Открытые уроки по изо. Конспект открытого занятия по изо воспитание любви к изобразительному искусству

Открытые уроки по изо. Конспект открытого занятия по изо воспитание любви к изобразительному искусству
Открытые уроки по изо. Конспект открытого занятия по изо воспитание любви к изобразительному искусству

Класс: 2 класс

Учитель: Воробьева Наталья Петровна

Урок: изобразительное искусство

Тема урока: Какого цвета Родина? Осенний вернисаж .

Цель: познакомить детей с красотой осеннего пейзажа, учить рисовать по памяти и представлению.

Задачи: раскрыть роль искусства в понимании красоты природы; развивать образное видение, эстетическое восприятие в освоении мира; развивать воображение, творческую фантазию, умение работать с гуашью и акварелью; воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе, художественный вкус и потребность ориентироваться на духовные ценности народного искусства.

Оборудование: презентация к уроку, проектор, компьютер, методические таблицы, осень», И. И. Левитана «Золотая осень», плакат «Как растут деревья», запись фрагментов из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года».

Структура урока

1.Организационный момент.

2.Введение в проблему.

3.Работа по репродукции И.С.Остроухова «Золотая осень».

4. Дидактическая игра «Сказочные образы деревьев».

5.Физминутка.

6.Самостоятельная работа учащихся.

7.Рефлексия.

Использованы элементы образовательных технологий:

- исследовательской

Проблемного диалога

Игровой

Здоровьесберегающей

Информационно-коммуникативной

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день, друзья!

Сегодня осень в гости к нам пришла.

Разноцветна, красива,

Всем пленительна на диво.

II. Беседа по теме урока.

Звучит музыкальный фрагмент «Сентябрь. Охота» П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Кружат листья над дорожкой,

Лес прозрачен и багрян…

Хорошо бродить с лукошком

Вдоль опушек и полян!

Мы идем, и под ногами

Слышен шорох золотой.

Пахнет влажными грибами,

Пахнет свежестью лесной. А. Болонс

Учитель. Какое чувство выражено в этом стихотворении? Подберите слова, описывающие красоту осеннего пейзажа.

Русская природа – это часть нашей великой Родины. Вы знаете, что трава зеленая, небо синее, коровы не бывают фиолетовыми, зато луна часто бывает серебристо-белой. Все эти и многие другие цвета вам хорошо знакомы. А какого цвета наша Родина? (Ответы учащихся.)

В слове «родина» собраны все цвета радуги и их оттенки. В нем слышим шелест листьев, полевых цветов и трав, звон колоколов, пение птиц, журчание ручьев.

Сегодня на уроке мы отправляемся на осенний вернисаж.

Вернисаж (фр. vernissage – лакировка) – торжественное открытие художественной выставки (первоначально – день покрытия картин лаком перед открытием выставки).

Какое настроение природы передал композитор звуками? Какие чувства пробудило в вас это музыкальное произведение? Какую картину, какое время года вы услышали, увидели? (Ответы учащихся.)

Прекрасная мелодия П. И. Чайковского впитала в себя тихую печаль, задумчивость и цветовую палитру осени.

Вспомните художников-пейзажистов, их картины об осенней красоте русской природы.

Давайте поближе познакомимся с творчеством художника И. С. Остроухова.

Илья Семенович Остроухов (1858–1929) принадлежит к замечательному поколению русских художников второй половины XIX века, таких, как В. А. Серов, М. А. Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, В. М. Васнецов.

И. С. Остроухов был не только видным живописцем, но и одним из крупнейших в России собирателем произведений искусства. Важной стороной его деятельности является многолетнее руководство Третьяковской галереей. С 1905 по 1913 г. Остроухов оставался на почетном посту председателя совета и был попечителем галереи, руководя пополнением крупнейшего собрания русской живописи.

В постоянной экспозиции Третьяковской галереи находятся следующие произведения художника: «Золотая осень», «Первая зелень», «Сиверко».

Рассмотрите картину И. С. Остроухова «Золотая осень» . Какие чувства вы испытываете, глядя на нее? Какие звуки и запахи передает этот осенний пейзаж?

Ученики. Осень пылает кострами берез, золотыми россыпями светится земля. Осень – это сплетение радости и грусти. Радость – в дарах природы, в многоцветье красок. А грусть – пронзительная синева небес, в которой утопает золотой багрянец листвы, последний прощальный наряд природы, тревожный шорох листвы, птичьи стаи, улетающие в теплые края, бесконечность мелкого осеннего дождика.

Учитель. Как вы понимаете народную мудрость: «Осень всех наградила, все загубила»?

Ученики. Осень наградила нас желтыми и красными яблоками, синими сливами, холодным синим небом… Все загубила: серый дождь, черные мокрые ветви деревьев без золотого наряда.

Учитель. Что такое звук осени ? Слышны ли в этом пейзаже звуки падающей листвы? А шорох листьев под ногами людей?

Ученики. Шуршат листья, прощаясь друг с другом и солнышком; поют грустную песню капли осеннего дождя; пахнет в осеннем парке сыростью и увядающей листвой.

Учитель. Назовите средства художественной выразительности, использованные в картине. (Ответы учащихся.)

В картине «Золотая осень» нашла свое выражение жизнеутверждающая сила пейзажей Остроухова. Картина по своему характеру представляет собой лесной или парковый пейзаж. В густой траве справа стоят два больших дерева. Золотая листва, среди которой выделяются широкие оранжевые листья клена, свешивается до земли. Навстречу ей из травы поднимаются многочисленные уже начинающие желтеть побеги. Слева видна дорожка, а за ней – группа деревьев с корявыми стволами и большими кронами. Богатейшая гамма золотисто-оранжевых тонов листвы контрастирует с темной сочной травой. Деревья второго плана написаны очень мягко и сдержанно. Это усиливает пространственность пейзажа. Прозрачное кружево листвы передано без лишней детализации, но за каждым пятном чувствуется точная форма листа или ветки. Пейзаж согрет большим чувством. В зеленой траве и золотой чаще деревьев есть дыхание жизни.

Предлагаю вам послушать новеллу В. Пескова «Русская осень» , в которой описано много зорких наблюдений писателя, помогающих увидеть красоту осенней природы.

В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. Капель после больших морозов. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни, кажется, что земля начинает даже светиться. Вы замечали, наверно: идешь по лесу – свет! Думаешь, пятна солнца, а это два желтых клена стоят между елками. Теплый красный свет идет от осины. Березняки наполнены белым матовым и пронзительно-желтым светом. А глянет солнце – свет во стократ умножается. В такой час чувствуешь себя на земле именинником. Обостренный слух ловит дальнее теньканье птицы, замечаешь синюю струйку костра между ветками, замечаешь синий холод лесной речушки, стожки на поляне, никем не сорванный гриб. Заросли ежевики. Огонь рябины. Серебристые ниточки паутины на стержне за опушкой. Что ни шаг – новые краски.

В картинах российской осени есть немного щемящей грусти. Но это светлая грусть, без которой невозможна большая любовь. Осенью мы лучше видим и глазом и сердцем. Прозрачные дали. Чиста и прозрачна вода в озерах. Чище и тоньше звучат резкие голоса птиц. Все устоялось и замерло для того, кажется, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на свое отражение в синей воде.

Таково состояние природы. Таково состояние и души человека, увидавшего осенний праздник цвета и тишины. В такой день особенно остро чувствуешь, что живешь, что ты частица этой земли и что тебе принадлежит эта земля.

Учитель. Что общего между впечатлениями, полученными от просмотра картины И. С. Остроухова, и слушания новеллы В. Пескова? (Ответы учеников.)

Учащиеся выполняют упражнение за учителем.

Листья все опали, (приседают)

Птицы улетели, (машут руками)

И в окно стучатся (движения кулачками)

Холод и метели.

Скоро в белых шубах (круговые вращения туловищем)

Будет весь наш сад.

Заметет качели (покачивание корпусом влево – вправо)

И прибрежный пляж.

III. Дидактическая игра «Сказочные образы деревьев».

Учитель. «В природе много чудес. Сколько бы ты ни жил на свете, природу до конца все равно не поймешь. Природа – это тайна, которую никогда не разгадать. Ни одного дня нет одинакового, ни одного листочка, природа бесконечна.

Разнообразие форм, цветов, оттенков – все в природе».

М. Пришвин

Рассмотрите листья разных деревьев, цветы, полюбуйтесь ими, сравните их форму, размер, цвет.

Обратите внимание на листья рябины. Как потрудилась природа, повторяя многократную форму листа! Это же можно наблюдать у акации, шиповника. Листочки похожи друг на друга. И все-таки они разные. В народе говорят: «На дереве лист на лист не приходится». Каждый листочек, травинка в природе – это чудо со своим настроением. Каждое дерево – это определенный образ со своим характером. Характер деревьев ярко выражен в устном народном творчестве. Отгадайте загадки и опишите характер деревьев.

В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.

(Береза.)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Ель.)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

(Дуб.)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви- только на макушке.

(Сосна.)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

(Рябина.)

Ученики. У каждого дерева свой художественный образ: дуб – это великий русский богатырь, березка – тонкая, хрупкая девушка-красавица, ель – сильная русская женщина.

По плакату «Как растут деревья» учащиеся объясняют зависимость расположения ветвей и характер силуэта от породы дерева, от его «художественного образа».

Как растут деревья

Мастер изображения предлагает вам в течение 5 минут изобразить на бумаге настроение, характер какого-либо дерева, то есть показать характер того человека, которого напоминает вам образ березы, осины, дуба и др.

Сказочные образы деревьев

Учащиеся объясняют, почему они выбрали этот образ, какие средства выразительности живописи использовали в своей работе.

IV. Самостоятельная работа учащихся.

С целью усиления эмоционального восприятия детьми осеннего пейзажа звучит фрагмент из произведения П. И. Чайковского «Времена года».

1. Приемы рисования кистью.

Вспомните, какие разные приемы рисования кистью используют художники при создании художественного образа. (Пятно, линия, раздельные мазки – длинные и короткие, точки.)

Как с помощью различных приемов можно изобразить осенний пейзаж?

Сделайте пробу деревьев разными мазками. Создайте композицию осеннего леса или парка.

Придумайте свою композиционную схему. Гуашью или акварелью сочно, многоцветно напишите осенний пейзаж по памяти. Работаем приемом раздельного мазка или по сырой бумаге, без карандаша.

2. Алгоритм приема работы «по- сухому» с постепенным насыщением цвета:

весь рисунок заливается слабым цветовым тоном, выражающим общий, основной цвет;

затем повторным слоем цвет усиливается;

рисунок насыщается цветом окончательно;

завершается работа в цвете детальной проработкой рисунка красками.

3. Алгоритм приема работы «по- сырому»:

вначале определяется и подбирается на палитре основной цвет;

затем покрывают рисунок прозрачным цветом краски или увлажняют бумагу водой;

не давая краске просохнуть, уточняют цвет, внося в основной тон различные цветовые оттенки, имеющиеся в оригинале;

стволы и ветви деревьев оставляем незакрашенным. Позднее, когда рисунок высохнет, тонким концом мелкой кисти наносим на них нужный цвет.

V. Итог урока.

Оценка и демонстрация законченных работ.

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание. Подготовить стихи о временах года. Вспомнить приемы работы в технике «бумажная пластика».

Конспект открытого урока по изобразительному искусству.

Класс: 4 класс

Учитель: Воробьева Наталья Петровна

Урок: изобразительное искусство

Тема урока: «Городецкая роспись»(урок-игра для учащихся 4 классов)

Цель: расширить знания учащихся по городецкой росписи.

Оборудование : для учителя – таблицы «Элементы городецкой росписи», «Последовательность выполнения росписи», «Виды цветочной композиции», иллюстрации работ мастеров городецкой росписи, работы мастеров; для учащихся – простые карандаши, кисти, акварель, белая гуашь, деревянные дощечки.

Ход урока

    Организационный этап. Создание эмоционального настроя. Постановка целей урока.

Учитель . Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия «Городецкая роспись».

Вы уже знакомы с городецкой росписью. Поэтому я вам предлагаю игру – конкурс «Лучшие знатоки городецкой росписи». Разделимся на команды по рядам. Каждая команда придумает себе название, связанное с городецкой росписью.

    Основная часть.

Игра-конкурс «Лучшие знатоки городецкой росписи».

Вопросы:

Городецкая роспись – это роспись по металлу или по дереву? (По дереву)

Как называются цветные пятна круглой формы, с которых начинает работать городецкий художник? (Замалевок)

Чем завершается работа художника над цветком? (Оживкой)

Какой цвет обязан быть в каждом элементе такой росписи? (Белый)

Какие элементы, кроме цветов и листьев, изображают городецкие мастера в своих росписях? (Птиц, коней, барышень, кавалеров, сценки из жизни и т.д.)

Почему городецкая роспись так называется? (Потому что появилась в городе Городец Нижегородской области)

Как называется нерасписанное деревянное изделие? (Белье)

Как правильно сказать: художник «рисует» или «пишет»?

Выберите из предложенных изделий то, которое расписано городецкой росписью (учитель показывает либо предметы, либо репродукции)

Практическая работа. Выполнение цветочной композиции .

Учитель . Вы знаете: городецкие художники в своих работах пишут цветы, листья, коней, птиц, людей, архитектуру. Объединяясь, элементы образуют композиции. Сегодня вы познакомитесь с тремя видами цветочной композиции.

(Учитель демонстрирует учащимся различные виды композиций: «Букет», «Ромб», «Полоса»: дает краткое их описание)

Ребята, какое сегодня число? Какой праздник скоро будет? Чей это праздник? (8 Марта, мамин праздник)

Как выдумает, какой подарок для мамы дороже: купленный ли сделанный вашими руками?

Так что мы сегодня будем с вами делать?

Правильно, подарок маме. Мы будем с вами расписывать деревянную заготовку. Это может быть панно – его хорошо повесить на стену и любоваться, а можно использовать как разделочную доску.

Сейчас вы получите деревянные заготовки. Задание у вас будет следующее:

Те, у кого на дощечке в карандаше начата композиция «Букет», дополняют ее листочками и работают в цвете;

Ребята, у которых нет рисунка в карандаше, составляют любую из трех композиций, которая понравилась.

Вы можете начать выполнение работы в карандаше, потом продолжить в цвете, а можете сразу приступить работать над рисунком в цвете.

У всех на дощечках намечен центр, горизонтальная и вертикальные оси, которые помогут нам в работе.

Приступаем к работе. А чтобы было веселее работать, включаем музыку. (Учащиеся выполняют задание)

    Подведение итогов.

Конспект открытого урока по ИЗО.

На тему "Красота русского народного костюма". 4-й класс

Воробьева Наталья Петровна, учитель ИЗО

Цели и задачи: продолжить знакомство учащихся с русской художественной культурой, с особенностью и оригинальностью традиционного русского народного костюма, сообщение новых знаний о символике в орнаменте, об оформлении - декорировании костюма. Использование технологии деятельностного метода.

Ход урока

    Приветствие. Самоопределение к деятельности. Мотивация на учебу.

Ребята! Давайте поприветствуем гостей, друг друга. Пожелаем друг другу на уроке удачи и творчества. Девиз нашего урока: “В наш мир народною тропою”.

Вы сегодня особенно красивы, так как у нас гости. Но для человека важна не только красота внешняя, но и внутренняя. Вам знакома поговорка:

- “Встречают по одежке - провожают по уму”?

Да!

А как Вы ее понимаете?

Ответ.

    Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

А какие сведения об одежде, костюме Вы помните? О какой одежде мы уже говорили на уроках?

Ответ: Сарафан, рубаха, порты, кокошник, душегрея и т.д.

Какой бывает одежда в зависимости от назначения? Ведь на Руси считалось невозможным пойти в одном и том же наряде “и в пир, и в мир, и добрые люди”.

Ответ: Повседневная, праздничная, обрядная (Рис.1,2,3; Рис. 4,5,6,7; Рис.8,9,10) .

Рис. 1 и 14

Рис.2 и 16

Рис. 3

Рис. 4 и 13

Рис. 5


Рис. 6

Рис. 7


Рис. 8


Рис. 9

Рис. 10 и 24

А какой элемент был общим и необходимым в любо костюмном ансамбле?

Ответ: Рубаха.

А как она оформлялась?

Ответ: С использованием орнамента.

Какой орнамент использовался?

Ответ: Геометрический, растительный (Рис.11,12).

Рис. 11

Рис. 12

    Постановка учебной задачи.

Хорошо, я предлагаю Вам выполнить на заготовках орнамент, обозначающий плодородие и знак солнца.

Работа с заготовками.

Ребята! А почему у нас получился разный орнамент? Ведь задание было у всех одинаковое.

Ответ: Так как не знаем, не проходили.

Какова наша цель?

Ответ: Научиться рисовать орнамент, используя знак плодородия и знак солнца.

Для чего нужно на костюме наносить этот или любой другой орнамент?

Ответ: Чтобы костюм был красивым.

Какова же тема нашего урока?

Ответ: Научиться красиво рисовать костюмы.

Да, тема нашего урока “Красота русского народного костюма”.

    Построение проекта выхода из затруднения.

Какое было задание?

Ответ: Нарисовать орнамент, используя символику.

Почему не справились?

Ответ: Не знаем, не умеем.

Где вы можете найти этот материал?

Ответ: В библиотеке, книгах, интернете, сообщениях, собирать материал и т.д.

Прежде чем приступить к работе над картинами В.Васнецов, В.Суриков, Венецианов, Аргунов и другие художники долгие часы проводили в музеях и библиотеках, изучая летописи, костюмы, быт народа.

Показ репродукций (Рис.13-20).


Рис.15


Рис.17

Рис. 18

Рис.19

Рис. 20

А сейчас мы работаем со статьей “Русский народный костюм” из книги В.М.Соловьева “Русская культура”.

Читаем статью ( ).

А сейчас,ребята, возьмите лист № 2 и заполните таблицу самостоятельно ( ).

Заполняем таблицу.

А теперь, внимание на экран: проверяем таблицу, озвучиваем (Приложение 2).

Моё сообщение о костюме:

Одежда не столь уж далеких предков служила не только для защиты от холода. Она была признана сберечь человека от злых сил и дурного глаза, а праздничная одежда, кроме того, являлась посредником человека с высшими силами. Поэтому и вкладывали мастерицы в свою работу умение, талант и душу, чудесным образом превращая обыденные вещи в предмет любования и гордости. Белая рубаха оформлялась орнаментом, где преобладал красный цвет, в язычестве - цвет божественный (Рис.21,22,23).

Рис. 21


Рис. 22

Рис. 23

Сегодня мы воспринимаем лишь эстетическую сторону отделки, любуясь ее красотой и бесконечны разнообразием. Но орнамент возник не как украшение, а как оберег, имел магический смысл и размещался в определенных, наиболее уязвимых для человека местах его одежды: по вороту, подолу, низу рукавов, шел по обеим сторонам от разреза на груди.

Оформленная таким образом рубаха служила человеку надежной защитой от посягательств многочисленной и разнообразной нечисти.

Показ - демонстрация отделки на экране (Рис.24, ).

    Первичное закрепление во внешней речи.

Повторим: На каких местах рубахи нужно было наносить орнамент?

Показ на доске с комментариями (Рис.24, Приложение 3).

    Самостоятельная работа с самопроверкой.

А теперь Вы можете это сделать самостоятельно на больших бумажных заготовках рубахи.

Учащиеся выполняют орнамент, используя знак солнца и плодородия.

Показ лучших работ (Приложение 3). Выявление причин ошибок.

Ребята! Русский народный костюм популярен и в наше время. Он используется в кино, в выступлениях фольклорных ансамблей, на фестивалях народного искусства и т. д. (Рис 25,26,27,28).

Рис. 26


Рис. 27


Рис .

    Рефлексия.

Так какова же тема нашего урока?

Ответ.

Цели?

Ответ.

Достигли мы цели?

Ответ.

1. Тот, кто хорошо понял пройденный материал, поднимает красный ромб.

2. Тот, кто затрудняется, - зеленый ромб.

3. Тот, кто не понял, - желтый ромб.

Задание на дом: для первой группы учащихся: нарисовать праздничный костюм,

для второй и третьей группы учащихся: еще раз прочитать статью и нарисовать рубашку мужскую или женскую.

Приложение 1

Статья «Русский народный костюм»

История русского костюма свидетельствует, что перемены в одежде, само движение моды почти не затронули простой народ. Русский крестьянин в конце 19- 20 века носил примерно то же, что во времена Древней Руси: шапку, штаны и рубаху, сшитую из двух кусков (полотен). Женщины поверх длинной ниже колен, рубашки надевали юбку или сарафан.

Шились рубахи из домотканого белого льняного полотна. С 19 века в быт входят пестротканые рубахи из хлопчатобумажной ткани фабричного производства. Кроили рубахи, как впрочем, и другие предметы одежды, предельно рационально и безотходно, детали сшивались по прямым линиям.

Белая рубаха оформлялась орнаментом, где преобладал красный цвет.

В геометрическом, древнейшем, орнаменте наиболее часто встречаются повторяющиеся изображения ромба как знака плодородия, креста- символа солнца и Макоши- языческой богини земли и плодородия.

Растительный же орнамент, нашедший применение в отделке одежды с 18 века, олицетворял полноту жизни- его элементы изображены в момент пышного цветения. Ни один увядший или увядающий не омрачает картину радости бытия.

Традиционно орнамент вышивался или ткался. С появлением 18- 19вв. шелковой и хлопчатобумажной промышленности в отделке стали использоваться ситцевые вставки, ленты, тесьма, что привело к повышению декоративности одежды, но и к частичной утрате первоначального смысла орнамента.

В рубаху на Руси были одеты все, от мала до велика.

Рубаха, как мы видим, был спутником человека на протяжении всей его жизни, от рождения до смерти.

Соловьев В.М. «Русская культура»

Приложение 2.


Приложение 3


Мальчики и девочки до 12 лет носили белые Девушки надевали рубахи с расшитым

рубахи с отделкой красным кантом по вороту, подолом.

рукавам и подолу.

У женской рубахи была отделка на груди и Мужские рубашки были проще, чем женские.

на рукавах.


Старушки скромно украшали свои рубахи. Смертные рубахи были совсем без отделки.

Работы учащихся.

Открытый урок по ИЗО на тему: "Культура Руси! Интерьер русской избы"

Конспект открытого урока по изобразительному искусству.

Класс: 5 класс

Учитель: Воробьева Наталья Петровна

Тип урока : изучение нового материала.

Цель урока :

1. Познакомить учащихся с интерьером русской избы.

2. Дать представление о быте русских крестьян XVII–XVIII веков.

3. С помощью рисунков закрепить полученные знания, вспомнить внешний вид избы, ее строение.

4. Развивать воображение, фантазию.

5. Воспитывать интерес к быту крестьян, традициям нашего народа.

Оборудование урока:

а) Для учителя. Репродукции образцов предметов народного быта, в классе оформлен уголок русской избы, выставка литературы: “Русская изба” Н.И. Кравцов; Т.Я. Шпикалова “Народное творчество”; учебник истории за 8 класс; журнал “Народное творчество” (1990 г., № 2), магнитофон, кассета.

б) Для учащихся. Альбомы, карандаши, резинка, краски (акварель, гуашь), тетрадь по ИЗО.

Музыкальный ряд: грамзапись “Золотое кольцо”; “Во поле березка стояла”.

Оформление классной доски: по центру в верхней части доски написана тема урока. Внизу, справа и слева развешены репродукции образцов предметов народного быта.

План урока:

1. Организационная часть - 1–2 минуты.

2. Сообщение темы, цели и задач урока - 1–2 минуты.

3. Мини-сценка - 6 минут.

4. Рассказ учителя истории “Быт крестьян” - 5 минут.

5. Беседа с учащимися (повторение пройденного материала) - 5 минут.

6. Практическая работа - 20–25 минут.

7. Выставка детских работ. Анализ - 2–3 минуты.

8. Завершение урока, задание на дом - 1–2 минуты.

Ход урока

I. Организационный момент

Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового материала.

II. Мини-сценка

Звучит русская народная мелодия в исполнении учителя музыки (баян). Входят девушки садятся на лавку, поставленную в русской избе.

Первая девушка: Вот и прошел денек, весь в трудах да заботах, а под вечер собрались мы отдохнуть.

Вторая девушка: Засиделись, может попляшем, повеселимся, косточки разомнем?

Третья девушка: Лодырь да бездельник - им праздник и в понедельник!

Четвертая девушка: Ныне гуляшки, завтра гуляшки - находишься и без рубашки! Давайте работать!

Девушки начинают работать и поют песню: “В низенькой светелке, огонек горит, молодая пряха у окна сидит” (2 раза). Проигрыш на баяне.

Первая девушка: А мой вот ездил на ярмарку, туески купил. Посмотрите, какой я рушник вышила! (Показ настоящего рушника, туеска).

Вторая девушка: Да у тебя и посуда красивая (обращает внимание на оформление уголка избы). Произносит пословицу “Не дом хозяина красит, а хозяин дом”.

Третья девушка: Добра твоя речь, что в избе есть печь. Печь нам мать родная. И изба жильем пахнет.

Песня:

То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит, то мое сердечко стонет
Как осенний лист дрожит.

Снова звучит русская народная мелодия в исполнении учителя музыки (баян).

Девушки тем временем садятся за свои рабочие места.

III. Рассказ учителя истории “Быт крестьян”

С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них разворачивалось внутри деревянной избы. Сейчас стараются возродить традиции прошлого. Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа. И сегодня мы продолжаем наш разговор о быте русского народа. В частности, разговор пойдет об интерьере русской избы. Я перечислю несколько предметов, которые находились в избе, а вы попробуете их зрительно представить, сделать необходимые записи в тетрадях по ИЗО. Во всем этом вам помогут репродукции, работы учащихся и наш уголок русской избы. Обычно ставилось самое необычное:

A. Лавка, которая прикреплялась к стене и на которую стелились половики.

Б. Скамья, которая подвигалась к лавке, покрывалась и получалась кровать. На кровать клали 3 подушки (по традиции).

В. Столы - приделанные, передвижные.

Г. Стольцы - табурет для гостей. Позже их стали называть стульями.

Д. Обязательно висела колыбель (большая, широкая на вырост).

Е. Умывались из лохани.

Ж. На поставцах ставили разную посуду:

    Миси - блюдо куда наливали суп, большие блюда на второе.

    Тарелки - из меди, серебра до 300 грамм.

    Различных форм туяса.

    Клали ложки, которые были подписаны (помечены).

    Вилки двузубые.

    Ножиками не пользовались, поэтому их клали где-нибудь отдельно.

Вся посуда хорошо отделывалась и расписывалась местными мастерами. И самая необходимая вещь в быту – это русская печь, которая обогревала и кормила крестьянина. Около печи ставили жбан с водой, ведра, вешали полотенце, которое вышивалось в ручную. Особенно была необходима прялка. За ней коротали зимние вечера, возле нее узнавали все новости, и самое главное, с ее помощью одевался русский человек. Кроме всего этого, обстановка в русской избе была очень простой. Стены оббивались красным тесом (искусство краски не разгадано). Пол и потолок позже оббивались материалом, а потом рогожей (это делали только в богатых домах). По этому поводу существуют загадки:

Два братца глядятся, а вместе не сойдутся.” (Пол и потолок.)

Сто частей, сто постелей, у каждого гостя своя постелью.” (Бревна избы.)

Всю последующую работу проводит учитель ИЗО.

IV. Беседа с учащимися (повторение пройденного материала)

Таким образом мы подошли к следующему разделу нашего урока. Сейчас мы стараемся возродить традиции культурной и духовной жизни русского человека, но для этого нужно все понять, прочувствовать, изучить. И первый вопрос к классу:

1. Что представляет из себя внешний вид избы?

2. Рассказать о строении избы, используя свои готовые рисунки, эскизы (это было домашним заданием).

3. Какими художественными средствами выразительности вы пользовались при изображении избы?

4. Какие правила вы применяли при построении русской избы?

5. Назвать этапы работы?

6. Показать подобранный материал по внешнему и внутреннему виду русской избы?

7. Какие загадки вы нашли и подобрали

Верхне – Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»

Курского района Курской области

Открытый урок по теме:

«Натюрморт в графике»

Подготовила: учитель искусства К.А.Рыжкова

2014-2015 уч.,год

Тема урока: Натюрморт в графике.

Цель урока: Ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов.

Задачи урока:

Развивающая: Научить видеть изменение изображения картины, поставив в центр духовные проблемы развития чувств и эмоций.

Обучающая: Приобретение навыков и практического опыта, используя рисунок, пятно, тон, в специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

Воспитательная: Воспитание художественно-эстетического вкуса, потребность в освоении знаний о жанрах и технических средствах их достижений.

Форма урока – комбинированный с использованием ИКТ

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Зрительный ряд : детские работы, презентация.

Музыкальный ряд: Ричард Клайдерман «Времена года»

Материалы и принадлежности к уроку : бумага: формат А-5, палочки, скрепки.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Проверка готовности учащихся к уроку

II. Сообщение темы урока и изложение нового материала в форме беседы

Стих

Если видишь на картине

Чудо ваза на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем

Стоит множество посуды

И стеклянной и простой

Может чашка или блюдце

С золочено каймой.

А еще, и так бывает, нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив

А еще в картине может

Нарисованным быть торт

И поэтому картину называют – натюрморт.

Так сказал поэт.

Что такое натюрморт с точки зрения художника?

Слайд 2 (Натюрморт - мертвая природа)

Англичане называют натюрморт - «тихая жизнь». Тема сегодняшнего урока зашифрована на доске. Вам, ребята, предстоит ответить, какой натюрморт здесь лишний? Почему?

3 слайд. шифровка. Тема урока: «Натюрморт в графике».Цель урока:

А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (рассматривать репродукции картин, познакомимся с графическими материалами, узнаем как выполнять натюрморт в графике и т.д.)

- Теперь представим, что у художника в руке графитный карандаш. В каком виде изобразительного искусства художник может его применить?

(Графика)

4 слайд. Чтение определения графика

Если в живописи на первом месте стоит цвет и создаваемый им колорит, а рисунок играет хоть и необходимую, но всё же вспомогательную роль, то в графике роль рисунка решающая. Рисунок является основным видом графики.

5 слайд. Материал.

Все разновидности технических приемов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные, и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а так же жидкие материалы –тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.

6 слайд. Рассмотрим репродукции картин (натюрморты в графике).

Рисуя черным по белому, необходимо так же стремиться передавать не только форму, но и разнообразную окраску предметов, их фактуру.

Вглядитесь в данные изображения предметов в натюрморте, за счет чего может достигнуть художник передачи объема предметов? (ответы детей)

7 слайд. Тон, блик, тень и т.д.

Но, существует и особый вид графики- печатная графика. В этом случае с одного рисунка, сделанного специальными резцами на доске из дерева, металла или линолеума, можно сделать несколько авторских отпечатков – оттисков. Такой вид графики называется Гравюра (чтение определения)

Сам принцип оттиска был известен очень давно, ведь ещё у царей древности были перстни с печатями. Позже гравюра появилась в книгах и журналах.

8 слайд. Гравюра бывает разной: на дереве- ксилография, на металле – офорт, на линолеуме – линогравюра, граттография (граттаж)- выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги , даже на камне- литография. Слайд 9-12

В этих случаях художник-график пользуется такими сложными приспособлениями для своей работы, как печатный станок, специальные резцы, металлические пластины для травления их кислотой и многим другим. Все это нужно для создания печатной графики.

Физкультминутка.

Мы хорошо все знаем,

что рисунок с линии начинаем,

попробуем в воздухе порисовать,

пальчиками будем себе помогать.

Сначала вазу мы изобразим

Потом положим рядом апельсин,

Про линию стола не забываем,

И драпировку пальчиками распределяем.

III . Постановка художественной задачи. Практическая работа.

Мы с вами повторили и узнали много новых понятий. И что бы закрепить попробуем на практике свои знания применить. Побудем художниками – графиками и поработаем с вами в технике «граттаж»

Мы заранее с вами сделали заготовки на картоне, которые мы будем использовать на уроке, а так же у нас есть эскиз натюрморта.

На первом этапе мы накладываем наш эскиз на заготовку и продавливаем этот рисунок с помощью непишущей ручки

На втором этапе должны обиться правильности выполнения работы, для этого, ребята начните с контура, по мере удаления от светлого к темному. Там где блик полностью снять слой парафина. Обратите внимание на падающую тень от предмета. Падающую тень не выскабливать.

Приступим к работе

IV . Рефлексия

Минивыстовка- просмотр работ, анализ, выявление ошибок и недочетов, выявление лучших работ.

V. П одведение итогов урока. Выставление отметок.

Кроссворд мельница (Приложение 1)

VI . Домашнее задание

Оформить работы в паспарту

Поправляя этюд ученика, русский живописец Брюллов в нескольких местах чуть тронул его, и плохой, мертвый этюд вдруг ожил. “Вот, чуть-чуть тронули, и все изменилось”, - заметил один из учеников. “Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть”, - сказал Брюллов. И сегодня, в очередной раз, мы прикоснулись к искусству.

Урок закончен.

Приложение 1

1. Жанр, изобразительного искусства?

2. Графитный инструмент художника?

3. Вид изобразительного искусства, в котором изображение дается в виде рисунка?

4. Один из видов гравюры?

Конспект открытого занятия по ИЗО «Первый снег»

Тип занятия: на формирования умений и навыков.

Форма: фронтальная, индивидуальная.

Цель занятия :

1. Привлечь внимание детей к красоте окружающего мира

и характерным особенностям зимы.

2. Создание зимнего пейзажа.

Задачи занятия : (воспитательные, образовательные, развивающие).

Воспитательные:

Средствами музыки

Образовательные :

Развивающие :

внимание, кругозор,

пространственное мышление, фантазию,

Методы :

а) на усвоение знаний:

простота и доступность изложения материала;

включение диалога «учитель - ученик»;

б) на прочность знаний:

применение ИКТ;

применение наглядных пособий;

в) на повышение интереса к предмету:

использование нетрадиционных форм занятия

Методические приемы: Обратить внимание детей на то, как расположить снег;

игровые ситуации;

музыкальное и литературное сопровождение.

Оборудование :

Для учителя:

мультимедийный проектор, ПК

мольберт для фронтального показа

Для детей :

альбомный лист А4;

акварель, гуашь, кисти;

палитра;

вода, тряпочка;

зубная щётка;

поролон.

Форма обучения: групповая.

Время занятия: 40 мин.

Структура занятия:

Организационный момент:

1.Вступительная беседа;

2.Тема занятия;

3.Объяснение нового материала (видеофильм, компьютерная презентация);

4.Мини итог;

5.Инструктаж к практической работе;

6.Практическая работа;

7. Выставка детских работ.

8. Рефлексия.

9. Заключение и домашнее задание.

Организационное завершение занятия

Литература: По программе Неменского “ИЗО ”

Музыка: « Инструментальная музыка», «Классика»

План занятия :

1. Организационный момент.

а) Приветствие.

б) стихи

в) видеофильм

г) презентация

2. Беседа по теме занятия.

3. Творческая поисково-экспериментальная работа.

4. Итог занятия.

а) Выставка и анализ детских работ

б) Прощание

Ход занятия

1.Организационный момент .

П.: Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. И думаю, что это занятие будет очень интересным и занимательным. У нас на занятии присутствуют гости, давайте их поприветствуем!

Д.: Здравствуйте.

Ребята а как вы думаете, какое сейчас у нас время года? (Дерево времена года)

Д.: Осень

П.: Правильно, осень, поздняя осень, а скоро наступит…

Послушаем загадку :

На дворе белым-бело,

Будто пухом намело,

Встали ребятишки на коньки и лыжи.

И веселый хоровод

Запускает Новый год.

Вот она пришла, кума --

Раскрасавица?….

Д.: Зима.

П.: а эту?

Бел, да не сахар,
Ног нет, да идёт,
На всех садится,
Никого не боится

Д.: Снег.

П.: Правильно дети - это снег.

А теперь послушаем стихотворение Ирины Мельничук

Первый снег и посмотрим (видеофильм)

На деревья, на аллеи
Снег летит муки белее,
Легкий-легкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
Снег в руке сжимаем,
И снежиночки кидаем.
Первый снег - светлый снег,
Как же радует он всех.

2. Активизация и постановка познавательной задачи.

Сегодня у нас необычное занятие, потому что работать будем кусочком поролона. Научимся передавать состояние зимней природы в разное время суток, узнаем, каким бывает снег, научимся его рисовать в нетрадиционной технике - набрызг.

Сегодня вы - зрители, как бы входите в картину. И тогда, глаза художников становятся вашими глазами. Их радости, их впечатления - вашими впечатлениями. В течение занятия мы совершим путешествие по рощам, по полям и лугам. А поможет нам музыка великих композиторов П.И. Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года», «Венский вальс» Шуберта, стихи поэтов, инструментальная музыка.

Все готовы?

Д.: Да

П.: Говорить мы будем о зимней природе.

3.Основной этап занятия:

П.: -Итак ребята! Улыбнёмся мы друг другу, навострили ушки.

Где можно увидеть снег, который не будет таять; лужок, на котором никогда не завянут трава и цветы; осенние деревья, с ветвей которых никогда не облетают листья; вечернюю зарю, что не погаснет много, много лет?

Д.: На картинах художников!

Правильно на картинах художников. Послушайте, как написал для вас «Белые стихи» , Сергей Владимирович Михалков:

Снег кружится,

Снег ложится.

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица и, конечно, человек!

Рады серые синички,

На морозе мерзнут птички,

Выпал снег - упал мороз!

Кошка снегом моет нос.

У щенка на черной спинке тают белые снежинки!

П.: А какого цвета снег?

Я не зря спрашиваю. У всех есть глаза, но взглянуть - еще не значит увидеть. Давайте посмотрим на снег зоркими глазами художника.

(Слайд№1)

Перед вами картина: А.А. Пластова «Первый снег». Художники изображают то, что они видят. А запахи увидеть нельзя. На картине Аркадия Александровича Пластова можно почувствовать свежесть. Вот, наверное, так пахнет первый снег. И передана эта свежесть цветом. Для своей картины «Первый снег» А. Пластов выбрал неяркие цвета. Снежинки падают с серо-сиреневого неба, блестят и переливаются на фоне светло-коричневой степи. И, девочка, которая стоит на запорошенном снегом крыльце, нежная, как снежинка. Девочка в платьице. Ей холодно, а уходить ей не хочется. Уж очень ей нравится падающий снег. А вот на картине ворона. Как вы думаете, зачем ее написал художник?

Д.: От неё снег становится ещё белей.

П.: Правильно! Большая, серая, с чёрными крыльями птица на снегу - словно темное пятно на белой бумаге. От этого снег становится ещё белей.

Художник написал снег мелкими дробными - мазками. Мазки сливаются в наших глазах в единое целое, они колеблются, дрожат, переливаются.

П.: Какое настроение несёт картина?

Д.:…

П.: Какие краски применял художник?

Любуясь многоцветием снега, мы чувствуем родную русскую зиму!

А вот еще зимние пейзажи. Внимательно посмотрите на них, слушая музыку П.И. Чайковского «Времена года». Это очень поможет вам глубже понять и почувствовать русскую зиму! (Слайд№2,3,4,5,6,7,8,)

И. Шишкин «Зима в лесу» И. И. Левитан «Лес зимой»

Н. Рубцов «Первый снег», А. Асипенко «Снег идёт» и т.д.

А сейчас вместе с Ангелиной мы отправимся в зимний лес

Физкультминутка.

«Зимний лес».

Мы пришли в зимний лес Ходьба на месте.

Сколько здесь вокруг чудес! Разводят руки в стороны.

Справа берёзка в шубе стоит , Руки отводят в указанную сторону и смотрят.

Слева ёлка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся , Отводят руку и прослеживают

И на землю красиво ложатся. Движение «фонарики»и смотрят вверх.

Вот и зайка проскакал, Кружась, приседают.

От лисы он убежал. Прыжки.

Это серый волк рыщет, Имитируют «волчью походку

Он себе добычу ищет! Приседают, прячась.

Не найдёт тогда он нас! Имитируют сон.

Имитируют полёт птиц.

Лишь медведь в берлоге спит, Разводят руки в стороны.

Так всю зиму он проспит. Садятся на свои места.

Пролетают снегири,

Как красивы они!

П.: А сейчас давайте поиграем в игру «Тёплые и холодные цвета».

Ваша задача называть по очереди тёплые и холодные цвета.

1ряд называет тёплые, а 2 ряд холодные.

Д.: называют

П.: Все молодцы

П.: А как вы думаете снег мы рисуем холодным или тёплым цветом.

Д.: Холодным

П.: Правильно холодным!

П.: А вы знаете что, природу любят изображать не только художники-пейзажисты, но и поэты и композиторы. Их тоже называют художниками

Мороз и солнце, день чудесный…

Какое время года изобразил поэт?

Д.: Зима!

Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит.

При помощи чего он изобразил природу?

Д.: При помощи голубого неба, блестящего снега.

П.:- А композиторы описывают природу при помощи музыки. Какой будет музыка, если день тихий, медленно падает снег?

Д.: тихая, медленная, спокойная, нежная, таинственная.

П.:- А какой она будет, если на дворе метель, пурга, буря?

Д.: громкая, быстрая, взрывная.

П.:- Давайте послушаем музыку А. Вивальди «Времена года» и попробуем догадаться, какую погоду изобразил композитор.

Мы услышали первую зимнюю метель, вьюгу. По одной только музыке мы догадались о том, что хотел изобразить композитор. Это потому, что он вложил в нее свои чувства. Создавать музыку, как и любое другое произведение невозможно без чувств.

П.: Сегодня мы с вами нарисуем картину, - которая называется «Первый снег». Фон и деревья у нас уже готовы, мы их нарисовали заранее, осталось нарисовать снег. Несмотря на то, что для зимы характерны холодные цвета, некоторые из вас добавили в фон немного тёплых тонов, как будто морозный день и заходит солнце.

Гуашь нужного цвета, возьмём, к примеру, белый, можно взять и синий, и фиолетовый, только для этого все эти цвета смешиваем с белым, чтоб получились светлые оттенки. Затем разведём в палитре с водой, обмакнём в краску старую зубную щётку. Направить щётку на лист бумаги, резко провести по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

Готово!

Я предлагаю порисовать не только детям, но и взрослым.

Практическая работа.

В течение практической работы допускается индивидуальная помощь.

Дети рисуют снег (Музыкальное сопровождение)

П.: Каждый из вас уже видит, чувствует свой пейзаж. И сейчас мы постараемся вложить чувства и передать легкость, воздушность и настроение, которое у нас вызывает первый снег. Работу будем выполнять кусочками поролона и белой гуашью. Такой вид работы называется МОНОТИПИЯ - отпечаток , нанесенный одним цветом. Для вас он новый, поэтому я покажу, как нужно работать. Сначала нужно взять поролон, края поролона собрать вместе, Набираем краску и накладываем отпечаток. Чем сильнее нажим, тем белее и плотнее снег.

Итак, продолжаем работу.

А я хочу вам пожелать творческого настроения словами Маргариты Алигер:

И тогда уж, собрав воедино

Все усилья, раздумья, пути,

Нарисуем такую картину,

Что не сможем мы глаз отвести

Рефлексия

Какие художники пейзажисты вам запомнились?

Какого цвета снег?

Какие ассоциации вызывает русская зимушка - зима?

Какая из картин затронула вас больше всего, разбудила в вас особенные чувства?

Что вы ощущаете, глядя на пейзажи родной земли?

Понравилось ли вам занятие и почему?

Поочереди подходим ко мне с рисунком и выбираем себе снежинку

1. Белая - занятие понравилось

2. Голубая - не совсем, что то не удалось…

3. Сиреневый- не понравилось…

Детские работы вывешиваются на доске.

Заключение и домашнее задание.

Давайте еще раз вместе полюбуемся замечательными пейзажами, которые вы сегодня нарисовали. Я думаю, что за такую, замечательную работу похвалить можно всех ребят. Наше занятие проходит накануне праздника «День матери», я думаю, ваши мамы будут рады такому подарку.

Всем большое спасибо!

Самоанализ занятия

Наше объединение называется « Юный художник», работали со 2группой-

2г. обучения (возраст детей 7-9лет). На занятии присутствовало 8ч, по списку 9ч. Отсутствовало 3ч по болезни и семейным обстоятельствам. Дети по уровню развития разные, поэтому при обучении использовала личностно - ориентированный подход, где учитывалась возможность каждого ребёнка.

Тема занятия: «Первый снег»

Цель : Создание зимнего пейзажа.

Задачи занятия реализовала через следующие аспекты:

Воспитательные:

Средствами музыки , поэзии и изобразительной деятельности создавать у детей радостное настроение, воспитывать любовь к природе, изобразительному искусству формировать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость через музыку, изобразительное искусство и литературу.

Образовательные :

Активизировать интерес к искусству и природе; формировать умение самостоятельно находить решение творческих задач, отвечающих выбранной технике;

расширить представления обучающихся о зиме;

учить детей эмоциональному восприятию произведений художников.

Развивающие :

Развивать у обучающихся художественный вкус, внимание, кругозор,

пространственное мышление, индивидуальные творческие способности, фантазию, зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию движений, общую и мелкую моторику кистей рук.

Развивать умение чувствовать и понимать значение цвета при восприятии произведений живописи;

Использовала на занятии видео фильм, презентацию, музыкальные композиции, раздаточный материал для оформления панно, дидактическое пособие.

Тип занятия : комбинированный.

Форма занятия : беседа, практическая работа.

Используемые технологии :

информационные;

здоровьесберегающие;

игровые.

Используемые методы :

иллюстративно-наглядный;

словесный;

самоорганизация;

рефлексия.

Оборудование:

мультимедийный проектор;

компьютер;

экран;

изображение ветки.

Организационная деятельность, подготовка к занятию
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме (нетрадиционной). На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.

Это занятие я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.

На организационном этапе занятия создала эмоциональный настрой к предстоящей работе через не традиционное приветствие (стихотворение), презентации, видео-фильм а так же использовались дидактические материалы. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Данная тема рассчитана на 2-3 занятия, где были использованы материалы ТСО (компьютер, мультимедийная установка).

Данное занятие имеет межпредметные связи с литературой, историей, биологией. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества. Занятие прошло в доброжелательной обстановке. Обучающиеся были раскрепощены и раскованы. Мне удалось вызвать у детей интерес к изучаемому материалу. Использование ИКТ в этом очень мне помогло на разных этапах занятия. Я с читаю, что цель занятия достигнута, так как все об уча ю щиеся успешно справились с заданием. Работы получились красивые , аккуратные, все разные, так как каждый ребёнок творчески подошёл к изображению пейзажа . Всем спасибо за внимание!

24.01.2016 5973 741 Ниязова Зарина Эдильевна

Цель урока: Развитие художественно - творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через собственное творчество и создание паутинки.

Задачи:

Образовательные :

1. Ознакомить с деятельностью художников по украшению, преобразованию окружающего мира на основе прообразов из природы.

2. Дать представление об использовании линейной и центральной симметрии;

3. Отработка графических навыков тонкой кистью;

4. Умение использовать линию в рисунке;

5. Формирование художест­венного вкуса;

6. Развитие наблюдательности и внимания, зрительных представлений, зрительной памяти, воображения, творческой фантазии, глазомера;

7. Совершенствование приемов работы с гуашью, кистью.

Развивающие : Способствовать развитию художественно-образному, творческому мышлению, памяти, расширению кругозора, мелкой моторики, творческого воображения, цвета, фантазии.

Воспитательные :

1. Способствовать воспитанию эстети­ческого отношения к действительности и искусству, трудолюбия, усидчивости, чувства товарищества и взаимопомощи;

2. Способствовать формированию интереса к художественно - творческой деятельности;

3. Способствовать воспитанию общей культуры труда: (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены);

4. Способствовать воспитанию технологической культуры (грамотного выполнения последовательности изображения, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны:

- иметь представление о значении искусства в жизни человека и общества;

- уметь воспринимать художественные образы, представленные в произведениях искусства;

- уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Тип урока: Словесно-наглядный, практическая работа.

Связь с другими предметами: Технология, литература.

Оборудование: Доска, ПК.

Для учителя:

Зрительный ряд: Наглядное пособие – стенд 1 - последовательность выполнения работы. Стенд 2,3 - иллюстрации, картинки, слайды, цветы и животные в искусстве архитектуры, скульптуры, живописи, ювелирных украшениях.

Литературный ряд: Детские стихи, загадки.

Музыкальный ряд: Звуки природы, инструментальная музыка.

Материалы для учителя: Простой карандаш, резинка, гуашь, кисть, стаканчик с водой, нить, ножницы, скоч, трафареты.

Материалы для учащихся: гуашевые краски, тонкие кисти, стаканчик для воды, цветной картон, ножницы, клей, нить, трафареты.

Ход урока.

-Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Представьте себе лето, вы идете по лесной тропинке. По обе стороны вас окружают разнообразные деревья, под ногами разноцветные полевые цветы. Вы идете размеренным шагом, вам никуда не надо спешить… Лесная тропинка вывела вас на поляну. Прогулка подошла к концу. Постарайтесь оставить в своей памяти приятные воспоминания. Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза.

2. Формулировка темы урока. Постановка цели.

В нашу дверь к нам, тук-тук-тук,

Постучал чудесный друг.

Он сказал: «Зовут меня

Мастер Украшения.

К вам пришёл я неспроста:

Показать, что красота

Есть повсюду,

Всем нужна,

Украшений в мире тьма!

Что случится, если вдруг

Не будет красоты вокруг?

Станет мир наш некрасивым,

Серым, неуютным и унылым.

Потому я день и ночь

Каждому готов помочь

Украшать свои творения,

Ведь я Мастер Украшения

- Ребята, а что такое украшения? (ответы детей)

-Сегодня на уроке мы с вами раскроем тайну всех украшений. А чтобы у нас всё получилось нужно быть очень внимательными.

3. Усвоение новых знаний.

Вводная беседа

-Ребята давайте посмотрим на картинку.

-Что изображено в центре? (платки)

-Посмотрите, какие роскошные узоры на платках. Что на них изображено? (цветы)

-Обратите внимание, как похожи цветы в природе и цветы на платках.

-Как вы думаете, когда швеи ткали эти платки, откуда они брали эти узоры? (смотрели на цветы и срисовывали)

-Ребята, а на этой картинке, что изображено? (чайник)

-Этот чайничек выполнен в технике гжель.

-Какие краски использовал художник, рисуя узоры на нем? (голубой, синий)

-Верно, в технике гжель используется один синий цвет, который наносится на белый фон.

-Ребята, а что изображено на чайничке? (цветы, листочки)

-Что мы можем сказать об этом узоре? (этот узор художник позаимствовал у природы)

-Но не только художники восхищались красотой природы, но ещё и скульпторы, архитекторы, дизайнеры, ювелиры.

-Посмотрите на картинку, кем ещё восхищались люди?(необычностью животных, их окраской, манерой поведения)

-Посмотрите, где люди используют форму, красоту и необычность животных? (делают ювелирные украшения, используют в декоре интерьера, в создании скульптур)

-Посмотрите, обратите внимание, чем люди восхищались, создавая подобные вещи? (красотой, формой, необычностью)

-Подумайте и скажите, для чего люди все украшают? (ответы детей)

- Теперь вы видите, что Мастер Украшения, действительно, делает предметы неповторимыми, красивыми, от которых мир наш становится ярким, цветным.

- Но откуда художники позаимствовали элементы своих украшений, где они могли наблюдать их? (В природе.)

-Красоту специально искать в природе не надо.

-Ребята, чем можно любоваться в природе? (ответы детей)

-Наблюдательный человек может заметить красоту на каждом шагу и полюбоваться. -Давайте это сделаем и мы.

Стенд 2.

-Посмотрите и подумайте, что изображено? (паутинка, трава, в поле)

-Ребята, обратите внимание, на маленькую, крошечную росинку. Приглядитесь, что в ней необычного? На что она похожа? (ответы детей)

-А сейчас, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто ещё в природе создаёт необыкновенные узоры:

«Одежды не шьёт, а ткань всегда ткёт».

картинка (Паук)

-Посмотрите, сколько паук имеет ног?(8 ног)

-Кто наблюдал действия паука?

-Это настоящий древний мастер природы. Его творение - очень тонкая и хрупкая паутина.

-А для чего паук плетет паутины? (чтобы заманивать туда насекомых)

(картинка)

-Осенью тысячи этих паутинок покрывают всю землю в лесу, словно ковёр из тончайших нитей расстилается на подушках мха.

Паучьи сети – недолговечные, нежные создания. За день клейкие нити высыхают, становятся ломкими, а толстые, наоборот, теряют упругость и провисают. В такую сеть добычу уже не поймаешь, поэтому пауку снова приходится работать ночью.

-Все по-разному видят эту необыкновенную красоту.

-Представим, что наступила ночь, а мы – пауки…

Пауки пузатые,

Брюшки полосатые,

Ходят на восьми ногах,

Паутину вьют в углах.

Мухи черные летают,

В паутину попадают -

Не порвешь ее сетей,

Остаются мухи в ней.

Физкульт минутка . Движения.

Руки соединены впереди, имитируя большой живот. Наклоны в стороны.

Ходьба на месте с подниманием рук вверх и опусканием через стороны вниз.

Круговые движения с вытянутыми в стороны руками, вперед, назад.

Руки перед грудью, рывки согнутыми в локтях руками (2 раза) и вытянутыми в стороны руками (2 раза).

-А сейчас, мы как настоящие паучки сплетем свою необыкновенную паутину. Плести её мы будем в лесу.

-Нам понадобиться картон цвета травы и неба, а это какие цвета?(Зеленый и синий)

-А паутинка какая должна быть? (аккуратная, тоненькая)

4. Практическая работа.

-Проверьте свое рабочее место, где должны стоять краски, стаканчик с водой?

Определение критерий оценивания практической работы, организация практической работы детей, проведение вводного инструктажа (с чего начать работу); организация текущего инструктажа с опорой на поэтапные эскизы; предупреждение возможных ошибок и наметить пути их устранения; организация самоконтроля и взаимоконтроля учащихся, проведение контроля.

-Фон у нас есть. Осталось нарисовать паутинку. Делать мы это будем по плану.

Стенд1 с поэтапным выполнением работы.

Нарисуй паутину.

1.Нарисуйте на бумаге крест.

2. Нарисуйте диагонали от центра.

3. Соединяйте линии перевернутыми дугообразными линиями, двигаясь изнутри наружу.

4.Дорисовав паутину до конца, удлините диагонали, чтобы они выглядели как крепления паутины.

5. Вырезать паучка из черного картона. Приклеить глазки.

-Ну что ж, паучки, за работу. Пора плести паутину.

-Расположите лист горизонтально (показ учителем)

-Взяли в руки карандаш

-Давайте найдем примерную середину листа

-Нарисуем прямые линии и соединим их дугообразными линиями вогнутыми вовнутрь.

-Теперь белой гуашью и тонкой кистью, аккуратно, обведем карандаш, нарисуем маленькие росинки. Кружочки, не раскрашенные и добавим блик.

-А теперь, сделаем паучка. Вот трафареты, которые вы должны обвести на черном, желтом или коричневом картоне и вырезать своих паучков.

-Сделаем так, чтобы наши паучки ползали по паутинке. Используем нить. Для этого, я на работе каждого, сделаю небольшое отверстие для того, чтобы продеть нить. А паучка приклеим к нитке скотчем. Теперь если потянуть за нить, паучок подползет к своей паутинке.

5. Подведение итогов. Выставка работ.

Организация выставки работ детей, их обсуждение; анализ типичных ошибок и способов их устранения; отметить творческий подход, оригинальность решения, аккуратность и др. качества; выставление оценок всем учащимся за выполненную работу; выяснение, что узнали нового на уроке, чему научились.

-Какой секрет вы узнали про украшения? (то, что все украшения, узоры берут из природы)

6. Уборка рабочих мест.

Назначение дежурного.

-Спасибо за урок. Урок окончен.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Открытый урок по основам изобразительного искусства

«ЖИВАЯ» ЛИНИЯ

Тема урока : «Линии».

Цель урока:

Познакомить со свойствами и выразительными особенностями простой линии ;

Задачи:

Развить зрительную память, пространственное воображение, образное мышление;

Воспитать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Материалы к уроку : простые карандаши разной мягкости, бумага для рисования.

ХОД УРОКА:

Сегодня мы с вами попробуем узнать о свойствах и выразительных особенностях простой линии – следа, который оставляет карандаш, когда мы с вами касаемся им бумаги.

Линии – это одно из основных средств изображения. Линию, проведенную по линейке, называют «чертежной», чаще всего она прямая и тонкая.

Линия может передавать движение, настроение, степень легкости.

Она может быть мягкой и жесткой, статичной и бегущей, ползущей, летящей, веселой, грустной. Линия на рисунках художников необычная, она «живая», то есть динамичная, меняющаяся, ускользающая. Но самое главное линия может быть профессиональной или любительской.

Рисунки, выполненные простой линией, принято называть линейными, они передают силуэт и контур изображаемого объекта.

Пабло Пикассо.

(А. Матисс «Девушка с распущенными волосами»)

Линии имеют свои характеристики, они бывают тонкими, толстыми, волнистыми, стремительными, ломаными, легкими и воздушными. Линия несет в себе информацию об изображении: художник не может обойтись без неё в своем творчестве. Ею пользуются скульптуры, архитекторы, живописцы и конструкторы.

Под рукой художника линия оживает, она становится то уже, то шире, то яркой, сочной, то легкой, исчезающей, то колючей, то ласковой. И по большому счету не важно, каким инструментом и материалом нарисована линия карандашом (углем, соусом, пастелью, маркером) или кистью (тушью, акварелью, маслом). Линия должна нести смысловую нагрузку, или выполнять какую-либо функцию.

Чтобы лучше освоить возможности линии, выполним упражнение на виды линий.

Вам понадобится:

    2 листа плотной бумаги для графики формата А-4 или А-3;

    простые карандаши разной мягкости (НВ, В, В2, В4);

    ластик;

Этапы работы:

    Проведите на листе несколько прямых линий, сделайте это разными по мягкости карандашами, чтобы линии не были одинаковыми. В рисунке горизонтальные линии создают впечатление покоя, уравновешенности, тишины.

Рядом нарисуйте прямые вертикальные линии и диагональные. Вертикальные линии создают ощущение высоты, силы, энергии, стройности. Диагональные – восходящие, активные линии. Они придают рисункам устремленность, динамичность. Параллельные – строгость, стройность, слаженность.

С помощью диагональных линий можно отлично изобразить дождь и хмурое небо

    А теперь нарисуйте ломаные линии. Изогнутые, надломленные линии используют для передачи определенных эмоций, предметов с острыми и

колючими формами

.

Рядом изобразите несколько видов волнистых линий, при этом старайтесь по-разному нажимать на карандаш, чтобы линии получились разнообразными по толщине. С помощью таких спокойных и мягких линий можно изображать облака, воду, метель, цветы и листья.

На втором листе нарисуйте свой сказочный мир, используя только линию. Но не простые у вас должны быть линии, а прямые и волнистые, тонкие и толстые, легкие и воздушные, одним словом - « ЖИВЫЕ ».

Рефлексия.

Подведение итогов.

Раскрыта ли тема урока?

С чем новым вы сегодня познакомились?

Домашнее задание на закрепление темы.