Роль библейских образов в преступлении и наказании. Библейские мотивы в романе «Преступление и наказание

Роль библейских образов в преступлении и наказании. Библейские мотивы в романе «Преступление и наказание
Роль библейских образов в преступлении и наказании. Библейские мотивы в романе «Преступление и наказание

План сочинения

1. Вступление. Обращение писателя к библейским темам и сюжетам.

2. Основная часть. Библейские мотивы в романе «Преступление и наказание».

Мотив Каина в романе.

Мотив Египта и его развитие в романе.

Мотив смерти и воскресения в романе.

Библейские мотивы, связанные с образом Сони.

Мотив причащения, связанный с образом Мармеладова.

Мотив бесов и его развитие в романе.

Мотив бесовства в последнем сне героя.

Мотив бесов в создании образа Свидригайлова.

Мотив смеха и его значение в романе.

3. Заключение. Своеобразие тематики романов Достоевского.

Человек в романах Достоевского чувствует свое единство с целым миром, чувствует свою ответственность перед миром. Отсюда глобальность остро поставленных писателем проблем, общечеловеческий характер их. Отсюда и обращение писателя к вечным, библейским, темам и идеям. В своей жизни Ф.М. Достоевский часто обращался к Евангелию. Он находил в нем ответы на жизненно важные, волнующие вопросы, заимствовал из евангельских притчей отдельные образы, символы, мотивы, творчески перерабатывая их в своих произведениях. Библейские мотивы отчетливо прослеживаются и в романе Достоевского «Преступление и наказание».

Так, образ главного героя в романе воскрешает мотив Каина, первого убийцы на земле. Когда Каин совершил убийство, он стал вечным скитальцем и изгнанником в родной земле. То же самое происходит и с Раскольниковым у Достоевского: совершив убийство, герой чувствует отчуждение от окружающего мира. Раскольникову не о чем говорить с людьми, «уже больше ни о чем, никогда и ни с кем, нельзя ему теперь говорить», он «как будто ножницами отрезал себя ото всех», родные как будто боятся его. Сознавшись в преступлении, он попадает на каторгу, но и там на него смотрят недоверчиво и неприязненно, его не любят и избегают, однажды даже хотели убить его как безбожника. Однако Достоевский оставляет герою возможность нравственного возрождения, а следовательно, возможность преодоления той страшной, непроходимой пропасти, что лежит между ним и окружающим миром.

Другой библейский мотив в романе – это мотив Египта. В грезах Раскольникову представляется Египет, золотой песок, караван, верблюды. Встретив мещанина, назвавшего его убийцей, герой вновь вспоминает о Египте. «Стотысячную черточку просмотришь, – вот и улика в пирамиду египетскую!», – в испуге думает Родион. Рассуждая о двух типах людей, он замечает, что Наполеон забывает армию в Египте, Египет для этого полководца становится началом его карьеры. О Египте в романе вспоминает и Свидригайлов, заметив, что у Авдотьи Романовны натура великомученицы, готовой жить в Египетской пустыне. Мотив этот имеет в романе несколько значений. Прежде всего Египет напоминает нам о его правителе, фараоне, который был низвергнут Господом за гордыню и жестокосердие. Сознавая «гордое могущество» свое, фараон и египтяне сильно притесняли народ израильский, пришедший в Египет, не желая считаться с их верой. Десять казней египетских, посланные богом на страну, не смогли остановить жестокость и гордыню фараона. И тогда Господь сокрушил «гордость Египта» мечом царя Вавилонского, истребив египетских фараонов, и народ, и скот; превратив землю Египетскую в безжизненную пустыню. Библейское предание здесь напоминает о суде божьем, о наказании за своеволие и жестокость. Египет, явившийся во сне Раскольникову, становится предостережением для героя. Писатель как будто все время напоминает герою, чем заканчивается «гордое могущество» властелинов, сильных мира сего. Предостережением становится и упоминание Свидригайлова о Египетской пустыне, где долгие годы пребывала великомученица Мария Египетская, бывшая некогда великой грешницей. Здесь возникает тема раскаяния и смирения, но одновременно – и сожаления о прошлом. Вместе с тем Египет напоминает нам и о других событиях – он становится местом, где Божья Матерь с младенцем Иисусом укрывается от преследования царя Ирода (Новый Завет). И в этом аспекте Египет становится для Раскольникова попыткой пробуждения в душе его человечности, смирения, великодушия. Таким образом, мотив Египта в романе еще и подчеркивает двойственность натуры героя – его непомерную гордыню и едва ли меньшее природное великодушие.

С образом Раскольникова в романе связан евангельский мотив смерти и воскресения. После совершения им преступления Соня читает Родиону евангельскую притчу об умершем и вновь воскресшем Лазаре. О своей вере в воскресение Лазаря герой говорит Порфирию Петровичу. Этот же мотив смерти и воскресения реализуется и в самом сюжете романа. После совершения убийства Раскольников становится духовным мертвецом, жизнь как будто уходит из него. Квартира Родиона похожа на гроб. Лицо его – мертвенно-бледное, как у мертвеца. Он не может общаться с людьми: окружающие, с их заботой, суетой вызывают в нем злость и раздражение. Умерший Лазарь лежит в пещере, вход в которую завален камнем – Раскольников же прячет под камнем награбленное в квартире Алены Ивановны. В воскресении Лазаря принимают живейшее участие его сестры – Марфа и Мария. Именно они приводят к пещере Лазаря Христа. У Достоевского Соня исподволь подводит Раскольникова к Христу. Раскольников возвращается к нормальной жизни, открыв в себе любовь к Соне. Это и есть у Достоевского воскресение героя. В романе мы не видим раскаяния Раскольникова, однако в финале он потенциально готов к этому.

Другие библейские мотивы в романе связаны с образом Сони Мармеладовой. С этой героиней в «Преступлении и наказании» связан библейский мотив прелюбодеяния, мотив страдания за людей и всепрощения, мотив Иуды. Как Иисус Христос принял страдания за людей, точно так же и Соня принимает страдания за своих близких. Причем она сознает всю мерзость, греховность своего занятия и тяжело переживает собственное положение. «Ведь справедливее, – восклицает Раскольников, – тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!

– А с ними-то что будет? – слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению. Раскольников странно смотрел на нее.

Он все прочел в одном ее взгляде. Стало быть, действительно у нее самой была уже эта мысль. Может быть, много раз и серьезно обдумывала она в отчаянии, как бы разом покончить, и до того серьезно, что теперь почти и не удивилась предложению его. Даже жестокости слов его не заметила… Но он понял вполне, до какой чудовищной боли истерзала ее, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном ее положении. Что же, что же бы могло, думал он, до сих пор останавливать решимость ее покончить разом? И тут он понял вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая полусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой и со стуканием о стену головою». Мы знаем, что Соню на этот путь подтолкнула Катерина Ивановна. Однако девушка не обвиняет свою мачеху, а, напротив, защищает, понимая всю безвыходность ситуации. «Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила». Здесь ощущается едва уловимый мотив Иуды, продавшего Христа за тридцать серебреников. Характерно, что Мармеладову Соня тоже выносит последние тридцать копеек. Семья Мармеладовых в известной степени «предает» Соню. Именно так в начале романа ситуацию рассматривает Раскольников. Глава семьи, Семен Захарыч, беспомощен в жизни словно малое дитя. Он не может побороть своей пагубной страсти к вину и воспринимает все происходящее фатально, как неизбежное зло, не пытаясь бороться с судьбой и противостоять обстоятельствам. Однако мотив Иуды не звучит у Достоевского отчетливо: в несчастьях семьи Мармеладовых писатель обвиняет скорее саму жизнь, капиталистический Петербург, равнодушный к судьбе «маленького человека», нежели Мармеладова и Катерину Ивановну.

Мармеладов, имевший пагубную страсть к вину, вводит в роман мотив причащения. Тем самым писатель подчеркивает изначальную религиозность Семена Захаровича, наличие в душе его подлинной веры, того, чего так не хватает Раскольникову.

Другой библейский мотив в романе – мотив бесов и бесовства. Мотив этот задан уже в пейзажах романа, когда Достоевский описывает невыносимо жаркие петербургские дни. «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич, известка, опять вонь из лавочек и распивочных… Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась…». Здесь возникает мотив полуденного беса, когда человек впадает в бешенство под влиянием палящего солнца, чересчур жаркого дня. В романе Достоевского поведение Раскольникова часто напоминает нам поведение бесноватого. Так, в какой-то момент герой как будто осознает, что на убийство его подталкивает бес. Не найдя возможности взять топор из хозяйкиной кухни, Раскольников решает, что его планы рухнули. Но совершенно неожиданно он находит топор в дворницкой и вновь укрепляется в своем решении. «Не рассудок, так бес!» – подумал он, странно усмехаясь». Раскольников напоминает бесноватого и после совершенного им убийства. «Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им все более и более почти с каждой минутой: это было какое-то бесконечное, почти физическое, отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное. Ему гадки были все встречные – гадки были их лица, походка, движения. Просто наплевал бы на кого-нибудь, укусил бы, кажется, если бы кто-нибудь с ним заговорил…»

Мотив бесов возникает в последнем сне Раскольникова, увиденном им уже на каторге. Родиону представляется, что «весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве». В тела людей вселялись особые духи, одаренные умом и волей, – трихины. И люди, заражаясь, становились бесноватыми и сумасшедшими, считая единственно верными, истинными лишь свою правду, свои убеждения, свою веру и пренебрегая правдой, убеждениями и верой другого. Эти разногласия привели к войнам, голоду, пожарам. Люди оставили свои ремесла, земледелие, они «кололись и резались», «убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе». Язва росла и продвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли лишь несколько человек, чистых и избранных, предназначенных начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю. Однако этих людей никто и никогда не видел.

Последний сон Раскольникова перекликается с Евангелием от Матфея, где открыты пророчества Иисуса Христа о том, что «восстанет народ на народ и царство на царство», что будут войны, «глады, моры и землетрясения», что «во многих охладеет любовь», люди возненавидят друг друга, «друг друга будут предавать» – «претерпевший же до конца спасется». Здесь же возникает и мотив казни Египетской. Одной из казней, насланной Господом на Египет для смирения гордыни фараона, стала моровая язва. Во сне Раскольникова моровая язва получает как бы конкретное воплощение в виде вселявшихся в тела и души людей трихинов. Трихины здесь – не что иное, как бесы, вошедшие в людей. Этот мотив мы достаточно часто встречаем в библейских притчах. У Достоевского бесовство становится не физической болезнью, но болезнью духа, гордыней, эгоизмом и индивидуализмом.

Мотив беса развивает в романе и Свидригайлов, который все время как будто искушает Родиона. Как замечает Ю. Карякин, Свидригайлов – «своего рода черт Раскольникова». Первое явление этого героя Раскольникову во многом сходно с явлением черта Ивану Карамазову. Свидригалов возникает словно из бреда, он кажется Родиону продолжением кошмарного сна об убийстве старухи.

На протяжении всего повествования Раскольникова сопровождает мотив смеха. Так, характерны чувства героя при его разговоре с Заметовым, когда они оба ищут в газетах информацию об убийстве Алены Ивановны. Понимая, что его подозревают, Раскольников, однако, не испытывает страха и продолжает «дразнить» Заметнова. «И в один миг припомнилось ему до чрезвычайной ясности ощущения одно недавнее мгновение, когда он стоял за дверью с топором, запор прыгал, они за дверью ругались и ломились, а ему вдруг захотелось закричать им, ругаться с ними, высунуть им язык, дразнить их, смеяться, хохотать, хохотать, хохотать!». И этот мотив, как мы отмечали выше, присутствует на протяжении всего романа. Тот же смех присутствует в снах героя (сон о Миколке и сон о старухе-процентщице). Б.С. Кондратьев замечает, что смех во сне Раскольникова – это «атрибут незримого присутствия сатаны». Думается, такое же значение имеет и смех, окружающий героя наяву, и смех, звучащий в нем самом.

Таким образом, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем синтез самых различных библейских мотивов. Это обращение писателя к вечным темам закономерно. Как замечает В. Кожинов, «герой Достоевского постоянно обращен ко всей необъятной жизни человечества в ее прошлом, настоящем и будущем, он постоянно и непосредственно соотносит себя с ней, все время меряет себя ею».

План сочинения 1. Вступление. Обращение писателя к библейским темам и сюжетам. 2. Основная часть. Библейские мотивы в романе «Преступление и наказание». - Мотив Каина в романе. - Мотив Египта и его развитие в романе. - Мотив смерти и воскресения в романе. - Библейские мотивы, связанные с образом Сони. - Мотив причащения, связанный с образом Мармеладова. - Мотив бесов и его развитие в романе. - Мотив бесовства в последнем сне героя. - Мотив бесов в создании образа Свидригайлова. - Мотив смеха и его значение в романе. 3. Заключение. Своеобразие тематики романов Достоевского. Человек в романах Достоевского чувствует свое единство с целым миром, чувствует свою ответственность перед миром. Отсюда глобальность остро поставленных писателем проблем, общечеловеческий характер их. Отсюда и обращение писателя к вечным, библейским, темам и идеям. В своей жизни Ф.М. Достоевский часто обращался к Евангелию. Он находил в нем ответы на жизненно важные, волнующие вопросы, заимствовал из евангельских притчей отдельные образы, символы, мотивы, творчески перерабатывая их в своих произведениях. Библейские мотивы отчетливо прослеживаются и в романе Достоевского «Преступление и наказание». Так, образ главного героя в романе воскрешает мотив Каина, первого убийцы на земле. Когда Каин совершил убийство, он стал вечным скитальцем и изгнанником в родной земле. То же самое происходит и с Раскольниковым у Достоевского: совершив убийство, герой чувствует отчуждение от окружающего мира. Раскольникову не о чем говорить с людьми, «уже больше ни о чем, никогда и ни с кем, нельзя ему теперь говорить», он «как будто ножницами отрезал себя ото всех», родные как будто боятся его. Сознавшись в преступлении, он попадает на каторгу, но и там на него смотрят недоверчиво и неприязненно, его не любят и избегают, однажды даже хотели убить его как безбожника. Однако Достоевский оставляет герою возможность нравственного возрождения, а следовательно, возможность преодоления той страшной, непроходимой пропасти, что лежит между ним и окружающим миром. Другой библейский мотив в романе – это мотив Египта. В грезах Раскольникову представляется Египет, золотой песок, караван, верблюды. Встретив мещанина, назвавшего его убийцей, герой вновь вспоминает о Египте. «Стотысячную черточку просмотришь, – вот и улика в пирамиду египетскую!», – в испуге думает Родион. Рассуждая о двух типах людей, он замечает, что Наполеон забывает армию в Египте, Египет для этого полководца становится началом его карьеры. О Египте в романе вспоминает и Свидригайлов, заметив, что у Авдотьи Романовны натура великомученицы, готовой жить в Египетской пустыне. Мотив этот имеет в романе несколько значений. Прежде всего Египет напоминает нам о его правителе, фараоне, который был низвергнут Господом за гордыню и жестокосердие. Сознавая «гордое могущество» свое, фараон и египтяне сильно притесняли народ израильский, пришедший в Египет, не желая считаться с их верой. Десять казней египетских, посланные богом на страну, не смогли остановить жестокость и гордыню фараона. И тогда Господь сокрушил «гордость Египта» мечом царя Вавилонского, истребив египетских фараонов, и народ, и скот; превратив землю Египетскую в безжизненную пустыню. Библейское предание здесь напоминает о суде божьем, о наказании за своеволие и жестокость. Египет, явившийся во сне Раскольникову, становится предостережением для героя. Писатель как будто все время напоминает герою, чем заканчивается «гордое могущество» властелинов, сильных мира сего. Предостережением становится и упоминание Свидригайлова о Египетской пустыне, где долгие годы пребывала великомученица Мария Египетская, бывшая некогда великой грешницей. Здесь возникает тема раскаяния и смирения, но одновременно – и сожаления о прошлом. Вместе с тем Египет напоминает нам и о других событиях – он становится местом, где Божья Матерь с младенцем Иисусом укрывается от преследования царя Ирода (Новый Завет). И в этом аспекте Египет становится для Раскольникова попыткой пробуждения в душе его человечности, смирения, великодушия. Таким образом, мотив Египта в романе еще и подчеркивает двойственность натуры героя – его непомерную гордыню и едва ли меньшее природное великодушие. С образом Раскольникова в романе связан евангельский мотив смерти и воскресения. После совершения им преступления Соня читает Родиону евангельскую притчу об умершем и вновь воскресшем Лазаре. О своей вере в воскресение Лазаря герой говорит Порфирию Петровичу. Этот же мотив смерти и воскресения реализуется и в самом сюжете романа. После совершения убийства Раскольников становится духовным мертвецом, жизнь как будто уходит из него. Квартира Родиона похожа на гроб. Лицо его – мертвенно-бледное, как у мертвеца. Он не может общаться с людьми: окружающие, с их заботой, суетой вызывают в нем злость и раздражение. Умерший Лазарь лежит в пещере, вход в которую завален камнем – Раскольников же прячет под камнем награбленное в квартире Алены Ивановны. В воскресении Лазаря принимают живейшее участие его сестры – Марфа и Мария. Именно они приводят к пещере Лазаря Христа. У Достоевского Соня исподволь подводит Раскольникова к Христу. Раскольников возвращается к нормальной жизни, открыв в себе любовь к Соне. Это и есть у Достоевского воскресение героя. В романе мы не видим раскаяния Раскольникова, однако в финале он потенциально готов к этому. Другие библейские мотивы в романе связаны с образом Сони Мармеладовой. С этой героиней в «Преступлении и наказании» связан библейский мотив прелюбодеяния, мотив страдания за людей и всепрощения, мотив Иуды. Как Иисус Христос принял страдания за людей, точно так же и Соня принимает страдания за своих близких. Причем она сознает всю мерзость, греховность своего занятия и тяжело переживает собственное положение. «Ведь справедливее, – восклицает Раскольников, – тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! – А с ними-то что будет? – слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению. Раскольников странно смотрел на нее. Он все прочел в одном ее взгляде. Стало быть, действительно у нее самой была уже эта мысль. Может быть, много раз и серьезно обдумывала она в отчаянии, как бы разом покончить, и до того серьезно, что теперь почти и не удивилась предложению его. Даже жестокости слов его не заметила… Но он понял вполне, до какой чудовищной боли истерзала ее, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном ее положении. Что же, что же бы могло, думал он, до сих пор останавливать решимость ее покончить разом? И тут он понял вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая полусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой и со стуканием о стену головою». Мы знаем, что Соню на этот путь подтолкнула Катерина Ивановна. Однако девушка не обвиняет свою мачеху, а, напротив, защищает, понимая всю безвыходность ситуации. «Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила». Здесь ощущается едва уловимый мотив Иуды, продавшего Христа за тридцать серебреников. Характерно, что Мармеладову Соня тоже выносит последние тридцать копеек. Семья Мармеладовых в известной степени «предает» Соню. Именно так в начале романа ситуацию рассматривает Раскольников. Глава семьи, Семен Захарыч, беспомощен в жизни словно малое дитя. Он не может побороть своей пагубной страсти к вину и воспринимает все происходящее фатально, как неизбежное зло, не пытаясь бороться с судьбой и противостоять обстоятельствам. Однако мотив Иуды не звучит у Достоевского отчетливо: в несчастьях семьи Мармеладовых писатель обвиняет скорее саму жизнь, капиталистический Петербург, равнодушный к судьбе «маленького человека», нежели Мармеладова и Катерину Ивановну. Мармеладов, имевший пагубную страсть к вину, вводит в роман мотив причащения. Тем самым писатель подчеркивает изначальную религиозность Семена Захаровича, наличие в душе его подлинной веры, того, чего так не хватает Раскольникову. Другой библейский мотив в романе – мотив бесов и бесовства. Мотив этот задан уже в пейзажах романа, когда Достоевский описывает невыносимо жаркие петербургские дни. «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич, известка, опять вонь из лавочек и распивочных… Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась…». Здесь возникает мотив полуденного беса, когда человек впадает в бешенство под влиянием палящего солнца, чересчур жаркого дня. В романе Достоевского поведение Раскольникова часто напоминает нам поведение бесноватого. Так, в какой-то момент герой как будто осознает, что на убийство его подталкивает бес. Не найдя возможности взять топор из хозяйкиной кухни, Раскольников решает, что его планы рухнули. Но совершенно неожиданно он находит топор в дворницкой и вновь укрепляется в своем решении. «Не рассудок, так бес!» – подумал он, странно усмехаясь». Раскольников напоминает бесноватого и после совершенного им убийства. «Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им все более и более почти с каждой минутой: это было какое-то бесконечное, почти физическое, отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное. Ему гадки были все встречные – гадки были их лица, походка, движения. Просто наплевал бы на кого-нибудь, укусил бы, кажется, если бы кто-нибудь с ним заговорил…» Мотив бесов возникает в последнем сне Раскольникова, увиденном им уже на каторге. Родиону представляется, что «весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве». В тела людей вселялись особые духи, одаренные умом и волей, – трихины. И люди, заражаясь, становились бесноватыми и сумасшедшими, считая единственно верными, истинными лишь свою правду, свои убеждения, свою веру и пренебрегая правдой, убеждениями и верой другого. Эти разногласия привели к войнам, голоду, пожарам. Люди оставили свои ремесла, земледелие, они «кололись и резались», «убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе». Язва росла и продвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли лишь несколько человек, чистых и избранных, предназначенных начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю. Однако этих людей никто и никогда не видел. Последний сон Раскольникова перекликается с Евангелием от Матфея, где открыты пророчества Иисуса Христа о том, что «восстанет народ на народ и царство на царство», что будут войны, «глады, моры и землетрясения», что «во многих охладеет любовь», люди возненавидят друг друга, «друг друга будут предавать» – «претерпевший же до конца спасется». Здесь же возникает и мотив казни Египетской. Одной из казней, насланной Господом на Египет для смирения гордыни фараона, стала моровая язва. Во сне Раскольникова моровая язва получает как бы конкретное воплощение в виде вселявшихся в тела и души людей трихинов. Трихины здесь – не что иное, как бесы, вошедшие в людей. Этот мотив мы достаточно часто встречаем в библейских притчах. У Достоевского бесовство становится не физической болезнью, но болезнью духа, гордыней, эгоизмом и индивидуализмом. Мотив беса развивает в романе и Свидригайлов, который все время как будто искушает Родиона. Как замечает Ю. Карякин, Свидригайлов – «своего рода черт Раскольникова». Первое явление этого героя Раскольникову во многом сходно с явлением черта Ивану Карамазову. Свидригалов возникает словно из бреда, он кажется Родиону продолжением кошмарного сна об убийстве старухи. На протяжении всего повествования Раскольникова сопровождает мотив смеха. Так, характерны чувства героя при его разговоре с Заметовым, когда они оба ищут в газетах информацию об убийстве Алены Ивановны. Понимая, что его подозревают, Раскольников, однако, не испытывает страха и продолжает «дразнить» Заметнова. «И в один миг припомнилось ему до чрезвычайной ясности ощущения одно недавнее мгновение, когда он стоял за дверью с топором, запор прыгал, они за дверью ругались и ломились, а ему вдруг захотелось закричать им, ругаться с ними, высунуть им язык, дразнить их, смеяться, хохотать, хохотать, хохотать!». И этот мотив, как мы отмечали выше, присутствует на протяжении всего романа. Тот же смех присутствует в снах героя (сон о Миколке и сон о старухе-процентщице). Б.С. Кондратьев замечает, что смех во сне Раскольникова – это «атрибут незримого присутствия сатаны». Думается, такое же значение имеет и смех, окружающий героя наяву, и смех, звучащий в нем самом. Таким образом, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем синтез самых различных библейских мотивов. Это обращение писателя к вечным темам закономерно. Как замечает В. Кожинов, «герой Достоевского постоянно обращен ко всей необъятной жизни человечества в ее прошлом, настоящем и будущем, он постоянно и непосредственно соотносит себя с ней, все время меряет себя ею».

Cтруктура проекта: 1.Вступление. О нашем проекте. 2. Православный Достоевский. 3. Роман «Преступление и наказание». Соня Мармеладова и Родион Раскольников – главные герои романа. 4. Библейские слова и выражения в романе. 5. Тайны имен. 6. Библейские числа в романе. 7. Соприкосновение сюжета романа с евангельскими мотивами. 8.Заключение. Выводы. 9.Приложения.


«Читать Достоевского это хотя сладостная, но утомительная, тяжёлая работа; пятьдесят страниц его повести дают для мысли читателя содержание пятисот страниц повестей прочих писателей, и вдобавок нередко бессонную ночь томительных укоров себе или восторженных надежд и стремлений». Из книги митрополита Антония (Храповицкого) «Молитва русской души».









































«…Содом –с, безобразнейший…гм…да…»(слова Мармеладова) «Свиньи вы! Образа звериного и печати его; но придите и вы!» (из слов Мармеладова) «…сыграть свадьбу в теперешний же мясоед… тотчас же после Госпожинок…» (из письма Пульхерии Раскольниковой сыну) «На Голгофу-то тяжело всходить…» (из размышлений Раскольникова) «…два креста: кипарисный и медный» «Она,без сомнения, была бы одна из тех, которые претерпели бы мученичество, и уж, конечно бы, улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскалёнными щипцами… а в четвёртом и в пятом веках ушла бы в Египетскую пустыню и жила бы там тридцать лет, питаясь кореньями…» (Свидригайлов о Дуне)


Соприкосновение сюжета романа с библейскими мотивами Икона Явление Иисуса Христа Марии Магдалине по воскресении «Постоянно читающий божественные Писания(в простоте сердца) и стоящий при их потоках, хотя бы не имел никакого толкования, как бы корнями впитывает великую пользу». Св.Иоанн Златоуст


Заключение - Вне православия нельзя постигнуть творения писателя. - Без религии жизнь человека бессмысленна и невозможна. - В романе показано, как вера дает возможность человеку решать нравственные проблемы. - Автор вводит библейские слова и образы, которые в романе становятся символами- ориентирами для читателя.

На вопрос вопросы" роль библейских мотивов" в романе "преступление и наказание" заданный автором Анастасия Кузнецова лучший ответ это «Преступление и наказание» - один из идеологических романов Ф. Достоевского - пронизанный идеями христианства. Библейские мотивы придают роману общечеловеческое значение. Образа и мотивы из Библии подчинены единой идее и сгруппированы и полукруг определенных проблем. Одна из них - проблема судьбы человечества. Согласно современному писателю общество соотнесено в романе с апокалипсическими прогнозами. Образ Библии перенесен в видение героев. Так в эпилоге роман обрисовал ужасную картину: «… грезилось в болезни, будто весь мир обречен на жертву какой-то страшной неслыханной и невиданной язвы… » Если сравнить это описание с Апокалипсисом, то можно заметить очевидную похожесть описания конца времен и видение Раскольникова на каторге. Это описание помогает понять предупреждение автора о страшной пропасти бездуховности, к которой может попасть человечество, игнорируя мораль.
Поэтому тема духовного возрождения в романе связана с идеей Христа. Не случайно и Соня Мармеладова во время первого визита ее к Раскольникову читает ему историю о воскресении Лазаря: «Промолвил к ней Иисус: «Я воскресение и жизнь. Кто верует в Меня, - хотя и умрет, будет жить. И каждый, кто живет и кто верит в Меня, - во веки не умрет» . Соня надеялась, что это побуждает Родиона, ослепленного, разочарованного, поверить и покаяться. Она мыслила как глубоко верующая христианка. Ведь путь к прощению и к воскресению духовному лежит через раскаяние и страдание. Она поэтому и советует Раскольникову сдаться власти, лишь бы принять на каторге страдания ради очищения. Не сразу герой понимает все, сначала даже опасается, что Соня назойливо будет проповедовать ему. Она была мудрее. Их обоих воскресила любовь. К Евангелию Раскольников поворачивается сам, стремясь найти там ответы на свои вопросы. Больнее всего в них - вопрос о справедливости в мире. В романе Мармеладов говорит тогда еще совсем другому Раскольникову, что «пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех понимал, он единый, он и судья» . Это он о втором пришествии Христа говорил, так как верил, что после беззакония и несправедливости настанет Царство Бога, так как иначе не будет справедливости. Итак, философская концепция Достоевского - это духовное возрождение человека через любовь-сочувствие к человеку и всему обществу, через проповедь христианской морали. И чтобы как можно лучше подать эту концепцию, писатель написал к своему произведению наиболее известные сюжеты и мотивы главной книги христианства- Библии.
Мы привыкли, что в литературных произведениях важными образами являются образа главных или второстепенных персонажей, т. е. людей, которые действуют в произведении. Через персонажей раскрываются основные проблемы литературного произведения, они воплощают в общие типы или являются неординарными личностями, второстепенные персонажи создают социальный фон, на котором развивается действие произведения и т. п. . Но роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» есть по-настоящему уникальным явлением в русской мировой литературе. Важным образом в этом романе есть образ Петербурга - в котором происходят события. Чем же привлекает писателей этот город? Почему именно он помогает им раскрыть темы и идеи произведений? Какие именно темы и идеи раскрываются через образ Петербурга? В романе мы видим другой Петербург (не те величественные модные сооружения) - город открывает свое ужасное дно, место существования морально опустошенных людей. Они стали такими не только через собственные недостатки, а потому, что город-фантом, город-монстр сделал их такими. Изображая Петербург, Ф. Достоевский нарочно символизирует этот город. Символическое значения приобретают площадь, ступеньки домов (которые обязательно идут вниз: вниз, на самое дно жизни, в перспективе - в ад) . Важной есть символика в изображении города - желтые болезненные цвета воссоздают сегодняшнее состояние героев, их моральный недуг, неуравновешенность, напряженные внутренние конфликты.

Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Тема: Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Цели:

    проанализировать роман «Преступление и наказание» через призму священного писания;

    показать какую роль играют библейские мотивы в раскрытии общего замысла произведения:

    • в развенчании теории Раскольникова;

      в понимании образов героев;

    развивать умение подбирать из романа и соотносить с библейскими стихами, делая определенные выводы;

    формировать гуманистическое мировоззрение учащихся;

    создать эмоциональный настрой, позволяющий каждому учащемуся открыто высказывать свою точку зрения;

    воспитывать моральные и нравственные качества через духовное восприятие героев романа.

Оборудование:

    Портрет Ф.М. Достоевского В.Г. Перова;

    «Христос в простыне» И.Н. Крамского;

    Картина И. Глазунова «На складе»;

    Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;

    Библия;

    Слайд – шоу;

    Эйдос – конспект;

    Кейс – конспект;

    Иллюстрации к роману в каждом «кейсе» для сравнения с библейской иллюстрацией на слайде.

Тип урока: урок – исследование.

Метод: частично – поисковый.

Эпиграф:

«Очеловечить евангельское учение – это задача самая благородная и вполне своевременная».

Н.С. Лесков

Ход урока.

Учитель:

«Преступление и наказание»… Роман прочитан, а фейерверк мыслей не дает успокоиться. Да, роман Достоевского – какой – то вихрь событий, исповедей, скандалов, убийств. Вынутая из смерча песчинка ничтожна. В смерче же сбивается с ног. А проблемы, поднятые писателем в романе, далеко не песчинки: ответственность перед Богом за свою жизнь и жизнь окружающих людей, жизнь и смерть, добро и зло, вера и безверие. И собранные вместе, они, подобно смерчу, взрывают наше сознание, пробуждают нашу совесть, взывают к разуму, доносят до каждого христианскую идею, идею спасения и истинной любви.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вместо сообщений и анализа мы будем искать истину. Истина, как мы знаем, рождается в споре. Но!.. Она находится и в Библии. «Твое слово есть истина»,- говорил Иисус Христос, обращаясь к Богу. (Ин. 17:17)

Попробуем с помощью Библии глубже понять смысл романа, значение поднятых в нем проблем. Именно Библию Достоевский считал «книгой человечества». Эта мысль является эпиграфом урока: «Очеловечить евангельское учение – это задача самая благородная и вполне своевременная» Н.С. Лесков.

    самостоятельная работа с критической литературой

    анализ конкретных ситуаций;

    мозговой штурм;

    дискуссия.

Но прежде чем преступить к исследованию, рассмотрим две картины:

    портрет Ф.М. Достоевского работы художника В.Г. Перова;

    «Христос в пустыне» работы И.Н. Крамского.

Ученик: (в ходе описания портретов принимает участие и учитель)

Посмотрите внимательно на картину И.Н. Крамского «Христос в пустыне», 1872 г. Христос, приняв крещение и услышав голос Бога с небес о его мессианском назначении на земле, уходит в пустыню и там 40 дней, без пищи, пребывает в полном уединении. Он размышляет о своем назначении – спасти человечество от греха и смерти.

Учитель:

Что, по-вашему, в картине является смысловым центром?

Руки Иисуса, до боли сжатые, словно Он пытается связать воедино мир, землю и небо.

Перед нами драма: превращение человека в посланника Божьего, должного пострадать за людей.

Ученик:

А теперь посмотрите на портрет Ф.М. Достоевского, написанный В.Г. Перовым. Что общего в этих двух, казалось бы, разных картинах? Руки! Они у Достоевского тоже сжаты. До боли. Тот же сосредоточенный взгляд. А в нем боль за каждого, желание спасти. И спасение видит он в духовном возрождении человека. Итак, мы видим, глядя на портреты, что у Иисуса Христа и у Достоевского одна цель – спасти человечество.

Учитель:

Ребята, я боюсь отвести ваше внимание от романа, но, все же, хочу показать вам еще одну картину И. Глазунова «На складе». Старая заброшенная церковь. На левой стене фреска, изображающая въезд Иисуса в Иерусалим. Перед фреской, в центре картины огромный пень и воткнутый в него топор для рубки мяса – топор палача. А справа висит разделанная окровавленная туша животного. Храм превращается в мясной склад, как это страшно! Еще страшнее, когда храм души превращается в склад. Это несовместимо: храм души, топор и кровь (чувствуете связь с романом). Этого не должно быть, предупреждает автор картины. Не должно быть – взывает Достоевский. Не должно быть, но, было…

Чтобы прийти в себя от потрясения после знакомства с картиной И. Глазунова, давайте послушаем музыку и поговорим, чем будем заниматься на уроке.

Работаем по методу «кейс-стади» (ребята знакомы с его технологией:

    самостоятельная работа с критической литературой;

    анализ конкретных ситуаций;

    мозговой штурм;

    дискуссия;

    результат).

К концу урока мы должны выяснить, можно ли чем-то оправдать убийство? Чтобы ответить на этот вопрос будем учитывать личное мнение , мнение автора, точка зрения Библии (т.к. в Библии истина) и УК Украины .

Личное мнение вы выскажете, ответив на пункты вопросника:

    Можно ли оправдать чье-либо убийство:

    1. да;

      нет;

      затрудняюсь ответить.

У каждого есть лист вопросника. Ассистент подсчитает результаты.

В каждой группе выберите:

    координатора (организатора работы);

    секретаря (распределяет материалы «кейса», фиксирует результаты);

    ритора (оглашает результаты исследования).

При большем количестве учащихся «ролей» в группе может быть больше .

Учитель дает общее задание учащимся:

    В кейсе иллюстрация с изображением одного из персонажей романа.

    • кто это?

      как вы определили?

      на обороте иллюстрации напишите имя персонажа.

    Из пакета №1 достаньте напечатанное имя героя. Совпало ли оно с вашим? Наклейте его в нижнем правом углу иллюстрации.

    В пакете №2 записаны вопросы для обсуждения. Достав их, приступайте к работе. В случае затруднения, откройте 3-й пакет: там находится набор «документов» - критическая, дополнительная литература, которая поможет в работе при обсуждении.

Учащиеся, ознакомившись с содержанием «кейса», обсуждают проблему, выносят «резолюцию». Если испытывают затруднение, возможна помощь учителя. Можно использовать второй вид помощи: ребята из других групп могут подсказать свое решение. За ответ получают жетон (может быть, и два, если сложный вопрос или оригинальный ответ). В конце урока за самое большое количество жетонов – 10 баллов, у кого меньше – 9 баллов и т.д.

Учащиеся в течение 5 минут, распределив роли, решают проблему.

Учитель:

Итак, мы знаем, почему Раскольников совершил преступление.

А когда было совершено на земле 1-е преступление?

    (На экране слайд «Убийство Авеля»)

Работает 1-я группа.

Содержание «кейса»:

    1. Зачитайте стихи из Библии.

      Какова параллель библейского сюжета в романе?

(Раскольников тоже совершает противоестественный, греховный поступок – убийство).

3. Какова роль библейского эпизода?

(В Библии написано: Бог не хочет смерти грешника, но чтобы обратиться ему и жить вечно. За преступление Каина следовало не наказание, а призыв к покаянию, но Каин не раскаялся и навечно остался преступником. А история Раскольникова – это путь к духовному возрождению – через покаяние).

4. О наказании Каина – несколько библейских строк, а о наказании Раскольникова – 5 глав. Почему?

(Остаться преступником без раскаяния несложно. А Достоевский хочет, чтобы читатель, пройдя с Раскольниковым путь страданий и раскаяния, понял, что убийство одного человека ведет к самоубийству человечества, к господству злых сил на земле, к хаосу и смерти. Понял и не ступил на этот путь).

(Свою иллюстрацию «Раскольников убивает старуху-процентщицу» ребята передают ассистенту. Тот прикрепляет ее на доске слева от портрета Достоевского с романом «Преступление и наказание». А иллюстрацию «Убийство Авеля» - справа от изображения Иисуса Христа и Библии – 1-я параллель).


    Учитель:

Ребята, вы помните историю грехопадения наших прародителей?

На слайде «Змий» искушает Еву.

Работает 2-я группа.

    1. Зачитайте стихи из Библии Бытие 3: … .

2. Как Ева оправдывает свой грех перед Богом?

(«Змей» (Сатана)… он обманул меня, и я ела (Быт 3:13).

3. Какова параллель этого библейского сюжета в романе?

(Раскольников тоже в конце романа оправдывается, объясняя одну из причин преступления: «Черт меня вел на преступление»).

4. Каков урок сопоставления?

(Достоевский показывает: найти оправдание своему греху легко, еще легче переложить свой грех на другого. Сложно представить, что за ним последует, страшно пережить эти последствия. Адам и Ева так и остались источником греха. А Раскольникову Достоевский дал шанс искупить грех).

    Учитель:

Слайд Мария Магдалина - грешница.

Работает 3-я группа.

Содержание кейса:

1. Прочитайте из Библии Луки 7:36*38 о грешнице.

2. С каким персонажем ассоциируется библейская грешница? Почему?

(С Соней Мармеладовой. Это самый притягательный образ в романе. Но Раскольников считает ее великой грешницей: ведь она тоже переступила нравственный закон).

3. Прочитайте продолжение истории Марии Магдалины. 17:39,47,48,50.

(«пригласивший его (Иисуса Христа) фарисей сказал про себя: «Если бы он … знал, что за женщина прикасается к нему, ведь она грешница». Иисус Христос ответил: «… ее грехи, хотя их и много, прощаются ей, т.к. она проявила много любви». Затем он сказал ей: «… Прощаются твои грехи… Твоя вера спасла тебя»).

4. Как история библейской грешницы помогает понять, почему Соня, переступившая закон, прощена, а Раскольникову прощение пришлось выстрадать?

(Соня переступает закон из любви к своим близким. Благодаря любви и вере, она заслужила прощение).

ВЫВОД: как в Библии Мария Магдалина проходит путь от падшей женщины к праведнице, так и в романе такой же путь проходит и Соня.

Ассистенты прикрепляют иллюстрации к роману возле портрета Достоевского; библейские иллюстрации возле картины Крамского.


    Работает 4-ая группа

Слайд «Воскрешение Лазаря».

Содержание кейса:

1. Прочитайте Ин 11:1,2,17,23,25,39,41,43,44.

2. Какие слова из этой легенды являются стержневыми?

(Иоанна 11:25 «Я (их) – воскресение и жизнь . Кто проявляет в меня веру , даже если и умрет, оживет »).

3. Кто читает Раскольникову легенду о воскрешении Лазаря? Почему?

(Соня хочет, чтобы Раскольников был прощен через веру в Бога).

4. Какое отношение эта легенда имеет к роману?

(Она перекликается с судьбой Раскольникова. Комната главного героя уподоблена гробу. И Лазарь находился в склепе (гробу). Соня читает о Лазаре на 4-й день после преступления. Лазарь воскрес на 4-й день. И Раскольников все 4-и дня был «мертв» и по сути лежал в гробу. А Соня пришла, чтобы спасти его.

Слово Бога имеет великую силу. Раскольников уверовал. Он раскаялся в сердце. «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как встал, так и упал он на землю. Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал грязную землю с наслаждением и счастьем». Да, кто не боялся делать грех, не должен стыдиться покаяния!)

ВЫВОД: через покаяние, через истинную веру может возродиться даже грешник.

Учитель:

Ребята, наш урок подходит к завершению. Чему научил нас этот урок?

    Ценить жизнь, свою и чужую.

    В любой критической ситуации обращаться к Библии как источнику ИСТИНЫ.

    Отвергать любое насилие и не искать ему оправдания.

Роман прочитан, но с нами остались впечатления, раздумья, возможно, вопросы. Может быть, что-то и осталось непонятым до конца. Но мысль разбужена. А это главное.

Возможно, позже вы еще раз обратитесь к прочтению романа и поймете, насколько это глубокое произведение. И оно не может быть другим, поскольку перекликается с Библией, а библейских аналогий в романе намного больше, чем мы говорили сегодня на уроке. Остальное за вами…

Учитель обращает внимание на эйдос - конспект, составленный на доске по материалам урока.

Не убий! Исх. 12:13 «Когда изберу время, я произведу суд по правде»!

Человек не должен подменять собой закон и суд. За умышленное убийство УК Украины предусматривает наказание до 15 лет лишения свободы или пожизненное заключение.

Личное Достоевский Библия Уголовный кодекс

Мы пытаемся идти к Богу, строить храмы, но не все сделали главного – не очистили свою душу, не покаялись все перед каждым и каждый перед всеми. Не все смыли кровь со своей души. А храмы на крови не строят. И все же мы сделали шаг. Шаг навстречу очищению, навстречу счастью. Идите к нему.