Описание картины «Возвращение блудного сына» Рембрандта. «Возвращение блудного сына» прощальная картина Рембрандта

Описание картины «Возвращение блудного сына» Рембрандта. «Возвращение блудного сына» прощальная картина Рембрандта
Описание картины «Возвращение блудного сына» Рембрандта. «Возвращение блудного сына» прощальная картина Рембрандта

Главное отличие творчества Рембрандта ван Рейна - его вневременной характер. Исторически относясь ко времени расцвета голландской живописи XVII века, он не позволяет обнаружить явной привязки к ней ни по темам, затрагиваемым в картинах, ни по художественным средствам, с помощью которых он эти темы раскрывает. Это свойство живописи Рембрандта созревает с течением жизни мастера, достигая максимума к концу её.

«Возвращение блудного сына» - картина, которую принято считать завещанием гениального художника. Историки искусства обычно датируют её 1663 годом - годом смерти маэстро. Масштаб философского наполнения этого сюжет, и живописное звучание полотна достигают поистине космического размаха.

Вечный сюжет

Его интересовали прежде всего глубины человеческой натуры, мотивы поступков людей. Поэтому понятно, почему Рембрандт писал на библейские сюжеты гораздо чаще своих современников. Притча о блудном сыне - один из самых популярных сюжетов мировой живописи. «Возвращение блудного сына» - картина, имеющая отдельную самоценность, но это и продолжение разговора. Свои варианты толкования притчи имели Иероним Босх, Альбрехт Дюрер, Мурильо и многие другие мастера разных стран и поколений.

Рембрандт и сам обращается к этому сюжету неоднократно - известны его офорты с названием «Блудный сын». Рассуждения на эту тему обнаруживаются исследователями творчества Рембрандта даже в такой знаменитой вещи мастера, как «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635). Это тоже своеобразное «Возвращение блудного сына» - картина, которая трактуется ими как иллюстрация той части притчи, которая повествует о мотовстве сына, бездумно тратящего отцовское наследство. С этой точки зрения радость бытия, которую излучают полотна мастера, написанные в самые счастливые периоды жизни, дополняется немного другим оттенком.

Живописец не быта, а духа

Своеобразие объясняется и его чисто живописными приёмами, использованием палитры, работой со светом и тенью. Если для большинства «малых голландцев» и созвучных им художников характерно стремление к точному и ощутимому изображению вещей, выражению их материальной сущности, то у Рембрандта предметы проступают из небытия или «из тьмы былого», находясь в тесной взаимосвязи с ходом времени, с историей. Написав «Возвращение блудного сына», Рембрандт подтвердил свою верность особой атмосфере, присущей только ему, которая выделяет главное на полотне, не обделяя светом ни единой важной детали.

И это не просто виртуозная игра «мастера светотени», как называют гениального голландца историки и знатоки его творчества. Это лишнее обозначение первичности для него внутреннего содержания людских поступков, поиска их побудительных причин. Откуда проявляется суть человека, кем создано и как меняется то, что определяет бытие? Тем, что он ставит такие вопросы и предлагает свои ответы, не связанные со временем, в котором он жил, ни внутренними, ни внешними атрибутами, Рембрандт показывает, что он современен и актуален всегда.

«Возвращение блудного сына»: описание

Его живописная манера - это такое средство создавать повествование, рассказывать истории, которым не обладал ни один из художников во все времена. Как же рассказывает Рембрандт древнюю притчу о возвращении домой?

…Мы присутствуем во время паузы, наступившей после того, как сын подступил к порогу отцовского дома. Эта пауза не беззвучная - она звенит… Ведь слишком много потеряно - его голова обрита, как у каторжника, его обувь стерлась, у него не осталось ни сил, ни средств чего-то добиваться, ни даже желаний и амбиций. Страшный финал несбывшихся надежд. Навстречу выходит отец и просто кладет руки на плечи сыну, и тот припадает, почти растворяясь в складках его одежды. «Возвращение блудного сына» - картина о завершении всех земных путей, где в конце будет золотой луч, подобный тому, что осветил встретившихся, осветил один из самых выдающихся рембрандтовских образов - голову отца. Этот луч - милосердие, на которое стоит надеяться всем заблудшим.

Вопросы и ответы

Как и другие свои шедевры, «Возвращение блудного сына» Рембрандт наделяет многими загадками и тайнами. Возможно, они появились просто из-за долгой временной отстраненности, а в момент написания картины её зрителям было понятно, например, кто остальные персонажи полотна, почему они так по-разному, с таким разным чувством смотрят на пришедшего. Почему кисти отцовских рук, лежащие на плечах сына, так разительно отличаются друг от друга?

С давностью времен многое затерялось, а большинство тайн просто утратили своё значение. Действительно, разве важно, в конце концов, в каких родственных отношениях состоят присутствующие на полотне люди? Разве важны их социальный статус или материальное состояние? Сейчас они все - просто свидетели волнующего события - встречи после долгой разлуки двух родных людей, свидетели акта прощения, на котором во многом основано христианское мировоззрение.

На все времена

Рембрандт ван Рейн... «Возвращение блудного сына» - это картина, которая почти буквально повторяется в финале знаменитого фильма Андрея Арсеньевича Тарковского «Солярис», выпущенного в 1972 году.

Образы, рожденные за много веков до этого, оказываются самыми подходящими для выражения чувств, которые переживает главный герой фильма - Крис Кельвин, возвращаясь к родному порогу из звездной системы, расположенной за миллионы километров от него...

Рембрандт создавал свой шедевр в 1668-1669 годах, и в основу картины лег классический библейский сюжет. Впрочем, религиозная тематика для художников того времени достаточно типичная, и обращение к Евангелие традиционно.

Композиция

На переднем плане картины изображены персонажи из евангелиевского сюжета, посвященного Блудному сыну. Нужно отметить, что картина отображает не просто сюжетную линию, а и множество личных переживаний самого автора. Художник был уже в зрелом возрасте, и его мучали в тот период множество сомнений насчет невозможности изменить что-либо в прошлом, а также насчет утраченных безвозвратно лет.

Некоторые специалисты считают, что на полотне изображено воплощение основных земных страстей, а также божественная первооснова. Также существует мнение, что на самом деле персонажи на картине являются ипостасями самого художника, находящегося на разных этапах духовного роста и перерождения.

Примечательны эмоции персонажей картины. Несмотря на грехи младшего сына, его старый отец принимает блудного сына, и лицо старика демонстрирует абсолютное прощение. Более того, можно смело сказать, что старик жалеет своего сына, прощая все его промахи и ошибки.

Техника, исполнение, приемы

На полотне присутствуют красно-желтые тона, а фон достаточно темный. Коленопреклоненная поза сына перед стариком-отцом выражает раскаяние персонажа, а в качестве дополнительного символа прощения и раскаяния можно назвать тот факт, что его фигура прорисована в основном более светлыми оттенками красок.

Художник уделил много времени и внимания мельчайшим деталям, которые подчеркивают богатство и успешность всех членов семьи, которые присутствуют на картине. В то же время босые ноги и нищий наряд молодого человека, стоящего на коленях, символизируют надломленность в нем, и то, что он ступил на путь ошибок и пришел к нежелательному для себя итогу.

Мазки порывисты, небрежно ложатся и нет следов от попытки прилизать поверхность картины, чтобы скрыть эту небрежность мазков краски. Переходы от тени к свету подчеркивают эмоциональность.

Картина была написана всего за несколько месяцев до смерти автора, и это не могло не отразиться на истории шедевра. Это последняя мысль, которую успел в своем творчестве высказать художник. Кстати, в те же годы были написаны две другие известные картины знаменитыми художниками, и обе были также посвящены тематике возвращения блудного сына: работы художников Мурильо и Яна Стена.

В 17 веке среди художников того времени очень популярным был сюжет, основанный на Библии. В частности, мастера кисти тогда старались изображать на своих холстах сюжет о возвращении блудного сына. Она повествует о том, что непутевый сын забрал часть наследства своего отца, принялся гулять и вести себя не лучшим образом. После того, как его одолело пьянство, кутеж, ему пришлось стать свинопасом, в итоге незрелая душа не сумела выдержать всех испытаний, что выпали на его долю, молодому человеку пришлось возвратиться к отцу. Естественно самый любящий человек принял его, не смог удержать слез.

Основная идея картины

Холст очень темный. Иногда даже не с первого раза можно отличить лица некоторых персонажей картины. Действие разворачивается перед богатым домом, где именно и встретились после длительной разлуки сын и отец. Вся семья собралась, чтобы посмотреть на то, как пройдет эта долгожданная для отца встреча. Он слеп, но даже при своем недуге оказался удивительно прозорлив и его сердце наполнено добротой и любовью. Полотно темное, немного даже угловатое, но, несмотря на это, здесь можно различить внутренний свет, который постепенно просачивается в душу и очищает ее.

Герои картины

Интересно, что два главных героя, отец и сын, расположены не в центре картины. Так лучше видна основная идея. Рембрандт удивительным образом смог перенести внимание на главных героев не при помощи расположения их на холсте, а благодаря свету, который заставляет понять, кто именно здесь на переднем плане.

Блудный сын изображен с бритой головой, и это не случайно. Дело в том, что в то время в таком виде ходили только каторжники, поэтому так становится понятно, что молодой человек находится на самой низкой ступени социальной лестницы. О том, в какой роскоши когда-то он жил, говорит воротник.

Каждый образ в картине говорит о чем-то. Так, образ старшего брата символизирует совесть, а образ матери - безграничную материнскую любовь. Некоторые говорят, что сама картины предполагает перерождение образов художника. Есть еще 4 фигуры, они скрыты в темноте.

Рембрандт сделал так, что они символизируют:

  • Веру;
  • Покаяние;
  • Надежду;
  • Правду;
  • Любовь.

Картина считается путем к очищению, к совершенствованию человека и к его самопознанию. Это исходит из того, что автор полотна никогда не считался набожным человеком, именно поэтому сам центр картины многие считают отражением души Рембрандта. Он - не участник, он является наблюдателем.

Похожие статьи

Федор Васильев, прожил слишком короткую жизнь, всего 22 года. Но, обычному человеку не удалось бы и за целый век сделать то, что этот мальчишка сделал за столь недолгий период на земле. Феноменальный талант, необычные способности и любовь...

Дата создания: 1666–1669 год.
Тип: холст, масло.
Расположение: Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Этот шедевр библейского искусства в очередной раз подтверждает статус Рембрандта, как одного из лучших художников всех времен и превосходного мастера в изображении религиозных сюжетов. Завершенная в последние годы жизни автора, картина изображает сцену из притчи, рассказанную в Евангелии от Луки, по сюжету которой, отец (олицетворяющий Господа), прощает все грехи своего блудного сына.

Историческая справка

Религиозное иконоборчество, следовавшее за освобождением Голландии от колониального ига Испании и католической церкви вылилось в церкви с голыми стенами, предназначенные для проповедей и молитв. Голландские власти не имели ни малейшего желания украшать алтари и храмы фресками, картинами и любыми другими формами искусства. Вместо этого, эта страна стала известна миру живописи благодаря картинам в жанре реализм , в том числа портретам и натюрмортам (особенно в жанре Ванитас). Все эти произведения содержали различные моралистические послания. Не удивительно, что голландцы пришли к «протестантскому искусству». Именно таким художником-протестантом и стал Рембрандт .

Хоть в Голландии больше не было никакой потребности в христианском и запрестольном искусстве, с изображениями святых, архангелов, мучеников, праведников, наподобие работ фламандского мастера Питера Пауля Рубенса, аудитория по-прежнему интересовалась темами из Ветхого Завета, полных драматичных событий и образованный Рембрандт, с хорошими знаниями библейских сюжетов, неоднократно создавал работы, основанные на историях из этой книги.

Возвращение блудного сына


Одна из последних картин мастера не содержит свойственного ему динамизма. Подобно ветхозаветному патриарху, отец кладет руки на плечи кающегося, бритого и одетого в потертые одежды. Его жесты сопровождены молчанием, глаза полузакрыты. Акт прощения становится одновременно благословением и искуплением грехов, отсылая к идеям прощения грешников в христианстве. Это изображение предельно одухотворенно, и избавлено от всех анекдотических аспектов. Старший брат кающегося, стоящий справа, согласно первоисточнику, упрекал отца, так как сам служил ему долгие годы, не нарушая заповедей, в то время как блудный сын тратил впустую деньги и вел себя неподобающим образом, но Рембрандт оставил этот разговор в стороне, погрузив действие в полную тишину. Дело с темой о блудном сыне Рембрандт имел и ранее, как гравер, а также создавал эскизы и рисунки, но в этой монументальной версии можно видеть самое трогательное и психологически сложное противостояние братьев. Гениальный Рембрандт прекрасно отражает искренность блудного сына, а также чувства любящего и милостивого отца. Теплая и гармоничная цветовая палитра, включающая в себя оттенки охры, золота, оливковых и алых тонов создают необыкновенное чувство спокойствия и нежности.

Возвращение блудного сына, ок. 1666-69

«Возвращение блудного сына» - знаменитая картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне.

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Лк.15:11-32

Сюжет картины

На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти.

Описание

Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему. В отличие от своих предшественников Дюрера и Луки Лейденского, изобразившего блудного сына пирующим либо в беспутной компании, либо со свиньями, Рембрандт сосредоточился на сути притчи - встречи отца и сына и прощении.

На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. В левой части картины изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный сын. Его лица не видно, голова написана в profil perdu. Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. Картина - классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центральной оси картины для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. «Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений».

Бритая, будто у каторжника, голова блудного сына и его потрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, причем трогательная деталь - одна упала, когда сын становился на колени. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына). «Глубина пространства передаётся последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке». «Перед нами децентрализованная композиция с главной группой (узлом события) слева и цезурой, отделяющей её от группы свидетелей события справа. Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены. Сюжет строится по композиционной схеме „отклик"».

Второстепенные персонажи

Помимо отца и сына на картине изображены ещё 4 персонажа. Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие - остаётся загадкой. Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена.

Сотрудник Эрмитажа Ирина Линник считает, что полотно Рембрандта имеет прообраз в гравюре на дереве Корнелиса Антониссена (1541 год), на котором коленопреклоненный сын с отцом также изображены в окружении фигур. Но на гравюре эти фигуры надписаны - Вера, Надежда, Любовь, Покаяние и Правда. В небесах на гравюре на греческом, иврите и латыни написано «Бог». Рентген эрмитажного полотна показал первоначальное сходство картины Рембрандта с деталями упомянутой гравюры. Тем не менее, прямую аналогию провести нельзя - на картине есть только отдалённое сходство с одной из аллегорий Антониссена (самая дальняя и почти исчезающая в темноте), которая напоминает аллегорию Любви, и, вдобавок, имеет красный медальон в форме сердца. Возможно, это изображение матери блудного сына.

Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре (судя по всему, женская, возможно - служанка или ещё одна персонифицированная аллегория; и мужская), труднее поддаются отгадке. Сидящий молодой человек с усами, если следовать сюжету притчи, может быть вторым, послушным братом. Существует предположения, что на самом деле второй брат - это предыдущая «женская» фигура, обнимающая колонну. Причём, может быть, это не просто колонна - по форме она напоминает столп Иерусалимского храма и может вполне символизировать собой столп Закона, и то, что праведный брат за ней прячется, приобретает символическое звучание.

Внимание исследователей приковывает фигура последнего свидетеля, расположенная в правой части картины. Она играет важную роль в композиции и написана почти так же ярко, как основные действующие лица. Его лицо выражает сочувствие, а надетый на него дорожный плащ и посох в руках наводят на мысль, что это, также как и блудный сын, одинокий странник. Израильская исследовательница Галина Любан считает, что этот образ связан с фигурой Вечного Жида. По другим предположениям - именно он старший сын, что не совпадает с возрастной характеристикой новозаветного персонажа, хотя он также бородат и одет, как отец. Впрочем, эта богатая одежда - также опровержение версии, поскольку согласно Евангелию, услышав о возвращении брата, он прибежал прямо с поля, где, вероятней всего, был в рабочей одежде. Некоторые исследователи усматривают в этой фигуре автопортрет самого Рембрандта.

Существует и версия, что две фигуры в правой части картины: юноша в берете и стоящий мужчина - это те же самые отец и сын, которые изображены на другой половине, но только до ухода блудного сына из дома навстречу кутежам. Таким образом, полотно как бы совмещает два хронологических плана. Высказывалось мнение, что эти две фигуры - изображение мытаря и фарисея из евангельской притчи.

В профиль в виде барельефа с правой стороны от стоящего свидетеля изображён музыкант, который играет на флейте. Его фигура, возможно, напоминает о музыке, которая через несколько мгновений заполнит звуками радости дом отца.

Обстоятельства создания


Офорт 1636 года

Это не единственная работа художника на этот сюжет, хотя он создавал произведения с другой композицией. В 1636 году он создал офорт, а в 1642 году - рисунок (музей Тейлера в Харлеме).


Рисунок 1642 года

В 1635 году он создаёт картину «Автопортрет с Саскией на коленях», отражавшую эпизод легенды о блудном сыне, проматывающем отцовское наследство.

Обстоятельства написания полотна загадочны. Как считается, оно написано в последний год жизни художника. Изменения и исправления первоначального замысла картины, заметные на рентгене, свидетельствуют о подлинности полотна.

Традиционная датировка 1668-1669 годами, впрочем, некоторыми считается спорной. Историки искусства Г. Герсон и И. Линник предложили датировать картину 1661 или 1663 годами.


Автопортрет с Саскией на коленях