Городской фестиваль эстафета искусств положение. III Всероссийский фестиваль хореографического искусства «Танцевальная эстафета

Городской фестиваль эстафета искусств положение. III Всероссийский фестиваль хореографического искусства «Танцевальная эстафета

Городской фестиваль эстафет искусств 2018 года является одним из популярных и самых востребованных конкурсов, который уже не первый год пользуется большим спросом. Это конкурс можно смело отнести к фестивалю детского и юношеского творчества, главной целью и задачей которого, конечно же, является выявление наиболее одарённых и талантливых детей и коллективов. Многие отмечают, что попав на это конкурс это хороший шанс и возможность не только продемонстрировать все свои способности и талант, но и хороший стартовый шаг в художественном развитии. Если вы чувствуете, что у вас есть талант, то самое время познакомиться с главными особенностями и условиями этого конкурса, о чём мы сейчас и поговорим.

Конкурс – условия, участники и требования к ним.

Сразу стоит сказать, что конкурс представляет собой фестиваль, проводимый строго в рамках государственной программы, где уже прописаны все правила, условия и требования, направленные на выявление новых и одарённых талантов.

По уставу организатором конкурса является непосредственно Городской методический центр города Москвы. Что касается непосредственно даты и времени проведения, его сроки устанавливает специально созданный комитет.

Согласно уставу, в создаваемый специальный комитет состоит из сотрудников методического центра города Москвы.

Если пару слов сказать о том, кто может стать участником этого фестиваля, это, конечно же, это все желающие дополнительных и общеобразовательных организаций, возраст которых строго в рамках от 5 до 18 лет. После того, как все участники зарегистрированы организаторы обязательно делят их на две лиги, со своими особенностями. Как это понять?

  • Во-первых, лига №1. Сюда входят дети из детских садов и общеобразовательных организаций в возрасте от 5 до 7 лет.
  • Во-вторых, 2 лига. Это в основном дети из общеобразовательных организаций и творческих коллективов в возрасте от 7 до 18 лет.

Теперь поговорим непосредственно о самом конкурсе, который принято подразделять на несколько этапов, со своими особенностями, характеристиками и условиями. В чём заключается главная суть каждого отдельно взятого этапа?

  1. Этап 1. Старт всегда проходит в сентябре и октябре. Что он включает в себя? Прежде всего, проводится смотр всех концертных номеров разного жанра представленные всеми образовательными организациями. Как правило, эти мероприятия проводятся внутри каждого принимающего участия в эстафете учреждения. Среди всех представленных участников жюри выбирают самых лучших и отбирают номера на 2 тур. По итогам этого этапа членами жюри обязательно должна быть составлена разножанровая программа из отобранных на второй этап номеров.
  2. Этап 2. Он запланирован на период ноябрь, декабрь и январь. Если вы хотите стать участником этого этапа, то главным условием по-прежнему является регистрация на официальном сайте Городского методического центра. Помните, процесс регистрации осуществляется непосредственно самим педагогом, на которого и ложится вся ответственность. Вся концертная программа должна обязательно проходить по заранее составленному и намеченному плану, график которого перед началом проверяет жюри. Все туры должны обязательно проводиться на публичном уровне, а для участия в каждом из таких туров коллективы должны подготовить и представить по одному номеру в каждой отдельно взятой возрастной группе. В том случае, если вы решили сделать номер на иностранном языке, то обязательно членам жюри необходимо предоставить текст песни и его перевод. Продолжительность концертного номера не должна быть более 5 минут, а в случае с художественным чтением – ровно 3 минуты. Результаты этого этапа принимаются коллегиально. Но все участники должны быть обязательно в курсе того за что могут быть сняты очки и баллы. Что же это за случаи? Это агрессия в отношении к другим участникам фестиваля или же членам жюри, использование ненормативной лексики во время выступления, использование религиозной или же политической тематики, использование неприличных жестов или же выкриков.

  3. Этап 3. Запланирован на февраль, март и апрель 2018 года. Заключительный концерт лауреатов всегда проводится в апреле.

Теперь самое время поговорить о системе оценивании и работе жюри. Работа жюри строится непосредственно на строго установленных критериях, которые прописаны в уставах. К примеру, в этот список можно включить следующие показатели и параметры.

  1. Культура исполнения и артистичность, мастерство.
  2. Эстетическая и художественная ценность номера.
  3. Качество и сложность выступления.
  4. Соответствие выбранного репертуара возрасту исполнителя.


Что касается жанров, то не стоит полагать и думать, что конкурс и фестиваль проводится строго в одном направлении. В список наиболее популярных жанров этого фестиваля можно отметить и назвать следующие. Это хоровой, вокальный, инструментальный, фольклорный, танцевальный, оригинальный, номер этнокультуры, современное направление, художественное чтение, выступление вокально-инструментальных ансамблей. Относительно непосредственно самих результатов, то абсолютными победителями в своём жанре и возрастной категории становятся те, кто набрали максимальное количество очков в таблице рейтингов. Призёрами становятся все те, кто заняли второе, третье и четвертое место в рейтинговой таблице.

Как видно, фестиваль искусств, конкурс, в котором обязательно должен попробовать свои силы каждый талантливый и одарённый ребёнок, ведь это хорошая возможность заявить о себе и своём таланте.

Городской фестиваль эстафета искусств 2017 года представляет собой достаточно популярный и любимый всеми детьми конкурс, для которого характерны и свойственны свои особенности, знание которых поможет многим разобраться и принять в нём участие.

Конкурс «Эстафета искусств» запланирован в период с сентября 2016 года, то есть уже стартовал, и продлиться до апреля 2017 года, а, следовательно, у вас есть ещё время, чтобы стать его участником.

Этот конкурс проводиться в несколько этапов, с точным указанием сроков и времени проведения.

  • I этап – сентябрь — октябрь.
  • II этап – ноябрь – январь 2017 года.
  • III этап – февраль – апрель.

При этом стоит помнить, что для каждого этапа конкурса характерны не только своё время проведения, но и условия, то есть порядок, с чем мы сейчас более подробно и познакомимся.

Этапы конурка детское творчество.

Именно такие условия характерны для детского конкурса. Теперь давайте постараемся рассмотреть все значимые моменты, касающиеся участников.

Участники.

Всех участников конкурса «Эстафета искусства» можно смело разделить на две большие лиги, со своими возрастными подгруппами.

  • Во-первых, Лига 1. В основном это участники дошкольных общеобразовательных учреждений и воспитанники детских садов. Иными словами, возраст участников составляет от 5 до 7 лет.
  • Во-вторых, Лига 2. Это участники творческих коллективов школ, учреждений профессионального образования, то есть здесь возраст составляет от 7 до 18 лет. Здесь всех участников можно смело поделить на несколько возрастных групп.

    1. Младшая группа – 1-4 класс.
    2. Средняя группа – 5-8 класс.
    3. Старшая группа – 9-11 класс.
    4. Смешанная группа – разные возраста.

Как видно, в конкурсе «Эстафета искусств» без труда может принять участие каждый желающий, главное подготовить творческий и действительно интересный номер, который заинтересует всех.

Эстафета искусств является городским фестивалем детского и юношеского творчества, который используется для выявления талантов у детей и детских коллективов всех образовательных организаций в Москве. Также подобная эстафета считается одной из форм художественного развития ребёнка и формирования его культурной личности.

В этом фестивале могут принять участие любые творческие коллективы учреждений для дополнительного образования, а также общеобразовательных организаций. При этом возраст учеников должен быть не ниже 5 и не выше 18 лет.

Заявленный фестиваль проводится в рамках реализации государственной системы по выявлению молодых талантов. Организатором подобного мероприятия считается Городской методический центр. Для подготовки и проведения эстафеты создаётся специальный комитет.

Целы и задачи фестиваля

Государство содействует формирование в детях культурной личности через обучение лучших произведений современного искусства. Также подобным путём можно выделить по-настоящему одарённых детей, после чего поддерживать их дальнейшее культурное развитие.

В рамках проведения подобного фестиваля необходимо развить творческий потенциал и ассоциативное мышление учащихся, гражданское воспитание детей, воспитание нормального отношения к своему городу и сверстникам. Также при помощи подобной эстафеты можно привлечь большее количество детей к творчеству и создать для них организованную сферы деятельности.

Участниками эстафеты искусств 2017 года могут быть дети, которые делятся на две лиги.

I лига – дети из детских садов и общеобразовательных организаций, возрастом от 5 до 7 лет.

II лига – дети из общеобразовательных организаций и творческих коллективов, возрастом от 7 до 18 лет.

Для проведения подобного мероприятия в 2017 году должен быть создан специальный комитет, который будет состоять из сотрудников методического центра Москвы. Во время своей работы он должен формировать полный состав жюри фестиваля, определить место проведения всех отборочных туров, а также систему награждение и поощрения всех участников.

Этапы эстафеты


На I этапе фестиваля будет проводиться смотр всех концертных номеров разного жанра образовательными организациями. Подобные мероприятия проводятся внутри каждого принимающего участия в эстафете учреждения. Среди всех участников жюри выбирает лучших и представляет их номера на втором туре. Для этого составляется разножанровая программа из лучших номеров, которые и будут показаны на концерте второго этапа конкурса. Чтобы стать участником II этапа фестиваля, необходимо зарегистрироваться в октябре 2016 года на сайте Городского методического центра. Саму регистрацию должен проводить педагог, который в дальнейшем будет нести ответственность за отправление отмеченной заявки, в случае любой ошибки.

На II этапе фестиваля выбранное заранее независимое жюри будет просматривать всю концертную программу по жанрам согласно составлено ранее графику. Все туры конкурса обязаны проводиться на публичном уровне. Для участия в этом туре каждый коллектив должен предоставить по одному номеру в каждой возрастной категории. Если будет использовать номер на иностранном языке, необходимо подать членам жюри перевод в распечатанном виде на А4 14 шрифтом.

Концертный номер может длиться не более 5 минут, а в случае с художественным чтением – не более 3 минут.

Окончательное решение жюри принимается коллегиально на основе большинства голосов, при этом все его члены могут отказаться комментировать подобное решение.


По итогам II этапа отбираются лучшие участники для следующего.

III этап фестиваля проводится в феврале и марте 2017 года согласно составленному ранее графику. Заключительный концерт лауреатов эстафеты будет проводиться в апреле 2017 года.

Во время проведения всех отборочных этапов за здоровье и целостность своих участников несут ответственность их педагоги, родители или же руководители творческих коллективов. Во время проведения последнего концерта можно использовать фото- и видеосъёмку, ведь подобная информация может использовать в СМИ.

Оценки

    Жюри должно оценивать конкурс по следующим критериям:
  • культура исполнения, артистичность и мастерство;
  • эстетическая ценность и художественная ценность номера;
  • качество и сложность самого исполнения;
  • соответствие выбранного репертуара к возрасту исполнителя.

Жанры фестиваля:

  • хоровой;
  • вокальный;
  • инструментальный;
  • фольклорный;
  • танцевальный;
  • оригинальный;
  • номера этнокультуры;
  • современные направления;
  • художественное чтение;
  • выступления вокально-инструментальных ансамблей.

Результаты фестиваля

Абсолютные победители в своём жанре в 2017 году и возрастной категории, которые набирают максимально высокое количество очков в таблице рейтинга, стают лауреатами проведённого конкурса, по итогам членов жюри. Призёрами того фестиваля стают те участники, которые заняли второе, третье четвёртое место в рейтинговой таблице.
Все, кто хочет попробовать свои силы в подобной эстафете 2017 года, должны подучить свои навыки и записаться на участие в заявленном конкурсе уже осенью нынешнего года.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 УТВЕРЖДАЮ Директор ГМЦ ДО города Москвы М. В. Лебедева 2016 г. ПОЛОЖЕНИЕ о проведении Городского фестиваля детского и юношеского творчества «Эстафета искусств 2017» 1. Общие положения 1.1. Фестиваль детского и юношеского творчества «Эстафета искусств» учащихся образовательных организаций Департамента образования города Москвы в учебном году проходит под девизом «Земля планета детей» и посвящён 870-летию города Москвы Настоящее Положение определяет условия, порядок организации и проведения Городского фестиваля детского и юношеского творчества «Эстафета искусств 2017» учащихся образовательных организаций города Москвы в учебном году Фестиваль детского и юношеского творчества «Эстафета искусств 2017» (далее Фестиваль) это форма художественно-эстетического развития обучающихся, что является необходимым компонентом формирования базовой культуры личности, а также выявления одарённых детей и лучших творческих детских коллективов образовательных организаций города Москвы Фестиваль проводится в целях реализации Государственной «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» (от г., Приказ 827), положений «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» (Распоряжение Правительства РФ от г. 326-р), «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. 996-р), Указа Президента РФ от г. 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на годы», Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (гг.) «Развитие образования города Москвы (Столичное образование)» Организатором Фестиваля является Городской методический центр Департамента образования города Москвы Для подготовки и проведения Фестиваля создаётся Организационный комитет. 2. Цели и задачи Фестиваля 2.1. Цель Фестиваля: содействие формированию духовной культуры личности обучающегося через освоение и исполнение лучших образцов классического и современного искусства, выявление и поддержка одарённых детей Задачи Фестиваля: развитие творческого потенциала, образного и ассоциативного мышления учащихся; гражданско-патриотическое воспитание детей;

2 воспитание эмоционально-ценностного отношения к своим сверстникам, своему городу и стране; создание эстетически организованной досуговой сферы деятельности подростков; привлечение как можно большего количества детей к художественному творчеству. 3. Участники Фестиваля 3.1. Все участники Фестиваля делятся на две лиги: Лига 1 участники дошкольных отделений общеобразовательных организаций и воспитанники детских садов (возраст: от 5 до 7 лет) по отдельному Положению; Лига 2 участники творческих коллективов общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования и учреждений профессионального образования Департамента образования города Москвы (возраст: от 7 до 18 лет включительно) Возрастные категории участников: младшая группа (учащиеся 1 4-х классов); средняя группа (учащиеся 5 8-х классов); старшая группа (учащиеся 9 11-х классов); смешанная группа (учащиеся из разных возрастных групп). 4. Организационный комитет Фестиваля 4.1. Для организации и проведения Фестиваля создаётся городской Оргкомитет Фестиваля (далее Оргкомитет) Оргкомитет Фестиваля состоит из методистов Городского методического центра (Приложение 1) и выполняет следующие функции: определяет график и место проведения отборочных туров; формирует состав Жюри; консультирует педагогов по вопросам подготовки к участию в Фестивале; организует и проводит II этап Фестиваля; определяет систему поощрения, награждения участников; подводит итоги Фестиваля Работа Оргкомитета строится на основании данного Положения и соответствует срокам проведения Фестиваля Оргкомитет оставляет за собой право на изменение сроков проведения этапов фестиваля конкурса. 5. Этапы и сроки проведения Фестиваля 5.1. Фестиваль проводится с сентября 2016 года по апрель 2017 года: I этап: сентябрь-октябрь 2016 г. II этап: ноябрь 2016 г. январь 2017 г. III этап: февраль-апрель 2017 г. 6. Порядок проведения Фестиваля 6.1. I этап Фестиваля предусматривает проведение смотра разножанровых концертных номеров в образовательных организациях, учреждениях дополнительного образования детей (УДО) и учреждениях профессионального образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы (внутриучрежденческий этап).

3 Жюри образовательных организаций выбирает и представляет на второй этап лучшие концертные номера. Для участия во II этапе Фестиваля-конкурса образовательным организациям необходимо с 01 по 31 октября 2016 года зарегистрировать* заявку в электронном виде по ссылке, указанной на сайте Городского методического центра: mosmetod.ru методическое пространство «Воспитательная работа» «Фестивали, конкурсы». *Регистрацию проводит педагог и несёт ответственность за оформление заявки (в случае ошибки, допущенной ответственным педагогом при заполнении личных данных участников, информация в наградных документах исправляться не будут, претензии к организаторам не принимаются). Заявки принимаются только на концертные номера, которые не были представлены в фестивалях прошлых лет. Регистрация заявки на участие в Фестивале является подтверждением полного и безусловного принятия настоящего Положения. Принимая участие в Фестивале, педагоги дают согласие на обработку персональных данных II этап Фестиваля. II этап Фестиваля проводится в форме отборочных туров по жанрам в соответствии с графиком публично. Для участия во II этапе Фестиваля творческий коллектив представляет 1 (один) концертный номер, в одном жанре и в одной возрастной группе. Все фонограммы необходимо предоставить звукорежиссёрам за 2 3 дня до выступления; в день выступления фонограммы не принимаются. При исполнении произведения на иностранном языке участники сдают Жюри перевод текста, отпечатанный на бумаге формата А4, кегль 14. В вокальном жанре участники младшей группы исполняют произведения детского репертуара только на русском языке. В жанре «Художественное чтение» от каждого структурного подразделения образовательного комплекса на отборочный тур могут быть представлены не более 3 номеров. Участники читают произведения на русском языке индивидуально без музыкального и видеосопровождения. Коллективы, принимающие участие в вокально-инструментальном жанре, на II этап присылают ссылку на видеозапись выступления методисту, курирующему округ, до 15 декабря 2016 года. Участники, прошедшие на III этап фестиваля, будут приглашены в III декаде января 2017 года на очный просмотр III этап Фестиваля. Городское Жюри осуществляет просмотр окружных концертных программ в соответствии с графиком в феврале-марте 2017 года (концерт продолжительностью не более 1,5 часов в одном отделении). Заключительный Гала-концерт лауреатов городского Фестиваля состоится в апреле 2017 года.

4 В окружном гала-концерте принимают участие лауреаты II этапа Фестиваля в разных жанрах, набравшие наибольшее количество баллов. Лауреаты Фестиваля в жанровых направлениях: «Вокальный», «Хоровой» и «Художественное чтение» имеют возможность принять участие в городских Конкурсах для школьников, проводимых в высших учебных заведениях города Москвы Ответственность за жизнь и здоровье участников Фестиваля на протяжении всех отборочных туров и концертных мероприятий несут сопровождающие педагоги, руководители коллективов, родители (опекуны) Во время финальных концертов и заключительного гала-концерта лауреатов городского Фестиваля допускается проведение видео- и фотосъёмки. Эти материалы могут быть использованы в средствах массовой информации и в глобальной сети Интернет. Упоминание об источнике (Городской Фестиваль детского и юношеского творчества «Эстафета искусств-2017») обязательно. 7. Жанры Фестиваля 7.1. Для участников 2-й лиги Фестиваля предлагаются следующие жанровые направления: Вокальный жанр (академический вокал, эстрадный вокал, авторская песня). Продолжительность выступления до 5 минут; Хоровой жанр (хоры, вокально-хоровые ансамбли живой звук, без микрофонов). Не более 2 разнохарактерных произведений, продолжительность выступления до 6 минут; Фольклорный жанр (народное пение, фольклорные ансамбли живой звук, без микрофонов). Продолжительность выступления до 5 минут; Инструментальный жанр (оркестры, ансамбли и солисты-инструменталисты, за исключением пианистов и исполнителей на синтезаторе клавишников). Продолжительность выступления до 3 минут; Танцевальный жанр (классическая и современная хореография, народный и эстрадный танец, бальный и спортивный танец). Продолжительность выступления до 4 минут; Искусство в спорте художественная гимнастика, cheerleading (чирлидинг), эстрадноспортивный танец, аэробика, акробатика. Продолжительность выступления до 4 минут; Оригинальный жанр (цирковое искусство: фокусы, пантомима, клоунада, эквилибристика, эксцентрика, цирковая дрессировка). Продолжительность выступления до 4 минут; Художественное чтение. Продолжительность выступления до 3 минут; Различные направления современной молодёжной культуры (хип-хоп, рэп, соул, r&b, бит-бокс, брэйк-данс и др.). Продолжительность выступления до 4 минут; Концертные номера этнокультуры в национальных костюмах (вокальное и танцевальное искусство). Продолжительность выступления до 4 минут; Вокально-инструментальный ансамбль (песни, написанные профессиональными композиторами и поэтами, а также песни, написанные членами группы; фолк и народные песни; диско, рок-музыка и её направления, синти-поп, биг-бит и поп-музыка, каверверсии песен западных групп (с текстами на русском языке). Не более двух произведений общей продолжительностью до 8 минут;

5 Шоу-группа (Концертный номер шоу-группы это яркое красочное представление по разным темам: фольклор разных народов, классические, эстрадные, народные произведения, сцены из мюзикла. Основным в творческой деятельности шоу-группы является синтез вокального и хореографического жанров. Концертный номер предполагает взаимосвязь вокала, пластики, жеста, сценического движения (сценографии), театрализация миниатюр в сочетании с яркими сценическими костюмами). Продолжительность выступления до 6 минут. Основные характеристики и требования по жанровым направлениям прилагаются (Приложение 2). 8. Критерии оценки 8.1. Жюри Фестиваля оценивает: художественную значимость, эстетическую ценность; соответствие репертуара возрасту исполнителей; культуру исполнительского мастерства, выразительность, артистичность; сложность и качество исполнения. 9. Работа Жюри Фестиваля 9.1. Независимое профессиональное Жюри II этапа фестиваля просматривает концертные номера по жанрам в соответствии с графиком Решение Жюри принимается коллегиально, большинством голосов, и не может быть оспорено. Жюри вправе отказать в комментировании своего решения без объяснения причин При превышении лимита времени, установленного Положением п. 7 «Жанры Фестиваля», Жюри вправе остановить выступление. Участники, превышающие регламент выступления на II этапе, не допускаются к участию на III этап фестиваля Жюри Фестиваля имеет право снять баллы с итоговой оценки участников: за использование произведений с ненормативной лексикой; за агрессивное поведение по отношению к Жюри и другим участникам; за использование во время танца неприличных жестов и выкриков; за использование тематики концертного номера, затрагивающей политические или религиозные взгляды При серьёзном нарушении Жюри может дисквалифицировать творческие коллективы или солистов Фестиваля. 10. Подведение итогов и награждение Жюри подводит итоги по жанровым направлениям с учётом критериев оценки, указанных в п. 8 данного Положения Определение лауреатов и дипломантов Фестиваля осуществляется на основании выставленных баллов в каждом жанре, в каждой возрастной группе по итогам работы Жюри По итогам отборочных туров Жюри определяет лучшие концертные номера для участия в III этапе Фестиваля По итогам работы Жюри II этапа, лауреаты и дипломанты награждаются дипломами II этапа Фестиваля, а участники грамотами.

6 По итогам работы Жюри III этапа, лауреаты и дипломанты награждаются дипломами городского Фестиваля. По решению Жюри участники, концертные номера которых не соответствуют критериям оценки и условиям данного Положения, грамотами не награждаются. Приложение 1. Состав Оргкомитета Городского Фестиваля «Эстафета искусств 2017» 1. Лебедева Марианна Владимировна председатель Организационного комитета, директор Городского методического центра Департамента образования г. Москвы; 2. Зернов Дмитрий Игоревич заместитель директора Городского методического центра Департамента образования г. Москвы; 3. Комиссарова Лилия Геннадьевна старший методист Городского методического центра Департамента образования г. Москвы; п/п Ф.И.О. методиста Межрайон Контактный телефон ные советы 1. Кроль Виктор ВАО 8 (499) , Викторович доб Чураев Владимир ЗАО 8 (499) , Иванович доб Васильева Ольга ЗелАО, доб. Анатольевна Кружкова Татьяна САО 8 (499) , Анатольевна доб Бурбелюк Светлана СВАО 8 (499) , Ивановна доб Аралина Наталья СЗАО 8 (499) , Анатольевна доб Воробьёва Ирина ТиНАО, доб. Владиславовна Силина Марина ЦАО 8 (499) , Германовна доб Берникова Людмила ЮАО 8 (499) , Васильевна доб Гольм Юлия ЮВАО 8 (499) , Сергеевна доб Головинова Галина Николаевна ЮЗАО 8 (499) , доб Городской Оргкомитет Фестиваля находится по адресу: Москва, Товарищеский переулок, д. 22, каб. 41, 46, 50, 52.

7 Приложение 2 Основные характеристики и требования по жанровым направлениям Фестиваля «Эстафета искусств» Методические рекомендации к проведению Городского фестиваля детского и юношеского творчества «Эстафета искусств 2017» ВОКАЛЬНЫЙ ЖАНР (академический вокал, эстрадный вокал, джаз, песни с народными напевами в современной обработке, рок-произведения, авторская песня) Академический вокал (или классический вокал) заметно отличается от джазовой или эстрадной техники исполнения. Сегодня классический вокал исполняют в жанре камерной вокальной музыки, в опере, капелле, академическом хоре, с симфоническим оркестром. Однако в академической манере работают и некоторые эстрадные певцы. Академическое пение это такая манера исполнения, которая предполагает, что певец владеет большим количеством различных навыков, таких как: правильное дыхание, правильное звукоизвлечение (пение на опоре, использование резонаторов, певческий купол и многое др.), чёткая дикция и артикуляция, правильное интонирование и умение переключаться между регистрами; необходимы также артистичность, эмоциональность и выразительность исполнения. Отличительные признаки академического вокала Академический вокал не предполагает использования микрофона и иной усиливающей аппаратуры. Вокалист благодаря полному контролю над своим голосом способен озвучивать зал, не сливаясь и не вступая в противоборство с оркестром. Грамотного академического вокалиста отличает умение петь в широком голосовом диапазоне и способность качественно воспроизводить сложнейший в музыкальнотехническом смысле материал. При этом не допустимы малейшие лишние призвуки: тремоляции, сипы, хрипы и иные дефекты звучания. Академический вокал стремление к идеальной певческой манере: певец достигает объёмного чистого звучания голоса. Музыкант, работающий в классической технике, овладевает широчайшей палитрой средств музыкальной, вокальной, артистической выразительности. Певец способен воспроизводить и наиболее тонкие и прозрачные тона, и выдавать предельно яркие экспрессивные композиции. При этом вне зависимости от гаммы чувств, вкладываемой в песню, она получается гармоничной, прекрасной и эстетически совершенной. Эстрадный вокал это особенный вид современного вокального искусства, который сочетает в себе много стилей и направлений, создаёт богатую палитру образов. Эстрадное пение это такая манера исполнения, которая предполагает в первую очередь общение певца со зрительным залом через создаваемый песенный образ, не только через мелодию и текст, но и выразительное движение, яркую эмоциональность, артистизм. Эстрадный вокал отличается от академического более открытым и более естественным звуком. Однако певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом. Джазовый вокал, прежде всего, подразумевает идеальное чувство ритма и гармонии, а также подвижность голоса и умение импровизировать. В джазовом пении необходимо чувствовать форму произведения, уметь преподнести своё понимание мелодической темы,

8 видоизменяя её, но, не покидая нужной гармонии. Важно чуткое партнёрство музыкантов, умение импровизировать на ходу. Авторская песня (бардовская музыка) песенный жанр, отличительными особенностями которого является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой. ХОРОВОЙ ЖАНР (хоры и вокально-хоровые ансамбли) Хор (хоровой коллектив) это певческий коллектив или музыкальный ансамбль, состоящий из певцов. Виды хоров: вокально-хоровой ансамбль от 12 до 20 участников; камерные хоры от 20 до участников; средние хоры от 40 до участников; большие хоры от 70 до 120 участников; сводные хоры до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хеппининг-перформанс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству, так как представляют собой скорее пропаганднопросветительское направление. Хор отличается от вокального ансамбля (вокального дуэта, трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П. Г. Чеснокову, трёх) или более человек исполняющих одну и ту же партию, т. е. 12 человек. Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом. Типы хоровых коллективов Под наименованием тип хора понимают характеристику исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Известно, что певческие голоса распределяются на три группы женские, мужские и детские. Таким образом, хор, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а хор, имеющий комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих голосов всех групп, называется смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные. Минимальное количество певцов в одной хоровой партии 3 человека. С точки зрения манеры пения различают: академические хоры поющие в академической манере. Академическая манера пения основана на принципах и критериях музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанров; народные хоры поющие в народной манере. Жанровыми признаками русских народных хоров являются: опора на местную или областную традицию бытового народного пения; использование натурального регистрового звучания голосов; подголосочно-полифонический распев песни как основа хорового многоголосия.

9 Хоры могут иметь разный статус, например, профессиональные, любительские (самодеятельные), церковные и учебные. Пояснения для участников конкурсного прослушивания: 1. Академические хоры (живой звук, без микрофонов): не допускается использование фонограмм в качестве музыкального сопровождения. Хором может считаться коллектив, в составе которого на сцене выступают не менее 20 участников. 2. Вокально-хоровые ансамбли академического направления (живой звук, без микрофонов): не допускается использование фонограмм в качестве музыкального сопровождения. Количество участников от 12 до 19 включительно. Выступление хора или вокально-хорового ансамбля на конкурсном прослушивании может проходить как с дирижером, так и без него (по желанию руководителя коллектива). Вокально-хоровые коллективы исполняют до 2 разнохарактерных произведений с музыкальным сопровождением или а капелла (произведение духовной музыки, обработка народной песни, произведение русской или зарубежной классики, произведение советского, российского или современного зарубежного композиторов). Принимается во внимание единый стиль костюмов коллектива. 3. Вокальные ансамбли академического направления (живой звук, без микрофонов). Количество участников от 2 до 11 включительно. Ансамбль выступает без дирижёра. 4. Сольное пение академического направления и малые вокальные формы (дуэты, трио, квартеты): допускается минусовая фонограмма в качестве музыкального сопровождения и микрофон. Микрофон не используется при условии фортепианного сопровождения голоса или сопровождения другого акустического инструмента. Не допускаются фонограммы «караоке». В программу выступления хоров, вокально-хоровых ансамблей, вокальных ансамблей и солистов желательно включать произведение патриотической тематики: о Родине, о России, о Москве, о родном крае и т. д. Примечание: Внешний вид конкурсантов должен быть аккуратным, опрятным. Наличие сменной обуви обязательно для всех (участники, сопровождающие, руководители коллективов). К конкурсному прослушиванию не допускаются учащиеся в спортивной одежде и обуви, в рабочей и домашней одежде, в джинсах. На выступление участникам фестиваля необходимо продумать сценический костюм в соответствии с художественным образом концертного номера. Культура сцены обязательна! Жюри вправе остановить прослушивание конкурсной программы участника, нарушившего конкурсные требования. Присутствие на отборочном туре педагога, ответственного за участие в фестивале от образовательной организации, обязательно!

10 ФОЛЬКЛОРНЫЙ ЖАНР (народное пение, фольклорные ансамбли) Обычно фольклором называют народное искусство. Это музыка, поэзия, театр, танец, которые были созданы народом и тесно связаны с традициями, религиозными верованиями, обрядами, обычаями и историей. Музыкальный фольклор это творчество народа, которое выражается в вокальной, инструментальной или вокально-инструментальной форме. По содержанию музыкальный фольклор делится на эпос, лирику и драму. Основные виды музыкального фольклора песня, песенная импровизация, песня без слов, эпическое сказание, былина, танцевальные мелодии, плясовые припевки, инструментальные пьесы и наигрыши. Наиболее распространённым видом вокальной народной музыки является народная песня музыкально-поэтическое произведение, одна из древнейших форм музыкальнословесного творчества. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и изобразительным фольклором. Существенной чертой народной песни является непосредственная связь с бытом и трудовой деятельностью (песни трудовые, сопровождающие различные виды труда, бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и др.; обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые календарные и т. п.). Плясовые народные песни неотделимы от разнообразных народных танцев. Народную песню отличает богатство жанров, различных по происхождению, характеру и функции в народной жизни. Условно можно выделить следующие тематические группы: 1. Песни, связанные с календарём, календарными праздниками и обрядами (закликание и встреча весны, «жаворонки», ранневесенние и летние троицкие хороводы, песни жатвенной страды и сенокоса, поздравления с новым годом, колядки и песнигадания, масленичные песни); 2. Песни, связанные с различными событиями в личной и семейной жизни людей (на рождение ребёнка, крестильные, колыбельные, детские игровые хороводы, величальные, свадебные и рекрутские, похоронные плачи и причеты, поминальные, духовные стихи); 3. Эпические песенные жанры (былина, сказ, скоморошины и небылицы, некоторые духовные стихи, баллады, исторические песни); 4. Лирические песни (песни о любви счастливой и неразделённой, трагической; протяжные песни, «страдания», городские песни и канты); 5. Песни будней и праздников (солдатские и студенческие, мореходные и навигационные; трудовые бурлацкие, артельные, крестьянские; праздничные виватные, балаганные, шуточные песни и частушки). Наибольшее музыкальное развитие в фольклоре всех народов получили лирические песни, их многообразие обусловлено разнообразием социальных групп, создающих и исполняющих их (земледельцы, ремесленники, рабочие, студенты и др.). Каждая социальная группа общества имеет свою песенную лирику.

11 ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЖАНР (оркестры, ансамбли, солисты-инструменталисты, за исключением пианистов) Виды оркестров: симфонический, духовой, струнный, народных инструментов, эстрадный, джазовый. Требования к составу оркестров, принимающих участие в конкурсных прослушиваниях: количество иллюстраторов в школьных оркестрах не должно превышать 20% от числа участников коллектива; допускается использование только одного микрофона для солиста; использование в составе оркестра синтезатора или рояля допустимо только в качестве недостающего оркестрового голоса. КОНЦЕРТНЫЕ НОМЕРА ЭТНОКУЛЬТУРЫ (вокальное и танцевальное искусство в национальных костюмах) Для участия приглашаются солисты, ансамбли и коллективы вокально-хорового и танцевального жанров, выступающие в этнонаправлении. Конкурсанты исполняют на национальном языке песню или национальный танец любого жанра. Концертные номера представляются в национальных костюмах (этнографические костюмы или костюмы стилизованные, выполненные современниками с соблюдением всех традиционных особенностей и соответствующие исполняемому репертуару). В исполнении конкурсного материала желательно наличие приближенности звучания и диалекта к манере пения и говору того региона, песни которого исполняются; в танцевальных номерах соблюдение стилевых особенностей народной хореографии региона. ОРИГИНАЛЬНЫЙ ЖАНР (цирковое искусство: фокусы, пантомима, клоунада, эквилибристика, эксцентрика, акробатика) Оригинальный жанр по содержанию не похож ни на один классический. Он содержит номера, демонстрирующие возможности человеческого тела. Чаще всего артисты оригинального жанра выступают в цирке или специализированных шоу. Это акробаты, фокусники, клоуны, жонглёры, пародисты, воздушные гимнасты, дрессировщики. Они способны вызвать у людей радость, удовольствие, восхищение. Основой циркового искусства считается демонстрация необычного (эксцентрика) и смешного. ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ЖАНР (классическая и современная хореография, народный и эстрадный танец, бальный и спортивный танец, искусство в спорте художественная гимнастика, чирлидинг) Танец один из самых красивых видов искусства, в котором эмоционально-образное содержание музыки находит воплощение в движении человеческого тела. Это искусство движения, основными характеристиками которого являются: ритм (быстрое или медленное повторение и варьирование движений); рисунок (сочетание движений в композиции); динамика (размах движений); техника (степень владения телом и мастерство исполнения).

12 Виды танцев Классическая хореография (балет) это вид сценического искусства. Основными видами танца в балете являются классический и характерный танец. Классический танец это основное выразительное средство балета, отличительными признаками которого являются характерные постановки ног, рук, корпуса и головы, точное следование принципам выворотности ног, вертикальности тела и изоляции различных его частей. Движения классического танца стремятся к геометрической ясности. Характерный танец это вид сценического танца, в основе которого народный танец (или бытовой), подвергшийся обработке балетмейстером для балетного спектакля. Современная хореография направление в танце, включающее в себя различные танцевальные стили и техники XX XXI веков. Это синтез классического танца, элементов гимнастики, акробатики, пантомимы. Современная хореография это авторская хореография, в которой не существует канонических обязательных движений и поз. Народный танец самый распространённый вид народного танцевального творчества, созданный этносом, передающий его национальную культуру и темперамент. Народный танец отражает этнические особенности, хореографический язык и пластическую выразительность этноса или этнической группы, которые проявляются в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения. Эстрадный танец это хореографическое произведение, предназначенное для концертного исполнения на эстраде. Для эстрадного танца характерна внешняя выразительность и эффектность, развлекательный характер, виртуозность. По форме эстрадный танец это танцевальная миниатюра с небольшим количеством исполнителей. Бальный танец это вид парного танца, имеющий народные истоки. Исполнялись на балах, которые проводились в помещениях, застеленных паркетом. Из огромного разнообразия как элитных (историко-бытовых), так и народных танцев в группу бальных попали только парные танцы. Спортивный бальный танец танцевальный вид спорта, объединяющий два стиля спортивных танцев: Интернациональный Стандартный (европейский): медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, квикстеп (быстрый фокстрот); Интернациональный Латиноамериканский (латино): самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв. ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ (ВИА) Вокально-инструментальный ансамбль состоит из 3 и более человек, в число которых входит несколько вокалистов и мультиинструменталистов. ВИА используют обычный для поп- и рок-групп набор инструментов: электрогитары, ударную установку, различные варианты электронных клавишных, таких как электроорганы и синтезаторы, аппаратуру звукоусиления. Репертуар ВИА в основном составляют песни, написанные профессиональными композиторами и поэтами, а также песни, написанные членами группы; фолк и народные

13 песни; диско, рок-музыка и её направления, синти-поп, биг-бит и поп-музыка, каверверсии песен западных групп (с текстами на русском языке). Внешний вид артистов ВИА типичная концертная одежда. Любые выраженные роковые атрибуты, такие как необычные причёски, татуировки, клёпаная кожаная одежда, металлические аксессуары и прочее в том же духе, безусловно, исключаются. РАЗЛИЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ КУЛЬТУРЫ (хип-хоп, рэп, соул, R&B, битбокс, брэйк-данс и др.) Хип-хоп (англ. Hip-hop) музыкальный жанр. Термин «хип-хоп» определяют как сочетание двух слов hip (ура) и hop (прыжок). Хип-хоп имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» жанров, таких как поп-рэп, до агрессивных хардкор-рэп, хорроркор. Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого, вроде воспоминаний о «старых добрых временах», до поднятия социальных проблем. Истоки хип-хопа лежат в фанке, который является главным «прародителем» этого направления. Однако влияние на становление хип-хопа оказали и другие жанры ритм-нблюз, соул, джаз, регги. Очень часто термины «хип-хоп» и «рэп» используются как синонимы, что не является правильным. Рэп один из основных элементов стиля хип-хоп музыки. Рэп это речитативное исполнение стихов под ритмическую музыку, которое может использоваться не только хип-хоп исполнителями, но и представителями других жанров современного ритм-н-блюза, поп-музыки, рэпкора, ню-метала, раггамаффина; в то же время существуют исполнители альтернативного хип-хопа, не использующие в своих записях вокал. Возникнув как разновидность стиля spoken word, рэп превратился в настоящее искусство, имеющее множество граней. Современный ритм-н-блюз, или современный Ар-энд-Би R&B (англ. R"n"B) музыкальный стиль, истоки которого идут от ритм-н-блюза 1940-х годов, особенно популярного в США и Канаде. Несмотря на то, что сокращение R&B производит ассоциации с музыкой в стиле ритм-нблюз, эта аббревиатура используется для определения более нового стиля афроамериканской музыки, появившегося после диско в 1980-х годах. Современный Арэнд-Би сочетает в себе элементы соула, фанка, нью-джек-свинга, хип-хопа и танцевальной музыки. Некоторые источники определяют стиль Ар-энд-Би как современную городскую музыку. Соул (от англ. Soul «душа») жанр популярной музыки афроамериканского происхождения, возникший в южных штатах США в 1950-е годы на основе ритм-эндблюза. Характерную эмоционально-прочувствованную, экстатическую, порой экзальтированную, «душевную» вокальную манеру соул-музыка восприняла из традиции духовных песнопений госпелс и спиричуэлс, а также джазовой вокальной импровизации. В 1960-х годах соул становится наиболее популярным направлением негритянской музыки. К этому времени блюз и ритм-энд-блюз, будучи в значительной степени позаимствованными и адаптированными белыми исполнителями рок-н-ролла и блюз-рока, воспринимались уже в качестве межрасовых жанров, а афроамериканцы стали идентифицировать себя через соул-музыку. Битбокс или Битбоксинг это искусство создания мелодий при помощи голосового аппарата и артикуляций органами рта. При этом современная техника битбоксинга

14 включает также и множество других областей. Наиболее часто битбоксинг используется в качестве аккомпанемента в хип-хоповых композициях. Битбокс считается пятым элементом хип-хоп культуры. Брейк-данс (Break-dance или b-boying) уличный танец, одно из течений хип-хоп культуры и внутри неё называется «брэйкинг» (брейкинг, англ. breaking) зарождался в конце 1960-х годов (Африка, Бамбаатаа). Сегодня выделяют два основных вида этого танца: нижний экстрим танцор исполняет, в основном, акробатические и силовые трюки на полу; верхний брейк-данс базируется на пластике тела: это фантастические перемещения тела в пространстве и фиксы, которые на первый взгляд противоречат всем законам физики и гравитации. Весь танец брейкинг пришёл из Нью-Йорка с юга Бронкса. Термин «брейкдансинг» (Breakdancing) создан музыкальными журналистами для удобства восприятия обывателями, поскольку в английском слово breaking обозначает разные понятия и имеет отношение к разным культурам. По этой же причине (для чёткости идентификации) в самой среде хип-хоп стали использовать термин «B-boying», который происходит от слова B.Boy (break-boy). Принято считать, что как отдельный танец он сформировался к 1973 году. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ (или выразительное чтение) Художественное чтение (или выразительное чтение) вид искусства, суть которого заключается в творческом воплощении литературного произведения в действенно звучащем слове. Воплотить произведение в слове значит вызвать в воображении слушателей изображенную автором жизнь во всей её полноте и многообразии, раскрыть отношение художника к изображаемому, передать особенности художественной формы, стиля автора. Конечная цель чтеца в соответствии со своей трактовкой раскрыть слушающим идейнохудожественную сущность произведения, выразительно донести до слушателя содержание произведения, помочь им увидеть, прочувствовать и оценить изображенные в нем явления так, как видит, переживает и оценивает их он исполнитель. Выразительное чтение имеет две стороны: проникновение в смысл исполняемого произведения, передачу исполнительского проникновения слушателям. К.С. Станиславский учил: «Берите почаще книгу, карандаш и размечайте прочитанное по речевым тактам. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку. Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать и вникать в их сущность. Не вникнув в неё, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставить вас постоянно думать о том, что вы говорите», и ещё «Чувству приказать нельзя, а надо его добиваться другими путями Должна появиться такая психологическая ситуация, которая даёт возможность возникнуть эмоциональному отношению человека к определённому кругу явлений, и это образующееся эмоциональное отношение будет им пережито». Принципы работы над текстом (по Станиславскому): изучение текста, максимальное вживание в его идейно-художественное содержание; общественная направленность, действенность выразительного чтения; хорошее понимание «задач», которые следует поставить перед слушателем при чтении текста.

15 Чтение вслух обращено к слушателям. Для восприятия чтения необходимо, чтобы слушатели понимали то, что им читают. Понимание обусловлено наличием определенных знаний, определенного опыта. Учитель обязан считаться с возрастом и развитием своих учеников. Для подготовки к конкурсу чтецов на сайте ГМЦ (размещены методические рекомендации «Выразительное чтение художественного текста. Техника речи» авторы: В. И. Аннушкин и А. Г. Жукова, и видеолекции «Язык речь слово» В. И. Аннушкина.


«Утверждаю» Руководитель территориальной группы ЦАО ГБОУ ГМЦ ДОгМ _С.И.Макина 2014 г. ПОЛОЖЕНИЕ о проведении XII окружного Фестиваля детского и юношеского творчества «ЭСТАФЕТА ИСКУССТВ - 2015» Фестиваль

«Спектакль по произведениям современных авторов»; «На подмостках музыкального театра». 1.4. Организатором Фестиваля является Городской методический центр Департамента образования города Москвы (далее -

Положение О конкурсе детского творчества «Открываем таланты» по направлениям: Вокально-хорового, хореографического, театрального искусства 1. Цель и задачи конкурса. Цель конкурса поддержка и развитие

Положение окружного этапа городского Фестиваля детского и юношеского творчества «ЭСТАФЕТА ИСКУССТВ - 2015» Фестиваль детского и юношеского творчества «Эстафета искусств» учащихся образовательных организаций,

УТВЕРЖДЕНО на заседании территориального комитета Протокол 67 от 03.09.2015 г. Положение о проведении творческого фестиваля профсоюзных талантов «Осенний калейдоскоп» Сроки проведения фестиваля: сентябрь

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Третий Открытый Городской Фестиваль народного творчества для детей и юношества «Россия твоя и моя!» (далее Фестиваль) это современная модель культурно-образовательного и воспитательного

Положение о проведение фестиваля самодеятельного творчества «Студенческая весна 2010» 1. Фестиваль проводится с февраля по май 2010 года в три этапа: 1.Отборочный тур внутривузовский тур 4 и 5 марта, ауд.

Утверждено организационным комитетом ХХ1 областного детско-юношеского фестиваля татарской культуры «МИРАС» 2017 Самарская областная татарская национально-культурная автономия Горланов А.И. общественная

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ОРГКОМИТЕТ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ «ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ» 1. Общие положения. 1.1. Конкурс музыкального

УТВЕРЖДАЮ: УТВЕРЖДАЮ: Заместитель первого проректора Председатель ЧГМОО по воспитательной работе ЧГУ «Объединение студентов ЧГУ» Макарова Н.В. Лобова Е.С. 2012 г. 2012 г. Положение о восьмом традиционном

Положение VI Открытого городского конкурса-фестиваля хореографического искусства «Танцетворение» (г. Иваново) 10-12 марта 2017 г. Учредители и организаторы конкурса-фестиваля Администрация города Иванова;

Приложение к приказу от 19.01.2016. 33 Положение о проведении школьного фестиваля детского и юношеского творчества «Созвездие талантов 2016», посвященного Году Кино в Российской Федерации и Году детства

Общие положения Открытый городской фестиваль патриотической музыки «Величальная России» (далее - Фестиваль) проводится по инициативе Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного

Муниципальное образование «Город Биробиджан» Еврейской автономной области МЭРИЯ ГОРОДА ПОСТАНОВЛЕНИЕ 25. 01.2013 137 г. Биробиджан О проведении фестиваля самодеятельного творчества школьников муниципального

ХII ФЕСТИВАЛЬ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ МОСКОВИИ» «ВЕЛИКИЕ СВЕРШЕНИЯ РОССИИ» ПОЛОЖЕНИЕ Жанр «Инструментальный» I. Общие положения XII Фестиваль детского и юношеского творчества «Юные

Программные требования к отбору кандидатов для присуждения Грантов Мэра Москвы в сфере культуры и искусства в 2019 году В заявке должны быть указаны произведения, соответствующие номинациям и Программным

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПОЛОЖЕНИЕ «Межрегиональный фестиваль исполнительского творчества и педагогического мастерства «Зеленоградские Музы» 1.1. Настоящие Правила определяет условия,

4. Условия проведения конкурса и требования к конкурсной программе Заявки подаются до 23 января 2017 г. (Форма заявки прилагается) Регистрация участников начинается не ранее, чем за 1 час до начала программы.

Приложение 1 приказу от 09.01.2018 14р ПОЛОЖЕНИЕ о школьном Фестивале творчества «Школа. Творчество. Успех.» I. Цель и задачи Фестиваля 1. Целью проведения Фестиваля является художественно-эстетическое

УТВЕРЖДЕНО Приказ Министерства культуры Донецкой Народной Республики от 26. 01. 2016 08-ОД ПОЛОЖЕНИЕ о проведении Открытого фестиваля-конкурса молодёжного искусства «Ветер перемен» 1. Общие положения 1.1.

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении лицейского фестиваля творчества учащихся «Ступени успеха» Настоящее Положение определяет цели и задачи фестиваля творчества учащихся «Ступени успеха» (далее Фестиваль), порядок его

VI международный конкурс-фестиваль искусств «МОРСКА ПЕРЛА» РЕСПУБЛИКА БОЛГАРИЯ 17.06 19.06.2017 VII международный конкурс-фестиваль искусств 18.08 20.08.2017 Приглашает одаренных детей, подростков и молодёжь

СОГЛАСОВАНО Начальник Управления культуры и организации досуга населения администрации города Ульяновска Е.Н. Топоркова УТВЕРЖДАЮ Министр искусства и культурной политики Ульяновской области Т.А. Ившина

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ «ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ» ГБОУДО ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

ХII ФЕСТИВАЛЬ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ МОСКОВИИ» «ВЕЛИКИЕ СВЕРШЕНИЯ РОССИИ» ПОЛОЖЕНИЕ Жанр «Фольклор» I Общие положения XII Фестиваль детского и юношеского творчества «Юные таланты

ПОЛОЖЕНИЕ о VII городском ежегодном фестивале - конкурсе «Труда и Искусства» среди предприятий, учреждений и организаций города «Весна. Труд. Творчество» ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА - ФЕСТИВАЛЯ: воспитание

Приложение 1 к приказу 5 от 08.02.2018 г. ПОЛОЖЕНИЕ о школьном Фестивале творчества «Школа. Творчество. Успех.» I. Цель и задачи Фестиваля 1. Целью проведения Фестиваля является художественно-эстетическое

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (МИНОБРНАУКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ) ПРИКАЗ от 21 декабря 2017 года N 3205 г. Новосибирск Об организации и проведении Регионального

Развитие общей и исполнительской культуры юных музыкантов в духе лучших традиций отечественного художественного образования; повышение уровня исполнительского мастерства участников конкурса; обмен опытом

Музыкально-хореографический отдел Художественное направление деятельности Дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы "Русский народный танец", модифицированная

Утверждено Распоряжением Управления образования и молодежной политики Ненецкого автономного округа от 11 декабря 2014 667 -р ПОЛОЖЕНИЕ о проведении регионального фестиваля художественного самодеятельного

Страница 1 из 8 УТВЕРЖДЕНО постановлением Главы Городского округа от. ПОЛОЖЕНИЕ о городском конкурсе «Юные таланты-2016» Городской конкурс «Юные таланты-2016» посвящен 235 годовщине со дня образования

Смотр-конкурс среди музыкальных руководителей Советского района. На лучшую разработку дидактического средства развития ребенка по музыкальному воспитанию в технологии «Лэпбук». -округ «Северный», «Взлетка»

Всероссийский фестиваль - конкурс искусства и творчества «ТАЛАНТЫ РОССИИ» 19-20 Мая 2018г. г. Ставрополь ул. Комсомольская 65 ДК им Ю. А. Гагарина ПОЛОЖЕНИЕ: (Данное положение является официальным приглашением).

4. Участники фестиваля: Детские академические хоры учреждений УДО Санкт-Петербурга Детские народные хоры учреждений УДО Санкт-Петербурга Детские эстрадные и джазовые ансамбли учреждений УДО Санкт-Петербурга

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 2114» (ГБОУ Школа 2114) Корпус «Гармония» Положение о проведении XII Открытого окружного

Приложение 1 к приказу отдела образования от 10.02.2016 г. 18-д ПОЛОЖЕНИЕ О проведении муниципального этапа X Областного фестиваля творчества специалистов системы образования Свердловской области «Грани

УТВЕРЖДАЮ Глава администрации Советского района города Новосибирска Д. М. Оленников 2018 г. СОГЛАСОВАНО Начальник отдела образования Советского района З. А. Гребнева 2018 г. ПОЛОЖЕНИЕ районного этапа Регионального

ПОЛОЖЕНИЕ Всероссийского межнационального конкурса-фестиваля музыкального и хореографического искусства «ВОЗРОЖДЕНИЕ» ОРГАНИЗАТОРЫ КОНКУРСА ФЕСТИВАЛЯ: АНО «Центр межнациональных и межконфессиональных исследований»;

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр» Колпинского района Санкт-Петербурга

Общие положения Открытый городской фестиваль «Величальная России» (далее - Фестиваль) проводится по инициативе Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении Городского фестиваля детского и юношеского творчества «Эстафета искусств - 2017» 1. Общие положения 1.1. Фестиваль детского и юношеского творчества «Эстафета искусств» учащихся образовательных

IV Окружной фестиваль миниатюры (декабрь 2013 год) ПОЛОЖЕНИЕ о проведении IV окружного фестиваля инструментальной, вокальной и художественной миниатюры «Поэтические картинки» Западного административного

СОГЛАСОВАНО Начальник управления координации воспитательной работы и профилактики правонарушений Департамента образования г. Москвы Ж.А.Синельникова 20 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ ДО ДТДМ «Хорошево» Т.Л.Ледовская

ПОЛОЖЕНИЕ О проведении отборочного тура для участия в международном фестивалеконкурсе народного творчества «Рижский пряник» 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОТБОРОЧНОГО ТУРА Знакомство с лучшими творческими коллективами