Проект: "Первые шаги в мультипликации или как самому создать мультфильм. Проект: студия «Мульти-Пульти». Создание мультфильма «Сагаалган – праздник света и добра»

Проект:
Проект: "Первые шаги в мультипликации или как самому создать мультфильм. Проект: студия «Мульти-Пульти». Создание мультфильма «Сагаалган – праздник света и добра»

Гипотеза:

Мы предположили, если раскрыть секреты создания мультфильмов, и будет наличие доступного технического обеспечения, то создать мультфильм доступно даже ребенку.

Предмет исследования: Мультипликация

Методы:

  • Поиск информации в интернете

ЧТО ТАКОЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ?

Мультиплика?ция - (от лат. Multiplicatio) — умножение, увеличение это процесс создания движущихся изображений.

Термин «мультипликация» употребляют исключительно в русском кино как синоним термина «анимация». В переводе с латинского - «anima» означает «душа». Значит «анимация» не что иное, как «оживление» или «одушевление».

Мультипликация, анимация, мультипликационное кино, анимационное кино — вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная объёмная или кукольная мультипликация) объектов.

ИСТОРИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ

А в 10-11 вв. - появились теневые представления, которые были очень похожи на будущие мультфильмы.

30 августа 1877 года считается днём рождения рисованной мультипликации — было запатентовано изобретение Эмиля Рено.

Мультипликацию считают ветвью киноиндустрии с момента ее появления. Однако это интересное направление можно также успешно связать с живописью и графикой. Талант художника плюс технические возможности - и на свет рождается искусство, которое не оставляет равнодушным ни детей, ни взрослых.
Корни возникновения мультипликации связаны со стробоскопом - оптической игрушкой, изобретенной бельгийским изобретателем Жозефом Плато в 1932 году. Принцип этого устройства был прост - на край круга наносился цикличный рисунок. Например, бегущая лошадь, которую изображали несколько раз в разных стадиях движения. При вращении круга рисунок сливался, и возникала иллюзия движущегося объекта.

Но настоящие первые мультфильмы появились только в начале 20 века. Они были черно-белыми, изображения - угловатыми и неуклюжими. Первые мультфильмы были «немыми».

Далее развитие мультипликации, так же как и кинематографа, проходило во Франции. Эмиль Коль - еще один яркий режиссер и художник, начинал свою деятельность с актерских постановок. В 1908 году он создал первые мультипликационные фильмы. Они напоминали рисованные комиксы, только в движении. Эмиль Коль рисовал тысячи рисунков, чтобы оживить их. Он стремился добиваться реалистичности, копируя настоящие предметы, и даже использовал фотографию. Его наследие современные мультипликаторы считаю ценным.
Владислав Старевич создал первый кукольный мультфильм под названием «Прекрасная Люканида, или война рогачей и усачей». Этот деятель прославился своей любовью к насекомым. Он снял массу фильмов, им посвященным, и выглядели они на экране очень натурально. Владислав Старевич - тонкий психолог и талантливый художник. Он заботился не только об изобразительной стороне мультфильмов, но и наполнял их глубоким смыслом.

Изучив, историю мы поняли

. КЛАССИФИКАЦИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ

Классификация мультфильмов на сегодняшний день достаточно велика, поэтому мы остановимся на наиболее приоритетных и известных

По целям:

ознакомительные;

развлекательные;

компьютерные.

порошковые.

По продолжительности:

По возрастным интересам:

Для детей;

Для подростков

Для взрослых.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

мне всё равно

ненавижу

современные российские,

зарубежные,

старые советские,

красочность

спецэффекты

современные российские мультфильмы - 75%

зарубежные - 18%

старые советские - 7%

смысл - 75%

спецэффекты -10%

красочность - 15%

Самый любимый мультфильм: «Три богатыря», «Иван -Царевич и серый волк» ,

Разработка персонажей.

Подготовка к съемке.

1. Настройка фотоаппарата: Для съемки мультфильма мы выбрали на фотоаппарате самый маленький размер кадра 640×480. Это нужно для того, чтобы мультфильм занимал мало места в памяти.

2. Установка фотоаппарата на штатив: Сначала нам не было известно о необходимости штатива. Первые кадры мультфильма мы снимали из положения, стоя сверху над фоном. После того как решили проверить, что получилось, были разочарованы, так как увидели прыгающие кадры мультфильма, от которых уставали глаза. Так как настоящего штатива у нас не было, взрослые изготовили нам самодельный штатив из книжек.

3. Выбор высоты и наклона штатива: Фотоаппарат на штативе мы закрепили так, чтобы в объективе был только фон будущей сцены, а ничего лишнего в кадр не попадало. Теперь мы были уверены, что кадры нашего мультфильма не будут прыгать на экране.

Что такое частота кадров?

Полезные советы при съемке. Фотоаппарат закреплён. Штатив не шевелится. Можно приступать к съёмке. Двигать фигуры нужно "по чуть-чуть" и в нужном направлении. Фигурки на экране могут двигаться одновременно. Необходимо следить, чтобы во время съемки в кадре не было никаких лишних деталей - главным образом ничьих рук.

Важно!

Обработка фильма с помощью видеоредактора Киностудия в Windows 7

После того как закончили съемки кадров мультфильма мы перенесли их на компьютер. Там их нужно было обработать специальной программой. Мы выбрали популярную программу видеоредактор Киностудия в Windows 7 Создавать в ней мультфильмы совсем несложно.. Но посчитали, что для первого раза и это неплохо.

4) Просмотр мультфильма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Съемки мультфильмов - очень кропотливая работа! Исходя из нашей работы, можно сделать следующие выводы:

2.. Съемки мультфильмов - очень кропотливая работа!

3. Зная основные секреты создания мультфильмов, при наличии доступного технического обеспечения, можно создать свой собственный мультфильм.

Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Полученные в ходе исследования знания позволили увеличить интерес окружающих к искусству мультипликации

Просмотр содержимого документа
«ВВЕДЕНИЕ»

Исследовательский проект

в области « Искусство»

Тема. Секреты мультипликации.

Создание мультипликационного фильма.

Исполнители

Ученики 3 «Б» класса

гимназии № 205 « Театр»

Екатеринбург

Введение …………………………………………………… 1

Основная часть

    Что такое мультипликация…………………………….. 3

    История мультипликация………………………………. 4

    Классификация мультфильмов ……………………….. 9

Практическая часть

    Анкетирование ……………………………………………… 11

    Этапы создания анимационного мультфильма……………. 13

    Процесс создания мультфильма……………………………. 15

Заключение ………………………………………………………… 18

Список литературы ……………………………………………….. 19

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Что на свете больше всего любят дети? Ну, конечно же, конфеты и мультфильмы! Интересные мультики, как и вкусные конфеты, никогда не надоедают – это вам скажет любой ребенок.

И мы тоже очень-очень любим смотреть мультфильмы. Глядя на движущиеся картинки на экране, мы задумались: как «оживают» любимые герои? И мы захотели создать свой собственный мультфильм.

Но как его создать? С чего начинать? В чем заключаются секреты создания мультфильмов? Чтобы получить ответы на волнующие нас вопросы, мы решили провести исследование.

Цель : узнать, как «оживают рисунки»

Создать свой первый мультфильм

Задачи:

    Изучить историю создания мультипликации

    Провести классификацию мультфильмов

    Провести анкетирование обучающихся, с целью выявления наиболее предпочтительных мультфильмов и их героев;

    Изучить процесс создания мультфильма и создать свой.

Гипотеза:

Мы предположили,

если раскрыть секреты создания мультфильмов,

и будет наличие доступного технического обеспечения,

То создать мультфильм доступно даже ребенку.

Предмет исследования:

Мультипликация

Методы:

    Поиск информации в интернете

    Просмотр видеороликов о создании мультфильмов

    Сравнение, наблюдение, анализ полученной информации

    Создание собственного мультфильма

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЧТО ТАКОЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ?

Мультиплика́ция - (от лат. Multiplicatio) - умножение, увеличение это процесс создания движущихся изображений.

Термин «мультипликация» употребляют исключительно в русском кино как синоним термина «анимация». В переводе с латинского – «anima » означает «душа». Значит «анимация» не что иное, как «оживление» или «одушевление».

Мультипликация, анимация, мультипликационное кино, анимационное кино - вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов.

Искусством мультипликации занимаются мультипликаторы (аниматоры)

ИСТОРИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ

Человек всегда пытался отразить движение в своем рисунке. Первые попытки передачи движения в рисунке относятся примерно к 2000 году до нашей эры (Египет).

Рисунок: Изображение двух борющихся людей. Египет 2000л. до н.э.

Были заявления о том, что эти рисунки необходимо назвать первыми примерами анимации, однако, это не совсем так, потому что не было оборудования, способного показать эти рисунки в движении.


XV в. - Появились книжки с рисунками, воспроизводившими различные фазы движения человеческой фигуры. Свернутые в рулон, а затем мгновенно разворачивавшиеся, эти книжки создавали иллюзию оживших рисунков.



А в 10-11 вв. – появились теневые представления, которые были очень похожи на будущие мультфильмы.

30 августа 1877 года считается днём рождения рисованной мультипликации - было запатентовано изобретение Эмиля Рено.

Мультипликацию считают ветвью киноиндустрии с момента ее появления. Однако это интересное направление можно также успешно связать с живописью и графикой. Талант художника плюс технические возможности – и на свет рождается искусство, которое не оставляет равнодушным ни детей, ни взрослых.
Корни возникновения мультипликации связаны со стробоскопом – оптической игрушкой, изобретенной бельгийским изобретателем Жозефом Плато в 1932 году. Принцип этого устройства был прост – на край круга наносился цикличный рисунок. Например, бегущая лошадь, которую изображали несколько раз в разных стадиях движения. При вращении круга рисунок сливался, и возникала иллюзия движущегося объекта.

Первым настоящим мультипликатором принято считать француза Эмиля Рейно. Он создал аппарат праксиноскоп, который состоял из крутящегося барабана, системы зеркал и фонаря. В 1892 году Рейно запустил своеобразный аттракцион - оптический театр. Там он демонстрировал зрителям комические сюжеты продолжительностью 15-20 минут.

Это случилось за несколько лет до знаменитой премьеры братьев Люмьер, то есть мультипликация стала известна французам даже несколько раньше, чем кинофильмы.
Но настоящие первые мультфильмы появились только в начале 20 века. Они были черно-белыми, изображения – угловатыми и неуклюжими. Первые мультфильмы были «немыми».

Далее развитие мультипликации, так же как и кинематографа, проходило во Франции. Эмиль Коль – еще один яркий режиссер и художник, начинал свою деятельность с актерских постановок. В 1908 году он создал первые мультипликационные фильмы. Они напоминали рисованные комиксы, только в движении. Эмиль Коль рисовал тысячи рисунков, чтобы оживить их. Он стремился добиваться реалистичности, копируя настоящие предметы, и даже использовал фотографию. Его наследие современные мультипликаторы считаю ценным.
Еще одно яркое имя в истории мультипликации связано с Россией. В 1912 году Владислав Старевич создал первый кукольный мультфильм под названием «Прекрасная Люканида, или война рогачей и усачей». Этот деятель прославился своей любовью к насекомым. Он снял массу фильмов, им посвященным, и выглядели они на экране очень натурально. Владислав Старевич – тонкий психолог и талантливый художник. Он заботился не только об изобразительной стороне мультфильмов, но и наполнял их глубоким смыслом.

В Японии первые эксперименты с анимацией начались в 1913 году, а уже в 1917 году появились анимационные фильмы длинной от 1 до 5 минут.

Если в Европе съемка фильмов проходила практически кустарным способом, то в Америке с технической базой все обстояло гораздо лучше. Здесь и появился Уолт Дисней, который в 1929 году снял свой первый рисованный мультфильм с музыкальным сопровождением «Пляска скелетов». Диснея принято считать отцом мультипликации, его творчество заслуживает отдельного повествования, ведь только премию «Оскар» он получал 30 раз. Его опыт берут за основу и сегодня.

1928 год - Уолт Дисней создает самого популярного рисованного персонажа в истории мультипликации - Микки Мауса. В этот же год выходит его первый звуковой анимац В 1940 г. – в Америке начинают производство серии мультфильмов «Том и Джерри».
ионный фильм «Пароходик Вилли»

Впоследствии мастера кинематографа ввели еще одну интересную технологию – совмещение игры живых актеров и мультипликационных героев.

В русской мультипликации первым считается Александр Викторович Ширяев. Это было в 1906 году. Каждое движение в рукодельной сценической коробке подробнейшим образом зарисовывались на узкой бумажной ленте. Получались своего рода раскадровки. Если их воспроизвести на экране - выйдет схожая с современными мерками мультипликация.

В 1936 г. В Москве по решению правительства была создана специальная студия рисованных фильмов «Союзмультфильм». В это время в своих работах художники-мультипликаторы начинают осваивать цвет.

В 1950 г. - Проводятся первые эксперименты с компьютерно генерированным изображением.




Cегодня компьютерная анимация получила широкое применение и постепенно заменяет все остальные технологии. Иногда компьютерная графика переносится на пленку. Под компьютерной анимацией также подразумевают CGI (англ. computer-generated imagery, букв. «изображения, генерированные компьютером»), т.е. спецэффекты, созданные на компьюетере.

Все больше создается мультфильмов в 3D. Для 3d анимации сцены и объекты моделируются на компьютере (создается трёхмерная модель сцены и объектов, при чем строится геометрическая проекция модели на плоскость, т.е. экран компьютера), фигуры имеют виртуальный скелет. После делают рендеринг (визуализацию), т.е. строят проекцию в соответствие с выбранной физической моделью. Далее происходит вывод изображения.

Компьютерная анимация начала применяться в 90-ых гг

Изучив, историю мы поняли

    Что такое раскадровка и как с ее помощью можно привести в движение героев

. КЛАССИФИКАЦИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ

Мультфильмы занимают на сегодняшний день одно из центральных мест в мире киноискусства. Потому как в мульфильмах заложены изначально полезные свойства:

взаимосвязь фантастического (волшебного) и реального (мечты в голове реализуются на экранах);

яркость мультипликационного материала и лаконичность (яркие образы привлекают внимания, а простата сюжета поддерживает интерес);

наличие добра и зла (только в мультфильмах, как правило, всегда присутствует счастливый финал в неравной борьбе добрых и злых сил);

сказочный мир (оживают даже неодушевленные предметы).

Классификация мультфильмов на сегодняшний день достаточно велика, поэтому мы остановимся на наиболее приоритетных и известных.

Разделяют мультфильмы по странам-производителям:

американские (мультики Уолта Диснея);

французские (например, "Кошачий суп", "Мышиный хвост");

японские (аниме) ("Унесенные призраками", "Мой сосед Тоторо");

Россия (СССР) ("Малыш и Карлсон", "Ну, погоди", "Иван царевич и Серый волк");

чешские ("Упс, ошибочка", "Кротик");

немецкие ("Белоснежка", "Послание");

английские ("Почтальон Пэт").

По целям:

образовательные (смысль заключается в следующем: мультики должны изменить знания, отношение или поведения смотрящих);

развивающие (такие мультики направлены на развитие личности);

воспитальные (моделируют систему поведения);

обучающие (совершенствование знаний и их систематизация);

познавательные (просветительная функция);

ознакомительные;

развлекательные;

риторические (проблемные) (помогают задуматься над окружающими нас проблемными ситуациями).

По технологическому процессу:

рисованные. Первые мультипликационные фильмы были именно такими, так как они не требовали кинооборудования, поэтому появились задолго до появление кинематографа. В такой технике работала компания Уолта Диснея. Сейчас данный метод в большинстве своем использует производство Японии.

компьютерные.

кукольные. Вперые появились в России. Известные мультики: "Чебурашка", "Варежка", "Труп невесты".

пластилиновые. "Пластилиновая ворона".

песочные. Использование любых сыпучих материалов.

порошковые.

По продолжительности:

Короткометражные (длительностью до 45 минут);

Полнометражные (более 45 минут).

По возрастным интересам:

Для детей;

Для подростков

Для взрослых.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Анкета

    Любите ли вы смотреть мультфильмы? (подчеркните ответ)

мне всё равно

ненавижу

    Какие мультфильмы вам нравятся? (подчеркните)

современные российские,

зарубежные,

старые советские,

    Что для Вас является главным в мультфильме?

красочность

спецэффекты

    Какой Ваш самый любимый мультфильм?_________________________

    Знаете ли Вы когда и где появились первые мультфильмы?__________

    Как создаются мультфильмы? ___________________________________

Проанализировав анкету мы пришли к выводу, что большинство детей (приложение1)обожают смотреть мультфильмы (45 %.), любят (20%) некоторые смотрят их иногда (15%.), и только 5%вообще не любят смотреть мультфильмы (мальчики). Значит, большинство детей любят смотреть

Те ребята, которым мультфильмы нравятся, указали что чаще смотрят(приложение 2):

современные российские мультфильмы – 75%

зарубежные – 18%

старые советские – 7%

Главным в мультфильмах для них является(приложение3):

смысл – 75%

спецэффекты –10%

красочность - 15%

Самый любимый мультфильм: «Три богатыря», «Иван –Царевич и серый волк» , «Смешарики» и др. (приложение 4)

Когда и где появились первые мультфильмы? Как создаются мультфильмы? Дети не ответили вообще. Значит не знают. На вопрос:не хотели бы вы сами создать мультфильм, все ответили большим желанием.

Анкета нам помогла определить какой же фильм нужен нам

Детский, но со смыслом

Развлекательный, но современный

Пластилиновый.

Короткометражный

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ АНИМАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ

Анимационный фильм - это не просто последовательность картинок, это история, придуманная и разыгранная режиссером для зрителей.
Чтобы рассказать историю интересно, чтобы у зрителя не было вопросов к рассказчику, режиссеру нужно хорошо подготовиться к рассказу.

Просмотрев несколько видеороликов о мультипликации, мы поняли, что создание мультфильма - длительный, трудоёмкий процесс.

Продюсер определяет общий замысел, сценаристы разрабатывают сюжет и сценарий, который затем разбивается на эпизоды и сцены, иллюстрируемые серией набросков.

Режиссер распределяет сцены между художниками-мультипликаторами. Каждый из них отвечает за основные положения персонажей в сцене. Промежуточные эпизоды дорисовывают младшие мультипликаторы. Другие художники готовят фон, на котором разворачивается действие. Контурные рисунки передаются для окраски, переносятся на прозрачный пластик и обводятся пером или тушью. В том случае, если используется цвет, он наносится на обратную сторону пластинок.

Затем оператор покадрово фотографирует рисунки при помощи специальной камеры.

Затем делается анимация (оживление).

Актёры озвучивают персонажей фильма.

Наконец, звукорежиссёр синхронизирует звук с изображением.

Музыка может быть написана композитором специально под изображение, а может быть так, что изображение рисуется и монтируется под уже написанную музыку

Итак, мы выделили следующие

этапы создания мультипликационного фильма:

1. Выбор сюжета

Всё начинается с идеи. Это может быть как просто пришедшая кому-то в голову идея, так и конкурс идей или обычный мозговой штурм. Когда идея готова, необходимо сделать наброски портретов будущих героев, пейзажей, сцен и схему фильма. Созданные наброски или картины используют для уточнения сюжета будущего фильма.

2. Написание сценария

Создание фильма начинается с подробного письменного киносценария. Нужно показать, как каждая сцена будет выглядеть в фильме.

3. Создание персонажей и обстановки

После написания сценария надо нарисовать или просто составить раскадровку по сценам и по времени.

4. Выставление движения

Собрать мультфильм: проработать анимацию, т. е. движения персонажа, используя компьютерные технологии.

5. Подбор звукового сопровождения

Начать озвучку: подключить микрофон, включить запись на звуковую дорожку, озвучить персонажи.

6. Соединение звука с изображением

Синхронизировать изображение с озвучиванием.

7. Создание заставки и концовки

Именно они помогут вам ярко начать и эффектно закончить свой фильм.

Процесс создания пластилинового мультфильма.

Написание сценария мультфильма. Мы решили создать пластилиновый мультфильм по известной сказке « Колобок». В ходе сценария колобок сам рассказывает о своем приключении. Рассказал о встрече с зайцем, волком, медведем. А вот встреча с лисой оказалась трагичной.

Разработка персонажей. Для создания мультфильма мы приготовили следующих пластилиновых персонажей: колобка, зайца, волка, медведя, лису. Изготовили необходимые декорации: дом бабки с дедом, облака и тучки, солнышко, деревья, тропинку.

Когда персонажи были готовы, мы изготовили фон: за основу взяли лист белого пластика, небо раскрасили гуашевыми красками, потому что на данном материале очень удобно располагать персонажей мультфильма, легко перекладывать их с места на место, при необходимости всегда можно почистить запачкавшийся лист.

Подготовка к съемке.

1. Настройка фотоаппарата: Для съемки мультфильма мы выбрали на фотоаппарате самый маленький размер кадра 640×480. Это нужно для того, чтобы мультфильм занимал мало места в памяти.

2. Установка фотоаппарата на штатив: Сначала нам не было известно о необходимости штатива. Первые кадры мультфильма мы снимали из положения, стоя сверху над фоном. После того как решили проверить, что получилось, были разочарованы, так как увидели прыгающие кадры мультфильма, от которых уставали глаза. Так как настоящего штатива у нас не было, взрослые изготовили нам самодельный штатив из книжек.

3. Выбор высоты и наклона штатива: Фотоаппарат на штативе мы закрепили так, чтобы в объективе был только фон будущей сцены, а ничего лишнего в кадр не попадало. Теперь мы были уверены, что кадры нашего мультфильма не будут прыгать на экране.

Что такое частота кадров?

Мультфильм создается из последовательности картинок (кадров).

Частота кадров может быть разная (в профессиональном кино это от 12 до 30 кадров в секунду).

Создание пластилиновых мультфильмов довольно трудоемко. Учитывая, что на 2 кадра приходится 1 снимок, то для одной секунды мультфильма нужно сделать 12 снимков (т.к. скорость - 24 кадра/сек.). Соответственно, необходимо 12 раз измененять объект, чтобы снять 1 секунду.

Полезные советы при съемке. Фотоаппарат закреплён. Штатив не шевелится. Можно приступать к съёмке. Двигать фигуры нужно "по чуть-чуть" и в нужном направлении. Фигурки на экране могут двигаться одновременно. Необходимо следить, чтобы во время съемки в кадре не было никаких лишних деталей – главным образом ничьих рук.

Важно! Съёмочная площадка и фотоаппарат должны сохранять своё положение в течение всей съёмки. Нельзя двигать штатив и фотоаппарат на нём.

Обработка фильма с помощью видеоредактора Киностудия в Windows 7

После того как закончили съемки кадров мультфильма мы перенесли их на компьютер. Там их нужно было обработать специальной программой. Мы выбрали популярную программу видеоредактор Киностудия в Windows 7 Создавать в ней мультфильмы совсем несложно.. Но посчитали, что для первого раза и это неплохо.

4) Просмотр мультфильма . И вот настал этот долгожданный час, которого мы так долго ждали. Много- много раз мы просматривали свой любимый первый мультик.

Вместе с нами другие наши одноклассники создавали другие мультфильмы.

«Историю о зверятах» «О грозной тучке»



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из нашей работы, можно сделать следующие выводы:

1. С момента выхода первого мультфильма прошло больше 100 лет, но их популярность не угасает.

2.. Съемки мультфильмов – очень кропотливая работа!

3. Зная основные секреты создания мультфильмов, при наличии доступного технического обеспечения , можно создать свой собственный мультфильм.

Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Полученные в ходе исследования знания позволили увеличить интерес окружающих к искусству мультипликации.

В дальнейшем мы хотим

    Создать мультфильмы с выдуманными героями

    Узнать как мультики влияют на наше сознание, на сознание всех детей.

Список литературы

Что такое. Кто такой. В 3т. Т.2 – 3-е издание, переработанное и дополненное – М. Педагогика – Пресс, 1992

И. Иванов-Вано Рисованный фильм – М.: Госкиноиздат, 1950

Анна Милборн Я рисую мультфильм – М.: Эксмо, 2006

Использованные ресурсы:

http://xn----9sbmlcancehc7el2iuaw.xn--p1ai/info/Znachenie_Slova_Multiplikaciy.html

http://www.myltik.ru/index.php?topic=interes/history

Вид проекта – долгосрочный, совместный детско-родительский творческий проект.

Участники проекта: воспитатель группы, дети, родители.

Суть проекта: осваивая и используя навыки лепки, рисования, конструирования, выполнения аппликации и поделок, дети изготавливают персонажей и декорации для игр, постановки спектаклей и съемки мультфильмов.

Цель: Раскрыть секреты создания мультфильмов. Создать мультфильм своими руками.

Гипотеза: Мы предположили, что если мы раскроем секреты создания мультфильмов, то сможем сами создать свой мультфильм.

Задачи:

Образовательные

  • Познакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации.
  • Познакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов.
  • Расширить знания детей о профессиях: сценарист, режиссер, художник-мультипликатор, оператор, звукорежиссер.

Развивающие

Воспитывающие

  • Воспитать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма.
  • Воспитывать эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни и искусстве.
  • Прививать ответственное отношение к своей работе.

Формы работы:

  • Просмотр презентации «Союзмультфильм».
  • «Волшебники мультипликации» (знакомство с профессиями: сценарист, режиссер-мультипликатор, художник-мультипликатор, звукорежиссер, оператор и др.)
  • «Тайны мультипликации» (знакомство с миром мультипликации).
  • «Игра – путешествие по станциям страны Мульти-Пультии».
  • Просмотр видеороликов «Встреча с Мультиком и художником Малявиным».
  • Просмотр мультфильмов (знакомство с видами мультфильмов: пластилиновый, рисованный, кукольный).
  • Беседы «История возникновения мультипликации», «Как снимают рисованный мультфильм», «Какие бывают мультфильмы».
  • «Путешествие в прошлое – детство родителей» (альтернативой мультфильмам были диафильмы).
  • Просмотр диафильмов.
  • Эксперименирование с красками – получение разных оттенков, путем добавления белой краски.
  • Работа над фоном, используя нетрадиционные методы рисования.
  • Работа над декорациями к мультфильму, используя нетрадиционные методы рисования.
  • Лепка героев из пластилина.
  • Рисование «Любимый мультипликационный герой».
  • Рисование историй в картинках (придумывание историй и составление мнемотаблиц «Юные сценаристы»).
  • Загадки о мультипликационных героях.
  • Викторины «Знаток мультфильмов», «В Стране Мульти-Пультии».
  • Рисование овощей на подносе, обсыпанной манкой.
  • «Овощи на грядке» - метод пластилинографии.
  • Работа над заставкой, концовкой – микрогруппами.
  • Съемка заставки.
  • Пересказ сказки, рассказывание по ролям.
  • Инсценирование сказки.
  • Составление рассказа от имени предмета «Ожившие предметы».
  • Игры «Путешествие в Мир эмоций» (умение различать эмоциональные состояния персонажей); «Отгадай персонажа по мимике и жестам».
  • Запись сказки.
  • Консультации для родителей «Секреты мультипликации», «Методы и приемы нетрадиционных способов рисования».

Этапы работы:

  • Выбор темы.
  • Постановка цели.
  • Выдвижение гипотезы исследования.
  • Поиск материала по мультипликации.
  • Обследование детей по данной теме.
  • Изучение истории возникновения мультипликации.
  • Виды мультфильмов.
  • Изучение процесса создания мультфильма.
  • Разработка алгоритма работы над мультфильмом.
  • Подготовка необходимых для реализации проекта материалов и оборудования.
  • Создание творческой группы родителей, заинтересованных данной темой.
  • Погружение в сказку.
  • Раскадровка.
  • Разработка и создание персонажей и декораций.
  • Оживление персонажей.
  • Обыгрывание сюжета.
  • Съемка мультфильма.
  • Монтаж отснятого материала на компьютере.
  • Озвучивание (распределение ролей).
  • Определение уровня сформированности обобщенных учебных умений.
  • Премьера мультфильма. Просмотр (результат работы).
  • Итоговое занятие на тему «Изготовление афиши».
  • Родительское собрание на тему «Дети и мультипликация».
  • Презентация проекта.

Ожидаемый результат:

В рамках проекта «Мультфильм своими руками» дети получили определенные знания, умения и навыки:

Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие мышления, воображения, умение выражать свои чувства средствами искусства.

Развитие личностных качеств: самостоятельности, инициативы, взаимовыручки, сопричастность общему делу, ответственность, уважение друг к другу, самооценка.

Развитие коммуникативных навыков, проявления творческой самостоятельности, активности в создании образа, развитие мелкой моторики рук, возможность проявить свои таланты. Это дало новый импульс игровой деятельности, дети заимствуют сказочные сюжеты и начинают сами мастерить героев для своих игр.

Таким образом, использование проектной деятельности даёт нам возможность:

- стимулировать детей к достижению того или иного результата;

Достичь определённой и реальной цели, продукта проектной деятельности;

Использовать разные виды продуктивной деятельности в одном проекте;

Проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, а также освоенные ранее знания и умения;

Формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе.

Результатом участия в проекте также становятся раскрепощение мышления, развитие творческого потенциала, формирование умения наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное, отражать свои впечатления в творческих работах, а также совершенствование навыков общения в коллективе и социализация.




Мы любим смотреть мультфильмы. Мультфильм это что-то доброе, сказочное и волшебное.
Мультфильм - это мультипликационный или анимационный фильм, т.е. фильм, созданный с помощью мультипликации (анимации).
Мне захотелось узнать, как создаются мультфильмы, и создать свой мультфильм. Выяснить как «оживают» и двигаются картинки.
Для того чтобы создать мультфильм, мне нужно выявить востребованность данного проекта. Провести анкетирование обучающихся и их родителей, с целью выявления их отношения к мультфильмам. После этого изучить процесс создания мультфильма и создать свой.

Я предположил, если будет наличие доступного технического обеспечения, то создать мультфильм доступно даже ребенку.

Предмет исследования: Мультипликация

Методы:

    Поиск информации в интернете

    Просмотр видеороликов о создании мультфильмов

    Сравнение, наблюдение, анализ полученной информации

    Создание собственного мультфильма

Что такое мультипликация?
Мультиплика́ция - (от лат. Multiplicatio) — умножение, увеличение - это процесс создания движущихся изображений.
Термин «мультипликация» употребляют исключительно в русском кино как синоним термина «анимация». В переводе с латинского - «anima» означает «душа». Значит «анимация» не что иное, как «оживление» или «одушевление».

Практическая часть
Мне было интересно, как наши сверстники и их родители относятся к мультфильмам.
В анкетировании участвовали 55 учащихся 1-3 класса Ягульской школы. Посчитав результаты анкеты, выяснили, что большинство детей обожают смотреть мультфильмы (46), некоторые смотрят их иногда (8), и только 1 вообще не смотрит мультфильмы. Значит, большинство детей любят смотреть.
Практически все ребята (46) указали, что хотят научиться создавать мультфильмы.
Раздав анкету родителям, я получил следующие результаты: из 47 человек 33 с удовольствием смотрят мультфильмы и только 14 указали, что иногда смотрят мультфильмы. 26 родителей указали, что хотят заниматься созданием мультфильмов.
После анкетирования выяснилось, что большая часть опрошенных не только любят смотреть мультфильмы, но и хотят научиться создавать их.

Процесс создания компьютерного анимационного мультфильма
Я решил создать компьютерный мультфильм.
Я выяснил, что особых затрат материала компьютерная анимация не требует, по сравнению с пластилиновыми и кукольными мультфильмами. Главное выбрать подходящую и понятную программу для создания мультфильма. Рассматривал различные готовые программы в Интернете, но ни одна из программ меня не устроила. Некоторые программы были сложны в использовании, другие предлагали работать только с готовым вариантом фонов и объектов. А мне хотелось создать что-то свое и неповторимое и в то же время доступное для других ребят. После долгих поисков я пришёл к решению, что мультфильм можно создать с помощью известной программы, которая есть практически у всех наших знакомых, Power Point.
Данная программа предлагает большие возможности не только создание фона, но и самостоятельного выбора различных объектов и фигур, а также установки этим объектам различного вида анимации. Что в полной мере позволяет проявить нашу фантазию.
Идея создания мультфильма появилась после прочтения рассказа А. Митяева «Первый полет». В анимационном мультфильме показано событие, которое произошло 12 апреля 1961года. Юрий Алексеевич Гагарин впервые полетел на ракете «Восток» вокруг Земли. Это был знаменательный исторический факт. В честь этого события сочиняли стихи, писали песни. Все мальчишки того времени хотели стать космонавтами. Юрий Гагарин был героем, который проложил другим людям дорогу в космос. Он облетел вокруг Земли, благополучно вернулся обратно на землю. Какое знаменательное событие было для того времени. В 2016 году мы отмечаем 55-летие первого полета человека в космос.
Для создания мультфильма мне понадобился ноутбук, с выходом в Интернет и программа Power Point.
Мне понадобились следующие объекты и персонажи. Ракета, облака, капсула приземления были составлены из стандартных фигур, которые предоставляется программой Power Point. Изображение космонавта, детей, земли, солнца, цветов были скачены из Интернета и изменено с помощью автоматического удаление нежелательных частей рисунка (Приложение №4). Фон мультфильма взят из готовых дизайнов слайдов программы Power Point или скачаны из Интернета.
Мультфильм создавался из последовательности слайдов. Всего в мультфильме получилось 18 слайдов. На слайде для каждого объекта сделана анимация разного вида: качание, перемещение, вращение, появление, всплывание и т.д.
Показ слайдов презентации настроен автоматически по времени. Музыка Александра Камлюка - День Космонавтики (рок-попурри) подобрана таким образом, что соответствует заданной тематике презентации. Воспроизведение музыкального сопровождения настроено автоматически на время показа всех слайдов.
Презентация конвертирована (т.е. изменена) с помощью программы Smart PPT Converter в формат avi. (Приложение №8)
И вот настал этот долгожданный час, которого я так долго ждал. Много- много раз я просматривал свой любимый первый мультик.

Создание анимационного мультфильма - очень кропотливая работа!
Исходя из моей работы, можно сделать следующие выводы:
1. С момента выхода первого мультфильма прошло много времени, но их популярность не угасает.
2. Зная основные секреты создания мультфильмов, при наличии доступного технического обеспечения, можно создать свой собственный мультфильм, доступный для всех.
Таким образом, я сумел достичь цели нашего исследования. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Полученные в ходе исследования знания позволили увеличить интерес окружающих к искусству мультипликации, узнать много нового о первом полете в космос человека.

Школьная научно-практическая конференция

младших школьников « Я - исследователь»

КАК РОЖДАЮТСЯ МУЛЬТФИЛЬМЫ?

ГБОУ СОШ №8 пгт Алексеевка г. о Кинель Самарской области.

Руководитель: Харитонова Людмила Ивановна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №8 пгт Алексеевка г.о. Кинель Самарской области.

2014 г.

Содержание

1. Введение............................................................................................................. 3

2. Основная часть

2.1. История мультипликации..........................................................................

2.2. Виды мультипликации..............................................................................

2.3. Создание мультфильма.............................................................................

3. Заключение......................................................................................................

4. Литература... ...................................................................................................

1. Введение

Я очень люблю мультфильмы. Мне всегда казалось, что мультяшные герои абсолютно реальные и что они живут в телевизоре. Я очень хотел с ними познакомиться и подружиться, чтобы они жили со мной вместе, чтобы мы играли и веселились, а я бы о них заботился. Немного повзрослев, родители мне рассказали, что мультфильмы делают художники-мультипликаторы, но как делают мультфильмы, мне так до конца было не понятно.

Поэтому я и выбрал тему для своей работы: «Как рождаются мультфильмы?» Эта т ема актуальна, потому что сегодня большое разнообразие мультфильмов. Мы все постоянно смотрим мультфильмы иностранного и отечественного производства. Они учат нас быть добрыми, отзывчивыми, смелыми и дружными. Многие ребята предпочитают играм просмотр телевизора.

Цель работы : Создание мультфильма в домашних условиях.

Задачи , над которыми я работал:

    Познакомиться с историей мультипликации.

    Выяснить какие виды мультипликации существуют.

    Узнать, можно ли создать мультфильм в домашних условиях.

    Создать свой мультфильм.

Методы исследования:

    Опрос

    Анкетирование

    Изучение литературы

    Просмотр видеоматериалов

    Эксперимент

Гипотеза:

    В домашних условиях можно создать мультфильм, обладая определёнными знаниями.

2. Основная часть.

2.1. История мультипликации.

Когда появились первые мультфильмы точно неизвестно. С давних времён люди пытались «оживить» рисунки. Учёными были найдены наскальные рисунки, где животных изображали с множеством ног, перекрывающих друг друга. Первые упоминания об анимации (оживлении) датированы 1 веком до н. э.(Приложение. Фото 1).

В начале второго тысячелетия н. э. в Китае появились теневые представления. Они очень были похожи на будущие мультфильмы.

В середине 15 века стали появляться артисты, которые развлекали народ подвижными изображениями, применяя для этого специальные механизмы.

В конце 19 века изобретатель-самоучка Эмиль Рэйно придумал и представил публике проектор, в котором использовался принцип последовательной передачи изображений – одно за другим. Назывался он праксиноскоп.

Первое и самое примитивное оптическое устройство, поступившее в продажу, именовалось тауматропом (что означает «вращающееся чудо»). Я решил изготовить это устройство сам и сейчас вам его продемонстрирую. (Приложение 1). Оно было изобретено Джоном Пэрисом в 1826 году и состояло из картонного диска с рисунком на каждой стороне и верёвочных ручек по краям. Когда диск вращали, отдельные рисунки сливались в единое изображение.

Ещё одна старинная анимационная игрушка, макет которой я вам сейчас представлю, называется зоетроп (в переводе с греческого языка - «колесо жизни»). Именно он известен по всему миру как прародитель анимации. Представляет собой цилиндр с вертикальными прорезями, закреплённый на вращающейся оси. Внутрь помещается лента с серией последовательных кадров. Барабан раскручивается, и кадры соединяются в анимацию. (Приложение 2).

2.2. Виды мультипликации

    Кукольная мультипликация.

Родиной кукольной мультипликации является Россия. Именно в нашей стране в 1912 году был создан кукольный фильм о жизни жуков биологом Владиславом Старевичем. Процесс создания одного кукольного мультфильма очень трудоёмкий и состоит из нескольких этапов.

На первом этапе пишется сценарий, затем придумываются образы персонажей. По нарисованным персонажам создаются куклы, шьётся одежда и обувь. Самым трудоёмким является этап создания кукол, ведь каждая из них должна иметь подвижные руки, ноги, голову, туловище, глаза и губы. (Приложение 3).

Внутри такой куклы проволочный каркас. Когда куклы готовы и одеты, мультипликаторы приступают к съёмкам фаз движения, соответствующих сюжету будущего мультфильма. Раньше кукол делали из дерева (голова). Например, Чебурашка и крокодил Гена - «липовые головы», то есть их головы были сделаны из липы.

Снятие одного эпизода занимает от нескольких дней до нескольких недель.

Одна минута мультфильма содержит в себе до 25 кадров, а за один день снимается всего 5 секунд мультфильма. Весь мультфильм – несколько лет. С приходом в мультипликацию компьютерных технологий, кукольные мультфильмы снимаются значительно быстрее.

    Рисованная мультипликация.

Как уже говорилось ранее, история рисованных мультфильмов берёт начало в 19 веке. Как же создаются рисованные мультфильмы, и кто их создаёт?

Сначала сценарист пишет сценарий. Он содержит и сюжет, и диалоги, и описание внешнего вида героев, и даже пейзаж на заднем плане.

Затем режиссер делает раскадровку – рисунки в виде комиксов. Из них потом складывается целый мультфильм. (Приложение 4).

Вслед за этим за работу принимается аниматор. Он оживляет персонажей. В его работу входят не только движения героев, но и повороты головы, смех и слёзы. Теперь заливают персонажей красками. Это делают при помощи компьютера. Затем накладывают героев на фон.

Чтобы сделать мультфильм, снимают каждый кадр отдельно. После чего всё монтируют при помощи компьютерных технологий.

Рисованная анимация также очень длительный и трудоёмкий процесс, занимающий несколько лет.

    Пластилиновая анимация

Обычный детский пластилин – это волшебный материал, при помощи которого можно сотворить чудо.

Существуют 3 техники, в которых снимают пластилиновые мультфильмы.

1. Перекладка.

Персонажей делают плоскими и располагают на нескольких этажах мультстанка. Персонажей потихоньку передвигают и снимают кадры мультфильма, на несколько мм изменяя движения рук и ног. (Приложение 5)

2. Объёмная пластилиновая анимация.

Персонажи располагаются в объёмной декорации. Оживить таких героев сложнее. Самое трудное – заставить героя заговорить. Для этого у него должен быть подвижным рот. После художники создают декорации тоже из пластилина.

Когда всё готово, на компьютере приступают к монтажу. На создание одного 15-ти минутного мультфильма требуется целый год.

3. Комбинированная мультипликация.

Персонажей снимают на отдельном фоне: то зелёном, то синем, а потом при помощи монтажа их вставляют в снятые отдельно пластилиновые миры.

Чтобы вырастить цветок, в пластилиновой анимации прибегают к приёму обратной съёмки. Сначала лепят весь цветок, а потом отрывают по лепестку, снимая кадр за кадром. После полученные кадры переворачивают и показывают в обратном порядке.

    Песочная мультипликация.

Рисовать песком могут все: и взрослые и дети. Сначала песок нужно просеять, что бы очистить от больших камешков. Его можно сделать цветным. Для этого песок раскрашивают гуашью. Главный инструмент в создании мультфильма – ладони и пальцы.

Рисуют песком на специальном столе. Поверхность должна быть стеклянной. Внизу под столом должна находиться лампа дневного света.

Рисовать нужно насыпью. Набирают песок в кулак и насыпают на поверхность, придавая форму предметам. Лишний песок убирают ладонью или пальцами. Всё фиксируют на фотоаппарат или камеру, обрабатывают при помощи компьютера, накладывают музыку. Мультфильм готов! (Приложение 6)

2.3. Создание мультфильма

Я решил попробовать создать дома мультфильм, по мотивам русской народной сказки «Курочка Ряба» используя технику рисованной анимации. Сказку эту я выбрал, потому что моему младшему брату она очень нравится, и я подумал, что ему также будет интересно посмотреть мультфильм, который я сделал сам.

Для этого мне понадобились: картон, фломастеры, краски, ножницы, швейная игла, крепкие нитки, компьютер и цифровой фотоаппарат. (Приложение Фото 7.)

Затем мы с мамой оборудовали рабочее место для создания мультфильма. (Приложение 8.)

Производство мультфильма началось!

    сначала мы нарисовали на большом листе картона и разукрасили красками фон, на котором будет сниматься мультфильм;

    затем нарисовали детали кукол, разукрасили их фломастерами и вырезали;

    соединили детали кукол с помощью швейной иголки и крепких ниток, имитируя шарниры;

На компьютере в программе Windows Movie Maker мы с Людмилой Ивановной смонтировали мультфильм и наложили музыку. (Приложение Фото 11.)

Мультфильм готов!

3. Заключение.

В ходе работы я выяснил, что в домашних условиях можно создать свой мультфильм. А ещё я узнал, что создание мультфильма сложный и трудоёмкий процесс. Его созданием на киностудиях занимаются люди многих профессий. Они работают над мультфильмами годами (надо отдать должное их выдержке и работоспособности). Создавая свой мультфильм, эти качества пригодились и мне. И кто знает, может быть и я, когда вырасту тоже стану мультипликатором.

4. Литература.

1. Капков С.В. «Энциклопедия отечественной мультипликации» Изд.: Алгоритм, 2006, 810 стр.

2. Саймон Марк «Как создать собственный мультфильм. Анимация двухмерных персонажей», 2006, 336 стр.

3. Multiup.ucoz.ru

Приложения.

Марианна Розова
Творческий проект «Мультфильм своими руками»

Уважаемые коллеги! Приглашаю Вас на презентацию творческого проекта "Мультфильм своими руками". В рамках этого проекта мы с детьми сняли свой собственный мультфильм по русской народной сказке "Пых". Дети с огромным интересом работали над созданием мультфильма: творили, играли, общались, создавали все своими руками: декорации, персонажей. Проявляли самостоятельность при создании поделок, персонажей, декораций, использовали знакомые им техники, применяли на практике навыки, которые у них уже были сформированы. Учились новым интересным техникам, актерскому мастерству. Попробовали себя в роли сценаристов, художников-иллюстраторов, художников-декораторов, актеров. Родители тоже подключились к работе, и в целом за проект у нас вышло четыре мультфильма. Буду рада, если кого-то вдохновит наш проект!

Вид проекта – долгосрочный, совместный детско-родительский творческий проект.

Участники проекта: воспитатель группы, дети, родители.

Суть проекта: осваивая и используя навыки лепки, рисования, конструирования, выполнения аппликации и поделок, дети изготавливают персонажей и декорации для игр, постановки спектаклей и съемки мультфильмов.

Цель: Раскрыть секреты создания мультфильмов. Создать мультфильм своими руками.

Гипотеза: Мы предположили, что если мы раскроем секреты создания мультфильмов, то сможем сами создать свой мультфильм.

Актуальность проекта: В последние годы возник определённый вакуум в качественной отечественной мультпродукции для детей и молодежи, а современное телевизионное пространство заполонили низкопробные западные мультфильмы: или пошлые, или пропагандирующие агрессию, злость и аморальное поведение, рассчитанные в основном на уже на школьников и взрослых.

На нашем рынке только-только стали появляться мультфильмы, опирающиеся в своём создании на классическую школу отечественной мультипликации. Поэтому данная проблема носит образовательный и воспитательный характер, так как дальнейшее ухудшение ситуации может привести к духовной деградации молодёжи. Поскольку сознание нации формируется из совокупности мировоззрений разных социальных слоев граждан России и, в первую очередь, молодежи страны, хочется подчеркнуть важность и актуальность этого проекта.

Теперь, благодаря новым технологиям и современному оснащению детского сада, дошкольники из пассивных потребителей мультпродукции, становятся активными участниками создания мультфильма, т. е. пробуют себя в новом качестве. Осваивая и используя навыки лепки, рисования, аппликации, конструирования, дети изготавливают персонажей и декорации для съёмки собственных мультфильмов; знакомятся с устройством фото и видео техники; придумывают сценарии; непосредственно участвуют в съемочном процессе; озвучивают своих героев - происходит сотворчество взрослого и ребёнка. Возможно в будущем, выступив в роли создателей мультфильмов, они по иному подойдут к выбору и оценке мультика.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации.

Познакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов.

Расширить знания детей о профессиях: сценарист, режиссер, художник-мультипликатор, оператор, звукорежиссер.

Развивающие:

Развивать творческое мышление и воображение.

Формировать художественные навыки и умения.

Формировать навыки связной речи.

Воспитывающие:

Воспитать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма.

Воспитывать эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни и искусстве.

Прививать ответственное отношение к своей работе.

Формы работы:

Просмотр презентации «Союзмультфильм».

«Волшебники мультипликации» (знакомство с профессиями: сценарист, режиссер-мультипликатор, художник-мультипликатор, звукорежиссер, оператор и др.)

«Тайны мультипликации» (знакомство с миром мультипликации).

«Игра – путешествие по станциям страны Мульти-Пультии».

Просмотр видеороликов «Встреча с Мультиком и художником Малявиным».

Просмотр мультфильмов (знакомство с видами мультфильмов: пластилиновый, рисованный, кукольный).

Беседы «История возникновения мультипликации», «Как снимают рисованный мультфильм», «Какие бывают мультфильмы».

«Путешествие в прошлое – детство родителей» (альтернативой мультфильмам были диафильмы).

Просмотр диафильмов.

Эксперименирование с красками – получение разных оттенков, путем добавления белой краски.

Работа над фоном, используя нетрадиционные методы рисования.

Работа над декорациями к мультфильму, используя нетрадиционные методы рисования.

Лепка героев из пластилина.

Рисование «Любимый мультипликационный герой».

Рисование историй в картинках (придумывание историй и составление мнемотаблиц «Юные сценаристы»).

Загадки о мультипликационных героях.

Викторины «Знаток мультфильмов», «В Стране Мульти-Пультии».

Рисование овощей на подносе, обсыпанной манкой.

«Овощи на грядке» - метод пластилинографии.

Работа над заставкой, концовкой – микрогруппами.

Съемка заставки.

Пересказ сказки, рассказывание по ролям.

Инсценирование сказки.

Составление рассказа от имени предмета «Ожившие предметы».

Игры «Путешествие в Мир эмоций» (умение различать эмоциональные состояния персонажей); «Отгадай персонажа по мимике и жестам».

Запись сказки.

Консультации для родителей «Секреты мультипликации», «Методы и приемы нетрадиционных способов рисования».

Родительское собрание «Дети и мультипликация».

Этапы работы:

I этап:

Выбор темы.

Постановка цели.

Выдвижение гипотезы исследования.

Поиск материала по мультипликации.

Обследование детей по данной теме.

Изучение истории возникновения мультипликации.

Виды мультфильмов.

Изучение процесса создания мультфильма.

Разработка алгоритма работы над мультфильмом.

Подготовка необходимых для реализации проекта материалов и оборудования.

II этап:

Создание творческой группы родителей, заинтересованных данной темой.

Погружение в сказку.

Раскадровка.

Разработка и создание персонажей и декораций.

Оживление персонажей.

Обыгрывание сюжета.

Съемка мультфильма.

Монтаж отснятого материала на компьютере.

Озвучивание (распределение ролей).

III этап:

Определение уровня сформированности обобщенных учебных умений.

Премьера мультфильма. Просмотр (результат работы).

Итоговое занятие на тему «Изготовление афиши».

Родительское собрание на тему «Дети и мультипликация».

Презентация проекта.

Ожидаемый результат:

В рамках проекта «Мультфильм своими руками» дети получили определенные знания, умения и навыки:

Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие мышления, воображения, умение выражать свои чувства средствами искусства.

Развитие личностных качеств: самостоятельности, инициативы, взаимовыручки, сопричастность общему делу, ответственность, уважение друг к другу, самооценка.

Развитие коммуникативных навыков, проявления творческой самостоятельности, активности в создании образа, развитие мелкой моторики рук, возможность проявить свои таланты. Это дало новый импульс игровой деятельности, дети заимствуют сказочные сюжеты и начинают сами мастерить героев для своих игр.

Таким образом, использование проектной деятельности даёт нам возможность:

Стимулировать детей к достижению того или иного результата;

Достичь определённой и реальной цели, продукта проектной деятельности;

Использовать разные виды продуктивной деятельности в одном проекте;

Проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, а также освоенные ранее знания и умения;

Формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе.

Результатом участия в проекте также становятся раскрепощение мышления, развитие творческого потенциала, формирование умения наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное, отражать свои впечатления в творческих работах, а также совершенствование навыков общения в коллективе и социализация.

Мультфильм "МЫШКА и СОЛНЫШКО" семьи Хозяиновых:

Мультфильм "КОШКА и ЦВЕТОК" семьи Филипповых:

Мульфильм "КОТ, ЛИСА и ПЕТУХ" семьи Минченковых: