Занятие в старшей группе дикие животные. Тема «Дикие животные наших лесов»

Занятие в старшей группе дикие животные. Тема «Дикие животные наших лесов»
Занятие в старшей группе дикие животные. Тема «Дикие животные наших лесов»

Конспект в старшей группе на тему "Дикие животные"

Донехно Анастасия Владимировна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад комбинированного вида № 100 «Сосенка», Республика Карелия, г.Петрозаводск.
Цель: Знакомство с дикими животными.
Задачи: расширить знания детей о животном мире, учить обобщать и систематизировать представления о диких животных, признаках, отличающихся от домашних; расширить представления детей о среде обитания животных; воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы для работы: картинки с животными, магнитная доска, краски, альбомные листы, кисточки, баночки для воды.
Ход занятия:
Дети стоят около воспитателя.
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение весь день.
Воспитатель: Ребята, давайте повторим наше правило (вместе с детьми)
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Воспитатель: Ребята, вчера я разговаривала по телефону с дедушкой Алексеем Петровичем. дедушка рассказал мне, что гуляя в лесу, он увидел на тропинке маленького лисенка и взял его домой, за которым ухаживал. И теперь, когда лисенок окреп, он мог бы отнести его в лес, но ему стало жалко его, ведь дедушка привык к нему.
Ребята, что делать? Отпустить лисенка в лес или оставить у дедушки?
Ответы детей (отпустить в лес, лисенку плохо без мамы, пусть останется у дедушки).
Воспитатель: Хорошо, ребята, мы вернемся к этому вопросу в конце занятия.
А каких диких животных знаете вы? (дети называют, воспитатель ставит картинки на магнитную доску)




Воспитатель: Молодцы, ребята! Рассмотрите внимательно картинки и скажите, что общего у этих животных?
Ответы детей (есть голова, туловище, морда, шерсть, лапы\копыта, хвост)
Воспитатель: У всех животных тело покрыто шерстью?
Ответы детей (нет, у ежа иголки)
Воспитатель: Чем дикие животные отличаются от домашних?
Ответы детей (дикие животные живут в лесу и сами ищут себе еду и жилище...)
Воспитатель: А сейчас немного отдохнем:
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть.
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте (можно повторить несколько раз)
Воспитатель: Молодцы ребята! Немного отдохнули. А теперь садимся на ковер. Я беру волшебную палочку и превращаю вас в диких животных. Я сейчас (имя ребенка) покружу и в ежа превращу (аналогично дети превращаются в других животных).
Воспитатель: Я снова беру волшебную палочку и превращаю вас в детей (все дети садятся за столы).
Воспитатель: Мы сегодня много говорили о каких животных? Ребята, что мы посоветуем дедушке Алексею Петровичу? Оставить лисенка или отнести в лес? (ответы детей).
Воспитатель: Я считаю, что дикие животные обязательно должны находиться в той среде, где они родились. Поэтому я посоветую дедушке отнести лисенка в лес и отпустить на волю.
А теперь, ребята, нарисуйте одного из понравившегося вам дикого животного.
В конце занятия дети рассматривают рисунки друг друга.

Конспект НОД в старшей группе.

Тема: «Дикие животные»

Цель: Закрепить, обобщить представление детей о диких животных, их внешнем виде, повадках, образе жизни в зимний период.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Образовательные: учить детей составлять описательные рассказы по графической схеме. Расширить и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные» (животное, зверь, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, хищное, менять, спать).

Продолжать формировать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-).

Развивающие: развивать связную речь детей, речевой слух, зрительное восприятие и внимание; тонкую и общую моторику.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание быть добрым, заботливым, дружелюбным.

Оборудование:

Кукла Старичок – Лесовичок, схема описания животного; схема-модель жилищ животных; карточки с изображением животных; гуашь, поролон, корзинка с сеном, орехами и баночкой меда; елочки.

Предварительная работа: Просмотр слайдов с изображением диких животных наших лесов и их детенышей; беседа о жизни диких животных зимой. Чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк», рассказа Е. Чарушина «Лисята». Заучивание загадок о диких животных. Ознакомление со схемой описания животного.

Ход занятия.

За дверью слышится стук.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, кто к нам пришёл.

(воспитатель одевает на руку куклу старичка - лесовичка)

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я сегодня пришёл к вам в гости, и хочу пригласить вас в путешествие в сказочный зимний лес, но прежде чем отправиться я предлагаю вам отгадать мои загадки. Вы согласны?

Загадки:

1.Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это?
(зайчишка)
2. Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это…
(белочка)
3.Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?..
(лиса)

4.Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(медведь)

Картинки с животными выставляются на доску.

Лесовичок: Молодцы, ребята! Угадали все загадки! Все эти животные мои друзья. И я хотел бы узнать, что вы знаете о моих друзьях, поэтому в лесу для вас приготовил задания и игры. Удачи вам ребята!

(кукла Лесовичка исчезает)

Воспитатель: Ну что ребята мы пойдем в путешествие в лес?

А на чём можно отправиться в лес?

Ответы детей

Воспитатель: Давайте на лыжах

(Имитация надевания лыж)

Мы на лыжах в лес идём

Мы взбираемся на холм

Палки нам идти помогут

Будет нам легка дорога.

Воспитатель: Вот мы с вами и очутились в лесу. Посмотрите, как здесь красиво, какой идет снег.

А какое время года сейчас?

А как вы узнали? Какие признаки зимы вы знаете?

Правильно, зимушка-зима пришла в города и села, укутала белым одеялом поля и леса.

Зима-портниха .

В лесную чащу тихо
Вошла зима-портниха.
Березки очень рады:
- Спасибо за наряды!

Пушистые и белые
Зима наряды сделала.

И для лесов, и для полей -
Пускай им будет потеплей!

Деревьям всем в лесочке,
Зима дала платочки,
А в шубки их одела -
Сама повеселела!

Вы знаете, кто живёт в лесу? (Дети перечисляют названия животных волк, лиса, медведь, заяц, белка, лось, кабан).

Как, одним словом можно их назвать? (Дикие животные).

Почему они так называются? (Потому что они сами заботятся о себе, сами добывают пищу, строят жилище)

Ребята, но мы ведь не просто так сюда пришли, Лесовичок оставил нам игры и задания, чтобы выяснить, что мы с вами знаем о его друзьях - диких животных. Давайте снимем лыжи, чтобы нам было легче выполнять задания.

А вот и первое задание.

Лесовичок просит рассказать:

Как животные готовятся к зиме? (Белка насушила грибов, запаслась орехами. Медведь – сделал себе берлогу, за лето накопил жир, волк, заяц и лиса поменяли летние шубки на зимние, на более теплые, пушистые).

Молодцы! Вы верно рассказали о диких животных, о том, как они готовятся к зиме.

А вот и второе задание:

Послушайте, пожалуйста, стихотворение, а потом расскажите, о ком в нём говорилось (предлагаю присесть на стулья)

Как – то зимнею порой

Звери шли лесной тропой

За мамой лисицей крался лисенок,

За мамой ежихой катился ежонок,

За мамой медведицей шел медвежонок,

За мамою белкой скакали бельчата,

За мамой зайчихой - косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат…

О ком это стихотворение? (Ответы детей)

(если дети будут затрудняться, то наводящие вопросы задать

Например: Кто крался за лисой - лисёнок)

А как мы можем их назвать одним словом (лисенок, медвежонок, волчонок)

Детёнши

Молодцы справились с заданием!

А вот следующее задание:

Лесовичок предлагает поиграть в игру «Кто, где живёт?»

Проходите к мольберту, присаживайтесь.

У людей есть свои жилища?

Вы где живёте? (ответы детей)

А у животных есть своё жилище?

У меня для вас есть картинки, посмотрите на них, и определите какому зверю, принадлежит какое жилище? (воспитатель добивается полных ответов от детей)

Это нора. Кто в ней живёт? В норе живет (лиса)

Это берлога. В ней живет медведь.

Это дупло. В нем живет белка.

Это куст. Под ним прячется заяц.

Молодцы! Вы очень внимательные и наблюдательные.

А сейчас мы свами поиграем в игру «Угадай чьи следы»

(На ковре разложены следы животных, дети угадывают чьи следы?)

Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «Теремок»

Стоит в поле теремок.

Он не низок, не высок.

На двери весит замок.

Кто бы тот замок нам открыть помог?

Слева зайка, справа мишка.

Отодвиньте – ка задвижку!

Слева ёжик, справа волк.

Нажимайте на замок!

Зайка, мишка, ёжик, волк

Открывают теремок.

Ребята, а следующее задание нам Лесовичок приготовил за столом, давайте пройдём и посмотрим что там.

(проходим за столы, воспитатель объясняет технику выполнения работы)

А теперь составьте описания тех животных, которые у вас получились. Вам поможет в этом схема-картинка-подсказка. Сначала вы расскажете, как называется ваше животное, дикое оно или домашнее, где живет: в лесу или у человека. Потом опишете, какого оно размера, чем покрыто тело, чем питается.

Вывешивается схема рассказа о животном.

Дети составляют описательные рассказы о своих животных по схеме.

Молодцы, ребята

Но все-таки, дети, в нашем зимнем лесу дикие животные грустят: ведь им тоже хочется, чтобы люди иногда заботились о них. Я приготовила корзинку с гостинцами, как вы думаете, для кого?

Мед – для медведя.

Орехи – для белки.

Сено – для зайца.

Давайте оставим корзинку в лесу, а сами потихоньку спрячемся. Ведь дикие животные очень пугливые и осторожные. Попрощайтесь с нашим зимним лесом и дикими животными. Начинаем уходить и под елкой видим мешок.

Ой, ребята, а что за мешочек под елкой и кто его оставил?

Разворачиваем мешок. А там грибочки – угощения. Угощаю детей.


Конспект фронтального занятия по теме «Дикие животные наших лесов» для детей старшей логопедической группы с ОНР.

Цель : формирование лексико– грамматических категорий у детей старшей логопедической группы по теме “Дикие животные” .

Задачи :

Образовательные :

Уточнить и расширить представления о диких животных (медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, их семьях, среде обитания, питании;

Расширять и активизировать словарь по данной теме ;

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных;

Учить согласовывать существительные с прилагательными;

Упражнять в падежном управлении существительных.

Коррекционно-развивающие :

- развивать логическое мышление , внимание, восприятие;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать произвольность поведения;

Развивать графические навыки;

Учить согласовывать речь с движением.

Коррекционно-воспитательные :

Вызвать положительные эмоции у детей в процессе деятельности;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : картинки с изображением диких животных, аудиозаписи, картинки с изображением диких животных на каждого ребенка (недорисованные). Презентация.

Ход нод:

1.Организационный момент.

Звучит аудиозапись. Под музыку (стук дятла в лесу, голоса птиц, животных ) дети заходят в группу .

Логопед : - Ребята, вы узнали, чьи это голоса?

Дети : -Это голоса животных и птиц.

Логопед : -Где мы можем услышать этих птиц и животных?

Дети : - В лесу.

Логопед :- А вы хотите поближе познакомиться с животными и побольше узнать о них?

Дети : -Да.

Логопед: - Предлагаю вам совершить путешествие в зимний лес. Оденемся потеплее.

Имитация одевания в сочетании с массажными движениями по тексту:

Надеваем кофты, теплые штанишки,

Надеваем шапки, шубки, и манишки.

Варежки на ручки, обуем сапожки.

Ну, готовы, детки? Сани уже ждут нас. Слайд

Вот мы и в лесу!

Здравствуй лес, чудесный лес
Полный сказок и чудес.

Кто в глуши твоей таится,

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы пришли.

Как здесь красиво! Слайд

Работа по развитию дыхания.

Давайте подышим чистым лесным воздухом.

Вдох через нос, выдох через рот.

Координация речи с движением
Мы тихонько в лес зайдем. (Ходьба на месте)
Что же мы увидим в нем? (Повороты головы влево и вправо)

Там деревья до небес, (Плавно через стороны поднимают

Ветер сильный налетает

И деревья он качает. (Покачивание рук, поднятых вверх)

Тише, тише не шуми,

Лесных зверей хотим найти.

Тихо сейчас в лесу, но

Если прислушаться, то в лесу можно услышать много разных звуков.

Волк в лесу - … воет Изобразите волчий оскал, воем как волки (У-у-у)

Медведица - … ревет (Ы-Ы-Ы)

Кабан - … хрюкает ……(хрюкаем)

Лиса - … тявкает…..

В лесу, кроме птиц и зверей, можно услышать еще и эхо.

Сейчас я буду говорить то тихо, то громко, а вы будете моим эхом.

Чистоговорки

Ду-ду-ду – по тропинке я иду Слайд

Ды-ды-ды – вижу на снегу следы

Де-де-де – а лесные звери где?

Ди – ди –ди – кто за елкой, погляди.

Мы тихонечко пройдем, никого мы не спугнем.

Звери прячутся от нас, но у нас ведь зоркий глаз.

Игра “Узнай по силуэту” (“зашумованые” картинки) . Слайд

Образование существительных в В. п без предлога

Кого вы увидели? Настя, кого ты видишь? А ты, Коля?...

(Я вижу лису. Я вижу медведя. И т. д.)

Логопед : Как мы называем животных, живущих в лесу, одним словом? (Дикие)

Почему их так называют?....(Ответы детей).....

Давайте поиграем в игру "Угадай ". Я буду называть отличительные особенности какого-нибудь животного, а вы должны угадать, о ком я говорю.

Злой, голодный, серый. Слайд

Трусливый, длинноухий.

Хитрая, рыжая, хищная.

Рыжая, маленькая, быстрая.

Большой, бурый, неуклюжий.

Рогатый, мощный, неторопливый.

Колючий, маленький, ловкий.

Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Кого в лесу много? Игра «Один – много»

Волк – волков.

Белка – белок.

Лось – лосей.

Заяц – зайцев.

Крот – кротов и т. д.

Угадайте-ка, ребятки,

Что за звери захотели

С нами в прятки поиграть?

Мы должны зверушек с вами

По их хвостикам узнать. Слайд

Д/ Игра “Чей хвост? ” (образование притяжательных прилагательных)

Чей хвост ты видишь? (Я вижу лисий хвост… и т. д.

(Образование существительных в Р. падеже с предлогом У)

Логопед : У кого хвост самый короткий?

Самый пушистый?

Похож на лисий, но поменьше?

Самый некрасивый?

Вот зверушки осмелели,

выглянули из-за ели.

Чьи мы ушки увидали?

Назовете-всем медали знатоков вручу тотчас.

Чьи ушки? (медвежьи……. Слайд

Тихо так в лесу, прекрасно.

Только ищем мы напрасно

Ежика и барсука, мишку и бурундука.

И енота не найдем. Спят они зимою лютой.

И у каждого свой дом.

Так тепло, уютно в нем Слайд

Пальчиковая гимнастика.

У лисы в лесу глухом
Есть нора –надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней коры
Хатку делают бобры.
Спит в берлоге косолапый
До весны сосёт он лапу.

Ну, а где же зайца дом?
Живет зайчишка под кустом.

Дом – ладошки, дети

загибают пальцы на обеих руках на каждое

двустишие.

делают ушки зайчика

разводят руки в стороны

Игра “Назови семью”.

Логопед : - Ребята, у всех животных есть семья .

Назовите семью животных: папу, маму, детеныша. (Это заячья семья. Папа – заяц, мама – зайчиха, детеныш – зайчонок. И т. д) Слайд

Логопед :- А сейчас назовите диких животных ласковыми словами.

Игра «Назови ласково»

Медведь – медведюшка.

Заяц – заинька.

Лиса – лисичка.

Белка – белочка.

Волк – волчок и т. д.

Вспомните сказки, герои в которых - дикие животные. (Дети называют)

Как в сказках называют зверей?

Михайло Потапыч,

Лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна

Волчок-серый бочок, заинька.

Логопед:-Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали и немного отдохнем.

Физкультминутка “На водопой”.

Как-то раз лесной тропой (дети идут по кругу)

Звери шли на водопой.

За мамой – лосихой топал лосенок, (идут, громко топая)

За мамой – лисицей крался лисенок, (крадутся на носочках)

За мамой – ежихой катился ежонок, (передвигаются вприсядку)

За мамою – медведицей шел медвежонок, (идут вперевалку)

За мамою – белкой скакали бельчата, (прыгают)

За мамой – зайчихой косые зайчата, (показывают ушки)

Волчица вела за собою волчат (крадутся)

Все мамы и дети напиться хотят. (лицо в круг, лакательные движения языком)

Хорошо воды напиться, но пора и подкрепиться.

Игра “Кто чем питается?” Слайд

На доску выставляются картинки:

На первую строчку – мясо в тарелке;

На вторую - трава, гриб, ягода.

Ребята, все дикие животные делятся на две большие группы: хищники, которые питаются мясом, т. е. поедают более мелких животных; и травоядные, которые едят траву, грибы, зёрна. Подумайте, к какой группе можно отнести животное на картинке и поставьте его на соответствующую строчку (дети выходят по одному и к доске и выполняют задание).

Хитрые вопросы.

У кого больше лап – у зайца или белки?

Сколько у двух белок ушей, хвостов, лап?

Кого (чего) больше – зайцев или заячьих ушей?

Логопед : - Ребята, посмотрите внимательно на диких животных, на их внешние признаки. Давайте скажем о них одним словом.

Упражнение на развитие словообразования. Слайд

Логопед : - У лисы какой нос? (острый) Значит она какая? (остроносая) ;

У зайца какие уши? (длинные) . Значит он какой? (длинноухий) ;

У белки как ИЕ ЗУБЫ? ) Значит она какая ( ОСТРОЗУБАЯ ).

У лося какие рога? (длинные) Значит он какой? (длиннорогий).

У волка как ноги бегают? (быстро) Значит он какой? (быстроногий) и т. д.

У медведя какие лапы? (толстые)-…. толстолапый.

Упражнение для развития графических навыков

Логопед : Сегодня я приготовила для вас картинки с изображением диких животных . Но они не завершены. Вы должны дорисовать недостающие части тела.

Оставьте их себе, дома раскрасите.

Вот и закончилось наше путешествие. Пора нам возвращаться домой.

Звонко бубенцы звенят, сани мчат нас в детский сад.

Итог. Вам понравилось наше путешествие? Где мы были? Кого мы там встретили? Что нового вы узнали о диких животных?