Классный час - викторина "моя родина - россия". Познавательная игра «Россия – Родина моя

Классный час - викторина
Классный час - викторина "моя родина - россия". Познавательная игра «Россия – Родина моя

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 с. Анучино

Классный час – викторина

Классный час – викторина «Моя Родина – Россия»

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать.

Как важно не опоздать!

Задачи:

    закрепить знания детей о государственных символах России;

    воспитывать чувство любви к своей Родине – России;

    расширять представления о природе России;

    развивать умение отгадывать кроссворды;

    развивать умение правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам;

    развивать познавательные интересы;

    воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга;

    создать радостное и веселое настроение у детей.

Ход занятия

    Вступительная часть.

Звучит запись песни «С чего начинается Родина»

Учитель.

- Ребята, вы прослушали песню на слова М. Матусовского, муз. В. Баснера «С чего начинается ».

Что такое Родина? (Ответы детей.)

Учитель

Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и крик кукушки, и бескрайние просторы. Это место, где ты торился и вырос.

Дети читают стихи

1 ученик:

«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.

2 ученик:

Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.

3 ученик:

Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем».

Учитель

Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми.

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

С. Комратова

Учитель

Чтобы любить свою Родину, надо её хорошо знать

Давайте проверим наши знания о России.

    Задания викторины

1 конкур: «Что я знаю о России»

Учитель:

- Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.

    Наша страна называется… Россия.

    Граждане России называются… россияне

    Кто президент в России… Путин.

    Кто выбирал президента? - российский народ.

    Какой документ имеет гражданин России… паспорт.

    В каком документе записаны права гражданина России… конституция РФ.

    Что должен делать гражданин России, живя в российском государстве…

соблюдать права и обязанности.

    Какое дерево является символом России? – берёза

2 конкурс: «Символы государства»

    Ответь на вопросы

    Какие государственные символы вы знаете ? (Герб, флаг, гимн.)

    Что такое государственный гимн?

(Главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя, проявляя уважение.)

Прослушивание гимна

    Игра «Узнай наш флаг».

Предлагаю на доске выбрать среди разных флагов российский флаг

Учитель

Где можно увидеть российский флаг?

(На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников.)

Белый цвет обозначает чистоту, синий – небо и верность, красный – огонь и отвагу.

Учитель

Трёхцветный флаг России был учреждён первым российским императором Петром Великим ещё в 1693 году.

Флаг России

Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
(В. Степанов)

О русском флаге

Белый, синий, красный.
Триколор прекрасный.
Это наш великий русский флаг!
В мире его знают,
К тому же уважают.
Пусть его всегда боится враг!

Был Петром он принят,
Нас он не покинет,
Флаг не будет спущен никогда!
В море при Цусиме,
На суше в Измаиле
Храбро бились мы под ним всегда!

Михаил Кутузов
Победил французов,
Смог он честь России отстоять!
Знайте наши предки -
В двадцать первом веке
Славу флага будем продолжать!

    Игра «Узнай наш герб».

Учитель

Надо найти российский герб среди гербов других стран.

Что изображено на нашем гербе?

(Золотой двуглавый орел со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея.)

Герб наш символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость.

Ученик читает стихи о гербе

3 конкурс «Города России»

Учитель

Назовите столицу России

    Ребёнок читает стихотворение.

Москва – России краса

Городов не перечесть:

И Париж, и Лондон есть,

Рим, Венеция, Берлин,

Вена, Токио, Пекин –

Городов великих, славных,

Людных, шумных, ярких самых,

Удивительных... И всё же

Есть один – всего дороже,

Город близкий и родной,

Тот, что нарекли Москвой!

(В. Борисов)

Москва – святой Руси и сердце, и глава!

    Игра – аукцион «Назови город России»

4 конкурс «О России песни петь…»

    Конкурс «Собери пословицу»

Народная мудрость гласит…

Нашему народу

соловей без песни.

Родина любимая -

чем Родина наша.

Человек без Родины -

родина всего дороже.

Родину - мать

мать родимая.

Нет ничего краше,

умей защищать.

Поэты воспевают Родину в своих стихах…

    Дети читают стихи о Родине

Родина

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
(Т. Бокова)

Здравствуй, Родина моя

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!

(В. Орлов)

Писатели создавали свои произведения о Родине.

Константин Ушинский

Наше отечество

Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Велика наша Родина-мать - святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною.

Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии...

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.

А композиторы сочиняли музыку

Дети поют песню о Родине

    Итог занятия

Учитель

- Наше занятие закончилось. И мне хотелось бы закончить его такими прекрасными словами:

Для меня Россия – белые березы,

Для меня Россия – утренние росы,

Для меня Россия ты всего дороже.

У моей России длинные косички.

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи.

На меня Россия ты похожа очень.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

Ты, моя Россия, неразлучна с нами.

Ведь Россия наша – это мы с друзьями!!!

Пока вы ещё маленькие, вы пока не можете ничего для России сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться, Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.

Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка!”

Литература:

    Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011.

    Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И. Оверчук. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

    Информационно-деловое оснащение ДОУ. Наша Родина – Россия. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Викторина о Родине

(для детей начальной школы)

Задачи:

1) Расширять и углублять представления детей о нашей стране, о нашем крае;

2) Развивать познавательный интерес у детей;

3) Развитие памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания, речи.

Организационный момент:

Воспитатель: В начале мероприятия нам нужно пригласить команды учеников (сформированные заранее по 3 ученика от класса) занять свои столы. (3 команды)

Воспитатель: Мы приглашаем жюри занять свои места.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займет целую неделю, а на самолете придется лететь целый день.

Дети: Как велика моя земля

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса и степь, и горы

Раскинулась моя страна

От севера до юга.

Живём мы в радостном краю

И знать его должны мы.

Страну Российскую свою.

Свой светлый край любимый .

Дети: Людей, живущих вместе и говорящих на одном языке зовут одним словом - Народ. То место, где живет Народ, зовется Родиной. Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия!

Дети: Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля,
Это русское раздолье, это русская земля!
Вижу горы - исполины, вижу реки и моря,
Это русские картины, это Родина моя!
Слышу песни жаворонка, слышу трели соловья,
Это русская сторонка, это Родина моя!
Воспитатель: Сегодня наша викторина посвящена нашей родине, России!

Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше Государство называется?

Дети: Россия, Российская Федерация.

Воспитатель: Назовите столицу России. (Москва)

Воспитатель: Кто является президентом России? (Дмитрий Анатольевич Медведев)

Воспитатель: Совершенно верно. А теперь вам предлагается следующее задание: каждой команде раздаются карандаши трех цветов (красный, синий, белый), так же раздаются листы бумаги, на которых нужно нарисовать Флаг Р.Ф. (собираются работы отдаются на проверку жюри.)

Воспитатель: Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос. Сверху белая, посередине синяя, снизу красная. Эти цвета символизирует: единство мира, земли и неба. Ещё наш флаг называют стягом, триколором, трёхцветным полотнищем).

Воспитатель: Кроме флага у нашего государства есть герб. Герб – это эмблема государства. Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.

Задание: «Собери Герб»

Ребятам раздается разрезанный на части (пазлы) герб, задача детей сложить герб.

Воспитатель: Гимн Российской Федерации – это музыка русского композитора А.Александрова, слова Сергея Михалкова. Сейчас мы прослушаем отрывок гимна России. При исполнении гимна все граждане нашей страны должны встать.

(звучит отрывок гимна России все встают)

Воспитатель: Есть большая родина, и есть малая родина. Наша большая родина это Россия, а малая родина это то место, где ты родился.

Дети: Я счастлив, что в городе этом родился,
Что с ним я судьбою навек породнился,
Горжусь я, и гордость свою не скрываю
Мой город - Столица Сибирского края!

Воспитатель: У каждого государства есть свои символы, по которым можно узнать страну, например, если говорят статуя свободы, понимается, что говорится об Америке, Эйфелева башня – говорят о Франции.

Воспитатель: Назовите самую популярную в мире русскую игрушку, которую как увидят, сразу говорят - Россия.

(МАТРЕШКА)

Воспитатель: Назовите самое любимое угощение во время древнерусского праздника Масленица. (БЛИНЫ)

Воспитатель: Назовите самого первого в истории человечества русского космонавта.

(Юр. Ал. Гагарин)

Воспитатель: Назовите спортсменов России.

Воспитатель: Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец)

Воспитатель: Теперь давайте поговорим о русской природе.

1)Назовите самого хитрого зверя в Русских народных сказках. (ЛИСА)

А каких животных, которые живут в России вы еще знаете? (называем по очереди)

2) Назовите самое большое животное- грызуна в России. (Бобр)

Я загадываю командам загадки, а они должны их отгадать, жюри мне помогут, кто из участников команды первым поднимет руку, у того и спросим ответ!

3)Отгадайте, о каких птицах, живущих в России и Сибири говорится:

  • Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

(ДЯТЕЛ)

  • Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(СОРОКА)

  • Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(СНЕГИРЬ)

А теперь загадки про деревья и ягоды:

1)Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок.

Это самое распространенное дерево в России.

(ЛИСТВЕННИЦА, 45 % леса)

2)Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки.

(БЕРЕЗА)

3)Весной зеленела,

Летом загорела,

Красные кораллы

Осенью надела.

(РЯБИНА)

4)А эта ягодка растет в Новосибирской области и не только!

Сидит рядом с нами,

Смотрит черными глазами.

Черна, сладка, мала

И ребятам мила.

(ЧЕРНИКА)

5)Эта ягодка растет на болотах, красного цвета? Что это за ягодка? (клюква)

6)А что, растет на наших полях? Какие зерновые культуры? (пшеница, рожь, овес, ячмень, гречиха, горох, подсолнух, кукуруза)

7) Из каких зернышек пекут хлеб? (пшеница, рожь)

8)Какой главный овощ выращивают в Сибири, из него можно приготовить вкусное пюре, сварить в «мундире», запечь и еще много вкусных блюд. (Картофель)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы уже много знаете о своей Родине, и если вы будете интересоваться, и внимательно слушать своих учителей и воспитателей на занятиях узнаете еще больше.

Воспитатель: И мы бы хотели закончить мероприятие стихотворением о родных местах:

Дети: В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля своя,
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.
В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга,
Стволы берез прямее и стройнее
И разноцветна радуга-дуга.
В родных местах все лучше и красивей,
От звезд ночных до утренней зари,
В родных местах на капельках росинок
Горят зари веселой огоньки.
Воспитатель: Молодцы Ребята!

Ну а теперь попросим жюри подвести итоги нашей викторины

Награждение грамотами и сладкими призами.


ВИКТОРИНА « РОССИЯ РОДИНА МОЯ ».

Помните, что такое викторина ?

И гра, состоящая в том, что участники должны отвечать на ряд заданных вопросов, обычно объединенных какой - нибудь общей темой. Само развлечение имеет давнюю историю. Это состязание в остроумии, сообразительности, эрудированности.

Викторина от латинского слова победа.

Сегодня и вы примите участие в викторине.

Читают Стихи Олейник Денис и Кудрявцев Саша

Как вы думаете, какая тема нашего урока-викторины?

Первое задание.

Продолжите фразу. (раздать листы)

Родина – это…_______________________________________________

1. А теперь отгадайте загадки:

1. Он звучит торжественно,

Все встают приветственно.

Песню главную страны

Уважать мы все должны! (Гимн) Поем все вместе 1 и 2 куплет

2 .Он дополняет гимн и флаг, Любой страны то главный знак.

У России он особый, Ты назвать его попробуй. (Герб)

3. У него названий много: Триколор, трехцветный стяг –

С ветром прочь тревоги. Бело-сине-красный..(Флаг)

4. Волею народа

Во главе державы избранный по праву (Президент)

Давайте же мы с вами сегодня поиграем и проверим, много ли мы знаем о нашей Родине - России.

Объявляется 1-й конкурс «Разминка».
1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
2. Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)
3. Какой город является столицей нашего государства? (Москва)
4. Как называют жителей нашей страны? (Россияне)
5. Какое дерево является символом России? (Берёза)
6. Общее название всякого населения страны? (Народ)

7. На каком материке расположена Россия? (Евразия)

8.Главная река Европы, которая течет в России? (Волга)

Объявляется 2-й конкурс. Пословица к слову молвится.

1. Москва - всем городам мать.

6.Жить - Родине служить.

3-й конкурс Я гражданин России.

    Наша Родина - Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? (Союз, объединение)

    Человек, любящий свою родину? (Патриот)

    Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности? (Гражданин)

    Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? (Герб)

    Сколько цветов у российского флага, какие? (Три: белый, синий, красный)

    Что обозначает белый цвет российского флага? (Белый цвет обозначает чистоту стремлений)

    Что обозначает синий цвет российского флага? (Синий - волю к миру)

    Что обозначает красный цвет российского флага? (Красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины)

    Как называются правила, которые устанавливает государство? (Законы)

4-й конкурс Умелый дизайнер.

    Картины родной природы.

    Народные промыслы.

3.Русь многострадальная.

4.Шедевры русской живописи.

Домашняя зарисовка. Защита проектов.

5-й конкурс Великие люди России.

1.Царь-реформатор, создатель русского флота? (Петр 1)

3.Первый космонавт. (Гагарин Ю.А.)

4.Великий полководец и дипломат, выигравший сражение на Чудском озере? (Александр Невский)

5.Составители славянской азбуки. (Кирилл и Мефодий)

6.Назовите выдающихся русских полководцев, не проигравших ни одного сражения. (Суворов, Ушаков)

7.Кто изобрел радио? (Попов)

8.Основатель первого государственного университета. (Ломоносов М.В.)

9.Великий русский писатель, который никогда не писал для детей. Но дети зачитываются его произведениями. (Пушкин А.С.) (общий)

10.Он мог, как никто душу леса понять

И нам на полотнах её показать.

Кора как живая и ветки колючи

У сосен и елей больших и могучих.

И мы будто запах смолистый вдыхаем,

Когда на полотна с восторгом взираем.

(Иван Иванович Шишкин) Проект

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки,

Ползли гурьбою бурлаки.

(Бурлаки на Волге. Репин Илья_) Проект

5-й конкурс Волжский – город моей мечты.

Нарисуйте герб и флаг нашего города.

1 . Как называется центральная площадь нашего города? (площадь Ленина).

2 . Почему началось строительство г. Волжского? (потому что на Волге решили построить ещё одну ГЭС)

3 .Кто был руководителем этого строительства, его главным архитектором? (Фёдор Георгиевич Логинов)

4. На месте гибели этого генерала на русском и немецком языках надпись:. Ученому. Воину. Коммунисту. Жизнь и смерть его были подвигом во имя жизни». Дмитрий Михайлович Карбышев 1(945 года отправляют в концлагерь Маутхаузен, расположенный в 30 километрах от австрийского города Линц. Здесь в ночь с 17 на 18 февраля русский генерал Карбышев вместе с другими военнопленными принял мученическую смерть. Заключенных раздели догола и выгнали на улицу. Потом стали обливать холодной водой под напором. Был сильный мороз. Тех, кто сразу не умирал, снова выгоняли во двор и добивали железными прутьями. Среди них был и генерал Карбышев.

5.Где находится памятник основателю города? (на площади Строителей)

6. Какие площади есть у нас в городе? (площадь Труда, площадь Ленина, площадь Свердлова, площадь Строителей).

7. Какие памятники есть у нас в городе? (памятники Д.М.Карбышева, А.С.Пушкина, В.И.Ленина, Ф.Логинова и памятник воинам интернационалистам).

8. Какие две реки протекают вблизи г. Волжского? (Волга и Ахтуба)

Жюри подводит итог.

Ведущий: Ребята, знаете ли вы как хотели назвать наш город? (Пятиморск, Электроград, Гидроград, Город Солнца)

Блиц-турнир

    Как наша Родина называлась в древности? (Русь)

    Назовите столицу первого русского государства (Киев)

    Как звали трех былинных богатырей?

    Самый популярный герой русских былин (Илья Муромец)

    Самый известный русский баснописец (Иван Андреевич Крылов)

    Самая популярная в мире русская игрушка (Матрёшка)

    Русский праздник проводов зимы, это – (Масленица)
    8. Самое любимое угощение во время Масленицы (Блины)

Всем известны русское гостеприимство, отзывчивость, чуткость, доброта и хлебосольство. Разрешите вас угостить нашим национальным блюдом -…блинами.

Угощаем блинами.
Педагог: Спасибо всем за участие в нашей викторине. Надеюсь, что каждый из вас вырастет настоящим патриотом нашей великой Родины. В заключении позвольте закончить нашу викторину поэтическими строчками:
Люби цветы, леса, простор полей,
Всё, что зовётся Родиной твоей!

1.В гостях хорошо, а дома лучше.

2. Всяк кулик своё болото хвалит.

3.Где кто родился, там и пригодился.

4.Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

5.Если народ един, он не победим.

1. Москва - всем городам мать.

2.Народы нашей страны дружбою сильны.

3.На чужой стороне Родина милей вдвойне.
4.Нет в мире краше Родины нашей.

5.Родина - мать, умей за неё постоять

1.Родная сторона - мать, чужая - мачеха.
2.С родной земли - умри, не сойди.
3.Человек без Родины - что птица без крыльев.

4.Чужбина - калина, Родина - малина.

5. Одна у человека родная матушка, одна у него и Родина.

6.Жить - Родине служить.

1 команда

2 команда

1 конкурс

Родина – это …(за каждое слово)

2 конкурс. Загадки

3 конкурс. Разминка

4 конкурс Пословица к слову молвится.

5 конкурс. Я - гражданин России.

6 конкурс. Умелый дизайнер.

7 конкурс. Великие люди .

8 конкурс.

Волжский – город моей мечты.

Викторина «Моя Родина».
Цель:
патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.
развивать познавательный интерес к своей Родине; воспитывать
В викторине принимают участие 5 команд. Очерёдность ответов можно определить
с помощью жребия.
Ведущий.
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья-
Это русская сторонка,
Это Родина моя!
­ Сегодняшняя наша викторина посвящена Родине. Вам предоставлена возможность
показать свои знания и рассказать другим то, что вы знаете о родном крае.
Задание 1.
Разминка.
1. Назовите цвета Российского флага по порядку.
2. Как называется главная песня страны?
3. Как называется отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на
флагах, монетах и других документах?
4. Как в старину называли русский дом?
5. Старинная русская обувка, которую плели из коры деревьев.
Задание 2.
Закончить пословицы.
1. Родная сторона – мать, ………..(чужая ­ мачеха)
2. Родина краше солнца, ………….(дороже золота)
3. Человек без родины, ……………..(что соловей без песни)
4. Кто где родился, …………….(там и пригодился)
5. Родина – мать,………………..(умей за неё постоять)
Задание 3.
Собери стихотворение.
1. Что мы Родиной зовём?
По которой мы идём.
И берёзки у дороги,
Дом, где мы с тобой растём,
Правильный вариант ответа
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
2. Сразу в памяти встаёт
Если скажут слово – Родина,
Толстый тополь у ворот.
Старый дом, в саду смородина,
Правильный вариант ответа
Если скажут слово – Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.
3. А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор…
Правильный вариант ответа
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
4. Громкий радостный гудок.
Над скакалкой топот ног,
В лужах – первые кораблики,
И большой соседней фабрики
Правильный вариант ответа
В лужах – первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
5. Родина бывает разная,
Золотая целина…
Или степь от маков красная
Но у всех она одна!
Правильный вариант ответа
Или степь от маков красная.
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Задание 4.
Хочу всё знать.
­ Как называется наша Республика? (Башкортостан) Назовите главный город нашей
Республики. (Уфа)
1. Назовите главную реку нашей Республики. (Белая)
2. Название самого известного в Башкортостане родника, в котором температура воды и
летом и зимой равна +16,5 градусам. (Кургазак)
3. Прекрасна и велика красота природы нашего края. О каком растении пойдёт речь? Это
очень красивое дерево. О нём сложено много сказок и песен. Живёт до 500 лет. Растёт
очень медленно. Древесина очень прочная. Его плодами питаются белки, мыши и другие
животные. (Дуб)
4. Из какого дерева, растущего в наших краях, делают спички? (Осина)
5. О чём писал известный поэт Игебаев?
Когда я слушаю его,
То радость льётся через край.
Неприхотлив и невелик

Его песенный родник.
И зажурчит наверняка
В нём мелодичная река.
Держу его. В родном краю
Я песни звонкие пою. (Курай)
Задание 5.
Башкирские загадки.
1. Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет. (Ветер)
2. На минуту в землю врос
Разноцветный чудо­мост.
Чудо­мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга)
3. Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
4. Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко
Стало видно далеко. (Туман)
5. Нашумела, прогремела,
Всё промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округи полила. (Гроза)
­ Вот и подошла к концу викторина «Моя Родина». Все вы прекрасно справились с
заданиями и, судя по вашим ответам, много знаете о своём крае и гордитесь тем, что вы
родились именно здесь – в России!
Литература.
1. Гайсина Р.С. Природа родного Башкортостана / Гайсина Р.С. – Уфа: КИТАП, 2009
2. Знакомые незнакомцы. 2 ­3 классы / авт. ­сост. Елизарова Е.М. ­ Волгоград:
Учитель, 2007. – 235с.
3. Внеклассные мероприятия. 2 класс / авт.­сост. Яровая Л.Н. – М.: ВАКО, 2004. –
160с. – (Мозаика детского отдыха)

Оксана Руднева
Игра - Викторина Тема: «Россия - Родина моя».

Цель : обобщить и закрепить знания о нашей стране – России ; государственных символах; столице нашей Родины ; об истории древней Руси; о быте наших предков. Продолжать формировать и развивать патриотические чувства. Воспитывать у детей гордость, любовь к своей Отчизне.

Оборудование и материалы : барабан с шарами (лототрон) ; специально подготовленная электронная презентация по вопросам викторины ; музыкальный видео клип «Наша Родина » ; медали для награждения; воздушные шары трех цветов (красные, синие, белые) . Мультимедийная установка или компьютер для демонстрации презентаций и клипов. Музыкальное произведение в исполнении оркестра «Степь, да степь кругом…» .

(минусовка) .

Ход занятия.

Зал специально подготовлен для игры – викторины : места для двух команд, место для жюри, экран для мультимедиа, Мультимедийная установка. Барабан, с пронумерованными шарами.

Звучит русская народная мелодия. Ведущий предлагает детям проходить в зал и занимать свободные места.

Ребята, вы наверно обратили внимание на то, что сегодня у нас занятие будет проходить немого не обычно. Во – первых вы заняли места на стульчиках, кому где нравится, и у нас образовались две команды. Сегодня викторина – соревнование . Две команды : команда синих шаров и команда красных шаров, будут отвечать на вопросы. Чья команда больше ответить правильных вопросов, тот и победитель в нашей игре.

И так правила игры : каждый член команды (по очереди, выходит и крутит лототрон и достает шарик. На шаре имеется номер. Этот номер вопроса. Я, ведущий зачитываю вопрос, команда совещается и дает ответ на заданный вопрос. Если ответ правильный, то шар засчитывается команде. Если нет, то возвращается в барабан лототрон.

Правильность ответов и подсчет баллов будет осуществлять уважаемое жюри. Идет представление.

А сейчас проведем жеребьевку. Вызывают по одному из членов команд. Тот ребенок, который вытянет шарик с наибольшим числом, та команда отвечает на вопрос викторины первой .

А теперь давайте узнаем тему нашей игры. Послушайте стихотворение и определите, чему будет посвящена наша игра .

Ведущий читает :

Россия - священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава-

Твое достояние на все времена.

От южный морей до полярного края

Раскинулись наши поля и леса.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная страна! С. Михалков

Правильно ребята, мы будем с вами сегодня говорить и отвечать на вопросы на тему России , нашей с вами Родины , об истории нашего Отечества.

Вопрос 1. Как называется наша страна, в которой мы с вами проживаем?

Ответ : Наша страна называется – Россия . И еще имеет официальное полное название Российская Федерация .

Вопрос 2. Что такое столица? Назовите главный город нашей страны.

Ответ : Столица – это главный город любой страны. Столица нашей Родины – город Москва .

Вопрос 3. Перед вами расположены флаги различных государств. Определить флаг России . Что означают эти три цвета.

Ответ : На флаге России три цвета : белый, красный, синий. Его иначе еще называют – триколор.

Вопрос 4. Перед вами расположены гербы различные. Определить среди них герб нашей страны. Рассказать, что это за всадник на белом коне.

Ответ : Это не просто всадник. Зовут его Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества. У него в руках серебряное копье. Этим копьем он поражает черного змея, а верный конь топчет змея копытами. Змей символ зла.

Вопрос 5. Как называется главная, торжественная песня страны? Что надо делать, когда она звучит?

Ответ : главная песня страны называется гимном. Он звучит только в очень торжественных моментах, надо вставать, а мужчины должны еще снимать головные уборы.

Вопрос 6. Внимание на экран. Перед вами карта с городами : Москва, Владимир, Кострома, Углич и т. д. – это карта схема. Как еще модно сказать про эти города с другими словами и почему?

Ответ : Эти города, если их соединить образуют кольцо (круг) и называется «Золотое кольцо России » . А называют их так, они очень красивые, древние, много памятников.

Вопрос 7. Перед вами фотографии : 1. Долина гейзеров на Камчатке. 2. Озеро Байкал. 3. Петергоф – летняя резиденция царя Петра 1. 4. Природный памятник «Столбы выветривания в республике Коми» . 5. Собор Василия Блаженного в Москве. 6. Мамаев курган и статуя Родины – матери в Волгограде. 7. Гора Эльбрус. Что это за фотографии, о чем они вам рассказывают, что больше всего нравится.

Ответ : Фотографии это «Семь чудес России » .

Вопрос 8. Кто такие славяне? Как они потом стали называться и почему?

Ответ : Славяне это наши предки, которые жили очень давно в Древней Руси. Потом славяне стали называться «руссами» или «росами» . Как считают ученые, это название произошло от реки Россь . От названия этого племени и произошли наименования Россия и «русские» .

Физкультминутка.

Ветер веет над полями.

И качается трава (Дети плавно качают руками над головой) .

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивание – руки вверх) .

Ветер пыль над полем носит.

Накланяются колосья –

Вправо – влево, взад – вперед,

А потом наоборот. (Наклоны влево - вправо, назад- вперед) .

Мы, взбираемся на холм. (Ходьба на месте) .

Там немного отдохнем. (Дети садятся) .

Вопрос 9. Почему раньше на Руси жилые поселки и города в основном строили на берегах рек больших и малых?

Ответ : Потому, что раньше были дремучие, не проходимые леса и дороги строить было очень трудно. А река служила как и дорога, летом по воде на лодках, а зимой по льду на конях, также источником пропитания (рыба) .

Вопрос 10. Что такое кремль? Он существует только в Москве л есть в других города? Каких?

Ответ : Кремль – это крепость. Она служила для укрытия мирного населения от врагов на Древней Руси. Кремли – крепости есть почти во всех древних городах России .

Вопрос 11. Как назывался жилой поселок на Руси, состоящий из деревянных домов. Почему?

Ответ : Жилой поселок из деревянных домов назывался – деревня. Так как дома деревянные.

Вопрос 12. Как называется дом, построенный из круглых деревянных бревен?

Ответ : Дом, построенный из круглых, деревянных бревен называется – избой.

Вопрос 13. Что в избе, наши предки славяне считали главным? Почему?

Ответ : Главной в избе была – печь, она топилась дровами, в ней готовили кушать и ей обогревали всю избу.

Вопрос 14. А какие кушанья готовили и в чем?

Ответ : Готовили различные похлебки, уху. Также парили репу с медом, горох с луком. А готовили в горшках, их потом еще называли чугунами.

Вопрос 15. Назвать пословицы и поговорки о родной стране.

Ответ :

Нет земли краше, чем сторонка наша.

Всякому мила своя сторона.

Русское раздолье 0 человеку приволье.

Родина любимая , что мать родимая .

Береги землю любимую, как мать родимую .

Жить – Родине служить .

Вопрос 16. Какие пословицы вы знаете о столице нашей Родины Москве ?

Ответ :

Москва – сердце России .

Москва – мать городов русских.

Говорят в Москве, а слушают по всей стране.

Москвой – столицей весь народ гордиться.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Вы просто все молодцы! Вопросы викторины на этом закончены . И я предлагаю вам полюбоваться красотой нашей Родины , красотой родного края, необъятными просторами России… (просмотр музыкального видео клипа «Наша Россия » , слова и музыка К. Дерр, песня «Россия » ). По окончании просмотра ведущий читает :

Вижу горы – исполины,

Вижу реки и моря –

Это русские картины

Это Родина моя !

А теперь настал момент подвести итоги нашей игры – викторины . Подсчитать количество шаров, сколько какая команда заработала. Приглашают по одному человеку из команды, они подсчитывают. Определяется победитель.

Ведущий :

Поздравляю, вас ребята, с победами в викторине и желаю вам дальше интересоваться историей нашей страны, ведь мы соприкоснулись сегодня только с небольшой частичкой знаний истории нашего Отечества. И в качестве поощрительного приза вам дарим воздушные шары. Обратите внимания, каких они цветов (синего, красного, белого) о чем вам эти цвета напоминают? Это цвета нашего Российского флага .

Звучит музыка «Вижу русское раздолье» - дети разбирают шары.

Примечание : каждый вопрос и ответ сопровождается кадрами презентации.