Как акварелью нарисовать море. Для начинающих

Как акварелью нарисовать море. Для начинающих
Как акварелью нарисовать море. Для начинающих

Пейзаж это одно из самых красивых направлений живописи. Он прекрасно подходит для освоения начинающим художникам, так как не требует такой точности построения как люди или животные. Среди пейзажей особое место занимает морской пейзаж.

Рисовать картину всегда проще с натуры. По этому, если вы находитесь не на море, то будет неплохо, если перед вами будет фотография пейзажа, который вы хотите нарисовать.

Рисовать акварелью лучше всего на специальной бумаге для акварелей, прикрепленной канцелярскими кнопками к поставленной под наклоном доске. Кнопки не дадут бумаге сворачиваться, когда она намокнет, а рисовать под наклоном будет удобней.

Первым делом, карандашом надо набросать основные контуры будущего пейзажа. Набросок лучше делать жестким карандашом, чтоб не оставить жирных линий, которые потом будут просматриваться под краской. Такие вещи как солнце и облака, рисовать карандашом вообще не стоит, потому что они будут рисоваться очень разбавленной, прозрачной краской и карандашные линии могут их испортить.

Мы нарисуем только линию горизонта и контуры скал.


После того как сделан набросок, бумагу надо намочить водой, чтобы она хорошо впитывала краску. Кроме того, по мокрой бумаге можно будет делать плавные переходы от одного цвета в другой. Рисовать всегда следует начиная от светлых тонов и заканчивая темными. Самым светлым в нашем пейзаже является солнце, и мы начинаем рисовать с него. Кроме солнца, самые светлые места на картине это отражение солнца в воде и небо вокруг солнца.



После этого, мы рисуем общий фон, краской немного потемней. Небо, во время заката, принимает все цвета радуги. Некоторые из них, такие как красный или оранжевый, выражены ярко, но по мере того как цвет неба переходит в синий, он становится желтым и даже зеленым. Если рисовать закат снизу в верх, постепенно смешивая краску, начиная с красного и переходя в желтый, потом из желтого в голубой и синий, то мы естественным образом получим все цвета, которые есть на небе, при закате.

Старайтесь не рисовать все одинаковое одним цветом. Всегда смешивайте цвета, чтоб картина была живописной, но, при этом, следите, чтоб цвет не стал слишком грязным. У вас под рукой должна быть палитра, чтобы опробовать цвета.

Одновременно с этим, мы рисуем и море, потому что оно практически отражает небо и солнце, и в нем есть такие же цвета. Но, рисуя море, мы пока что сосредотачиваемся только на его светлых тонах.



После того как общий фон задан, рисуем на небе облака. Облака, как и небо, могут иметь разный оттенок.



Для того чтобы облака были объемными, надо разделить их на свет и тень. Сторону, обращенную к солнцу, надо оставить светлой, а противоположную сделать темней. Так же, можно затемнить некоторые участки неба, чтобы облака выделились сильней.



Затем переключаемся на море. В начале, надо выделить линию горизонта. Прямо под солнцем, море темнее, но ближе к краям, наоборот - небо с облаками темнее, чем солнце. Так как линия горизонта затекла лишней краской, ее надо размыть и вымокать кисточкой как губкой.

Середину моря мы так же оставляем светлой, а ближе к краям, сгущаем краски. Так получается отражение солнца в воде. Чтоб нарисовать волны, темную краску надо наносить отдельными мазками, чтоб между ними получались светлые промежутки. При этом, надо не забывать, что чем ближе, тем волны крупней. Мелкие волны в дали можно нарисовать хаотичными мазками, а волны вблизи лучше отметить более точно. Пену волн у берега, мы оставим светлой.



Вместе с морем можно нарисовать и скалы. Скалы вдали должны быть немного светлее и размытей чем те, что ближе, чтоб картина выглядела естественней.



В принципе, пейзаж почти готов и осталось только прорисовать мелкие детали, переходы от света к тени на волнах и скалах. Акварелью это можно делать, как нанося краску, так и размывая ее.

Не забываем, так же, очень важное правило в живописи – надо вовремя остановиться, чтобы все не испортить.



Вот и все, сушите кисточки.

Чтобы нарисовать море , больше всего необходимо настроение и желание рисовать, мастерство и талант откроются в процессе работы.

Необходимые материалы для работы:

  1. Грунтованный картон или холст для масляной живописи (в данном случае использован грунтованный картон 23х30.
  2. Мастихин и кисточка (№1).
  3. Масляные краски (любой фирмы), : небесно-голубая, синяя ФЦ, бирюзовая, краплак красный, марс черный, белила титановые, охра золотистая, марс коричневый, кадмий красный, араратская зеленая.
  4. Масло льняное или растворитель.
  5. Палитра.

Воемя работы над этой картиной – 3 часа.

Теперь, разберем поэтапно урок рисования маслом.

Первым делом подготовить палитру – выдавливаем краску, чем меньше формат холста, тем меньше и красок мы будем использовать. Я брала формат 23х30, поэтому красок использовала не очень много.

Палитру, предварительно обернула пищевой пленкой, чтобы ее не мыть после использования.

Следующий этап – делаем набросок на холсте, который состоит из двух линий: линии горизонта – она немного ниже середины холста и береговой линии.

Следующий этап – начинаем писать маслом, начинаем с фона.

Используем для неба:

Синюю ФЦ + Белила + Красной (каплю совсем) + льняное масло.

Следующий этап – работаем над фоном моря и берега.

Используем краски таких цветов:

море – Синия ФЦ + Белила + Араратская зеленая +масло льняное.

берег – Охра+ Коричневый (капля)+Белила + масло льняное (если чуток попадет краски с моря, тоже можно).

Следующий этап небо выше линии горизонта, море на линии горизонта и размечаем волны.

Для неба используем такие краски, как Белила+ Охра(немного ) и растираем по линии горизонта в 1/4 часть неба. Смешиваясь, уже имеющийся цвет синего неба и Охры, могут давать зеленый оттенок, это даже на руку, главное что бы не был слишком насыщеныый цвет. Должен быть похож на дымку при рассвете.

Для моря заднего фона – это линия горизонта, используем Синюю ФЦ+ Бирюзовая. Это самая темная чать на картине, ее пишем мастихином, делаем мазки визуально похожие на морскую гладь.

И намечаем две, три волны которые сходятся в одной точке справа.


Следующий этап – доробатываем задний фон моря и переходим на работу со средним и передним планом, пишем волны и морскую пену.

Для волн используем туже краску, что и для заднего фона, только может где-то светлее, где-то темнее, а морскую пену пишем Белила+Небесно-Голубая (или Синяя ФЦ+Белила) и где-то только Белила, между волнами Небесно голубая.

Пену над падающими волнами пишем вертикальными линиями, движения мастихина сверху вниз, чтобы создать движение и ритм в картине. А между волнами делаем белые полосы краем мастихина – пену от уже упавших волн.

Следующий этап – дорабатываем волны и возвращаемся к небу.

Используем Краплак красный (розовый)+Белила и Синяя ФЦ. Делаем тучи и облака, затемняем небо хаотично, не равномерно. И этим цветом Краплак+Белила вносим кое-где в волны, смешиваясь с синей могут быть и фиолетовые оттенки, довертесь своей интуиции и вносите цвет там, где вам подскажет ваше креативное мышление.

Следующий этап – дописываем небо, рисуем чаек и справа у нас просвет солнца из-за весенних туч и дорожка от этого света, отображаем ее на море.


В этом мире довольно трудно себе представить что-либо более романтическое, нежели парусник, одиноко плывущий по волнам на встречу неизведанному. Безусловно, путешествие по морю — это само по себе – романтика, однако парусник – это просто вершина всех романтических мечтаний.

Мы грезим парусниками с раннего детства, читая Джека Лондона, Владислава Крапивина или Жюль Верна. Но и взрослого человека плавание даже на крохотной парусной яхте точно не оставит равнодушным. Когда же на горизонте появляется большой настоящий парусник с несколькими мачтами, полным набором прямых и косых парусов, то это просто захватывает дух.

Еще задолго до того, как Титаник ушел на морское дно, люди по воде в основном передвигались на обычных досках с прикрепленными простыням. Уникальная традиция отправлять простыни в море осталась и по сей день, правда уже в качестве развлечения. Тем не менее тема интересная, поэтому в сегодняшнем уроке вы увидите как правильно рисовать парусник карандашом. Парусник – плавсредство, использующее для перемещения силу ветра. Гениально и просто сердито и дешево, но в полный штиль крайне неудобно.

Вся правда о жизни:
— Парусник - это также такая рыба, которая долгое время жила среди кораблей и ее верхний плавник просто мутировал в простыню.
Лучший способ подхватить известную морскую болезнь — это бегать задом вперед по палубе в момент шторма.
— Черная рабочая сила появилась тогда, когда первые корабли доплыли до берегов Африки. С ветром были настоящие проблемы, а корабль все-таки должен был двигаться. Поэтому народам Африки дали весла и смысл жизни.
— Парусник обычно не плавает по земле, однако когда он это делает, стоит ожидать очень много жертв среди цивильных.

Нарисовать парусник легче, нежели построить или купить, но выглядеть это будет все равно красиво.

На данном мастер-классе мы вместе с вами узнаем как рисовать море гуашью с парусником. Итак, техника рисования – гуашь.

Не держали в руках кисточки со времен школы? Это совсем ничего не значит. Рисунки гуашью будут прекрасным стартом для начинающих.

Почему именно такая техника?
Гуашь – это оптимальный материал для старта.
В первую очередь, она очень доступная и ее приобрести можно фактически на каждом шагу (по сравнению с акрилом или маслом).

Во-вторых, водная основа этого вида краски дает возможность с легкостью варьировать густоту краски, уровень ее нанесения, а также образование фактур на холсте.

В-третьих, очень важен тот факт, что гуашь – это абсолютно нетоксичная краска. Таким образом, уроки гуашью полностью безопасны для детей и людей с определенными заболеваниями и наличием разнообразных аллергических реакций.

В-четвертых, такая краска довольно гибко в себе сочетает некоторые качества акварели и, в некоторых случаях, даже масляных красок, поэтому, рисование гуашью даст возможность отработать практические навыки в прочих техниках.

Густая консистенция краски позволяет накладывать различные слои друг на друга, при этом закрашивая светлые участки более темными или наоборот. Это дает возможность вносить множество изменений в изображение до его высыхания. В то же время возможно также размытие краски, разбавление ее более прозрачными слоями, что придает рисунку реалистичности.

Именно в связи в вышеописанными важными преимуществами, в данном уроке мы будем использовать краску типа гуашь.

Расположите лист, на котором вы собираетесь рисовать, вертикально и разделите его примерно пополам. Верхняя часть листа пусть будет чуть больше. Кистью крупного размера начинайте закрашивать небо.


Белой гуашью рисуете небольшую луну. Необходимо обвести каемку ярким желтым цветом. Можно вмещать также чуть оранжевого.


Пока гуашь не высохла, добавляете по краям больше темного цвета. Для этого на палитре просто смешиваете черную и синюю краску.


Рисуете внешнюю каемку облаков.


Смешиваете синюю, белую и немного черной краски. Добавляете в облака так, чтобы получился весьма плавный переход с светлой части возле луны.


С внутренней части рисунка следует нарисовать облака более светлые, поскольку они отражают свет луны. Пока краска не высохла, смешивать цвета достаточно легко. Можете взять чистую кисть и при ее помощи смешивать два цвета, в которых хотите получить ровный и гладкий переход.


Для звезд вначале смешайте на палитре голубоватую краску и нарисуйте небольшой кружок. Когда краска высохнет, поставьте тонкой кистью небольшую точку белой краской.

Затем следует аккуратно набросать карандашом изображение парусника.


Рисуем море гуашью поэтапно. Море сначала следует закрасить неровными длинными горизонтальными мазками, чередуя при этом темно-синюю, голубую и бирюзовую краску. На переднем плане рисуете большую волну сине-зеленой краской.


Продолжаете рисовать море. Синей яркой краской рисуете небольшие волны возле самого корабля.


Белой гуашью рисуете на волнах блики. Закрашиваете гуашью парусник. Обратите внимание на то, что паруса следует рисовать с очень плавным переходом от синего к белому, слева направо.


На волнах осталось теперь нарисовать небольшие барашки пены, а также тонкой кистью нанести блики света. Пену я побрызгала с жесткой кисти гуашью. Вначале лучше потренироваться на каком-то листке бумаги.


В результате получилась такая вот работа - парусник, который плывет домой сквозь таинственную лунную ночь.

Рисуем волны

Мы уже рисовали волны в примере с парусником, но хотим, чтобы вы еще раз поэтапно посмотрели как они рисуются.

Многим второклассникам в качестве домашнего задания по окружающему миру предлагается опробовать свои творческие способности, изобразив на белом листе бумаге рисунок «море в одном из его нарядов». В качестве подсказки учитель младших классов предлагает детям стихотворения известных поэтов, описывающих всю красоту необъятных морских широт, южных закатов и расцветов, драгоценного оттенка воды и неповторимого пенистого бриза. Однако, далеко не каждому ребенку удается уловить смысл задания, мысленно представив картину перед своими глазами, и уже после — изобразив на листе бумаги. Трудности возникают в двух случаях. Первая причина кроется в склонности к изучению основных предметов, и нехватки времени к творчеству. Вторая причина — это «непонимание» (отсутствие представления, что такое море). Ведь далеко не каждая семья может позволить себе дорогой отпуск к лазурному берегу…именно поэтому в сегодняшней статье мы решили дать еще одну подсказку детям и их родителям про рисунок моря в одном из его нарядов.

Как выглядит море в одном из его нарядов рисунок?

Изобразить море красками, цветными карандашами и даже фломастерами можно по-разному. Тут все зависит от того, насколько у ребенка развита фантазия. Менять свои наряды море может множество раз на протяжении всего дня. Поэтому ограничений в творчестве нет! Цветовая гамма может варьироваться от нежных, до предельно глубоких и насыщенных тонов. Все зависит исключительно от погоды, передаваемой на листе рисунка. К примеру, в солнечный день преобладает штиль, поэтому оттенок воды может быть изумрудным, голубым и даже бирюзовым. При шторме — грязным и даже черным. Во время заката — бордовым, красным и темно-синим.

Во время раскрашивания рисунка не ограничивайте ребенка. Разрешите ему задействовать сразу несколько оттенков. Пусть рисунок моря в одном из его нарядов станет поистине «нарядным» и даже чуть-чуть необыкновенным.

Посмотрев на фото ниже, нельзя не отметить то, что дети зачастую используют классические решения, включающие в себя до 4 цветовых решений: зеленый, синий, белый и голубой, а также все их вариации. Но это абсолютно не значит, что другие цвета задействовать нельзя. Любые оттенки допустимы, если сочетаются между собой.

Море в одном из его нарядов, рисунок на фото для 2 класса:












Рисунок на основе стихотворений известных поэтов

Чтобы нарисовать море во всей своей красе, достаточно посмотреть примеры работ и прочитать авторские произведения.

Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темное…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…

На основе этого абзаца можно составить представление о том, как должно выглядеть море. Только представьте, ночь, луна падает на темно-сизое море образуя лунную тропу практически до самого берега. Звезды отражаются на воде словно светлячки, освещающие таинство спящей природы. Красиво, не правда ли?!

  • А вот море в одном из его нарядов по представлению Долгановских Юлии Викторовны.

Много морей голубеет на картах —
Атласы дети откроют на партах.
Море цветов расцвет на планете,
Цветные моря существуют на свете!

Даже маленькие дети знают, что море — не одно на свете есть. А самое главное, что и название разное имеет. Красное, белое, черное, желтое — только часть того, что можно передать в цветах на альбомном листе.

Фото примеры моря в одном из его нарядов:



Дополнительное задание по учебнику «Водные богатства» 2 класс (рабочая тетрадь)

  • Задание №1 — Таблица водные богатства нашей планеты

Первый столбик (естественное происхождение): озеро, море, река, океан.

Вопросом «Как рисовать море?» задаются не только художники. Почти каждый, кто любуется морскими видами, хочет так или иначе запечатлеть этот подарок природы, который так и просится на холст. Или, как минимум, в объектив фотокамеры.

Небольшая справка . Пейзаж в искусстве — это такой жанр, в котором изображается природа. Также пейзажами называются отдельные картины данного жанра. Пейзаж может быть и городским — тут природа уже преобразована человеком под свои нужды, или, например, сельским. Если изображается море, то такой пейзаж называется — марина. А художников, соответственно — маринистами.

Итак, позвольте дать вам несколько полезных рекомендаций. В этой статье наша главная задача — включить наблюдательность, а также рассмотреть некоторые законы композиции и цветовых решений.

1. Горизонт

А вы знаете где находится горизонт? Не читайте сразу ответ, подумайте, попробуйте ответить интуитивно. Вдали, где небо превращается в море? Или где кончается земля? Вот и нет. Горизонт — он всегда находится на уровне наших глаз. Можете проверить сегодня же на улице, особенно если вы за городом, где горизонт виден отчетливо. Сядьте на корточки, встаньте — горизонт будет перемещаться вместе с вами.

А где его расположить на листе? Посередине? Не стоит. Ответ на этот вопрос давно найден художниками. Вам нужно решить, что важнее (красивее, интереснее) — небо или море? Если море, то большее место ему, а если небо, то небу. Решать вопрос горизонта лучше по так называемому «правилу третей», попробуйте, не ошибетесь. Делите лист на 3 части по вертикали, проводите две черты. Если вам интереснее море, оно будет занимать 2 части, если небо — оно. Прекрасный пример: третья часть отдана небу, третья — морю, третья — пляжу (песку):

А тут больше моря:

Конечно, может и небо преобладать, особенно такое:

2. Что темнее ?

Перед рисованием морского пейзажа художнику важно решить вопрос — что темнее, море или небо? И придерживаться этого контраста. И море и небо имеют синие оттенки, поэтому вопрос очень важный. И решают его, как правило, в сторону темного моря.

3. Рисование неба

Небо рисовать довольно просто — внимательно посмотрите на небо и все поймете. Оно обычно темно-голубое наверху, и к горизонту плавно светлеет. Как на фото сверху. Поэтому просто добавляем постепенно светлоты в небо, книзу оно порой почти белое.

4. Облака

Они обычно изображаются белыми. Сначала обычно делаются сочные мазки белой краской без воды и растворителя. Потом, книзу, их можно плавно втереть в небо очень сухой кистью (другой) или же низ облаков сделать светло-фиолетово-серым. Все переходы -плавные.

5. Море

Море рисуется также от темного к светлому. У горизонта оно бывает темно-синим, что создает отличный контраст с небом, и глубину пространства. Можно просто взять синюю краску, ни с чем ее не смешивая. Затем, ближе к третьей части моря, в синюю добавляем немного изумрудно-зеленой и белой, все больше и больше высветляя и «зеленя» воду к берегу.

6. Песок .

Его иногда и не рисуют, но если есть желание… Для песка лучше смешать светлую охру с небольшим количеством красного и белого. И сделать переход от моря к песку плавным. Добиться этого можно, ставя рядом мазки » морского» и «песочного» цветов, постепенно «вмешивая» один цвет в другой.

Приглашаем вас написать целых 4 солнечных морских картины на курсе

ИТАЛЬЯНСКИЙ ПЕЙЗАЖ

Частота встреч: 1 раз в неделю

Уровень подготовки участников: с нуля и выше.

Время эфиров: 20:00 по мск, запись предоставляется на следующий день всем участникам

Обратная связь: дается педагогом по всем вашим работам в течение курса и 2 недели после его завершения

Стоимость участия

Четыре занятия онлайн + записи урока + обратная связь в течение курса

5500 рублей

››Оформить заказ

Это дорого?

Давайте посмотрим. Стоимость очного урока живописи в Москве — от 1500 рублей. Добавьте к этому время и деньги, которые уйдут на дорогу. А также необходимость ехать куда-то вечером после работы или договариваться с бабушками, мужем или няней, чтобы присмотрели за детьми.

Другое дело — налить себе чашечку чая, занять близких чем-нибудь интересным или устроить рядом с кисточками и красками, и РИСОВАТЬ. Онлайн-уроки помогают заниматься тем, что вы хотите и когда вам удобно. Так намного приятнее, правда?