Влияние искусства на человека: аргументы. Примеры из жизни и литературы

Влияние искусства на человека: аргументы. Примеры из жизни и литературы
Влияние искусства на человека: аргументы. Примеры из жизни и литературы

Искусство… Оно способно возродить душу человека их пепла, заставить его испытывать просто невероятные эмоции и чувства. Искусство – это средство, с помощью которого авторы пытаются донести свое мысли до человека, приучить его к прекрасному.

Автор рассуждает о необходимости искусства в нашей жизни, он акцентирует внимание на том, что «прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую музыку». Юрий Бондарев приводит в пример произведение Моцарта «Реквием», которые невообразимым образом влияет на слушателей, «люди откровенно льют слёзы в том эпизоде, где оборвалась жизнь великого композитора». Так автор показывает, что искусство способно затронуть тонкие струны души человека, заставить его испытывать необыкновенные чувства.

Бондарев утверждает, что искусство может сильно повлиять на человека, ведь именно оно является самым прекрасным в его жизни. Искусство способно изменить человека, его внутренний мир. Это то, чему обязательно нужно учиться. Действительно, нельзя не согласиться с автором. Я считаю, что искусство может заставить нас испытывать радость и печаль, тоску и волнение, счастье и много других эмоций.

Так, в произведении И.А.Гончарова «Обломов» ярко описывается отношение главного героя к музыке. Обломов, посетив Ольгу Ильинскую, впервые услышал, как она играла на фортепиано. Автор показывает нам, как музыка может повлиять на внутренний мир человека, на его эмоции. Слушая великолепную игру, герой с трудом сдерживал слезы, он чувствовал силу и бодрость, желание жить и действовать.

Однако отношение главного героя произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети» к искусству весьма негативное. Базаров не воспринимает его, как неотъемлемую часть жизни человека, он не видит его пользы и преимуществ. В этом и заключалась ограниченность его взглядов. Но жизнь человека без искусства, без «чувства прекрасного» очень скучна и однообразна, чего, к сожалению, герой так и не признал.

В заключение хочется сделать вывод, что искусство – это наиболее важная часть в жизни каждого из нас. Нужно просто впустить его в свое сердце и душу, и оно сможет покорить весь мир.

Вариант 2

Любой вид искусства для человека является высшей наградой за те усилия, которые он приложил для того, чтобы принять в нем участие - либо являясь создателем шедевра, либо просто любуясь со стороны его результатами.

Музыкальные композиции, загадочные полотна, изящные скульптуры возникли благодаря знаниям человека, природному дару или желанию достичь подобное совершенство.

В процессе создания любого шедевра искусства человек применяет свой талант, проявляя свои возможности в полную силу. Искусство развивает, не дает оставаться на одном месте, в состоянии бездействия. За счет этого люди совершенствуются. Те, кто в какой-либо степени относится к этой сфере - это люди творческие, находящиеся в постоянном поиске. Погружаясь в этот мир, они активно развиваются духовно.

Таким образом, через проявленные воображение, целеустремленность, фантазию, терпение искусство помогает в утверждении жизненной позиции, влияет на мировосприятие человека, помогает обрести себя, сформировать собственный образ мыслей.

Если речь идет о музыке, то после прослушивания именно классических произведений эмоциональное, психическое и даже физическое состояние человека улучшается. В зависимости от ритма и содержания мелодий, песен можно либо получить заряд невероятной бодрости, либо успокоиться.

Под влиянием искусства внутренний мир человека преображается. В любом из его видов - графике, театре, живописи и т. д. содержится столько глубинного смысла и страсти, которые выражаются за счет своеобразных выразительных средств, что они заставляют задуматься о себе, смысле жизни, позволяют по-новому посмотреть на мир.

Любое из произведений искусства способствует различению добра и зла, хорошего и плохого. Литературные произведения имеют огромную силу, способную действовать на человека, перенося его в другой мир. Становясь героем событий, изображенных в книгах, люди познают новую информацию, на основе которой становятся лучше, исправляют ошибки после знакомства с его персонажами, сочувствуют и радуются вместе с ними. Литература может в корне изменить мировоззрение человека.

Под влиянием живописи происходит формирование духовного мира человека. Участие в этом виде деятельности способствует самовыражению, усилению впечатлений. В скульптурах люди воплощают свои эстетические желания, а для наблюдателей со стороны они являются познавательными.

Таким образом, искусство воспитывает в человеке только лучшие черты характера, повышает интеллект, выявляя и развивая те качества, которые ранее были незаметны.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Что такое Безнравственный поступок рассуждение

    Еще с раннего детства людей учат тому, как правильно поступать в той или иной ситуации. Учат понятию добра и зла, морали и нравственности. В разных странах и даже слоях общества эти понятия могут сильно отличаться.

  • Сочинение по произведению Олеся Куприна 11 класс

    Говоря про творчество такого замечательного писателя, как А.И. Куприн, следует отметить то, что он рассказывает в своих произведениях об искренней и настоящей любви

  • Анализ произведения Недоросль Фонвизина (комедия)

    В 1714 году в России был издан указ об обязательном образовании дворян. В случае неисполнения предписания царя недоучкам-недорослям, считавшимися несознательными, было запрещено вступать в брак

  • Сочинение Митраша и Настя сравнительная характеристика в рассказе Кладовая солнца Пришвина сочинение

    Главными действующими лицами рассказа «Кладовая солнца» являются две сироты - брат и сестра - Настя и Митраша. Оба потеряли родителей: сначала болезнь забрала у них мать

  • Сочинение Папа в армии (как папа служил в армии)

    Защищать свою Отчизну – это главная обязанность каждого мужчины. У нашей страны самая могучая и образцовая армия. И день, и ночь, российские солдаты несут службу, охраняя наш спокойный сон.

Каждый человек осознает, что медицина и образование оказывают на нас сильное воздействие. Мы напрямую зависим от этих сфер жизни. Но мало кто допустит мысль, что не менее важное влияние оказывает искусство. Тем не менее это так. Трудно переоценить значение искусства в нашей жизни.

Что такое искусство?

Существует множество определений в различных словарях. Где-то пишут, что искусство - это образ (или процесс его создания), который выражает взгляд художника на мир. Порой человек не может выразить словами то, что он может нарисовать.

В другой интерпретации это процесс творчества, создания чего-то. Реализация потребности сделать мир чуточку красивее.

Также искусство - это способ познания мира. Например, для ребенка, который, рисуя или напевая песенки, запоминает новые слова.

С другой стороны, это социальный процесс взаимодействия человека с обществом и с самим собой. Это понятие настолько многозначно, что невозможно сказать, в какой части нашей жизни оно присутствует, а в какой нет. Рассмотрим аргументы: влияние искусства на человека заметно в духовной сфере нашей жизни. Ведь именно под его воздействием образуется то, что мы называем нравственностью и воспитанием.

Виды искусства и его влияние на жизнь человека

Что первое приходит на ум? Живопись? Музыка? Балет? Все это является искусством, каки фотография, цирк, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, эстрада и театр. Список еще можно пополнить. С каждым десятилетием жанры развиваются и добавляются новые, так как человечество не стоит на месте.

Вот один из аргументов: влияние искусства на жизнь человека выражается в любви к сказкам. Один из самых влиятельных видов - это литература. Чтение окружает нас с самого детства. Когда мы совсем крохи, мама читает нам сказки. Девочкам и мальчикам прививаются правила поведения и тип мышления на примере сказочных героинь и героев. В сказках мы узнаем, что такое хорошо и что такое плохо. В конце подобных произведений есть мораль, которая учит нас, как поступать.

В школе и университете мы читаем обязательные произведения классических авторов, которые содержат уже более сложные мысли. Здесь герои заставляют нас думать и задавать себе вопросы. Каждое направление в искусстве преследует свои цели, они очень разнообразны.

Функции искусства: дополнительные аргументы

Влияние искусства на человека обширно, у него есть различные функции и цели. Одна из главных целей воспитательная. Та самая мораль в конце сказки. Очевидна эстетическая функция: произведения искусства красивы и развивают вкус. Близка к этому гедонистическая функция - приносить удовольствие. Некоторые литературные произведения часто несут прогностическую функцию, вспомните братьев Стругацких и их фантастические романы. Другая очень важная функция - компенсаторная. От слова «компенсация», когда художественная реальность заменяет нам основную. Здесь часто речь идет о душевных травмах или жизненных трудностях. Когда мы включаем любимую музыку, чтобы забыться, или идем в кино отвлечься от неприятных мыслей.

Или другой аргумент - влияние искусства на человека посредством музыки. Услышав символичную для себя песню, кто-то может решиться на важный поступок. Если отойти от академического значения, то влияние искусства на жизнь человека очень велико. Оно дарит вдохновение. Когда человек на выставке увидел красивую картину, пришел домой и начал рисовать.

Рассмотрим другой аргумент: влияние искусства на человека видно в том, как активно развивается хенд-мейд. Люди не просто прониклись чувством прекрасного, но и своими руками готовы создавать шедевры. Различные направления боди-арта и тату - стремление создать произведение искусства на своей коже.

Искусство вокруг нас

Задумывался ли кто-то, оформляя свою квартиру и продумывая дизайн, что в данный момент можно заметить влияние искусства на вас? Создание мебели или аксессуаров - часть декоративно-прикладного творчества. Подбор цветов, гармоничные формы и эргономика пространства - это именно то, что изучают дизайнеры. Или другой пример: вы в магазине, выбирая платье, отдали предпочтение тому, которое правильно скроено и продумано модельером. При этом модные дома не поскромничают, стараясь влиять на ваш выбор яркими рекламными роликами. Видео - тоже часть искусства. То есть, смотря рекламу, мы также находимся под его влиянием. Это тоже аргумент, влияние подлинного искусства на человека тем не менее раскрывается в более высоких сферах. Рассмотрим и их.

Влияние искусства на человека: аргументы из литературы

Литература безгранично влияет на нас. Вспомним, как в гениальном произведении Льва Толстого «Война и мир» Наташа Ростова пела для своего брата и исцелила его от отчаяния.

Другой изящный пример, как живопись может спасти жизнь, описал О. Генри в рассказе «Последний лист». Больная девушка решила, что умрет, когда упадет последний лист плюща за окном. Она не дождалась своего последнего дня, так как листок был нарисован для нее на стене художником.

Еще одним примером влияния искусства на человека (аргументы из литературы очень показательны) является главный герой произведения Рэя Брэдбери «Улыбка», который спасает картину с Джокондой, веря в ее великую значимость. Брэдбери много писал о силе творчества, он утверждал, что, лишь читая книги, человек станет образованным.

Образ ребенка с книгой в руках преследует многих художников, в частности есть несколько чудесных картин под одинаковым названием «Мальчик с книгой».

Правильное влияние

Как любое воздействие, искусство также может быть негативным и позитивным. Некоторые современные произведения наводят тоску, не несут в себе большого эстетизма. Не все фильмы учат хорошему. Особенно внимательно нужно следить за тем контентом, который влияет на наших детей. Правильный подбор окружающих нас вещей, музыки, кино и даже одежды обеспечит нам хорошее настроение и привьет правильный вкус.

Сложно сформулировать однозначное определение. Сколько существует словарей, столько и человеку известно определений искусства. Для художника это выражается в написании картин - он показывает свое искусство миру, так как в словах часто невозможно что-либо выразить. Для писателя - в работе над художественной книгой.
Важно! Также это можно назвать процессом познавания окружающего мира или желанием человека повлиять на мир лучшим образом в результате творческого процесса. Оно является даром, где человек смотрит дальше горизонта.
С другой стороны, оно приобщается к социальным процессам. Здесь человек взаимодействует как с окружающими людьми, так и с самим собой. Искусство присутствует как в повседневной жизни человека, так и в каких-то профессиональных сферах жизни. Оно объединяет многие поколения, привлекая своей подлинностью.

Рис. 1. «Тайная вечеря». . 1498 год

Влияние искусства. Аргументы

Когда люди говорят об искусстве, первое, что приходит на ум, это живопись, театр, кино, рукоделие, музыка, архитектура, то есть умение делать что-то прекрасное. Человечество, как известно, не стоит на месте, стремительно растет и развивается. Следовательно - появляются новые виды искусства. Искусство влияет на жизни людей в различных проявлениях. Этому сопутствуют определенные аргументы:
  • Во-первых, выражается любовь к сказкам . Литература здесь играет важную роль. Многим в детстве читали сказки, в которых можно увидеть плохих и хороших героев. Развязка этих рассказов учит хорошей морали. Когда ребенок подрастает, у него меняется интерес к книгам. В школе или университете задают уже более сложные произведения, которые заставляют учащегося думать более глубоко, задавая себе вопросы о морали, чести, правильном жизненном пути. Чтение делает человечество более коммуникабельным. Однако в разных видах искусства ставятся разные цели.
  • Во-вторых, искусство способно подтолкнуть человека на восхитительные подвиги. Например, прослушивание слов любимой песни. Проникновенная музыка дарит чувствительным личностям вдохновение.
  • В-третьих, влияние можно увидеть в активном развитии хенд-мейда. Бог заложил в человека желание творить. Невозможно встретить человека, который бы не любил что-то делать своими руками. Например: рукодельницы вышивают, жены устраивают уютную клумбу, мужья делают тумбочки, инженеры создают, строители строят и т.д. Дети готовы сделать все вышеперечисленное и сразу. Любовь к прекрасному есть в каждой личности и ее может заглушить только сам человек.

Рис. 2. "Алжирские женщины". Пабло Пикассо. 1955 год

Единый государственный экзамен (ЕГЭ): аргументы

В литературе существуют аргументы, согласно которым можно увидеть колоссальное влияние на общество. Вот некоторые аргументы ЕГЭ:
  1. Из нам известна история Николая Ростова, который проиграл значительную сумму денег, играя в карты. Из-за этого он был сильно расстроен. Он должен признаться родителям, но ему очень тяжело это сделать. Однако под влиянием прекрасного пения Наташи Ростовой герой переполняется светлыми эмоциями и решается рассказать всю правду отцу.
  2. Антон Павлович Чехов “Скрипка Ротшильда”. Здесь литературный герой Яков Матвеевич представляется не совсем приветливым человеком. Люди его воспринимают как мрачного и грубого. Такой Яков Матвеевич был до того момента, пока его слуха не коснулась мелодия, случайно попавшая к нему. Услышав пленительные ноты, Яков переосмыслил свои поступки и пожалел о том, что так грубо относился к людям. В результате - он понял, что мир намного лучше, если в нем нет ненависти и злости.
  3. . Творчество главного героя Петруся, а именно музыка, является смыслом его жизни. Петрусь был слепым с самого рождения. Однако это не помешало ему стать музыкантом. В дальнейшем он стал очень известным пианистом. А все началось с того, что будучи ребенком он услышал мелодию дудки.
  4. Константин Георгиевич Паустовский “Старый повар” . В произведении говорится о старом поваре, который находился при смерти. Он просит свою дочь, чтобы та позвала первого встречного для исповедания грехов, так как священников повар не любил. Дочь встречает на улице молодого музыканта и передает последнюю просьбу умирающего отца. Музыкантом оказывается всем теперь уже известный . Он заходит в дом и начинает играть на клавесине. Музыка очаровывает старика, приносит ему счастье и облегчает его страдания.

Влияние искусства на творческих личностей

Нельзя не отметить Александра Сергеевича Пушкина, который с раннего детства был окружен заботой своей няни Арины Родионовны, читавшая ему сказки, пословицы и поговорки. Это коренным образом отразилось на его творчестве. Впоследствии искусство в судьбе сыграло значимую роль. Это повлияло на выбранные им жанры, например: ода, элегия, эпиграмма, лирические стихотворения. В поэзии Ю. В. Бондарева говорится о юном возрасте, где происходит формирование мировоззрения. Поэт убежден, что самым страшным для человека является его духовная пустота. Данным утверждением Бондарев побуждает человека думать о самом важном. В романе “Свидание с Нефертити” В. Ф. Тендряков рассуждает о том, как искусство влияет на общность. По словам автора, оно помогает воспитать душу. Человек должен учиться и стремиться делать добрые поступки безвозмездно.

Рис. 3. "Свобода, ведущая народ". Эжен Делакруа. 1830 год

Искусство и интеллект

Нейробиологи определили, что искусство положительно воздействует на работу мозга, готового в следующий момент заняться точными науками. В основном такое влияние производит выступление на сцене. Во время рассматривания картин, вне зависимости от жанра, в человеческом мозге активируется часть, находящаяся в затылочной части. Другим влиянием на людей является прослушивание музыки, когда стимулируются височные доли. Если человек владеет инструментом, при это еще сам поет, держит внимание публики, то его мозговая деятельность охватывает ряд важных процессов. При чтении есть возможность размяться сетям лобных долей. Когда человек не просто с уважением относится к творчеству, но сам им занимается, будь то пианино или сочинение стихов, работа мозга производит еще больше действий. Ученые определили, что если человек исполняет, сочиняет или просто прослушивает музыку, то в мозгу задействованы все когнитивные механизмы. Всякие виды искусства, в особенности предназначенные для работы на сцене, стимулируют познавательное внимание. Искусство и точные науки, несомненно, идут вместе. Доказательством этому являются следующие личности:
  • Леонардо да Винчи , который на протяжении своей жизни не только прекрасно рисовал, но и хорошо справлялся с математикой, механикой, анатомией.
  • Известный физик-теоретик из Америки Ричард Филлипс Фэйнман является одним из создателей квантовой электродинамики. Несмотря на любовь к точной науке, он любил играть на барабане, а также увлекался живописным искусством.
  • Микробиолог Копровский известен тем, что стал основателем вакцины против полиомиелита, занимался музыкальным искусством.
  • Становление одного из основателей физики начиналось еще в возрасте четырех лет, когда он занимался на скрипке. Также Альберт играл на фортепиано. Музыка являлась помощницей в его теориях. Время от времени он шел для того, чтобы поиграть, а потом возвращался к науке.

Рис. 4. "Мона Лиза". Леонардо да Винчи. 1503-1519 год

Правильный выбор искусства

Искусство является неотъемлемой частью человека. Оно помогает постигать вершины, если только назначение его является правильным. Оно открывает другой мир или показывает его цельным. Сила искусства способна изменить человека.
Важно! Несмотря на все плюсы, искусство может ранить человека, если подходить к выбору необдуманно. Например, почти все современные фильмы пропитаны насилием, войнами, стрессами, что приводит к духовной проблеме человека. Под исключение не попадают и мультфильмы, во время просмотра которых подсознание ребенка нередко видит то, что не способно увидеть сознание.
Искусство является неоднозначным предметом для обсуждения. Человек должен внимательно подходить к выбору того или иного искусства, ведь самое главное, как оно будет благоприятно влиять на наше духовное становление как личности. Предлагаем вам также просмотреть познавательное видео, в котором приведены аргументы, доводы и факты о том, как влияет искусство на подсознание.

В современном обществе наметилась четкая тенденция на развитие логики. Сухое логическое мышление необходимо для усвоения информации, продвижения по карьерной лестнице, получения высокого социального статуса. Часто даже в общении с окружающими люди строят диалог исходя из рационального расчета, а это абсолютно не способствует зарождению искренних отношений.

На этом фоне очень недооценивается роль чувств и эмоций. О том, что эмоциональная сфера также нуждается в развитии, многие даже не задумываются. В результате личность получается дисгармоничной. Она твердо стоит на ногах, но внутри чувствует пустоту, делает все правильно, но без души.

Именно из-за того, что люди так мало внимания уделяют своим эмоциям, на улице огромное количество прохожих с «пустыми глазами» и грустными лицами. Мы тщательно «задавливаем» собственные переживания, пытаясь быть рассудительными, реагировать адекватно. Если поступать так постоянно, происходит накопление груза неотреагированных переживаний . Они никуда не деваются, а находят выход через болезни (преимущественно психосоматические), постоянную неудовлетворенность, раздражительность и опустошенность. Исправить столь плачевную ситуацию поможет искусство.

Целебная сила искусства

Искусство – сфера человеческой жизнедеятельности, которая касается «струн души». Рисуя, музицируя, занимаясь лепкой, написанием стихов и прозы, созданием аппликаций и рукоделием, человек дает выход накопившимся переживаниям, страхам, психическому напряжению. Ученые доказали, что люди, систематически занимающиеся творчеством, более стрессоустойчивые, они лучше усваивают новую информацию, имеют более гибкое мышление, быстрее адаптируются к новым обстоятельствам, находят оптимальные решения в нестандартных ситуациях и замечают прекрасное в повседневных ситуациях, бытовых вещах. Подобный эффект оказывает и пассивное восприятие произведений искусства: прослушивание любимой музыки, просмотр фильмов, чтение книг, восприятие картин.

Результаты экспериментов показали, что нейрогенез (формирование новых нейронов) происходит даже во взрослом возрасте. Его интенсивность напрямую зависит от образа жизни. Система образования, рабочая обстановка практически всецело направлены на развитие левого полушария мозга, поэтому нужно самостоятельно развивать полушарие правое, отвечающее за эмоциональную сферу. Для этого важно заниматься творчеством. Многие говорят, что не умеют рисовать, поэтому нет смысла тратить на это время. Но главное не безупречный результат, а сам процесс творения. Поэтому не стоит себя ограничивать, необходимо найти интересную сферу деятельности и творить, «выливая» накопленный багаж эмоций в творчество.

Эффективные арт-методы, позволяющие быстро избавиться от негативных переживаний:

  1. «Рисовалка».

Возьмите карандаши (ручки либо фломастеры для данной цели не подходят). Из набора уберите все темные оттенки. Затем возьмите лист формата А5 и начните заполнять белое пространство яркими красками. Это позволит отвлечься от негативных мыслей и немного расслабиться.

  1. Гармонизация состояния.

Чтобы гармонизировать работу правого и левого полушария (эмоции и логику), возьмите карандаш либо ручку в две руки и одновременно начинайте рисовать одинаковые символы. Это могут быть геометрические фигуры, орнаменты, простые рисунки. Сначала это сложно будет сделать, но спустя несколько попыток результат улучшиться. Нарисуйте так 5-7 символов. Это позволит стабилизировать состояние и взглянуть на проблемную ситуацию с нового ракурса.

Древнегреческий мыслитель Аристотель считал, что способ­ность искусства оказывать воздействие на духовный мир человека основана на подражании действительности. Вы­соко оценивая литературное творчество, Аристотель особую роль отводил трагедии. Целью трагедии он считал катар­сис (от греч. katharsis - очищение), очищение души через сопереживание героям. Проходя через катарсис, человек духовно возвышается.

История художественной культуры запечатлела немало случаев, когда восприятие произведения искусства послу­жило побудительным импульсом для совершения тех или иных поступков, иногда для изменения образа жизни. Ис­кусство воздействует не на одну какую-либо человеческую способность или сторону духовной жизни, а на духовный мир человека в целом. Оно оказывает влияние на всю си­стему человеческих установок. Так, волнующие звуки песни «Священная война» поднимали мирных советских людей на смертный бой с фашистской коричневой чумой.

Известный датский физик Нильс Бор писал: «Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». В искусстве в особой ху­дожественной форме освещаются общечеловеческие, вечные проблемы: что такое добро и зло, любовь, свобода, достоин­ство личности, в чём состоит призвание и долг человека.

Приобщение к искусству побуждает человека осмыслить свои жизненные установки и ценности, глубже понять свои проблемы. Нередко художественные персонажи восприни­маются как реальные люди, у которых можно многому поу­читься, с которыми можно даже посоветоваться. Благодаря искусству человек получает возможность как бы прожить множество разных жизней и извлечь из них уроки для самого себя. Читая книгу или воспринимая кинофильм, мы переносимся в создаваемый ими мир образов, кото­рые побуждают к размышлениям, рождают переживания,


воспоминания и предчувствия. Таким путём каждый из на приобщается к ценностям культуры, вбирает в себя опыт накопленный человечеством.



Эстетическое отношение к миру. Эстетикой (от греч aisthetikos - относящийся к чувственному восприятию) на­зывают одну из философских дисциплин, которая изучает отношение человека к миру на основании представлений о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном и т. д Эстетика изучает также сферу художественной деятельно­сти людей.

В нашей жизни действительно соседствуют прекрасное и безобразное, героическое, возвышенное и низменное, тра­гическое и комическое. Мы выражаем свою эстетическую оценку, когда говорим: «Какой прекрасный день!» При этом сердце наполняется чувством радости от тёплого сол­нышка, первых нежно-зелёных листьев на деревьях, пения птиц. Или произносим: «Какие прекрасные слова!». И это означает, что услышанные слова не только согрели нашу душу, но и своим звучанием наполнили нас чувством кра­соты. Вместе с тем мы замечаем и безобразное, низменное, которое вызывает у нас чувство огорчения и отторжения. Нам неприятно, когда мы видим на улице грязь, когда на­рушается гармония человеческих отношений. Покупая одежду, делая ремонт в доме, даже готовя пищу, мы руко­водствуемся не только соображениями практичности, полез­ности. Мы хотим также, чтобы было красиво.

Прекрасное - это центральное понятие в эстетике. Все другие её понятия так или иначе соотносятся с прекрас­ным, выражая разные грани чувственного восприятия ми­ра и эстетической оценки его явлений. Прекрасными мы называем явления, обладающие высшим совершенством, бесспорной эстетической ценностью.

Эстетическое отношение к миру - это его чувственное восприятие, связанное с потребностью людей строить жизнь в соответствии с законами красоты, стремлением сделать жизнь прекрасной. Сфера эстетического включает в сеоя эстетическое сознание и эстетическую деятельность. 200


Леонардо да Винчи. Мона Лиза (ок. 1503)

Эстетическое сознание имеет три уровня:

Эстетическое восприятие;

Эстетический вкус (система эстетических установок и идеалов личности);

Эстетические теории (философски осмысленный эсте­тический опыт человечества).

Всем известна поговорка «На вкус и цвет товарищей нет». Она означает, что наше эстетическое восприятие мира субъективно, индивидуально-неповторимо. То, что кажется прекрасным одному, другому может видеться совершенно некрасивым.

в осприятия его поведения и внешности. Мы оцениваем то,

Иногда мы говорим о каком-то человеке: «У него есть вкус». При этом человека с чувством вкуса выделяем, ско­рее, не путём рассуждений, а на основе непосредственного в осприятия его поведения и внешности. Мы оцениваем то,


как он одевается, в каком интерьере живёт, как себя ведёт как говорит и пр.

Эстетический вкус - это способность человека на осно­вании возникающего чувства удовольствия или неудоволь­ствия отличать прекрасное от безобразного в искусстве и действительности, давать эстетическую оценку различным явлениям, предметам, событиям.

Эстетический вкус развивается через опыт общения с пре­красным в природе и в людях, а также посредством знаком­ства с произведениями искусства. Если с детских лет человек не будет слышать ничего, кроме музыкальной пошлости, он вряд ли сумеет воспринять и оценить классическую музыку, развить свой музыкальный вкус. Эстетический вкус легко прививается ребёнку в семье, где утвердились вежливость и уважительное отношение друг к другу, любовь к чистоте и опрятности, где в общении не употребляются бранные слова. И наоборот, в атмосфере сквернословия, грубости, жестоко­сти эстетический вкус сформировать весьма непросто.

Дурной вкус проявляется по-разному. Внешнюю краси­вость, крикливость и аляповатость человек с дурным вкусом принимает за истинную красоту. Для людей с неразвитым вкусом характерно тяготение к тому, что броско, несложно для понимания и не требует раздумий, усилий. Таких людей больше устраивают сугубо развлекательные художественные произведения, искусство примитивных форм. Нередко при­ходится сталкиваться также с претензией на единственно верную эстетическую оценку, с пренебрежительным отно­шением к художественным предпочтениям других людей. Действительно хороший вкус предполагает скромность.

Сферы эстетической деятельности. Эстетическая дея­тельность - это духовная деятельность человека, которая предполагает прежде всего создание произведений искусства, их восприятие и суждение о них. К сферам эстетической деятельности относятся также эстетика природы, эстетика труда, быта, человеческих отношений.

Эстетическая деятельность осуществляется по законам красоты. Благодаря ей человек вступает в эстетические от ношения с окружающей действительностью. Он изменяет, 202


совершенствует и развивает свои способности и свой вну­тренний, духовный мир в целом.

Эстетика природы. Красота окружающего нас мира всегда волновала воображение человека, будила его чув­ства. Восхищение красотой природы вдохновляет людей на создание художественных произведений. Вспомним, напри­мер, «Времена года» итальянского композитора А. Виваль­ди или замечательные пейзажи И. Левитана, И. Шишкина, нашего земляка В. Бялыницкого-Бирули. Людям присуще стремление преобразить природу. Пример этого - садово-парковое искусство. Мы сами тоже принадлежим природе. Украшая её, мы должны заботиться и о собственной кра­соте, о развитии гибкости, пластичности нашего тела, о гармонии голоса и жеста.

В. К. Бялыницкий-Бируля. Вешние воды (1930)

Эстетика труда. Издавна люди стремились сделать °РУДия труда и домашнюю утварь не только удобными и практичными, но и красивыми (орнамент на керамических г орщках, роспись ваз, резные наличники и т. д.). В со­временной эстетике труда особое место занимает дизайн - Художественное проектирование эстетического облика


промышленных изделий. Большое внимание уделяется и эстетическому оформлению рабочих мест.

Эстетика быта. Быт - важная часть человеческой жизни, охватывающая мир повседневной деятельности не связанной с производством. Организуя питание, отдых развлечения, общаясь друг с другом, украшая своё жилище или одежду, люди на деле реализуют эстетические идеалы и ценности, которые выработаны обществом и вполне при­нимаются ими.

Эстетика человеческих отношений. Сфера общения и человеческих отношений - это та область, где эстетиче­ское восприятие мира сливается с нравственным. Красота здесь обычно ассоциируется с добром, а безобразие - со злом. Красота поведения предполагает проявление добро­желательного, уважительного отношения к человеку. Она тесно связана с культурой речи, общей воспитанностью. Вежливость и выполнение правил этикета помогают вы­строить действительно человеческие отношения, сделать наше общение привлекательным и достойным. Деловое общение обычно предполагает соблюдение строгих правил. В неформальном общении (в семье, среди друзей) люди вы­ражают свои эмоции более раскованно, используя для этого выразительную мимику, разнообразные жесты, интонации и пр. Если человек привык к бранным словам, если он не может выразить себя иначе, как криком или оскорбления­ми, то это говорит об отсутствии эстетической культуры и просто невоспитанности. В общении важно находить эстети­чески и нравственно приемлемые формы выражения своих мыслей и чувств.

Вопросы и задания

1 . В чём заключается специфика искусства? 2. Какие виды ис­кусства вы знаете? Чем они различаются? 3. Что изучает эстетика? Какие понятия она использует? 4. Как развивается эстетический вкус? 5. Назовите основные сферы эстетической деятельности. В чём состоят особенности проявления в них эстетического вкуса? 6. Какое искусство вы считаете современным? 7. Что вы понимаете под классическим искусством и как к нему относитесь?


Мораль

Общественные функции морали. Все люди в повсед­невном поведении должны подчиняться определённым пра­вилам, нормам. Некоторые из этих правил и норм имеют специализированный характер (строительные нормы и пра­вила, правила дорожного движения и др.). Мораль регули­рует поведение людей во всех сферах жизни.

Важную роль в жизни людей играют правовые нормы, законы, должностные инструкции, уставы организаций, обы­чаи, традиции, общественное мнение. Все эти формы воздей­ствия общества на поведение отдельного человека связаны с моралью, но не вполне совпадают с ней. Особенность морали состоит в том, что это - внутренний регулятор поведения.

Итак, первая и основополагающая общественная функ­ция морали - регулятивная. Универсальность морали как регулятора поведения людей заключается не в том, что она содержит чёткие предписания на все случаи жизни. Мораль даёт, скорее, самые общие указания, например, предписыва­ет быть доброжелательным к людям. Это не рецепт, следо­вание которому может принести какую-то выгоду, а призыв быть человеком не только по внешнему виду, но и по сути.

Нравственный поступок совершается не по принужде­нию, а в силу собственного убеждения человека. Поэтому вторая функция морали - культивировать в каждом чело­веке чувство собственного достоинства, не позволяющее со­вершать низменные, недостойные поступки. Данную функ­цию можно назвать воспитательной.

Нравственный облик личности - это её целостная харак­теристика, охватывающая или затрагивающая всё, что чело­век делает, о чём думает, чем живёт. Моральность человека является, по сути, синонимом человечности. Мораль указы­вает каждому из нас, в каком направлении должно проис­ходить наше духовное развитие для того, чтобы человечность в нас прирастала, усиливалась, а не деградировала.

Моральная регуляция поведения людей выполняет и ещё одну очень важную функцию - сплочения, консоли­дации общества. Процессы глобализации ведут к тому, что мировая общественная система становится нестабильной,


в ней постоянно происходят конфликты, потрясения, по­следствия которых могут иметь крупномасштабный харак­тер. В этих условиях легко потерять голову, растеряться и начать совершать неадекватные действия.

Мы воочию наблюдаем ослабление общественных связей между людьми, утрату чувства человеческой солидарности. Только опора на нравственность способна уберечь нас от беды, предостеречь от повторения в XXI в. социальных катастроф, которыми был отмечен прошлый век. В усло­виях социального кризиса холодный расчёт не всегда под­сказывает лучший путь решения сложных общественных проблем. Нравственность же содержит безоговорочный за­прет на антигуманные действия, унижающие человеческое достоинство, угрожающие жизни и здоровью людей. В этом можно усмотреть проявления гуманизирующей обществен­ной функции морали.

Нравственная функция искусства. Искусство по пра­ву называют человековедением. В литературных произ­ведениях, музыке, живописи в художественно-образной форме раскрывается человеческая сущность, обсуждаются нравственные и иные проблемы жизни людей. Искусство помогает человеку осознать и понять самого себя и других людей, осмыслить свой нравственный долг.

В образах искусства, сюжетах художественных произве­дений едва ли не самое главное - поиск человеком смысла жизни, подлинных ценностей, борьба добра и зла, столкнове­ние влечения и долга. Всё художественное творчество прони­зано нравственными исканиями. Искусство воздействует на человеческую нравственность не проповедью, а с помощью изображения ситуаций, в которых герои произведений долж­ны делать нравственный выбор. Так, многие литературные герои, киногерои наталкиваются на корыстливую эгоистич­ность одних людей, безразличие или нравственную слепоту других и в тяжёлой борьбе прокладывают путь к новой нравственной позиции, к собственному истолкованию добра и зла, долга, ответственности. Герой как бы эксперименти­рует в отношении нравственных основ жизни и заставляет зрителей, читателей, слушателей продумывать содержание этих экспериментов и делать самостоятельные выводы. 206


К. П. Брюллов. Последний день Помпеи (1833)

Средствами искусства можно даже злу придать внешне привлекательную форму, заблуждению сообщить внешние признаки истины. Однако это не освобождает никого из нас от ответственности за правильное истолкование данных сюжетов, поскольку мы свободны в своей оценке и нрав­ственном выборе.

Взаимосвязь религии и нравственности. Каждая рели­гия опирается на определённые нравственные идеалы, вы­разителями которых могут быть сам Бог, его посланники, святые подвижники и др. Рассмотрим взаимоотношение нравственных и религиозных норм на примере христиан­ства. Основным способом утверждения христианских нрав­ственных норм стало включение их в текст Библии. Эти нормы обладают высочайшей значимостью для христиан, ибо их источником считается воля Божия.

Главная позитивная нравственная норма здесь - тре­бование гуманного отношения к людям. В евангелиях со­держатся две разные её формулировки. Первую - «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы


с ними» - можно назвать золотым правилом нравствен­ности. Она является одновременно и требованием делать добро, и критерием нравственности, способом узнать, какой поступок является хорошим, а какой - плохим. Вторая формулировка, содержащая требование гуманизма, звучит так: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Библия закрепляет и много других нравственных норм: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лги (точнее, не лжесвидетельствуй), почитай отца и мать, накорми го­лодных, не оскорбляй людей, не гневайся на людей напрас­но, мирись с теми, с кем поссорился, и др.



Религия не создаёт заново нравственные нормы жизни людей, но может способствовать их упрочению, подкрепляя их своим авторитетом. Однако религиозная вера не снима­ет с человека ответственности за нравственный выбор, за нравственность совершаемых поступков.