Описание картины ю пименова спор. Урок на тему Сочинение сравнительного характера по картине Ю

Описание картины ю пименова спор. Урок на тему Сочинение сравнительного характера по картине Ю
Описание картины ю пименова спор. Урок на тему Сочинение сравнительного характера по картине Ю

Название картины говорит само за себя. На ней изображен спор молодого парня и девушки. Скорее всего, они учатся в каком-нибудь институте, и зашли перекусить в столовую. Это типичная столовая с крашенными в серо-голубой цвет стенами, полом, выложенным черно-белой плиткой в шахматном порядке и простыми столами и табуретками. Столовая ничем не примечательна и похожа на десятки других подобных заведений.

За столом сидит девушка с рыжеватыми волосами, одетая в коричневый костюм и черные сапоги. У нее ровно подстриженная челка, доходящая почти до бровей, а волосы собраны сзади заколкой или бантиком. Напротив девушки сидит молодой парень с темными волосами, в сером костюме и в черных ботинках. Они одеты без каких-либо излишеств, но со вкусом.

Судя по движениям рук, они оживленно о чем-то спорят. Это мирный спор, где каждый высказывает свою точку зрения и доказывает ее, при этом, не переходя на взаимные оскорбления. Девушка одной рукой держится за подбородок, как будто о чем-то думает и ищет ответ на реплику оппонента. Никто не хочет уступать, но доводы молодого человека похоже более основательны, поэтому девушка сразу не нашла веского аргумента для отстаивания своей позиции и задумалась. Они сидят в столовой и спорят, и за этим занятием совершенно не замечают окружающей их обстановки.

Парень дает более аргументированные ответы и скорее всего он победит в споре. Девушка задумалась и не факт, что она найдет ответ на слова своего собеседника. Ю. Пименов смог так тонко изобразить происходящее на своей картине, что любой человек, смотрящий на нее, сразу поймет, в чем ее суть и что на ней изображено. Движения рук молодых людей указывают на то, что они интеллигентные люди, уважающие мнение другого человека. Их спор не переходит в ругань, они соратники и просто делятся своими впечатлениями и мнениями.

Урок р усского языка .

Сочинение сравнительного ха рак тера по картине Ю. И. Пименова “ Спор

Цели урока :

    подготовить уча щихся к сочинению сравнительного характера по картине Ю. И. Пименова “ Спор ”;

    закрепить сведения о речевой ситуации и дать понятие о невербальной коммуникации – языке жестов, мимики, поз;

    сформировать умение составлять сравнительную характеристику героев на основании их внешности, жестов мимики, поведения в определённой речевой ситуации;

    научить учащихся употреблять сравнительные язоковые средства, актуализировать и обогатить портретную лексику;

    познакомить с основными правилами ведения спора;

    способствовать формированию культуроведческой компетенции: дать представление о национальных традициях поведения англичан, японцев и др. народов во время спора.

Оборудование урока:

    репродукция картины Ю. И. Пименова “ Спор ”;

    компьютер, проектор.

Ход урока.

    Оргмомент.

Сегодня у нас необычный урок, урок развития речи. Вашему вниманию предлагаем сценку.

    Сценка.

В классе при обсуждении кандидатур на должность командира класса возник спор: кого из двух кандидатур (Сергея или Настю) выдвинуть.

Адель: Я считаю, что командиром нашего класса должен быть Сергей. Он отличник!

Надира: Почему это, Сергей! Пусть будет Настя. Она самая модная девочка в нашем классе.

Адель: Всё-таки, я убеждена, что Сергей. Он всегда дела доводит до конца. А на Настю не всегда можно положиться.

Надира: Да Сергей никогда не даёт списывать домашнее задание. И вообще он просто тебе нравится.

Адель: Нравится, не нравится, это здесь ни причём.Да пойми ты, что Настя часто пропускает школу по болезни, и к тому же во второй четверти она уезжает в саноторий.

Надира: Ну и что. Ты не права. Ведь она моя лучшая подруга.

Адель: Сергей- относительно свободный человек и может основательнее заниматься классными делами. Так считают все ребята нашего класса. Так что Сергей должен быть командиром нашего класса..

Надира: Нет. Я не согласна. И вообще, мы с Настей пригласим Сергея на день рождение, а тебя нет! Ты просто завидуешь Насте.

    Беседа.

Что вы увидели ребята?

Как ведут себя участники спора?

Которая из них вызывает ваши симпатии и почему?

Чьё поведение во время спора вам не понравилось? Почему?

В первом случае вы говорили о поведении какого человека?

Во втором случае?

А что значит быть культурны человеком?

Есть мого показателей культуры человека, и один из них- умение вести спор!

Как вы думаете что мы сегодня будем делать на уроке? (говорить о том, как нужно спорить.)

Посмотрите на картину?

Что вы видите? Кого вы видите7

Что они делают? (беседуют.)

Что мы можем предположить? (спорят.)

А как это можно выяснить? (понаблюдать за геоями, описать поведение героев, внимательно рассмотреть картину.)

А как можно наблюдать за героями? (сравнивать, описывать.)

А вы хотели бы сравнить поведение героев?

Попробуем сравнить героев и сделать выводы, как следует вести себя во время спора, а как нежелательно.

А поможет нам в этом картина Ю. И. Пименова “ Спор .

4.Запишите в тетрадях число и тему .

5.Рассказ о художнике.

Каждый раз , когда я знакомлю вас , ребята , с творчеством художника, мне очень хочется,чтобы вы поняли, в чём его неповторимость. Юрия Ивановича Пименова (1903-1977) называют мастером живописной новеллы.

Талант Ю. И. Пименова как рассказчика проявляется уж в названиях произведений, которые часто являются ключом к содержанию картины: ”Маруся, пора обедать!”, “Ожидание”, “Пойдём вечером в кино”, “Одинокая продавщица цветов”.

    Вы спросите,что же необыкновенного, “невиданного” в этих обычных жизненныз сценках? По этому поводу сам Пименов писал: “Мир полон поэзии и красоты, которую мы часто не замечаем. Показать красоту ежедневности, прелесть простых вещей- моя задача художника”.

Да, он обладал драгоценным качеством: умение сделать обыкновенное необкновенным, то есть расширить границы поэтического, дать почувствовать поэзиюокружающей поседневной жизни, тем самым научить ценить каждое мгновение, беречь жизнь. Это ли не из почетных задач искусства?!

По приказанию Пименова, его интерес к людям, их духовной жизни, их взаимоотнтшениям привели его творчество к теме “Встречи и разговоры” (серия картин “Свидание”). Он наблюдал за людьми на улице, в троллейбусе, кафе. Одна из лучших картин этой серии- “Спор” (1968)

Беседа по картине

    Вам интересна эта картина?

    Какие художественные средства изпользует автор картины, чтобы показать, что перед нами спорщики, люди, имеющие разные точки зрения?

    Где спорят молодые люди? Какие детали позволяют судить об этом?

    Опишите интерьер?

    Каковы особенности калорита полотна?

    Как вы думаете, о чём спорят юноша и девушка? Какие проблемы их могут волновать?

    Давайте внимательно рассмотрим героев картины. Опишите девушку.

    Как ое представление складывается у вас о героине?

    Опишите внешний вид молодого человека.

    Какое впечатление производит юноша?

    Как вы думаете, молодой человек уверен в себе? Как он держится?

    Итак, вы уже обратили внимание на то, что ребята по- разному ведут себя во время спора. На основании каких деталей сложилось такое впечатление?

    То есть на основании понимания какого языка?Вспомните из риторики?

    Да верно, на основании понимания языка невербального общения?

    Что значит вербальный?

    Что позволяет этот язык говорящему?

    Приведите из своего жизненного опта примеры, подтверждающее это.

6.Физкультминутка.

7.Орфографическая работа.

Вернёмся к языку невербального общения.Используя её элементы, охарактеризуйте юношу и девушку. Примеры запишите в таблице. Постарайтесь использовать краткие прилагательные и краткие причастия.

Беседа по картине

    Какое важное качество можно отметить у девушки?

    Что вы можете сказать о юноше как спорщике?

    Готов ли он разобраться в обсуждаемых проблемах?

    Актуальна ли для нас эта сценка из жизни молодёжи 60-х годов прошлого века?

    Какие высказывания пословицы, афоризмы о споре вы знаете?

    Вы изучаете английский язык? Как ведут во время спора себя англичане?

    А вот японцы часто используют невербальные средства общения во время спора.

    В нашей стране и республике споры необходимы для выяснения истины, они сближают людей, а иногда делают их друзьями.

8.Словарно- стилистическая работа в группах.

    Подберите синонимы к слову спор и дайте им толкование.

    Образуйте имена существительные, указывающие на лиц, участвущих в споре, в диспуте, полемике.

    Дайте толкование словам поза, профиль, жест, мимика(портретная лексика).

    Вспомните языковые средства, которые употребляются для выражения сходства предметов.

    Вспомните языковые средства, которые употребляются для выражения различия предметов.

9.Систематизация материала.Составление плана.

    Какой способ сопоставления возможен в данном случае?

    В чём проявляется различие между молодыми людьми?А в чём сходство?

    Какие художественные средства позволяют автору выразить свои мысли?

10.Примерный план.

1. Вступление. Юноша и девушка – герои картины Ю. И. Пименова “Спор”

2. Спорщики.

а) Общие черты.

б) Различия.

в) художественные средства.

3. Вывод. О культуре ведения спора.

    О чём можно сказать в заключительной части сочинения?

    Как желатеьно вести себя во время спора?

11.На доске модель.

Уважать

Не оскорблять

Слушать

Не перебивать

Репродукция картины “Спор”

Не грубить

Не унижать

Не кричать

Не обижать

12.Рефлексия.

    Чем мы сегодня занимались на уроке?

    Что нового узнали и чему научились?

13.Выставление оценок.

14.Домашнее задание: Написать сочинение, используя памятку для людей, которые хотят овладеть культурой спора(раздать памятки ученикам).

Нет ни одного человека, кто никогда бы не вступал в дружеские споры, сидя за чашечкой кофе. Одну из таких жизненных ситуаций показывает картина Ю. Пименова «Спор», написанная автором в 1968 году.

На переднем плане картины изображены двое друзей. Они сидят на простых табуретках за металлическим столиком на тонких ножках. Девушка справа одета в длинный коричневый свитер, джинсы и высокие черные сапоги. Рыжие волосы девушки собраны сзади черной заколкой. Слева от неё сидит молодой человек, похоже, друг девушки. Он в синем костюме и черных туфлях. У него темные волосы и бледная кожа. Молодые люди, жестикулируют, активно общаясь.

На заднем плане картины изображены серые стены и пол, покрытый бежевой и коричневой плиткой. Судя по обстановке и посуде на столе у спорящих людей, это место - студенческая столовая.

Картина написана автором с положительными эмоциями, спор двух друзей кажется увлекательной и активной беседой. Они не ссорятся, просто обсуждают что-то, на что имеют различные мнения. Это видно по лицам героев картины. Автор придает обыденному сюжету легкость и красоту, создавая из него интересное действие на своей картине.

Картина «Спор», была написана русским художником Ю. Пименом в середине прошлого века. А именно в 1968 году. Как и большинство работ данного автора, картина «Спор» показывает обычные будни советского народа.

На картине изображены девушка и парень, которые, скорее всего студенты. Судя по обстановки вокруг них, а именно по простым табуреткам, и тарелкам на столе, можно предположить, что молодые люди находятся в столовой.

Молодые люди одеты просто. Девушка с рыжими волосами и маленьким черным бантиком на голове одета в черную юбку, коричневый пиджак и черные сапоги. Парень, сидящий напротив нее, одет в классический серый костюм и туфли. Оба одеты в классическом стиле тех лет.

По жестикуляции молодых людей видно, что между ними идет какой-то спор. Но скорее всего это мирный спор, в котором нет оскорблений, скорее всего в нем каждый показывает свою точку зрения. По жестикуляции парня видно, что он пытается что-то доказать и как видно по девушке, которая задумчиво держит руку у подбородка, доводы молодого человека убедили девушку или хотя бы заставили ее задуматься о том, что он говорил. Скорее всего, девушка думает, что ответить своему оппоненту. Каждый сидит на табуретке не полностью, а на крае, что говорит о том, что каждый готов продолжать отстаивать свою правоту.

Но скорее всего точка зрения молодого человека была более основательная, поэтому девушке нечего сказать и поэтому на картине она задумчивая. Наверное, до конца спора она не сможет ответить и в споре победит молодой человек.

Ю. Пименов настолько ясно нарисовал картину «Спор», что никому не составит труда понять, что происходит на ней. И каждый может увидеть и понять историю спора между девушкой с рыжими волосами и молодым человеком в классическом сером костюме, изображенных на картине.

8 класс. Русский язык

Сочинение описание картины Спор Пименова

Картина эта очень интересна. На ней изображен спор. Спор между мужчиной и женщиной, хоть они ещё и молодые. Думаю, что это, как и мы, старшеклассники. Уж явно это не дети, хотя и в школьной форме.

Изображены они на фоне серой «неинтересной» стены. Зато пол тут похож на шахматную доску. А фигуры в шахматах ведь тоже по-своему спорят. Может быть, эти герои сравниваются с двумя оставшимися фигурами. От их спора зависит, кто победит! Женщины или мужчины…

Они сидят за столом на табуретках. Справа мальчик, и мы не видим его лица, так как он повернулся от зрителя. Он почти подпрыгивает с табуретки. Он явно напряжен – в пылу спора. Он, наверняка, доказывает что-то. Сам спорщик в серо-голубом костюме, черных остроконечных ботинках.

Справа рыжая девочка в коричневой школьной форме. Она в сапогах, так как, наверняка, на улице осень. Волосы девочки собраны в рыжий хвост. Возможно, всё это намёк на то, что она «лиса»! Девчонки они, вообще, такие – могут хитрить. Парень вот распинается, доказывает что-то, а она может просто из кокетства принимать участие в споре, из каких-то своих интересов. Девчонкам, вообще, сложно доверять. У них самих никогда нет нормальной дружбы. Дружить они могут только «против» кого-то третьего. У нас, парней, всё не так! Мы дружим – так на века. Конечно, всегда есть исключения.

Так вот, девочка, действительно, тут спокойно сидит на своей табуретке. Она с интересом смотрит на парня.

Тут пока нет третьего героя, который мог бы разбить их руки, как всегда делают в споре. Своего рода, секундант такой. Чтобы после никто не сказал, что условия спора были не такими – свидетель обязательно нужен.

Хотя картина довольно серая, но чувствуется огонь того самого спора. А парень может так волноваться потому, что эта девчонка ему не верит на слово, не подчиняется. А ведь женщины должны раньше были слушать мужчин. А теперь – у каждой свое мнение… И каждая – соперник мужчине. Вредные создания они – женщины, но без них, конечно, было б скучно…

Надеюсь, что, всё-таки, победит в споре мальчик. Ему это явно нужней! Мужская гордость, всё-таки. Девочка, то есть девушка могла бы это понять и пожалеть его!

Хотя нет, не нужна нам такая победа «из жалости». Парень сам победит, ещё и немного подыграет девчонке, чтоб она не разревелась, чтоб ей, как слабому существу (с неустойчивой нервной системой), было б не так обидно.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика Антона Григорьевича Рубинштейна в рассказе Тапер Куприна образ

    Рубинштейн - профессиональный российский пианист, музыкант, дирижёр, добродушная, бескорыстная, великодушная личность, которая считалась довольно почитаемой личностью среди общества


Сочинение по картине Пименова "Спор"


План сочинения.
Личность художника
Композиция картины
Внешний вид персонажей
Мое личное восприятие картины
Золотое правило гласит, что нет золотых правил.
Б. Шоу
Российский живописец Юрий Иванович Пименов (1903-1977) считается классиком советского изобразительного искусства. На самом деле вклад этого талантливейшего художника в развитие советского искусства неоспорим. Ю. Пименов в своем творчестве обращал пристальное внимание на мелкие, подчас даже незаметные, будничные детали. И благодаря таким подробностям складывалась четкая, яркая и запоминающаяся картина. Юрий Иванович Пименов был очень образованным человеком. Его отец был юристом по профессии и художником по призванию. В детстве Юрий Пименов много времени посвятил созерцанию картин великих мастеров в Третьяковской галерее. Повзрослев, он много учился. У Пименова была выработана собственная манера письма. Художник работал мелкими мазками. И получалась удивительно правдоподобная живописная поверхность, казалось, что она живет в каком-то другом измерении.
Картина "Спор", созданная Ю. Пименовым в 1968 г., является жанровой композицией.
На картине изображены девушка и юноша. Судя по названию, они о чем-то спорят. Не так уж много лет разделяет нас и тех, кто был изображен художником на полотне. Картина довольно современная. Но мы, безусловно, можем сказать, что персонажи картины Пименова - это представители другого поколения.
Художник рисует портреты молодежи 60-х гг. О чем они мечтают? О чем спорят? Что занимает их умы? Мы этого не знаем. Мы полагаем, что на картине запечатлен один лишь эпизод из жизни юноши и девушки того времени. Можно ли назвать их типичными представителями своего поколения? Безусловно. Интересен фон, на котором изображены персонажи картины. Вернее, если быть точным, фона как такового будто бы и нет. Мы видим пол, который представляет собой чередование светлых и темных квадратов. Видим голубоватую стену и незамысловатую мебель - столик и стулья, на которых сидят юноша и девушка. Можно предположить, что спор приключился в кафе или в школьной, а может быть, в университетской столовой. Возможно, совсем рядом, за стеной находится арбатский дворик, о котором в стихах говорил Б. Окуджава:
.А годы проходят, как песни.
Иначе на мир я гляжу.
Во дворике этом мне тесно, и я из него ухожу.
Ни почестей и ни богатства для дальних дорог не прошу, но маленький дворик арбатский с собой уношу, уношу.
Впрочем, глядя на картину, мы можем думать о чем угодно. Наше воображение позволяет расширить границу восприятия увиденного так, как нам захочется. Можно пофантазировать, представляя о чем спорят персонажи картины.
Их спор может касаться простых, обыденных вещей или же глобальных вопросов. В юности людей могут интересовать самые непостижимые, даже таинственные вещи. По мере взросления философские вопросы уступают место обыденным, повседневным. Как тут не вспомнить высказывание Андре Моруа: "Кто в 16 лет не революционер, тому в 30 лет не хватит отваги, чтобы быть начальником пожарной команды".
Спорить могут лишь люди увлеченные, всерьез интересующиеся чем-то. И примечательно, что на картине мы видим девушку, вовлеченную в спор. В середине XX в. юные красавицы уже не были пассивными наблюдательницами, они принимали живейшее участие в общественной жизни.
Обратим внимание на внешний вид персонажей картины. Юноша субтилен на вид, его не назовешь силачом. По-видимому, физическое развитие он не ставит на первое место, у него, очевидно, иные интересы. Возможно, юноша всерьез увлечен наукой или искусством. И спор с девушкой разгорелся как раз по поводу искусствоведческой статьи или какой-либо физической, а может быть, и математической задачи. Юноша одет скромно: на нем обычный костюм, в каком, вероятнее всего, ходили большинство сверстников в те времена. Капризная мода оставила юношу равнодушным к быстрой смене различных веяний и тенденций.
Девушка выглядит более яркой, если говорить о ее внешности. Во-первых, у нее красивые рыжие волосы. Как тут не вспомнить высказывание французского писателя-афориста Себастьяна Шамфора (1741 - 1794) о женщинах с подобным цветом волос: "Рыжая женщина - женщина вдвойне". В 60-х гг. в моде был минимализм. И короткое платье выгодно подчеркивает стройную и хрупкую фигурку девушки на картине. Девушку, изображенную на картине Пименова, вполне можно назвать символом женственности середины XX в. Она идет в ногу со временем, уделяет должное, но не чрезмерное внимание моде.
"Ты вправе мыслить иначе, чем твоя эпоха, но не вправе одеваться иначе", - говорила Мария фон Эбнер-Эшенбах.
Девушка, спорящая с юношей, вероятно, уверена в своей правоте. Она, скорее всего, обладает разносторонними интересами, иначе вряд ли вступила бы в спор с молодым человеком. Если бы девушка беседовала с подругой, можно было бы заподозрить их в том, что они просто-напросто сплетничают. Ведь, как когда-то заметила Агата Кристи: "Женщины редко ошибаются в своих суждениях друг о друге". Но сплетни никогда не интересовали мужчин, так что девушку на картине Пименова вряд ли можно упрекнуть в этом неблаговидном занятии. Ее может интересовать что угодно, но ее интересы так или иначе, затрагивают интересы юноши. Ведь спор возможен только в случае, если у оппонентов есть общие темы для разговора.
Художник запечатлел на картине всего лишь один миг из жизни самых обычных, ничем не примечательных людей середины XX в. В споре рождается истина, мы помним об этом. Не зная о чем идет речь, мы не можем судить спорщиков, изображенных на картине. Все, о чем они спорят и что пытаются доказать друг другу, может быть правильным, а может оказаться и ошибочным. Неслучайно я в качестве эпиграфа к своему сочинению выбрал высказывание Бернарда Шоу об иллюзорности каких-либо правил. Меняются времена, меняются люди. Но, невзирая на это, у них будут разгораться жаркие споры, касающиеся самых разных вещей. И всякий раз, глядя на картину Пименова "Спор", мы будем думать о том, что юности свойственно чем-то интересоваться, спорить, отстаивать свою позицию горячо и самозабвенно, даже если эта позиция может быть ошибочной. Мне очень понравилась картина Пименова "Спор". Она мне показалась интересной, актуальной и современной.

Сочинение по картине Ю. Пименова "Спор".
Юрий Иванович Пименов всегда стремился быть самым современным среди современников. На своих полотнах он создавал сегодняшнюю действительность. Его привлекали городские пейзажи, ставшие основой творчества художника. Любил Ю.И. Пименов изображать недостроенные новостройки. Его картины легки, наполнены каким-то удивительным очарованием и лиризмом.
Такова и картина "Спор". На ней изображены молодые люди, парень и девушка, сидящие где-то в столовой, скорее всего во время обеденного перерыва. Простой стол, тарелки на нем, обычные стулья, голые стены, окрашенные какой-то серо-голубой краской - все это так типично для советской эпохи. Но в этом столько чистоты и света, что невольно любуешься и этим столом, и стенами, и полом, выложенным кафельной плиткой в простом шахматном порядке.
Молодые люди - скорее всего студенты какого-нибудь московского вуза. Они зашли в ближайшую столовую, чтобы перекусить. Одеты просто, но со вкусом. На молодом человеке костюм серого цвета. На девушке пиджак и юбка темно-коричневые, классического стиля. Молодые люди о чем-то горячо спорят. Они так увлечены предметом своего спора, что ничего не замечают вокруг себя. Но спор этот не горячечный, ведущий к обидам и взаимным оскорблениям. И парень, и девушка интеллигентны. Каждый их жест, которым на картине уделено много внимания, говорит о взаимном уважении оппонентов.
Молодой человек убедителен в своих доводах. Девушка задумалась. Она еще пытается что-то возражать, но ее убеждения поколеблены. Такое ощущение, что она готова признать правоту молодого человека. Или же его слова натолкнули ее на какое-то новое откровение. И она осмысливает пришедшую в голову идею, чтобы точно выразить мысль, убедить в чем-то новом своего оппонента.
На картине Ю. И. Пименова "Спор" спорят не враги, а соратники, которые обсуждают что-то общее, но расходятся в некоторых деталях. Удивительно, как тонко передал художник единение молодых людей вокруг общего дела. И все это в их позах, жестах. Зритель не видит лица молодого человека, девушка обращена к зрителю вполоборота. Но и этого достаточно, чтобы сказать, что это близкие по духу люди, которые умеют выслушать другого человека, высказать свои мысли, чтобы понять и быть понятыми. Чего, к сожалению, иногда не хватает в современном мире.