Создание мультфильма проект два охотника. Проект «Мультфильмы: что это? Анкета «Что я знаю про мультфильмы?»

Создание мультфильма проект два охотника. Проект «Мультфильмы: что это? Анкета «Что я знаю про мультфильмы?»
Создание мультфильма проект два охотника. Проект «Мультфильмы: что это? Анкета «Что я знаю про мультфильмы?»

Проект: Первые шаги в анимации. Создание мультфильма.

Дата публикации: 20.04.2015

Краткое описание: Первые шаги в анимации.Все дети любят смотреть мультики. Учеников 4-а класса заинтересовал процесс создания пластилинового мультфильма, и они решили попробовать сделать свой собственный. Предположили, что если раскроют секреты создания мультфильмов, то смогут сами соз

Оправа: Сегодня мы сделали фотографии, прошло очень хорошо, мы перестали думать. Мы - половина мультфильма! Элоди: Персонажи держались очень хорошо. Фатима: Сегодня любовница сказала нам, чтобы мы делали тексты и делали музыку, но не только музыку, например, если женщина целует мужчину, мы не уходим, когда даже ставя рэп-музыку, мы ставим рэп-музыку, когда есть вечеринка.

Анимации, а также фильм видео-школьных собраний доступны для скачивания. Нам понравилось, хотя это заняло много времени. И теперь мы гордимся нашими мультфильмами. Хейзия: Мы пошли посмотреть мультфильмы, и у нас была подпись Жака Кертила. Луис показал нам марионетки, и мы увидели его мультфильм.

предварительный просмотр материала

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков»

муниципального образования город Ноябрьск

Первые шаги в анимации. Создание мультфильма.

Софьян: Я научился создавать модельные глины, делать снимки, кадр, размещать свет там, где это необходимо. Туфик: Я научился снимать фильм, и это непросто. Хаджира: Я научилась делать мультфильм и находить характеристики мультфильмов. Эстера: Я узнала, что вы должны работать группами. Мы не должны волноваться навсегда, потому что иначе мы теряем голову.

Сара: Я научилась работать в группе и делиться всеми задачами. Фархат: Я узнал, что для создания мультфильма требуется много времени и много материала. Для мультфильма требуется модельная глина, для персонажей должна быть раскадровка и цвета. Раскадровка важна. Журнал регистрации настроен для каждого учащегося в начале проекта.

Санина Настя,

Ахмеджанова Софья,

Кудряшова Кристина,

Земляных Иван

Руководитель:

Михайлова Елена Викторовна

учитель начальных классов

МАОУСОШ№2 УИИЯ

Ноябрьск

    Введение……………………………………………………………………..2-4

    Теоретическая часть…………………………………………………………5-7

    Практическая часть………………………………………………………….8

    В течение первой недели проекта вечера, посвященные написанию в книге проекта, были сделаны вечером, чтобы иметь в виду, что было сделано в течение дня. Затем записи в журнале были помещены ранним утром, чтобы заставить учеников вспомнить, что было сделано накануне.

    Различные методы создания мультфильма

    От «флип-книги» до мультфильма

    Флип-книга - это сбор изображений, собранных для ламинирования, чтобы создать впечатление движения и создать анимированную последовательность из простой книжки и без помощи машины. Короче говоря, флип-книжка - небольшая модель, которая приводится в движение с помощью большого и указательного пальцев. Может быть несколько видов и во всех стилях.

    Заключение…………………………………………………………………..9

    Список литературы………………………………………………………….9

    Приложение………………………………………………………………….

Паспорт проекта.

    Список проектной группы : Санина Настя, Ахмеджанова Софья, Кудряшова Кристина, Земляных Иван

    Руководитель проекта : Михайлова Елена Викторовна, классный руководитель.

    Флип-книга особенно приспособлена для понимания феномена стойкости, этой оптической иллюзии, которая заставляет нас видеть движущееся изображение вместо последовательности неподвижных изображений. Для этого просто распечатайте, вырежьте и затем соберите одну из доступных плат, чтобы увидеть анимацию, соответствующую прокрутке изображений.

    Нажмите на изображения для загрузки разделочных досок и сборки. Программное обеспечение для создания мультимедиа. Обработка позволяет рисовать, реализовывать анимацию в 2 или 3 измерениях, создавать звуковые и визуальные работы, создавать электронные объекты, которые взаимодействуют со своей средой. Десятки тысяч художников, дизайнеров, архитекторов, исследователей и даже компаний используют его для выполнения невероятных проектов в нескольких областях.

    Предметное направление: техническое творчество и изобретательство

    Тип проекта: творческий.

    Название проекта : Создание мультфильма. Первые шаги в анимации.

    Цель проекта : создание мультфильма.

    Задачи проекта :

    Гипотеза: Мы предположили, что если раскроем секреты создания мультфильмов, то сможем создать свой собственный мультфильм.

    Остальная часть этой главы покажет вам некоторые примеры работы, выполненной с использованием обработки в разных контекстах. Используя новости газеты как источника данных, программа делает видимым в виде графика степень важности используемых слов и их взаимосвязь между ними. Результатом является серия изображений с высоким разрешением для печати.




    Публика, проходящая мимо установки, видит, что ее тень превращается в монстра, странные проявления, мгновенно надавливающие на конечности тела. В этом образе люди наслаждались рисунками животных с тенью их рук, интерактивная установка берет на себя инициативу добавления к ней зубов, пучков волос, антенн или глаз. Графическая идентичность Конференции Организации Объединенных Наций по климату была реализована лондонской студией с обработкой. Креативы этого агентства связи разработали инструмент для создания анимированного логотипа, основанного на принципах взаимодействия сил, иллюстрирующих таким образом, сложность обменов в ходе этой конференции.

    Объект исследования : мультипликация

    Предмет исследования : процесс создания мультфильма

    Методы исследования : сбор информации из различных источников, сравнение, анализ, наблюдение, съемка мультфильма.

    Актуальность проекта - мы считаем необходимым проведение этого проекта, т.к. 1)хотим узнать секреты создания мультфильмов, чтобы создать свой мультфильм. 2)данная работа помогла бы заинтересовать учащихся в работе с нетбуками.

    Навигация кузова - это сценическое исполнение. Это было реализовано во время сотрудничества между хореографом Тиной Тарпгаард и разработчиком Йонасом Джонгеаном. Танцоры снимаются с помощью инфракрасной камеры, которая идентифицирует их движения и визуальные эффекты, созданные обработкой, мгновенно проецируются вокруг них.

    В рамках этого художественного проекта пользователям Интернета, молодым и старым, было предложено нарисовать овцу, ссылку, не лишенную юмора Маленького принца Антуана де Сент-Экзюпери. Эти иллюстрации были сгруппированы в огромную онлайн-базу данных. Занятия и тип образования: класс второго курса начального образования, т.е. 20 детей.

    Учебный предмет , в рамках которого проводится работа по проекту: Технология, информатика.

    Продукт проекта: Мультфильм. Отчет о работе (представили свою работу в виде презентации своим одноклассникам, показали им мультик).

    Аннотация : Проект дает возможность понять основы фотографии, анимации и кинематографии. Приобрести знания, умения и навыки в создании мультфильма.

    Предметы и дисциплины: художественные дисциплины, такие как живопись, скульптура, театр и видео. Объекты. С другой стороны, разнообразие дисциплин и методов, решаемых каждым, чтобы каждый мог открыть или продемонстрировать свои таланты, резонирует с практикой дифференцированной педагогики, преодоления себя и неконкурентоспособности, защищенной учреждение.

    Дети, руководствуясь шаг за шагом взрослыми, обрамляющими себя, оставаясь свободными на уровне своего творчества, сами экспериментируют с изготовлением и анимацией изображений, до тех пор, пока они не буквально играют с этим понятием. Работа была разбита на двенадцать трехчасовых сессий, разработанных следующим образом: Презентация проекта. Просмотр мультфильмов, объяснение техники остановки движения. Посмотрите примеры взаимодействия между анимацией и театральной игрой. Создание кредитов: дети представляют себе небольшую анимацию вокруг своего имени.

    Сроки проведения: средней продолжительности-2 месяца(февраль, март)

    Проблема, решению которой посвящен проект: Как создать мультфильм?

    Этапы работы над проектом:

    Распределение обязанностей в группе

    Изучение литературы

    Выполнение работы

Введение.

В ноябре мы принимали участие в школьном сетевом проекте «Крылатые Крыловские слова», где экранизировали басню И.А.Крылова. Мы снимали на видео(при помощи нетбука) инсценировку басни, где ребята разыгрывали роли. А теперь решили пойти дальше и попробовать создать мультфильм.

Презентация работы Джорджио де Кирико. Работайте над чувствами детей, что они увидели бы в этих больших заброшенных местах. Подумайте о возможном сценарии, изучите возможности на основе чертежей. Чертежи и картины предметов, персонажей и других элементов анимационного фильма.

В проекте мы использовали различные дисциплины. Эти методы позволили каждому ученику найти подходящую ему практику и найти место в группе и в проекте. Этот совместный проект не должен был выходить за рамки другого, но превзойти самого себя в создании фильма и осмелиться представить проект общественности. Дети участвовали в проекте с большим энтузиазмом и с большим творчеством. Они заняли свое место в коллективной деятельности, внеся предложения, которые продвинули проект вперед. Сотрудничество с учителем и с циркомотором школы Суверена было обогатительным опытом.

Мы любим смотреть мультики.

Решили узнать, как в словаре объясняют слово мультфильм.

Мультипликация-киносъемка рисунков или кукол, изображающих отдельные моменты движения, а также фильм, полученный такой съемкой. Мультипликационный фильм или кино. Мультфильм -это сокращение от мультипликационный фильм.

Нас заинтересовал процесс создания пластилинового мультфильма, и мы решили попробовать сделать свой собственный.

Студенты повторили хореографию шоу во время их цирковых занятий, что значительно облегчило запоминание. Мы дважды выступали на шоу перед аудиторией. Дети были удивлены «волшебством»их анимационного фильма, тем, что их рисунки были анимированы. Они хотят сделать аналогичный проект в следующем году.

Зачем делать мультфильмы в школе. Идея заключается в том, чтобы создать видео-проекты с языком мультфильма, формой облегчающих коммуникаций, инструмент «молодой связи», немедленное и хорошее воздействие, очень распространена в молодежном сленге, чтобы помочь молодым людям построить больше мысли ответственного, ответственного, правильного и продуктивного использования современных информационных и коммуникационных технологий.

Но как его создать? С чего начинать? В чем заключаются секреты создания мультфильмов? Чтобы получить ответы на волнующие нас вопросы, мы решили провести исследование.

Цель нашего исследования: раскрыть секреты создания мультфильмов.

Задачи исследования:

    Познакомиться с процессом создания мультфильма, видами мультфильма.

    Оригинальность проекта заключается в объединении личного подхода, художественного измерения и использования цифровых технологий в убеждении, что они поддерживают друг друга. Предложения от лабораторных работ направлены на объединение приобретения знаний, связанное с темами «гражданство и Конституция», со значительным опытом активного гражданства, способствовать мягким навыкам студентов через критическое мышление и независимое и прямое действие, они могут поддерживать формирование компетентного, ответственного и ответственного гражданина.

    Снять мультипликационный фильм.

    Представить результаты своей работы.

Гипотеза: Мы предположили, что если раскроем секреты создания мультфильмов, то сможем сами создать свой первый мультфильм.

Объект исследования: мультипликация.

Предмет исследования: история возникновения мультипликации, процесс создания мультфильмов.

Массовая коммуникация и средства, которые ее производят и распространяют, оказывают все большее влияние на формирование социокультурных процессов, характеризующих наше общество. Понимание различных языков, генерируемых этими процессами, является приоритетом как с точки зрения знаний, так и с точки зрения емкости пользователя. Откровенные инструменты и возможность их использования, чтобы способствовать личному подходу к сообщениям, насколько это возможно и насколько это возможно. Создание мультфильмов в школе представляет собой многопрофильную деятельность, которая стимулирует творческие способности, и это очень мотивирует детей, выросших просмотра фильмов и телевизионных шоу, мультфильмы, богатые интернет-сайты и звуки и анимации используются для связывания анимации весело.

Методы исследования: сбор информации из разных источников, сравнение, анализ, наблюдение, съемка мультфильма.

Начали с простого: пошли в библиотеку, пользовались интернетом - узнали, как снимают мультфильм. Уже 3 год мы работаем с нетбуками, поэтому решили снимать именно на них.

Сначала мы изучили какими бывают мультфильмы.

Таким образом, производство в мультяшной школе - это способ удовлетворения потребностей ребенка, начиная с его вкусов, его интересов и того, что эмоционально его соблазняет. Мультфильм способен удовлетворить самые глубокие потребности детства: анимационный мультфильм, далеко от конкретного и объективной реальности, все возможно и все может измениться, если предположить, самые разнообразные идентичности «в игре образами», который очень близко к как ребенок приближается, оживляет их, к окружающим его объектам.

Музыка и изображение, или невербальные языки, являются взрывной смесью, которая может вызвать сильные эмоциональные реакции у мальчиков, а также передавать понимание повествовательной речи даже лучше, чем сам вербальный язык. Через медиа-язык можно сделать информацию, образование и социализацию, но если образование должно быть весело, то удовольствие должно быть образовательным. Вот почему с этим проектом внимание сосредоточено на форме общения, которая часто недооценивается с точки зрения образования и обучения как мультфильма.

Мало кто знает, что мультипликация появилась даже раньше кинематографа. Отцом-основателем мультфильмов принято считать Эмиля Рейно. Он в 1877 году представил публике первую движущуюся ленту, на которой последовательно сменяли друг друга рисованные картинки. Однако, и до него были попытки оживить картинки. Еще в XV веке в Европе были распространены книги, которое при быстром перелистывании создавали иллюзию движений персонажей. Собственно именно на этом и построен сам принцип мультипликации.

Мультипликационный фильм реализуется посредством организованной групповой работы, где студенты работают как в мастерской ремесла, где они чувствуют себя вовлеченными и мотивированными; перейти в производственных механизмы двигающихся изображений является междисциплинарной деятельностью, которая требует различных навыков, никаких ограничений не воображение и творчество, и, следовательно, способствуют повышению индивидуальных навыков. Дети приходят время от времени авторы, дизайнеры, режиссеры, сценаристы, дубляж.

Желая обобщить, чем предыдущие поколения, сегодняшние дети гораздо более пассивны, это трудно, чтобы стимулировать их, но если вам удастся пробудить их любопытство, трансформируются и заинтересоваться, целенаправленный и требовательный: если мы не сделать их лучше аудитории.

Существуют такие разновидности мультфильмов, как рисованная мультипликация, кукольная мультипликация, пластилиновая анимация, компьютерная анимация.

Рисованная мультипликация - это когда нужный персонаж нарисован на ряде отдельных листов с небольшими изменениями в каждой вариации, а затем эти листы накладываются друг на друга, после чего воспроизводится непрерывная смена кадров.

Кукольная мультипликация - это когда используются куклы-актеры, которых располагают прямо перед камерой, а затем пошагово фотографируют, внося минимальные изменения, чтобы создать иллюзию движения.

Пластилиновая анимация - это использование пластилиновых кукол, внутри которых обязательно вставлен металлический каркас для того, чтобы придать персонажам устойчивости, а так же для возможности их многочисленного изменения в различных вариациях, не теряя своей формы.

Компьютерная анимация - это когда нужный персонаж создается при помощи компьютерной техники, которая впоследствии и помогает привести его в движение.

Самый популярный вид мультипликации по сей день - рисованная. Меняются только технические приспособления. Если раньше мультики рисовались от руки, то теперь это делается на компьютере. Принцип того, как делают рисованные мультфильмы, остался неизменным.

Сначала пишется подробный сценарий. Затем прорисовываются все персонажи. Каждый рисунок представляет собой элемент движения персонажа, отдельную его позу. Таких рисунков может быть тысячи. После рисунки либо фотографируются по одному и сводятся в единый видео ряд с 24 кадрами в секунду, либо с помощью специальных программ то же самое делается на компьютере.

Компьютерная анимация это самое перспективное направление на сегодняшний день. В ней особо выделяются 3D мультфильмы. Они позволяют делать изображение объемным. Это очень дорогая технология, но именно 3D мультфильмы сегодня собирают полные залы в кинотеатрах.

Любимые с детства пластилиновые мультфильмы делаются немногим проще. Но тут на компьютер на помощь не призовешь, разве что на стадии монтажа. Все фигурки во всех их действиях лепятся вручную.

В фигурки делают из особого пластилина, который не плавится под лампами. Затем их укладывают на специальную поверхность чистого цвета (синего, зеленого) - хромокей. Фигурки снимаются на. Затем так же снимается фон. А уже на компьютере фон и фигурки соединяются. Это называется методом перекладки. Сейчас он наиболее распространен.

Для создания персонажей мы решили слепить героев, а фон сделать из бумаги и картона. На данном материале удобно передвигать персонажей.

Чтобы начать снимать свой мультфильм, который будет правдоподобно выглядеть, необходимо иметь хотя бы приближенное понимание тайминга, т.е. расчета времени между кадрами. Есть много хороших книг на эту тему. Например «Тайминг в анимации». Но если кратко, то нужно вспомнить, что кадры в мультфильме идут равномерно через одинаковые интервалы времени. А, например, игрушечная машинка должна двигаться с разной скоростью, ведь сначала она стоит, а потом начинает увеличивать скорость. Она же не сразу набирает скорость? В конце пути она должна тормозить. Нужно рассчитать положение машинки на траектории так, чтобы было ясно: вот она разгоняется, а это она тормозит. Это и есть расчет тайминга или раскадровка.

Следующий этап - это съёмка. Нам понадобится нетбук, хорошее освещение (лампа), наши герои и декорации и основной фон.
Один из главных этапов это сценарий. Нам необходимо тщательно продумать, что мы хотим увидеть в результате, какие герои нам нужны, из какого материала мы их будем изготавливать, что эти герои будут делать.

Выбрали сценарий будущего мультфильма:

«В одном лесу жила маленькая пташка, которая очень любила петь чудесные песни. Она так красиво пела, что весь лес собирался послушать ее! От сороки она узнала, что у людей принято дарить цветы любимым исполнителям. А цветы она любила также сильно, как и петь! Долго грустила пташка. Но однажды, после очередного импровизированного концерта, Дятел подлетел к Пташке и подарил ей… ромашку! Уж он то был истинным джентльменом! Пташка была невероятно счастлива!!!»

Теперь необходимо установить свет. Если мы будем работать с естественным освещением (от окна), то надо быть готовым к тому, что оно будет неожиданно меняться: например, солнце зайдёт за тучу или наоборот. Поэтому легче работать с искусственным светом, ведь он будет постоянным.

Теперь надо настроить кадр. Персонажи объёмные и надо дополнительно устанавливать декорации. Обратим внимание на то, чтобы в кадр не попадали лишние предметы.

Теперь проверка. Надо положить на фон главного героя, проверить как он смотрится в кадре. Ещё раз убедиться в правильно выставленных настройках нетбука, режиме съёмки, свете.

Начинаем съёмку.

Первым делом сделаем пару-тройку кадров пустого фона и лишь потом у нас появятся наши персонажи.
Например, в начале прилетает пташка. Кладём пташку возле границы кадра, пусть в кадре сначала появится голова. Фотографируем. Двигаем пташку вперёд примерно на 1 см, снова фотографируем. и не забываем убирать руки из кадра, когда фотографируем. После съёмки 10-15 кадров прокручиваем кадры в быстром темпе (примерно так это будет выглядеть и в мультфильме) и делаем выводы: нравится или не нравится, как двигается. Ошибки, как правило, сразу заметны. Если нравится ─ продолжаем съёмку. Когда мы заснимем всё, что задумали, можно подумать и о титрах. Особый интерес продумать вид титров в стиле мультика. Можно буквы слепить из пластилина или же поочерёдно писать на бумаге прямо под камерой.
Когда всё отснято, можно переходить ко второму этапу ─ монтажу.

Берём все наши фотографии - кадры и переносим на компьютер для монтажа. Монтаж будем делать с помощью программы Windows Movie Maker, которая идет в стандартном наборе операционной системы Windows. Это очень просто, запускаем программу, импортируем наши изображения и мышкой перетаскиваем их в каждый соответствующий кадр. В меню "Сервис" - "Параметры" устанавливаем целительность изображений, по умолчанию там стоит 5 секунд, сделаем 0,5 секунды. Нужно добавить звуковое сопровождение или озвучить персонаж. Для этого отдельно подберем звуковые эффекты, озвучим текст сказки. Для завершения в меню "Файл" выберите "Сохранить файл фильма".

Просмотр мультфильма. Наконец настал тот момент, когда мы смогли просмотреть свой мультфильм. Мы снова и снова просматривали наш мультфильм. Нам очень понравилось то, что у нас получилось. Мы с удовольствием поделились с одноклассниками секретами создания мультфильма и показали свой мультфильм. Еще мы решили показать свой мультфильм всей школе и выложили его на сайт школы. Все желающие могут посмотреть теперь наш мультфильм!

Таким образом, мы раскрыли секреты создания мультфильмов и создали свой собственный мультфильм.

Заключение.

Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Мы изучили секреты создания мультфильмов и смогли сами снять свой первый мультфильм. В последующем мы научимся уделять больше внимания разным деталям. Таким, как фон, движения героев и т.д. Мы не хотим останавливаться на достигнутом. Полученные знания и навыки помогут нам при создании новых мультфильмов, где мы сами напишем сценарий, по волнующим нас проблемам.

Список литературы:

    С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова.Толковый словарь русского языка.

    Телеканал «Карусель» - мультфильм «Фиксики».

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Управление образования муниципального образования Алапевское

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Костинская средняя общеобразовательная школа»

Как снять мультфильм

Исполнители: Рылова Карина 4 класс

Черепанова Анастасия 4 класс

Руководитель:Смагина Наталья Аркадьевна,

МО Алапаевское

2015

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

1.Исскуство мультипликации …………………………………………5

1.1.Что такое мультфильм?.....................................................................5

1.2.История возникновения мультипликации....................................................7

1.3.Классификация мультфильмов…..………………………………………..11

1.4.Технология создания мультфильма…...………………………………........12

2.Практическая часть……………………………………………………………14

2.1.Анализ результатов анкетирования ……..………………………………...14

2.2.Создание мультфильма……………………………………………………..17

Заключение ………………………………………………………………….......19

Список использованной литературы…………………………………………...20

Приложение 1……………………………………………………………………21

Приложение 2…………………………………………………………………...22

Приложение 3……………………………………………………………………24

ВВЕДЕНИЕ

Мы, как и другие дети, очень любим смотреть мультфильмы. Захватывающие приключения, весёлые и смелые герои дарят нам множество незабываемых минут. Но мало кто из любителей мультфильмов задумывается о том, как рождаются все эти замечательные анимационные истории и почему обычные нарисованные герои, которых мы часто видим на страницах книг, на экране телевизора вдруг оживают? И, наконец, можно ли самим создать свой собственный мультфильм? И как его создать? С чего начинать? В чем заключаются секреты создания мультфильмов? Чтобы получить ответы на волнующие нас вопросы, мы решили провести исследование.

Актуальность исследования: мы считаем необходимым проведение этого исследования, так как 1) мы хотим узнать секреты создания мультфильмов для того, чтобы создать свой собственный мультфильм

2) данное исследование поможет привлечь одноклассников и наших родителей к искусству мультипликации.

Цель нашего исследования: раскрыть секреты создания мультфильмов.

Задачи исследования: 1) изучить историю возникновения мультипликации; 2) провести классификацию мультфильмов; 3) изучить процесс создания пластилинового мультфильма и создать свой первый мультфильм « Снеговик»; 4) написать памятку-буклет с описанием технологии съёмки мультфильма.

Гипотеза: Мы предположили, что если раскроем секреты создания мультфильмов, то сможем сами создать свой первый мультфильм.

Объект исследования: мультипликация.

Предмет исследования: история возникновения мультипликации, процесс создания мультфильмов.

Методы исследования: сбор информации из разных источников, сравнение, анализ, наблюдение, съемка мультфильма.

В ходе исследования мы посетили различные сайты о мультипликации, благодаря чему узнали много нового, поняли в чём же заключается секрет создания мультфильмов.

Опыт нашей работы может быть полезен при знакомстве с историей мультипликации, начинающие мультипликаторы могут воспользоваться способом создания пластилинового мультфильма, а наш мультфильм мы разместим на сайте школы, чтобы все желающие могли его посмотреть.

    ИССКУСТВО МУЛЬТИПЛИКАЦИИ

1.1.ЧТО ТАКОЕ МУЛЬТФИЛЬМ

Искусство мультипликации не знает границ,

потому что совпадает с границами фантазии.

Душан Вукотич

Дети и даже многие взрослые искренне любят и с большим удовольствием смотрят мультфильмы.

Что такое мультфильм? Мультфильмы или мультики - так сокращенно называют мультипликационные фильмы. Термин "мультипликация" (в дословном переводе - размножение) употребляется исключительно в нашем кино как синоним термина "анимация". В переводе с латинского - "anima" означает "душа". Значит "анимация" не что иное, как "оживление" или "одушевление Мультфильмы - особый вид киноискусства, создаваемый мультипликаторами, которые используют для создания персонажей различные материалы и техники, а «оживление» происходит путем быстрой смены кадров.Чтобы создать иллюзию движения, на плёнку снимают множество рисунков или различных фаз движения персонажа. Если взять в руки такую плёнку, то видно, что в каждом кадре неподвижный рисованный или объёмный персонаж чуточку изменяет своё положение по отношению к предыдущему кадру, и когда кинолента проецируется на экран со скоростью двадцать четыре кадра в секунду, зрителям кажется, что персонаж начинает двигаться. Эта иллюзия основана на способности сетчатки глаза удерживать изображение в течение некоторого времени, пока на него не накладывается следующее.

Интернет-ресурс

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА

    Любишь ли ты смотреть мультфильмы?

    Назови свой самый любимый мультфильм.

    Какие мультфильмы вы любите смотреть больше: старые «советские» или современные?

    Как часто вы смотрите мультфильмы?

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Буклет

«Как снять Мультфильм»