Николай соколов художник картины. Соколов николай александрович

Николай соколов художник картины. Соколов николай александрович
Николай соколов художник картины. Соколов николай александрович

Карикатурист, график, живописец

С околов Николай Александрович – советский график и живописец, член творческой группы Кукрыниксы.

Родился 8 (21) июля 1903 года в селе Царицыно, с 1960 года в черте города Москвы (Южный Административный округ) в купеческой семье. Русский. Был старшим из шести детей, рано лишившихся поддержки отца. Начал работать с 14 лет. Весной 1920 года семья Соколовых переехала в Рыбинск (ныне в Ярославской области) на родину матери. Здесь Николай Соколов, работая конторщиком в Управлении Водного транспорта, окончил школу второй ступени. Одновременно занимался в изостудии Пролеткульта, получил первые профессиональные навыки в рисунке и живописи.

Летом 1923 года уехал в Москву поступил во Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), полиграфический факультет. В годы учебы подружился Куприяновым М.В. и Крыловым П.Н. Созданный в середине 1920-х годов творческий союз просуществовал более 60 лет, поражая своим удивительно плодотворным творческим долголетием. Коллективный псевдоним Кукрыниксы был составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первого слога имени и первой буквы фамилии Соколова. Трое художников работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально – над портретами и пейзажами).

Наибольшую известность коллективу принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле. Этапными работами для художников были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни. С 1933 года Кукрыниксы – постоянные карикатуристы газеты “Правда”, что делало их главными в стране проводниками и пропагандистами (в сатирической форме) официальной политической линии.

В годы Великой Отечественной войны наряду с карикатурами выпустили ряд плакатов (среди них – самый первый после нападения Германии плакат “Беспощадно разгромим и уничтожим врага!”, июнь 1941 – с карикатурой на Гитлера) и сатирических “Окон ТАСС”, закончили более чем четырехлетнюю эпопею в Нюрнберге в качестве корреспондентов газеты “Правда”.

Одновременно с 1920-х годов Кукрыниксы выступали и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя. Диапазон их творчества в этой области весьма широк – от острого графического гротеска до лирически-живописных образов. Среди иллюстрированных ими произведений: “12 стульев” и “Золотой телёнок”, Ильфа и Петрова, “Господа Головлёвы” и др. произведения Салтыкова-Щедрина, “Дама с собачкой” и др. произведения Чехова, “Жизнь Клима Самгина”, “Фома Гордеев” и “Мать” М. Горького, “Дон Кихот” Сервантеса.

В станковой живописи Кукрыниксы также ставят перед собой задачи большого политического звучания, творчески развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда отдельные приёмы своей сатирической графики. Они обращаются к историческим сюжетам, значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны.

Коллектив был удостоен Ленинской премии (1965), Сталинской премии (1942, 1947, 1949, 1950, 1951), Государственной премии СССР (1975), награждены золотой медалью Всемирной выставки в Париже (1937) и Брюсселе (1958) и многими другими наградами.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1973 года за выдающиеся заслуги в развитии советского изобразительного искусства и в связи с 70-летием Соколову Николаю Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали “Серп и Молот”.

Николай Александрович Соколов до последних дней жизни продолжал заниматься живописью и сохранял невероятную ясность ума. Соколова с полным правом называли свидетелем ХХ века: он до мелочей помнил свои встречи с Маяковским, Горьким, Ильфом и Петровым, Шостаковичем… Он был старейшим членом Российской академии художеств (с 1947 года). К своему 95-летию успел выпустить книгу “Наброски по памяти”. Умер он по нелепой случайности: от осложнения после операции на сломанной ноге.

Скончался 15 апреля 2000 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище, рядом со своими товарищами по перу – Куприяновым и Крыловым (участок 10).

Награжден двумя орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Дружбы народов (1993), медалями. Народный художник СССР (1958), Почетный гражданин города Рыбинска (1985).

Сергей Каргапольцев

Николай Соколов родился в Москве. Учился в изостудии Пролеткульта г.Рыбинска (1920-1923) и в московском ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1923-1924) у Н.Н.Ку

преянова, П.В.Митурича. П.И.Львова. С 1925 работал в творческом коллективе Кукрыниксы совместно с М.В.Куприяновым и П.Н.Крыловым. Умер в Москве.
Народный художник СССР (1958), действительный член АХ СССР (с 1947), Герой Социалистического Труда (с 1973), лауреат Государственной премий СССР (1942, 1947, 1949. 1950, 1951, 1975), Ленинской премии (1965).
Живописец, график. Соавтор острогротескных и злободневных карикатур на темы советской и международной жизни, журнальной и газетной графики, плакатист. Как живописец принимал участие в создании тематических и сюжетных картин. Мастер книжной иллюстрации (произведения А.П.Чехова, А.М. Горького, Н.С.Лескова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина, М.А.Шолохова и др.) Самостоятельно работал в жанре пейзажа, портрета, натюрморта, развивая традиции русского реалистического искусства.
Представлен в ГРМ, ГТГ и многих других художественных собраниях России, Украины, стран СНГ.
http://www.artpanorama.su/index.php?category=artist&id=524&show=short

Никола́й Алекса́ндрович Соколо́в (8 (21) июля 1903, Царицыно, - 17 апреля 2000,Москва) - русский советский художник, график и живописец. Народный художник СССР (1958).
Действительный член АХ СССР с 1947 года. Лауреат Ленинской (1965), пятиСталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951) и Государственной премии СССР (1975).
Николай Соколов родился в селе Царицыно под Москвой.
После окончания начальной школы Соколов поступил в Московское Реальное училище Воскресенского. Одноклассником его был Сергей Образцов.
Был одним из Кукрыниксов, творческого коллектива советских художников-графиков и живописцев, в который, кроме него, входили действительные члены АХ СССР,народные художники СССР, Герои Социалистического Труда М. В. Куприянов (1903-1991), П. Н. Крылов (1902-1990).
Н. А. Соколов умер 17 апреля 2000 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Награды и премии
Герой Социалистического Труда (1973)
народный художник СССР (1958)
Ленинская премия (1965) - за серию политических карикатур, опубликованных в газете«Правда» и журнале «Крокодил»
Сталинская премия первой степени (1942) - за серию политических плакатов и карикатур
Сталинская премия первой степени (1947) - за иллюстрации к произведениям А. П. Чехова
Сталинская премия первой степени (1949) - за картину «Конец» (1947-1948)
Сталинская премия второй степени (1950) - за политические карикатуры и иллюстрации к книгеМ. Горького «Фома Гордеев»
Сталинская премия первой степени (1951) - за серию плакатов «Поджигатели войны» и другие политические карикатуры, а также за иллюстрации к роману М. Горького «Мать»
Государственная премия СССР (1975) - за иллюстрации и оформление книги Н. С. Лескова«Левша»
Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1982) - за иллюстрации и оформление книги М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
орден Ленина (1973)
орден Отечественной войны I степени
орден Дружбы народов (1993)

Почётный гражданин Рыбинска (1985)
Примечания
1. Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 1993 года № 1678 «О награждении орденом Дружбы народов Соколова Н.А. (Кукрыниксы)»
Ссылки
Соколов, Николай Александрович (художник) на сайте «Герои страны»
Независимая газета: Памяти Николая Александровича Соколова
Davno.ru:Кукрыниксы

Памяти Николая Александровича Соколова
2000-04-18 / Валентин Родионов, Олег Иванов Валентин Родионов – генеральный директор Государственной Третьяковской галереи;
Олег Иванов, член директората ГТГ.

Ушел из жизни последний из “единосущной Троицы”, из уникального творческого коллектива Кукрыниксов – Николай Александрович Соколов. Он был старейшим членом Российской академии художеств (с 1947 года), с достоинством нес почетное звание народного художника СССР, вместе с Михаилом Васильевичем Куприяновым и Порфирием Никитичем Крыловым удостоен Ленинской и Государственной премий. Но, кажется, дороже многих наград ему был скромный по нынешним временам орден Отечественной войны I степени, которым Кукрыниксов наградили за беспримерную военно-художническую вахту, продолжавшуюся все 1418 дней этой глобальной битвы XX века. 22 июня 1941 года они создали знаменитый плакат “Беспощадно разгромим и уничтожим врага!” и закончили более чем четырехлетнюю эпопею в Нюрнберге в качестве корреспондентов газеты “Правда”.
С этой газетой Кукрыниксов связывали десятилетия общей работы. Они участвовали в деятельности предвоенных выездных бригад, после войны на страницах газеты регулярно появлялись их графические, сатирические комментарии к международным событиям эпохи холодной войны.
Сатирическая публицистика – одна из граней творческого наследия Кукрыниксов. Оно многомерно, разнообразно и подчас неожиданно. Они создали цикл монументальных тематических полотен, посвященных трагическим событиям Великой Отечественной войны, серии портретов выдающихся военачальников и мастеров культуры, иллюстрировали классические произведения русской и мировой художественной литературы, оформляли “Клопа” Маяковского в Театре Мейерхольда, увлекались кукольным действом, рисовали и лепили блистательные по меткости характеристики шаржи… Их мемуары стали увлекательнейшей летописью художественной и общественной российской жизни уходящего столетия.
Отправить почтой
Версия для печати
В закладки
Обсудить на форуме
Творческий подвиг Кукрыниксов не забудется. По инициативе Государственной Третьяковской галереи правительство Москвы приняло решение установить на доме #14/16 на улице Земляной вал памятную мемориальную доску в честь художников, проработавших совместно более 60 лет. В этом здании они жили с 1938 года, рядом с Самуилом Яковлевичем Маршаком, заострявшим блистательные рисунки Кукрыниксов своими краткими, но разительными строками.

Кукрыниксы
(псевдоним по первым слогам фамилий)
творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич [р. 8(21).10.1903, Тетюши, ныне Татарской АССР], Крылов Порфирий Никитич [р. 9(22).8.1902, деревня Щелкуново, ныне Тульской области], Соколов Николай Александрович [р. 8(21).7.1903, Москва]. Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929). Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958). Как художники-сатирики К. заняли ведущее место в советском искусстве и получили всемирную известность. Совместно работая с 1924, К. первоначально исполняли преимущественно карикатуры на темы из литературной жизни. Огромные возможности сатирического таланта К. оценил М. Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами. Выступая с 1925 в газетах и журналах («Правда», «Крокодил» и др.), К. выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: «Транспорт», тушь, 1933-34; «О дряни», тушь, гуашь и др., 1959-60). Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и «Окна ТАСС», созданные К. в годы Великой Отечественной войны 1941-45, сочетающие в символически-обобщённых образах убийственный сарказм и героику («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941). Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира К., бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма («Поджидатели войны», тушь, 1953-57). За политические карикатуры и плакаты К. удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). С начала содружества К. также много работают над шаржем.
С 20-х гг. К. выступают и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя. Диапазон их творчества в этой области весьма широк - от острого графического гротеска до лирически-живописных образов. Среди иллюстрированных ими произведений: «12 стульев» (тушь, 1933 и 1967) и «Золотой телёнок» (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, «Господа Головлёвы» и др. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), «Дама с собачкой» и др. произведения Чехова (1940-46; Государственная премия СССР, 1947), «Жизнь Клима Самгина» (1933), «Фома Гордеев» (1948-49; Государственная премия СССР, 1950) и «Мать» (1950; Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, «Дон Кихот» Сервантеса (1949-52) - все чёрная акварель.
В станковой живописи К. также ставят перед собой задачи большого политического звучания, творчески развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда отдельные приёмы своей сатирической графики. Они обращаются к историческим сюжетам (серия «Старые хозяева», 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм [«Бегство фашистов из Новгорода», 1944-46, Русский музей, Ленинград; «Конец», 1947-48, Государственная премия СССР, 1949; «Обвинение (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)», 1967; обе - в Третьяковской галерее], значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны («Таня», 1942-47, Третьяковская галерея). Уникален рабочий метод К.: мастера добиваются единого, «кукрыниксовского» почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Архив газет » № 9 (186) от 07.03.2012
Краеведение и история
Крестовая, 3.
«В ДОМЕ МОЕМ У ВЕЛИКОЙ РЕКИ»
На улице Крестовой что ни дом, то история. Сегодня наша газета начинает публиковать цикл материалов о зданиях на главной улице города.

Дом, расположенный по адресу Крестовая, 3 – построен в 1845 году. Тогда здание было двухэтажным, с антресолью (верхним полуэтажом). Строил здание уроженец города Ярославля, рыбинский купец Асаф Васильевич Серебрянников.
В 1870-е годы дом купил купец Петр Николаевич Рубцов. Он объединил дома №№ 3 и 5 в единое строение, над которым возвел еще и третий этаж. Поэтому не случайно в настоящее время дом № 5 на Крестовой отсутствует.
В 1880-е годы у дома появились новые владельцы – супруги Алексей Дмитриевич и Евгения Дмитриевна Шемякины. Они были купцами, торговали галантерейными товарами.
У Шемякиных было три сына и четыре дочери. Поэтому в 1899 году Шемякины сделали к дому две трехэтажные пристройки.
С домом № 3 связано с имя Героя Социалистического труда, Народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, многократного лауреата Ленинской и Сталинской (Государственной) премий СССР, члена творческого содружества Кукрыниксы, почетного гражданина Рыбинска Николая Александровича Соколова (1903 – 2000 гг.).
Н.А. Соколов родился в Москве. Его отцом был московский купец, за которого вышла замуж рыбинская купеческая дочь Мария Алексеевна Шемякина. В Москве началось увлечение Коли Соколова изобразительным искусством. В девять лет он впервые пришел в Третьяковскую галерею. Пораженный искусством мастеров, он смотрел на картины Серова, «Казнь стрельцов» Сурикова, «Не ждали» Репина и другие шедевры. Это был праздник!
Но Москву пришлось покинуть весной 1920 года. В столице царил голод. К тому же к этому времени отец покинул семью. Мария Алексеевна решила ехать на родину, в Рыбинск. Родители выделили дочери с шестью детьми жилье в своем пока доме № 3 на улице Крестовой. В 1923 году дом муниципализируют.

В 1988 году, когда Николай Александрович Соколов лежал в больнице и не мог заниматься любимым делом, он сочинил шуточную поэму «Ах ты – биография!». О 1920 годе в поэме написано:
Две комнатки нам родственники дали
Такого счастья мы никак не ожидали!
В Рыбинске семнадцатилетний Николай Соколов поступил на работу конторщиком в Управление водного транспорта. По вечерам учился в школе. Недалеко от своего дома увидел вывеску: «Студия ИЗО Пролеткульта»:
Заметил как-то студию, а в ней
Веселых, замечательных людей.
Одни рисуют, а другие пишут маслом…
Моя мечта, художником стать, не угасла.
В студии ИЗО Пролеткульта преподавал замечательный художник Михаил Михайлович Щеглов. Николай написал виды угла своей комнаты и дворика в доме, показал М.М. Щеглову, и был принят в студию.
Руководитель студии художник был Щеглов.
Взглянув мои рисунки, вдруг сказал:
– Беру, иди трудиться!
Решила жизнь – художником
Мне в Рыбинске родиться!
Полвека Кукрынисы творили вместе. Объектами их карикатур стали персонажи от белогвардейцев до «новых русских» времен ранней перестройки. Тексты под их сатирическими работами писали Демьян Бедный, Самуил Маршак, Сергей Михалков. Кукрыниксы иллюстрировали произведения Ильфа и Петрова, Салтыкова-Щедрина, Чехова, А.Н. Толстого, Гоголя.
Кроме графики, Кукрыниксы работали в живописи и мелкой скульптуре. Они создали в фарфоре дружеские шаржи на великих режиссеров Станиславского и Мейерхольда, великих актеров Москвина и Качалова, великого композитора Прокофьева. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже эти работы Кукрыниксов удостоились золотой медали.
В годы Великой Отечественной войны Кукрыниксы работали корреспондентами газеты «Правда» и участвовали в издании плакатов «Окна ТАСС». Ккрыниксов пригласили на подписание акта о капитуляции Германии и на суд над фашистскими преступниками в Нюрнберге, чтобы художники запечатлели эти исторические события.
Скатерть на столе, на котором подписывали акт о капитуляции, затем разрезали на квадратики и раздали всем присутствовавшим. Свой кусочек ткани Н.А. Соколов подарил Рыбинскому музею.

В 1920 году Николай Соколов поехал в Москву поступать учиться во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). На экзамене по рисунку его работа понравилась самому Владимиру Андреевичу Фаворскому, ректору ВХУТЕМАСа.
Во ВХУТЕМАСе Николай Соколов познакомился с двумя студентами: Михаилом Куприяновым и Порфирием Крыловым. Они уже творили совместно и подписывали свои работы то Кукры, то Крыкуп – по первым буквам своих фамилий. Н.А. Соколов вспоминал:
«Понастоящему я познакомился с Кукрами лишь после того, как добился высшего счастья: получил разрешение переехать в студенческое общежитие. В один прекрасный день из нашей комнаты, рассчитанной на четверых, выехал жилец вместе с кроватью. Вечером в дверь просунулась голова Куприянова:
– Говорят, у вас свободно одно место. Верно?
Мы спешно соорудили подобие ложа из подрамников и холстов, и Ку переехал к нам. Стал бывать у нас каждый день и Кры. Матраца у Ку не было, его заменял мешок, набитый газетами и старыми рисунками. Периодически мы вскрывали мешок, взбивали слежавшиеся бумаги, после чего он еще в течение некоторого времени продолжал выполнять роль тюфяка. В процессе одного из таких приемов «взбадривания» я узнал в выпавшем из мешка рисунке одну из моих карикатур, в свое время не помещенную в стенгазете. Посмеялись над тем, что труд мой все же не пропал даром».
К Кукрам добавился Никс, и возникли Кукрыниксы, непревзойденные мастера карикатуры.
Николай Александрович всю свою долгую жизнь поддерживал тесную связь с Рыбинском. Передал большое количество работ Кукрыниксов и своих личных городскому музею.
Родной город Рыбинск нельзя забывать,
Хоть редко мне в нем приходилось бывать.
Но в доме моем у великой реки
Частенько бывают мои земляки.
Я каждый раз радуюсь встрече такой,
Как будто встречаюсь с любимой рекой.
А.Б. Козлов, сотрудник Рыбинского музея-заповедника

С оветский график и живописец, член творческой группы Кукрыниксы.
Соколов Николай Александрович родился 8 (21) июля 1903 года в селе Царицыно в купеческой семье. Был старшим из шести детей, рано лишившихся поддержки отца. Начал работать с 14 лет. Весной 1920 года семья Соколовых переехала в Рыбинск (ныне в Ярославской области) на родину матери. Здесь Николай Соколов, работая конторщиком в Управлении Водного транспорта, окончил школу второй ступени. Одновременно занимался в изостудии Пролеткульта, получил первые профессиональные навыки в рисунке и живописи.
Летом 1923 года уехал в Москву поступил на полиграфический факультет Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), где его преподавателями были Н.Н. Купреянов, П.И. Львов и П.В. Митурич. В годы учебы подружился с Куприяновым М.В. и Крыловым П.Н. Созданный в середине 1920-х годов творческий союз просуществовал более 60 лет, поражая своим удивительно плодотворным творческим долголетием. Коллективный псевдоним Кукрыниксы был составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первого слога имени и первой буквы фамилии Соколова. Трое художников работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально - над портретами и пейзажами).
Наибольшую известность коллективу принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.
Кукрыниксы выступали и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя. Диапазон их творчества в этой области весьма широк - от острого графического гротеска до лирически-живописных образов. Среди иллюстрированных ими произведений: "12 стульев" и "Золотой телёнок", Ильфа и Петрова, "Господа Головлёвы" и др. произведения Салтыкова-Щедрина, "Дама с собачкой" и др. произведения Чехова, "Жизнь Клима Самгина", "Фома Гордеев" и "Мать" М. Горького, "Дон Кихот" Сервантеса.
Коллектив был удостоен Ленинской премии (1965), Сталинской премии (1942, 1947, 1949, 1950, 1951), Государственной премии СССР (1975), награждены золотой медалью Всемирной выставки в Париже (1937) и Брюсселе (1958) и многими другими наградами.
Соколов Н.А. - член Академии художеств СССР с 1947 года.
В 1958 году художнику присвоено звание "Народный художник СССР".
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1973 года за выдающиеся заслуги в развитии советского изобразительного искусства и в связи с 70-летием Соколову Николаю Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".
Награжден двумя орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Дружбы народов (1993), медалями. Почетный гражданин города Рыбинска (1985)
Скончался 15 апреля 2000 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище, рядом со своими товарищами по перу - Куприяновым и Крыловым.
Картины Н.А. Соколова находятся в Государственной третьяковской галерее, Государственном Русском музее, частных коллекциях и галереях России, Украины, Англии, Франции, Италии, Германии и др. стран.

На представленную на сайте картину есть экспертное заключение Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины.


Чтобы увидеть картину в увеличенном размере, нажмите на превью

Выставка работ

Творческое объединение художников Кукрыниксы, прославившееся в 30-40-х годах XX века своими сатирическими произведениями, сегодня почти неизвестно новым поколениям. Художники сыграли важную роль в культуре и политике Советского Союза.

ВХУТЕМАС - точка встречи

Высшие художественно-технические мастерские, созданные 1920 году и известные всему миру как ВХУТЕМАС, выпустили большое число дизайнеров и художников, которые существенно повлияли не только на советскую культуру, но и оставили след в мировом искусстве.

В частности, отсюда начали свой путь художники Кукрыниксы, которые пришли сюда разными путями и из разных мест, но с одной целью - научиться создавать прекрасное. Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел». Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп. Позже к ним присоединился студент-новобранец Николай Соколов, который уже давно подписывал свои работы как Никс. Так появилась знаменитая Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение. Их стихия была смех, они тонко подмечали юмористические черточки в окружающей действительности, и это стало их исходной точкой в сотрудничестве.

Содружество единомышленников

Художники Кукрыниксы - это уникальное явление в мировой культуре. Одновременная работа над произведениями требовала от них тесной связи и близости во взглядах. Их объединяла творческая платформа - они стремились подметить смешное и выразить это в рисунках. Большую роль в формировании содружества сыграл В. Маяковский, он воплощал их мысли и настроения. Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов. Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению. В этой работе кристаллизовались черты их художественного метода, они черпали у Маяковского смелость, меткость и злободневность.

Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира». Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький. Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь. Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии. Главными в их творчестве стали истинно сатирические произведения - насмешливые и язвительные. На протяжении нескольких десятилетий, с середины 20-х годов до конца 90-х, художники тесно дружили, и это позволяло им творить совместно.

Художественный метод Кукрыниксов

Художники Кукрыниксы смогли создать уникальный метод работы над произведением. существовали и до них, но таких, в которых все креативные индивидуальности стерты во имя коллективного «Я» художника, не бывало. Они работали таким образом, чтобы потенциал каждого творца был в наибольшей степени воплощен в конечном произведении. В результате тесного единения возник узнаваемый сатирический стиль художников, который наиболее полно реализовался в плакатах и карикатурах, но различим и в живописных полотнах. Они работали над произведением по очереди, рисунок ходил по кругу, каждый вносил в него свои штрихи, и получался коллективный продукт.

Кукрыниксы всегда придерживались двух принципов: народности и партийности. Они понимали искусство как служение Родине, а героическое настроение эпохи 20-х годов они пронесли через всю свою творческую жизнь.

Вехи творческого пути

Начинали совместную работу Кукрыниксы как карикатуристы в знаменитой стенгазете «Арапотдел», которая остро высмеивала космополитов и формалистов, проводя в жизнь линию партии. С 1924 года они начинают заниматься иллюстрациями к литературным произведениям. Они иллюстрировали молодых писателей и даже выработали такой жанр, как изобразительная критика. Максим Горький обратил внимание на необычных иллюстраторов и посоветовал им шире черпать темы для искусства из жизни, а не только из литературы. В конце 20-х годов шаржи Кукрыниксов печатают во всех литературных журналах, они сближаются со многими писателями. Они разоблачали литературные пороки: скуку, заумь, формализм. И сегодня многие их шаржи не утратили актуальности.

Начиная с 1925 года, группа активно сотрудничает с советскими СМИ, публикуя там едкие карикатуры на социальные пороки. Постепенно слава их нарастала, и каждый читатель, открывая газету, искал сначала эти рисунки. В этот период оттачивается их техника, особенно им удаются рисунки тушью, а шаржевая, язвительная подача привлекает своей нетипичной для советской прессы резкостью. Их серии, такие как «Транспорт» в газете «Правда», принесли им серьезную славу. Они становятся рупором эпохи.

В предвоенные годы Кукрыниксы находят себя в новом жанре - политического плаката. В годы войны он становится настоящим оружием против врага. Кукрыниксы, плакаты которых помогали народу Советского Союза в самые трудные времена, становились мощным идеологическим инструментом власти. Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на улицах страны уже в июне 1941 года. Они служили Родине и прошли всю войну с солдатами в и листовок. Также они работали в проекте «Окна ТАСС», который в форме плаката освещал новости и поддерживал боевой дух нации. После войны они получили аккредитацию на Нюрнбергский процесс и вели оттуда свой саркастический репортаж. Кукрыниксы стали настоящими классиками советской карикатуры, они были известны во всем мире, получили немало профессиональных наград.

Третьим направлением, в котором работали Кукрыниксы, была живопись. Они писали жанровые полотна на исторические темы, закладывая основы нового направления в искусстве - социалистического реализма. В период восстановления страны Кукрыниксы много работают в прессе, занимаются книжной графикой, пишут картины. В 60-х годах они создают большое количество иллюстраций к русской классике. При этом каждый художник творит и самостоятельно. В 80-90-х годах в силу возраста художники работают меньше, но их творческий союз не распался до конца жизни.

Значительные работы Кукрыниксов

Художники Кукрыниксы были очень продуктивны, из под их карандаша и кисти вышло немало замечательных работ. Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева», иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет. К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец».

Выставки и наследие Кукрыниксов

В 1932 году состоялась первая выставка Кукрыниксов, которую организовал Максим Горький. Здесь была представлена политическая и бытовая карикатура, живопись, книжная графика. В 1952 году состоялась значительная выставка в Академии художеств СССР, на которой было широко и полно представлено творчество Кукрыниксов, а также автономные работы художников, входящих в объединение. В 2008 году состоялась ретроспективная выставка Кукрыниксов.

Художники-карикатуристы, чье наследие тесно связано с историей советского государства, неоднократно получали самые высокие государственные награды и премии. Их труд хранится в крупнейших музеях России.

Творческий путь Михаила Куприянова

Родился Михаил Куприянов в небольшом городке Тетюши на Волге. С детства любил рисовать, учился в Ташкенте в Центральных художественных мастерских, куда его направили по молодежной путевке. За особые успехи в учебе он был командирован на учебу в Москву во ВХУТЕМАС, где и стал членом Кукрыниксов.

Самостоятельная творческая жизнь Куприянова сложилась успешно, он реализовал себя как живописец. Он любил жанр пейзажа. Сегодня известны его серии из картин с видами Ленинграда, Каспийского моря и Подмосковья.

Окончил свой жизненный путь в 1991 году.

Художник Порфирий Крылов

Второй участник сообщества Кукрыниксов - Порфирий в Туле. С детства он проявлял художественные способности, учился в изостудии, затем поступил во ВХУТЕМАС. Кроме деятельности в Кукрыниксах, много работал как живописец, писал портреты, пейзажи, натюрморты. Его произведения находятся в коллекциях многих музеев мира. В Туле открыт его дом-музей.

Порфирий Никитич умер в 1990 году.

Творческая биография Николая Соколова

Москвич Николай Соколов учился в изостудии Пролеткульта, после которой поступил во ВХУТЕМАС и стал третьим участником Кукрыниксов. Соколов состоялся как талантливый живописец. Его любимым жанром был лирический пейзаж. Его работы «Лермонтовские места», «Абрамцево», «Вечер на Волге» и другие хранятся в лучших музеях России.

Умер Николай Соколов в 2000 году.

Джефф Кунс - самый дорогой из ныне живущих художников. Его скульптурки изготовлены французской мануфактурой Bernardaud - одной из главных по лиможскому фарфору
  • 06.06.2019 В краснодарский краевой арбитражный суд пришли документы в почтовом конверте с репродукцией картины Герарда Давида «Сдирание кожи с продажного судьи» из музея в Брюгге. Для отправителя экскурс в историю искусства чуть не закончился статьей 297 УК РФ
  • 23.05.2019 Неуловимый партизан актуального искусства сделал очередную рискованную вылазку. Под видом картин уличного художника он выставил на центральной площади Венеции инсталляцию Venice in oil и ушел неразоблаченным из-под носа полиции
  • 13.05.2019 Речь о захватывающем реальном детективе, где лже-аристократка родом из России очаровала арт-мир Нью-Йорка и обвела вокруг пальца многих важных людей. Права на историю ее жизни уже купил Netflix
  • 06.05.2019 На ствольных коробках итальянских двухстволок-вертикалок вручную выгравированы изображения «Моны Лизы» и автопортрет самого маэстро
    • 07.06.2019 Сегодня продали 45 % лотов. Часть разъедется по Москве, а другая отправится в Екатеринбург и Питер
    • 06.06.2019 Продано 67 % лотов на 53 % от суммарного эстимейта. Топ-лотами стали первое издание «Бахчисарайского фонтана» Пушкина, прижизненное издание «Арабесок» Гоголя, автограф Рональда Рейгана и др.
    • 06.06.2019 13 июня 2019 года состоится специализированный аукцион антикварной бумаги, букинистики и филокартии аукционного дома «Русская эмаль»
    • 04.06.2019 Крепкий результат для аукциона среди рабочей недели. Онлайн участвовали до 75 человек
    • 03.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, пять листов оригинальной и два - печатной графики, две работы в смешанной технике и одна работа, выполненная в технике фотопечати
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
    • 12.03.2019 В «Гараже» открылась безбашенная постмодернистская выставка, по отзывам смелая вплоть до риска очередного вмешательства «возмущенной общественности». Бывший инспектор «Медицинской герменевтики» и литературный отец парторга Дунаева опять задал жару
    • 07.03.2019 Решив «защитить права» художников и их наследников, государство обложило арт-рынок очередным квазиналогом - 5 % по праву следования. И вместо полезной работы начались хождения…
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 Центральным произведением выставки станет многослойная пространственная картина, в которую можно войти и почувствовать живопись изнутри. Художница предлагает встретиться с собственными фантазиями, попасть в Зазеркалье, погрузиться во вселенную личных переживаний