Обычаи и традиции эскимосов. Эскимосы: интересные факты из жизни северного народа

Обычаи и традиции эскимосов. Эскимосы: интересные факты из жизни северного народа
Обычаи и традиции эскимосов. Эскимосы: интересные факты из жизни северного народа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА НОВОЕ ЧАПЛИНО»

Обычаи и традиции

эскимосского народа

(песенно-танцевальный проект)

воспитатель Яковлева Л.Л.

Основные цели проекта:

    укрепление духовных связей и преемственности поколений

    нравстенно-патриотическое воспитание детей на этнокультурных традициях, уважение к старшим;

    привитие любви, интересов к родному языку, истории, культуре своего народа через внедрение проекта.

Главная задача развивать творческое воображение детей, имитируя движения животных, населяющих обширную тундру, произнося звукоподражательные звуки.

Приобщаем детей к традиционной культуре Чукотки.

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи.

Село наше небольшое. В нем живут, работают, растят детей русские и эскимосы, калмыки и чукчи. Наш суровый край, испытывая и закаляя души и тела, заставляет нас держаться теснее. Общие заботы, любовь и привязанность к родной земле духовно объединяют нас и обогащают нас. соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народный праздниках обогащают и наших детей, формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

В процессе знакомства дошкольников с традиционной культурой эскимосов и чукчей нами используются различные методы и виды работы, в том числе экскурсии, целевые прогулки, беседы. Чтение и рассказывание сказок и легенд, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий.

Мы дали первоначальное понятие о народе (эскимосы), народной культуре.

Эскимосы – смелый, сильный и добрый народ. Охотой, рыболовством они всегда занимались вместе, сообща. Таков характер и песен, игр, сказок, легенд.

Ребенок с детства должен впитывать и проникаться уважением к самобытной культуре своего народа. У нас в селе Новое Чаплино живут и работают люди разных национальностей. Но исконными хозяевами этой земли являются коренные жители: эскимосы и чукчи, поэтому основной целью является ознакомление старших дошкольников с особенностями национальной культуры эскимосского народа. Для этого мы разработали и использовали песенно-танцевальный проект «обычаи и традиции эскимосского народа», в тесном сотрудничестве с Александрой Ивановной Мумихтыкак в котором изучали звуки эскимосского языка, артикуляцию и произношение слов и предложений. Учили с детьми песенки в форме диалога, эскимосский фольклор: потешки, припевки, нескладушки и детские тематические стихотворения.

Формировали интерес и любовь к природе, учили замечать изменения в ней и передавать их с помощью танца.

Углубляли интерес к птицам и животным, учили выделять и называть их характерные особенности и изображать птиц и животных в танце и песнях.

В танцах и песнях изучали и воспитывали любовь к родному краю и традиционных промыслов. В таких как «охота на моржа», «охота на нерпу», «Чаплинские девушки», « Первые шаги», « Причесывание».

Главным результатом работы по проекту является все возрастающий интерес детей и взрослых к источникам культуры эскимосского народа.

Поэтому необходимо знакомить старших дошкольников с особенностями национальной культуры эскимосского народа.

Сентябрь

1-я неделя

Мое родное село Новое Чаплино эскимосское название «Уназик».

Познакомить с родным селом; воспитывать чувство уважения к далеким предкам, землякам.

2-я неделя

Прогулка в окрестностях села. Сбор ягод. Назвать ягоды на эскимосском языке: шикша – пагунг"ак", голубика – сог"ак", брусника – кикмик, волчья ягода – кавлик.

3-я неделя

Наблюдения за сбором охотников на охоту.

Разучить танец «Охота на моржа».

Октябрь

1-я неделя

Рассматривание куклы в национальной одежде.

Познакомить со звуками эскимосского языка «к"-х»

Разучивание песни «Наг"у кумлю».

2-я неделя

Рассматривание народных головных уборов.

Повторить звуки «к"-х»

Повторить песню «Наг"у кумлю».

Разучивание танца «Первые шаги».

3-я неделя

Продолжать знакомить с одеждой и обувью коренных народов.

Познакомить со звуокм «г, г"».

Пение песни «Наг"у кумлю».

Диалог в виде песенки «Наг"у кумлю».

«Наг"у Юля, наг"у Юля» - «Хўантун"а, хўантун"а».

4-я неделя

Рассматривание посуды: каютак", уляк".

Ноябрь

1-я неделя

Выступление детей на празднике день Народного единства.

2-я неделя

Просмотр диска с выступлением чукотско-эскимосского ансамбля «Эргырон».

3-я неделя

Выучить слова: приветствия «к"уякамси», прощания – «сх"ах"лык"амси».

Разучивание танца «Пиякистахтук"» - «Первые шаги».

4-я неделя

Рассматривание иллюстрации яранги, беседа о ней. Исполнение танцев «Причесывание», «А-х"а-х"а-х"а».

Декабрь

1-я неделя

Выступление детей в школе ко Дню Чукотки.

2-я неделя

Заучивание эскимосских нескладушек «Тулимай», «Аюки-н"и-н"и».

Познакомить со звуком «ў» - показать как дует ветер «уэу-уэу».

3-я неделя

Чтение эскимосской сказки.

Заучивание потешек, прибауток: «Тулимай», «Аюки-н"и-н"и».

Знакомство со звуком «лъ».

4-я неделя

Пение песен на эскимосском языке «Наг"у кумлю», «Афсын"ах"ак" памна» - развивать певческие навыки на эскимосском языке.

Январь

3-я неделя

Чтение эскимосских сказок «Нерпичий праздник», «Человек, рак и ворон» - беседа по сказкам. Рассматривание иллюстраций «Эскимосские сказки» Г.А. Меновщикова.

4-я неделя

Рассматривание изделий из клыка, выполненных чукотскими мастерами, заучивание потешек, загадок на эскимосском языке.

Февраль

1-я неделя

Беседа о птицах как символах в эскимосском народном творчестве (ворон).

Углубить интерес к птицам, научить выделять и называть их характерные особенности. Учить изображать птицу в танце. Танец «Ворон».

2-я неделя

Рисование эскимосских орнаментов на передниках, камлейках.

Исполнение танца «Причесывание».

3-я неделя

Беседа об обычаях, быте, одежде эскимосов; разучивание национального эскимосского фольклора (нескладушки, потешках).

Март

1-я неделя

Рассматривание иллюстраций журнала «Северные просторы» - мир керкера – рассмотреть выкройки. Сказать из чего шьют меховой комбинезон – из оленьей шкуры.

2-я неделя

Работа над словарем: «мама», «папа» на эскимосском языке.

Разучивание песни «Чаплинские девушки».

Исполнение танцев «Причесывание», «Прятки».

3-я неделя

Вырезание из бумаги силуэтов камлеек, передников, их украшение.

Работа над словами: «мама», «папа», «девочка», «мальчик».

Разучивание танца «Нывкури».

4-я неделя

Рассматривание эскимосского мяча.

Беседа о том из чего шьют мяч.

Игра «мяч в кругу» - называть эскимосские звуки.

Исполнение песен на эскимосском языке «Тулимай», «Наг"у кумлю», «Аюки-н"и-н"и».

Исполнение танцев «Первые шаги», «Прятки».

Апрель

1-я неделя

Игры в эскимосский мяч – учить с детьми названия животных обитающих в тундре на эскимосском языке «Афсын"ах"ак"», «Указик», Исполнение танцев «Афсын"ах"ак"», «Зайчики».

2-я неделя

Игры в эскимосский мяч – учить с детьми названия животных обитающих в море. Исполнение танцев «Охота на моржа», «Охота на нерпу», «Нывкури».

3-я неделя

Беседа с детьми о школе. Выучить песенку «Школьный звонок».

4-я неделя

Наблюдение за собачьей упряжкой.

Беседа о том, для чего нужна собачья упряжка.

Исполнение танцев «Охота на моржа», «Охота на нерпу».

Май

Показательный концерт детей перед родителями.

Исполнение танца «Собираемся на дискотеку».

Выступление на дне Чукотки в школе

50-летие родного села

Инсценирование сказки «Старик и ягодки»

в день коренных малочисленных народов


В давние времена в некоторых поселениях Камчатки особой честью для дома считалась ночь, проведенная гостем с женой хозяина. Дама, к слову, пыталась обольстить гостя всеми возможными способами. И если ей удавалось еще и забеременеть, то это праздновали всей деревней. Что было, конечно, разумным - свежие гены. Подобные традиции не редкость: эскимосы и чукчи, например, тоже пользовались красотой своих жен на благо клана. Они давали их «попользоваться» мужчинам, которые шли на промысел. Ну а на Тибете и вовсе считалось, что если гостю понравилась чужая жена, на то воля высших сил и противиться им ну никак нельзя.

О причудах

Например, на Тибете девушка считалась завидной невестой только тогда, когда она сменила десяток–другой партнеров. Девственницы, как видите, в стране Далай–ламы не были в почете. А вот бразильцы из племени топинамба шли на впечатляющие жертвы, чтобы понравиться своим дамам. Дело в том, что девушки находили достойными своего внимания только огромные половые органы. Для этого мужчины подставляли пенисы ядовитым змеям, после укусов которых мужские достоинства соответствовали ожиданиям взыскательных женщин топинамба.

Тренировкой интимных мышц девушки занимались с незапамятных времён. Известно, что жёны и наложницы китайского императора тренировали вагинальные мышцы с помощью нефритовых яиц. Согласно легендам, они умели управлять своими вагинальными мышцами настолько искусно, что могли довести мужчину до оргазма, сохраняя неподвижность.
Способность расширять вход влагалища позволяла «поглощать» довольно крупные предметы, например яблоки. А волнообразное сокращение мышц от сводов ко входу позволяло выбрасывать вложенные во влагалище предметы иногда на значительные расстояния.

В Японии и Корее существовала любопытная практика усиления мужского оргазма. Чтобы сделать его более ярким и запоминающимся, достаточно укола в пах золотой иглой, гласят восточные традиции. Жители Тробрианских островов были весьма изобретательны в постельных утехах. Чего стоит только привычка к обгрызанию ресниц партнера, это считается их традиционной лаской. Хотелось бы увидеть зубы этих затейников, ведь, чтобы перегрызть ресницу, зубы должны быть как минимум острыми.

А вот искушенные в любви индусы имели куда больше вариантов экстремальных развлечений такого рода. Например, их трактаты об искусстве любви учили использовать "ападравиа" - мужской пирсинг из золота, серебра, железа, дерева или рогов буйвола! А прадедушка современного презерватива "ялака" - пустая внутри трубка с пупырышками снаружи - тоже придуман в Индии.

Любители острых ощущений в сексе из племени батта с острова Суматра имели традицию засовывать камешки или кусочки металла под крайнюю плоть. Они полагали, что так смогут доставить партнерше гораздо больше удовольствия. Аргентинские индейцы тоже имели в своем арсенале похожую идею. Они прикрепляли на фаллос кисточки из конского волоса. Страшно подумать о гигиеничности встреч с такими молодцами.

Интересно повышали свою привлекательность жительницы Танзании. Они не украшали себя и не наряжались. Они крали у вожделенного мужчины… мотыгу и сандалии! В тех краях перечисленные вещи имеют особую ценность, поэтому мужчине волей–неволей приходилось идти вызволять имущество, а там - чем черт не шутит.

А что же наши соотечественники? В давние времена в некоторых поселениях Камчатки особой честью для дома считалась ночь, проведенная гостем с женой хозяина. Дама, к слову, пыталась обольстить гостя всеми возможными способами. И если ей удавалось еще и забеременеть, то это праздновали всей деревней. Что было, конечно, разумным - свежие гены. Подобные традиции не редкость: эскимосы и чукчи, например, тоже пользовались красотой своих жен на благо клана. Они давали их «попользоваться» мужчинам, которые шли на промысел. Ну а на Тибете и вовсе считалось, что если гостю понравилась чужая жена, на то воля высших сил и противиться им ну никак нельзя.

Япония - подползай и «йобай»

Древняя сексуальная традиция с поэтическим названием «йобай» просуществовала в японской глубинке вплоть до конца XIX столетия. Суть обычая «крадущийся в ночи» (приблизительный перевод), заключалась в следующем: любой молодой человек под покровом ночи имел право проникнуть в дом к незамужней барышне, влезть к ней под одеяло и, если избранница была не против, заняться непосредственно восхитительным «йобай». На русском языке, правда, звучит не как название традиции, а больше как призыв к действию.

Если японская девушка попадалась несговорчивая, то расстроенному юноше приходилось отправляться восвояси. Как и любая традиция, обычай «йобай» регулировался строгими правилами. Потенциальный любовник должен был идти на романтическое свидание абсолютно голым, так как ночной визит одетого мужчины считался грабежом и мог закончиться для него плачевно. Однако парень имел право прикрыть лицо и предстать перед девушкой в роли прекрасного незнакомца. Такие вот японские ролевые игры.

Тибет – путешествие в один конец

Когда-то в Тибете приезжих мужчин встречали с неподдельным радушием. В путевых заметках знаменитого путешественника Марко Поло рассказывается про местную сексуальную традицию, которая предписывала всем молодым девушкам до свадьбы совокупиться не менее чем с двадцатью разными мужчинами. То ли мужчин в Тибете было мало, то ли свежая девчатина по обычаю предназначалась исключительно чужеземцам, но путешественники ценились здесь на вес золота. А тех бедолаг, кто не мог за себя постоять, половые аферистки буквально «рвали как Тузик тапки». Поэтому путешествие на Тибет для некоторых наших собратьев становилось последним.

Южная Америка – индейское бабформирование

Сексуальные традиции племени кагаба могут навсегда отбить желание у мужчины добросовестно исполнять свой супружеский долг и заводить потомство. Представители сильной половины племени ужасно боятся женщин. Всё дело в странном ритуале посвящения юношей в мужчин: свой первый сексуальный опыт молодой индеец кагаба обязан приобрести с самой пожилой дамой рода. По этой причине в супружеских отношениях мужчина безынициативен, а если жена намекает на близость, то он предпочитает трусливо скрываться в джунглях в заранее оборудованном для таких целей бункере (типа - на охоту поехал).

Бывает, что в холостяцкой берлоге одновременно прячется несколько беглецов. Тогда женская половина племени снаряжает поисковую экспедицию. Ролевые игры в раба и госпожу всегда заканчиваются предсказуемо. Неудовлетворённые жёны прочёсывают джунгли, пока не обнаружат схрон и не вернут своих благоверных в лоно семьи.

Африка – пищевые предпочтения

Кому интересны военные парады? Разве только военным, а простой народ требует хлеба и зрелищ. Король Свазиленда точно знает, как сделать для своих подданных праздник души, и поэтому каждый год устраивает грандиозное шествие девственниц. Тысячи соблазнительных полураздетых красоток бодро маршируют перед монархом. В Свазиленде стало доброй сексуальной традицией, когда король выбирает из участниц парада новую супругу, а каждая несостоявшаяся жёна награждается большой миской еды. И поверьте, по здешним критериям это королевский подарок!

В конце 1940-х годов немецкий гинеколог Эрнст Графенберг обнаружил у подопечных новую эрогенную зону. Она располагалась на верхней стенке влагалища и была размером с горошину. Графенберг описал её в научной статье «Роль уретры в женском оргазме» (1950). То ли тираж этой публикации оказался слишком мал, то ли заглавие не вдохновило широкую общественность, но до начала 80-х годов даже Cosmopolitan упорно игнорировал открытие Графенберга.
Понадобился писательский талант сексологов Элис Ладас, Беверли Уиппл и Джона Перри, чтобы о новом источнике наслаждения узнал весь мир. Их книга «Точка джи и другие открытия в сексуальности человека» (1982) стала бестселлером и была переведена на 19 языков.

В племени баганда (Восточная Африка) существует поверье, что секс непосредственно на сельскохозяйственных угодьях значительно повышает их плодородность. Кстати, такая сексуальная традиция была присуща многим народам. Однако туземцы не устраивали пошлые оргии на грядках подорожника (главная кормовая культура багандийцев). Для проведения ритуала выбирали семейную пару – родителей близнецов. Мероприятие проводилось на поле вождя племени и заключалось в следующем: женщина ложилась на спину, в её влагалище помещали цветок подорожника, а мужу нужно было его достать без помощи рук, пользуясь только половым членом. Согласно обычаю демонстрировать чудеса эквилибристики семье агрономов приходилось лишь на поле вождя. На огородах своих соплеменников играть в ролевые игры не требовалось, достаточно было немного потанцевать.

Сексуальные традиции народов мира существуют разные, как и стандарты красоты. Разве может женщина из долины реки Замбези считаться привлекательной, если у неё во рту полно зубов, как у крокодила? Чтобы стать красивой, девушке племени батока необходимо было выйти замуж. В первую брачную ночь удовлетворённый супруг превращал «некрасивую» девушку в женщину-красавицу, выбивая ей передние зубы. Такой обычай, сопровождающийся нехитрой пластической операцией, делает женщину батока счастливой и лучезарная улыбка никогда больше не покидает её лицо.

Месопотамия – храмовая проституция

Каждая жительница древнего Вавилона должна была совершить жертвоприношение богине любви Иштар. Для исполнения ритуала дамочка шла в святилище богини, садилась на видном месте и ждала, когда её выберет незнакомый мужчина. Клиент давал избраннице монетку, после чего они отправлялись в какой-нибудь укромный уголок, где и совершали щедрое жертвоприношение.

Достаточно было одного раза. Однако некоторые особо ревностные вавилонянки постоянно практиковали подобные ролевые игры, предлагая незнакомцам интересный отдых за деньги, которые шли потом на нужды храма. Покидать его территорию до окончания ритуала было нельзя, поэтому симпатичная девушка «отстреливалась» быстро, а неказистой барышне приходилось ждать своего принца долго, иногда даже годами! Жилье и пропитание предоставлялось. Похожие сексуальные традиции существовали на Кипре, а жертву греческие девушки приносили богине Афродите.

Россия – страна советов

Семейная жизнь на Руси дело нелёгкое! Прочувствовать сие утверждение брачующейся паре предстояло уже на свадьбе. Всю ночь перед праздником невеста по древнему славянскому обычаю расплетала косы и пела с подружками тоскливые песни. С утра её ожидала куча утомительных свадебных обрядов, которые продолжались до позднего вечера и на пустой желудок. Даже во время праздничного застолья невесте нельзя было есть. Жениху тоже было не сладко – всё торжество он был обязан бодро скакать вокруг многочисленных родственников.

И вот наконец-то пир заканчивался. Обессиленные молодые оказывались одни в опочивальне и собирались заняться безудержным сексом завалиться спать. Размечтались! Сексуальная традиция предполагала активное участие родственников в первой брачной ночи молодожёнов – гости до утра орали под окнами спальни непристойные частушки, а один из них (специально избранный для этой цели) периодически стучал в дверь и интересовался: «Лёд тронулся?». В такой обстановке жених скоро начинал осознавать, что миссия невыполнима, а его усилия тщетны, несмотря на обездвиженное от усталости тело суженной. Поэтому молодому супругу давали возможность реабилитироваться в течение нескольких последующих ночей. Если, дело всё равно не шло, то к нему подключали опытных советчиков: брата или отца жениха. Известно, что на Украине в некоторых деревнях уполномоченный суфлёр удобно устраивался под кроватью, откуда помогал молодожёнам добрым советом как сделать всё правильно, а заодно своим присутствием создавал атмосферу необычного праздника.

Микронезия – любовь с огоньком

Если вы уверены, что ролевые игры с элементами садомазохизма изобрёл небезызвестный маркиз, спешу разочаровать - это распространённое заблуждение. Туземцы острова Трак увлекались членовредительством во время секса ещё до того, как матушка маркиза де Сада имитировала оргазм в простой миссионерской позе. Обычай состоял в следующем: пока партнёр старательно пыхтел, совершая возвратно-поступательные движения, пылкая возлюбленная поджигала на его теле маленькие шарики из хлебного дерева. Как она это делала во время секса вообразить довольно трудно… Можно предположить, что мужчина совокуплялся не со всей дамочкой, а с отдалённой её частью (например, пяткой). Эти туземцы такие проказники!

Эскимосы – это удивительный народ, чья культура полностью приспособлена к условиям Крайнего Севера. Но что мы знаем о них ещё? Пожалуй, только то, что всю свою жизнь они ведут беспрерывную борьбу с суровой стихией. Сегодня мы предлагаем ознакомиться с удивительными фактами из жизни коренного народа, населяющего территории от восточного края Чукотки до Гренландии.

Мы уже привыкли к тому, что термин «эскимос» используется в нейтральном контексте. Однако в английском языке употребляется другое название народа – «инуиты». Причина этого заключается в том, что сами эскимосы воспринимают название своего народа как оскорбительный — в переводе он якобы означает «тот, кто ест сырое мясо».

Эскимосский поцелуй – это даже и не поцелуй, а просто взаимное прикосновение и небольшое трение носами. Предполагается, что на морозе эскимосы не целуются в губы потому, что могут примёрзнуть друг к другу. Но на самом деле у них не прикрыты одеждой только глаза и нос, поэтому с их помощью они и приветствуют друг друга.

Эскимосы питаются преимущественно продуктами, полученными в результате охоты и собирательства. Основу рациона составляет мясо моржей, белух, нерп, оленей, белых медведей, овцебыков, мясо и яйца птиц. Так как заниматься земледелием в арктическом климате невозможно, эскимосы собирают клубни, стебли, корни, водоросли, ягоды, которые можно найти в очень не больших количествах. Вегетарианцам в таких условиях пришлось бы очень тяжело. Инуиты считают, что диета, состоящая, в большинстве своём, из мяса, полезна и помогает сохранять тепло.

Традиционное снежное жилище эскимосов называется «иглу». Построенная из снежных «кирпичей» в форме полусферы иглу является лучшим вариантом для ночёвок в горах: по комфорту и надёжности с ней не сравнится никакая палатка. И, несмотря на то, что такое жилище сделано из снега, внутри царит приятное тепло. Иглу обычно имеет высоту около 2 м и диаметр 3-4 м.

Пожалуй, в любой культуре существуют свои специфические монстры и чудовища, о которых ходят легенды. Эскимосы боятся калупилука (Qalupalik или Kallupilluk) – призрака, который только и ждёт, чтобы утащить неосторожных людей на дно ледяного моря. При этом подобные страхи не лишены здравого смысла – провалиться в ледяную воду на севере равносильно смерти.

В 1912 году канадский этнограф и полярный исследователь Стефанссон Вильямур открыл «эскимосов-блондинов» на острове Виктория. Это стало одной из самых больших загадок в археологии Севера. Предположительно раньше на острове жило племя скандинавов, которое было вытеснено эскимосами.

В эскимосском языке есть свыше 75 слов для обозначения снега. В 1911 году антрополог Франц Боас указал, что у эскимосов есть 4 неродственных слова, обозначающих это белое вещество. Видимо, со временем это число возросло на несколько порядков.

Отсутствие железных доспехов у эскимосов в древние времена объясняется только одним совершенно очевидным параметром: им было не из чего их делать. А необходимость в защите была. Поэтому и делали доспехи из того, что было под рукой – из костей и клыков животных.

Контакт с другими культурами открыл эскимосам доступ к огнестрельному и другим видам современного оружия, однако традиционные оружия инуитов были, в основном, сделаны из дерева и камня. Главным оружием эскимосов для морской охоты был гарпун с поворотным наконечником.

Инуиты, по сути, живут аналогично полукочевым племенам, например, австралийским аборигенам. Бедные и заброшенные, многие из них страдают алкоголизмом. Суровые климатические условия способствуют развитию многочисленных заболеваний, поэтому тот факт, что эскимосы всё равно выживают и продолжают своё существование, не может не удивлять.

07.05.2018 Сергей Соловьев 2632 просмотров


Эскимосский чум. Фото: Константин Лемешев/ТАСС

Российские эскимосы проживают в Чукотском автономном округе Магаданской области. В России проживает менее двух тысяч эскимосов.

Происхождение эскимосов доподлинно неизвестно. Некоторые исследователи считают их наследниками древней культуры, которая была распространена ещё в первом тысячелетии до нашей эры по берегам Берингова моря.

Считается, что слово «эскимос» произошло от «эскиманцик», то есть «сыроед», «жующий сырое мясо, рыбу». Многие сотни лет тому назад эскимосы стали селиться на обширных территориях - от Чукотки до Гренландии. В настоящее время их численность невелика - по всему миру примерно 170 тыс. человек. Этот народ имеет свой язык - эскимосский, он относится к эско-алеутской семье.

Историческая связь эскимосов с другими народами Чукотки и Аляски очевидна - особенно она заметна с алеутами. Также большое влияние на формирование эскимосской культуры оказало соседство с другим народом Севера - чукчами.


Эскимосы традиционно занимаются охотой на пушного зверя, моржей и серых китов, сдавая государству мясо и мех. Фото: Константин Лемешев/ТАСС


Эскимосы издавна занимались китобойным промыслом. Кстати, именно они изобрели поворотный гарпун (унг`ак`), костяной наконечник которого отделяется от древка копья. Очень длительное время киты являлись основным источником пищи для этих людей. Однако постепенно поголовье морских млекопитающих заметно снизилась, поэтому эскимосы были вынуждены «переключиться» на добычу тюленей и моржей, хотя про охоту на китов они, конечно же, не забыли. Мясо эскимосы употребляли в пищу как в мороженом, так и засоленном виде, его также вялили и варили. Гарпун длительное время оставался основным оружием этой народности Севера. Именно с ним мужчины-эскимосы отправлялись на морскую охоту: на каяках или на так называемых байдарах - легких, быстроходных и устойчивых на воде лодках, каркас которых обтягивался моржовыми шкурами. Некоторые из этих лодок могли вместить человек двадцать пять или около четырёх тонн груза. Другие каяки, наоборот, сооружались на одного или двух человек. Как правило, добыча делилась между охотниками и их многочисленными родственниками поровну.

По суше эскимосы передвигались на собачьих упряжках - так называемых дугокопыльных нартах, в которые собаки запрягались «веером». В XIX веке эскимосы немного изменили технику передвижения - стали использовать также и короткие бескопыльные сани, в которых полозья изготавливались из моржовых клыков. Чтобы удобнее было ходить по снегу, эскимосы придумали специальные лыжи-«ракетки», которые представляли собой небольшую раму с закреплёнными концами и поперечными распорками, переплетёнными кожаными ремешками. Снизу они подбивались костяными пластинами.


Коренной житель Чукотки. Фото: Константин Лемешев/ТАСС


Охотились эскимосы и на суше - в основном отстреливали северного оленя и горного барана. Основным оружием (до появления огнестрельного) являлся лук со стрелами. Довольно долго эскимосов не интересовала добыча пушного зверя. В основном его били для того, чтобы сшить одежду для себя. Однако в XIX веке спрос на пушнину увеличился, поэтому «жующие сырое мясо», у которых к тому времени появилось огнестрельное оружие, начали активно отстреливать и этих животных, а их шкурки выменивать на различные товары, которые привозились с Большой Земли. Со временем эскимосы превратились в непревзойдённых охотников, слава об их меткости распространилась далеко за пределами тех мест, где они проживали. Приёмы добычи песца и лисицы у эскимосов очень похожи на те, которые применяют чукчи - также отменные охотники.

Ещё в XVIII веке эскимосы «подсмотрели» у чукчей технологию строительства каркасных яранг. Прежде они жили в полуземлянках с углублённым в землю полом, который выстилался китовыми костями. Каркас этих жилищ покрывался оленьими шкурами, затем его обкладывали дёрном, камнями, а сверху снова укладывались шкуры. Летом эскимосы сооружали лёгкие постройки четырёхугольной формы с односкатными крышами на деревянных каркасах, которые обтягивали моржовыми шкурами. На самом излёте XIX века у эскимосов появились лёгкие дощатые дома с двускатными крышами и окнами.
Считается, что именно эскимосы первыми стали строить снежные хижины - иглу, куполообразные постройки диаметром два-четыре метра и высотой примерно два метра из уплотнённых снежных или ледяных блоков. Свет в эти сооружения попадал либо непосредственно через снежные блоки стен, либо через небольшие отверстия, которые закрывались высушенными тюленьими кишками.

У чукчей эскимосы переняли и стиль одежды. В конце концов, они перестали шить одежду из птичьих перьев и стали изготавливать более качественные и тёплые вещи из шкур оленей. Традиционная эскимосская обувь - унты со вставной подошвой и косым голенищем, а также меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Эскимосская непромокаемая обувь делалась из тюленьих шкур. Меховые шапки и рукавицы эскимосы в повседневной жизни не носили, их надевали лишь во время длительных переездов или кочёвок. Праздничные одеяния украшались вышивкой или меховой мозаикой.


Эскимосы выступают перед участниками советско-американской экспедиции "Берингов мост" на острове Малый Диомид (США). 1989 г. Фото: Валентин Кузьмин/ТАСС


Современные эскимосы по-прежнему чтут старые традиции, в глубине души веря в духов, родство человека с животными и предметами, которые его окружают. А общаться с этим миром людям помогают шаманы. Когда-то в каждом селении проживал свой шаман, но теперь людей, способных проникать в миры духов стало поменьше. Ныне живущие шаманы пользуются огромным уважением: им приносят дары, их просят о помощи и благополучии, они являются главными фигурами чуть ли не на всех праздничных мероприятиях.
Одним из самых почитаемых у эскимосов животных всегда была касатка, её считали покровительницей морских охотников. Согласно поверьям эскимосов, касатка могла превращаться в волка, помогая охотникам и в тундре.

Другое животное, к которому с особым уважением относились и относятся эскимосы, - морж. Примерно в середине лета наступал период штормов, и охота на море временно прекращалась. В это время эскимосы устраивали праздник в честь моржа: тушу животного вытаскивали из ледника, шаман начинал неистово бить в бубен, созывая всех жителей посёлка. Кульминация праздника - совместное застолье, где основным блюдом было мясо моржа. Часть туши шаман отдавал духам воды, призывая их присоединиться к трапезе. Остальное доставалось людям. Череп моржа торжественно водружался на жертвенное место: предполагалось, что это дань главной покровительнице эскимосов - касатке.

Многие промысловые праздники сохранились у эскимосов до сих пор - осенью, например, отмечаются "проводы кита", весной - "встреча кита". Фольклор эскимосов достаточно разнообразен: всё устное творчество делится на два вида - унипак и унипамсюк. Первое - это непосредственно «весть», «новость», то есть рассказ о недавних событиях, второе - героические предания и рассказы о событиях далёкого прошлого, сказки и мифы.

Любят эскимосы и петь, причём их песнопения также делятся на два вида - общественные песни-гимны и «песни для души», которые исполняются индивидуально, но непременно в сопровождении бубна, который считается семейной реликвией и передаётся из поколения в поколение - до тех пор, пока полностью не выйдет из строя.

Эскимосы

Численность - 1718 человек. Язык - эско-алеутская семья языков. Расселение - Чукотский автономный округ Магаданской области.

Самый восточный народ страны. Живут на северо-востоке России, на Чукотском полуострове. Самоназвание - юк - "человек", югыт, или юпик - "настоящий человек". Эскимосские языки подразделяются на две крупные группы - юпик (западную) и инупик (восточную). На Чукотском п-ове юпик делится на сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.

Происхождение эскимосов спорно. Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. Самая ранняя эскимосская культура - древнеберингоморская (до VIII в. н.э.). Для нее характерны добыча морских млекопитающих, использование многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. С VII в. н.э. до XIII-XV вв. шло развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки - охоты на мелких ластоногих.

Основным видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел. До середины XIX в. главными орудиями охоты были копье с наконечником стреловидной обоюдоострой формы (пана), поворотный гарпун (унг`ак`) с отделявшимся наконечником из кости. Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Байдара (анъяпик) - легкая, быстроходная и устойчивая на воде. Деревянный каркас ее обтягивали моржовой шкурой. Байдары были разных типов - от одноместных до огромных 25-местных парусников.

По суше передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали "веером". С середины XIX в. нарты тянули собаки, запряженные цугом (упряжка восточносибирского типа). Использовались также короткие бескопыльные сани с полозьями из моржовых клыков (канрак). По снегу ходили на лыжах-"ракетках" (в виде рамы из двух планок со скрепленными концами и поперечными распорками, переплетенными ремнями из нерпичьей кожи и подбитой снизу костяными пластинами), по льду v с помощью специальных шипов из кости, укрепленных на обуви.

Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной на север, осенью v на юг. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее - гарпунными пушками.

Важнейшим объектом промысла был морж. С конца XIX в. появилось новое промысловое оружие и снаряжение. Распространилась охота на пушных зверьков. Добыча моржей и тюленей сменила пришедший в упадок китобойный промысел. Когда не хватало мяса морских животных, отстреливали из лука диких оленей и горных баранов, птиц, ловили рыбу.

Поселения располагались так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением морского зверя v в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах. Наиболее древний тип жилища - каменная постройка с углубленным в землю полом. Стены складывали из камней и китовых ребер. Каркас покрывали оленьими шкурами, обкладывали слоем дерна, камнями и сверху еще раз покрывали шкурами.

До XVIII в., а местами и позже, жили в полуподземных каркасных жилищах (нын`лю). В XVII-XVIII вв. появились каркасные постройки (мын`тыг`ак), похожие на чукотскую ярангу. Летнее жилище - четырехугольная палатка (пылъюк), по форме напоминающая косоусеченную пирамиду, причем стена со входом была выше противоположной. Каркас этого жилища строили из бревен и жердей и покрывали моржовыми шкурами. С конца XIX в. появились легкие дощатые дома с двускатной крышей и окнами.

Одежда азиатских эскимосов - глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Еще в XIX в. делали одежду также из птичьих шкурок.

На ноги надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Меховые шапки и рукавицы надевали только при переездах (кочевках). Одежду украшали вышивкой или мозаикой из меха. До XVIII в. эскимосы, протыкая перегородку носа или нижнюю губу, подвешивали моржовые зубы, костяные кольца и стеклянные бусины.

Мужская татуировка - кружки в уголках рта, женская v прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический орнамент. Покрывали татуировкой руки, кисти, предплечья.

Традиционная пища - мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым, сушеным, вяленым, замороженным, вареным, заготавливали на зиму: квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной. Высоко ценилась оленина, которую обменивали у чукчей на шкуры морских животных.

Счет родства велся по отцовской линии, брак патрилокальный. Каждое поселение состояло из нескольких групп родственных семей, занимавших зимой отдельную полуземлянку, в которой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в отдельных палатках. Были известны факты отработки за жену, существовали обычаи сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай "товарищества по браку", когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы (гостеприимный гетеризм). Брачной церемонии как таковой не существовало. В зажиточных семьях встречалось многоженство.

Эскимосы практически не подверглись христианизации. Они верили в духов, хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различных состояний человека, в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом. Существовали представления о создателе мира, называли его Силъа. Он был творцом и хозяином вселенной, следил за соблюдением обычаев предков. Главным морским божеством, хозяйкой морских животных была Седна, которая посылала людям добычу. Злые духи представлялись в виде великанов или карликов, либо других фантастических существ, которые насылали на людей болезни и несчастья.

В каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и шаманки-женщины), который являлся посредником между злыми духами и людьми. Шаманом мог стать только тот, кто услышал голос духа-помощника. После этого будущий шаман должен был наедине встретиться с духами и заключить с ними союз о посредничестве.

Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Особенно известны праздники по случаю добычи кита, которые проводили либо осенью, по окончании сезона охоты - "проводы кита", либо весной - "встреча кита". Существовали также праздники начала морской охоты, или "спуск байдары на воду" и праздник "моржовых голов", посвященный итогам весенне-летнего промысла.

Эскимосский фольклор богат и разнообразен. Все виды устного творчества подразделяют на унипак v "весть", "новость" и на унипамсюк v рассказы о событиях в прошлом, героические предания, сказки или мифы. Среди сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе, демиурге и трикстере, создающем и развивающем мироздание.

К самым ранним стадиям развития эскимосской арктической культуры относится резьба по кости: скульптурная миниатюра, и художественная гравировка кости. Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода; изображения зверей и фантастических существ служили амулетами и украшениями.

Музыка (айнгананга) - преимущественно вокальная. Песни подразделяются на "большие" общественные - песни-гимны, которые поют ансамбли и "малые" интимные - "песни души". Их исполняют сольно, иногда в сопровождении бубна.

Бубен v личная и семейная святыня (иногда используется и шаманами). Он занимает центральное место в музыке.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru