Информация о Солнце. Интересные факты о Солнце

Информация о Солнце. Интересные факты о Солнце
Информация о Солнце. Интересные факты о Солнце

Этим вопросом рано или поздно задается каждый землянин, ведь именно от Солнца зависит существование нашей планеты, именно его влиянием обусловлены все самые важные процессы на Земле. Солнце – это звезда.


Существует ряд критериев, согласно которым небесное тело может быть отнесено к разряду планет или звезд, и Солнце соответствует именно тем характеристикам, которые присущи звездам.

Главные характеристики звезд

Прежде всего, звезда отличается от планеты способностью излучать тепло и свет. Планеты же свет лишь отражают, и по своей сути являются темными небесными телами. Температура поверхности любой звезды гораздо более высока, чем температура поверхности .

Средняя температура поверхности звезд может лежать в диапазоне от 2 тысяч до 40 тысяч градусов, и, чем ближе к ядру звезды, тем эта температура выше. Вблизи центра звезды она может достигать миллионов градусов. Температура на поверхности Солнца составляет 5,5 тысяч градусов по Цельсию, а внутри ядра достигает 15-ти миллионов градусов.

Звезды, в отличие от планет, не имеют орбит, тогда как любая планета движется по своей орбите относительно светила, образующего систему. В Солнечной системе все планеты, их спутники, метеориты, кометы, астероиды и космическая пыль движутся вокруг Солнца. Солнце – единственная в Солнечной системе звезда.


Любая звезда своей массой превосходит даже самую крупную планету. На Солнце приходится почти полная масса всей Солнечной системы – масса светила составляет 99,86% от общего объема.

Диаметр Солнца по экватору составляет 1 миллион 392 тысячи километров, что в 109 раз превышает экваториальный диаметр Земли. А масса солнца приблизительно в 332950 раз больше массы нашей планеты – она составляет 2х10 в 27-й степени тонн.

Звезды состоят по большей части из легких элементов, в отличие от планет, образованных из твердых и легких частиц. Солнце на 73% от массы и 92% от объема состоит из водорода, на 25% от массы и 7% от объема – из гелия. Совсем небольшая доля (около 1%) приходится на ничтожное количество других элементов – это никель, железо, кислород, азот, сера, кремний, магний, кальций, углерод и хром.

Еще один отличительный признак звезды – происходящие на ее поверхности ядерные или термоядерные реакции. Именно такие реакции происходят на поверхности Солнца: одни вещества стремительно преобразуются в другие с выделением большого количества тепла и света.

Именно продукты термоядерных реакций, протекающих на Солнце, и дают Земле необходимые для нее . А вот на поверхности планет подобные реакции не наблюдаются.

У планет нередко есть спутники, у некоторых небесных тел их даже несколько. У звезды спутников быть не может. Хотя встречаются и планеты без спутников, поэтому этот признак можно считать косвенным: отсутствие спутника – еще не показатель того, что небесное тело является звездой. Для этого в наличии должны быть и другие перечисленные признаки.

Солнце – типичная звезда

Итак, центр нашей Солнечной системы – Солнце – это классическая звезда: она намного крупнее и тяжелее даже самых больших планет, на 99% состоит из легких элементов, излучает тепло и свет в ходе происходящих на ее поверхности термоядерных реакций. Солнце не имеет орбиты и спутников, зато вокруг него вращаются восемь планет и прочие небесные тела, входящие в Солнечную систему.

Солнце для человека, наблюдающего за ним с Земли, не является маленькой точкой, как другие звезды. Мы видим Солнце как большой яркий диск, потому что оно расположено достаточно близко к Земле.

Если бы Солнце, как прочие видимые на ночном небе звезды, удалилось от нашей планеты на триллионы километров, мы видели бы его такой же крохотной звездочкой, какой видим сейчас другие звезды. В масштабах космоса расстояние между Землей и Солнцем – 149 миллионов километров – большим не считается.

По научной классификации Солнце относится к разряду желтых карликов. Его возраст – около пяти миллиардов лет, и светит оно ярким и ровным желтым светом. Почему свет Солнца ? Это обусловлено его температурой. Чтобы понять, как формируется цвет звезд, можно вспомнить пример с раскаленным железом: сначала оно краснеет, потом обретает оранжевый тон, затем – желтый.


Если бы можно было нагревать железо дальше, оно стало бы белым, а затем – голубым. Голубые звезды – самые горячие: температура на их поверхности составляет более 33 тысяч градусов.

Солнце относится к разряду желтых звезд. Интересно, что в пределах семнадцати световых лет, где расположены примерно полсотни звездных систем, Солнце – четвертая по яркости звезда.

Все мы довольно часто слышим, что учеными на такой-то звезде или на какой-то там планете обнаружено что-то или кто-то, или просто проведены исследования и … так далее. Но, мало кто задумывается, почему планеты называются планетами, а звезды именно звездами, и какими они обладают важными отличиями, раз одних отделили от других? При этом практически каждый из нас хотя бы раз в своей жизни задавался довольно глупым вопросом: «Солнце это звезда или планета?» Также практически каждый человек сразу ответит на данный вопрос, что Солнце – это, конечно же, звезда, но вот объяснить, почему именно звезда, а не планета способен далеко не каждый.

Возникает вполне логичный вопрос: в чем же заключается различие между звездой и планетой?

Отличие между ними просто огромное, хотя на первый взгляд и не очень заметное

1. Первоочередное и самое главное – звезды способны самостоятельно излучать свет и тепло, в отличие от планет, которые способны только отражать попадающие на них лучи света от других светил, являясь по своей сути темными телами.

2. Звезды обладают гораздо более высокими температурами поверхности, чем любая из известных на данный момент планет. Средние температуры их поверхностей колеблются от 2000 до 40000 градусов, не говоря уже о слоях расположенных ближе к центру космического тела, где температуры, возможно, достигают даже миллионов градусов.


Данные SDO, аппарата изучающего Солнце, за три года работы

3. Звезды значительно превосходят даже самые крупные планеты по своей массе.

4. Все планеты движутся по орбитам относительно своих светил, которые, в свою очередь, в тот же самый момент остаются совершенно неподвижными. Это происходит аналогично тому, как наша Земля вращается вокруг Солнца. Благодаря этому имеется возможность наблюдать у планет различные фазы точно так же, как и у Луны.

5. Все планеты по своему химическому составу образованы как из твердых, так и из легких частиц, в отличие от звезд преимущественно состоящих только из легких элементов.

6. Планеты часто обладают одним или сразу несколькими спутниками, а вот звезды таковых «соседей» никогда не имеют. Но при этом отсутствие спутника это, конечно же, еще не факт, что данное космическое тело не является планетой.

7. На поверхностях абсолютно всех звезд обязательно происходят ядерные или термоядерные реакции, сопровождающиеся взрывами. В свою очередь, на поверхностях планет данные реакций не наблюдаются, ну если только в исключительных случаях, и то только на ядерных планетах и только очень-очень слабые ядерные реакции.

Можно точно утверждать…

Теперь можно абсолютно точно утверждать, что Солнце — это типичная звезда (так называемый желтый карлик G-типа). Потому что вокруг него вращаются 8 планет, образующие вместе с ним Солнечную систему; оно самостоятельно излучает свет и тепло — средняя температура поверхности 5000-6000 K; состоит преимущественно из легких элементов, таких как водород и гелий — почти 99%, и всего лишь 1% составляют твердые вещества; на его поверхности постоянно протекают термоядерные реакции; и своими размерами оно превосходит в несколько раз любую планету Солнечной системы.

Ближайшая к нам звезда – это конечно Солнце. Расстояние от Земли до него по космическим параметрам совсем небольшое: от Солнца до Земли солнечный свет идет всего лишь 8 минут.

Солнце – это не обычный желтый карлик, как считали ранее. Это центральное тело солнечной системы, возле которой вертятся планеты, с большим количеством тяжелых элементов. Это звезда, образовавшаяся после нескольких взрывов сверхновых, около которой сформировалась планетная система. За счет расположения, близкого к идеальным условиям, на третьей планете Земля возникла жизнь. Возраст Солнца насчитывает уже пять миллиардов лет. Но давайте разберемся, почему же оно светит? Какое строение Солнца, и каковы его характеристики? Что ждет его в будущем? Насколько значительное влияние оно оказывает на Землю и ее обитателей? Солнце – это звезда, вокруг которой вращаются все 9 планет солнечной системы, в том числе и наша. 1 а.е. (астрономическая единица) = 150 млн. км – таким же является и среднее расстояние от Земли до Солнца. В Солнечную систему входят девять больших планет, около сотни спутников, множество комет, десятки тысяч астероидов (малых планет), метеорные тела и межпланетные газ и пыл. В центре всего этого и находится наше Солнце.

Солнце светит уже миллионы лет, что подтверждают современные биологические исследования, полученные из остатков сине-зелено-синих водорослей. Изменись температура поверхности Солнца хотя бы на 10 %, и на Земле, погибло бы все живое. Поэтому хорошо, что наша звезда равномерно излучает энергию, необходимую для процветания человечества и других существ на Земле. В религиях и мифах народов мира, Солнце постоянно занимало главное место. Почти у всех народов древности, Солнце было самым главным божеством: Гелиос – у древних греков, Ра – бог Солнца древних египтян и Ярило у славян. Солнце приносило тепло, урожай, все почитали его, потому что без него не было бы жизни на Земле. Размеры Солнца впечатляют. Например, масса Солнца в 330 000 раз больше массы Земли, а его радиус в 109 раз больше. Зато плотность нашего звездного светила небольшая – в 1,4 раза больше, чем плотность воды. Движение пятен на поверхности заметил еще сам Галилео Галилей, таким образом доказав, что Солнце не стоит на месте, а вращается.

Конвективная зона Солнца

Радиоактивная зона около 2/3 внутреннего диаметра Солнца, а радиус составляет около 140 тыс.км. Удаляясь от центра, фотоны теряют свою энергию под влиянием столкновения. Такое явление называют — феномен конвекции. Это напоминает процесс, происходящий в кипящем чайнике: энергии, поступающей от нагревательного элемента, намного больше того количества, которое отводится тепло проводимостью. Горячая вода, находящаяся в близости от огня, поднимается, а более холодная опускается вниз. Этот процесс называются конвенция. Смысл конвекции в том, что более плотный газ распределяется по поверхности, охлаждается и снова идет к центру. Процесс перемешивания в конвективной зоне Солнца осуществляется непрерывно. Глядя в телескоп на поверхность Солнца, можно увидеть ее зернистую структуру — грануляции. Ощущение такое, что оно состоит из гранул! Это связано с конвекцией, происходящей под фотосферой.

Фотосфера Солнца

Тонкий слой (400 км) — фотосфера Солнца, находится прямо за конвективной зоной и представляет собой видимую с Земли «настоящую солнечную поверхность». Впервые гранулы на фотосфере сфотографировал француз Янссен в 1885г. Среднестатистическая гранула имеет размер 1000 км, передвигается со скоростью 1км/сек и существует примерно 15 мин. Темные образования на фотосфере можно наблюдать в экваториальной части, а потом они сдвигаются. Сильнейшие магнитные поля, являются отличительно чертой таких пятен. А темный цвет получается вследствие более низкой температуры, относительно окружающей фотосферы.

Хромосфера Солнца

Хромосфера Солнца (цветная сфера) – плотный слой (10 000 км) солнечной атмосферы, который находится прямо за фотосферой. Хромосферу наблюдать достаточно проблематично, за счет ее близкого расположения к фотосфере. Лучше всего ее видно, когда Луна закрывает фотосферу, т.е. во время солнечных затмений.

Солнечные протуберанцы – это огромные выбросы водорода, напоминающие светящиеся длинные волокна. Протуберанцы поднимаются на огромные расстояние, достигающие диаметра Солнца (1.4 млм км), двигаются со скоростью около 300 км/сек, а температура при этом, достигает 10 000 градусов.

Солнечная корона – внешние и протяженные слои атмосферы Солнца, берущие начало над хромосферой. Длина солнечной короны является очень продолжительной и достигает значений в несколько диаметров Солнца. На вопрос где именно она заканчивается, ученые пока не получили однозначного ответа.

Состав солнечной короны – это разряженная, высоко ионизированная плазма. В ней содержатся тяжелые ионы, электроны с ядром из гелия и протоны. Температура короны достигает от 1 до 2ух млн градусов К, относительно поверхности Солнца.

Солнечный ветер – это непрерывное истечение вещества (плазмы) из внешней оболочки солнечной атмосферы. В его состав входят протоны, атомные ядра и электроны. Скорость солнечного ветра может меняться от 300 км/сек до 1500 км/сек, в соответствии с процессами, происходящими на Солнце. Солнечный ветер, распространяется по всей солнечной системе и, взаимодействуя с магнитным полем Земли, вызывает различный явления, одним из которых, является северное сияние.

Характеристики Солнца

Масса Солнца: 2∙1030 кг (332 946 масс Земли)
Диаметр: 1 392 000 км
Радиус: 696 000 км
Средняя плотность: 1 400 кг/м3
Наклон оси: 7,25° (относительно плоскости эклиптики)
Температура поверхности: 5 780 К
Температура в центре Солнца: 15 млн градусов
Спектральный класс: G2 V
Среднее расстояние от Земли: 150 млн. км
Возраст: 5 млрд. лет
Период вращения: 25,380 суток
Светимость: 3,86∙1026 Вт
Видимая звездная величина: 26,75m

Планеты
Вулкан
Меркурий
Венера
⊕ ♁ Земля
Марс
Юпитер
Сатурн
Уран
Нептун
Плутон
Священные Планеты
☿ ♀ ♂ ♃ ♄
Солнце
☽ ☾ Луна

Тайная Доктрина, том 1

«Существует теплота, внутренняя и внешняя, в каждом атоме», говорят Манускрипты Комментариев, к которым писательница имела доступ. «Дыхание Отца (Духа) и Дыхание (или теплота) Матери (Материи)»; и они дают объяснение, доказывающее, что современная теория угасания солнечных огней, вследствие утери тепла через излучение, ошибочна. Предположение это ложно, даже по признанию самих ученых. Ибо, как указывает проф. Ньюкомб – «теряя теплоту газообразное тело сжимается, и количество тепла, порожденное сжиманием, превышает то количество, которое оно должно было потерять, чтобы произвести сжимание». Этот парадокс, что тело становится тем горячее, чем сильнее сжимание, произведенное его охлаждением, повело к длительным прениям. Избыток теплоты, таковы возражения, теряется излучением, и предположить, что температура не понижается pari passu с уменьшением объема под постоянным давлением, значит ни во что не ставить закон Шарля. Сжимание развивает тепло, это верно; но сжимание (от охлаждения) не способно развить полное количество тепла, существующее в данное время в массе, или даже поддержать тело в постоянной температуре и т. д. Проф. Уинчель пытается примирить этот парадокс – в действительности только кажущийся, как доказал это J. Homer Lane – предположив, что существует «нечто кроме тепла». «Не может ли это быть», вопрошает он, «просто взаимное отталкивание молекул, которое изменяется согласно какому-то закону расстояния ? Но даже это не примирит никого, если только это «нечто кроме тепла» не будет обозначено, как «Беспричинное Тепло», «Дыхание Огня», Всетворческая Сила plus Абсолютный Разум, который вряд ли будет допущен физической наукой!

Тайная Доктрина учит, что Солнце есть центральная звезда, но не планета. И, тем не менее, древние знали и почитали семь великих богов, исключая Солнце и Землю. Кто был этот «Таинственный Бог», которого они выделяли так? Конечно, не Уран, только что открытый Гершелем в 1781-м году; но не мог ли он быть известен под другим именем? – спрашивает Рагон. «Оккультные Науки открыли при помощи астрономических вычислений, что число планет должно быть семь и древние должны были ввести Солнце в скалу небесных гармоний и предоставить ему занимать незанятое место. Таким образом, каждый раз, что они замечали воздействие, несвойственное ни одной из шести планет, они приписывали его Солнцу... Ошибка кажется важной, но она не была таковой в практических следствиях, если астрологи заменяли Урана Солнцем, которое... есть Центральная Звезда относительной неподвижности и вращающаяся лишь вокруг своей оси, и регулирующая время и измерение, и которая не может быть отстранена от ее истинных функций. «Maconnerie Occulte », стр. 447). Наименование дней недели также неверно – «Воскресенье (Sun – day ) должно было бы быть Днем Урана (Urani dies )», добавляет ученый писатель.

< ... >

Древние комментарии приводят следующую аллегорию и поясняют ее:

«Восемь домов были построены Матерью; восемь домов для восьми Божественных Сыновей: Четыре больших и четыре меньших. Восемь Блистающих Солнц соответственно их возрасту и достоинству. Бал-и-лу (Мартанда) был неудовлетворен, хотя его дом был наибольшим. Он начал (работать) как это делают огромные слоны. Он вдохнул (втянул) в чрево свое жизненные дуновения своих братьев. Он пытался поглотить их. Четыре больших находились далеко; далеко на крайнем пределе своего царства . Они не были ограблены (не были затронуты) и смеялись. «Делай все, что в силах твоих, Владыка, ты не можешь достичь нас». Но меньшие плакали. Они пожаловались Матери. Она сослала Бал-и-лу в центр своего царства, откуда он не мог сдвинуться. (С тех пор) он (лишь) сторожит и угрожает. Он преследует их, медленно обращаясь вокруг себя; они стремительно отворачиваются от него, и он издали следит за направлением, в котором движутся братья его вдоль тропы, окружающей обиталища их . От сего дня он питается потом тела Матери. Он наполняет себя ее дыханием и отбросами. Потому она отвергла его».

Так «Отвергнутый Сын», будучи, очевидно, нашим Солнцем, как вышеуказано, то «Сыны-Солнца» относятся не только к нашим планетам, но вообще к небесным телам. Сам Сурья, будучи лишь отражением Центрального Духовного Солнца, является прообразом всех этих тел, развившихся после него. В Ведах он назван Лока-Чакшу, «Око Мира» (нашего планетного мира), и является одним из трех главных божеств. Его одинаково называют Сыном Dyaus или Сыном Адити, ибо не делается различия и нет ссылок на эзотерическое значение. Так он описан, как влекомый семью конями и одним семиглавым конем; первые относятся к его семи планетам, последний к их общему началу от Единого Космического Элемента. Этот «Единый Элемент» назван очень изобразительно «Огнем».

< ... >

Оккультная Доктрина, во всяком случае, отвергает гипотезу, рожденную из теории Небулы, что (семь) больших планет эволюировали из центральной солнечной массы этого нашего видимого Солнца. Конечно, первое конденсирование космической материи началось вокруг центрального нуклеуса, своего Солнца-отца; но наше Солнце, как учат нас, просто отделилось раньше, нежели все остальные, во время сжимания вращающейся массы и потому является их старшим и большим «братом», но не их «отцом». Восемь Адитья, «богов», все созданы из вечной субстанции (кометной материи – Матери) или из «мирового вещества», которое составляет как пятый, так и шестой космический Принцип, Упадхи или основу Мировой Души, так же как Манас в человеке – Микрокосме является Упадхи для Буддхи .

< ... >

Развившись из Космического Пространства, Солнце, как нам говорят – перед окончательным образованием планет, вращающихся вокруг Солнца, и уничтожением кольцеобразных планетарных туманностей – прежде чем закон притяжения и отталкивания был, наконец, уравновешен, втянуло в глубины своей массы всю космическую жизнеспособность, какую только могло, угрожая поглощением и своим слабейшим «Братьям». После чего оно начало питаться «потом и отбросами Матери», другими словами, теми частями Эфира (Дыхания Мировой Души), о существовании и составе которого наука и посейчас находится в полном неведении. Так как Сэр Уильям Гров высказал подобную же теорию, говоря, что системы «постепенно изменяются в силу атмосферических добавлений или убываний, или от приращений и уменьшений, возникающих из небулозного вещества», и далее, что «солнце может конденсировать газообразную материю, когда она проходит в пространстве и, таким образом, может быть порождаема теплота» – то архаическое Учение кажется достаточно научным даже в наш век . W. Mattieu Williams подал мысль, что рассеянная материя или же Эфир, являющаяся приемником тепловых радиаций Вселенной, втягивается в силу этого в глубины солнечной массы; выбрасывая оттуда ранее конденсированный и термически истощенный Эфир, она сокращается и отдает свое тепло, чтобы, в свою очередь, быть выброшенной в разреженном и охлажденном состоянии для нового поглощения тепла, которое, как думает этот ученый, поглощается, таким образом, Эфиром и снова конденсируется и распределяется Солнцами Вселенной.

Эта теория является наибольшим приближением к Оккультным Учениям, какое наука когда-либо представляла себе; ибо Оккультизм объясняет это «Мертвым Дыханием», выбрасываемым Mapтанд"ой и его питанием «потом и отбросами» «Матери-Пространства». То, что могло оказать слабое воздействие на Нептуна, Сатурна и Юпитера, уничтожило бы такие сравнительно малые «Обители», как Меркурий, Венера и Марс.

XX. Материя или Субстанция семерична внутри нашего Мира, так же как и за пределами его. Более того, каждое из ее состояний или принципов подразделяется на семь степеней плотности. Сурья (Солнце) в своем видимом отражении есть первое или низшее состояние седьмого, высшего состояния Вселенского ПРИСУТСТВИЯ, чистейшего из чистейших, первично проявленного Дыхания Вечно-Непроявленного Сат (Бытийность). Все центральные, физические или объективные Солнца, в своей субстанции, являют низшее состояние первичного принципа Дыхания. Так же все они не более, нежели Отражения своих Первоначал, сокрытых от зрения всех, исключая Дхиан-Коганов, субстанция тел которых принадлежит пятому подразделению седьмого принципа Матери-Субстанции и потому она на четыре степени выше, нежели отображенная солнечная субстанция. Так же как существуют семь Дхату (главные элементы в человеческом теле), также имеются и семь Сил в Человеке и во всей Природе.

XXI. Истинная субстанция Сокрытого (Солнца) есть ядро Субстанции-Матери . Это есть Сердце и Утроба всех жизненных и существующих Сил в нашей Солнечной Вселенной. Это есть ядро, откуда исходят для распространения в своем круговращающем странствовании все Силы, которые, исполняя свои функциональные обязанности, устремляют Атомы в движение, и это Фокус, в котором они вновь встречаются в своей Седьмой Сущности каждый одиннадцатый год. Высмей того, кто скажет тебе, что он видел Солнце , как если бы он сказал, что Солнце действительно движется вперед в своем ежедневном пути...

XXIII. Именно в силу его семеричной природы древние говорили о Солнце, как о везомом семью конями, числом равным размерам стихов в Ведах; или, что хотя оно и тождественно семи Гана"м (Класс Существ) в своей сфере, оно отличается от них – истинно так; также, что оно имеет Семь Лучей, ибо истинно оно имеет их...

XXV. Семь Существ в Солнце суть Семь Пресвятых Само-Рожденных из мощи присущей Утробе Матери-Субстанции. Именно, они посылают семь главных Сил, называемых Лучами, которые, при начале Пралайи, сосредоточатся в семи новых Солнцах для следующей Манвантары. Энергия, из которой они возникают в сознательное существование, в каждом Солнце, есть то, что некоторые люди называют Вишну, что есть Дыхание АБСОЛЮТА. Мы называем это Единой Проявленной Жизнью, которая сама есть отображение Абсолюта...

Последнее никогда не должно быть произнесено в словах или в речении ИЗ ОПАСЕНИЯ, ЧТОБ ОНО НЕ УНЕСЛО ЧАСТЬ НАШИХ ДУХОВНЫХ ЭНЕРГИЙ, которые устремляются к Его состоянию, духовно, вечно тяготея к Тому, так же как вся физическая Вселенная тяготеет к Его проявленному Центру – космически.

< ... >

слова Гермеса Трижды Великого:

«Жизне-творчество солнца так же непрерывно, как и его свет; ничто не останавливает и не ограничивает его. Вокруг него собраны, на подобие армии спутников, бесчисленные МНОЖЕСТВА ГЕНИЕВ. Они обитают по соседству с Бессмертными и оттуда блюдут над человеческими делами. Они выполняют волю Богов (Карма) посредством бурь, ураганов, передачею огней и землетрясений; также голодом и войною, для наказания безбожия... . Солнце сохраняет и питает все твари, и так же, как Идеальный Мир, который окружает мир чувствующий, наполняет этот последний множеством и вселенским разнообразием форм, так и солнце, охватывая все своим светом, утверждает везде рождение и развитие созданий... Ему подчинено множество Гениев, или скорее множества, ибо они многочисленны и разнообразны, и число их соответствует числу звезд. Каждая звезда имеет своего Гения, доброго и злого по природе или, вернее, в силу действий их, ибо действие есть сущность Гения...

Мы должны смело противостать науке и заявить перед лицом материалистической учености, идеализма, гило-идеализма, позитивизма и всеотрицающей современной психологии, что истинный оккультист верит во «Владык Света», что он верит в солнце, которое далеко от того, чтобы быть просто «дневным светочем», двигающимся согласно физическому закону, и также далеко от того, чтобы быть просто одним из тех солнц, которые, по словам Рихтера, суть «подсолнечники высшего света», – но подобно миллиардам других солнц, есть обитель или колесница (проводник) Бога и легиона Богов.

< ... >

Солнце есть Материя и солнце есть Дух. Наши предки «язычники», подобно их современным преемникам парсийцам, были и посейчас достаточно мудры для своего поколения, чтобы видеть в Солнце символ Божества и, в то же время, чуять в нем, скрытого физическим символом, светлого Бога, Духовного и Земного Света. Такое верование может быть рассматриваемо, как суеверие, только самым грубым материализмом, отрицающим Божество, Дух, Душу и не допускающим разума вне человеческого ума

< ... >

Для оккультистов это [Свет] одновременно Дух и Материя. За «видом движения», рассматриваемым ныне, как «свойство материи» и ничего более, они усматривают лучезарный нумен. Это и есть «Дух Света», перворожденный от Вечного чистого Элемента, энергия или эманация которого сосредоточена в Солнце, великом Жизне-дателе физического мира, подобно тому, как скрытое Сокровенное Духовное Солнце есть Датель Света и Жизни в Духовном и Психическом царстве.

Имена семи лучей [Солнца] – Сушумна , Харикеша , Вишвакарман , Вишватриарчас , Саннаддха , Сарвавасу и Сварадж – все мистичны, и каждый имеет свое определенное применение в определенном состоянии сознания для оккультных целей. Сушумна, который, как говорится в Нирукта (II, 6) служит только для освещения Луны, есть, тем не менее, луч, излюбленный всеми посвященными Йогами. Совокупность семи лучей, рассеянных в Солнечной Системе, составляет, так сказать, физический Упадхи (основу) Эфира науки; в Упадхи которого, свет, тепло, электричество и пр., т. е. силы правоверной науки, вступают во взаимодействия для произведения своих земных следствий. Как психические и духовные явления, они исходят и имеют начало в сверх-солнечном Упадхи, то есть в Эфире оккультиста или Акаше.

Пессимизм Огюста Конта, по поводу возможности в будущем знания химического состава Солнца, не был, как это утверждалось, опровергнут тридцать лет позднее Кирхгофом. Спектроскоп помог увидеть, что элементы, с которыми современный химик знаком, должны, по всей вероятности, быть налицо во внешних «Облачениях» Солнца – не в самом Солнце ; и, принимая эти «облачения», образующие космический покров Солнца, за самое Солнце, физики объявили, что оно обязано своим светом сгоранию и пламени и, ошибочно принимая жизненный принцип этого светила за чисто материальную вещь, они назвали его «хромосферою» . Пока что мы имеем лишь гипотезы и теории, но, ни в коем случае, не – закон.

Если когда-либо эта теория Солнечной Силы, как первоначальной причины всей жизни на земле и всего движения в небесах, будет признана и если другая, гораздо более смелая теория, теория Гершеля о некоторых организмах в Солнце, будет принята даже, как временная гипотеза, то наши учения будут оправданы, и будет доказано, что Эзотерическая аллегория опередила современную науку, вероятно, на миллионы лет, ибо таковы архаические Учения. Мартанда – Солнце сторожит и угрожает своим семи братьям планетам, не покидая центрального положения, в которое он сослан своею Матерью Адити. Комментарии говорят :

«Он преследует их, медленно вращаясь вокруг себя.... следуя издалека по направлению, в котором движутся его братья, по пути, который окружает их дома» – или по орбите.

Флюиды или эманации Солнца порождают все движения и пробуждают все к жизни в Солнечной системе. Это есть притяжение и отталкивание, но не так, как оно понято современными физиками или согласно закону тяготения, но в согласованности с законами манвантарического движения , удуманного от времени ранней Сандхья Зари нового строительства и высшего преобразования системы. Эти законы непреложны, но движение всех тел – движение которых различно и изменяется с каждой меньшей Кальпою – регулируется Двигателями, Разумами, пребывающими в Душе Космоса. Так ли уж мы неправы, веруя во все это? Вот большой и современный ученый, который, говоря о жизненном электричестве, употребляет язык гораздо более близкий Оккультизму, нежели современной материалистической мысли. Мы отсылаем скептического читателя к статье «Источник Теплоты» Роберта Хёнта , члена Кор. Общ., который, говоря о блистающей оболочке Солнца и ее «странной видимости, как бы сгустков», высказывает следующее:

«Араго предложил назвать эту оболочку фотосферою, это наименование сейчас принято всеми. Гершель старший сравнил поверхность этой фотосферы с перламутром... Она походит на океан в тихий летний день, когда поверхность его слегка морщинится под легким ветерком... Насмит открыл более замечательное состояние, чем все те, которые раньше подозревались... чечевицеобразные, странные фигуры... на подобие «листьям ивы»... различного размера... и не сгруппированные в порядке... пересекающиеся во всех направлениях... и в неправильном движении между собою... Видно, как они приближаются и отходят друг от друга и иногда принимают новые углообразные положения, так что видимость... была уподоблена густой стае рыб, на которые они действительно похожи своею формою... Размер этих фигур дает величественное представление о гигантском масштабе, в котором физические (?) действия происходят в солнце. Они не могут иметь менее 1,000 миль в длину, и от двух до трехсот миль в ширину. Наиболее вероятное из высказанных предположений относительно этих листообразных или чечевицеобразных фигур то, что фотосфера представляет собою огромный океан газообразной материи (какого рода «материи»?)... в состоянии напряженного (кажущегося) накаления и, что они суть перспективные выбрасывания полос пламени.»

Солнечные «пламена», видимые посредством телескопов, суть отражения, говорит Оккультизм. Но читатель уже знает, что говорят по этому поводу оккультисты.

«Чем бы ни были (эти полосы пламени), очевидно, что они являются непосредственными источниками солнечного тепла и света. Здесь мы имеем окружающую оболочку, фотогенической материи , которая совершает маятникообразные движения с мощными энергиями и, сообщая свое движение эфирной среде в звездном пространстве, производит теплоту и свет в дальних мирах. Мы сказали, что эти формы сравнивались с некоторыми организмами, и Гершель говорит: «Хотя будет слишком дерзновенно говорить о подобных организмах, как об обладающих жизнью (почему нет?) , все же, мы не знаем, свойственно ли жизненному действию развитие тепла, света и электричества»... Может ли это быть, что в этой тонкой мысли заключена истина? Может ли пульсация жизненной материи в центральном солнце нашей системы быть источником всей той жизни, которая покрывает Землю и, без сомнения, распространяется и на другие планеты, для которых солнце является могущественным Управителем?»

Оккультизм отвечает утвердительно на эти вопросы, и наука в недалеком будущем признает истину этого.

М-р Хёнт пишет:

«Но, рассматривая Жизнь – Жизненную Силу – как мощь, гораздо более возвышенную, нежели свет, тепло или электричество, и, в действительности, могущую выявлять контролирующую силу над всеми ими (все это абсолютно оккультно)... мы, конечно, склонны относиться с сочувствием к тому соображению, которое предполагает, что фотосфера есть основное хранилище жизненной мощи и примем с поэтическим удовольствием гипотезу, относящую солнечные энергии к Жизни» .

Таким образом, мы имеем важную научную поддержку одной из наших основных догм – именно, что (a) Солнце есть хранилище Жизненной Силы, которая есть Нумен электричества; и (b), что именно из его сокровенных, вечно недоступных глубин исходят те жизненные токи, которые вибрируют в Пространстве, так же, как и в организмах всех живущих существ на Земле. Посмотрим, что говорит другой выдающийся физик, называющий это нашим жизненным флюидом, «Нервным Эфиром». Измените несколько фраз в статье, выдержки из которой следуют далее, и вы получите еще один квази-оккультный трактат о Жизненной Силе. Тот же д-р Ричардсон, член Корол. Общ. высказывает далее свои взгляды по поводу «Нервного Эфира», как он высказал их о «Солнечной Силе» и о «Земной Силе».

«Мысль, которую пытается передать эта теория, заключается в том, что между молекулами материи, твердой или жидкой, из которой, в действительности, состоят все органические части тела, существует тончайшая среда, парообразная или газообразная, которая держит молекулы в состоянии, позволяющем им двигаться между собою и способствуя устроению и переустройству формы; среда, через и посредством которой все движения передаются и посредством которой один орган или часть тела держится в связи с другими частями, через и посредством которой внешний, живой мир сообщается с живущим человеком; среда, которая своим присутствием дает возможность выявлению феноменов жизни, но при своем общем отсутствии оставляет тело действительно мертвым.»

И вся солнечная система впадает в Пралайю – мог бы добавишь автор. Но прочтем дальше:

«Я употребляю слово Эфир в его общем смысле, означающем очень легкую, парообразную или газообразную материю; я пользуюсь им, короче говоря, как это делает астроном, когда он говорит об Эфире Пространства, желая передать идею тончайшей, но материальной среды... Когда я говорю о нервном эфире, я не хочу дать этим понять, что этот эфир существует только в нервных тканях; я, действительно, верю, что он является особою частью нервной организации; но, так как нервы проходят во все ткани, обладающие способностью к движению и чувствительности, то и нервный эфир проходит во все подобные части; и так как нервный эфир, по моему мнению, есть непосредственный продукт крови, то мы можем рассматривать его, как часть атмосферы крови... Очевидность, говорящая в пользу существования упругой среды, наполняющей всю нервную материю и обладающей способностью отвечать на воздействие простого давления, вполне убедительна... В нервной ткани, несомненно, существует настоящий, нервный флюид, как учили наши предшественники . Точный химический (?) состав этого флюида еще мало известен; его физические признаки были мало изучаемы. Движется ли он токами, мы не знаем; циркулирует ли он, мы не знаем; образуется ли он в центрах и от них проходит к нервам, или же он образуется всюду, где кровь входит в нервы, мы не знаем. Следовательно, точное назначение флюида неизвестно нам. Мне приходит на ум, однако, что настоящий флюид нервной материи сам по себе недостаточен, чтобы действовать, как тончайшая среда, которая соединяет внешний мир с внутренним миром человека и животного. Я думаю – и это есть видоизменение, которое я хочу внести в древнюю теорию – что должен существовать другой вид материи, находимый на протяжении жизни; материя, которая существует в состоянии пара или газа, наполняющая всю нервную систему организма, окружая как бы атмосферной оболочкой каждую молекулу нервной ткани, и служащая посредником для всего движения, сообщаемого нервным центрам и исходящего от них... Когда ум привык к мысли, что в течении жизни в животном теле существует тончайшая, рассеянная материя , пар, наполняющий каждую часть и даже накопляемый в некоторых местах; материя, постоянно возобновляемая жизненной химией; материя, так же легко удаляемая, как и дыхание после того, как оно выполнило свою цель – тогда новый поток света озаряет разум .»

Новый поток света, конечно, бросается этим на мудрость древнего и средневекового Оккультизма и его приверженцев. Ибо то же самое писал Парацельс более, нежели триста лет тому назад, в шестнадцатом столетии в следующих словах:

«Весь микрокосм потенциально содержится в «Liquor Vitae », в нервном флюиде... в котором содержится природа, качество, характер и сущность существ. «Archaeus » есть субстанция, которая равномерно распределена во всех частях человеческого тела... Spiritus Vitae , берет свое начало от Spiritus Mundi будучи эманацией последнего, он содержит элементы всех космических влияний и потому является причиною, благодаря которой может быть объяснено воздействие звезд (космических сил) на невидимое тело человека (его жизненную Линга Шарира )» .

Если бы д-р Ричардсон изучил все сокровенные труды Парацельса, ему не пришлось бы так часто признаваться: «мы не знаем» или «это неизвестно нам» и так далее. Также он не написал бы следующую фразу, которой он опровергает лучшие части своего независимого открытия.

«Можно утверждать, что это новое течение мысли заключает в себе не более, нежели теорию существования эфира... который, согласно предположению, насыщает пространство... Можно сказать, что этот универсальный эфир наполняет весь организм животного тела, как бы извне и как часть всякой организации. Этот взгляд был бы физически открытым Пантеизмом, если бы он был верен (!!). Но он не может быть верен, ибо он разрушил бы индивидуальность каждого индивидуального чувства» .

Как гласит Комментарий:

«Солнце есть сердце Солнечного Мира (Системы), и его мозг скрыт за (видимым) Солнцем. Оттуда излучается ощущение в каждый нервный центр великого тела, и волны жизне-сущности плывут в каждую артерию и жилу... Планеты его члены и пульсы».

нельзя утверждать, что звезды или Солнце состоят из тех земных элементов, с которыми знаком химик, хотя все они находимы во внешних оболочках Солнца – так же как и множество других элементов, еще неизвестных науке.

Прежде всего, они [астрономы] должны будут отказаться от своих идей относительно плотности и раскаленности Солнца; ибо Солнце, несомненно, «сияет», но не «горит». Затем оккультисты утверждают относительно «ивовых 647] листьев», что эти «предметы», как назвал их Гершель, являются непосредственными источниками солнечного света и тепла. И хотя Эзотерическое Учение не рассматривает их, как делает это он – именно, как «организмы», обладающие свойством жизни, ибо солнечные «Существа» едва ли поместят себя в поле фокуса телескопа – тем не менее, оно утверждает, что вся Вселенная полна подобными «организмами», сознательными и деятельными, соответственно близости или удалению их планов от нашего плана сознания; и наконец, что великий астроном был прав, когда, обсуждая эти предполагаемые «организмы», он выразился, что «мы не знаем и не можем утверждать, что жизненное действие неспособно развить одновременно тепло, свет и электричество». Ибо, рискуя быть осмеянными всем миром физиков, оккультисты утверждают, что все «Силы» ученых имеют свое начало в Жизненном Принципе, в Единой коллективной Жизни нашей Солнечной Системы – «Жизни», являющейся частью или, вернее, одним из аспектов Единой Всемирной ЖИЗНИ.

Тайная Доктрина, том 2

Семь – которые ныне в христианской религии стали «Семью Очами Господа» – были Правителями семи главных планет; но счет им был другой, нежели перечисление, изобретенное позднее народами, забывшими или же не имевшими достаточного знания истинных Мистерий, и ни Солнце, ни Луна, ни Земля, не включались в число этих планет. Экзотерически Солнце являлось главою двенадцати великих Богов или же созвездий Зодиака; но эзотерически оно означало Мессию, Христа – существо, «помазанное» Великим Дыханием Единого, – окруженного подвластными ему двенадцатью силами, в свою очередь, подчиненными каждому из семи «Сокровенных Богов» планет.

От начала Космической Эволюции до индусского года Тарана или (1887) - 1,955,884,687 лет.

Теперь ватиканский манускрипт Каббалы – единственная копия которого (в Европе), как говорят, принадлежала графу Сен-Жермену – содержит самое полное изложение Доктрины, включая своеобразное изложение, принятое люциферианами и другими гностиками. И в этом пергаменте «Семь Солнц Жизни» показаны в том же порядке, в котором мы находим их в Саптасурья. Однако, только четыре из этих упомянуты в тех изданиях Каббалы , которые можно достать в общественных библиотеках, и то даже в более или менее затемненных выражениях. Тем не менее, даже это сокращенное число совершенно достаточно для свидетельства о тождественности происхождения, ибо оно относится к четверичной группе Дхиан-Коганов и доказывает, что теория эта произошла из Тайных Учений арийцев. Как это хорошо известно, Каббала не возникла среди евреев, ибо последние получили свои представления от халдеев и египтян.

Таким образом, даже экзотерические учения Каббалы говорят о «Центральном Солнце» и о трех второстепенных Солнцах в каждой Солнечной Системе – включая и нашу. Как это показано в искусном, хотя и слишком материалистическом, труде «Новые Аспекты Жизни и Религии», являющемся синопсисом воззрений каббалистов в глубоко продуманном и усвоенном аспекте.

«Центральное солнце… было для них [так же как и для арийцев] центром Покоя; центр, к которому в конечной результате должно было быть сведено все движение. Вокруг этого центрального солнца… «первое из трех системных солнц… вращалось на полярном плане»… второе, на экваториальном плане»… и лишь третье было нашим видимым солнцем. Эти четыре солнечных тела были органами, от деятельности которых зависит то, что человек называет творением, эволюцией жизни на планете Земля . Каббалисты полагали, что каналы или пути, по которым передавалось Земле воздействие этих тел, были электрическими… Лучистая энергия, исходящая из центрального солнца , вызвала к жизни Землю в виде водянистого глобуса… [влечение которого] как нуклея планетного тела было устремлено к [центральному] солнцу… в сфере притяжения которого оно было зарождено… Но лучистая энергия, одинаково электризируя обоих, удерживала их одно от другого, и, таким образом, она изменила движение устремления к центру притяжения в движение вокруг этого центра, который вращающаяся планета [Земля] пыталась достичь. В органической клеточке видимое солнце нашло свою естественную утробу и создало посредством нее царство животное [развив сначала растительное], поместив, наконец, во главе его человека, в котором, благодаря оживотворяющему действию этого царства, оно зародило психическую клеточку. Но человек, помещенный, таким образом, во главе животного царства, во главе творения, был человеком животным, лишенным души, и человеком разрушающимся … Следовательно, человек, хотя, по-видимому, и являвшийся венцом творения, отметил бы своим пришествием конец творения; ибо творение, кульминировавшее в нем, пришло бы в упадок в случае его смерти» .

Это каббалистическое мировоззрение приведено здесь, чтобы показать совершенную тождественность его в духе с Восточной Доктриной. Объясните или дополните учение о Семи Солнцах семью системами Планов Бытия, центральными телами которых являются «Солнца», и вы имеете семь Ангельских Планов, «Воинство» которых коллективно является их Богами . Они являются Главной Группой, разделенной на четыре Класса, начиная от Бесплотных в нисходящем порядке до Полу-плотных. Эти Классы непосредственно связаны – хотя и весьма различными способами, что касается до произвольных сношений и функций – с нашим человечеством. В только что приведенной каббалистической доктрине они числом три, синтезированные четвертым, первым и высшим, которое называется «Центральным Солнцем». В этом заключается великое различие между семитической и арийской космогонией – одна материализирует, очеловечивает тайны Природы; другая одухотворяет Материю, и физиология ее всегда подчинена метафизике. Таким образом, хотя седьмой «принцип» достигает человека через все фазы Бытия в чистоте и нераздельности элемента и безличного единства, но проходит через – Каббала учит, исходит из – Центральное Духовное Солнце и Группу Второго, Полярного Солнца, и оба они излучают в человека его Атму. Третья Группа, Экваториальное Солнце, цементирует Буддхи с Атманом и с высшими свойствами Манаса; тогда как Четвертая Группа, Дух нашего Видимого Солнца одаряет его Манасом и его носителем Кама Рупой или же телом страстей и желаний – двумя элементами Ахамкара, которые развивают индивидуализированное сознание, личное Ego . Наконец, Дух Земли в его троичном единстве, слагает физическое тело, привлекая к нему Духов Жизни и формируя его Линга Шарира.

Именно Луна является руководителем Оккультной стороны земной Природы, тогда как Солнце есть регулятор и фактор проявленной жизни. Эта истина всегда была самоочевидна для Ясновидцев и Адептов.

Тайная Доктрина, том 3

Contra solem no loquaris не было сказано Пифагором в отношении видимого Солнца. То, что подразумевалось, было «Солнце Посвящения» в его тройной форме, из которых двумя являются «Дневное Солнце» и «Ночное Солнце».

Если бы за физическим светилом не было тайны, которую люди инстинктивно ощущали, то зачем все народы, начиная с первобытных людей и кончая нынешними парсами, поворачивались к Солнцу во время своих молитв? Солнечная Троица не является маздеанской, она всеобщая и так же стара, как человек. Все храмы древности неизменно были построены лицом к Солнцу, их порталы открыты на Восток. Посмотрите на древние храмы Мемфиса и Ваалбека, на пирамиды Старого и Нового (?) Света, на Круглые Башни Ирландии, и на Серапиум Египта. Одни только Посвященные могли бы дать этому философское объяснение и разумную причину – несмотря на мистицизм этого – если бы мир был готов к этому, чего, увы! нет. Последним Жрецом Солнца в Европе был царственный Посвященный, Юлиан, ныне называемый Отступником . Он пытался облагодетельствовать мир путем раскрытия хотя бы части этой великой тайны treplasioV и – он умер. «Существуют три в одном», сказал он о Солнце – центральное Солнце будучи предосторожностью Природы: первое есть всеобщая причина всего, Верховное Благо и совершенство; Второй Силой является верховный Разум, обладающий властью над всеми разумными существами, noeroiV; третье это видимое Солнце. Чистая энергия солнечного разума исходит из светящегося трона, занимаемого нашим Солнцем в центре неба; эта чистая энергия есть Логос нашей системы; «Таинственный Дух-Слово творит все через Солнце и никогда не пользуется другим посредником», говорит Гермес Трисмегист. Ибо именно в Солнце, более чем в каком-либо другом небесном теле, та (неизвестная) Сила поместила трон своего пребывания. Только ни Гермес Трисмегист, ни Юлиан (посвященный оккультист), или кто-либо другой не подразумевали под этой Неизвестной Причиной Иегову или Юпитера. Они имели в виду ту причину, которая произвела всех проявленных «великих Богов» или Демиургов (включая еврейского Бога) нашей системы. Также не подразумевалось наше видимое материальное Солнце, ибо последнее было только проявленным символом. Пифагореец Филолай поясняет и дополняет слова Трисмегиста, говоря:

Солнце есть зеркало огня, блеск пламени которого путем отражения в том зеркале (Солнце) льется на нас, и этот блеск мы называем образом.

Очевидно, что Филолай ссылается на центральное духовное Солнце, чьи лучи и сияние только отражаются нашей центральной Звездой, Солнцем. Это так же ясно оккультистам, как было ясно пифагорейцам. Что же касается профанов языческой древности, то, конечно, для них «высочайшим Богом» было физическое Солнце, и, как кажется – если принять точку зрения шевалье Драха – фактически стало теперь тем же и для современных католиков. Если слова что-либо значат, то заявление шевалье Драха, что «это Солнце бесспорно есть вторая ипостась Божества» подразумевает как раз то, что мы говорим; так как «это Солнце» относится к каббалистическому Солнцу, а «ипостась» означает сущность, или существование Божества, или Троицы – явно личной.

Сократ приветствовал восходящее Солнце, также как в наши дни его приветствуют истинные парсы, или зороастриане; и Гомер и Еврипид, как делал и Платон после них несколько раз, упоминают Юпитера – Логоса, «Слово», или Солнце.

Разоблачённая Изида

В дальнейших главах будет доказано, что древние философы не считали солнце непосредственной причиной света и тепла, а считали только посредником света, через который он проходит на пути к нашей сфере. Поэтому египтяне звали солнце «оком Озириса», который сам был Логосом – Перворожденным или светом, явленным миру, светом, «который есть ум и божественный разум Непроявленного». Это только тот свет который мы знаем как Демиурга, творца нашей планеты и всего, к ней относящегося. К той невидимой и неизвестной вселенной, раскинувшейся в пространстве, солнечные боги не имеют никакого отношения. Эта идея очень ясно изложена в Книгах Гермеса.

< ... >

Все солнечные боги, со своим символом, – видимым солнцем, – творцы только физической природы. Духовное есть творение Высочайшего Бога, Бога Сокрытого, Центрального, Духовного СОЛНЦА и его Демиурга – божественного разума Платона и божественной мудрости Гермеса Трисмегиста – мудрости, исходящей из Улома и Кроноса.

«После раздачи чистого Огня в самофракийских мистериях новая жизнь начиналась» [150 ].

Это было то «новое рождение», на которое намекал Иисус в своей ночной беседе с Никодимом. «Будучи посвященными в благословеннейшие изо всех мистерий, сами будучи чистыми, мы становимся праведными и святыми мудростью». «Дунул , и говорит им: примите Духа Святаго» [Иоанн , XX, 22]. И этого простого акта силы воли было достаточно, чтобы наделить даром пророчества в его наиболее благородном и совершеннейшем виде, если оба, т. е. посвящающий и посвящаемый были достойны этого.

Свет – первое, что упоминается при Сотворении, называется каббалистами Сефира, или божественный разум, мать всех сефиротов, в то время как Непроявленная Премудрость есть отец. Свет есть первое проявление и первая эманация Всевышнего, и Свет есть Жизнь, говорит евангелист (и каббалист). И то и другое суть электричество – жизненный принцип, Anima Mundi – наполняющее вселенную, электрический жизнедатель всех вещей. Свет есть великий маг-Протей, всемогущие и разнохарактерные вибрации которого по божественному велению Архитектора рождают любую форму и любое из живущих существ; из его разверстого чрева рождается материя и дух . В его лучах покоятся начала всех физических и химических действий и всех космических и духовных феноменов; он оживляет и разлагает, он дает жизнь и несет смерть, и из его точки исхождения постепенно возникли к существованию мириады миров, видимые и невидимые небесные тела. От луча этой Первой Матери, единой в трех, «Бог», согласно Платону, «возжег огонь, называемый нами Солнцем» [32 ], и который не есть причина света или тепла, но лишь фокус, или, можно сказать, линза, посредством которой лучи предвечного света материализуются и сосредотачиваются на нашей Солнечной системе и производят все соотношения сил.

< ... >

В обманчивом феномене корреляции сил, даже величайшие наши ученые испытывают большие затруднения, чтобы объяснить какая из этих сил причина, а какая следствие, поскольку, каждая может изменяться и поочередно быть тем и другим. Так если мы спросили бы физиков: «Свет ли генерирует тепло, или последнее производит свет?» то, по всей вероятности, получили бы ответ, что это, конечно, свет дает тепло. Отлично; но, как? Создает ли великая Причина сначала свет, или Она сначала создает солнце, которое считается единственным источником света, а, следовательно, и тепла? Эти вопросы, на первый взгляд, могут показаться невежественными, но если мы рассмотрим их глубже, они будут выглядеть иначе. В «Книге Бытия» сказано, что «Господь» вначале сотворил свет и три дня и три ночи прошло, пока Он сотворил солнце, луну и звезды. Этот величайший промах, с точки зрения точной науки, доставил много радости материалистам. Они бы могли смеяться вдоволь, если бы их доктрина о том, что наш свет и тепло получаемы от солнца, была бы неприкосновенной. До недавнего времени ничто не угрожало этой теории, которая, за неимением лучшей, по выражению проповедника «самоотверженно царствует в Империи Гипотез». Древние солнцепоклонники считали Великого Духа, как бога-природы, идентичного с природой, а солнце, как божество, «в котором пребывает Владыка Жизни». Гама, есть солнце, согласно индусской теологии, а «солнце является источником душ и всей жизни » [249 , I, 290]. Агни, «божественный огонь», божество индусов, есть солнце, ибо огонь и солнце это одно. Ормазд есть свет, Бог-Солнце или Жизнедатель. В индусской философии «души рождаются из мировой души и возвращаются к ней, как искры к огню». А в другом месте сказано, что «солнце есть душа всего сущего, все произошло от него и вернется к нему», это значит, что солнце подразумевается здесь аллегорически и это относится к центральному, невидимому солнцу, Богу , чье первое проявление есть Сефира, эманация Эн-Соф, короче говоря – Свет.

< ... >

Если ограниченный объем этого труда позволит, мы легко сможем показать, что никто из древних, включая солнцепоклонников, не считали наше видимое солнце иначе, как эмблему их невидимого метафизического бога-солнца. Более того, они не верили в то, чему учит нас современная наука, а именно, что свет и тепло происходят от нашего солнца, и что эта звезда наделяет жизнью всю нашу видимую природу.

«Его сияние не меркнет», – говорит «Ригведа», – «интенсивно сияющие, всепроникающие, непреходящие, немеркнущие лучи Агни не прекращающиеся ни ночью, ни днем».

По-видимому, это относилось к духовному, центральному солнцу, чьи лучи всепроникающие непреходящие, являющиеся вечным и безграничным жизнедателем. ОН – Точка, центр, (который есть везде) круга, (который нигде) вечный, огонь духа, душа и дух всепроникающего, таинственного эфира, отчаяние и загадка материалистов, которые поймут однажды, что то, что заставляет многочисленные космические силы проявляться в бесконечных взаимосвязях есть ни что иное, как божественное электричество, или скорее гальванизм, и что солнце есть лишь один из мириадов магнитов, рассеянных в пространстве – рефлектор – как назвал его генерал Плеазонтон. Что в солнце не больше тепла, чем в луне, или в сонмах сверкающих звезд, переполняющих пространство. Что не существует гравитации, так как ее понимал Ньютон, а только магнитное притяжение и отталкивание, и только благодаря их магнетизму движение планет солнечной системы по своим орбитам регулируется еще более мощным магнетизмом солнца, а не их весом или гравитацией.

< ... >

Каббалистические ереси получили неожиданную поддержку в иноверческих теориях генерала Плеазонтона.

Согласно его мнениям (которые подкрепляются фактами, гораздо более бесспорными чем у ортодоксальных ученых), пространство между солнцем и землей должно быть заполнено материальной средой, которая, поскольку мы можем судить из его описания, отвечает нашему каббалистическому астральному свету. Прохождение света через эту среду должно создать огромное трение. Трение генерирует электричество; это и есть то электричество и его соотносительный магнетизм, которые создают те страшные силы природы, производящие в, на и вокруг нашей планеты различные изменения, с которыми мы везде встречаемся. Он доказал, что земное тепло не может быть прямо извлекаемо из солнца, ибо тепло поднимается. Сила, которая действует на тепло, является отражающей, говорит он, и поскольку она ассоциируется с положительным электричеством, она притягивается к высшим слоям атмосферы с их отрицательным электричеством, которое всегда связано с холодом, который противопоставляется положительному электричеству. Он укрепляет свою позицию, указывая, что земля, когда она покрыта снегом и на нее не могут действовать солнечные лучи, теплее всего там, где глубже снег. Это он теоретически обосновывает тем, что радиация тепла снаружи земли, будучи заряжена позитивным электричеством, встречаясь на поверхности земли со снегом, заряженным отрицательно, производит тепло.

Таким образом, он доказывает, что совсем не солнцу мы обязаны светом и теплом, что свет является созданием sui generis , которое появляется и начинает существовать в тот момент, когда божество пожелало и повелело: «Да будет свет»; и что это и есть тот независимый материальный агент, производящий тепло трением за счет его огромной, бесконечной скорости. Короче говоря, это первая каббалистическая эманация, с которой знакомит нас генерал Плеазонтон, та Сефира и божественная мудрость (женский принцип), который в сочетании с Эн-Соф, божественным разумом (мужской принцип), создает все видимое и невидимое. Он смеется над распространенной теорией раскаленного солнца и его газообразного состояния. Отражение от солнечной фотосферы, говорит он, проходя через планетные и звездные пространства, должно, таким образом, создать огромные запасы электричества и магнетизма. Электричество, благодаря соединению его противоположных полярностей, выделяет тепло и наделяет магнетизмом любую субстанцию, способную воспринять его. Солнце, планеты, звезды, туманности – все является магнитами и т. д...

< ... >

Похоже на то, что при спуске с Мон-Блана Тиндаль страдал от страшного жара, хотя он был в то время по колено в снегу. Профессор приписал это обжигающим лучам солнца, но Плеазонтон настаивает на том, что если бы лучи солнца были бы настолько интенсивны, как описывалось, растаял бы снег, а этого не произошло; он делает вывод, что жар, от которого страдал профессор, исходил из его собственного тела и был результатом электрического действия солнечного света на его темную шерстяную одежду, которая была заряжена положительным электричеством от его тела. Холодный сухой эфир планетного пространства и верхние слои земной атмосферы заряжены отрицательным электричеством и, падая на его теплое тело и одежду, заряженные положительно, развили усиленное тепло.

Солнце — это центр нашей планетной системы, основной ее элемент, без которого не было бы ни Земли, ни жизни на ней. Наблюдением за звездой люди занимаются с древних времен. С тех пор наши знания о светиле значительно расширились, обогатились многочисленными сведениями о движении, внутренней структуре и природе этого космического объекта. Более того, изучение Солнца вносит огромный вклад в понимание устройства Вселенной в целом, особенно тех ее элементов, которые аналогичны по своей сути и принципам «работы».

Зарождение

Солнце — это объект, существующий, по человеческим меркам, очень давно. Его формирование началось примерно 5 миллиардов лет назад. Тогда на месте Солнечной системы находилось обширное молекулярное облако. Под воздействием сил гравитации в нем начали возникать завихрения, подобные земным смерчам. В центре одного из них вещество (в основном это был водород) начало уплотняться, и 4,5 млрд лет назад тут появилась молодая звезда, которая спустя еще продолжительный период времени получила имя Солнце. Вокруг него постепенно стали формироваться планеты — наш уголок Вселенной начал приобретать привычный для современного человека вид.

Желтый карлик

Солнце — это не уникальный объект. Его относят к классу желтых карликов, сравнительно небольших звезд главной последовательности. Срок «службы», отпущенный таким телам, составляет примерно 10 миллиардов лет. По меркам космоса, это совсем немного. Сейчас наше светило, можно сказать, в самом расцвете сил: еще не старое, уже не молодое — впереди еще полжизни.

Желтый карлик — это гигантский шар газа, источником света в котором являются термоядерные реакции, происходящие в ядре. В раскаленном сердце Солнца непрерывно идет процесс преобразования атомов водорода в атомы более тяжелых химических элементов. Пока эти реакции осуществляются, желтый карлик излучает свет и тепло.

Смерть звезды

Когда выгорит весь водород, ему на смену придет другое вещество — гелий. Произойдет это примерно через пять миллиардов лет. Исчерпание водорода знаменует наступление новой стадии в жизни звезды. Она превратится в красного гиганта. Солнце начнет расширяться и займет все пространство вплоть до орбиты нашей планеты. При этом температура его поверхности снизится. Еще примерно через миллиард лет весь гелий в ядре превратится в углерод, и звезда сбросит свои оболочки. На месте Солнечной системы останется и окружающая его Таков жизненный путь всех звезд, подобных нашему светилу.

Внутреннее строение

Масса Солнца огромна. На ее долю приходится примерно 99% от массы всей планетной системы.

Около сорока процентов этого числа сосредоточено в ядре. Оно занимает меньше трети солнечного объема. Диаметр ядра — 350 тысяч километров, этот же показатель для всего светила оценивается в 1,39 млн км.

Температура в солнечной сердцевине достигает 15 млн Кельвинов. Здесь же самый высокий показатель плотности, другие внутренние области Солнца гораздо более разреженные. В таких условиях протекают реакции термоядерного синтеза, обеспечивающие энергией само светило и все его планеты. Ядро окружено зоной лучистого переноса, затем располагается зона конвекции. В этих структурах энергия при помощи двух разных процессов перемещается к поверхности Солнца.

Из ядра в фотосферу

Ядро граничит с зоной лучистой передачи. В ней энергия распространяется дальше через поглощение и излучение веществом квантов света. Это достаточно медленный процесс. Из ядра в фотосферу кванты света попадают за тысячи лет. По мере своего продвижения они двигаются то вперед, то назад, и достигают следующей зоны преобразованными.

Из зоны лучистого переноса энергия попадает в область конвекции. Здесь движение происходит по несколько иным принципам. Солнечное вещество в этой зоне перемешивается подобно кипящей жидкости: более горячие слои поднимаются к поверхности, остывшие же опускаются вглубь. Гамма кванты, образовавшиеся в ядре, в результате серии поглощений и излучений, становятся квантами видимого и инфракрасного света.

За зоной конвекции размещается фотосфера, или видимая поверхность Солнца. Здесь вновь энергия движется посредством лучистого переноса. Достигающие фотосферы горячие потоки из нижележащей области создают характерную гранулярную структуру, хорошо заметную практически на всех снимках светила.

Внешние оболочки

Выше фотосферы располагается хромосфера и корона. Эти слои гораздо менее яркие, поэтому с Земли они доступны для наблюдения только во время полного затмения. Магнитные вспышки на Солнце возникают именно в этих разреженных областях. Они, как и другие проявления активности нашего светила, вызывают большой интерес у ученых.

Причина возникновения вспышек — генерация магнитных полей. Механизм таких процессов требует внимательного изучения в том числе и потому, что солнечная активность приводит к возмущению межпланетной среды, а это оказывает непосредственное влияние на геомагнитные процессы на Земле. Воздействие светила проявляется в изменении численности животных, на него реагируют практически все системы человеческого организма. Активность Солнца сказывается на качестве радиосвязи, уровне грунтовых и поверхностных вод планеты, климатических изменениях. Поэтому изучение процессов, приводящих к ее увеличению или уменьшению, является одной из самых важных задач астрофизики. На сегодняшний день далеко не все вопросы, связанные с солнечной активностью, получили ответы.

Наблюдение с Земли

Солнце оказывает воздействие на все живые существа на планете. Изменение продолжительности светового дня, повышение и понижение температуры непосредственно зависят от положения Земли относительно светила.

Движение Солнца по небосводу подчинено определенным законам. Перемещается светило по эклиптике. Так называется годовой путь, который проходит Солнце. Эклиптика — это проекция плоскости земной орбиты на небесную сферу.

Движение светила нетрудно заметить, если понаблюдать за ним какое-то время. Точка, в которой происходит восход Солнца, перемещается. Это же характерно и для заката. Когда приходит зима, Солнце в полдень расположено гораздо ниже, чем в летнее время.

Эклиптика проходит через зодиакальные созвездия. Наблюдение за их смещением показывает, что ночью нельзя увидеть те небесные рисунки, в которых в данное время располагается светило. Любоваться получается лишь теми созвездиями, где Солнце гостило примерно полгода назад. Эклиптика наклонена к плоскости небесного экватора. Угол между ними составляет 23,5º.

Изменение склонения

На небесной сфере располагается так называемая точка Овна. В ней Солнце меняет свое склонение с южного на северное. Светило достигает этой точки каждый год в день 21 марта. Солнце летом поднимается гораздо выше, чем зимой. С этим связано изменение температурного режима и продолжительности светового дня. Когда приходит зима, Солнце в своем движении отклоняется от небесного экватора к Северному полюсу, а летом — к Южному.

Календарь

Светило располагается точно на линии небесного экватора два раза в год: в дни осеннего и весеннего равноденствия. В астрономии время, которое требуется Солнцу для перемещения из точки Овна и возвращение к ней, называется тропическим годом. Длится он примерно 365,24 дня. Именно продолжительность лежит в основе Он используется сегодня практически везде на Земле.

Солнце — это источник жизни на Земле. Процессы, происходящие в его недрах и на поверхности, оказывает ощутимое влияние на нашу планету. Значение светила было понятно уже в древнем мире. Сегодня мы знаем достаточно много о явлениях, происходящих на Солнце. Природа отдельных процессов благодаря достижениям техники стала понятной.

Солнце — единственная звезда, расположенная достаточно близко для непосредственного изучения. Данные о светиле помогают понять механизмы «работы» других схожих космических объектов. Однако Солнце еще хранит немало тайн. Их только предстоит разведать. Такие явления, как восход Солнца, его перемещение по небу, излучаемое им тепло, когда-то тоже представляли собой загадки. История изучения центрального объекта нашего кусочка Вселенной показывает, что со временем все странности и особенности светила находят свое объяснение.