Образ Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности, характера и внешности в цитатах. Образ евгения базарова

Образ Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности, характера и внешности в цитатах. Образ евгения базарова
Образ Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности, характера и внешности в цитатах. Образ евгения базарова

В романе «Отцы и дети» особенно выразительно проявились философские интересы Тургенева (напоминаем, он был именно философом по университетскому образованию).

Философские взгляды Тургенева в произведении

А.И. Батюто показал, что в ряде мест произведения вкраплены, например, реминисценции из трудов Б. Паскаля (так, они активно использованы в предсмертном монологе Базарова). С некоторыми мыслями Паскаля Тургенев солидаризуется, некоторые активно оспаривает. Любовь и смерть, жизнь и смерть, жизненное призвание человека — вот те глобальные проблемы, «вечные» темы искусства, которые поднимаются автором в его самом знаменитом романе. Прямо или подспудно присутствуя в тексте «Отцов и детей», они придают им особый интонационно-смысловой разворот и в значительной мере обусловливают высокую художественную значимость, саму литературно-читательскую «долговечность» этого тургеневского произведения. Давно утратив свою злободневность, так привлекавшую современников, «Отцы и дети» сохранили, однако, помимо названных глобальных «вневременных» проблем еще и яркую экстравагантность образа главного героя, фраппирующего здесь и эпатирующего окружающих именно так, как во все времена часто старается вести себя молодежь, желающая выглядеть оригинально и необычно.

Молодой врач Базаров справедливо полагает, что причины телесных болезней как медик знает лишь «приблизительно», однако думает, будто точно знает причины общественных «болезней» и способы их лечения — хотя тут он отнюдь не специалист.

Поведение Базарова

Базаров и Аркадий Кирсанов поочередно посещают в романе четыре места: родной дом Аркадия, губернский город, поместье Одинцовой (трижды) и дом родителей Базарова (по его словам, сам он, сын военного лекаря, отнюдь не вырос в нем и вообще прожил там всего лишь «года два сряду», все время «ведя бродячую жизнь» с родителями — то есть и родного дома у этого глубоко несчастного человека нет). Базаров всюду держится обычно с грубоватой бравадой, граничащей с хамоватостью (лишь рядом с Анной Одинцовой он временами как бы «приоткрывается», делается более естественным). Явно стесняясь перед Аркадием бедности и незнатности своих «стариков», он в их доме лишь усиливает подобные черты (как бы поглубже напяливая на себя привычную «речевую маску»): например, зло трунит над собственным покойным дедом, суворовским офицером, и неоднократно без видимых причин «одергивает» отца, нападая на его старомодную романтическую фразеологию (так, отец шутливо предлагает идти «в объятия к Морфею», а сын тут же сварливо поправляет: «То есть пора спать» и т. п.).

Базаров и родители

Интересно, что именно у родителей Базаров начинает развивать перед Аркадием пессимистические философемы, сначала непривычные в его устах («часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет» и т. п.). Подобные рассуждения отчасти психологически мотивируются потрясенно-подавленным состоянием Евгения после неудачного финального объяснения с Анной (он понял, что она его не любит и не полюбит никогда), отчасти исподволь подготавливают скорый и внешне неожиданный трагический финал романа (сюда же относится яма с осиной на краю, на которую Евгений вдруг указывает Аркадию). Здесь же читатель знакомится и с нехитрыми наивно-материалистическими представлениями Базарова, что все в мире якобы зависит «от ощущений» и все ими обусловливается («принципов нет, а есть ощущения», «и честность — ощущение» и пр.).

Дуэль Базарова

После возвращения Базарова в имение Кирсановых Марьино автор проводит своего главного героя через весьма характерную ситуацию. В доме Николая Петровича, отца Аркадия, живет крестьянка Фенечка — мать его ребенка. Базаров однажды позволил себе поцеловать эту молодую женщину. Поступок грубый, неуместный, и старший брат Николая Петровича Павел вызвал оскорбителя семейной чести на дворянскую дуэль (Павел Петрович втайне сам почти влюблен в Фенечку, которая напоминает ему его юношескую любовь княгиню Р., невольно скрашивая своим присутствием где-то неподалеку его полусуществование). В сцене дуэли немало иронических, если не пародийных, параллелей с дуэлью Онегина и Ленского из «Евгения Онегина» (подобно Онегину, Базаров предлагает в свидетели простого камердинера, подобно ему, неопытен в стрельбе, но нечаянно побеждает противника и т. п.). Впрочем, финал тургеневской дуэли имеет почти фарсовый характер: презирая это «феодальное» дело, везде изображая из себя чуждого аристократам простолюдина, Базаров, тем не менее, неожиданно точно поражает Павла Петровича в ляжку (прицел в ляжку полагался, когда дворянин-дуэлянт намеревался лишь легко ранить противника); при этом пуля Павла Петровича «зыкнула» у его виска — явная сюжетная реминисценция пушкинского «Взвести друг на друга курок и метить в ляжку иль в висок». После этого события Евгений возвращается к своим родителям (по дороге побывав в имении Анны Одинцовой), а дома заражается тифом, случайно порезав палец во время медицинского вскрытия трупа больного мужика, и в расцвете сил умирает.

Смерть Базарова

На протяжении сюжета различные герои неоднократно высказывали уверенность в том, что Базарову уготовано великое будущее, да и сам он не раз выражает свое намерение многое в жизни свершить. Однако Евгений уходит из жизни — уходит мужественно, но не успев свершить ничего. Гибелью героя Тургенев подтверждает и иллюстрирует свои собственные излюбленные мысли, о которых А.И. Батюто в уже упоминавшейся работе справедливо писал:

«Итак, базаровские размышления о жизни и смерти, о вечности и человеческом ничтожестве близки авторским раздумьям, а через автора — мыслям Паскаля» (а также, о чем не раз говорилось в науке, мыслям старшего тургеневского современника А. Шопенгауэра).

Не следует однако думать, что смысл тургеневских раздумий замыкается на безысходном пессимизме в духе того же Шопенгауэра. Да, Базаров бесплодно гибнет (до гибели успев почти разувериться в самой возможности тех «великих» свершений, к которым себя готовил), зато Аркадий Кирсанов, подобно своему отцу Николаю Петровичу, становится прекрасным семьянином (и притом хорошим хозяином). Его венчают в сельской церкви с Катей (младшей сестрой Одинцовой) в тот же день, когда Николая Петровича венчают с Фенечкой. Не случайно ребенка своего Аркадий назовет в честь отца Колей: именно отец и сын Кирсановы, их жены, а затем их дети проживут жизнь так, как жили отцы, как должно простому человеку; проживут, свершив лишь то, что смертному человеку надлежит.

Базаровский тип

Однако философским аспект романа, несомненно, исключительно важный для автора, был явно недооценен современной критикой и вообще мало замечен читателем тургеневского времени, нашедшим жгуче интересные для себя проблемы в иных сторонах многогранного сюжета «Отцов и детей». Книга Тургенева стала настольной у русской молодежи. Вскоре после выхода романа как по волшебству явился в реальной жизни страны и базаровский тип — тип разночинца-нигилиста, пытающегося презирать искусство, отрицать его общественное значение («Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», — говаривал Базаров), увлеченного естественными науками, воспринимающего через их призму и законы развития общества (так называемый «социал-дарвинизм»). В стране Ломоносова, Лобачевского и Менделеева эти реальные молодые люди, как правило, по-базаровски «не имели лестного понятия» об отечественных ученых, по-базаровски же считая «немцев» своими «учителями».

В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев знакомит нас с жизнью Е. В. Базарова, одного из представителей новой, зарождающейся в России социальной силы - разночинной интеллигенции. Образ его необычен, а поэтому, знакомясь с ним, с его судьбой, мы открываем для себя что-то новое, интересное и занимательное.
Образ Базарова занимает центральное место в романе. С одной стороны, Базаров выглядит одиночкой в чужой среде. Писарев в своей статье “Базаров” указывал на то, что “...у Тургенева... не хватило материалов для того, чтобы вполне обрисовать своего героя с разных сторон”. Действительно, автор романа “Отцы и дети” не знал, как держат себя Базаровы с другими Базаровыми, так как он сам принадлежал к среде Кирсановых.
С другой стороны, Тургенев изобразил человека нового типа в его конфликте со старыми формами психологии, идеологии и быта.
На протяжении всего действия романа автор с интересом наблюдает за своим героем и ставит его в различные ситуации.
На характер Базарова, его манеру поведения и личность влияет революционность его мышления. Одевается он просто, его не связывает условный этикет. Базаров легко сходится с простыми людьми. “Мой дед землю пахал!” - с гордостью говорил он. Базаров выступает против дворянских условностей, он смеется над традициями. Отсюда его ироничность, пренебрежение к красивым словам. Автор намеренно поставил своего героя в среду, которая не хочет и не может понять его.
Большую роль в романе играют сцены споров. Базаров не признает никаких авторитетов, тем более традиций. Павел Петрович Кирсанов невзлюбил Базарова за неуважение к другим людям, за развязное, как ему кажется, поведение. На язвительные вопросы Базаров отвечает небрежно, со спокойствием, граничащим с равнодушием. Может быть, именно безразличие Базарова угнетает Павла Петровича, бьет по его чувству собственного достоинства, самоуважению.
В сцене дуэли решается вопрос о том, кто же является носителем истинного благородства. И в этой ситуации П. П Кирсанов оказался морально побежденным.
Базаров - ученый-естествоиспытатель, материалист и революционер. Он увлечен своим делом, его цель - перепроверить известные уже воззрения на собственном опыте. Базаров опирается на непосредственные ощущения, проявления чувств у человека он считает ненужными. Вот в этом он глубоко заблуждался, и Тургенев доказал несостоятельность подобных взглядов, проведя героя через испытание любовью.
Полюбив Одинцову, Базаров понял, что чувства существуют. Любовь оказалась сильнее теорий, она “расшатала” систему взглядов господина нигилиста. Романтизм, отвергаемый поначалу героем, стал присущ и ему самому.
Тургенев сам испытывал “невольное влечение” к своему герою. Обращаясь к читателям и критикам, он писал о Базарове: “Вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что, за исключением воззрений на художества, я разделяю почти все его убеждения”.
Тургенев не разделял его мыслей об искусстве и природе. Это можно заметить в тексте: Базаров презирает искусство и не признает природу, а Тургенев разворачивает перед нами чудесные пейзажи; Базаров отрицает любовь и дружбу, а Тургенев рисует нам отношения между родителями Базарова и их беззаветную любовь к самому герою.
В предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца и гордо смотрит в глаза смерти. Ждать собственную смерть, лицом к лицу столкнуться с ней и не испугаться может не каждый. Но эта жизнь логически завершена - Базаров не смог бы осуществить свои намерения в настоящем.
Образ Базарова кажется то отталкивающим, то привлекательным и загадочным. В нем много противоречий и несоответствий. Тургенев собрал в нем такие черты, которые никак не могут быть у одного человека, это собирательный образ нарождающегося явления в русской жизни.
Несмотря на то, что автора можно скорее отнести к поколению “отцов”, Тургенев во многом согласен с Базаровым. Я думаю, что Тургенев сочувствовал своему герою. И хотя он называл его “трагической личностью” и многое не принимал в Базарове, мастерство писателя-реалиста возобладало - герой-нигилист изображен выразительной и привлекательной личностью.

Задачи и тесты по теме "Образ Е. Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»"

  • Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функция в слове - Звуки и буквы 1 класс

    Уроков: 3 Заданий: 9 Тестов: 1

  • СПП с придаточными обстоятельственными (придаточные сравнения, образа действия, меры и степени) - Сложноподчинённое предложение 9 класс

    Уроков: 3 Заданий: 7 Тестов: 1

/ / / Образ Базарова (по роману Тургенева «Отцы и дети»)

Роман Тургенева «Отцы и дети» соединил в себе наиболее актуальные проблемы, которые торжествовали в обществе того времени. Именно на момент создания романа, в России происходил переломный момент ее развития.

Конечно же, одной из наиболее актуальных проблем были отношения отцов и детей. В таких отношения ярко сталкивались два взгляда – аристократический и демократический.

Герой романа Базаров был выходцем из демократов, из разночинцев. Он не признавал корней матери, которые уходили в дворянство. Базаров собственными силами, своим трудом добивался поставленных целей в жизни. Он ценил людей за их трудоспособность, за их человечность.

О его жизненных убеждениях ярко говорит и наружная внешность героя. На нем одет простенький балахон, из-под которого видна красная рука. Это говорит о том, что данный герой труженик, его руки знакомы с работой, и он не скрывает этого. Именно труд является главным в его жизни. Он постоянно возил с собой микроскоп и проводил какие-то опыты.

Образ Базарова является полной противоположностью тем аристократам, которые привыкли проводить свое время в ничего неделанье.

Как же относились к такому персонажу остальные герои романа? Некоторые аристократы (в своем понимании), побаивались, отчуждались от Базарова. Старик Прокофьич обзывал его живодером. Павел Петрович отнес Базарова к числу гордецов и нахалов. А вот обычные, простые люди всегда приветствовали Базарова. Они относили его к числу своих людей, не к баринам.

При общении с окружающими, Базаров пытался говорить спокойно и размеренно. Даже в столкновениях с Павлом Петровичем, он старался держать себя в руках, ведь считал такие споры совершенно бессмысленными.

Именно сравнение этих двух персонажей и открывает перед читателями полную картинку их образов. Павел Петрович много и часто использовал слова, свойственные именно аристократам. Он выражался иностранными высказываниями, чем, в свою очередь, необычайно раздражал Евгения. Но, на самом деле, такие выражения были пустыми.

Разговор Базарова отличался неким остроумием. Герой безупречно владел родным языком, и умело использовал его выражения в разговорной речи. В спорах со своими оппонентами, главный герой ведет себя самоуверенно, и даже эгоистично. Он не ценит поэзии, он надсмехается над Пушкиным. Ему не понятны стихотворные работы, посвященные пейзажной лирике. Хотя, сам Базаров положительно относится к природе. Он видит в ней источник, которым может пользоваться человек в свое благо.

Характеризуя образ Евгения Базарова, нельзя не отметить, что он был достаточно одиноким человеком. Находясь в деревне отца, он совершенно чужой. Его воспринимают за барина, хотя, он далек от такого звания. К тому же, на страничках романа «Отцы и дети» нам не встречается ни один герой, который был бы схож с Евгением своими взглядами, жизненными позициями. Нет у него ни настоящих друзей, ни преданной любви. Именно поэтому, образ Базарова настолько волнующий, настолько привлекающий к себе внимание.

В романе «Отцы и дети» И. Тургенева благодаря Базарову раскрывается конфликт старого и нового поколений. Он нигилист, приверженец модного в то время течения. Нигилисты отрицали все — красоту природы, искусство, культуру, литературу. Евгений, как истинный нигилист, жил практично и рационально.

Каков характер Базарова? Он человек, достигший всего сам. Он верит не в искусство, а в науку. Поэтому, отчасти, природа для него «не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Его убеждения во многом мешают ему по-настоящему ценить человеческие отношения — к Аркадию он относится исключительно как к младшему товарищу, их общение держится на интересе к нигилизму. К своим родителям, которых он искренне любит, он обращается снисходительно. Они же робеют и теряются перед ним.

Казалось бы, человек, который отрицает любые человеческие слабости, чувства, живет только рационализмом, добьётся всего. Он убедит в своей правоте всех, ведь в основе его аргументов — факты, наука, разумные доводы. В спорах с ним теряется Павел Петрович Кирсанов, а уж Николай Кирсанов и вовсе побаивается вступать с ним в споры.

Взгляды Базарова на любовь, в силу нигилизма, тоже специфичны. Он рассматривает отношения между мужчиной и женщиной исключительно с биологической стороны, ничего загадочного и романтичного он в этом не видит. «Любовь - белиберда, непростительная дурь», — говорит он. Когда Аркадий откровенничает с ним о «загадочном женском взгляде», Евгений лишь высмеивает его, объясняя другу анатомию глаза, утверждая, что таинственности там взяться неоткуда; все глаза анатомически одинаковы. Но судьба сыграла с Базаровым злую шутку: она проверила твердость его убеждений любовью, но проверку эту он не прошел.

Знакомство с Одинцовой стало для Базарова роковым. Общаясь с ней, он находит «романтика в самом себе». На время Евгений забывает о своих взглядах. Однако когда не получает взаимности, он пытается сам себя убедить, что это было лишь мимолетным наваждением. Что он все тот же прежний нигилист, которому нет дела до романтичных глупостей. Он пытается забыть о своих чувствах, заняться работой, отвлечься. Но внутренне он переживает уже совсем другие эмоции. Все его действия после отъезда от возлюбленной — не более, чем самообман.

Базаров умирает от того, что заразился тифом из-за неаккуратности во время работы с тифозным трупом. Казалось бы, он мог обработать рану и предотвратить такой трагичный финал собственной истории, но Евгений полагается на случай, относится с безразличием к собственной судьбе. Почему же Базаров вдруг опускает руки? Причиной тому — несчастная любовь. Тот фактор, с существованием которого он отказывался мириться.

Базаров признает свое поражение Одинцовой, когда та по его просьбе приезжает к нему перед его смертью. Это, пожалуй, первый раз, когда герой признается сам себе, что любовь взяла над ним верх, он «раскис». По сути, он повторил судьбу Павла Петровича, пошел по той дороге, которую презирал.

Возможно, именно это упрямство, нежелание пересмотреть свои правила и привело Базарова к проигрышу. Проигрышу перед судьбой. Но то, что он признал свое поражение, разве не является победой? Победой над самим собой? Пусть совсем незадолго до смерти, но герой нашел в себе силы признать свои неудачи, признал, что все, во что он верил безоговорочно, оказалось не таким прочным на поверку. Новый Базаров победил старого Базарова, и такая победа заслуживает уважения.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Образ Евгения Базарова занимает центральное место во всем романе. Не удивительно, что из 28 глав он не появляется только в двух. Именно поэтому вокруг этого героя строятся все взаимоотношения и группируются персонажи.

Характеристика Базарова - это сложная цепь последовательных событий, соединенных с новым мировоззрением. Евгения можно охарактеризовать с четырех сторон:

1) Базаров - «новый человек» . Описываемое время в романе являлось временем разночинной революционности, а Евгений был как раз человек, который, кажется, отрицает все - он нигилист, но в то же время представляет себя как демократа, то есть сторонника нового течения в политической мысли. Внешне непривлекательный герой удивляет своей самобытностью, умом и уверенностью в себе. Характеристика Базарова также основывается на его материалистических взглядах, схожих со взглядами многих известных ученых (Мечникова, Боткина, Павлова).

2) Базаров - революционер . Характеристика Базарова подтверждает его революционные взгляды: герой открыто спорит с либеральной аристократией в лице Павла Петровича Кирсанова, он резок в своих убеждениях и суждениях, утверждает, что сначала нужно исправить общество, а потом и болезней не будет. Характеристика Базарова также может указать и на то, что Евгений начисто отрицает красоту и всякое эстетическое наслаждение.

3) Базаров - теоретик . Роман «Отцы и дети» (характеристика Базарова, главного героя романа, составлена в точности по страницам произведения) перевернул сознание многих людей. Герой стремился построить свою жизнь в соответствии с нигилизмом - теорией отрицания чувств, переживания и «всякой белиберды».

4) Базаров - «народный герой» . Характеристика Базарова показывает, что он умеет обращаться с мужиками, так как вырос в деревне; у него народный склад речи; его отличает простота в общении.

Весь роман построен на приеме антитезы: противопоставление Евгения Базарова с Аркадием, с его дядей Павлом Петровичем, противопоставление демократии и аристократизма.

Уверенность и целеустремленность героя каждый раз заставляют вступать его в спор со всеми, но в отношениях с Анной Одинцовой полная характеристика Базарова открывается совсем с другой стороны: оказывается, этот всегда смелый и резкий молодой человек, отрицающий красоту и чувства, способен к глубокой и настоящей любви.

В любовном конфликте проявляются его лучшие черты: умение держать удар отвергла чувства, но Базаров с достоинством вышел из этой «битвы» и одержал психологическую победу над эгоизмом любимой женщины), способность к глубоким душевным переживаниям, переоценке своих ценностей. Именно Анне Базаров посвящает свою предсмертную записку, в которой просит позаботиться о его родителях.

Зачем же Тургенев убивает своего героя? На этот вопрос сложно ответить однозначно. Основной причиной считается одиночество. Характеристика Базарова подчеркивает это: отвержение всего привели его к обреченной гибели.