Антонис ван дейк краткая биография и творчество. Антонис Ван Дейк

Антонис ван дейк краткая биография и творчество. Антонис Ван Дейк
Антонис ван дейк краткая биография и творчество. Антонис Ван Дейк
Антонис Ван Дейк

Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 в Антверпене, был седьмым ребенком в семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка, который был дружен со многими художниками Антверпена. В 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена (1574/75–1632), писавшего картины на мифологические темы.
В 1615–1616 Ван Дейк открывает собственную мастерскую. К ранним работам относится его Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В 1618–1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. В 1618 Ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской.

"Автопортрет" Конец 1620-х - начало 1630-х

С 1618 по 1620 Ван Дейк создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: Коронование терновым венцом (1621, 1-й берлинский вариант – не сохранился; 2-й – Мадрид, Прадо)

"Семейный портрет"

"Коронование терновым венцом" 1620-е

"Принц Уэльский в доспехах" (будущий король Карл II) ок. 1637

"Автопортрет с сэром Эндимионом Портером" Ок. 1633

"Амур и Психея" 1638

"Леди Элизабет Тимбелби и Дороти, виконтесса Андоверская"

"Люси Перси, графиня Карлайл" 1637

" Эскиз, изображающий принцесс Елизавету и Анну"

"Джеймс Стюарт, герцог Леннокс и Ричмонд" 1632

"Карл I на охоте"

"Маркиза Бальби" 1625

"Карл I , тройной портрет" 1625

"Маркиз Антонио Джулио Бриньоле - Сале" 1625

"Мария Кларисса, жена Яна Вовериуса, с ребенком" 1625

В Англии господствующим жанром в живописи был портрет, и работа Ван Дейка в этом жанре в Англии стала значительным событием. Основными заказчиками был король, члены его семьи, придворная знать. К шедеврам Ван Дейка относится Конный портрет Карла I с сеньором де Сент Антауном (1633, Бакингемский дворец, Королевские собрания). Выделяется парадный Портрет Карла I на охоте (ок. 1635, Париж, Лувр), показывающий короля в охотничьем костюме, в изысканной позе на фоне пейзажа. Известен т.н. Тройной портрет короля (1635, Виндзорский замок, Королевские собрания), на котором король показан в трех ракурсах, т.к. предназначался для отсылки в Италию, в мастерскую Лоренцо Бернини (1598–1680), которому было заказано создать бюст Карла I. После того, как в 1636 выполненный Бернини бюст (не сохранился) был доставлен в Лондон и вызвал фурор при английском дворе, королева Генриетта Мария тоже пожелала иметь собственное скульптурное изображение. Всего Ван Дейк писал королеву более 20 раз, но для этого замысла он создал три ее отдельных портрета, среди которых самый значительный Портрет Генриетты Марии с карликом сэром Джефри Хадсоном (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусств). Но, видимо, они так и не были отосланы, и эта идея не была воплощена в жизнь. Ван Дейк в 1635 получает заказ на написание картины с изображением детей короля Трое детей Карла I (1635, Турин, Галерея Сабауда), которая позже была отослана в Турин, и считающаяся шедевром детского портрета. В том же году он повторяет картину, а два года спустя создает полотно Пятеро детей Карла I (1637, Виндзорский замок, Королевские собрания).

В этот период Ван Дейк пишет эффектные портреты придворных, создал портретную галерею молодых английских аристократов: Принц Карл Стюарт (1638, Виндзор, Королевские собрания), Принцесса Генриетта Мария и Вильгельм Оранский (1641, Амстердам, Рейксмузеум), Портрет королевских детей (1637, Виндзорзорский замок, Королевские собрания), Портрет Филиппа Уортона (1632, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Портрет лордов Джона и Бернарда Стюартов (ок. 1638, Хэмпшир, Собрание Маунтбеттена).

К концу 30-х им созданы превосходные мужские портреты, великолепные по решению и психологической характеристике, строгие и правдивые: Портрет сэра Артура Гудвина (1639, Дербишир, Собрание герцога Девонширскиго), Портрет сэра Томаса Чалонера (ок. 1640, Санкт-Петербург, Эрмитаж).

"Отдых на пути в Египет" 1625

"Триумф Силена" 1625

"Самсон и Далила" 1625

"Любовь невзаимная"

"Henrietta Maria" 1632

"Королева Генриетта Мария" 1635

"Видение блаженного священника Иосифа"

В 1639 он женится на Мэри Рутвен, фрейлины королевы, в 1641 у них родилась дочь Юстиниана. В 1641 у Антониса Ван Дейка ухудшается здоровье, и после долгой болезни 9 декабря 1641 он скончался в возрасте 42 лет. Похоронили его в соборе Святого Павла в Лондоне.

Ван Дейк написал около 900 полотен, огромное количество для человека, чья творческая деятельность длилась около 20 лет. Он оставил грандиозное наследие, не только потому, что работал быстро и легко, но и потому, что использовал многочисленных помощников, художников из Фландрии и Англии, которые писали задние планы, драпировки, использовал манекены для написания одежд.

Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на развитие английской и европейской портретной живописи. Он был основателем английской школы портрета, традиции которого сохранятся в искусстве в течение столетий. Ван Дейк в портретах показывал людей разных сословий, разного социального уровня, разных по душевному и интеллектуальному складу. Приверженец традиций фламандского реализма он был создателем официального парадного портрета, в том числе аристократического портрета, в котором показывал благородного, утонченного, рафинированного человека, а также был создателем интеллектуального портрета.

" Предполагаемый портрет маркизы Джеронимы Спинола-Дориа"

""Автопортрет" Конец 1620-х - начало 1630-х

"Мария Стюарт и Вильгельм Оранский. Свадебный портрет"

"Портрет Карла I"

"Dorothy, Lady Dacre"

"portrait of a man in armour with re"

"Генриетта Мария"

"Queen Henrietta Maria" 1632

"Королева Генриетта Мария" 1632

"Молодая женщина, играющая на виоле"

"Портрет Карла I"

"Мария-Луиза де Тассис" 1630

"Thomas Chaloner"

"Рortrait of prince Сharles Louis"

"George Goring, Baron Goring"

"Cornelis van der Geest Huile sur panneau"

"Автопортрет"

"Рortrait de mary Lady killigrew"

"Wharton Philadelphia Elizabeth"

"Henrietta Maria and Charles I"

"Мария с младенцем Христом"

"АВТОПОРТРЕТ"

"Джеймс Стюарт, герцог Аекнокский и Ричмондский"






Антонис ван Дейк (22 марта 1599 - 9 декабря 1641) - южнонидерландский (фламандский) живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко.

Биография Антониса ван Дейка

Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 г. в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка. Он был седьмым из двенадцати детей.

В 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические темы.

Первый шедевр Антонис написал, когда ему было 14 лет, - портрет 70-летнего старика. С 1615 г. у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию «Головы апостолов».

Творчество Дейка

К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью.

В 1618-1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира.

В феврале 1618 года ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской.

Ван Дейк рано проявил себя мастером портрета и живописи на религиозные и мифологические сюжеты. С 1618 по 1620 г. он работал в мастерской Рубенса.

Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант - не сохранился; 2-й - Мадрид, Прадо); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618-1620, 1-й вариант - Мадрид, Прадо; 2-й - Минеаполис, Институт искусств); «Несение креста» (ок. 1617-1618, Антверпен, Синт-Паулускерк); «Св. Мартин и нищие» (1620-1621, 1-й вариант - Виндзорский замок, Королевское собрание; 2-й вариант - Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Себастьяна» (1624-1625, Мюнхен, Старая Пинакотека).

В конце 1620 - начале 1621 г. ван Дейк работал при дворе английского короля Якова I, но затем вернулся в Антверпен. Некоторое время жил в Италии, в основном, в Генуе.

С 1632 г. живописец снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I.

В 1632 г. король посвятил его в рыцари, а в 1633 г. пожаловал ему статус королевского художника. Живописец получал солидное жалование.

В Англии он женился на дочери лорда Рутвена.

Известный фламандский живописец Антонис Ван Дейк должен был написать портрет английской королевы, внешность которой была далека от совершенства.

Проблема заключалась в том, что королева настаивала на правдоподобии изображения, а художник опасался, что чем ближе портрет будет к оригиналу, тем меньше может оказаться гонорар. Когда портрет был закончен и представлен высокопоставленной заказчице, она, внимательно всмотревшись в изображение, поинтересовалась:

— Почему лицо изображено в полном соответствии с моей внешностью, а руки изобразили такими красивыми?

— Ваше величество, – ответил живописец, – я реалист, поэтому лицо изобразил таким, какое оно есть, тем более, что оно не сулит мне никаких наград. Ведь вознаграждение я должен буду получить из Ваших рук, поэтому их я немного приукрасил.

Антонис (Антон, Энтони) ван Дейк (нидерл. Antoon van Dyck, английский вариант написания имени - Anthony, Энтони; 22 марта 1599 - 9 декабря 1641) - южнонидерландский (фламандский) живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко .Создатель нового типа декоративного портрета.

Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 г. в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка. Он был седьмым из двенадцати детей. В 1609 году в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические темы. Первый шедевр Антонис написал, когда ему было 14 лет, - портрет 70-летнего старика.
С 1615 г. у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию «Головы апостолов». К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В 1618-1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. В феврале 1618 года ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом , работает как помощник в его мастерской.

Ван Дейк рано проявил себя мастером портрета и живописи на религиозные и мифологические сюжеты. С 1618 по 1620 гг. он работал в мастерской Рубенса. Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант - не сохранился; 2-й - Мадрид, Прадо); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618-1620, 1-й вариант - Мадрид, Прадо; 2-й - Минеаполис, Институт искусств); «Несение креста» (ок. 1617-1618, Антверпен, Синт-Паулускерк); «Св. Мартин и нищие» (1620-1621, 1-й вариант - Виндзорский замок, Королевское собрание; 2-й вариант - Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Себастьяна» (1624-1625, Мюнхен, Старая Пинакотека).

В конце 1620 - начале 1621 г. он работал при дворе английского короля Якова I, но затем вернулся в Антверпен. Некоторое время жил в Италии, в основном, в Генуе.

С 1621-1627 Ван Дейк живет и работает в Германии. В 1627 году ван Дейк вернулся в Антверпен и стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении.

С 1632 г. живописец снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I. В 1632 г. король посвятил его в рыцари, а в 1633 г. пожаловал ему статус королевского художника. Живописец получал солидное жалование. В Англии в 1639 году он женился на дочери лорда Рутвена Мэри Ратвен.

В марте 2011 года в Испании было объявлено о находке неизвестной ранее картины Ван Дейка «Дева Мария с младенцем и раскаявшиеся грешники», написанной в 1625 году для герцога Медины-де-лас-Торрес. Картина до 1808 года хранилась в монастыре Эскориал, затем в Королевской академии изящных искусств и до последнего времени считалась копией.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Антонис ван Дейк. Автопортрет. 1618-19

Эпоха Барокко. Нидерланды. XVI век.

22 марта 1599 года в многодетной семье антверпенского зажиточного торговца тканями, Франса ван Дейка, родился мальчик Антонис, седьмой по счету ребенок из двенадцати детей четы ван Дейк. Антонис был особенным ребенком – талантливым и романтичным. Его способности к рисованию проявились слишком рано и были трепетно взлелеяны учителем – художником Хендриком ван Баленом. Первые шаги в творческую жизнь маленький живописец предпринял в 10-летнем возрасте и, спустя шесть лет (1615 год), имел возможность стать самостоятельным художником.

Особенной в развитии живописного таланта юного Антониса бала его необъяснимая любовь к портретным работам. Технику написания людей он оттачивал на автопортретах, которых насчитывалось за всю его жизнь немало. Первым из авторских портретов был тот, что написан в период 1613 – 1614 годов. С полотна этой работы на зрителя смотрит мальчишка с рыжими волосами, оливковыми глазами и здоровым румянцем. Эта работа «говорит» на языке таланта и прекрасного чувства цвета, осознанности, сравнимой со взрослым восприятием мира. Мальчик-художник с огненными волосами был отмечен самим Рубенсом. Начиная с 1618 года, юноша становится рубенсовским учеником и впитывает особенности написания постановочных картин у своего наставника. Теперь палитра ван Дейка более сочная, яркая и разнообразная. Тема портрета разбавляется мифологической и религиозной тематикой («Юпитер и Антиопа» - 1620-е гг., «Отдых на пути в Египет» - 1625г., «Триумф Силена» - 1625г., «Коронование терновым венцом» - 1620г.).

Юпитер и Антиопа. 1620

Отдых на пути в Египет. 1625

Триумф Силена. 1625

Коронование терновым венцом. 1625

Усердие ван Дейка заслужило особой похвалы Питера Пауля Рубенса, назвавшего своего подмастерье одним из лучших учеников. А в доказательство его таланта Антонису была подарена собственная мастерская.

В 1620-ом году ван Дейк впервые покинул свою страну, чтобы выполнить большой заказ на написание портретов королевской семьи Якова I. Лондонская жизнь познакомила молодого мастера с работами Тициана. Очарованный совершенно иной техникой письма и наложением мазков, использованием цветовой гаммы, Антонис смог обогатить былые композиционные уроки Рубенса с тициановскими нюансами.

Тяготение к портретной живописи, тем более к парадному портрету, так или иначе, брало верх над попытками ван Дейка переключиться на мифологические темы. Переехав в Италию в конце 1621 года, в течение шести лет, Антонис изучал творчество итальянских мастеров и писал знатных людей. Его поздние работы, по возвращении в Англию, стали по-взрослому жизненными и «настоящими». Ван Дейк наполняет своих героев подлинной красотой и естеством, уделяет внимание мелочам в одежде и украшениях, кутает образы в глубокий бархат и мерцающий атлас, подчеркивает настроение персоны и статус (Портрет Филадельфии и Элизабет – 1640г., Портрет дамы – 1634-1635гг., Конный портрет Карла I – 1633г.).

Портрет Филадельфии и Элизабет. 1640

Портрет дамы. 1634-35

Конный портрет Карла I. 1633

Своим письмом Антонис пытается угодить заказчикам, однако, бывали и недовольные. Так, графиня Сассекская, взглянув на свой законченный портрет, оказалась не совсем довольна пухлым и круглым лицом женщины, смотрящей с холста, при этом подозревая, что оригинал вполне соответствует картине.

Особенным в работах живописца стал коричневато – охристый колорит, теплый и деликатный. Теперь мастер замахнулся на постановочные портреты, одевая своих героев в охотничьи и бальные наряды, окружая персонажей пейзажем лесов или дворов. Отдавая предпочтение работам по заказу, Антонис ван Дейк, тем не менее, пробует свои силы и в других жанрах. Например, в гравюре, работая по собственным эскизам и чертежам. Его станковые произведения, в том числе серия тарелок, составляли оригинальную коллекцию работ. Еще следует ряд карандашных и акварельных работ. Но, как и все коммерсанты, художник отдал предпочтение живописи, приносящей большую прибыль.

Ван Дейк, Антонис – художник эпохи Барокко, стал основоположником совершенного нового направления в портретной живописи, затронувшей европейское искусство. Он позволил себе использовать манекены в поздних постановках, допустил учеников к собственным картинам. Разумеется, это сказалось на качестве его последних работ, но не стало менее ценным подарком для последователей. Скончался мастер от продолжительной болезни в Лондоне 9 декабря 1641 года. Ему было 42 года, и последним его пристанищем стал Собор Святого Павла.

Знаменитый фламандский живописец - Антонис ван Дейк.

Антонис ван Дейк

ВАН ДЕЙК, АНТОНИС (1599-1641) -знаменитый фламандский живописец, мастер портрета, мифологической, религиозной картины, офорта. Его творчество пришлось на период, когда после раздела Нидерландов на Голландию и Фландрию, самый крупный город Фландрии Антверпен, родина художника, начинал возрождаться после войны. В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579-1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в .

Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 в Антверпене, был седьмым ребенком в семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка, который был дружен со многими художниками Антверпена. В 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена (1574/75-1632), писавшего картины на мифологические темы.

С юных лет ван Дейк обратился к портретной живописи (портрет Я. Вермёлена, 1616, Гос. музей, Вадуц). Писал также картины на религиозные и мифологические сюжеты ("Распятие св. Петра", ок. 1615- 1617, Музей старинного искусства, Брюссель; "Юпитер и Антиопа", ок. 1617-18, Музей изящных искусств, Гент).
Около 1618-20 работал помощником у П. П. Рубенса, испытав сильное влияние его полнокровной, сочной живописной манеры. Варьируя выработанные Рубенсом образы и приёмы, ван Дейк в то же время придавал героям своих картин более изящный, подчас индивидуализированный облик ("Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист", 1618, Картинная гал., Берлин-Далем) .

Святой Иероним

Святой Иероним

Мученичество святого Себастьяна

Автопортрет в виде Париса

В конце 1620 - начале 1621 ван Дейк работал при дворе английского короля Якова I, а затем вернулся в Антверпен.
В произведениях этого периода (портрет Ф. Снейдерса с женой, Картинная галерея, Кассель; "Св. Мартин", церковь Сен-Мартен, Завентем) определились стремление художника к одухотворённому изяществу и благородству образов, его чуткость к неповторимым особенностям эмоциональной и интеллектуальной жизни человека.
С конца 1621 ван Дейк жил в Италии (гл. обр. в Генуе). В это время он вырабатывает и доводит до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором активную роль играют поза, осанка и жест человека (портрет кардинала Г. Бентивольо, ок. 1623, Палаццо Питти, Флоренция)

Anthony van Dyck - Virgin and Child - Walters

Anthonis van Dyck - Madonna en kind met de Heilige Catharina van Alexandrië

Anthony van Dyck - Virgin with Donors

Коронование терновым венцом,1620

Оплакивание Христа 1634

Anthony van Dyck - Pentecost

Anthony van Dyck - The Brazen Serpent

Anthony van Dyck - Christ on the Cross

Anthony van Dyck - Crucifixion -

La Piedad (Van Dyck)

Поцелуй Иуды

Mucius Scaevola vor Porsenna Rubens van Dyck

Святой Амвросий и император Феодосий

:Anthony van Dyck - Venus Asks Vulcan to Cast Arms for her Son Aeneas

:Anthony van Dyck Rinaldo and Armida

Амур и Психея

Anthony van Dyck - Jupiter and Antiope

Пьяный Силен

Antoon Van Dyck - Silène ivre soutenu par un faune et une bacchante

Anthony van Dyck - St George and the Dragon

Anthony van Dyck - St Martin Dividing his Cloak

Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких тёмных тонов, торжественностью фона и аксессуаров (парные портреты - старого генуэзца и его жены, Картинная гал., Берлин-Далем, маркиза А. Дж. Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Гал. Палаццо Россо, Генуя; портрет дамы с девочкой, Музей старинного искусства, Брюссель). В то же время ван Дейк создал остро выразительные образы людей высокого интеллекта и творческой одарённости (портрет скульптора Ф. Дюкенуа, ок. 1622, Музей старинного искусства, Брюссель; мужской портрет, ок. 1623, Эрмитаж, Ленинград).

Портрет Франса Снейдерса с женой,1631

Портрет кардинала Бентивольо

Маркиза Бальби,1625

Маркиз Антонио Джулио Бриньоле - Сале,1625

Портрет Паулины Адорно

Портрет Элизабет или Терезии Ширли в восточной одежде

Портрет леди Элизабет Тимблиби и виконтессы Доротеи Андовер

Мария Кларисса, жена Яна Вовериуса, с ребенком,1625

Мария-Луиза де Тассис,1630

Портрет ребёнка с птицей


С конца 1627 до 1632 ван Дейк снова жил в Антверпене, в 1630 стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы. Это период высшего творческого подъёма ван Дейка, когда ему удалось в парадных портретах наиболее органично соединить индивидуальную психологическую характеристику с торжественной представительностью образа (портрет Марии Луизы де Тассис, Гал. Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен; серия офортов "Иконография") раскрыть богатство духовной жизни своих современников.

Более однообразны, хотя иногда очень эффектны, религиозные и мифологические композиции ("Мадонна дель Розарио", начата в 1624, Ораторий дель Розарио, Палермо; "Отдых на пути в Египет", кон. 1620-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен).

Отдых на пути в Египет,1625

Сусанна и старцы

Самсон и Далила,1625

Триумф Силена,1625

Видение блаженного священника Иосифа,1625

Портрет Томаса Ховарда, графа Арунделя и его жены Алатеи Тальбот

Портрет семьи Ломеллини

Портрет Мари де Ро

Портрет маркизы Елены Гримальди, супруги маркиза Николо Каттанео

Портрет Мари Русвен, жены художника

Портрет рыцаря с красной повязкой


Генриетта Мария,1625

Карл 2 в детстве,1625

Карл 1,1625

Шарлотта Баткенс госпожа Ануа с сыном,1631

Портрет Маргариты Лотарингской

Портрет королевы Генриетты Марии с карликом Джеффри Хадсоном

Anne Fitzroy, Countess of Sussex (1661-1722), Circle of Anthony van Dyck

Anthony van Dyck - Portrait of Philadelphia and Elisabeth Wharton

Портрет Вильгельма Оранского с его невестой Марией Стюарт


Charles II, Marie and James II


С 1632 ван Дейк работал в Лондоне как придворный художник Карла I, исполнял многочисленные портреты короля ("Карл I на охоте", ок. 1635, Лувр, Париж), его семьи ("Дети Карла I", 1637, Виндзорский замок) и знати (портреты Ф. Уортона, Нац. гал. искусства, Вашингтон, Дж. Стюарта, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); он акцентировал изысканность поз и красочных гармоний, аристократизм английского дворянства, понятый как проявление утончённой духовной культуры.

Портрет короля Англии Карла I верхом на коне,1635

Конный портрет Карла Первого, короля Англии

Конный портрет Карла Первого, короля Англии с его шталмейстером Сен-Антуаном

Джеймс Стюарт, герцог Леннокс и Ричмонд,1632


В последних работах ван Дейка изящество и элегантность становятся навязчивым, самодовлеющим приёмом характеристики, а в колорите появляются сухость и пестрота; парадный аристократический портрет приходит к условному и безличному стандарту, который вскоре воцарился в придворном искусстве многих стран.