Шотландская волынка история. Шотландская волынка - калейдоскоп

Шотландская волынка история. Шотландская волынка - калейдоскоп
Шотландская волынка история. Шотландская волынка - калейдоскоп

О чем поет Шотландская волынка? October 1st, 2011

В Шотландии говорят, что в звучании волынки должны сочетаться голос человека с голосом животного и слышно ее должно быть за три мили. Древние шотландцы, как и представители других культур, использующих волынку, с незапамятных времен были заворожены ее долгим и непрерывным звуком. До нас дошли сказки о волынщиках с острова Скай — клане Мак Криммон, о волшебной волынке и о пещере, где до сих пор можно слышать ее звуки.

Волынка — древний язычковый духовой инструмент. Эта сумкодудка (англ. bagpipe) известна у многих народов под разными именами: гайта, дуда, дудельзак, коза, сарнай, чимпой, шувыр и др. Тем не менее, шотландцы считают волынку своим национальным инструментом.


Шотландская волынка сегодня самая известная, самая популярная и самая громкая. Она развивалась в XVI-XIX веках в горных районах и на западных островах Шотландии и представляет собой воздушный резервуар (мех) из козьей или овечьей шкуры, в который вделаны маленькая трубка для нагнетания воздуха, игровая трубка чантер с пищиком и девятью игровыми отверстиями для исполнения мелодии и три бурдонные трубки для непрерывно тянущихся и не изменяющихся по высоте звуков.


Неизвестный автор - Портрет музыканта, играющего на волынке. 1632

При игре волынку держат перед собой или под мышкой. Музыкант вдувает воздух через специальную трубку и, нажимая локтем левой руки на резервуар, заполненный воздухом, правой начинает играть на игровой трубке. При перерывах в нагнетании воздуха волынщик прижимает мех к корпусу, и звучание продолжается.

Игрок на волынке 1624 Хендрик Тербрюгген

Кто, где и когда изобрел этот необычный инструмент — неизвестно. Следы теряются в глубине веков. Одни источники говорят, что волынка родом из Юго-Западной Азии, другие — что волынку изобрели в Индии, для того чтобы на ней играть и петь одновременно. Есть предположения о ее египетском и греческом происхождении. Первые исторические сведения относятся к Риму первого века нашей эры: на волынке играл небезызвестный император Нерон. Также известно, что на Британские острова волынку завезли римляне. И если арфа кельтов была инструментом богов и друидов, то земная музыка волынки вошла в жизнь крестьян, пастухов, солдат и королей.

the Blind Piper Joseph Haverty (1794-1864)

Бесчисленными нитями связаны звуки волынки с душой шотландцев, с их горестями и радостями. В старину волынщики играли медленные, протяжные мелодии пиброх, услаждая слух горцев и пастухов. На пирах в замках королей, на народном гулянье без волынки не обходилось. В средние века ее использовали кланы горцев как ритуальный и сигнальный инструмент.

the Bagpiper by Abraham Bloemaert

Вся история Шотландии — это история борьбы народа за свободу, за возможность сохранить свои традиции, привычки, нравы, быт. В этой борьбе закалился упорный характер горного народа. Под звуки волынки шотландцы ходили в бой за свою независимость. Яркое, резковатое звучание инструмента пробуждало силы воинов, вселяло мужество и веру, необходимую для победы.

Portrait of Francois Langlois By Van Dyck (1599-1641)

Римляне так и не смогли подчинить Шотландию. В XI веке сложилось Шотландское королевство. Английские короли долго пытались завоевать горную страну, но шотландцы, упорный и упрямый народ, в течение многих веков противостояли англичанам. Шотландские армии вели в бой волынщики, и для англичан звук волынок стал ассоциироваться со звуками битвы.



В 1746 году шотландский принц Чарльз Стюарт потерпел поражение в битве с англичанами около местечка Каллоден. Англичане под страхом смерти запретили горцам играть на волынке, носить килты и использовать тартан, уничтожая тем самым клановую систему и вековые традиции. От национальной культуры свободолюбивого народа не должно было остаться и следа.

По иронии судьбы большое количество горцев было завербовано в британскую армию, которая охотно использовала волынку. Создание шотландских частей в составе регулярной британской армии спасло волынку от забвения. Созданные в 1757 году шотландские полки имели своих волынщиков, воодушевляя армию в походах и сражениях.

И сегодня в Шотландии созданы целые военные оркестры волынщиков, исполняющие военные, народные и танцевальные мелодии в сопровождении барабанов. Шотландцы любят пение, танцы. На народных праздниках, как и много веков назад, звучит музыка, исполняемая на волынках.

Традиции возвращаются, и шотландская волынка переживает сейчас новый пик популярности. Число людей, увлекающихся игрой на этом замечательном инструменте, растет во всем мире. И если вы хотите услышать волынку, то можете отправиться в Шотландию или в Петербург, где в начале июня традиционно проводится ежегодный уличный фестиваль «Волынщик». В Москве тоже есть несколько клубов и залов, где проходят этно-концерты кельтской музыки. На них можно услышать бравурные шотландские марши и зажигательные танцевальные мелодии в исполнении волынки.

Или Великая горная волынка – Great Highland Bagpipe – самая известная и популярная волынка в мире. Слово «волынка» у многих прочно ассоциируется с образом шотландца, облачённого в клетчатую ткань , в руках которого музыкальный инструмент, издающий очень громкие и завораживающие звуки. Многие уверены в том, что волынка – сугубо шотландский инструмент и является шотландским изобретением. В действительности, волынка, так же как и многие другие музыкальные инструменты, пришла в Европу с Востока. Согласно одной из существующих версий, волынка оказалась в Шотландии благодаря викингам. Её завезли туда норманны, отряды которых осуществляли морские путешествия по всей Европе и дошли до британских островов. Другая версия гласит, что волынка была завезена на территорию Шотландии древними римлянами.

Волынка – духовой инструмент, известный еще в античности. История волынки насчитывает, вероятно, несколько тысячелетий. Первый инструмент, опознанный как волынка, датируется 3000 годом до нашей эры. Он был найден при раскопках древнего города Ур на территории царства Шумер. Римский император Нерон был известен как мастер игры на различных музыкальных инструментах, в том числе он играл и на волынке. Различные виды волынок были широко распространены на землях древних славянских государств, некоторые из подобных волынок сохранились вплоть до наших дней. «Волынка да гудок – собери наш домок» – гласит русская пословица-припевка. История инструмента под названием «волынка» включает в себя обширную коллекцию архивных материалов: летописи, фрески, барельефы, статуэтки и лубочные картинки с изображениями волынок различных периодов времени. Подробнее см. галерею волынок.

Большая шотландская волынка получила свое развитие в XVI-XIX веках на северо-западе Шотландии. В средние века шотландская волынка применялась как функциональный инструмент. В кланах шотландских горцев существовала специальная должность «клановый волынщик». В обязанности кланового волынщика входило звуковое сопровождение всех церемоний и событий (в т. ч. ритуальных), торжественных дат, сходов калана и различных бытовых сигналов. Примерно в то же время стали проводиться первые чемпионаты исполнительского мастерства среди волынщиков. В старину шотландские волынщики играли протяжные мелодии с трудно уловимой формой. Этот вид музыкальных произведений носит название «Piobaireachd» («Пиброх») и сегодня является хрестоматийным материалом, написанным для шотландской волынки. Позднее появились маршевые и танцевальные формы музыки для большой шотландской волынки.

Звук шотландской волынки устрашал врагов и поднимал силу духа шотландских горцев. Поэтому неудивительно, что в течение длительного времени волынка находилась под запретом Британского Королевства. Однако впоследствии именно англичане сформировали полки шотландских горцев, которые объехали с волынками полмира, участвуя в колониальных походах Великобритании.

Свою мировую популярность великая горная волынка получила во второй половине XX-го столетия. Оркестры волынщиков стали образовывать не только в государствах, входящих в состав Британского доминиона (Канада, Австралия, Новая Зеландия), но и в других странах. Пайп бэнды (Pipe Bands – оркестры волынщиков) появились в Германии, Италии, Франции, Нидерландах, Дании, Чехии, Японии, Арабских Эмиратах и т. д. Такое масштабное увеличение интереса к шотландской волынке произошло во многом благодаря международному фестивалю военных духовых оркестров Edinburgh Military Tattoo . Начиная с 1947 г. этот фестиваль ежегодно проводится в Шотландии на плато средневекового Эдинбургского замка. Торжественный выход сводного оркестра волынщиков королевских войск Великобритании признан одним из самых масштабных и красочных шоу военных духовых оркестров в мире. Это яркое событие не могло остаться незамеченным в разных частях света.

Большой вклад в развитие мирового интереса к шотландской волынке внёс один из лучших военных оркестров волынщиков Шотландии , прославившийся своими совместными трудами с Полом Маккартни, Марком Нопфлером, а также многими рок- и поп-звёздами Великобритании и Голливуда. Именно Royal Scots Dragoon Guards Pipes & Drums впервые исполнил на волынках в Британском радио эфире «Amazing Grace». Это произведение в свое время побило все рекорды популярности, а затем стало неувядающей классикой. Песню «Amazing Grace» исполнял в свое время Сам король рок-н-ролла Элвис Пресли.

Шотландская волынка сегодня изготавливается в тональности Си бемоль мажор, лад – миксолидийский. Мощность звукового давления – 108 Дб, в горах или на открытом пространстве радиус дальности звучания может достигать 6-ти км. Строй современной шотландской волынки – 446 Гц, в отличие от всех классических музыкальных инструментов, которые настраиваются в 440 Гц. Получается, что тональность шотландской волынки расположена почти посередине между Си бемоль и Си бекар, что даёт ощущение появления 25-ой тональности, помимо известных нам 24-х классических. Это действует на слушателя как «эффект 25-го кадра». Дело в том, что с детства из всех теле-, радио- и компакт носителей мы слышим любые из 24-х тональностей хорошо темперированного строя. Мы привыкли к этим созвучиям. 25-я тональность звучит для нас как новость или как сигнал, который на подсознательном и сознательном уровне привлекает наше внимание. Услышав его однажды, вы уже никогда ни с чем этот звук не спутаете. Некоторые мастера изготавливают сегодня вариант шотландской волынки с аутентичным, низким строем А = 440 Гц.

Магия звучания шотландской волынки, заключается в пронзительном тембре, громкости и постоянном сопровождении основной мелодии бурдонным тоном, который исходит из трёх труб, лежащих на плече исполнителя. Ещё одна особенность – это натуральный строй внутри лада чантера (мелодической дудки) волынки. Хорошо темперированный строй дал бы плоское созвучие интервалов относительно бурдонного тона, натуральный строй даёт очень сильное ощущение распевности. Все эти качества делают шотландскую волынку идеальным музыкальным инструментом для церемоний, парадов и создания торжественного настроения, так же как и для психической атаки. Шотландская волынка приняла участие во всех военных кампаниях Британской армии за последние 300 лет.

Шотландская волынка прошла долгий эволюционный путь развития – со временем менялся строй, лад, менялись тональности инструмента и его внешний вид. В старину существовали шотландские волынки со сдвоенным чантером, с различным количеством дронов. Окончательный вариант всем известной и ныне популярной шотландской волынки появился в XVII веке. Си бемоль мажорный чантер миксолидийского лада и три дрона, устремлённые в небо – в таком виде большая шотландская волынка дошла до наших дней практически без внешних и технологических изменений.

Большая шотландская волынка Great Highland Bagpipe клетчатую ткань

История большой шотландской волынки Большая шотландская волынка или Великая горная волынка – Great Highland Bagpipe – самая известная и популярная волынка в мире. Слово «волынка» у многих прочно ассоциируется с образом шотландца, облачённого в клетчатую ткань , в руках которого музыкальный инструмент, издающий очень громкие и завораживающие звуки. Многие уверены в том, что волынка – сугубо шотландский инструмент и является шотландским изобретением. В действительности, волынка, так же как и многие другие музыкальные инструменты, пришла в Европу с Востока. Согласно одной из существующих версий, волынка оказалась в Шотландии благодаря викингам. Её завезли туда норманны, отряды которых осуществляли морские путешествия по всей Европе и дошли до британских островов. Другая версия гласит, что волынка была завезена на территорию Шотландии древними римлянами.

Волынка – духовой инструмент, известный еще в античности. История волынки насчитывает, вероятно, несколько тысячелетий. Первый инструмент, опознанный как волынка, датируется 3000 годом до нашей эры. Он был найден при раскопках древнего города Ур на территории царства Шумер. Римский император Нерон был известен как мастер игры на различных музыкальных инструментах, в том числе он играл и на волынке. Различные виды волынок были широко распространены на землях древних славянских государств, некоторые из подобных волынок сохранились вплоть до наших дней. «Волынка да гудок – собери наш домок» – гласит русская пословица-припевка. История инструмента под названием «волынка» включает в себя обширную коллекцию архивных материалов: летописи, фрески, барельефы, статуэтки и лубочные картинки с изображениями волынок различных периодов времени. Подробнее см. галерею волынок.

Большая шотландская волынка получила свое развитие в XVI-XIX веках на северо-западе Шотландии. В средние века шотландская волынка применялась как функциональный инструмент. В кланах шотландских горцев существовала специальная должность «клановый волынщик». В обязанности кланового волынщика входило звуковое сопровождение всех церемоний и событий (в т. ч. ритуальных), торжественных дат, сходов калана и различных бытовых сигналов. Примерно в то же время стали проводиться первые чемпионаты исполнительского мастерства среди волынщиков. В старину шотландские волынщики играли протяжные мелодии с трудно уловимой формой. Этот вид музыкальных произведений носит название «Piobaireachd» («Пиброх») и сегодня является хрестоматийным материалом, написанным для шотландской волынки. Позднее появились маршевые и танцевальные формы музыки для большой шотландской волынки.

Звук шотландской волынки устрашал врагов и поднимал силу духа шотландских горцев. Поэтому неудивительно, что в течение длительного времени волынка находилась под запретом Британского Королевства. Однако впоследствии именно англичане сформировали полки шотландских горцев, которые объехали с волынками полмира, участвуя в колониальных походах Великобритании. Свою мировую популярность великая горная волынка получила во второй половине XX-го столетия. Оркестры волынщиков стали образовывать не только в государствах, входящих в состав Британского доминиона (Канада, Австралия, Новая Зеландия), но и в других странах. Пайп бэнды (Pipe Bands – оркестры волынщиков) появились в Германии, Италии, Франции, Нидерландах, Дании, Чехии, Японии, Арабских Эмиратах и т. д. Такое масштабное увеличение интереса к шотландской волынке произошло во многом благодаря международному фестивалю военных духовых оркестров Edinburgh Military Tattoo . Начиная с 1947 г. этот фестиваль ежегодно проводится в Шотландии на плато средневекового Эдинбургского замка. Торжественный выход сводного оркестра волынщиков королевских войск Великобритании признан одним из самых масштабных и красочных шоу военных духовых оркестров в мире. Это яркое событие не могло остаться незамеченным в разных частях света. Большой вклад в развитие мирового интереса к шотландской волынке внёс один из лучших военных оркестров волынщиков Шотландии , прославившийся своими совместными трудами с Полом Маккартни, Марком Нопфлером, а также многими рок- и поп-звёздами Великобритании и Голливуда. Именно Royal Scots Dragoon Guards Pipes & Drums впервые исполнил на волынках в Британском радио эфире «Amazing Grace». Это произведение в свое время побило все рекорды популярности, а затем стало неувядающей классикой. Песню «Amazing Grace» исполнял в свое время Сам король рок-н-ролла Элвис Пресли.

Шотландская волынка сегодня изготавливается в тональности Си бемоль мажор, лад – миксолидийский. Мощность звукового давления – 108 Дб, в горах или на открытом пространстве радиус дальности звучания может достигать 6-ти км. Строй современной шотландской волынки – 446 Гц, в отличие от всех классических музыкальных инструментов, которые настраиваются в 440 Гц. Получается, что тональность шотландской волынки расположена почти посередине между Си бемоль и Си бекар, что даёт ощущение появления 25-ой тональности, помимо известных нам 24-х классических. Это действует на слушателя как «эффект 25-го кадра». Дело в том, что с детства из всех теле-, радио- и компакт носителей мы слышим любые из 24-х тональностей хорошо темперированного строя. Мы привыкли к этим созвучиям. 25-я тональность звучит для нас как новость или как сигнал, который на подсознательном и сознательном уровне привлекает наше внимание. Услышав его однажды, вы уже никогда ни с чем этот звук не спутаете. Некоторые мастера изготавливают сегодня вариант шотландской волынки с аутентичным, низким строем А = 440 Гц. Магия звучания шотландской волынки, заключается в пронзительном тембре, громкости и постоянном сопровождении основной мелодии бурдонным тоном, который исходит из трёх труб, лежащих на плече исполнителя. Ещё одна особенность – это натуральный строй внутри лада чантера (мелодической дудки) волынки. Хорошо темперированный строй дал бы плоское созвучие интервалов относительно бурдонного тона, натуральный строй даёт очень сильное ощущение распевности. Все эти качества делают шотландскую волынку идеальным музыкальным инструментом для церемоний, парадов и создания торжественного настроения, так же как и для психической атаки. Шотландская волынка приняла участие во всех военных кампаниях Британской армии за последние 300 лет.

Шотландская волынка прошла долгий эволюционный путь развития – со временем менялся строй, лад, менялись тональности инструмента и его внешний вид. В старину существовали шотландские волынки со сдвоенным чантером, с различным количеством дронов. Окончательный вариант всем известной и ныне популярной шотландской волынки появился в XVII веке. Си бемоль мажорный чантер миксолидийского лада и три дрона, устремлённые в небо – в таком виде большая шотландская волынка дошла до наших дней практически без внешних и технологических изменений.

Шотландская большая волынка или как ее еще называют горная, является самой распространенной волынкой в мире. Многие абсолютно уверены в том, что такой инструмент, как волынка – шотландское изобретение. Но на самом деле она пришла на территорию Европы с Востока.

История волынки насчитывает порядка нескольких тысячелетий. Она была известна еще во времена античности. Первый музыкальный инструмент, который назвали волынкой, был найден при раскопах древнейшего города Ур в царстве Шумер.

Большая или горная волынка начала свое развитие в 16 – 19 веках на территории северо-западной Шотландии. В те далекие века волынка использовалась в качестве функционального инструмента. У горцев Шотландии тогда существовала должность «клановый волынщик». В его обязанности входило звуковое сопровождение всех торжеств и событий, в том числе и ритуальных процессий. Тогда же стали проводить первые соревнования по исполнительскому умению среди волынщиков.

В давние времена музыканты, играющие на волынке, воспроизводили протяжные мелодии с тяжело уловимой формой. Такой вид музыкальных произведений получил название «Piobaireachd» («Пиброх»). На сегодняшний день он является хрестоматийным материалом, который когда-либо был написан для данного музыкального инструмента. Позже были придуманы различные танцевальные и маршевые формы, предназначенные для большой волынки.

Также звуки издаваемые волынкой, в давние времена, использовались для устрашения врагов и поднятия духа горцев из Шотландии. Поэтому в течение продолжительного времени волынка была под строжайшим запретом Английского Королевства.

Мировую популярность большая горная шотландская волынка приобрела во второй половине 20 века. Стали организовываться оркестры, как в странах Британского доминиона, так и в других государствах. Такие оркестры носят названия пайп бэнды (оркестры волынщиков). Пайп бэнды появились даже в Японии и Арабских Эмиратах.

Такое развитие популярности волынка получила после проведения международного фестиваля духовых оркестров Edinburgh Military Tattoo. Данный фестиваль проводится с 1947 года, каждый год. Проводится он в Шотландии на территории Эдинбургского замка.

Кроме этого, шотландская волынка приобрела популярность благодаря военному оркестру Royal Scots Dragoon Guards Pipes & Drums, состоящему из шотландских волынщиков.

Большая шотландская волынка прошла длинный путь эволюционного развития. Со временем менялось устройство, внешний вид, лад и тональности инструмента.

На данный момент, широко распространен такой вид волынки: си бемоль мажорный чантер миксолидийского лада и три дрона, устремлённых в небо.

В Баку - столица Азербайджана, прошла встреча Ассоциации музыкальных музеев и коллекций. Участие в ней приняли представители и руководители музеев музыкальной направленности из стран СНГ и России. Национальный музей Адыгеи

Группа My Bloody Valentine на собственно странице в социальной сети Facebook официально объявила о том, что работы над новой пластинкой подошли к своему завершению. На данный момент неизвестно, когда именно

Как же все – таки приятно проснуться утром и начать свой завтрак вместе со свежеиспеченным хлебом, который вы приготовили исключительно своими собственными руками. А красиво нарезанный хлеб позволит вам улыбнуться

Самыми известными символами Шотландии, пожалуй, являются чертополох, килт, виски и громкие звуки волынки. С первыми тремя все более-менее понятно. А вот представление о Шотландии, как о родине волынки, совершенно неправильно.

История волынки уходит корнями во тьму веков. В Шотландию, как полагают, ее завезли римские легионеры. Имеются свидетельства о том, что у римского императора Нерона волынка была одним из любимых музыкальных инструментов. По другой версии, это сделали викинги.

Кожаный мешок

Впрочем, упоминание о «мешке с трубками» можно найти еще в произведениях греческого комедиографа Аристофана, жившего в V-IV веках до нашей эры. Также останки инструмента, похожего на волынку, были обнаружены при раскопках столицы Шумерского царства, города Ур, и датированы примерно III тысячелетием до нашей эры. За долгие века волынка «прописалась» на территории практически всего Евразийского материка.

В ее называют гайтой, в Белоруссии и - дудой, в -козой, на Руси - собственно, волынкой (поскольку для производства инструмента использовалась воловья кожа). Причем в русском фольклоре даже сохранилась присказка: «Волынка да гудок - собери наш домок». Были аналогичные инструменты у армян, марийцев, чувашей, мордвы и осетин. Но особенно прижилась волынка в Шотландии, где получила простое название highland bagpipe. В дословном переводе - «горная сумка с трубками». А зачастую инструмент называют еще проще - pipes («трубки»).

При этом конструкция волынок везде похожа. Это мешок из телячьей, бычьей или козьей шкуры. В него вставлены от 2 до 5 трубок. Одна из них, «вдувник», служит для наполнения меха воздухом. Другие - бурдоны, которые создают непрерывно тянущийся тон, на фоне которого разворачивается мелодия, которую волынщик правой рукой извлекает с помощью одной или нескольких сольных трубок (чантеров). Локтем левой руки при этом музыкант давит на мешок с воздухом.

Впрочем, иногда в конструкцию вносятся некоторые технические усовершенствования. Например, в ирландской волынке для нагнетания воздуха используются не легкие музыканта, а меха. В армянском «паркапзуке» и чувашском «шапоре» вместо кожаного бурдюка использовался бычий или коровий пузырь. Деревянные же трубки-бурдоны порой заменялись трубочками из тростника, камыша или даже гусиными перьями. А иногда они, как и мелодическая трость, отливались из олова.

Музыка особого назначения

Постоянную прописку в Шотландии волынка получила где-то в середине XVI века, когда стал формироваться особый музыкальный стиль «пиброх» - протяжные мелодии с трудноуловимой формой. Волынщики всегда были востребованы на праздниках или похоронах, поскольку считалось, что музыка оберегает присутствующих от сглаза и задабривает духов. А также - на поле боя. Существовала даже поговорка: «Горцы не сдаются, пока играет волынка».

Действительно, мелодия большой волынки, которая была слышна на расстоянии до 16 километров, устрашала врагов и поднимала дух воинов. Это 2 века спустя учли британские монархи в период восстания якобитов (ратовавших за восстановление на престоле шотландской династии Стюартов), и парламент запретил не только волынку, но и килты, которые традиционно носили музыканты.

Правда, запрет продолжался недолго - вплоть до того момента, пока королевской власти не потребовались элитные части, сформированные из бесстрашных горцев. Особую роль в этом играли представители клана Маклаудов, а также волынщики и барабанщики семейства Маккриммонов. Причем о них слагались легенды. Например, одна из них гласит следующее: основателю семейства Маклаудов фея горных рек подарила серебряный чантер, который позволял владельцу играть без фальши. Но поставила условие: нельзя плохо говорить о своем инструменте.

Чантер передавался из поколения в поколение, и вот как-то корабли Маклаудов отправились в экспедицию. Но начался шторм, и волынщик, чтобы поднять боевой дух товарищей, начал играть. Однако в какой-то момент рука музыканта соскользнула с чантера, и он, сфальшивив, разразился проклятиями в адрес волынки. В этот момент чантер выпал из штока и был проглочен пучиной.

Впоследствии, во времена колониальных войн англичане продолжили использовать боевой опыт шотландских полков в горячих точках, а волынка стала официальным инструментом британских военных оркестров.

В же волынка, имеющая ограниченный диапазон и функциональность, была вытеснена гармонью и баяном. Но до сих пор она пользуется популярностью в болгарских Родопах и в Западной Белоруссии.

3 385