А без веры угодить Богу невозможно ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. Как понимать этот текст? Неженатый заботится о господнем, как угодить господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене

А без веры угодить Богу невозможно ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. Как понимать этот текст? Неженатый заботится о господнем, как угодить господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене

Видим, что люди людям угождают. Угождают подданные Царям своим, подвластные властям своим, рабы господам своим, дети родителям своим, и прочие другим людям угождают. Так и особенно нам, христианин, Богу должно угождать.

Требует этого от нас:

1) Вера и исповедание наше. Ибо вера не должна быть праздна и суетна, но плодоносна, любовью и добрыми делами сопровождаема, как требует сего апостол от нас: Покажи мне веру твою от дел твоих ().

2) Требует сего от нас обещание наше, которое мы дали Богу при святом Крещении. Ибо тогда, отстав от сатаны, обещались Ему служить и угождать.

3) Требует сего самая совесть наша. Ибо и самою совестью убеждаемся Богу угождать, и Его высочайшим почитанием почитать, что без угождения быть не может.

4) Требует сего от нас необходимая нужда и дело спасения нашего. Ибо надобно непременно угождать Тому, у Которого временного и вечного спасения просим и от Которого всякое добро душевное и телесное желаем получить. Ибо кто не угождает тому, у которого милости и всякого добра просит и ищет? Самый разум естественный убеждает его к тому. Итак, если и мы, христиане, хотим от Бога милости получить, должны Ему и угождать. Угождают люди Царям своим. есть Царь наш, и Царь Вечный, Царь царствующих, и страшен Царь по всей земле. Итак, должны Ему угождать, как Вечному Царю нашему. Угождают люди властям и начальникам своим. Бог есть Властелин и Начальник наш Верховнейший, власть и начальство Которого вечное. Итак, должны Ему угождать, как Властелину и Начальнику нашему Вечному.

Угождают люди господам своим. есть Господь наш Высочайший, Господь господствующих. Итак, должно Ему угождать, как Высочайшему Господу нашему. Угождают люди своим благодетелям. Бог есть Высочайший Благодетель наш, от Которого бесчисленные получили и получаем благодеяния и больше Которого нет и не может быть благодетеля, ибо мы Его создание, и все, что ни имеем, от Него имеем. Итак, должно Ему, как Высочайшему Благодетелю, угождать.

Угождает Богу, кто от похищения, воровства и всякой неправды отвращается. Не угождает Богу, кто на беззаконные те дела руку простирает. Угождает Богу, кто язык свой от клеветы, осуждения, злословия, празднословия и всяких негодных и гнилых слов удерживает. Не угождает Богу, у кого язык не обуздан. Угождает Богу, кто искренно, простосердечно и нелицемерно с ближним своим поступает и обходится. Не угождает Богу, кто с ближним своим ложно, лестно, лукаво, коварно поступает. Угождает Богу, кто ничего чуждого без воли хозяина не желает. Не угождает Богу, кто желает похитить, или отнять чужое добро.

Словом, угождает Богу, кто по правилу святого слова Его себя исправляет и живет; не угождает Богу, кто о том небрежет. Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «Познал Господь Своих»; и: «Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» ().

2) Богу угождать должны мы, христианин, более Царей наших, более властей наших, более господ наших, более родителей наших и более всех, кому мы ни подчинены. Ибо и бояться, и любить, и почитать Его более всякого создания, именуемого на небе или на земли, должно. Ибо Он есть Верховнейший Господь наш и есть Царь царствующих и Господь господствующих. Посему и подданные Царям, и подвластные властям, и рабы господам, и дети родителям повиноваться и угождать Господа ради должны, как апостол говорит: Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от Него посылаемым (), и прочее.

3) Если что, как то бывает, приказывают и повелевают нам власти, но то противно воле Божией, то не должны мы в том их слушать, хотя бы и нам грозили. Дороги должны быть нам власти человеческие; но несравненно дороже должен быть Бог, Которому и самые власти со страхом повиноваться должны. Так научают нас примером своим апостолы святые, которым беззаконные жиды запрещали учить и говорить о имени Христовом; но они не слушали их, и со дерзновением учили и говорили Божие слово, и отвечали запрещающим: Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам ().

4) Если хотим Богу угождать, то не должны ближнего нашего презирать и отвращаться от него, но должны миловать его и в нуждах его снабжать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию ().

Требует ближний наш совета от нас – подадим совет, когда можем.

Требует пищи от нас – подадим пищу.

Требует одежды – оденем его.

Требует упокоения в доме нашем – упокоим его.

Требует служения нашего – послужим ему.

Требует в скорби и печали утешения – утешим его по нашей возможности, и прочее. Ибо сего хочет воля Божия и требует христианская любовь. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу ().

5) Отсюда следует, что и врагов наших любить, и им добро творить должны мы, если хотим Богу угождать. Ибо воля Божия хочет сего (). Если хотим волю Божию творить, и так Богу угождать, то должно нам и от врагов наших любви нашей не отнимать, и им в нуждах их помогать. Это более всего христианина и богоугодного человека показывает. Если Царю земному хочешь угодить и так милость от него получить, то не отречешься и врагу твоему послужить, когда он хочет того от тебя и повелевает тебе. Тем более должно тебе делать сие ради Царя Небесного, ради Которого и земному Царю угождать должно, и врагов своих любить, и в нуждах их служить им. Ибо в этом и христианская истинная добродетель состоит, то есть в том, чтобы себя самого победить и воздавать добром за зло. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром ().

6) Чтобы все сие угодно Богу было, должно нам то все исполнять, то есть уклоняться от зла и творить благое, и не ради тщеславия и похвалы человеческой, но ради славы святого имени Его. Этому научает нас Христос Господь: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (). Иначе как угодно может быть Богу то, что не ради Бога делается? Отсюда следует, что не всякое доброе дело видимое – истинно доброе, но то, которое добре творится, то есть ради добра, которое есть слава имени Божия.

Христианин! Бог мир весь ради нас сотворил, и все нас ради творит, и Сына Своего ради нас в мир послал, и на Его предал ради нас, и так от грехов, дьявола, смерти и ада искупил нас, и вечное уготовал царствие: что более уже может Бог сотворить ради нас? Сотворим и мы все ради Него, и возлюбим Его, и почтим Его, и послужим Ему, и заповеди Его святые сотворим ради Него Самого, и так от чистого сердца угодим Ему.

7) За богоугодными делами и святым предложением следует искушение как от дьявола, так и от злых людей. Делается это попущением Божиим к испытанию человеческому: ради Бога ли делает он то, что начал, и твердо ли стоит в начатом деле. Посему все, что ни приключается противное ему, должно, как от руки Господней посылаемое, принимать и великодушно претерпевать, и в начатом не ослабевать, но более преуспевать. Надейся на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и надейся на Господа, – увещевает пророк ().

8) Богу угождать без Самого Бога не можем, христианин, ибо велика наша слепота, и слабость, и растление. Посему должно с усердием Богу молиться и к Нему воздыхать, чтобы Сам наставил нас на путь, Ему угодный, и на нем бы нас хранил, и по нему вел нас. Сему нас научает примером своим Давид святой, который через весь псалом 118-й со всяким усердием молился Богу и желал святого и богоугодного жития. Да последуем и мы ему в этом. Научи мя, Господи, творити волю Твою, яко Ты еси мой ().

Господи! Дай мне хотеть, начинать, мыслить, творить и говорить, что воле Твоей святой угодно. Не допусти, Господи, ни хотеть, ни начинать, ни мыслить, ни творить, ни говорить, что воле Твоей не угодно. Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; да возвеселится сердце мое, боясь имени Твоего ().

Когда подданные перед Царем своим, подначальные перед начальником своим, рабы перед господином своим, дети перед отцом своим ходят и обращаются, то со всяким страхом и опасением обращаются, чтобы в чем не проступиться, и так бы их не оскорбить и не прогневать; а потому всяких слов и дел непристойных берегутся, и так им угождают.

Христианин! Да последуем и мы в этом таким людям, которые так людям угождают, и перед Богом и Царем нашим Вечным, и Отцом нашим, Который небесах, да поступаем так и обращаемся, и всего, что Ему противно и неугодно, да бережемся, и так угодим Ему. Ибо всегда и везде, где мы ни находимся, перед Богом находимся и обращаемся; и что ни делаем, говорим, мыслим и начинаем, перед Ним все делаем, мыслим, начинаем и говорим. Ибо на всяком месте присутствует, и всякое дело наше видит, и всякое слово наше слышит.

Посему в доме ли находимся – пред Ним находимся.

Дело ли какое делаем – пред Ним делаем.

Речь ли какую говорим – пред Ним говорим.

Мыслим ли и начинаем что – пред Ним мыслим и начинаем.

С людьми ли находимся и беседуем – пред Ним беседуем.

Едим ли или пьем – пред Ним едим и пьем.

Покупаем ли, или продаем – пред Ним покупаем и продаем.

Любим ли что, или ненавидим, желаем ли чего, или отвращаемся, – все это пред Ним бывает.

На ложе ли почиваем и успокаиваемся – пред Ним почиваем.

По пути ли идем – Он с нами, и пред Ним идем.

В пустыне ли или в уединении, в городе ли, или селе, в тайном или явном месте находимся – Он с нами присутствует, и пред Ним обращаемся.

Словом, всегда и везде, где ни находимся, Он с нами, и пред Ним обращаемся, и что ни делаем, мыслим и говорим, все для Него явно и откровенно (См. ; ; ; ). Да поступаем пред Ним везде так, как поступают поданные пред Царем своим и все подвластные пред властью своею, и так воздадим Ему, как Богу нашему, Царю нашему, Господину нашему и Отцу нашему, достойную честь, и таким образом угодим Ему. Не уподобимся тем христианам, которые пред людьми благочинно поступают и показывают себе благочестивыми, но в тайных местах беззаконничают и такое творят, что стыдно и говорить. Таковые христиане – лицемеры, нечестивые и безбожные. Они людей стыдятся, но Бога не стыдятся; людей боятся, но Бога не боятся. О таковых написал пророк Божий: Не представили Бога пред собою ().

О человек, где ты с темным своим делом укрыться можешь от Того, Который везде присутствует и все видит? Убегаешь от людей; но везде предваряет тебя, и никуда от Него убежать не можешь (См. ). Скрываешься от людских очей; но от Божиего всевидящего ока нигде и никак скрыться не можешь. Бережешься, чтобы не слышали люди негодных и гнилых твоих слов; но Бог их слышит. Скрываешь в тайне сердца твоего лесть, лукавство, хитрость и ложь, и бережешься, чтобы люди сего твоего зла не познали; но Бог, сердца и утробы испытывающий, все это явно видит (; ).

«Я-де Бога не вижу». Правда, и видеть Его не возможно никому. Бога не видел никто никогда (). есть Дух, никаким чувствам не подвластный, и потому видеть Его невозможно, а только верою и умом Он познается. Вера святая и Божие слово научает нас, что Бог – везде, и все наше видит, и всякое дело, слово и помышление Ему открыто, как это изображается особенно в псалме 138-м: Господи, Ты испытал меня, – и проч. Если веришь слову Божию, то веруй, что и на всяком месте есть, и ты пред Ним ходишь и обращаешься, хотя Его и не видишь; и Он всякое твое дело видит, и нигде от Него и ни с чем утаиться не можешь. Всему тому слово Божие научает. Если ли же не веришь Божию слову, то зачем называешься и христианином? Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые ().

Примечаем и то, что когда люди хотят царям, властям и отцам своим угодить, то делают то, что они делают, и так им, последуя нравам их, угождают.

Христианин! Будем подражать и мы Богу, Небесному нашему Царю и Отцу; да последуем Божественным нравам Его, и да делаем то, что Он делает и так угодим Ему. Любит Он всех, что видно и из всех созданий Его, и из святого слова Его, и из воплощения Единородного Сына Его. Постараемся и мы любить Его от всего сердца нашего, Его, возлюбившего нас, и друг друга любить. Любовь есть исполнение закона (). Он Свят; будем и мы святы, творя святыню в страхе Божий. Он Праведен, будем и мы праведны, воздавая Ему всякую честь и славу, и ближним нашим должное. Он Милостив и Милосерд и сострадает бедствию нашему; будем и мы милосердны, как Отец наш Небесны милосерд. Он благотворит всем, добрым и злым, солнцу Своему повелевает восходить над добрыми и злыми и посылает дождь на праведных и грешных (), да творим и мы добро всем, сродникам и не сродникам нашим, друзьям и врагам нашим, знаемым и незнаемым нашим.

Он долготерпит всем, ожидает всех на покаяние; будем и мы долготерпеливы, и не воздадим зла за зло и досаждение за досаждение. Он Истинен и Верен в словах Своих; будем и мы истинны и простосердечны. Он всякий и беззаконие ненавидит; возненавидим и мы всякий грех и беззаконие, и от него отвратимся. Он хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины (); да будет таковое и наше желание. Он всем кающимся грехи отпускает; отпустим и мы, грешники, грешникам согрешения их; отпустим, да и нам отпустятся от Него согрешения наши. Он всех молящихся слушает и прошения их исполняет; не отвратим и мы ушей наших от просящих нас, и прошения их исполним.

Так уподобимся Ему, так будем подражать Ему, так будем следовать пресвятым нравам Его, так будем чадами света, и живыми и истинными членами Христа, Сына Божия, так покажем, что мы не напрасно называем Его Отцом: Отче наш, Иже еси на небесех, и прочее. И так угодим Ему. Ибо этого и воля Его святая, и слово Его святое, и обещание наше, данное нами при Крещении, и долг наш христианский требует. Подражайте Богу, как чада возлюбленные ().

Видим, что когда хотят подданные Царям своим, подвластные властям своим, рабы господам своим, и дети отцам своим угодить, то не то, что себе угодно, но что им угодно видят, делают, и так им угождают. Христиане! Так сотворим и мы. Да делаем не что нам угодно, но что Богу угодно, и так угодим Ему. Божие слово показывает нам, что Богу угодно и что не угодно. Сей священный светильник да светит нам во всех наших делах, словах, мыслях и начинаниях; ибо на то он и поставлен нам Милосердным нашим Небесным Отцом. Слово Твое – светильник ногам моим и свет стезям моим ().

Угодно нам в праздности и лености жить, но Богу это неугодно; сотворим угодное Богу, и оттрясем сон лености и праздности, и пребудем в полезных и благословенных трудах. В поте лица твоего будешь есть хлеб (). Угодно нам в гордости и пышности мира сего жить, но Богу то не угодно, угодно же смиренномудрие наше; возлюбим смирение, угодное Богу и в смирении поживем (). Угодно нам пространным путем, путем прихотей, роскоши и веселостей идти, но Богу то неугодно; уклонимся от пространного и широкого пути, и сотворим Богу угодное, и войдем на тесный путь, ибо он Ему угоден: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их, – говорит Господь ().

Угодно нам гневаться, и обиду за обиду, и зло за зло, и досаждение за досаждение воздавать, но Богу то неугодно; сотворим угодное Богу, и простим обидящим нас, простим от сердца нашего. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам», – говорит Господь (). Неугодно нам любить врагов наших, благословить проклинающих нас, и добро делать ненавидящим нас, но Богу это угодно; сотворим угодное Богу, и постараемся любить не только друзей, но и врагов наших, и добро делать ненавидящим нас, и прочее. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ().

Угодно нам страстную похоть исполнять, но Богу это противно, а угодно Ему целомудрие и святость наша; сотворим угодное Богу и в целомудрии и святости поживем (). Угодно нам языком нашим празднословить, клеветать, осуждать и прочие негодные и гнилые слова произносить, но Богу то неугодно; обуздаем язык наш и возлюбим благоразумное молчание, и всякое слово, какое ни говорим, солью разума растворено и к созиданию ближнего нашего да будет; ибо это угодно пред Богом (См. ).

Так и в прочем поступим, и сотворим не то, что нашей воле и плоти угодно, но то, что воля Божия хочет, и так угодим Ему. Сойдем со страхом и усердием с того седалища и престола, на котором сидим, и дадим на нем место Богу нашему, и почтим Его, и поклонимся Ему, и всегда и во всех словах, делах и начинаниях да говорим Ему со смирением и страхом: «Отче, да будет воля Твоя, а не моя! Да будет хотение Твое, а не мое! Хочу и я, что Ты хочешь; не хочу и я, чего Ты не хочешь. Господи, помози мне. Аминь».

УГОЖДЕНИЕ БОГУ

Чем лучше можно угодить Богу?.. Самое угодное Богу дело есть дело любви.

Святой Антоний Великий

ЕВАНГЕЛИЕ

Иисус Христос (Спаситель)

Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Святой Антоний Великий

Чем лучше можно угодить Богу?

Помышляя о Боге, будь благочестив, независтлив, добр, целомудр, кроток, щедр по силе, общителен, неспорлив и подобное, ибо всем этим угождать Богу есть некрадомое богатство души, а также не осуждатьникого, или ни о ком не говорить, что он-де нехорош, согрешил, но лучше разыскивать свои худые дела и свою жизнь рассматривать… угодна ли она Богу.

Если ты предал себя Богу, соблюдай все Его заповеди, и что тебе повелевается, делай то тщательно, ничего не опуская, потому что, если думаешь опускать что, то не отпустятся тебе прежние грехи твои, если же твердо положишь исполнять все (до положения живота), то…

Билли Грэм

Во всем мире люди мучат себя, одеваются в странные одежды, уродуют свои тела, лишают себя необходимого в жизни, проводят много времени в молитве и подвигах, стараясь сделать себя угодными в глазах Бога. Все это может быть хорошо, но самое великое, что мы можем сделать, чтобы угодить Богу, - это верить в Него.

Я могу пойти к своему другу и сказать ему много льстивых слов, но если я ему потом скажу, что не верю ему, то все мои льстивые уверения будут тщетными. Я возвеличу его в его мнении только для того, чтобы его же потом унизить.

Наилучший способ, которым мы можем угодить Богу, это поверить Его Слову. Создается такое впечатление, что Иисус Христос просил доверия у Своих слушателей, когда говорил им: «Верьте Мне, что Я в Отце, и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» (Иоан. 14,11).

Библия подчеркивает, что вера необходима. «Хорошо», скажете вы: «если вера необходима, то что такое вера? Что вы…

РАЗМЫШЛЕНИЯ

Как угодить Богу?

Многие люди делают ошибку, думая, что Богу нужно совершенство от нас. Они могут не говорить этого, но глубоко внутри, они думают так. Эта выгравированная идея делает так, что они теряют надежду в том, чтобы когда-либо быть Божьими… они стараются и стараются, и, впоследствии, никогда не могут достичь вершины этой недостижимой мачты, они теряют уверенность в себе и, в конечном итоге, в Боге.

МИНИ МЕНЮ:
- Свидетельства людей
- Как правильно молиться?
- Как правильно держать пост?
- Как угодить Богу?
- Как получить ответ от Бога?
- Как правильно читать Библию?

Но я скажу Вам, что Бог не такой, как мы. Мы, сложные существа, ожидаем совершенства один от другого и неважно, как часто нам доказано, что мы неправы, мы продолжаем ожидать, поэтому разочарованы, поэтому изолированы от людей, говоря это старое: «Я предпочитаю быть самостоятельным, чем когда-либо снова…

В начале 18 главы Бытие мы читаем о том, что Бог вновь пришел к Аврааму, как обещал, через год, Бог Свои обещания исполняет. Авраам, когда увидел странников, сразу побежал, создается впечатление, что он Их ждал. Давайте спросим себя: «когда мы бежим на встречу?», конечно же, тогда, когда за кем-то сильно скучаем и кого долго не видели. Авраам знал, кто идет, у него горело сердце, оно выскакивало из груди. Авраам не мог сидеть спокойно и ожидать, когда Они подойдут, но побежал на встречу, чтобы по скорей сократить расстояние. Волна восторга переполняла его, и немного энергии он выплеснул, когда бежал, а подбежавши, склонился до земли, тем самым выражает свое почтение. Ведь к нему пришел не просто Ангел, или странник, а Сам Господь. Это говорит об очень близких отношения между ними. При всем том, что Авраам был другом Богу, Авраам никогда не позволял себе переходить какие-то рамки. При встречи 3-странников он не кинулся в объятия, а подбежавши склонился. Он не позволял себе вести…

Здравствуйте братия и сестры!

Давайте поговорим о том как христиане пытаются угодить Богу. Сейчас много развелось антихристов которые постоянно мотивируют христиан на какие то активные действия с именем Бога на устах. Они не понимают что у Бога все есть …Ему не нужны наши добрые дела … поймите что для Бога радость — это когда мы Его дети спасены! Некоторые думают что когда они усыновят ребенка или раздадут Евангелия этим они сделают Богу услугу и Он будет очень рад … не покупайтесь на это безумие … Бог получает радость когда дает нам и не ждет от нас в замен никаких действий.

Когда мы пребываем в благодати Божьей вот настоящая радость Господа! Не нужно бежать усыновлять детей или раздавать Евангелия достаточно веровать в Господа Иисуса и прибывать в благодати, а всю роботу на себя возьмет Господь Бог!

13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению.(Фил.2:13)

Мы думаем, что мы можем угодить Богу, немного…

Ильченко Ю.Н.

I. Вступление: Давид и Саул.
1Цар.13:13-14 Бог отринул Саула. «Отринуть» — сместить с должности, свергнуть с престола. Саул начинал хорошо, он должен был вести народ к Богу, говорить о Боге, но он уклонился от Божьего

призвания, увлекся собой, своими желаниями. Его желания оказались больше желаний Бога. Бог смотрит на сердца, видит наши мечты и планы.
1 Цар.15:28. Давид был лучшим для Господа. «Лучший» — это тот, у кого в сердце желание угождать Богу. Бог заметил Давида, когда тот был еще подростком. В сердце Давида уже тогда был Господь. У Давида и Бога были близкие взаимоотношения.

II. Главное стремление в сердце Давида, в его жизни.
Псалом 26:4
Пребывать в Доме Господнем, в Его присутствии.
Главное желание Давида – быть в Его присутствии. Это был осознанный выбор, цель его жизни. Сердце Давида было наполнено Богом. Это не приходит спонтанно. Мы выбираем каждое утро и каждый вечер, с кем…

Епископ Андрей Дириенко

Сегодня человечество застыло от ужаса от новостей о террористических атаках в Париже, терактах в Сирии и Израиле, взрыве российского самолета над Синайским полуостровом. В разум нормального человека не вмещается мысль, что, совершая эти зверства, приверженцы разных экстремистских религиозных организаций пытаются угодить своему богу.

Как религиовед я знаю, что одна из потребностей человеческой души – быть угодным Творцу, и каждая религия учит об этом и на этом же играют лжеучителя, подталкивающие непросвещенные души на путь насилия.

Но истиной является библейское откровение о Боге. Вообще, «угодить» – это принести радость, доставить удовольствие, сделать приятное.

Святой апостол Павел во 2-м послании Коринфянам пишет: «И потому ревностно стараемся,.. быть Ему (Богу) угодными» (2 Кор. 5:9).

Важно напомнить, что мы не способны заставить Бога любить нас сильнее, чем Он это уже делает. И наоборот, мы не можем сделать ничего, чтобы Он…

nМф 6:24Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть,

а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не может

е служить Богу и маммоне.

nВ нашей жизни мы встречаемся с тремя угодиями:1.чревоУгодие 2.человекоУгодие

3.БогоУгодие…Угодие –любимое, приятное…

nИ из этих троих угодий кому мы себя предаем,кому мы служим- того мы и рабы …

1. Чревоугодие – Фил 3:18 Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. 19 Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном. Рым 16:18 17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; 18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных. Лк 21:34 Смотрите же за собою, чтобы…

Вячеслав Гончаренко

Евреям 11:6:

«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает».

Сегодня многие люди хотели бы, чтобы Бог благосклонно смотрел на их жизнь, благословлял их, чтобы Божье благоволение было на их жизни, их семье. У людей есть представление, что нужно угодить Богу, что-то сделать, чтобы Ему это понравилось, чтобы Он простер Свое благоволение к нам. Но интересно, что Бог уже благоволит к людям. Когда Иисус родился, ангелы возвестили: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Луки 2:14). Я верю всем сердцем, что Бог благоволит сегодня к людям. Бог благоволит к верующим. Бог благоволит к неверующим. Божье благоволение – это продолжение Его любви.

Иеремия 31:3:

«…любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение».

Бог любовью вечной возлюбил мир, каждого человека и потому простер Свое благоволение к…

Сегодня мы коснемся вопроса, что значит жить и угождать Богу своей веры?

Человек виденья – это человек веры. Он живет только в будущем, в не существующем, в том что видимо отчасти, сквозь тусклое стекло. Такой человек, в настоящем только присутствует телом, чтобы дать возможность Духу воплощать свои задачи из вечного во временное. Из духовного в материальное. Из будущего в настоящее. В этом и заключается концепция веры, которая называет несуществующее, как существующее, тем самым вынуждая жить человека в области вызова миру материи. При этом совершенно неважно до чего достиг, сколько он скопил, какая у него репутация. Как только человек отвечает на зов Духа Святого, он автоматически перестает жить потребительски, так как начинает питаться от воли Божьей, воли изъявления Божьего. Помните, как Христос сказал: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» — Евангелие Иоанна 4 глава 34 стих.

Вопрос читателя:

Как же мне собрать сокровище на небе? Нести десятину в храм? Как пребывать постоянно в духе и истине, слышать голос Христа («Овцы Мои слушаются голоса Моего, потому что знают его».) Как угодить Богу?

Отвечает иерей Павел Коньков:

Как угодить Богу? Отдайте Ему свое сердце - не жестокое и злое, а доброе и мягкое, чистое и любящее. А вот для умягчения сердца все и есть - милостыня, пост, молитва и прочее. Начните с еженедельного посещения литургии и причащения Святых Тайн

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фотоDmitry…

Тема: «Угождая Богу»

Проповеди Дженсена Франклина

Я верю, что цель нашего существования заключается не в том,

чтобы угождать себе или другим людям,

хотя это противоречит всему, чему нас учили, и что мы видим вокруг в нашем обществе.

Цель нашего существования в том, чтобы угодить Богу.

Сегодня я буду учить, как вы можете угодить Богу.

В Библии говорится о человеке по имени Енох.

Евреям 11:5 говорит, что до того, как он был взят из этого мира,

он заслужил одобрение как человек, угодивший Богу.

О, если бы в конце жизни я получил свидетельство,

что я, Дженсен Франклин, угодил Богу,

что я последовал за призванием Бога, —

это было бы самым замечательным для меня.

Радость и чувство удовлетворения приходят именно тогда,

когда вы живёте такой жизнью, которая угождает Богу –

когда вы живёте не для себя, но выполняете волю Божью.

Этим вы…

Аудио -Проповедь Виктора Семеновича Рягузова

Однажды я спросил одного пастора, в церкви которого весь братский совет состоит из военных. Эти люди покаялись, стали проповедовать слово Божие. Я спросил пастора, с кем ему легче работать? С гражданскими или с военными? Пастор ответил: «С военными легче.» Почему легче? - Потому что они приучены мыслить четко, говорить ясно и коротко. Обычно они говорят: Хорошо, задачу поняли, Есть! Будем выполнять! Когда я имел дело с гражданскими братьями, они начинают философствовать, и с этой стороны, и с той посмотрят, и все возможные негативные последствия начинают изучать, и в в конце концов просто потопят в вопросах. Сегодня я хотел бы, чтобы мы поучились у одного военного человека очень важной истине: Чем мы можем порадовать Бога или угодить Богу? В Писании именно о нем сказано, что военный человек учил всех гражданских, чем каждый из нас может угодить Богу. Вообще мы гражданские склонны неверно соглашаться с другом Иова - Елифазом,…

Рождество Пресвятой Богородицы

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 11:54 мин. Размер 8.6 Mb)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Три дня назад, в минувшее воскресенье, мы с вами, дорогие братия и сестры, вспоминали двоицу – то есть пару, супружескую чету – праведных Захарию и Елисавету, которые прославляются как благочестивые родители «большего из всех рожденных женами» – Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Сегодня же, несомненно, больший праздник – праздник Рождества Пресвятой Богородицы, первый праздник после церковного новолетия – индикта, праздник, открывающий собой новый годовой круг всех тех двенадцати удивительных событий – двунадесятых праздников, которые в течение года радуют и утешают каждого из нас.

Новое Господне лето, то есть год, Святая Церковь начинает не с Рождества Христова, а с Рождества Его Пречистой Матери от престарелых Иоакима и Анны. О чудесных событиях этого праздника мы узнаем не из…

Ни один человек не может угодить Богу без жертвы!

К сожалению, большинство людей думают что, чтобы угодить Богу, – нужно принадлежать какой-то религии или деноминации, но они ошибаются.

Многие люди готовы попытаться изменить жизнь, играть в лотерею, сделать что-то, даже унизиться перед людьми, но не готовы жертвовать Богу, а именно это и значит – быть послушным Ему.

Но человек, который жертвует, игнорирует все, что кажется «правильным» и разумным для этого мира, чтобы действовать в соответствии со своей целью: завоевать обетования Творца здесь, на земле, и завоевать Вечную Жизнь.

Жертва никогда не бывает легкой. Она требует отказа от собственного эго и определенности. Трудности могут заставить человека плакать, ему даже может казаться, что он не дойдет до цели, ему может казаться, что он теряет, в каком-то смысле этого слова. Но человек должен быть готов сделать все, что придется, чтобы быть послушным Автору Жизни. Жертва должна быть частью всей его…

«Как угодить Богу?» Сергей Цвор, епископ объединенной Церкви ХВЕ в Республике Беларусь Евр.11:1-3,5-6 «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. 2 В ней свидетельствованы древние. 3 Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое… 5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. 6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». Енох, седьмой от Адама угодил Богу. Еще не было Закона, книг, но он понял, что хочет от него Бог и сделал так. Без веры угодить Богу невозможно. Мы должны искать того, что угодно Ему. Когда человек не угождает Богу, он не может быть удовлетворен в жизни. Для чего угождать Богу? Бог желает, чтобы мы не просто пользовались Его благословениями, но чтобы что-то делали во славу Его. Что мы делаем, чтобы угодить…

УГОДИТЬ ГОСПОДУ

1 Кор.7,
32 Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;
33 а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею:
34 незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.

Римл. 8 гл.:
1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
...5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир,
7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются...
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. ...
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
...13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

В прочитаных стихах Писания Господь обращает моё внимание на слова "угодить".
Что означает это слово?
Угодить - это удовлетворить, сделать приятное, нужное, желаемое.

Угодить - это не только намерение и стремление, но и действие, это - жизнь.
Из прочитаных мест видно, что я могу угождать себе, ближнему и Богу.

Следует заметить, что Писание неоднократно и разнообразно призывает нас не делаться рабами человеков, не себе, не плоти угождать.

Мы сами прекрасно знаем, как можем себе угодить, поэтому сейчас обратим внимание, как я могу угодить Богу.

Слово "угодить" довольно часто встречается с Ветхом Завете и мы можем некоторые рассмотреть.
Но где бы мы не читали об угождении Богу, оно обязательно связано и обязательно включает в себя исполнение заповедей и уставов Господа. Если я хочу угодить Богу, я обязан знать и исполнять заповеди Господа.

Во 2 Пар. 10 гл.: повествуется о сыне царя Соломона:
1 И пошел Ровоам в Сихем, потому что в Сихем сошлись все Израильтяне, чтобы поставить его царем.
3 ... и пришел... весь Израиль, и говорили Ровоаму так:
4 отец твой наложил на нас тяжкое иго; но ты облегчи жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и мы будем служить тебе.
5 И сказал им Ровоам: через три дня придите....
6 И советовался царь Ровоам со старейшинами, которые предстояли пред лицем Соломона, отца его, при жизни его, и говорил: как вы посоветуете отвечать народу сему?
7 Они сказали ему: если ты будешь добр к народу сему и угодишь им и будешь говорить с ними ласково, то они будут тебе рабами на все дни.
8 Но он оставил совет старейшин, который они давали ему, и стал советоваться с людьми молодыми, которые выросли вместе с ним, предстоящими пред лицем его;
13 Тогда царь отвечал им сурово, ибо оставил царь Ровоам совет старейшин, и говорил им по совету молодых людей
19 Так отложились Израильтяне от дома Давидова до сего дня.

В Луки 6,45 записаны такие слова Христа: "от избытка сердца говорят уста".
Сердце молодого Ровоама было склонно отвергнуть совет опытныхъ старейшин. Кандидат в цари говорил с народом сурово. Этим он не угодил ни Господу, ни народу и исполнилось предпределенное Богом,- за домом Давида осталось только два колена.
В 3 Цар. указана причина, почему Господь из руки Соломоновой исторг царство и дал Иеровоаму: читаем 11 гл. 33 ст.: Это за то, что они оставили Меня и стали поклоняться Астарте, божеству Сидонскому, и Хамосу, богу Моавитскому, и Милхому, богу Аммонитскому, и не пошли путями Моими, чтобы делать угодное пред очами Моими и соблюдать уставы Мои и заповеди Мои, подобно Давиду, отцу его.

Особенно часто слово "угодил" встречается в жизнеописаниях царей,- в книгах Царств и Паралипоменон.
Во 2 Пар. 24 гл. и в 4 Цар.12 гл. повествуется об Иоасе. В 7 летнем возрасте он воцарился и 40 лет царствовал в Иерусалиме.
Читаем 4 Цар. 12, 2 И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни свои, доколе наставлял его священник Иодай;
В образе этого молодого человека показана изменчивость человеческой природы и то,
что не начало спасает;
что употребляющие усилия входят в Царство Небесное.

2 И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни свои, доколе наставлял его священник Иодай;
Священник Иодай имел сердце, исполненое любовью к Богу. И в этой любви он воспитывал молодого Иоаса.
Написано, что Иоас обновил дом Господен. Собирали серебро и подновляли и укрепляли дом Господен
также "сделали из него сосуды для дома Господня, сосуды служебные и для всесожжений, чаши и другие сосуды золотые и серебряные. И приносили всесожжения в доме Господнем постоянно во все дни Иодая.
15 И состарился Иодай и, насытившись днями жизни, умер: сто тридцать лет было ему, когда он умер.

Что же случилось после смерти священника Иодая?
17 Но по смерти Иодая пришли князья Иудейские... царь стал слушаться их.
18 И оставили дом Господа... и стали служить деревам посвященным и идолам, ...
19 И Он посылал к ним пророков для обращения их к Господу, и они увещевали их, но те не слушали.
20 И Дух Божий облек Захарию, сына Иодая священника, и он стал на возвышении пред народом и сказал им: так говорит Господь: для чего вы преступаете повеления Господни? не будет успеха вам; и как вы оставили Господа, то и Он оставит вас.
21 И... побили его камнями, по приказанию царя, на дворе дома Господня.
22 И не вспомнил царь Иоас благодеяния, какое сделал ему Иодай, отец его, и убил сына его. И он умирая говорил: да видит Господь и да взыщет!
23 И по истечении года выступило против него войско Сирийское, и вошли в Иудею и в Иерусалим, и истребили из народа всех князей народа, и всю добычу, взятую у них, отослали к царю в Дамаск.
24 Хотя в небольшом числе людей приходило войско Сирийское, но Господь предал в руку их весьма многочисленную силу за то, что оставили Господа Бога отцов своих. И над Иоасом совершили они суд,
25 ... составили против него (Иоаса) заговор рабы его, за кровь сына Иодая священника, и убили его на постели его, и он умер. И похоронили его в городе Давидовом, но не похоронили его в царских гробницах.

Печальное положение, трагический конец, духовная и физическая смерть ожидает меня, если я не стремлюсь угождать Богу.

В Деяниях св. Ап. описано жизни и служение в первых церквях. В 15 главе повествуется, что случилось в Антиохии:
Когда к церкви присоединялись люди из язычников, восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев. Послали Павла и Варнаву в Иерусалим.
6 Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.
... и 23 написали и вручив им следующее: "Апостолы и пресвитеры и братия - находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. ...
28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы ".

И через это место Писания Дух Святой учит меня руководствоваться в моих словах и поступках: как угодно Святому Духу, как угодно Богу.

Мы живём в довольно сложное и последнее время.
Но вы встречали ли в своей жизни челокека, который угодил бы Богу? Написано ли о таком в Библии?
Да, в посл. к Евр.11 гл., 5-6 стихи говорят: 5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.
6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

Будем искать того, что приятно Господу, что удовлетворяет Его, что угодно Ему. И как мы видим из Писания, угождение Богу обязательно включает в себя исполнение заповедей и уставов Господа.
Перед молитвой прочитаем ещё несколько мест Писания, говорящих об угождении Богу:

Кол. 1 гл.:
9 ... мы... не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном,
10 чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога,

1 Фес. 4 гл.:
1 За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали,
2 ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса.
3 Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда;
4 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести,
... 6 чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.
7 Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.

Евр.13, 20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа),
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
16 августа 2009 г. Spokane

Подобно Аврааму, Исааку, Иакову, Моисею, Давиду, мы будем менять историю и через нас произойдут невероятные дела. Опубликовано на веб-портале

Евр.11:6 «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий [приходить, приближаться] к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.»

Люди, которые пытаются прийти к Богу или приблизиться к Богу, должны знать, как угодить Ему. Когда молодой человек желает угодить своей девушке, он должен знать, что ей нравится больше всего, и затем делать это.

Человек может думать так: «Если я буду много служить людям, это понравится Богу». Или думать так: «Я верю, что Богу понравится, если я стану самым лучшим папой и лучшим мужем на свете». Человек может думать: «Бог доволен мной, потому что я много работаю и много жертвую денег на нужды других». Это нужно делать, это правильно, но не этим человек угождает Богу.

Сделать что-то хорошее для Бога или угодить Богу - это разные понятия. И Каин и Авель принесли Богу дары, но Бог принял дары Авеля, а не Каина. Авель угодил Богу. Никакими поступками невозможно угодить Богу, кроме двух главных.

Верить в Бога - этого еще недостаточно. Ведь демоны тоже верят в Бога и трепещут. Человек, приходящий к Богу, должен, во-первых, верить в Бога. Во-вторых, должен искать Бога. То есть, не только вера в устах: «Я верю», но вера в делах: «Я ищу Бога». Важно понимать, что именно ищущим Его людям Бог воздает. Что значит «искать Бога»? Если мы в Него верим, зачем тогда искать Его. Логичнее наоборот, искать Бога, чтобы найти и поверить. Сама Библия лучше всего толкует себя. Давайте прочтем весь отрывок, начиная с 5-го стиха.

Евр.11:5-6 «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. 6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает»

Чем Енох так угодил Богу, что Тот забрал его на небеса еще при жизни?

Быт.5:21-24 «Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. 22 И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. 23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. 24 И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его»

Енох ходил перед Богом, в отличие от Адама и Евы, которые согрешили и спрятались от лица Бога. После Адама и Евы никто не ходил перед Богом, Енох был первым. Согласно контексту 11 главы, Енох вел праведную жизнь 300 лет, до самого конца, пока Бог не забрал его к себе. Бог всегда воздавал людям, которые искали Его и ходили перед Ним праведно. Бог это делает и сейчас.

Как это происходит в наши дни?

В некоторых частях Индонезии происходило великое пробуждение. Лестер Самрал однажды спросил пастора Мела Тари, продолжается ли пробуждение сейчас? Он ответил, что оно продолжается в областях с примитивным, низко развитым населением. В цивилизованном обществе, напичканном нескончаемым потоком информации, поступающей через современные каналы связи, у людей не остается времени для общения с Богом. А простые индонезийцы читали Библию все свободное от труда время. Когда у них не было вина для причастия, они молились над водой, и Бог превращал ее в вино. Он воскрешал мертвых. Одна группа, подойдя к реке, молилась: «Господи, у нас нет другой возможности перейти реку. Мы идем». И они перешли ее.

Современные люди слишком отвлечены и заняты, чтобы искать Бога. Все, что им нужно, они ищут теперь не у Бога, а в интернете. Получая рекомендации из интернета они идут теми путями, чтобы достичь желаемого. Следовательно, нет времени искать Бога и идти за Богом, чтобы Он решил эти проблемы.

Это выбор многих людей сегодня. Лучше малое, но не прилагая больших усилий, чем большое, но прилагая усилия. Лучше мало, но без Бога, чем много, но с Богом.

Воздаяние от Бога - это невероятные вещи.

Воздаяние от Бога - это не просто мелкие подарки, это невероятные вещи, которые случались и случаются в жизни тех, кто ходит перед Богом.

  • Енох живым был перенесен к Богу в Небесное Царство.
  • Ной с семьей единственные, кто спасся из всех людей во время потопа.
  • Авраам и его потомки всегда были и остаются под благословением Бога.
  • Исаак, Иаков, Моисей, Иосиф, Давид, Иисус.

На самом деле, если бы люди верили в Бога и искали Его, они были бы намного счастливее, чем это есть сейчас.

Заключение.

У нас есть возможность все изменить. Мы уже верим в Бога. Нам теперь нужно начать искать Его и ходить перед Ним. Он сделает нас самыми влиятельными и счастливыми людьми на земле. Подобно Аврааму, Исааку, Иакову, Моисею, Давиду, мы будем менять историю и через нас произойдут невероятные дела.

Совершай дело благовестника Бегичев Павел Александрович

Благовестник - это человек, сердце которого настроено угождать Богу.

…угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. 5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! 6 Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других…

Самое важное в нашем служении Богу - это наши побуждения. Почему мы делаем то, что делаем?

Кому мы хотим угодить? Богу или людям?

В этих стихах Павел отвечает на три вопроса:

Кому мы должны угождать?

Почему мы должны это делать?

Как это делать?

Мы должны угождать Богу, а не людям.

угождая не человекам, но Богу

Угождать Богу - это значит не молиться так: Господи, благослови то, что я делаю!

Молитва угождающего Богу человека: Господи, научи делать, то, что Ты благословляешь!

Мы часто просим Бога: «Господи, открой нам волю Твою», - а когда Он открывает ее, мы в ужасе кричим: «Господи, закрой обратно!»

Угождать Богу часто небезопасно. Это значит иногда пойти против традиций и установлений людей, даже христиан, если эти традиции противоречат воле Божьей. Так Мартин Лютер восстал против традиций католической церкви, так благовестники пробуждения призывали людей к покаянию, не смотря на то, что в традициях их церквей это не было принято.

Я однажды слышал историю о Людовике 14. Не знаю насколько она правдива, но вот что в ней говорилось. В жизни Людовика 14 была одна неприятность: родился он 25 декабря, т. е. в тот же день когда празднуется Рождество Иисуса Христа. И вот однажды король приказал, чтобы во всех храмах Франции в ночь Рождества в 12 часов погасили все свечи кроме одной, которая стояла в центре и символизировала величие короля. И вот наступила рождественская ночь. Сам Людовик присутствовал в одном из храмов, но когда в 12 часов по приказу короля погасли все свечи, и горящей осталась только одна свеча в центре храма, пожилой епископ вышел вперед, двумя пальцами затушил свечу, и в полной темноте произнес: «Только Иисус велик!!!» Эти три слова стоили ему жизни, но он показал всему миру, что значит, угождать не человеку, но Богу.

Почему мы должны угождать Христу? Потому что Он будет нас судить.

испытующему сердца наши

Всем нам придется явиться перед Судилищем Христовым.

Там все будет зависеть от Христа. Он будет судить нас. Поэтому, нам важно совершать труд благовестника не так, как сказала соседка по церковной скамье, а так как сказал Бог.

Кроме вышеперечисленного, угождение Богу означает, что нам важно хранить чистоту своего сердца.

Исследования показывают, что средний «срок годности» служителя - 10 лет. Это не потому, что они устают и покидают служение, а потому, что они становятся жертвой греха.

Существуют три области падения служителей:

– Деньги

– Гордыня

Но Бог заповедал нам:

2Тим.2:19–21. …"да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа"… А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело…

Отвращение от греха - личный выбор. Это - тысячи маленьких решений относительно того, о чем думать, что говорить, как себя вести. Не смотреть на порнографический плакат, не отвечать на ругательство, не мстить за себя, быть честным, и т. д.

У нас есть выбор стать ночным горшком, из которого вечно воняет грехом и которого стыдится Хозяин (по церкви ходят такие горшки) или стать великолепной чашей, которую на стыдно показать, зашедшим в гости ангелам (Иов 1:8) или (Еф.3:10 дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия).

Как угодить Христу?

Павел дает три ответа на этот вопрос.

1. Не иметь слов ласкательства.

никогда не было у нас перед вами… слов ласкательства, как вы знаете

Слово, которое использует здесь Павел, означает лесть.

Льстить людям - неверно оценивать их состояние.

Нужно иметь смелость назвать грех своим именем.

Рассказывают, что Франциск Ассизский однажды был позван к смертному одру папы Римского. Оказавшись рядом с прелатом, Франциск сорвал с его головы тиару и произнес примерно следующее: «Теперь забудь, что ты папа! Ты - грешник перед престолом святого Бога!»

Павел дает и второй ответ на вопрос, как же угождать Богу.

2. Не иметь корысти.

ни видов корысти: Бог свидетель!

Бойтесь начать служить Богу, желая что-то получить от Него или от людей.

Свое отношение к деньгам я лично строю по принципу: не плохо, если ты получаешь деньги за служение, плохо, если ты служишь ради получения денег .

Эта история не произошла в действительности, это всего лишь притча, но в ней содержится хороший нравственный урок для нас.

Как-то раз собрал Иисус Своих учеников и спросил их: «Друзья, любите ли вы Меня?» И каждый ответил: «Да, Господи!» Тогда Иисус сказал: «Нам нужно отправиться в путь. Если вы любите Меня, пожалуйста, возьмите с собой в дорогу камень такой величины, какой вы сами пожелаете». И ученики взяли камни. Самый большой камень взял Иоанн, а Петр подумал: «Зачем надрываться? Ведь Христос не сказал, какой величины камень должен быть». И Петр взял маленький камушек, величиной с ноготь.

Долог и труден был их путь, они вышли рано утром, а теперь уже наступал вечер, и за это время они не отдыхали и ничего не ели. Наконец они остановились на берегу реки и Христос разрешил им отдохнуть. Все положили свои камни на землю, а Христос тут же превратил эти камни в хлеб. Но раз камни были разными по величине, то и хлеб получился разного размера. У Иоанна был большой каравай, а у Петра только маленькая крошка хлеба. Конечно же, Иоанн поделился с Петром, и все насытились.

На следующее утро Христос снова сказал: «Друзья, если вы любите Меня, то снова возьмите в дорогу по камню».

На этот раз Петр выбрал самый большой валун, какой только можно было унести. После долгого и трудного дня они снова пришли к реке, и Христос сказал: «А теперь бросьте свой камень в воду». Все так и поступили, но Петр стоял и ждал, что же произойдет. Но ничего не случилось. «Как же так, Господи? Неужели это все?»-спросил Петр в отчаянии. «Да, это все!»-был ответ. «Но зачем же тогда я тащил такую тяжесть?»-не унимался Петр. Тогда Иисус посмотрел ему в глаза и спросил: «Петр, а для кого ты нес этот камень?»

Сегодня Господь может спросить и нас: а для кого мы несем служение? Для себя ли, чтобы что-то получить? Или для Него?

И, наконец, третий ответ на вопрос как угодить Христу.

3. Не искать славы.

Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других…

Павел говорит, что не ищет аплодисментов.

Нам надо искать не людской славы. Она ослепляет.

Во время учебы в музыкальном училище, я играл в оркестре. Сидел в последнем ряду и однажды во время ответственной репетиции, пришел корреспондент из газеты, чтобы снять сам процесс работы оркестра. И вот я, желая попасть в кадр, вытянул шею, щелкнула вспышка, я уставился в ноты и понял, что ничего не вижу. Тогда я осознал старую истину: жажда славы ослепляет.

Другой пример:

Пианист после концерта остался недоволен своей игрой, хотя весь зал аплодировал стоя. На вопрос друга о причине недовольства пианист спросил:

– Видел ли ты в первом ряду старичка, который морщился, слыша мою игру?

– Видел, но ведь это всего лишь один человек!

– Этот человек и есть тот, чье мнение единственно важно для меня. ЭТО - МОЙ УЧИТЕЛЬ!

Ищите одобрения не у людей, а у вашего Учителя.

Я бы хотел чтобы вы начали делать уже с завтрашнего утра одну вещь!

Когда вы проснетесь, и ваши ноги коснутся пола, когда вы будете вставать с кровати, тогда скажите Богу: «Господи, сегодня я хочу угождать только ТЕБЕ!»

Билли Ким рассказывал о смертельно больной девочке из корейской церкви, которая так хотела, чтобы её отец обратился ко Христу, что однажды попросила пастора не молиться об её исцелении, т. к. отец не соглашался прийти в церковь ни под каким предлогом. «А когда я умру, - говорила девочка, - папе наверняка придётся прийти в церковь на мои похороны. Пожалуйста, проповедуйте на похоронах об Иисусе. Я готова шесть раз умереть, только бы мой папа пришёл ко Христу». После смерти девочки, на её похоронах Билли Ким проповедовал Евангелие, и отец этой маленькой христианки после служения подошёл к пастору и со слезами просил молиться вместе с ним. Он принял Иисуса в тот вечер.

Давайте сами себе ответим на вопрос: сколько из нас готовы, как эта корейская девочка, даже смертью своей служить делу Благовестия?

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Послания к Фессалоникийцам автора Стотт Джон

1. Павел наставляет нас угождать Богу (4:1-2) За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, принявши от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали; 2 Ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса.Это обобщающее назидание

Из книги Послание к Римлянам автора Стотт Джон

в. Мы не должны угождать себе (15:1-13) Мы, сильные.., так начинает Павел, и здесь впервые он называет их именно так, отождествляя с ними себя. Как же в этом случае поступать сильным? В чем заключается их христианская ответственность перед слабыми верующими?Во–первых, сильные

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

1:15 Благовестник Этот стих образует переход от общего возвещения о целях Бога к подобному описанию участи Ниневии. Он напоминает более известный стих в Ис. 52:7 (Ис. 40:9 также имеет с ним некоторое сходство). Новый Завет ссылается на него в Деян. 10:36 и Рим. 10:15. В поэтической

Из книги В начале было Слово. Проповеди автора Павлов Иоанн

31. О том, чтобы угождать Богу, а не кому-то или чему-то другому Все христиане призваны к тому, чтобы исполнить в своей жизни волю Бога и угодить Ему. Об этом они всячески стараются и прилагают усилия. Однако дело богоугождения, или, по-другому, духовная жизнь, - очень

Из книги Беседы с патриархом Афинагором автора Клеман Оливье

Часть первая. ЧЕЛОВЕК, КОТОРОГО ЗОВУТ АФИНАГОР Фанар В Стамбуле, когда выходишь из новых кварталов и пересекаешь мост по самой середине Золотого Рога, там, где на другой стороне гигантская автострада как бы по живому телу рассекает византийскую и турецкую плоть старого

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Главное - угождать Богу Вторая часть Нагорной проповеди, описанная в 6-й главе Евангелия от Матфея, излагает учение Господа о милостыне, молитве и о посте, а также увещевание человеку стремиться к главной цели своей жизни - к Царствию Божию. Предупредив Своих учеников,

Из книги Выражение монашеского опыта автора старец Иосиф

64 «Сердце не принимает разделений; только Богу твоему поклоняйся и Ему служи» Умная молитва, о которой мы говорили выше, - это «Господи Иисусе Христе… помилуй мя». Эту молитву читай следующим образом: на вдохе опускай ум в сердце, как говорят все трезвенные отцы, и

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

11. Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца. Мир полон гармонии, и дух человека носит на себе печать вечности; однако Божественный миропорядок остается непостижимым для

Из книги Совершай дело благовестника автора Бегичев Павел Александрович

1. На все это я обратил сердце мое для исследования, что праведные и мудрые и деяния их - в руке Божией, и что человек ни любви, ни ненависти не знает во всем том, что перед ним. Праведники и мудрые находятся в полной зависимости от Бога. Даже их действия и чувства не вполне

Из книги Хлеб богословия автора Евтич Афанасий

Глава 26. Счастлив муж доброй жены. – Болезнь сердца и печаль – дурная жена, распутная дочь. – Трех, страшится сердце: городского злословия, возмущения черни, оболгания на смерть. – От двух скорбит сердце, - а при третьем горит негодованием: если заслуженный воин терпит

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

7. Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь. 7-8. Третье обращение Мессии к Его слушателям, которые на этот раз названы уже овладевшими той правдой, о стремлении которой говорилось раньше

Из книги автора

Благовестник - это человек, доверяющий Богу. Павел говорит удивительные слова: пострадав и быв поруганы в Филиппах,… мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам…Как благовестник со стажем, я могу сказать, что после трудного евангелизационного похода больше всего хочется

Из книги автора

Благовестник - это человек, сердце которого предано Божьей истине. Его проповедь - не заблуждение. в учении нашем нет…заблуждения… Мы не просто проповедуем систему ценностей. Много раз я слышал от неверующих такую реакцию на нашу проповедь: «Мне это неинтересно». И

Из книги автора

«ПРИСТУПИТ ЧЕЛОВЕК, И СЕРДЦЕ ГЛУБОКО» Лекция прочитана епископом Афанасием в Сретенской православной духовной семинарии 1 ноября 2001 года.Сегодня мы будем говорить о святом Григории Паламе и о сущности исихазма.Константинопольский Собор 1351 года, со времени которого

Из книги автора

Святой и невещественный огонь любви к Богу в сердце А это может быть не иначе, если в вас будет страх Божий и если вы не потушите в своем сердце огня любви к Богу. Ибо, если в чьей-либо душе он потухнет, там вырастают уныние, лень, волчцы и тернии страстей, <481> телесная