Занятие в старшей группе дикие животные. Конспект НОД в старшей логопедической группе по развитию речи

Занятие в старшей группе дикие животные. Конспект НОД в старшей логопедической группе по развитию речи

Программное содержание: Закрепить и уточнить знания детей о диких животных. Учить узнавать и называть их, выделять характерные особенности внешнего вида, особенности питания.
Развивать активную речь детей, память и сообразительность.
Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Оборудование:игрушка "Гном". книжка с загадками, картинки с изображением диких животных.

Предварительная работа: Прочитать и вспомнить с детьми рассказы и сказки, где героями являются дикие животные(«Колобок», «Лиса и волк». «Три медведя», «Айболит», «Заюшкина избушка», « Красная шапочка», «Теремок» и другие.)

Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла в детский сад,то увидела, что около нашей группы сидит маленький человечек и плачет. Ребята, как вы думаете, кто это? (достаю куклу)
-Дети:гномик.
- Я спросила гномика, почему он плачет и знаете, что он мне сказал.
Дети: нет.
В.: Оказывается, вчера к нему в гости приходил Буратино и подарил ему книжку. Читал, читал гномик книжку, да никак понять не мог: про кого эта книга.Грустно стало ему, вот он и заплакал. И сегодня пришел он к нам в сад, чтобы мы помогли ему.
В.: А вы хотите помочь гномику?
Дети: Да
В.: А вот и книжка, в этой книге, ребята загадки. А про кого эти загадки, гномик не знает.
- Давайте, мы ребята попробуем отгадать их. Слушайте меня внимательно.

Сердитый недотрога
Живет в глухом лесу.
Иголок очень много, а ниток не одной.

Воспитатель.: Про кого эта загадка? (про ежа)
- А почему вы решили, что это ежик?(он маленький и у него есть иголки и т.д.)
- Правильно, ребята, значит первая загадка про ежа.

(Читаю другие загадки и задаю аналогичные загадки)

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна
Просыпается от сна (медведь)

Комочек пуха.
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку. (заяц)

Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет.
В деревне кур крадет(лиса)

Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (волк)

Воспитатель: Вот видишь, гномик, все твои загадки ребята отгадали (гном шепчет на ухо)
- Ребята, гномик говорит, что он почти ничего не знает про этих животных, кто они такие и где они живут?
-Давайте дети, расскажем гномику, все, что мы о них знаем. Про кого мы сейчас отгадывали загадки?
Дети: Про животных.
_ А какие это животные?
Дети: дикие. (хором)
- А почему этих животных называют « дикие животные»
(ответы детей).
-Ребята, гномик, говорит, что у него тоже дома живут животные:кошка,собака, корова, и поросенок.
- скажите, ребята, а как называют этих животных?
(ответы детей)
- Назовите еще раз гномику всех животных, которых вы знаете.
(ответы детей)
-А как, вы думаете,ребята, дикие животные живут в лесу все вместе или каждый в своем домике?
Дети: каждый в своем домике.
А где же живет еж?
Дети: в норке.
-А норка у него большая или маленькая?
Д.: маленькая.
- А почему?
Д.:потому что он маленький.
- Правильно, ребята, а еще для того чтобы он прятаться от своих врагов. Ведь,в маленькую норку не сможет залезть крупное животное.
- А какие у ежика могут быть враги?
Д.: Лиса
-Правильно, лиса. Лиса любит охотиться на ежей. А где же сама живет лиса
Д.: в норе.
- А какое животное очень похоже на на лису?
Д.: Волк
-А чем он похож на лису? Где он живет?

Аналогичные вопросы задаю и про других животных.

_ Правильно, ребята, у каждого животного в лесу есть свой домик.У белки –дупло на дереве, у лисы, волка и ежа-нора, заяц живет и прячется под ветками и деревьев. А медведь не делает себе ни норы, ни дупла. Но как только наступает зима, медведь находит удобное место, строит себе берлогу и до самой весны ложится в спячку.
-А что же делают другие дикие животные? Как они спасаются от холодной зимы?
(ответы детей)
-А Чем же питаются дикие животные в лесу? Я буду показывать вам картинки с изображением животных,а вы будете называть кто это, а потом перечислять, что он ест.
(ответы детей)
-Правильно, ребята,все животные питаются по-разному. Вот, например, заяц очень любит грызть сочную травку, а зимой –кору деревьев и кустарников.Белка тоже любит грызть, но т.к. она живет на дереве, то грызет орешки, семена, шишки, любит корешки и даже грибы.
-Как ребята, можно еще назвать белку и зайца)
Дети: грызуны.
В.: А почему мы их так называем?
(ответы детей)
-А вот волк, лиса и еж не едят траву, они охотятся на мелких животных. Как мы их называем?
Д.:хищники
-А почему мы их так называем?
(ответы детей)
- А как вы думаете, кто такой медведь? Медведь –это тоже хищник, хотя он любит полакомиться и ягодами, корешками растений и медом диких пчел.
_ А еще живут животные, которых мы называем травоядные. Какие это животные?
Дети: Лось, кабан.
- А почему мы их называем травоядными животными
(ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, все ли дикие животные похожи друг на друга.
Дети: нет
-А чем они отличаются? А чем они похожи?
(сравнивают по два животных)

- А теперь, каждый из вас мысленно представит себя каким –либо животными мы с вами поиграем
Физкультминутка: Мы проверим осанку
И свели лопатки.
Мы походили на цыпочках,
А потом на лопатках.
Пойдем мягко как лисята,
И как мишка косолапый,
И как зайка-трусишка,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся
Ежик сладко потянулся.
(Дети садятся на свои места)
- Вот, видишь гномик, какие разные дикие животные живут в лесу.

-А давайте вместе с гномиком поиграем. Игра «Закончи предложение»
Хитрая, как ….(лиса)
Колючий, как …(еж)
Трусливый, как …(заяц)
Косолапый, как …(медведь)
Шустрая, как … (белка)
Злой, как …(волк)

-Ребята, а вы знаете ли сказки, стихи и рассказы про диких животных? В каких произведениях они встречаются?
(Дети перечисляют)
-Молодцы, ребята, давайте мы на память подарим книжку гномику.
(Гномик благодарит детей и уходит.)

Раиса Фазулзянова
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Дикие животные нашего края»

Экология «Дикие животные нашего края »

Области : познание,коммуникация, социализация, чтение художественной литературы игра,познавательно - исследовательская деятельность.

Цели : расширять представления детей о диких животных (лиса, медведь, заяц,белка, волк, ёж,их образе жизни.

Задачи :

1. Обучающие : Закрепить названия диких животных и их детенышей . Познакомить с дикими животными проживающими в наших краях .

2. Развивающие : Работа по словообразованию.

3. Воспитывающие : Развивать социальные навыки : умение работать в группе ,договариваться, учитывать мнение других. Воспитывать любознательность, формировать знания о взаимосвязи всего живого в природе способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным .

Предварительная работа : Разучивание загадок, дидактические игры чтение сказок пальчиковые игры.

Методические приемы : беседа, показ объяснение, сюрпризный момент, вопросы к детям.

Материалы : картинки с изображением диких животных , загадки, применение слайдов, раскраски для детей.

Ход : Непосредственно - образовательной деятельности.

Настрой детей :

Вместе с солнышком проснулись

Потянулись, улыбнулись.

Крепко за руки возьмись

Дети садятся на стульчики. Входит обезьянка. Она прибыла из Африки хочет подружиться с животными нашего края , хочет про них все знать.

Ребята! Поможем обезьянке? (да) .

А для этого сначала отгадайте загадки :

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета

Для зимы другого цвета (заяц)

Хитрая плутовка

Рыжая головка

Пышный хвост-краса

Кто это (лиса) .

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко

Ну конечно это (белка) .

В густом лесу под ёлкой,

Осыпанной листвой,

Лежит мешок с иголками,

Колющий и живой . (ёж) .

Кто зимой холодной ходит злой голодный (волк) .

Хозяин лесной просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Выставляем картинки :

Молодцы ребята все загадки отгадали.

Подскажите же мне и обезьянке о ком же эти загадки? животных )

Где живут все эти животные (В лесу, в природе)

А кто их кормит? (сами себе находят корм, добывают)

Как можно назвать животных , которые сами себе находят и добывают корм?

(дикие животные )

Вывод : Дикими животными называют животных , живущих в дикой природе и сами себе добывающих корм.

Чем же питаются дикие животные ? (травой, плодами деревьев, орешками, шишками, другими животными .

Как можно назвать животных ,которые питаются травой (травоядные) .

А животные , которые питаются другими животными называются (хищники) .

А, животные которые питаются и растениями и животными (всеядные)

Когда, травы уже не бывает, что им нужно сделать, чтобы не умереть с голоду.

(запасти корм)

Все ли животные запасают корм на зиму?, а медведь запасает себе корм (нет он зимой спит) .

Медведи летом усиленно питаются, запасают жир, а осенью они готовят себе дом где проводят зиму и впадают в спячку.

Спячка-это малоподвижный сонный образ жизни.

А ещё какие животные спят зимой ? (ёжик,барсук) показ слайдов.

Некоторые животные с приближением зимы меняют окраску. Как вы думаете, почему они это делают?

Ответы детей.

Смена окраски шерсти на другую называется линькой. Какие животные меняют свои шубки ? (заяц, белка)

А сейчас мы немного отдохнем :

Физминутка :

Топай мишка раз-два

Хлопай мишка раз-два

Приседай со мной братишка

Руки вверх вперед и вниз.

Улыбайся и садись.

Ребята! обезьянка принесла нам интересные игры, давайте поиграем!

1. «Кто где живет?»

Где живет белка? (в дубле) - (слайд 1)

Где живет медведь? (в берлоге) (слайд 2)

Где живет волк? (в логове) (слайд 3)

Где живет ёж и лиса? (в норке) (слайд 4)

Где живет заяц? (под кустом,зайчик домик не строит) (слайд 5)

2. Животные со своими детёнышами гуляли на лужайке и потерялись, помогите детёнышам найти своих мам, и назовите их.

Лисёнок,лисята у кого (у лисицы) .

Зайчонок, зайчата у кого? (у зайчихи) .

Бельчонок, бельчата у кого? (у бельчихи) .

Ежонок ежата у кого? (ежихи) .

Волчонок, волчата у кого (волчицы) .

Медвежонок, медвежата у кого (медведицы) .

Молодцы помогли детенышам найти своих мам!

3. Игра : «Травоядные, хищники, всеядные» (дети одевают маски животных ,когда дается команда «День» все животные гуляют , а когда дается команда «Ночь» ,бегут в домики : травоядные в зеленый обруч, хищники в красный обруч, всеядные в синий обруч.)

4. Игра : «Собери из кусочков целое»

Кто у вас получился? ,расскажите о своем животном

Молодцы!

Ну, вот ребята мы с вами познакомили обезьянку с дикими животными нашего края . Молодцы!

Обезьянка очень довольна. Она благодарит вас за интересное занятие , что много узнала о своих собратьях. Пусть животные Африки дружат , с нашими животными , а мы со всеми ними.

За то, что вы хорошо занимались она хочет подарить вам раскраски с животными и угостить фруктами . На этом занятие закончилось молодцы !

О каких животных мы с вами сегодня беседовали?

Что нового узнали?

Как помогли обезьянке?

Вам понравилось занятие ?

Если вам понравилось, протяните ручки вперед, а если нет, спрячьте назад.

Познавательное занятие «Дикие животные»

Цель : закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания; активизировать словарь по данной теме.

Задачи:

Формировать умение детей знать и различать диких животных и их детенышей, правильно соотносить их названия;

Уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности в зимнее время года;

Способствовать развитию связной речи;

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы;

Ход занятия:

Ребята, нам в группу сегодня пришла телеграмма.

«Срочно приходите, Срочно помогите! Происходят чудеса, Не поделим мы леса.

Нас волшебник напугал, Нас он всех заколдовал. Мы забыли, кто мы есть, Что нам пить и что нам есть. Выручайте, приходите и нам срочно помогите! »

Жители леса.

Воспитатель : Ну что, отправимся на помощь к животным? Давайте вспомним, как называют животных, которые живут в лесу?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель : А как вы думаете, почему их так называют?

Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

Воспитатель: Закрывайте все глаза я произнесу волшебное заклинание и мы очутимся с вами в лесу.

Волшебство сейчас начнется

Стоит палочкой взмахнуть

Детям ярко улыбнется

Позовет в далекий путь.

Воспитатель : Ребята что бы расколдовать наших животных нам надо разгадать загадки. Отгадайте про кого это загадка (слайд 2 )

Воспитатель : Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он? Какие у него лапы?

Дети: Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы.

Воспитатель : Правильно, это медведь. А как называют дом медведя?

Дети: Берлога

Воспитатель : Вот так медведь спит в своей берлоге (слайд 6 )

Как вы думаете ему тепло или холодно? Почему вы так думаете?

Дети: Мех теплый. Вход ветками завален. Снегом сверху замело.

Воспитатель : Всю зиму спит медведь в берлоге. Только весной проснется. Да… Медведь большой сладкоежка, очень любит мед. Пока мишка лакомится медом, мы познакомимся еще с одним жителем леса (Слайд 7 )

Воспитатель : Верно. Рассмотрите белку. Расскажите, какая она? Какие у неё ушки и хвост?

Воспитатель : Где живет белка? Как называется ее домик?

Дети: Дупло ( Слайд 11 )

Воспитатель : Почему белка так высоко дом свой делает?

Дети: Чтобы другие звери не достали

Воспитатель: ( слайд 12 )

Дети: Лиса

Воспитатель : Молодцы. Рассмотрите лису. Расскажите, какая она? Какой у неё хвост?

Дети: Лиса рыжая, красивая, хитрая. У неё пушистый, длинный хвост.

Воспитатель : Это лисичка, у лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки и большой хвост. Лиса хитрая. Часто ее в сказках называют плутовка, что означает обманщица. Лиса не меняет своей шубки. Она и зимой и летом рыжего цвета.

Как называется дом лисички?

Дети: Нора. ( Слайд 15 )

Воспитатель : Посмотрите на экране – это лисья нора. Вход в нее узкий, длинный. А внутри нора просторная, удобная (слайд 16, 17 )

Воспитатель : ( Слайд 18 ) Дети: заяц

Воспитатель : Давайте рассмотрим зайку. Расскажите, какой он? Какие у него ушки?

Дети: - Зайка маленький, беленький, пушистый. У него длинные ушки.

Воспитатель : - Вспомните, какую шубку носит заяц весной, и на какую шубку меняет её зимой?

Дети: - Зимой у зайки серая шубка, а весной он меняет её на белую (Слайд 19, 20 )

Игра найди зайчат (слайд 21)

А у нас ребята тут беда у зайчихи

Разбежалась детвора

Рядом волк голодный ходит

Ищет маленьких зайчат.

Помогите, вы зайчат моих найдите.

Воспитатель : ( слайд 22, 23, 24 )

Дети волк

Воспитатель: Расскажите какой он?

Дети: Волк сильный, смелый, умный. Всегда ходит в серой шубке. У волка длинный и протяжный вой.

Воспитатель : Посмотрите, у волка тоже есть дом, посмотрите какой он. Его дом называется логовом (слайд 26 )

ЁЖ, ОЛЕНЬ, МЫШЬ, БОБР

Физкультминутка “Дикие животные”:

Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.

Игра “Чем бы мы угостили животных? ”

(Дети раздают диким животным те продукты, которыми они питаются)

Воспитатель : ребята тут опять у нас заданье

Наш волшебник заколдовал зверят

Не знают они у кого какие ушки лапки

Хвостики надо нам им помочь

И на место все вернуть

Игра «Собери пазл» Пальчиковая гимнастика

Воспитатель : какие вы у нас молодцы.

Но это не все! На столах у вас лежат листочки

Нам с вами нужно соединить

Наших малышей с их родителями.

Воспитатель : Ребята, а у нас еще одно заданье. Я буду читать стихотворение, а вы его будете дополнять:

Летним днем простой тропой звери шли на водопой

За мамой зайчихой прыгал…(зайчонок)

За мамой волчицей топал…(волчонок)

За мамой лисицей крался…(лисенок)

За мамой медведицей шёл….(медвежонок)

За мамой бельчихой скакал… (бельчонок)

За мамой ежихой плелся…(ежонок)

Воспитатель : какие мы с вами молодцы! Вот ребята, наше путешествие в лес закончилось. Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки, сейчас я произнесу волшебное заклинание, и мы очутимся у себя в группе. «В лес волшебный окунулись, вот и мы теперь проснулись»

Вам понравилось наше приключение?

Воспитатель : Где мы сегодня побывали?

Дети: В лесу.

Воспитатель : Кому мы сегодня помогли?

Дети: Диким животным и их детенышам.

Воспитатель : Вы все молодцы, замечательно занимались.

Ой, посмотрите, что это такое? Это гостинцы из леса. Дикие животные прислали их вам в благодарность за помощь. Давайте попробуем сами и угостим наших гостей.

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Дикие животные наших лесов».

Тема занятия: Дикие животные наших лесов

Цель :

  • Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных наших лесов.

Задачи:

Образовательные:

  • Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ.
  • Упражнять в образовании относительных прилагательных от сущ., согласовании сущ. и прилагательных.
  • Развитие зрительно-моторных координаций.
  • развитие мелкой моторики.
  • Закрепить представления детей о месте обитания животных, активизировать словарь сущ.: берлога, нора, логово, дупло.
  • Уточнение значений пространственных предлогов, умения их употреблять в речи.
  • Согласование числительных с существительным
  • Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие:

  • Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.
  • Способствовать развитию фонематического восприятия.
  • Развитие навыка связной речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Аудио запись «звуки леса», сюжетные картины семей диких животных, картины берлоги, норы, дупла, «лабиринты» на каждого ребенка, «найди маму и малыша» на каждого ребенка,

Ход занятия

Орг. момент

Скажите мне ребятки, вы умеете отгадывать загадки? Ну, сейчас посмотрим!

1. Огадывание загадок про животных наших лесов.

Живёт в норке,
грызёт корки
Короткие ножки,
боится кошки
(мышь)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой
(медведь)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный.
(волк)

Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы-
Уши больше головы?
(заяц)

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
(лиса)

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(ёж).

Сидит на ветке, а не птица.
Есть рыжый хвост, а не лисица…
(белка)

Скачет зеленая зверушка.
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка.
(лягушка)

Какие вы все молодцы!
А где живут эти животные? (в лесу)
А вы хотите попасть в лес? (да)

2. Отправление в лес.

Чтобы попасть в лес, надо сесть на электричку и уехать далеко от детского садика. Встаньте друг за другом – как вагончики и отправляемся в путь. Когда музыка замолкнет, электричка сразу же останавливается. Двери открываются: «Ш-ш-ш-ш-ш. Станция «Городская». Это не наша остановка, ведь мы едем в лес, значит, нам нужна станция «Лесная». Запомните названия станций, которые мы будем проезжать, чтобы правильно назвать их на обратном пути. Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Речная», «Полевая». (на каждую станцию слайд: лес, река город поле)

Игра продолжается до станции «Лесная».

Теперь мы приехали в лес, садитесь на пенёчки (стульчики).

3. Релаксация (звуки леса)

Ручки положите на коленочки, закрывайте глазки и прислушиваемся.

4. «Прятки с зайчиком»

В лесу много интересного. Посмотрите, кто это прячется за ёлкой… Ой, да это же зайчик который нам писал письмо. Посмотрите он от нас прячется, может, он хочет поиграть с нами в прятки? Посмотрите где теперь спрятался зайчик (заяц прячется за деревом, за пнем, под деревом, между деревьев, за пнем и т.д.) (слайды «зайка прячется»)

5. Игра «Какой? Какая?»

Но зайчик все еще боится к нам выходить и чтобы он понял, что мы в лесу не посторонние, надо поговорить с ним на лесном языке – я скажу слово, а вы добавляйте к нему слово «лесной». Гриб какой? Дорога какая? Озеро какое? Ягоды какие? Поляна какая? Воздух какой? Тропинка какая? Запахи какие? Речка какая? Звуки какие?

Молодцы, вот и вышел к нам зайчик, и он предлагает нам прогуляться по лесу.

6. Физ.минутка

Осенним днём, лесной тропой (маршируют спокойным шагом)
Звери шли на водопой.
За мамой лисицей крался лисёнок. (крадутся на носках)
За мамой ежихой катился ежонок. (приседают и медленно двигаются вперёд)
За мамой медведицей шёл медвежонок. (идут вперевалку)
За мамой белкой скакали бельчата. (скачут вприсядку)
За мамой зайчихой – косые зайчата. (скачут на месте)
Волчица вела за собою волчат, (шагают)
Все мамы и дети напиться хотят. (хлопают)

После игры “На водопой” дети садятся за столы.

Логопед. Часто теряются дети в пути-
Мамам поможем мы деток найти.

7. «Помоги мамам найти своих детёнышей». Задание на индивидуальных листах.

8. «Назови семью животного»

Логопед вместе с детьми рассматривают презентации и называют “семьи” животных (мама- лиса, папа- лис, ребёнок — лисёнок)- белка, ёж, волк, медведь, заяц.

Зайчика наверно уже дома ждут, он с нами совсем заигрался и забыл где живет. Мы поможем ему?

9. «Кто где живет».

Отлично! Вы молодцы, напомнили зайчику что он живет в норке, а теперь давайте ему поможем найти дорожку до его дома.

«Лабиринт»

Сначала проведите дорожку до норки пальчиком, потом обведите цветным карандашом.

10. «Возвращение в детский сад»

Какие вы все молодцы. Наше путешествие в осенний лес подошло к концу и нам надо возвращаться в детский сад. Как мы это сделаем? (На электричке)

Встаньте друг за другом – как вагончики и отправляемся в путь. Когда музыка замолкнет, электричка сразу же останавливается. Двери открываются: «Ш-ш-ш-ш-ш. Станция «Полевая». Это не наша остановка, ведь мы возвращаемся в детский сад, значит, нам нужна станция «Детский сад». Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Речная» «Городская».

Игра продолжается до станции «Детский сад».

На каждую станцию слайд (город, поле, речка, лес)

Итог занятия

Молодцы, ребята! Что вам понравилось больше всего на занятии?

Михеева Е.П.,
учитель-логопед

Занятие "Дикие животные" способствует формированию представления у детей о жизни диких животных зимой: внешний вид, повадки, образ жизни. Формирует умение устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей, развивает логическое мышление, интерес к знаниям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ»

Воспитатель высшей категории Вараксина Валентина Александровна

Задачи:

1.Способствовать освоению детьми представлений о жизни диких животных

Зимой: внешний вид, повадки, образ жизни.

2.Формировать умение устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей.

3.Развивать логическое мышление, интерес к знаниям, умение высказывать свое мнение, выслушивать ответы сверстников, отвечать на вопросы воспитателя.

4. Закрепить знания детей детям о том, как живут дикие животные зимой. 5. 5. Воспитывать любовь и бережное отношение к ним.

Предварительная работа:

Фильмы о диких животных
- беседы о диких животных;

Чтение художественной литературы о животных;

Д/и «Четвертый лишний».

Отгадывание загадок о животных.


Материалы:

1. Иллюстрации « Зимний лес».

2. Иллюстрации «Дикие животные».

3. Стихи о зиме.

4. П.И.Чайковский «Зима»

5.Фотографии «Следы зверей».

6. Загадки о диких животных

7. Репродукция картины И.И.Шишкина «Зима».

Ход занятия:

Воспитатель . « Белый снег пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою всё его одело...»

Мы говорили о том, как меняется природа зимой, но и животные – это тоже часть природы. Значит, и с ними происходят перемены.

А вот какие – это мы сейчас узнаем. Я вам предлагаю совершить небольшое путешествие в зимний лес.

(звучит П.И.Чайковский «Зима»)

(Рассматривание картины И.И.Шишкина «Зима»).

Воспитатель. Много историй записывают на снегу своими лапками и хвостами звери и птицы. Каждый зверек имеет свой почерк.

(показ картинок, фотографий « Следы на снегу»)

Воспитатель. Давайте попробуем разобраться, где, чьи следы.

(дети находят следы зайца)

Ответы детей. Это следы зайца. У него спереди удлиненные отпечатки задних лап, сзади круглые ямочки от передних лап. Заяц прыгает, выставляя вперед задние ноги, а спереди передние.

(дети определяют, в какую, сторону бежал заяц).

Воспитатель. А вот еще чьи-то следы. Давайте все пройдем по следу и посмотрим, куда он приведет.

(Дети с воспитателем идут по следам, выложенным на полу. Подходят к дереву с дуплом. Из дупла видна записка)

«Ребята, отгадайте загадку». «Зверька узнаешь быстро ты по двум таким приметам: он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке летом». «Кто я?»

Ответы детей. Белочка.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему белочка зимой меняет цвет шубки?

Ответы детей. Для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов: ястреба, куницы. Зимой деревья стоят без листьев и на фоне темно-серых веток и стволов серая шубка менее заметна, чем, если бы была рыжей.

Воспитатель. А что еще вы можете рассказать о белке.

Ответы детей. Шубка белки становится более теплой, а в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Ее дупло подготовлено для зимы: еще осенью белка натаскала в дупло опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

Ответы детей. Белочка – большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло, а еще и припасы, которыми она будет питаться зимой. Летом и осенью она собирает орешки и желуди. Сушит грибы. И все это она хранит в специальных кладовочках: в пустых дуплах, подо мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так, что голодать белочке зимой не приходиться.

Воспитатель. А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?

Ответы детей. Заяц. Летом он был серым, а зимой становится белым. Причем белеет его шубка постепенно: сначала белеет хвост, потом лапки, спинка и бока.

Воспитатель. Шубка, у зайца какая?

Ответы детей. Белая, пушистая, мягкая.

Воспитатель. Повторяем все со мной.

(дети вместе с воспитателем проговаривают скороговорку).

«Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела,

Белой даже не была».

Воспитатель. А зачем зайцу белая шубка?

Ответы детей. Спасаться от врагов.

Воспитатель. А что еще помогает зайцу спасаться от врагов?

Ответы детей. Его быстрые ноги. Задние лапы у зайца сильные, он ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от врагов.

Воспитатель. А какой заяц?

Ответы детей. Трусливый, пугливый.

Воспитатель. А у зайца есть дом?

Ответы детей. У него нет отдельной норки. Зимним днем он спит в снежной ямке, или зарывается в сугроб, а ночью выходит еду добывать, обгладывая кору упавших деревьев.

Воспитатель. Назовите зайца ласково.

(Игра «Назови ласково»)

Ответы детей (Зайка, заинька, зайчишка, зайчонок, зайчик)

Физкультминутка «Зайки»

(Дети выполняют движения по тексту).

Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка .

Воспитатель. У зайца много врагов. Вот один из них.

(Воспитатель загадывает загадку).

«Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней».

Ответы детей. Лиса.

Воспитатель. Лиса, какая?

Ответы детей. Лиса рыжая, хитрая, ловкая, пушистая…

Воспитатель. Лиса тоже к зиме готовится: на ее лапках отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Как в валенках ходит лиса.

Воспитатель. « Кто зимой холодной,

Бродит злой, голодный?»

Ответы детей. Волк.

Воспитатель. Расскажите, что вы знаете о волке?

Ответы детей. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят волки днем, а ночью охотятся.

Воспитатель. Как вы думаете, а почему лисе и волку не нужно менять зимой цвет шубки? (Высказывание детей.)

Воспитатель. Следов, каких животных мы не встретим в зимнем лесу?

Ответы детей. Следов ежа, медведя мы не найдем.

Воспитатель. А почему?

Ответы детей. Они впадают в спячку.

Пальчиковая игра

Спят зимой барсук и ёжик,

Медведь зимой спит тоже,

Спят пчела и муравей,

Ждут весенних, теплых дней.

(Дети загибают пальцы на руке, перечисляя животных и насекомых, впадающих в спячку).

Воспитатель. А делают они запасы на зиму?

Ответы детей . Поэтому и припасов на зиму не делают, заботятся только о теплом домике для себя: ёж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой, Медведь спит в берлоге. Осенью они стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму проспать спокойно.

« Он в берлоге спит зимой.

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Пробуждается от сна».

Воспитатель. А сейчас мы поиграем.

(проводится игра с картинками «Четвертый лишний»)

Медведь, волк, лиса, заяц.

Волк, лиса, еж, заяц

Волк, лиса, лось, олененок.

Кошка, медведь, заяц, белка..

Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес.

Я предлагаю вам дать цветную оценку нашему занятию. Выберите фишку.

Красная фишка – занятие понравилось, и было интересно.

Желтая фишка - не все понравилось.

Синяя фишка - занятие не понравилось вовсе.