Китайские притчи. Древние китайские притчи Притча о крестьянине

Китайские притчи. Древние китайские притчи Притча о крестьянине
Китайские притчи. Древние китайские притчи Притча о крестьянине
Лучшие притчи. Большая книга. Все страны и эпохи Мишаненкова Екатерина Александровна

Китайские притчи

Китайские притчи

Просто повторяй

В одном китайском монастыре ученики отрабатывали боевое движение. Одному ученику никак не давалось это движение. Как ему ни показывали, как ни рассказывали, он не мог выполнить его правильно.

Тогда к нему подошел мастер и что-то сказал ему тихо. Ученик поклонился и ушел. Тренировки были продолжены без него. Весь день этого ученика никто не видел, а на следующий день, когда он занял свое место среди остальных, все увидели, что он выполняет это движение идеально.

Один из учеников спросил другого, кто стоял рядом с мастером и мог слышать, что тот сказал ученику:

– Ты слышал, что мастер ему сказал?

– Да, слышал.

– Он ему сказал: «Иди на задний двор и просто повторяй это движение 1600 раз».

Черепаха

Китайский император отправил своих послов к одному отшельнику, жившему в горах на севере страны. Они должны были передать ему приглашение занять пост премьер-министра империи.

После многодневного пути послы, наконец, подошли к его жилищу, но оно оказалось пустым. Неподалеку от хижины они увидели полуголого мужчину. Он сидел на камне посреди реки и удил рыбу. «Действительно ли этот человек достоин того, чтобы быть премьер-министром?» – задумались они.

Послы стали спрашивать об отшельнике у жителей деревни и убедились в его достоинствах. Они вернулись на берег реки и стали вежливыми знаками привлекать внимание рыболова.

Вскоре отшельник выбрался из воды на берег: подбоченившийся, босоногий.

– Что вам нужно? – спросил он.

– О высокочтимый, Его Величество император Китая, прослышав о твоей мудрости и святости, передает тебе эти подарки. Он предлагает тебе занять пост премьер-министра империи.

– Премьер-министра империи?

– Да, высокочтимый.

– Да, высокочтимый.

– Что, император совсем спятил? – расхохотался отшельник к великому смущению посланников.

Наконец, овладев собой, он произнес:

– Скажите, правда ли, что на главном алтаре императорского святилища установлено чучело черепахи, а ее панцирь инкрустирован сверкающими бриллиантами?

– Совершенно верно, о почтенный.

– И правда ли, что один раз в день император с семьей собираются в святилище, чтобы отдать почести, украшенной бриллиантами черепахе?

– Правда.

– А теперь взгляните вот на эту грязную черепаху. Думаете, она согласится поменяться местами с той, что во дворце?

– Тогда возвращайтесь к императору и скажите ему, что я тоже не согласен. Живым нет места на алтаре.

Лиса и тигр

Однажды тигр сильно проголодался, рыскал по всему лесу в поисках пищи. Как раз в то время по дороге ему попалась лиса. Тигр уже было приготовился хорошенько полакомиться, а лиса и говорит ему: «Ты не смеешь съесть меня. Я послана на землю самим Небесным Императором. Именно он назначил меня начальником мира зверей. Если ты съешь меня, то этим прогневаешь самого Небесного Императора».

Услышав эти слова, тигр стал колебаться. Однако желудок его не переставал урчать. «Как же мне поступить?» – подумал тигр. Увидев замешательство тигра, лиса продолжала: «Ты, наверное, думаешь, что я обманываю тебя? Тогда следуй за мной, и ты увидишь, как все звери будут при виде меня в страхе разбегаться. Было бы очень странно, если произойдет иначе».

Эти слова показались тигру разумными, и он пошел вслед за лисой. И действительно, звери при виде их моментально разбегались в разные стороны. Тигру было невдомек, что звери боялись его, тигра, а не хитрую лисицу. Кто же ее боится?

Продолжающий движение

Однажды, путешествуя по стране, Хинг Ши пришел в один город, в котором в тот день собрались лучшие мастера живописи и устроили между собой соревнование на звание лучшего художника Китая. Многие искусные мастера приняли участие в этом конкурсе, множество прекрасных картин представили они взору строгих судей.

Конкурс уже подходил к завершению, когда судьи неожиданно оказались в замешательстве. Предстояло выбрать лучшую из двух оставшихся картин. В смущении смотрели они на прекрасные полотна, перешептывались между собой и искали в работах возможные ошибки. Но, как ни старались судьи, не было найдено ими ни единого изъяна, ни одной зацепки, которые решили бы исход конкурса.

Хинг Ши, наблюдая за происходящим, понял их затруднения и вышел из толпы, предлагая свою помощь. Узнав в страннике известного мудреца, судьи с радостью согласились. Тогда Хинг Ши подошел к художникам и сказал:

– Мастера, ваши картины прекрасны, но должен признать, я сам не вижу в них изъянов, как и судьи, поэтому я попрошу вас честно и справедливо оценить свои работы, а потом назвать мне их недостатки.

После долгого осмотра своей картины первый художник откровенно признал:

– Учитель, как ни смотрю я на свою картину, не могу найти в ней изъянов.

Второй художник стоял молча.

– Ты тоже не видишь изъянов, – спросил Хинг Ши.

– Нет, я просто не уверен, с которого из них следует начать, – честно ответил смущенный художник.

– Ты победил в конкурсе, – сказал, улыбнувшись, Хинг Ши.

– Но почему? – воскликнул первый художник. – Ведь я даже не нашел ни одной ошибки в своей работе! Как мог у меня выиграть тот, кто нашел их у себя множество?

– Мастер, не находящий в своих работах изъяна, достиг предела своего таланта. Мастер, замечающий изъяны там, где их не нашли другие, еще может совершенствоваться. Как мог я присудить победу тому, кто, завершив свой путь, достиг того же, что и тот, кто свой путь продолжает? – ответил Хинг Ши.

Из книги Живи в сердце автора Мельхиседек Друнвало

Китайские дети-экстрасенсы Я уже рассказывал о них в книгах о Цветке Жизни*, но мне кажется, что это будет важно узнать и тем, кто незнаком с ними. Как-то в январе 1985 года я нашел статью в журнале «Омни», в которой говорилось о детях-сверхэкстрасенсах, живущих в Китае и

Из книги Луна и большие деньги автора Семенова Анастасия Николаевна

Заговор на китайские монетки Возьмите три китайские монетки и зажмите их между ладоней. Все свои мысли и чувства направьте на свое желание. Подумайте о том, как хорошо иметь деньги и как вы ждете их. Сформулируйте свое желание обрести деньги. Мысленно пожелайте богатства

Из книги Шестая раса и Нибиру автора Бязырев Георгий

КИТАЙСКИЕ ПИРАМИДЫ Только тот осознал свое Высшее «Я», кто твердо уверовал в то, что этот мир - всего лишь мираж умаСогласно древней китайской легенде, сотни четырехгранных пирамид, построенных в этой стране, свидетельствуют о посещении нашей планеты пришельцами с

Из книги 78 советов Таро. Как сохранить здоровье, молодость и красоту автора Склярова Вера

ВОСЬМЕРКА ПЕНТАКЛЯ Китайские рецепты Атеросклероз – бич человечества. Но это заболевание «изобильной пищи». Жирная пища – враг здорового сердца, ибо она повышает уровень холестерина в организме. Китайцы редко болеют сердечно-сосудистыми болезнями, например в 10 раз

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Восток и средневековье. Том 3 автора Постников Михаил Михайлович

Китайские летописи Одной из древнейших китайских летописей считается (см., стр. 12) книга «Шуцзин» («Книга истории»), написанная якобы в XI-VII вв. до н. э. (мы опять видим как непринужденно историки бросаются столетиями), но дополнявшаяся и позже, поскольку изложение

Из книги Лучшие притчи. Большая книга. Все страны и эпохи автора Мишаненкова Екатерина Александровна

Персидские притчи Бабочки и огоньТри бабочки, подлетев к горящей свече, принялись рассуждать о природе огня. Одна, подлетев к пламени, вернулась и сказала: – Огонь светит.Другая подлетела поближе и опалила крыло. Прилетев обратно, она сказала:– Он жжется!Третья, подлетев

Из книги Пирамиды: загадки строительства и назначения автора Скляров Андрей Юрьевич

Ассирийские притчи Высокомерный оселДикий осел смотрел свысока на своего домашнего собрата и всячески ругал его за подневольный образ жизни, который тот вел.– Я сын свободы, – похвалялся он, – весь день брожу по горам и поедаю бесконечное количество свежих зеленых

Из книги Народные приметы, привлекающие деньги, удачу, благополучие автора Белякова Ольга Викторовна

Японские притчи Гора ОбасутэБыл в старину обычай: как только старикам исполнялось шестьдесят лет, покидали их на погибель в дальних горах. Так приказал князь: незачем лишние рты кормить.Старики при встрече приветствовали друг друга:– Как время-то бежит! Уж пора мне в

Из книги Ваши желания исполнит Вселенная. Метод пирамиды автора Стефания Сестра

Из книги Йога и сексуальные практики автора Дуглас Ник

Китайские талисманы Существует очень много талисманов фэн-шуй.Три звездных старца: Фу-син, Лу-син и Шоу-син. Фу-син дарует богатство. Он всегда стоит выше других, располагается в центре и изображается в окружении монет. Лу-син дарует процветание, защищает от неприятностей

Из книги Китайские чудо-методики. Как жить долго и быть здоровым! автора Кашницкий Савелий

Китайские пирамиды Китайские пирамиды менее известны, нежели египетские. Однако же в Китае в 1945 году обнаружили в сельскохозяйственной провинции Шенси рядом с городом Сяньянь целую долину пирамид (всего сооружений около 100), построенных в третьем тысячелетии до нашей

Из книги Даосская йога: история, теория, практика автора Дернов-Пегарев В. Ф.

Из книги Чудо здоровья автора Правдина Наталия Борисовна

Чудо-методика Китая 10: Для здоровья предлагаются лучшие китайские лечебные рецепты Кунжут для укрепления печениВ стакане воды варят четверть часа 5 чайных ложек (25 г) семян кунжута и 50 г риса. Потом эту смесь едят раз в день в течение 2 недель, что усиливает печень и

Из книги Провозвестие Будды автора Карус Пол

Введение Предмет данного исследования так называемая «даосская йога», уже привычный для современного читателя термин, требующий однако некоторого уточнения, ибо более правильным было бы его отнести к разряду «внутренней алхимии» (нэй дань) или, еще точнее, к даосскому

Из книги автора

Китайские принципы правильного питания Принцип 1. Сколько надо съедать Китайская медицина предписывает умеренность в питании. Переедать вредно, лучше ограничить себя, достаточно съесть 70–80 % от того, что вы смогли

Из книги автора

Притчи И Благословенный подумал: «Я учил истине, которая великолепна в начале, великолепна в середине и великолепна в конце; она превосходна и славна по своему духу и букве. Но, хотя она и проста, люди не могут ее понять. Я должен говорить с ними на их собственном языке. Я

Есть тибетская пословица: любая беда может стать хорошей возможностью. Даже трагедия таит в себе возможности. Смысл еще одной тибетской пословицы в том, что истинную природу счастья возможно разглядеть лишь в свете болезненного опыта. Только резкий контраст с болезненными переживаниями учит ценить мгновения радости. Почему - объясняют Далай-лама и архиепископ Десмонд Туту в «Книге радости» . Публикуем отрывок.

Притча о крестьянине

Никогда не знаешь, чем обернутся наши страдания и беды, что в жизни к лучшему, а что к худшему. Есть известная китайская притча о крестьянине, у которого сбежала лошадь.

Соседи тут же начали рассуждать, как ему не повезло. А крестьянин ответил, что никто не может знать: возможно, это и к лучшему. Лошадь вернулась и привела с собой необъезженного скакуна. Соседи снова стали судачить: на этот раз рассуждая, как крестьянину повезло. Но тот снова ответил, что никому не известно, хорошо это или плохо. И вот сын крестьянина ломает ногу, пытаясь оседлать скакуна. Тут уж соседи не сомневаются: это неудача!

Но снова слышат в ответ, что никто не знает, к лучшему это или нет. Начинается война, и всех здоровых мужчин призывают в армию, кроме сына крестьянина, который остается дома из-за больной ноги.

Радость вопреки

Многие считают страдания чем-то плохим, - сказал Далай-лама. - Но на самом деле это возможность, которую вам подбрасывает судьба. Несмотря на трудности и мучения, человек может сохранять твердость и самообладание.


Далай-лама пережил много. И знает, о говорит, - .

Понятно, что имеет в виду Далай-лама. Но как перестать противиться страданию и воспринимать его как возможность, находясь в гуще событий? Говорить легко, а вот делать… Джинпа упоминал, что в тибетском духовном учении «Тренировка ума по семи пунктам» выделяются три категории людей, на которые следует обратить особое внимание, так как именно с ними складываются особо сложные отношения: члены семьи, учителя и враги.

«Три объекта особого внимания, три яда и три корня добродетели». Джинпа объяснил значение загадочной и интригующей фразы: «Ежедневное общение с этими тремя объектами особого внимания рождает три яда: привязанность, гнев и заблуждение. Именно они становятся причиной самых сильных страданий. Но когда мы начинаем взаимодействие с членами семьи, учителями и врагами поможет постигнуть три корня добродетели - непривязанность, сострадание и мудрость».

Многие тибетцы, - продолжал Далай-лама, - годами сидели в китайских трудовых лагерях, где их пытали и заставляли заниматься тяжелым трудом. Потом они признались, что это была хорошая проверка внутреннего стержня, показавшая, кто из них действительно сильная личность. Одни теряли надежду. Другие не унывали. Образование почти не влияло на выживаемость. В конце концов важнее всего оказались сила духа и доброта.


А я-то ожидал услышать, что главными будут непреклонная решимость и твердость. С каким же изумлением узнал, что пережить ужас лагерей людям помогли сила духа и

Если нет в жизни трудностей и ты все время расслаблен, то и жалуешься больше.

Кажется, секрет радости рождался в ходе странных алхимических преобразований ума и материи. Дорога к радости не уходила в сторону от невзгод и страданий, а пролегала через них. Как сказал архиепископ, без страданий невозможно создать красоту.

Воспитание жизнью

Люди уже не раз убеждались, что для раскрытия щедрости духа мы должны пройти через унижения и испытать разочарование. Можете усомниться в этом, но в мире очень мало людей, чья жизнь от рождения до смерти протекает гладко. Люди нуждаются в воспитании.

Что именно в людях требует воспитания?

Естественная реакция человека - ответить ударом на удар. Но если дух прошел закалку, ему захочется узнать, что другого человека вынудило ударить. Так мы оказываемся в шкуре противника. Это почти аксиома: щедрые духом прошли через унижение, чтобы избавиться от шлака.


Избавиться от духовного шлака и научиться становиться на место другого человека. Почти во всех случаях для воспитания духа требуется пережить если не муки, то, во всяком случае, разочарования, натолкнуться на препятствие, мешающее идти выбранной дорогой.

Ни один сильный духом никогда не ходил прямой дорогой, лишенной препятствий.

«Всегда было что-то, вынуждающее свернуть с пути, а затем пойти обратно». - Архиепископ указал на свою тонкую, слабую правую руку, парализованную в детстве после заболевания полиомиелитом. Яркий пример страданий, которые он пережил еще ребенком.

Дух как мышцы. Если хотите поддерживать их тонус, нужно давать мышцам сопротивление. Тогда сила будет увеличиваться.

Жила-была женщина, и у нее был любовник. Однажды ночью их застал муж. Он убил любовника, а сам убежал. Женщина тотчас сварила труп, сделала из него похлебку и скормила ее свиньям. Так все и обошлось. Через некоторое время муж вернулся и с удивлением узнал, что дело осталось без последствий...
Читать полностью -->

Корова с отрезанным языком

В уезде Танчансянь у крестьянина Ху Сы была корова. И была она ну прямо как «домашняя драгоценность»: поле пахать – на ней, поклажу возить – опять же на ней. И каждое утро Ху Сы сам кормил и поил ее.

Пошел однажды Ху Сы кормить корову, глядь, а в стойле все перевернуто. Присмотрелся повнимательнее: у коровы изо рта кровь капает...
Читать полностью -->

Ученый и крестьянин

Один крестьянин всю жизнь работал на своем поле. Как-то раз он заметил, что посевы его хиреют, и понес на поле удобрения. Навстречу ему шел ученый; он шагал в своих прекрасных одеждах, задрав голову и ничего вокруг не замечая, – да и столкнулся с крестьянином. Вонючие удобрения вылились прямо на него. Оба стали ругаться и требовать возмещения убытков. Спорили, спорили, ни к чему не пришли и отправились к судье...
Читать полностью -->

Качество, а не количество

У одного высокого китайского чиновника был единственный сын. Рос он неглупым мальчиком, но был неусидчивым, и чему бы его ни пытались научить, он ни в чем не проявлял усердия, и знания его были лишь поверхностны. Он умел рисовать и играть на флейте, но безыскусно; изучал законы, но даже писцы знали больше него...
Читать полностью -->

Зачем человеку память

Одного чиновника назначили судьей. Уселся он в зале и начал разбирать судебное дело. Истец и обвиняемый стали приводить свои доводы.

Жил когда-то бедный крестьянин. Он жил со своим молодым сыном на выселках, и была у него одна лошадь, на которой он пахал свое поле. Лошадь эта была великолепна - настолько, что однажды, когда мимо проезжал император, он предложил крестьянину за нее значительную сумму. Но крестьянин отказался ее Продавать, В ту же ночь лошадь ускакала.

Наутро вокруг нашего героя собрались селяне, которые говорили:

Какой ужас! Как же тебе не повезло! Теперь у тебя нет ни лошади, ни денег императора!

Крестьянин отвечал:

Может быть, это плохо, а может быть, и нет. Я знаю только, что моя лошадь ускакала, и я не получил денег от императора.

Прошло несколько дней, и однажды утром великолепная белая лошадь вернулась, приведя с собой шесть других прекрасных, но диких лошадей одна лучше другой, особенно если их объездить и выдрессировать.

Селяне снова собрались и сказали:

Как здорово! Как же тебе повезло! Ты скоро станешь очень богатым!

Крестьянин на это ответил:

Может быть, это хорошо, а может быть, и нет. Я знаю только, что моя лошадь вернулась и привела с собой шесть других лошадей.

Вскоре после возвращения лошади сын нашего крестьянина упал с одной из этих диких лошадей и сломал обе ноги.

Селяне опять собрались, и вот что они говорили на этот раз:

Какое горе! Сам ты никогда не объездишь этих лошадей, и теперь никто не сможет помочь тебе с урожаем, вы разоритесь, а может быть, и вовсе будете голодать.

Крестьянин отвечал:

Может быть, это плохо, а может быть, и нет. Я знаю только, что мой сын упал с лошади и сломал обе ноги.

На следующий день в деревню вернулся император. Теперь он вел своих воинов на жестокую битву с войском соседней страны, ему были нужны новые солдаты, большинству из которых суждено было погибнуть. На сына нашего крестьянина из-за его переломов никто не обратил внимания.

На этот раз селяне, которых переполняло чувство горя от потери собственных сыновей, прибежали к нашему герою со словами:

Над твоим сыном сжалились! Тебе повезло! Хорошо, что он упал с лошади и сломал обе ноги. Он не умрет, как остальные парни из нашей деревни.

Крестьянин отвечал:

Может быть, это плохо, а может быть, и нет. Я знаю только, что моему сыну не пришлось идти за императором на эту битву.

Хотя история на этом заканчивается, нетрудно представить, что жизнь этого крестьянина так же протекала и дальше.

Если мы будем вести себя подобно селянам из этой истории, мы рискуем потратить драгоценную энергию на поиск хорошего или же чего-либо, что будет противодействовать плохому. Именно постоянный поиск высот, радость достижения которых приносит лишь временное наслаждение, приводит нас к падениям.

Возьмем в качестве примера экономику.

Представим, что во время каждого экономического кризиса государство принимает решение напечатать гору новых денег и раздать их всем нуждающимся. Что произойдет? Сначала все будут в восторге, потому что теперь у них будут деньги, хотя всего минуту назад они были нищими. Но что потом? При введении в обращение всех этих новых денег без поддержки сильной экономики стоимость товаров и услуг резко возрастет. К чему это всех приведет? К еще более трудному положению. Почему? Потому что теперь те же товары и услуги станут еще дороже, сделав истинную стоимость денег еще более низкой. Именно это происходит, когда мы пытаемся улучшить экономическую ситуацию - или свое душевное состояние - искусственными методами. В обоих случаях мы создаем временный, искусственный подъем, который в конечном итоге приводит к краху. С другой стороны, когда мы, идя по жизни, не определяем события как положительные или отрицательные, а просто принимаем их как есть, мы уничтожаем потребность в имитации подъемов или эмоционального наполнения. Вместо этого мы получаем именно то, что нам нужно - радостную, счастливую, наполненную Светом жизнь.

Из книги Йегуды Берга

Эзоп - Северная мастерская Феано.

Всё происходит… неизвестно почему,
Но всё загадкою пытливому уму…
Один другому помогает, ну и что?
Другой в ответ… его кусает, есть за что…

А, может быть, неочевидное - игра.
Фигурки действуют, как плод игры ума…

ПЕРЕВОЗЧИК

Жил-поживал старик у речки, сердцем добрый,
Он не отказывал в услугах никому:
Перевозил людей, зверей, а посему
Был небогат, и жил судьбе своей покорный…

Однажды змей огромный реку проплывал,
Да стал тонуть… Тут перевозчик и помог!
Но заплатить, конечно, змей ему не смог,
А вдруг заплакал… И ни слова не сказал.

На тех местах, где плакал змей, потом цветы,
(На удивленье всем, кто видел это чудо,
Что возникало без семян, из ниоткуда),
Всходили дивные, нежнейшей красоты.

Добряк в другой раз увидал - косуля тонет,
И он опять помог, а та вдруг… убежала…
И даже слова на прощанье не сказала.
Такого страху натерпелась - душу тронет.

Пошёл старик нарвать салату рядом в лес.
И вдруг, откуда ни возьмись, пред ним козёл.
Стоит и роет землю, словно что нашёл.
Бывает так, что… не бывает без чудес.

Лопата мне бы пригодилась! - мыслит он.
И в тот же миг идёт с лопатою прохожий.
Козёл тотчас и убежал, на тень похожий.
Старик прохожему: - Как будто чудный сон!
Так, будь же добр, и покопай мне в этом месте!
А тот три раза лишь копнул и видит - клад!
Три фунта золота в нём. Каждый был бы рад!
- Благодарю тебя, - сказал старик, - мы вместе
Его нашли! Я половину дам тебе.
- Но я же выкопал! И всё оно моё! -
Так закричал прохожий, - дело решено!
И спорить без толку.
Пошли они к судье.

Судья ж... прохожему всё золото отдал…
Бывает так, хоть непонятно, почему…
Всё лишь загадкою пытливому уму.
- По справедливости решаю! - тот сказал.

За вымогательство в колодки посадили
Уж перевозчика, а ночью толстый змей
Приполз и ноги покусал до волдырей.
А днём совсем опухли ноги… Говорили:

Наш перевозчик от змеиных ран умрёт!
А ночью... снова змей...
Принёс ему лекарство!
Целебных трав, каких не видывало царство.
И говорит ему: - Под утро заживёт!

Вот, в самом деле, и следов нет на ноге!
А змей опять приполз… к жене того судьи,
Да укусил её законам вопреки.
Бывает так, хоть непонятно, и в судьбе.

Нога распухла у неё, да столь болит,
Что все подумали - бедняжечка умрёт.
И к перевозчику судья тогда идёт.
И перед ним, как пред судьею, он стоит.

Скажи, каким же чудом выздоровел ты?
- Да змей, который укусил, лекарство дал!
Таких листочков я нигде и не видал.
Я помогу твоей жене вне стен тюрьмы.

И вот домой вернулся, в лес пошёл потом,
Насобирал травы, что раньше не встречалась,
А ныне ценностью престранной оказалась,
И возвратился снова он в судейский дом,

Да приложил больной лекарство, - ожила!
Пропала опухоль, тотчас же и укус
Исчез с ноги, да и с души свалился груз.
Благодарит его судейская жена!
- Но почему же листья эти змей принёс?

И рассказал тогда старик, как было дело.
Как спас он змея и косулю у предела.
Судья на это:
- Ты косулю перевёз,
А что она тебе дала?
- Да муж косули,
Козёл, мне золото копытом указал!
Догнать прохожего судья тут приказал,
И клад владельцу возвратить… И клад вернули!
Всё происходит непонятно почему.
И всё загадкою пытливому уму…

ДВА ТИГРА

Поток свободы испытать тому дано,
Кто каждый миг свой в настоящем пребывает,
А не о прошлом, иль о будущем страдает,
Тому свет истины, как радуга в окно...

Напоминая притчу, сказку о монахе,
Что с разъярённым тигром встретился в пути,
Да побежал к скале, что "знала", как спасти,
Я поясню, что речь идёт здесь не о плахе...
О нашей жизни, да о суетных делах,
О том, как память днями прошлыми вздыхает,
О том, как сердце в предсказаньях изнывает,
Ещё о том, что каждый... чуточку монах...

Итак, бежал от устрашающего зверя
Монах, и вот уж на краю обрыва он...
К кому направить уходящей жизни стон,
Представить трудно, если ты живёшь... не веря...

Монах без страха вниз от зверя полетел,
Да по пути за ветви древа зацепился...
Висит у краешка уступа! Не убился...
Внизу(!) другой свирепый тигр подоспел...

А, между тем, глаза... на кустик обратились,
И земляничку разглядели под кустом...
Душистой ягодке в любом ущелье дом!
Монах сорвал её... Глаза его светились!

Да прямо в рот... Какое чудное мгновенье!
Монах промолвил: - Ах, как вкусно! - и умолк...
Должно быть, знал, какой от спелых ягод толк.
Вы догадались?
Здесь конец стихотворенья...

Два тигра - прошлое и будущее время.
Цените ягодку, в ней истинности семя...

Поток свободы испытать дано тому,
Кто время чувствует, как ягодку во рту...

СЕКРЕТ ИСКУССТВА

Краснодеревщик Цин для колокола раму
Из древа вырезал. Когда она была
Уже закончена, сиянье мастерства
Околдовало всех, кто радовались дару...

Что мрачным было, тут мгновенно осветилось,
Былое горе - как в песок водой ушло,
И словно счастье здесь, и быть всегда должно!
И чувство радостное в сердце зародилось...

Когда ж увидел раму сам правитель Лу,
То вопросил: - Каков секрет у мастерства?
- Какой секрет... - Цин отвечал, - я - ваш слуга,
Мастеровой, что я ещё сказать могу...

А, впрочем, всё-таки, здесь нечто существует.
Когда слуга ваш эту раму замышляет,
То он постом трехдневным сердце усмиряет,
И силу духа он в себе преобразует.

Уходят мысли о наградах и деньгах...
На пятый день поста уходят и сужденья:
Хвала, хула, что мастерство, что неуменье,
А на седьмой... одно лишь небо в зеркалах.

Я забываю о самом себе, и нечто -
Непреходящее, волшебное искусство
Меня охватывает неким шквалом чувства,
Что существует в данный миг, и… было вечно!

Я отправляюсь в лес, и вглядываюсь в суть:
В движенье веточек под вздохом ветерка,
В порханье ласточки, круженье мотылька,
В то сокровенное, куда могу взглянуть.

Мой слух исчез… в объятьях музыки Природы,
Мой взгляд, как дождик в волнах моря, растворился...
И сам я в мысль о раме чудной воплотился...
Тогда! Тружусь я.
Мастерство моё - что роды...

Тогда небесное с небесным... в единенье!
А эта рама - дар слуги царю в почтенье...

БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ ПРЕД НЕБОМ

Однажды трое мудрецов, чьи имена
Звучат по-русски, ну, уж очень непонятно,
Между собой вели беседу... и приватно
Преобразовывали мысли... во слова.
Не для себя, конечно,
только лишь для нас!
Они друг друга понимали и без слов...
И без земной "одежды тела" - кандалов,
Они и мысли наши видят-то… без глаз...

Итак, они друг другу вот что говорили:
- Способны вместе быть, не будучи все вместе...
- Способны действовать, хоть каждый в разном месте...
- Способны странствовать во Времени!
Любили
Они друг другу улыбаться: и на небе
Играет солнышко, лучами улыбаясь!
Один нахмурится, и, хмуро наклоняясь,
Несётся туча грозовая, в грозном гневе...

Один задумается - ветер зашумит,
Другой чихнет, и тут же громко гром гремит.
Один друзьям расскажет сказку - глядь... заря
Горящей дымкою мечты манит тебя!

Друзья, как водится, друг другу помогали,
Ведь с полувздоха, с полувзгляда понимали.
Но вот один из них, Цзы-Санху умер... прежде,
Чем люди поняли, что он дарил надежду.

Узнал Конфуций сам о смерти мудреца,
Послал Цзы-гуна он, чтоб выразить печаль.
Когда же тот пришёл на место, в эту даль,
То оказалось… нет печального лица.

Друзья, играя на лютне, спокойно пели
Над телом друга. И Цзи-гун не утерпел:
- Прилично ль петь над тем, кто к Богу полетел?
Ужели дружеские чувства отлетели?

Но, посмотревши друг на друга, рассмеялись
Друзья тихонько: - Что такое ритуал?
Цзы-гун вернулся и Конфуцию сказал
О том, что странными те люди оказались...

Они же странствуют душой за гранью света! -
Так отвечал Конфуций другу своему,
- Они за гранью, я же - в свете, здесь живу.
Им соболезнованье - глупая примета...

Я сделал глупость, что послал тебя туда,
Ведь эти люди пребывают в единенье
Дыханья Неба и Земли и в ощущенье,
Что жизнь - гнойник, а смерть - свобода от ума...

Для них вся цепь времён - единое кольцо.
Они лишь временно под образом земным,
Им вся Вселенная опорой, время ж - дым.
Для них Творец и мир - единое лицо!

И, забывая о себе до пульса клетки,
Они отбрасывают зрение и слух,
Конец с началом замыкая в вечный круг,
И безмятежно в над-мирах плывут, как детки...

Их путешествия, как мысли мальчугана,
Где ритуал и мненье общества - пустяк.
Цзы-гун спросил:
- Зачем же нам сей бренный стяг?
Ответь, Учитель, что ж мы, общество обмана?
- Есть кара Неба, что лежит на человеке,
И я такой же человек...
- Что это значит? - Опять Цзи-гун его спросил, и чуть не плачет... -
Ты - наш Учитель, наилучший в этом веке!

Ты знаешь, рыбы все свободны лишь в воде,
А люди Истины свободны на Пути.
Чтоб жить в воде, так нужен пруд, но чтоб идти...
Нужна свобода, мир же держит нас в узде...
Не помнят рыбы в водном царстве друг о друге...
И люди Истины в Пути, как Музыканты,
Всё забывают, и звучат лишь их таланты!
Искусство высшего Пути - бриллиант на круге...

Цзы-гун спросил: - А что такое бриллиант?
- Сей необычный человек - в миру малыш...
Он незаметный, малый, как пустой камыш...
Но перед Небом он - чудесный Музыкант!
Кто благороден средь людей, тот мал пред Небом.
И только малый средь людей пред Небом... цветом
От благородной Розы Истины цветёт...
Непримечательный средь нас... бриллиант найдёт!

МОМЕНТ ЗАБЫТЬЯ

Случилось так, что Хуа-цзы из царства Сун
Утратил память в зрелом возрасте... Он мог
Подарок утром получить, а в вечерок
Уже забыть об этом... Если он уснул,

То поутру не помнит вечера уже…
Когда на улице - он мог забыть идти.
Когда он дома - забывает сесть, а дни...
Считает каждый, словно первый на заре!

Его семья забеспокоилась и вот,
Уж прорицателя зовут, чтоб описал
Всё, что случится с Хуа-цзы. Но тот не стал!
Затем шамана пригласили... У ворот,

Едва взглянув на Хуа-цзы, воскликнул: - Нет!
Не в силах я помочь! - и доктор отказал...
А старший сын… конфуцианца тут позвал
Из царства Лу. Он дал ему такой ответ...

Ни гексаграммы, ни молитвы не помогут,
Лекарства с иглами здесь тоже не нужны.
Ему... иные мысли были бы важны.
Я попытаюсь это сделать "каплей в омут".

Надежда есть, что "омут" вылечит его.
И после этих слов монах - конфуцианец
Вдруг исполнять принялся некий странный танец,
И призывать Водоворота божество...

Затем срывать с больного начал все одежды.
Тот стал искать их, одевая, будто вновь...
Целитель голодом лечил больному кровь,
Тот стал разыскивать съестное...
- Есть надежды!

Он изолировал больного в темноте,
И тот, как должно, стал искать подходы к свету!
- Болезнь, как видно, излечима, но... завету
Я должен следовать, что дан от роду мне.

Конфуцианец так сказал семье больного:
- Искусство тайное моё хранят века,
Не расскажу о нём нигде и никогда,
И потому уйти прошу я вас из дома...
Больному слух запру на семь целебных дней,
И с ним останусь... - Домочадцы согласились.
К тому же, признаки хорошие явились…
Никто не знает смысла всей судьбы своей...

Так... многолетняя болезнь совсем исчезла!
Когда ж очнулся Хуа-цзы, он был так зол,
Что, отругав жену, сынов прогнал на двор,
Конфуцианца напугал... Ему "любезно"

Сказал, что голову отвертит! Взял копьё...
Да и погнал по длинным улицам села!
Арестовали Хуа-цзы, и до суда
Дошло то дело... Вот лечение, зельё…

Судья велел ему: - Причину объясни!
А Хуа-цзы в ответ: - Я раньше забывал!
Как без границ-то мыслью по небу летал...
Теперь, внезапно, вспомнил бедствия пути.

Преодоления, потери и разлуку,
Любовь и ненависть, и радость, и печаль...
За тридцать лет прошедших, ах, какая даль...
Всё это - буря, вызывающая муку!

Теперь боюсь я, что все бедствия мои,
Приобретения и горечь от потери,
Каким-то ядом мне всё сердце поизъели...
Боюсь, что снова я не буду... в забытьи...

СРЕДИ ЛЮДЕЙ

А по какой причине Он среди людей?
Я до конца пойму в конце судьбы своей...

Однажды Плотник, направляясь в царство Ци,
Увидел Дуб, такой огромный, что за ним
Могли укрыться сотни гор с венцом своим.
Стоял тот Дуб у Алтаря святой Земли.

Локтях в восьмидесяти от его корней
Густела крона на десятке спиц - ветвей...
Таких громадных, что из каждого ладью
Могли бы сделать, удивляясь громадью...

Зеваки толпами ходили вкруг него,
И обсуждали меж собою круглый день...
И только Плотник, по прозванию Кемень,
Прошёл, не глядя, будто нет здесь ничего...

Ученики ж его, как вдоволь насмотрелись,
Догнали Плотника и тут же вопросили:
- Преждерождённый! Вы нас очень удивили!
(А недосказанности мысли всё вертелись...)

С тех пор, как мы идём за вами, никогда
Такого чуда мы не видели, а вы...
Не захотели и заметить Дуб молвы…
- Довольно! - Плотник отвечал, - Вулкан ума...

Клокочет в вас, и понапрасну, мудрецы...
Что толку в дереве - оно не строевое!
И что ни сделаешь из Дуба, всё пустое,
Ладья потонет, саркофаг сгниет в концы...

Ворота сделаете, будет литься сок,
Посуда тотчас же расколется, а то,
Что долгожителем то древо названо,
Лишь говорит о том, что каждому дан срок.

Домой вернувшись, сон увидел наш Кремень,
Как будто Дуб у Алтаря ему сказал:
- Ты с чем же сравнивал меня и унижал...
Неужто, с теми, от кого остался пень...
С плодоносящими? Боярышником, грушей?
Когда плоды с них собирают, оскорбляют...
Большие ветви, ну, а малые ломают.
Они полезны, и поэтому гнетущей...
Судьбой суровой наделяет их Земля.
До зрелой старости они не доживают,
И бесполезность жизни Дуба не познают,
А к бесполезности стремился только я...

Хотя и сам чуть не погиб из-за плодов.
Зато теперь достиг того, к чему стремился.
Ты видишь пользу от того, что не годился
Я на потребу кабанов и дураков...

К тому же оба - ты и я, всего лишь вещи.
Как может вещь одна судить вдруг о другой?
Ты бесполезный, бесполезен я... Но в зной
Укрою я и подарю глупцу сон вещий...

Очнувшись, Плотник истолковывает сон.
А уж опять ученики надоедают:
- Коль Дуб стремился жить без пользы, - наседают,
- То почему у Алтаря родился он?

Да, замолчите! - прерывает их Кремень
Он вырос там, чтоб там его не оскорбляли...
Но всё же Он живёт так долго, вы бы знали...
Благодаря другой причине, сядьте в тень...

Конфуций, странствуя, увидел двух юнцов,
Они так спорили, что он остановился,
И к одному из говорящих обратился,
Желая спор их разрешить, в конце-концов...

Что ты пытаешься другому доказать?
- Я утверждаю - Солнце к людям утром ближе!
А он твердит, что, дескать, в полдень оно ниже...
Оно ж громадно на восходе!
- Как сказать... -
Его другой мальчишка тотчас перебил.
- Нам только кажется, что маленькое дальше!
Но ведь известно, если встать с утра пораньше,
То как прохладно! Ну, а полдень-то пробил -

Печёт нещадно! Значит, близок сам предмет!
Когда горячее вдали, не жжёт оно,
Но, если близко подойти, сожжёт всего.
Конфуций крепко призадумался в ответ...

А оба мальчика во след ему кричали:
- Да не тебя ли мудрецом здесь величали?

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ДРУГИХ ВЕЩЕЙ

Однажды учился Учитель Ле-цзы
У друга Лесного, что с Чаши Горы.
Лесной говорил: - Если сможешь держаться
Ты сзади других, то поймёшь, что казаться...

Не так уж и важно, коль ты на Пути.
Гораздо важнее себя обрести.
Коль сдержанность ты у себя воспитаешь,
То многое вспомнишь и много познаешь...

Ле-цзы произнёс: - Как мне быть позади?
- Да ты обернись, и на тень посмотри!
Ле-цзы обернулся и стал наблюдать:
Он тело согнул, тень согнулась, как "ять".

Изгибы и стройность от тела исходят.
Коль тенью ты станешь, то вкруг хороводят
Другие тела, ты ж держись позади!
Тогда ощутишь, как пребыть впереди...

ЦЕЛОСТНОСТЬ

Ле-цзы спросил однажды Стражника Границ:
- Невероятно, что обычный человек
Идёт по дну морей, по склонам горных рек,
Через огонь! Да невредимый до ресниц...

А Страж ответил: - Добиваются такого,
Пойми, не ловкостью, не смелостью, не знаньем,
А сохраненьем чистоты, воспоминаньем
Своей безмерности во времени былого...

Лишь тот овеян ветром истины, кто смог
Понять процесс образования вещей
Из неоформленного хаоса ночей,
И осознать, что изменения - Пролог...

А Постоянство - это истинная цель,
И беспристрастно лишь единство всей Природы.
Но чистота эфира главный знак погоды
Благоприятной прохождению сквозь щель...

И, кто прошёл, тот никогда не умирает,
В нем недостатка нет, и целостность царит.
И сердце ровно, без печалей говорит.
В любой момент он начинает и кончает…

Представь, что пьяный упадёт с повозки, резко...
Не разобьётся он до смерти, чуть дыша,
Да, просто целостна у пьяного душа,
Он неосознанно всё делает, уместно.

Ни удивление, ни страх в его груди
Не разыгрались от падения... Представь,
Коль от вина такая целостность! Добавь,
Что от Природы нам дается для Пути...

Когда мудрец слился с Природой, чтобы жить,
Ему ничто уже не может повредить...

Один любитель чаек плавал каждый день,
И чайки стаями слеталися к нему...
Отец спросил его: - Слови-ка мне одну...
Я слышал, чайки вкруг тебя, что твоя тень!

Когда он утром снова по морю поплыл,
То чайки так же, как и прежде, вкруг слетались,
Однако близко, как всегда, не опускались...
И он забаву для отца не раздобыл.

А говорится: - Речь благая - без речей.
Деянье высшее - Недеяние, а знанье,
Что раздаётся всем подряд, без пониманья,
Недостоверно, неглубоко, как ручей...

ИСКУССТВО ПОХИЩЕНИЯ

Богач из рода Всем Владеющих жил в Ци.
А в царстве Сун Бедняк из рода Раздающих.
Пришёл Бедняк однажды в Ци к садам поющим,
И попросил у Богача секрет Лозы.

Я овладел давно искусством похищенья,
С тех пор, как начал похищать. За первый год
Я прокормить сумел себя, жил без забот,
Но на второй год был достаток угощенья!

За третий год я изобилия достиг,
С тех пор и милостыню в сёла отдаю.
Бедняк обрадовался... - Что ж, и я смогу!
Но в суть у слова "похищенье" не проник...

Он двери взламывал и крал, что попадётся!
В конце-концов, его поймали, отлупили,
Конфисковали всё и в рабство осудили!
Бедняк клянет уж Богача на чём придётся...

Да как же грабил ты? - спросил его Богач?
А как услышал, что случилось, - Поделом!
Ты так ошибся, став невежеству вором,
Не у природы, у людей ты крал, циркач!

Когда узнал я времена и свойства их,
То стал у Неба грабить лучшую погоду,
А у Земли прирост растеньям, а природу
Я грабил так, как было нужно в днях моих...

Но разве золото, нефрит и серебро
Тебе дарованы природой? А товары?
Ты крал имущество людей, как те пожары,
Что оставляют только выжженное дно...

Бедняк на этот раз не верит Богачу!
К Перворождённому спешит он на Восток,
И задаёт вопрос... А тот, как видно, строг:
- Ты не владеешь здесь ничем, я не шучу.

Ведь даже тело здесь похищено твоё.
Чтоб жизнь создать тебе - ограблена природа!
Из тьмы вещей неразделимых ветви рода
На Землю спущены в земное бытиё...

Грабёж для рода Всем Владеющих - наука
Живущих истинной гармонией, а твой...
Грабёж из личного желания - гнилой!
Что наказуется Законом - страх и мука...

Богач остался невредим - вот общий Путь.
Когда у общего берут во благо всех,
То неминуемы и радость, и успех.
Когда для частного берут - не обмануть

Закона Творчества Природы.
Вот секрет.
Познавший свойства всех вещей, познал и свет.

ОБЕЗЬЯНИЙ ЦАРЬ

Жил обезьяний царь в пределах царства Сун.
Кормил любовно стаю подданных сто лун.
И все желания умел их разгадать…
В ущерб семье решил он стаю ублажать.

Но обеднел он вдруг, и корма стало мало...
Решил царь стаю обмануть, чтоб не восстала...
И так сказал: - А что, как стану я давать
Наутро три каштана, к вечеру же... пять?

Тут обезьяны поднялись в законном гневе...
- А, если утром пять, и три в вечернем небе? -
Переспросил он тут же, разуму их внемля,
И обезьяны улеглись тотчас на землю...

Народ Хань-дана подносил под Новый год
Невольных горлиц для Царя. Тот награждал
Их очень щедро, ну, а горлиц… выпускал,
И ублажал тем самым преданный народ...

Раз гость спросил его: - Зачем?
- Тут милосердье!
- Но всем известно, что желание Царя
На волю птиц пускать, их губит, да и зря...
Не лучше ль было запретить ловить?
Усердье...
Что прилагает твой народ при ловле их,
Сгубило многих остальных, и не восполнит
Погибших птиц, да и спасённых не упомнит...
Царь согласился: - Верно! - и с улыбкой стих...

ПОЗНАНИЕ ПРИЧИНЫ

Ле-цзы стрелять учился, ну, а Страж Границ
Ему вопрос такой: - Ты знаешь, почему...
Попал ты в цель? А тот: - Не знаю.
- Ну и ну...
Не овладел ты мастерством, учись у птиц...

Прошло три года, и опять пришёл Ле-цзы.
А Страж опять спросил: - Ты знаешь, почему?
- Теперь я знаю! - Так Ле-цзы в ответ ему...
- Теперь владеешь мастерством. Премудрый ты.

Мудрец постиг не жизнь и смерть, а их причины.
Не внешний вид, а существо любой личины.
А, если в цель попал, то вспомни, для чего...
Не умаляй земною пищей существо.
И не стыдись пройти три года в обученье,
Быть может, ты ещё не знаешь все значенья...

Однажды Цзынский Царь решил объединиться
С своим соседом, чтоб напасть на царство Вэй,
Царевич Чу, метнул на небо взгляд очей
И рассмеялся... Как Царю не рассердиться!

Он зло спросил его:
- Смеёшься ты чему?
- Я, ваш слуга, смеюсь всего лишь над соседом:
Жену он к матери отвёл перед обедом...
Идя обратно, встретил женщину - красу...

Та собирала в фартук листья шелковицы,
А он невольно стал заигрывать вдруг с ней,
Но, обернувшись, помахал жене своей -
Её манил какой-то плут, прося напиться.

Над ним-то я смеюсь…
И понял Царь намёк.
Остановив свои войска, повёл домой...
Его окраине грозил сосед войной,
Но, разглядев войска, пустился наутёк...

НЕУЖЕЛИ

Наш мастер дзэн, что был всегда благочестив,
Дом отворил на стук разгневанной четы.
Чья дочь, виновника скрывая от беды,
Его подставила, беременность раскрыв...
Спокойно выслушав их брань, промолвил тихо:
- Да, неужели? - и ушёл обратно в дом,
А репутация его… пошла на слом...
Ему младенца принесли! Он принял лихо!
Да со старанием ухаживал за тем.
А через год созналась дочь, открыв отца...
Её родители берут назад мальца,
Прощенья просят...

Неужели? ... - мастер дзэн...

Пришёл однажды ученик,
И мне вопрос, о чём гадал:

Где справедливость? Я так мал,
А ты большой, - и сам поник... -
Один красив, другой урод,
Не говори же мне о карме...
Но… почему сильнее парни,
Что там болтают без забот?
Зачем же Бог несправедлив...
Кому-то радость, а беда
Кому-то льётся, как вода...
Но... Изначальный был разлив?!
Как появились все различья?
Ведь было времени начало...

Когда-то мысль твоя молчала!
Возможно, ведала величье?
Ты мал, малыш, и я был мал...
Когда я рос, то думал также.
Но никогда не думал дважды...
Одно и то же и... молчал...
Пройдёт немного лет и ты,
Отбросив ум, познаешь нечто
За гранью времени, конечно,
А сам вопрос... уйдёт в тщеты...

ДВА МОНАХА И ДЕВУШКА

Сезон дождей. А два монаха по дороге
Дошли до речки мелководной. Перед ней
Стоит красавица в шелках, луны светлей,
Не может речку перейти, но ждет подмоги.

Напомнить следует, что был запрет таков
Для всех монахов: не касаться женских тел,
Не отвлекаться на мирское в ходе дел,
Не помышлять о грешном… - к Богу путь суров.

Ты удивил меня не меньше... Вот что, брат,
Оставил девушку я там, на берегу...
А ты несешь ее весь день, да с "почему"...
Оставь мирское, помолившись на закат...

НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ

Не в деньгах счастье, говорят, но докажи
Мне фразу эту, обходя явленье лжи...
На это Мастер отвечал: - Жизнь, как река...
А эта фраза, мальчик мой, верна века.

За деньги купишь ты постель, увы, не сон...
Лекарства - запросто, здоровье ж - под уклон...
Еду - пожалуйста, но где взять аппетит...
Ты купишь слуг, но не друзей, душа грустит...

Возможно, женщину купить, но не любовь,
Жилище - да, но не семейный, тёплый кров...
Оплатишь ты учителей, но где взять ум?
Не в деньгах счастье, но в звучанье чистых дум...

НАДЕЖДА НА ИСПРАВЛЕНИЕ

Монах сказал стрелку, что взглядом измерял
Возможный путь стрелы от места, где стоял...
- Ты не научишься стрелять, коль есть надежда
Исправить промах свой, воинственный невежда...

В бою такого не дано, учись стрелять
Одной стрелой... и цель надежно поражать!
Любое дело делай сразу, не надейся,
Что сможешь что-либо исправить, да не смейся!
Мы часто в жизни на примерки уповаем,
И безошибочно, увы, не отрезаем...
Но, если жить, как бы последний день в судьбе,
То можно бездну приоткрыть в самом себе...

Море Сказок http://sseas7.narod.ru/monade.htm
Архив сказочных ссылок