практические рекомендации. как достойно провести эти дни

практические рекомендации. как достойно провести эти дни

В этом 2018 году Страстная неделя начинается 2 апреля и заканчивается 7 апреля — Лазаревой субботой. Лазарева суббота предшествует великому празднику Пасхи, который в это время выпадает на 8 апреля.

Чем страшна Страстная неделя

Самый скорбный период в церковном календаре – это дни Страстной седмицы. За неделю до наступления Пасхи Церковь вспоминает последние события земной жизни Христа, предшествующие Его крестной смерти и погребению.

Великий Понедельник В первые дни Страстной недели Церковь вспоминает беседы Спасителя с учениками. В Евангелии этого дня читаются две притчи, рассказанные Христом. В обеих символически изображён народ Израиля, который отвергал пророков, а затем отверг и Христа. В притче о злых виноградарях повествуется о работниках, замысливших не отдавать хозяину плоды его виноградника. Они избили и прогнали слуг его, посланных за урожаем, а затем убили и сына хозяина, пришедшего с увещеваниями.

Великий Вторник Евангельские притчи Вторника посвящены теме Второго Пришествия. Так, в притче о десяти девах Христос напоминает о том, что к встрече с Богом нужно быть готовым — должно очистить душу и совесть, дабы не быть застигнутым врасплох. В другой притче, о талантах (денежная единица), рассказывается о трёх слугах, которые, получив от хозяина монеты, распорядились ими по-разному. Двое слуг вложили их в дело и приумножили богатство господина, за что были вознаграждены, а третий, попеняв хозяину, не стал трудиться и зарыл монеты в землю для их сохранности. Господин, разгневавшись, отдал его монеты самому трудолюбивому слуге.

Великая Среда Евангельские чтения этого дня напоминают нам эпизод предательства Спасителя Иудой. Начинается повествование с момента трапезы в доме Симона прокаженного. В этот дом пришла женщина и миром помазала голову Христа – это было в те времена проявлением великого уважения, своего рода жертвой, ибо миро стоило очень дорого.

Великий Четверг Именно в этот день происходят события Тайной Вечери и вслед за ней — страшная ночь в Гефсиманском саду. Господь омывает ноги ученикам, показывая на Своем примере, что только уважительное, не высокомерное отношение друг к другу является подлинно угодным Богу и достойным для человека.

Великая Пятница Страстная Пятница – день распятия и смерти Христа. На богослужении этого дня читается Евангелие, которое описывает суд Пилата и казнь Иисуса, Его страдания, снятие с креста и погребение. Великая Суббота Великая Суббота – день скорбной тишины, канун праздника Пасхи. В богослужениях этого дня вспоминается погребение Спасителя, которое совершилось вечером после распятия. Человек, который не пожалел для Христа собственную усыпальницу, некий Иосиф Аримафейский, тайно пришёл к Пилату и попросил разрешения забрать Тело Христа.

Какие молитвы читать на Страстной неделе?

Если вы еще не прочли полностью Ветхий и Новый Завет – наверстайте упущенное в дни Великого поста. Постарайтесь читать эти книги в спокойной обстановке, а потом размышляйте о том, что прочли.

Дополнительно к утренним и вечерним молитвам можно читать псалмы царя Давида, а также великопостные молитвы – Великий покаянный канон святителя Андрея Критского и молитву преподобного Ефрема Сирина.

А какие молитвы читают в течение Страстной недели? Первые три дня следует читать все четыре Евангелия. В Великий четверг на службе в храме верующие соприсутствуют на Тайной Вечере и причащаются, а вечером в церквях читаются Евангелия страстей Господних.


Молитва ко Господу Иисусу распятому

«На Кресте пригвожденный за ны, Иисусе Христе, Единородный Бога Отца Сыне, милости, любве и щедрот неисчерпаемая бездно! Вем, яко грехов ради моих, от неизреченнаго человеколюбия, Кровь Твою пролияти на Кресте изволил еси, юже аз, недостойный и неблагодарный, доселе скверными моими делы попирах и ни во чтоже вменях. Тем убо из глубины беззакония и нечистоты моея умныма очима на Распятаго Тя на Кресте Искупителя моего воззрев, со смирением и верою во глубину язв, Твоего милосердия исполненных, себе повергаю, грехов прощения и сквернаго жития моего исправления прося. Милостив буди мне, Владыко и Судие мой, не отрини мя от лица Твоего, но всесильною Твоею рукою Сам мя к Тебе обрати и на путь истиннаго покаяния настави, да отныне положу спасения моего начало. Божественными страданьми Твоими укроти моя плотския страсти; излиянною Твоею Кровию очисти моя душевныя скверны; распятием Твоим распни мя миру с соблазнами его и похотьми; Крестом Твоим огради мя от невидимых враг, ловящих душу мою. Прободенныма рукама Твоима руце мои от всякаго неугоднаго Тебе дела воздержи. Пригвожденный плотию, пригвозди страху Твоему плоть мою, да уклонився от зла, творю благо пред Тобою. Преклонивый главу Твою на Кресте, к земли смирения приклони вознесенную мою гордыню; венцем Твоим терновым огради моя ушеса, во еже не слышати кроме полезнаго; желчь устами вкусивый, положи хранение нечистым устом моим; отверстое копием имеяй сердце, сердце чисто во мне созижди; всеми Твоими язвами всего мя сладце в любовь Твою уязви, да Тебе, Господа моего, возлюблю всею душею, всем сердцем, всею крепостию и всем помышлением. Даждь ми Себе странна и неимуща, где главы подклонити; даждь ми Себе Всеблагаго, избавляющаго душу мою от смерти; даждь мне Себе Всесладкаго, услаждающаго мя в скорбех и напастех Своею любовию, да Егоже первее ненавидех, прогневлях, от себе изгонях и ко Кресту пригвождах, сего ныне возлюблю, радуяся прииму и сладце Крест Его до конца жизни моея понесу. Не даждь отселе, о всеблагий Искупителю мой, ни единой моей воле совершатися, понеже зла есть и непотребна, да не паки впаду в тяжкую работу царствовавшего во мне греха; но Твоя воля благая, спасти мя хотящая, да совершается во мне всегда, ейже мя вручая, Тебе, Распятаго Господа моего, умным очесем моего сердца представляю и молю из глубины души, да и в разлучении моем от бреннаго моего тела, Тебе Единаго на Кресте Твоем узрю, в руце мя защищения Своего приемлюша, и от воздушных духов злобы храняща, вселяюща же со грешники, покаянием Тебе благоугодившими. Аминь».

Евангелие дня

Страстная седмица
Понедельник, 5 / 18 апреля — Мф., 84 зач., 21, 18-43; Мф., 98 зач., 24, 3-35

Четверг, 8 / 21 апреля — Лк., 108 зач., 22, 1-39; Мф., 107 зач., 26, 1-20; Ин., 44 зач., 13, 3-17; Мф., 108 зач., 26, 21-39; Лк., 109 зач., 22, 43-45; Мф., 108 зач., 26, 40 — 27, 2

Пятница, 9 / 22 апреля — Евангелия Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа: 1-е. Ин., 46 зач., 13, 31 — 17, 1. 2-е.

Ин., 58 зач., 18, 1-28. 3-е. Мф., 109 зач., 26, 57-75. 4-е. Ин. 59 зач., 18, 28 — 19, 16. 5-е. Мф., 111 зач., 27, 3-32. 6-е. Мк., 67 зач., 15, 16-32. 7-е.

Мф., 113 зач., 27, 33-54. 8-е. Лк., 111 зач., 23, 32-49. 9-е. Ин., 61 зач., 19, 25-37. 10-е. Мк., 69 зач., 15, 43-47. 11-е. Ин., 62 зач., 19, 38-42. 12-е.

Мф., 114 зач., 27, 62-66.

Суббота, 10 / 23 апреля — Мф., 114 зач., 27, 62-66; Мф., 115 зач., 28, 1-20; Лк., 4 зач., 1, 39-49, 56; Лк., 3 зач., 1, 24-38

Заговоры на Пасху и Страстную неделю

Заговоры от болезней

От различных заболеваний есть замечательные молитвы, но при этом надо иметь яйцо, оставленное с Пасхи и веточки вербы, оставленные с Вербного воскресенья. При освящении вербы надо следить, чтобы на землю не упала ни одна веточка. Иначе можете заболеть.

Веточками вербы дотрагиваются до больных мест и говорят:

«Святой Павел вербой махал,
От меня (имя) боль прогонял.
И как верно то, что люди Вербное воскресенье чтут,
Так же свято слово, что мои боли уйдут.
Аминь. Аминь. Аминь.»
Заговоры для красоты и здоровья

Для красоты и здоровья в Чистый четверг умываются с золота или серебра. Золото или серебро кладут в воду. В Великий Четверг.

Для красоты и привлекательности необходимо в Великий четверг встать очень рано, бросить в воду серебряную монету, умыться заговоренной водой, утереться новым полотенцем. Слова заговора:

«Серебряной водой умоюсь,
Золотою ризою укроюсь.
Как денежки народ любит,
Так пусть и меня весь мир любит и голубит».

Также существует заговор на красоту, который необходимо читать в среду Страстной недели. Выгляньте в окно и читайте, глядя на небо:

«Господи, Всемогущий Боже,
Создавший все из ничего!
Благослови и очисти мое тело,
Да будет свято и крепко твое дело.
Как у тела небесного ничего не болит,
Не ноет, не мозжит и огнем не горит,
Так бы и у меня мои косточки не болели,
Не ныли, не мозжили и не горели.
Вода Божья с небес спускается,
Тело от хвори мое очищается.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.»

Страстная неделя или Страстная седмица - это шесть дней Великого поста перед Пасхой, которые верующие проводят по-особенному, стараясь максимально сосредоточиться на подготовке к главному христианскому празднику - Светлому Воскресению Христову.

Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Эти священные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озарённый радостным сознанием полученного спасения чрез страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний.

С апостольских времён дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.

Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях утрени и литургии.

Соучаствуя в страданиях Спасителя, "сообразуясь смерти Его" (Флп. 3, 10), Святая Церковь в эту седмицу принимает печальный образ: священные предметы в храмах (престол, жертвенник и т.д.) и сами священнослужители облачаются в тёмные одежды и богослужение принимает преимущественно характер печально-трогательного сокрушения, сострастия Страстям Христовым. В современной богослужебной практике обычно совершают великопостные богослужения в чёрных облачениях, сменяя их на светлые в Великую субботу. В некоторых обителях и храмах в Четыредесятницу служба совершается, сообразно более древней практике, в фиолетовых облачениях, а в Страстную седмицу - в багряных - бордовых, цвета крови - в воспоминание о излиянной на Кресте за спасение мира Крови Спасителя.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготовляет верующих к достойному созерцанию и сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. Уже на вечерне в Неделю ваий она приглашает верных стекаться от высочайшего и священного Божественного праздника ваий на Божественный праздник честного, спасительного и таинственного воспоминания Страстей Христовых, видеть Господа, приемлющего за нас добровольные страдания и смерть. В песнопениях Триоди на эти дни Церковь побуждает верующих идти за Господом, сораспяться с Ним и с Ним сподобиться войти в Царство Небесное. В богослужении первых трёх дней Страстной седмицы удерживается ещё общий покаянный характер.

В Великий понедельник Церковь в своих песнопениях приглашает встретить начало Страстей Христовых. В богослужении понедельника воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания Спасителя. Кроме того, в этот день воспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев. у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашёл добрых плодов веры и благочестия, а только лицемерную тень Закона. Подобна бесплодной, засохшей смоковнице всякая душа, не приносящая плодов духовных - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные Им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мёртвых, Страшном суде, о десяти девах и о талантах.

В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокажённого, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил своё сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).

В Великую среду на литургии Преждеосвящённых Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

В четверг Страстной седмицы воспоминаются в богослужении четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.

В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Обряд совершается среди храма. При чтении протодиаконом соответствующего места из Евангелия архиерей, сам сняв с себя облачение, умывает ноги сидящим по обе стороны уготованного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

В кафедральном патриаршем соборе в Москве на литургии Великого четверга по преложении Святых Даров Святейшим Патриархом совершается по мере нужды освящение святого мира. Освящению мира предшествует приготовление его (чин мироварения), начинающееся в Великий понедельник и сопровождаемое чтением Святого Евангелия, положенными молитвословиями и песнопениями.

День Великого пятка посвящён воспоминанию осуждения на смерть. Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрени Великого пятка (обычно она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей.

В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего бывает чтение канона о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, затем следует отпуст вечернего богослужения и совершается прикладывание к Плащанице (лобызание Плащаницы). О выносе Плащаницы в Великую пятницу в нынешнем Типиконе ничего не сказано. Говорится только об изнесении её в Великую субботу после великого славословия. Не говорится о Плащанице в службе пятницы и в древнейших уставах греческих, южнославянских и древнерусских. Предположительно, обычай износить Плащаницу на великой вечерне Великой пятницы получил у нас начало в XVIII веке, позже 1696 года, когда при патриархах Московских Иоакиме и Адриане было завершено редактирование Типикона в нашей Церкви.

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

Литургия Великой Субботы – также очень долгая и торжественная служба, насыщенная ветхозаветными чтениями – паремиями. По настроению она уже пасхальная: в паремиях повторяется мотив чудесного спасения (выхода Израиля из Египта, спасения в огне пророка Даниила и его друзей), символизирующего освобождение человечества от ада и смерти Крестной Жертвой и Воскресением Спасителя, читается Евангелие о Воскресении Христовом. Священники переоблачаются из тёмных постных в белые праздничные одеяния.

После литургии начинается освящение пасхальных яств – обычно во дворах храмов. Принято не только освящать их для себя, но и оставлять часть в храме – духовенству, алтарникам, певчим – и жертвовать бедным.

В Великую субботу полагается в храмах весь день или хотя бы последние часы перед пасхальной службой читать Деяния Апостолов.

А пасхальная служба начинается с чтения на полунощнице канона "Плач Пресвятой Богородицы", после которого Плащаница уносится в алтарь. Начинается Пасхальная заутреня – первая служба Светлого Христова Воскресения./

Страстна́я седми́ца – последняя перед . Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни : Его страданий, крестной смерти и погребения (в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание»). Все дни Страстной седмицы называются великими.

Эта неделя особо чтится Церковью. “Все дни – говорится в – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая суббота. Называется эта седмица великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…”.

Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая внимательным оком любви и благоговения следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных за людские грехи страданий на кресте, и далее – до светлого торжества Христова Воскресения.

Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым.

В соответствии с тем, что Иисус Христос перед страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением.

Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие.

В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).

В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного с тремя великими поклонами.

В четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.

В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на Литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей.

В этот день Господь установил Таинство Причащения, поэтому все православные христиане стремятся причаститься Святых Христовых Таин на Божественной . Тропарь дня “Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души Учителю таковая дерзнувший. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе”

День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрене Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей.

Литургии в Великую Пятницу не бывает, так как в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы.

Вечерня совершается в третьем часу дня (14.00), в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. При пении тропаря: “Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи. (Перевод: «Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе»)” священнослужители поднимают Плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа: прободенные ребра, руки и ноги Его. Вечером бывает вторая служба с крестным ходом.

Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

Это день строгого поста, когда ничего нельзя есть, по крайней мере, до выноса Плащаницы. Это день самого строгого поста в году.

В Великую субботу (служба начинается вечером в Великую Пятницу) Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в .

В Великую субботу совершается литургия , начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием (около Плащаницы) читаются пред Плащаницей 15 паримий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением. После 6-й паримии (о чудесном переходе евреев чрез Чермное море) поется: «Славно бо прославися». Чтение паримий заключается песнью трех отроков: «Господа пойте и превозносите во вся веки». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о таинственной силе Крещения. Эти пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую субботу оглашенных. По чтении Апостола поются, вместо «Аллилуиа», семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: «Воскресни, Боже, суди земли». Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в светлые одежды. Вместо Херувимской песни поется песнь «Да молчит всякая плоть человеча». В двенадцатом часу ночи, совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.

После этого верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Пасхальная радость есть святая радость, которой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескончаемая вечная радость вечной жизни и блаженства. Она и есть именно та радость, о которой сказал Сам Господь: “Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас” ().

Наступила Страстная седмица - последняя неделя перед Пасхой. И посвящена она воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданиям, Крестной смерти и погребению (в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание»). Все дни Страстной седмицы называются великими.

Страстная седмица – это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу Богу. Страстная седмица – это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе. Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога (диакон Андрей Кураев).

Богослужения Страстной отличаются целым рядом знаменательных служб, которые совершаются только в эту седмицу. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу.

Но реалии современной жизни не позволяют всем бывать каждый день на богослужениях в храме. Поэтому христианин сам может что-то делать для своего духовного роста и, соответственно, для правильной подготовки к встрече Светлой Господней Пасхи.

Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское - и последовать за Спасителем.

Первое – по мере веры и здоровья (и если работа не связана с серьезными физическими нагрузками) усугубить пост в эти страстные дни.

По Уставу: в первые четыре дня Страстной недели - сухоядение (не вареная пища без масла). В приходской практике на Страстной седмице - питание без рыбы, мяса и молочных продуктов. Многие стараются вкушать пищу и без растительного масла.

«Человек не может оставаться только человеком: он должен или подняться над собой, или упасть в бездну, вырасти в Бога или в зверя », - говорил князь Е. Н. Трубецкой. И подняться над собою помогает человеку пост – школа воздержания и воспитания силы воли... Все животные живут исключительно инстинктом. Человек же может постараться взять под контроль своего ума и сердца (ради достижения высших благ) и сами естественные потребности. Если человек ради достижения сверхъестественного (т. е. господства в себе образа Божия) силой воли не покорит в себе естественные нужды, то противник нашего спасения (диавол) будет навязывать такому безвольному человеку нижеестественную для человека звероподобную жизнь (Откр. 15:2). А иногда и не только нижеестественную, но и противоестественную (Рим.1:21-32).

Вот ещё несколько полезных советов от протоиерея Александра Рябкова: «Наш пост в эту неделю должен становиться строже – не только в плане пищи, но и, конечно, в духовном плане .

Время поста – это время научения истинам Божиим. Им мы научаемся, в первую очередь, через чтение Священного Писания – поэтому в Страстную седмицу нам еще усерднее надо читать Библию.

Нам желательно полностью перестать смотреть телевизор и бесцельно блуждать в интернете – во многом потому, что такое времяпрепровождение ведет к рассеянности – а нам нужно концентрировать свой ум на молитве. Давайте исключим из своей жизни все, что может помешать нам прийти к Пасхе с чистой душой.

…И будем помнить – когда мы пост превращаем просто в диету, это однозначно неправильно. Часто люди говорят: «Наступил пост – теперь я буду давить соки и кушать морковку». Подобный пост всегда заканчивается крахом. Если это будет телесный крах – ну, сорвется человек, и то слава Богу! Это, как ни удивительно звучит, будет самый хороший исход. Потому что духовный крах – гордыня – всегда опаснее. Ведь человек может и попоститься таким – сугубо физическим образом – все сорок дней, но его пост будет как труп – тело, не наполненное духом» .

Ведь пост – не цель, а средство. Средство для достижения главной цели жизни христианина – стать наиболее похожим по характеру на Христа.

И в этом ещё может помочь нам непрестанная молитва. Например, молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного ». Эта молитва краткая, но содержит в себе всё главное в христианстве. 1) В ней мы исповедуем Иисуса нашим Господом, а сказано: …Всякий, кто призовет Имя Господне, спасется (Рим.10:13). 2) В ней человек признаёт себя грешным, а именно - у такого человека всегда есть перспектива стать лучше. Ведь только тот, кто видит свои недостатки, может с ними бороться и, надеясь не на себя, а на помощь Божью, побеждать. 3) В этой молитве мы признаём, что веруем в милосердного, т.е. любящего и всепрощающего Бога.

«Молитва Иисусова, по научению святых отцов, прилична, когда человек идет, или сидит, или лежит, пьет, ест, беседует или занимается каким рукоделием, кто может при всем этом произносить молитву Иисусову со смирением, тот не должен оставлять оной...» (преподобный Амвросий Оптинский).

Также как можно более полезно провести время Страстной седмицы нам поможет познание воли Божией, Его святых заповедей из чтения Священного Писания (по возможности - всего Нового завета, а как минимум - Евангелия от Иоанна). Можно, например, с молитвой утром прочитывать примерно по 4 главы Евангелия от Иоанна и в течение дня, когда будет появляться свободное время, проводить его не в курилке с друзьями, не в интернете или за телевизором, а мысленно возвращаться к прочитанному утром и, прося у Бога мудрости (Иак.1:5), рассуждать: как прочитанное может изменить лично меня?

По традиции, Великий понедельник начинается с воскресной вечерни в воскресенье. Вечерню завершает День Вербного воскресенья, иными словами праздник Входа Господа в Иерусалим, он же открывает Страстную неделю. На утренней службе в понедельник, вторник и среду в церкви прославляют Христа кротким тропарем, который в другое время года можно услышать лишь несколько раз.

Каждый день Страстной седмицы глубоко символичен. В первые три ее дня совершаются литургии Преждеосвященных Даров.

В течение всей Страстной седмицы нельзя есть мяса, иной скоромной пищи, не допускается и употребление растительного масла. В это время нельзя петь и танцевать, излишне веселиться, следует регулярно молиться. Лучшее, что можно делать в это время – это нести добро людям, знакомым и незнакомым. Возбраняется чревоугодие, очень важно подавить в себе зависть, недоброжелательность, зло. Не должно быть в сердце ни тревоги, ни излишней суетливости.

В Великий понедельник вспоминают Иосифа, персонажей из Ветхого завета и рассказ о проклятой смоковнице, описанный в Евангелии. Согласно церковному преданию, иссохшая смоковница является образом ветхого Израиля, не давшего плода. Рекомендуется читать 21 главу от Матфея.

Фото: Александр Кожохин,"Вечерняя Москва"

В Великий вторник напоминают притчи Спасителя о Его Втором Пришествии, о десяти девах и о талантах. Во вторник вечером в последний раз поют «Се, Жених…»

А затем наступает Великая среда – день страшного предательства, изменившего мир. Именно в память о том, как Христос был предан одним из своих учеников, Иудой, мы и проходим через Великий пост. Ну а в церкви в этот день вспоминают женщину, которая омыла ноги Господа миром. В среду утром в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и читается молитва Еврема Сирина. Важный момент: с этого дня больше не кладут земных поклонов до Пятидесятницы, разве что только перед Плащаницей. В среду же вечером совершается последняя большая исповедь. Очень во многих храмах исповедовать до конца Светлой седмицы уже не будут. И если вы хотите успеть на исповедь, лучше постарайтесь сделать это до среды, поскольку в среду, традиционно, на исповеди бывает очень много народу.

Традиции Великого четверга известны очень многим. Это день воспоминаний об установлении Таинства Евхаристии на Тайной Вечере – как мы помним, так называлась последняя трапеза Христа с учениками. Это день причащения православными Христовых тайн. После Тайной Вечери Христос, выказывая смирение свое, омывал ноги ученикам, что нашло отражение в практике церковных служб. Особый Чин омовения ног совершается архиереем после Литургии. Он омывает ноги двенадцати священнослужителям. В ХХ веке в Русской Церкви обряд не совершался. Вечером же в четверг вас ждет долгая служба: литургия Великого Четверга по чину святителя Василия Великого соединяется с вечерней. Утреня Великой Пятницы (совершаемая в вечером Великого Четверга) – не только одна из самых длинных, но и одна из самых красивых служб в году. Иногда ее называют также «Двенадцать Евангелий». В течение этой службы вспоминается период от молитвы Спасителя в Гефсиманском саду до момента положения его тела во Гроб. В Великий Четверг, как правило, готовятся к Пасхе. Традиции советуют в Великий четверг наводить порядок в доме, убирать дом, печь куличи и красить яйца. Между двумя службами надо по возможности помолиться и отдохнуть. Пропускать же службы главных дней Страстной седмицы ради предпраздничной суеты не следует.

Фото: Александр Казаков, "Вечерняя Москва"

Великая пятница начинается рано утром. Первая служба в этот день называется Службой Царских часов. В течение этой службы читают Евангелия Страстей Господних, а в середине дня совершается вечерня с Выносом Плащаницы. Обеда в этот день не полагается, завтрак – строго постный.

Вечером в пятницу в церквях совершают утреню Великой субботы с погребением Плащаницы. Служба долгая и очень светлая, во время которой ощущается приближение Пасхи. Как правило, Погребение Плащаницы совершается ночью. Чисто физически не все выдерживают эту службу – тем паче, что она переходит в Литургию. Поэтому очень часто делают так: после Выноса Плащаницы отдыхают, затем к 23:00 приезжают на ночную службу, которая длится три-четыре часа, а затем отдыхают пару часов до Литургии Великой Субботы. Литургия - очень долгая и торжественная служба, во время которой проходят ветхозаветные чтения. Настроение становится уже совсем пасхальным, читается Евангелие о Воскресении Христовом, а священники переоблачаются из фиолетовых постных в белые праздничные одеяния. Все происходит тихо и спокойно, поскольку суббота - это день покоя и молчания, день, когда почил Господь. Это последний день перед Пасхой. После литургии начинают освящать куличи, пасхи и яйца. Часть их положено оставлять часть в храме. Полагается последние часы перед пасхальной службой читать Деяния Апостолов. Ну а пасхальная служба начинается с чтения канона «Плач Пресвятой Богородицы». После этого Плащаницу уносят в алтарь. Затем начинается Пасхальная заутреня, первая служба Светлого Христова Воскресения.