Государства и духовных ценностей презентация. Духовно- нравственная система ценностей в древнерусской литературе

Государства и духовных ценностей презентация. Духовно- нравственная система ценностей в древнерусской литературе
Государства и духовных ценностей презентация. Духовно- нравственная система ценностей в древнерусской литературе

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Забота государства о сохранении духовных ценностейПодготовила: учитель начальных классовМатвеева Светлана Александровна2015гОсновы Духовно-нравственнойКультурыНародов России 5 класс Конституция Российской ФедерацииСтатья 44.1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.2.Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Академик Д.С. Лихачёв говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу.Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране». Памятник Гермогену Открытие памятника Гермогену Памятник Минину и Пожарскому Казань

Мечети в Казани

Буддийский храм в Чите Буддийский храм в Санкт-Петербурге Спасо-Преображенскиймонастырь Новоиерусалимский монастырьв Подмосковье Верхотурский монастырь на Урале Серафимо-Дивеевский монастырь Храм Христа Спасителя Музей-заповедник «Царское село» Сююмбике «Падающая башня» Музей народного деревянного зодчества«Витославицы» Музей Ширяево Самарской области Сызрань
КАЗАНСКИЙ СОБОР.В самом сердце города стоит величественный пятиглавый храм с высокой колокольней. Это - Казанский кафедральный собор, один из самых красивых и богатых храмов в Поволжье. Над ним воистину простирается благодать Божья. Ведь собор остался одним из немногих сооружений в Сызрани, уцелевших после страшного пожара 1906 года. Весь город был охвачен огнем, а собор возвышался среди пламени, как мученик на костре, своей величественной колокольней. Уцелел он благодаря сторожу, вовремя потушившем перекинувшийся на храм огонь. СЫЗРАНСКИЙ КРЕМЛЬ.Сызрань стала единственным городом в Самарской губернии, где сохранилось его сердце - кремль. Он стал не просто символом и визитной карточкой нашей малой родины. Сызранский кремль объединяет в себе две идеи - доблестного прошлого города, основанного для защиты окраинных рубежей России, и истинности христианской веры. Храм Христа СпасителяЧасовня Иверской иконы Божьей матери Московский Кремль Памятник Минину и Пожарскому Спасские ворота Колокольня Ивана Великого и царь колокол

О сохранении духовных ценностей должны заботится государство, общество и каждый человек Спасибо за внимание! http://imigo.ru/uploads/images/cities/Moscow/Moscow-Russia-Red-Square-IMIGO.jpghttp://img.travel.ru/images2/2015/06/object246303/shutterstock_258450185.jpghttp://p5.img.cctvpic.com/photoAlbum/source/2013/05/24/PHOT1369362955143172.jpg http://img.rg.ru/i/gallery/d9fb6318/687354d0.jpg http://www.bankgorodov.ru/public//photos/sights/1391955759.jpg http://afisha.mosreg.ru/sites/default/files/shapka_2_1.jpghttp://www.alpindustria.ur.ru/userfiles/IMG_7348.JPGhttp://img-fotki.yandex.ru/get/9306/123408768.78/0_a2349_e8d7eae0_XXXL.jpghttp://bestmaps.ru/files/content_images/20131004132459.jpg Интернет-ресурсы


Приложенные файлы

Заполнение таблицы. В таблице 2 столбика: 1- как заботится государство о сохранении духовных ценностей; 2- пример(из текста презентации и учебника)

1.Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

2.Знакомятся с новыми терминами. Обсуждают полученные результаты ответов.

3.Работают с учебником.

4.Просматривают фильм и отвечают на вопросы.

5.Отвечают на вопросы.

О Храм Христа Спасителя, ты снова

Стоишь, поднявшись до былых высот!

Тебе мое восторженное слово,

Души моей восторженный полет!

Как ты величествен и как прекрасен

В немыслимой для взора красоте

Златых крестов, и куполов, и башен.

Фигур и стен в их снежной чистоте!

Как поднялась рука «творцов» лукавых

Взорвать тебя- святилище Христа.

Музей великой Бородинской славы,

Здесь созданного волею Творца!

Хвала Ему и всем, кто волей Бога

Вновь подарил России этот Храм!

И пусть нас всех ведет сюда дорога

К божественным глаголющим устам!

России быть и снова возродиться

Ее великим праведным делам!

Залог тому - поднявшийся в столице

Христа Спасителя величественный Храм!

Первый докладчик: В 1812 году войска Наполеона перешли границу России. Император французов мечтал о подчинении нашей страны. «Еще три года- и я господин мира», -говорил Наполеон.. Он рассчитывал на быструю и легкую победу. По планам Наполеона. После нескольких сражений Россия должна была просить мира. Однако, вопреки ожиданиям французского императора, в России он встретил отчаянное сопротивление. И не только армии, но и всего народа.

Второй докладчик : Недалеко от Москвы, у деревни Бородино, 7 сентября 1812 года русская армия под командованием Михаила Илларионовича Кутузова дала сражение французам. Весь день гремела пушечная канонада над полем. Атаки кавалерии сменяли одна другую, все новые и новые пехотные полки шли в атаку. Обе армии несли огромные потери, но победить не удавалось ни одной, ни другой стороне. К концу дня армии остались на первоначальных позициях. Кутузов принял непростое решение: чтобы сохранить армию. Он отвел ее на новые рубежи южнее Москвы. Напрасно Наполеон ожидал на Поклонной горе делегацию москвичей с ключами от города.

Третий докладчик : Французы вошли в Москву, но не чувствовали себя победителями. Через несколько дней начались пожары. Солдатам не хватало продовольствия. Так и не дождавшись предложений о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Русские войска изгнали французскую армию, завершив победоносный поход в Париже. В честь победы над французами и в память о погибших русских солдатах в Москве был воздвигнут Храм Христа Спасителя.

Четвертый докладчик : 25 декабря 1812 года. Когда последний солдат армии Наполеона был изгнан за пределы России. Государь Александр первый подписал указ о строительстве в Москве храма во имя Спасителя. В 1817 году состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Однако вскоре возникли проблемы. Связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, и новый самодержец Николай приказал приостановить работы. В 1832 году Николай первый утвердил новый проект храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя – на берегу реки Москвы неподалеку от Кремля.

Храм Христа Спасителя строили 44 года. Лишь в 1860 году храм впервые предстал перед москвичами в своем величии. Над создателем храма по проекту К.А.Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальную роспись создали художники Российской академии Художеств В. Суриков, И. Крамской, В Верещагин.

Пятый докдадчик : Храм является живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были напечатаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.

В 1883 году состоялось Торжественное освящение Храма. С того времени в Храме начались регулярные Богослужения. В храме торжественно отмечали коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500- летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 1900-летие Отечественной войны 1812 года. Так закончился первый этап жизни Храма Христа Спасителя.

Текст источника:

«… Через широко распахнутые бронзовые двери не выносили, выволакивали с петлями на шеях чудесные мраморные скульптуры. Их просто сбрасывали с высоких ступеней в грязь. Отламывались руки, головы, крылья ангелов. Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками бесценная мраморная облицовка стен. Погибали росписи на стенах собора. Работающие стали вгрызаться молотками в стены трехметровой толщины. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды не могли преодолеть сопротивление камня. Ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались… И тогда пришел приказ: взорвать собор.. Только сила мощных взрывов превратила грандиозное творение русского искусства в груду щебня и обломков».

Но что же означают духовные ценности? Одни подразумевают под словом «духовность» культурное наследие, включающее в себя язык, музыку, искусство, литературу и др. Для других духовность связана с религией. То есть мы наблюдаем разделение понятия «духовность» на два: светское и религиозное понимание. В XXI веке уклон делается в сторону светского понимания духовных ценностей, что приводит к материализации культурной осознанности человека. Однако светское понимание не способно полностью удовлетворить духовные потребности.

Лишь во взаимосвязи с религией и ее ценностями человечество может создать морально сознательное общество. Духовные ценности должны объединять в себе два этих понятия. И все же религиозное имеет полное право доминировать над светским пониманием ценностей. Ведь именно религия способствует появлению культурного наследия, которое затем развивается в тесной взаимосвязи с ней.

Современное общество забывает о преимуществе воспитания детей в духе религии. Ведь религия является тем самым связующим звеном, которое укрепляет и охраняет нравственность и единство нации. Религия, или точнее сказать Вера, лежит в основе общественных взаимоотношений, она является прочным фундаментом, который основан на многовековой традиции народа. Вера создает законы нравственности, а через них - и общественные законы, и нормы поведения в социуме. Если человек с раннего детства воспитывался в духе Веры своих предков, то он непременно будет чтить и уважать свою землю, свою страну. То есть в человеке закладывается один из самых высоких уровней осознания себя как части нации и воспитания в себе патриотизма.

Потому что Вера, по моему мнению, является родоначальником всего человечного (гуманного). Без религии человеческое общество не способно морально выжить, оно непременно обречено на нравственную деградацию. Что мы и можем наблюдать в современном мире. В наше время ценности становятся все более материалистичными, в почете и уважении те люди, у которых в достатке имеются материальные блага, а духовные, к сожалению, отступают на второй план. Да и культура стоит на этом же пути. Сейчас «творят» не для человека, а для продажи. А ведь именно культура призвана пробуждать в человеке благородные чувства, показывать красоту и воспитывать моральные качества.

А все происходит в точности наоборот, сегодня мы можем наблюдать, как так называемая «массовая культура» растлевает умы людей. К тому же на упадок значимости духовных и моральных ценностей в значительной мере влияет становление нового типа общества, так называемого информационного общества. Его основой являются компьютерные технологии и как следствие - создание глобального информационного пространства, которое обеспечивает доступ людей к мировым информационным ресурсам (информационная глобализация). По моему мнению, в современном обществе идет тенденция к развитию товарного взаимоотношения между государством и людьми. Человека переименовали в потребителя, предприниматели ищут для себя выгодные рынки сбыта товара. И при этом для завлечения потребителя и увеличения спроса на определенный товар используются различные методы.

В первую очередь, это метод рекламной пропаганды, который осуществляется при помощи информационного пространства и является внушающим, а не ознакомительным. Это приводит к тому, что товар попросту навязывается, и речь уже идет о массовости, а не об индивидуальности (то есть товары производят для массового потребления). А государство просто «наблюдает» со стороны за этими процессами, так как в условиях рыночной экономики упор делается на развитие частного предпринимательства, и государству трудно «уследить» за соблюдением прозрачности процессов сбыта товара. Современное общество просто не в силах справиться с огромным потоком информации, которое само же породило. В систему СМИ и интернет-ресурсов «просачивается» зачастую неправдивая и аморальная информация.

И если в СМИ она еще хоть как-то фильтруется, то Интернет остается камнем преткновения «информационного общества». Так же хотелось бы отметить, что через информационную систему в широкие массы людей можно «внедрить» идеологические и политические воззрения, расистские и аморальные убеждения, притом это может быть сделано третьей стороной (например, другим государством), чтобы ослабить национальное единство и привести в упадок нравственную основу определенного общества. Можно сказать, что человека подвергают «информационной атаке» с определенной, выгодной кому-то целью. При снижении религиозности нации человек становится более подвержен внешним воздействиям, он легче переносит упадок духовых ценностей - по той простой причине, что они его не интересуют, потому что в детстве в нем не воспитали Веру и, соответственно, у него нет чувства патриотизма.

Такой человек становится духовно и культурно немотивированным (то есть сохранение, а также развитие духовных ценностей не имеют для него особого значения). Такой человек нередко становится на путь аморальности и нравственного упадка, при этом наблюдается его деградация как социального существа. В целом можно сделать следующие выводы.

1. Информационная глобализация негативно влияет на становление нравственности и духовных ценностей личности. При помощи информационных технологий в широкие массы сбывают товар, а также могут навязать политические и идеологические взгляды. Следствие этого - подрыв национального самосознания.

2. Сохранение духовных ценностей в условиях информационной глобализации - задача не из легких, но всё-таки выполнимая. Для этого надо усилить государственный контроль над информационной сферой, в частности над Интернетом и СМИ. Также необходимо постоянно заниматься религиозным воспитанием детей, взращивать их в духе патриотизма. А для этого нужно образовать ряд учреждений (особенно на государственном уровне), которые будут заниматься религиозным и, соответственно, нравственным воспитанием детей.

3. Необходимо создавать условия (опять же на уровне государства) для вовлечения взрослой части населения, а также молодёжи в культурно-духовную и социальную жизнь народа, например, учреждение организаций по интересам, проведение различных социальных и культурно-духовных мероприятий. Важно участвовать в разработке и осуществлении социально-культурных региональных и национальных проектов. 4. Если мы научимся уважать и любить свою нацию, то и другие народы мы будем уважать, как самих себя!

Список использованной литературы:

1. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь // Э. Гидденс. - Москва: Весь Мир, 2004. - 120 с.

2. Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление // А. И. Уткин. - Москва: Логос, 2001.

3. Фридман Т. Плоский мир. Краткая история XXI века // Т. Фридман - Москва: Хранитель, 2006. - 60 с.

М. С. Лутовинова, социальный педагог МОУ Юровская СОШ, Раменский район, Московская область

Оригинальные идеи, научное открытие, роман или картина могут быть потеряны безвозвратно или остаться в неизвестности, и тогда они не будут нести никакого влияния на людей,. Представим, как обеднел бы человечество, я бы не знало античной мифологии, если бы не сохранились египетские пирамиды"росписи. Рублева, произведения. Т. Шевченко или загадочная. Мона. Лиза. Леонардо да. Винчи, как потускнел бы вид. Киева без памятника. Богдо на. Хмельницком или. Софиевского собора. Кто же способствует сохранению и распространению духовных богатств? турно-исторических и естественно-научных ценностей,. Начнем с музеев"Сущность их сначала хорошо раскрывал древний вьетнамский термин"бао и", что означает"хранилище реликвий"С развитием музеев (ныне их у мире более 12 тыс.) стали не только собраниями ценностей"но благодаря своим экспозициям, выставкам"Экскурсия 1 серьезным источником пополнения знаний миллионов посетителиачів.

Музеи разнообразны по своему профилю: исторические (в том числе археологические"этнографические и т.п.), художественные"литературные, естественно-исторические (ботанические, геологические и т.п.), технические. В Украине и других страна ах много и самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев это музеи истории учебных заведений, воинских частей, предприв.

Слова"хранилище"и"распространение"относятся и к библиотекам. Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания: в середине VII в до не при дворе ассирийского царя. Ашшурбанипала была со ибрана библиотека с"глиняных книг"С развитием книгопечатания постоянно возрастала роль библиотек как важнейшего средства содействия тому, чтобы все больше людей овладевали научными, литературными, духовными ценностями. Сеть библиотек огромна: от небольших - личных, школьных, городских - до самых книгосховысховищ.

Слово"архив"(в переводе с лат - письмосховище) нередко ассоциируется с чем-то очень древним и от жизни далеким. Архивы, как и библиотеки, известны издавна. Архивы - это место хранения документов, в том или исли и наиболее древних, и совсем недавнего времени. Собрание архивных источников предназначены для научных исследований, для реализации практических целей. Архивы непрерывно пополняются, потому что ежедневно накопичуют ься новые свидетельства о деятельности отдельных людей, организаций, государственных учреждений. Архивы бывают небольшие (например, архив завода, где хранятся документы о его работников) и гигантские, по которым можно исследовать многое, еще не познанного, или восстановить истину, долго скрывалась. Так, благодаря архивным поискам удалось сделать достоянием гласности ранее засекреченные договоры (например, секретарь. Этны протокол, подписанный. Молотовым и. Риббентропом накануне. Второй мировой войны). При восстановлении древних украинских городов, разрушенных фашистами в годы. Великой. Отечественной войны, привлекались данные об архитектурных особенностях и размеры восстанавливаемых сооружений, памятников культуры. Древние сообщения, хранящиеся в архивах, о тех или иных природных явлениях помогли геологам XX ст найти круг сальные запасы полезных ископаемых (нефть, газ и т.п.). Архивные справки помогают гражданам подтвердить некоторые их права (например, справки о стаже работы влияют на размер пенсиимір пенсії).

Таким образом, архивы, библиотеки, музеи - это не только хранилища; древние египтяне называли их"домами жизни", подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и передаче культурного наследия. Музеи, а архивы, библиотеки - достояние народа, они должны быть доступны для всех.

Результативность духовно-практической деятельности, осуществляемой музеями, библиотеками, архивами, во многом зависит от"лоцмана", прокладывающий посетителю, читатель лучший путь к познанию. Эти"лоцм наваждения"-экскурсоводы, библиотекари, архивариуси.

Афоризм"смотреть - не значит видеть"напоминает об одном из коренных задач музейного работника - научить"видеть", то есть выявлять существенные черты экспозиции, получая, таким образом, максимум заложенной в ней информации. Вспомним, например, о посещении художественной галереи. Конечно, оставаясь один на один с картиной, каждый ощущает ее эстетический вылил. Но нередко многое остается не понял целым через слабое знакомство с тематикой (например, с сюжетами на библейские темы), из-за недостаточно четкое восприятие художественного стиля, его особенности. В таких случаях объяснения экскурсовода очень ва жливливе.

В библиотеках очень трудно ориентировка в мире книг случае совет библиотекаря помогает выбрать правильный путь для удовлетворения запросов читателя, формирования его интересов и вкусов

Крупнейший по охвату людей и по общенародной значимости вклад в деятельность по распространению духовных ценностей вносит школа, прежде учитель. Вспомним широкий общественный смысл слова"учитель":: это мыслитель, ведет людей по пути знаний и помогает им оформить свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Именно учитель является для детей и юношей живым источником знаний и умений, носителем эстафет и времен, он распространяет, передает новым поколениям самое главное, ценное и по-человечески общезначимое из того, что накоплено наукой, техникой, искусством с глубокой древности до наших дней. Учитель стремится заложить основы понимания современной системы научного знания, развивается, о мире, человеке, обществтво.

Массовая аудитория, воспринимает духовные ценности - это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей, то есть те, на кого постоянно влияют средства массовой информации (СМИ)

Несомненным народным достоянием являются классические театральные постановки и кинофильмы, воспроизведение которых телевизионными средствами знакомит новые поколения с искусством народа Украины, различных зарубежных стран

Слайд 1

Семья - хранитель духовных ценностей
Чупров Л.А. МБОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

Слайд 2

В семье ребёнок учится правилам поведения, приобретает знания о том, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя.

Слайд 4

Если семью связывают отношения дружбы, любви, дове­рия, то человек получает огромный положительный заряд для своего нравственного развития.

Слайд 5

Каким будет человек, на какие ценности и установки станет ориентироваться в жизни? Во мно­гом это зависит от того, во что верят и что ценят его родные, ка­кие семейные ценности они ему передадут.

Слайд 6

История семьи тесно переплетается с историей родного края и страны в целом. Вот почему так важно бережно хранить и передавать традиции и обычаи своей семьи.

Слайд 7

Знание истории своей семьи, её обычаев и традиций рождает интерес к куль­турным традициям российского народа и является основой пат­риотизма.

Слайд 8

О каких традициях в семье рассказывают иллюстрации на странице 57?
Обсудим вместе.
Какие традиции существуют в наших семьях?
Послушаем друг друга.

Слайд 9

Сказки бабушки моей...
В каждой семье детям рассказывают сказки, легенды, по­ют песни. От своих родителей, бабушек и дедушек они знают множество считалок, потешек, присказок, игр.

Слайд 10

Достаточно вспомнить хорошо знакомую тебе потешку о сороке-белобоке, которая на­казала лентяя и не дала кашки тому, кто воды не носил, дров не рубил, печку не топил и каши не варил.
Слушая и запо­миная эти фольклорные произведения, дети усваивают прави­ла поведения в семье и в обществе.

Слайд 11

Найди в стихотворении строки, которые говорят об отношении детей к бабушкиным сказкам.
В зимний вечер по задворкам Разухабистой гурьбой По сугробам, по пригоркам Мы идём, бредём домой. Опостылеют салазки, И садимся в два рядка Слушать бабушкины сказки Про Ивана-дурака. И сидим мы, еле дышим. Время к полночи идёт.
Притворимся, что не слышим, Если мама спать зовёт. Сказки все. Пора в постели... Но, а как теперь уж спать? И опять мы загалдели, Начинаем приставать. Скажет бабушка несмело: «Что ж сидеть-то до зари?» Ну, а нам какое дело, - Говори да говори. С. Есенин
Бабушкины сказки

Слайд 12

Вспомни своё детство. Кто тебе рас­сказывал сказки, пел песни, играл с тобой?
Какие потешки, при­баутки, игры ты помнишь с детства?

Слайд 13

Проанализируем пословицы и поговорки разных народов. Какие правила семейных отношений в них представлены?
Обсудим вместе.
Добро по миру не рекой течёт, а семьёй живёт (русская пословица).
Жеребёнка выбирают по матери (осетинская поговорка).
Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает (татар­ская пословица).

Слайд 14

Если в семье есть старец, значит, в семье есть драгоцен­ность (лезгинская пословица).
Рассмотри репродукцию картины А. Ржевской «Весёлая ми­нутка».
Ответь на вопросы.