Игры с ребенком 5 месяцев дома вдвоем

Игры с ребенком 5 месяцев дома вдвоем
Игры с ребенком 5 месяцев дома вдвоем

Ребенок на 5-м месяце продолжает осваивать инструменты общения: улыбку, смех, лепет, которые становятся с каждым днем все выразительней, живей, и наполняются смыслом. Он становится активней и мобильней в движении: переворачивается, из лежачего положения постепенно стремиться к сидячему, самостоятельно принимает различные позы. Развитие ребенка в 5 месяцев – это период закрепления и усовершенствования уже полученных ранее навыков и переход к новому образу жизни, когда малыш уже сможет сидеть.

Рост и вес

Умножьте на два массу тела вашего крохи при рождении – примерно столько весит теперь пятимесячный малыш. В конце 5 месяца ребенок должен иметь вес 6.5 — 7.5 кг (±1 кг) и рост 63 — 65 см (± 3 см). За этот месяц он набирает до 700 г и прибавляет около 2-х см.

Почти все безусловные рефлексы у ребенка к 4 — 5 месяцам угасают (), рефлекс Моро должен исчезнуть к концу 5-го месяца. ()

В физическом развитии малыша наблюдаются заметные изменения.

Что умеет младенец в конце 5-го месяца

  1. Ребенок в 5 месяцев может уже хорошо сидеть при поддержке спины, держась за что-то руками. Самостоятельно он сидеть пока не умеет ().
  2. Если поставить ребенка в вертикальное положение, поддерживая за подмышки, то он стоит почти прямо, не сгибая ножек.
  3. Если держать малыша в воздухе параллельно полу вниз лицом, то он приподнимает верхнюю часть тела и головку до средней линии и держит их в таком положении.
  4. Если потянуть его за ручки в лежачем положении, то малыш сам подтянется и не даст головке запрокинуться назад.
  5. Лежа на спинке, ребенок поднимает ножки и ручки, рассматривает их, тянет ступни в рот.
  6. Лежа на животе, приподнимается на предплечьях и уверенно держит головку.
  7. Протягивает руку к движущемуся предмету и уже может его схватить.
  8. Активно переворачивается на бочок, с живота на спину.
  9. Спинные мышцы ребенка в 5 месяцев уже развиты достаточно для того, чтобы он смог сделать «самолетик»: лежа на животике с приподнятой головой, двигает ручками и ножками.

Читаем еще:

Психическое развитие

  1. Лепет малыша становится разборчивее, это уже не примитивные отдельные звуки, а сочетание их: «ма», «ня», «да», «ба». Ребенок произносит их, повторяя несколько раз в разном сочетании, выдавая что-то вроде свирели.
  2. Кроха временами «разговаривает» сам с собой, четко разделяя слоги.
  3. Отличает строгую и нежную интонацию. Может обидеться, когда на него ругаются или кричат. Замолкает, когда с ним разговаривают, внимательно вслушиваясь. Старается обратить на себя внимание.
  4. Ребенок без труда узнает знакомые лица, настораживается при виде новых людей. Реагирует на выражение лица. Улавливает связи между прической, глазами, голосом, запоминает образ в целом. Любит рассматривать изображения лиц на картинках, предпочитает улыбающиеся.
  5. Даже если малыш кажется общительным в присутствии матери, то без нее, рядом с чужими, становится пугливым.
  6. На пятом месяце улучшается способность зрительного управления движениями рук: малыш без труда может взять нужный предмет, глядя на него.
  7. Пока не может отыскать прикрытую чем-то игрушку, но если ее закрыть не полностью, то ребенок поймет, где она спрятана.
  8. Некоторые дети могут уже запоминать качественные характеристики предметов, например: цвет или размер игрушки, какая она на ощупь, и предпочитать эти вещи другим.
  9. К началу 6-го месяца малыш может не только схватить и удержать игрушку, а потянуть ее на себя, отнять.
  10. Ребенок теперь может уделять самостоятельной игре 5 – 10 минут.

Если некоторые навыки (см. 4 мес.) у ребенка отсутствуют, то необходимо проконсультироваться с педиатром.

Как помочь ребенку развиваться

В этом периоде занятия с ребенком непременно должны быть сконцентрированы на развитии опорно-двигательного аппарата. Особенное внимание нужно уделять упражнениям для мышц спины, так как малышу необходимо научиться сидеть, а также закреплению навыка переворота со спины на животик и обратно. Необходимо проводить ежедневные 20 – 30 минутные занятия гимнастикой в сочетании с массажем. Все упражнения рекомендуется сопровождать счетом, так у ребенка формируется чувство ритма. Можно включить ритмичную музыку.

Упражнение на приседание с прогибом позвоночника (делать 1 раз в день):

  • Ребенок лежит на спинке. Вложите в ладошки малышу большие пальцы своих рук, пусть он их сожмет. Остальными пальцами обхватите ребенка за запястья.
  • Разведите руки ребенка чуть в стороны и подтяните его к себе, пока малыш не сядет.
  • Затем поднимите руки малыша вверх и зафиксируйте их там одной рукой.
  • Пальцами свободной руки проведите вдоль позвоночника крохи снизу вверх. Ребенок при этом рефлекторно разогнет спинку.
  • После этого, аккуратно поддерживая головку, положите малыша в исходное положение.

«Подползание»: лежа на животике, малыши уже стремятся дотянуться до лежащей рядом игрушки. Ползанием это еще не назвать, но можно считать первым шажком к тому, чтобы ползать. Раскладывайте рядом с крохой игрушки на расстоянии чуть большим, чем вытянутая рука ребенка. Ладонью создайте опору для его ножек. Пусть малыш пытается подползать и хватать предметы. Это будет хорошей гимнастикой для всех групп мышц малыша.

Массаж для ребенка в 5 месяцев должен несколько усложниться. Кроме растирания, поглаживания, вибрации и поколачивания можно использовать пощипывание, щипцеобразное разминание и валяние.

Продолжайте носить ребенка на руках. «Разговаривайте» с ним, рассказывайте и показывайте ему все окружающее. Позволяйте крохе исследовать как можно большее количество предметов, но будьте осторожны, ведь ребенок теперь тянет все в рот, поэтому следите за чистотой игрушек и безопасностью окружающих предметов.

На некоторое время малыша теперь можно помещать в манеж, но не оставляйте его там на долго. Длительное пребывание в манеже или кроватке создает у крохи впечатление замкнутости и ограниченности пространства и может притуплять у ребенка стремление исследовать мир.

Игры

Для пятимесячного крохи интересны будут игры в «Ку-ку», «Сороку-ворону», «Идет коза рогатая», «Ладушки». (см. 4 мес.). В этом возрасте малыши любят игры с разными звуками:

  • «Как говорят животные»: произносите звуки, подражая животным. При этом называйте зверя и показывайте его на картинке.
  • Читайте ребенку книжки с потешками и четверостишиями, они развивают память малыша.
  • Прикасайтесь к разным частям тела ребенка, ласково называя их: носик-курносик, синенькие глазки, розовые щечки.
  • Пришейте к носочкам малыша маленькие колокольчики, пусть они звенят, когда ребенок шевелит ножками. На ручки можно сделать браслетики с колокольчиками или яркими нашивками (бабочка, цветочек), кроха будет разглядывать их, когда поднимет ручки.
  • Перекличка: вводите постепенно в «словарный запас» малыша новые слоги. Внимательно слушайте, что «говорит» ребенок, а потом отвечайте ему так, словно поддерживаете беседу. Через какое-то время малыш будет повторять за вами. Важно, чтобы кроха видел ваше лицо, наблюдал за жестами и мимикой.

Поиграйте с малышом перед зеркалом. Возьмите ребенка на руки и помашите рукой отражению в зеркале. Возможно, малыш будет очень удивлен появлением второй мамы с кем-то на руках. Пока ребенок воспринимает отражение в зеркале как другой живой объект. Если вы возьмете в руку игрушку, то малыш будет пытаться схватить ее в зеркале, не замечая ее у вас в руках. Примерно до 1.5 лет дети не понимают, что в зеркале только отражение.

Для развития тактильной чувствительности сделайте набор разноцветных подушечек из разных тканей (фланель, шелк, вельвет). Когда малыш лежит на животике, давайте их ему, пусть трогает и разглядывает. Когда ребенок подрастет, такие подушечки можно будет раскладывать парами по цвету, размеру или рисунку.

Если любите шить, можно сделать специально для вашего малыша текстильную книжку с аппликациями из разных тканей, липучками, шнуровками, пришитыми пуговицами. Тематика книжки может быть различая, в зависимости от пола ребенка.

Питание и сон

Режим сна и бодрствования у ребенка в 5 месяцев остается такой же, как и в прошлом месяце (см. 4 мес.). Для каждого малыша он индивидуален и зависит от биоритмов и темперамента: кто-то просыпается рано и так же ложится, а кто-то любит попозже встать и «гуляет» полночи. Малыши еще могут путать день с ночью, но многие дети уже спят по ночам продолжительней, чем днем, просыпаясь 1 – 2 раза.

Кормление пока остается без изменений (см. 4 мес.). Продолжайте кормить грудью или смесью по требованию.

В 5 месяцев допускается введение первого прикорма если:

  • У вас мало молока;
  • Ребенок плохо прибавляет в весе, капризничает, не наедается;
  • Его мучают боли в животике или запоры, редкий или скудный стул;
  • Он часто срыгивает (за сутки более 2-х раз или после каждого кормления).

В любом из этих случаев проконсультируйтесь с педиатром, чтобы он определил, что причина действительно в недоедании и подобрал первый прикорм.

Сегодня вашему малышу исполняется очередной месяц. Он уже многое умеет: улыбается вам, переворачивается на животик и обратно, и пытается ползать. Каждый из родителей задается вопросом, как развивать ребенка в 5 месяцев и какие ему покупать для этого , ведь их просто огромное множество.

Во что поиграть с малышом?

Развивающие игры для детей 5 месяцев абсолютно не сложные и в основном концентрируются на развитии внимания, памяти, тактильного восприятия и физических способностей ребенка:

  1. Узнай меня. Суть игры: мама или человек, который постоянно находится с ребенком в контакте, подходит к кроватке и улыбается, разговаривая с крохой. Далее отворачивается и надевает маску. Поворачивается. Правильная реакция малыша - он не узнает маму. После этого маска снимается, а ребенок радуется.
  2. Доползи до игрушки. Суть игры: простимулировать ребенка ползать. Положите рядом с малышом игрушку. Лучше, что бы она была яркой и новой. Ребенок должен попытаться до нее дотянуться, доползти.
  3. Кто говорит: «Му»? Суть игры: мама показывает различные картинки с животными и рассказывает крохе, кто из них как разговаривает. Например: коровка – му-у-у, гуси – га-га-га и т.п. Малыш должен внимательно слушать. Эта игра позволит развивать у ребенка в пять месяцев, как память, так и внимание.

К развивающим занятиям для ребенка 5 месяцев можно отнести Малыш с интересом будет наблюдать за тем, как ваша рука превратится в забавную куклу. При этом ребенок всячески будет стараться ее потрогать. Очень хорошо, если на ней будут какие-то звенящие элементы или пищалки. Это занятие позволяет развивать у пятимесячного ребенка, как память и внимание, так и тактильное восприятие.

Чем играют малыши?

К развивающим игрушкам для детей 5 месяцев можно отнести всевозможные погремушки. Они бывают различных модификаций и комплектаций: одинарные и целые комплексы с набором звенящих, шуршащих, твердых и резиновых элементов. Сейчас очень многие производители стали применять в своих игрушках мягкие панели с проигрывающими мелодиями, а также крепить «искусственные зеркала».

При покупке таких погремушек стоит, прежде всего, обратить внимание на то, из чего они сделаны. Ведь дети этого возраста все тянут в рот, поэтому если вы сомневаетесь в производителе или игрушка неприятно пахнет, например краской, лучше откажитесь от ее покупки.

Итак, одним из самых главных правил, как нужно развивать ребенка в 5 месяцев – это внимание со стороны мамы и папы. Разговаривайте с крохой, рассказывайте о мире, в котором он живет, и как можно больше давайте ему разных предметов потрогать ручками. И ваш малыш будет расти смышленым и любознательным.

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня мы поговорим о том, как развивать ребенка в 5 месяцев. В какие игры с ним играть, как делать массаж, чему обучать? Каким должен быть режим дня ребенка в 5 месяцев? Эти вопросы волнуют многих мамочек. Давайте попробуем разобраться.

Ваш малыш уже подрос и окреп. Вроде бы совсем недавно Вы принесли его из роддома, боясь неосторожным движением навредить такой крошечке. Но вот прошло пять месяцев, и уже совсем скоро малыш отметит свой первый «серьезный» юбилей – полгода! Так быстро летит время! Как же помочь ему правильно развиваться?

Ребенку 5 месяцев: особенности развития

Малыш становится все более активным. Теперь он может без посторонней помощи хорошо поворачиваться на бочок, а затем на животик. Также кроха учится переворачиваться сам и в обратном направлении – с животика на спинку. Ему интересно рассматривать родителей, приглашать их к общению и игре.

Сейчас уже нежелательно оставлять кроху без присмотра даже на минутку, особенно на плоскости, не ограниченной бортиками, и на высоте. Ведь малыш уже может активно поворачиваться во все стороны, а это много значит! Очень важно поддерживать карапуза в его начинаниях, побуждать его к движению, хвалить, улыбаться ему.

Также ребенок старается встать на четвереньки, опираясь на ладошки и расставляя ручки, приподнимая животик. Это так называемый период «предползания».

Малыш учится уверенно сидеть. Но пока еще его спинке нужна поддержка. Если кроха замечает возможность ухватиться за что-то, он делает это, и самостоятельно садится.

Одна из главных задач в этом возрасте – развитие у малышей понимания речи, умения повторять за взрослыми слоги. Сверхважную роль по-прежнему играет интонация, с которой мама и папа разговаривают с крохой. Но на данном этапе все большое значение приобретают сами слова. Маме нужно озвучивать, как называются все окружающие малыша предметы, а также действия, производимые и ребенком, и мамой.

В 5 месяцев гипертонус ручек и ножек у малыша обычно полностью проходит. Но ребенок продолжает нуждаться в мамином массаже и гимнастике. Сейчас очень важно подготовить мышцы тела крохи к ходьбе. Также очень полезно стимулировать ребенка ползать с помощью игрушки – выложите ее перед крохой так, чтобы он видел, но сразу дотянуться не мог.

Поведение крохи тоже становится более осмысленным. Сейчас мама уже почти со 100%-ной уверенностью определит, когда карапуз спокоен, возбужден, доволен, радостен, и даже увидеть причины таких состояний.

Становятся более совершенными движения ручек и пальчиков малыша: теперь он может удерживать двумя ручками игрушки разного размера, бросать их, стучать ими, одновременно играть с несколькими игрушками.

Малыш начинает понимать, что некоторые игрушки издают звуки, пытается их трясти, стучать ими. Продолжает собираться слуховая и зрительная информация. Ребенок может долго держать тот или иной предмет в ручках, рассматривая его, ощупывая, всячески изучая.

Также карапуз следит за действиями и движениями мамы и папы, смотрит им в лицо, когда к нему обращаются, начинает разбираться в мимике. Так, на сердитое и улыбающееся лицо он отреагирует по-разному.

Когда в комнате появляется кто-то из взрослых, или старшие дети, малыш начинает лепетать громче и активнее. Таким образом он пытается привлечь к себе внимание. Если же крохе не дать то, что он хочет прямо сейчас, например, игрушку, он покажет свой характер – начнет раздражаться, кричать от недовольства. Также эмоционально он выскажет и радость, например, когда к нему подойдут мама с папой, поиграют с ним.

В этом возрасте ребенок спит около 16 часов в сутки. Во время бодрствования он готов общаться и играть.



Малышу 5 месяцев: выбираем игрушки

Мамочкам всегда хочется дать малышу самое лучшее. Но как выбрать наиболее подходящие для малыша такого возраста игрушки? По мнению специалистов, наилучше подойдут ему:

  • большой мячик, желательно сочного цвета;
  • различные музыкальные игрушки – ксилофон, барабан, дудочка, маракасы, колокольчики;
  • резиновое колечко-прорезыватель для зубов, яркое, можно с погремушкой на другой стороне;
  • всевозможные трубы-тубусы с разноцветными и блестящими наполнителями, которые при встряхивании пересыпаются;
  • игрушки с цветными секторами, а также игрушки с прозрачными поверхностями, внутри которых движутся шарики, капельки или другие предметы.

Благодаря таким игрушкам, у крохи будет развиваться зрительное и звуковое восприятие, а также другие психические процессы.

Кроме специальных игрушек, можно и нужно предлагать крохе различные предметы быта: полотенца, ложки, чашки, одежду, тканевые мешочки с разными сыпучими наполнителями. Все это подарит малышу такой необходимый ему тактильный опыт, а также хорошее настроение.

Развивающие игры для ребенка

В таком возрасте для малыша фактически любая игра, проведенная с любовью и теплыми эмоциями, будет развивающей. Но все же, предоставим вашему вниманию несколько идей для игр, которые вы сможете легко реализовать в домашних условиях:


  1. Игры с тактильными мешочками. Обязательно комментируйте все ощущения карапуза, описывайте их словами;
  2. Движение воздуха – несколько раз включите-выключите вентилятор, подставьте под струю воздуха листик бумаги, платочек. Он, скорее всего, завороженным взглядом будет следить за вашими действиями, прислушиваться к шороху бумаги. А вы обязательно все объясняйте малышу словами;
  3. Чудесно «работают» в этом возрасте потешки, песенки, пальчиковые игры . Например, такие, как «Сорока-ворона», «Ладушки». Такие незатейливые игры помогут малышу развить речь, моторику, тактильные ощущения. Кроме того, очень полезно предлагать крохе для ознакомления предметы с разными поверхностями – гладкие, шершавые, теплые, холодные, скользкие;
  4. Дома в ванной , во время купания, опустите в ванночку игрушку – кораблик, рыбку или книжку с картинками из мягкого пластика. Ребенок обрадуется, увидев плавающие игрушки, начнет весело колотить по воде ручками и ножками, хватать в руки мокрые игрушки и пытаться их удержать. Такие занятия очень полезны не только как новый тактильный опыт, но и как дополнительный стимул к развитию двигательных умений малыша;
  5. Меняйте выражение лица, мимику, интонацию во время разговора с крохой. Это подарит ему не только заряд новых эмоций, но и новые знания;
  6. Игры с неваляшкой. Когда ребенок ее уронит, она снова будет раскачиваться и вставать. Такая игрушка не сможет оставить малыша равнодушным, и он будет играть с ней снова и снова;
  7. Игры с зеркалом. Поднесите кроху к большому зеркалу, посмотрите в него вместе. Покажите, где он, а где мама. А потом уже детализируйте «портрет» – вот мамины глазки, вот лялины, вот мамины ушки, а вот крохины. Такая игра вызовет у ребенка позитивные эмоции;
  8. Спасательный круг. Усадив малыша на пол, попробуйте надеть на него надувной спасательный круг. Затем вокруг разложите игрушки. Так кроха будет и в безопасности, и заинтересован;
  9. Удовлетворяйте познавательный интерес ребенка . Обычно, начиная с 5-6 месяцев, малышей интересуют предметы домашнего обихода. Почему бы не предложить их крохе для изучения?

А чтобы стать уверенной и спокойной мамой – рекомендую Вам курсы по родительству от Людмилы Шаровой. На первом году очень полезным будет курс “