячу лет в будущем. В этих пьесах утверждается, что жизнь совершенствуется с помощью попыток и ошибок. Сам Шоу считал эти пьесы шедевром, но критики были другого мнения.

    После «Мафусаила» была написана пьеса «Святая Иоанна » (1923), которая считается одной из его лучших работ. Идея о написании работы о Жанне Д’Арк и её канонизации появилась в 1920 году. Пьеса получила мировую известность и приблизила автора к Нобелевской премии (1925 год).

    У Шоу есть и пьесы в психологическом жанре, иногда соприкасающиеся даже с областью мелодрамы («Кандида» и др.).

    Автор создавал пьесы до конца своей жизни, но только некоторые из них стали такими же удачными, как его ранние работы. «Тележка с яблоками» (1929) стала наиболее известной пьесой в этот период. Поздние произведения, такие как «Горько, но правда», «На мели» (1933), «Миллионерша» (1935) и «Женева» (1935), не получили широкого признания публики.

    Поездка в СССР

    С 21 по 31 июля 1931 года Бернард Шоу посетил СССР, где 29 июля у него состоялась личная встреча с Иосифом Сталиным . Помимо столицы, Шоу побывал в глубинке - коммуне им. Ленина (Ирской коммуне) Тамбовской области, считавшейся образцовой . Возвращаясь из Советского Союза, Шоу говорил :

    «Я уезжаю из государства надежды и возвращаюсь в наши западные страны - страны отчаяния… Для меня, старого человека, составляет глубокое утешение, сходя в могилу, знать, что мировая цивилизация будет спасена… Здесь, в России, я убедился, что новая коммунистическая система способна вывести человечество из современного кризиса и спасти его от полной анархии и гибели».

    В интервью, предоставленном в Берлине по дороге на родину, Шоу дал высокую оценку Сталину как политику :

    «Сталин - очень приятный человек и действительно руководитель рабочего класса… Сталин - гигант, а все западные деятели - пигмеи».

    «В России нет парламента или другой ерунды в этом роде. Русские не так глупы, как мы; им было бы даже трудно представить, что могут быть дураки, подобные нам. Разумеется, и государственные люди советской России имеют не только огромное моральное превосходство над нашими, но и значительное умственное превосходство».

    Будучи социалистом по своим политическим взглядам, Бернард Шоу стал также сторонником сталинизма и «другого СССР». Так, в предисловии к своей пьесе «На мели» (1933) он подводит теоретическую базу под репрессии ОГПУ против врагов народа . В открытом письме в редакцию газеты Manchester Guardian Бернард Шоу называет появившиеся в прессе сведения о голоде в СССР (1932-1933) фальшивкой .

    В письме в газету Labour Monthly Бернард Шоу также открыто выступил на стороне Сталина и Лысенко в кампании против ученых-генетиков .

    Драматургия

    1885-1896

    • «Пьесы неприятные» (Plays Unpleasant, опубликованы в 1898 году)
      • «Дома вдовца» (Widower’s Houses, 1885-1892)
      • «Сердцеед» (The Philanderer, 1893)
      • «Профессия миссис Уоррен » (1893-1894)
    • «Пьесы приятные» (Plays Pleasant, опубликованы в 1898 году)
      • «Оружие и человек » ()
      • «Кандида» (Candida, 1894-1895)
      • «Избранник судьбы» (The Man of Destiny, 1895)
      • «Поживем - увидим» (You Never Can Tell, 1895-1896)

    1896-1904

    • «Три пьесы для пуритан» (Three Plays for Puritans)
      • «Ученик дьявола » (The Devil’s Disciple, 1896-1897)
      • «Цезарь и Клеопатра » (Caesar and Cleopatra, 1898)
      • «Обращение капитана Брасбаунда» (Captain Brassbound’s Conversion, 1899)
    • «Великолепный Бэшвил, или Невознаграждённое постоянство» (The Admirable Bashville; or, Constancy Unrewarded, 1901)
    • «Воскресный день среди холмов Суррея» (1888)
    • «Человек и сверхчеловек» (англ.) русск. («Man and Superman », -)
    • «Другой остров Джона Булля» (John Bull’s Other Island, 1904)

    1904-1910

    • «Как он лгал её мужу» (How He Lied to Her Husband, 1904)
    • «Майор Барбара» (Major Barbara, 1906)
    • «Врач перед дилеммой» (The Doctor’s Dilemma, 1906)
    • «Интерлюдия в театре» (The Interlude at the Playhouse, 1907)
    • «Вступление в брак» (Getting Married, 1908)
    • «Разоблачение Бланко Поснета» (The Shewing-Up of Blanco Posnet, 1909)
    • «Дурачества и безделки» (Trifles and tomfooleries)
      • «Страсть, яд, окаменение, или роковой газоген» (Passion, Poison and Petrifaction; or, the Fatal Gasogene, 1905)
      • «Газетные вырезки» (Press Cuttings, 1909)
      • «Очаровательный найденыш» (The Fascinating Foundling, 1909)
      • «Немного реальности» (The Glimps of Reality, 1909)
    • «Неравный брак» (Misalliance, 1910)

    1910-1919

    • «Смуглая леди сонетов» (The Dark Lady of the Sonnets, 1910)
    • «Первая пьеса Фанни» (Fanny’s First Play, 1911)
    • «Андрокл и лев» (Androcles and the Lion, 1912)
    • «Охваченные страстью» (Overruled, 1912)
    • «Пигмалион» (Pygmalion, 1912-1913)
    • «Великая Екатерина» (Great Catherine, 1913)
    • «Лечение музыкой» (The Music-cure, 1913)
    • «О’Флаэрти, кавалер ордена Виктории» (O’Flaherty, V.C.,)
    • «Инка Перусалемский» (The Inca of Perusalem, 1916)
    • «Огастес выполняет свой долг» (Augustus Does His Bit, 1916)
    • «Аннаянска, сумасбродная великая княжна» (Annajanska, the Wild Grand Duchess, 1917)
    • «Дом, где разбиваются сердца » (Heartbreak House, 1913-1919)

    1918-1931

    • «Назад к Мафусаилу» (Back to Methuselah, 1918-1920)
      • Часть I. «В начале» (In the Beginning)
      • Часть II. «Евангелие от братьев Барнабас» (The Gospel of the Brothers Barnabas)
      • Часть III. «Свершилось!» (The Thing Happens)
      • Часть IV. «Трагедия пожилого джентльмена» (Tragedy of an Elderly Gentleman)
      • Часть V. «У предела мысли» (As Far as Thought Can Reach)
    • «Святая Иоанна» (Saint Joan, 1923)
    • «Тележка с яблоками» (The Apple Cart, 1929)
    • «Горько, но правда» (Too True To Be Good, 1931)

    1933-1950

    Библиография

    • Brown, G.E. «George Bernard Shaw». Evans Brothers Ltd, 1970
    • Chappelow, Alan. «Shaw the Villager and Human Being - a Biographical symposium», with a preface by Dame Sybil Thorndike (1962). «Shaw - „the Chucker-Out“», 1969. ISBN 0-404-08359-5
    • Elliot, Vivian. «Dear Mr Shaw Selections from Bernard Shaw’s postbag» Bloomsbury, 1987 ISBN 0-7475-0256-0 . With an introduction by Michael Holroyd
    • Evans, T.F. «Shaw: The Critical heritage». The Critical Heritage series. Routlege & Kegan Paul , 1976
    • Gibbs, A.M (Ed.). «Shaw: Interviews and Recollections».
    • Gibbs, A.M. «Bernard Shaw, A Life». University of Florida Press, 2005. ISBN 0-8130-2859-0
    • Henderson, Archibald. «Bernard Shaw: Playboy and Prophet». D. Appleton & Co., 1932
    • Holroyd, Michael (Etd). «The Genius of Shaw: A symposium», Hodder & Stoughton, 1979
    • Holroyd, Michael. «Bernard Shaw: The One-Volume Definitive Edition», Random House, 1998. ISBN 978-0-393-32718-2

    См. также

    Примечания

    1. Немецкая национальная библиотека , Берлинская государственная библиотека , Баварская государственная библиотека и др. Record #118642375 // Общий нормативный контроль (GND) - 2012-2016.
    2. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
    3. Bernard Shaw

    ШОУ ДЖОРДЖ БЕРНАРД (1856-1950)

    Джордж Бернард Шоу – английский драматург ирландского происхождения, один из основоположников «драмы идей», писатель, эссеист, один из реформаторов театрального искусства XX ст., после Шекспира второй в рейтинге популярности автор пьес в английском театре, лауреат Нобелевской премии по литературе, обладатель премии «Оскар».
    Родился в ирландском Дублине 26 июля 1956 г. Детские годы будущего писателя были омрачены пристрастием отца к спиртному, раздорами между родителями. Как и все дети, Бернард ходил в школу, но главные жизненные уроки вынес из прочитанных книг, прослушанной музыки. В 1871 г. окончив школу, он стал работать в компании, торгующей земельными участками. Через год занял должность кассира, но через четыре года, возненавидев работу, переехал в Лондон: там жила его мать, разведясь с отцом. С юных лет Шоу видел себя литератором, однако посылаемые им во всевозможные редакции статьи не печатали. За 9 лет лишь 15 шиллингов - гонорар за единственную статью - было заработано им сочинительством, хотя за этот период он сочинил целых 5 романов.
    В 1884 г. Б. Шоу примкнул к Фабианскому обществу и уже через короткое время снискал славу талантливого оратора. Посещая читальный зал Британского музея в целях самообразования, он познакомился с У. Арчером и благодаря ему стал заниматься журналистикой. Поработав для начала внештатным корреспондентом, Шоу в течение шести лет работал музыкальным критиком, а затем три с половиной года трудился в «Сатердей ревью» в качестве театрального критика. Написанные им рецензии составили трехтомный сборник «Наш театр девяностых», изданный в 1932 г. В 1891 г. вышел своеобразный творческий манифест Шоу – пространная статья «Квинтэссенция ибсенизма», автор которой обнаруживал критическое отношение к современной ему эстетике и симпатию к драме, которая освещала бы конфликты общественного характера.
    Его дебютом на поприще драматургии стали пьесы «Дома вдовца» и «Профессия миссис Уоррен» (1892 и 1893 соответственно). Они предназначались для постановки в независимом театре, представлявшем собой закрытый клуб, поэтому Шоу мог позволить себе смелость в отображении сторон жизни, которые обычно обходило современное ему искусство. Эти и другие сочинения вошли в цикл «Неприятные пьесы». В этом же году увидели свет и «Приятные пьесы», и «представители» этого цикла стали в конце 90-ых проникать на подмостки больших столичных театров. Первый огромный успех принес написанный в 1897 г. «Ученик дьявола», входивший в третий цикл - «Пьесы для пуритан».
    Звездный час драматурга наступил в 1904 г., когда сменилось руководство театра «Корд» и включило в репертуар ряд его пьес - в частности, «Кандида», «Майор Барбара», «Человек и сверхчеловек» и др. После успешных постановок за Шоу окончательно закрепилась репутация автора, который смело обходится с общественной моралью и традиционными представлениями об истории, ниспровергает то, что считалось аксимой. Вкладом в золотую сокровищницу драматургии стал имевший оглушительный успех «Пигмалион» (1913).
    В годы Первой мировой войны Бернарду Шоу пришлось выслушать в свой адрес немало нелестных слов и прямых оскорблений, высказанных зрителями, коллегами по перу, газетами и журналами. Тем не менее он продолжал писать, и в 1917 г. начинается новый этап в его творческой биографии. Трагедия «Святая Иоанна», поставленная в 1924 г., возвратила Б. Шоу былую славу, а в 1925 г. он становится лауреатом Нобелевской премии по литературе, причем отказывается от денежной ее составляющей.
    В возрасте за 70 в 30-ых гг. Шоу отправляется в путешествие по миру, наведывается в Индию, Южную Африку, Новую Зеландию, США. Побывал он и в СССР в 1931 г., в июле этого года лично встречался со Сталиным. Являясь социалистом, Шоу искренне приветствовал происходившие в стране Советов перемены и превратился в сторонника сталинизма. После прихода к власти лейбористской партии Б. Шоу были предложены титул пэра и дворянство, однако он ответил отказом. Позднее он дал согласие на присвоение статуса почетного гражданина Дублина и одного из лондонских округов.
    Б. Шоу писал до глубокой старости. Последние пьесы, «Миллиарды Байанта» и «Вымышленные басни», он написал в 1948 и 1950 г. Оставаясь в полностью здравом уме, 2 ноября 1950 г. знаменитый драматург скончался.
    источник http://www.wisdoms.ru/avt/b284.html

    Бернард Шоу писал о себе:

    «Типичный ирландец; моя семья происходит из Хэмпшира в Англии, а мой самый древний предок, поселившийся в Ирландии в 1689 году, был по рождению шотландцем.

    Как всякий ирландец, я не люблю ирландцев.

    Я стал вольнодумцем прежде, чем научился думать.

    То, что сейчас я свободный художник, вовсе не означает, что я никогда не пытался заработать на жизнь честным трудом.

    Я являю собой прискорбный пример того, что запойный труженик ничем не лучше, чем запойный пьяница. Я ничего на свете так не боюсь, как выходных дней.

    Моя слава росла с каждой моей неудачей.

    Непостоянство женщин, в которых я был влюблен, искупалось разве что адским постоянством женщин, влюбленных в меня.

    Из двух доль: женской доли постоянного материнства и мужской - вечного детства, я, мне кажется, предпочитаю мужскую.

    Я часто цитирую себя. Это придает остроту моему разговору.

    Со мной не случалось никаких событий, наоборот, я сам бывал событием.

    Мало кто мыслит больше чем два или три раза в год; я стал всемирно известен благодаря тому, что мыслю раз или два раза в неделю.

    Мои читатели постоянно сетуют, что я разрешил для них еще не все мировые проблемы.

    Если бы я не славил свой интеллект, чем бы я занимался после семидесяти?»

    Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу родился 26 июля 1856 года в Дублине и был третьим ребенком в семье Джорджа Карра Шоу и его жены Элизабет (урожденной Герли). Отец Шоу был государственным служащим, а впоследствии незадачливым торговцем зерном. Также он был алкоголиком. Мать Шоу была не лишенной таланта певицей и музыкантом-любителем. Несмотря на принадлежность к солидному англоирландскому протестантскому сословию, в социальном и финансовом отношении семья Шоу переживала нелегкие времена. Жизнь семьи сопровождали материальные нужды и неблагоприятный моральный климат, который Шоу потом воссоздал в своей трагикомедии «Дом, где разбиваются сердца». Его родители часто ссорились и не уделяли надлежащего внимания своим детям (кроме Бернарда, они имели еще две дочери).

    Учился мальчик сначала дома, а затем – в католической и протестантской дневных школах, после чего в возрасте шестнадцати лет устроился работать клерком в агентство по продаже недвижимости. Определенное влияние на подростка оказывал модный учитель музыки, дирижер Джон Ванделер Ли, который учил Элизабет пению и жил в доме Шоу на правах друга семьи. Воспитываясь в музыкальной среде, Бернард полюбил музыку и сам научился играть оперные партитуры на фортепиано.

    Оставив мужа, Элизабет Шоу вместе с двумя дочерьми последовала в 1873 году за Ли в Лондон, а Бернард Шоу, которому тогда исполнилось лишь 15 лет, остался с больным отцом и вынужден был заботиться о куске хлеба. Через три года Бернард переехал к матери, решив стать литератором, и по заказу Ли сочинял статьи на музыкальные темы. Каждое утро Шоу писал по пять страниц прозы, в полдень занимался в Британском музее, а вечером посещал лекции и диспуты. Поскольку ни один из пяти романов, созданных им с 1879-го по 1883-й годы, напечатан не был, молодой человек всецело зависел от скудного заработка матери, дававшей уроки музыки.

    В 1882 году лекция американского реформатора Генри Джорджа привлекла внимание Шоу к социальным проблемам. В 1884 году Шоу стал членом Фабианского общества, целью которого было содействие нереволюционному преобразованию капиталистического общества на социалистическое. Вступив к Фабианское общество, Шоу обнаружил в себе способности оратора и пропагандиста. В словесных баталиях с оппонентами он оттачивал свое будущее грозное оружие - придирчивые шутки. Воспитывал он в себе и умение взглянуть на обычное под нетрадиционным парадоксальным углом зрения - качество, без которого его интеллектуального проблемного театра просто бы не существовало.

    Шоу встретился с Уильямом Арчером, театральным критиком, который предложил ему писать о театре и в 1886 году порекомендовал Шоу в еженедельник «Уорлд». Арчер вспоминал, как он впервые увидел Шоу в библиотеке Британского музея. Перед ним лежали «Капитал» Карла Маркса и партитура оперы «Золотая Рейна» Рихарда Вагнера. Он поочередно читал оба произведения. Этот эпизод был очень типичен для Шоу, который всегда старался быть в курсе разнообразных достижений в науке, философии и искусстве.

    С 1885-го по 1888-й годы Шоу опубликовал рецензии в «Пэлл-Мэлл газет» и под псевдонимом Корно ди Бассето – музыкальные рецензии в «Стар», новой, столичной газете с большим тиражом, а в 1890 году стал штатным музыкальным критиком в «Уорлд». Поэт У.Оден называл Шоу «быть может, лучшим музыкальным критиком всех времен».

    В 1895 году Шоу стал театральным критиком в лондонском журнале «Сэтердей ревью» и в своих статья выступил с резкой критикой Генри Ирвинга, ведущего режиссера того времени, за отсутствие интереса к Генрику Ибсену и за вольную трактовку шекспировских пьес. Шоу также высмеивал популярные пьесы Артура Пинеро и мещанские мелодрамы Скриба и Сарду, противопоставляя им социальный театр, реалистически изображавший современную жизнь. Творчеству Ибсена Шоу посвятил лекцию, прочитанную на заседании «Фабианского общества» в 1890 году, а в следующем году драматург написал критический этюд «Квинтэссенция ибсенизма», ставший первым на английском языке исследованием творчества норвежского драматурга, а также манифестом новой драмы. Книга вызвала интерес у Дж.Т.Грейна, постановщика пьесы Ибсена «Привидения», и он предложил Шоу сочинить пьесу для Независимого театра. В 1892 году, передав пьесу, созданную пять лет назад в соавторстве с Уильямом Арчером, Шоу написал «Дома вдовца» - свое первое произведение для театра.

    Многообещающего начала, однако, не получилось. Пьеса была встречена сдержанно и снята с постановки после двух спектаклей. В течение последующих шести лет Шоу написал девять полнометражных пьес и одну одноактную. Ставить его вторую пьесу «Сердцеед», написанную в 1893 году, грустную историю о выгодном, но несчастном браке, не взялся ни один режиссер, а пьеса «Профессия миссис Уоррен», поднимавшая тему проституции, была и вовсе запрещена.

    Отказавшись идти на уступки цензуре, Шоу издавал свои пьесы на собственные средства преуспевающего журналиста, а также за счет Шарлотты Пейн Таунсенд, ирландской меценатки и социалистки, на которой он женился в 1898 году. Двухтомный сборник «Пьесы приятные и неприятные» вышел в год их свадьбы.

    Энергия била из Шоу ключом. На протяжении дня он не давал себе ни минуты покоя. Как писал его биограф Хескет Пирсон, «он даже не мог спокойно разговаривать: вскакивал, садился, клал ногу на ногу, засовывал руки в карманы, опять вынимал их, выпрямлялся в кресле или далеко откидывался на спинку, свешивался вперед, почти до пола, или заваливался назад – минуты не мог пробыть в одном положении!». Если же ему удавалось вконец себя измотать – а такое случалось крайне редко – он шел в темную комнату, плашмя валился на пол и лежал часами, расслабив все мышцы.

    Кататься на коньках, ездить на велосипеде, водить автомобиль, фотографировать – все простые и сложные навыки он пытался усвоить быстро и, в то же время, основательно. Танцам он учился с маниакальной самоотверженностью. Всякий раз каждая из этих, казалось бы, не самых сложных наук давалась ему с трудом. Даже на ровном месте Шоу умудрялся сломать себе ногу или руку.

    Шоу можно определенно отвести место в книге рекордов Гиннеса по количеству сломанных конечностей. Раз в год, в лучшем случае раз в два года, он с непостижимой регулярностью что-нибудь себе ломал. Даже с Шарлоттой он познакомился лишь благодаря тому, что в очередной раз сломал ногу – она пришла к нему подменить свою заболевшую подругу-сиделку. Даже свой медовый месяц Шоу провел в гипсе.

    Высказывания Шоу в адрес женщин всегда были искрометными. Однажды некая недовольная дама, в порыве гнева заявила писателю:

    Если бы вы были моим мужем, я бы не удержалась и подсыпала бы вам в чай яду.

    Мадам, - ответил Шоу, - если бы вы были моей женой, я бы немедленно выпил этот чай...

    Во время одного из приёмов к Шоу подошла дама и спросила:

    Как вы думаете, почему Бог создал сначала мужчину, а уже потом женщину?

    Потому, - ответил остроумный Бернард Шоу, - что не хотел, чтобы в момент сотворения мужчины, женщина задавала ему глупые вопросы…

    Как-то к Бернарду Шоу подошла одна из его поклонниц - привлекательная молодая женщина и, немного поговорив с драматургом, заметила:

    Представляю, какие бы замечательные были бы у нас с вами дети! От меня они получили бы красоту, от вас - проницательный ум…

    О, мисс, - возразил Шоу, - а если природа ошибётся и первое возьмет от меня, а второе - от вас?

    Писатель утверждал, что строптивых женщин легче переносить, чем спокойных. Их, правда, иногда убивают, зато никогда не бросают.

    К своему и чужому творчеству Шоу подходил с не меньшей долей юмора. Один баскетболист (явно не преуспевший в спорте) вдруг обнаружил у себя «литературный дар». Свои творения он направил Шоу с просьбой оценить их. Ответ последнего был образный и убедительный: «Прочитав ваши сочинения, я понял, почему вы не стали хорошим баскетболистом. Дело в том, что вы не умеете вовремя бросать в корзину».

    Как-то журналисты спросили у Шоу:

    Сколько бы вы хотели зарабатывать, чтобы считать себя счастливым?

    Ровно столько, сколько я зарабатываю по мнению моих соседей!

    В своих пьесах Шоу использовал дотошные сценические ремарки, из-за чего они читаются порой как романы. «Неприятные пьесы», как писал Шоу, «призваны заставить зрителей взглянуть на неприятные факты» и на несоответствие между аристократическими замашками представителей среднего класса и неприглядными источниками их доходов, как это было в «Профессии миссис Уоррен». В «приятных» же пьесах «Оружие и человек», «Кандида», «Избранник судьбы» и «Поживем увидим» – предпринималась попытка показать превосходство реализма над натурализмом.

    Хотя «Кандида» имела в Нью-Йорке шумный успех уже в 1903 году, в Англии Шоу стал известен позже, когда он, его жена и Харли Гренвилл-Баркер сняли в аренду здание Лондонского «Ройял Корт тиэтр», чтобы продемонстрировать возможности драмы идей. Пьесы Шоу в постановке Джона Ведренна и Харли Гренвилл-Баркера с 1904-го по 1907-й годы были настолько популярны, что из 988 спектаклей, игравшихся в «Ройял Корт тиэтр» в эти годы, 701 был поставлен по его произведениям.

    Бернарда Шоу как-то спросили: «Скажите, каким образом вам удается придумывать ваши удивительно остроумные фразы?» - «Это очень просто, - ответил Шоу. - Я придумываю что-то неостроумное, и тут же говорю совершенно противоположное».

    «Человек и сверхчеловек», одна из самых удачных пьес Шоу, имевшая огромный успех у критиков и у зрителей, являлась философской комедией, где автор делился своими взглядами на религию, женщин и брак. В оперном третьем акте, озаглавленном «Дон Жуан в аду» и часто исполнявшемся отдельно, «комедия нравов превращается в космическую драму», как писала критик Марджери Морган «Майор Барбара». Социальная сатира, также написанная Шоу в 1905 году, представляла собой напряженный интеллектуальный спор между религиозными убеждениями и мирскими амбициями, между ханжеством и искренностью. В «Пигмалионе» сатирическому осмеянию подвергалась социальная манерность, способствующая усилению классовых различий. Впоследствии по мотивам этой пьесы Алан Джей Лернер и Фредерик Лоу написали мюзикл «Моя прекрасная леди».

    Во время первой мировой войны Шоу активно занимался политикой. В ноябрьском номере «Нью-стейтсмен» за 1914 год, радикального журнала, созданного Шоу в 1913 году совместно с Беатрисой и Сиднеем Вебб, драматург поместил большой очерк «Война с точки зрения здравого смысла», в котором критиковал и Англию, и Германию, призывал обе страны к переговорам, осмеивая слепой патриотизм. После этой публикации Шоу был исключен из Клуба драматургов и потерял нескольких друзей. В 1916 году он выступил в поддержку Ирландского восстания и в защиту англоирландского дипломата сэра Роджера Кейсмента, который прибегнул к помощи Германии в поисках поддержки ирландского освободительного движения, был обвинен в государственной измене и казнен.

    В послевоенной пьесе «Дом, где разбиваются сердца» Шоу показал утрату духовных ценностей поколения, ответственного за кровопролитие. В этой трагикомедии политика и экономика сочетались с сюрреалистическим видением мира. «Назад к Мафусаилу», наиболее неоднозначная и сложная пьеса Шоу, типичный образец пьесы-дискуссии, состояла из пяти связанных между собой пьес и начиналась в Эдеме, а заканчивалась в 31920-й год нашей эры. В этом растянутом и тяжеловесном произведении чувствовались влияние теории творческой эволюции Бергсона, а также давали себя знать фабианские взгляды Шоу, согласно которым человеческий интеллект способен преобразовать общество.

    После канонизации Жанны д`Арк в 1920 году Шоу нашел новую героиню и тему для своей единственной трагедии «Святая Иоанна». Иоанна, по Шоу, отличалась остроумием, практичностью и энергией, которыми восхищался автор, а также невинностью и богатым воображением, несущими угрозу для представителей духовенства, которых Шоу наделял макиавеллиевскими чертами.

    Нобелевская премия по литературе в 1925 году не присуждалась, а в 1926 году была вручена Шоу «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой». Как сказал член Шведской академии Пер Хальстрем, «Шоу – автор пьес стал одним из наиболее ярких драматургов наших дней, а Шоу – автор предисловий к пьесам, может считаться Вольтером нашего времени». Будучи принципиальным противником всевозможных премий, Шоу на церемонию награждения не приехал, и премию вместо него вручили Артуру Даффу, послу Великобритании в Швеции. На причитающиеся лауреату деньги Шоу учредил англо-шведский литературный фонд для переводчиков, в особенности переводчиков Стриндберга. Когда Шоу спросили: «Почему он это сделал?» - Шоу ответил: «Это спасательный круг брошенный утопающему в тот момент когда он уже доплыл до берега...».

    В 1928 году Шоу выпустил «Руководство для умной женщины по вопросам социализма и капитализма» – рассуждение на политические и экономические темы. В своих последних пьесах Шоу отходил от реализма и использовал приемы античной комедии.

    На премьере одной из своих пьес, Шоу вышел в антракте на сцену и обратился к залу: «Ну, как вам нравиться моя пьеса?» Пораженные зрители не сразу нашлись что ответить. И только один из выкрикнул: «Чепуха!» Шоу учтиво ему поклонился и с улыбкой ответил, указывая на публику: «И я придерживаюсь того же мнения, но что мы вдвоем можем против массы?».

    Споры критиков вокруг наследия Шоу, в основном, были вызваны противоречием между Шоу – сатириком и Шоу – социальным реформатором. При жизни он обвинялся во фривольности, и в «слишком безответственном, – как говорил Макс Бирбом, – чувстве юмора». В остроумии Шоу Оден почувствовал дух Россини, «живость, ясность и виртуозность великого мастера оперы-буфф». По мнению английского поэта и критика Стивена Спендера, по своему мировоззрению Шоу – это «двухмерный гигант, передвигающийся в своем собственном двухмерном мире». Литературовед Джон Мэтьюз воспринимал Шоу «...чужестранцем, наблюдательным ирландцем в разладе с обществом, которое значило для него меньше, чем люди, которых он знал и любил». «Шоу – продолжатель великий традиции, – писал американский критик Жак Берзен. – Он пользовался всем, что есть в театральных кладовых и у умах людей... Пьесы Шоу – это богатейшее драматургическое наследие».

    Последней пьесой, принесшей Шоу успех, стала «Тележка с яблоками», открывшая Малвернский фестиваль в честь драматурга.

    В годы, когда большинству людей было не до путешествий, Шоу посетил США, СССР, Южную Африку, Индию и Новую Зеландию. В Москве, куда Шоу прибыл с леди Астор, он беседовал со Сталиным. Когда к власти пришла лейбористская партия, для которой драматург сделал так много, ему предложили дворянство и титул пэра, но он от всего отказывался. В возрасте девяноста лет писатель все же согласился стать почетным гражданином Дублина и лондонского округа Сент-Панкрас, где он жил в молодые годы.

    Жена Шоу скончалась в 1943 году. По некоторым утверждениям, брак Бернарда Шоу с Шарлоттой был достаточно странным. Прожив друг с другом 45 лет, пара осталась целомудренной. В самом начале совместной жизни они – 42-летняя невеста и 43-летний жених – договорились, что между ними не будет никакой супружеской близости. Шарлотта питала отвращение к подобного рода отношениям. А сам Шоу, лишь однажды изведав «радость плотской любви», был к ним просто равнодушен. Его единственной женщиной, была одна вдова – «очень упитанная мадам, до сумасшествия соскучившаяся по мужским ласкам».

    «Половой акт – писал Шоу, – представляется мне занятием чудовищным и низким, и я не в состоянии понять, как могут уважающие себя мужчина и женщина лицезреть друг друга, проведя вместе ночь».

    Любовные романы Шоу предпочитал переживать… по почте. «Лишь почта может обеспечить идеальное любовное приключение, – признавался он. – Моя переписка с Эллен Терри была вполне удавшимся романом. Я мог бы встретиться с нею в любую минуту, но мне не хотелось усложнять нашу восхитительную связь. Ей успели надоесть пять мужей, но со мной она не соскучилась».

    Оставшиеся годы писатель провел в уединении в Эйот-Сент-Лоренсе (графство Хертфордшир), где в возрасте девяноста двух лет закончил свою последнюю пьесу «Миллиарды Байанта».

    Умер Шоу в Эйот-Сент-Лоренсе 2 ноября 1950 года. По его желанию тело было сожжено без всяких обрядов, а прах смешан с прахом жены и рассыпан в его любимом саду.

    О Бернарде Шоу была снята телевизионная передача из цикла «Гении и злодеи».

    Your browser does not support the video/audio tag.

    Текст подготовил Андрей Гончаров

    Использованные материалы:

    Материалы сайта www.narodko.ru
    Текст статьи "Бернард Шоу: враг №1 для всех прогрессивных женщин?", автор А.Казакевич
    Текст статьи "Не пытайтесь жить вечно", автор О.Аникина
    Материалы сайта www.letter.com.ua
    Материалы сайта www.n-t.ru

    АФОРИЗМЫ БЕРНАРДА ШОУ:

    Больше всего человеку льстит то, что вы считаете его достойным лести.

    Боюсь ехать в Америку... Верно, ирония - моя стихия, однако при виде статуи Свободы даже я теряю чувство юмора.

    Вам никогда не сочинить хорошей книги, не написав прежде несколько плохих.

    Великое произведение искусства - это мучительная победа гениального ума над гениальным воображением.

    Вор - не тот, кто крадет, а тот, кого поймали.

    Если уж причинять вред соседу, то, по возможности, - непоправимый.

    Интерес человека к миру возникает из-за переизбытка интереса к самому себе.

    Искренним быть не опасно, тем более, если вы вдобавок глупы.

    На свете нет и не может быть ничего более страшного, чем вечное счастье.

    Неинтересно вешать человека, если тот ничего не имеет против.

    Репутация врача зависит от числа выдающихся личностей, которых он отправил на тот свет.

    Самый эффективный способ заткнуть гению рот - это принять его идеи на веру, признать, что он великий человек, - и забыть о нем.

    Секрет успеха состоит в том, чтобы обидеть как можно большее число людей.

    Тому, кто ничего не знает, но считает, что знает все, - политическая карьера обеспечена.

    У дурака всегда все хорошо кончается.

    Человек может взобраться на самую высокую вершину но находиться там долго не в состоянии.

    Чем дольше я живу, тем больше склоняюсь к мысли о том, что в солнечной системе Земля играет роль сумасшедшего дома.

    Юность, которой прощается все, себе не прощает ничего; зато старости, которая прощает себе все, не прощается ничего.

    Я слишком стар, чтобы интересоваться кем бы то ни было - даже самим собой.

    Я часто сам себя цитирую - для пущего блеска.

    Однажды в дом Бернарда Шоу пришёл агент страхового общества.

    Я хочу застраховать вашу жизнь, - сказал он.

    Мою? Напрасный труд, - усмехнулся Шоу. - Разве вы не знаете, что я бессмертен?

    Бернард Шоу – талантливый писатель, английский драматург ирландского происхождения был назван при жизни «вторым драматургом английского театра после Уильяма Шекспира». Он стал единственным человеком, которого удостоили 2-х больших наград в сфере искусства:

    • В 1925 году Бернард Шоу стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой». От денежной выплаты премии он отказался.
    • В 1938 году ему был вручен «Оскар» за сценарий к фильму «Пигмалион».

    Краткая биография

    Бернард Шоу (полное имяДжордж Бернард Шоу ) родился 26 июля 1856 года в ирландском городе Дублин. Его отец – Джордж Шоу , торговец зерном. Его мать – Люсинда Шоу , профессиональная певица.

    Период учебы

    Шоу посещал «колледж Уэссли» в Дублине и грамматическую школу. Среднее образование получил в Дублине. В 11 лет его отдали в протестантскую школу , где он был, по собственным его словам, предпоследним или последним учеником.

    Школу он называл самым вредным этапом своего образования. Вот одна из его цитат на эту тему:

    «Мне и в голову не приходило готовить уроки или говорить правду этому всеобщему врагу и палачу - учителю»

    Отношение к систему образования

    Система образования была не раз раскритикована Шоу за сосредоточение на умственном, а не духовном развитии . Особенно автор критиковал систему физического наказания в школе.

    Несмотря на такое отношение Бернард Шоу известен своей образованностью, но заслуга эта принадлежит исключительно к желанию развиваться . Шоу достаточно много времени проводил за свою жизнь в читальных залах библиотек – занимался саморазвитием.

    Первая должность

    В 15 лет Джордж Бернард становится клерком в агентстве недвижимости . Одной из обязанностей Шоу был сбор квартплаты с обитателей дублинских трущоб, и грустные впечатления этих лет впоследствии нашли воплощение в «Домах вдовца» . Этой работой он занимался несколько лет, хотя она ему не нравилась.

    Переезд в Лондон

    В 16-летнем возрасте Бернард остался с отцом в Ирландии – его мать уехала в Лондон с двумя дочерьми. Через 4 года он решил переехать в столицу Британии. Именно в этот период он начал бурную деятельность, как писатель.

    Бернард Шоу посещал британские библиотеки, писал романы, которые, впрочем, сразу не захотели нигде печатать. Лишь через 9 лет, 1885 году его ранние произведения стали замечать. Возможно, этому поспособствовало то, что Шоу в тот момент стал творческим критиком.

    Полоса «неудач»

    Если посмотреть на жизнь британского драматурга, то может показаться, что до 36 лет его преследовала полоса неудач: его романы не публиковались, в музыке он не нашел себя, также политическая карьера не принесла плодов.

    Однако это просто был поиск «своего» занятия. И этот поиск успешно был завершен, когда он познакомился с творчеством норвежского драматурга Генриха Ибсена :

    Чтение его пьес, просмотр их в театре убедили Бернарда Шоу в том, что и он так сможет!

    Первая пьеса Бернарда Шоу

    В 1892 году, в возрасте 36 лет, Шоу написал свою первую пьесу - «Дома вдовца» , в которой иронично высказался в отношении института брака. Он попытался ее реализовать, но театры отказались ее принять, хотя режиссеры находили сценарий занятным.

    Становление драматурга

    Отказы не остановили начинающего драматурга – он продолжал писать пьесы «на злобу дня», описывающие социальные стороны жизни. Он работал с таким усилием, что просто надорвался и сильно заболел.

    Усилиями своей будущей жены — меценатки Шарлотты Пейн Таузенд , которая просто обожала театр, Б. Шоу смог преодолеть свой недуг и восстановился. Она не только выходила больного Бернарда, но и помогла ему состояться как драматургу.

    Признание зарубежом

    В 1902 году лондонский театр, называемый «Независимый », поставил «Дома вдовца». Пьеса встретила холодный прием публики, но обсуждение в прессе свидетельствовало о внимании к затронутой теме.

    Бернард Шоу принялся за следующие пьесы, так появились «Ученик дьявола », «Оружие и человек ». В Лондоне их не ставили, а вот в Вене и в Берлине успех был полный. Его пьесы пошли в Соединенных Штатах.

    Шоу был признан за рубежом

    Позже в Великобритании спохватились, поставили ранние пьесы драматурга, признали его мастерство и назвали «вторым после Шекспира» .

    Герои пьес Б. Шоу

    В его пьесах было мало действия, но много смысла . Его герои рассуждали, поучали, критиковали, не боялись называть вещи своими именами, не скрывали своих настроений и чувств. Это было в новинку.

    Шоу беспощадно осмеивал уродливые и пошлые стороны английской жизни. Лорды воротили носы, простые люди неистово хлопали. Британская публика постепенно привыкала к Шоу и его парадоксам.

    Парадоксы драматурга

    Во время Первой мировой войны Шоу не боялся высказываться критически по отношению к воюющим, а в своей пьесе «Дом, где разбиваются сердца » предсказал грядущие трагические события.

    В следующей пьесе, «Святая Иоанна », о Жанне Д’Арк он почему-то осудил свою героиню и посчитал смертный приговор ей вполне закономерным. Публика отказывалась его понимать.

    Шоу и Сталин

    В 1931 году Бернард Шоу посетил СССР. Ему устроили самый радушный прием. Его чуть ли не на руках носили. Драматурга принял сам Сталин, долго беседовал с ним.

    Шоу был очарован Страной Советов и, прибыв в Лондон, обрушился с критикой на буржуазные консервативные устои, которые не имеют будущего. То ли дело обетованная земля, где правит товарищ Сталин…

    Последние годы жизни

    В последние годы драматург жил в собственном доме в Хартфодшире (Англия). Он создавал пьесы до конца своей жизни, но только некоторые из них стали такими же удачными, как его ранние работы.

    «Тележка с яблоками » (1929) стала наиболее известной пьесой в этот период. Поздние произведения, такие как «Горько, но правда », «На мели » (1933), «Миллионерша » (1935) и «Женева » (1935), не получили широкого признания публики.

    В возрасте 94 лет, 2 ноября 1950 года , Бернард Шоу умер от почечной недостаточности. Его тело было кремировано, а прах развеян вместе с прахом его жены.

    ШОУ, ДЖОРДЖ БЕРНАРД (Shaw, George Bernard) (1856–1950), ирландский драматург, философ и прозаик, выдающийся критик своего времени и самый прославленный – после Шекспира – драматург, писавший на английском языке. Родился 26 июля 1856 в Дублине. Его отец, потерпев крах в бизнесе, пристрастился к алкоголю; мать, разочаровавшись в супружестве, увлеклась пением. Шоу ничему не научился в школах, которые посещал, но многое почерпнул из книг Ч.Диккенса , У.Шекспира, Д.Беньяна , Библии , арабских сказок Тысяча и одна ночь , а также слушая оперы и оратории, в которых пела мать, и созерцая картины в Ирландской национальной галерее.

    В пятнадцатилетнем возрасте Шоу устроился клерком в фирму по продаже земельных участков. Спустя год он стал кассиром и занимал эту должность в течении четырех лет. Не в силах превозмочь отвращение к такой работе, он в двадцатилетнем возрасте уехал в Лондон к матери, которая после развода с мужем зарабатывала на жизнь уроками пения.

    Шоу уже в молодости решил зарабатывать на жизнь литературным трудом, и хотя рассылаемые статьи возвращались к нему с удручающей регулярностью, он продолжал осаждать редакции. Только одну его статью приняли к печати, заплатив автору пятнадцать шиллингов, – и это было все, что Шоу заработал пером за девять лет. За эти годы он написал пять романов, которые отвергли все английские издательства.

    В 1884 Шоу вступил в Фабианское общество и вскоре стал одним из самых блестящих его ораторов. Одновременно он совершенствовал свое образование в читальном зале Британского музея, где познакомился с писателем У.Арчером (1856–1924), который приобщил его к журналистике. Поработав какое-то время внештатным корреспондентом, Шоу получил место музыкального критика в одной из вечерних газет. После шести лет, отданных музыкальному рецензированию, Шоу в течение трех с половиной лет работал театральным критиком в «Сатердей ривью». За это время он выпустил книги об Х.Ибсене и Р.Вагнере . Он писал также пьесы (сборник Пьесы приятные и неприятные Plays: Pleasant and Unpleasant , 1898). Одна из них, Профессия миссис Уоррен (Mrs. Warren"s Profession , впервые поставлена в 1902), была запрещена цензурой; другая, Поживем – увидим (You Never Can Tell , 1895) после нескольких репетиций была отклонена; третью, Оружие и человек (Arms and the Man , 1894), вообще никто не понял. Помимо названных в сборник вошли пьесы Кандида (Candida , 1895), Избранник судьбы (The Man of Destiny , 1897), Домá вдовца (Widower"s Houses , 1892) и Сердцеед (The Philanderer , 1893). Поставленный в Америке Р.Мансфилдом Ученик дьявола (The Devil"s Disciple , 1897) – первая пьеса Шоу, имевшая кассовый успех.

    Шоу писал пьесы, рецензии, выступал как уличный оратор, пропагандируя социалистические идеи, и, кроме того, был членом муниципального совета округа Сент-Панкрас, где он жил. Такие перегрузки привели к резкому ухудшению здоровья, и если бы не забота и уход Шарлотты Пейн-Таунзенд, на которой он женился в 1898, дело могло бы кончиться плохо. Во время затянувшейся болезни Шоу написал пьесы Цезаря и Клеопатру (Caesar and Cleopatra , 1899) и (Captain Brassbound"s Conversion , 1900), которое сам писатель называл «религиозным трактатом». В 1901 Ученик дьявола , Цезарь и Клеопатра и Обращение капитана Брасбаунда были опубликованы в сборнике Три пьесы для пуритан (Three Plays for Puritans ). В Цезаре и Клеопатре – первой пьесе Шоу, где действуют реальные исторические личности, – традиционное представление о герое и героине изменено до неузнаваемости.

    Не преуспев на стезе коммерческого театра, Шоу решил сделать драму проводником своей философии, опубликовав в 1903 пьесу Человек и сверхчеловек (Man and Superman ). Однако уже в следующем году пришел его час. Молодой актер Х.Грэнвил-Баркер (1877–1946) вместе с предпринимателем Дж.Э.Ведренном принял руководство лондонским театром «Корт» и открыл сезон, успех которого обеспечили старые и новые пьесы Шоу – Кандида , Поживем – увидим , Другой остров Джона Булля (John Bull"s Other Island , 1904), Человек и сверхчеловек , Майор Барбара (Major Barbara , 1905) и Врач перед дилеммой (The Doctor"s Dilemma , 1906).

    Теперь Шоу решил писать пьесы, целиком лишенные действия. Первая из этих пьес-дискуссий, Женитьба (Getting Married , 1908), имела некоторый успех среди интеллектуалов, вторая, Мезальянс (Misalliance , 1910), оказалась трудноватой и для них. Сдавшись, Шоу написал откровенно кассовую безделицу – Первую пьесу Фанни (Fanny"s First Play , 1911), которая в течение почти двух лет шла на сцене небольшого театра. Затем, словно отыгрываясь за эту уступку вкусу толпы, Шоу создал подлинный шедевр – Андрокла и льва (Androcles and the Lion , 1913), за которым последовала пьеса Пигмалион (Pygmalion , 1914), поставленная Г.Бирбомом-Три в «Театре Его Величества» с Патрик Кэмпбелл в роли Элизы Дулиттл.

    Во время Первой мировой войны Шоу был исключительно непопулярной фигурой. Пресса, публика, коллеги осыпали его оскорблениями, а он между тем невозмутимо закончил пьесу Дом, где разбиваются сердца (Heartbreak House , 1921) и готовил свой завет человеческому роду – Назад, к Мафусаилу (Back to Methuselah , 1923), где облек в драматургическую форму свои эволюционистские идеи. В 1924 слава возвратилась к писателю, он обрел мировое признание драмой Святая Иоанна (Saint Joan ). В глазах Шоу Жанна д"Арк – провозвестница протестантизма и национализма, и потому вполне закономерен приговор, вынесенный ей средневековой церковью и феодальной системой. В 1925 Шоу была присуждена Нобелевская премия по литературе, от получения которой он отказался.

    Последней пьесой, принесшей Шоу успех, стала Тележка с яблоками (The Apple Cart , 1929), открывшая Малвернский фестиваль в честь драматурга.

    В годы, когда большинству людей было не до путешествий, Шоу посетил США, СССР, Южную Африку, Индию, Новую Зеландию. В Москве, куда Шоу прибыл с леди Астор, он беседовал со Сталиным. Когда к власти пришла лейбористская партия, для которой драматург сделал так много, ему предложили дворянство и титул пэра, но он от всего отказывался. В возрасте девяноста лет писатель все же согласился стать почетным гражданином Дублина и лондонского округа Сент-Панкрас, где он жил в молодые годы.

    Жена Шоу скончалась в 1943. Оставшиеся годы писатель провел в уединении в Эйот-Сент-Лоренсе (графство Хертфордшир), где в возрасте девяноста двух лет закончил свою последнюю пьесу Миллиарды Байанта (Buoyant Billions , 1949). До конца дней писатель сохранял ясность ума. Умер Шоу в Эйот-Сент-Лоренсе 2 ноября 1950.