А.м пешковский -выдающийся лингвист -об ошибках методики преподавания русского языка в школах. Александр Матвеевич Пешковский: биография Кафедра немецкой филологии

А.м пешковский -выдающийся лингвист -об ошибках методики преподавания русского языка в школах. Александр Матвеевич Пешковский: биография Кафедра немецкой филологии
А.м пешковский -выдающийся лингвист -об ошибках методики преподавания русского языка в школах. Александр Матвеевич Пешковский: биография Кафедра немецкой филологии

ученики ставились в положение самостоятельных исследователей, открыва-
телей грамматических законов и освобождались от заучивания готовых опре-
делений, правил и терминов по учебнику. Метод наблюдений над языком при-
водил к большой потере времени и расплывчатости знаний, нанося тем са-
мым ущерб развитию практических навыков учащихся, и потому от него отка-
зались в школе; раньше многих других осознал его недостатки А, М. Пеш-
ковский, хотя сам до этого применял его в своей учебной книге «Наш язык».
Стр. ИЗ и др. Под неограмматической школой, неограмматикой имеется
в виду направление, стремившееся сблизить школьное изучение грамматики
с наукой, преодолеть традиционное смешение грамматики с логикой и пси-
хологией. Иногда для обозначения того же понятия А. М. Пешковский поль-
зуется термином новограмматика.
Стр. 118. Под программами ГУСа имеются в виду школьные программы,
утвержденные Государственным ученым советом Народного комиссариата
просвещения РСФСР.
Стр. 119. Автор ссылается на свою статью «Правописание и грамматика
в их взаимоотношениях в школе», помещенную здесь, см. стр. 63.
Стр. 121. Автор ссылается на свою статью «Объективная и нормативная
точка зрения на язык», помещенную здесь, см. стр. 50.
Стр. 129. Латинское выражение ad hoc употреблено в значении «кстати»,
«для данного случая».
К статье «Существует ли в русском языке сочинение и подчинение
предложений?»
Статья напечатана сначала в журнале «Родной язык в школе», 1926,
№ 11-12, а потом в сборнике статей А. М. Пешковского «Вопросы методики
родного языка, лингвистики и стилистики», 1930. Воспроизводится здесь по
тексту сборника.
Стр. 134 и др. Акад. А. А Шахматов (1864-1920) - выдающийся
языковед и историк древнерусской культуры. Вопросам морфологии и син-
таксиса современного русского литературного языка посвящены его фунда-
ментальные труды: «Очерк современного русского литературного языка»
(первое издание 1913, четвертое-1941 г.), и «Синтаксис русского языка»
(первое, посмертное издание, Издательство Академии наук СССР, Л., 1925-
1927; второе издание, Учпедгиз, Л., 1941). В 1952 г. Учпедгизом выпущена
книга «Из трудов А. А. Шахматова по современному русскому языку (Уче-
ние о частях речи)» с вводной статьей акад. В. В. Виноградова.
Стр. 137 ид р. Д. Н. Овсянико-Куликовский (1853-1920 гг.$ -
литературовед и лингвист, профессор, с 1907 г. почетный академик, ученик
А. А. Потебни. «Синтаксис русского языка» Д. Н. Овсянико-Куликовского,
на который ссылается А. М. Пешковский, вышел в 1912 г. вторым изданием.
Стр. 143 и др. Латинское выражение mutatis mutandis употреблено в
значении «с изменением того, что подлежит изменению», «с соответствующей
поправкой».
К статье «Роль грамматики при обучении стилю»
Статья напечатана сначала в журнале «Родной язык в школе», 1927,
сборник первый, а потом в сборнике статей А. М. Пешковского «Вопросы ме-
тодики родного языка, лингвистики и стилистики», 1930. Воспроизводится
здесь по тексту сборника статей
Стр. 154. Автор ссылается на свою статью «Принципы и приемы стили-
стического анализа и оценки художественной прозы», не помещенную в
«Избранных трудах» (см. А. М. Пешковский, Вопросы методики родного
языка, лингвистики и стилистики, Госиздат, М.-Л., 1930, стр 133).
Стр. 154 Автор ссылается на статью Арнаутова и Стратена, ответом на
которую служит его статья «Моим критикам».

Александр Матвеевич Пешковский (1878-1933)

Александр Матвеевич Пешковскийй - один из самых замечательных лингвистов XX века. Он много лет работал в московских гимназиях и, желая познакомить своих учеников с настоящей, научной грамматикой, написал остроумную, полную тонких наблюдений монографию « Русский синтаксис в научном освещении» (1914),в которой как будто беседует со своими учениками. Вместе с ними он наблюю, дает, размышляет, экспериментирует.

Пешковский первым доказал, что интонация является грамматическим средством, что она помогает там, где другие грамматические средства (предлоги, союзы, окончания) не способны выразить значение. Пешковский неустанно и страстно разъяснял, что только сознательное владение грамматикой делает человека по-настоящему грамотным. Он обращает внимание на огромную значимость языковой культуры: « Умение говорить-это то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно-государственной машины и без которого она просто остановилась бы».

Лев Владимирович Щерба (1880-1944) -- известный русский языковед, обладавший обширным кругом научных интересов: он очень многое сделал для теории и практики лексикографии, большое значение придавал изучению живых языков, много работал в области грамматики и лексикологии, изучал малоизвестные славянские наречия. Его работа «О частях речи в русском языке» (1928), в которой он выделил новую часть речи -- слова категории состояния, -- наглядно показала, какие грамматические явления скрываются за знакомыми для большинства терминами «существительное», «глагол»...

Л. В. Щерба является создателем ленинградской фонологической школы. Он одним из первых обратился к лингвистическому анализу языка художественных произведений. Его перу принадлежат два опыта лингвистического толкования стихотворений: «Воспоминание» Пушкина и «Сосна» Лермонтова. Он воспитал много замечательных лингвистов, среди которых В. В. Виноградов.

Виктор Владимирович Виноградов (1895-1969)-русский филолог, академик, ученик А.А.Шахматова и Л.В.Щербы. Создал фундаментальные труды по истории русского литературного языка, по грамматике, работы о языке художественной литературы; занимался лексикологией, фразеологией, лексикографией.

Сергей Иванович Ожегов (1900--1964) -- замечательный русский языковед-лексикограф, известен, прежде всего, как автор «Словаря русского языка», который имеет сейчас, вероятно, каждая семья и который теперь так и называют: «Ожеговский словарь». Словарь компактен и в то же время достаточно информативен: он содержит более 50 тысяч слов, каждому из них даются толкование, сопроводительные грамматические, стилистические пометы, приводятся иллюстрации употребления слова. Поэтому словарь выдержал более 20 изданий.

С. И. Ожегов был не только прирожденным лексикографом, но и одним из крупнейших историков литературного языка. Его перу принадлежат многочисленные статьи по вопросам культуры речи, об истории слов, о развитии русской лексики на новом этапе развития общества.

Александр Матвеевич Пешковский (11 (23) августа 1878, Томск - 27 марта 1933, Москва) - российский и советский лингвист, профессор, один из пионеров изучения русского синтаксиса; также занимался вопросами практического преподавания русского языка в школе.

Биография

Из еврейской купеческой семьи. Когда он был ребёнком, семья приняла лютеранство. Окончил ялтинскую гимназию, потом с золотой медалью феодосийскую гимназию.

Познакомился в юности с Максимилианом Волошиным (с которым учился в одном классе гимназии) и дружил с ним многие годы. Учился на естественном и на историко-филологическом факультетах Московского университета, откуда дважды был уволен за участие в студенческих волнениях; изучал также естествознание в Берлинском университете. Окончил историко-филологический факультет Московского университета в 1906 г.; своими учителями считал Ф. Ф. Фортунатова и В. К. Поржезинского. Преподавал русский и латинский язык в московских гимназиях; неудовлетворённость уровнем преподавания русского языка заставила Пешковского обратиться к научным исследованиям и создать главную книгу своей жизни - многократно переиздававшуюся монографию «Русский синтаксис в научном освещении» (1-е изд. 1914, отмечено премией Академии наук; 3-е, радикально переработанное изд. 1928). Книга родилась в результате восьмилетней учительской работы, из желания познакомить своих 14-15-летних учеников с настоящей научной грамматикой родного языка. Вместе со своим читателем Пешковский размышляет, наблюдает и исследует. Он придумал множество остроумных и занимательных лингвистических экспериментов.

После революции преподавал в Первом МГУ (с 1921) и других московских вузах. Написал также ряд статей по русской грамматике и несколько работ, посвящённых методике преподавания русского языка в школе, в том числе пособие «Наш язык» (1922-1927).

Ученик А. М. Пешковского по Поливановской гимназии В. Г. Шершеневич посвятил учителю раздел «Ломать грамматику» в своей программной книге «2 2 = 5» (1920).

Семья

Племянники (сыновья его старшего брата Артура) - журналист и прозаик Александр Артурович Пешковский (1905-?), во время заключения печатался в «Соловецких островах»; мичман Лев Артурович Пешковский (Понсард; 1894-1936), Георгиевский кавалер; прапорщик Арнольд Артурович Пешковский (Арнольд-Вольдемар-Матеус Пешковский, 1892-?), полярник, участник Ленского похода.

Его двоюродный брат - врач-венеролог Носон Яковлевич Пешковский (1870-?) - приходился дедом режиссёру Майку Николсу.

Вклад в науку

Книга «Русский синтаксис в научном освещении» занимает особое место в русистике: она написана не академическим учёным для узкого круга коллег, а преподавателем, обеспокоенным слабой «научной обеспеченностью» своего предмета, для широкого круга читателей (в том числе публицистические интонации во многих местах книги). Эти качества обеспечили многолетний успех книги у разнообразной аудитории. Современные русисты также оценивают книгу Пешковского высоко: не найдя ответы на многие занимавшие его вопросы у академических коллег (главным образом, исследователей доминировавшей тогда консервативной школы Ф. И. Буслаева), Пешковский вынужден был во многих случаях выступать как первопроходец и сумел найти проницательные решения многих трудных проблем русского синтаксиса (пусть и сформулированные часто намеренно «бесхитростным» и «ненаучным» языком). На концепцию Пешковского в какой-то степени повлияли взгляды А. А. Шахматова; имеется определённая общность между концепцией Пешковского и возникшими несколько десятилетий спустя фундаментальными идеями Л. Теньера.

К основным идеям Пешковского принадлежит характерное и для последующей русской традиции представление о «семантичности» синтаксиса, то есть стремление выделить значения, выражаемые синтаксическими конструкциями, а не простое формальное описание этих конструкций. Пешковский вплотную подошёл к использованию «древесного» представления синтаксической структуры в виде дерева зависимостей; он один из первых широко пользовался лингвистическим экспериментом и «отрицательным» языковым материалом. Пешковский также может считаться одним из открывателей необычайно важной для русского языка области «малого синтаксиса» и идиоматичных синтаксических конструкций, глубокое исследование которой по существу началось только в последней трети XX века. Наконец, Пешковский - один из пионеров изучения русской интонации, как в книге, так и в ряде специальных статей (например, «Интонация и грамматика», 1928) доказывавший её фундаментальную роль для описания русского синтаксиса. Он первым показал, что интонация может быть грамматическим средством там, где предлоги, окончания и порядок слов «не дорабатывают».

Библиография

Последнее издание работы Пешковского:

  • А. М. Пешковский. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ»/URSS, 2009. - изд. 9. - ISBN 5-8360-0412-9; издание содержит вступительную статью Е. В. Клобуков «Русский синтаксис в освещении А. М. Пешковского (о непреходящей актуальности грамматической классики)» (с. 7-19).
  • А. М. Пешковский. Русский синтаксис в научном освещении. М.: «Языки славянской культуры», 2001. - изд. 8. - ISBN 5-94457-019-9; издание содержит вводную статью Ю. Д. Апресяна «Русский синтаксис в научном освещении в контексте современной лингвистики» (с. iii-xxxiii).

Если бы все, что написано Пешковским, собрать в одну большую книгу, ее можно было бы назвать - «Русская грамматика в освещении Пешковского». А состоит это освещение в особом взгляде на русскую грамматику.

Грамматика Пешковского реалистична. Она начинается с формы, т. е. с того, что может слышать, видеть, сопоставлять каждый. А сопоставляя, мы держимся за смысл. Поэтому сразу видим, что в сочетании разбитое стекло совсем не то значение корня стекл‑ , какое появляется в формах глагола стекать . Грамматика Пешковского начинается с формы осмысленной, подкрепленной значением и им гарантированной.

Главная книга А. М. Пешковского (она издавалась 7 раз: первый - в 1914 г., седьмой - в 1956 г.) - «Русский синтаксис в научном освещении».

Она родилась в результате восьмилетней учительской работы в московских гимназиях, из желания познакомить своих 14‑ и 15‑летних учеников с настоящей, научной грамматикой родного языка. Это видно и из текстов Пешковского: в них постоянно - мы, но не авторское, единоличное, а мы - дуэта с читателем: «Возьмем слово черный и образуем от него ряд слов… станем вдумываться в значение слова чернота … укрепившись на такой позиции, мы сможем уловить и еще одну черту в значении глагола…»

Вместе со своим читателем Пешковский размышляет, наблюдает и экспериментирует. Это он придумал множество остроумных лингвистических экспериментов (уже потом о важности эксперимента в лингвистике писал Л. В. Щерба).

Наблюдения Пешковского расширяли круг фактов, относимых к грамматике: он первым показал, что интонация может быть грамматическим средством, она включается в работу там, где более ощутимые средства - предлоги, окончания, порядок слов - «недорабатывают»

Грамматический реализм Пешковского - тот фильтр, сквозь который пропускались лингвистические идеи, имевшие хождение в начале нашего века При разъяснении разных сторон грамматического строя русского языка Пешковский опирался на идеи своего учителя Фортунатова , а также Потебни и Овсянико-Куликовского. Эти, иногда неожиданные объединения вместе с его настоящими открытиями и составляют существо его - Пешковского - освещения русской грамматики. Оно было принято выдающимися лингвистами: Шахматовым, Карцевским, Щербой - теми, кто ценил верность языковому факту.

Пешковскому не было свойственно постоянное следование однажды взятому за основу. Воспитанник формальной школы Фортунатова , он не боялся отойти от системы его представлений, когда к этому подводили собственные наблюдения или убедительные доводы других лингвистов. Он не боялся отказаться и от того, что было понято и написано им самим: переиздавая свою главную книгу в третий раз (1927), Пешковский, как он сообщает в предисловии, почти весь текст пишет заново.

Время жизни Пешковского, время его лингвистической работы было трудным временем формирования новой советской культуры, науки, школы. В это трудное время Пешковский писал учебники русского языка, исполненные веры в то, что наука должна быть понятна и нужна каждому маленькому гражданину нашего государства, каждому, кто хотел бы научить детей грамотно и любовно относиться к своему языку.

Пешковский считал, что лингвист должен «активной проповедью» - вмешиваться в языковую жизнь общества, в практику школьного лингвистического образования. Сам он занимался этим всю жизнь - неустанно и страстно. Он разъяснял, что только сознательное владение грамматикой делает человека по‑настоящему грамотным, помогает ему культурно и ясно говорить. Он обращал внимание на огромную социальную значимость языковой культуры: «Умение говорить - это то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно-государственной машины и без которого она просто остановилась бы».

Еще не все уроки Пешковского усвоены нами. Его книги, написанные для детей, читают внимательно все новые поколения взрослых лингвистов.

День рождения 11 августа 1878

российский и советский лингвист, профессор, один из пионеров изучения русского синтаксиса

Биография

Окончил с золотой медалью феодосийскую гимназию. Познакомился в юности с Максимилианом Волошиным и дружил с ним многие годы. Учился на естественном и на историко-филологическом факультетах Московского университета, откуда дважды был уволен за участие в студенческих волнениях; изучал также естествознание в Берлинском университете. Окончил историко-филологический факультет Московского университета в 1906 г.; своими учителями считал Ф. Ф. Фортунатова и В. К. Поржезинского . Преподавал русский и латинский язык в московских гимназиях; неудовлетворённость уровнем преподавания русского языка заставила Пешковского обратиться к научным исследованиям и создать главную книгу своей жизни - многократно переиздававшуюся монографию «Русский синтаксис в научном освещении» (1-е изд. 1914, отмечено премией Академии наук; 3-е, радикально переработанное изд. 1928). После революции преподавал в Первом МГУ (с 1921) и других московских вузах. Написал также ряд статей по русской грамматике и несколько работ, посвящённых методике преподавания русского языка в школе, в том числе пособие «Наш язык» (1922-1927).

Ученик А. М. Пешковского по Поливановской гимназии В. Г. Шершеневич посвятил учителю раздел «Ломать грамматику» в своей программной книге «2 ? 2 = 5» (1920).

Вклад в науку

Книга «Русский синтаксис в научном освещении» занимает особое место в русистике: она написана не академическим учёным для узкого круга коллег, а преподавателем, обеспокоенным слабой «научной обеспеченностью» своего предмета, для широкого круга читателей (в том числе и для учащихся). Отсюда простой и ясный стиль изложения, особое внимание к подбору иллюстративного материала, темпераментные и почти публицистические интонации во многих местах книги. Эти качества обеспечили многолетний успех книги у разнообразной аудитории. Современные русисты также оценивают книгу Пешковского высоко: не найдя ответы на многие занимавшие его вопросы у академических коллег (главным образом, исследователей доминировавшей тогда консервативной школы Ф. И. Буслаева), Пешковский вынужден был во многих случаях выступать как первопроходец и сумел найти проницательные решения многих трудных проблем русского синтаксиса (пусть и сформулированные часто намеренно «бесхитростным» и «ненаучным» языком). На концепцию Пешковского в какой-то степени повлияли взгляды А. А. Шахматова ; имеется определённая общность между концепцией Пешковского и возникшими несколько десятилетий спустя фундаментальными идеями Л. Теньера .

К основным идеям Пешковского принадлежит характерное и для последующей русской традиции представление о «семантичности» синтаксиса, то есть стремление выделить значения, выражаемые синтаксическими конструкциями, а не простое формальное описание этих конструкций. Пешковский вплотную подошёл к использованию «древесного» представления синтаксической структуры в виде дерева зависимостей; он один из первых широко пользовался лингвистическим экспериментом и «отрицательным» языковым материалом. Пешковский также может считаться одним из открывателей необычайно важной для русского языка области «малого синтаксиса» и идиоматичных синтаксических конструкций, глубокое исследование которой по существу началось только в последней трети XX века. Наконец, Пешковский - один из пионеров изучения русской интонации, как в книге, так и в ряде специальных статей (например, «Интонация и грамматика», 1928) доказывавший ее фундаментальную роль для описания русского синтаксиса.

Библиография

Последнее издание работы Пешковского:

  • А. М. Пешковский. Русский синтаксис в научном освещении. М.: «Языки славянской культуры», 2001. - изд. 8. - ISBN 5-94457-019-9; издание содержит вводную статью Ю. Д. Апресяна «Русский синтаксис в научном освещении в контексте современной лингвистики» (с. iii-xxxiii).