О том, кто такие юнона и авось, про обидчивых японских императоров и не только. Настоящая история «юноны» и «авось История юноны и авось

О том, кто такие юнона и авось, про обидчивых японских императоров и не только. Настоящая история «юноны» и «авось История юноны и авось
О том, кто такие юнона и авось, про обидчивых японских императоров и не только. Настоящая история «юноны» и «авось История юноны и авось

Признайтесь, а вы тоже думали, что рок-опера "Юнона и Авось" - это история любви прекрасной девушки Юноны и не менее прекрасного юноши Авося, или это только я была такой невеждой? :-) Если вы тоже так думали, то пожму вашу руку и поведаю, ху из ху. Садитесь поудобнее.
Короче, повезло мне тут давеча случайно попасть на вышеупомянутую рок-оперу, театр Алексея Рыбникова забрался-таки и в наши мухосрани пенаты. Ну что я могу сказать? Учитывая, что когда вы сидите в декретном, любой поход даже в ТЦ - это уже грандиозный выход в свет, то поход в театр - это ваще Событие с большой такой буквы Сэ. Что и говорить, конечно же мне понравилось!

Для тех, кто не в материале (а я сама до недавнего времени была не сильно в материале, см. выше) кратко суть.
Сюжет основан на реальных событиях.
42-летний русский дипломат и путешественник Николай Петрович Резанов после смерти жены, продолжая дело своего тестя, отправляется налаживать торгово-дипломатические отношения с Новым светом. Так он знакомится с 15-надцатилетней дочерью коменданта Верхней Калифорнии Марией Консепсьон Аргуэльо, по свидетельствам очевидцев писаной красавицей хотя, судя по портретам, можно и поспорить, ну да ладно
Ну и, как говорится, закрутилось. У них начался бурный роман. И хоть её родители были категорически против такого развития событий (что совсем не удивительно), влюбленные обвенчались. Однако счастье было недолгим. По служебным делам графу необходимо было уехать, Кончита, как водится, обещает его ждать, а он, как водится, обещает вернуться через год. Тут-то и звучат всем известные слова песни "Я тебя никогда не забуду, я тебя никогда не увижу".
Кстати, вам не бросается в глаза маленькое, но дичайшее несоответствие - ты ж через год вернуться собираешься, товарищ граф, так какого хрена "никогда не увижу", а?! Ну это так, маленькое нелирическое отступление.
За сим Резанов отбывает в далекую Расею. По прибытии ждут его разные бюрократические заморочки, времена меняются, бюрократия остается в том числе, он надеялся выхлопотать у папы Римского разрешение на брак с католичкой. Дела не клеятся, он спешит, чтобы успеть в срок, по пути падает с лошади, в расстроенных чувствах заболевает и умирает.
Кончита между тем, не смотря на долетающие до нее обрывки сообщений о смерти возлюбленного продолжает его ждать, выходя каждое утро на мыс (теперь на том месте опора знаменитого калифорнийского моста "Золотые ворота").
Она ждала его 35 (!) лет, а потом, когда ей сообщили точные сведения о кончине графа, удалилась в монастырь. Вот такая грустная история.
И да, вы не поверите, но "Юнона" и "Авось" - это названия кораблей! Неожиданно, да?:-) :-)

Постановка мне понравилась, грамотно поставлена и чётко отработана хореография, игра актёров и вокал тоже на вполне себе приличном уровне. Единственное, что для меня лично было непривычным, так это практически полное отсутствие декораций, их заменяла, даже не знаю, как это правильно назвать, вот такая штука типа большой рамы, стоящей на опорах, по всему периметру которой свисали канаты (большая часть действия-то ведь на корабле проходила).

Из-за этого и ещё из-за тёмного освещения сцены смотрелось действо несколько мрачновато.

На мой вкус, добавила бы чуть светлых красок:-) Самым ярким и красочным моментом (не по ощущениям, а по оформлению) был бал у губернатора в честь 15-надцатилетия Кончиты со всеми обязательными атрибутами балов тех времён (1806 год): дамы, как водится, в пышных платьях, кавалеры, знамо дело, в мундирах, -умели же раньше одеваться, эх- грациозные церемонные танцы -умели же раньше веселиться, эх-. В общем, красота, люблю я это все, ух. Попыталась даже запечатлеть. Вот что вышло.

Отдельного упоминания, на мой взгляд, достойна сцена нескольких аудиенций Николая Петровича у графа Румянцева, тогдашнего министра коммерции, который, насколько я поняла, был покровителем Резанова при дворе, и через которого шли все его прошения, разрешения и прочие необходимые в этих делах бумагомарания. Одной только тягучей речью, капризными интонациями и вальяжными жестами актёр Николай Лютов так тонко передал всю атмосферу тогдашнего двора с его интригами и волокитством!


Ессно, придя домой, бросилась изучать матчасть. Интересно же, так ли все на самом деле было, или приукрасили авторы искусства ради и пущего драматизма для!
В итоге на самом деле хотя кто уж теперь всю правду узнает все оказалось несколько прозаичней.

Нет, ну, во-первых, граф наш и вправду оказался личностью весьма незаурядной и занимательной, обладающей предприимчивостью, обаянием и довольно крепкой жизненной хваткой. Нескучное сочетание, правда? Вся его карьера - это череда взлётов и падений, причём не всегда ясны их причины. Была даже версия, что на заре туманной юности, когда юный Резанов служил Отечеству где-то в Крыму, его стремительному взлету по служебной лестнице весьма поспособствовал приезд туда Екатерины II, которой приглянулся молодой импозантный офицер, отвечавший за ее безопасность во время поездки. На тот момент Резанову было всего 16 лет.
Во-вторых, которые вполне себе вытекают из первых, наш Николай Петрович весьма удачно женился на опять же 15-надцатилетней судя по всему, любил наш граф молоденьких дочери купца Шелихова, предприятия которого его направили инспектировать.
Кстати, надо заметить, тесть Резанова тоже был человеком незаурядным и предприимчивым. Как много в этой истории незаурядных предприимчивых личностей, вы не находите? :-) Так вот Шелихов по тем временам был довольно успешным бизнесменом, который первым начал торговые отношения с Северной Америкой, более того именно благодаря его инициативе Аляска вошла в состав России и там основаны первые русские поселения, за что он получил даже прозвище "русский Колумб".
Брак этот был удачен с какой стороны ни посмотри: Шелихову достался зять с прочным положением при дворе, его дочери достался графский титул, ну а нашему герою - молодая красивая (так опять-таки писали очевидцы) жена с увесистым приданым.
Но если отбросить в сторону меркантильные соображения, то судя по первоисточникам, жену свою Резанов очень любил и ему, по его собственным словам, "8 лет супружества дали вкусить все счастье жизни", а смерть жены после вторых родов стала для него тяжёлым ударом, хотя в рок-опере об этом упоминается лишь мимоходом как о чем-то второстепенном. После этого он остался вдовцом с двумя маленькими детьми.
Через полгода после свадьбы дочери Шелихов, будучи ещё довольно нестарым, крепким мужчиной, внезапно умирает, и Резанов, используя свое положение при дворе, продолжает, причём весьма успешно, продвигать дальше его русско-американскую кампанию. И дело Шелихова живёт и процветает, у руля Николай Петрович Резанов!

Ещё один интересный факт из биографии нашего героя. В тот самый момент, когда он остался один с двумя маленькими детьми и, переживая потерю, собирался даже уехать с детьми в глушь, вмешался царь, на тот момент это был Александр I и отправил своего камергера с оригинальным поручением налаживать дипломатические отношения с Японией, находящейся на то время в полной самоизоляции. Японский император принял подарки, а потом продержал корабль полгода в гавани, не говоря ни да, ни нет. В результате, когда через полгода ожидания японцы дали ответ, что торговать с Россией они не желают, терпение графа лопнуло, и он высказал японскому сановнику все, что он думает о нем, его матери стране, императоре, гейшах и самураях:-) Образно, ессно.
Что было дальше, рассказывать, думаю, не нужно. Поручение было с треском провалено, видно всегдашнее резановское везение на тот момент его покинуло. Но не надолго, не переживайте.

Кстати, еще интересный факт. По мнению некоторых современников, японский император обиделся на непродуманные подарки русской стороны и даже вернул их обратно, например, посуда и ткани, на которые японцы и сами были мастера, а еще мех чернобурой лисицы, которая в Японии считается нечистым, дьявольским животным.
Не подготовился, в общем, товарищ Рязанов, не изучил перед командировкой матчасть местную производственно-сырьевую базу, так скаать. Не знаю, действительно ли японские императоры такой обидчивый народ, я с ними не знакома, но вот японцам наш обаятельный граф, как видно, понравился, потому что в японских учебниках истории он упоминается как высокоинтеллектуальный и глубокоуважаемый вагоноуважатый дипломат:-) Во как!

В общем, вот таким уже довольно тертым калачом прибыл Резанов на солнечный калифорнийский берег, в славный залив Сан-Франциско. Тут и понеслась:-)

И пусть впоследствии влюбленных обвинят в корыстных и прагматичных намерениях. Будут говорить, что, с одной стороны, Резанов в своем дневнике слишком уж бесстрастно и отстраненно описывает происходящее, частенько упоминая, что это все нужд отечества ради и все такое (ведь именно благодаря своему удачному вояжу в Калифорнию ему удалось снабдить продуктами русских поселенцев на Аляске, которые буквально голодали из-за удаленности от России и халатности их предыдущих снабженцев) и что, с другой стороны, Кончита тоже преследовала честолюбивые планы стать женой камергера и мечтала тусоваться при роскошном русском императорском дворе. Как говорится, пусть говорят!

Ведь как ни крути, а это все же была красивая история любви, пусть и без хэппи-энда. И скорее всего, не будь ее, уверена, не стал бы граф Резанов, русский путешественник, дипломат, и просто предприимчивый мэн, столь известен потомкам, как, собственно, и дочь коменданта, прекрасная Мария Консепсьон Аргуэльо. А рок-опера, впервые поставленная непревзойденным Марком Захаровым на сцене знаменитого Ленкома с Николаем Караченцовым и Еленой Шаниной в главных ролях, действительно достойна внимания, и посмотреть ее несомненно стоит!


Не так давно, в 2000 году, произошло символическое воссоединение влюбленных: в Красноярске на могиле Резанова поставили памятник - белый крест, на одной стороне которого написано: «Николай Петрович Резанов. 1764-1807. Я тебя никогда не забуду», а на другой - «Мария Консепсьон де Аргуэльо. 1791-1857. Я тебя никогда не увижу». На открытие приехал шериф Монтеррея и развеял там горсть земли с могилы Кончиты. Обратно он увез горсть красноярской земли - Кончите.

Ну а русско-американским планам Резанова, к сожалению, не суждено было осуществиться: как мы все знаем, через 60 лет Аляска за бесценок была продана Америке. Зато американский адмирал Ван Дерс напишет потом такие строки: «Проживи Резанов на десять лет дольше, и то, что мы называем Калифорнией и Американской Британской Колумбией, было бы русской территорией». Все может быть, все может статься, но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения...

Публикации раздела Театры

«Юнона и Авось». 10 фактов об истории любви

Н есбывшиеся мечты и расстояния. Сила духа, что гонит за океан в государственных интересах и за мужество дарит любовь. История 42-летнего Николая Резанова и 16-летней Кончиты живет уже третье столетие, и почти 40 лет - на сцене «Ленкома».

Сначала было Слово

Композитор Алексей Рыбников в 1978 году показал Марку Захарову свои импровизации по православным песнопениям. Музыка понравилась, и режиссер предложил Андрею Вознесенскому создать спектакль на сюжет «Слова о полку Игореве» . Поэт представил свой вариант - поэму «Авось», написанную под впечатлением от «Консепсьон де Аргуэльо» Брета Гарта. «Давайте я почитаю», - сказал Захаров и на следующий же день согласился.

За помощью в Елоховский собор

Рок-опера на советской сцене - настоящее испытание. «Звезду и смерть Хоакина Мурьеты» 1976 года того же Марка Захарова комиссия отклоняла 11 раз. Наученный горьким опытом, Захаров с Вознесенским, как вспоминал потом поэт, поехали в Елоховский собор и поставили свечки у иконы Казанской Божией Матери, о которой идет речь в опере. «Юнону и Авось» приняли с первого раза.

Сцена из рок-оперы «Юнона и Авось» (1983)

Елена Шанина в роли Кончитты в рок-опере «Юнона и Авось» (1983)

Премьера до премьеры

Еще до выхода на сцену спектакль прослушали в церкви Покрова в Филях на творческой встрече с реставраторами. В феврале 1981 года в храме установили динамики, за столом сидел Алексей Рыбников и стоял магнитофон. Композитор произнес вступительную речь. «После этого люди просто сидели и слушали полтора часа запись. И ничего не происходило больше. Вот такой была премьера оперы «Юнона и Авось».

Гастроли от Кардена

«Антисоветской» постановке зарубежные гастроли были заказаны. Но Париж все же увидел «Юнону и Авось» благодаря французскому кутюрье, дружившему с Вознесенским. Пьер Карден в течение двух месяцев представлял русскую рок-оперу в своем театре на Елисейских Полях. Успех был необычайным. Не только в Париже, где на спектакль пришел клан Ротшильдов, арабские шейхи, Мирей Матье.

Двойной юбилей

Премьера рок-оперы о межконтинентальной любви состоялась в 1975 году. За полтора столетия до этого встретились Николай Резанов и Консепсия де Аргуэльо. В 1806 году корабль графа прибыл в Калифорнию, чтобы пополнить продовольственные запасы русской колонии на Аляске. Хотя сам Андрей Вознесенский подчеркивал - поэма и опера вовсе не исторические хроники из жизни: «Образы их, как и имена, лишь капризное эхо судеб известных...»

Николай Караченцов в роли графа Николая Резанова в рок-опере «Юнона и Авось» (1983)

Ирина Алферова в роли старшей сестры Кончитты в рок-опере «Юнона и Авось» (1983)

История в музее

Первый музей Русской Америки в городе Тотьма. Дом, где провел последние годы жизни мореход и основатель крепости Росс Иван Кусков. Среди документов, писем, портретов XVIII–XIX веков есть и рассказ об одном из учредителей Российско-Американской компании Николае Петровиче Резанове. О службе на благо страны и романтической истории одного из инициаторов первой российской кругосветной экспедиции.

Первая рок-опера

В качестве первой советской рок-оперы мировую известность получила «Юнона и Авось». Но в 1975 году ВИА «Поющие гитары» впервые в Советском Союзе в оперной студии при Ленинградской консерватории поставил зонг-оперу «Орфей и Эвридика» Александра Журбина и Юрия Димитрина. Буржуазное словечко «рок» заменили на «зонг» (с немецкого - «эстрадная песенка»). В Книге рекордов Гиннесса «Орфея и Эвридику» назвали мюзиклом с рекордом исполнения одним коллективом 2350 раз.

Новые строки

Спектакль «Юнона и Авось» - визитная карточка «Ленкома» . Николай Караченцов играл Николая Резанова без дублера почти четверть века. Образ, созданный актером, сохранился в видеоспектакле 1983 года. Сейчас в главной мужской роли Дмитрий Певцов. По просьбе Марка Захарова Андрей Вознесенский изменил финальную строчку: «Дети двадцать первого столетья! Начался ваш новый век».

Другие сцены

«Юнона и Авось» шагнула со сцены московского театра в петербургский театр «Рок-опера». Алексей Рыбников отмечал, что «Поющие гитары» более точно воплотили идею создателей, сохранив авторский жанр оперы-мистерии. Про любовь девушки и командора рассказывали афиши на польском, венгерском, чешском, корейском и многих других языках. А в 2009 году во Франции вышла авторская версия спектакля Театра Алексея Рыбникова. Там главный акцент приходится на музыкальные партии.

Ленком театр Спектакль "Юнона и Авось"

Краткое содержание

Создатели "Юноны и Авось" определили жанр этого спектакля как "современная опера". В основе ее сюжета - судьба русского графа, камергера Николая Петровича Резанова, отправившегося в 1806 году на парусниках "Юнона" и "Авось" к берегам Калифорнии.

Духовная удушливость, невыносимость существования в России заставляют Резанова искать новых земель для осуществления вечной мечты о свободной стране для русских людей. Резанов осознает утопичность своих замыслов, однако упорно подает одно прошение за другим с просьбой разрешить ему путешествие в Калифорнию.

Отказы сломили его волю. В отчаянии Резанов молится Богоматери, признаваясь в своём самом сокровенном и пугающем его чувстве - любви к Богоматери как к женщине. Резанова охватывает болезненное наваждение и он слышит неземной голос, благословляющий его. Вслед за этим, мечта Резанова осуществляется наяву - он получает высочайшее разрешение на путешествие.

После тяжелейшего пути через тихий океан Резанов вступает в контакт с испанскими монахами-францисканцами и с губернатором Сан-Франциско Хосэ Дарио Аргуэльо. Будучи приглашённым на приём к губернатору, Резанов знакомится с его дочерью - шестнадцатилетней Консепсией де Аргуэльо. На балу жених Кончиты Федерико поёт сонет о печальной судьбе двух влюблённых, а Резанову видится в Кончите земное воплощение мучающей его сверхъестественной страсти.

Ночью в саду Резанов слышит разговор Кончиты и Федерико об их предстоящей помолвке. Не в силах справиться с охватившим его чувством, он проникает в спальню к Кончите. Резанов умоляет её о любви, а потом, несмотря на всё отчаяние девушки, овладевает ею... И вновь слышится печальный, тихий неземной голос. В душе Кончиты в этот момент зарождается любовь, а в душе Резанова остаются только отчаяние и горечь.

С этого момента счастливая фортуна отворачивается от Резанова. Его поступок заставляет жениха Кончиты вызвать камергера на дуэль, во время которой Федерико погибает. Русские вынуждены срочно покинуть Сан-Франциско.

В своём письме к Румянцеву Резанов пишет, что его мечты о просветлении душ человеческих в новых русских колониях разбились в прах, и он мечтает об одном: вернуть корабли и моряков в Россию.

После тайной помолвки с Кончитой, Резанов пускается в обратный путь. В Сибири он заболевает горячкой и умирает под Красноярском. Кончита остаётся верной своей любви всю оставшуюся жизнь. Прождав Резанова тридцать лет, она постригается в монахини и в келье доминиканского монастыря в Сан-Франциско оканчивает свои дни.

1806 год. Два парусных корабля «Юнона» и «Авось» под российским флагом прибывают в Калифорнию , где капитан брига «Авось» полюбил местную красавицу с гасиенды. Ему — 46, ей — 16 . Он из России, она из Америки. Он православный, она католичка. Они любят друг друга… Но судьба уготовила им тяжёлое испытание… В основу сюжета «Юноны и Авось» легла правдивая романтичная история любви русского графа Николая Резанова и Кончиты Аргуэлло . Как гласит история, в 1806 году Резанов предпринял морскую экспедицию с Аляски к берегам Калифорнии на кораблях «Юнона» и «Авось» с целью получения провианта для голодающих российских колоний в Америке. Прибыв в Калифорнию , он встретил в испанской колонии Сан-Франциско дочь местного губернатора, но их стремительно развивавшийся роман был прерван срочным отъездом графа в Россию . Но, больше он уже не вернулся. Кончита ждала его 35 лет до тех пор, пока не получила достоверных сведений о нём, после чего удалилась в монастырь…

Марку Захарову , вне сомнения, удалось малыми средствами создать настоящий шедевр и большей частью, благодаря прекрасной игре Николая Караченцова, Елены Шаниной и Александра Абдулова . Это телеверсия известной одноимённой рок-оперы, поставлена на сцене Ленкома в 1983 году и до сих пор входящая в репертуар театра. Эта удивительная, печальная история любви русского путешественника, графа Резанова к дочери испанского колониста, Кончите , легла в основу сюжета «Юноны и Авось» — знаменитой культовой рок-оперы, ставшей хитом на следующий день после премьеры, и продолжающей собирать аншлаги спустя 30 лет!

Очень люблю эту постановку . Особенно за музыкальные композиции. Слушая их, тело пронизывает ток, сердце сжимается в комок, душа рвётся на части. Александр Абдулов играет страстно. Ему особенно удаются персонажи с неустойчивой психикой, «непростые люди». Зная о замене, в силу известных обстоятельств, Н. П. Караченцова, Д. Певцовым моё сердце наполняет грусть. На мой взгляд, Дмитрий Певцов внешне слишком молод для этой роли. Я ни в коем случае не хочу обидеть Дмитрия , умалить его талант, или огорчить его поклонников, абсолютно не сомневаюсь в его актёрских данных, очень уважаю и ценю его за то, что он делает в кино и в театре, но всё же он пресен для передачи внутренней мощи этой роли. Не дотягивает немного. Нет того ощущения щемящей тоски и сковывающей душу боли, как от показа этого образа Николаем Караченцовым. Какая жертвенная любовь! Караченцов — великолепен и бесподобен! Мастер! Не представляю, как данный спектакль выглядит без Николая Петровича . ТАК играть — это далеко не каждому дано! Телеверсию спектакля Н. П. Караченцовым и Е. Шаниной пересматриваю с удовольствием: мастерство, талант, любовь к своим героям всё есть в этой записи спектакля. Описать — слов нет . Это вещь из того разряда, когда сто раз услышанное не стоит одного раза просмотренного. Это надо видеть своими глазами, слышать своими ушами и переживать своим сердцем. Это нечто, что кажется вполне понятным — трагическая история любви, мало ли примеров — но после просмотра, когда возвращается способность говорить и мыслить, возникает вопрос: «Что это? Что это было, что я видела?» Ибо такой вихрь эмоций, чувств, переживаний, какой показан в спектакле, нельзя представить головой. Глядя на экран, у меня создавалось впечатление, что Резанов — одержимый. Он одержим идеей, он буквально горит изнутри, он полон страсти, внутренней силы, в нём бурлит горячая, безумная, бешеная кровь. Это вулкан! Даже запись производит сильнейшее впечатление. Желание пересматривать, слушать не утоляется. Прекрасный плод труда команды талантов — от литературной основы Вознесенского , музыки Рыбникова , режиссуры Захарова , актёрских работ и далее по списку.

Что бы там ни было в 19-м веке, так или не так вообще — спектакль давно отдельное живое создание, явление искусства. Конечно, Николай Петрович Караченцов — центр всего действа. Один из самых дивных наших актёров создал образ — и оживил его для миллионов. Не превзойти его никому — по искренности, отдаче… по всему . А главная ария из этого произведения «Я тебя никогда не забуду» , которую он исполняет сам, своим низковатым баритоном, сражает наповал и покоряет навек. В исполнении других артистов уже так не воспринимается это великое произведение. Не могу сказать о составах, пришедших на смену первоначальным актёрам, так как видела только версию с Дмитрием Певцовым , а эта версия 83 года великолепна. И пленительная Елена Шанина , и Александр Абдулов , и Михаил Поляк держат планку на высочайшем уровне. Никого из них не хочется заменить, все естественны и единственно возможны, как наяву.

Божественно и потому вечно. ВСЁ есть ЛЮБОВЬ… Произведение «Юнона и Авось» — вне времени и пространства. Одно из самых сильных театральных впечатлений в моей жизни! Я пронесу его в своём сердце до последнего вздоха, через вселенную…

Неумолимо наступающая весна и пробуждение природы к жизни так и настраивают на романтический лад. Хочется прикоснуться к чему-то искреннему, чистому и настоящему!

Сегодня я расскажу вам о мюзикле «Юнона и Авось», об истории создания самого мюзикла, о реальных событиях, которые лежат в основе этого музыкального спектакля и о создателях этого чудесного творения. И в конце статьи вас ждёт приятный сюрприз по теме.

«Юнона и Авось» мюзикл?

Было бы более правильно это художественное действо называть рок-опера, но, рождение этой рок-оперы происходило во времена советской жесточайшей цензуры и потому в то время всё, что было связано с рок-музыкой никогда не вышло бы на обозрение публики. И какая утрата постигла бы нас, случись такая несправедливость!!! Поэтому этот музыкальный спектакль его смекалистые создатели назвали «современной оперой». Мюзикл общее название для музыкальных спектаклей и фильмов, мы уже о жанре мюзикла разговаривали в статье . Ну а нам не важно, к какому жанру относят спектакль, важно, что он получился потрясающе-проникновенным и захватил надолго наши сердца в плен.

Создатели

В основе мюзикла лежит поэма Андрея Вознесенского «Авось», музыку к спектаклю написал композитор Алексей Рыбников, постановку осуществил Марк Захаров на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола в 1981 году.

Существует история о том, как состоялась счастливая встреча создателей. А было так… К Марку Захарову пришел композитор Алексей Рыбников и представил свои работы, то были импровизации на православные песнопения. Захаров по достоинству оценил работы Рыбникова и у него появилась идея о создании музыкального спектакля, только тема которая его в то время интересовала была тема труда «Слово о полку Игореве». С мыслями соединить импровизации Рыбникова и «Слово» Захаров отправился к поэту Андрею Вознесенскому и при встрече изложил ему свою идею.

Андрей Вознесенский, выслушав идею Захарова, предложил ещё более дерзкий вариант для музыкального спектакля и дал Захарову прочитать свою поэму «Авось».

Захаров быстро прочитал поэму и ещё быстрее согласился поставить по ней спектакль.

Так оказались связаны создатели этого незабываемого мюзикла.

История «Юноны и Авось»

Если вы думаете, что героев рок-оперы зовут Юнона и Авось, то вы заблуждаетесь, это имена парусных судов, на которых наш главный герой совершал плавание к берегам Калифорнии.

Об этом поподробнее. Поэма Вознесенским была написана, как сейчас принято говорить «на основе реальных событий». В основу положено жизнеописание Николая Резанова, русского офицера, руководителя первой кругосветной экспедиции. Читая повествование о жизни Резанова и путевой дневник мореплавателя, Вознесенский был вдохновлён жизнью отважного соотечественника. Реальная история была такова: Николай Резанов отплыл в Калифорнию в 1806 году, чтобы пополнить продовольственные запасы для русской колонии на Аляске. В Сан-Франциско он встретил Кончиту Аргуэльо, с которой они полюбили друг друга и обручились. Но Резанов, по долгу службы, вынужден был отбыть сначала на Аляску, а потом ко двору императора в Санкт-Петербурге. При дворе императора он планировал получить разрешение женится на католичке. И вот в дороге Резанов заболел… Заболел тяжело и умер в Красноярске, так и никогда не вернувшись к своей возлюбленной. Резанову при встрече с Кончитой было 42 года, Кончите 16 лет. Умер Резанов в 43.

Кончита отказывалась верить слухам о смерти Николая и ждала его возвращения до самого 1842 года, когда английский путешественник Джордж Симпсон смог рассказать ей уже точные подробности о произошедшем с Резановым и о его смерти. Она поверила в известие о смерти любимого лишь через 35 лет, после чего постриглась в монашки и приняла обет молчания. Ушла из жизни она в 1857 году, прожив в монастыре почти два десятка лет.

У этой безнадёжно-пронзительной истории есть небольшое продолжение в наше время. В 2000 году шериф города Бениш, где похоронена Кончита Аргуэлью, совершил путешествие в Россию в город Красноярск и на могилу Резанова привез горсть земли с могилы Кончиты и розу. Через века наши современники попытались воссоединить эти любящие сердца.

На могиле Резанова стоит белый крест, на нем высечены слова с одной стороны «Я тебя никогда не забуду» и «Я тебя никогда не увижу» с другой стороны.

Такова история Кончиты Аргуэлью и Николая Резанова, остальное то, что дополнил поэт Андрей Вознесенский, является художественным обрамлением этой пронзительной истории двух живших в 19 веке людей.

Кончита и Резанов

Даже без художественного образа дополненного Вознесенским история Кончиты и Резанова пронзительна до глубины души! В наш век потребительства и циничного пренебрежения к духовным ценностям сложно представить подобную преданность и всепоглощающую любовь Кончиты, которая всю свою жизнь посвятила одному лишь Резанову, отринув свои собственные желания и ожидания.

Судьба мюзикла

Постановка мюзикла состоялась в 1981 году и удивительно было то, что комиссия пропустила рок-оперу с первого раза, ничего не изменив в ней. Вознесенский вспоминал, что перед этой комиссией они были в церкви у иконы Казанской Божьей матери, которая упоминается в мюзикле, и даже привезли освещенные иконки в свои гримёрки.

Первые исполнители ролей стали Резанов - Николай Караченцов, Кончита - Елена Шанина, Фернандо (жених Кончиты) - Александр Абдулов.

Николай Караченцов играл Резанова до самого несчастного случая, произошедшего с ним.

Спектакль гастролировал за рубежом – Нью-Йорк, Париж, Германия, Нидерланды и др.

В 2010 году мюзикл вышел на сцену в двухтысячный раз, его также поставили и в других странах Германия, Южная Корея, Украина, Венгрия, Польша, Чехия.

Где посмотреть рок-оперу?

Было бы здорово посмотреть мюзикл воочию, но не всегда это у нас получается, и поэтому я советую вам, посмотреть рок-оперу не выходя из дома.

Рекомендую посмотреть мюзикл "Юнона и Авось", в постановке «Ленкома» 1983 года, это одна из первых постановок, на мой взгляд самая удачная! Последующие перепостановки почему-то всегда теряют что-то неуловимо ценное.

Как и обещала вначале статьи даю вам сюрприз