Описание одного шедевра: картина Шишкина «Рожь. Сочинение по картине Шишкина «Рожь

Описание одного шедевра: картина Шишкина «Рожь. Сочинение по картине Шишкина «Рожь
Описание одного шедевра: картина Шишкина «Рожь. Сочинение по картине Шишкина «Рожь

Известный русский живописец Иван Иванович Шишкин является непревзойденным мастером русского пейзажа. Шишкина можно назвать поэтом природы в живописи, которая является для него образом России.

Картина «Рожь» написана в 1878 году, в самом расцвете творчества художника. Шишкин был мастером полуденного пейзажа, что в среде живописцев считается высшим мастерством. И на картине «Рожь» изображен полуденный пейзаж. На картине – жаркий летний день, колосья ржи от тяжести согнулись к земле, среди хлебного поля стоят мощные вековые сосны. Создается впечатление, что эти могучие сосны стоят на страже ржаного поля. Рожь уже поспела, и ее жёлтый цвет еще больше подчеркивает ощущение летнего пекла, так и кажется, что воздух просто звенит.

На переднем плане картины изображена дорога, поросшая травой. В ее яркой и сочной зелени видны незатейливые луговые цветы. Низко над дорогой проносятся ласточки, они предсказывают приближение дождя. Дальше дорога теряется в колосьях ржи, поле уходит вдаль, создавая ощущение бесконечности, это даже видно и по маленьким соснам в глубине поля. Настолько оно широко раскинулось, что сосны кажутся меньше колосьев на переднем плане.

На фоне голубого неба изображены величественные сосны. Деревья как – бы раскинули свои ветви над полем, и тоже замерли в ожидании дождя.

Когда смотришь на картину, чувствуешь гордость за свою страну. Кажется, что великий художник изобразил на этом полотне Россию. Необъятное поле ржи говорит о ее великих просторах, тучные колосья олицетворяют богатство и щедрость страны, а деревья – великаны говорят о ее силе и могуществе. Дорога, уходящая вдаль, символизирует дальнейший путь развития страны. Вся картина поражает своей мощью и величавостью, вызывает чувство умиротворения и спокойствия. Небольшие тучки, собирающиеся на небе в глубине картины, скоро прольются дождем, и все очистится и задышит чистотой и свежестью.

Великолепный пейзаж И. И. Шишкина считается самым лучшим и известным изображением России.

Вариант 2

Эта картина наполняет светом. Часто лето не очень солнечное и жаркое, хочется солнца… Вот почему я особенно рад, что узнал о такой солнечной, теплой картине как «Рожь».

Там изображено ржаное поле с золотыми (совсем созревшими колосьями). По полю идёт извилистая дорога, около дорожки этой растёт зеленая сочная трава. Видно, что дорога эта не заброшенная, а по ней частенько проезжают телеги, ходят люди. Да, тут следы явно не от автомобильных колес. И написана картина уже очень-давно.

Над полем – голубое небо с облаками. Может пройти дождь… И ещё тут сосны. Одна погибла, возможно, в предыдущей грозе. Сосны, нам говорили, растут на песчаных почвах, то есть тут явно не чернозем. (И на дороге мы видим песок!) Но несмотря на это, рожь уродилась знатно. Такие яркие летние краски, и хотя почти нет цветов (только маленькие ромашки на переднем плане), но ощущение праздника от картины. Дорога как будто приглашает пройтись по ней к зеленому лугу. Думаю, что там вдали – водоём.

Зимой или просто в плохую погоду приятно смотреть на такую картину. Ещё от нее ощущение изобилия, так как урожай богатый. Сейчас его соберут крестьяне, испекут много-много вкусного хлеба. Лишнее зерно продадут, станут богатыми…

Хорошие мысли навевает картина. Я показывал ее родным, она всем понравилась. У автора картины (Ивана Шишкина) ещё много красивых пейзажей. Но этот мне понравился больше остальных. С удовольствием посмотрю на неё в музее.

Сочинение по картине Рожь Шишкина

На переднем плане картины изображена солнечно-золотистая рожь, аккуратно разделённая на две части тоненькой тропинкой. Рожь блестит на свете, переливаясь причудливым образом на фоне отдалённых деревьев и летящих птиц, подобный контраст зелёного, синего и голубого цвета создаёт гедоническую и праздничную картину, которой восхитится каждый эстетический сибарит, да и просто человек, пылко любящий природу с её солнечным и волшебным настроением.

В подобную красоту можно долго вглядываться и засматриваться, упиваясь своими мыслями и воспоминаниями о минувшем и вновь наступившем, о будущем для нас счастье. Длинные деревья гордо склонились над золотистой рожью и как бы наблюдают за солнечной иллюстрацией, горящей яркими красками под блики солнышка и пение птиц в дневном деревенском пейзаже. Периферия всегда оставляет впечатление нескончаемой, вечно зрелой радости со всеми её блаженными достоинствами: чистота мыслей, ясность рассудка, благоразумный настрой и расслабленность, предвкушение даутамовской нирваны, когда мысли навсегда покидают человека, унося его вдаль вместе с ветром и опавшими в рожь веточками деревьев.

В траве, недалеко ото ржи, расположились белые цветочки, мягко рассыпанные по тропинки, создавая картину незыблемой нежности для захожего странника, ищущего покоя и уединения. Когда смотришь на такую замечательную игру красок и цветов, создаётся приятнейшее ощущение своей причастности ко всеобщему замыслу, как будто сам леший нарисовал эту картину, в процессе своей необъятной фантазии, ведь сие картина захватывает разум каждого, только взглянувшего на неё, потому что поражает зрителя своей необъятной яркостью, нежностью и светом, который мерцает с каждого угла и придаёт этому пространству особый, сакральный и волшебный облик.

Вдали так же красуются статные и косматые деревья, то загибаясь от ветра и пения птиц, будто прислушиваясь к ним, то вновь разгибаясь, словно выдыхают тёплый весенний воздух и вкушают всю красоту вместе с нами, переживая неописуемые ощущения, и синхронно с каждым, смотрящим на эти чудеса природы, умиляются, нежно и беззаботно улыбаясь. Вдали так же видно голое, осиротевшее листьями дерево, которое явно потеряло своё зеленисто-звенящее потомство и пришло в уныние, но нежные белесые облака будто согревают его своими густыми объятиями, как заботливая мать согревает и умиляет своё загрустившее дитя.

Несколько интересных сочинений

    Каждый день мы употребляем большое количество слов. Есть слова хорошие, а есть слова плохие. Родителя стараются приучить нас с детства говорить красиво и грамотно

  • Анализ повести Бедная Лиза Карамзина 8 класс

    Карамзин своими повестями в нес большой вклад в развитие русской литературы, в том числе и прозы. Он решился применить новые приемы в повествовательной прозы. Он отказался от традиционных сюжетов произведений взятых

  • Сочинение Смысл моей жизни рассуждение

    Наверное, самым неоднозначным и трудным является вопрос о смысле человеческого существования. Самое трудное в этом – потребность решения этой темы для себя самого. Причем каждым человеком.

  • За день очень большое расстояние люди проезжают на машине. Если даже это простая поездка на работу и обратно, все равно, она занимает несколько часов в день.

  • Сочинение по произведению Убиты под Москвой Воробьева

    Писатель Константин Воробьев – очень талантливый человек, а также, что важно – литератор. Ведь он смог в своем прекрасном произведении передать такие мысли, которые может и у многих были

урок призван обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе; воспитывать у учащихся потребность искать то единственное слово, которое делает пейзаж живым, дать им представление о роли пейзажа в повествовании: о том, как он связан с событиями, состоянием героев

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5 классе

Коновалова Л.А.

Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Шишкина «Рожь»

Цель: обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе; воспитывать у учащихся потребность искать то единственное слово, которое делает пейзаж живым, дать им представление о роли пейзажа в повествовании: о том, как он связан с событиями, состоянием героев

Оборудование: 1) репродукции картин Шишкина «Рожь», «Корабельная роща», «Лесные дали»

2) запись части Первой симфонии В. Калинникова.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

- «Красота чувствуется, а не меряется аршином», - писал русский публицист Д.И. Писарев

- «Красота – всё красивое, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение» - это определение красоты, данное в словаре С.Ожегова

- «Совершенство духа и власть гения, заставляющего нас стремиться к красоте, силе и благородству собственных помыслов», по словам К. Паустовского, отражены в полотнах великих русских мастеров прошлого. Красота – это больше, чем соразмерность и гармония, это сила, которая «спасет мир»

Мы сегодня поговорим о красоте, мы будем искать красоту, а вот где и в чем мы будем искать красоту, узнаем лишь тогда, когда разгадаем нашу мозаику

ВО КЗАЛ О ГАДКА

К СТРЮЛЯ Ж ВОПИСЬ

КО ИДОР УТРЕ ИЙ

Вы совершенно правы, мы будем искать красоту в картинах. А вот в чьих картинах, мы узнаем, прослушав фрагмент радиопрограммы «Хочу все знать»

Радиоведущая: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! В эфире радиопередача «Хочу все знать», и я, ее ведущая Ахатова Гуля. Новость сезона: 30 августа 2007 года наш город отметил свой тысячелетний юбилей. Вот и сегодня мы поговорим о людях, прославивших наш любимый город. Елабуга… Удивительное слово. Елабуга… только здесь мог родиться Иван Иванович Шишкин - один из выдающихся художников мира. Здесь, посреди России. Уроженец Елабуги – маленького уездного городка на берегу Камы – Иван Иванович Шишкин детские годы провел среди суровой природы Вятской губернии (теперь Республика Татарстан). Он рано пристрастился к рисованию и неизменно занимался им, стремясь запечатлеть замечательные пейзажи елабужских окрестностей. В 1910 году И.Э. Грабарь писал: «Недавно еще его картины казались современному поколению только скучными и лишенными достоинств, кроме похвальной усидчивости. Но теперь, когда прошла острота борьбы двух мировоззрений, надо признать, что заслуги Шишкина в истории русского пейзажа огромны»

Отец Шишкина был небогатым купцом и мечтал пробудить у сына интерес к торговле, но безуспешно. В 1852 г. юноша отправился учиться в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он подружился с художниками В.Перовым, И.Прянишниковым, К.Маковским. В 1860 г. Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку. В 1873 г. ему было присвоено звание профессора Петербургской Академии художеств. В 1894–1895 гг. Шишкин – руководитель пейзажной мастерской Академии художеств.
Шишкин прославился как пейзажист.

Ученик: Алло! Это радиопередача «Хочу все знать»? Вам звонит Илькин Радик. Дело в том, что моя сестра Лилия вышила крестиком картину Ивана Ивановича Шишкина «Рожь», о которой я бы хотел рассказать в вашей программе. Можно?

«Рожь» (1878) – одно из классических созданий Шишкина. Торжественные силуэты сосен, возвышающихся над разливом золотых колосьев, да голубизна обесцвеченного жарой неба еще не исчерпывают этой картины. С мудрой простотой воплощено в ней высокое чувство любви к родине, к народу, к его труду; ясно и сильно Шишкин передает бескрайность простора, масштабы полей, красоту стелющихся или возвышающихся масс, ритм уходящих к горизонту деревьев. Это – широко обобщенный образ родной земли, утверждающий веру в ее могучие силы.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с одной из лучших картин мастера «Рожь». Россия – страна пейзажа. Что означают слова пейзаж, пейзажист ?

Ученик : В словаре С .И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается следующие определения:

Пейзаж – 1. Общий вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

Пейзажист – художник, рисующий пейзажи.

Учитель: Перед вами репродукция картины. Что означает слово репродукция ?

Ученик : Репродукция – 1. Воспроизведение картин, рисунков путем фотографии, клише.

2. Картина, рисунок, воспроизведенные типографским способом

Учитель: Кто знает, где хранится подлинник?

(Эту картину сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.)

Учитель: Давайте рассмотрим репродукции с других картин И.Шишкина: «Корабельная роща», «Лесные дали».В.Стасов называл пейзажи Шишкина «пейзажами для богатырей».– Вы согласны с мнением известного русского критика?

Можно ли сказать, что «Рожь» изображает пейзаж для богатырей? Почему?

Ученик : Именно к этой картине такие слова относятся больше, чем к любому другому произведению

  1. Беседа по картине. Выбор ключевых слов. Составление плана.

Учитель : Что изображено на картине?

Ученик : На картине изображено поле золотистой ржи. Зреет богатый урожай. Кажется, что приятно пахнет созревающей рожью.

– Какое время дня написал художник? (Полдень.) Вспомните стихи о ржаном поле.

(Перечитаем стихотворение А.Фета «Зреет рожь над жаркой нивой...».)

– Какие строки из этого стихотворения подойдут для описания картины? (Золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива.)

– Что можно сказать о колосьях?

(Золотые, спелые, тучные колосья наклонились к земле. От легкого дуновения ветерка колышется, волнуется желтеющее поле ржи.)

– Какие цветы растут во ржи? (Простые полевые цветы: васильки, ромашки.)

– Опишите дорогу. (Она заросла травой, убегает вдаль.)

– Расскажите о соснах, изображенных на полотне И.Шишкина.

(Справа – высокая старая сосна. Ее мохнатая ветвь низко нависает над рожью. Слева одна из сосен как мачта корабля. Как грозные часовые поднимаются сосны. Сосны-богатыри. Темные, стройные, мощные, могучие. Голубое, высокое, светлое небо, по нему скользят легкие, воздушные облака.)

– Докажите, что художник изобразил не дикую природу, а землю, возделанную трудом человека.

– Можем ли мы определить конкретное место, где написан этот пейзаж?

(Определить трудно. Скорее всего это средняя полоса России.)

– Шишкин написал на обратной стороне эскиза картины: «Раздолье, простор, рожь, Божья благодать, русское богатство».

– О чем хотел нам рассказать художник? Определите главную мысль произведения. (Какой открывается простор! Как прекрасна нива, где зреет рожь! Богатый урожай соберут крестьяне.)
– Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на картину?

Учитель: Дима подобрал стихотворение, которое зеркально отражает настроение автора картины.

Ученик читает стихотворение И.А. Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья»

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет – господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав –

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленам припав

Учитель: Все в картине проникнуто чувством покоя – летнее небо с медленно плывущими облаками, недвижно стоящие среди поля огромные сосны, тучные колосья, склонившиеся под своей тяжестью к земле, белые ромашки и голубеющие в золоте ржи васильки, сам воздух, прозрачный, неподвижный. Картина «Рожь» – это идеальный образ родной природы, исключающий не только все случайное, но и все, что человека не радует, не успокаивает и не возвеличивает душу. Где бы ни был живописец, чтобы ни писал – остров ли Валаам, Крым или Германию, - он писал свою малую Родину, «ее степей холодное молчанье. Ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям…». Здесь он с утра обыкновенно забирался куда-нибудь за город и целые дни бродил по замечательно красивым окрестностям Елабуги, зачеркивая и, главное, наблюдая, усваивая себе природу, которой он оставался верен всю жизнь и к которой постоянно до последнего времени возвращался в своих картинах.

Учитель: Заполните таблицу «Лексика к картине И.И. Шишкина «Рожь»

Слова для справок : золотистая рожь, золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива, тучные колосья, наклониться к земле, желтеющее поле, колышется и волнуется, легкое дуновение ветерка, полевые цветы, заросла травой, убегает вдаль, сосны-богатыри, мощные деревья, мохнатая ветвь, низко нависает, легкие, воздушные облака, легкое дуновение ветерка.

Учитель: Мы учимся писать сочинение. Нам нужно соблюдать определенные правила написания сочинения – это композиционная схема. Обратите внимание на таблицу

«Композиционная схема сочинения – описания»

Учитель: Ребята, скажите, с чего или как вы начнете свое сочинение?

Ученики:

- Великий русский художник Иван Иванович Шишкин написал много замечательных картин о родной природе: «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Лесные дали» и другие. Мне больше всего нравится картина «Рожь», о которой я хочу рассказать.

- В историю русской живописи И.И.Шишкин вошел прежде всего как пейзажист. Шишкин – создатель так называемого «пейзажа настроения». Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.

Учитель: Что можно написать в конце сочинения?

Ученик: можно описать свое мироощущение. Например, глядя на картину «Рожь» зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе, дарящей нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

Учитель: Игра слова – магниты. Верните слова на свои места.

Словарная работа. Обогащение словарного запаса:

Вошел в историю русского искусства как …………….мастер пейзажной живописи.

Воспел русскую природу в ярких картинах, полных ……………….

С пейзажами Шишкина в изобразительное искусство вошли мотивы………………………..

Художник раскрыл историко-национальное своеобразие быта и пейзажа провинции в ………… Тишиной, спокойствием веет от полотен Ивана Ивановича Шишкина, русского художника, которого называют …………….

Художник сумел передать в картине «Рожь» то…………..настроение

Слова для справок: сочной яркой манере живописи; непревзойденный; русской провинции; поэзии, свежести, воздуха; восторженное; поэтом русской природы

(Как вы думаете, в какой части вашего сочинения можно использовать данные лексические средства)

Также необходимо обратить внимание на синонимы, чтобы избежать неоправданных лексических повторов в сочинении, заполните таблицу:

Слова для справок:

  1. Художник, автор картины, мастер кисти (пейзажа), пейзажист, певец русской

Природы.

  1. Изобразил, запечатлел, создал, воплотил, отразил, сумел передать, воспел, добивается передачи, вложил в картину.
  2. Картина, полотно, холст, пейзаж, пейзаж-картина.
  3. Написана, посвящена, отражает, воспроизводит, дает возможность узнать, вызывает впечатление, передает ощущение приближающейся осени

Когда будете писать сочинение, то обязательно воспользуйтесь памяткой

Вопросы, на которые необходимо дать ответ в сочинении

  1. Кто написал картину «Рожь»?
  2. Какие еще картины этого художника вы знаете?
  3. Что изображено на этой картине?
  4. Какими красками изображен осенний пейзаж?
  5. Чем написана картина: маслом или акварелью?
  6. Какие чувства будит в вас эта картина?

И. И. Шишкин - один из лучших представителей русской школы живописи, мастер реалистических пейзажей. Как отмечали его современники, собратья по кисти и критики, художник тонко чувствовал психологию, характер природы и удивительно точно умел их передать, выразить в своём творчестве. Замечательное полотно «Рожь» - яркое тому подтверждение.

Рожь, рожь, дорога полевая…

Картина Шишкина «Рожь» - классическое отражение русского национального хронотопа. Что представляет он собою? Гладь полей или степи и уходящую вдаль дорогу. Пространство расширено, его не ограничивают ни горы, ни какие-либо строения. А над ним - такое же широкое, бескрайнее небо, белесо-голубоватое, с плывущими задумчиво облаками. И как соединяющие обе стихии - земли и воздуха - звенья-деревья, вздымающие вверх свои кроны. Именно так и выглядит картина Шишкина «Рожь». Написана она была в 1878 году, после очередной поездки в родную Елабугу. Зрители увидели полотно на 6-й выставке передвижников - и были покорены его незамысловатой величавой красотой и искренностью. Что же увидели они? Идущую от зрителя вперёд неширокую, заросшую травой дорогу, проложенную крестьянскими обозами меж золотого ржаного поля. Нива колосится по правую и левую стороны, невысокая, густая, кажется, так и слышно шорох колосьев под дуновением ветерка.

Описание живописного полотна

Так выглядит картина Шишкина «Рожь» на переднем плане. Кроме поля, зрителей словно обступает, окутывает со всех сторон небо. Кажется, что оно впускает в себя: шагни через раму, окажись внутри полотна - и будешь внутри него тоже. Поле и небо простираются далеко, куда хватает глаз, и прячутся за горизонтом. А по обеим сторонам нивы, вдоль её кромки, высятся одинокие рослые сосны. И это не случайно. Хоть и названа картина Шишкина «Рожь», но художник не мог удержаться, чтобы не нарисовать своё любимое дерево. Оно по праву считается символом всего его творчества. Сосны высокие, с белесыми, слегка изогнутыми стволами. Их ветви опущены вниз и напоминают роскошный естественный шатёр. Деревья, словно могучие богатыри-часовые, стоят на страже зреющего урожая. Иван Шишкин «Рожь» свою писал, восхищённый искренне не только размахом русских полей, их чистым, свежим дыханием, но и величавостью, гордостью колючих великанов.

Настроение картины

Рассматривая художественное полотно, проникаясь его очарованием, нельзя не обратить внимания на то особое состояние предгрозовья, в котором находится природа. Она словно замерла в ожидании, в предвкушении разгула стихии, такой же своенравной и неуправляемой, безграничной, как и русский дух. В этом, пожалуй, весь Шишкин! «Рожь» (описание картины помогает это понять) - полотно-настроение, полотно-ощущение. Автор подмечает, как пробегают по колосьям одиночные порывы ветра, как покачиваются вершины сосен, как кивают из стороны в сторону их огромные лапы. Изображение насыщено скрытой экспрессией, выразительно и динамично. Особое оживление придают полотну летающие низко над землёй ласточки. Они стрелами прочерчивают воздух, подчёркивая тревожное ожидание природой очистительной грозы. лентой вьётся вперёд. На заднем плане высятся силуэты одиночных деревьев. Совсем далеко виднеется зубчатая полоска леса. Там же и небо потемнее, облака сгустились плотной массой. А в центре картины они более светлые, с лёгким розоватым оттенком. Что чувствует зритель, остановившись перед работой Шишкина, созерцая её? Наверное, непреодолимое желание оказаться там, в этом жарком полуденном краю, подставить лицо солнцу, вдохнуть от души пахучий тёплый воздух и почувствовать себя частичкой этой великолепной, вечной природы.

Такова она, живительная сила настоящего искусства!

Иван Иванович Шишкин, бесспорно, является самым сильным среди русских пейзажистов. Рассматривая его картину «Рожь» замечаешь, что художник с тонким пониманием воспроизводит растительные формы: как основные объекты, так и самые мелкие черты породы дерева, колосьев ржи.

Без преуменьшений, но и без прикрас художник в своей работе отразил климат, в котором приходится выживать центральным растениям картины - это и суровые ветреные, морозные зимы; это и жаркий летний полуденный зной. Но именно благодаря кисти Шишкина на картине «Рожь» мы понимаем, как тяжело приходится не только работнику, ухаживающему за будущим урожаем, но и как сам урожай стремится не упасть под тяжестью зерен, с таким трудом вызревших.

Деревья, растущие в поле, создают двойственное впечатление: они вроде и будут мешать при уборке урожая, а вроде и дают тень для отдыха во время уборки урожая. Еще одна мысль закрадывается при взгляде на деревья: а не русская ли лень мешает срубить эти деревья? Ведь одно из них явно давно уже не питается соками земли - засохло.

На дальнем плане еле видна стая птиц. Кто это - грачи, вороны, голуби? Понятно, что это довольно крупные птицы, желающие полакомиться созревшим ароматным зерном. Для чего автор изобразил их на своей картине? Возможно для того, чтобы выразить свое недовольство теми, кто пользуется плодами чужого труда, а сам ни на йоту не готов продвинуться ради собственного же блага.

Тяжелое небо на горизонте, скорее всего, не предвестник дождя, а предвестник пыльной бури: в это время года (скорее всего, август-сентябрь) влажность очень низкая, поэтому ветер тоже угрожает готовым к уборке полям. Но от границы горизонта глаз все равно скользит к золотому покрывалу из колосьев - они, кажется, вот-вот тяжело вздохнут. Шишкин настолько четко прорисовал каждый колосок, что кажется, будто с картины сейчас посыпятся зерна!

Кроме ощущения веса колосьев невольно начинаешь осознавать, что улавливаешь запах поля, запах понятой колесницей пыли (дорога, разбивающая поле на две части, указывает на свою нужность людям), аромат полевых цветов (их немного, но они являются неотъемлемой частью любого возделываемого участка земли).

В заключении хотелось бы сказать, что картина Шишкина «Рожь» сочетает в себе не только науку форм, но и науку колорита, став сильной и гармоничной композицией. Этот гимн трудолюбию на холсте пронесет через века любовь русского человека к земле и ее дарам.

Вариант 2.

Очень емкое название картины И.Шишкина – «Рожь» – говорит само за себя: на картине главное действующее лицо – ржаное поле. Еще присутствуют небо, сосны, трава, дорога, стайка ласточек. И все эти персонажи вместе создают удивительный мир, наполненный запахами, звуками и красками июльского дня, когда рожь уже созрела и готова к уборке (обычно рожь убирают на Ильин день – 2 августа).

Июль издревле был известен как самый жаркий и самый богатый на грозы месяц – вот и на картине И.Шишкина видно приближение грозы. Грозовой фронт еще далеко, но край неба на горизонте уже потемнел, и вся природа перед грозой замерла. Особо монументальность картины подчеркивают могучие сосны – одно из любимейших деревьев художника, присутствующее на многих его полотнах. Раз есть сосны – значит, на картине запечатлены северные широты. А ведь рожь ценится именно тем, что, в отличие от пшеницы, неприхотлива и дает щедрый урожай именно в суровых краях.

Шишкинская рожь на картине – полная силы, клонится к земле под тяжестью налитых колосьев, местами даже полегла. Но главное, что ржаное поле – бесконечно, а значит, и урожай будет богатый. Любимые шишкинские сосны как бы охраняют покой ржаного поля. Дорога, вьющаяся по полю, серпантином уходит куда-то вдаль, но не мешает ржи расти, а как бы обрамляет ее желтый цвет в зеленую рамку придорожных трав и цветов. Над дорогой будто скользит стая ласточек, чувствующая приближение грозы, но общей монументальности картины она не нарушает.

Глядя на «Рожь» И.Шишкина, чувствуешь истинную красоту русской природы – и дикой, и возделанной руками человека. Гордость за все богатства русской природы – вот главное чувство, которое переполняет зрителя этого выдающегося полотна.

Когда-то, гостя у бабушки и перебирая ее старые книги, я наткнулся на учебник «Родная речь. Книга для чтения в 1 классе» издания 1963 года. На обложке учебника помещалась репродукция картины «Рожь». Значит, миллионы советских детей учились не только читать – они учились чувству прекрасного, глядя на эту замечательную картину великого русского пейзажиста.

Меня всегда удивляло неповторимое мастерство художников, которым чудесно удается передавать не только различные явления, но и ту атмосферу, которая их окружает. И больше всего, по моему мнению, это относится к изображению природы. Один из таких великолепных пейзажей сейчас перед нами -- это картина великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Рожь».

И. И. Шишкин -- один из выдающихся мастеров пейзажной живописи. Горячо любящий родную природу, он большинство своих картин посвящал именно этой теме. В них художник стремился как можно более объективно, точно и полно передать бесконечное разнообразие растительного мира.

Он создавал прекрасные, одухотворенные образы русской природы, стараясь всеми возможными способами раскрыть своеобразие и величие родной земли, передать неповторимую красоту ее лесов и полей. На его полотнах мы можем встретить бесконечные дали Русской земли с ее лесами, полями и озерами («Лесные дали»); маленький уголок утреннего леса («Утро в сосновом лесу»). Мы видим одинокую северную сосну («На севере диком…»), тихую речушку после дождя («На реке после дождя»), лесную пасеку («Пасека») и много других прекрасных зарисовок российской природы.

Но самое большое впечатление на меня неизменно производит его картина «Рожь».

На картине изображен один из дней ранней осени или позднего лета. Над бескрайними просторами русского поля едва начинают сгущаться облака, создавая неуловимое ощущение приближающегося дождя. И вся природа находится в тревожном, но в то же время каком-то радостном предчувствии. Редкие высокие красавицы-сосны вдалеке -- любимые образы картин Шишкина. Они уже видят серые тучи за горизонтом, но им совсем не страшна непогода. Живительная влага дождя только наполнит соком их пушистые вечнозеленые кроны. А одинокое высохшее деревце между ними, возможно, надеется снова пробудиться к жизни. Нет, чуда, конечно же, не произойдет, но его сухие веточки первыми встретят приближающиеся капли дождя.

Свежесть осеннего воздуха чувствует на поле рожь. Словно волшебное желтое море катит свои мягкие волны -- это колышет и волнует все усиливающийся ветер густые колосья. И нет конца и края этим чудесным просторам! Прольется дождь, но не согнет, не повредит крепкие стебли. Золотистая рожь только пышнее заколосится, Впитывая в себя драгоценную влагу.

Бежит вдаль тропинка, разделяющая это широкое поле. И глядя на картину художника, я ощущаю себя случайным путником, оказавшимся посреди этих бескрайних просторов, окруженным густыми золотыми колосьями, вдыхающим полной грудью свежий воздух. Хочется увидеть и ощутить всю красоту нетронутой, чистой русской природы.

И. И. Шишкин создавал прекрасные картины родной природы, воспевая ее силу, раскрывая перед нами ее красоту и неповторимость. Он довел до совершенства светотеневое решение своих картин, добившись живописно-тонального единства. Каким разнообразием и насыщенностью красок играют его произведения, подчеркивая и усиливая ощущение богатства и изменчивого состояния природы! Как выразительно и поэтично раскрывает художник черты русского ландшафта!

Шишкин писал природу, отражал все ее великолепие и многообразие. Мне кажется, он хотел проникнуть в души людей, пробудить в них лучшие человеческие чувства, вызвать гордость от сознания того, что вся эта красота -- самое большое богатство нашей родины, и нужно во что бы то ни стало сохранить ее такой на долгие годы.

шишкин живопись рожь пейзаж