Паваротти годы жизни. Итальянский язык, италия, самостоятельное изучение итальянского языка

Паваротти годы жизни. Итальянский язык, италия, самостоятельное изучение итальянского языка
Паваротти годы жизни. Итальянский язык, италия, самостоятельное изучение итальянского языка

История жизни
В детстве Лучано больше всего любил ловить лягушек и ящериц, играть в футбол - ну и, конечно, петь. Впрочем, в Италии, как известно, поют все. Отец Лучано приносил домой пластинки знаменитых теноров - Джильи, Карузо, Мартинелли, и вместе с сыном они слушали их буквально до дыр. Лучано забирался на стол в кухне и голосил во все легкие "Сердце красавицы". В ответ на его истошное пение одновременно из 15 соседних квартир раздавались не менее истошные крики: "Баста! Да замолчи же ты, наконец!!!"
Позже - уже в школе - Лучано начал петь в церковном хоре. Ему было 12 лет, когда на гастроли в местный театр приехал тенор Беньямино Джильи. Лучано пробрался в театр во время репетиции. "Я тоже хочу стать певцом!" - выпалил он Джильи, пытаясь таким образом высказать свое восхищение. Хотя на самом деле хотел стать футболистом. Футболиста из него, как известно, не вышло. В 1961 году Лучано Паваротти занял первое место на конкурсе вокалистов в Реджо-нель-Эмилия, в том же году состоялся его дебют в "Богеме" Пуччини. А через два года сбывалась заветная мечта молодого певца: он стал солистом всемирно известного оперного театра "Ла Скала" и начинал триумфальное шествие по сценам и концертным залам мира. На одном из своих выступлений в "Метрополитен-опера" Паваротти довел зрителей до состояния полной эйфории, так что занавес пришлось поднимать 160 раз - что и было занесено в Книгу рекордов Гиннесса.
Друзья называют Паваротти "Big P". "Большой" - не в смысле "великий", а в самом что ни на есть буквальном смысле. Правда, при этом близкие Паваротти в один голос говорят, что в нем 150 килограммов чистого обаяния и добродушия. То есть 150 плюс-минус 10. Диетические испытания, выпадающие на долю Паваротти, регулярно тиражируются в прессе и уже, пожалуй, имеют хождение в категории анекдотов. Да, габариты Паваротти - проблема для портных и беда для стульев. Чего стоит хотя бы петь партию Каварадосси в опере Пуччини "Тоска". Во втором акте его героя после пыток приводят в кабинет, и он так измучен, что еле держится на ногах и падает на стул. Уже во время репетиций Паваротти с опаской посматривал на этот стул из резного дерева, затем подошел к режиссеру и тихо, чтобы никто не слышал, сказал: "Думаю, этот стул меня не выдержит". Режиссер заверил его, что волноваться нечего, стул заблаговременно укрепили металлом. Генеральную репетицию стул действительно выдержал. Наступил день премьеры. Второй акт. Стражники вытащили Паваротти под руки и усадили его на стул. Хильдегард Беренс, выступавшая в партии Тоски, должна была подойти к своему возлюбленному и обнять его. Но так вошла в роль, что разбежалась через всю сцену и бросилась ему на шею. Того, что произошло вслед за этим, на сцене "Гранд-опера" не бывало никогда: стул с треском развалился, вместе с ним грохнулся Паваротти-Каварадосси, а сверху приземлилась и Тоска. "Почему я так много ем?" - Лучано на вечный вопрос корреспондентов отвечал. - Во-первых, я итальянец. Во-вторых, я родом из Модены - города обжор". Что поделаешь - это в его стиле: поселить в доме консультанта-диетолога и платить ему бешеные суммы за каждые сутки, а затем, лишь только тот переступит порог, броситься на кухню и опустошить холодильник. "Я самый тяжеловесный рэппер в мире", - так великий тенор прокомментировал свои выступления вместе с поп- и рок-звездами: Дзуккеро, Стингом, Брайаном Адамсом, ирландской группой "U2". Записи концертов "Паваротти и друзья" разошлись миллионными тиражами по всему миру.
Лучано и Адуа познакомились еще подростками и были семь лет помолвлены до того, как поженились. Свадьба состоялась в 1961 году, когда Лучано получил первый приличный гонорар и, говорят, даже пытался оклеить купюрами стены спальни, но впоследствии употребил их все же на то, чтобы купить свой первый автомобиль. Кстати, именно Адуа Паваротти обязан тем, что стал певцом, а не учителем в народной школе. В свое время она уговорила его брать уроки вокала. "Немногие женщины могли бы примириться с жизнью оперного певца, как смогла это сделать Адуа", - написал Лучано Паваротти в своей книге. Она не жаловалась ни на то, что их дом был скорее похож на проходной двор, ни на то, что видела своего супруга самое большее 5 дней в месяц. "За все время нашей совместной жизни я больше разговаривала с ним по телефону, - говорила Адуа Паваротти, - чем виделась с мужем. Кстати, именно по телефону он узнал о рождении наших дочерей".
Жизненное кредо своего уже бывшего супруга она определила так: "Спагетти, спагетти, потом - любовь", - а на вопрос корреспондента, как она относится к тому, что во время поездок Паваротти окружает столько красивых женщин, Адуа несколько лет назад ответила: "Ничего страшного, если он посмотрит на хорошенькое личико. Все равно он выберет пиццу". Увидев растиражированные по всему свету фотографии 61-летнего Паваротти и его 27-летней секретарши Николетты Мантовани, нежащихся в Карибском море, Адуа в этом усомнилась. Эта Николетта не может не нравиться. Красивое личико с неотразимой улыбкой, как, впрочем, и у ее соблазнителя. И при этом совсем не глупа. В Болонье она изучала науки, стала хорошим психологом. Ведь она оказалась единственным человеком, утешившим Лучано, когда итальянская команда проиграла матч на Кубок мира по футболу. Разве это не так важно? А может ли кто-нибудь усомниться в ее подвиге, когда она прогнала эту ужасную змею, незаметно пробравшуюся в комнату божественного тенора в Бали?
Кто же устоит перед столь могущественной Венерой? Конечно, это не первая пощечина, нанесенная мягкотелым героем семейному миру и благополучию. Он постоянно пел дифирамбы своей законной и прямо-таки незаменимой супруге, умело правившей империей Паваротти. Сейчас перед этим вечным странником открылось свободное поле деятельности.
Адуа, управлявшая колоссальным состоянием этого добряка-гиганта, конечно, на все его похождения закрывала глаза. Однажды Ватикан даже запретил Лучано участвовать в торжественной мессе в нью-йоркском Централ-Парке, а супруга сделала вид, что равнодушна к статьям, появившимся на этот счет в прессе. Но на сей раз Адуа взбесили заполонившие прессу фотографии двух голубков, резвящихся в теплых водах у берегов Барбадоса. Эта Николетта, разве она не твердит на всех перекрестках, что мечтает родить Паваротти сына? Не издевательство ли это над ее тремя дочерьми? В ярости Адуа сорвала табличку с фамилией Паваротти с дверей дома в Саличета близ Модены, где обитает весь их клан. На дверях осталась только ее фамилия: Адуа Верони. Письмо, которое еще больше разожгло скандал, разгневанная Юнона передала через своего адвоката. Его можно считать шедевром дипломатии. "Для любого создания, таков непреложный закон бытия, путь к успеху становится все более размытым. Когда спускаются сумерки, - написала она мужу с чарующей предупредительностью, - чувство конца и одиночества, особенно часто посещающее людей, имевших успех в жизни, можно подавить другими, глубоко укоренившимися чувствами, выдержавшими испытание временем".
Вместе с тем Адуа совершенно бескорыстна: чета Паваротти заключила брак на условиях раздельного владения имуществом, и вопрос о разводе (по-итальянски) в данный момент не стоит. Лучано Паваротти дал интервью журналу "Frau im Spigel": "Маэстро, психологи расценивают ваш выбор столь молодой женщины в качестве спутницы жизни как бегство от своего возраста. Что вы на это скажете?" "Почему бы и нет? У меня было чудесное детство с прабабушкой, бабушкой, мамой, тетками. У меня была прекрасная жизнь с моей женой и дочерьми. Мне удалось сделать фантастическую карьеру. Сейчас я решил начать новую жизнь вместе с Николеттой. Я уверен, она будет столь же прекрасна, как и все в моем прошлом. Может, ваши психологи имеют что-нибудь против человеческого счастья и радости?" "Когда ваша любовная история с секретаршей стала достоянием общественности, вы как раз должны были петь в "Метрополитен-опера". Вы не боялись негативной реакции публики?" "Это был чистый кошмар! Некоторые люди не умеют отличать личное от профессионального, сваливают все в одну кучу и думают, что, если певец отдал свое сердце молодой женщине, это должно сказаться и на его творческом мастерстве, причем в худшую сторону. Сплетни и злословие в прессе и враждебное настроение публики - это была чудовищная нагрузка перед премьерой. Но я выдержал и это испытание".
"Вы похудели на 15 килограммов. Заслуга Николетты?" "Совершенно верно. Она заперла меня дома на три недели наедине с планом диетического питания и соответствующими ему продуктами. Ни спагетти, ни пиццы, ни алкоголя... Сплошной сок, да еще водой разбавленный". "А как складываются отношения с вашей бывшей женой?" "Мирно. С дочерьми тоже нет проблем - они умные девочки и очень меня любят". "У вас с Николеттой полное взаимопонимание или все же бывают какие-либо разногласия?" "По поводу еды - постоянно. Ее кулинарные способности - сплошная катастрофа. Как-то она собралась приготовить мне тортеллини. Для этого ей понадобилось звонить из Нью-Йорка, где мы находились, своей матери в Болонью - чтобы узнать рецепт. Разговаривали они почти час. Очень, конечно, мило с ее стороны, но гораздо дешевле было бы слетать в Италию". "Вы не собираетесь обзаводиться ребенком?" "Обязательно. Я бы очень хотел мальчика, ведь всю жизнь я был окружен одними женщинами. Но мы подождем еще пару лет: 29 апреля 2001 года я отпраздную 40-летие моей творческой деятельности и уйду "на пенсию" - буду преподавать вокал. Самое время, чтобы снова стать отцом".

Паваротти Лучано

Биография Паваротти – молодые годы
Лучано Паваротти родился 12 октября 1935 года в итальянском городе Модена,Италия.
В детстве Лучано больше всего любил ловить лягушек и ящериц, играть в футбол - ну и, конечно, петь. Впрочем, в Италии, как известно, поют все. Отец Лучано приносил домой пластинки знаменитых теноров - Джильи, Карузо, Мартинелли, и вместе с сыном они слушали их буквально до дыр. Лучано забирался на стол в кухне и голосил во все легкие "Сердце красавицы". В ответ на его истошное пение одновременно из 15 соседних квартир раздавались не менее истошные крики: "Баста! Да замолчи же ты, наконец!!!"
Позже - уже в школе - Лучано начал петь в церковном хоре. Ему было 12 лет, когда на гастроли в местный театр приехал тенор Беньямино Джильи. Лучано пробрался в театр во время репетиции. "Я тоже хочу стать певцом!" - выпалил он Джильи, пытаясь таким образом высказать свое восхищение. Хотя на самом деле хотел стать футболистом.
После окончания школы начал заниматься вокалом в Мантуе у Э.Кампогальяни.. Наибольшее влияние на него как на певца оказало творчество Карузо.
Биография творчества.
Творческая карьера Паваротти началась с победы на Международном конкурсе вокалистов в 1961 году. В том же году он дебютировал в Театре Реджио Эмилия, исполнив партию Родольфо в "Богеме" Джакомо Пуччини. Эту же партию он исполнил в 1963 году в Венской опере и Ковент-Гардене /оперный театр в Лондоне/.
В последующие годы он пел в Ковент-Гардене партии Эльвино в "Сомнамбуле" Винченцо Беллини, Альфредо в "Травиате" Джузеппе Верди, Герцога Мантуанского в вердиевском "Риголетто". Партия Тонио в опере "Дочери полка" Гаэтано Доницетти, спетая в 1966 году, принесла Паваротти международную известность: он стал первым в мире тенором, спевшим все девять высоких "до" в арии "Quel destin". После этого его стали называть "королем верхнего до". В том же году Паваротти дебютировал в миланском Ла Скала, где исполнил партию Тибальда в "Капулетти и Монтекки" Винченцо Беллини. Со временем певец стал обращаться к драматическим ролям: Каварадосси в "Тоске" Пуччини, Риккардо в "Бале-маскараде", Манрико в "Трубадуре", Радамес в "Аиде" Верди.
Биография-факты:
Так же известный факт в биографии Лучиана: На одном из выступлений в "Метрополитен-опера" Паваротти занавес пришлось поднимать 160 раз так как зрители были в полном восторге - что и было занесено в Книгу рекордов Гиннесса. Ещё один интересный момент из биографии Паваротти: друзья называют "Big P". "Большой" - не в смысле "великий", а в самом что ни на есть буквальном смысле. Правда, при этом близкие Паваротти в один голос говорят, что в нем 150 килограммов чистого обаяния и добродушия. То есть 150 плюс-минус 10. Диетические испытания, выпадающие на долю Паваротти, регулярно тиражируются в прессе и уже, пожалуй, имеют хождение в категории анекдотов. Да, габариты Паваротти - проблема для портных и беда для стульев. Чего стоит хотя бы петь партию Каварадосси в опере Пуччини "Тоска". Во втором акте его героя после пыток приводят в кабинет, и он так измучен, что еле держится на ногах и падает на стул. Уже во время репетиций Паваротти с опаской посматривал на этот стул из резного дерева, затем подошел к режиссеру и тихо, чтобы никто не слышал, сказал: "Думаю, этот стул меня не выдержит". Режиссер заверил его, что волноваться нечего, стул заблаговременно укрепили металлом. Генеральную репетицию стул действительно выдержал. Наступил день премьеры. Второй акт. Стражники вытащили Паваротти под руки и усадили его на стул. Хильдегард Беренс, выступавшая в партии Тоски, должна была подойти к своему возлюбленному и обнять его. Но так вошла в роль, что разбежалась через всю сцену и бросилась ему на шею. Того, что произошло вслед за этим, на сцене "Гранд-опера" не бывало никогда: стул с треском развалился, вместе с ним грохнулся Паваротти-Каварадосси, а сверху приземлилась и Тоска. "Почему я так много ем?" - Лучано на вечный вопрос корреспондентов отвечал. - Во-первых, я итальянец. Во-вторых, я родом из Модены - города обжор". Что поделаешь - это в его стиле: поселить в доме консультанта-диетолога и платить ему бешеные суммы за каждые сутки, а затем, лишь только тот переступит порог, броситься на кухню и опустошить холодильник. "Я самый тяжеловесный рэппер в мире", - так великий тенор прокомментировал свои выступления вместе с поп- и рок-звездами: Дзуккеро, Стингом, Брайаном Адамсом, ирландской группой "U2". Записи концертов "Паваротти и друзья" разошлись по всему миру.

Биография Паваротти - зрелые годы
Вторая мировая война вынудила семью уйти из города в 1943 году. В течение последующего года они снимали одну комнату на ферме в соседней деревне, где Паваротти заинтересовался фермерством. Начал серьёзное обучение в 1954 году в возрасте 19 лет с Арриго Пола - уважаемым учителем и профессиональным тенором в Модене.
В 1961 году женился на Ауде,так же он победил на международном конкурсе молодых певцов в Театре Реджо Эмилии и в этом же году дебютировал партией Родольфо в "Богеме" Джакомо Пуччини.
1966 г. - дебют в миланском театре Ла Скала (партия Тибальда в Капулетти и Монтекки Беллини).
1966; 1972 гг. - партия Тонио в Дочери полка Доницетти (театр Ковент-Гарден, затем на сцене нью-йоркской Метрополитен-опера) принесла международную известность и титул Короля верхнего до.
В 1970-1980 годы Паваротти часто выступал по телевидению, давал сольные вечера и выступал в смешанных концертах, собирая сотни тысяч слушателей на стадионах и в парках. В свой 70-летний юбилей маэстро совершал прощальный тур по 40 городам мира, в который входил и Петербург, где в Ледовом дворце он дал концерт A night to remember.
В 2006 году он перенес операцию по удалению злокачественной опухоли поджелудочной железы. 8 августа 2007 года он был госпитализирован в одну из клиник Модены с подозрением на пневмонию и провел там две недели.
6 сентября 2007 года в своем доме в Модене Лучано Паваротти скончался.

Смотрите все портреты

© Биография Лучано Паваротти. Биография Лучана Павароти. Биография короля оперы - Паваротти. Биография великого итальянского певца - Паваротти.

Италия

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Лучано Паваротти родился на окраине города Модена на севере Италии в семье Фернандо Паваротти - пекаря и певца, и Адель Вентури - рабочей на фабрике по производству сигар. Несмотря на то, что семья имела мало денег, певец всегда отзывался с любовью о своём детстве. Четверо членов семьи жили в двухкомнатном жилище. Вторая мировая война вынудила семью уйти из города в 1943 году . В течение последующего года они снимали одну комнату на ферме в соседней деревне, где Паваротти заинтересовался фермерством.

    Ранние музыкальные пристрастия Паваротти заключались в записях его отца, большинство из которых включали популярных теноров тех времен - Энрико Карузо , Беньямино Джильи , Джованни Мартинелли и Тито Скипа . Когда Лучано было около девяти лет, он начал петь со своим отцом в небольшом местном церковном хоре. Также в период молодости он провел несколько уроков с профессором Донди и его женой, однако не придавал им большого значения.

    После окончания школы Schola Magistrale Паваротти столкнулся с необходимостью выбора профессии. Увлекаясь футболом, он подумывал о спорте, хотел быть вратарём, но мать убедила его стать учителем. Впоследствии он преподавал в начальной школе два года, но в конце концов интерес к музыке взял верх. Осознавая весь риск, отец с неохотой согласился содержать Лучано до 30 лет, после которых, если ему не повезёт с карьерой певца, он будет зарабатывать себе на пропитание сам, теми способами, которыми сможет.

    Паваротти начал серьёзное обучение в 1954 году в возрасте 19 лет с тенором Арриго Пола в Модене , который, зная о бедности семьи, предложил давать уроки без оплаты. Занимаясь с этим педагогом, Паваротти узнал, что у него абсолютный слух. Примерно в это время Паваротти познакомился с Адуа Верони, которая также была оперной певицей. Лучано и Адуа поженились в 1961 году . Когда через два с половиной года Пола уехал в Японию, Паваротти стал учеником Эттори Кампогаллиани, который также учил подругу детства Паваротти, в дальнейшем также успешную певицу, сопрано Миреллу Френи . Во время обучения Паваротти работал сначала учителем в начальной школе, затем страховым агентом.

    Первые шесть лет обучения не привели ни к чему большему, чем нескольким бесплатным сольным концертам в маленьких городах. Когда на голосовых связках образовалось утолщение (складка), что вызвало «ужасный» концерт в Ферраре, Паваротти решил завязать с пением. Однако впоследствии утолщение не только исчезло, но, как певец говорил в своей автобиографии, «всё, что я выучил, пришло вместе с моим натуральным голосом, чтобы сделать звук таким, какого я так тяжело добивался».

    Карьера

    1960-1980

    Творческая карьера Паваротти началась в 1961 году с победы на Международном конкурсе вокалистов, которую он разделил с обладателем баса Дмитрием Набоковым . В том же году вместе с Дмитрием он дебютировал в Театре Реджио Эмилия, исполнив партию Рудольфа в «Богеме » Дж. Пуччини . Эту же партию он исполнил в 1963 году в Венской опере и лондонском «Ковент-Гардене ».

    Дебют Паваротти в Америке состоялся в оперном театре Майами в феврале 1965 года , когда он спел Эдгара в «Лючии ди Ламмермур » Гаэтано Доницетти вместе с Сазерленд . Тенор, который должен был петь в тот вечер, заболел и не имел дублёра. Так как Сазерленд была с ним в туре, она рекомендовала молодого Паваротти, хорошо знакомого с ролью.

    В последующие годы он пел в «Ковент-Гарден» партии Эльвино в «Сомнамбуле » Беллини , Альфреда в «Травиате» Верди , Герцога Мантуанского в вердиевском «Риголетто ». Партия Тонио в опере «Дочь полка » Доницетти, спетая в 1966 году , принесла Паваротти международную известность. После этого его стали называть «королём верхнего до». В том же году Паваротти дебютировал в миланском «Ла Скала », где исполнил партию Тибальда в «Капулетти и Монтекки » Беллини . Со временем певец стал обращаться к драматическим ролям: Каварадосси в «Тоске » Пуччини , Риккардо в «Бале-маскараде », Манрико в «Трубадуре », Радамес в «Аиде » Верди , Калаф в «Турандот ».

    В середине 1980-х годов Паваротти возвращается к сотрудничеству с Венской государственной оперой и Ла Скала. В Вене Паваротти исполняет Рудольфо из «Богемы» дуэтом с Миррелой Френи в роли Мими; Неморино - в «Любовном напитке»; Радамеса в «Аиде »; Рудольфо в «Луизе Миллер » ; Густаво в «Бале-маскараде»; в последний раз Паваротти выступает в Венской опере в 1996 году в «Андреа Шенье » (фр. «Andrea Chénier» ).

    В 1985 году на сцене Ла Скала Паваротти, Мария Кьяра и Лука Ронкони (итал. Luca Ronconi ) под руководством Маазеля исполнили «Аиду». Ария «Celeste Aida» в его исполнении была встречена двухминутными овациями. 24 февраля 1988 года в Берлине Паваротти устанавливает новый рекорд Книги Гиннесса : в Дойче Опера после исполнения «Любовного напитка» по просьбе зрителей занавес поднимали 165 раз. В этот год тенор снова поет в «Богеме» с Миррелой Френи в доме Оперы Сан-Франциско. В 1992 году Паваротти в последний раз появляется на сцене Ла Скала в новой постановке «Дона Карлоса» Франко Дзеффирелли. Это выступление было негативно оценено критиками и частью зрителей, после чего Паваротти в Ла Скала больше не выступал.

    Новую волну мировой славы Паваротти принесло исполнение арии «Nessun Dorma» из оперы Джакомо Пуччини «Турандот» в 1990 году. Компания ВВС сделала её темой своих трансляций Чемпионата мира по футболу в Италии . Эта ария стала такой же популярной, как поп-хит, и стала визитной картой исполнителя. Во время финала чемпионата «Три тенора» исполнили арию «Nessun Dorma» на территории древних бань Каракаллы в Риме, и копий этой записи было продано больше, чем копий какой-либо другой мелодии за всю историю музыки, что также зафиксировано в Книге рекордов Гинесса. Так Паваротти вынес оперу на улицу к людям. В 1991 году он сольно выступил в лондонском Гайд-парке , где собрал 150-тысячную аудиторию; в июне 1993 года в Центральном парке Нью-Йорка великого тенора собралось послушать более 500 тысяч человек, и более миллиона зрителей смотрели трансляцию по телевидению. В сентябре того же года состоялся открытый концерт на Марсовом поле в Париже для более, чем 300 тысяч слушателей. По традиции концерты «трёх теноров» также состоялись и на следующих чемпионатах мира по футболу в Лос-Анджелесе (1994) года, в Париже (1998) и Йокогаме (2002) .

    Одновременно с популярностью в профессиональных кругах шоу-бизнеса росла слава Паваротти как «Короля отмен». Будучи непостоянной артистической натурой, Лучано Паваротти мог отменить своё выступление в последний момент, причиняя тем самым значительные убытки концерт-холлам и домам оперы.

    В 1998 году Паваротти был награждён премией «Легенда Грэмми», которой награждали всего 15 раз с момента основания (1990 г.).

    Музыкальная деятельность

    Лучано Паваротти был одним из самых популярных у публики и признаваемых критикой оперных теноров XX столетия.

    На свои сольные концерты Паваротти собирал сотни тысяч слушателей. На одном из выступлений в нью-йоркском «Метрополитен Опера » зрители настолько были покорены красотой голоса певца, что занавес пришлось поднимать 165 раз . Этот случай был занесен в Книгу рекордов Гиннесса . 500 тысяч зрителей слушали его концерт в Центральном парке Нью-Йорка - такую аудиторию не собирал ни один из популярных исполнителей . С 1992 года Паваротти участвовал в благотворительных концертах «Паваротти и друзья». Благотворительный проект получил колоссальную известность благодаря участию рок-музыкантов Брайана Мэя и Роджера Тейлора (Queen ), Стинга , Элтона Джона , Боно и Эджа ( ), Эрика Клептона , Джона Бон Джови , Брайана Адамса , Би Би Кинга , Селин Дион , группы Cranberries , известных итальянских исполнителей, которые вместе с Паваротти и оркестром пели свои лучшие песни. Работать в этом проекте почитали за честь многие поп- и рок-музыканты. Альбомы, записанные проектом «Паваротти и друзья», стали сенсацией на рынке популярной музыки.

    Многие любители критиковали Паваротти за подобные эксперименты, заставляющие воспринимать серьезную музыку как развлечение, и во многих крупных театрах ходило выражение: «Оперу загубили три человека и все три - теноры». К проекту «3 тенора» можно, конечно, относиться по-разному, но не стоит забывать, что это была благотворительная акция, посвященная выздоровлению Хосе Каррераса, и именно благодаря «трем тенорам» Паваротти и Доминго - давние враги помирились и стали выступать вместе в серьезных «настоящих» спектаклях, таких, как «Плащ» Пуччини и «Паяцы» Леонкавалло в «Метрополитен Опера » в один вечер. Лучано Паваротти - легенда. Он произвел оперную революцию, и даже его самые непримиримые критики не будут спорить, что его имя навсегда останется синонимом красоты человеческого голоса.

    Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti) – мировая знаменитость, оперный певец Италии с исключительным слухом и голосом широкого диапазона. Участник проекта «Три тенора», выступал на сцене больше 40-ка лет, давал мастер-классы в нескольких консерваториях по всему миру.

    Лучано Паваротти появился на свет 12 октября 1935 года в итальянском регионе (Emilia-Romagna), в (Modena).

    Семья

    Глава семейства Фернандо (Fernando) работал на пекарне и страстно любил музыку, мать Адель Вентури (Adele Venturi) была работницей на фабрике сигарет. Семья жила бедно, занимая маленькую квартирку из двух комнат, но детство Лучано и его младшая сестренка Габриэлла (Gabriella, 1940 — 2013) вспоминали с теплотой. Мальчик был единственным ребенком мужского пола в доме из 15-ти квартир, где они проживали, и привык к особому вниманию.

    Фернандо Паваротти имел хороший тенор, но плохой характер и поэтому не стал популярным певцом, хотя и был участником моденского хора «Корала Росси» («Coral Rossi») . В его коллекции находилось много пластинок с записями Беньямино Джильи (Beniamino Gigli), (Enrico Caruso), Тото Скипа (Attilio Schipa), которые он слушал каждый день вместе с сыном.

    Детство и юность

    Мальчик, как и все итальянцы, любил музыку, все время пел и мечтал стать знаменитым. Используя вместо сцены кухонный стол, он забирался на него и громко пел арию «La donna è mobile» («Сердце красавицы») герцора Мантуанского из оперы Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi) «Риголетто» («Rigoletto»). Первые слушатели Лучано, соседи многоквартирного дома, не желали слушать эти вопли и требовали тишины.

    Но пока что маленькому мальчику было интереснее не заниматься музыкой, а отлавливать ящериц с лягушками и играть в футбол.

    Во Время второй мировой войны наступили трудные дни и семья приняла решение сменить место жительства. В 1943 г. они поселились в деревне неподалеку, сняв небольшую комнатушку на всех и начав работу на фермерском подворье.

    Обучаясь в школе, Лучано, по желанию родителей, стал ходить с отцом петь в церковь. Но любовь к футболу брала свое и молодой человек становится капитаном юношеской команды города. Его жизнерадостность и вера в победу передавались всей команде, приводя к победам.

    Поиск себя

    Закончив школу Scuola Magistrale Лучано жаждет поступить в Спортивную Академию и всерьез подумывает стать вратарем. Однако, родители не разделяли намерений сына и убедили его, что быть учителем начальных классов лучше и серьезнее. Целых два года молодой педагог преподавал детям в школе. Паваротти не нравилась эта работа, дети иногда не слушались и приходилось на них кричать, срывая голос. А ему хотелось петь.

    В 19 лет, в 1954 году, Лучано начинает петь вместе с отцом в хоре «Корала Росси». Глава семьи говорил, что его сын не Карузо и ему нужна более серьезная профессия. По просьбе сына отец с трудом, но все же соглашается помогать ему материально до достижения последним 30-летнего возраста. Потом Лучано должен был зарабатывать себе на жизнь любыми способами самостоятельно.

    Будущая звезда начинает ходить на уроки тенора Арриго Пола (Arrigo Pola), который заметив у Лучано голос необычайной красоты и удивительный слух соглашается на бесплатные занятия с юношей, ввиду тяжелого материального положения семьи.

    В 1955 году хор из маленького городка занимает призовое место на конкурсе исполнителей Eisteddfod в Уэльсе (Wales), Лучано окрыляется достигнутым успехом и принимает окончательное решение стать певцом. В это же время он знакомится с будущей женой начинающей оперной певицей Адуа Верони (Adua Veroni) и вскоре они объявляют о помолвке.

    В 1956 г. А. Пола покидает Италию и уезжает на постоянное место жительства в Японию. Наставником Паваротти становится Эттори Кампогаллиани (Ettore Campogalliani).

    Обучаясь музыке Лучано продолжал преподавать в школе, потом перешел в сферу страхования. 6 лет учебы не были ознаменованы какими-нибудь яркими событиями музыкальной карьеры. Паваротти дал несколько концертов с бесплатным входом в небольших городках и на этом все.

    Один из таких концертов в Ферраре (Ferrara), прошел с провалом: на голосовых связках тенора появилась складка и он решил, что больше не будет заниматься музыкой. Но его будущая жена, уговорила Лучано не делать этого. Через некоторое время складка прошла, а голос певца зазвучал еще сильнее и лучше.

    Карьера

    В 1960 году начинающий певец становится участником конкурса Главного городского театра Teatro Reggio Emilia. Он хочет получить главную роль в новой опере, но заболевание горла не позволило вытянуть все ноты.

    В 1961 г. Лучано повторяет попытку, побеждает и получает партию Рудольфа в «Богеме» («La Bohème») Джакомо Пуччини (Giacomo Puccini).

    Вместе с ним в конкурсе участвует Дмитрий Набоков, сын Владимира Набокова. Отец со всей ответственностью запечатлел для потомков выступление сына, на пленке оказался и Паваротти.

    Весь гонорар от первой премьеры Паваротти тратит на свадьбу с Адуа.

    Солист оперных театров

    • В 1962 г. Паваротти выступил в национальном театре Белграда в Югославии исполнив партию Альфредо из»Травиаты» («La traviata») Джузеппе Верди.
    • В 1963 г. певец стал дебютантом в театре «Covent Garden». Тенор Джузеппе ди Стефано (Giuseppe Di Stefano) не смог спеть уже знакомую Паватории партию Рудольфа в связи с недомоганием. Лучано успешно и с удовольствием заменяет больного.
    • В 1963 г. он впервые выступает с той же арией в «Wiener Staatsoper».
    • В 1963 г. в Ирландии организован 1-й сольный концерт Лучано Паваротти.
    • В 1965 г. Паваротти предложили выйти на сцену «Florida Grand Opera» в Майами , где он вновь заменяет тенора, спев арию Эдгара в опере «Лючия ди Ламмермур» («Lucia di Lammermoor») композитора Гаэтано Доницетти (Gaetano Donizetti). Его партнером по сцене стала сопрано Джоан Сазерленд (Joan Sutherland). Голос Лучано Паваротти так понравился австралийской певице, что она предложила ему организовать совместный тур. За 2 месяца они выступили на 40 концертах, что позволило растущему тенору набраться огромного вокального опыта и опыта выступлений.
    • В 1966 г. Паваротти достиг своей заветной мечты, он принят солистом мирового центра оперной культуры в Италии (Teatro alla Scala или La Scala), исполнив партию Тибальда в опере «Капулетти и Монтекки» («I Capuleti ed i Montecchi») Винченцо Беллини (Vincenzo Bellini). До этого его дважды не принимали в театр, но дирижёр Герберт фон Караян (Herbert von Karajan) добился того, что Паваротти взяли на подмену. Позже Караян назовет его лучшим тенором мира.

    • В 1967 г. партию Тонио (ария «Quel destin»), в исполнении Паваротти в опере «Дочь полка» (» La figlia del reggimento») композитора Гаэтано Доницетти (Domenico Donizetti), пришел слушать в «Covent Garden» весь городской бомонд. С этого дня Лучано получил звание «короля верхнего до»: он без труда, легко и непринужденно исполнил все 9 верхних «до» подряд. Зал замер, раньше такого не мог сделать ни один певец.
    • В 1968 г. Лучано Паваротти 1-й раз выступил в нью-йоркской «Metropolitan Opera» . Он повторил успех арии «Quel destin» и ему аплодировали так неистово, что театр заставляли открывать занавес 160 раз. Этот момент не остался без признания и был записан в Книгу рекордов Гиннесса.

    Так, начиная с лирических арий (Эльвино в «Сомнамбуле» («La sonnambula») и Артуро в «Пуританах» («I puritani») композитора Беллини, герцог Мантуанский в «Риголетто» («Rigoletto») Верди), постепенно Паваротти приходит к драматическим ариям (Риккардо в «Бале-маскараде» («Un ballo in maschera»), Манрико в «Трубадуре» («Il trovatore») и Рамадес в «Аиде» («Aida») Верди, Каварадосси в «Тоске» («Tosca») Пуччини). Но наступает время когда тенору становится мало стен театров.

    Всемирная известность

    В 1970-80 гг. Паваротти становится медийной личностью. Его все время показывают по телевидению, он дает сольные концерты в концертных залах и парках, участвует в смешанных номерах. Лучано становится постоянным участником фестиваля «Arena di Verona» и выступает на .

    В 1974 г. тенор впервые посетил Моску с театром «La Scala».

    В 1980 г. концертная постановка «Риголетто» в центальном нью-йоркском парке транслируется для аудитории в 200 тысяч слушателей. После этого итальянец выступает основателем международного конкурса для неизвестных талантов вокала («The Pavarotti International Voice Competition»). Финалистам конкурса предоставляется возможность петь вместе с маэстро в Модене, Пекине и Филадельфии.

    В 1984 г. Лучано Паваротти выступает в «Covent Garden» перед царственной четой Дианой и Чарльзом, после чего начинается их дружба. Однако, на похоронах Дианы итальянец петь отказывается, так как принял трагедию близко к сердцу.

    В 1988 г. тенор побивает свой рекорд, выступая в «Deutsche Oper Berlin» . «Любовный напиток» («L’elisir d’amore») Г. Доницетти с его участием прошел так блистательно, что занавес открывали 165 раз!

    Три тенора

    Ария «Nessun Dorma» из «Турандота» Дж. Пуччини вновь приносит ему славу в 1990 г., но уже не театральную, а в кругах поп-культуры. Песня прозвучала на открытии кубка FIFA, после чего стала хитом.

    На финальном матче турнира был дан 1-й концерт «Трех теноров»: Пласидо Доминго (Plácido Domingo), Хосе Каррераса (José Carreras), Лучано Паваротти. Фоном для их выступления стали старинные римские (Terme di Caracalla).

    Запись выступления побила все мировые рекорды по продажам музыки, что тоже отмечено в Книге рекордов. Трио еще несколько раз выступало на футбольных чемпионатах: в США в 1994 г., во Франции в 1998 г., в Японии в 2002 г. Проект «Три тенора» просуществовал 15 лет и имел ошеломительный успех по всему миру. Оперные певцы смогли донести серьезную музыку до широких масс, выйдя из стен театра.

    В 1992 г. Лучано Паваротти последний раз поет в «Ла скала» в «Дон Карлосе» («Don Carlo») композитора Франко Дзеффирелли (Franco Zeffirelli). Это единственный случай, когда ни зрителям, ни критикам выступление не понравилось.

    Паваротти и друзья

    Выступления с известными поп- и рок-музыкантами на благотворительных концертах «Паваротти и друзья» начались с 1992 г. и проводились до 2005 г.

    Вместе с тенором пели: Дзуккеро (Zucchero), Брайан Мэй (Brian May), Стинг (Sting), Роджер Тейлор (Roger Taylor), Селин Дион (Céline Dion), Брайан Адамс (Bryan Adams), группа «U2», Мерайя Кэри (Mariah Carey) и другие знаменитости.

    Денежные сборы с концертов шли на оказание помощи беженцам по всему миру. Альбомные концертные записи стали сюрпризом для меломанов и расходились огромными тиражами.

    Прощание со сценой и жизнью

    В 2004 году тенор официально попрощался со сценой. Ария Каварадосси из оперы «Тоска» Лучано Паваротти исполнена после сообщения гостям нью-йоркской «Metropolitan Opera» о последнем выходе итальянца. В зале был аншлаг, а заслуженного певца проводили оваций, которая длилась 11 минут.

    В том же году у Паваротти обнаружена злокачественная опухоль на поджелудочной железе. Он перенес операцию по удалению новообразования. 8 августа 2007 года тенора госпитализируют в больницу с температурой, в стационаре он находится 2 недели.

    6 сентября 2007 года в 5 часов утра Лучано Паваротти умер у себя дома. По завещанию, его похоронили на кладбище «Montale Rangone» в склепе семьи, где находились родители Паваротти и сын от второй жены.

    Семья

    Первая жена Адуа была для Лучано ангелом-хранителем, верной спутницей, помощницей и хранительницей очага. Рождение первой дочери Лоренцы (Lorenza) в 1962 г. новоиспеченный папа пропустил, потому что не ночевал дома. Он с друзьями всю ночь праздновал свой успешный дебют в «Риголетто». В 1967 г. Адуа родила Кристину (Cristina), в 1967 г. Джулиану (Giuliana). И все эти новости отец семейства узнавал по телефону. Примерным отцом он тоже не стал.

    После развода Адуа сокрушалась, что ее экс-муж мог провести в яслях больной кобылы всю ночь, если ей нездоровилось, но никогда не сделает такого ни для одной из своих дочерей.

    Многочисленные романы любвеобильного мужа не вызывали гнева у его мудрой жены. Пока супруг зарабатывал миллионы, она их вкладывала: в недвижимость, в акции, в предприятия. Она знала все о его доходах. При этом свое развратное поведение Лучано заглаживал дорогими подарками.

    Чтобы жена не препятствовала его роману с секретаршей Мадлен Рени (Madeline Renee) длиной в 7 лет, он презентовал супруге браслет стоимостью 250 тысяч долларов. Впоследствии Мадлен нашла себе другого мужчину и они обвенчались, а Паваротти чуть не выбросился из окна, когда узнал об этом.

    Многие из секретарш Лучано побывали не только в рабочих отношениях со своим боссом, но никто из них не афишировал этого так как Николетта Мантовани (Nicoletta Mantovani). Ей было 27 лет, Паваротти 61 и их фотографии с Барбадоса были растиражированы по всей Италии. Лучано открыто сказал, что счастлив с девушкой, которая моложе его младшей дочери . Николетта, в свою очередь, всем и каждому говорила, что хочет родить ему сына.

    В марте 1996 г. супруги Паваротти объявили, что больше не вместе. Адуа выгнала Лучано из дома. Развод был громким и официально состоялся через 6 лет. Сложностей с разделом имущества возникло много, так как брак был заключен на условиях раздельного владения.

    В возрасте 65 лет Паваротти закончил постройку нового дома, где планировал жить с молодой женой. Но началась полоса неприятностей: у Николетты диагностировали рассеянный склероз, родители Лучано умерли в 2002 г. от рака. В 2003 г. Мантовани производит на свет двух разнополых близнецов – Рикардо (Ricardo) и Аличе (Alice). Один мальчик сразу умирает.

    Николетта и Лучано сочетаются узами брака. Но молодая супруга оказалась не ангелом. Она не смогла выстроить с мужем теплых отношений после того, как у него диагностировали рак. Лучано из-за неуважения жены хотел было с ней развестись, но 4-летняя дочь стала препятствием для такого решения.

    Одновременно у Паваротти начали налаживаться отношения с первой женой. В последние дни жизни он кардинально переписал завещание, разделив все свое наследство (дома, коллекцию картин, парфюмерный бизнес, 11 работающих предприятий) между четырьмя дочками и сестрой.

    1. Друзья и коллеги в шутку звали Лучано «Big P». По признанию тенора, он родом из «города обжор» и не в состоянии сесть на диету, сколько бы ни платил своим диетологам. Его 150 килограмм веса однажды на сцене парижской «Гранд-оперы» (GrandOpéra) подмяли под себя стул во время оперы «Тоски», хотя мебель была укреплена заранее металлом.
    2. Лучано пропустил рождение всех троих дочерей от Адуа. Он узнавал об этом по телефону.
    3. Первой женщиной Лучано была соседка Сандра. Юноше на тот момент было 15 лет, а девушке 20.
    4. Любовь Паваротти к футболу доходила до того, что он мог отменить концерт, если боялся пропустить важный матч.
    5. На конкурсе вокалистов в 1961 г. мать тенора пожелала ему удачи и положила в карман пиджака сыну гвоздь, в надежде что металл не даст завистникам испортить выступление сына. Долгие годы Паваротти носил этот гвоздь с собой на все выступления, считая, что он приносит успех.
    6. При признанию самого Лучано, он не знал нот и чтобы запомнить музыку пользуется своими знаками.
    7. Однажды в Бали в комнату к тенору заползла змея, но Николетта спасла Лучано от смерти, выгнав ее.
    8. На всех сольных выступлениях Паваротти его аксессуаром с 1973 года был носовой платок. Впервые он появился на сцене с платком в руках в Миссури, где сильно нервничал и потел.
    9. Певец был очень суеверным: он не проходил под лестницами, не воспринимал пурпурный цвет, верил, что рассыпанная соль не к добру.

    ↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

    Имя:
    Лучано Паваротти



    Знак Зодиака:
    Весы


    Место рождения:
    г. Модена, Италия



    Деятельность:
    певец, меценат

    Биография Лучано Паваротти

    Лучано Паваротти – это один из самых талантливых и популярных исполнителей за всю историю оперной музыки. Его называли классиком уже при жизни. Многие его арии стали бессмертными хитами. Он принес оперное искусство в широкие массы. И именно благодаря нему классическая музыка пережила настоящий ренессанс в конце двадцатого века.

    Детство и семья Лучано Паваротти

    Лучано Паваротти появился на свет в небольшом итальянском городе Модена в семье пекаря и рабочей фабрики по изготовлению сигар. Его семья жила очень бедно, а потому денег постоянно не хватало даже на самые необходимые вещи. Несмотря на это, Лучано всегда очень тепло и трепетно говорил о своем детстве.
    В раннем возрасте любимым увлечением нашего сегодняшнего героя был футбол. Он мечтал стать вратарем, однако впоследствии оставил эту затею. Из-за Второй мировой войны в 1943-м году семья Паваротти была вынуждена оставить Модену и переехать на одну из пригородных ферм. В этом месте вся семья будущего великого тенора стала заниматься фермерским хозяйством. И, как это ни удивительно, в определенный момент Лучано стал получать удовольствие от подобного распорядка жизни.


    Лучано Паваротти в молодости
    Что касается любви к музыке, то она всегда сосуществовала в душе молодого парня параллельно с другими увлечениями. Основы музыкального вкуса Лучано заложил его отец, который в молодости также увлекался оперным пением. В личной коллекции Фернандо Паваротти было огромное множество различных пластинок с ариями Энрико Карузо, Тито Скипа и некоторых других исполнителей. Кроме того, по воскресеньям отец нашего сегодняшнего героя иногда пел в церковном хоре. В определенный момент выступать вместе с ним начал и сам Лучано.
    Так продолжалось в течение многих лет, однако, после окончания средней школы о карьере оперного певца наш сегодняшний герой поначалу всерьез даже не задумывался. Он хотел поступать в спортивную академию, однако мама Лучано убедила его устроиться на работу учителем. Так наш сегодняшний герой стал преподавателем музыки в начальной школе. В этом качестве он проработал в течение двух лет, однако впоследствии именно эти годы, наконец, позволили Лучано понять, насколько большое место в его жизни занимает музыкальное искусство.
    Паваротти решил стать оперным певцом, и уже в девятнадцать лет начал заниматься пением с известным тенором Арриго Пола, который, кстати сказать, даже согласился учить молодого парня бесплатно. После этого наш сегодняшний герой некоторое время также работал над развитием своих вокальных данных под руководством Эттори Кампогаллиани.

    Лучано Паваротти и первая жена

    Занятия музыкой в один прекрасный момент познакомили Лучано с его первой супругой – начинающей оперной певицей Адуа Верони. Они поженились еще в юности – сразу после того, как Лучано получил свой первый гонорар за выступление. Но впоследствии довольно-таки скоро разошлись. Много лет спустя Лучано Паваротти не раз признавался, что именно Адуа заставила его всерьез задуматься о карьере в мире оперного искусства.
    Лучано Паваротти - Карузо
    Возможно, по этой причине после расставания с возлюбленной карьера Лучано Паваротти резко пошла на спад. Он выступал очень редко, а в какой-то момент и вовсе узнал о появившемся в его голосовых связках утолщении, которое в один момент поставило под вопрос всю его карьеру. Голос певца сильно испортился, но Лучано продолжал выступать. В итоге концерт в городе Феррара вызвал целый град критики и стал одним из самых больших провалов в жизни музыканта.
    После него наш сегодняшний герой решил раз и навсегда завязать с миром музыки. Он полностью сконцентрировался на работе страхового агента (которой раньше занимался параллельно с музыкальной карьерой) и в какой-то момент полностью поставил крест на всех выступлениях.
    Лучано Паваротти - друзья
    Однако, как это ни удивительно, утолщение в гортани певца в какой-то момент вдруг само собой рассосалось. Более того именно после перенесенной болезни голос музыканта приобрел желанную глубину и насыщенность. Лучано Паваротти вновь мог выступать. И в итоге именно этот момент стал поворотным в его жизни и творчестве.
    Звездный путь

    Большой успех тенора Лучано Паваротти

    Уже в 1961-м году наш сегодняшний герой стал обладателем главной премии Международного конкурса вокалистов. После него Лучано Паваротти дебютировал на сцене престижного Театра Реджио Эмилия, а уже совсем скоро появился также на сцене Венской оперы и лондонского «Ковент-Гарден».
    С этого момента карьера итальянского тенора стала стремительно двигаться вверх. Он пел на лучших площадках нашей планеты. Ему рукоплескали Лондон, Вена, Париж, Нью-Йорк, Марсель и многие другие крупные города планеты. В 1990-м году во время проведения в Италии футбольного чемпионата мира Лучано Паваротти исполнил свою знаменитую арию «Nessun Dorma», которая впоследствии стала очень популярна даже среди людей далеких от оперного искусства.


    Причиной смерти Лучано Паваротти стал рак
    Именно в этот момент наш сегодняшний герой воспылал идеей о популяризации классической музыки. В скором времени он вместе с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом образовал трио «Три тенора», которое исполняло классику в более современной обработке. Подобный подход принес певцам огромный коммерческий успех и сделал их подлинными звездами не только оперной, но и эстрадной сцены. Их критиковали, но они оставались верными себе. В итоге именно благодаря творчеству «Трех теноров» популярность оперной музыки в девяностые годы возросла в разы.
    Помимо музыкальных выступлений Лучано Паваротти всю свою жизнь работал также и в качестве мецената. Он плотно сотрудничал с организацией «Красный крест», а также организовал ряд музыкальных фестивалей для продвижения молодых музыкантов.

    Личная жизнь и кончина Лучано Паваротти

    Как принято считать брак Паваротти с Адуа Верони распался из-за частых измен певца. Впоследствии в жизни артиста было много романов. Однако в более преклонном возрасте он все-таки решился вновь связать себя узами брака. Его новой спутницей жизни стала молодая женщина по имени Николетта Мантованни. Впоследствии она родила тенору дочь, которая стала для него уже четвертым ребенком (три предыдущих родились вне браков).
    Несмотря на все слухи, Николетта оставалась со своим супругом вплоть до его кончины. В середине 2000-х годов у Лучано был обнаружен рак поджелудочной железы. В 2007-м году именно он стал причиной его смерти. Незадолго до своей смерти выдающийся оперный певец написал завещание, в котором передал все свои миллионы жене, сестре и четырем дочерям.