Интересное о вальсе. Тематический классный час "вальс о вальсе"

Интересное о вальсе. Тематический классный час "вальс о вальсе"

Цель мероприятия:

  • знакомить учащихся и их родителей с историей развития этого замечательного танца – вальса;
  • дать возможность услышать исполнение вальса на различных инструментах;
  • продолжать приобщать детей к музыкальной культуре и воспитывать художественный вкус.

Программые задачи:

  • расширять кругозор;
  • ознакомить с разнообразием вальсовой музыки разных эпох и композиторов;
  • способствовать воспитанию музыкальной культуры, культуры слушателя.

Форма проведения мероприятия – лекция-концерт.

Оборудование:

  • праздничное оформление сцены разноцветными шарфами;
  • плакат с названием мероприятия “Вальс о вальсе”;
  • музыкальные инструменты: баян, аккордеон, фортепиано, скрипки, флейта.

Ход мероприятия

Ведущий:

О вальсе сказано немало:
Он в песнях и стихах воспет,
И сколько б танцев не бывало,
А лучше вальса, право, нет.

Этот танец вечно юный, один из самых древних и массовых.. Разумеется, вечных танцев нет. Они тоже рождаются и умирают. Но из всех танцев ни один не выдержал такого долгого испытания временем как вальс.

В 70-х годах XVI века вальсом называли народный танец, возникший в некоторых областях южной Германии и Австрии. Это простой народный танец, который хорошо себя чувствовал в звучании нескольких инструментов, на которых играли 2-3 музыканта из народа, в широкополых шляпах, и грубых деревянных башмаках. Музыке характерно вальсовое сопровождение, размеренный трехдольный шаг.

Многочисленные разновидности народных деревенских танцев, бытовавших в южной Германии и Австрии к началу XVIII века, объединились в одну группу, получившую название лендлера или немецкого танца. Большую популярность танец приобрёл во II половине XVIII века в творчестве композиторов Моцарта и Шуберта.

Благодаря своей необычайной увлекательности он проник в аристократический салон, где великолепно почувствовал себя в звучании хрупкого клавесина, на котором играли профессиональные музыканты в шелковых камзолах и напудренных париках.

Этот естественный как сама жизнь танец стал популярен на балах в великосветских салонах.

Хранители морали, ревнители этикета не могли сдержать негодования. То, что кавалер во время танца держал даму за талию, казалось им неслыханной вольностью. Вальс пытались запретить, но он снова возвращался в великосветские салоны.

Привезённый из Германии в начале XIX века он долго ютился по задним комнатам, прежде чем ворвался в передовые салоны.

При французском дворе вальс оставался запрещённым ещё в 1820 году. Матери предпочитали вывозить дочерей на балы, где не признают “судорожных объятий ” вальса.

В изданных в 1800 годах книгах говорилось, что обществу, цивилизации, религии грозит “вальсовая зараза” и вальс сравнивался с холерой и проказой. Консервативное английское общество допустило вальс на четверть века позднее, чем большинство других европейских стран.

Не сразу появился танец и в России, так как Павел I высочайшими повелениями старался помешать его распространению, и офицеров, виновных “в танцевании пляски, вальсеном именуемой” сразу с балла препровождали на гауптвахту.

Во времена июльской монархии (1830 – 1848гг.) вальс всё ещё страдал от дурной репутации, тем более, что с недавних пор его стали танцевать быстрее на два счёта, медицина, спеша на помощь морали, сделала выводы: круговые движения вальса вызывают приток крови к основным внутренним органам, сердцу, лёгким, мозгу и нередко приводят случай в салоне баронессы Т., где во время вальса молодой человек неожиданно заметил, что с каждым вращением мадемуазель всё тяжелее повисала на его руке. Вот такой трудный путь у вальса, но вместе с тем он стал популярным танцем во всех слоях европейского общества, особенно в Вене.

Расцвет вальса связан с творчеством австрийских композиторов Ланнера, Штрауса – отца, а позднее его сыновей Иозефа и Иоганна, прозванного “королём вальса”.

Свой талант, своё мастерство он посвятил танцевальной музыке, прежде всего – вальсу и оперетте. Его музыка отличается яркостью мелодии, темпераментом, изящностью.

Искрятся, сверкают вальсы Штрауса, заражая слушателя неподдельным весельем и жизнерадостностью.

К.Н. 1 Вальс И. Штрауса “Сказки венского леса”

/фортепиано/

Ведущий:

Великий польский композитор Ф.Шопен написал всего 14 вальсов, у Штрауса их 500. Но 14 вальсов Шопена бесценные жемчужины. Под музыку этих вальсов уже никто не танцевал, они созданы только для концертного исполнения. Уже позже, под музыку шопеновских вальсов стали танцевать на сценах балетных театров.

К.Н. 2 Ф. Шопен “ Вальс №7 до минор”

/фортепиано/

Ведущий:

Большой популярность пользовались романсы – вальсы. Особое место вальс приобрёл в русской музыке. Вы знаете много русских старинных романсов – вальсов, песен – вальсов.

Я помню вальса звук прелестный,
Весенней ночью в поздний час,
Его пел голос неизвестный -
и песня чудная лилась.
К.Н. 3 Н. Листов “Я помню вальса звук прелестный”.

Ведущий:

Вы не поверите ребята, но еще каких – нибудь пол века назад телевизоры, магнитофоны и радиоприемники имели единицы, а о компьютерах, видеомагнитофонах, интернэте, плеерах и сотовых телефонах даже слыхом не слыхивали. Что же было? Как тогда жили, как отдыхали? А хорошо жили и отдыхали хорошо. Были проигрыватели и патефоны, радиоточки, библиотеки, кинозалы. Танцы в школах, клубах и подумайте, нередко танцевали под гармошку, баян, аккордеон – еще пол века назад. Да и сейчас бывает танцуют.

Действительно танцы были одним из самых доступных и любимых развлечений, способом досуга всех возрастов. Недаром в клубных афишах писали: “Кино, после кино танцы!” - которые оказывались гвоздем клубной программы. Танцевали и во дворах, и дома и на школьных вечерах.

К.Н. 4 “Фигурный вальс”

/хореография/

Уже в советское время вальс шагнул из светских гостиных в массы.

Летним довоенным вечером из парков культуры и отдыха, танцевальных площадок слышались звуки духовых оркестров, исполнявшие вальсы Дунаевского, братьев Покрасс, и прекрасные старинные вальсы.

Вот он вращается, вот он возник,
Чёрной воды чуть блистающий диск,
Кружиться, кружиться вальс над водой,
Тихо вокруг, сопки покрыты мглой.
Это над стаей притихших ветров
Встал он Илья Алексеич Шатров
Полузабытый людьми офицер
Вальс сочинивший, на старый манер.
Будет звучать оркестровая медь,
Тенор в саду городском будет петь.
И не сдержавшись у всех на виду
Мальчик заплачет, вдруг в третьем ряду.

К.Н. 5 И. Шатрова “На сопках Манчжурии”

Ведущий:

Война она прошла через жизнь многих людей. Но и в это тяжелое время композиторы писали свои лирические песни, давая таким образом возможность солдату пообщаться с близкими людьми, высказать сокровенные думы свои, высказать их подруге, невесте, жене, находившимся где – то далеко, за тридевять земель, в далёком тылу.

К.Н. 6 Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова

“Школьный вальс”

Ведущий:

Существуют вальсы написанные для оркестра, фортепиано, скрипки, есть романсы и арии из опер написанные в ритме вальса. Вальсовые традиции получили развитие в творчестве Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна и написаны они не в традиционной форме вальса.

К.Н. 6 Д. Шостакович “Вальс - шутка”,

Ведущий:

Джаз одно из направлений в музыке.

Джазовое влияние коснулось практически всех ведущих жанров музыки. Особенностью джаза является конфликт ритмов, ставшей в последствии основой специфики джаза. В “эпоху джаза” джазированию подверглись некоторые танцы, вовсе не имеющие непосредственного отношения к джазу. Особенно это коснулось танго, вальса, вальса – бостона. И танго и вальс прочно вошли в репертуар джазовых коллективов.

К.Н. 7 Ю. Весняка “Джаз - вальс”

/фортепиано/

Ведущий:

Дойдя до наших дней, вальс приобрел такие черты: широту и динамичность, необычайную плавность и легкость.

Евгений Дога замечательный композитор написал много музыки к кинофильмам. Один из лучших и самый любимый вальс к кинофильму “Мой ласковый и нежный зверь”.

К.Н. 8 Е. Дога “Вальс”

/трио скрипачей/

Ведущий:

Легкий, красочный, блестящий вальс звучит в кинофильме “Метель” по одноименной повести Пушкина, музыку к которому написал один из лучших советских композиторов Георгий Свиридов.

К.Н. 9 Г. Свиридов “Вальс - Метель”

/ансамбль скрипачей/

Ведущий:

И завершит нашу концертную программу вальс современного композитора Е.Доги, в исполнении дуэта аккордеонистов. Аккордеон очень популярен во Франции, его “разливистое” звучание наполнено своеобразным шармом. И сейчас мы с вами совершим прогулку по Парижским бульварам.

К.Н. 10 Е.Дога “Парижский каскад”

/дуэт аккордеонистов/

Ведущий:

Идут годы, но вальс по - прежнему свеж, он прекрасен, как в дни своей молодости. Он желанный гость танцевальных вечеров. К нему никогда не остывает интерес композиторов. Можно с уверенность сказать вальс бессмертен. Подобно сказочному Фениксу, он будет возрождаться вновь и вновь.

Библиография.

1. Тарасов, В. В мире вальса /В.Тарасов. - М. : Мелодия, 1989

2. Булычевский, Ю.С, Краткий музыкальный словарь для учащихся

3. [Текст] /Ю.Булычевский, В.Фомин, -8 –е изд.- Л.: Музыка, 1986. – 216с. /Музыкальный энциклопедический словарь /Гл. ред. Г.В.Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672с.: ил.

4. Фрумкин, В.А. Поговорим о музыке: Занимательный словарь школьника [Текст] / В.А.Фрумкин. – 2-е изд., доп. – Л.: Музыка, 1968. – 224с.

5. О бальном танце: Немного истории [Текст] //Молодежная эстрада, 2004.- №3-4. – с.3-7.//

6. Ах, этот вальс!. [Текст] : вальс, вальс – бостон, медленный вальс, фигурный вальс. //Молодежная эстрада с.26 – 110.//

Очень понравилось!

О вальсе сказано немало,
Он в песнях и стихах воспет.
И сколько б танцев ни бывало,
А лучше вальса, право, нет!
Вальс – это всё-таки вальс!

– Вальс! Есть ли танец удивительней? Танец, обаянию которого уже два века покоряется весь мир. Он царствует и сегодня. Может быть, его реже танцуют – вальс требует большой площади, размаха, но звучит он постоянно.
Вальс всюду: в музыке “серьёзной” и “лёгкой”, в опере и оперетте, в симфонии, инструментальном произведении, в балете и в песне.
Плавные танцы с верчением, похожие на вальс, существовали очень давно и у разных народов. Кстати, само слово “вальс” произошло от немецкого “веллер”, “вальцен” – крутить, раскатывать.
У французов таким танцем была вольта, у поляков – куявяк, у немцев – медленный длесер, у австрийцев – лендлер.
Чаще всего предком вальса называют лендлер, потому что именно от него произошёл знаменитый венский вальс. Конечно, “предки” значительно отличались от своего “потомка”. Они не обладали ни его лёгкой стремительностью, ни плавным скользящим шагом. Их танцевали грубее, с подскоками, а партнёрш поднимали высоко над землёй и кружили в воздухе.
Развитие вальса особенно интенсивно происходило в Вене. Расцвет венского вальса связан с творчеством Иоганна Штрауса-отца, а позднее его сыновей: Йозефа и, в особенности, Иоганна, прозванного “королём вальса”. Наиболее известны из его 477 вальсов такие, как “Прекрасный голубой Дунай”, “Сказки венского леса”, “Венские голоса”.
Вальсы Иоганна Штрауса-отца звучали в австрийской столице повсюду. А вальсы Иоганна Штрауса-сына покорили не только Европу, но и весь мир. Поэтичные, изящные, с обаятельными, свободно льющимися мелодиями, они пленяли слух. Вальсы звучали в опереттах И. Штрауса “Летучая мышь”, “Цыганский барон”.
Оперетта – это появившийся в XIX веке во Франции новый театральный жанр, где первым из танцев наравне с канканом прописку получил именно вальс. Он звучал в известных всему миру опереттах “Сильва”, “Баядерка”, “Принцесса цирка”, автором которых был знаменитый венский композитор Имре Кальман.

– Начиная с “Приглашения к танцу” Вебера, вальс попал в сферу симфонической музыки. Великолепным образом такого симфонического вальса стал “Вальс-фантазия” М. Глинки. Зазвучали в концертах фортепьянные вальсы – “Мефистовальс” Ф. Листа, “Сентиментальный вальс” П. И. Чайковского.

Наверно, я б не вспомнила о вас,
Но у Чайковского в то утро воскресенья
В усадьбе под “Сентиментальный вальс”
Застенчиво кружился снег весенний.

Внимая вальсу, в стороне от всех,
Я думала, бредя пустой аллеей:
Он с вами схож, весенний этот снег,
Что тронуть ветви нежностью не смеет.

И снова стынь откуда-то взялась,
И грусть, что время вёсен пролетело…
Ах, этот вальс, сентиментальный вальс,
Задумчивый, весь от снежинок белый.

И. Волобуев

– Многочисленные великолепные вальсы Шопена – то блестящие бравурные, то нежные и мечтательные, звучали в концертах. Польский композитор писал их совсем не для танцев. Это очаровательные концертные пьесы.

О вальсе №7 Шопена стихотворение Л. Озерова:

Ещё звучит в моих ушах
Седьмого вальса лёгкий шаг.
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
Ещё звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве.
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве.

– Этот знаменитый Седьмой вальс – нежный, светлый, полный грусти – считается вальсом Марии Водзиньской, невесты Шопена. Её родители воспрепятствовали их браку.
Выдающиеся образцы вальсов создали композиторы разных стран: Шуберт, Шуман, Брамс, Равель, Легар, Глинка, Чайковский, Глазунов и др.
Ф. Шуберт импровизировал свои вальсы во время танцев. Традиции Шуберта продолжил Роберт Шуман (“Бабочки”, “Карнавал” для фортепиано) и Иоганес Брамс (16 вальсов для фортепьяно в 4 и 2 руки, “Вальсы любви” и “Новые вальсы любви” для вокального квартета, а также для фортепиано в четыре руки).
Вальсы Ф. Шопена и Ф. Листа приближаются к поэмным жанрам романтической музыки, сочетая в себе поэтическую выразительность с элегантностью, блеском, виртуозностью.
Вальсы звучат в симфониях Берлиоза – “Фантастическая симфония”, П.И.Чайковского – “Пятая симфония”.
Вальсы звучат в операх Ш.Гуно – “Фауст”, П.И.Чайковского – “Евгений Онегин”, Д.Верди – “Травиата”, Д.Пуччини – “Богема”.
Вальс покорил и Россию. Здесь стали популярными вальсы-песни в обработке В. В. Андреева для оркестра народных инструментов.

Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный.
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал.
Андреев строг, как модный Штраус,
В мотивы вальса ввёл напев,
Старинный песенный, без пауз,
Пленяющий столичных дев.

– Множество русских романсов написано в ритме вальса… Вальс-романс – это особый салонный жанр, танец влюблённых, прелюдия чувств и ожидание страсти.

Романс “Ночь светла” (Сл. М. Языкова, муз. А. Шишкина):
Ночь светла, над рекой
Тихо светит луна.
И блестит серебром
Голубая вода.

Тёмный лес там в тиши
Изумрудных ветвей.
Звонких песен своих
Не поёт соловей.

Милый друг, нежный друг,
Я как прежде любя,
В эту ночь при луне
Вспоминаю тебя.

В эту ночь при луне,
На чужой стороне,
Милый друг, нежный друг,
Помни ты обо мне.

Под луной расцвели
Голубые цветы.
Этот цвет голубой
Дарит сердцу мечты.

К тебе грёзой лечу.
Твоё имя шепчу.
При луне, в тишине
Я с цветами грущу.

– Пётр Ильич Чайковский написал много вальсов. Вальсы есть в 5-й и 6-й симфониях, в опере “Евгений Онегин”, в балетах “Спящая красавица” и “Щелкунчик”, вальс есть в “Серенаде для струнного оркестра”. Известен “Сентиментальный вальс”; в фортепианном цикле “Времена года” в ритме вальса написаны “Апрель. Подснежник” и “Декабрь. Святки”. Наконец, романс “Средь шумного бала” на слова А. Толстого – тоже вальс!

Словно лёгкие капельки или снежинки
Начинают волшебно владеть тишиной…
Не спеша
Нарастает мелодия Глинки –
И яснеет бездонная высь надо мной.
Оттесняется зло,
Забывается косность,
И в сердцах воцаряется скрипки печаль.
Увлекая, весь мир согревает Чайковский,
И, как луч, доброта простирается вдаль.

(У. Кумисбаев)

– Опера “Евгений Онегин”… Бал в доме Лариных. Празднуют именины Татьяны. Судачат маменьки, вспоминают недавнюю охоту отцы семейств…

Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались.
…………………………….

И в залу высыпали все.
И бал блестит во всей красе.
……………………………….

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой…

(А. С. Пушкин. “Евгений Онегин”)

– С. С. Прокофьев “Война и мир”… Бал у великосветского вельможи. Юная девушка в розовом платье… С бьющимся сердцем она ждёт: неужели никто не пригласит её на танец? “Вальс, вальс!”, - слышится голос распорядителя. Не сразу, будто издалека возникает нежная мелодия. Звучит первый счастливый вальс Наташи Ростовой.

– Всем известны “Пушкинские вальсы” Прокофьева и драматический вальс Хачатуряна к драме Лермонтова “Маскарад”. Прекрасен вальс из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина “Метель” Георгия Свиридова.

– “Когда говорят пушки, музы молчат” – это изречение известно с давних пор. Но мы также знаем слова В. Маяковского: “И песня, и стих – это бомба и знамя”. Песни военных лет разнообразны: походные марши и величественные гимны, баллады и сатирические частушки. Но есть особая тема – лирический вальс. В годы Великой Отечественной войны была очень популярна песня-вальс “Синий платочек”. Вальсовую композицию применил и Матвей Блантер в одной из лучших своих военных песен – “В лесу прифронтовом”. Ещё одна популярная в воинской среде лирическая песня – “Случайный вальс” Марка Фрадкина, которую на фронте часто называли “Офицерский вальс”. Каждый из этих вальсов имеет свою историю.

– А сколько великолепных вальсов звучало в старых кинофильмах!
Исак Дунаевский “Лунный вальс” (к/ф “Цирк”), Тихон Хренников “Хорошо на московских просторах” ((к/ф “Свинарка и пастух”) и многие другие.

“Белый танец” – песня из к\ф “Эта весёлая планета”. Сл. И. Шаферана, муз. Д. Тухманова.

Музыка вновь слышна,
Встал пианист и танец назвал.
И на глазах у всех
К Вам я сейчас иду через зал.
Я пригласить хочу на танец Вас,
И только Вас,
И не случайно этот танец – вальс.
Вихрем закружит белый танец,
Ох, и услужит белый танец,
Если подружит белый танец нас.
Вальс над землёй плывёт,
Добрый, как друг, и белый, как снег,
Может быть, этот вальс
Нам предстоит запомнить навек.
Я пригласить хочу на танец Вас…

– Много прекрасных песен написано в ритме вальса: “Вальс – это всё-таки вальс”, “В городском саду играет духовой оркестр”, “Школьный вальс”, “Малиновый звон” и другие. У нас в народе любят вальсы. Эта традиция идёт с давних времён, когда в городских садах и парках в летнюю пору играли военные духовые оркестры, в исполнении которых звучали старинные вальсы: “На сопках Маньчжурии”, “Осенний сон”, “Дунайские волны”, “Амурские волны”, “Берёзка” и другие.

Как приятно было слушать, сидя чуть поодаль на скамейке или прогуливаясь по аллеям сада эту замечательную музыку, навевающую умиротворение, лёгкую грусть и лирическое настроение.

Вальсы, вальсы – моё вы мучение, –
Бесконечно я слушать готов
Задушевные сочинения
Капельмейстеров русских полков.

(Н. Ушаков)

– Что же в наше время? Безусловно, вальс продолжает свой победный тур. Он обрёл множество профессий: “Колхозный вальс” П. Майбороды, “Шахтёрский вальс” И. О. Дунаевского, вальсы лётчиков, моряков. Он прописался в самых неожиданных местах: “Сибирский вальс” Т. Носова, “Киевский вальс” П. Майбороды, “Вальс Садового кольца” Е. Птичкина.

– Выпускной школьный бал… Какие сложные чувства владеют в этот вечер юношами и девушками! Грустно расставаться с родной любимой школой, где столько пережито, где твои друзья, учителя… Много поют и танцуют на выпускном балу, но последний школьный вальс – несомненно, самый волнующий и трогательный момент этого замечательного события.

Этот вальс,
Этот вальс,
Этот вальс…
Этот медленный, плавный полёт…
Для неё,
Для него
И для вас
Вальс над школою нашей плывёт…

– Можно с уверенностью сказать: вальс бессмертен! Подобно сказочному Фениксу, он будет возрождаться вновь и вновь, всегда прекрасный и юный, как сама жизнь.
Прислушайтесь: грустит, поёт, смеётся прекрасная мелодия, кружится и летит над миром волшебный танец. Вальс продолжается!

Вальс – один из самых известных и распространённых танцев на планете. При всей своей простоте, движения, используемые в нём, невероятно элегантны. Этот танец буквально искрится романтикой и взаимным притяжением. Наверное, именно эти качества помогают ему оставаться в числе самых популярных танцев всех времён и народов.

Единого мнения о том, где, как и когда появился вальс, не существует. Этого просто не знает никто. Единственное, что можно сказать более или менее точно – то, что вальс относительно юн. Его возраст исчисляется примерно двумя столетиями. Название танца, как принято считать, происходит от слова «walzer» (нем.) – «вращаться, кружиться».

Как принято считать, прародителями вальса стали народные танцы нескольких стран – Чехии, Англии, Франции. Произошло это, как считает, например, Л.Д. Ауэрбах, где-то в 70х годах 18 века. Но эти сведения, как уже было сказано выше, часто оспариваются и не являются единственным существующим мнением о происхождении вальса.

В список бальных танцев при дворе вальс вошёл только в 1816 году, претерпев предварительно большое количество изменений. А полноправным бальным танцем он стал и того позже – ближе к концу 19 века. Духовенство изначально не приняло этот танец, заклеймив его как «греховный» и «развратный». Однако, в отличие от аристократии, буржуазия с радостью приняла новый танец, и вместо того, чтобы распространяться в так называемом «высшем обществе», вальс начал завоёвывать признание в среде буржуазии.

Существует несколько видов вальса:

  • Венский вальс
  • Вальс-бостон (английский вальс)
  • Танго-вальс
  • Фигурный вальс

В качестве жанра инструментальных произведений вальс также был и остаётся очень популярен. Многие из всеми любимых и известных композиторов частенько обращались к нему, среди них – Штраус, Чайковский, Шопен, Ланнер, Глинка и т.д. Именно они очень сильно поспособствовали развитию и распространению этого танца.

Уже в течение достаточно долгого времени вальс остаётся главным танцем всех торжеств – выпускных, свадеб и т.д. Начав шагать по планете где-то ближе к концу 18 века, вальс ни на секунду не прекращал своё движение и не прекращает до сих пор.

Вариант 2

С давних пор человек способен раскрыть свои чувства, показать состояние внутреннего мира благодаря движениям, из которых складывается любой танец.

Одним из самых узнаваемых и предпочитаемых является вальс. Само слово вызывает нежные или торжественные ощущения, связанные с грацией движений партнеров, мелодичностью музыки, романтичным настроем. Его название вызывает легкое головокружение, связанное с вращением по кругу. Именно это и обозначает немецкое слово «walzen».

История этого танца связана с объединением элементов задорных танцев, существующих в Чехии, Англии и Франции в XVIII веке. После характерных изменений они слились в единый, более элегантный, размеренный, но в то же время стремительный вальс.

В настоящее время понятие вальса связано не только с медленным перемещением по кругу, степенным шагом, но и ритмичными, стремительными движениями. Именно поэтому принято выделять несколько видов вальса, каждый из которых имеет свои особенности.

Примерно с середины 20 века вальс стал включать в себя некоторые фигуры, которые при исполнении не вызывали трудностей. Они чередовались при одновременном не скором перемещении по залу. Фигурный вид привлекает простотой исполнения, периодической сменой позиций, но беспрестанным кружением.

Накал страстей между партнерами отражается во время исполнения танго-вальса. Он передает историю одного из проявлений человеческой любви – пылкой, которая каждым резким движением завораживает, будто обжигает.

Венский вальс – отличается развитием в движениях. При этом он не теряет легкости, создавая ощущения полета.

Наиболее серьезным, сдержанным выглядит вальс медленный. Этот танец, как правило, наиболее точно исполняют опытные партнеры. В нем необходима выдержка, чувство такта, немалое количество тренировок. Со стороны девушки должно чувствоваться женское обаяние, от мужчины – выдержка и дисциплина.

Общей чертой, объединяющей разные виды вальса, является двухтактный оборот, в каждом из которых присутствуют по три шага.

В настоящее время вальс заслуживает особое внимание, так как является обязательным участником различных танцевальных шоу, концертных программ, увлекательным, полезным для здоровья занятием в свободное время. И дети, и старшие поколения относятся с уважением к нему, стараясь более точно отразить его сущность, которая выражается не в столь сложных деталях и особом счете.

2, 3, 4, 6 класс по музыке.

Вальс – от старо-немецкого слова «walzen» - кружиться, вертеться, скользить в танце. Вальс – бальный танец музыкального размера 3/4 с особым упором на первый такт и основной фигурой «шаг-шаг-закрытая позиция». Вальс – это движение или скольжение в живой и выдающейся манере исполнения (достигается легко и исполняется с успехом).

Вальс зародился в окрестностях Вены и альпийской области Австрии. Вальс танцевали на балах при Габсбургском дворе ещё в начале XVII столетия. Гораздо ранее этого времени «кружащиеся танцы» исполняли австрийские и баварские крестьяне. Множество легко узнаваемых вальсовых мотивов можно проследить в простых крестьянских напевах.

В середине восемнадцатого столетия немецкая разновидность вальса была очень популярна во Франции. Первоначально этот танец танцевали как одну из фигур контрданса (кадрили) с переплетенными руками на уровне плеч, но вскоре вальс стал самостоятельным танцем, и была введена «закрытая позиция». К концу XVIII столетия этот старо-австрийский крестьянский танец был принят высшим обществом с музыкальным размером 3/4 (три четверти).

Несмотря на популярность вальса в противниках недостатка не было. Учителя танцев видели в вальсе угрозу их профессии. Основные шаги в вальсе можно было выучить в относительно короткое время, тогда как менуэт и другие придворные танцы требовали значительной практики не только в изучении множества сложных фигур, но и в совершенствовании соответствующих позиций и манер поведения во время танца.

Вальс критиковался также и по моральным убеждениям: возражали против слишком тесной и близкой позиции в танце, а также быстрых кружащихся движений. Религиозные лидеры почти единодушно считали этот танец вульгарным и греховным. Европейские придворные круги упорно противились вальсу. В Англии (стране строгой морали) вальс был принят ещё позже.

В июле 1816 года вальс был включен в программу бала, который давал в Лондоне принц- регент. Через несколько дней в газете The Times передовая статья гневно сообщала: «Мы с болью наблюдали за тем, как неприличный иностранный танец, называемый «Вальс», был представлен (мы надеемся, в первый и последний раз) при Английском дворе в пятницу..., совершенно достаточно бросить взгляд на чувственно переплетенные конечности и тесно прижатые друг к другу тела в танце, чтобы увидеть, насколько далеко мы ушли от скромной сдержанности, которая до сих пор считалась отличительной чертой английских женщин. Пока этот непристойный танец ограничивался кругом проституток и прелюбодеек, мы не думали, что он заслуживает нашего внимания, но теперь, когда вальс пытается проникнуть в респектабельные классы нашего общества посредством гражданского примера, подаваемого нам нашими правителями, мы чувствуем себя обязанными предупредить каждого родителя против показа этого танца их дочерям, ибо вальс неизбежно окажет на них пагубное влияние.» (Источник: The Times, Лондон, 16 июля 1816г.)

Даже позже, в 1866 году, статья в английском журнале Belgravia сообщала: «Тот, кто ночи напролет, наблюдает без особого беспокойства, как его сестра или жена, схваченная незнакомым мужчиной и подчиненная страстным объятиям, кружится в танце по небольшой комнате – единственным очевидным извинением такого неприличного обращения может быть только то, что все это происходит под звуки музыки – едва ли сможет понять тот ужас, с каким было встречено представление этого безнравственного танца.»

Сильное неодобрение звучало со стороны старшего поколения, но изредка упоминался тот факт, что правящая королева (королева Виктория), являвшаяся прекрасной и искусной танцовщицей бальных танцев, испытывала особую страсть к вальсу.

Но история, как правило, повторяется вновь и вновь, и сопротивление только послужило возрастанию популярности вальса. Буржуазия с восторгом переняла этот танец сразу же после французской революции. Только в Париже существовало около семисот бальных залов! Немецкий путешественник в Париже в 1804 году сообщал: «Эта любовь к вальсу и полное усвоение немецкого танца совершенно новое явление, ставшее одной из вульгарных послевоенных привычек, таких, как курение.»

Как сообщают, впервые вальс был представлен в Соединенных Штатах в Бостоне в 1834 году. Лоренцо Папанти, бостонский учитель танцев, организовал показ в особняке миссис Отис – Beacon Hill. Общественные лидеры были ошеломлены тем, что они назвали «неблагопристойный, нарушающий всякие приличия показ.» К середине XIX века вальс прочно укоренился в обществе Соединенных Штатов.

Музыка играет важную роль в танце, и каждый танец зависит от наличия соответствующей музыки. Приблизительно в 1830 году вальсу оказали огромную поддержку два великих австрийских композитора – Франц Ланнер и Иоганн Штраусс. Эти два композитора были широко известны и популярны в XIX веке; они установили стандарт для Венского вальса (очень быстрая вариация вальса). К 1900 году стандартная танцевальная схема для вальса была 3/4 и 1/4 для всех других комбинированных танцев.

К концу XIX столетия окончательно сформировались две разновидности вальса. Первая – Вальс-Бостон, медленный вальс с длинными скользящими шагами. Хотя данный стиль исчез после Первой Мировой Войны, он стимулировал развитие Английского или Международного стиля, который существует и сегодня. Вторая разновидность – вальс с задержкой шага, который включает в себя один шаг в три такта музыкального размера. Шаги с задержкой до сих пор широко используются в вальсе.

К счастью, сильное сопротивление постепенно исчезло, и вальс пережил захватывающий и разносторонний успех. На сегодняшний день существуют две наиболее распространенные формы, обе отражающие основные характеристики танца. Они известны как Современный вальс и Венский (Быстрый) вальс.