Конспект НОД по лепке в средней группе «Весенняя веточка. Конспект занятия по лепке в старшей группе на тему: «Весна
Цель: - развитие творческих способностей и навыков;
Обогащать знания детей по теме: «Птицы»;
Обогащать зная народного фольклора.
Задачи.
Образовательная: - закрепление навыка лепки.
Развивающая: - развивать мелкую моторику руки;
Развитие внимания при передаче строения птиц (голова, тело, клюв, крылья, хвост, лапы).
Воспитательная: - воспитывать эмоционально положительное отношение к природе;
Воспитывать бережное отношение и заботу о птицах.
Материалы и оборудование: пластилин, доски для лепки, стеки, муз. проигрыватель, фото материал.
Преподаватель: - Здравствуйте, ребята. Сегодня, придя в садик я увидела письмо на столе (чтение письма).
«Я к вам в гости пришла и морозы прогнала,
Наказала солнцу греть, снегу таять, птицам - петь.
Только где же эти птички?
Птички - птички - невелички.
Помогите мне, друзья, вылепите мне певца» (Сунцова Ю.В.).
Подпись - Весна.
Преподаватель: - Ребята, Весна нас просит о помощи. А кто же эти певцы, вы поняли?
Дети: (варианты ответов).
Преподаватель: - Да, вот они эти весенние певцы (показывает фото материал).
Кто-нибудь знает, как называются эти птицы? Может быть вы видели какую-нибудь из них на нашем участке или в парке?
Дети: (варианты ответов).
Преподаватель: Давайте познакомимся с ними поближе. Перелетные птицы появляются у нас с приходом весны. Обратите внимание на строение птиц и их цвета оперения. Каждая по своему уникальна и потому узнаваема в народе. Как вы считаете, ребята, для чего нужны птицы в природе?
Дети: (варианты ответов).
Преподаватель: Позвольте я дополню. С птицами связано много сказок, примет: "Птички по весне весело расчирикались - к оттепели; купаются в пыли или песке - к дождю". Скворец - вестник весны. Это для этой птицы мы мастерим скворечники. С давних пор эту птицу уважали крестьяне, потому что скворец поедает саранчу - вредителя хлебных посевов. Соловей - превосходный певец, поэтому и закрепилась фраза "петь, как соловей". Порой, название птиц дают за их характер. Вьюрок, значит "шустрый, вертящийся". Раньше в старину так называли бойких молодых мальчиков. По одной из легенд вьюрок принес человечеству огонь. Ласточка - вестник весны, добра, домашнего уюта. Люди считают доброй приметой, когда ласточка селится под крышей дома, про нее и приметы народные есть "ласточка летает - тепло зазывает".
Преподаватель: - Ребята, а в письме еще были фигуры разные, но я не поняла для чего они. Может Весна нам подсказку дала (выкладывает на лист геометрические фигуры). Посмотрите, здесь круг большой и маленький, треугольники разные по величине, деревья и капля. Что это?
Дети: (варианты ответов, мозговой штурм).
(Дети собирают из деталей птицу, в завершении, педагог дополняет глаз.)
Преподаватель: Молодцы, ребята, догадались. А еще 1 апреля - это не только день смеха, но день птиц. С давних времен считается что перелетные птицы приносят весну на крыльях. Люди ждали их, пекли печенье в форме птиц. Придумывали зазывалки. Вот одна из них:
(Пальчиковая гимнастика.)
«Птицы, прилетите к нам, красно солнышко несите, зимушку уносите».
Преподаватель: Ребята, а мы договорились помочь Весне, пора приступать за работу!
Преподаватель: - Ребята, посмотрите какие интересные птицы-певцы у нас получились. Давайте рассмотрим их. (Педагог совместно с детьми подмечает интересные моменты, находки, приемы лепки, дети дают названия своим птичкам). Молодцы! Я надеюсь, ваши птички принесли весну.
И у нас установится теплая погода... До свидания.
Воспитатель: Проходите, ребята. Давайте проверим, с каким настроением вы пришли сегодня.
Психогимнастика.
К солнышку потянулись,
Лучик взяли,
К сердцу прижали,
Людям отдали
И улыбнулись!
И сказали всем: «Здравствуйте»
Воспитатель. Какие вы все молодцы! Замечательно мы с вами поздоровались и своим приветствием пожелали здоровья и добра друг другу. Замечательный день сегодня! Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Звучит запись весеннего шума.
Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла (ответ детей) весна.
Воспитатель: Да, ребята, правильно – это весна. И я ее сегодня встретила по дороге в детский сад. Словно лебедь плыла Весна. Выпускала она на землю траву шелковую, расстилала росу жемчужную, сливала мелкие ручейки в быстрые речки. Пригласила я Весну в группу к нам, чтобы согрела она нас теплом своим, поиграла, повеселилась бы с нами. Вот она должна подойти с минуты на минуту.
Ой, нам пришло какое-то сообщение, это, наверное нам Весна написала.
На экране ноутбука появляется изображение Зимы лютой.
«Весну они ждут! Теплу и солнцу радуются. А я Зима лютая вашу Весну обманула, обхитрила и в волшебный сундук посадила. А ключ от сундука далеко спрятала. Так что ждать, не дождаться вам ее. Не хватит у вас еще сил, чтобы со мной справится. Ха-ха-ха».
Что же нам делать, как нам быть, надо Весну выручать, волшебный сундук отпирать. Но как же нам найти его и ключ где отыскать?
Заяц. Раздается шуршание. Воспитатель берет в руки с пола игрушку зайца.
Голос зайца: «Хочу помочь я вам, ребята, видел я, куда Зима сундук спрятала. Только пройти вам придется много испытаний, прежде чем вы сундук найдете. А теперь три раза вокруг себя повернитесь и вниз наклонитесь. Вот клубочек волшебный, куда он покатится, туда и путь-дорогу держите.
Дети благодарят зайца. Воспитатель берет клубок в руки и бросает его. Клубок катится…
1 полянка. Воспитатель находит снежок, а в нем записку: «Весну вы ждете, а много ли вы о ней знаете? Назовите весенние месяцы и приметы весны».
Воспитатель. А теперь давайте покажем зиме, что и приметы весенние мы знаем. Ну-ка, давайте вместе.Воспитатель начинает говорить о приметах весны, а дети продолжают.
1. В марте облака плывут быстро и высоко - к хорошей погоде.
2. Синие облака в апреле - к теплу и дождю.
3. Ласточки летают близко к земле – к дождю.
4. Из березы течет много сока - к дождливому лету.
Воспитатель.
Молодцы, ребята! Справились с заданием. И нам снова пора в путь!
Воспитатель бросает клубок, он прикатывается на полянку. Воспитатель находит еще один снежок с запиской внутри: «Что это за птицы, которые с наступлением холодов улетают в теплые края, а с наступлением весны возвращаются? Отгадайте загадки. Звучит запись голосов птиц.
2 полянка. Перелетные птицы.
Воспитатель. Какое чудесное пение. А что это за птицы, которые с наступлением холодов улетают в теплые края, а с наступлением весны возвращаются? Ответы детей (перелетные).
А теперь отгадаем загадки и найдем этих птиц на этой красивой березке.
1. Всех перелетных птиц черней,
Он чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
2. Из дальних стран вернулся я,
Чтоб вас порадовать, друзья.
«Весна пришла! Зиме – конец!» –
Пел у скворечника... (скворец)
3. Угадайте, что за птичка –
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка)
4. Хоть и скромен с виду он:
Пестренькие перья, маленький носок,
В поле он живет,
Всю весну и лето песенки поет (жаворонок)
Одной из первых птиц к нам прилетает жаворонок. С приходом весны в каждом деревенском доме хозяйки пекли из теста «жаворонков» - печенье в виде птичек с распростёртыми крылышками, с хохолками и глазами – горошинками. Часть свежеиспеченных птиц дети съедали, а часть использовали для приманивания настоящих птиц. Высоко подняв своих жаворонков над головой, дети бегали звать настоящих жаворонков, а с ними и весну и тепло. Вот и мы с вами поиграем в игру «Жаворонок». Колокольчик
Проводится подвижная игра «Жаворонок». Дети становятся в круг.
Дети идут по кругу и поют:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве.
«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «жаворонком». Игра повторяется.
Вот и мы с вами сейчас, ребята, давайте слепим жаворонков из солёного теста, чтобы еще раз доказать Зиме лютой, что не боимся мы ее, потому что уже много знаем и умеем делать сами.
Воспитатель показывает приёмы лепки: из большого комка теста раскатываем шарик, шарик раскатываем в круг. Делаем четыре надреза. Два верхних надреза перекрещиваем – крылья, два средних надреза - хвост. Из маленького комочка катаем шарик, вытягиваем клюв, берём изюм – вот и глаза. Смазываем водой выше места соединения крыльев и приклеиваем головку.
Воспитатель предлагает детям по очереди повторить последовательность выполнения работы.
Воспитатель. Но чтобы наши пальчики хорошо работали, их нужно подготовить.
Воспитатель выполняет с детьми пальчиковую гимнастику.
«Перелетные птицы»
Тили-тили, тили-тели – (скрещивают большие пальцы, машут ладошками)
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка – (поочередно сгибают на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей.
Торопитесь: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели (снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)
Песни звонкие запели! (указательный и большой пальцы делают клюв – «птицы поют»)
Воспитатель предлагает детям приступить к работе, объясняя, что с тестом надо работать аккуратно, с большой любовью, чтобы получились красивые, пышные «жаворонки».
А теперь пора спешить, жаворонков всем лепить.
Звучит весенняя мелодия.
После выполнения работы «жаворонков» из теста укладываем на красивый поднос и просят отнести на кухню, для того, чтобы испечь их.
Воспитатель. Чтобы птицы увидели наших «жаворонков», прилетели быстрее и весну на своих крыльях принесли, мы произнесем закличку.Дети приносят птиц и произносят закличку:
Неси, неси на волю
Воспитатель. Выбилась из сил старая Зима, побежала далеко-далеко за высокие горы, спряталась в ледяные норы. Ребята, посмотрите, сугроб растаял, а вот и сундучок. Ну, где же ключ?
Воспитатель. Давайте скорее Весну освобождать из плена.
Под музыку в группу входит Весна.
Весна . Костюм Весны
Здравствуйте, мои друзья,
Всех вас рада видеть я.
Я – Весна – Красна
Бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки.
На лугах ращу цветочки.
Прогоняю с речек лед.
Светлым делаю восход.
Всюду – в поле и в лесу
Людям радость я несу.
Спасибо вам, ребята, что Зимы лютой не испугались и меня из ее плена освободили. Не останутся теперь люди без весеннего тепла, сочной зеленой травки, солнышка лучистого и песни веселой, задорной.
Дети и Весна хороводную песню.
Весна . Хорошо у вас, тепло, весело, но ждут меня леса и реки, солнышко лучистое и облачко пушистое. До свидания!
Весна уходит.
Воспитатель. Может это сказка, а может и не сказка. Но верят в чудо дети на всей большой планете. И это чудо мы совершили с вами, ребята, мы освободили Весну-Красну от Зимы Лютой, ведь добро всегда побеждает зло. А нам пора прощаться и другими делами заниматься.
Вот и жаворонки наши подоспели. На подносе испеченные жаворонки.
А на прощание отведайте, гости дорогие, наших жаворонков. И вас, ребята, угощения ждут, не дождутся. Скажем на прощание всем мы: «До свидания!». Музыка.
Материал.
Для лепки:
- тесто,
- клеенки,
- круглый шаблон из картона,
- стеки,
- баночки для воды,
- скалки,
- кисточки,
- изюм,
- подставки для кисточек и стек,
- салфетки.
Иллюстрации, 2 снежка, 2 записки с приметами и загадками, клубок, заяц, 2 подноса, жаворонки испеченные, костюм Весны, береза с птицами, ткань, сундук, колокольчик, подсказку гимнастики.
Непосредственно образовательная деятельность
по лепке в старшей группе
Тема: «Закликаем весну»
Программное содержание:
Познакомить детей с народными обычаями.
Создавать выразительные образы по мотивам народных приемов лепки: лепить птичек из теста, делать надрезы на дискообразной форме, соединять края в форме крыльев.
Учить детей украшать лепные изделия методом «налепа», бросовым материалом.
Воспитывать интерес к народным традициям, обычаям, слушанию классической музыки.
Развивать мелкую моторику, микрокоординацию движений пальцев.
Оборудование:
Тесто соленое, иллюстрации с изображением птиц, бумажные фантики, горох, греча, изюм, палочки-стеки.
Методы и приёмы: словесный, игровой, использование художественногослова.
Ход: Воспитатель загадывает детям загадку:
«Дует теплый южный ветер.
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Птичка-невеличка прилетает.
Что это за время? Кто узнает?»
Дети: «Весна».
Воспитатель: «Весна! Пришла благодатная, долгожданная весна с теплом, с первой капелью, с первыми проталинами. В старину в ожидании весны пели песни-веснянки, которыми зазывали весну, чтобы она поторопилась, чтобы птицы поскорее с юга вернулись, снег в полях растаял, и хлеба взошли. Ребята, давайте позовем весну».
Дети: «Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
Приди, весна, с милостью!»
Воспитатель: «Люди радовались приходу весны, говорили о ней добрые слова. Какие слова о весенней поре вы знаете?»
Дети: «Матушка-весна всем людям красна»,
«Весна – сестра солнца»,
«Весной солнышко как трава растет»,
«Весна все оживит».
Воспитатель: «А еще про весну говорили «Сорок сороков птиц прилетает из-за морских стран, весну несут». Почему так говорили, как вы думаете?»
Дети: «Весной птицы возвращаются домой из теплых стран».
Воспитатель: «Прилет птиц возвещал приход весны. Какие приметы прихода весны, связанные с прилетом птиц, вы знаете?»
Дети: «Грач на горе – весна на дворе»,
«Сколько проталин, столько и жаворонков»,
«Увидел скворца – знай, весна у крыльца»,
«Прилетела бы чайка, и весна будет».
Физминутка
«Руки подняли и покачали–
Это деревья в лесу,
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложим назад»
Воспитатель: «С прилетом птиц начинается весна. День 22 марта считался у русского народа большим праздником, отмечали его весело и торжественно – ведь он открывал весну. Назывался этот день «Сорок сороков». По народному обычаю в этот день пекли печенье жаворонки. Печеных птах посылали родным и близким. Дети бегали по улицам с испеченными птицами, подбрасывали вверх, разбрасывали крошки и кричали: «Жаворонки прилетите, красное лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела». «Жаворонков» прикрепляли к веткам деревьев, к плетню, засовывали под крыши домов. Ребята, а почему пекли жаворонков?»
Дети: «Пекли жаворонков, потому что они первые возвращались из теплых краев».
Воспитатель: «Да, жаворонки – это певчие птицы, которые первые прилетают с юга, птицы, которые выше всех остальных птиц поднимаются в воздухе и ближе всех бывают к солнцу и своими звонкими трелями возвещают о приходе весны».
Воспитатель предлагает выбрать из нескольких иллюстраций птиц изображение жаворонка.
Воспитатель: «Как вы догадались, что это жаворонок?»
Дети: «Это жаворонок, потому что он маленький, серенький».
Воспитатель: «Да, жаворонки внешне неприметны: серые с темными пестринками, с маленькой круглой головкой, небольшим хвостиком. Мы с вами уже лепили птиц. А сегодня мы слепим из теста жаворонков».
Воспитатель приглашает детей к своему столу.
Воспитатель: «Разделим кусочек теста на две части. Что будем лепить из большей части? Из маленькой?»
Дети: «Из большого куска будем лепить туловище, а из маленького – голову.
Воспитатель: «Из большого куска раскатаем лепешку. В ней сделаем четыре надреза. Там, где будет голова, соединим края. Два крыла свернем трубочкой. Хвост надрежем веером, (воспитатель сопровождает свои слова показом)».
Воспитатель: «Жаворонки – птички невзрачные. Но люди любят этих птиц, поэтому украшали их цветными фантиками, на голове лепили хохолок – втыкали в голову перышко. Чтобы изукрасить птичек, делали на них узор из дырочек. Вместо глаз вставляли горох, гречишные зерна, изюм».
Воспитатель предлагает сделать пальчиковую гимнастику:
«Пой-ка, подпевай-ка !», И. Токмакова
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – жаворонушка,
Серенькое перышко,
Это зяблик, это стриж,
Это развеселый чиж,
Ну, а это злой орлан…
Птички, птички, по домам!»
(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав название птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой, а затем левой руки. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулак).
Воспитатель: «Создать образ жаворонка вам поможет прекрасная музыка композитора П.И. Чайковского, которая так и называется «Песня жаворонка». В этой звонкой радостной мелодии вы услышите и журчание ручейка, и перезвон колокольчиков.
Воспитатель предлагает приступить к лепке птиц. Во время самостоятельной работы при необходимости воспитатель оказывает помощь, поощряет детей, если они стремятся по-разному украсить птичек.
Зрительная гимнастика
«Стрельба глазами». Отводить глаза до упора влево и вправо (по 8-10 раз).
Круговые движения глаз влево и вправо с использованием игрушки-птички;
«Мотылек». Быстро и легко моргать глазами (веки как «крылья бабочки»).
Воспитатель: «Посмотрите, какие чудесные жаворонки у нас получились.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает вылепленных птичек.
Воспитатель: «Ребята, возьмите жаворонков и позовите весну «закличкой»:
«Жаворонки, жаворонки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну-красну.
Зима надоела,
Весь хлеб поела».
Итог. Дети сажают жаворонков на плетень.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 Приморского района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности
образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
лепка в старшей группе
ТЕМА: «Весенние цветы»
Педагогические технологии: Информационно-коммуникационные,
здоровьесберегающие
Выполнил воспитатель
ГБДОУ детский сад №4
Приморского района Санкт-Петербурга
Морозова Н.Н.
Санкт-Петербург
Цель: закреплять умение детей лепить предметы; развивать координацию речи с движением, творческое воображение, подражательность.
Задачи:
Образовательная область «Художетсвенно-эстетическое развитие»:
Обучать детей лепке весенних цветов конструктивным способом из трех-четырех частей;
Знакомить с возможностями получения более выразительного цвета путем смешивания двух исходных цветов;
Ориентировать на самостоятельный поиск способов передачи внешнего вида разных первоцветов;
Развивать чувства формы, способности к композиции;
Образовательная область «Речевое развитие»:
Развивать умение отчетливо произносить слова, предложения;
Учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на заданные вопросы;
Развивать речь, мышление детей, внимание и воображение;
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Сформировать целостное представление об окружающем мире;
Способствовать расширению представлений детей о цветах;
Воспитывать интерес к природе.
Образовательная область «Физическое развитие»:
Развитие мелкой моторики рук
Виды детской деятельности : игровая, конструктивная, продуктивная, коммуникационная, познавательно-исследовательская.
Планируемые результаты: уметь передавать форму, строение цветка в своей работе, выражать положительные эмоции во время прослушивания стихотворения Е. Серова «Подснежник», прослушивания аудиозаписи «Весна» А.Вивальди и во время просмотра видеосюжета «Первоцветы» из цикла «Двенадцать месяцев»; уметь высказывать свою точку зрения. Активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в процессе решения игровых, познавательных задач.
Предварительная работа:
Рассматривание изображений разнообразных первоцветов (подснежник, мать и мачеха, печеночница);
Просмотр видеосюжета «Первоцветы» из цикла «Двенадцать месяцев»;
Разучивание стихов о весне Е. Серова «Подснежник».
Рисование весенних цветов
Обводки «Первоцветы»
Прослушивание аудиозаписи «Весна» А.Вивальди.
Материалы, инструменты, оборудование:
Письмо от Дядюшки Ау;
Презентация с изображением первоцветов (подснежник, мать и мачеха, печеночница, ландыш, хохлатка, одуванчик);
Проектор, экран, ноутбук;
Разрезные картинки с изображением цветов;
Пластилин разных цветов;
Стеки, семечки, бусины или бисер для серединки цветка;
Цветная бумага для имитации поляны;
Влажные салфетки.
Ход занятия
Воспитатель : дорогие ребята к нам пришло письмо от «Дядюшки Ау»! Давайте посмотрим что там? Достает письмо.
Дети: Да!
Воспитатель: (читает письмо) «Ребятам второй старшей группы детского сада № 4. Здравствуйте! Мальчишки и девчонки помогите, пожалуйста, не могу вспомнить, как называются мои любимые цветы. Жду вас в гости в мой любимы, сказочный лес».
Воспитатель : Поможем? Для этого нам нужно отправится в лес. На чем мы можем поехать?
Дети : на машине, на автобусе, на маршрутке.
Воспитатель : Да, действительно, очень много видов транспорта вы знаете. А на этот раз нам удобно будет поехать на автобусе. Сначала выберем водителя. Настя, помоги выбрать водителя по считалке:
Пчёлы в поле полетели,
Зажужжали, загудели,
Сели пчёлы на цветы,
Мы играем - водишь ты!
(выбирается по считалке один ребенок, надевает фуражку, берет руль).
Пассажиры занимают свои места. Трогаемся в путь. Исполняется песня
(1 куплет) «Мы едем, едем, едем…»
Воспитатель : Мы очень дружно ехали и в сказочный лес приехали. Выходите. Как здесь красиво! Как много цветов! Проходите, посмотрите на них. Педагог показывает презентацию. А как они называются?
Дети : подснежник, мать-и-мачеха, печеночница, ландыш, хохлатка, одуванчик.
Воспитатель: читает стихотворение Е. Серова «Подснежник».
Выглянул подснежник
В полутьме лесной –
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, –
Раз пришел разведчик,
И весна придет!
Воспитатель напоминает детям о том, как они во время прогулки наблюдали за первыми весенними цветами.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет о том, как после долгой снежной зимы на проталинах появляются первые цветы. А вы постарайтесь запомнить названия этих первоцветов.
Просмотр видеосюжета «Первоцветы» из цикла «Двенадцать месяцев».
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как назывались цветы в видеосюжете?
Дети: мать-и-мачеха, подснежник, печеночница.
Воспитатель: Как вы думаете, почему их называют первоцветами?
Дети: это первые весенние цветы, которые можно увидеть среди не растаявшего снега на проталинах.
Воспитатель: Давайте вспомним и назовём строение цветов. Презентация. Строение цветка.
Дети: корень, стебель, листья, соцветие.
Воспитатель: Правильно ребята - первые весенние цветы. А теперь давайте послушаем аудиозапись «Весна» А.Вивальди. Какие чувства она у вас вызывает? (ответы детей).
Воспитатель: Вот и подходит к концу наше путешествие. Надеюсь, теперь Дядюшка Ау запомнил названия своих любимых цветов. А теперь нам пора отправляться в детский сад. (Дети садятся в автобус и уезжают в группу ).
Воспитатель: Посмотрите ребята, у вас на столах лежат картинки. Но, к сожалению, они разрезаны. Я прошу вас мне помочь собрать из разрезанных картинок, знакомый вам первоцвет.
Дидактическая игра «Собери цветок»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Но эта была разминка, а теперь давайте попробуем с помощью цветной бумаги и пластилина создать красивую поляну с первыми весенними цветами.
Педагог показывает на экране технологическую карту «Цветы». Слайд №8 и №9. Уточняет творческую задачу: лепим для нашей весенней поляны цветы по технологической карте. Воспитатель подсказывает, что у цветов соцветия могут быть разной цветовой гаммы, а можно в одном комке смешать несколько цветов пластилина. Серединки цветов можно украсить бусинами, бисером и семечками.
Занятие: Лепка «Жаворонок»
Цель:
1. Познакомить детей с народной традицией встречать весну
«жаворонками».
2. Учить лепить из теста жаворонка.
3. Развивать мелкую моторику рук, навыки работы с тестом.
4. Воспитать любовь и память к старинным русским традициям.
Коррекция: памяти, воображения.
Материалы и оборудование к занятию: мука, тесто, изюм, нож для резки теста, салфетки для рук, разделочная доска.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята!
Вы знаете, какое приближается сейчас время года? (весна).
Так вот у нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем учиться встречать весну по старинным русским традициям. Мы научимся лепить птичек – жаворонков.
Отступает зима и мы ждём весну - красну. Ребята, а почему весну называют весна - красна? А потому что это приближение чего-то радостного, долгожданного.
Русский народ каждый год праздновал приход весны.
По народному календарю весну встречают трижды.
Первая встреча весны приходится на 15 марта – это Сретенье. «На Сретенье зима с весной встречаются» - так говорят в народе.
Первый весенний месяц – март. Про март говорят, что март не весна, а подвесенье. Март – зимобор, протальник, грачевник. Давайте вместе объясним эти слова.
В народе говорят: «В марте с крыши капает, а за нос цепляется»
« Не спеши снимать шубу, а то март оденет».
Талой мартовской водой мыли полы в доме, этой же водой – «снежицей» обливали стены, поливали цветы, обтирали больных. Все в доме начинало дышать весной. Вода этого дня считалась особой весенней ценностью.
Ну вот наступает 22 марта – вторая встреча весны – день весеннего равноденствия, т.е. день становится равен ночи и начинается настоящая весна. На Руси этот день называют «Сороки» или «Сорок сороков – сорок мучеников». Почитание сорока святых. В народе считается, что на сороки сорок птичек на Русь пробирается, чтобы людям в делах помогать.
И первая из них - жаворонок. На Руси в народе говорили: " сорок сороков – жаворонки летят, весну на крыльях несут". У птиц есть один секрет - волшебные золотые ключи. Каждую осень злая старуха зима запирает в темную темницу красавицу весну, а жаворонки, возвращаясь с юга, открывают эту темницу и освобождают весну. Люди старались помочь птицам принести на крыльях весну. Для этого специально пели необычные песенки - заклички. Вот послушайте некоторые из них:
Ой, кулики, жаворонушки,
Прилетайте к нам с чужой сторонушки
Летел кулик из-за моря
Принёс кулик девять замков,
Кулик, Кулик, замыкай зиму
Отпирай весну, тёпло летечко
Чувиль-виль-виль.
Жаворонушки,
Прилетите к нам,
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
Жаворонок- жаворонок
Из-за моря к нам лети
Весну красную неси
С тёплым солнышком
С пшеничным зёрнышком
Жаворонок, жаворонок
Возьми себе зиму
А нам отдай весну
Возьми себе сани
А нам отдай телегу.
Физкультминутка:
Ножками потопаем (топают)
Ручками похлопаем (хлопают)
Наши пальчики, словно птенчики (движения пальцами вверх-вниз)
Наши ручки – птички
Воробьи – синички (делают расходящиеся фонарики)
К Матрёше полетели делают летящие движения руками)
У Матрёши сели (присаживаются)
Зёрнышек поели «клюют» по коленочкам)
Песенку запели
Чувиль –виль-виль.
По традиции, к началу этого праздника мамы и бабушки делали из теста маленьких птичек - "жаворонков". Тесто ставили подходить на солнышко, что бы бог вошёл в него. Внутрь каждого жаворонка прятали льняное семечко (для хорошего урожая). Птички должны быть аппетитные с хрустящей корочкой. Затем раздавали жаворонков детям со словами «Жаворонки прилетели, на головку сели», тем самым благославляя их.
А вы хотите слепить из теста такого жаворонка? (рассматриваем с детьми образец жаворонка).
Ребята, хотите полетать как жаворонки?
Тогда представьте, что вы жаворонки, а стол, за которым вы сидите – гнездо. У каждого гнезда свой цвет (зелёный, жёлтый, красный, синий). По команде вы вылетаете из гнезда, пока вы летаете, я меняю ваши цвета, а вы должны найти своё гнездо (т.е. свой цвет). Итак, полетели, полетели... на места свои присели. Сели. Молодцы. А теперь за дело.
Практическая часть:
Воспитатель: Сначала нам нужно обмакнуть руки в муку, чтобы тесто к ним не прилипало. Возьмем кусочек теста в руки. Какое оно? (мягкое, тянется). Из чего делают тесто? (муки, воды, яиц, соли, сахара). У нас с вами уже готовая лепёшечка для жаворонка. Нам необходимо сделать 4 надреза по схеме с помощью ножа. Верхний кончик - головка жаворонка, а нижний - хвостик. Боковые части – крылышки. Свободные полосочки сложим на спинке в виде крестика. При помощи ножа оформить крылья и хвост жаворонка. Глазки нашим жаворонкам можно сделать из изюминок. (Дети лепят жаворонков). Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые жаворонки у вас получились.
А что же делали с этими птичками? Дети поднимали жаворонков над головой и зазывали весну.
Сегодня и мы, как и прежде на Руси, будем зазывать птиц:
Жаворонок!
В наше небо залети
Нашу землю освети
Всех на свете ребятишек
Обогрей, оздорови.
В третий раз весну звали на Благовещенье (7 апреля) – это один из больших праздников весны. Весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить её приход могут птицы. Поэтому существовал красивый обычай – выпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обрела природа.
Ну а мы своих жаворонков в небо не отпустим, а разместим на нашей выставке.