Царевна лягушка описание главного героя. Герои народных сказок в оценке писателей

Царевна лягушка описание главного героя. Герои народных сказок в оценке писателей
Царевна лягушка описание главного героя. Герои народных сказок в оценке писателей














1 из 13

Презентация на тему: Царевна-лягушка Образ Василисы Премудрой

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Вступительная беседа Что такое сказка? Откуда у сказок такая власть над временем?Понравилась ли вам сказка «Царевна-лягушка»? К какому виду сказок она относится? Докажите своё мнение.Какие особенности народной сказки вы можете назвать (присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Приведите примеры из текста.

№ слайда 3

Описание слайда:

Вступительная беседа Назовите главных героев сказки. Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?Почему Василису называют Премудрой?Сказка называется так потому, что первое и главное чудо - встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича

№ слайда 4

Описание слайда:

Пересказ сказки.Составление плана сказки 1. Наказ царя сыновьям о сватовстве.2. Сватовство царевичей.3. Встреча Ивана-царевича с лягушкой.4. Испытание невесток: а) испечь каравай хлеба; б) выткать ковёр за ночь; в) приехать на царский пир.5. Пир у царя.6. Встреча Ивана-царевича со старичком.7. Встречи Ивана-царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой.8. Иван-царевич у Бабы-Яги.9. Иван-царевич у Кощеева дуба.10. Счастливое завершение сказки.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Работа над эпизодами. Сватовство царевичей 1. Выразительно прочитать эпизод. 2. В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность? 3.Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве жил царь…испугался Иван, хотел убежать»? 4. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «Отступиться от своей находки», «бежать»?

№ слайда 7

Описание слайда:

Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: -Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своём, повторяет просьбу:- Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!Что же всё-таки заставило героя изменить своё отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»? (Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.)

№ слайда 8

Описание слайда:

Первое испытание. «Выпечка хлеба за одну ночь» Чтение эпизода по ролям.Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?Увидев опечаленного Ивана-царевича, она поняла, что произошло что-то серьёзное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова её задушевны, теплы: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!»Почему она утаивает от царевича мысль о том, как собирается выполнить приказ царя?

№ слайда 9

Описание слайда:

Первое испытание. «Выпечка хлеба за одну ночь» Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?Как выпекает хлеб Василиса Премудрая? Перечитаем строки сказки и услышим их необыкновенную ритмичность и плавность: Взяла она белые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила разными узорами мудрёными: по бокам – города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие.Каким получился хлеб у Василисы и жен старших царевичей. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится?

№ слайда 10

Описание слайда:

Второе испытание.«Тканьё ковра за ночь » Выразительное чтение эпизодаСравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой. Почему так сильно преувеличены недостатки старших невесток? С какой целью это сделано? (Чтобы подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить Ивана-царевича, заслужить похвалы старших. Женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама.) Понаблюдайте, как работает Василиса? Где кольнет иглой раз -цветок зацветет,где кольнет другой раз -хитрые узоры идут,где кольнет третий -птицы летят. Вывод: ритм вновь изменился, прозаический текст вновь похож на стихотворный, опять «звучит волшебность»Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде? (Трудолюбие, все делает своими руками, понапрасну не расходует свое волшебство, не подвела царевича во второй раз.)Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич?

Описание слайда:

Сделаем выводы. Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы? Василиса Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера. По словам М. Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце. Основная роль героини волшебной сказки – быть помощницей своего жениха или мужа. Только благодаря ей герои сказок оказываются вместе. Красота – соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты. В.И. Даль

№ слайда 13

Описание слайда:

Домашнее задание Найдите в тексте примеры особого склада сказки и запишите 1-2 примера в столбик, как стихотворение. (Помощь найдешь на стр.26 вопрос 4, стр. 27.)2.Подготовить чтение в лицах эпизодов «Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой», «Встреча со старым старичком».3. Стр. 26 вопросы 5,6 (устно).4. Подготовить рассказ о Василисе Премудрой. (По материалам урока.)

Продолжая работу с эпизодом «Как сватались царевичи?», учитель предлагает вспомнить, как долго искал свою стрелу Иван-царевич, как он вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать». Учитель продолжит, разовьет и дополнит ответы ребят. Действительно, внешний облик царевны-лягушки испугал царевича, что подтверждают его собственные слова: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют».

Но царевна-лягушка второй раз повторяет свою просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!» Эпизод необычайно выразителен и важен для дальнейшего осмысления сказки. Тут есть над чем подумать учащимся. Что же удержало царевича? Почему он не уходит? - Лягушка оказывается необыкновенной, она говорит человечьим голосом. Это изумляет и покоряет царевича.

Школьники читают текст по ролям или пересказывают, вводя диалог, стараясь передать основные мысли фрагмента. Работа с текстом помогает школьникам ответить на вопрос: «Что мы можем сказать о царевне-лягушке и Иване-царевиче, прочитав первые эпизоды сказки?»

В работе над эпизодом «Первый приказ царя» возможны такие вопросы: какими словами встречает царевна-лягушка Ивана-царевича? Как правильно произнести их? («Что так запечалился? Или услышал от своего отца слово неласковое?») Какие черты характера царевны-лягушки проявились при этом?

Испытания, которым подвергает царь своих невесток, помогают убедиться в необыкновенных достоинствах царевны-лягушки. Царевна сразу догадывается, что царевич опечален, и старается успокоить его. Отметим, какой теплотой, заботой проникнуты ее слова, как задушевна ее речь: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее...»

Учащиеся во время такой беседы выясняют, что царевна была внимательная, добрая, заботливая и скромная («Она заботливо спрашивает царевича, сразу видит, что он чем-то опечален...»; «Она успокаивает его, сама думает, как выполнить приказы царя, но до поры не говорит об этом царевичу. В этом тоже народная мудрость: «Не забегай вперед!»;
«Сначала сделай, а потом и говори...». Так и поступает Василиса Премудрая»).

Обратим внимание, что царевну называют премудрой тогда, когда рассказывают, как она трудится. Учащиеся при чтении и пересказе этого эпизода отмечают и реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта, и особый ритм, как бы сопровождающий эти трудовые процессы:

Взяла она частые решета,
Мелкие сита,
Просеяла муку пшеничную,
Замесила тесто белое,
Испекла каравай - рыхлый да мягкий.

Учащиеся рассказывают о том, как выполнили жены старших братьев приказ царя. Обратим внимание, что сказка преувеличивает недостатки их работы, берется крайняя степень отрицательного (у одной подгорел, у другой сырой). С какой целью вводится это преувеличение? Школьники сумеют сделать вывод, что этим преувеличением подчеркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет царевича и заслуживает высокой оценки царя: «Вот этот каравай только в большие праздники есть!»

Пересказ третьего эпизода еще более интересен для сопоставительной работы.

Вспомним, что хотел узнать царь («Царь хотел узнать, как умеют жены рукодельничать. Он приказал, чтобы жены сыновей „своими руками“ выткали „к завтрему по ковру“»).

Чем же отличается труд Василисы Премудрой? Она ткет сама, жены других сыновей созывают мамушек, нянюшек и красных девушек. Мамушки и нянюшки ткут кто серебром, кто золотом, кто шелком. Сказка не рассказывает о том, чем ткет Василиса Премудрая, но все оживает под руками искусной мастерицы. При описании ее работы снова изменяется ритм. Учащиеся даже на слух определяют, что эти строчки звучат как стихотворение. Текст этот можно написать заранее на доске и поработать над выразительным чтением отрывка, чтобы дети почувствовали его особый ритм:

Где кольнет иглой раз -
цветок зацветет.
Где кольнет другой раз -
хитрые узоры идут.
Где кольнет третий -
птицы летят.

Вспомним эпизоды, в которых рассказывается, как постепенно возрастает восхищение царевича работой Василисы Премудрой. Если в первом случае хлеб был такой, какого он «никогда не видывал», и царевич «диву дался», то во втором случае ковер получился такой, «что ни вздумать ни взгадать, разве в сказке сказать», и царевич ахнул. Здесь отмечается не только мастерство царевны, но и умение Ивана-царевича оценить это мастерство.

Как бы апофеозом мудрости и красоты царевны-лягушки является ее появление на царском пиру. По мановению ее руки остатки пищи превращаются в озера и лебедей, а затем неожиданно исчезают. Искусство царевны-лягушки становится необычайным, волшебным. Красота Василисы Премудрой открылась всем.

К этому времени школьникам легко будет ответить на вопрос учебника: «В чем истинная красота Василисы Премудрой?»

Работу над художественным пересказом эпизода «Пир» целесообразно совместить с рассматриванием репродукции картины В. Васнецова и иллюстрации И. Билибина.

Картина В. Васнецова создает обобщенный образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ. Иллюстрация И. Билибина конкретно изображает эпизод пира: в центре - Василиса Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, пораженные происходящим. Здесь возможны разные виды работ:

1. Опишите устно, что вы видите на каждой из картин (герои, обстановка, внешний вид окружающих людей, их настроение, преобладающие краски).

2. Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?

После этого школьники объясняют, почему так торопится Иван-царевич сжечь лягушечью кожу царевны. Царевна опечалилась, но она не бранит Ивана-царевича, а лишь горестно упрекает его и одновременно помогает советом.

Последний раз звучат слова Василисы Премудрой в самом конце сказки: «Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти-разыскать, теперь я твоя весь век буду».

Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая? Чем удивляет и покоряет она всех? Эти вопросы прозвучат в беседе с учащимися и подведут их к соответствующим выводам о цельности характера Василисы Премудрой, прекрасной, сердечной, скромной, умной, терпеливой, заботливой, трудолюбивой и доброй.

Какой представляют себе Василису Премудрую учащиеся 5 класса? Класс слушает рассказы и оценивает их.

Василиса Премудрая, которой, по словам Горького, свойственны величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собой, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, сосредоточила в себе лучшие черты русского народного характера.

Чтобы подытожить работу, можно использовать вопросы: что приказывал царь своим невесткам? Что он узнал о них? За что Василису назвали Премудрой? В чем была истинная красота Василисы Премудрой?

К следующему уроку школьники готовят выразительное чтение в лицах (эпизоды встреч Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой).

На третьем уроке завершается работа над сказкой «Царевна-лягушка». Урок начинается беседой («Что было после того, как Иван-царевич сжег лягушечью кожу?»), в которой педагог идет от выводов учащихся о характере Василисы Премудрой к вопросу: «Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой?» Если некоторые учащиеся будут говорить о том, что едва ли можно считать его достойным («Ведь он сжег лягушечью кожу»; «Он хотел сначала бежать, отступить»), беседа пойдет еще живее и непосредственнее, потому что другие школьники обязательно будут убеждать своих товарищей, что царевич искупает свою вину. При этом ребята вспоминают путь Ивана-царевича, рассказывают о нем.

После царского пира - кульминационного эпизода сказки, когда Иван-царевич сжигает лягушечью кожу, наступает резкий поворот в сюжете: действие убыстряется, сказка приобретает более динамичный характер. Иван-царевич волею обстоятельств вынужден принимать самостоятельные решения и самостоятельно действовать.

Сразу ли он решает идти на поиски царевны? Вспомним текст: «Загоревал Иван-царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую». Учащиеся, пересказывая этот эпизод, отмечают, что царевич не раздумывает ни минуты, он принимает решение идти на поиски сразу после исчезновения царевны.

Читая по ролям эпизод встречи со старичком, учащиеся соглашаются, что царевич поторопился сжечь кожу, не оценил мудрость царевны-лягушки и за это наказан. Об этом говорит и старичок, хотя он и помогает Ивану-царевичу в его дальнейшем нелегком пути. Читая в лицах или пересказывая эпизоды встреч Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой, школьники отвечают на вопросы: «Почему он хотел убить их?» («Он был очень голоден»); «Как он об этом говорит?»

Путь Ивана-царевича кончается у Кощеева дуба, описание которого необычайно интересно. Чтобы помочь школьникам понять значение этого описания, учитель ставит вспомогательный вопрос: «Была ли необходима помощь царевичу?» Здесь можно предложить прочитать наизусть описание дуба. Вопрос «Почему так важно подробное описание Кощеева дуба?» дает пищу для новых размышлений учащимся («Подробное описание дуба нужно, чтобы показать, как трудно было победить Ивану-царевичу»; «Если бы дуб Кощеев не такой страшный был, то зверей не надо было бы звать...»).

Итак, в характере царевича мы отмечаем смелость. Он снискал уважение к себе тем, что справедлив, добр, борется против Кощея, которого боится даже Баба-яга, называя его злодеем.

Учащимся Иван-царевич нравится. И о нем у них складывается свое представление, которое они высказывают в рассказах.

Анализ сказки «Царевна-лягушка» начнём с обмена впечатлениями о прочитанном, а потом скажем: героинь сказок «Василиса Прекрасная» и «царевна-лягушка» зовут одинаково, но прозывают по-разному: одну называют Прекрасной, другую — Премудрой, почему?

Мгновенный ответ: одна красивая, а другая -умная …

Так ведь и Василиса Премудрая — красавица, и Василисе Прекрасной не откажешь в уме! Выходит, в каждом случае прозвание важно по-особому. Василисе Прекрасной замечательные душевные качества помогли стать счастливой, хотя поначалу ей предстояло пережить много неприятностей и испытаний. Василисе Премудрой её природный ум создал проблемы: пришлось жить лягушкой, а потом томиться в Кощеевом царстве.

Что же важнее — быть премудрой или прекрасной?

Вопрос непростой, но пусть мы поразмышляем над ним. Сначала все говорят о преимуществе премудрости, включая в это понятие и ум, и искусство хлебопечения, и ткачество, и умение
танцевать.

Сравним лексическое значение слов прекрасная и премудрая. Какое из них шире по смыслу?

Сравнивая их, дети понимают, что значение слова прекрасная шире значения слова премудрая, потому что в понятие прекрасная можно включить и ум, и красоту, и доброту, и различные умения и таланты, и вообще всё лучшее в человеке. А вот понятие премудрая связано только с умом. Ум, конечно, хорошо, но в сочетании с душевными качествами (добротой, милосердием, честностью, мужеством и другими, без которых нет настоящего человека), иначе ум может и злу послужить. Поэтому лучше, наверное, женщине быть прекрасной, чем только премудрой …

Вероятно, поэтому создатели мультфильма по сказке «Царевна-лягушка» озаглавили его «Василиса Прекрасная». Мы сегодня увидим фрагменты из него.

Рядом с Василисой Премудрой ещё один главный герой — любящий Иван-царевич.
Иван-царевич — традиционное имя героя русских народных сказок. Попробуем и ему придумать прозвание, в котором выразится его суть.

(Добрый, милосердный, верный, терпеливый, упорный, любящий.) В слабом классе попросим из названных прозваний выбрать одно и обосновать свой выбор.

— А самое точное из предложенных прозваний какое?

(Ребята выбирают между любящим и верным и останавливаются на первом, потому что любящий всегда верный.)
— Можно ли сказать, что Василисе Премудрой и Ивану-царевичу выпали в жизни
трудные испытания? Обоснуйте.

Да, жизнь испытывает их довольно сурово. Василиса поплатилась за свою премудрость. «Василиса Премудрая хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бессмертного, уродилась, он за то разгневался и приказал ей три года квакушею быть», — рассказывает Ивану-царевичу старичок.

— Как вы думаете, почему Василиса, которая мудрее и хитрее своего отца Кощея, не воспользовалась премудростью и не вышла из образа лягушки?

Дети отвечают сразу: потому что Кощей — её отец, и она не смеет не выполнить его приказание … Ивану-царевичу же нужно жениться на лягушке, вытерпеть все насмешки, затем увидеть красоту своей жены и тут же её лишиться, чтобы потом в испытаниях и трудах вернуть.

— Кому из них труднее, на ваш взгляд?

Трудно обоим: нелёгкие это испытания, они требуют терпения и настойчивости, но
больше всё-таки досталось Ивану-царевичу — сколько всего надо было преодолеть, чтоб найти Василису! Тогда почему сказка называется «Царевна-лягушка», а не «Иван- царевич и Царевна-лягушка»?

Да ведь вся жизнь его сосредоточилась на этой царевне, ради неё он терпел, ради неё странствовал и делал это, потому что любил …

— Вспомним первую реакцию Ивана-царевича на лягушку со стрелой в лапках. (Включается фрагмент из мультфильма «Василиса Прекрасная», 1954)

— Что заставило его всё-таки взять лягушку? Может быть, её обещание: «Жалеть не будешь … »?

Первая реакция царевича – растерянность и ужас: «Иван-царевич хотел было бежать и отступиться от своей находки … » В мультфильме есть трогательная деталь: большая слеза на глазах маленькой лягушки, от которой готов отказаться Иван-царевич. Но ему становится её жалко. И он вспоминает наказ батюшки — жениться на той, возле дома которой упадёт стрела, — и не смеет выйти из родительской воли. Так же как не может этого сделать Василиса …

— Прав был Иван, не сомневаясь в том, что его засмеют во дворце?

Прав: «Стали братья над ним смеяться». Не смеялся только отец.
— Как вы думаете: почему?

Он сам отдал такой приказ. А потом, вероятно, отец знал что-то такое, чего по молодости ещё не знали его сыновья. Что ж он такое мог знать? Попробуем догадаться, а для этого подумаем: зачем царь устроил испытания для невесток? (Невестка — жена сына.) Что он хотел узнать о них?

Он хотел узнать, что они умеют, хороши ли они в семейной жизни.

— Важные ли это умения — печь, ткать, танцевать?

Конечно, важные: жена должна уметь вкусно накормить мужа и принять гостей, соткать полотно и сшить, порадовать пляской да пением …

— Как справились старшие невестки с заданиями царя?

» … у боярской дочери хлеб подгорел, у купеческой — сырой да кособокий получился». Ковром, сотканным женой старшего царевича, можно «только от дождя лошадей покрывать». Ковёр жены среднего царевича «только у ворот … стелить».

Зато царевна-лягушка сделала всё лучше их. Перечитаем, как Василиса пекла каравай. «Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудрёными: по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие … »

— Как вы думаете, быстро ли он получился?

Нет, Василиса потратила на него целую ночь, трудилась не покладая рук, чтобы порадовать Ивана-царевича. Поэтому и получил её каравай самую высокую оценку: «Вот этот хлеб только в большие праздники есть!»

— Как вам кажется, почему так подробно рассказывается о работе Царевны-Лягушки и совсем ничего не говорится о работе жён старших братьев?

Царевна-лягушка старалась, вкладывала душу в свою работу, хотела сделать каравай не только вкусным, но и красивым, а жёны старших братьев делали всё как-нибудь: не привыкли они, видно, трудиться …

Хлеб испечь за одну ночь ещё можно, а вот ковёр соткать … Это уж чудо, это особая премудрость нужна. Старшие невестки это смекнули и давай собирать себе подмогу: «Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек — чтобы пособили им ткать ковры. Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать да вышивать — кто серебром, кто золотом,
кто шелком».

— А как Василиса работает?

«Где кольнёт иглой раз — цветок зацветёт, где кольнёт другой раз — хитрые узоры идут, где кольнёт третий — птицы летят … Солнышко ещё не взошло, а ковёр уж готов».

— Как вы думаете, что помогло ей совершить это чудо? Только ли в её премудрости здесь дело?

Наверное, она любила своего мужа и хотела не подвести, порадовать красотой рукотворной и, может быть, ещё раз напомнить, что не только внешностью можно мир удивлять … Очевидно, этот секрет знал и царь-батюшка, не зря он давал задания невесткам: ему-то известно, что не внешней красотой семейное счастье куётся …

— Как вы думаете, после этих испытаний могли бы уже старшие невестки понять, что младшая лучше и искуснее их?

Конечно, но они не хотят понимать. Почему? Они ценят человека не по умениям и искусству, а по внешности. Поэтому и на пир они являются разодетыми, разубранными. Объясните значения этих слов. Разодетые — значит
хорошо, нарядно одетые или имеется в виду нечто другое?

Пятиклассники говорят, что разодетые, разубранные — это наряженные с излишествами, крикливо, может быть, чрезмерно накрашенные.

— Для чего же они так наряжаются?

Для того чтобы обратить на себя внимание, показать своё превосходство над другими, а может быть, подчеркнуть своё богатство.

— На что рассчитывали жёны старших братьев?

Что уж тут-то, на пиру, они окажутся лучше лягушки-квакушки! Куда ей до них?!
Но именно на пиру происходит окончательное посрамление старших невесток. Ка-
ким же образом?

Во-первых, Василиса поражает всех своей красотой. «Василиса Премудрая сама как солнце ясное светится. Все на неё дивятся, любуются, от удивления слова вымолвить не могут».

Во-вторых, всех покоряет танец Василисы. Покажем фрагмент мультфильма, где в танце Ивана-царевича и Василисы Премудрой, в том, как смотрят друг на друга герои, ощутима вся сила их любви.

Что вы увидели в танце сказочных героев? Что сумели почувствовать?

Вариантом может быть работа с репродукцией картины В.М.Васнецова «Царевна-
лягушка».

Как передаёт художник настроение общего веселья, радости, которое создаётся танцем Царевны-лягушки?

Царевна грациозна, красива, пляшет она с удовольствием и радостью, её радость передаётся и музыкантам, и гостям.

— А как показали себя старшие невестки?

Старшие невестки только глупо обезьянничали, повторяя за Василисой всё, что она делала — и в результате опозорились и были изгнаны из дворца.

— Почему Иван-царевич, не дождавшись конца пира, побежал домой и сжёг лягушечью кожу? Осуждаете ли вы его? Можно ли понять его поступок?

Иван-царевич так восхищён неожиданно открывшейся ему красотой жены, что боится: вдруг она исчезнет и он снова увидит вместо красавицы лягушку …

Конечно, он столько времени терпел насмешки, что понять его можно и осуждать трудно … Но Василиса, не найдя лягушачьей кожи, «обернулась белой лебедью и
улетела в окно». Так Иван-царевич наказан за нетерпение, а может быть, и за то, что хоть на мгновение внешняя красота оказалась для него важнее внутренней.
Загоревал Иван-царевич. Но если любит, должен непременно разыскать жену …

— Какие качества проявил Иван-царевич во время поисков жены?

Терпение, настойчивость, целеустремлённость, желание обязательно найти любимую жену.

— Найдите в сказке доказательство этому.

Прошёл он огромные расстояния, натерпелся всяких лишений: «Катится клубочек по высоким горам, катится по тёмным лесам, катится по зелёным лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич всё идёт да идёт за ним — не остановится на отдых ни на часок».

— Почему ему все помогали?

Ко всем встречным он уважителен и приветлив; добр и отзывчив: как ни хочется ему есть, он не трогает ни животное, ни птицу, ни рыбу. На его добро все отвечают добром и приходят на помощь доброму молодцу в трудную минуту.

Почему Иван-царевич сумел найти и вернуть свою жену?

Он любил её, стремился к ней всем сердцем, понимал, что совершил ошибку, когда сжёг лягушечью кожу, проявил нетерпение и этим обрёк жену на долгое томление в Кощеевом царстве. Но для любящего нет ничего непреодолимого. Так говорит русская пословица, а сказка ещё раз доказывает это …

Краткая характеристика героев сказки «Царевна лягушка» изложена в этой статье.

Сказка «Царевна — лягушка» является народной и несет в себе некий смысл – она учит добру, веры в победу добра над злом. Как и у всех волшебных повестей, здесь есть счастливый конец и главные герои.

Характеристика главных героев царевна лягушка

В этой сказке есть два главных героя – Иван Царевич и Василиса Премудрая, вокруг которых и закрутился весь ее сюжет. Поэтому мы составили для Вас краткое описание героев сказки царевна лягушка.

Характеристика Ивана Царевича

Он является самым младшим сыном Царя и, к тому же, холостым. Со сказки видно, что у него почтительные и доверительные отношения с родителями, ведь по настоянию отца он пустил стрелу с целью найти себе жену. И даже когда Иван Царевич попал в лягушку, он все же женился на ней по совету родителей.

Среди негативных черт его характера выделяются нетерпеливость, восприимчивость и очень часто у него нет своего мнения. Вы только вспомните, когда Иван Царевич раньше нужного времени сжег лягушиную кожу Василисы Премудрой из–за того, что старшие братья над ним смеялись. Но вместе с тем главный герой имеет железную волю, он целеустремленный и не робеет перед трудностями (царевич изгрыз 3 хлеба железных и износил 3 пары железных сапог), добр и милосерден не только по отношению к людям, но и к животным. Из этого следует сделать вывод, что Иван Царевич является положительным персонажем. Он никому не сделал ничего плохого.

Читая сказку можно наблюдать за его трансформацией: вначале герой был домашним и капризным, но выйдя из опеки родителей, он прошел долгий путь сложных испытаний и раскрылся как отважный, смелый человек.

Характеристика Василисы Премудрой

Василиса Премудрая является главным женским персонажем. Ей присущи величественная гордость и простота, мягкий характер и гибкий ум, а также полное сердце неиссякаемой любви. В девушке сосредоточены лучшие черты народного русского характера. Не зря ее назвали Премудрой. Она освоила в совершенстве волшебные премудрости и в этом деле превзошла даже своего отца – могущественного колдуна. Василиса также проявила себя как рукодельница, хозяйка и волшебница. Главная черта ее характера – это умение принимать правильные решения и сохранять спокойствие в любых испытаниях.

Русские народные сказки учат, что главное в человеке - это не внешность, а его внутренний мир и поступки. Нужно быть добрым, помогать другим людям, трудолюбивым. Всеми этими качествами обладает Царевна-лягушка, характеристика которой представлена ниже.

Краткая история персонажа

Характеристику Царевны-лягушки стоит начать с истории героини. Впервые читатель знакомится с ней, когда стрела Ивана-царевича попадает в болото. Конечно, царевич расстроен тем, что его невестой должна стать лягушка. Ведь он тогда не знал, что она заколдованная царевна. Но лягушка уговорила взять ее с собой. Царь решил проверить своих невесток на то, какие они рукодельницы. Иван был расстроен, потому что думал, что его лягушка не справится с заданиями. Но пока он спал, она при помощи колдовства выполнила все, что требовал царь.

Однажды всем царевичам нужно было идти на пир со своими невестами. И тут царевна-лягушка сбросила свою кожу и превратилась в Василису Премудрую. Все были поражены ее красотой. Иван сжег лягушачью кожу, из-за чего девушка была вынуждена его оставить. Тогда Иван-царевич отправляется искать Кощея Бессмертного и освобождает свою невесту. Так царевна-лягушка стала Василисой Премудрой.

Внешний вид героини

В характеристике Царевны-лягушки нужно дать и описание ее внешности. Большую часть повествования героиня находится в облике лягушки. Это подчеркивает мораль сказки: главное в человеке - это не красота, а его внутренний мир, трудолюбие, ум. Если вспомнить, в сказках у Василисы есть два добавления к имени: Премудрая и Прекрасная. В случае с царевной-лягушкой был выбран первый вариант. То есть, в этой сказке главный упор делается на то, что человек должен ценить в первую очередь ум.

Когда же она превращается в девушку, то ее внешность становится такой, какая была у всех русских красавиц: статная, со стройным станом, длинной косой. Но все-таки большее внимание уделяется поступкам царевны.

Внутренний мир героини

В характеристике Царевны-лягушки нужно рассказать и о характере персонажа. Главная героиня добра, умна и именно благодаря своей мудрости и смекалке она справляется с царскими заданиями. В то же время царевна имеет склонность к артистизму. Появляется она на пиру в коробчонке в сопровождении грома и молний. Там же демонстрирует фокусы.

Но делает это, скорее, не для привлечения внимания, а как насмешку над ленивыми и глупыми невестами братьев. Василиса Премудрая является идеалом русской красавицы - красивая и мудрая, готовая всегда и во всем помогать мужу.

Василиса и Иван-царевич

Можно кратко написать характеристику героев "Царевны-лягушки". Царь показан как умный человек, который понимает, что за красивой внешностью может быть ленивый и глупый человек. А Иван-царевич показан как человек, которому важно мнение общества. Ведь поэтому он был расстроен, что его невестой должна стать некрасивая лягушка. И когда он увидел Василису, то поспешил сжечь лягушачью кожу. И это показывает, что ему была важнее внешность, чем внутренний мир невесты. Но во время поиска Кощея Иван становится храбрее и учится ценить ум и смекалку.

Характеристика Царевны-лягушки из сказки "Царевна-лягушка" показывает, что человек должен уметь ценить внутренний мир ближнего, его готовность помогать другим, смелость и сообразительность. На примере Ивана-царевича показано, как взгляды человека могут меняться, он учится ценить важные вещи.

Василиса Премудрая является воплощением представлений о русской девушке. В ней соединены красота, ум и доброта. Ведь благодаря своей мудрости она располагает к себе царевича. А Иван-царевич - пример того, что человек, который умеет ценить не только внешнюю, но и внутреннюю красоту, находит счастье.