Как погиб Сергей Бодров-младший на самом деле . Как погиб Сергей Бодров: загадочные факты о трагедии в Кармадонском ущелье

Как погиб Сергей Бодров-младший на самом деле . Как погиб Сергей Бодров: загадочные факты о трагедии в Кармадонском ущелье
Как погиб Сергей Бодров-младший на самом деле . Как погиб Сергей Бодров: загадочные факты о трагедии в Кармадонском ущелье

Со дня гибели актера и режиссера Сергея Бодрова-младшего 20 сентября исполняется ровно десять лет

Съемочная группа Бодрова, работавшая над его новым фильмом «Связной» и насчитывающая более ста человек, была заживо погребена в Кармадонском ущелье в результате схода ледника Колка. Основной процесс уже был завершен, и участники съемок уже отправлялись в гостиницу, но им по пути встретились местные жители, которые пригласили всех в расположенную неподалеку деревню на поминки одного влиятельного человека . В результате внезапное обрушение ледяной лавины решило участь и всех обитателей горного селения, и Сергея Бодрова со товарищи…

Эксперты констатируют, что на том месте, где располагалась деревня, селиться было категорически запрещено. Однако этот населенный пункт был основан уже после предыдущего буйства стихии, которое случилось в 1969 году. К сожалению, в советское время многие жители Кавказа напрочь игнорировали обычаи предков обживать только высокогорные места и нередко осваивают территории, застройка которых категорически запрещена.

Сергей Бодров

Что же послужило основной причиной схода ледника Колка? До последнего времени господствовала версия о том, что многотонную махину сдвинули с места нависавшие над ней ледяные наросты, которые подтаяли летом. Однако ученый-гляциолог Лев Десинов категорически опровергает данную теорию. «Ну не бывает такого в природе, - восклицает Десинов в интервью «МК». - Сколько о ледник ни бей, он не сдвинется с места. Если вы бросите на ледник бомбу в несколько тонн (а это делали во время исследований аргентинцы, чилийцы), она отскочит от него как пинг-понговый мячик от стенки . Бросите сотню бомб — сотня бомб отскочит! Пробить эту двухсотметровую толщу невозможно еще и потому, что ледник обладает упругостью».

Аргументируя свою точку зрения, Лев Десинов ссылается на свидетельства неких очевидцев. За пару недель до рокового события в тех краях побывала группа туристов из Краснодара под руководством Ольги Неподобы и Димы Солодкого. Ее участники сделали уникальные снимки, на которых явственно заметно, что никаких висячих ледников над Колкой к концу августа уже не наблюдалось . Зато экстремальные путешественники постоянно слышали под ледником оглушительный шум, напоминавший о буднях металлургического цеха.

Сергей Бодров

Лев Десинов убежден, что это свидетельствует о выходивших из жерла вулкана Казбек флюидных газовых потоках. Теплые струи газа постоянно подтачивали «кровеносную систему» ледника, что и привело к его стремительному обрушению, сравнимому с тем, как газы выталкивают пробку из открываемой бутылки шампанского.

«Вечером 20 сентября в леднике все эти многочисленные емкости размером со стакан, с чашечку, цистерну, с огромный бассейн - все эти емкости начали дегазировать, разрывая Колку в клочья, - рассказал Десинов в интервью «МК». - Именно совокупность природных факторов и привела к роковому финалу: ледяная махина весом 200 млн (!) тонн устремилась вниз, в ущелье, с колоссальной скоростью — больше 100 километров. Работа свершилась грандиознейшая — выбросить такую махину на такой скорости! Т. е. природа выброса ледника - газохимическая , и, в отличие от наших оппонентов, считающих, что события 20 сентября произошли внезапно, мы указываем на то, что уже в августе Колка стал приходить в состояние динамической неустойчивости, готовясь к сёрджу. Сёрдж — это процесс подвижки ледника, или, как говорят гляциологи, пульсации».

Сергей Бодров

Обнаружить тела жертв разбушевавшейся природной стихии удастся не раньше, чем через 50-100 лет, обычно составляющих среднее время таяния ледника таких размеров. В день десятой годовщины со дня схода ледника Колка в Северной Осетии на месте трагедии проходят траурные мероприятия. Поминальные мероприятия начались с зажжения факелов и свечей под звуки симфонической музыки, затем была объявлена минута молчания, после которой начнется возложение цветов. На верхней площадке памятника расположился мужской хор государственной филармонии республики, нижнюю площадку заняли школьники в национальных костюмах со свечами в руках , по сторонам от памятника, на холмах расположились артисты Северо-Осетинского государственного академического театра и конного театра «Нарты».

Вспоминать добрым словом Сергея Бодрова будут 20 сентября и в других странах СНГ. Примечательно, что множество тематических встреч проходит в обычных кафе (узнать о местах можно на форумах и сайте актера). К примеру, на официальной группе поклонников Бодрова-младшего «ВКонтакте» зарегистрированы почти 100 000 человек, треть которых - украинцы . Киевские фаны «Брата» также организуют встречу возле колонн Октябрьского дворца (МЦКИ), где Сергей Бодров снимался в фильме «Восток-Запад» в 1999 году.

Сергей Бодров

Вокалист группы «Смысловые галлюцинации», чья песня «Вечно молодой» является одним из главных саундтреков фильма «Брат-2», рассказал порталу segodnya.ua, что хотя плотно и не дружил с Бодровым, но решил создать рок-фестиваль, посвященный его памяти. «Сначала мы планировали 24 сентября провести его в Волгограде, но, увы, пока дата перенеслась, - говорит Сергей «Буба» Бобунец. - Назовем фест «Брат», ведь другой ассоциации с Бодровым и быть не может ». Точной даты «глюки» пока не объявили.

Не остается в стороне от скорбной даты и российский Первый канал. Непосредственно в день трагедии здесь покажут фильм «Кармадон», который по часам реконструирует события десятилетней давности, в т. ч. и последние минуты жизни Сергея Бодрова. А 22 сентября в 10:55 будет показана картина «Сергей Бодров. Где ты, брат?», которая попробует дать ответ на вопрос, кем же был этот человек для молодежи 90-х годов и почему именно в нем целое поколение увидело героя своего времени. Чудом оставшийся в живых оператор погибшей съемочной группы расскажет о тех мистических совпадениях, которые предшествовали трагедии в Кармадоне . Поделятся впечатлениями о трагедии и местные жители. Также впервые даст интервью жена Сергея Бодрова Светлана, которая все эти 10 лет отказывалась общаться с журналистами.

Фото с сайтов kinopoisk.ru и kino-teatr.ru

Человеку, которого 20 лет назад, после выхода на экраны фильма «Брат» и его сиквела «Брат-2» (2000 г.), полюбила за созданный образ вся страна, судьбой было отпущено совсем немного. Сергей Бодров-младший прожил всего 30 лет.

Спешил ли жить? Те, кто знал его близко, теперь говорят, что спешил так сильно, словно предчувствовал скорый конец. Впрочем, такое впечатление создаётся всегда, когда уходит талантливый и по-настоящему деятельный человек. Бодров был близок всем и сумел стать символом очень непростой эпохи, пронизанной пьянящим воздухом свободы. Имя ей - «Лихие 90-е».

Он родился на излёте 1971 года. В грядущем декабре Сергею исполнилось бы всего 47. Мальчик рос спокойным. До такой степени спокойным, что отец и подумать не мог, что его малыш станет когда-нибудь культовым актёром, которому, словно Леннону или Цою, поклонники будут рисовать портреты на стенах домов.

Сегодня такие славные художества есть во многих городах России.

«Почему обязательно актёром», - пожал плечами Сергей Бодров-старший, когда узнал о намерениях маленького сына податься в лицедеи. - Есть много других нужных и важных профессий, где ты можешь приносить пользу людям.

Взгляд маленького Серёжи, ничуть не расстроенного мягким отказом отца «в праве на профессию», упал в окно, где водитель оранжевого грузовика, как раз, подцепил «прихватками» и оторвал от земли тяжелый контейнер с мусором.

«Он приносит пользу людям?» - спросил Сергей.

«Ну, конечно», - размешивая сахар в чае, сказал отец.

«Значит, я буду водителем этой машины», - решил Серёжа, вызвав неподдельный смех матери и отца в «утро выбора профессий» на их кухне.

Те, кому посчастливилось держать в руках замечательную книгу «Связной», увидевшую свет уже после смерти Бодрова-младшего, знают, что Сергей успел реализовать эту мечту. Его мистический герой Алексей работает водителем мусоровоза, на самом деле являясь глубоко законспирированным агентом ФСБ. А сам «Связной»? Это всего лишь темноволосый парнишка, способный видеть будущее.

Что же открылось ему? Узнать можно. Но только лишь открыв кинороман. Он так и остаётся кинороманом, потому что на съемках фильма «Связной» произошло страшное…

Но до этого трагического момента были годы. У Сергея было вполне счастливое московское детство, которое прошло вот в этой школе № 1265 с углубленным изучением французского языка. Она утопает в зелени на улице Фотиевой (Юго-Западный Административный округ Москвы). В этом году учебное заведение отметило своё 60-летие.

Сегодня здесь есть мемориальная доска с изображением улыбающегося Сергея Бодрова-младшего, у которой всегда лежат цветы.

Он был непоседливым, веселым, жизнерадостным ребёнком, - вспоминают о нём учителя-старожилы, которые помнят выпуск 1989 года. - Шалил? Не без этого. Но никогда и никому не делал зла.

Взрослея, Сергей вновь попытался заговорить с отцом о ВГИКе. И повод был. Бодров-старший снял сына в фильме «СЭР» (аббревиатура воровской наколки «Свобода - это рай»). Роль «режиссёрского сына» была не то что не главной, а даже не эпизодической.

Он появляется в образе бритоголового парнишки - знакомца, убежавшего из колонии для несовершеннолетних в колонию для совершеннолетних к отцу, которому «нужна справка о том, что у него есть сын». И взял его отец только потому, что ради роли никто не был готов стричься налысо.

Сергей был готов.

Но и этого отцу было мало. Он вновь отмахнулся, не увидев у сына страсти к профессии. Ему вновь казалось, что профессией нужно «гореть» не в переносном, а в прямом смысле слова. А особого рвения в глазах Сергея не было. Внутренняя сила была. Страсть отсутствовала. Он оставался, как и в детстве – улыбчиво-спокойным.

Путь Сергея лежал на истфак МГУ. Окончив его, он поступил в аспирантуру и стал… кандидатом наук.

Однажды Сергей напросился к отцу на съемки - так, подсобным рабочим. Отец взял его, мучительно размышляя над выбором куда более важного участника кинопроцесса - актёра на роль рядового Ивана Жилина, который вместе с прапорщиком Саней попадает в плен в ходе Первой чеченской войны.

Олег Меньшиков, на правах исполнителя главной роли, отметал кандидатуру за кандидатурой. Другие участники нескончаемого кастинга (среди них были очень известные не только в ту пору, но и сегодня актёры) не устраивали Бодрова-старшего.

Папа, а попробуй на эту роль меня? - вдруг сказал Сергей. И отец попробовал, поразившись тому, насколько удачен был уже на уровне проб этот уникальный тандем - непрофессионального в актёрстве Сергея и человека, который уже на тот момент являлся живой легендой советского и российского кино - Олега Меньшикова.

Получалось всё. Сергей разительно контрастировал с Олегом. Не перекрывал. Оттенял то, что нужно было оттенить. И… вызывал своей непосредственностью безграничное доверие. Верилось, что именно из таких «Ванек», не обученных, не подготовленных к смерти, «ковалось» в 1995 году российское войско.

Именно они были брошены на противостояние прекрасно вооружённым (с распроданных складов Минобороны РФ) «чеченским братьям».

Риск режиссёра, согласившегося снимать сына-непрофессионала, оказался на 100% оправдан. Фильм получил множество наград, был номинирован на «Оскар».

Встреча с режиссёром Алексеем Балабановым состоялась в «Сочи». Алексей Октябринович предложил молодому человеку сыграть роль в сценарии, который стал своеобразным «продолжением» «Кавказского пленника».

Главный герой Данила Багров возвращался в мирную жизнь с войны и никак не мог себя найти в этом непростом мире. В общем-то, и не пытался, будучи «с колёс» втянутым в бандитские разборки.

На фильм градом сыпались шишки. Кто-то узрел в картине расизм. Кто-то разглядел русофобию, дескать, как это так? Почему Россия не представлена благоухающей, а путь воина, возвращающегося после «операции по принуждению к миру», не устлан розами.

Но было, как было. Брат «брал» правдивостью, натуральностью образа, который никак не получался отрицательным, хотя палил Данила из обреза и других видов огнестрельного оружия направо и налево, словно заправский герой компьютерной «стрелялки».

Успех фильма оглушителен, а персонаж мгновенно обрёл статус культового для целого поколения. И Балабанов, спустя несколько лет, снял «Брата-2». Снимал, как пародию, комикс, в какой-то степени издёвку, но получилось полноценное продолжение, изобилующее палитрой пророческих фраз в стиле

«Вы нам ещё за Севастополь ответите!»

Ответили.

Парнишка с обрезом, в растянутом свитере дышал этой «русскостью» - готовностью мгновенно, не особо задумываясь о последствиях восстанавливать «статус-кво» в любой точке мира, не считая жертвы, не заботясь о том, как воспримут его поступки окружающие - близкие, дальние.

Балабанов (и только он, никто иной) умел создавать эти образы, которые резко контрастировали с «глянцевой» дрянью, сладкой патокой лившейся с экранов телевизоров. Его сценарии занимали 10-12 страниц печатного текста. В них было мало полемики, минимум диалогов. Герои «Брата», «Груза-200», «Кочегара» молчали в кадре по 10 минут, но в этом молчании было больше красноречия, чем в словесном потоке иных сериалов и кинокартин, рассказывавших о какой-то другой, не похожей на настоящую, России с искусственно улыбающимися русскими, напоминающими героев «Санта-Барбары».

Бодров, получивший отличное образование в МГУ, блестяще защитивший без протекций диссертацию, был развит разносторонне. Он давал фору лощёному «взглядовцу» Александру Любимову, появляясь вместе с ним в кадре. И ещё: он писал сценарии и, читая их, родной отец Сергей Бодров-старший, упрашивал сына больше не сниматься, а только писать.

Сергей, действительно, подумывал о сценарно-режиссёрском поприще всерьез. Ему было что сказать. Он генерировал идеи одна интереснее другой. И всё было впереди, потому что 30 лет - это возраст, когда художник ещё не стал художником в полном смысле этого слова, а лишь начинает, пробует силу, о природе которой было так много сказано в фильмах с участием Бодрова.

Иногда кажется, что не погибни Бодров-младший в Кармадонском ущелье на съемках им же написанного «Связного», мы жили бы в какой-то другой России. Но это, опять-таки, можно списать на чувство, настигающее после утраты беспрецедентно яркой и значимой персоны в «главнейшем из искусств» - кино.

Съемки «Связного» начались летом 2002, в год, когда у Сергея Бодрова родился сын Саша. Супруга Сергея позже вспоминала, что, отправляясь на в Северную Осетию, он долго стоял на улице, глядя на их окно. Смотрел на неё, на малыша, которого она держала в руках. Было ли предчувствие? Понимание, что расстояние между ними будет становиться лишь больше и больше, а потом и вовсе станет неизмеримым?

Его не было.


В горах нужно было провести всего лишь 10 дней, но в ту пятницу, 20 сентября 2002 года, в Кармадонском ущелье, снимали сложный эпизод: главный герой ловит живую гадюку. Североосетинские милиционеры, сопровождавшие группу, были счастливы увидеть Бодрова-младшего и, по всей видимости, решили удивить кинематографистов гостеприимством, организовав небольшой пикник в поистине чарующей атмосфере гор.

Кому пришла в голову идея стрелять по бутылкам в горах? Сегодня это установить невозможно. Но, по одной из версий, именно это стало причиной срыва висячего ледника, спровоцировавшего сход уничтожающей всё и всех на своём пути лавины. На скорости 180 км/ч ледник Колка сошёл и похоронил под 60-метровой толщей льда всю группу, включая талантливого актёра, режиссёра и сценариста, о котором будет помнить ещё не одно поколение россиян, считающих его своим братом.

В одном из своих интервью Сергей Бодров-младший говорил: «Не бояться смерти? Это очень просто. Выходишь в разгар дня на оживлённую улицу. Останавливаешься в толпе. Закрываешь глаза. И понимаешь: жизнь продолжается даже без тебя».

Роман Заблоцкий

6 месяцев назад

Сергея Бодрова искали несколько месяцев. Но ни его самого, ни его съемочной группы так и не удалось обнаружить

Сергей Бодров – младший считался одним из самых перспективных кинорежиссеров постсоветского периода, но он встретил свою смерть, снимая фильм о трагедии Чеченской войны

2 0 сентября 2002 года в 20:15 по местному времени в Северной Осетии произошла страшная катастрофа. Гигантская глыба льда сорвалась с вершины горы Джимара (4780 м), упав на ледник Колка. Удар был настолько сильным, что он спровоцировал внезапный сход ледяных и селевых масс…

Подо льдом и грязью

На пути двигающегося со скоростью около 220 км/час селевого потока оказалось чрезвычайно живописное и популярное у туристов Кармадонское ущелье, которое затем на протяжении 12 км превратилось в ровное плато.

Ледник Колка в 2001 году. Вид из Кармадонского ущелья. Источник: Wikimedia.org

Стихией оказались погребены поселок Верхний Кармадон, туристические базы и палаточные городки «диких» туристов, а также съемочная группа художественного фильма «Связной» во главе с Сергеем Бодровым – младшим . По различным данным, подо льдом, камнями и грязью оказалось от 135 до 155 человек, ни одному из которых так и не удалось спастись.

Трагедии могло не случиться

Сергей Бодров – младший буквально ворвался в российский кинематограф, исполнив запоминающуюся роль солдата Ивана Жилина в фильме своего отца «Кавказский пленник». Затем были «Брат» и «Брат-2», после которых Бодрова стали ассоциировать с современной молодежью: немного инфантильной, но смелой, честной и справедливой.

Сергей успел поработать ведущим программы «Взгляд» и телешоу «Последний герой», защитил кандидатскую диссертацию по искусствоведению и снял очень неоднозначный фильм «Сестры».

Сергей Бодров стал символом постсоветского кино. Фото: Михаил Фролов/КП

В 2002 году он приступил к съемкам своего второго фильма «Связной». Роковое совпадение: начало работы в Северной Осетии было запланировано на конец лета 2002-го, но 27 августа жена Светлана подарила Сергею сына Александра . Ответственный отец отложил работу на месяц. Последствия этого решения его в итоге и погубили.

У него был еще один шанс спастись: начало горных съемок в Кармадонском ущелье назначили на 9 утра 20 сентября. Но не повезло с погодой. Бодров решил отложить съемки на час дня.

Когда начало смеркаться и плохое освещение не позволяло плодотворно работать, Бодров сообщил, что собирается возвращаться во Владикавказ. Но не успел: огромная масса льда и грязи буквально накрыла место, где находилась съемочная группа.

Сергей Бодров – младший в роли Данилы Багрова. Кадр из фильма «Брат-2», 2000 год

Могила из 300 метров льда

Первым на место прибыл руководитель спасательного отряда Северной Осетии Сергей Щетинин , как раз собиравшийся отдохнуть в одном из кафе Кармадонского ущелья. Отправься он в путь на 5 минут раньше, и его самого бы погребли тонны грязи и льда.

Вызвав на место своих подчиненных и надев всегда находящееся в машине спасательное снаряжение, Щетинин пошел навстречу леднику, который еще «дышал» и медленно перемещался.

Позднее он рассказывал, что слышал крики и стоны людей, оказавшихся в грязево-ледяной ловушке, но никак не мог к ним пробиться через жижу, глубина которой составляла несколько десятков метров. Позднее выяснится, что всего сошло около 125 миллионов тонн льда, грязи и камней, а в некоторых местах высота селя достигала 300 метров.

Из-за разрушенных дорог остальные спасатели прибыли к месту трагедии только через несколько часов. Они немедленно приступили к поисковой операции, но ее серьезно усложняли кромешная темнота и неимоверный холод.

Спасательная бригада на месте схода ледника Колка. Фото: Владимир Веленгурин/КП

Все прекрасно понимали, что у людей, оказавшихся в селевой ловушке, шансов на выживание не было никаких, но молча делали свое дело. Специалисты утверждают, что сошедший ледник вызвал эффект шаровой мельницы, перемалывая все живое в пыль. Остаться невредимыми могли только туристы, оказавшиеся на самом краю селевого потока.

Бессмысленная поисково-спасательная операция

Когда на следующий день место трагедии облетели на вертолете, стали понятны истинные масштабы катастрофы. Спасатели предположили, что выжить могло только небольшое количество людей, успевших спрятаться в автомобильных тоннелях.

По инициативе Сергея Бодрова – старшего в различных местах пробурили 20 шурфов, глубина которых достигала 100 метров. Но все было напрасно. Помощь оказывали даже ведущие экстрасенсы страны, но не помогло и это. Когда удалось наконец пробиться в автомобильный тоннель, то оказалось, что он заполнен водой и в нем нет ни одного тела.

Один из шурфов, пробуренных в Кармадонском ущелье. Фото: Владимир Веленгурин/КП

Операция продолжалась три месяца, после чего из-за сложных климатических условий и риска для жизни самих спасателей ее официально прекратили. Ценой неимоверных усилий удалось обнаружить тела 19 погибших, а также несколько фрагментов других тел, буквально разорванных ледником.

Весной 2003 года в Кармадонское ущелье прибыли группы добровольных спасателей и поклонников Сергея Бодрова – младшего, решивших все-таки найти тело своего кумира и похоронить его по христианскому обычаю. Им активно помогали местные жители, уверенные, что человек считается проклятым, пока его не похоронили. Но больше не удалось найти никого.

Находки спустя много лет

В 2008 году, когда оттаявший лед немного освободил Кармадонское ущелье, строители газопровода наткнулись на искореженные останки автомобиля «Москвич», использовавшегося съемочной группой Сергея Бодрова. В нем находилось тело мужчины, которого благодаря ДНК-экспертизе опознали как Иранбека Цирихова . В момент трагедии с ним в машине должна была находиться пятилетняя дочь Альбина и двоюродный брат Виталий . Но никаких признаков этих людей обнаружить не удалось.

Плита монумента «Скорбящая мать» со списком пропавших без вести. Автор фото Vt-808. Источник wikipedia.org

Кармадонское ущелье постепенно освобождается ото льда. Не исключено, что через много лет удастся обнаружить останки и других погибших. Но сегодня ими считаются только 19 человек, личности которых достоверно установлены. Все остальные, включая Сергея Бодрова, официально пропали без вести. Возможно, навечно.

Сергей Бодров (младший)

Сергей Сергеевич Бодров. Родился 27 декабря 1971 года в Москве - погиб 20 сентября 2002 года в Кармадонском ущелье, Северная Осетия. Советский и российский актёр, кинорежиссёр, сценарист и телеведущий.

Мать - Валентина Николаевна, искусствовед, преподаватель МГУ.

Родители развелись в 1984 году.

У него есть сестра по отцу - Ася Бодрова, дочь Сергея Бодрова-старшего и известной казахстанской художницы и владелицы галереи Айжан Беккуловой.

Учился в московской школе № 1265 с углублённым изучением французского языка. По рассказам учителей, хулиганом он не был, но и тихоней также не являлся. Позже, в декабре 2012 года, в школе, где учился знаментиый актер и телеведущий, в память о нем была установлена мемориальная доска.

По рассказам самого Сергея Бодрова, в детстве он любил пребывать в одиночестве и "отлично сам собой обходился".

В юности собирался поступить во ВГИК, но его отцу, Сергею Бодрову-старшему, удалось его отговорить: "кино - это страсть, и если её нет, то нужно либо дождаться, либо забыть о ней навсегда", - сказал ему отец.

В итоге Бодров-младший окончил отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, учился там в 1989-1994 годах, специализируясь на живописи венецианского Возрождения. В 1991 году Сергей изучал искусство в Италии, ему удалось устроиться спасателем на пляж в местном курортном городе и заработать на путешествие по стране. Следующие три лета Бодров приезжал туда на работу.

Окончив университет с красным дипломом, остался в аспирантуре. Позже, став известным актёром и телеведущим, в 1998 году в МГУ им. М.В. Ломоносова под научным руководством доктора искусствоведения, профессора В. Н. Гращенкова защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по теме «Архитектура в венецианской живописи эпохи Возрождения» (Специальность 07.00.12 - История искусств). Официальные оппоненты - доктор искусствоведения, профессор М. И. Сведерская, кандидат искусствоведения, доцент Е. М. Кукина. Ведущая организация - МПГУ.

Среди научных работ Сергея Бодрова-младшего - «Lo spazio cittadino nella pittura veneziana del XV-XVI secc» (1995) и «Изображение архитектуры в венецианской живописи эпохи Возрождения» (1998).

В кино дебютировал в эпизодах фильмов своего отца - «Я тебя ненавижу» (1986) и «СЭР (Свобода - это рай)» (1989). Во втором фильме Сергей появился на экране всего лишь на мгновения, сыграв малолетнего правонарушителя в серой робе и с биркой на груди, сидящего в ожидании собственной судьбы рядом с пойманным главным героем.

Во время обучения в университете также сыграл эпизодическую роль посыльного швейцара, завозящего почту в отель в фильме отца «Белый король, красная королева» (1992).

В 1995 году отец Сергея выезжал со своей группой в Дагестан для съёмок фильма «Кавказский пленник» . Сергей просил взять его с собой, был готов выполнять любую работу, но неожиданно стал исполнителем одной из главных ролей - срочника Вани Жилина. Его партнером был , который в этом фильме сыграл роль контрактника Александра Ряполова.

Сергей Бодров-младший в фильме "Кавказский пленник"

Фильм «Кавказский пленник» получил приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале, гран-при на фестивале в Сочи, гран-при «Хрустальный глобус» и приз экуменического жюри на фестивале в Карловых Варах, премию «Феликс» за лучший сценарий, приз русской кинопрессы за лучший фильм года, Гран-при «Сталкер» кинофестиваля «Сталкер» в Москве, приз зрительских симпатий на фестивале в Сиднее. Сергей Бодров-младший получил приз за лучшую роль совместно с О. Меньшиковым на кинофестивале в Сочи, приз кинопрессы за лучшую роль совместно с Ф. Абдраимовым и приз за лучший актёрский дебют на фестивале «Балтийская жемчужина», стал, вместе с отцом, лауреатом Государственной премии Российской Федерации 1997 года в области литературы и искусства.

Интересно, что даже несмотря на большой успех, Сергей не считал себя артистом: "Я всегда и везде говорю: «Я не артист, я не артист, - я не артист». А мне: «Нет, вы артист!». А я: «Артист - это совсем другое. Это другие люди, другая конституция. Роль для меня - это не профессия. Это поступок, который совершаешь»" .

В октябре 1996 года Сергей стал ведущим программы «Взгляд» на канале ОРТ, где проработал до августа 1999 года. Это значительно добавило ему популярности.

Во время кинофестиваля в Сочи в 1996 году Сергей познакомился с режиссёром Алексеем Балабановым, который привёл его на студию СТВ. Именно на этой студии проходили съёмки фильма «Брат» , премьера которого в России состоялась 12 декабря 1997 года, а мировая премьера - 17 мая 1997 года во Франции. Сергей сыграл в фильме главную роль - Данилу Багрова. Музыкой к фильму стали композиции Nautilus Pompilius, которые любил слушать и сам Сергей.

В СМИ фильм подвергся жесткой критике. Ленту обвиняли как в расизме, так и в русофобии (как фильм, сделанный для западного зрителя). "Знаю, что Данилу часто упрекают в том, что он примитивен, прост и незамысловат... Ну, отчасти я с этим согласен. Но у меня на его счёт в мозгу возникает некая метафора: мне представляются люди в первобытном хаосе, которые сидят у костра в своей пещере и ничего ещё в жизни не понимают, кроме того, что им нужно питаться и размножаться. И вдруг один из них встаёт и произносит очень простые слова о том, что надо защищать своих, надо уважать женщин, надо защищать брата... Конечно, я не могу поступать, как Данила Багров. Что-то мешает. А он это делает. И кто-то другой на той же войне это делает. Значит, мы должны хотя бы душой быть с ними, понимать, что они где-то там что-то делают за нас. Говоря о патриотизме, я имею в виду именно это - ощущение единства с людьми, с которыми живёшь в одной стране", - говорил Бодров-младший о своем герое.

Сергей Бодров-младший в фильме "Брат"

Фильм «Брат» получил Гран-при на Сочинском фестивале, специальный приз жюри и приз ФИПРЕССИ на международном фестивале в Турине, такие же награды в Котбусе, Гран-при в Триесте. Сергей Бодров-младший получил приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале в Сочи и в Чикаго и премию «Золотой Овен».

В период с 1998 по 1999 год Сергей Бодров сыграл две роли. Первая - роль Вадима в фильме П. Павликовски «Стрингер» . Вторая роль этого периода - в фильме режиссёра Режиса Варнье «Восток-Запад» , где он сыграл Сашу, соседа несчастной пары - доктора Головина и его жены Мари - по коммунальной квартире.

Сергей Бодров-младший в фильме "Восток-Запад"

11 мая 2000 года в России состоялась премьера фильма «Брат-2» . Съёмки фильма проходили в Москве, Нью-Йорке, Чикаго и Питтсбурге. Сергей Бодров вновь сыграл Данилу Багрова.

На фильм, также как и на его первую часть, обрушилась критика средств массовой информации. Писалось о том, что он выражает расистские идеи, угрожает национальной безопасности и оскорбляет украинскую и американскую нации. Создателей фильма заподозрили даже в реставрации левой идеологии (из-за использования при съёмках чапаевского пулемёта).

Сам Сергей Бодров на вопрос о его впечатлении об Америке отвечал следующим образом: "Нам важно было сказать не то, что все американцы - козлы, мы, наоборот, хотели сказать, что мы - не уроды. Это достаточно простая мысль, странно, что она не всем понятна. А в кино озвучивать её пришлось слишком ярким способом просто потому, что это кино. В кино всё должно быть несколько утрировано. Снимают же американцы кино про русских, где Шварценеггер-милиционер отрывает мафиози деревянную ногу, из неё сыплются наркотики, а по улицам ходят медведи. То есть мы - полные придурки! Так почему мы не имеем права пошутить над американцами?".

В 2000 году также вышел фильм «Как снимался Брат 2», компания «Руссобит-М» выпустила игру в стиле adventure «Брат 2: Обратно в Америку», студия Dana Music выпустила саундтрек к фильму «Брат», а компания Real Records выпустила компакт-диск с саундтреком ко второй части. В Москве, в спорткомплексе Олимпийский и в Санкт-Петербурге, в Ледовом дворце прошли концерты, на которых исполнялись песни, ставшие саундтреками к фильму «Брат 2».

В 2000 году Бодров-младший едет в Калифорнию, чтобы принять участие в съёмках фильма своего отца «Quickie. Давай сделаем это по-быстрому» . В «Quickie» Сергей сыграл Диму - начальника охраны богатого американца русского происхождения - Олега (его играл ).

В свободное от съёмок в «Quickie» время Сергей Бодров написал сценарий своего первого фильма «Сёстры» .

Идеей фильма с ним в нескольких словах поделился отец. После этого Сергей за две недели написал сценарий, а через четыре дня уже начались съёмки. Первоначально фильм имел названия «Дочь бандита», «Танцовщица живота» и «Младший». В основе сюжета лежит история сближения двух единоутробных сестёр - Светы (13 лет) и Дины (8 лет). Отец Дины и отчим Светы, Алик освобождён из тюрьмы и возвращается домой к любимой жене и обожаемой дочери, однако бандиты не без оснований подозревают его в краже общака. Они требуют возвратить деньги, угрожая украсть Дину. Алик прячет дочь, поручив падчерице Свете заботиться о ней. Однако из-за неосторожности Светы (она звонит бабушке), бандиты находят квартиру, где прячут Дину. За сёстрами начинается охота. Музыкой к фильму были выбраны композиции групп «Кино» и «Агата Кристи».

Сам Сергей сыграл в картине «Сёстры» эпизодическую роль, которая писалась не под него, но актёра для неё не нашлось. Премьера фильма прошла 10 мая 2001 года. На фестивале в Сочи фильм получил Гран-при «За лучший дебют», а исполнители главных ролей получили приз и диплом жюри «За лучший актёрский дуэт».

Весной 2001 года начались съёмки фильма Алексея Балабанова «Война» . Бодров сыграл непродолжительную по времени роль капитана Медведева. Несколько эпизодов были сняты в Чечне, большинство - в Чегемском ущелье Кабардино-Балкарии. Премьера фильма состоялась в марте 2002 года. Фильм был удостоен приза «Золотая роза» на фестивале «Кинотавр», а Бодров получил премию «Ника» в номинации «лучшая мужская роль второго плана».

Сергей Бодров-младший в фильме "Война"

Осенью 2001 года Сергей Бодров стал ведущим телешоу «Последний герой» . Шестнадцать человек высаживались на острове у побережья Панамы и выполняли различные испытания, а последний участник, оставшийся в игре (прошедший через голосования), получал главный приз - три миллиона рублей. Сергей руководил игрой и комментировал её.

В картине 2002 года «Медвежий поцелуй» Сергей Бодров сыграл медведя Мишу, защищавшего циркачку Лолу. Его герой иногда превращался в человека, и, чтобы навсегда им остаться, ему нужно было не убивать никого ни при каких обстоятельствах в течение года. Премьера фильма «Медвежий поцелуй» состоялась 28 ноября 2002 года - уже после трагической гибели Сергея Бодрова-младшего. Режиссёр фильма Сергей Бодров-старший не хотел выпускать картину в прокат, но продюсеры всё же смогли убедить его дать фильму жизнь.

Гибель Сергея Бодрова-младшего

В июле 2002 года Сергей Бодров приступил к съёмкам своего второго фильма - «Связной» . Сам он говорил об этой картине: "философско-мистическая притча о жизни двух друзей - этих людей я подсмотрел в жизни. Они романтики, путешественники, авантюристы. Конечно, будут и бандиты, заложники, в общем, всё, что сопровождает нас в жизни. Фильм называется «Связной», и я в нём, как кофе в пакетике: три в одном - автор сценария, режиссёр и главную роль играю".

Сергей Бодров-младший на съемках фильма "Связной"

В сентябре 2002-го съёмочная группа прилетела на Кавказ. 19 сентября были сняты эпизоды в женской колонии Зеленокумска. В семь часов утра следующего дня группа приехала в Кармадонское ущелье, где должны были проходить съёмки эпизода возвращения из армии одного из главных героев.

Ранним утром 20 сентября 2002 года съёмочная группа фильма «Связной» во главе с Сергеем Бодровым отправилась из Владикавказа в горы. Съёмки шли весь день, когда стемнело, группа, включая семерых участников конного театра «Нарты», двинулась обратно в город.

В 20:08 внезапно начался сход ледника Колка, ледовый обвал за несколько минут накрыл всё Кармадонское ущелье 60-метровым слоем льда и камней. Спастись никто не успел.

По официальной версии, со скалы на горе Джимара сорвался один из висячих ледников. Масса льда упала на ледник Колка, тот сорвался с ложа и двинулся вниз по ущелью со скоростью до 180 км/ч, захватывая за собой моренный материал.

Как погиб Сергей Бодров-младший

Крупномасштабные спасательные работы длились несколько месяцев, группа добровольцев и родственников пропавших без вести оставалась на леднике до февраля 2004 года. После трагедии пропавшими без вести числятся более ста человек, не были обнаружены и останки Бодрова.

В марте 2008 года работники предприятия «Горный клуб „Каскад“», которые прокладывали трубопровод по берегу реки Геналдон, обнаружили вымытый из селевой массы белый автомобиль марки «РАФ», в котором были найдены обрывки истлевшей одежды и человеческие останки.

Руководитель пресс-службы МЧС Северной Осетии Владимир Иванов, однако, заявил, что этот человек не мог быть ни самим Бодровым, ни кем-либо из его группы, так как автомобиль был найден далеко от того места, где предположительно во время лавины находились Бодров с киногруппой.

Позже анализ ДНКа установил, что это был 40-летний Иранбек Цирихов (его пятилетняя дочь Альбина и двоюродный брат Виталий Царахов, которые тоже были в машине, найдены не были).

Рост Сергея Бодрова-младшего: 183 сантиметра.

Личная жизнь Сергея Бодрова-младшего:

Был женат на актрисе Светлане Николаевне Михайловой (девичья фамилия Ситина). Она родилась 17 августа 1970 года. До встречи с Бодровым-младшим была замужем за милиционером (от него и получила фамилию Михайлова), с которым развелась. Затем у нее четыре года были отношения с телеведущим Отаром Кушанашвили. Далее начался роман с Сергеем Бодровым-младшим, с которым они познакомились на телевидении (она была автором телевизионных программ «Акулы пера» и «Канон»). Снималась в фильмах «Улицы разбитых фонарей-5», «Всё началось в Харбине», «Мать-и-мачеха», «Такая работа» и др. Актриса театра «Приют Комедианта».

Официально поженились в 1997 году.

В браке 24 июля 1998 года родилась дочь Ольга, а 27 августа 2002 года появился на свет сын Александр. Мальчик родился за пару недель до трагической гибели отца.

После трагической гибели Сергея Светлана так и не вышла замуж, посвятила себя воспитанию детей.

Сергей Бодров - младший и Светлана Михайлова

Дочь Ольга пошла по стопам отца и поступила во ВГИК. Поступая, она не стала афишировать, чья она дочь.

Преподаватель ВГИК Артем Петров рассказывал журналистам: «Ольга подала документы на бюджетное отделение. По ее специальности "Артист драматического театра и кино" у нас всего 12 мест, из них только 4 для девушек. Конкурс - почти тысяча человек на место! И она ни разу не указала, чья она дочь. Есть правило: когда абитуриент появляется перед комиссией, он называет фамилию, имя и отчество. Так вот, она даже отчество не произносила. Ее раскусили лишь на последнем этапе - увидев анкету, один преподаватель спросил в лоб: "Ты дочка?" Она, смущаясь, ответила: "Да"».

Письмо Сергея-Бодрова-младшего жене Светлане : «Я не знаю как люди умирают. Мы видим это, но сами не умираем. А когда умираем, то это видит кто-то другой. Есть вещи, которые не нужно знать, о которых не нужно думать, о них никто ничего не знает. Ты знаешь, первый раз в жизни мне хочется иметь свой дом. Заботиться об этом, что-то для этого делать.

Я всё время думаю про то, как мы будем жить. Мы с тобой очень родные и очень похожие люди. С одной стороны это трудно, зато в самом главном мы с тобой чувствуем одинаково и понимаем друг друга в самом важном. Я правда не знаю, как люди расстаются, но не живут же они в самом деле несколькими жизнями. Смерть однозначна, а любовь нет. И ее неотвратимость заложена в самой модели жизни. Собственно, неотвратимость смерти тоже.

Сегодня я думал, что с тобой что-то случилось: авария или что-то ещё. И я знаю, что нельзя об этом думать. Но это было почти так же страшно, как мысль о том, что ты меня можешь не любить. Честно говоря, даже страшнее. И я просто стал молиться Богу и даже согласился на то, чего я больше всего боялся вчера. Подумал, что лучше ты меня не будешь любить.

У меня вообще иногда такое сумасшедшее ощущение, что мы с тобой два разных характера одного человека. Мы как два брата-близнеца, разлученные в роддоме и встретившиеся через много лет. Кое-что сложно, но кровь-то родная. Ты для меня абсолютная судьба. И я в тебя очень верю. Верь и ты мне.

И всё-таки любовь важнее. Независимо от того даже, важнее ли сама жизнь, чем смерть. Почему? Во-первых, это единственное, что может с ней соперничать в смысле окончательности. Если человеку пришлось умереть, то тот, кто его любил, не перестанет любить. Это очевидно. Во-вторых, обратного, видимо, быть не может. Я не знаю, как заканчивается любовь. Если любовь заканчивается, видимо, это не она» .

Фильмография Сергея Бодрова-младшего:

1986 - Я тебя ненавижу - мальчик в конноспортивном клубе (нет в титрах)
1989 - СЭР - заключенный в колонии
1992 - Белый король, красная королева (White King, Red Queen / Roi blanc, dame rouge) - почтальон
1996 - Кавказский пленник - Иван Жилин
1997 - Брат - Данила Багров
1998 - Стрингер (Stringer, The) - Вадик
1999 - Восток-Запад (East-West / Est-Ouest) - Сашa Васильев
2000 - Как снимался Брат-2 (документальный)
2000 - Брат-2 - Данила Багров
2001 - Сёстры - парень из джипа
2001 - Давай сделаем это по-быстрому (Quickie, The) - Дима
2002 - Война - капитан Медведев
2002 - Медвежий поцелуй (Bear"s Kiss / Baiser de l"ours, Le) - Миша
- Алёша, мусорщик

Озвучивание Сергея Бодрова-младшего:

Стрингер - (Stringer, The) - читает закадровый текст

Режиссерские работы Сергея Бодрова-младшего:

2001 - Сёстры
2002 - Связной (не был завершен)

Работы Сергея Бодрова-младшего как сценариста:

2001 - Сёстры
2002 - Связной (не был завершен)
2008 - Морфий

Сергей Бодров-младший – российский актер, сценарист и режиссер, исполнивший главную роль в культовом фильме Алексея Балабанова «Брат» и его продолжении, а также лентах «Кавказский пленник», «Война», «Стрингер».

В 2001 году представил свой режиссерскую дебют – драму «Сестры». Погиб на съемках своего второго фильма «Связной» из-за обвала в Кармадонском ущелье.

Детство и семья

Сергей Бодров-младший родился 27 декабря 1971 года в семье известного режиссера Сергея Владимировича Бодрова и педагога-искусствоведа Валентины Николаевны Бодровой. Когда ему исполнилось 13, родители развелись. Старший Бодров впоследствии женился на Айжан Беккуловой, художнице и галеристке из Казахстана, и у Сергея появилась единокровная сестра Ася.


В юном возрасте Сергей любил одиночество и «отлично сам собой обходился». И совершенно не грезил кино, а мечтал быть мусорщиком и ездить по городу на оранжевой машине.


Аттестат Сергей Бодров-младший получал в московской школе №1265 с углубленным изучением французского языка. Учителя вспоминали, что он «был в меру шебутным и подвижным, и никогда не пакостил».


Уже в школе Сергея привлекли к трудовой деятельности. Его класс каждую неделю ездил на фабрику «Ударница» и упаковывал сладости. Школьники расфасовывали конфеты в коробки и сами перевязывали их. Заработанные деньги, правда, получала школа, тратившая их на экскурсии для учеников.


После школы Бодров хотел поступать во ВГИК. Однако отец объяснил ему, что к кино должна быть страсть, а если она не придет, то о ней стоит и вовсе забыть. Сергей страсти не почувствовал, а потому поступил на исторический факультет МГУ. Он специализировался на истории искусства, а точнее, на живописи венецианского Возрождения. Именно в университете, по словам актера, его научили видеть прекрасное в обычном.


На курсе Сергея Бодрова считали счастливчиком: в 1991 году ему посчастливилось поехать на учебу в Италию. В «учебной командировке» ему удалось устроиться пляжным спасателем и скопить денег на путешествие по стране. Следующие три лета он вновь приезжал туда и работал спасателем.


Педагоги вспоминали, что учеба давалась Бодрову легко – было видно, что он получил отличное среднее образование. Особенно хорошо ему давались иностранные языки. Его любили и преподаватели, и одногруппники.

В 1994 году Сергей получил красный диплом и поступил в аспирантуру. К тому времени он был уверен, что будет работать либо в библиотеке, либо в музее. Впоследствии, уже будучи актером, он защитил диссертацию на тему «Архитектура в венецианской живописи эпохи Возрождения».

Актерская карьера

Дебют Сергея Бодрова в кино состоялся в 1989 году с эпизодической роли в картине отца «Свобода – это рай» (СЭР). Он перевоплотился в малолетнего правонарушителя, который сидит в тюрьме рядом с пойманным главным героем. Во времена студенчества Бодров сыграл почтальона в другой ленте отца – «Белый король, красная королева».

Первая роль Сергея Бодрова (СЭР). Отрывок из фильма

В 1995 году Сергей Бодров-старший работал в Дагестане над картиной «Кавказский пленник». – современной интерпретацией одноименной повести Льва Толстого. Сын напросился поехать с ним, пообещав помогать в самой тяжелой работе. Неожиданно для самого себя он стал главным героем картины, рядовым Иваном Жилиным, напарником персонажа Олега Меньшикова .


Фильм был отмечен призом кинокритиков и киноведов FIPRESCI на Каннском фестивале, а так же получил Гран-при на кинофестивале в Сочи и на «Хрустальном глобусе», приз экуменического жюри в Карловых Варах и масса других наград. Бодров-младший получил приз за лучший актерский дебют на Кинофестивале «Балтийская жемчужина» и стал лауреатом Государственной премии за вклад в область литературы и искусства.


Несмотря на успех картины, сам Бодров себя артистом не считал: «Артисты – это другие люди, другая конституция. Роль для меня – это не профессия. Это поступок, который совершаешь».


На Сочинском кинофестивале Бодров-младший познакомился с Алексеем Балабановым . Режиссер был под впечатлением от роли Бодрова в «Кавказском пленнике», и он предложил актеру вместе поработать над фильмом. Это стало началом не только плодотворного творческого союза, но и крепкой дружбы.


Денег на съемки было мало – создателям удалось уложиться в сто тысяч долларов. Например, знаменитый растянутый свитер Данилы был куплен в питерском секонд-хенде за 35 рублей. Актеры работали практически бесплатно, едва ли не за еду.


Как вспоминала актриса Светлана Письмиченко, Балабанова привлекла в первую очередь харизма Бодрова, совершенно не сочетавшаяся с образом благородного и справедливого убийцы.

Сережа не подходил на роль жестокого человека, его хотелось любить. А в жизни он вообще был мягким, добрым и каким-то «не от мира сего». Он был неуклюжим и немного зажатым

Наверное, именно это несоответствие заставило зрителей проникнуться картиной. «Брат» с проникновенным саундтреком от Вячеслава Бутусова называли «летописью 90-х», «манифестом новейшего кинематографа», Данилу Багрова – героем нового поколения. Хотя не обошлось и без обвинений создателей в русофобии и расизме, фильм получил главный приз «Кинотавра» (при этом Бодров был удостоен премии за лучшую мужскую роль) и был номинирован на «Нику» как лучший фильм года.

«Брат»: 10 лет спустя. Фильм о фильме

Вскоре после «Брата» Бодров получил главную роль в боевике «Стрингер» – его герой, свадебный оператор Вадик, записал на видео взрыв троллейбуса и решил перекалифицироваться в репортеры. В основу сюжета легла биография помощника Владимира Жириновского Алексея Островского.


Следующей работой актера стала роль в мультинациональной картине «Восток-запад» французского режиссера Режиса Варнье. Сергей воплотил на экране образ паренька Саши, который мечтает стать Олимпийским чемпионом и, чтобы обратить на себя внимание, проплывает несколько километров в открытом море. Фильм был номинирован на «Оскар».


В 2000 году зрители увидели продолжение дилогии Данилы Багрова – «Брат-2». На съемки продолжения Бодрова подвигло письмо женщины, чей младший сын воевал в Чечне, а безработный старший болел и много пил. Она рассказала актеру, как сына избили, ограбили и угнали у него мотоцикл, и она не знает, что ей теперь делать: «Ты так здорово в кино с этими бандюками расправлялся, мы с сыном кассету вместе смотрели, а сейчас он вернётся, я даже не знаю говорить ему или нет». Тогда Бодров понял, что «Брат» для зрителей – не просто кино, эта история много значит для них.


В этот раз съемки проходили совсем по-другому. Несмотря на то, что многие спонсоры пошли на попятную перед самым началом работы, бюджета хватило на съемки в Чикаго, Нью-Йорке и Питтсбурге.

«Брат-2». Сцена в тюрьме

В 2000 году Сергей Бодров сыграл отрицательного персонажа – охранника богатого американца русского происхождения (Владимир Машков) в драме «Давай сделаем это по-быстрому», режиссером которой стал Бодров-старший.


В начале 2001 года стартовали съемки новой картины Алексея Балабанова – драмы о Второй чеченской кампании «Война». Главную роль в фильме исполнил молодой Алексей Чадов , Бодров же предстал перед зрителями как парализованный капитан Медведев, плененный чеченцами. Фильм был призером «Золотой розы» Кинотавра, а Бодров пополнил коллекцию наград премией «Ника» за «лучшую мужскую роль второго плана».


В 2002 году состоялась премьера трогательной драмы «Медвежий поцелуй». Последняя роль Сергея Бодрова – медведь Миша, которого воспитала циркачка Лола. Миша обрел способность превращаться в человека, и чтобы остаться человеком навсегда, ему необходимо не убивать никого в течение года.


Фильм вышел на экраны уже после смерти Бодрова.


Режиссер и сценарист

Во время работы над «Quickie» Сергей начал работу над сценарием к своему первому фильму - «Сестры». Он был написан за две недели, спустя четыре дня начались съемки. Изначально картину предлагалось назвать иначе: «Дочь бандита», «Танцовщица живота» или «Младший». Сюжет повествует о двух несовершеннолетних кровных сестрах (Оксана Акиньшина и Екатерина Горина), ненавидящих друг друга. Когда их отец возвращается из тюрьмы, за девочками начинается охота. Картина получила приз Московского международного кинофестиваля как лучший режиссерский дебют 2001 года.


Картина Балабанова «Морфий» была создана по сценарию Бодрова, который сам адаптировал «Записки юного врача» Михаила Булгакова для съемок. Впоследствии режиссер слегка изменил структуру фильма и его концовку, но в память о Бодрове, который проделал колоссальную работу, не стал списывать свое имя в титры. Главная роль тоже должна была достаться Бодрову. После его трагической гибели его место занял Леонид Бичевин .

Телевидение

В октябре 1996 года Сергей Бодров-младший появился на канале ОРТ (сейчас Первый канал) в качестве соведущего Александра Любимова в программе «Взгляд». Здесь он проработал до 1999 года и ушел с «ощущением хорошей школы». Официальная причина – начало съемок «Брата-2», однако близкие актера утверждали, что он попросту не выдержал эмоционального накала и «звериной» атмосферы, царившей на телевидении.

Выпуск «Взгляда» с Бодровым и Любимовым (1997 год)

Также Бодров был соведущим Леонида Парфенова в трех выпусках передачи «Намедни».


В конце 2001 года Сергей Бодров стал вести реалити-шоу «Последний герой». Шестнадцать героев передачи жили в диких условиях на острове около побережья Панамы, проходили различные испытания, и самый выносливый в итоге получал приз в виде трех миллионов рублей. Сергей Бодров признавался, что его сильнее всего интересовала тема голода и то, смогут ли участники сохранить человечность в нечеловеческих условиях.


Личная жизнь Сергея Бодрова

В 1997 году Сергей Бодров женился на своей коллеге, авторе телепроектов «Акула Пера» и «Канон» Светлане Михайловой.

За три недели до трагедии у Бодрова родился сын. По воспоминаниям свидетелей, он постоянно грустил, а после отъезда в Северную Осетию на съемки очень грустил, постоянно звонил домой, словно чувствовал, что его время на исходе.


Съемочная группа прилетела на Кавказ в сентябре. Отсняв сцены в женской колонии неподалеку от Владикавказа, Бодров и коллегами отправился в Кармадонское ущелье, где планировалось снять сцену встречи главных героев. После съемочного дня, прерванного раньше предполагаемого времени из-за условий недостаточной освещенности.

Масштабные спасательные работы велись до февраля 2004 года – добровольцы и родственники погибших надеялись найти хотя бы тела. В результате усилий спасателей из снежного плена вызволили тела 17-ти погибших. Более сотни человек до сих пор погребены подо льдом, который, как утверждают ученые, будет таять около 12-ти лет. Все они, включая Сергея Бодрова, признаны пропавшими без вести.

Память

Через год после гибели Бодрова издательство «Эксмо» выпустило книгу воспоминаний об актере. В 2007 году мама Сергея издала его диссертацию по венецианской живописи Возрождения отдельной книгой. А в 2007 году издательство «Амфора» опубликовало сценарий «Связного» в сопровождении отрывков из интервью Бодрова и воспоминаний его близких.


В 2006 году Бодрову посмертно присудили премию MTV в номинации «Признание поколения».


В 2017 году стало известно о намерении гражданских активистов установить памятник Даниле Багрову в Москве.