Diablo 3 события. Diablo III: гайд по юбилейному событию

Diablo 3 события. Diablo III: гайд по юбилейному событию
Diablo 3 события. Diablo III: гайд по юбилейному событию

Что же позвольте поздравить Диабло с 20 летием. Ведь он столько натерпелся за это время. Большое количество отменённых игр, увольнение своей команды разработчиков, отсутвия нового контента в Диабло 3 до недавнего времени. И вот, чтобы отпраздновать эти 20 лет, Близзард воссоздали первую игру в Диабло 3, назвав это событие The Darkening of Tristram или Падение Тристрама. А получилось ли у Близзард воссоздать атмосферу первой игры? Давайте разберём обе версии и узнаем.
Сюжет :
Давным-давно 4 младших воплощения зла изгнали трёх великих демонов из ада Мефисто, Владыку Ненависти, Баала, Владыку Разрушения, и Диабло, Владыку Ужаса. На востоке Санктуария, мира игры, они устраивали такие ужасы, что многим и не снилось. Тогда ангелы(вернее один архангел) основали среди людских магов тайный орден Хорадримов, целью которого было запереть демонов в магические камни. Когда Хорадримы одолели двух старших демонов, Диабло сбежал на запад.

Однако и ему не удалось избежать участи своих братьев. На месте где он был пойман, Хорадримы построили гигантский лабиринт, а над ним возвели собор. Спустя сотни лет вокруг собора основали небольшой городок, который получил название Тристрам. Через некоторое время он стал столицей королевства Хандарос, правителем которого был благородный король Леорик.

Но вскоре после этого с Леориком начали происходить странный вещи. Он стал параноидален, недоверчив и раздражителен. Когда пропал его сын, Альбрехт, король окончательно сошёл с ума, перебил половину жителей городка, объявил почти всё своё окружение предателями и казнил их всех, даже свою прекрасную жену. Чтобы прекратить безумие короля, его верный рыцарь Лахданан убил своего господина и похоронил под хорадримским собором, на третьем этаже лабиринта.

После этого правая рука Леорика, Архиепископ Лазарь, собрал оставшихся жителей Тристрама на поиски пропавшего принца, поведя их в лабиринт. Там несчастных разорвали на куски воскресшая нежить и появившиеся из ниоткуда демоны, а сам Лазарь исчез в глубинах лабиринта. Главный герои: воин, лучница и волшебник, когда-то жившие в городе путешественники, вернулись домой после долгого странствия (согласно канону, это старший сын Леорика, Айдан, член ордена лучниц Слепого Глаза, Морейна, и представитель клана магов Визжереев, Джазрет) и обнаружили, что город в запустении. Узнав о том, что произошло они отправляются в лабиринт.

Игровой процесс :

Итак, в начале нам дают выбрать за какого героя мы будем играть. После этого вас пускают в город, где мы можем общаться с его жителями, многие из которых будут давать вам задания по мере прохождения игры или если мы им принесём кое-какие предметы. В награду за выполненное задание вы будете получать мощный артефакт в ваше распоряжение, что облегчит прохождение игры.
Управление тут стандартное для Hack and Slash игр. Вы курсором мыши указываете куда персонажу идти, что подобрать и на кого напасть. При этом убивая врагов одного типа, вы будете получать о них новую информацию, какое максимальное у них здоровье, к каким заклинаниям у них слабости и тому подобное. На правую кнопку мыши можно назначить заклинание или специальную способность. Например, воин начинает игру с способностью чинить свои вещи при этом делая их качество хуже. Стоит отметить и автокарту. При нажатии клавиши TAB, на экране появляется прозрачная карта местности, которая позволяет ориентироваться в лабиринте и не мешает его исследованию.

Так как игра относится к жанру РПГ, то у вашего героя есть определённые характеристики. Это сила, ловкость, магия, живучесть. Сила влияет на урон героя и позволяет носить более сильное оружие, магия позволяет изучать более сильные заклинания и увеличивать запас маны, ловкость увеличивает скорость и шанс попадания по врагу, а живучесть повышает максимальный уровень здоровья.

Для повышения характеристик вы должны убивать врагов, тем самым набирая опыт и, следовательно, повышая уровень. За каждый уровень вы получаете по пять очков, которые можно распределить между вашими характеристиками. Ещё один способ повышать характеристики это носить мощное обмундирование, которое либо выпадает из врагов, либо покупается у кузнеца или местного торговца случайными артефактами, одноногово мальчика Вирта. Пожалуй стоит сказать и об инвентаре. В игре он довольно небольшой и поэтому в ситуации, когда у вас две одинаковые вещи с разными ключевыми особенностями, вам придётся выбрать какую выкинуть(или продать), а какую оставить. К тому же к маленькому инвентарю прилагается другая проблема, золото в нём тоже занимает место. В одной клетке инвентаря может хранится максимум 5000 золотых монет. То есть чем больше у вас золота, тем меньше у вас места в инвентаре. А золото вам понадобится, чтобы чинить ваши предметы или покупать зелья.

Лабиринт :
Теперь по поводу самого лабиринта. В нём минимум 17 этажей. При этом после каждого прохождения он генерируется заново с новыми заданиями и дополнительными этажами, но одной и той же структурой. Условно его можно поделить на 4 локации, Верхние уровни, катакомбы, затопленные магмой шахта и ад. Верхние уровни и катакомбы довольно похожие локации, с тем исключением, что катакомбы больше напоминает чулан чародея. Здесь много комнат с книгами и свитками, что очень хорошо если вы играете за мага. Враги этих локации полубараны полулюди хазры, эксперименты магов, скелеты и младшие демоны.

Затопленная магмой шахта - это довольно просторная пещера, большая часть которой, как вы поняли из названия, затоплена магмой, что не мешает исследованию. Здешние враги летающие горгульи, более сильные демоны и ядовитые твари.

И наконец ад, самая моя любимая локация в плане дизайна, за пределами которой реки крови, внутри как будто локацию покрыли внутренностями демонов, а также повсюду разорванные на куски тела жителей Тристрама. Здешние враги суккубы, бывшие рыцари Леорика, когда-то убившие его и за это ставшие воинами ада, и злые культисты-волшебники.

Промежуточные итоги :

Диабло 1 стала одной из самых лучших игр своего времени. В ней хорошо почти всё: атмосфера, дизайн локации, дизайн монстров, музыкальное сопровождение, игровой процесс. Но сейчас она представляет больше исторический интерес. Также игру тяжело запустить на современных системах. Для запуска игры на Windows 10 рекомендую программу DxWnd версии 2.04.02 и с настройками запуска в оконном режиме, но будьте готовы к тому что игра будет вылетать примерно раз в час.
Но теперь давайте поговорим, как писали на многих сайтах, о «Remastered» версии игры.

Сюжет Diablo 3 Darkening of Tristram(да у этого события свой сюжет) :

После событий Reaper of Souls, многие культисты начали изучать записи ведьмы Адрии, одного из ключевых персонажей серии. Потерпев фиаско в расшифровке, к ним явилась странная тёмная сущность, предложившая воссоздать её воспоминания о событиях в Тристрами, чтобы они смогли познать её тайны. Культисты разумеется согласились и, судя по большому количеству их трупов, попав в эти воспоминания, были перебиты демонами. Теперь нефалемы должны пережить ужасы Тристрама и убить Диабло из первой части, который использует способности почему то, не из дебютной игры, а из второй части.

Воссоздание атмосферы :

Что же давайте поговорим о событии по подробнее. В нём воссоздаётся первая игра серии, но в декорациях третей части. Что это значит? Это значит, что дизайнеры локаций и монстров почти ничего не сделали, а по факту переименовали имеющихся врагов из Диабло 3. Нет некоторых монстров переделали под вид оригинальной части(в частности боссов). Но большинство это просто нечисть из Диабло 3. Интересный момент. Леорик, чья модель здесь сделана в стиле первой части, после убийства материализует доспехи своей модельки из третей части. То есть у него анимация смерти не переделана, что делает труды человека, делавшего модель для события, пустой тратой времени.

Минутка необъективности

Меня больше всех расстроили культисты-маги. Эти колдуны после телепортации смеются как сумасшедшие, чем сильно напоминают Золтуна Кулла, одного из боссов третей части. И в конце, когда магов довольно много у меня было ощущение, что я убиваю армию клонов Золтунна Кулла. Нет Золтун Кулл похож на магов из первой части(у всех магов в первой части одна модель, которая принадлежит Лазарю), но этот эффект смеха меня дико раздражает.

Теперь по поводу локаций. Для их воссоздания использовались локации из 3 части. Верхние уровни оставили такими же как и в 3 части, катакомбы превратились в руины Нефалемов, из Reaper of Souls, шахта в кишкообразные подземелья без магмы, а ад в Залы Агонии, последняя локации первого акта Диабло 3. И для сравнения скриншоты события и оригинала.

Сравнение скриншотов

Первый этаж лабириниа



Логово Мясника



Усыпальница короля Леорика



Пятый этаж лабиринта



Зар Безумный



Это называется когда мы перерисовали нижнюю панель, но про остальное забыли. Хотя судя по тому что я читал перерисовывал это один человек и то по собственной инициативе. Лучше бы он не звался вообще этого делать.

Так что-нибудь вообще получилось у разработчиков? Да. Если создать персонажа первого уровня поставить сложность повыше, то от “Падения Тристрама” можно получить удовольствие. К плюсам можно отнести и то, что на уровнях можно найти предметы из оригинальной части: от доспехов до квестовых вещей. Ну и игрок за прохождение события получит трансмогрификацию на голову в виде красной печати во лбу, что выглядит стильно, если вы сможете подобрать нужный трансмог.

В остальном это довольно слабое празднование 20 летия от компании Blizzard. Да Diablo это купленная серия, чьего разработчика ваши хозяева закрыли и выбросили на улицу, а тех кого не выбросили отправили делать World of Warcraft. Но всё равно надо сделать многочисленным фанатам серии хоть какой-то подарок получше, чем это недоделанное событие.

Моя версия происходящего! Может быть ошибочной

К команде Диабло пришли и сказали:

Вы должны что-то сделать по Диабло, в честь 20 летия, но некромант не в счёт, так что поторопитесь у вас месяц!
Ну и ребяты, что бы не отрываться от своих дел, выделили пару человек и они сделали это событие. Через месяц они показали свои труды и через 2 недели пустили это на PTR-сервера. И видимо решили ничего после этого не менять.
Итоги :
Диабло это отличная серия, с отличным стартом, но, к сожалению, Близзард этого почему-то не видят. Прошлый год дал фанатам большие надежды, что компания готовит что-то особенное, но увы чудо не случилось. В итоге мы имеем никакое ежегодное событие, которое должно было вернуть игроков в 1997. И теперь остаётся смотреть что будет с некромантом, которого добавят весной. Спасибо за внимание и напишите своё мнение по поводу «Падения Тристрама»!

Blizzard отмечает 20-летие франшизы Diablo и вводит новое событие в патче 2.4.3 для Diablo III. В итоге в игру встраивается почт иполноценная первая часть серии. Появится Тристрам со старыми обитателями, которые, впрочем, окажутся мертвы. Blizzard даже стилизует графику под 1996 год, накладывая пиксельный фильтр. Изменилась и музыка, звуки стали более резкими и железными.

Интерфейс игры тоже перерисовали под первую часть, внедрив и старые шрифты. Забавно то, что даже герои стали ходить на старый манер, то есть они могут двигаться только под 45 градусов, а не плавно, как в современных играх. Анимации стали более рваными. И даже загрузка уровней почти отсуствует. Если в Diablo III вам нужно ждать экран загрузки при переходе с локации на локацию, то в новом событие этого почти нет, как в Diablo I.

Событие ограничено по времени, нам дают лишь месяц, чтобы выполнить все задания и собрать все ачивки и бонусы. Впрочем, говорят, что заново оно повторится в январе 2018 года.

Чтобы нырнуть в новые квесты, придётся перенестись в локацию "Руины Тристрама", а затем зайти в пиксельный портал в центре. Здесь 16 уровней собора из Diablo I с квестами и боссами из оригинальной игры. Расстраивает лишь то, что использованы элементы и текстуры Diablo III, а хотелось бы видеть лавы, комнаты и монстров из первой части.

Хотя уровни небольшие, возможно, некоторые из них придётся пройти по несколько раз, чтобы получить все ачивки. Для ускорения процесса можно прокачать "самоцвет лёгкости" и вставить его в какую-нибудь мощную пушку с основного персонажа, чтобы быстро крушить всех врагов при повторном пробеге.

Что насчёт боссов?

Что касается боссов - здесь придётся отвесить тумаков Мяснику, Королю Скелетов, Лазарю и, конечно же, Diablo. Задача простая. Пропустить боссов сложно. Мясник обитает на втором этаже, Король Скелетов на третьем. Лазарь и Диабло на двух последних.

В итоге получите "топор мясника", "осколок красного камня душ".

Чтобы получить пета-мясника, игру придётся проходить свежесозданным героем первого уровня. Что важно - в одиночку, иначе выполнение задачи не зачтут.

Что-то было про сектантов

Пет корова

Как известно, в Diablo III "нет коровьего уровня", зато теперь появляется пет. Та самая корова. Получить её просто. Достаточно пробежать все этажи Diablo I, где вам встретится элемент "гнилой гриб". Этот гриб необходимо будет отнести к хижине Адрии, получить "Ведьмино варево". Затем в старом Тристраме отдаём варево трупу Фарнема, получаем за него "Долг пьянчуги", который относим к трупу "Огдена", а получаем взамен "Пиьмо Гарды". Письмо передаём трупу Пепина, получив от него "Лекарское средство". Далее труп Гризвольда, который даст нам эскиз ноги Вирта.

По эксизу обучаем Хедрига крафту новой пушки, которую нужно будет затем разобрать на ресурсы. В инвентаре у нас окажется "Звёздная карта", с которой направляемся к трупу коров в Старом Тристраме. Активируем трупы и видим, что справа открылся проход в коровник. Прямо по центру локации находится сундук, из которого можно забрать нового пета-телёнка.

Демоническая рамка

Это достижение частично выполняется, опять же, в процессе просто прохождение события. Однако, количество монстров, которых нужно встретить и отправить в преисподнюю, достаточно велико. Именно потому мы и писали, что, возможно, потребуются повторные пробеги. Словом, нужно убить всех уникальных врагов собора.

Этаж 1: Тенекус, Гнилоед Голодный

Этаж 3: Пустогляд Неживой, Пусточереп Крепкощит

Этаж 4: Гарбад Слабый, Сморкун, Чернострел Пылающий

Этаж 5: Кровошкур Темнолук, Злокрыл, Крикун Тьмы

Этаж 6: Смертоносный свежеватель, Желчелей Распорядитель, Кроводер

Этаж 7: Тленорог Сталебулавный, Камнемяс, Леденящий мрачнокрыл

Этаж 8: Огнежег Беспощадный, Зар Безумец, Барон Гнус

Этаж 9: Костехруст, Бурелом, Слюнослиз

Этаж 10: Шкуродер, Златомор Пламенный, Черношторм

Этаж 11: Синерог, Клыкатор

Этаж 12: Пламений, Гнилотрог, Львочереп

Этаж 13: Кровавый полководец, Ржавокрут, Луноведьма

Заключительное десятое задание первого акта Диабло 3, где мы просто завершаем сюжетную ветку первого игрового эпизода.

Данный квест начинается сразу после того, как мы вручим меч нашему незнакомцу, который оказывается бывшим архангелом справедливости, Тираэлем. Напомню, что мы спасли его в результате длительного квеста пленный ангел , вырвав несчастного из рук тёмного культа. Сегодня нам на сайт предстоит лёгкая и интересная прогулка, разговоры с главными действующими лицами игры и переход во второй акт.

Возвращаемся в Тристрам и начинаем наш небольшой военный совет, в котором примут участие Лия, Тираэль и наш отважный герой или героиня, если Вы играете за персонажа женского пола. Из разговора становится понятным, что дела у людей идут из рук вон плохо, а Азмодан и Белиал наращивают своё могущество. Так что владыки тьмы угрожают не то что балансу сил, а вообще всему существованию человечества в Санктуаре.

Разговор подходит к тому, что в Тристраме мы уже сделали всё, что нужно и угроза жителям там почти миновала, нужно идти в новую горячую точку, пора проходить diablo 3 дальше, направляться ко второму городу, к Калдею.

В Калдее заправляет Азмодан, а сам город подозрительно напоминает Лут Голейн из второй части игры, он также был расположен в пустыне. Кстати, переход из первого акта диабло 3 во второй также будет проходить с помощью караванщика, история повторяется.

У героя появляется свободное время, можно доделать всё, что нужно в первом городе игры, в Новом Тристраме. Как только Вы на www.сайт будете готовы к переходу в следующий игровой эпизод, нужно подойти к караванщику и поговорить с ним.

Вот собственно и момент принятия решения к переходу в следующий акт, жмём OK.







Вот лишь несколько кадров прекрасного ролика по случаю завершения первого акта. Тираэль и Лия хоронят нашего извечного товарища, последнего хорадрима, Декарда Каина. Разработчикам удалось в этом ролике практически всё, Лия выглядит просто прекрасно. Помимо прочего нам покажут сцену отречения Тираэля от титула архангела, ввиду того, что он не согласен с политикой своих товарищей в отношении людей.

Итого, именно Тираэль и был той падающей звездой, что поразила старый тристрамский собор. А Лия поверила благодаря Тираэлю в дневник своего дяди, во всё то, что он ей рассказывал. Помимо прочего появляется надежда на то, что Адрия всё ещё жива и может находиться в Калдее. Так что история игры Diablo 3 плавно перетекает в новую фазу, во второй акт..

Вернуться на страницу игры


танки - бонус коды - FAQ - моды

Для Diablo 3, одним из нововведений которого является юбилейное событие в честь 20-летия франшизы Diablo — «Падение Тристрама». Это событие ограниченно по времени, и будет проходить только в январе каждый год. Учтите это, и постарайтесь выполнить все задания и достижения до конца месяца!

Для участия в событии надо иметь аддон Reaper of Souls и разблокированный режим приключений. При выполнении этих условий попасть туда просто — достаточно прыгнуть в Руины Тристрама и зайти в портал в центре.

Само прохождение довольно простое — уровни в основном маленькие, монстры сложности не представляют. В полчаса можно уложиться запросто. А чтобы сделать все достижения надо чуть больше времени. Об этом и поговорим.

Хвала богам, вы вернулись!

Простое достижение, надо лишь убить четырех боссов — Мясника, Короля-скелета, Лазаря и самого Владыку Ужаса Диабло.

Мясник в угловой комнате на 2 уровне, вход на локацию «Усыпальница Короля Леорика» на 3 уровне. Лазаря и Диабло пропустить невозможно — они в самом конце, на предпоследнем и последнем уровнях.

С Мясника падает Тесак Мясника, дающий трансмог. С Диабло падает Осколок красного камня душ, также дающий трансмог (для его получения вставьте камень в шлем).

Темный путь

Проход в эту локацию может появится на 2 уровне.

Палата костей

Проход в эту локацию гарантированно появляется на 6 уровне.

Залы слепых

Является частью 7 уровня.

Красная пелена застит вам глаза

Все как в описании достижения — создать нового героя и пройти им событие до конца, награда питомец-Мясник. Не пропустите главное — начинайте именно в одиночной игре персонажем первого уровня.

Я чую душу что жаждет ответов

Надо собрать 7 страниц из дневника сектантов для получения ангельской рамки.

Искать сектантов надо в обычных локациях:

  • Лощина стенаний
  • Гниющий лес
  • Собор: уровни 1, 2 и 4
  • Залы агонии: уровни 1, 2 и 3
    • Уточнение — похоже сектантов можно найти и в других локациях, даже в других актах. Следите за дропом, культисты не уникальные враги, и сами странички обычные белые предметы.

Плохая новость — попробуй их еще найди, да и страницы могут повторные падать. Хорошая новость — страницами можно меняться. Похоже лавочку прикрыли и страницы привязали к учетной записи.

Тс-с-с… Сюда

Для получения ноги Вирта придется немного побегать:

  • Сперва надо добыть Гнилой гриб, найти его можно на 9 уровне.
  • С грибом возвращаемся в старый Тристрам, бежим к хижине Адрии и там используем котел — получаем Ведьмино варево. И трупы коров справа лучше не трогать (об этом ниже).
  • С варевом бежим в центр старого Тристрама, где портал. Ниже портала, за зданием, находим труп Фарнема. Меняем варево на Долг пьянчуги.
  • На север от портала, труп Огдена — получаем Письмо Гарды.
  • Слева от портала труп Пепина, меняем письмо на Лекарское средство.
  • Справа от портала, труп Гризвольда. Меняем бумажку на уже собственно эскиз ноги Вирта. Обратно в город, изучить рецепт у кузнеца, скрафтить ногу.
  • Сразу же разбираем ее у кузнеца, получаем Звездную карту. С картой бежим опять к хижине Адрии, активируем трупы коров как в указано в записке (2-1-3, средняя-левая-правая).
  • Заходим в открывшийся проход в Покинутую ферму. Это эдакий прото-коровник, но никого убивать там не надо. Просто бежим в центр локации и забираем из сундука питомца-теленка.

Защитник Тристрама

Для получения демонической рамки за это достижение придется немного побегать — надо убить всех уникальных врагов в подземельях Собора. За заходов 6-8 можно управиться.

  • Уровень 2: Тенекус, Гнилоед Голодный — Shadowbite, Rotfeast the Hungry
  • Уровень 3: Пустогляд Неживой, Пусточереп Крепкощит — Madeye the Dead, Brokenhead Bangshield
  • Уровень 4: Гарбад Слабый, Сморкун, Чернострел Пылающий — Gharbad the Weak, Snotspill, Blacklash the Burning
  • Уровень 5: Кровошкур Темнолук, Злокрыл, Крикун Тьмы — Bloodskin Darkbow, Foulwing, Shadowcrow
  • Уровень 6: Смертоносный свежеватель, Желчелей Распорядитель, Кроводер — Deathshade Fleshmaul, Bilefroth the Pit Master, Bloodgutter
  • Уровень 7: Тленорог Сталебулавный, Камнемяс, Леденящий мрачнокрыл — Blighthorn Steelmace, Gorestone, Nightwing the Cold
  • Уровень 8: Огнежег Беспощадный, Зар Безумец, Барон Гнус — Firewound the Grim, Zhar the Mad, Baron Sludge
  • Уровень 9: Костехруст, Бурелом, Слюнослиз — Breakspine, Brokenstorm, Oozedrool
  • Уровень 10: Шкуродер, Златомор Пламенный, Черношторм — The Flayer, Goldblight of the Flame, Blackstorm
  • Уровень 11: Синерог, Клыкатор — Bluehorn, Fangspeir
  • Уровень 12: Пламений, Гнилотрог, Львочереп — Viperflame, Viletouch, Lionskull the Bent
  • Уровень 13: Кровавый полководец, Ржавокрут, Луноведьма — Warlord of Blood, Rustweaver, Witchmoon
  • Уровень 14: Сталеглав Охотник, Блеклобой Палач, Звездноокая ведьма — Steelskull the Hunter, Graywar the Slayer, Stareye the Witch
  • Уровень 15: Визирь — The Vizier
  • Проклятый алтарь: Красная ворожея, Чернодейка — Red Vex, Blackjade
  • Уровень 16: Сэр Гораш — Sir Gorash

Годовщина выхода Diablo уже на носу, а с ней и событие «Падение Тристрама»! Эта дань уважения первой части Diablo придется по вкусу как ветеранам серии, желающим предаться ностальгии, так и новичкам, которые хотят в полной мере ощутить, какой Diablo была в прошлом.

Подробнее об особом подземелье и уникальных наградах - далее.

Помешайте сектантам

Вам предстоит пойти по следу таинственных сектантов, угрожающих всему Санктуарию. Расправьтесь с сектантами в режиме приключений и найдите подсказки, которые позволят открыть портал в прошлое, вернуться в Тристрам и вновь встретиться с ужасной темной силой, подчинившей себе город...

Исследуйте собор

Подсказки приведут вас в великолепный мир RetroVision™, в недра знакомого собора. Исследуйте их, сражаясь со знакомыми врагами и находя знаменитые предметы, - все это теперь воссоздано на движке Diablo III. А в глубинах катакомб сам Владыка Ужаса ждет встречи с отчаянным героем, который осмелится бросить ему вызов...

Найдите ценную добычу

Что самое главное в серии Diablo? Конечно же, великолепная добыча, которая может стать вашей. Выполняя задания в рамках события, вы сможете получить уникальные эффекты для трансмогрификации, достижения, портреты, питомцев и многое другое.

Что-то можно найти легко, но в отдельных случаях придется потрудиться - обыскать каждый укромный уголок или получить все достижения, прежде чем доберетесь до заветного трофея. Сможете ли вы заполучить все эти награды? Есть только один способ это узнать!

Путешествие начинается...

Вас ждут эксклюзивные награды и интересные противники, но поспешите - событие ограничено по времени! Сектанты прибудут в Санктуарий 1 января в 3:00 по МСК, а портал откроется 3 января в 3:00 по МСК. Обе части события завершатся одновременно, 30 января. Спуститесь в подземелье, соберите свои трофеи и победите зло, таящееся внутри. А может быть, вам суждено погибнуть в этом мрачном месте и навсегда кануть в безвестность...