Презентация, доклад окна сатиры роста. Азбука советской рекламы: агитационные плакаты Владимира Маяковского Отношение к «окнам»

Презентация, доклад окна сатиры роста. Азбука советской рекламы: агитационные плакаты Владимира Маяковского Отношение к «окнам»
Презентация, доклад окна сатиры роста. Азбука советской рекламы: агитационные плакаты Владимира Маяковского Отношение к «окнам»

а ГБОУ СОШ №1431 Бузлов Артем


Вступление Владимир Владимирович Маяковский - советский поэт, драматург, киносценарист,кинорежиссёр, киноактер, художник.


Агитационное искусство Окна РОСТА, точнее - "Окна сатиры РОСТА" - плакаты, создававшиеся в 1919-1921 годах советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). "Окна РОСТА" - самобытный вид агитационно-массового искусства, возникший в период Гражданской войны и военной интервенции 1918-20.


Агитационное искусство Первое "Окна РОСТА" исполнил в октябре 1919 М.М.Черемных. Затем к нему присоединились В.В.Маяковский, создававший яркие, меткие рисунки и подписи, а также И. А. Малютин, Д.С.Моор и др. Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов. «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты. "Окна РОСТА" сыграли значительную роль в становлении советского изобразительного искусства.


Встреча Молодой Владимир Маяковский пришел в поэзию под знаменем футуристов. Но под влиянием событий революционных лет изменилась тональность стихов Маяковского. Появилась острая потребность говорить со вчера еще "безъязыкой улицей" новым, но обязательно понятным ей языком. Не теряя поэтических достижений предреволюционных лет, Маяковский настойчиво ищет новые формы, новые жанры, новые темы в революционной действительности. Для него работа над агитплакатами РОСТА становится не только его формой участия в революционной борьбе, но и лабораторией, в которой он, по собственному выражению, освобождал стих "от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия".


Лозунги Маяковского Электрический ток - рабочего настиг. Как от смерти рабочего спасти? Немедленно еще до прихода врача надо искусственное дыхание начать. Чтоб фронт отстоять, белобанды гоня, пролетариат в двадцатом сел на коня. Чтоб видеть коммуну, растветшую в быль, садись в двадцать девятом на трактор и автомобиль. Мойте окна, запомните это, окна - источник жизни и света. Нельзя человека закупорить в ящик, жилище проветривай лучше и чаще. Не спи на работе! Работник этакий может продрыхнуть все пятилетки. Месим руками сталь, а не тесто, храни в порядке рабочее место. Нужную вещь в беспорядке ищешь, никак не найдешь и ранишь ручища. На работе волосы прячьте лучше: от распущенных волос - несчастный случай. Хулиганство на производстве наносит удар всей дисциплине нашего труда.


Плакаты Маяковского


Народная мудрость Маяковского сегодня лучше не трогать. Потому что все про него понятно, потому что ничего про него не понятно.

Что такое «Окна РОСТА»«Окна» представляли собой плакаты, с помощью
рисунков и подписей извещавшие о какомнибудь злободневном событии. Острые,
доходчивые сатирические плакаты с краткими,
легко запоминающимися стихотворными
текстами разоблачали врагов молодой Советской
республики. Они вывешивались в пустующих
окнах магазинов, отчего произошло и название.
Возникли как самобытный вид агитационномассового искусства в период Гражданской
войны и военной интервенции 1918-1920.
РОСТА - Российское телеграфное агентство, где
создавались «окна».

Плакаты Маяковского

Начало работы в РОСТА

«Моя работа в РОСТА началась так. - Я увидел на
углу Кузнецкого и Петровки, где теперь
Моссельпром, первый вывешенный
двухметровый плакат. Немедленно обратился к
заву РОСТА, тов. Керженцеву, который свел
меня с М.М. Черемных, одним из лучших
работников этого дела. Второе окно мы делали
вместе».
В.В. Маяковский

Отношение к РОСТА

Маяковский был по отношению к коллективу РОСТА
литературным и политическим руководителем. В ведении
Маяковского целиком находилась литературнотематическая часть «Окон Роста». Следовательно, от него
зависела работа всего коллектива по существу, по
содержанию. Выбор темы и ее выражение в слове - это
была задача не только литературная, но и политическая.
Решение этой задачи требовало большого политического
чутья, умения разбираться в сложных вопросах, а также
чувства ответственности.

Примеры лозунгов

Убирайте комнату,
чтоб она
блестела.
В чистой комнате чистое тело.
Не пейте
спиртных напитков.
Пьющему - яд,
окружающим пытка.
Опытные рабочие,
не издевайтесь
над молодыми.
Молодого рабочего
обучим и подымем.
Курить бросим.
Яд в папиросе.
Антисемиту
не место у нас все должны
работой сравняться.
У нас
один рабочий класс
и нет
никаких наций.

Будни РОСТА

В 1919 красок почти не было, работать приходилось в холодной
мастерской, спать урывками, часто здесь же, в рабочей комнате.
Однажды Маяковский положил под голову полено, чтобы не
проспать слишком долго.
В этой работе, как и во всем, чем он занимался, проявилось его
отношение к людям: соединение чуткости и требовательности.
Он мог сказать художнику, задержавшему выполнение работы:
«Вам, Нюренберг, разумеется, разрешается болеть... Вы могли
даже умереть - это ваше личное дело. Но плакаты должны
были здесь быть к десяти часам утра», - и тут же с
непреклонным упорством «выбивать по инстанциям» паек для
сотрудницы РОСТА Риты Райт...

Влияние на творчество

Период работы в РОСТА для Маяковского был переломным.
Поставив целью подчинить стих задачам массовой
политической агитации, Маяковский напряженно искал новых
форм художественной выразительности. Он не отказывался и от
найденного другими, если это помогало ему сделать текст более
понятным и доходчивым для массового читателя. Поэтому
текст, на первый взгляд «непохожий» на стихи Маяковского
вообще, для его «ростинских» стихов может оказаться как раз
очень характерным и специфичным.

Примеры лозунгов

В маленьком стакане,
В общей работе
в этом вот,
к дисциплине привыкни.
может утонуть
Симулянта
огромный завод.
разоблачи
Из рабочей гущи
и выкинь.
выгоним пьющих.
Не издевайся на заводе
над тем, кто слаб,
Оберегайте слабого
от хулиганских лап.
Вызов за вызовом,
по заводам лети!
Вступай в соревнование,
за коллективом коллектив!
Встают заводы,
сильны и стройны.
Рабочий океан
всколыхнулся низом.
Пятилетка это рост
благосостояния страны.
Это пять километров
по пути в коммунизм.

Влияние на творчество 2

Под влиянием событий революционных лет изменилась
тональность стихов Маяковского. Появилась острая потребность
говорить со вчера еще «безъязыкой улицей» новым, но
обязательно понятным ей языком. Не теряя поэтических
достижений предреволюционных лет, Маяковский настойчиво
ищет новые формы, новые жанры, новые темы в революционной
действительности. Для него работа над агитплакатами РОСТА
становится не только его формой участия в революционной
борьбе, но и лабораторией, в которой он, по собственному
выражению, освобождал стих «от поэтической шелухи на темах,
не допускающих многословия».

Влияние на творчество 3

Как неутомимый «чернорабочий революции»,
Маяковский широко раздвигал рамки своих
поэтических возможностей, шел к простоте своего
стиха, своего поэтического образа. Как никто
другой из поэтов, его современников, он чувствовал
пульс своего времени, энергию устремленности в
будущее. Маяковский овладел всеми
«ухищрениями», всеми возможностями
лаконичной, стремительной поэтической формы.

Отношение к «окнам»

Маяковский гордился «Окнами РОСТА».
«Пусть вспоминают лирики стишки, под
которые влюблялись, - писал он в 1930
году. - Мы рады вспомнить и строки, под
которые Деникин бежал от Орла» («Прошу
слова»).

Содержание Фотографии Маяковского Фотографии Маяковского Плакаты Маяковского Плакаты Маяковского Начало работы в РОСТА Начало работы в РОСТА Отношение к РОСТА Отношение к РОСТА Будни РОСТА Будни РОСТА Влияние на творчество Влияние на творчество Отношение к « окнам » Отношение к « окнам »




Что такое « Окна РОСТА » « Окна » представляли собой плакаты, с помощью рисунков и подписей извещавшие о каком - нибудь злободневном событии. Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов молодой Советской республики. Они вывешивались в пустующих окнах магазинов, отчего произошло и название. Возникли как самобытный вид агитационно - массового искусства в период Гражданской войны и военной интервенции РОСТА - Российское телеграфное агентство, где создавались « окна ».





Начало работы в РОСТА « Моя работа в РОСТА началась так. Я увидел на углу Кузнецкого и Петровки, где теперь Моссельпром, первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву РОСТА, тов. Керженцеву, который свел меня с М. М. Черемных, одним из лучших работников этого дела. Второе окно мы делали вместе ». В. В. Маяковский


Отношение к РОСТА Маяковский был по отношению к коллективу РОСТА литературным и политическим руководителем. В ведении Маяковского целиком находилась литературно - тематическая часть « Окон Роста ». Следовательно, от него зависела работа всего коллектива по существу, по содержанию. Выбор темы и ее выражение в слове это была задача не только литературная, но и политическая. Решение этой задачи требовало большого политического чутья, умения разбираться в сложных вопросах, а также чувства ответственности.


Примеры лозунгов Убирайте комнату, чтоб она блестела. В чистой комнате - чистое тело. Курить - бросим. Яд в папиросе. Не пейте спиртных напитков. Пьющему - яд, окружающим - пытка. Опытные рабочие, не издевайтесь над молодыми. Молодого рабочего обучим и подымем. Антисемиту не место у нас - все должны работой сравняться. У нас один рабочий класс и нет никаких наций.


Будни РОСТА В 1919 красок почти не было, работать приходилось в холодной мастерской, спать урывками, часто здесь же, в рабочей комнате. Однажды Маяковский положил под голову полено, чтобы не проспать слишком долго. В этой работе, как и во всем, чем он занимался, проявилось его отношение к людям: соединение чуткости и требовательности. Он мог сказать художнику, задержавшему выполнение работы: « Вам, Нюренберг, разумеется, разрешается болеть... Вы могли даже умереть это ваше личное дело. Но плакаты должны были здесь быть к десяти часам утра », и тут же с непреклонным упорством « выбивать по инстанциям » паек для сотрудницы РОСТА Риты Райт...


Влияние на творчество Период работы в РОСТА для Маяковского был переломным. Поставив целью подчинить стих задачам массовой политической агитации, Маяковский напряженно искал новых форм художественной выразительности. Он не отказывался и от найденного другими, если это помогало ему сделать текст более понятным и доходчивым для массового читателя. Поэтому текст, на первый взгляд « непохожий » на стихи Маяковского вообще, для его « ростинских » стихов может оказаться как раз очень характерным и специфичным.


Примеры лозунгов В маленьком стакане, в этом вот, может утонуть огромный завод. Из рабочей гущи выгоним пьющих. В общей работе к дисциплине привыкни. Симулянта разоблачи и выкинь. Не издевайся на заводе над тем, кто слаб, Оберегайте слабого от хулиганских лап. Вызов за вызовом, по заводам лети! Вступай в соревнование, за коллективом коллектив! Встают заводы, сильны и стройны. Рабочий океан всколыхнулся низом. Пятилетка - это рост благосостояния страны. Это пять километров по пути в коммунизм.


Влияние на творчество 2 Под влиянием событий революционных лет изменилась тональность стихов Маяковского. Появилась острая потребность говорить со вчера еще « безъязыкой улицей » новым, но обязательно понятным ей языком. Не теряя поэтических достижений предреволюционных лет, Маяковский настойчиво ищет новые формы, новые жанры, новые темы в революционной действительности. Для него работа над агитплакатами РОСТА становится не только его формой участия в революционной борьбе, но и лабораторией, в которой он, по собственному выражению, освобождал стих « от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия ».


Влияние на творчество 3 Как неутомимый « чернорабочий революции », Маяковский широко раздвигал рамки своих поэтических возможностей, шел к простоте своего стиха, своего поэтического образа. Как никто другой из поэтов, его современников, он чувствовал пульс своего времени, энергию устремленности в будущее. Маяковский овладел всеми « ухищрениями », всеми возможностями лаконичной, стремительной поэтической формы.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Окна РОСТА, точнее - "Окна сатиры РОСТА" - плакаты, создававшиеся в 1919-1921 годах советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). "Окна РОСТА" - самобытный вид агитационно-массового искусства, возникший в период Гражданской войны и военной интервенции 1918-20. Окна РОСТА, точнее - "Окна сатиры РОСТА" - плакаты, создававшиеся в 1919-1921 годах советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). "Окна РОСТА" - самобытный вид агитационно-массового искусства, возникший в период Гражданской войны и военной интервенции 1918-20.

Слайд 4

Описание слайда:

Первое "Окна РОСТА" исполнил в октябре 1919 М.М.Черемных. Затем к нему присоединились В.В.Маяковский, создававший яркие, меткие рисунки и подписи, а также И. А. Малютин, Д.С.Моор и др. Первое "Окна РОСТА" исполнил в октябре 1919 М.М.Черемных. Затем к нему присоединились В.В.Маяковский, создававший яркие, меткие рисунки и подписи, а также И. А. Малютин, Д.С.Моор и др. Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов. «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты. "Окна РОСТА" сыграли значительную роль в становлении советского изобразительного искусства.

Слайд 5

Описание слайда:

Молодой Владимир Маяковский пришел в поэзию под знаменем футуристов. Молодой Владимир Маяковский пришел в поэзию под знаменем футуристов. Но под влиянием событий революционных лет изменилась тональность стихов Маяковского. Появилась острая потребность говорить со вчера еще "безъязыкой улицей" новым, но обязательно понятным ей языком. Не теряя поэтических достижений предреволюционных лет, Маяковский настойчиво ищет новые формы, новые жанры, новые темы в революционной действительности. Для него работа над агитплакатами РОСТА становится не только его формой участия в революционной борьбе, но и лабораторией, в которой он, по собственному выражению, освобождал стих "от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия".

Слайд 6

Столетие тому назад в западной Европе и США реклама развивалась стремительными темпами, а в СССР она только зарождалась. Одним из первых и самых известных «копирайтеров» 1920-х годов стал Владимир Маяковский – автор не только замечательных стихов и пьес, но и гениальных рекламных плакатов . Его работы стали классикой советского рекламного искусства и значительной вехой в истории плаката ХХ ст.


В СССР в рекламе не было острой экономической необходимости – монополия государственных предприятий на производство товаров не предполагала конкурентной борьбы. Советская реклама существенно отличалась от западной – ее основной задачей была агитация и пропаганда. Нужно было убедить всех в том, что советские товары – самые лучшие. А других нет именно поэтому – зачем еще что-то, когда есть самое лучшее?




В. Маяковский был автором политической, коммерческой и социальной рекламы. В 1919-1921 гг., в годы Гражданской войны и военной интервенции, он работал в «Окнах сатиры РОСТА» – плакатном отделе Российского телеграфного агентства. Основной задачей сатирических плакатов было высмеять и уничтожить врагов молодой республики и поддержать «Советскую власть плюс электрификацию всей страны». Первые плакаты создавались вручную, потом – с помощью трафаретов.


С 1923 г. в сотрудничестве с художником-авангардистом А. Родченко Маяковский начинает работать над торговой рекламой. Творческий альянс «Реклам-конструктор Маяковский–Родченко» создает рекламу для ГУМа, Резинотреста, Моссельпрома, Госиздата, Чаеуправления. Тексты рекламных плакатов были максимально лаконичны и броски, легко запоминались и были предельно просты – а что еще нужно для эффективной рекламы?






Классикой, вошедшей во всенародный оборот, стал слоган «Нигде кроме как в Моссельпроме». На все претензии автор отвечал: «Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю «Нигде, кроме как в Моссельпроме» поэзией самой высокой квалификации». И если по поводу эстетической ценности подобных стихов возникают вопросы, то в маркетинговой эффективности их нельзя усомниться.


В. Маяковский хорошо понимал экономическую необходимость рекламы, еще в 1923 г. он писал: «Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь – хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама – это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи».