Куприянов крылов и николай соколов. Кукрыниксы

Куприянов крылов и николай соколов. Кукрыниксы
Куприянов крылов и николай соколов. Кукрыниксы

Кукрыниксы - творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903-1991), Порфирий Крылов (1902-1990) и Николай Соколов (1903-2000).

Биография Кукрыниксы

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп.В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы)

Творчество Кукрыниксы

Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально - над портретами и пейзажами).

Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

В группе происходил поиск нового единого стиля использовавшего мастерство каждого из авторов.

Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений.

Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой. По воспоминаниям художника журнала «Крокодил» Германа Огородникова, с середины 60-х годов,

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!. Он появился на июньских улицах Моск­вы одним из первых - сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР.

Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»).

Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.).

Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они - авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947-1948), «Старые хозяева» (1936-1937). Ими выполнены рисунки пастелью - «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд» и др.

Члены коллектива работали также и порознь - в области портрета и пейзажа.

Работы и выставки

Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933-1934, «Поджигатели войны», 1953-1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940-1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948-1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).

Кукрыниксы - творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903-1991), Порфирий Крылов (1902-1990) и Николай Соколов (1903-2000).

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Подобным примером составления псевдонима является псевдоним творческого коллектива советских писателей «Гривадий Горпожакс».

Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально - над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских . В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы)

В группе происходил поиск нового единого стиля, использовавшего мастерство каждого из авторов.
Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений.
Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой. По воспоминаниям художника журнала «Крокодил» Германа Огородникова, с середины 1960-х годов Кукрыниксы практически не посещали журнал:

Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933-1934, «Поджигатели войны», 1953-1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940-1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948-1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Моск­вы одним из первых - сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР.
Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.). Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они - авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947-1948), «Старые хозяева» (1936-1937). Ими выполнены рисунки пастелью - «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд» и других.

Члены коллектива работали также и порознь - в области портрета и пейзажа.

Обширная коллекция художественных работ, принадлежащих перу Кукрыниксов, собрана в частной коллекции семьи Мамонтовых.

Музей-заповедник «Царицыно» с 30 апреля 2008 года выставлял посмертную выставку, посвящённую Дню Победы «История глазами Кукрыниксов. 1928-1945. Военный плакат. Карикатура. Живопись. Графика»

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Буква Ы

Эти выдающиеся художники появились на свет в начале XX века - Порфирий Никитич Крылов в 1902 году, а Михаил Васильевич Куприянов и Николай Александрович Соколов в 1903 году.

В 1921 году молодые люди познакомились во Вхутемасе - Высших художественно-технических мастерских. Это было уникальное, только что созданное учебное заведение, в котором преподавали такие легендарные личности как Родченко, Татлин, Фаворский..

Именно в Вхутемасе зарождалось авангардное советское искусство, и все юные художники постоянно экспериментировали, искали новые изобразительные формы, оставившие след в мировой культуре.

Соколов, Куприянов и Крылов тоже пробовали работать в разных манерах, иллюстрировали художественные произведения. Но затем все чаще выступали как карикатуристы, а впоследствии решили творить вместе - после того, как они втроем нарисовали студенческую стенную газету. Был придуман общий псевдоним - Кукрыниксы, который расшифровывался следующим образом Ку - Куприянов, Кры - Крылов, НикС - Николай Соколов. А буква Ы указывала на то, что это все же не один художник, а несколько.

Первая карикатура Кукрыниксов была напечатана в 1926 году в журнале «Комсомолия». Каждый из них продолжал создавать собственные художественные произведения, но все же запомнились всем их совместные работы. Сами художники говорили так: ««Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой… И то, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности».

Гад-бюрократ

Если вначале Кукрыниксы рисовали безобидные шаржи на писателей, поэтов, художников и литературных героев, то постепенно их творчество становилось все острей и злободневней.

В то время была очень актуальна тема политической сатиры, и именно в ней Кукрыниксы стали непревзойденными мастерами. Теперь они рисовали не дружеские шаржи на писателей, а достаточно едкие карикатуры, высмеивающие бывших кумиров царской России - Колчака, Деникина, и заметные фигуры «буржуев».

Вскоре Кукрыниксы стали самыми известными и востребованными карикатуристами в СССР - их работы печатались в самых «главных» советских газетах, даже в «Правде». Их творчество полностью отвечало духу времени и злобе дня. Кукрыниксы ездили по стране, активно собирали материал для своих карикатур и являлись не только художниками, но и рупорами всех идей партии и правительства. Вот некоторые названия работ Кукрыниксов, сделанных в 30-е годы: «Уборка урожая - грозный удар по врагу», «Уничтожим кулака как класс». Не были забыты и так называемые язвы советского общества. Названия этих работ говорят сами за себя: ««Гад-бюрократ засорил советский аппарат, гони его вон, рабочий отряд!».

Некоторые рисунки были объединены в серию, например, «Транспорт» - все карикатуры в ней освещали «отдельные недостатки» в железнодорожной отрасли и имели такие бичующие наименования как «Дуплет в угол, или обмен поездами на станциях Свердловского узла», «Катастрофический машинист».

События внешней политики тоже обязательно попадали на кончики пера художников: «Двинулись к озеру Хасан, чтобы переползти через советскую границу», «Вся Европа - Гитлера и Риббентропа».

Смехом по врагу

Между тем международная обстановка все накалялась, и Кукрыниксы все больше рисовали карикатур, обличающих фашизм. А уже к вечеру 22-ого июня 1941 года они нарисовали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», который на другой день взывал к чувству патриотизма советских людей.

Всю войну Кукрыниксы провели, можно сказать, на передовой - они часто бывали на фронте, вплотную соприкасались с ужасной действительностью… И их вклад в победу над врагом был огромным - карикатуристы убивали его своим оружием - смехом и сатирой, поднимавшими боевой дух солдат…

По инициативе Кукрыниксов были созданы «Окна ТАСС» - плакаты, снабженные стихами и текстами. Все знаменитые художники и карикатуристы в «Окнах» объединили все свои усилия, чтобы выступить единым фронтом против фашизма. И эти плакаты действительно действовали на зрителей - не случайно они популярны до сих пор…

В 1942 году Кукрыниксы получили Сталинскую премию - самую высшую награду, которую можно было иметь в то время. Власть любила их, потому что они верно служили ее идеалам, но и простой советский народ тоже дожидался с нетерпением очередной карикатуры Кукрыниксов - смех давал людям силы для дальнейшей борьбы.

Кукрыниксы рисовали не только сатирические карикатуры. После смерти Зои Космодемьянской, они написали картину «Таня», вызывавшую слезы у зрителей… Затем появилось полотно «Бегство фашистов из Новгорода» - в 1944 году Кукрыниксы приехали в только что освобожденный Новгород, варварски разрушенный гитлеровской армией - был разбит памятник «Тысячелетие России», полуразрушен Софийский собор. Свои переживания Кукрыниксы передали на картине…

И совсем другие чувства появлялись от торжественной картины Кукрыниксов «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии», написанной в 1946 году, и полотна «Конец. Последние часы в ставке Гитлера», воспроизводящего бомбоубежище Гитлера в Берлине и ужас фюрера перед советскими войсками… Война закончилась, и часть победы в ней принадлежала Кукрыниксам…

«Крокодил» против США

После войны художники продолжали рисовать карикатуры, чутко реагируя на все события внутри страны и на международное положение. Теперь они обличают империалистов, колониальную политику Соединенных Штатов, войну во Вьетнаме и так далее. Ни один номер популярнейшего журнала «Крокодил» не обходился без очередной острой карикатуры Кукрыниксов, которые потом долго еще обсуждали на работе или дома.

Но Кукрыниксы не только смеялись. Они занимались серьезной работой по иллюстрированию книжек. Например, их иллюстрации к чеховской «Даме с собачкой» до сих пор считаются непревзойденными. Они так достоверно передавали все оттенки чувств героев, что читателям казалось, что они смотрят полнометражный художественный фильм. То же самое относится и к иллюстрациям к «Золотому теленку» Ильфа и Петрова - книга казалась в два раза смешнее, снабженная картинками от Кукрыниксов.

Кроме того, они проиллюстрировали «Фому Гордеева» и «Мать» Горького, «Портрет» Гоголя, «Дон-Кихот» Сервантеса, «Хождение по мукам» Толстого, произведения Салтыкова-Щедрина.

Кукрыниксы получили все мыслимые и немыслимые премии, были обласканы всеми властями. Но неумолимая смерть унесла сначала Порфирия Никитича Крылова - в 1990 году, а через год Михаила Васильевича Куприянова. Николай Александрович Соколов пережил товарищей - он скончался в 2000 году.

Однако их имена не забыты до сих пор. Устраиваются выставки Кукрыниксов, и художников Куприянова, Крылова и Соколова - ведь они рисовали картины и по отдельности. И работы каждого из них так не похожи на труды его собратьев- удивительно, как умудрились участники этого успешного триумвирата после стольких лет совместной работы сохранить такую яркую индивидуальность…

Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (р. 8(21).10.1903, Тетюши, ныне Татарской АССР), Крылов Порфирий Никитич (р. 9(22).8.1902, деревня Щелкуново, ныне Тульской области), Соколов Николай Александрович (р. 8(21).7.1903, Москва). Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929). Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958).

В первые недели войны против Советского Союза нацистским лидерам, завороженным успехами на Восточном фронте, казалось, что победа в только что начавшейся кампании фактически уже одержана.

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: "Фашистский сумрачный калиф, Кальян душистый закурив, Велел войти с докладом Своим Шехеразадам. И вот вошел Шехеразад И прочитал ему доклад: "Один немецкий пулемет Разбил сто тысяч дотов И триста тысяч девятьсот Семнадцать самолетов! Два "мессершмитта" на лету Забрали в плен Алма-Ату с воздушным загражденьем, С луной и затемненьем...". Калиф прервал его доклад, Прикрыв плотнее двери: "А каковы, Шехеразад, Немецкие потери?" Калиф, ты задал мне вопрос Весьма замысловатый, Я на советский счет отнес Немецкие утраты!"

Как художники-сатирики Кукрыниксы заняли ведущее место в советском искусстве и получили всемирную известность. Совместно работая с 1924, Кукрыниксы первоначально исполняли преимущественно карикатуры на темы из литературной жизни. Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксов оценил М.Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами. Выступая с 1925 в газетах и журналах ("Правда", "Крокодил" и др.), Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: "Транспорт", тушь, 1933-34; "О дряни", тушь, гуашь и др., 1959-60).

Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и "Окна ТАСС", созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941-1945, сочетающие в символически-обобщённых образах убийственный сарказм и героику ("Беспощадно разгромим и уничтожим врага!", 1941). Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма ("Поджидатели войны", тушь, 1953-57). За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем.

С 20-х гг. Кукрыниксы выступают и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя. Диапазон их творчества в этой области весьма широк - от острого графического гротеска до лирически-живописных образов. Среди иллюстрированных ими произведений: "12 стульев" (тушь, 1933 и 1967) и "Золотой телёнок" (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, "Господа Головлёвы" и др. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), "Дама с собачкой" и др. произведения Чехова (1940-46; Государственная премия СССР, 1947), "Жизнь Клима Самгина" (1933), "Фома Гордеев" (1948-49; Государственная премия СССР, 1950) и "Мать" (1950; Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, "Дон Кихот" Сервантеса (1949-52) - все чёрная акварель.

В станковой живописи Кукрыниксы также ставят перед собой задачи большого политического звучания, творчески развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда отдельные приёмы своей сатирической графики. Они обращаются к историческим сюжетам (серия "Старые хозяева", 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм ["Бегство фашистов из Новгорода", 1944-46, Русский музей, Ленинград; "Конец", 1947-48, Государственная премия СССР, 1949; "Обвинение (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)", 1967; обе - в Третьяковской галерее], значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны ("Таня", 1942-47, Третьяковская галерея). Уникален рабочий метод Кукрыниксов: мастера добиваются единого, "кукрыниксовского" почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. В 1972 П.Н.Крылову, а в 1973 Н.А.Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Все врут календари

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Молниеносную войну Он обещал в июне, И целый час метал слюну, Беснуясь на трибуне. Он говорил: - Исход войны Решу я в две недели! - И дураки его страны В ответ ему галдели. Когда же этот срок истек, Бессовестный оракул Двухмесячный назначил срок, А Геббельс "хох!" проквакал. То к ноябрю, то к рождеству, То первого апреля Грозился фюрер взять Москву, А месяцы летели... "Не думать о конце войны!" — Таков приказ последний. "Немедля сдать в казну штаны!" - Гласит приказ соседний. Уже листков календаря Не остается, кроме Сорок восьмого мартобря На стенке в желтом доме...

Гитлер, стремясь взвалить ответственность за поражение под Москвой на отдельных высших военачальников, уволил в отставку командующего сухопутными войсками генерал-фельдмаршала В. фон Браухича и ряд других генералов и, будучи верховным главнокомандующим, принял на себя также командование сухопутными войсками германской армии.

Скорбная помощь

После поражения немецко-фашистских войск под Москвой Гитлер начал смещать генералов и фельдмаршалов с занимаемых ими постов, имели место случаи отдачи под суд и разжалования.

Грязное белье

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Две прачки хмурые Лаваля жмут и трут: Правительство Виши они скрутили в жгут. Хоть мало совести и чести у Лаваля, Но этакий нажим он выдержит едва ли. А прачки жмут, и трут, и крутят, как белье, Лаваля грязного, Дарлана, Дорио.

Упоминаемые в стихах имена: Дорио - главарь одной из самых прогитлеровских фашистских организаций во Франции.

Золотые руки (после расстрелов в Лионе)

В апреле 1942 г. по настоянию Берлина премьер-министром коллаборационистского правительства во Франции (Виши) стал Лаваль, зарекомендовавший себя как активный сторонник широкого, в том числе и военного, сотрудничества с фашистской Германией. По его распоряжениям чинились расправы над французскими патриотами.

"По приказу немецкого штаба в оккупированный район назначается сельскохозяйственная команда под начальством лейтенанта Вебера. В команду входят 5 унтер-офицеров полевой жандармерии, унтер-офицер и 11 солдат артполка, подходящий санитарный чин, повар, бухгалтер, мотоциклист... Подпись: Гюнтцель. Верно: Гауптман." (Выписка из немецкого документа).

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Сельскохозяйственные пушки, Жандармы вместе с артполком Ведут осаду деревушки, Где пахнет козьим молоком. От канонады небу жарко. Гремят орудья, как гроза. Окружена одна доярка. Осаждена одна коза. Как видно, козье молоко Дается немцам нелегко!

Молодец среди овец, против молодца - сам овца

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Фон-Драппе, офицер немецкий. Примерным был штурмовиком. Он мог ребенка молодецки Пронзить отточенным клинком. Гвардейцы наши удалые Смирили буйство наглеца И обнаружили впервые, Что он - не Драппе, а овца. Теряя облик человечий. Полковник задал лататы И вдруг заблеял по-овечьи. Скрываясь в ближние кусты.

"За время с 9 по 22 января на Северо-Западном и Калининском фронтах немцы потеряли убитыми свыше 17000 человек. За время с 16 по 25 января на Западном фронте немцы потеряли убитыми свыше 12000 солдат и офицеров".

(Из сообщений Совинформбюро) В ходе Московской битвы (30 сентября 1941 г. — 20 апреля 1942 г.) в январе-апреле войска Западного, Калининского, Брянского, и других фронтов нанесли поражение противнику и отбросили его на 100-250 км.

Зимний фриц (обмен опытом)

Фриц прошлогодний сегодняшнему: "Прошлой зимой нам Гитлер тоже обещал новое обмундирование".

Новая кукольная комедия в постановке театра Виши

"По сообщению германского информационного бюро, Лаваль назначается главой правительства Виши. Петен остается "главой государства", а Дарлан - руководителем армии, флота и авиации". (Из газет). Карикатура сопровождалась стихами С. Маршак.

Недаром помнит вся Россия про день Бородина

В начальный период Московской битвы решительное сопротивление было оказано противнику на Можайской линии обороны. Успешные бои происходили и около Бородино на месте знаменитого сражения 1812 года.

В начале весны 1942 г. советско-германский фронт временно стабилизировался. Героический труд советских людей обеспечил быстрое увеличение военного производства. Больших успехов достигла внешняя политика СССР. К лету 1942 г. в составе антифашистской коалиции насчитывалось уже 28 стран.

Однако фашистская армия продолжала оставаться грозной силой. Неудачный для советских войск исход операций в районе Харькова и на Керченском полуострове в мае 1942 г. крайне осложнил обстановку на южном крыле советско-германского фронта. В июле началось широкое наступление немецко-фашистских войск. Противник прорвал фронт советских войск, вышел в большую излучину Дона, создав угрозу прорыва к Волге и на Кавказ. 17 июля развернулось оборонительное сражение под Сталинградом, продолжавшееся до середины ноября 1942 г. Оно положило начало великой Сталинградской битве. На юге советские войска в тяжелых оборонительных боях между Доном и предгорьями Главного Кавказского хребта, в горах Кавказа и на Черноморском побережье измотали немецко- фашистские войска и в начале ноября остановили их наступление.

19 ноября советские войска начали мощное контрнаступление под Сталинградом, в ходе которого была окружена, а в начале февраля 1943 г. ликвидирована более чем трехсоттысячная группировка противника. Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом явился важнейшим военно-политическим событием второй мировой войны, ознаменовавшим начало коренного перелома как в ходе Великой Отечественной войны, так и всей второй мировой войны.

О том, как Гитлер прошлогодний увидел Гитлера сегодня

В отличие от плана "Барбаросса", предусматривавшего стратегическое наступление немецко-фашистских войск в 1941 г. на всех основных направлениях, план летней наступательной кампании 1942 г., разработанный после поражения под Москвой, имел более ограниченные масштабы. Южное направление советско-германского фронта становилось главным и, по существу, единственным, где вермахт предполагал осуществлять свои крупные наступательные операции.

"...В западных областях Украины уже создано 570 больших помещичьих имений... Обыкновенный честный трудящийся крестьянин земли от немцев не получает и не получит... Им не нужны украинские крестьяне, а нужны рабы, которые бы кормили своим трудом немецких панов". (Из газет).

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Везут фашисты из Германии Рассаду к посевной кампании. Рядами на кровавой грядке Под сенью пушек и штыков Сажают сотни и десятки Помещиков-крепостников. Полей немецкий пан не вспашет, Барон не станет боронить... Свободной Украины нашей Крепостникам не полонить!

Подлую тварь - на фонарь!

В сентябре 1942 г. возглавляемое Лавалем правительство Виши ввело обязательную трудовую повинность для снабжения немецкой промышленности рабочей силой: все французы в возрасте от 19 до 50 лет могли быть направлены на работу в Германию. За время пребывания Лаваля у власти (до августа 1944 г.) на принудительные работы в Германию было отправлено 750 тыс. французов.

Чернильная оборона

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Берлинские лжецы Палят чернильные зенитки В Берлине сутки напролет - Они "сбивают" Наш боевой воздушный флот. Но пусть услужливые перья Трещат и день и ночь подряд. Чернильницы — не артиллерия, А клякса — это не снаряд! Лжецам бесстыдным из Берлина Мы слово твердое даем, Что ими "сбитые" машины Мы снова в Пруссию пошлем!

Дойная корова

"Ежегодно переиздается книжка Гитлера "Моя борьба", которую каждый немец вынужден выставлять напоказ у себя в квартире. На одной этой сделке Гитлер наживает миллион марок". (Из газет)

Плакат сопровождался стихами С. Маршака: У этой жилистой доярки И день и ночь из-под руки Струятся золотые марки Дождем в открытые мешки. Наполнил ливень этот звонкий Карманы, сейфы, погреба... А кличка золотой буренки — "Майн кампф", или "Моя борьба". "Свою борьбу" доярка доит Вовсю, волнуясь и спеша. Она-то знает, что не стоит Ее буренка ни ipouia. Настанет скоро день суровый, Давно назначенный судьбой, Когда доярку и корову Народ погонит на убой.

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Сверкая глазами, полковник-барон Скомандовал: "Руки по швам!" Но видя, что чешется весь батальон - Скомандовал: "Руки по вшам!"

У разбитого корыта

Разгром 8-й итальянской армии под Сталинградом, а затем поражение итальянских и немецких войск в Северной Африке вызвали резкое обострение внутриполитического положения Италии. Нарастал острый кризис и в руководстве фашистской партии Италии. Потеря колониальных владений в Африке значительно сужала социальную опору режима Муссолини, делая бесперспективным его союз с крупной буржуазией.

ПРОШЛО ВСЕГО НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ (ВЗИРАЯ НА ЛИЦА...). 1942

Огромные потери немецко-фашистских войск на советско-германском фронте, особенно возросшие в результате поражения под Москвой, создавали немалые трудности даже для таких мастеров лживой пропаганды, как Геббельс.

"Никто не знает, как долго еще продлится война", — сокрушенно заявил министр пропаганды в одном из своих выступлений. "Поход против России, - сказал он, - длится уже восемь месяцев. Упорный и ожесточенный характер этой войны выдвигает перед немцами все новые и новые трудные проблемы. Это отразилось даже на выражении лиц немецких солдат". (Из газет)

Пятна крови

"Фрау Траудель в письме к мужу Леонардо на советско-германский фронт просит прислать ей некоторые вещи для ее детей. "Ничего - пишет она, - если они испачканы в крови, их можно выстирать". (Из газет)

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: - Мой Фриц, сокровище мое, Пиши нам о своем здоровье. Пришли нам теплое белье, Хотя бы залитое кровью. Его могу я постирать. Оно малютке пригодится... Так пишет женщина и мать, Достойная подруга Фрица. Когда устраивал погром Фашист, клейменный смертным знаком, Незримо с ним врывалась в дом Она - с кошелкой и рюкзаком.

Речи бессвязные, взоры усталые

После ошеломляющего поражения немецко-фашистской армии под Москвой, невиданных ранее потерь в живой силе и технике в высшем военно-политическом руководстве третьего рейха царило заметное уныние. В ряде публичных выступлений зимой 1941 - весной 1942 гг. Гитлер довольно пессимистично оценивал сложившееся положение. 30 января 1942 г., выступая в Берлинском дворце спорта, Гитлер вынужден был открыто признать, что не знает, как будет вести войну в 1942 г. и сумеет ли ее выиграть.

Творческое объединение художников Кукрыниксы, прославившееся в 30-40-х годах XX века своими сатирическими произведениями, сегодня почти неизвестно новым поколениям. Художники сыграли важную роль в культуре и политике Советского Союза.

ВХУТЕМАС - точка встречи

Высшие художественно-технические мастерские, созданные 1920 году и известные всему миру как ВХУТЕМАС, выпустили большое число дизайнеров и художников, которые существенно повлияли не только на советскую культуру, но и оставили след в мировом искусстве.

В частности, отсюда начали свой путь художники Кукрыниксы, которые пришли сюда разными путями и из разных мест, но с одной целью - научиться создавать прекрасное. Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел». Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп. Позже к ним присоединился студент-новобранец Николай Соколов, который уже давно подписывал свои работы как Никс. Так появилась знаменитая Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение. Их стихия была смех, они тонко подмечали юмористические черточки в окружающей действительности, и это стало их исходной точкой в сотрудничестве.

Содружество единомышленников

Художники Кукрыниксы - это уникальное явление в мировой культуре. Одновременная работа над произведениями требовала от них тесной связи и близости во взглядах. Их объединяла творческая платформа - они стремились подметить смешное и выразить это в рисунках. Большую роль в формировании содружества сыграл В. Маяковский, он воплощал их мысли и настроения. Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов. Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению. В этой работе кристаллизовались черты их художественного метода, они черпали у Маяковского смелость, меткость и злободневность.

Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира». Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький. Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь. Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии. Главными в их творчестве стали истинно сатирические произведения - насмешливые и язвительные. На протяжении нескольких десятилетий, с середины 20-х годов до конца 90-х, художники тесно дружили, и это позволяло им творить совместно.

Художественный метод Кукрыниксов

Художники Кукрыниксы смогли создать уникальный метод работы над произведением. существовали и до них, но таких, в которых все креативные индивидуальности стерты во имя коллективного «Я» художника, не бывало. Они работали таким образом, чтобы потенциал каждого творца был в наибольшей степени воплощен в конечном произведении. В результате тесного единения возник узнаваемый сатирический стиль художников, который наиболее полно реализовался в плакатах и карикатурах, но различим и в живописных полотнах. Они работали над произведением по очереди, рисунок ходил по кругу, каждый вносил в него свои штрихи, и получался коллективный продукт.

Кукрыниксы всегда придерживались двух принципов: народности и партийности. Они понимали искусство как служение Родине, а героическое настроение эпохи 20-х годов они пронесли через всю свою творческую жизнь.

Вехи творческого пути

Начинали совместную работу Кукрыниксы как карикатуристы в знаменитой стенгазете «Арапотдел», которая остро высмеивала космополитов и формалистов, проводя в жизнь линию партии. С 1924 года они начинают заниматься иллюстрациями к литературным произведениям. Они иллюстрировали молодых писателей и даже выработали такой жанр, как изобразительная критика. Максим Горький обратил внимание на необычных иллюстраторов и посоветовал им шире черпать темы для искусства из жизни, а не только из литературы. В конце 20-х годов шаржи Кукрыниксов печатают во всех литературных журналах, они сближаются со многими писателями. Они разоблачали литературные пороки: скуку, заумь, формализм. И сегодня многие их шаржи не утратили актуальности.

Начиная с 1925 года, группа активно сотрудничает с советскими СМИ, публикуя там едкие карикатуры на социальные пороки. Постепенно слава их нарастала, и каждый читатель, открывая газету, искал сначала эти рисунки. В этот период оттачивается их техника, особенно им удаются рисунки тушью, а шаржевая, язвительная подача привлекает своей нетипичной для советской прессы резкостью. Их серии, такие как «Транспорт» в газете «Правда», принесли им серьезную славу. Они становятся рупором эпохи.

В предвоенные годы Кукрыниксы находят себя в новом жанре - политического плаката. В годы войны он становится настоящим оружием против врага. Кукрыниксы, плакаты которых помогали народу Советского Союза в самые трудные времена, становились мощным идеологическим инструментом власти. Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на улицах страны уже в июне 1941 года. Они служили Родине и прошли всю войну с солдатами в и листовок. Также они работали в проекте «Окна ТАСС», который в форме плаката освещал новости и поддерживал боевой дух нации. После войны они получили аккредитацию на Нюрнбергский процесс и вели оттуда свой саркастический репортаж. Кукрыниксы стали настоящими классиками советской карикатуры, они были известны во всем мире, получили немало профессиональных наград.

Третьим направлением, в котором работали Кукрыниксы, была живопись. Они писали жанровые полотна на исторические темы, закладывая основы нового направления в искусстве - социалистического реализма. В период восстановления страны Кукрыниксы много работают в прессе, занимаются книжной графикой, пишут картины. В 60-х годах они создают большое количество иллюстраций к русской классике. При этом каждый художник творит и самостоятельно. В 80-90-х годах в силу возраста художники работают меньше, но их творческий союз не распался до конца жизни.

Значительные работы Кукрыниксов

Художники Кукрыниксы были очень продуктивны, из под их карандаша и кисти вышло немало замечательных работ. Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева», иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет. К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец».

Выставки и наследие Кукрыниксов

В 1932 году состоялась первая выставка Кукрыниксов, которую организовал Максим Горький. Здесь была представлена политическая и бытовая карикатура, живопись, книжная графика. В 1952 году состоялась значительная выставка в Академии художеств СССР, на которой было широко и полно представлено творчество Кукрыниксов, а также автономные работы художников, входящих в объединение. В 2008 году состоялась ретроспективная выставка Кукрыниксов.

Художники-карикатуристы, чье наследие тесно связано с историей советского государства, неоднократно получали самые высокие государственные награды и премии. Их труд хранится в крупнейших музеях России.

Творческий путь Михаила Куприянова

Родился Михаил Куприянов в небольшом городке Тетюши на Волге. С детства любил рисовать, учился в Ташкенте в Центральных художественных мастерских, куда его направили по молодежной путевке. За особые успехи в учебе он был командирован на учебу в Москву во ВХУТЕМАС, где и стал членом Кукрыниксов.

Самостоятельная творческая жизнь Куприянова сложилась успешно, он реализовал себя как живописец. Он любил жанр пейзажа. Сегодня известны его серии из картин с видами Ленинграда, Каспийского моря и Подмосковья.

Окончил свой жизненный путь в 1991 году.

Художник Порфирий Крылов

Второй участник сообщества Кукрыниксов - Порфирий в Туле. С детства он проявлял художественные способности, учился в изостудии, затем поступил во ВХУТЕМАС. Кроме деятельности в Кукрыниксах, много работал как живописец, писал портреты, пейзажи, натюрморты. Его произведения находятся в коллекциях многих музеев мира. В Туле открыт его дом-музей.

Порфирий Никитич умер в 1990 году.

Творческая биография Николая Соколова

Москвич Николай Соколов учился в изостудии Пролеткульта, после которой поступил во ВХУТЕМАС и стал третьим участником Кукрыниксов. Соколов состоялся как талантливый живописец. Его любимым жанром был лирический пейзаж. Его работы «Лермонтовские места», «Абрамцево», «Вечер на Волге» и другие хранятся в лучших музеях России.

Умер Николай Соколов в 2000 году.