Помогите,пожалуйста,написать сочинение на тему: "Путь духовных исканий Евгения Базарова". Cочинение «Базаров — "новый человек"

Помогите,пожалуйста,написать сочинение на тему:
Помогите,пожалуйста,написать сочинение на тему: "Путь духовных исканий Евгения Базарова". Cочинение «Базаров — "новый человек"









Нигилизм героя «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем» «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» «Рафаэль гроша медного не стоит…» «…мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим…»




Встреча с Одинцовой. Любовь в жизни героя «В разговорах с Анной Сергеевной он ещё больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе… Он ловил самого себя на всякого рода «постыдных» мыслях, точно бес его дразнил». «Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно…»




Изменение мировоззрения героя « А я вот думаю: я вот лежу здесь под стогом… Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удалось прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже… Что за безобразие!»




Как раскрывается Базаров в смерти? «Я нужен России… Нет, видно, не нужен». «Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове… И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет…»


Как раскрывается Базаров в смерти? «Он сделался человеком, вместо того чтобы быть воплощением теории нигилизма, и, как человек, он выразил желание видеть любимую женщину» (Писарев) «Умереть так, как умер Базаров, - всё равно что сделать великий подвиг…» (Д.И.Писарев)
Выводы Какой же путь проходит Евгений Базаров? Нигилизм героя. Любовь героя изменение мировоззрения: появляется мысль о ничтожестве человеческой жизни. Базаров ощущает себя «атомом», «математической точкой» перед лицом вечности. Смерть героя. «Он сделался человеком, вместо того чтобы быть воплощением теории нигилизма…» (Писарев)
Используемые источники Тургенев И.С. Избранные сочинения / Редкол.: Г.Беленький, П Николаев, А.Овчаренко и др. -М.: Худож. лит., Писарев Д.И. Из статьи «Базаров» // Тургенев И.С. Избранные сочинения / Редкол.: Г.Беленький, П Николаев, А.Овчаренко и др. -М.: Худож. лит., С Интернет-ресурсы (иллюстративный материал).

Роман Тургенева появился в печати в те годы, когда на смену старому жизненному укладу стали приходить новые веяния, когда в среде российской молодежи, не удовлетворенной жизненными установками “отцов”, назрела переоценка ценностей. Наконец, когда в литературу на смену герою прошлых лет, дворянину, пришел герой-разночинец.

Роман начинается с того, что в имение Кирсановых вместе с сыном Николая Петровича, Аркадием, приезжает его друг, Евгений Базаров. Его необычная внешность (балахон, бакенбарды), развязная манера держаться настораживают обитателей поместья. А когда Аркадий заявляет, что его друг - нигилист, скрытая неприязнь Павла Петровича Кирсанова переходит в открытое противостояние. Так завязывается конфликт в романе.

С легкой руки демократической критики, в частности Писарева, принято считать, что основная расстановка сил романа отражена именно в противостоянии Базарова и Павла Петровича, так как именно они ведут полемику на различные темы. Однако, как нетрудно заметить, старший Кирсанов оказывается несостоятельным оппонентом главному герою. Все слова Павла Петровича - лишь “слова”, они не подкреплены никаким действием, так что упрек относительно безделья, брошенный Базаровым Павлу Петровичу, безусловно, справедлив. Убеждений, как справедливо отмечает Писарев, у Павла Петровича нет, в качестве убеждений он пытается “протащить” принципы, причем принципы, понятые на свой манер. Все “принсипы” Кирсанова сводятся к соблюдению внешних приличий, к усилиям, направленным на то, чтобы считаться джентльменом. Форма без содержания - вот суть Павла Петровича.

Однако, как известно, противоположности сходятся. Несмотря на внешнее противостояние, Базаров и Павел Петрович очень похожи. Кирсанов, по существу, такой же доктринер, как и Базаров. Павла Петровича во всем интересует лишь внешняя сторона вещей - он толкует о Шиллере, о Гете, хотя вряд ли удосужился их прочесть, его суждения самонадеянны и поверхностны. Но то же самое можно сказать о Базарове! То же пристрастие к внешним эффектам, та же “неорганичность” с окружающим его миром.

Настоящий оппонент вождю нигилистов - Николай Петрович Кирсанов, хотя он не вступает в словесные баталии с Базаровым. Все его мироощущение, лишенное внешней вычурности поведение, но вместе с тем душевная широта, противостоят всеотрицанию нигилистов. Николай Петрович мог бы поспорить с Базаровым, но он прекрасно понимает, что его аргументы не будут убедительны ни для Базарова, ни для брата.

Показывая изначальную порочность базаровских идей, Тургенев вводит в ткань повествования еще двух персонажей - Ситникова и Кукшину. Не случайно после смерти Базарова у него не остается больше никаких последователей. На бесплодной почве нигилизма вырастают только такие пародии на людей, как Кукшина и Ситников.

Однако Базаров - не Кукшина и не Ситников. Он сильная личность. Его личность способна к саморазвитию, и именно этим он интересен Тургеневу. Весь путь Базарова, описанный в романе, - это опровержение его идей. Базаров отрицает искусство, поэзию, поскольку не видит в них никакого проку. Именно Базаров высмеивает игру Николая Петровича на виолончели, осуждает Аркадия за восхищение красотами природы. Он не в состоянии понять всего этого.

Однако для него еще не все потеряно, и это проявляется в его любви к Одинцовой. Базаров оказывается человеком, а не бездушной машиной, которая способна лишь ставить опыты и резать лягушек. Убеждения Базарова вступают в трагическое противоречие с его человеческой сущностью. Отказаться от своих убеждений он не может, но не может и задушить в себе человека. Для Базарова нет выхода из создавшегося положения, и именно поэтому он умирает.

Смерть Базарова - это смерть его идей. Перед лицом неизбежной гибели Базаров отметает все второстепенное, чтобы оставить самое главное. И этим главным оказывается то человеческое, что в нем есть, - любовь к Одинцовой. Примечательно, что и оппонента-двойника, Павла Петровича, Тургенев проводит тем же путем: поставив на грань жизни и смерти, заставляет отбросить все догмы, “принсипы” и оставить человеческое, истинное - любовь к брату, Фенечке, стремление что-то сделать для других.

Тургенев на каждом шагу опровергает суждения и Базарова, и Павла Петровича. Так, Базаров заявляет, что “природа не храм, а мастерская”, и тут же следует великолепный пейзаж. Картины природы, которыми насыщен роман, подспудно убеждают читателя в совершенно обратном. Оказывается, что Пушкин и игра на виолончели в абсолютном измерении гораздо важнее всей полезной деятельности Базарова и аристократических принципов Павла Петровича.

В последней сцене - описании сельского кладбища и родителей, приходящих на могилу сына, - вечная природа, на спокойствие которой посягал Базаров, дает нигилисту последнее успокоение. Все второстепенное, что придумал человек, остается в стороне. Только природа, которую Базаров хотел превратить в мастерскую, да родители, подарившие ему жизнь, окружают его.

Итак, внутренней эволюцией главного героя Тургенев показывает несостоятельность и изначальную порочность идей нигилизма, доказывает, что на бесплодной почве отрицания не может вырасти ничего позитивного. И, приводя своего героя к общечеловеческим ценностям, утверждает главенство гуманистических идей в жизни любого человека.

В романе «Отцы и дети» родители Базарова – яркие представители старшего поколения. Несмотря на то, что автор уделяет им не так много внимания, как, скажем, братьям Кирсановым, образы Василия Ивановича и Арины Власьевны даны не случайно. С их помощью автор наиболее полно показывает взаимоотношения поколений.

Василий Иванович Базаров – отец главного персонажа романа. Это человек старой закалки, воспитанный в строгих правилах. Его желание казаться современным и прогрессивным выглядит мило, но читатель понимает, что он, скорее больше консерватор, чем либерал. Даже в своей профессии лекаря, он придерживается традиционных способов, не доверяя современной медицине. Он верит в Бога, но старается не показывать свою веру, особенно перед женой.

Арина Власьевна Базарова – мать Евгения, простая русская женщина. Она малообразованна, сильно верит в Бога. Образ суетливой старушки, созданный автором, даже для того времени выглядит старомодным. Тургенев пишет в романе, что она должна была родиться лет двести назад. Она вызывает только приятное впечатление, которое не портит ни ее набожность и суеверие, ни ее добродушие и покладистость.

Взаимоотношение между родителями и Базаровым

Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни. И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне. Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно.

На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого.

Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.

Но все эти качества Евгения оказываются показными. Но понимает это герой слишком поздно, только когда уже находится при смерти. Ничего нельзя изменить и вернуть. Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к родителям, просто по-другому он не умеет это выразить.

Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение. Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.

Ваш результат:

  • История создания пьесы «Гроза»
  • Жертвы тёмного царства в пьесе «Гроза»
  • Жанр «Грозы» Островского
  • Испытание любовью Обломова
  • Краткое содержание «Обломов»
  • Лирический герой Лермонтова
  • Краткое содержание «Гроза»
  • Сюжет романа «Обломов»
  • Образ Катерины в пьесе «Гроза»
  • Образ жизни Обломова и Штольца в романе Гончарова «Обломов»
Понравилось сочинение? Помоги проекту - жми на кнопку, расскажи друзьям:

Не понравилось? - Напиши в комментариях чего не хватает.

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Михаил Воронин - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Евгений Базаров: неоднозначность образа.

Роман Тургенева появился в печати в те годы, когда на смену старому жизненному укладу стали приходить новые веяния, когда в среде российской молодежи, не удовлетворенной жизненными установками “отцов”, назрела переоценка ценностей. Наконец, когда в литературу на смену герою прошлых лет, дворянину, пришел герой-разночинец.

Роман начинается с того, что в имение Кирсановых вместе с сыном Николая Петровича, Аркадием, приезжает его друг, Евгений Базаров. Его необычная внешность (балахон, бакенбарды), развязная манера держаться настораживают обитателей поместья. А когда Аркадий заявляет, что его друг - нигилист, скрытая неприязнь Павла Петровича Кирсанова переходит в открытое противостояние. Так завязывается конфликт в романе.

С легкой руки демократической критики, в частности Писарева, принято считать, что основная расстановка сил романа отражена именно в противостоянии Базарова и Павла Петровича, так как именно они ведут полемику на различные темы. Однако, как нетрудно заметить, старший Кирсанов оказывается несостоятельным оппонентом главному герою. Все слова Павла Петровича - лишь “слова”, они не подкреплены никаким действием, так что упрек относительно безделья, брошенный Базаровым Павлу Петровичу, безусловно, справедлив. Убеждений, как справедливо отмечает Писарев, у Павла Петровича нет, в качестве убеждений он пытается “протащить” принципы, причем принципы, понятые на свой манер. Все “принсипы” Кирсанова сводятся к соблюдению внешних приличий, к усилиям, направленным на то, чтобы считаться джентльменом. Форма без содержания - вот суть Павла Петровича.

Однако, как известно, противоположности сходятся. Несмотря на внешнее противостояние, Базаров и Павел Петрович очень похожи. Кирсанов, по существу, такой же доктринер, как и Базаров. Павла Петровича во всем интересует лишь внешняя сторона вещей - он толкует о Шиллере, о Гете, хотя вряд ли удосужился их прочесть, его суждения самонадеянны и поверхностны. Но то же самое можно сказать о Базарове! То же пристрастие к внешним эффектам, та же “неорганичность” с окружающим его миром.

Настоящий оппонент вождю нигилистов - Николай Петрович Кирсанов, хотя он не вступает в словесные баталии с Базаровым. Все его мироощущение, лишенное внешней вычурности поведение, но вместе с тем душевная широта, противостоят всеотрицанию нигилистов. Николай Петрович мог бы поспорить с Базаровым, но он прекрасно понимает, что его аргументы не будут убедительны ни для Базарова, ни для брата.

Показывая изначальную порочность базаровских идей, Тургенев вводит в ткань повествования еще двух персонажей - Ситникова и Кукшину. Не случайно после смерти Базарова у него не остается больше никаких последователей. На бесплодной почве нигилизма вырастают только такие пародии на людей, как Кукшина и Ситников.

Однако Базаров - не Кукшина и не Ситников. Он сильная личность. Его личность способна к саморазвитию, и именно этим он интересен Тургеневу. Весь путь Базарова, описанный в романе, - это опровержение его идей. Базаров отрицает искусство, поэзию, поскольку не видит в них никакого проку. Именно Базаров высмеивает игру Николая Петровича на виолончели, осуждает Аркадия за восхищение красотами природы. Он не в состоянии понять всего этого.

Однако для него еще не все потеряно, и это проявляется в его любви к Одинцовой. Базаров оказывается человеком, а не бездушной машиной, которая способна лишь ставить опыты и резать лягушек. Убеждения Базарова вступают в трагическое противоречие с его человеческой сущностью. Отказаться от своих убеждений он не может, но не может и задушить в себе человека. Для Базарова нет выхода из создавшегося положения, и именно поэтому он умирает.

Смерть Базарова - это смерть его идей. Перед лицом неизбежной гибели Базаров отметает все второстепенное, чтобы оставить самое главное. И этим главным оказывается то человеческое, что в нем есть, - любовь к Одинцовой. Примечательно, что и оппонента-двойника, Павла Петровича, Тургенев проводит тем же путем: поставив на грань жизни и смерти, заставляет отбросить все догмы, “принсипы” и оставить человеческое, истинное - любовь к брату, Фенечке, стремление что-то сделать для других.

Тургенев на каждом шагу опровергает суждения и Базарова, и Павла Петровича. Так, Базаров заявляет, что “природа не храм, а мастерская”, и тут же следует великолепный пейзаж. Картины природы, которыми насыщен роман, подспудно убеждают читателя в совершенно обратном. Оказывается, что Пушкин и игра на виолончели в абсолютном измерении гораздо важнее всей полезной деятельности Базарова и аристократических принципов Павла Петровича.

В последней сцене - описании сельского кладбища и родителей, приходящих на могилу сына, - вечная природа, на спокойствие которой посягал Базаров, дает нигилисту последнее успокоение. Все второстепенное, что придумал человек, остается в стороне. Только природа, которую Базаров хотел превратить в мастерскую, да родители, подарившие ему жизнь, окружают его.

Итак, внутренней эволюцией главного героя Тургенев показывает несостоятельность и изначальную порочность идей нигилизма, доказывает, что на бесплодной почве отрицания не может вырасти ничего позитивного. И, приводя своего героя к общечеловеческим ценностям, утверждает главенство гуманистических идей в жизни любого человека.

5879 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Трагизм образа Базарова в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Евгений Базаров: неоднозначность образа.

Смотрите также по произведению "Отцы и дети":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

» речь идет о вечной проблеме во взаимоотношениях двух поколений. Этот конфликт всегда существовал и не исчезнет, пока одно поколение сменяет другое снова и снова. Но так как эта череда продолжается, пока существует род людской, то каждое новое поколение, становясь «отцами», должно оставить после себя «детей», которые смогут продолжить род. Чтобы воспитать себе замену, необходимо идти по пути, выбранному «отцами». Дорог много, но в итоге они сводятся к двум: курсу «на продолжение» и жизни «для себя».

Для «продолжения» необходимы некоторые условия. Первое - это , где родители любят друг друга и детей нежной любовью. Второе - гораздо более прозаическое - умение вести хозяйство, кое-какие бытовые и трудовые навыки. Чтобы жить «для себя», можно не иметь ничего или иметь некую случайную цель-мечту.

У Тургенева «отцы» Аркадия и достойно прожили жизнь, не сворачивая с пути «продолжения».

«Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты; она сажала цветы и наблюдала за птичьим двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством...»

Так жили родители Аркадия, быт родителей Базарова мало чем отличался от жизни Кирсановых. Это как раз те два условия, которые необходимы для продолжателей. Но «отцы» уже выбрали и прошли свой путь. Теперь это должны сделать «сыновья».

Базаров - представитель прогрессивного молодого поколения, последователь новейшего течения - нигилизма. По мнению «сыновей», таких же, как Базаров, «нигилист - это человек, который не преклоняется ни перед какими авторитетами, не принимает на веру ни одного принципа...». Базаров отрицает все подряд: искусство, поэзию, науку как теорию, душу, чувства, признавая «только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств», то, что представляется выгодным с сугубо материальной точки зрения.

Базаров привык высказывать свое мнение независимо от желания окружающих, часто в грубой и резкой форме, он ни от кого не зависит и никому не подчиняется, за исключением, конечно, своей собственной персоны. Для него важны его прихоти, нужды и желания. Это выглядит как жестокий, всеподавляющий эгоизм. Базаровское равнодушие к окружающим, граничащее с презрением, - непреодолимая преграда для того, кто решит сойтись с ним поближе. Базарову нужны мелкие людишки вокруг него, ведь «не боги горшки обжигают», и больше - никто. Такой человек не может создать семью - ему это ни к чему, для него это лишняя обуза, бесполезные хлопоты, отнимающие всю жизнь. Базаров старательно избегает ситуаций, ставящих под угрозу его независимость. Он полюбил женщину, но это была не та нежная, сентиментальная любовь, которая связывает двух супругов, это была «страсть, похожая на злобу» - злобу на себя, - за то, что не смог совладать со своими чувствами, и на ту, что привязала его к себе невидимыми узами, пробудила в нем нечто, выходящее за рамки «пяти чувств».Человек, который так любит, провоцируя «объект» любви на страх и жалость, - разве способен такой человек создать полноценную, нормальную семью. Разве сможет он при своем пренебрежительном отношении к родителям подготовить себя к тому, что и к его персоне, которой он уделяет так много внимания, впоследствии будут относиться точно так же. Амбициозный, самолюбивый и независимый, Базаров не может стать достойным семьянином, любящим супругом и отцом и хорошим хозяином.

Совсем другое дело - . Несомненно, он является гораздо менее сильной личностью, но для него личная свобода гораздо менее значима. Аркадий легко попадает под чужое влияние, и, хотя он и поддерживает Базарова, заявляя, что он тоже нигилист, его жизненная позиция весьма сильно отличается от базаровской. Аркадию становится не по себе, когда он замечает презрение Базарова к «отцам», он способен говорить об искусстве, и суждения его не отличаются такой резкостью.

Аркадий, со своей мягкой натурой, оказывается способным на нежное чувство. Ему хочется семейного уюта и тепла, поэтому в его устах признание в любви звучит как предложение «руки и сердца», тогда как Базаров и не заикается о супружестве. Аркадий «уже начинал подчиняться Кате, и она это чувствовала и не сопротивлялась». Такая молодая пара, как Аркадий и Катя, проживет всю жизнь душа в душу, создаст уютное семейное гнездышко и угаснет, зная, что их долг выполнен и их потомки уже живут собственной жизнью.

Два «сына» - Аркадий и Базаров - пошли по разным путям. Аркадий избрал закономерный и естественный путь «продолжения», а Базаров вознамерился прожить жизнь «для себя», но любовь к женщине сломила его уверенность в собственных силах, а пример Аркадия и Кати еще больше убедил его в бесполезности его Персоны. Подобные существа, с намеренно искаженными представлениями и понятиями об окружающем мире и без возможности оставить после себя заметный след (ведь что-то совершить можно, лишь имея надежную опору, а на что мог опереться Базаров - на свое отрицание чего бы то ни было или на собственное «я», которое уже не оправдало надежду Базарова), по сути дела, являются в какой-то степени бесполезными и ненужными. В этой ситуации смерть Базарова от нелепой неосторожности весьма символична. Ненужный элемент убран из жизни, осталось то, что должно существовать. У Аркадия есть надежная опора - жена и сознание того, что он любит, а значит, кому-то нужен. И пусть у Аркадия нету какой-то высокой цели и силы воли, чтобы ее достигнуть - он на верном пути, и за ним - будущее.


В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов предстают перед читателем друзьями. Но вскоре становится понятно, что их отношения напоминают общение учителя с учеником.

С первых страниц романа Аркадий говорил не свои мысли. Вот, например, как он встретился с отцом: «Какой зато здесь воздух! Как славно пахнет!» И тут же замолчал, потому что сзади ехал Базаров, и сказал противоположное: «…это все равно, где бы человек ни родился». Аркадий романтик, он восторгался природой родного края, «звонко» поцеловал отца, переполнен эмоциями. Но рядом Евгений, учитель, человек, дружбой с которым Аркадий дорожит. И этот учитель по-другому относится к природе: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Аркадий старается угодить Базарову, хотя сам он «любил природу…хоть и не смел признаться в этом», считал своей обязанностью скрывать свои чувства, потому что «недаром же он был нигилист!»

Чем занимались герои по приезде в Марьино? «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал», -пишет Тургенев.

Базаров вставал рано, шел на болото за лягушками для экспериментов. Знаний, как у учителя, у Аркадия нет. Базаров советовал ему, как навести порядок в усадьбе отца, говорил про тополя, елки, чернозем, он хозяйственный, умеет разбираться в людях: «…скот плохой и лошади разбитые, строения тоже подгуляли, а работники смотрят ленивцами». Аркадий не понимал смысла слов Евгения, и отвечал: «Строг же ты сегодня». Базаров-труженик, неутомимый в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией, а Аркадию далеко до учителя.

Базаров смеялся над игрой Николая Петровича на виолончели. Аркадий нехотя, но соглашался с Евгением, поэтому он забрал у отца томик Пушкина и дал философскую книгу немецкого материалиста.

Базаров считал: «Рафаэль гроша медного не стоит». А Аркадий наслаждался игрой Кати на рояле и сонатой Моцарта.

Совсем недавно Базаров с цинизмом говорил о хорошеньких женщинах. И вдруг краснеет, говорит очень много, ведет себя неестественно, Аркадий не мог понять этой перемены в своем учителе. Евгений сам себя понимал и отдавал себе отчет в том, что произошло, поэтому назвал любовь белибердой. Аркадий выбрал семью, тихое счастье с Катей, такая же судьба могла ждать Базарова, но он не захотел: «…лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца…». Аркадий- нежная душа, он робкий, не умеет ненавидеть, чувствительный. Евгений говорит ему, что для «горькой терпкой, бобыльной» жизни он не создан. Кстати говоря, Аркадий влюбился в Одинцову не потому, что она ему нравилась, а потому, что она понравилась Базарову.

Аркадий подражает учителю, выдает себя за нигилиста, но часто забывает о нигилизме, о своей новой роли, он ближе к либералам Кирсановым-старшим, в дворянском счастье он забыл о нигилизме.

Пути героев разошлись, потому что по-настоящему никогда не сходились. У них нет черт сходства, кроме трепетного отношения к родителям. Отношение к браку, искусству, природе, к будущим жизненным занятиям, профессии – все разнит героев. Аркадий нужен автору, чтобы ярче показать такую сильную личность, как Базаров.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-12-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.