Первый выход человека в космос леонов. Алексей леонов – первый человек, вышедший в открытый космос

Первый выход человека в космос леонов. Алексей леонов – первый человек, вышедший в открытый космос
Первый выход человека в космос леонов. Алексей леонов – первый человек, вышедший в открытый космос

В марте 2015 года отмечалась весьма важная в истории России дата: 50 лет назад был совершен выход Леонова в открытый космос. Дата выхода известна каждому школьнику: 18 марта 1965 года доблестный летчик-герой Советского Союза Алексей Леонов стал который оказался в открытом безвоздушном пространстве. Выход Леонова в открытый космос был совсем недолгим. Но все равно это был настоящий подвиг.

Выход Леонова в открытый космос осуществлялся с борта опытного корабля "Восход-2". Он значительно отличался от гагаринского "Восхода-1": в нем располагалась уже пара мест для пилотов, к тому же он был оснащен камерой "Волга", которая надувалась во время космического полета.

Экипаж корабля состоял всего лишь из двух человек. Командир аппарата тоже в то время часто мелькал в прессе. Это был а пилотом назначили Алексея Леонова. Специально только для данной миссии был сделан скафандр "Беркут". Именно он и подведет космонавта в самый неподходящий момент.

Выход Леонова в открытый космос - дата весьма известная: старт производился с Байконура в десять утра по московскому времени. Дело было очень рискованное, космонавтам необходимо было уже на втором витке полета выйти в космос. Как раз в это время под аппаратом раскинулись пески Сахары. Уже в половину двенадцатого утра Леонов побывал в открытом космическом пространстве.

Сложности в полете

Связан с летательным аппаратом Леонов был весьма крепко, все было просчитано до мелочей, длина троса составляла пять метров. Пять раз космонавт приближался и отдалялся от корабля за время пребывания в вакууме. Опасность стала ощущаться практически с первой минуты: от сильного давления скафандр раздуло. Когда пришло время возвращаться обратно, Леонову пришлось нарушить два пункта строгих инструкций с Земли. Из-за габаритов он снизил давление внутри скафандра и проник на корабль вперед головой, а не ногами.

Но на этом страшные злоключения, к сожалению, не завершились. Из-за перепада температур прямо в обшивке люка образовалась довольно крупная расщелина, которая могла привести к разгерметизации корабля и гибели космонавтов. Автоматические системы "Восхода-2" в это же время сработали на увеличение подачи массы кислорода, поэтому все могло закончиться взрывом. Преодолеть проблемы удалось лишь через семь часов, только тогда пилоты смогли почувствовать себя в безопасности.

А перед выходом легендарный космонавт чуть не забыл закрепить страховочный трос. Беляев случайно подметил это и еле успел спасти напарника. Если бы не этот факт, то тело Леонова до сих пор находилось бы на орбите планеты.

1965-й, когда совершился выход Леонова в открытый космос, - год для СССР очень знаменательный, поэтому права на ошибку у космонавтов не было.

Посадка

«Восход-2» сделал целых девятнадцать витков вокруг Земли, прежде чем опустился на твердую поверхность планеты. Представьте только: расчеты не соотносились с действительностью, поэтому посадка произошла совсем не там, где изначально планировалось. Двести километров от города Пермь, в холодной и неприветливой безлюдной тайге, вдали от цивилизации и сели пилоты. Целых два дня космонавты ожидали спасения, позже их отправили в Пермь, а оттуда самолетом снова к Байконуру.

Работа над ошибками

Леонов очень часто и сейчас вспоминает свой полет: во многих интервью он говорил, что ошибок было крайне много, что их можно было избежать и что во многом лишь счастливое стечение обстоятельств помогло ему и его товарищу выжить.

Вот представьте только: скафандр испытан практически не был, так как на Земле должные испытательные условия создать было почти невозможно, в основе его разработок лежали только лишь расчеты. Но ведь этого было мало, вот скафандр-то первым и подвел.

Высота полета оказалась весомо больше, чем изначально планировалось. Еще несколько десятков метров выше - и космонавты получили бы сильное радиоактивное облучение. Причину этого факта выявить даже после полета не удалось.

Непередаваемые ощущения

Когда легендарный космонавт был уже в скафандре и все было готово к важному событию, каким должен был стать выход Леонова в открытый космос, разрешения всё не давали. Леонов томился в ожидании, пока не услышал голос с Земли. Это самолично Гагарин общался с Леоновым, он дал разрешение, и Алексей Архипович рванулся к люку.

А потом была тишина и звук дыхания и биения сердца, которые передавались сигналом на Землю. Казалось бы, полет должен был взволновать Леонова, но эта безмятежная тишина лишь успокаивала, дыхание было ровным.

Первый выход в открытый космос длился недолго, но отпечатался в памяти космонавта навсегда. Когда Леонов вышел в открытый космос, дата выхода публиковалась во всех мировых газетах. Поэтому этот полет запомнился буквально всем его современникам.

Удивляло в небе все: и то, что Земля и вправду шар, хоть Леонов это и знал, но все равно поражался увиденному; и то, что звезд на небе просто немерено; и то, что все они такие яркие, а космос совсем черный, ну просто непроглядный. А Солнце, будто вмонтированное в небосвод, источало огромный жар и очень яркий свет.

Скафандр

А теперь постарайтесь представить, как же тяжело было работать и находиться в скафандре. Чтобы только сжать кулак в открытом космосе, приходилось прилагать усилия, равные поднятию двадцати пяти килограммов на Земле. И это одной рукой! Земные тренировки Леонова, направленные на то, чтобы он в дальнейшем смог справиться с заданием, были крайне тяжелыми. Ему приходилось ежедневно поднимать штангу в девяносто килограммов. Меньше было нельзя - тогда бы не справился с задачей. И это помимо иных изнурительных ежедневных тренировок.

Опыт Леонова показал, что пребывание человека в космическом пространстве возможно, к тому же все недочеты и ошибки были учтены для дальнейших полетов. И скафандр Алексея Архиповича был взят за основу для будущих разработок. Очень многие современные космонавты работают, основываясь на том опыте, что когда-то получил Леонов.

Опыт Леонова неоценим…

Воспоминания российского космонавта Фёдора Юрчихина, совершившего несколько подобных полетов, а также побывавшего в совокупности один час в космосе, наполнены благодарностью Леонову и опыту, полученному им. Теперь уже космические скафандры создаются таким образом, что пилот может несколько часов спокойно провести в безвоздушном пространстве. А точнее, около семи часов. Есть подробный инструктаж, который проходят перед полетами все современные космонавты. В первый час им необходимо как можно меньше смотреть на Землю, так как этот вид очень завораживает и отвлекает. Именно в первый час лучше и выполнить спокойно главную часть работы, а потом уже можно и полюбоваться видом. А в основе всех данных инструкций лежит опыт Алексея Леонова.

Первый выход Леонова в открытый космос был делом государственной важности. Его скафандр носил гордое имя «Беркут», а чтобы космонавт смог тренироваться, макет всего космического корабля был установлен в полную величину на борту настоящего советского самолета.

Леонов выход в открытый космос осуществил впервые. И немногим известно, что он мог погибнуть еще из-за одной оплошности - уже своей собственной. Очень страшно представить, но вследствие долгого ожидания приказа Леонов по рассеянности чуть не забыл пристегнуть страховку к скафандру. Его напарник и по совместительству командующий еле успел схватить пилота за ногу и пристегнуть. Если бы этого не случилось, то Леонов бы умер.

К тому же когда он заходил в корабль, выполнив свою главную задачу, то ногами задел баллоны, необходимые для жизнеобеспечения. Все и правда могло закончиться плачевно. Столько ошибок, но ни одна не привела к страшным последствиям. Ох, и удачливый же подобрался экипаж!

Работа в космосе - дело рискованное

Через некоторое время после подвига Леонова его полет смогли повторить уже американские пилоты, тоже побывавшие на орбите и в открытом космосе. Вот только Леонов-то был первым, и как бы американцы ни старались, а им с Земли пришлось наблюдать за советским летчиком-пионером в деле освоения

Работа в космосе только кажется романтичной и прекрасной, на самом деле это постоянная опасность и колоссальные затраты сил. Все пилоты космических кораблей в один голос говорят именно об этом. И потому-то всех, кто того захочет, в космонавты не берут. Здоровье для этой работы должно быть отменным.

А еще она требует постоянной концентрации и сосредоточенности: отвлечешься буквально на секунду - и все… Случиться может все что угодно. Например, такой форс-мажор, как тогда, когда совершил Леонов выход в открытый космос: давление резко возросло, скафандр раздуло. Именно поэтому сейчас существуют очень строгие и четкие инструктажи для космических пилотов, где даются рекомендации относительно поведения в самых разных ситуациях.

Коллеги

Интересен рассказ и другого космонавта - С. К. Крикалева, продолжателя дела Леонова. Этот человек - абсолютный мировой рекордсмен по количеству проведенных на земной орбите часов. Его стаж - восемьсот три дня.

Во многих интервью он рассказывал о том, что однажды у его напарника отказала система охлаждения в скафандре. А выходят и работают сейчас космонавты всегда как минимум вдвоем. Пришлось ему, потратив много времени на спасение своего товарища, выполнять все задание самостоятельно, еще и в короткие сроки.

А еще однажды у его напарника стекло скафандра полностью запотело, он ровно ничего не мог видеть. Но такие ситуации досконально отрабатываются еще на земных космодромах, поэтому с работой коллеги справились на тот момент мастерски, все закончилось хорошо. А вот Леонов-то выходил на орбиту совсем один, без подстраховки. До сих пор просто поразительно осознавать, насколько тяжело было этому человеку.

Тренировки

Подготовиться к тем эмоциям и физическим ощущениям, которые человек испытывает при попадании в открытый космос, на Земле практически невозможно. Первый выход Леонова в открытый космос был делом ответственным. Тренировки были просто необходимы. Они длятся у будущих космонавтов целый день и проводятся на специальных тренажерах, которые создают условия, сходные с космическими. Есть, например, гидротренажеры, которые способны создать невесомость. А есть и те, что полностью имитируют обстановку космического корабля и условия проживания в нем. Нагрузки это огромные. За здоровьем пилотов внимательнейшим образом следят квалифицированные врачи, за питанием и режимом дня - тоже.

Конечно же, в полете пилоты ни минуты не отдыхают. Помимо ремонтных работ, космонавты постоянно заняты Поэтому космонавт - это не только физически сильный и здоровый человек, но еще и квалифицированный специалист в различных областях науки.

Именно космические экспедиции позволили доказать, что жизнь в космосе возможна. Бактерии выживают прекрасно и за бортом корабля, как и личинки комаров, которые были на одной из космических станций помещены на долгое время в вакуум. Часто космонавты берут с собой в полет икру рыбы, растения и личинки насекомых, чтобы посмотреть на то, что будет с ними в космосе. Космонавты проводят в течение каждого полета огромное количество экспериментов, результаты которых ученые с нетерпением ожидают на Земле.

А еще многие из космических пилотов утверждают, что у космоса имеется свой запах. Его тяжело ощутить, но он есть. Он более всего похож на разряженный воздух после грозы, наполненный свежестью. И это мнение очень многих. Наверное, и Леонов тоже его ощущал.

Земля

Разница давления послужила причиной того, что легендарный советский космонавт чуть не погиб. Когда Леонов вышел в открытый космос, он понимал, что в люк пролезть обратно будет очень проблематично. А запас воздуха все истощался, решение было просто необходимо сию же секунду. Выход Леонова в открытый космос сопровождался многими ошибками, но все же закончился успешно, как нам уже известно.

Сейчас Алексей Архипович может уже рассказать всю правду о полете. Земля встретила его не так уж приветливо. Неверные расчеты, многие ошибки во время полета привели и к незапланированному, неожиданному месту посадки.

Самое интересное, что в то время, наверное, чтобы поддержать престиж партии и советских ученых, во всех средствах массовой информации говорилось, что полет прошел успешно, а космонавты отдыхают и набираются сил для новых свершений недалеко от Перми на даче. Дачи у Леонова там и по сей день нет, ну и, конечно же, никакой дачи они там и в помине не увидели. Не на даче, а в тайге, в лесу, заваленном снегом, по соседству со многими опасными животными находились оба пилота. Нашли их лишь через двое суток, им пришлось своими силами пройти целых девять километров на лыжах. Если бы не изнурительные тренировки перед полетом, то не факт, что это бы у них получилось. После их перевезли в Пермь, а затем и на Байконур для того, чтобы космонавты продолжили тренироваться.

Таких людей, которые не пожалеют своей жизни и сил ради блага и престижа своего государства, очень мало. Когда Леонов вышел в открытый космос, дата эта запомнилась очень многим. И помнят этот героический подвиг граждане нашей страны и по сей день.

Или другого космического объекта .

Исторически, из-за разницы в конструктивных особенностях первых космических кораблей, американцы и россияне по-разному определяют момент начала выхода в космос. В советских космических кораблях с самого начала имелся отдельный шлюзуемый отсек, из-за чего началом выхода в космос считается момент, когда космонавт разгерметизирует шлюз и оказывается в вакууме , а его завершением - момент закрытия люка. Ранние американские корабли шлюзовой камеры не имели, и при выполнении выхода в космос разгерметизировался весь корабль. В этих условиях за начало выхода в космос принимался момент, когда голова астронавта выступала за пределы корабля, даже если его тело ещё продолжало находиться внутри отсека (т. н. англ. Stand-up extra-vehicular activity, SEVA ). Современный американский критерий принимает переключение скафандра на автономное питание в качестве начала и начало наддува за окончание выхода в открытый космос.

Выходы в открытый космос могут выполняться по-разному. В первом случае космонавт связан с космическим кораблём специальным страховочным фалом , иногда объединённым со шлангом подачи кислорода (в этом случае его называют «пуповиной»), при этом для возвращения на корабль достаточно просто мышечных усилий космонавта. Другой вариант - полностью автономный полёт в космическом пространстве. В этом случае необходимо обеспечить возможность возвращения к космическому кораблю при помощи специальной технической системы (См. Установка для перемещения и маневрирования космонавта).

Исторические факты

  • Самым длительным выходом в открытый космос стал выход американки Сьюзан Хелмс 11 марта , длившийся 8 часов 56 минут.
  • Рекорд по количеству выходов (16) и по общей продолжительности пребывания (82 часа 22 минуты) в открытом космическом пространстве принадлежит российскому космонавту Анатолию Соловьёву .

Опасности выходов в открытый космос

Показательно, что самый первый достаточно опасный инцидент случился уже во время первого выхода космонавта в открытый космос. Выполнив программу первого выхода, Алексей Архипович Леонов испытал трудности с возвращением на корабль, поскольку раздувшийся скафандр не проходил через воздушный шлюз «Восхода» . Только стравливание давления кислорода в скафандре позволило тогда благополучно завершить полёт.

Ещё один потенциально опасный случай произошёл во время второго выхода в открытый космос астронавтов космического корабля «Дискавери» (полёт STS-121). От скафандра Пирса Селлерса открепилась специальная лебёдка , которая помогает вернуться на станцию и не даёт астронавту улететь в открытый космос. Вовремя заметив проблему, Селлерс с напарником смогли прикрепить устройство обратно, и выход был завершён благополучно.

Несмотря на то что в настоящее время неизвестны какие-либо несчастные случаи, связанные с выходами в открытый космос, разработчики космической техники стараются снизить необходимость внекорабельной деятельности. Устранению подобной необходимости, например, при выполнении сборочных работ в космосе, может помочь разработка специальных телеуправляемых роботов .

См. также

Напишите отзыв о статье "Выход в открытый космос"

Литература

  • Новости космонавтики Т.16 № 1 (276)

Примечания

Ссылки

  • (англ. Walking to Olympus: An EVA Chronology ) (pdf) (англ.)
  • (англ. Skylab Extravehicular Activity Development Report - ) (pdf) (англ.)
  • (англ. Analysis of the Space Shuttle Extravehicular Mobility Unit - ) (pdf) (англ.)
  • (англ. NASA Space Shuttle EVA tools and equipment reference book - ) (pdf) (англ.)

Отрывок, характеризующий Выход в открытый космос

– Да нет же! Будут же они лошадиное мясо жрать, как турки, – не отвечая, прокричал Кутузов, ударяя пухлым кулаком по столу, – будут и они, только бы…

В противоположность Кутузову, в то же время, в событии еще более важнейшем, чем отступление армии без боя, в оставлении Москвы и сожжении ее, Растопчин, представляющийся нам руководителем этого события, действовал совершенно иначе.
Событие это – оставление Москвы и сожжение ее – было так же неизбежно, как и отступление войск без боя за Москву после Бородинского сражения.
Каждый русский человек, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах, мог бы предсказать то, что совершилось.
Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли, без участия графа Растопчина и его афиш, происходило то же самое, что произошло в Москве. Народ с беспечностью ждал неприятеля, не бунтовал, не волновался, никого не раздирал на куски, а спокойно ждал своей судьбы, чувствуя в себе силы в самую трудную минуту найти то, что должно было сделать. И как только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя свое имущество; беднейшие оставались и зажигали и истребляли то, что осталось.
Сознание того, что это так будет, и всегда так будет, лежало и лежит в душе русского человека. И сознание это и, более того, предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12 го года. Те, которые стали выезжать из Москвы еще в июле и начале августа, показали, что они ждали этого. Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого (latent) патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т. п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.
«Стыдно бежать от опасности; только трусы бегут из Москвы», – говорили им. Растопчин в своих афишках внушал им, что уезжать из Москвы было позорно. Им совестно было получать наименование трусов, совестно было ехать, но они все таки ехали, зная, что так надо было. Зачем они ехали? Нельзя предположить, чтобы Растопчин напугал их ужасами, которые производил Наполеон в покоренных землях. Уезжали, и первые уехали богатые, образованные люди, знавшие очень хорошо, что Вена и Берлин остались целы и что там, во время занятия их Наполеоном, жители весело проводили время с обворожительными французами, которых так любили тогда русские мужчины и в особенности дамы.
Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего. Они уезжали и до Бородинского сражения, и еще быстрее после Бородинского сражения, невзирая на воззвания к защите, несмотря на заявления главнокомандующего Москвы о намерении его поднять Иверскую и идти драться, и на воздушные шары, которые должны были погубить французов, и несмотря на весь тот вздор, о котором нисал Растопчин в своих афишах. Они знали, что войско должно драться, и что ежели оно не может, то с барышнями и дворовыми людьми нельзя идти на Три Горы воевать с Наполеоном, а что надо уезжать, как ни жалко оставлять на погибель свое имущество. Они уезжали и не думали о величественном значении этой громадной, богатой столицы, оставленной жителями и, очевидно, сожженной (большой покинутый деревянный город необходимо должен был сгореть); они уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшей славой русского народа. Та барыня, которая еще в июне месяце с своими арапами и шутихами поднималась из Москвы в саратовскую деревню, с смутным сознанием того, что она Бонапарту не слуга, и со страхом, чтобы ее не остановили по приказанию графа Растопчина, делала просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию. Граф же Растопчин, который то стыдил тех, которые уезжали, то вывозил присутственные места, то выдавал никуда не годное оружие пьяному сброду, то поднимал образа, то запрещал Августину вывозить мощи и иконы, то захватывал все частные подводы, бывшие в Москве, то на ста тридцати шести подводах увозил делаемый Леппихом воздушный шар, то намекал на то, что он сожжет Москву, то рассказывал, как он сжег свой дом и написал прокламацию французам, где торжественно упрекал их, что они разорили его детский приют; то принимал славу сожжения Москвы, то отрекался от нее, то приказывал народу ловить всех шпионов и приводить к нему, то упрекал за это народ, то высылал всех французов из Москвы, то оставлял в городе г жу Обер Шальме, составлявшую центр всего французского московского населения, а без особой вины приказывал схватить и увезти в ссылку старого почтенного почт директора Ключарева; то сбирал народ на Три Горы, чтобы драться с французами, то, чтобы отделаться от этого народа, отдавал ему на убийство человека и сам уезжал в задние ворота; то говорил, что он не переживет несчастия Москвы, то писал в альбомы по французски стихи о своем участии в этом деле, – этот человек не понимал значения совершающегося события, а хотел только что то сделать сам, удивить кого то, что то совершить патриотически геройское и, как мальчик, резвился над величавым и неизбежным событием оставления и сожжения Москвы и старался своей маленькой рукой то поощрять, то задерживать течение громадного, уносившего его вместе с собой, народного потока.

Элен, возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в затруднительном положении.
В Петербурге Элен пользовалась особым покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве. В Вильне же она сблизилась с молодым иностранным принцем. Когда она возвратилась в Петербург, принц и вельможа были оба в Петербурге, оба заявляли свои права, и для Элен представилась новая еще в ее карьере задача: сохранить свою близость отношений с обоими, не оскорбив ни одного.
То, что показалось бы трудным и даже невозможным для другой женщины, ни разу не заставило задуматься графиню Безухову, недаром, видно, пользовавшуюся репутацией умнейшей женщины. Ежели бы она стала скрывать свои поступки, выпутываться хитростью из неловкого положения, она бы этим самым испортила свое дело, сознав себя виноватою; но Элен, напротив, сразу, как истинно великий человек, который может все то, что хочет, поставила себя в положение правоты, в которую она искренно верила, а всех других в положение виноватости.
В первый раз, как молодое иностранное лицо позволило себе делать ей упреки, она, гордо подняв свою красивую голову и вполуоборот повернувшись к нему, твердо сказала:
– Voila l"egoisme et la cruaute des hommes! Je ne m"attendais pas a autre chose. Za femme se sacrifie pour vous, elle souffre, et voila sa recompense. Quel droit avez vous, Monseigneur, de me demander compte de mes amities, de mes affections? C"est un homme qui a ete plus qu"un pere pour moi. [Вот эгоизм и жестокость мужчин! Я ничего лучшего и не ожидала. Женщина приносит себя в жертву вам; она страдает, и вот ей награда. Ваше высочество, какое имеете вы право требовать от меня отчета в моих привязанностях и дружеских чувствах? Это человек, бывший для меня больше чем отцом.]
Лицо хотело что то сказать. Элен перебила его.
– Eh bien, oui, – сказала она, – peut etre qu"il a pour moi d"autres sentiments que ceux d"un pere, mais ce n"est; pas une raison pour que je lui ferme ma porte. Je ne suis pas un homme pour etre ingrate. Sachez, Monseigneur, pour tout ce qui a rapport a mes sentiments intimes, je ne rends compte qu"a Dieu et a ma conscience, [Ну да, может быть, чувства, которые он питает ко мне, не совсем отеческие; но ведь из за этого не следует же мне отказывать ему от моего дома. Я не мужчина, чтобы платить неблагодарностью. Да будет известно вашему высочеству, что в моих задушевных чувствах я отдаю отчет только богу и моей совести.] – кончила она, дотрогиваясь рукой до высоко поднявшейся красивой груди и взглядывая на небо.

«Я хочу вам сказать, что картина космической бездны, которую я увидел, своей грандиозностью, необъятностью, яркостью красок и резкостью контрастов чистой темноты с ослепительным сиянием звезд просто поразила и очаровала меня. В довершение картины представьте себе - на этом фоне я вижу наш советский корабль, озаренный ярким светом солнечных лучей. Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной было черное небо и яркие немигающие звезды. Солнце представлялось мне, как раскаленный огненный диск...»

СООБЩЕНИЕ ТАСС

18 марта 1965 года, в 11 часов 30 минут по московскому времени при полете космического корабля «Восход-2» впервые осуществлен выход человека в космическое пространство. На втором витке полета второй пилот летчик-космонавт подполковник Леонов Алексей Архипович в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстоянии до пяти метров, успешно провел комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль. С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода товарища Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов. Самочувствие товарища Леонова Алексея Архиповича в период его нахождения вне корабля и после возвращения в корабль хорошее. Командир корабля товарищ Беляев Павел Иванович чувствует себя также хорошо.

В СКАФАНДРЕ НАД ПЛАНЕТОЙ

Для обеспечения выхода человека в открытый космос в НПО «Энергия» был создан специальный переходной шлюз под кодовым названием «Волга». Он имел цилиндрическую конструкцию и состоял из 36 надувных секций, разделенных на 3 изолированных друг от друга группы. Шлюз сохранял свою форму даже в случае выхода из строя двух из них. Космонавт, выходящий в открытый космос, соединялся с кораблем фалом, по которому обеспечивалась связь с бортом корабля, и подавался кислород, тем не менее, на скафандре космонавта крепился дополнительный аварийный баллон с кислородом. Перед выходом Алексея Леонова в космос скафандр одел и Павел Беляев.

В случае какой бы то ни было аварии, он должен был помочь Леонову вернуться на корабль. Вся процедура выхода в открытый космос была проверена во время наземных тренировок и смоделирована в невесомости на борту летящего по параболической траектории самолета. Сразу же после выхода на заданную орбиту космонавты начали подготовку к выходу в космос. Беляев помог Леонову облачиться в скафандр и укрепить аварийный баллон с кислородом. Затем Леонов вышел в открытый космос. Алексей Леонов мягко оттолкнулся от корабля, осторожно подвигал руками и ногами.

Движения выполнялись сравнительно легко, и он, раскинув руки, как крылья, стал свободно парить в безвоздушном пространстве высоко над Землей, при этом 5-метровый фал надежно связывал его с кораблем. С борта корабля за Леоновым постоянно следили две телевизионные камеры (и хотя их разрешающая способность была невысока, потом на Земле был смонтирован вполне приличный фильм о первом выходе землянина в открытый космос). Беляев передал на Землю: «Человек вышел в космическое пространство!» Леонов отлетел от корабля примерно на метр, затем снова вернулся к нему. Прямо внизу проплывало Черное море, Леонов смог разглядеть идущий далеко от берега корабль, ярко освещенный Солнцем.

Когда пролетали над Волгой, Беляев подключил телефон в скафандре Леонова к передаче Московского радио - Левитан читал сообщение ТАСС о выходе человека в открытый космос. Пять раз космонавт улетал от корабля и возвращался. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60° и охлаждалась в тени до -100°С. Когда Леонов увидел Иртыш и Енисей, ему поступила команда Беляева возвращаться в кабину, но сделать это оказалось непросто. Дело в том, что в вакууме скафандр Леонова раздулся. То, что подобное может произойти, было ожидаемым, но вряд ли кто-нибудь предполагал, что настолько сильно. Леонов не мог втиснуться в люк шлюза, а советоваться с Землей было некогда. Он делал попытку за попыткой — все безрезультатно, а запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20 минут, которые неумолимо заканчивались. В конце концов Леонов сбросил давление в скафандре и вопреки инструкции, предписывающей заходить в шлюз ногами, решил «вплыть» лицом вперед, и, к счастью, ему это удалось… Леонов пробыл в открытом космосе 12 минут, за это короткое время он взмок, как будто на него вылили ушат воды, - так велика была физическая нагрузка. По приемнику с Земли на разных голосах продолжали доноситься восторженные сообщения о новом советском эксперименте, а экипаж начал готовиться к спуску. Программой полета предусматривалось осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного «отстреливанием» шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления.

Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. Задержка команды на включение тормозных двигателей составила 45 секунд. В результате приземлились космонавты далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 км северо-западнее Перми в заснеженном лесу. Первую помощь они получили только спустя сутки от местных лесорубов. Вертолеты за ними прилетели только на третий день.

ЧЕЛОВЕК ВЫШЕЛ В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО!

В 11:32:54 Беляев со своего пульта в корабле открыл наружный люк шлюзовой камеры. В 11:34:51 Алексей Леонов покинул шлюз и оказался в открытом космосе.

Леонов мягко оттолкнулся и почувствовал, что корабль дрогнул от его толчка. Первое, что он увидел, было черное небо. Тут же послышался голос Беляева:

- «Алмаз-2» начал выход. Кинокамера включена? - этот вопрос командир адресовал своему товарищу.

Понял. Я «Алмаз-2». Снимаю крышку. Выбрасываю. Кавказ! Кавказ! Кавказ вижу под собой! Начал отход (от корабля).

Прежде чем выбросить крышку, Леонов на секунду задумался, куда ее направить - на орбиту спутника или вниз, к Земле. Бросил к Земле. Пульс космонавта составлял 164 удара в минуту, момент выхода был очень напряженным.

Беляев передал на Землю:

Внимание! Человек вышел в космическое пространство!

Телевизионное изображение парящего на фоне Земли Леонова транслировалась по всем телеканалам.

ВОСПОМИНАНИЯ КОМАНДИРА ПОИСКОВОЙ ГРУППЫ

Мы сели втроем - Артемьев, Волков и я, не разобрав за шумом двигателя, чтобы одного высадили - Ми-1 больше двух человек не берет. Погрузили лыжи, топоры, пилы и полетели. В пути, увидев, что нас трое, летчик сказал, что не сможет зависнуть, а высадит нас в двух километрах от космонавтов. Дальше нужно идти на лыжах. Он завис над березовой рощицей; высота деревьев - 20 метров. Выбросил веревочную лестницу и сказал, чтобы мы спускались. Мы побросали груз и спустились все трое.

Неприятные были ощущения, когда прыгали с лестницы. Он показал нам направление и улетел. Поставили компас в этом направлении и хотели двигаться. Но оказалось, что лыжные крепления хорошо подошли к моим сапогам, а Волков и Артемьев были в унтах, и поэтому возникли трудности с их креплениями. Пройдя метров 100, я вынужден был дать команду вернуться и готовить место для посадки вертолета, а сам двинулся к искомому месту один.

Через некоторое время я услышал выстрелы и по ним продолжал идти. В 9:00 мы высадились, а к ним я пришел в 2:00 дня. Идти 2 км пять часов, имея первый разряд по лыжам, - это стыдно, конечно… но очень сложно: рыхлый снег глубиной 1.5 м.

Когда я почувствовал дым, увидел корабль, силы как-то прибавилось. Я подъехал. На корабле сидел Беляев и выразительным языком разговаривал с самолетом, который барражировал над ними. Я подошел. Он так безразлично на меня посмотрел сначала. Я его за ногу стянул. Он потрогал меня, а потом кинулся обниматься. Он потом сказал, что подумал, будто у него галлюцинация. «Как это так? Провожал нас и оказался здесь. Ты что, раньше нас сюда прилетел?»

Леонов был в стороне у костра. Он услышал голоса, бросился к нам. Там у них тропиночка была проделана, а сам костер был на земле. Снег протаял и как в колодце они находились. Обрадовались, стали расспрашивать. Я взял рацию у П.Беляева и доложил СП: «Беляев прибыл, все в порядке, принимаем меры к эвакуации». После этого через самолет сообщил, что в первую очередь необходима экипажу теплая одежда, спальные мешки, палатки и питание. Вскоре вертолет сбросил нам 8 «мест». Мы нашли только два. Но, к счастью, оказались спальные мешки и палатки. И стали готовить место отдыха. Космонавты были измучены. Для них эта была вторая ночь без сна. Леонов стал шутить.

…Очень хотелось пить - много сил потратил на дорогу. Я присосался к бачку с водой и выпил почти все, что у них осталось. «Вот видишь, нам есть нечего, а ты и воду отнял». Они съели все продукты, а для добывания воды приспособили контейнер от НАЗа. Вторым заходом с вертолета сбросили продукты: макароны, сухари. Я успел сказать, чтобы сделали горячую пищу. И на следующий день нам выбросили 40-литровый бачок с чаем и стали доставлять горячую пищу.

К концу дня пришла группа, которая была предназначена для эвакуации от ВВС. Пришел доктор Туманов. Развели еще один костер. У Туманова оказались таблетки мясного бульона. Мы их вскипятили, и надо было видеть, с каким удовольствием Беляев с Леоновым залпом пили горячий бульон. Я, например, не мог до этой кружки дотронуться.

Доктор их осмотрел, послушал. Леонов сразу обратился: «Нельзя ли нам погреться?». Туманов сказал, что в порядке исключения можно, конечно, налил им по полстаканчика. Они с удовольствием выпили, и мы их уложили спать. Леонов на этой металлической фляжке нарисовал Туманову место приземления вместе с кораблем и написал свои пожелания.

Выход в космос в одном лишь скафандре - само по себе рискованное занятие. Тем не менее из более чем сотни выходов в открытый космос, произошедших с 1965 года, есть несколько, которые выделяются, - например, своей длительностью или тем, что космонавты делали «снаружи» космического корабля. Вот самые запоминающиеся из них.

Алексей Леонов стал первым человеком, вышедшим в открытый космос. Советский космонавт провёл в безвоздушном пространстве около 20 минут, после чего столкнулся с проблемой: его скафандр раздулся и не проходил в шлюзовый отсек корабля. Леонову пришлось спустить немного воздуха, чтобы вернуться на борт.

«Это было по-настоящему опасно. Но, к счастью, первый выход Леонова в открытый космос не стал для него последним», - написал позже в своей книге Николя де Моншо, профессор Калифорнийского университета.

Первый выход в космос американского астронавта (3 июня 1965 г.)

Спустя три месяца после Леонова астронавт Эд Уайт стал первым американцем, вышедшим в открытый космос. Выход Уайта длился также около 20 минут, а фотография парящего в безвоздушном пространстве человека активно использовалась пропагандистами во время холодной войны.

Самые удалённые от Земли выходы в открытый космос (1971-1972 гг.)

Астронавты миссий Аполлон-15, 16 и 17 осмелились выйти наружу на обратном пути с Луны. Эти выходы были уникальны также ролью второго члена экипажа. В то время как один астронавт проводил наружные работы, второй стоял, высунувшись по пояс из шлюзового отсека, и мог наслаждаться красотой окружающей Вселенной.

Выход МакКэндлесса в 1984 году

Астронавт NASA Брюс МакКэндлесс стал первым человеком, вышедшим в открытый космос без страховочной привязи. Во время полёта спейс-шаттла «Челленджер» STS-41B МакКэндлесс использовал реактивный ранец, чтобы отдалиться от космического челнока на 100 метров, а затем вернуться назад.

Самый короткий выход в космос (3 сентября 2014 г.)

Самый короткий выход в космос составил всего 14 минут, когда у американского астронавта Майкла Финке произошла разгерметизация кислородных баллонов во время наружных работ на МКС. Он и его напарник Геннадий Падалка были вынуждены досрочно вернуться на борт космической станции. Падалка и Финке использовали российские скафандры «Орлан», поскольку в американских скафандрах ранее возникла проблема с охлаждением.

Самый длинный выход в космос (11 марта 2001 г.)

Самый длинный выход в открытый космос продлился 8 часов 56 минут и произошёл во время миссии спейс-шаттла «Дискавери» 11 марта 2001 года. Астронавты NASA Сьюзен Хелмс И Джим Восс осуществляли работы по строительству Международной космической станции.

Самый массовый выход в космос (13 мая 1992 г.)

Основной целью миссии спейс-шаттла «Индевор» STS-49 был захват спутника Intelsat VI, который не смог выйти на геостационарную орбиту и вместо этого «застрял» на низкой околоземной орбите. Во время первых двух выходов в космос два астронавта не смогли захватить и отремонтировать спутник, поэтому в третий раз к ним присоединился третий член экипажа. Это единственный случай в истории, когда в космосе одновременно работали трое человек.

Один из наиболее заслуживающих уважения выходов в открытый космос осуществили советские космонавты Анатолий Соловьёв и Александр Баландин с орбитальной станции «Мир». Выход, главной целью которого была починка повреждённой изоляции корабля «Союз», обернулся опасностью для жизни космонавтов, когда при возврате на станцию её шлюз сломался и не смог закрыться. Космонавты смогли использовать запасной шлюз в модуле «Квант-2″ и вернуться на «Мир».

Самый опасный выход в космос в американском скафандре (16 июля 2013 г.)

Спустя пару минут после того, как астронавт Европейского космического агентства Лука Пармитано покинул МКС, он почувствовал стекающую по задней части гермошлема воду. Пармитано с трудом смог вернуться назад, поскольку вода попала ему в рот, глаза и уши. Напарники итальянского астронавта позже подсчитали, что в его шлеме скопилось около двух литров воды. Работы в открытом космосе были приостановлены на многие месяцы, пока NASA расследовала причины поломки скафандра.

Самые сложные работы по починке космической станции («Скайлэб» и МКС)

В истории выходов в открытый космос были две самые сложные ремонтные работы, выполненные астронавтами при починке орбитальных станций. Первая была осуществлена в мае и июне 1973 года, когда члены первого экипажа американской станции «Скайлэб» ремонтировали станцию, получившую повреждения во время запуска. Помимо всего прочего, астронавты установили солнечный «зонтик», чтобы охладить перегревающуюся станцию. Второй случай произошёл 3 ноября 2007 года, когда американский астронавт верхом на роботизированной руке спейс-шаттла достиг повреждённых солнечных панелей МКС и осуществил их ремонт, в то время как они находились под напряжением.

В прошлом году отмечалась знаменательная дата - полувековой юбилей со дня первого выхода землянина в открытый Космос. Сегодня любой школьник назовет имя этого человека - советский космонавт №11, ныне генерал-майор, дважды Герой Советского Союза Алексей Архипович Леонов, совершивший свой подвиг 18 марта 1965 года. Несмотря на то, что это событие носило в значительной степени политическую окраску – две державы СССР и США боролись за лидерство в космических достижениях, значение его трудно переоценить.

Кто первый от имени СССР вышел в открытый Космос

Сегодня, когда туристические полеты на околоземную орбиту становятся обыденным явлением, вокруг Земли постоянно вращается обитаемая космическая станция с интернациональным экипажем, трудно представить сколько усилий потребовалось учеными, инженерам и простым рабочим, чтобы первого пребывания человека в открытом космическом пространстве.

Для полета экипажа в составе командира П. И. Беляева и дублирующего пилота, инженера - космонавта А. А. Леонова была подготовлена двухместная реплика космического корабля серии «Восход», которая не только значительно отличалась от гагаринского «Востока - 1», но и имела большие конструктивные изменения по сравнению с трехместным «Восходом - 1». Специально для выхода и пребывания в открытом Космосе в конструкции корабля была предусмотрена надувная камера - шлюз «Волга», а экипировка космонавтов состояла из принципиально нового скафандра «Беркут». По плану выход
А. А. Леонова за пределы «Восхода - 2» должен был состояться на втором витке орбитального полета.

Старт ракетоносителя произошел в запланированное время с космодрома «Байконур». Пролетая над Сахарой, инженер-космонавт стал готовиться к выходу из корабля. Намного позже Алексей Леонов то ли с иронией, то ли с усмешкой вспоминал все перипетии этого события.

Для того чтобы космонавт не улетел от космического корабля, став самостоятельным спутником Земли, система страховки была выполнена в виде пристегивающегося фала, прочность которого неоднократно проверялась в земных условиях. Но то ли по обычной русской безалаберности, то ли из-за волнения Алексей Архипович забыл пристегнуть фал к страховочной скобе «Восхода - 2», и лишь только дополнительная проверка, проведенная Павлом Беляевым, позволила заметить эту погрешность, которая могла вызвать – вплоть до утери космонавта.

Второй недостаток проявился в несоответствии жесткости скафандра настоящему космическому вакууму. Несмотря на многократные проверки на Земле, при возвращении внутрь корабля «одеяние» космонавта «надулось» сверх нормы, и при пролезании через люк А. Леонов вынужден был понижать давление внутри «Беркута» ниже положенного значения.