Black Desert Online - основы системы боя и информация о рейд-боссах.

 Black Desert Online - основы системы боя и информация о рейд-боссах.
Black Desert Online - основы системы боя и информация о рейд-боссах.

Страйкер - новый мужской класс в Black Desert, предназначенный для ближнего боя. Это боец, который не имеет оружия, зато мастерски дерется руками и ногами, плюс имеет множество контролей.

В данной статье мы расскажем, стоит ли играть данным персноажем и, если да, то как.

Для начала, видеогайд по Страйкеру в Black Desert:

Страйкер в Black Desert: общий обзор

Гайд по Страйкеру в Black Desert стоит начать с общей информации.

Страйкер - это персонаж, который существенно отличается от других героев игры Black Desert, поскольку в его руках вы не сможете увидеть привычного оружия. Вместно него Страйкер использует тяжелые рукавицы и браслеты.

Его скилы не позволяют нанести большое количество повреждений, как, например, навыки волшебника. Тем не менее, атаки Страйкера способны причинить боль, а практически все умения связаны с подбрасыванием или опрокидыванием противников.

Во время боя Страйкер буквально парит над монстрами и наносит удар по всему, до чего (кого) дотягивается. Приятная глазу анимация, расчетливые и эффектные взлеты и падения, как кажется, призваны отвлечь геймеров от унылого и монотонного фарма на мобах.

Персонаж имеет навык, связанный с восстановлением ХП. При этом мана практически не расходуется, поэтому в процессе прокачки нет необходимости в большом количестве «банок». Практически каждое умение Страйкера дает баф, дебафит противника или повышает устойчивость. Есть скилы, которые и вовсе дают неуязвимость. ХП восстанавливается самостоятельно.

Страйкер в бою

И еще одна особенность, на которой стоит заострить внимание - постепенно Страйкер накапливает гнев духа (30 частей), которые повышают эффективность скилов, что очень сильно помогает в сражениях.

Страйкер: пробуждение

Пробуждение Страйкера выглядит впечатляюще, в чем можно убедиться, посмотрев этот видеоролик:

Экипировка Страйкера в Black Desert

В качестве доспехов вы можете использовать комплект брони «Таллис», который повышает скорость бега на 5 единиц, шанс крита - на один пункт, а также в целом усиливает высоту прыжка и сопротивление при захвате. Также можно заюзать комплект «Грунил», увеличивающий ХП на 150 единиц и атаку на 5 пунктов.

Что касается оружия, то в случае отсутствия «Либерто» возьмите набор перчаток и браслетов «Рошар». Он характеризуется высокой атакой, имеет две ячейки под камни, а также повышает меткость и уклонение. Либо можете использовать «Юрку».

Самый дешевый вариант аксессуаров - набор, состоящий из пояса «Сердцевина древнего оружия» и амулета «Печать древних стражей» (прибавляет атаку, защиту и 5 единиц меткости). Также следует надеть серьги и кольца из синего коралла.

Камни инкрустации для Страйкера в Black Desert

Продолжаем гайд по Страйкеру в Black Desert и расскажем о том, какие именно камни следует использовать в случае с персонажем данного класса. В оружие можно вставить два камня, древних кристалла «Карме», повышающих скорость атаки и шанс критического удара на 1 пункт.

В дополнительное оружие можно установить камни на повышение атаки по людям. В шлем подойдет аметист на уклонение, а в доспехи - кристалл «Гобелинус», прибавляющий 100 ХП и 20 LT.

В перчатки вам подойдет янтарь III на скорость атаки (+2 пункта, а также 5 % к сопротивлению захвату). Если есть свободная ячейка, то можете разместить камень на критический удар. В обувь установите второй малахит на скорость (+2 пункт). Если у вас комплект одежды «Грунил», то добавьте камень, повышающий выносливость.

Многие могут даже не знать, что изначально Страйкер появился в игре без блока. В таком виде персонаж просуществовал недолго, пока не появилось пробуждение. Теперь персонаж может ставить блок как в стандартной, так и в пробужденной стойках. Чтобы использовать его, достаточно нажать на клавишу S. Точно также блок активируют блейдеры, воины, сакуры и ДК.

Авто-атака и аура будут получены бесплатно. Так же, как и в случае с аурой у ДК, скил Страйкера активируется и дезактивируется, что дает 50 очков к скорости перемещения в обычной и боевой стойках. При этом потребляется 50 фп каждые три секунды. Если заюзаете навык не на споте или не в боевой зоне, то он наверняка совпадет.


Страйкер в Black Desert

Перекаты Страйкера в Black Desert активируются в автоматическом режиме после блинка вперед, назад или в одну из сторон. Блинк вперед даст вам несколько секунд бессмертия, а также повысит скорость бега на 30 % в течение ближайших 10 секунд. Блинк в сторону срабатывает так же, как и предыдущий навык. Меняется только направление движения. В обоих случаях нужно открывать все уровни скила.

Практически бесполезным кажется удар с разбега (ЛКМ), хоть и получается скил бесплатно. Имеет смысл использовать при фарме, но никак не во время буста.

F - медленный и слабый удар, который на первом уровне снижает бег у противника на 15 %. Выше прокачать нельзя, выглядит красиво, но бесполезно.

Пассивный навык дает 10 % к уклонению. Не так много, но все равно приятно.

Вы должны понимать, что учить все перки подряд смысла нет. Есть несколько важных скилов, которые должны юзаться всегда и везде. Многие умения регенерируют FP, другие расходуют выносливость, но все же не так, как в случае с соркой. Страйкер - персонаж, способный прыгать с разгона. Для этого нужна нажать на «Пробел» и ЛКМ.

Умения Страйкера в Black Desert

  • Тяжелый кулак - это автоматическая атака, регенерирующая FP. Изучается автоматически.
  • Воинственный дух. Нужно активировать вручную. Скил повышает скорость бега на 50 % в течение 5 секунд, но при этом каждые три секунды расходует 50 FP. Активировать можно, но редко, поскольку Страйкер может долететь до противника. Изучается автоматически.
  • Мобильное уклонение - Страйкер совершает кувырок в сторону так же, как и с остальными персонажами. Изучается автоматически.
  • Быстрый шаг - блинки. О которых писалось выше.
  • Марипоса - прыгает в сторону, совершая уклонение. В момент совершения прыжка персонаж становится неуязвимым. Персонажи не могут столкнуться. Повышайте уровень по максимуму, чтобы уменьшить кулдаун. После активации вы получаете баф на 30 % к скорости в течение 10 секунд.
  • Волчья проворность - пассивный навык, повышающий уклонение на 10 %.

Гайд по Страйкеру в Black Desert
  • Взрывной кулак - можно нанести несколько ударов кулаками после бега или быстрого шага. Можно не качать.
  • Серия пинков - бьет противника ногами несколько раз подряд. Эффективен после спринта. Второй и третий пинки понижают скорость передвижения врага на 15 % в течение 10 секунд. Достаточно первого левела.
  • Крадущийся волк - когда будете юзать иные навыки, то нажмите на «Пробел», чтобы страйкер ударил AoE-атакой вокруг себя. Скил даст вам баф к скорости ударов на 10 % в течение 10 секунд. Если у вас есть 30 фрагментов гнева духов, то баф вырастет до 20 %. Можно притянуть к себе мобов, но не людей. Выучите комбо «Охота за жертвой», которое добавит эффект ошеломления, если используются 30 фрагментов гнева духов.
  • Атака с уклонением - ЛКМ и шаг влево или вправо. Так вы нанесете круговой удар при помощи ног. Мало повреждений, но стоит прокачать до четвертого левела. Первый удар даст 9 % к уклонению в течение 10 секунд, третий - повысит атаку на 6 пунктов в течение тех же 10 секунд.
  • Стальное плечо - скил кажется хорошим, но все же прокачивать его нет смысла.
  • Удар лодыжкой - для правой кнопки мыши. Вы нанесете парочку ударов ногами со средним уроном. Качать не стоит.
  • Железный кулак - юзается после удара лодыжкой. Можно опрокинуть цель, но все же для такого эффекта можно использовать и другие навыки, поэтому перк ненужный.
  • Грубое подавление - позволяет схватить цель, поднять вверх, а второй рукой нанести удары по лицу, после чего отбросить на землю.
  • Острый коготь - отойти назад, чтобы получить неуязвимость, а также ударить с размаха. В течение 10 секунд защита противника уменьшится на 15 единиц.
  • Алый коготь - можете оставить первый уровень навыка.
  • Кулаки ярости - можно не качать.
  • Голодный волк - ульта персонажа, которую, естественно, нужно учить. Навык не качается.
  • Каменный молот используется часто, но можно оставить первый уровень.

Игра

Жанр

Локализация

Год выпуска

Оплата

Black Desert Online

MMORPG

Русская

2014

Бесплатная


Боевая система в BDO требует от игроков, прежде всего, точности ударов, так как если геймер хочет стать грамотным бойцом, то ему для начала нужно понимать механику работы системы сражений.
В данном гайде мы постараемся дать вам понять на какие игровые аспекты в сражениях нужно обращать внимание, чтобы перейти в разряд опытных и подготовленных к любым сражениям игроков.

Умение целиться и грамотно использовать свои способности я даже не буду относить в один из разделов, так как это основа, без которой все остальные пункты вам особо не помогут в будущих битвах.

Начнем мы наше руководство с того, что в игре действует Non Target система, а следственно вам придется самостоятельно целиться во врагов. Попадет противник по вам своим ударом или нет - будет зависеть не только от того как точно он нанес удар, но и от вас, так как в Black Desert Online каждый игрок может уклоняться от атак.

Вторым и важнейшим аспектом в сражениях BDO является изученные вашим героем умения, так как исход сражений зачастую будет зависеть именно от этого. В нашем мы уже говорили, как нужно прокачивать умения в этой игре. (Выбираем пару самых подходящих скиллов под ваш стиль игры и стараемся прокачивать только их.)

Третий аспект . Все удары желательно наносить врагам со спины, а для этого нужно:

А) Подкрасться к противнику и первым начать бить его серией комбо-ударов.
Б) Если бой уже завязался, то вам нужно умело и точно использовать кувырки, прыжки и прочие умения передвижения. Если вы будете делать все грамотно, то будете чаще оказываться за спиной противника.
В) Если вы в ходе битвы поняли, что перевес на стороне врага, то следует убегать как последний "сыкун" или же биться до конца и достойно умереть.

Четвертый нюанс . В Black Desert Online присутствует возможность изменять специализацию классов, например, из мага можно сделать бойца ближнего боя. Такая система поможет вам преподносить врагам неожиданные сюрпризы, но в то же время вы и сами рискуете быть одураченным.

Пятый нюанс . Определить силу умений другого персонажа можно визуально. Делается это просто - чем эффектнее и длительнее выглядят комбо-удары противника, тем они сильнее, а следственно наносят больше урона и накладывают разные негативные эффекты.

Каждому обитателю BDO нужно запомнить, что сражения верхом повышают шансы на победу, а потому обязательно тренируйтесь биться сидя на ездовых животных.

Теперь немного о рейд боссах


Каждый рейд босс в мире Black Desert Online - могущественное существо, недооценив которое вы смело можете ожидать возрождения своего героя в ближайшей деревне. У каждого такого монстра есть свои секреты, умения и слабые стороны, а поэтому перед тем как идти в бой желательно разузнать о своей жертве как можно больше информации. Для этого можно искать тематические гайды в сети и читать соответствующие вашему запросу статьи на официальном сайте игры.

Не стоит забывать, что пробраться незамеченным около рейд босса невозможно, а потому не следует глупить и лишний раз нарываться на избиение. Также вам нужно помнить, что у каждого рейд босса есть своя свита вояк, состоящая из 2 – 20 мобов, которые по первому приказу своего хозяина бросятся раздирать вас на куски.

Идти в бой против этих опасных существ желательно в команде игроков, при этом партия должна быть собрана не от фонаря, а грамотно, чтобы каждый боец дополнял остальных различными умениями. В общем, в битвах с боссами нужна будет тактика. Если вы грамотно соберете команду, но при этом броситесь на противника в рассыпную, то шансов одержать победу будет немного.

Система боя


Битва с боссом


Корейский сайт игры - http://black.daum.net
Русский сайт - http://blackdesert.ru/

Разработчики Black Desert не собираются бить рекорды World of Warcraft и держать свою игру на плаву десять лет — не та вселенная. Они просто хотят сделать хорошую MMO, которая затянет на пару сотен часов.

Поэтому боевая система в Black Desert — Non-target.

Что такое Non-target

В Black Desert вы целитесь сами, атакуете сами и уворачиваетесь тоже сами. Ваш успех зависит не только от уровня персонажа, но и от ловкости пальцев. И от провайдера.

Чтобы не портить печень целебными элексирами, придется уворачиваться от вражеских ударов. Колдунья для этого использует телепортацию, лучница — ловкость и акробатику, а варвар ловит удары и не жалуется, на то и варвар.

Скакать по локации нужно не только ради собственной защиты, но и ради быстрого убийства противника. Удары в спину наносят двойной урон. Советую взять в команду воина со способностью «Звуки битвы», которая привлекает внимание врагов. Пока красавчик будет прятаться за щитом, вы превратите противников в горстку лута.

Классовые характеристики

У всех классов есть три характеристики — жизни, выносливость и шкала энергии, которая тратиться для активации умений.

  • , и используют очки ярости FP;
  • , и — ману MP;
  • и — очки EP (вероятно, какие-нибудь очки природы);

В бою вам придется отслеживать показатели всех трех параметров и заранее пополнять их с помощью зелий или специальных навыков.

Повышение уровня

Испугались боевой системы Non-target? Вы к ней быстро привыкните. По одной причине — игра полностью посвящена уничтожению флоры и фауны мира Black Desert.

Квесты дают мало опыта или не дают его вообще. За задания черного духа (они представляют основную сюжетную линию) вы будете получать разные предметы и возможности, типа улучшения оружия. Квесты от NPC дают уникальные предметы, а задания гильдий нужны для того, чтобы усилить свой клан новыми членами и постройками.

Очки опыта (и карму в качестве подарка) падают в копилку за убийство монстров. Поэтому готовьтесь проводить выходные в лесу, охотясь на троллей, а не на последний кусок шашлыка, пожаренного соседом.

Чтобы стать самым сильным игроком на сервере, понадобиться удача. Во-первых, потолочного уровня в игре нет. Во-вторых, на 40-ом уровне вы начнете получать «skill awakening points», с помощью которых можно улучшать умения персонажа, присваивая им случайные атрибуты. Для заметки, случайные — не значит хорошие.

  • Плюсы\минусы ниндзя;
  • Плюсы\минусы куноичи;
  • Сравнение куноичи и ниндзя;
  • Описание навыков и умений;
  • Экипировка;
  • Краткая тактика боя;
  • Ссылки на билд в калькуляторе умений;
  • Послесловие.

Для начала хотелось бы указать, что куноичи и ниндзя в Black Desert классы с одной стороны очень схожие, а с другой – очень разные. Из-за того, что большинство навыков классов, экипировка и стиль фарма практически идентичны друг-другу – гайд будет один, но с разделением навыков и подписями принадлежности навыков к классу.

В Black Desert куноичи\ниндзя представляют собой достаточно типичный класс ДД убийцы. Аналоги: в Л2 – ассасины, использующие ножи, в WoW – Rogue.

Плюсы и минусы ниндзя в Black Desert

Плюсы

Минусы

  • Сильный урон по одной цели;
  • Быстрый фарм - много массовых атак;
  • Самый быстрый класс в плане передвижения – есть особый навык, позволяющий эффективно убегать и догонять противников, возможность длительно спринтить без потери выносливости;
  • Сильно демонстрирует себя в ПВП, ПВЕ.
  • Требуются умелый контроль для эффективной игры;
  • Отсутствие полного инвиза – при использование исчезновения очерк персонажа виден, что делает инвиз слабо применимым для исчезновения в соло ПВП;
  • Относительно слабая защита;
  • Относительно малое количество здоровья;
  • Не умеет блокировать атаки.

Плюсы и минусы куноичи в Black Desert

Сравнение куноичи и ниндзя в Black Desert в фактах

Отступление: тут мы указываем то, что умеет один класс и не умеет другой, поэтому если вы видите какой-либо факт об одном классе, то значит этот факт не тождественен другому. Другими словами – данное отступление посвящено демонстрации чем ниндзя отличает от куноичи в Black Desert.

Ниндзя

Куноичи

  • Есть навык, позволяющий быстро преодолевать короткие расстояния (Скорость ниндзя);
  • Умеет использовать сюрекен для массовой атаки (Сюрикен: побег);
  • Навык: «Сюрикен: Мясник» - дальняя массовая атака;
  • Навык: «Цикл: Крутящееся лезвие» - массовая атака с неплохим уроном;
  • Навык: «Покушение» - позволяет опрокидывать врагов;
  • Навык: «Обезглавливание» - массовая атака с большим уроном.
  • Продолжение основного навыка «Жало тьмы», позволяющее наносить очень много урона – «Кунай»;
  • Навык «Защита куная», позволяющая блокировать атаки;
  • Навык «Сюрикен: Злоба» - яд для сюрикена;
  • Навык: «Стремительный порез» - контрудар для защиты кунаем;
  • Навык: «Удар по сухожильям» - сильная атака с эффектом неуязвимости;
  • Навык: «Цикл: Взрыв тени» - неплохое АОЕ с эффектом отталкивания.

Также стоит отметить, что некоторые игроки утверждают, что анимация у куноичи ощутительно быстрее, чем у ниндзя, однако это неподтвержденные визуально утверждения.

Навыки и умения ниндзя\куноичи в Black Desert

Разрез ветра – дают бесплатно. Обычная атака.

Вихрь смерти – повышает шанс нанесения критов умением. Так как само умение (разрез смерти) улучшается бесплатно, то его усиление в целом весьма актуально. Практически во всех билдах на ниндзя\куноичи в Black Desert данное умение есть.

Комбо: шаги в небе – дают бесплатно. Позволяет кувыркаться повышенное количество раз. Ниндзя\куноичи в Black Desert с помощью этого умения может совершить до 4 прыжков не касаясь земли.

Цикл: В щепки – дают бесплатно, позволяет получить баф на урон и ошеломить врага, если персонаж появится над головой противника.

Преследование – одно из самых полезных и универсальных умений у классов. Позволяет быстрее бежать в течение 10 секунд и не расходовать выносливость, что позволяет как эффективно убегать от преследования, так и эффективно догонять убегающих противников. Зачастую навык не прокачивают, так как первого уровня вполне хватает. С улучшением ускоряется скорость спринта и немного снижается откат умения, но даже стартового повышение скорости спринта (на +15%) достаточно.

Небытие – позволяет сделать небольшую отпрыжку в сторону, в течение которой персонаж неуязвим. Первого уровня хватает, так как последующие уровни просто повышают дальность использования, однако она не так важна, ибо есть другие умения на отход\подход к противнику, а это умение иногда наоборот нужно, чтобы радиус его работы был как можно меньше. Например, если вы стоите перед персонажем и хотите с помощью этого навыка запрыгнуть ему за спину.

Уворот ниндзя – позволяет кувыркаться в разные стороны. Тут без комментариев. Первого уровня хватит.

Жало тьмы – одно из основных дамажащих умений. Удар наносится мгновенно, шанс крита 100%, также накладывает эффект ошеломления. Качаем в максимум, ибо помогает как быстро фармить, так и наносить огромный урон в ПВП от которого практически невозможно увернуться.
ДЛЯ КУНОИЧИ: навык можно улучшить прокачкой умения «Кунай», что позволяет наносить еще один быстро удар, наносящий очень много урона. Прокачивают практически всегда.

Трезвость духа – восстановление FP. Для начала достаточно первого уровня.

Полумесяц – навык атаки, наносящий немного урона и подкидывающий врага. Основной недостаток навыка – относительно (к остальным навыкам) медленная анимация и слабый урон. Зачастую не качают.

Скорость ниндзя – ТОЛЬКО ДЛЯ НИНДЗЯ. Позволяет быстро подойти к врагу, при этом будучи невредимым во время применения навыка. Прокачиваем сразу, ибо снижение КД для такого умения очень важно. Стоит отметить, что этот навык делает невозможным попытки убежать от ниндзя или его догнать. Это утверждение правдиво, если противник обладает другим классом, нежели ниндзя.

Защита кунаем – бесплатное умение, доступное ТОЛЬКО ДЛЯ КУНАИЧИ. Позволяет блокировать удары с помощью куная, расходуя выносливость. Блокирует удары только спереди.

Адская боль – удар с подбрасываниям противника. Первого бесплатного уровня вполне достаточно для начала.

Взмах – удар ногой с опрокидыванием врага. Зачастую не качают, однако вы ничего не потеряете, если возьмете первый уровень этого навыка в качестве дополнительного контроля. Однако, не самый полезный навык в ПВЕ.

Комбо: пинки – не берут, ибо анимация полета персонажа очень медленная для этого класса. Есть лучше способы гораздо быстрее подойти к врагу и нанести гораздо больше урона.

Бросок куная – обычный навык дальней атаки путем броска куная. С самого начала качать не советуют, так как основной урон класса идет только с ударов ближнего боя, а навыки дальнего являются второстепенными, хотя и присутствуют в обилие.

Кунай: Паралич – навык изначально не прокачивают, но он полезен просто потому что есть, ибо повышает скорость атаки и навыков на 5\10\15% соответственно. Хорошо ускоряет ближнюю комбу, если забросить кунай перед её проведением и подходом к противнику.

Бросок сюрикена – все, как и для куная, но при броске сюрикена скорость бега и атаки выше, чем при броске куная, но меньше урон. Также не советуют изучать вначале ввиду своей низкой эффективности при фарме.

Сюрикен: злоба – ТОЛЬКО ДЛЯ КУНОИЧИ. Улучшение сюрикена, позволяющее отравлять врага. Не качают в принципе ввиду бесполезности.

Сюрикен: Мясник – ТОЛЬКО ДЛЯ НИНДЗЯ. Массовая атака сюрикеном с 100% критом и ошеломлением. Качать по необходимости.

Сюрикен: Побег – ТОЛЬКО ДЛЯ НИНДЗЯ. Позволяет подбросить врагов, нанеся им много урона. Прокачиваем по возможности, когда появляются свободные очки, но только после прокачки основных умений, указанных в данном билде на ниндзя в Black Desert.

Комета – один из основных навыков ближнего боя. Применяется без отката, наносит неплохой урон и добавляет баф на скорость атаки. Применяют прежде всего для фарма, ибо в ПВП его полезность ниже. Прокачиваем сразу и до упора, ибо кто быстрее фармить, тот лучше одет и все производные от этого.

Дымовая завеса – оглушает врага и повышает уклонения. Первого уровня хватает с головой.

Цикл: прятки – инвиз за 5 СП. Что еще говорить? Качаем. Однако, стоит отметить, что это не совсем инвиз, ибо очертания персонажа остается видимым.

Сердце демона – Улучшение «Жала тьмы» с повышенным уроном. Наносится из инвиза. Достаточно сильный урон, 100% шанс крита, попадания и добавочное оглушение. Прокачиваем на 2, ибо этого достаточно для начала.

Падение – поднять врага, нанести урон и опрокинуть. Некоторое подобие захвата варвара. Рекомендуют прокачиваться на максимум при первой возможности, так как стоимость СП относительно низкая, а эффективность как ПВП, так и в ПВЕ высокая.

Резня – быстрый удар с опрокидыванием врага и дебафам по его защите. В целом, первого уровня достаточно. Прокачивать умение дальше в условие нехватки очков не рационально.

Призрак ночи – быстрая пробежка к врагу и его ошеломление. Первого (начального) уровня достаточно, ибо в блэк десерт у куноичи\ниндзя достаточно различных способов подойти к противнику, который к тому же гораздо лучше этого.

Лисий коготь – быстрая серия ударов с неплохим уроном и ошеломлением противника. В целом, вся ветка достаточно дешевая, поэтому рекомендуют прокачивать умение сразу, ввиду его высокой эффективности.

Цикл: тень защитника – позволяет подбежать к противнику и подкинуть его. Для начала достаточно первого уровня, в дальнейшем рекомендуем прокачивать, ибо скорость выполнения навыки значительно возрастает.

Цикл: след тени – продолжение предыдущего навыка, усиливающее его. Стоит учить только тогда, когда очков навыков будет достаточно на полное изучение ветки. Так, как без прокачанного «Цикл: Тень защитника» навык себя демонстрирует очень кисло.

Дождь из лезвий – ТОЛЬКО ДЛЯ КУНОИЧИ. Позволяет войти в инвиз и после этого нанести серию ударов с хорошим уроном. Достаточно прокачать на два.

Покушение – ТОЛЬКО ДЛЯ НИНДЗЯ. Обычный удар с эффектом подбрасывания или опрокидывания.

Цикл: капкан – оглушение противника, снижение его скорости бега и нормальный урон, НО умение практически никто не прокачивает, потому что у него ну очень длительный откат, чтобы назвать его действительно хорошим.

Стремительный порез – ТОЛЬКО ДЛЯ КУНОИЧИ. Контратака с защиты кунаем. Первого уровня хватит, потому что вероятность словить кого-то в ПВП на неё крайне низкая, а в ПВЕ умение просто бессмысленное, ибо есть более дамажащие и быстрые навыки.

Симбиоз – дополнение «Шаги в небе». Не качаем, ибо эффективность довольно низкая.

Удар по сухожильям – ТОЛЬКО ДЛЯ КУНОИЧИ. Одиночный навык с крайне высокой эффективностью. При использование персонаж начинается носиться со стороны в сторону и наносить противникам удары. Стоит не дорого, во время применения по вам сложно попасть и уклониться от ваших атак.

Цикл: Крутящееся лезвие – ТОЛЬКО ДЛЯ НИНДЗЯ. Наносит очень много урона и покидывает врагов. Берем однозначно.

Цикл: черная луна – позволяет сбросить сюрикены на противника. Во время выполнения персонаж устойчив, а противники получают ошеломление. Достаточно полезный навык в ПВП, хотя и откат низкий. Качать стоит, но не сразу. Советую изначально уделить внимание другим навыкам.

Цикл: взрыв тени – ТОЛЬКО ДЛЯ КУНОИЧИ. Неплохой урон и отталкивание всех, кроме других игроков. Именно то, что умение просто наносит урон и делает его не привлекательным.

Обезглавливание – ТОЛЬКО ДЛЯ НИНДЗЯ. Огромный урон с оглушением противника и невредимостью в момент использования. Прокачки на 2 вполне хватит. Дальше – по ощущениям.

Ликвидация – улучшение уклонения, атаки и меткости. Прокачиваем, как только есть возможность.

Экипировка для ниндзя\куноичи в Black Desert

По экипировка ничего нового нет:

  • По оружию: юриа – либерто - кзарка;
  • По доспехам: аджери – здоровья - сет босса;
  • По бижутерии: стандартный сет на атаку.

Стоит отметить, что куноичи использует такое же оружие, как и тамер. Есть у вас был тамер высокого уровня, то прокачка ниндзя будет для вас только удовольствием.

Гайд: ниндзя \ куноичи в Black Desert – примерная тактика боя в ПВЕ\ПВП

В целом, за ниндзя в ПВЕ достаточно агрить мобов с помощью сюрикенов (с ними быстрее бегать) или кунаев (наносят много урона), а потом убивать массухами, коих очень много. Между париками можно двигаться с помощью «Скорость ниндзя», если вы ниндзя.

В ПВП все несколько сложнее, и так с ходу не описать. В целом, если противник использует дальние атаки (типа лучницы, ведьмы ренджовой, волшебника и тд.) просто подбегаем в упор и начинаем наяривать самыми мощными навыками. Уйти от нас они не смогут в принципе. С врагами ближнего боя все несколько сложнее, ибо основной наш дамаг приходит также от атак ближнего боя. Лучшая тактика – контролить и только после этого наносить урон. При правильной и умелой игре можно побеждать противников без особых проблем, однако, игра на данном классе завязана только на личных навыка, реакции и восприятие вас, как игрока.

Ссылки на билд ниндзя\куноичи в Black Desert

Для перехода на билд в калькуляторе умений нажмите на соответствующее изображение.

  • Куноичи: 48 уровень \ 375 очко навыков;
  • Ниндзя: 48 уровень \ 399 очко навыков.

Послесловие

В целом, данные классы являются весьма сильным в игре, так как они и быстро фармят и умеют мгновенно преодолевать длинные расстояния, высокие препятствия и тд. Можно смело заявить, что если данный класс не самый сильный, то точно уж находится в тройке сильнейших.

Привет всем любителям онлайн-игр, постоянным читателям нашего блога и тем, кто открыл его для себя недавно. Сегодня мы расскажем вам об одном из популярнейших классов в игре Black Desert, а именно о воине.

Сильные и смелые воители, вышедшие из расы людей, входят в число персонажей, появившихся в числе первых в игре Black Desert. Воин выделяется на фоне других классов за счет высокой скорости атаки и непробиваемой защиты. В качестве оружия он использует огромный меч, а во второй руке он держит массивный щит, повышающий его сопротивляемость ударам врагов и наделяющий его способностью оглушать монстров и других игроков.

При выборе класса, в правой нижнем части экрана можно посмотреть ролик с геймплеем, где воин превращает монстров в фарш, а вокруг летят брызги крови. Занятное такое зрелище, завораживает, если смотреть долго. Рекомендуем к просмотру, и, если зрелище вам понравится, то смело выбирайте этот класс.

Основные характеристики

Внешний вид воина можно назвать привычным для любителей online-RPG. В Блэк Десерт мужчина может выбрать путь воина, а девушка выбрать путь валькирии. Но сегодня мы сосредоточимся именно на воине, а отдельный гайд по валькирии для прекрасных представительниц слабого пола опубликуем немного позже.

В группе воину отводится роль танка или поддержки (саппорта). Его боевым умениям способен противостоять далеко не каждый класс. Он способен наносить серии смертельных ударов, метать копья, совершать стремительные рывки и в течение долгого времени сдерживать натиск противника в ближнем бою. Главными достоинствами воина являются высокий уровень защиты и наличие многочисленных комбо, позволяющих наносить высокий урон. Воин в Black Desert слаб в уклонении и обладает не самой сильной атакой, что отчасти нивелируется его боевым мастерством. Это не самый легкий в управлении класс, однако, освоить его будет все же легче, чем лучницу, о которой вы также можете узнать из , который будет опубликован через несколько дней на нашем сайте.

На начальных этапах защиту воина нельзя назвать непробиваемой. Чтобы как-то компенсировать это, необходимо использовать щит и изучить защитную стойку, которая эффективна против любых атак. Для совершения маневров с использованием щита также придется прокачать некоторые специальные навыки, о которых мы поговорим чуть позже.

В Black Desert вам придется встретиться с большим количеством противников, сражающихся на дальней дистанции. Чтобы выстоять в сражениях с ними, воину понадобится хорошо развитая скорость передвижения, а также грамотный билд навыков (скиллов), позволяющих быстро сократить расстояние до врага и нанести ему колоссальный урон. Стоит отметить, что у воина есть умения и для дистанционных атак.

Используя различные умения, воин расходует очки ярости (FP) или выносливость. В его дереве развития также можно найти несколько навыков, не потребляющих ни то, ни другое, но у них достаточно большой откат. Также разработчики наделили воина умениями (скиллами), восстанавливающими выносливость и ярость. Дополнительного прироста характеристик можно добиться, выбрав правильный шмот, чему и посвящена следующая глава.

Оружие и экипировка

В самом начале игры оптимальный выбор брони – это черный сет, он же Таритас. Это универсальная экипировка, которая покажет себя наилучшим образом в PvE (бои против монстров). Для ликвидации злобных мобов воину необходимо обзавестись бонусами к меткости, выживаемости, защите и взять на вооружение одну из атакующих способностей. Таритас даст сопротивление оглушению, увеличит меткость и максимальное здоровье и улучшит уклонение. При использовании полного сета также можно получить прибавку к очкам ярости.

Для дополнительной меткости при использовании черного сета обзавестись серьгой Каллис. В качестве второй серьги лучше использовать Парес, повышающий урон. Их можно сочетать с кольцом Таллис на защиту и кольцом Эллизы на хп. Ожерелье Каллис даст еще немного меткости, а пояс Эллизы – прибавку к хп и грузоподъемности.

С PvP все немного сложнее. Здесь есть несколько вариантов развития. Вы можете выбирать из таких сетов, как Аджери (белый), Таллис (красный), Таритас (черный) и Джерес (синий):

  • Аджери – увеличивает скорость атаки и бега и прибавку к хп. Хорош на первых этапах, так как дает все необходимое понемногу.
  • Таллис – обеспечивает самый большой прирост к скорости бега и немного увеличивает крит. Если есть из чего выбирать, этим комплектом стоит пренебречь, так как это самый бесполезный вариант.
  • Таритас – дает прибавку к меткости и максимальному уровню ярости, а также улучшает уклонение. Как уже было упомянуто ранее, это идеальная экипировка для пве. В пвп сет однозначно будет более полезен, чем Таллис.
  • Джерес – увеличивает урон по представителям всех рас и максимальную выносливость воина при использовании всех четырех элементов. Пожалуй, это один из оптимальных вариантов для пвп.

Поиграв определенное количество времени за воина, вы сможете понять, какие характеристики необходимо улучшить, а какими можно и пожертвовать. Пожалуй, у каждого игрока есть свое мнение относительно идеальной экипировки для этого класса. В некоторых случаях имеет смысл не надевать полный сет, а комбинировать вещи из разных комплектов, дополняя их бижутерией и усиливая камнями.

На взгляд редакции, разработчики Black Desert перемудрили с названиями предметов и комплектов. Некоторые названия не выговоришь, к тому же не всегда понятно, что они означают.

Шлем воина будет полезно инкрустировать камешками, дающими сопротивление захвату, хп или регенерацию хп. В перчатки можно вставить увеличение скорости и силы атаки, а также крит. Броня лучше всего подходит для камней, повышающих максимальное количество хп. Это актуально еще и потому, что у воина присутствуют умения, урон которых формируется в зависимости от показателей хитпоинтов. В ноги на выбор можно вставить камни, дающие прибавку к скорости бега или сопротивление опрокидыванию.

В начале игры в качестве главного оружия можно использовать Сайлус, больше подходящий для пвп или Асволь, который будет хорош в пве. Дополнительное оружие воина – это щит. Пэнгочи, о котором мы уже говорили ранее, на первых порах будет незаменим для любых целей, особенно для фарма. В процессе развития неплохим оружием для воина станет меч Каллис. Несмотря на некоторый разброс по урону он дает столько базовой атаки, что сравниться с ним по этому показателю может, разве что, Либерто. Он улучшит атаку и защиту. А проточив его, вы также получите прирост к базовой меткости. Этот комплект будет актуален вплоть до 50 уровня.

Еще одна альтернатива – меч Юриа. Он даст приличный урон при разбросе чуть ниже средних показателей. Усиливая его, можно получить хороший прирост к атаке, меткости и урону по людской расе. Вместо щита Пэнгочи также можно снабдить персонажа более тяжелым вариантом, который носит название Каплевидный. Он даст нереально много защиты, увеличит хп и снизит получаемый урон.

Умения

Для прокачки навыков вам понадобятся очки умений (Skill Points), которые будут накапливаться по мере выполнения квестов. В принципе, у каждого игрока есть возможность изучить все дерево развития, и тут все зависит от времени, потраченного на игру и от количества пройденных миссий. Здесь мы рассмотрим навыки, которым стоит уделить внимание, чтобы обеспечить комфортную игру и правильное развитие персонажа. Также советуем вам ориентироваться на свой стиль игры и выбирать, прежде всего, те скиллы, которые ему соответствуют.

1. Разрубание – это умение следует изучить в числе первых. Тем более что оно находится в открытом доступе с самого начала. При этом не нужно ориентироваться на стартовые показатели урона, так как они не отражают реальной ситуации. Когда вы будете брать новые уровни, дамаг будет расти, как и суммарное число врагов, попадающих в зону поражения. Еще одной причиной, по которой мы ставим этот скилл на первое место, является тот факт, что он наделен эффектом удара по земле. Если вы смогли сбить врага с ног, финальный урон возрастет в разы. А в распоряжении воина в дальнейшем будет достаточно много опрокидывающих умений. Кроме того, Разрубание помогает восстановить ярость, необходимую для других атак.

2. Выпад щитом – скилл позволяет обездвижить цель, чтобы юзать комбо. С его помощью будет удобно приблизиться к противнику, но стоит учитывать, что дистанция его действия ограничена.

3. Пронзающий удар – это умение дает двойной эффект. Во-первых, оно отбрасывает врагов, а во-вторых – восстанавливает здоровье. Потребление ярости у него достаточно низкое, а радиус действия – широкий. По сути, это единственный скилл, позволяющий пополнить хп воина в процессе битвы. Приятным бонусом к умению является 100% шанс крита. А отсутствие отката позволяет спамить его в неограниченных объемах.

4. Звон земли – один из подготовительных навыков, который будет крайне полезен для этого класса. С его помощью можно снизить защиту врага, притянуть и развернуть его. Поле действие у него достаточно обширное. Скилл будет незаменим в pve: вы подбегаете к кучке мобов, используете его и сразу добиваете каким-либо мощным атакующим умением. Так что изучаем его в числе первых.

5. Подготовка к обороне – полезный скилл, представляющий собой защитную стойку. Дает бонус к защите при использовании блока. Он полностью поглощает урон, но при этом расходуется выносливость. Умело сочетая это умение с Пронзающим ударом, можно обойтись без банок, восстанавливающих здоровье, что весьма важно для класса, сражающегося в ближнем бою. Сразу отметим, что этот скилл надо вкачивать на максимум, но не в самом начале игры. Первый уровень позволит без проблем фармить мобов, а полностью развитый навык пригодится в борьбе с боссами.

6. Удар ногой – умение восстанавливает энергию, расходуя выносливость. Максимальный уровень – четвертый, а учить его нужно хотя бы до третьего. Именно на этом этапе у него появится дополнительный эффект, отбрасывающий противника. Скилл можно отнести к разряду контратак. Он дает неплохое преимущество в борьбе с любым противником.

7. Стремительный удар – не тратит ресурсы, но имеет откат. Скилл обеспечивает приближение к противнику, находящемуся на большом расстоянии. Основным его минусом является отсутствие каких-либо действий помимо нанесения базового урона. Таким образом, сокращая дистанцию, вы рискуете нарваться на контратаку. Однако если раскачать навык на максимум, можно блокировать возможность врага атаковать вас после каста умения.

8. Тренировка боя мечом – базовая атака. При увеличении уровня растет и урон. Если вы успешно атакуете противника, скилл позволяет восстановить энергию. Ее объемы также будут увеличиваться с каждым уровнем.

9. Тренировка концентрации – повышает уровень общей защиты и максимальный объем хп. Это умение можно прокачать на высоких уровнях, чтобы улучшить качества воина в роли танка.

10. Удар щитом – первый ряд умения качать до максимальной отметки не стоить, потому что его активация занимает много времени. Скилл полезен за счет восстановления ярости и способности развернуть противника. Однако для этой цели также подходят Разрубание и Звон земли.

11. Взрывной удар – очень мощный AоE-навык, способный сбить врагов с ног. Главный его минус в том, что он потребляет много энергии. Да и активируется он достаточно медленно. Есть смысл применять его, когда перед вами находится большая группа не слишком сильных мобов. Этот скилл позволяет прибить их одним ударом и сэкономить время.

12. Рассечение – не самое сильное умение, которое восстанавливает очки энергии во время удара. В дереве развития воина можно найти и более эффективные навыки для сбора ярости, которым рассечение явно проигрывает.

13. Круговой разрез – очередное AоE-умение, которое после прокачки до второго уровня включительно позволяет сбивать противников с ног. Минус в том, что его радиус не слишком велик, и не всегда удается достать до врагов.

14. Сильный удар – скилл, атакующий до десяти целей за раз. Активируется медленно и потребляет энергию. Однако в процессе прокачки объем необходимой энергии не увеличивается. Неудобство этого умения заключается в том, что оно отбрасывает противников назад, после чего над ними нельзя совершать другие действия, так как враги оказываются за пределами радиуса остальных умений. Сильный удар следует использовать в тех ситуациях, когда необходимо спастись от наступающих врагов, а других вариантов просто нет.

15. Концентрация – пополняет запасы энергии за счет здоровья персонажа. Практически никакого толка от этого умения нет. Здоровье у воина обычно на вес золота, и менять его на ярость в большинстве случаев просто нет смысла.

16. Захват и бросок – как уже становится ясно из названия, скилл позволяет воину захватить врага и бросить его. Умение имеет откат. Кроме того, многие мобы наделены иммунитетом к действиям такого рода. В целом можно сказать, что это не тот навык, на который стоит тратить очки обучения в первую очередь.

17. Песнь битвы – скилл, в полной мере раскрывающий воина в роли танка. Он не наносит врагам урон, но притягивает их и тратит при этом энергию. Если вы планируете танковать, навык вам определенно пригодится, если нет – он не стоит внимания.

18. Сокрушительный удар – один из самых мощных скиллов, не имеющий отката и наделенный 100% критом. Правда, за нереальный урон придется платить большим количеством энергии. Причем, чем выше уровень умения, тем больше количество возможных целей. Стоит его учить или нет – решать вам. С ростом уровня урон почти не увеличивается, а ресурсов на изучение уходит много. Совершенно точно не нужно раскачивать этот навык в начале игры.

19. Провидение – навык позволяет воину запустить во врага магическое копье, которое в случае попадания наносит урон и вводит соперника в состояние ошеломления. Самое интересное, что это умение можно использовать даже на стадии перезарядки – если на это достаточно ярости. Однако при этом оно не оглушает врага и наносит меньший урон.

С 48 по 50 уровень вам будет доступно пробуждение скиллов. У вас появится возможность случайно (рандомно) получить бонусы к топовым скиллам воина. На 48 уровне следует улучшить Разрубание. Здесь можно надеяться на улучшение способности украсть (отвампирить) хп, замедление бега или на улучшение атаки. Пробуждение этого скилла имеет смысл, только если вы пользуетесь им постоянно. На 49 уровне можно улучшить Сильный удар, так как есть вероятность получить восстановление хп за счет здоровья врагов, что будет полезно в пве. А на 50 уровне можно пробудить скилл Провидение.

Воина нельзя назвать самым простым классом в игре. У него есть свои преимущества и свои недостатки. Единственное, что можно утверждать наверняка это то, что игра за воина будет динамичной и крайне увлекательной. Если вы любите пребывать в центре боевых действий, пробивая себе путь сквозь толпы врагов, этот класс для вас.

На этом мы заканчиваем гайд по воину. Ждите – скоро мы опубликуем гайды по лучнице и варвару, и в дальнейшем продолжим публиковать множество интересных материалов по Black Desert. Будьте на связи, подписывайтесь на обновления нашего блога и узнавайте много новой и полезной информации. До скорых встреч.