Российская история в лицах. Описание картины виктора васнецова "нестор-летописец"
Читайте также
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ
Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
В. Васнецов «Нестор летописец».
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2017
18851896 Васнецов В.М. "Несторлетописец"
Эта картина Виктора Михайловича Васнецова, была написана между 18851896 годами.
Произведение выполнено акварелью на картоне. Картина находится в домемузее В. М.
Васнецова.
Нестор, монах КиевоПечерского монастыря (около 1056-1114), духовный писатель,
мыслитель, летописец, автор «Повести временных лет». Из написанного Нестором
«Жития Феодосия Печерского» мы узнаем, что он был пострижен при игумене
Стефане (годы игуменства которого - 1074-1078) и возведен им в « диаконский сан»
и что еще до «Жития Феодосия» им было написано «Чтение о Борисе и Глебе».
«Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцию Бориса и Глеба» написано
Нестором по канону житиямартирия. Истории гибели сыновей Владимира
Святославича Нестор предпосылает обширное историческое введение, в котором
размышляет об извечной борьбе добра со злом. По Нестору, русская история - это
борьба добра со злом, вечных добрых начал человеческой души с бесовским соблазном
сил зла. Борис и Глеб выступают в «Чтении» как активные поборники христианских
идеалов - смирения и братолюбия, а Святополк предстает как орудие дьявольских
козней. «Чтение» уступает в известности и распространенности анонимному «Сказанию
о Борисе и Глебе».
После «Чтения» Нестор пишет «Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена
Печерского», в котором повествуется о жизни и деяниях одного из основателей
монастыря. Как это характерно для житий праведников, подвизающихся в монастыре,
«Житие Феодосия» отличается живостью характеристик монахов и мирян. Нестор
достигает иллюзии правдоподобия в описании творимых Феодосием чудес, искусно
изображая бытовые детали, естественно передавая диалоги персонажей. Особенно
выделяется в «Житии» образ матери Феодосия: вопреки традиции Нестор изображает
не лишенную какихлибо индивидуальных черт благочестивую христианку,
предстающую в условном амплуа матери святого, а, напротив, изображает женщину
властную, суровую, решительно противящуюся религиозным устремлениям сына, не
останавливающуюся перед тем, чтобы жестоко избить или посадить на цепь отрока,
мечтающего лишь о богоугодных делах и пострижении.
Сложен и, возможно, близок к своему прототипу и житийный образ самого Феодосия:
отличающийся в монастырском быту необычайным смирением, Феодосий тем не менее
резко осуждает за неблаговидные поступки князя Святослава. Исследователи находили
в «Житии» сюжетные мотивы, будто бы заимствованные из переводных византийских
житий, но, вероятно, следует говорить лишь о сходстве ситуаций: Нестор всегда
наполняет рассказ конкретными чертами киевской жизни и монастырского быта XI в. В
этом отношении интересен такой эпизод: князь, находившийся гдето за городом,
поручает некоему отроку отвезти Феодосия на телеге в Киев. Увидя убого одетого
Феодосия, юноша принимает его за простого монаха и, снисходительно попрекнув за
постоянную праздность, предлагает поменяться местами: юноша поспит в телеге, а
Феодосий пусть правит лошадью. Верный своим обычаям, Феодосий смиренно
соглашается. Но когда путники приблизились к Киеву, юноша замечает необычайное
почтение, оказываемое Феодосию, и со страхом понимает свою оплошность. В этом
эпизоде помимо чисто нравоучительной идеи - прославления смирения Феодосия -
немало живых деталей: и упоминание о далеком от благочестивого уважения
отношении к монахам, и бытовые особенности княжеского быта, и чисто
реалистическое изображение самого игумена, который шагает рядом с лошадью, когда
начинают слипаться глаза.
В 1113-1018 Нестором составлен древнейший летописный свод «Повесть временных
лет», который позднее был включен в состав почти всех летописных сводов.
В «Повести временных лет» земная жизнь рассматривается Нестором как
противостояние добра и зла, причем не только как борьба посланников Бога и слуг
сатаны, но как противостояние добрых и злых людей. Последние опаснее бесов, ибо
«беси бо Бога боятся», а злой человек ни Бога не боится, ни человека. Именно
посредством их множится мировое зло.
28.11.2014
Описание картины Виктора Васнецова "Нестор-летописец "
В 1885 - 1896 годах художник-передвижник Виктор Михайлович Васнецов был приглашен для росписи Владимирского собора в Киеве. Для этой работы им было создано огромное множество эскизов с изображением ликов святых. Одним из них был летописец Нестор, один из авторов «Повести временных лет» - основного источника, на котором основываются современные представления о раннем периоде русской истории. Признавая заслуги этого образованнейшего человека своего времени, Русская православная церковь канонизировала его в лике преподобного.
В 1919 году Васнецов вновь возвращается к религиозной теме. Личность Нестора и особенно его неоценимый вклад в русскую культуру вызывает у него глубокое уважение. Недаром он изобразил летописца в православной традиции, с нимбом вокруг головы, подчеркивая его святость и величие. Нестор изображен за работой в своей небольшой келье в Киево-Печерской лавре, на высокой конторке лежат исписанные свитки, в руке у него гусиное перо. Позади на специальной подставке лежит рукописная Библия. На стене икона с изображением архангела. В полукруглом окне виден Киев - трехглавый Владимирский собор и другие здания. Летописец предстает перед нами в виде высокого старика с длинной седой бородой. Он в монашеском одеянии, взгляд его внимательных глаз устремлен вдаль, как будто он обдумывает написанное и подбирает дальнейшие слова. Выражение его лица скорее доброе, он производит впечатление честного и очень умного человека, добросовестно запечатлевающего на бумаге все происходящие события. На картине Васнецова мы видим не святого преподобного Нестора, ставшего для последующих поколений легендарным автором древних рукописей, а вроде бы обычного человека, стремящегося к праведной жизни и воплощающего свое стремление на деле.
Главный русский летописец«Повесть временных лет» сохраняет свою актуальность и в наши дни
Алфавит, грамотность, просвещенность — без этих понятий невозможно, пожалуй, ни развитие духовности, ни, тем более, цивилизации. Это способы, с помощью которых передаются из поколения в поколение как сакральные, так и нравственные, интеллектуальные, эстетические знания. Вся святость и книжность по Руси пошли, прежде всего, из Киева, матери городов русских, ныне претерпевающего тяжелые испытания
В.М. Васнецов. Святой Нестор летописец. 1885 -1893 гг.
Один из известнейших монахов, почивающих в Ближних (преподобного Антония) пещерах Киевской лавры, - Нестор Летописец (чествуется Церковью 9 ноября по нов. ст.), оставивший нам «Повесть временных лет» — самое знаменитое из древнерусских летописных сочинений XII века, описывающее в основном историю восточных славян, где повествование начинается от Всемирного потопа, охватывая исторические и полулегендарные события, происходившие в древней Руси. Иначе памятник называют Летописью Нестора или Первоначальной летописью.
Именно здесь мы читаем волнующие сердце каждого русского православного человека слова о том, как на земли будущей Руси пришел святой апостол. «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра … и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород…».
Повесть временных лет», на глаголице
А вот еще один фрагмент из Повести: «По прошествии времени, после смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива), стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: "Платите нам дань". Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: "Вот, новую дань нашли мы". Те же спросили у них: "Откуда?". Они же ответили: "В лесу на горах над рекою Днепром". Опять спросили те: "А что дали?". Они же показали меч.
И сказали старцы хазарские: "Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, — саблями, а у этих оружие обоюдоострое — мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель".
И сбылось все это, ибо не по своей воле говорили они, но по Божьему повелению. Так было и при фараоне, царе египетском, когда привели к нему Моисея и сказали старейшины фараона: "Этому суждено унизить землю Египетскую". Так и случилось: погибли египтяне от Моисея, а сперва работали на них евреи. Так же и эти: сперва властвовали, а после над ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами и по нынешний день»
Преподобный Нестор Летописец. Икона. XIX век.
В этом году - 900 лет со дня кончины выдающегося писателя и сохранителя русской истории, подвижника веры. «Киево-Печерский патерик» утверждает, что преподобный Нестор Летописец родился в 1050-х годах в Киеве. Юношей пришел к преподобному Феодосию, основателю киевской печерской Успенской обители, и стал послушником. Постриг Нестора преемник Феодосия, игумен Стефан.
Преподобный Нестор говорил: «Великая бывает польза от учения книжного, книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».
Нестор Летописец. Реконструкция по черепу С.А. Никитина.
Напомним, что это было сказано в те времена, когда книга была воистину лишь источником духовной мудрости и просвещения. За тысячу лет многое изменилось.
Станок Гуттенберга напечатал, увы, мегатонны также самой разнузданной литературы, когда книжность включила в себя «светскую» литературу, изощрившуюся и извратившуюся порой до умопомрачения и бесовщины.
Преподобный Нестор нес в монастыре послушание летописца. В 1080-х он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» — в связи с перенесением мощей братьев-мучеников в Вышгород в 1072 г. Напомним, что братья-князья стали первыми на Руси святыми, их канонизировали в лике святых — как заступников Русской земли и небесных помощников русских князей.
Нестор Летописец. Береста. В. Чурилов. Харьков.
Тогда же преподобный Нестор составил и Житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 г., накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения празднуется 14 августа). Историки утверждают, что при торжественном открытии мощей преп. Феодосия (1091 г.) инок Нестор был одним из главных действующих лиц, и на большой авторитет Нестора среди братии Печерской обители указывает рассказ Киево-Печерского Патерика об изгнании беса из черноризца Никиты Затворника: здесь, наряду с такими подвижниками веры и благочестия, как игумен Никон, Пимен Постник, Агапит Лечец, Григорий Чудотворец, Исаакий Печерник, Григорий, творец канонов, Онисифор Прозорливец, — стоит и Нестор, «иже написа летописец», тогда еще сравнительно юный инок.
Памятник Нестору Летописцу в Киеве. 1988 г. Скульптор Ф.М. Согоян. Архитектор Н. Кислый.
Большая биографическая энциклопедия утверждает: «Главнейший труд — Житие Феодосия Печерского, составленное в промежуток времени между 1077 и 1088 годами: оно одно может дать некоторую точку опоры в суждениях о Несторе, как писателе. Пользуясь большой популярностью в древнерусской письменности, Житие преп. Феодосия имеет довольно сложную литературную историю, которую можно проследить при более или менее внимательном отношении к различным редакциям Киево-Печерского Патерика, в составе которого это Житие издавна занимает видное и почетное место. Как литературное произведение, Несторово Житие обладает значительными достоинствами и ясно говорит о большой начитанности и выдающейся образованности автора: хороший язык (выдержанный церковнославянский стиль), толковое и по местам занимательное изложение…».
Но главным подвигом жизни преподобного Нестора все же было составление к 1112—1113 гг. «Повести временных лет». На основании тех историко-литературных данных, какими располагает наука в настоящее время, есть основания считать, что в состав предполагаемой Несторовой Летописи входили «Сказание, что ради прозвася Печерский монастырь», «Слово о первых черноризцах Печерских»; «Слово о перенесении мощей преп. Феодосия», а также несколько мелких заметок.
Любеч. Памятник Нестору-летописцу.
«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть», — так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор.
Нестор определенно был русским патриотом, о чем можно судить хотя бы о тех событиях, которым он посвятил страницы своего повествования. Он рассказывает о первом упоминании русского народа в церковных источниках — в 866 г., при святом патриархе Константинопольском Фотии. Повествует также о создании славянской грамоты святыми равноапостольными «учителями словенскими» Кириллом и Мефодием. Именно от него мы узнаем о Крещении в Елену святой равноапостольной Ольги в Константинополе.
Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ и о первом православном храме в Киеве (945 г.), об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (983 г.), о знаменитом «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 г.) и воспоследовавшем после этого Крещении Руси (988 г.).
Нестору мы обязаны и сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители на Киевских надднепрянских холмах, о ее основателях и подвижниках. Преподобный был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 г.
Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений нашей национальной и мировой письменности.
Преподобный Нестор Летописец скончался около 1114 г., завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего детища. В целом, в окончательном виде, «Повесть временных лет» является совокупным трудом нескольких монахов Киево-Печерской Лавры. Преемниками Нестора в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 г., игумен Лаврентий, написавший в 1377 г. древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»).
Лаврентьевская летопись, 1377 г.
Канонизирован (преподобный Нестор Летописец) в Русской православной церкви; память - 27 октября по Юлианскому календарю. Мощи почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры.
Нестор под именем Нестор Летописец, Печерский входит в список святых Римско-Католической церкви.
Главный русский летописец увековечен и в скульптурных памятниках многих городов Руси.
Памятник Нестору Летописцу в Прилуках
В первую очередь, знаменитый памятник М. Микешина «Тысячелетие России» (1862).
10 июня 1988 г. неподалеку от Киево-Печерской обители был открыт памятник Нестору Летописцу — как дар скульптора Ф. Согояна (архитектор Н. Кислый) городу, в связи с 1000-летием Крещения Руси.
Имеется памятник Нестору Летописцу и в Новгороде-Северском, и в Прилуках, где был установлен в честь 900-летия города на территории старинного Вала.
В Любече памятник летописцу имеет примечательно объединительный характер: он установлен в 1997 г. в честь знаменитого первого съезда древнерусских князей, прошедшего здесь в 1097 г. Русская объединительная тема, как видим, болезненна уже почти тысячу лет.
Святый отче Несторе, моли Бога о нас!
Эта картина Виктора Михайловича Васнецова, была написана между 1885-1896 годами. Произведение выполнено акварелью на картоне. Картина находится в доме-музее В. М. Васнецова.
Нестор, монах Киево-Печерского монастыря (около 1056-1114), духовный писатель, мыслитель, летописец, автор «Повести временных лет». Из написанного Нестором «Жития Феодосия Печерского» мы узнаем, что он был пострижен при игум. Стефане (годы игуменства которого - 1074-1078) и возведен им в «диаконский сан» и что еще до «Жития Феодосия» им было написано «Чтение о Борисе и Глебе».
«Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба» написано Нестором по канону жития-мартирия. Истории гибели сыновей Владимира Святославича Нестор предпосылает обширное историческое введение, в котором размышляет об извечной борьбе добра со злом. По Нестору, русская история - это борьба добра со злом, вечных добрых начал человеческой души с бесовским соблазном сил зла. Борис и Глеб выступают в «Чтении» как активные поборники христианских идеалов - смирения и братолюбия, а Святополк предстает как орудие дьявольских козней. «Чтение» уступает в известности и распространенности анонимному «Сказанию о Борисе и Глебе».
После «Чтения» Нестор пишет «Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского», в котором повествуется о жизни и деяниях одного из основателей монастыря. Как это характерно для житий праведников, подвизающихся в монастыре, «Житие Феодосия» отличается живостью характеристик монахов и мирян. Нестор достигает иллюзии правдоподобия в описании творимых Феодосием чудес, искусно изображая бытовые детали, естественно передавая диалоги персонажей. Особенно выделяется в «Житии» образ матери Феодосия: вопреки традиции Нестор изображает не лишенную каких-либо индивидуальных черт благочестивую христианку, предстающую в условном амплуа матери святого, а, напротив, изображает женщину властную, суровую, решительно противящуюся религиозным устремлениям сына, не останавливающуюся перед тем, чтобы жестоко избить или посадить на цепь отрока, мечтающего лишь о богоугодных делах и пострижении.
Сложен и, возможно, близок к своему прототипу и житийный образ самого Феодосия: отличающийся в монастырском быту необычайным смирением, Феодосий тем не менее резко осуждает за неблаговидные поступки князя Святослава. Исследователи находили в «Житии» сюжетные мотивы, будто бы заимствованные из переводных византийских житий, но, вероятно, следует говорить лишь о сходстве ситуаций: Нестор всегда наполняет рассказ конкретными чертами киевской жизни и монастырского быта XI в. В этом отношении интересен такой эпизод: князь, находившийся где-то за городом, поручает некоему отроку отвезти Феодосия на телеге в Киев. Увидя убого одетого Феодосия, юноша принимает его за простого монаха и, снисходительно попрекнув за постоянную праздность, предлагает поменяться местами: юноша поспит в телеге, а Феодосий пусть правит лошадью. Верный своим обычаям, Феодосий смиренно соглашается. Но когда путники приблизились к Киеву, юноша замечает необычайное почтение, оказываемое Феодосию, и со страхом понимает свою оплошность. В этом эпизоде помимо чисто нравоучительной идеи - прославления смирения Феодосия - немало живых деталей: и упоминание о далеком от благочестивого уважения отношении к монахам, и бытовые особенности княжеского быта, и чисто реалистическое изображение самого игумена, который шагает рядом с лошадью, когда начинают слипаться глаза.
В 1113-1018 Нестором составлен древнейший летописный свод «Повесть временных лет», который позднее был включен в состав почти всех летописных сводов.
В «Повести временных лет» земная жизнь рассматривается Нестором как противостояние добра и зла, причем не только как борьба посланников Бога и слуг сатаны, но как противостояние добрых и злых людей. Последние опаснее бесов, ибо «беси бо Бога боятся», а злой человек ни Бога не боится, ни человека. Именно посредством их множится мировое зло.