Откуда берутся левши? Н.С. Лесков "Левша": описание, герои, анализ произведения Блоха в сказе левша

Откуда берутся левши? Н.С. Лесков
Откуда берутся левши? Н.С. Лесков "Левша": описание, герои, анализ произведения Блоха в сказе левша

Левша — русское чудо, великий мастер, герой одноименного рассказа писателя 19 века Николая Лескова. Этот сюжет использовался во многих произведениях искусства: художниками, композиторами, другими писателями. В конце 20 века в Мариинском театре была поставлена опера композитора Родиона Щедрина «Блоха» на этот же сюжет.

Вымысел и правда

Повесть Лескова, изданная в 1881 году, имеет полное название «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Главное событие повести — тульский мастер по прозвищу Левша подковывает блоху-игрушку, сованную английскими мастерами. Англия присылает в подарок русскому царю «робота», крохотную металлическую блоху, которая умеет танцевать, когда ее заводят. А Левша делает работу еще миниатюрнее, подковывая эту самую блоху. Теперь блоха больше не танцует… зато первенство русских мастеров миниатюры перед иноземными доказано.

В реальности такого исторического факта, как подарок игрушки Англией и ее подковывание, не существовало, точнее, он документально не зафиксирован. Однако с течением веков в России действительно появились мастера-подражатели литературного героя.


Прототип Левши — тульский мастер

Интересно, однако, что существовал русских мастер-оружейник из Тулы по фамилии Сурнин. Он ездил в Англию «на обучение», как и Левша, но, как и герой, быстро показал свои собственные умения. Сурнина взяли помощником владельца завода — Генри Нока. Сурнин был в Англии за сто лет до создания «Левши», то что многие лесковеды считают именно его прототипом Левши. К счастью, хотя судьба Сурнина была счастливее участи Левши. А. М. Сурнин вернулся в родную Тулу, имел высокую должность на местном оружейном заводе и скончался в 1811 году в почете и уважении, сделав много хорошего для оружейного производства России, и внедрив ряд английских разработок, сыгравших большую роль в победе России в Отечественной войне 1812 года.


Николай Алдунин — современный русский Левша

Однако лишь в 20 веке появился человек, реально сумевший подковать блоху. Это наш современник Николай Сергеевич Алдунин, скончавшийся в 2009 году и сумевший создать целый музей «Русский Левша». Он подковал настоящую усыпленную блоху, подрезав ее коготки на крохотных лапках (ведь блоха очень неудобна и, скажет так, не предназначена для подковывания). Подковки были золотыми, гвоздики на подковах тоже, однако все это было микроскопическим! Из грамма золота можно сделать 20 миллионов таких подковок, поделился как-то мастер в интервью.


Музей микроминиатюр

Алдунин создал и еще множество миниатюр. Сегодня у него есть и последователи. Конечно, работал он, в отличие от литературного персонажа, и использованием микроскопа (лесковский Левша говорил, что у него «глаз пристрелянный»). Но сколь велико разнообразное наследие мастера! Это и танк Т-34 на яблочном семейке, и караван верблюдов в игольном ушке, и роза в волосе… Все они выставляются в передвижном музее микроминиатюр «Русский Левша».
Последователи Алдунина — миниатюристы А. Рыкованов (Петербург), А. Коненко (Казань), Вл. Анискин (Омск). Их труды объехали полмира, победили на международных конкурсах.
Сегодня подкованные блохи есть и в коллекции Президента России, и в ряде музеев мира, и в главном музее Тулы — «Старой тульской аптеке».


Кто такой мастер

Сегодня рукоделие, мастер-классы, обучение творчеству очень распространены. Умение делать что-то своими руками — это один из путей к себе! Также быстрее познать себя поможет ряд тренингов. Рекомендуют их делать раз в неделю.

Можно полагать, что творчество даже на простейшем уровне способствует познанию себя. Но и на профессиональном уровне — мастером становится тот, кто, зная себя и любя сиво дело, развивается в нем.

Первое упражнение: «Ваша сумка»

  • Возьмите лист, карандаш и любую вашу сумку. Выложите ее содержимое на стол.
  • Теперь отберите три вещи, которые могут раскрыть вас как человека: те, что отражают ваш характер, человеческие качества — и в письменном виде изложите, что эти вещи о вас говорят (если чего-то не хватает — возьмите другую вещь из офиса, из квартиры). Теперь прочтите текст и обдумайте, что вы узнали только что, а что знали и раньше. Постарайтесь уложиться в ходе упражнения за 15 минут, а затем размышляйте над ним после, в течение дня

Второе упражнение: «Вымышленный герой»

Это также небольшое пятнадцатиминутное упражнение.

  • Придумайте или вспомните героя кинематографа, книжного, мультяшного персонажа, который будет похож на вас сегодня.
  • Теперь напишите, что вас роднит с этим героем. Это черты характера, внешность, жизненные ситуации, а может быть, профессия, личная жизнь, семья. Дополните их различиями.
  • Хотели бы вы в реальности познакомиться с таким героем — и почему? Запишите.
  • Теперь представьте такого героя, которому вам хотелось бы подражать. Так же запишите сходства и различия.
  • Теперь подумайте, как вы сможете использовать черты вашего образца? Можете ли вы подобраться к ним, меняя себя к лучшему?

Третье упражнение: «Ваши чувства»

  • Останьтесь в тишине и одиночестве. Прислушайтесь к себе и попытайтесь записать свои чувства.
  • Постарайтесь тремя предложениями описать свое эмоциональное состояние. Еще тремя — физические ощущения, возможно, напряжение, боль или усталость. Может ли это быть связано с вашими чувствами? Или психологическим состоянием?
  • Хотите ли вы сами начать действовать сейчас? Совершить некий поступок, например, обнять или ударить кого-то?
  • Вашей задачей в ходе выполнения этой методики будет научиться детально описывать состояние на эмоциональном, психологическом и физическом уровне — то есть, на уровне тела, души и духа.

Так вы сможете лучше разбираться со своими чувствами, сумеете самовыразиться, разовьете творческое мышление.
Зачастую люди понимают в ходе подобных тренингов, что они боятся смерти, напряжены перед лицом тревоги, не могут обрести ориентиры.


Как найти свою профессию, став мастером своего дела

Работа занимает около трети нашей жизни и, соответственно, играет в ней большую роль. Неважно, для чего и где вы работаете — только ради денег, для самореализации или опыта. Устроиться на работу, которая бы нравилась и при этом приносила доход, — настоящее счастье. И здесь необходима помощь Божия.

Святитель Николай Чудотворец — пожалуй, наиболее почитаемый во всем Православном мире святой. Будучи неграмотными, многие крестьяне даже называли его в составе Святой Троицы. В жизни своей святитель был истинным отцом для всех жителей города Миры Ликийские, архиепископом которого он был. И при жизни, и после смерти он прославился многими дивными делами, показывая силу Божией благодати: по его молитвам исцелялись больные, восстанавливалась справедливость, бедняки-праведники получали награду — богатство.

Святителю Николаю Чудотворцу молятся обо всех трудностях, связанных с работой:

  • в трудоустройстве, поиске вакансий,
  • перед собеседованием,
  • перед важными делами и принятием решений,
  • при трудностях в работе,
  • об избавлении от рисков,
  • о развитии бизнеса,
  • о своевременной зарплате,
  • при необходимости принятия решения об увольнении или дальнейшей трудовой деятельности в фирме.

Трудно поверить в силу молитвы, но множество людей со всего мира свидетельствуют о знамениях Божиих по просьбе к Николаю Чудотворцу: люди, стоящие перед серьезным выбором, делают его верно; желающие поменять работу и профессию чудесно связывают ее с Церковью и обретают счастье любимой работы среди хороших людей.

Молитва святителю Николаю, совершившему еще при жизни чудеса спасения оклеветанных и разоряющихся людей — важное средство поддержки, в том числе и психологической. Молиться можно не только об обретении работы, которая даст вам материальную обеспеченность, но и о поиске своего профессионального пути.


Молитва о поиске работы

Сильную молитву о работе Матроне Московской можно читать во всех сложностях, связанных с профессиональной деятельностью:

  • трудности в поиске работы,
  • ссоры и проблемы в коллективе,
  • невозможность справиться с работой,
  • давление со стороны начальства или коллег,
  • интригах и грозящем увольнении,
  • проблемами с выплатой зарплаты или низкой оплатой вашего труда.

Молитвы о благополучии в работе и деньгах читаются только о делах честных. Дело не в том, что о неправедном заработке — мошенничестве, разврате, деятельности казино и прочем — нельзя молиться. Просто эти дела греховны, заниматься ими в принципе не стоит: не умножайте зло на земле, не готовьте себе наказания несчастьем. Господь благословит вас на доброе, наверняка у вас есть талант, которым можно зарабатывать на хорошей работе. Молитесь и просите Бога и святую Матронушку указать вам его.

Молитва Матроне Московской — обращение за помощью к ней, как к живой. Ведь святые — наши заступники перед Богом. Каждый человек нуждается в поддержке близких, но известно, что в состоянии стресса люди своей раздражительностью создают конфликты и в семье. Самое время обратиться за помощью к Семье небесной — к Богу Вседержителю, доброму Отцу всем нам, Матери Божией, усыновившей род человеческий, и нашим духовным братьям и сестрам — святым.

Да хранит вас Бог!

Ещё со школьной скамьи многие знают занимательную повесть Николая Лескова о славном мастере Левше, который смог подковать блоху. Точное название этого произведения «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Подкованная блоха стала микроминиатюрой замечательного мастера 20-го столетия Николая Алдунина. Конечно же, вдохновлён на такую работу умелец был творением Николая Лескова.

Как Левша блоху подковал

Тульский край издавна славится оружейным делом. Так вот легенда о кузнеце Левше прославляет тульских мастеров. Сюжет повести Лескова смешивает в себе реальные события с выдуманными. Действие легенды происходит примерно в 1815 году. Однажды, совершая путешествие по Европе, император Александр I заглянул и в Англию. Там он смог понаблюдать за различными диковинками, среди которых была танцующая стальная блоха. Царь купил диковинку и привёз её в Россию.

Прошло несколько лет, император умер, а на престол взошёл Николай I. Чтобы объяснить суть заморского чуда, во дверец был приглашён донской казак Платов, сопровождавший когда-то Александра I в европейском турне. Так вот Платов и заявил, что русские зодчие могут сделать творение не хуже англичан.

После этого Платову было поручено государем посетить тульских умельцев и заинтересовать их в создании своей диковинки в ответ англичанам. Среди трёх умельцев оказался и кузнец по прозвищу Левша. Платов отдал блоху мастерам и попросил сотворить нечто необычное.

Что же придумали тульские умельцы. Через некоторое время оказалось, что они смогли каждую ногу блохи подковать меленькими подковками. Император смог убедиться в этом с помощью «мелкоскопа».

Во дворце все были восхищены, а Левшу наградили поездкой в Европу. Он должен был доставить в Англию своё творение и продемонстрировать умение мастеров из Тульского края. Так стала символом тульского края. Судьба Левши была трагичной, вскоре он умер после чрезмерного принятия спиртного.

Прототипы Левши

Существует версия, что не было такого кузнеца из Тулы. Нет никаких доказательств того, что существовала такая подкованная блоха. Скорее всего, эта версия была придумана самими людьми. Но некоторые учёные считают, что у Левши были прообразы.

В конце 18-го столетия действительно два кузнеца из Тулы были отрекомендованы князем Потёмкиным в Англию. Ими были Яков Леонтьев и Алексей Сурнин. Они должны были научиться изготавливать утончённые поделки из металла. В итоге они освоили искусство производства оружия. Алексей Сурнин отбыл спустя семь лет в Россию и смог внедрить свои знания в оружейное дело. Факт пребывания тульских мастеров в Англии действительно был, а сам образ Левши писатель придумал.

Краткие сведения о Сергее Николаевиче Алдунине

На сегодняшний день подкованная блоха действительно существует, а вместе с ней множество и других шедевров в виде микроминиатюр. Автором этих творений является Николай Сергеевич Алдунин (1956 г.). Он был уроженцем Ворошиловградской области и прожил совсем короткую жизнь. На тот свет Николай Сергеевич ушёл всего в 53 года. В первую очередь он запомнился как подковавший блоху мастер.

Ещё с детства он интересовался металлами и изделиями из них. Он имел практические навыки слесаря, токаря, освоил секреты металлообработки. Больше всего он запомнился своими микроминиатюрами, изготовленными под микроскопом. Сегодня мастера уже нет в живых, он прожил всего 53 года, умер в 2009 году.

Работа над известной миктоминиатюрой

Однажды к нему пришла идея доказать, что прославление Лесковым тульских мастеров было ненапрасным. Алдунин решил подковать блоху. Подготовка к работе длилась два года, а сама микроминиатюра готовилась три месяца. Всё проводилось под микроскопом. Работал мастер в основном ночью. Сначала он изготовил подковки, затем гвоздики. В итоге этими гвоздиками мастер подковал. Каждое своё действие Алдунин проделывал между ударами сердца. Вот так получилась подкованная блоха. Фото микроминиатюры можно увидеть ниже.

Что же можно увидеть на этом изображении? Перед зрителями - малюсенькая засушенная блоха с шестью лапками, четыре из которых подкованы золотыми подковками. Вес одной такой подковки всего 0,00000004419 г.

Другие работы умельца

После удачно проделанной работы с блохой Алдунин решил полностью посвятить себя работе с маленькими миниатюрами. Одна из них называется «Караван верблюдов». Она выполнена из золота в игольном ушке. В микроскопе можно увидеть караван из семи верблюдов и три пальмы.

Настоящим шедевром является работа «Тульский самовар». Это маленький самовар, стоящий на игле. Состоит он из 12 деталей и имеет высоту - 1,2 мм.

Николай Сергеевич смог сделать несколько миниатюр на рисовых зёрнах. Так он выгравировал портрет А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, два обручальных кольца и надпись «Совет да любовь» из золота.

Ещё нескольких работ было сделано на разрезе яблочного зерна. Одно из таких изделий - «Останкинская телебашня». Шедевром является маленькая модель танка из золота. Также Алдунин смог сделать российский рубль размером всего в 0,88 мм.

В планах мастера было сотворить металлическую блоху, чтобы она танцевала кадриль под песню «Тула веками оружие ковала». Но, к сожалению, не успел осуществить он свой план.

Сергей Николаевич считал, что для создания миниатюр нужна особая философия и психология. На первом месте в выполнении его работ стояли красота и изящество. Гармония и любовь к себе, миру, хорошее настроение - залог успеха известного умельца.

Где хранится подкованная блоха

Так как основная поделка мастера прославила Тулу и этот край, то именно там и хранится подкованная блоха. В Музее оружия, что в Тульском кремле, она хранилась долгие годы. Многие смогли в микроскоп наблюдать маленькое чудо. Сейчас микроминиатюра хранится в старой аптеке Тулы.

Знаменитые мастера-умельцы

Сегодня в России живут несколько умельцев, которые возрождают народные традиции и воплощают в реальность невероятные легенды.

В Екатеринбурге живёт мастер Юрий Деулин. Изготавливать необычные изделия стало его мечтой ещё с детства. Будучи школьником Юра из кости смог выточить балалайку, к которой даже прикреплялись струны. Изделие парня было помещено в школьный музей. На сегодняшний день Юрий стал профессиональным мастером. Из его рук выходят неповторимые и оригинальные экспонаты.

Одна из его работ - «Статуя свободы», поместившаяся в игольном ушке. Портреты знаменитостей (Петра I, Папы Римского) умелец смог выполнить размером всего в 1 мм. Деулиным выполнена маленькая копия яйца Фаберже. Сенсационным изделием является шкатулка из чёрной жемчужины, в которую помещается автомобиль длиной 3,7 мм.

Микроминиатюра увлекла также художника и архитектора из Омска Анатолия Коненко. Свою работу он также начал с того, что подковал блоху. Сегодня мастер хранит уже целую коллекцию своих изделий. Среди них - маленький кузнечик, играющий на скрипке. Уникальным является поезд, двигающийся по железной дороге (композиция размещена на человеческом волоске).

Удивительными изделиями может похвастаться умелец из Сибири Владимир Анискин. Его работы просто покоряют. На срезе макового зёрнышка он умудрился сделать аэродром, на котором поместил 20 самолётов. В его арсенале также присутствует подкованная блоха из стали и платины.

В Ярославле живёт мастер Дмитрий Игумнов. Ему удалось подковать мышь. В его коллекции - маленькая сковородка диаметром 1см, на которой можно печь блины.

В России не забыли о своих талантливых умельцах, в Санкт-Петербурге открыт музей микроминиатюры «Русский Левша». Посетители с помощью увеличительных устройств могут рассматривать чудесные экспонаты.

Книга рекордов «Левша»

Писателем Н. Лесковым был создан прекрасный образ Левши как выразителя народного характера. Это имя уже стало нарицательным и символизирует предприимчивых русских людей с особой хваткой, всегда добивающихся своей цели. Не зря в России создали Книгу рекордов под названием «Левша». В неё попадают знаменитые люди, прославившие страну в тех или иных областях жизни.

Не зря один из новостных порталов Тулы называется «Блоха инфо». «Будь подкован» - таков девиз данного сайта, где размещаются самые интересные тульские новости.

Не сомневаюсь, что многие читали рассказ замечательного русского писателя Николая Семёновича Лескова «Левша». Ещё больше тех, кто слышал об этом рассказе, т.е., не читая рассказа, знают суть: «Это про то, что блоху подковали? Как же, наслышаны…». Но, кажется, самое большое количество тех, кто знает выражение «подковать блоху», которое означает очень тонкую искусную работу, но не знают, откуда такое выражение. Теперь – внимание! – вопрос ко всем читавшим и не читавшим рассказ «Левша»: а как звали левшу? Чур, в книгу не заглядывать. Каково имя и отчество знаменитого на всю Россию мастера? Вопрос немного провокационный, но в конце поймёте суть.

Позволю себе напомнить некоторые сюжетные линии рассказа. Русскому царю, который находится в Англии и интересуется всякими иностранными диковинками, показывают металлическую блоху, этакую мелкую соринку, которую и не ухватить-то грубыми мужскими пальцами, разве что пригласить для этой цели нежные девичьи пальчики; а если ещё блоху ключиком завести «через пузичко», то она начнёт «дансе» танцевать.

Вот так чудо! Вот какие кудесники эти английские мастера! Царь захотел купить блоху. Англичане-наглецы на голубом глазу запросили за неё миллион, да серебром! Впаривали! Казак Платов, что был при царе, белел от досады – мильон за минутную забаву, тьфу! Отговаривает царя, говорит, что на Руси чудес не меньше могут сделать русские мастера.
- Ты мне политику не порть! – отвечает царь Платову и отваливает англичанам миллион.
Это по-русски!

Англичане блоху отдали, а за футляр ещё пять тыщ запросили. Это уже по-английски. Сквалыги! Платов спорить стал, мол, футляр к вещи положен, но царь - заплатил. Тогда Платов от обиды незаметно мелкоскоп (микроскоп) притырил, (с паршивой овцы хоть шерсти клок) чтоб на блоху смотреть увеличено – вроде мелкоскоп в комплект к блохе входит.

В России блоха была благополучно забыта на много лет, это тоже по-русски, и только новый царь, разбирая вещи отца, обнаружил странную коробочку, смысла которой никто не понимал. Разыскали Платова, который в то время уже был в отставке, и тот объяснил, что в футлярчике стальная блоха, которая может танцевать, если её завести ключиком через «пузичко». Подивился новый царь искусству английских мастеров, а Платов говорит, что русские мастера могут ещё не то удивление сделать. Так пусть сделают, говорит царь, и приказывает Платову заняться этим.

Платов разыскал в славном городе Туле мастеров, которые обещались чудо сотворить и, богу помолясь, принялись за дело. Через две недели тульские мастера эту блоху, такую мелкую, что и пальцами не взять, - подковали! Причём подковали каждую лапку. И без всякого микроскопа - «...у нас так глаз пристрелявши». Да не просто подковали, а на каждой мельчайшей подковке было выгравировано имя мастера, рассмотреть которое можно только в самый мелкий мелкоскоп. А левша выковывал гвоздики для подков, что гораздо мельче самих подков.
Вот какие кудесники русские мастера!

Царь, когда узнал, что сотворили туляки, был и удивлён, и горд за своих подданных. Отправил блоху обратно в Англию, чтоб англичане увидели искусность русских и не слишком нос задирали. А заодно отправил туда левшу, чтоб объяснялангличанам, что к чему.

Англичане дивились умению русских мастеров и всё выспрашивали левшу, какие науки русские мастера изучают. А левша говорит: «Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем... У нас это так повсеместно».
Тоже по-русски!

Англичанам левша так понравился, что стали они его уговаривать остаться в Англии, денег много обещали, положение самое почётное сулили и англичанку хозяйственную в придачу. Но левша - ни в какую! И вера ваша не такая, говорит он англичанам, и свататься вы не умеете, и англичанки ваши не так одеваются... А наша вера полнее, и евангелие наше толще, и иконы боготворные, и гроботочивые главы и мощи... Дома всё своё, родное, привычное. И бабы наши «всякая в своих кружевцах».
- Мы, - говорит, - к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница - старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить...
Как это по-русски!

На чужбине ничто не мило! Всё не так, всё шершаво. Даже сладкий английский чай не сладок, а чай вприкуску вкуснее на наш лад. Домой, домой! Словом, «ничем его англичане не могли сбить, чтобы он на их жизнь прельстился», как пишет автор.

Эти кусочки текста, где описано стремление левши на родину, читаешь с немым восторгом; понимаешь мастера, одобряешь, - сам бы так поступил, - и любишь его, простодушного, умного, своего, русского.

Из уважения к мастеру англичане показывают левше и машины, и механизмы, и всякие устройства, а он всё это смотрит, разумеет да на ружья внимание обращает, палец в дуло засовывает. И тут он понимает один секрет, очень важный в военном деле, и – всё! Домой заторопился, скорее, скорее, ничем не его удержать! Секрет донести своим надо!

Отправили его пароходом из Англии в Петербург, а левша даже в каюту не спускался – всё на верхней палубе сидел да в сторону родины смотрел. За это его английский полшкипер зауважал и предложил выпить. Потом предложил пари – пить на равных... Пили, соревновались… Короче, допились два дурака, полшкипер и левша, до чертиков, только у одного черт рыжий, а у другого – серый. Это по-нашенски!

А в Петербурге медоточивая легенда кончается и начинаются свинцовые русские будни. Если пьяного англичанина в Питере повезли в посольский дом и за два дня врачи на ноги его поставили, то левшу свалили на пол в квартале, т.е. в полицейском обезьяннике, если по-современному, где полицейские (государевы люди) его ограбили, забрали все деньги, забрали часы, сняли добротное пальто и потом его, беспамятного и полуголого, возили на морозе по городу, пытаясь пристроить в больницу. Но в больницах Левшу не принимали, т.к. у него не было «тугамента» (паспорта) – «до самого утра его по всем отдалённым кривопуткам таскали и всё пересаживали так, что он весь избился» и затылок его «порат (сильно) раскололся». Короче, на родине, куда он так стремился, левшу, сердешного, замучили, живьем замучили. И даже не по злобе. Больше по раздолбайству, равнодушию и тупости.
Как это по-русски!

Перед смертью мастер успел-таки сказать доктору тот секрет, что он понял в Англии:
- Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтоб и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся.
И это по-русски! Левша до последнего думает о родине, о деле, не смотря ни на какие мерзости.

Доктор передал эти сведения от левши чиновнику, но по чиновной глупости и трусости, что равна подлости, информация так и не дошла до царя. Таковы вечные нравы русской бюрократии. А потом проиграли Крымскую войну. Ружья кирпичом чистили.

Концовку рассказа о левше невозможно читать без внутреннего содрогания. Возникает ярая ненависть к бездушию русского государства! Судите сами: мастер не прельстился заграницей, стремится к своим, на родину, да не просто стремится, а несет в себе важнейший военный секрет, а на родине полицейские (государевы люди) его грабят, мучают и фактически убивают. Так и видно, как левшу волокут за ноги по лестнице, а голова его по ступенькам бьётся. К жестокости полиции добавляется угрюмое равнодушие бюрократии, когда без какой-то дрянной бумажки нельзя спасти человека и принять в больницу умирающего. Цинизм и бездушие.

За прошедшие полтораста лет ничто принципиально не поменялось в российском государстве. Кругом всё то же равнодушие бюрократов. Никому из начальников ничего не надо, кроме собственной корысти. Чиновная жадность, лень и трусость.
И человеческая жизнь ничего не стоит.
Ты никто и звать тебя никак.
Нет имени у левши.
Нет, и никогда не было.

Простой тульский ремесленник Левша не отличается какими-либо особенными характеристиками. Мужчина живет в родном городе, заботится о пожилых родителях и проводит много времени за любимым делом. И даже получив возможно кардинально изменить собственную жизнь, герой не изменяет простым жизненным радостям.

История создания

В 1881 году на страницах журнала «Русь» вышла повесть под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», главная мысль которой была изложена в предисловии:

«В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке».

Последнюю фразу читатели и критики поняли буквально, и автора повести – – обвинили в простом пересказе забытой сказки. На самом деле, рассказ о Левше был написан Лесковым самостоятельно.


Иллюстрация к книге "Левша"

Возможным прототипом главного героя послужил ремесленник Алексей Михайлович Сурнин. Мужчина прожил два года в Англии, где проходил обучение на заводе. После возвращения Сурнин обучал российских мастеров и разрабатывал новые инструменты для работы с металлами.

Со временем имя главного героя приобрело нарицательное значение, а исследователи и биографа признали Лескова единственным автором патриотичной «легенды».

Сюжет


Мужчина по прозвищу Левша жил в городе Тула и прославился собственными металлолитейными работами. Внешность героя, как и мастерство, была выдающаяся:

«…на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны...».

Именно к Левше и двум его товарищам обратился донской казак Платов с царским поручением. Николай Павлович, взошедший на престол после , обнаружил в вещах брата металлическую блоху, которую царь привез из Англии.


Желая доказать, что в России работают не менее искусные мастера, монарх отправил старого военного на поиски лучших мастеров. Мужчинам велено сделать из металла такую диковинку, которая поразит англичан.

Получив распоряжения от Платова, лучшие тульские мастеровые заперлись в доме Левши и несколько дней провели за работой. Когда же донской казак вернулся, то не проявил к стараниям мастеров должного уважения. Платов, решивший, что мужики его провели, закинул Левшу в карету и повез героя к монарху.


Иллюстрация к книге "Левша"

На аудиенции у царя казак признался, что не выполнил поручения и привез из Тулы одного из обманщиков. решил лично побеседовать с горе-мастером. Оказавшись в царских палатах, Левша, который не привык разговаривать со столь высокопоставленными чиновниками, в народных выражениях объяснил государю задумку мастеров.

Мужчины подковали блоху и выгравировали собственные имена на подковах. Только имени Левши там не значилось. Герой сделал самую тонкую работу – ковал гвозди для подков.

Российский двор без сомнений признал, что у мастера – золотые руки. Чтобы утереть нос англичанам, государь решает отправить подкованную блоху обратно и вместе с необычным подарком послать за границу Левшу. Так в биографии простого тульского кузнеца произошел невероятный поворот.


Отмыв сельского мужика и придав герою вид более презентабельный, Платов отправляет Левшу за рубеж. В Лондоне, куда вскоре прибыла российская делегация, искусного мастера рассматривали как небывалое чудо.

Местные кузнецы и прочие ремесленники задавали смелому герою вопросы об образовании и опыте. Левша же без стеснения признавался, что не знает даже азов арифметики. Впечатленные талантами простого русского мужика, англичане попытались переманить мастера на свою сторону.

Но Левша, верный родине и тоскующий по родителям, оставшимся в Туле, отказался от предложения переехать в Англию. Единственное, на что согласился мастер, – остаться в Лондоне, чтобы осмотреть местные фабрики и заводы.


Англичане показали Левше последние ремесленные чудеса, но ничего из новинок не впечатлило героя. Зато старые ружья вызвали у тульского жителя необоснованный интерес. После тщательного изучения пистолетов Левша попросился домой.

Так как мужчина не знал иностранных языков, решено было отправить ремесленника морем. Довольно быстро Левша нашел себе приятеля – английского полушкипера, который говорил по-русски. Всю дорогу до России героя съедало нетерпение. Что-то увиденное в Англии так заинтересовало Левшу, что мужчина считал минуты до аудиенции у государя.

Чтобы скоротать время, полушкипер и ремесленник решили провести состязание. Мужчины захотели проверить, кто кого перепьет. И к моменту схода на берег оба действующих лица были так пьяны, что не могли говорить.


Уже в России англичанина немедленно доставили в посольство, а Левшу, который забыл документы еще в Туле, выбросили на улице. Долго страдал смертельно пьяный ремесленник на холодной дороге, пока не подобрали несчастного и не доставили в больницу.

Героя обокрали и много раз роняли, пока везли в госпиталь, принимающий больных без документов. К моменту, когда о приключениях Левши стало известно высокопоставленным лицам, тульский ремесленник умер. Единственное, что успел сказать герой перед смертью врачевателю:

«Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».

Но никто не послушал совета опытного мастера.

Экранизации и постановки


На территории СССР повесть Лескова воспринималась как произведение для детей. Неудивительно, что первая экранизация произведения представляет собой мультипликационный фильм. В 1964 году состоялась премьера мультфильма «Левша». Текст повести читает актер .

В 1986 году по мотивам повести Лескова снят фильм «Левша». Съемочный процесс занял много времени, и самые масштабные сцены снимались в Большом дворце Гатчины. Роль ремесленника исполнил Николай Стоцкий.


В 2013 году повесть об искусном мастере послужила основой для оперного произведения. Автором музыки для «Левши» выступил . Партию главного героя писали специально для тенора .

Цитаты

«Горите себе, а нам некогда».
«Если государю угодно меня видеть, я должен идти; а если при мне тугамента нет, так я тому не причинен и скажу, отчего так дело было».
«Только так нашу работу и заметить можно: тогда все и удивление окажется».
«Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».

Люди с доминирующей левой рукой, проще говоря, левши, рождались всегда. В древние века левшей считали колдунами и ведьмами, потому что нередко они обладали незаурядными способностями. И такие люди подвергались сожжению на костре. В Древней Руси левшам не разрешалось давать показания в суде. Считалось, что дьявол являлся левшой.

К счастью, времена поменялись, и уже давно известно, что магия здесь не играет никакой роли. Левшой человек уже рождается. Природа создала нас ассиметричными. Наш мозг сам выбирает, какая рука будет доминирующей. Если больше развито правое полушарие мозга, то активной становится левая рука, и напротив, если больше развито левое полушарие, то главной рукой будет правая.

Мы отобрали 5 наиболее любопытных фактов из жизни левшей:

- Леворукие – очень одаренные люди , которые обладают незаурядными способностями или имеют какой-нибудь яркий талант. К примеру, учёный Альберт Энштейн, римский император Гай Юлий Цезарь, писатель Лев Толстой, Художник Пабло Пикассо, актриса Мэрилин Монро – все они были левшами. Но всё же современные психологи считают, что гениальность человека не зависит от того, какая рука у него доминирует. Но мышление левшей и правшей отличается. И это остается фактом.

- Левши – люди более творческие, активные, они не сидят на месте, глотают информацию целиком. Но вот с логикой у них могут быть проблемы . Левши способны схватывать информацию на лету, они видят проблему целиком, правше нужно разложить всё по полочкам. Если у чистого левши сложности с математическими задачами, то ему будет проще объяснить материал на образах. Правши, наоборот, предпочитают логику. Из них получаются неплохие аналитики и отличные стратеги.

- Статистика указывает на то, что среди успешных спортсменов много левшей. Теннисист Рафаэль Надаль, футболист Пеле. Теннисистка Мартина Навратилова, являющаяся левшой, девять лет носила звание первой ракетки мира. Это был абсолютный рекорд.

Статистика говорит о том, что 40 процентов золотых медалей выигрывают именно спортсмены-левши.

Чистых левшей в мире людей не так уж и много. В животном мире всё наоборот. Там больше левшей. К примеру, у обезьян и белых медведей левая лапа сильнее. Но, как исключение, в мире фауны тоже встречаются праволапые, правда, гораздо реже.

Другая сторона медали - левши чаще страдают шизофренией и алкоголизмом.Однако, ученые разных стран расходятся во мнениях об этом незаурядном факте.

Для того, чтобы определить, кем является твой ребенок, можно провести несложный тест. Для начала определим главную руку – для этого попроси ребенка сцепить кисти в замок. Какой палец окажется сверху – та рука будет являться ведущей. Так же можно сложить руки перед собой в позе Наполеона (обхватить руки друг с другом перед грудью), если сверху оказалась правая рука, то она и является у ребенка главной. Теперь попробуем определить ведущее ухо. Попроси ребенка послушать тиканье наручных часов. Каким ухом он потянется к ним, то и будет являться доминирующим. Для того, чтобы определить активный глаз, то нужно сделать в листе бумаги круглое небольшое отверстие и попросить ребенка посмотреть в него. Какой глаз заглянет в это отверстие, тот и будет являться главным. В завершении можно проверить ногу ребенка. Просто попроси его закинуть ногу на ногу. Та нога, что окажется сверху и будет являться ведущей.

Если ребенок сделал всё левой, то перед тобой чистый левша, которых на нашей планете не более 10 процентов. А чистых правшей около 45 процентов. Если же при исполнении теста «лево» и «право» перемешались, то значит, твой ребенок скрытый левша, таких людей около 50 процентов. Существуют еще амбидекстры. Их очень небольшое количество. Это люди, у которых одинаково хорошо функционируют обе руки и не выделяется ведущая. Такие люди обладают возможностью использовать сразу оба полушария. Дети амбидекстры лучше усваивают новую информацию, более сообразительные, легче адаптируются к новым условиям. Воспитывая такого ребенка, нужно учитывать то, что если оба полушария мозга поучают большую нагрузку, то у ребенка может возникнуть неврастения, он будет сильно утомляться, могут возникнуть головные боли.

Чтобы этого избежать, нужно постараться уменьшить нагрузку на левое полушарие, которое отвечает за интеллектуальное развитие и логику, вместо этого больше развивать правое, которое отвечает за творчество. Например, вместо дополнительных занятий математикой занимайся с ребёнком рисованием, танцами, можно записать ребенка в музыкальную школу. Тогда мозг ребёнка не будет испытывать чрезмерных нагрузок.

Но наш мир больше приспособлен для правшей, так как всё-таки их большинство. Например, если взять магазин. Во всех супермаркетах движение по торговому залу идёт против часовой стрелки. Это придумано для того, чтобы праворуким покупателям было удобней складывать товар в корзину. Чем больше товара взято, тем быстрее растут продажи магазина.

Маркетинговый ход. Спортивные стадионы устроены по такому же принципу. Спортсмены бегут по стадиону против часовой стрелки, чтобы на повороте активная правая нога могла уберечь бегуна от падения. Турникеты в метро приспособлены для правшей, а также отверстие для руки в швейной машинке. Для левшей удалось найти лишь канцтовары – ножницы, точилки, линейки с зеркальной шкалой. А с остальным левшам пока приходится справляться самим.