Прекрасная Галатея. Сказка, легенда, миф…

Прекрасная Галатея. Сказка, легенда, миф…
Прекрасная Галатея. Сказка, легенда, миф…

Древняя и вечно юная история о статуе, созданной и оживленной силой великого таланта и великой любви ее создателя.

Читайте также:

Новости из мира культуры

  • Тарантино пообещал вернуться к работе над фильмом «Звездный путь» 02.05.2019

    Голливудский режиссер Квентин Тарантино пообещал возобновить работу над франшизой "Звездный путь". Об этом он рассказал в интервью Slash Film.

  • Софи Тёрнер сыграла свадьбу в Лас-Вегасе 02.05.2019

    Британская актриса Софи Тёрнер, известная по роли Сансы Старк в сериале «Игра престолов», сыграла свадьбу в американском Лас-Вегасе. По данным издания The Mirror, она вышла замуж за музыканта Джо Джонаса.

  • Кинокомпания Обамы снимет сериал о Трампе 02.05.2019

    Кинокомпания Higher Ground Productions, которой владеет бывший президента США Барак Обама и его супруга Мишель, снимет сериал по бестселлеру американского писателя Майкла Льюиса "Пятый риск", сообщило издание The Economic Times.Кинокомпания Обамы сотрудничает с развлекательной компанией Netflix, продающей подписку на фильмы и сериалы.

  • Самбурскую вырезали из эфира Первого канала 02.05.2019

    Актриса Настасья Самбурская призналась, что ее выступление было вырезано из передачи о премии "Шансон года" на Первыом канале. Самбурская заверила, что сделала хороший номер и выложилась на все сто.

  • Названы лучшие исполнители года по версии Billboard Music Awards 02.05.2019

    Напомним, в прошлом году британский автор-исполнитель Эд Ширан получил главную награду музыкальной премии, его признали лучшим артистом года. Лучшей исполнительницей в рамках премии стала Тейлор Свифт. Billboard Music Awards – одна из крупнейших музыкальных наград в США.

  • 02.05.2019

    Популярный канадский рэпер Джастин Бибер выступил в защиту молодого поколения рэп-исполнителей, которых ранее в своих треках раскритиковал признанный мэтр жанра Эминем. В своем Instagram Бибер намекнул на то что Эминем устарел и «не понимает» новое поколение рэпа.

  • Зрители «Игры престолов» позавидовали маникюру Короля Ночи 02.05.2019

    Совсем недавно вышла 3 серия 8 сезона культового сериала «Игра престолов», где войско людей сразилось с армией Короля Ночи. Несмотря на эпичное и масштабное сражение, больше всего зрителей поразил маникюр предводителя живых мертвецов, которому позавидовали многие девушки.

  • «Хор Турецкого» приехал в Рим с «Песнями Победы» 02.05.2019

    Напомним, что «Хор Турецкого» уже приезжал в Италию, однако впервые выступал в Риме. В этом году мы начинаем с Вечного города - он дает нам позитивный заряд, эмоции, вдохновение, - рассказал российский народный артист Михаил Турецкий журналистам. Он является руководителем коллектива.

О перетту «Прекрасная Галатея» австрийский композитор Франц Зуппе написал в 1865 году. В основе сюжета - древнегреческий миф о Галатее, ожившей статуе, в которую влюбился ее создатель, скульптор Пигмалион. Вообще, этот сюжет то и дело всплывает в разных произведениях искусства. Не менее известна пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион», где Галатеей выступает неграмотная простушка Элиза Дуллитл, а ее «создатель» - профессор Хиггинс - лепит из нее леди. В 1964 году голливудский режиссер Джордж Кьюкор снял по пьесе Шоу фильм «Моя прекрасная леди» с Одри Хепбёрн в главной роли.

Премьера оперетты Франца Зуппе состоялась 9 сентября 1865 года в венском Карл-театре. В «Прекрасной Галатее» всего четыре героя! Искрящаяся, легкая оперетта быстро завоевала любовь зрителей в главных музыкальных столицах мира. В семидесятых годах XIX века «Прекрасную Галатею» давали в Петербурге.

Спектакль, который предлагается вашему вниманию, в 80-х годах был хитом Московского театра оперетты. Надо сказать, что немало способствовала его успеху новая редакция либретто. Ее автор - Андрей Меньшиков. В этой версии диалоги классической оперетты приобрели актуальное, остросатирическое звучание. «Я только что видел твоего хозяина на рынке, он стоит за виноградом. А это, как ты понимаешь, надолго», - сообщает меценат Мидас помощнику Пигмалиона Ганимеду. Зал взрывается смехом и понимающе аплодирует: на дворе середина восьмидесятых, эпоха тотального дефицита. «А вы кто?» - спрашивает при знакомстве Галатея Мидаса. «Я простой, рядовой древнегреческий миллионер». Мидас расхаживает по сцене в тунике и с дипломатом в руке, как деловой человек. Под париком и обильным гримом трудно узнать артиста Юрия Веденеева - но это он. В то время в его репертуаре были в основном романтические партии первых героев, потому Мидас в «Прекрасной Галатее» стал убедительной победой артиста на поле острохарактерных партий.

А Галатею сыграла и спела прима Театра оперетты Светлана Варгузова. Помимо того что артистка обладает прекрасными вокальными данными, она хороша собой, женственна, кокетлива - она идеальная Галатея. Ведь ее героиня - женщина как таковая. Боги уступили мольбам скульптора и оживили статую. Ступив с постамента на землю, Галатея тут же почувствовала силу своей красоты. Мужчины теряют разум, глядя на нее, и готовы исполнять все ее прихоти. Например, меценат Мидас пригоняет прислужников с дарами для Галатеи, и она радостно примеряет браслеты и хитоны. «Как она нашла во что переодеться?..» - озадачен вернувшийся Пигмалион. «Если вы дали женщине сознание, то материю она как-нибудь сама отыщет!» - выкручивается Ганимед. Партию Ганимеда замечательно исполнил Виталий Мишле, а его наставника Пигмалиона сыграл Владимир Николаев. Герой последнего под конец и сам не рад, что оживил прекрасную Галатею... Красота красотой, но сколько капризов! «Вот что случается, когда женщину возносят на пьедестал!» - ворчит Ганимед. И Пигмалион не может с ним не согласиться...

Старая добрая оперетта и сегодня, в суете и заботах компьютерного века, волнует сердца зрителей ничуть не меньше, чем столетие назад. И если среди хорошо знакомых классических спектаклей этого жанра в репертуаре появляется малоизвестный, это всегда интересно. Приятный сюрприз преподнес поклонникам жанра коллектив Пятигорской оперетты.

Показывая постоянно классику, театр иногда возвращается и к ее истокам. Один из основоположников жанра Франц Зуппе ровно 150 лет назад поставил в Вене оперетту « Прекрасная Галатея», воскресив древнегреческий миф о скульпторе Пигмалионе, создавшем столь прекрасную женскую статую, что сам влюбился в нее и упросил богов ее оживить. История любви Пигмалиона и Галатеи покоряла не одно сердце художников, писателей и композиторов, создававших порой иносказательные произведения на тему « творец и его объект». Мюзикл « Моя прекрасная леди» – современное прочтение знаменитого мифа. Оперетта Зуппе, не уходя в сюжете из Древней Эллады, благополучный финал заменила на более современный. Оживленная богами Галатея, не чуждая очаровательных женских пороков, хочет исполнения всех своих капризов, хочет всем нравиться, получать от богатого мецената Мидаса дорогие подарки, а от Ганимеда, слуги скульптора, хочет любви. И страдающий Пигмалион упросил богов превратить ветреную Галатею обратно в статую, после чего продал ее Мидасу.

Пятигорский театр уже обращался 30 лет назад к этой оперетте, поставив ее, естественно, в духе реалий прошлого, ХХ века. И вот директора и художественного руководителя театра заслуженного работника культуры РФ Светлану Калинскую, режиссера Инну Хачатурову, почетных деятелей искусств СК дирижера Василия Ремчукова и балетмейстера Татьяну Шабанову вновь привлекли мелодии, полные виртуозного блеска, а веселый непритязательный сюжет было решено еще более осовременить. Им удалось зажечь своей идеей весь коллектив, и родилось яркое, запоминающееся представление, полное увлекательных поворотов и интересных характеров.

Неожиданности ожидали зрителей еще до начала спектакля. Идею режиссера творчески воплотила почетный работник культуры СК сценограф Инна Августинович, расставившая среди античных колонн и даже на просцениуме греческие статуи, которые по ходу спектакля под неподдельный восторг зрителей начали... оживать. Ожила и Галатея (почетный деятель искусств СК Оксана Клименко), такая желанная Пигмалиону (Алексей Яковлев) – идеалисту, витающему в облаках. О работе А. Яковлева следует сказать, что в его выразительной игре много обаяния, живости, искренней веры в любовь и во все, что он делает на сцене, наглядно рисуя нам героя, живущего в собственном мирке. Этим тут же пользуется Мидас (Дмитрий Патров), простой древнегреческий олигарх, осыпавший Галатею драгоценностями, тщетно пытающийся привлечь ее, но понявший, что он интересен ей, пока текут ручьем подарки. Д. Патров создал запоминающийся образ жадного, корыстного богача, и эта роль, несомненно, еще одна творческая удача артиста. Зато ловкий, изворотливый, норовящий урвать побольше выгоды Ганимед (Никита Рыкунов) пришелся по вкусу взбалмошной красавице. Исполнитель этой характерной роли свободно, темпераментно справляется и с вокальной стороной, и с искусством сценической пластики.

Но Галатея!.. Роль, на которой держится все действо, не только удалась Оксане Клименко, артистка развила ее, сделала гораздо глубже, значительнее, объединив мифологическую ситуацию с вполне современными реалиями. Сцена оживления Галатеи, ее « дуэт поцелуев» с Ганимедом сыграны как романсы о любви, а сцена разудалой « вакханалии», горячо встреченная зрителями, – поистине творческая находка артистки. Она музыкальна, изящна, пластична, ведет роль с большой эмоциональной наполненностью и тонким юмором.

И художники, создавшие сценические костюмы, точно уловили задумку режиссера: классические хитоны героев контрастируют с роскошными, « завлекающими» нарядами Галатеи и легкомысленными, « на грани фола», платьицами нимф в исполнении артистов балета.

Кстати, и балет внес поистине неоценимый вклад в успех спектакля: лирические танцевальные сцены, дивертисменты, грандиозный « Гимн любви» с сатирами, богами и богинями – все это наполнило спектакль эффектно-выразительной атмосферой древнегреческой неги, удачно подчеркнутой легким фоном разворачивающейся интриги.

И над всем этим великолепием царит музыка Зуппе с присущими ей мягкой венской мелодикой и ритмами, объединяющая сюжет и его воплощение в неповторимую гармонию. Исполняя эту музыку, оркестр буквально « дышал и жил» в унисон с артистами. Словом, творческая команда сумела создать легкий, изящный, ироничный спектакль, в котором прекрасно взаимодействуют яркий ансамбль вокалистов, танцоров, музыкантов...

Всматриваясь и вслушиваясь в перипетии сюжета полуторавековой оперетты, публика имела возможность убедиться: он по-прежнему актуален, ведь отношения между людьми всегда были и будут в центре внимания настоящего искусства. Как и вечная проблема непростого выбора между чувствами и богатством.

Die schöne Galathée

(Operette (komisch-mythologische Oper) in 1 Akt)

Прекрасная Галатея

(оперетта (комико-мифологич. опера) в 1 действии)

Либретто Леонгарда Коля фон Коленега [под псевдонимом Поли Генрион] и Франца фон Зуппе по либретто (Поля-)Жюля Барбье и Мишеля(-Антуана-Флорантена) Карре к опере "Галатея" (1852) Виктора Массе

Премьера: 30.6.1865, "Майзельс-театр" [Вольтерсдорфский театр], Берлин; 9.9.1865, "Карлтеатр", Вена

Действующие лица и исполнители:

Galathée, eine Statue / Галатея, статуя

Andrea Bogner

Pygmalion, ein junger Bildhauer / Пигмалион, молодой скульптор

Hans-Jürg Rickenbacher

Ganymed, sein Diener / Ганимед, его слуга

Juliane Heyn

Mydas, ein Kunstliebhaber / Мидас, поклонник искусства

Michael Kupfer

Chor des Theaters der Stadt Koblenz

Staatsorchester Rheinische Philharmonie

Dirigent: Thomas Eitler

Запись: 29.II-3.III.2000, Koblenz

Длительность: 48 мин. 42 сек.

Прекрасная Галатея! Древняя и вечно юная история о статуе, оживленной силой великого Таланта и великой любви его создателя… Прекрасная Галатея! Сказка, легенда, миф… И все же, здесь так много реального. Ведь всегда, во все времена женщина остается женщиной!

Огромное спасибо глубокоуважаемому Vsevolod Garib (cervus) за любезно предоставленное содержание оперетты!

В мастерской скульптора Пигмалиона лежит на кушетке его бездельничающий слуга Ганимед. Его хозяин вместе с другими юношами и девушками острова отправился в храм Венеры. Появляется поклонник изящных искусств Мидас. Этот меценат и большой ценитель «женственности» прослышал о новом творении Пигмалиона – мраморной женской статуе – и хотел бы на нее взглянуть. Хотя Пигмалион строго запретил слуге показывать кому бы то ни было Галатею, несколько монет достаточно, чтобы усыпить его совесть. Мидас восхищен статуей. Возвращается Пигмалион и, застигнув Мидаса врасплох, в бешенстве выгоняет. Оставшись один, он проявляет страсть к своему творению и, обращаясь к Венере, просит ее пробудить статую к жизни. И происходит чудо. Но, вместо того, чтобы проявить ответное чувство к Пигмалиону, «новорожденная» выказывает чувство голода и посылает его за едой, Оставшись наедине с Ганимедом, красавица манит его к себе. Он нравится ей гораздо больше, чем его хозяин, и она начинает заигрывать с ним. Идиллию прерывает Мидас, который при виде Галатеи не может скрыть своего восторга. Он пытается купить ее любовь, оплачивая ее авансом,- всяческими украшениями, которые он достает из всех карманов. Он обвешивает ими Галатею, при этом не забывая назвать цену каждого из них. Галатея остается холодна к его страсти, и он, требуя подарки обратно, получает от нее пощечину. Появляется Пигмалион с едой и Мидас прячется за штору. Все трое садятся за стол. Галатея напивается и начинает буйствовать. Мидас выскакивает из своего убежища и сталкивается с Пигмалионом. Тот вначале хочет задушить мецената, однако вынужден вместе с ним пуститься в погоню за убегающей Галатеей. Галатее удается сбить их со следа, она возвращается и, оставшись с Ганимедом, продолжает с ним любовную интригу. Возвращаются Пигмалион и Мидас. Видя целующуюся парочку, скульптор в гневе хватает топор, чтобы разбить свое творение. Перепуганная Галатея убегает за штору. В отчаянии Пигмалион молит Венеру вновь обратить ее в камень. Венера внимает его мольбе и возвращает ее в прежнее состояние. Мидас в ужасе: все его украшения окаменели вместе с Галатеей. Он покупает статую у Пигмалиона, чтобы хоть как-то возместить свои убытки. Пигмалион навсегда излечивается от искушения влюбляться в свои творения.

Сила любви может оживить даже мрамор! По просьбе влюбленного скульптора, Боги вдохнули жизнь в прекрасную статую. Но… Ожившая красавица оказалась настолько своенравной, что ее создатель горячо пожалел о своей просьбе. Древнюю и вечно юную история о статуе, оживленной силой великого Таланта и великой любви его создателя расскажут артисты Красноярского Музыкального театра.

Сказка, легенда, миф О ЛЮБВИ В МУЗЫКЕ И МРАМОРЕ…

Древнегреческий сюжет о необыкновенной силе любви, способной оживить камень на сцене Красноярского театра будет представлен современно — временем действия своей «Прекрасной Галатеи» режиссер Николай Покотыло и художник Юрий Наместников выбрали середину 19 века, когда жил и творил сам Зуппе. Зрители попадают в мир богемы — талантливых мужчин и их прекрасных, свободных, но капризных женщин. Галатея носит не греческий хитон, а модные платья. Свита мецената Мидаса появится во фраках, а музы — в костюмах танцовщиц кабаре. Все, что есть на сцене: детали декораций, музыкальные инструменты и даже сами музыканты, — участвует в действии.

«Прекрасная Галатея» - одна из ранних работ Зуппе. Рассказ о том, как скульптор Пигмалеон, полюбив свое творение просит богов вдохнуть в статую жизнь.Ожившая Галатея соглашается носить имя, данное ей Пигмалионом, но это единственное, что она согласна взять у бедного художника. Ей не нужна искренняя и возвышенная любовь скульптора: Галатея жаждет славы, богатства, роскоши и поклонников - достойной оправы ее красоте. Словом, она моментально разбирается в окружающих ее вещах и превращается в любительницу красивой жизни. Романтик Пигмалион несказанно рад оживлению любимой, но он явно растерян: что же делать со своевольной красавицей? Скульптору не по карману притязания Галатеи. Она поступает просто: раз нет денег - прощай, милый! Но и «простой древнегреческий олигарх», меценат Мидас ожившей статуе нужен лишь до той поры, пока продолжает дарить роскошные подарки. Ей же самой по вкусу приходится слуга Пигмалиона, расчетливый Ганимед. Когда доведенный поведением Галатеи до отчаяния несчастный Пигмалион вновь умоляет о помощи высшие силы, верховный бог лично превращает ее обратно в статую. Как говорится в известной древнегреческой поговорке, «Зевс дал - Зевс взял».

Мужчины искренне сожалеют об уходе Галатеи. Каждый по-своему. Пигмалион тоскует о своем творении и о несбывшейся любви, Мидас - о драгоценностях, которые окаменели вместе с Галатеей. Лишь Ганимед, несмотря на то, что ему тоже грустно без красавицы, единственный из всех остался в выигрыше - с денежками Мидаса!

Заметим: несмотря на то, что оперетта написана в 1865 году, ее сюжет по-прежнему актуален - отношения между людьми всегда будут находиться в центре внимания. Вечная проблема выбора между богатством и чувствами до сих пор продолжает находить свое отражение в искусстве.

Известно, что классические оперетты Ж. Оффенбаха, Ш. Лекока, Ф. Зуппе никогда не шли в России в авторской редакции. Постановщики или писали новые пьесы, или до неузнаваемости переделывали оригинал, приспосабливая либретто к русской сцене и добавляя в него ту или иную долю злободневности. Автор либретто «Прекрасной Галатеи» А. Меньшиков создал свой вариант, в котором то и дело мелькают меткие «древнегреческие поговорки»: «дорога не жертва, дорого внимание», «на богиню надейся, а сам не плошай», «я тебя породил - я тебя и разобью». Появляются и ассоциации с советской эстрадой: «Давайте споем!» - требует подвыпившая Галатея, а спрятавшийся за занавеской Мидас комментирует: «Споемте, друзья». А чего стоит «Нормально, Ганимед? - Отлично, Галатея!». Эти моменты добавили оперетте злободневности уже российского толка. Вот такая она — «Прекрасная Галатея» — озорная, искрометная, ироничная и немного хулиганская — мифы живут и сегодня, если они о любви!

Николай ПОКОТЫЛО «…Когда я смотрю на оперетты и выбираю какую-либо к постановке — определяющую роль играет музыка… В музыке Зуппе есть место и нежности, и страсти, и даже Дуэту поцелуев; написанная под влиянием творчества Ж.Оффенбаха и итальянской оперной музыки, с великолепными вокальными ансамблями, изощренными соло, «Галатея» позволяет певцам продемонстрировать актерские возможности, а также технику и красоту голоса, в ней есть грация, есть что петь, есть где играть, есть над чем иронизировать, есть жизнь. Это интересно. Произведение Франца фон Зуппе отличается необычным для оперетты пренебрежением к сценическим шаблонам. Здесь почти нет устойчивых характеров, столь присущих (иногда до зубной боли…) жанру оперетты. Слуга Пигмалиона Ганимед - поет как герой, играет как простак. В оперетте есть эпизоды бельканто, где надо петь по-настоящему, и тут же - эпизоды гротесковые, игровые. Амплуа перетекают одно в другое, границы между ними размыты, и это делает спектакль по-настоящему живым и современным. Зуппе написал музыку, которая не просто хорошо сочетается с драматической задачей, но сама диктует актерские ходы».

Имя австрийского композитора Франца фон Зуппе (1819-1895) до сих пор продолжает оставаться в тени своего блестящего современника Иоганна Штрауса-сына. Однако не будь Зуппе, возможно, не было бы в Вене и оперетты. Именно Зуппе остался в истории как зачинатель венской оперетты, открывший ее золотой век. Вдохновленный Жаком Оффенбахом и его опереттой «Свадьба при фонарях», клавир которой попал в 1856 году в Вену из Парижа, Зуппе начинает работать в новом жанре. Когда взошла звезда И. Штрауса, Зуппе не стал соперничать с ним, но оперетт сочинять не перестал. Лучшие его творения, «Донья Жуанита», «Боккаччо», «Пиковая дама» с успехом шли на сценах Европы и России.