Натурализм в искусстве и культуре. Западноевропейская культура XIX века Школа мусорных вёдер
- (франц. naturalisme, от лат. naturalis — природный, естественный, natura — природа) , направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX в. в Европе и США и стремившееся к объективно точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности.
В сфере искусства натурализм разрабатывался прежде всего в творчестве французских писателей – братьев Э. и Ж. Гонкуров и Эмиля Золя, которые считали, что художник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас, условностей и табу, с максимальной объективностью, позитивистской правдой. Стремясь рассказать о человеке «все подноготную», натуралисты проявляли особый интерес к биологическим сторонам жизни. Натурализм в литературе и живописи проявляет себя в сознательно откровенном показе физиологических проявлений человека, его патологий, изображении сцен насилия и жестокости, жестокости, бесстрастно наблюдаемых и описываемых художником. Фотографичность, деэстетизация художественной формы становятся ведущими признаками этого направления.
Объектом натурализма (прежде всего в литературе) был человеческий характер в его обусловленности физиологической природой и средой, понимаемой преимущественно как непосредственное бытовое и материальное окружение. Сформировавшийся под воздействием идей позитивистской философии, натурализм уподоблял художественное познание научному, прокламировал недоверие ко всякого рода идеологии, что в целом вело к ограничению его художественных возможностей. Однако вторжение жизненной правды, так настойчиво искомой лучшими представителями натурализма, обусловило и положительные моменты, внесённые ими в развитие художественной культуры. Вступив в борьбу с официальным оптимизмом, с мещанской идеологией и моралью, проявляя широкий демократизм и критические разоблачительные тенденции, натурализм способствовал прогрессу общественной мысли и художественного видения. Творчество ведущих писателей, приверженцев натурализма (особенно Э. Золя, Э. и Ж. Гонкуров, Г. Гауптмана), оказало непосредственное влияние на ряд художников последней трети XIX — начала XX вв. (Э. Мане, Э. Дега, А. де Тулуз-Лoтрека, Т. Стейнлена во Франции, К. Менье в Бельгии, М. Либермана, X. Бартельса, К. Кольвиц в Германии, В. Велу в Италии и др.). Однако в истории изобразительного искусства термин «натурализм» связан и с другим рядом явлений, что было обусловлено эволюцией этого понятия, вначале обозначавшего конкретное литературно-художественное направление, но затем перенесённого на более общие и лишь отчасти связанные с ним явления.
Порождённые буржуазной культурой идеологические и стилевые тенденции, а также противостоящий реализму художественный метод, выражающиеся во внешне жизнеподобном воспроизведении реальности, но без её идейного осмысления, художественного обобщения, критической оценки и отбора. Черты бескрылого, поверхностного изобразительства, пассивного копирования второстепенных подробностей, проявившиеся уже в 1820-30-х гг. (особенно у французских живописцев П. Делароша, О. Берне), легко сочетались с академической идеализацией, порождая многочисленные разновидности салонного искусства. Подобное искусство — безыдейное, намеренно «приземлявшее» традиционную возвышенность исторического, религиозного и аплегорического жанров, широко распространилось с середины XIX в. (творчество Э. Месонье во Франции, Ф. Уде в Германии и др.) Другая сторона натурализма — пристрастие к достоверно-фактографическому изображению мрачных, теневых явлений жизни, сцен жестокости и насилия, культ агрессивной, варварской силы — отразилась в искусстве фашистского и других реакционных режимов, получила гипертрофированное развитие в некоторых течениях модернизма (особенно у представителей сюрреализма). Преувеличенная достоверность внешних деталей свойственна и некоторым новейшим направлениям буржуазного искусства (например, гиперреализму).
- «Благая весть», 1644, худ. Филипп де Шампень (Philippe de Champaigne), Музей Метрополитен, Нью Йорк Живопись барокко или барочная живопись живописные произведения периода барокко в культуре XVI XVII веков, тогда как в политическом плане… … Википедия
Словом Р. французские критики назвали направление в живописи, которое избрал Курбэ (1819 77) в противодействие не только идеалистическому направлению, но и всякому другому, избиравшему сюжеты для картин не из окружающего современного общества и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Петрус Кристус. Портрет молодой дамы. Около 1450. Берлинская картинная галерея. Берлин Ранняя нидерландская живопись (редко старонидерландская … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Реализм. Эдуар Мане. «Завтрак в мастерской» (1868) Реализм эстетическая позиция, с … Википедия
- (япон. Ниппон, Нихон) I. Общие сведения Я. государство, расположенное на островах Тихого океана, вблизи побережья Восточной Азии. В составе территории Я. около 4 тыс. островов, протянувшихся с С. В. на Ю. З. почти на 3,5 тыс.… …
Сандро Боттичелли. «Портрет юноши с медалью Козимо Медичи». 1470 1477. Уффици, Флоренция Портрет итальянского … Википедия
- (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия
Портрет Иоанна Генриха, маркграфа Моравии. Петер Парлер и мастерская. Между 1379 1386, Собор святого Вита, Прага Портрет Средневековья, портретное искусство Средних веков стадия определённого упадка в истории развития … Википедия
Охватывает период IX II в. до н. э. Содержание … Википедия
В. Фаворский (фото 1920 х годов) … Википедия
Книги
- Творчество. Человек-зверь. Статьи , Эмиль Золя , В томе представлены широко известные произведения классика французской литературы Эмиля Золя… Категория: Классическая и современная проза Серия: Золотой фонд мировой классики Издатель: АСТ, АСТ Москва, Neoclassic ,
- Naturalismus , Hamann R. , Hermand J. , Натуралистическая живопись, а точнее, натурализм в живописи, как направление искусства конца XIX века, не ограничивается созданием визуально схожего с натурой образа. Он целиком погружается в… Категория:
Этот термин нам знаком и кажется вполне понятным. Но если говорить о нём применительно к художественному творчеству, то здесь его значение становится несколько противоречивым и даже многовариантным.
Но обо всем по порядку.
Ещё со школьной скамьи мы помним, что реалистическое изображение – это объективное изображение действительности такой, какой она есть на самом деле. Но поскольку автор художественного произведения действительность изображает субъективно, т.е. так, как он видит и понимает её, то здесь можно говорить о том, что под реализмом в узком смысле понимают позитивизм
– философское учение о том, что единственным источником истинного, действительного знания являются эмпирические исследования. Эмпиризм
признаёт источником знания не разум, а чувственный опыт. Итак, получается, что художник-реалист изображает действительность такой, какой он её видит. Но согласитесь, что если несколько человек видят одну и ту же картину или ситуацию, то опишут (или нарисуют) они её по-разному. Вот в этом и заключается неопределённость границ реализма.
Может возникнуть вопрос: является ли в таком случае реализмом импрессионизм ? Ведь художники-импрессионисты изображали природу такой, какой они её видели, во всём разнообразии игры красок и светотеней? Мы ответим на этот вопрос положительно: конечно, является.
Термин «реализм» принадлежит французскому литературному критику Ж. Шанфлёри, он первым употребил его в 50-х годах XIX в. для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму).
Считается, что реализм продолжил своё существование в двух направлениях: натурализме и импрессионизме и проявился в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке. Мы рассмотрим его на примере живописи.
Натурализм (от лат. nаturа – природа)
Ж. Бастьен-Лепаж «Дети рыбака»
Натуралисты стремились как можно более точно запечатлеть современную действительность, в частности, повседневную жизнь крестьянства и рабочего класса. В настоящее время это возможно сделать с помощью фотоаппарата. Натуралистам и была свойственна фотографичность. Французский художник Гюстав Курбе
(1819-1877) открыл в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма», его и считают одним из основателей реализма в живописи.
Г. Курбе «Веяльщицы» (1853)
Впоследствии социально-критическая и сатирическая составляющие в произведениях натуралистов отошли на второй план, т.к. бесстрастно фиксировать реальность стала фотография, а чуть позже всё большее признание стал получать импрессионизм.
Импрессионизм (от фр. impression – впечатление)
Более подробно мы рассказываем об импрессионизме в отдельной статье. Сейчас дадим лишь общую характеристику.
Представители этого направления стремились наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Термин «импрессионизм» имел вначале пренебрежительный оттенок – критик Луи Леруа написал фельетон «Выставка импрессионистов». На этой выставке находилась картина Клода Моне
«Впечатление. Восход солнца» («Impression, soleil levant»). Это название картины и стало в дальнейшем термином.
Клод Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872). Музей Мармоттан-Моне, Париж
Импрессионизм сосредотачивается на поверхностности, текучести мгновения, настроения, освещении или угле зрения. Он не ставит своей задачей изображение социальных проблем или сатиру. Для импрессионизма не так важно, что изображено на рисунке, но важно, как изображено.
Итак, реализм проявил себя по-разному и в различных странах: в России – в творчестве передвижников , в Италии – веризм, маккьяйоли, в Австралии – гейдельбергская школа, в США – школа мусорного ведра, во Франции – барбизонская школа.
Веризм (от ит. vero – истинный, правдивый)
Ещё в XVII в. этот термин употреблялся в изобразительном искусстве для обозначения реалистического направления в живописи барокко . Во второй половине XIX в. термин возродился как обозначение реалистического и натуралистического направления в итальянском искусстве. В области литературы наиболее яркое и законченное выражение веризм получил в романе и новелле.
Телемако Сигнорини «Уличная сценка» (1881)
Отражением веризма в музыке являются оперы Масканьи, Пуччини и Леонкавалло.
Маккьяйоли (от ит. macchia – пятно)
Маккьяйоли - группа итальянских художников, сформировавшаяся во Флоренции к началу 1860-х гг. Почти все представители маккьяйоли в прошлом были участниками национально-освободительного движения под руководством Гарибальди. Они считали академизм застывшим явлением в искусстве и противопоставляли ему непосредственную связь своего искусства с современностью. Тематика их работ – эпизоды войны за независимость, портреты её участников, жанровые сцены, пейзажи.
Джованни Фаттори «Стога сена»
Они часто работали на пленэре (на воздухе). Для произведений маккьяйоли характерны жизненность, лаконизм, свободное сочетание сочных цветовых пятен. Маккьяйоли оказали большое влияние на всю итальянскую живопись конца XIX в. К 1880-м гг. движение распалось, некоторые художники обратились к импрессионизму.
Барбизонская школа
Тройон «Отправление на рынок»
Так называли группу французских художников-пейзажистов. Своё имя школа получила по названию деревни Барбизон в лесу Фонтенбло, где длительное время жили Руссо, Милле и некоторые другие представители группы. Художники школы опирались на традиции, заложенные голландскими и французскими пейзажистами. Влияние на творчество барбизонцев оказывали также их современники, не принадлежавшие к группе: Коро, Курбе, Делакруа.
Диаз «Старая мельница около Барбизона»
В чём же отличие пейзажей последователей Барбизонской школы от пейзажей художников других направлений? Дело в том, что пейзажу придавали различное значение. Например, в академической живописи пейзаж существовал в основном как фон, на котором разворачивался сюжет картины. А у романтиков пейзаж был приукрашен. Барбизонцы же выступали за реалистический пейзаж своей родины с обыденными мотивами, с участием простых людей, занятых трудом. Представители барбизонской школы: Руссо, Дюпре, Диаз, Милле, Добиньи, Тройон и др., точно очертить их круг невозможно. Интерес к творчеству барбизонцев проявляли знаменитый русские пейзажисты Ф. Васильев, И. Левитан, А. Саврасов.
Гейдельбергская школа (австралийское арт-движение конца XIX в.)
Фредерик McCubbin «Письмо» (1884)
По-другому эту школу называют австралийским импрессионизмом. Движение основано художниками Артуром Стритоном и Вальтером Холке. Участники этого движения писали на пленэре в импрессионистской манере. Название школа получила по имени района восточнее Мельбурна, который назывался Гейдельберг.
Насчитывают более 20 художников этой школы. Они находились под влиянием движения импрессионистов и позаимствовали у них многие концепции: изображение повседневной жизни на фоне природы, умение схватить мгновение и передать его при помощи краски, уловить эффект освещения, контраст и т.д. Но не следует воспринимать этих художников как только копировальщиков западного искусства. Они умело и с любовью изображали свой австралийский пейзаж, показывая его отличительные особенности.
Вальтер Холке «После знойного дня» (1891)
Школа мусорных вёдер
Художественное направление, возникшее в США в начале XX в. Больша́я часть работ представителей школы посвящена реалистичному изображению повседневной жизни бедных и рабочих кварталов Нью-Йорка. Основоположниками и крупнейшими представителями школы считаются Роберт Генри, Джон Слоан, Эдвард Хоппер и др. В то время фотоаппараты ещё не использовались для оперативной съёмки происшествий. Поэтому газеты нанимали художников, которые зарисовывали иллюстрации для заметок.
Джон Слоан «Бар Максорлис» (1912)
В основном они изображали неприглядные стороны городской жизни. Это и дало толчок к появлению и развитию американского реализма. Основными объектами их зарисовок были улицы с их типичными тогдашними представителями: беспризорниками, уличными музыкантами и актёрами, иммигрантами и т.д.
Как обычно, у любого метода есть свои сторонники и свои противники. Одни видят в творчестве реалистов правду жизни и объективную оценку действительности; другие считают, что нет ничего ценного в том, чтобы точно фиксировать реальные события и называть это художественным творчеством.
Натурализм (по-французски naturalisme, от латинского слова «natura» - - «природа»):
1) направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX в. в Европе и США. В программе натурализма были полемически заострены стремление уподобить художественное познание мира научному его изучению, стремление к объективному, бесстрастному изображению реальности, прежде всего человеческих характеров, их обусловленности физиологической природой человека и окружающей его общественной средой. Натурализм зародился во французской литературе и литературной критике под влиянием успехов экспериментальных естественных наук, особенно физиологии и медицины. Философской основой натурализма был позитивизм французского философа Огюста Конта и его преломление в эстетической теории Ипполита Тэна, в теории эволюции английского социолога Херберта Спенсера.
Теория натурализма как литературной школы была подробно разработана Эмилем Золя, возглавившим школу писателей-натуралистов. При всей ограниченности творческого метода писателей-натуралистов, отказавшихся от обобщения и анализа социально-экономических проблем в ЖИЗНИ общества, натурализм способствовал резкому расширению круга тем и образов, становлению критического реализма XIX в.; расширился интерес к изображению «социального дна», к функционированию разнообразных «социальных организмов» (шахты, предприятия, рынки, прачечные, публичные дома), к взаимодействию личности и толпы. Это породило новые средства художественного изображения действительности. Сходные направления существовали в художественной культуре многих стран («веризм» в Италии, «областничество» в США). Позитивистский пересмотр реалистической традиции формирования художественного образа, проявившийся в литературе и искусстве натурализма, привел к росту черт импрессионизма, символизма и декадентства в творчестве таких писателей, как Ги де Мопассан, Жорж Гюисманс. Натурализм оказал сильнейшее воздействие на творчество таких художников последней трети XIX в. и начала XX в., как Эдуар Мане , Эдгар Дега , Жюль Бастьен-Лепаж, Анри де Тулуз-Лотрек , Теофиль Стейнлен во Франции, Константен Менье в Бельгии, Макс Либерман, Кете Кольвиц в Германии, Франческо Паоло Микетти, Винченцо Вела в Италии. Однако натурализм в изобразительном искусстве не оформился в цельное, последовательное направление;
2) в советской эстетике и критике 30 ых - 70 годов двадцатого века натурализм объяснялся как художественный метод, типологически противопоставлявшийся реализму как его антипод (также как и формализм). Главной особенностью натурализма провозглашался внесоциальный, биологический взгляд на человека, чему соответствовала пассивная регистрация жизненных явлений и фактов без их критического отбора, идейно-философского осмысления и анализа; натурализм отождествлялся с бесстрастным копированием жизни без художественного ее обобщения, с повышенным интересом к темным (даже патологическим) ее сторонам. В таком понимании признаки натурализма обнаруживались в академическом салонном искусстве (Поль Деларош, Эрнест Месонье), в «риджиоиализме» живописи США, в таких авангардистских течениях, как дадаизм,