Распятие символизирует. Символика Распятия
Читайте также
Святой крест является символом Господа нашего Иисуса Христа. Каждый истинно верующий человек при виде его невольно исполняется мыслями о предсмертных муках Спасителя, принятых им во избавление нас от вечной смерти, ставшей уделом людей после грехопадения Адама и Евы. Особенную духовную и эмоциональную нагрузку несёт в себе восьмиконечный православный крест. Даже если на нём нет изображения распятия, оно всегда предстаёт нашему внутреннему взору.
Орудие смерти, ставшее символом жизни
Христианский крест - это изображение орудия казни, которой был подвергнут Иисус Христос по вынужденному приговору, вынесенному прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Впервые такой вид умерщвления преступников появился у древних финикийцев и уже через их колонистов - карфагенян попал в Римскую империю, где получил широкое распространение.
В дохристианский период к распятию на кресте приговаривались главным образом разбойники, а затем эту мученическую кончину принимали последователи Иисуса Христа. Особенно частым такое явление было во времена правления императора Нерона. Сама же смерть Спасителя сделала это орудие позора и страданий символом победы добра над злом и света вечной жизни над мраком ада.
Восьмиконечный крест - символ православия
Христианская традиция знает много различных начертаний креста, от самого обычного перекрестья прямых линий до весьма сложных геометрических конструкций, дополненных к тому же разнообразной символикой. Религиозный смысл в них заложен одинаковый, но внешние отличия весьма существенны.
В странах восточного Средиземноморья, Восточной Европы, а также в России с давних времён символом церкви является восьмиконечный, или, как часто говорят, православный крест. Кроме того, можно услышать выражение "крест святого Лазаря", это другое название восьмиконечного православного креста, о чём будет говориться ниже. Иногда на нём помещают изображение распятого Спасителя.
Внешние особенности православного креста
Его особенность заключается в том, что кроме двух горизонтальных поперечин, из которых нижняя - большая, а верхняя - малая, имеется ещё и наклонная, называемая подножием. Она небольшого размера и размещена в нижней части вертикального отрезка, символизирует собой перекладину, на которую опирались ноги Христа.
Направление её наклона всегда одинаково: если смотреть со стороны распятого Христа, то правый конец будет выше левого. В этом заложена определённая символика. Согласно словам Спасителя на Страшном суде, праведники будут стоять по правую его руку, а грешники - по левую. Именно путь праведных в Царство небесное указывает воздетый вверх правый конец подножия, а в глубины ада обращён левый.
Согласно Евангелию над головой Спасителя прибили доску, на которой рукой было написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эта надпись была выполнена на трёх языках - арамейском, латинском и греческом. Именно её символизирует верхняя малая перекладина. Она может размещаться как в интервале между большой поперечиной и верхним концом креста, так и на самой его вершине. Подобное начертание позволяет с наибольшей достоверностью воспроизвести внешний вид орудия страдания Христа. Вот почему православный крест восьмиконечный.
О законе золотого сечения
Восьмиконечный православный крест в его классическом виде строится по закону Чтобы было понятно, о чём идёт речь, остановимся на этом понятии несколько подробнее. Под ним принято понимать гармоническую пропорцию, так или иначе лежащую в основе всего, что создано Творцом.
Одним из её примеров может служить человеческое тело. Путём простого опыта можно убедиться, что если мы разделим величину нашего роста на расстояние от подошв до пупка, а затем эту же величину разделим на расстояние между пупком и макушкой, то результаты будут одинаковы и составят 1,618. Та же пропорция заключена в размерах фаланг наших пальцев. Это соотношение величин, названное золотым сечением, можно встретить буквально на каждом шагу: от строения морской раковины до формы обычной огородной репы.
Построение пропорций на основе закона золотого сечения широко используется в архитектуре, а также иных областях искусства. С его учётом многим художникам удаётся достичь в своих произведениях максимальной гармонии. Это же закономерность соблюдалась композиторами, работавшими в жанре классической музыки. При написании композиций в стиле рока и джаза от неё отказались.
Закон построения православного креста
На основе золотого сечения построен и восьмиконечный православный крест. Значение его концов было объяснено выше, теперь обратимся к правилам, лежащим в основе построения этого главного Они не были установлены искусственно, но вылились из гармонии самой жизни и получили своё математическое обоснование.
Восьмиконечный православный крест, начертанный в полном соответствии с традицией, всегда вписывается в прямоугольник, соотношение сторон которого соответствует золотому сечению. Проще говоря, разделив его высоту на ширину, получим 1,618.
Крест святого Лазаря (как сказано выше, это другое название восьмиконечного православного креста) в своём построении имеет ещё одну особенность, связанную с пропорциями нашего тела. Общеизвестно, что ширина размаха рук человека равна его росту и фигура с разведёнными в стороны руками идеально вписывается в квадрат. По этой причине длина средней перекладины, соответствующая размаху рук Христа, равна расстоянию от неё до наклонного подножья, то есть его росту. Эти нехитрые, на первый взгляд, правила должен учитывать каждый человек, перед которым стоит вопрос о том, как нарисовать восьмиконечный православный крест.
Крест Голгофа
Существует и особый, сугубо монашеский восьмиконечный православный крест, фото которого представлено в статье. Он называется «крест Голгофа». Это начертание обычного православного креста, о котором рассказывалось выше, помещённое над символическим изображением горы Голгофы. Она обычно бывает представлена в виде ступеней, под которыми помещаются кости и череп. Слева и справа от креста могут быть изображены трость с губкой и копьё.
Каждый из перечисленных предметов имеет глубокий религиозный смысл. Например, череп и кости. Согласно Священному Преданию, жертвенная кровь Спасителя, пролитая им на кресте, упав на вершину Голгофы, просочилась в её недра, где покоились останки прародителя нашего Адама, и смыла с них проклятие первородного греха. Таким образом, изображение черепа и костей подчёркивает связь жертвы Христовой с преступлением Адама и Евы, а также Нового завета - с Ветхим.
Смысл изображения копья на кресте Голгофа
Восьмиконечный православный крест на монашеских облачениях всегда сопровождается изображениями трости с губкой и копья. Знакомые с текстом хорошо помнят полный драматизма момент, когда один из римских воинов по имени Лонгин пронзил этим оружием рёбра Спасителя и из раны потекла кровь и вода. Этот эпизод имеет различное толкование, но наиболее распространённое из них содержится в трудах христианского богослова и философа IV века святого Августина.
В них он пишет о том, что подобно тому, как из ребра спящего Адама Господь сотворил его невесту Еву, так из раны в боку Иисуса Христа, нанесённой копьём воина, была создана его невеста церковь. Пролившиеся при этом кровь и вода, по мнению святого Августина, символизируют собой святые таинства - Евхаристию, где вино претворяется в кровь Господню, и Крещение, при котором человек, вступающий в лоно церкви, погружается в купель с водой. Копьё, которым была нанесена рана, является одной из главных реликвий христианства, и считается, что в настоящее время именно оно хранится в Вене, в Хофбургском замке.
Значение изображения трости и губки
Столь же важное значение имеют изображения трости и губки. Из повествований святых евангелистов известно, что распятому Христу дважды предлагалось питьё. В первом случае это было вино, смешанное со смирной, то есть дурманящий напиток, позволяющий притупить болевые ощущения и тем самым продлить казнь.
Во второй же раз, услышав с креста возглас «Жажду!», ему поднесли губку, наполненную уксусом и желчью. Это было, безусловно, издевательством над измученным человеком и способствовало приближению конца. В обоих случаях палачи использовали губку, насаженную на трость, так как без её помощи не могли дотянуться до уст распятого Иисуса. Несмотря на столь мрачную роль, отведённую им, эти предметы, так же как и копьё, вошли в число главных христианских святынь, и их изображение можно увидеть рядом с крестом Голгофа.
Символические надписи на монашеском кресте
У тех, кто впервые видит монашеский восьмиконечный православный крест, часто возникают вопросы, связанные с начертанными на нём надписями. В частности, это IC и XC на концах средней перекладины. Эти буквы обозначают не что иное, как сокращённое имя - Иисус Христос. Кроме того, изображение креста сопровождается двумя расположенными под средней перекладиной надписями - славянским начертанием слов "Сын Божий" и греческим НИКА, что в переводе означает "победитель".
На малой перекладине, символизирующей, как было сказано выше, табличку с надписью, сделанной Понтием Пилатом, обычно пишется славянская аббревиатура ІНЦІ, обозначающая слова «Иисус Назарей Царь Иудейский», а над ней - «Царь Славы». Возле изображения копья вошло в традицию писать букву К, а около трости Т. Кроме того, примерно с XVI века стали писать в основании креста буквы МЛ слева и РБ справа. Они также являются аббревиатурой, и означают слова «Место Лобное Распят Бысть».
Помимо перечисленных надписей, следует упомянуть две буквы Г, стоящие слева и справа от изображения Голгофы, и являющиеся начальными в её названии, а также Г и А - Голова Адама, написанные по сторонам черепа, и словосочетание «Царь славы», венчающее монашеский восьмиконечный православный крест. Значение, заложенное в них, полностью соответствует евангельским текстам, однако сами надписи могут варьироваться и заменяться другими.
Бессмертие, дарованное по вере
Важно также уяснить, почему название восьмиконечного православного креста связано с именем святого Лазаря? Ответ на этот вопрос можно найти на страницах Евангелия от Иоанна, где описывается чудо его воскресения из мёртвых, совершённое Иисусом Христом, на четвёртый день после смерти. Символика в данном случае вполне очевидна: как Лазарь был возвращён к жизни верой его сестёр Марфы и Марии во всемогущество Иисуса, так и каждый, уповающий на Спасителя, будет избавлен от рук вечной смерти.
В суетной земной жизни людям не дано воочию узреть Сына Божьего, но им дарованы его религиозные символы. Одним из них является восьмиконечный православный крест, пропорции, общий вид и смысловая нагрузка которого стали темой данной статьи. Верующему человеку он сопутствует на протяжении всей жизни. От святой купели, где таинство крещения распахивает ему врата церкви Христовой, вплоть до могильного надгробия его осеняет восьмиконечный православный крест.
Нательный символ христианской веры
Обычай носить на груди небольшие кресты, сделанные из самых различных материалов, появился лишь в начале IV века. Несмотря на то что главное орудие страстей Христовых являлось объектом почитания у всех его последователей буквально с первых лет установления на земле христианской церкви, вначале было принято носить на шее не кресты, а медальоны с изображением Спасителя.
Имеются также свидетельства, что в период гонений, происходивших с середины I и до начала IV века, находились добровольные мученики, желавшие пострадать за Христа и наносившие изображение креста себе на лоб. По этому знаку их узнавали, а затем предавали мучениям и смерти. После установления христианства в качестве государственной религии ношение нательных крестов вошло в обычай, и в этот же период их начали устанавливать на кровле храмов.
Два вида нательных крестов в Древней Руси
На Руси символы христовой веры появились в 988 году, одновременно с её крещением. Любопытно отметить, что нашими предками были унаследованы от византийцев два вида Один из них принято было носить на груди, под одеждой. Такие кресты назывались тельниками.
Наряду с ними появились и так называемые энколпионы - также кресты, но несколько большего размера и надевавшиеся поверх одежды. Своё происхождение они ведут от традиции носить на себе ковчежцы с мощами, которые украшались изображением креста. Со временем энколпионы трансформировались в священников и митрополитов.
Главный символ гуманизма и человеколюбия
За тысячелетие, минувшее с той поры, когда днепровские берега озарил свет Христовой веры, православная традиция во многом претерпела изменения. Незыблемыми остались лишь её религиозные догматы и основные элементы символики, главным из которых является восьмиконечный православный крест.
Золотой и серебряный, медный или выполненный из любого иного материала, он хранит верующего человека, оберегая его от сил зла - видимых и невидимых. Являясь напоминанием о жертве, принесённой Христом во спасение людей, крест стал символом высочайшего гуманизма и любви к ближнему.
3.7 (73.15%) 111 votes
Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятого Спасителя и прочих образков?
Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в распятие и Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа. Этот знак мы носим не поверх одежды, а на своем теле, поэтому он и называется нательным, а осьмиконечным (восьмиконечным) он называется потому, что подобен Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе.
Коллекция нательных крестов 18-19 веков из района поселений Красноярского Края говорит о наличии устойчивых предпочтений по форме на фоне богатого многообразия индивидуального исполнения изделий мастерами, причём исключения лишь подтверждают строгое правило.Неписаные предания хранят множество нюансов. Так, уже после после публикации данной статьи один старообрядческий епископ, а следом и читатель сайта указали на то, что слово крест , равно как слово икона , не имеет уменьшительно-ласкательной формы. В связи с этим мы также обращаемся к нашим посетителям с просьбой уважительно относиться к символам Православия и следить за правильностью своей речи!
Мужской нательный крест
Нательный крест, который всегда и повсюду находится с нами, служит постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны. Тем самым нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас от диявольского зла.
Самые древние из сохранившихся крестов часто имеют форму простого равностороннего четырехконечного креста. Так было принято во времена, когда христиане почитали и Христа, и апостолов, и святой крест символически. В древности, как известно, Христа часто изображали в виде Агнца, окруженного 12 другими агнцами – апостолами. Также и Крест Господень изображался символически.
Богатая фантазия мастеров жёстко ограничивалась неписаными понятиями о каноничности нательных крестов
Позднее, в связи с обретением подлинного Честнаго и Животворящаго Креста Господня св. царицей Еленой, осьмиконечная форма креста начинает изображаться всё чаще. Это нашло отражение и в нательных крестах. Но четвероконечие не исчезло: как правило, осьмиконечный крест изображался внутри четвероконечного.
Наряду со ставшими традиционными на Руси формами в старообрядческих поселениях Красноярского Края можно встретить и наследие более древней византийской традиции
Для того, чтобы напоминать нам о том, что значит для нас Крест Христов, его часто изображали на символической Голгофе с черепом (главой Адама) у основания. Рядом с ним обычно можно видеть орудия страстей Господних – копие и трость.
Буквы IНЦI (Исус Назарянин Царь Иудейский), которые обычно изображаются на более крупных крестах, приводятся в память о надписи, насмешливо прибитой над головой Спасителя во время распятия.
Поясняющая под титлами надпись ЦРЬ СЛВЫ IС ХС СНЪ БЖIЙ гласит: “Царь Славы Исус Христос Сын Божии ”. Часто добавляется надпись “НИКА ” (греческое слово, означает победу Христа над смертью).
Отдельные буквы, могущие быть на нательных крестах, означают “К ” – копие, “Т ” – трость, “ГГ ” – гора Голгофа, “ГА ” – глава Адама. “МЛРБ ” – Место Лобное Рай Бысть (то есть: на месте казни Христа некогда был насажден Рай).
Мы уверены, что многие даже не догадываются, насколько данный символизм извращён в привычной нам колоде карт . Как выяснилось в , четыре карточные масти – это скрытая хула на христианские святыни: крести – это Крест Христов; бубны – гвозди; пики – копие сотника; черви – это губка с уксусом, которую мучители глумливо давали Христу вместо воды.
Изображение Распятого Спасителя именно на нательных крестах появилось совсем недавно (по крайней мере, после XVII века). Нательные кресты с изображением Распятия неканоничны , поскольку изображение Распятия превращает нательный крест в икону, а икона предназначена для непосредственного восприятия и молитвы.
Ношение иконы в скрытом от глаз виде таит в себе опасность использования её не по назначению, а именно как магический амулет или оберег. Крест – это символ , а Распятие – это образ . Священник носит крест с Распятием, но он носит его видимым образом: так, что все видят этот образ и вдохновляются на молитву, вдохновляются на определённое отношение к священнику. Священство – это образ Христов. А нательный крест, который мы носим под одеждой, – есть символ, и Распятия там быть не должно.
Одно из древних правил святого Василия Великого (IV век), которое вошло в Номоканон, гласит:
«Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».
Как видим, древние отцы очень строго следили за правильным отношением к иконе, к образу. Они стояли на страже чистоты Православия, всячески ограждая его от язычества. К 17 веку сложился обычай помещать на обороте нательного креста молитву Кресту (“Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…”), или только первые слова.
Женский нательный крест
В старообрядчестве до сих пор устойчиво сохраняется внешнее различие между “женскими ” и “мужскими ” крестами. “Женский” нательный крест имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг “женского” креста растительным орнаментом изображается “лоза”, напоминающая о словах псалмопевца: “Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего ” (Пс., 127, 3).
Нательный крест принято носить на длинном гайтане (тесьме, плетёной нити) так, чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осенить себя крестным знамением (это положено делать с соответствующими молитвами перед сном, а также при совершении келейного правила).
Символизм во всём: даже три венца над отверстием символизируют Св.Троицу!
Если говорить о крестах с изображением распятия шире, то отличительной особенностью каноничных крестов является стиль изображения на них тела Христа. Широко распространённый сегодня на новообрядческих крестах образ страдающего Исуса чужд православной традиции .
Старинные медальоны с символическим изображением
Согласно каноничным представлениям, нашедшим отражение в иконописи и медной пластике, тело Спасителя на Кресте никогда не изображалось страдающим, провисшим на гвоздях и т.п., что свидетельствует о Его божественной природе.
Манера “очеловечивания” страданий Христа свойственна католицизму и заимствована много позднее церковного раскола на Руси. Старообрядцы считают такие кресты негодными . Примеры каноничного и современного новообрядческого литья приведены ниже: подмена понятий заметна даже невооружённым взглядом.
Следует отметить и устойчивость традиций: коллекции на фотографиях пополнялись без цели показать только древние формы, то есть сотни видов современной “православной бижутерии ” – изобретение последних десятилетий на фоне почти полного забвения символизма и смысла образа честного Креста Господня.
Иллюстрации по теме
Ниже приводим иллюстрации, подобранные редакцией сайта “Старообрядческая Мысль”и ссылки по теме.
Пример каноничных нательных крестов разных времён:
Пример неканоничных крестов разных времён:
Необычные кресты, изготовленные, предположительно, в старообрядцами в Румынии
Фото с выставки “Русское старообрядчество”, г. Рязань
Крест с необычной тыльной стороной, о которой можно прочитать
Мужcкой крест современной работы
Каталог старинных крестов – сетевая версия книги «Тысячелетие Креста » – http://k1000k.narod.ru
Хорошо иллюстрированная статья о раннехристианских нательных крестах с качественными иллюстрациями в цвете и дополнительным материалом по теме на сайте Культурология.Ру – http://www.kulturologia.ru/blogs/150713/18549/
Исчерпывающая информация и фото о литых киотных крестах от новгородского производителя аналогичных изделий : https://readtiger.com/www.olevs.ru/novgorodskoe_litje/static/kiotnye_mednolitye_kresty_2/
Во время Крещения каждому человеку одевается нательный крест. Всю оставшуюся жизнь его необходимо носить на груди. Верующие люди отмечают, что крестик не является талисманом или крашением. Это символ приверженности к православной вере и Богу. Он помогает в трудностях и бедах, укрепляет дух. При ношении крестика главное - поминать его смысл. Надевая его, человек обещает стойко переносить все испытания и жить по Божьим заповедям.
Стоит отметить, что нательный крестик считается признаком того, что человек верующий. Те, кто к церкви не присоединились, то есть, не были крещенными, носить его не должны. Также, согласно церковной традиции, поверх одежды носить его могут только священники (одевают поверх рясы). Все остальным верующим это не позволяется и считается, что те, кто носит его поверх одежды, хвастаются своей верой и выставляют ее напоказ. А христианину не подобает такое проявление гордыни. Также верующим не позволяется носить крестик в ухе, на браслете, в кармане или на сумке. Некоторые люди утверждают, что четырехконечные кресты могут носить только католики, якобы православным это запрещено. На самом деле данное утверждение ложное. Православная церковь признает сегодня разные виды крестов (фото 1).
Это означает, что православные могут носить крестик четырехконечный, восьмиконечный. На нем может быть изображено распятие Спасителя, а может и не быть. Но, чего стоит избегать православному христианину, так это изображение распятия с очень предельным реализмом. То есть, подробностями крестных страданий, провисающим телом Христа. Такое изображение характерно именно для католицизма (фото 2).
Также стоит отметить, что материал, из которого изготавливается крестик может быть абсолютно любым. Все зависит от пожелания человека. Например, некоторым людям не подходит серебро, поскольку оно не теле сразу чернеет. Им тогда от такого материала лучше отказать и сделать выбор в пользу, например, золота. Кроме того, церковь не запрещает носить крестики больших размеров, инкрустированных дорогими камнями. Но, обратно же, некоторые верующие считают, что такая демонстрация роскоши совсем не совместима с верой (фото 3).
Крестик нужно освятить в церкви, если он был куплен в ювелирном магазине. Обычно освящение занимает пару минут. Если же он покупается в лавке, которая работает при церкви, то об этом беспокоиться не стоит, он будет уже освященным. Также церковь не запрещает носить крестики, которые достались в наследство от умершего родственника. Не нужно боятся того, что таким образом он "унаследует" судьбу своего родственника. В христианской вере нет представления о неотвратимой судьбе (фото 4).
Итак, как уже сказано, католическая церковь признает только четырехконечную форму креста. Православная, в свою очередь, более снисходительная и признает шестиконечную, четырехконечную и восьмиконечную формы. При этом считается, что более правильная форма, все же восьмиконечная, с двумя дополнительными перегородками. Одна должна быть в изголовье, а вторая для ног (фото 5).
Маленьким детям лучше не покупать крестики нательные с камнями. В таком возрасте они все пытаются попробовать, могут откусить камешек и глотнуть его. Мы уже отметили, что не обязательно на крестике должен быть Спаситель. Также православный крестик от католического отличается количеством гвоздей для ног и рук. Так, в символе веры католическом их три, а в православном - четыре (фото 6).
Отметим, на крестике помимо распятого Спасителя может изображаться лик Богородицы, образ Христа Вседержителя. Также могут изображаться различные орнаменты. Все это не противоречит вере (фото 7).
Черников В.А.
(Херсон)
Крест - символ христианской веры, им увенчаны храмы, одежды священнослужителей, его носят на груди верующие, без креста не обходится ни один христианский обряд. Этот символ принят церковью в память мученической смерти Иисуса Христа, распятого на кресте. Образ распятого Христа Спасителя изображался художниками и иконописцами на многочисленных фресках, картинах, гравюрах и иконах. С развитием на Руси техники литых рельефных изображений священного содержания, на литые кресты был перенесен и иконографический сюжет Распятия. Литые кресты с изображением Распятия по своему назначению делятся на тельные, нагрудные, киотные и напрестольные .
Тельные кресты даются каждому православному христианину как знак крещения; с помощью шнурка или цепочки они надеваются на шею и носятся под одеждой на теле. По народному поверию эти кресты должны быть обязательно медными; отличаются небольшими размерами от 2,5 см до 5 см.
Нагрудные (наперсные, воротные) кресты (на рисунке 6, 7) носятся на груди поверх одежды священниками, монахами, паломниками, благочестивыми мирянами; в церковной жизни нагрудные кресты применялись и как награда для священнослужителей.
Киотные кресты (на рисунке 2, 3, 4) помещались на специальных полочках (киотах, кивотах) среди святых икон в красном углу; ими венчали домашние иконостасы, прикрепляли на косяки дверей жилища; брали с собой в странствия, походы, поездки для устроения временных алтарей. Отличаются от нагрудных крестов большими размерами и не имеют ушка для шейного шнура.
Часто встречаются киотные кресты украшенные дополнительными элементами: шестикрылыми серафимами, квадратными клеймами с сюжетами праздников, прямоугольными вертикальными пластинами с фигурами предстоящих.
Напрестольные кресты (на рисунке 1, 5) входят в состав необходимых принадлежностей христианского храма; располагаются на престоле алтаря рядом с Евангелием, Дарохранительницей, Дароносицей и др., применяются при проведении церковных служб. Отличаются от нагрудных и киотных крестов большими размерами - от 30 см и выше, дополнительных украшений, как правило, не имеют.
К середине XVII века окончательно сложились строго установленные правила изображения сюжета Распятия на восьмиконечных меднолитых крестах, иными словами, четко определились их иконография и общий облик. В настоящей статье мы рассмотрим иконографию вышеуказанных крестов, исключая кресты тельные, т.к. сравнительно небольшие размеры не позволяли разместить на их поверхности полную композицию Распятия. Если не принимать во внимание различие в размерах, пропорциях, отсутствие или наличие эмали, дополнительные элементы и др., а рассматривать только сюжет изображения Распятия, то значительную часть нагрудных, киотных и напрестольных крестов можно условно разделить на два основных типа композиции .
К первому типу относятся кресты, в верхней части которых изображены Господь Саваоф (Бог Отец), голубь (Бог Дух Святой) и аббревиатура: I Н Ц И на титле Голгофского креста.
Ко второму типу относятся кресты, в верхней части которых изображен Нерукотворный Образ Христа (Спас Нерукотворный) и на титле Голгофского креста сокращенная надпись: I С X С . Изображение голубя (Духа Святого) отсутствует. Как видим, в первом случае изображен Бог Отец, во втором - Бог Сын. Это основное принципиальное отличие между вышеуказанными типами композиции Распятия, оно наблюдается в верхней части восьмиконечных литых крестов, в остальном характер изображения в группах первого и второго типов совпадает практически полностью.
Кратко перечислим, что изображено иа восьмиконечном, без дополнительных украшений, кресте, относящемуся к первому типу композиции. В верхней части дана поясная фигура Господа Саваофа в анфас, голова в звездчатом нимбе, в левой руке он держит сферу с крестом (символ власти), правой, согнутой перед грудью, благословляет. Чуть ниже Саваофа - две фигуры, парящих над вершиной Голгофского креста, ангелов с убрусами (платками) в руках, чтобы вытирать кровь с лица Распятого. Между ангелами на квадрате (иногда на круге) - изображение голубя (Духа Святого). В центральной части - рельефное изображение Голгофского, тоже восьмиконечного, креста с пригвожденным к нему Христом. Глаза его закрыты, он мертв и обнажен, голова в крестчатом нимбе склонена к правому плечу, руки распростерты почти горизонтально, на чреслах набедренная повязка, ноги прибиты каждая отдельно. На средней перекладине но правую и левую руку Христа круглые личины небесных светил солнца и луны, по евангельскому преданию померкших в момент казни. На поле нижней (скошенной) перекладины)], как бы за Голгофским крестом, изображены архитектурные строения, символизирующие город Иерусалим, в окрестностях которого происходила казнь. Внизу, у основания Голгофского креста, череп - голова Адама, т.к. по преданию Адам был погребен на горе Голгофа (Лобное место). Слева и справа от Голгофского креста изображены копье и трость с губкой, символы орудий страстей Христовых; с помощью трости с влажной губкой римские воины смачивали губы, мучаемого жаждой, Христа, а когда он испустил дух, копьем пронзили ему ребра, чтобы убедиться в смерти. Нижняя перекладина Голгофского креста изображается наклонной, что символизирует связь Христа и с обитателями земли, и с небом.
Следует заметить, что на ряде нагрудных и киотных крестов первого типа изображение Господа Саваофа (Бога Отца) дано в ином виде, а именно: поясная фигура в анфас, благословляющая обеими руками, снизу окружена облаками. Архитектурные строения Иерусалима па этих крестах могут отсутствовать.
В верхней части восьмиконечного литого креста, относящегося ко второму типу композиции, дан Нерукотворный Образ Господа Иисуса Христа или Спас Нерукотворный. Согласно преданию это прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом, когда Христос приложил убрус (платок) к лицу и на убрусе отобразился его облик. Этот платок был отослан в город Едессу больному царю Авгарю, который исцелился и принял христианство вместе со своими подданными, образ же был помещен над городскими воротами. На убрусе одно только лицо с прядями волос, расходящимися вправо и влево, глаза смотрят прямо на зрителя. Голова окружена крестчатым нимбом, т.е. круглым диском с начертанным внутри равноконечным крестом, нижний конец которого скрывается за головою, на нимбе церковнославянские буквы. Образ Спаса Нерукотворного часто рисовался на боевых знаменах русских воинов со времен Киевской Руси, изображался над городскими и крепостными воротами.
Значительную смысловую нагрузку несут размещенные на кресте сопроводительные надписи, аббревиатуры и отдельные буквы. Надписи даны на церковнославянском языке, многие слова намеренно сокращены или пишутся с пропуском букв, поэтому их перевод будет дан в современной орфографии.
По обе стороны нимба Саваофа - Господь Саваоф ; между ангелами - Ангелы Господни ; около голубя - Дух Святой ; над Голгофским крестом - Царь Славы ; аббревиатура: I Н Ц И на титле Голгофского креста - Иисус Назарей , Царь Иудейский (согласно Евангелию эта надпись на дощечке была написана Понтием Пилатом, как указание вины Христа); на крестах второго типа на титле надпись: I С X С - сокращенное именование Спасителя; по сторонам головы Христа — Сын Божий ; на нимбе Христа буквы - это написанное славянскими буквами греческое слово, что переводится как сущий, вечно существующий , т.е. тот, кто был, есть и будет - постоянный эпитет Иисуса Христа. Надпись под большой перекладиной Голгофского креста - Кресту Твоему поклоняемся , Владыко, и святое Воскресение Твое славим ; буквы К и Т в средней части креста - Копье, Трость ; надпись: НИКА — Победитель , в данном случае Христос - Победитель ада и смерти; аббревиатура: М Л Р Б - Место лобное, распят бысть (эта надпись имеет еще два прочтения: Место лобное, раб (рай) бысть); буквы Г Г в подножье Голгофского креста - Гора Голгофа; буквы Г А около черепа - Глава Адама .
На некоторых крестах, как правило нагрудных, на большой перекладине к надписи: Кресту Твоему покланяемся, Владыко и святое Воскресение Твое славим добавляется еще одна: Распятие Господа нашего Иисуса Христа .
Выше мы упоминали о том, что встречаются кресты с дополнительными элементами: серафимами, изображениями праздников и фигурами предстоящих. Шестикрылые серафимы окружают верхнюю часть креста, на небольших нагрудных их обычно два по краям верхней и средней перекладины, на киотных бывает от 4 до 20. Серафимы (огненные, пламенеющие) - высшие духовные существа, относятся к одному из чинов небесной иерархии; они имеют человеческий образ, при этом у каждого из них по шести крыльев; двумя они закрывают свои лица, как недостойные взирать на Господа Саваофа, двумя - ноги, как недостойные того, чтобы Господь взирал на них, и двумя летают, чтобы исполнять повеления Господа.
На квадратных клеймах изображаются великие Двунадесятые праздники, установленные Христианской церковью в память о событиях из жизни Иисуса Христа, Богоматери и некоторых преданий церковной истории.
Наиболее часто на клеймах помещаются сюжеты следующих праздников: Сретенье Господне, Вход в Иерусалим (Вербное воскресенье), Вознесение Господне, Сошествие во ад (Воскресение), Благовещение, Рождество Богородицы, Ветхозаветная Троица. Кроме этого могут быть даны изображения отдельных святых: Николая Чудотворца, Георгия Победоносца и др. Согласно иконографической традиции около Распятия изображались Богоматерь, Мария Магдалина (вариант — Марфа), юный Иоанн Богослов и Логгин Сотник. Эти фигуры даны на двух прямоугольных вертикальных пластинах, так называемых «полотенцах», прикрепленных к нижнему краю большой перекладины креста. Св. Мария Магдалина, одна из жен мироносиц, преданнейшая последовательница Христа, некогда исцеленная им от страшного недуга. Св. Марфа - одна из сестер Лазаря, воскрешенного Спасителем, ученица и последовательница Христа. Апостол Иоанн Богослов - любимый ученик, присутствовал при казни Спасителя, а после его смерти заботился о Пресвятой Деве Марии; апостолом Иоанном написано одно из четырех Евангелий. Логгин (Лонгин) Сотник, римский воин, возглавлявший стражу при кресте во время казни; под впечатлением бывших в момент смерти Христа знамений - солнечного затмения, землетрясения и пр. - он уверовал в Спасителя и принял крещение.
Существует группа крестов, в основном нагрудных, на которых вышеописанный сюжет Распятия дается в значительном упрощении, очень кратким иконографическом вариантом. На этих крестах изображены Христос, два ангела (вариант: шестикрылый серафим), гора Голгофа (условно) и череп Адама.
До сих пор мы рассматривали лицевую сторону крестов, между тем, значительный интерес представляют надписи, рисунки и орнамент на их оборотной стороне. Эти изображения встречаются не на всех крестах, на небольших по размеру нагрудных они могут отсутствовать, но на киотных и, тем более, на напрестольных оборотная сторона обязательно украшена.
Можно выделить два вида оформления оборота крестов: первый, когда даны текст (похвала кресту) и рисунок Голгофского креста с соответствующими надписями; второй, когда все поле оборота креста заполнено плотным растительным орнаментом в виде побегов с листьями, цветами, виноградными кистями и т.п. Следует отметить устойчивое сочетание иконографии лицевой стороны крестов с оформлением их оборота.
Так, на крестах первого типа композиции (Господь Саваоф и голубь) оборот заполнен текстом - похвалой кресту и рисунком Голгофского креста; на крестах второго типа композиции (Спас Нерукотворный) - только растительным орнаментом. На обороте небольших крестов первого типа композиции может размещаться лишь текст похвалы кресту:
Крест хранитель всей вселенной;
Крест красота церковная;
Крест царям держава;
Крест верным утверждение;
Крест ангелам слава;
Крест бесам язва.
Встречаются кресты первого типа композиции, у которых вышеприведенная молитва является началом другой, значительно большей; текст такой расширенной молитвы - похвалы заполняет все поле оборотной стороны креста.
Меднолитые кресты, для придания им особой декоративности, праздничности и нарядности нередко покрывались цветной эмалью, особенно ярко искусство эмалирования проявилось в произведениях XVIII — XIX веков.
Некоторые разделы не доступны для Гостей нашего форума. Доступ ко всем разделам автоматически открывается после регистрации.
Скрыть объявлениеУВАЖАЕМЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ И ГОСТИ ФОРУМА "ЧАРОДОРО"! ПРОСЬБА ПРИНЯТЬ К СВЕДЕНИЮ, ЧТО ВСЕ МЕТОДИКИ, СТАТЬИ, ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ ВЫЛОЖЕНЫ ДЛЯ ВАС В ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ,ПРИ ПРАКТИЧЕСКОМ ПРИМЕНЕНИИ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИК, ОБРЯДОВ И РИТУАЛОВ, ВЫ ВОЗЛАГАЕТЕ ВСЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЛЕДСТВИЯ НА СЕБЯ.
Скрыть объявление