Представления. понятие о представлении

Представления. понятие о представлении

В настоящее время существует несколько подходов к построению классифика­ции представлений. Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на ос­нове классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений : зрительные, слуховые, двигательные (кинесте­тические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические .

Следует отметить, что данный подход к классификации представлений не мо­жет рассматриваться как единственный. Так, Б. М. Теплов говорил, что классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам: 1) по их содержанию представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д.; 2) по степени обобщенно­сти ; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях . Кроме этого, классификацию представлений можно осуществить по степени проявления волевых усилий : на непроизвольные и произвольные представления.

Зрительные представления . Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно кон­кретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. Одна­ко чаще всего в зрительных представлениях преобладает какая-нибудь одна сто­рона, а другие или очень неясны или отсутствуют вовсе.

Классификация основных видов представлений

Характер на­ших зрительных представлений главным образом зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают.

В области слуховых представлений важнейшее значение имеют речевые и му­зыкальные представления. В свою очередь, речевые представления также могут подразделяться на несколько подтипов: фонетические представления и темброво-интонационные речевые представления. Фонетические представления имеют место тогда, когда мы представляем на слух какое-нибудь слово, не связывая его с определенным голосом.

Темброво-интонационные речевые представления имеют место тогда, когда мы представляем себе тембр голоса и характерные особенности интонации какого-нибудь человека. Суть музыкальных представлений главным образом заключается в представ­лении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная ме­лодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями.

Другой класс представлений - двигательные представления . При всяком двигательном представлении совершаются зача­точные движения, которые дают нам соответствующие двигательные ощущения. Но ощущения, получаемые от этих зачаточных движений, всегда образуют не­разрывное целое с теми или иными зрительными или слуховыми образами.


При этом двигательные представления можно разделить на две группы: представле­ния о движении всего тела или отдельных его частей и речевые двигательные пред­ставления . Первые обычно являются результатом слияния двигательных ощуще­ний со зрительными образами (например, представляя себе сгибание правой руки в локте, мы, как правило, имеем зрительный образ согнутой руки и двигательные ощущения, идущие от мышц этой руки). Речевые двигательные представления являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов. Следовательно, двигательные представления бывают или зрительно-двигательными (представления движения тела), или слухо -двигательными (речевые пред­ставления).

Таким образом, все основные типы наших представлений в той или иной мере оказываются связанными друг с другом, а деление на классы или типы весьма условно.

Завершая рассмотрение классификации представлений, нам необходимо оста­новиться еще на одном, весьма важном, типе представлений - пространственных представлениях . Термин «пространственные представления» применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на пер­вый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим.

Пространственные представления в основном являются зрительно-двигатель­ными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда - двигательный компонент. При этом надо различать плоские и трехмерные (стереометриче­ские) пространственные представления.

Кроме того, все представления различаются по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и общие . Единичные представления - это представления, основанные на наблюдении одного предмета. Общие представления - это представления, обоб­щенно отражающие свойства ряда сходных предметов.

Следует также отметить, что все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроиз­вольные представления. Непроизвольные представления - это представления, воз­никающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления - это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.

Виды представлений

Существует несколько оснований классификации представлений как психического процесса.

В основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, поэтому естественным основанием классификации представлений является модальность ощущений и восприятия:

Зрительные,

Слуховые,

Двигательные (кинестетические),

Осязательные,

Обонятельные,

Вкусовые,

Температурные,

Органические.

Б. М. Теплов предложил классифицировать представления по содержанию :

Математические,

Географические,

Технические,

Музыкальные и т. д.

Он же предложил другое основании классификации, по степени обобщённости :

Частные представления,

Общие представления.

Другое основание классификации - по степени проявления волевых усилий :

Спонтанные представления (возникающие без участия воли),

Вызванные представления (с участием воли).

Зрительные представления

Зрительные представления в отдельных случаях бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. Но в большинстве случаев в зрительных представлениях преобладает какая-нибудь одна, а другие в это время или очень неясны или отсутствуют вовсе.

Зрительные представления обычно лишены объёмности и воспроизводятся в виде двухмерной картины. Эти картины в одном случае могут быть красочными, в другом - бесцветными.

Характер зрительных представлений зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают. У художников в процессе рисования зрительные образы ярки, детальны и устойчивы. Даже если художник рисует с натуры, для перенесения зрительного образа на бумагу необходимо представление. Тут проявляется ещё одна интересная особенность зрительных представлений - они могут накладываться на ощущения, совмещаться с ними. Художник рисует с открытыми глазами, воображаемый образ он совмещает с белым листом бумаги, на котором рисует.

Недаром представление относят к познавательным психическим процессам. Оно играет огромную роль в образовательном процессе. Освоение любого материала связано со зрительными представлениями. На уроке математики школьник представляет бассейн с трубами, на уроке литературы представляет персонажей и место действия, на уроке физкультуры он представляет действие, которое предстоит совершить.

Слуховые представления

Самые характерные слуховые представления - речевые и музыкальные. Речевые представления:

Фонетические,

Темброво-интонационные.

Фонетическое представление - представление какого-то слова без привязки к голосу, интонациям, звуковой окраске. Речь идёт о представлении "слова вообще".

Темброво-интонационные представления - представление именно тембра голоса и характерных особенностей интонации какого-нибудь человека. Такого рода представления имеют большое значение в работе актёров и, а также вообще в работе людей над собственным произношением.

Музыкальное представление - представление последовательности звуков, их соотношении между собой по высоте и длительности, по ритму. Музыкальное представление хорошо развито у композиторов и музыкантов, способных представить звучание целого оркестра инструментов.

Двигательные представления

Двигательные представления - образы движений разной степени сложности. Интересно, что двигательные представления всегда связаны с реальными ощущениями, тонусом мышц. Представляя себе движение какой-нибудь части тела, у человека происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Если представить, что сгибаешь в локте правую руку, то в бицепсах произойдут сокращения, которые можно регистрировать чувствительными электрофизиологнческими приборами.

Экспериментально доказано, что любое двигательное представление всегда сопровождается сокращениями мышц. Даже при произнесении какого-то слова (про себя) приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани. Таким образом, всё тело человека является как бы моделью самой себя (или самой себе).

Двигательные представления порождают зачаточные движения, которые порождают слабые двигательные ощущения, которые в свою очередь всегда образуют неразрывное целое с теми или иными зрительными или слуховыми образами. Иными словами, эти слабые двигательные ощущения выступают материальной основой двигательных представлений.

Двигательные представления делятся на группы:

Представления о движении всего тела,

Представления о движении отдельных частей,

Речевые двигательные представления.

Представления о движении тела и отдельных частей обычно являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами. Например, двигательные ощущения, идущие от мышц руки, в сочетании со зрительными образами согнутой руки порождает представление о сгибании руки. Речевые двигательные представления являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов.

Первые два вида представлений называют ещё зрительно-двигательными. Третий вид - слухо-двигательными.

Представления о движении всего тела более сложны в сравнении с представлениями о движении отдельных частей. К тому же это единое представление состоит из отдельных (парциальных) представлений и тесным образом связано с представлением о текущей деятельности человека.

Пространственно-временные представления

В пространственно-временных представлениях ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, изменения этой формы и размещения во времени. Сами объекты при этом представлении могут представляться очень неопределённо, в самых ключевых своих свойствах. Эти представления настолько схематичны и бесцветны, что использование понятия "зрительный образ" к ним неприменим. Поэтому пространственно-временные представления и были выделены в отдельную группу. Ещё их можно было назвать "схематичные представления".

Пространственно-временные представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, то есть основываются на зрительных и на двигательных представлениях. Примеры использования пространственно-временных представлений - шахматисты, просчитывающие разные варианты развития партии; тренеры футбольных команд, представляющие схемы атаки и защиты при игре с командой соперника; водители, оценивающие дорожную ситуацию.

Здравствуйте, читатели!
Наша команда экспертов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас интересует следующий вопрос: «Какие существуют в психологии виды представления»? Приведите наглядные определения данным понятиям. Жду вашего мнения.

В начале хочется отметить, что данная дисциплина, психология, масштабна и сложна. Поэтому, для глубокого и основательного понимания темы, разберемся, что принято называть психологией? ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей. После того, как мы выяснили основные положения изучаемой науки, переходим к системному рассмотрению следующих терминов, которые будут часто встречаться в сегодняшней теме: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ, ВНИМАНИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ВИД.

ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. ТЕОРИЯ – это учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщённых положений, образующих науку или её раздел. ВНИМАНИЕ – это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчётливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – это сложный процесс и результат мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. ВИД – это разновидность (отрасль, подмножество и пр.) чего-либо или кого-либо.

Так, что же принято понимать под представлением и какие существуют основные виды ? Стоит отметить, что деятельность — осмысленные и целесообразные действия, производящие нечто значимое для самого человека или других людей. В основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт , поэтому естественным основанием классификации представлений является модальность ощущений и восприятия:
— зрительные,
— слуховые,
— двигательные (кинестетические),
— осязательные,
— обонятельные,
— вкусовые,
— температурные,
— органические.

Стоит дополнить, что зрительные представления в отдельных случаях бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. На этом наш урок может быть окончен. Я полагаю, что Вы усвоили пройденную тему сегодняшнего урока. Если же что-то осталось непонятным из данной темы, Вы всегда можете задать волнующий Вас вопрос.
Желаем успехов в учебе и в творческой деятельности!

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В настоящее время существует несколько подходов к построению классификаций представлений. Поскольку в основе представлений лежит прошлый опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущений и восприятия. Принято выделять зрительные, слуховые, двигательные, кинестетические, осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические представления (классификация по видам анализаторов). Данная классификация является наиболее распространенной.

Зрительные представления . Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет. Форму. Объем. Но чаще всего в зрительных представлениях преобладает какая – нибудь одна сторона, а другие или очень не ясны, или отсутствуют вовсе. Характер зрительных представлений человека главным образом зависит от содержания той практической деятельности, в процессе которой они возникают. Так зрительные представления играют центральную роль при занятиях изобразительным искусством, немаловажную роль также играют в педагогическом процессе.

В области слуховых представлений важнейшее значение имеют речевые и музыкальные представления. Речевые представления подразделяются на фонетические (имеют место тогда, когда представляют на слух какое – нибудь слово, не представляя никакого определенного голоса) и темброво – интонационные (имеют место тогда, когда представляют себе тембр голоса и характерные особенности интонации какого – нибудь человека). Суть музыкальных представлений заключается в представлении о соотношении звуков по высоте и длительности, т.к. музыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями.

Двигательные представления: когда человек представляет себе движение какой – нибудь части тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Таким образом, при всяком двигательном представлении совершаются зачаточные движения, которые дают человеку соответствующие двигательные ощущения. Двигательные представления делятся на представления о движении всего тела или его отдельных частей и речевые двигательные представления. Первые являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами. Вторые являются слиянием речедвигательных ощущений со слуховыми образами слов, следовательно, двигательные представления бывают зрительно – двигательными (представления движения тела), или слуходвигательными (речевые представления).

Следует обратить внимание на то, что слуховые представления очень редко бывают чисто слуховыми. В большинстве случаев они связаны с двигательными ощущениями.

Пространственные представления – представление формы и размещения объектов. Как правило, эти представления схематичны и бесцветны. Пространственные представления в основном являются зрительно – двигательными, причем иногда на первый план выступает зрительный компонент, а иногда – двигательный.

Все представления также различаются по степени обобщенности : единичные представления – это представления, основанные на наблюдении одного предмета; общие представления – это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов.

Также все представления различаются по степени проявления волевых усилий: произвольные – это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели; непроизвольные представления – это представления, возникающие спонтанно, без активации воли и памяти человека.

Итак, мы рассмотрели классификацию основных видов представлений, однако данный подход не является единственным. Так, Б.М Теплов говорил, что классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам:

2) по степени обобщенности: частные и общие представления.

Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Однако человек может спустя длительное время после того, как он воспринимал какой-либо предмет, вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».

Все представления также различаются и по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и общие. Одно из основных отличий представлений от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер.

Единичные представления – это представления, основанные на наблюдении одного предмета.

Общие представления – это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов.

Все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления – это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления – это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.

Необходимо также отличать представления (их отдельные виды) от первичных образов памяти и пер-северирующих образов.

Первичными образами памяти называются такие образы, которые непосредственно следуют за восприятием объекта и удерживаются очень небольшой промежуток времени, измеряемый секундами.

Персеверирующими образами называются те непроизвольные образы, которые с исключительной живостью всплывают в сознании после длительного восприятия однородных объектов или после такого восприятия объекта, которое оказало сильное эмоциональное воздействие. Например, каждый, кто собирал грибы или долго гулял по лесу, знает, что, когда ложишься спать и закрываешь глаза, в сознании всплывают достаточно яркие картины леса, образы листьев, травы.

Это же явление характерно и для слуховых образов. Например, после того как человек услышит какую-нибудь мелодию, она долго и навязчиво «звучит в ушах». Чаще всего это та мелодия, которая вызвала сильное эмоциональное переживание.

Следует отметить, что персеверирующие образы сходны с последовательными образами своей конкретностью и наглядностью, а также совершенной непроизвольностью, как бы навязчивостью и тем, что они представляют собой почти простую копию восприятия, не неся в себе заметного элемента обобщения. Но они отличаются от последовательных образов тем, что могут быть во времени отделены от восприятия несколькими часами, а иногда даже и днями.

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других – слуховые, а у третьих – двигательные представления. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о типах представлений.