Мартовское солнце описание. Сочинение по картине юона "мартовское солнце"

Мартовское солнце описание. Сочинение по картине юона
Мартовское солнце описание. Сочинение по картине юона "мартовское солнце"

Мартовское солнце

Март… Месяц года, когда зима потихоньку теряет свою власть, а весна вступает в законные права. Именно это время года изобразил известный русский художник Константин Юон на своём полотне «Мартовское солнце» в 1915 году.

При первом взгляде на картину создаётся положительное впечатление и позитивный настрой. Всё пространство ярко освещено весенним солнцем, которое выглядывает из-за иногда подплывающих лёгких белых облачков. Ярко-голубое небо выдаёт наступающую весну. Земля и крыши домов всё ещё усыпаны снегом, поблёскивающим подобно нежной алмазной крошке в лучах солнца.

По просёлочной широкой дороге, мимо стоящих плотным рядом хорошо срубленных изб, едет пара всадников на чёрных лошадях. Всадники одеты в тёмные тулупы, а на головах у них шапки под тон одежды. Чуть поодаль плетётся двухцветная лошадь, рядом с которой бежит собака.

Вдоль дороги стоят высокие деревья, которые словно касаются небесной вышины своими вершинами. Ветвистые берёзы сливаются своей белизной с сугробами. На снегу можно рассмотреть множество следов от копыт, которыми и протоптана тропинка. Солнце уже высоко над горизонтом, ведь деревья и наездники уже отбрасывают тени. На картине изображена небольшая деревушка, невысокие, но красивые домики виднеются как на переднем плане, так и вдалеке, за холмом. Широкие крыши домов усыпаны переливающимся в лучах солнца снегом. Безлюдная улица наводит на мысль, что сегодня выходной день, и все люди, кроме двух случайных ездоков, отдыхают у себя дома. Картина пробуждающейся природы, не обремененная большим количеством людей, радует глаз.

Картина Константина Юона «Мартовское солнце» завораживает и притягивает. Снег ещё лежит на земле плотным слоем, но уже чувствуется приближение витающей в воздухе весны.

Описание картины для 3 класса

Мартовское солнце – так красиво! Ещё зима, но солнце такое яркое. И радостное. Солнце улыбается. И по снежной дороге бегут лошадки. Дети на них тоже радостные. Они все чувствуют, что скоро весна.

Солнце будет греть и растопит весь снег. А под снегом трава зелёная! И цветы! Лошадки чувствуют это. Лошадки разных цветов: черная, рыжая, блондинка… И собака ещё есть. Она бежит за ними. Собаки бегают за всем, что движется.

Если весной сидеть у окна на солнце, то можно (закрыть глаза) представить, что лето. Тут тоже так.

На картине ещё симпатичные домики, деревья. Деревья все большие и красивые! Это край деревни. Небо светлое, красивое. Немного белых облаков. И ещё такие тени, как летающие тарелки!

На картине много теней, то есть солнце не наверху, а сбоку. Вот тени от деревьев, то есть слева спрятан лес. Но мы-то теперь знаем, что он там!

Сочинение по картине Мартовское солнце Юона 8 класс

В творчестве К.Ф. Юона тематика весеннего, природного возрождения встречается, как минимум, на двух полотнах. Одно из них - "Мартовское солнце".

Если бы не название, смог бы зритель понять замысел художника и разглядеть изображение весенней поры? Я думаю, смог бы. На первый взгляд сложно заметить не такое явственное пробуждение природы, но при детальном рассмотрении все становится на свои места. Пусть нет еще почек и листочков на деревьях, а на земле проталинок и ручейков, благодаря яркому солнцу, заливающему все вокруг, и чистому небу, мы легко угадываем природное состояние.

Композиционно картина имеет три плана (подобно трем весенним месяцам). На дальнем изображена деревушка, совсем еще не проснувшаяся после зимних вьюг - на крышах лежит снег, жителей не видно и тропка еще не проторена. Центральный план иносказательно отражает постепенное зарождение, дыхание жизни как у животных, так и у всадников. Они - как центральное звено, соединяющее сонную деревушку с уже просыпающейся природой. И третий план, самый близкий к зрителю - это деревья, тянущиеся к свету, воспрянувшие "духом" и готовые возродиться с приходом тепла. Таким образом, на картине запечатлены три действующих "лица" - природа, животные и люди, объединившиеся в одном порыве - как можно скорее приблизить теплые деньки.

Цветовая гамма лаконична. Заполняет всю картину один цвет - голубой, едва уловимый. Голубым изображены и снег и небо. Создается ощущение зеркальности. Будто небо "глядит" на свое собственное отражение на земле. Голубой - цвет, радующий глаз, вселяющий надежду. Домики, хоть и имеют фасады разных цветов, все они покрыты снегом и стали фактически одним целым. Чего не скажешь о природе - даже березки имеют каждая свои индивидуальные формы и оттенки. В природе все неповторимо и в этом ее прелесть.

Что связано с животными и людьми, изображенными художником, то здесь на второй план отходит цветовая составляющая, поскольку автору важно было показать динамику. Лошади изображены в движении - мы это видим по развевающимся гривам и посредством отставания от маленькой процессии жеребенка. Завершает динамику собачка, лающая жеребцу вдогонку, силясь подогнать, оповестить всех вокруг о своей радости от наступления весны.

8 класс, 3 класс

  • Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина 8 класс (описание)

    Борис Михайлович Кустодиев по праву считается самым народным российским художником. Хоть он в отличие от передвижников, не изображал тяжелый быт крестьянства, тем не менее в каждой

  • Сочинение по картине Исмаиловой Казахский вальс

    Многие картины и произведения могут рассказать и описать обычаи и традиций каждой нации. Одним из таких произведений считается картина «Казахский вальс». Автором произведения является Гульфайруз Исмаилова

  • Сочинение по картине Билибина Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка (описание)

    Сказочную иллюстрацию, к хорошо знакомой нам всем сказке Иван-царевич и царевна-лягушка, нарисовал Иван Яковлевич Билибин (3 класс)

  • Крамской И.Н.

    Родом из семьи чиновника. С ранних лет тянулся к искусству. Закончив училище в 1850 году работал писцом. Затем стал помощником фотографа и занимался ретушью фотографий. В возрасте 19 лет приезжает в Петербург. Поступает на учебу в Академию художеств.

  • Сочинение по картине Пластова Сенокос, 6 и 5 класс (описание)

    Лето - это замечательная пора года, время отдыхать, веселиться и радоваться солнышку. Но в деревне - это время работы и труда. Ведь именно на лето, приходится самая тяжелая работа.

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце»

Картина «Мартовское солнце» была написана К. Ф. Юоном в 1915 году. На ней изображено Подмосковье, родные места ху­дожника.

На картине изображен один из первых весенних дней. Мы видим деревенские дома, деревья, устремленные ввысь, мальчи­шек, радующихся лучам весеннего солнца. На земле еще лежит снег, а «в душу уже просится весна». Снег ослепительно голубой, жемчужный, искрящийся, хрустящий. Солнце радостно играет на нем своими лучами, от деревьев же тянутся длинные унылые тени. Небо здесь практически сливается с землей. Оно тоже не­жно-голубое, очень чистое, звенящее, почти без облаков. На пе­реднем плане мы видим деревенских мальчишек, скачущих по тропинке на лошадях. Они весело переговариваются между со­бой. Сбоку от тропинки растут старые могучие деревья. Мощ­ные кроны их устремлены прямо в небо.

На заднем плане - деревенские домики. На крышах их еще лежит снег. Рядышком растут березки. Пес и жеребенок весело резвятся возле хозяйских домов.

Картина оставляет радостное ощущение весны, солнца, тепла.

Здесь искали:

  • сочинение по картине мартовское солнце
  • сочинение по картине юона мартовское солнце
  • сочинение по картине к ф юон мартовское солнце

Март – особенное время года, приносящее радость от того, что весна скоро вступит в свои права. На обочине дороги лежит слегка подтаявший снег, который в лучах нежаркого солнышка, уже несколько погрустневший тихонечко тает с каждым днем. Деревья хотя и не успели обзавестись красивой кроной весне очень рады. Хотя и знают, что март очень обманчивый месяц и тепло не продержится долго. Будет еще немало утренних заморозков, опасных для растений.

Картина К. Юона «Мартовское солнце» написанная художником в 1915 году олицетворяет весеннее настроение. Небо занимает основную часть холста, оно просвечивает сквозь голые ветви деревьев и сливается на горизонте с заснеженной улицей.

Преобладающая голубизна полотна вселяет в душу необыкновенную легкость, радостную безмятежность и непоколебимую уверенность, что все будет хорошо. Ведь пережили такие морозы и дождались утро года. Возникает необычное ощущение, которое покоряет и надолго остается в памяти.

В незатейливом сюжете мы видим всадников, мчащихся по деревенской улице. Вровень с лошадками бежит небольшая собачонка, стараясь не отставать. Она визгливым лаем осыпает жеребенка, показывая хозяевам свою значимость. Кавалькада только что покинула деревню, это видно по узкой дорожке, уходящей к богато украшенным резьбой домам.

В старину жители деревни стремились проявить большую смекалку, украшая свои жилища, и каждый дом отличался от других, то дивным сказочным петушком на крыше, то неповторимыми узорчатыми наличниками или затейливым крыльцом. Иногда жилище напоминало произведение искусства. Деревянные дома стоят, повернув фасады к проезжей части, поблескивая на солнце чисто вымытыми оконцами, словно княжеские хоромы. И живет здесь дружно большая крестьянская семья из трех, а то и четырех поколений.

В 1903 г. в Москве был создан Союз русских художников. Центральными фигурами в нем стали К. Юон, А. Архипов, И. Грабарь и А. Рылов. Художники старались выработать свой собственный стиль, противопоставив себя петербуржцам. Они не приняли символизм и связанные с ним идеи, соединив воедино в своем искусстве реализм передвижников и импрессионизм в передаче воздуха и света. Их больше всего интересовал пейзаж и жанровые рисунки.

Одним из пейзажистов был и Константин Юон, художник непревзойденно изображал лирику зимнего пейзажа и раннюю весну, которая показана в картине, «Мартовское солнце». Здесь необыкновенно передана игра света на талом снегу, которая великолепно сочетается с нежной голубизной небес. Пробуждение природы. Снег на земле уже не пушисто-белый, как в начале зимы, а уже грязновато серый и тяжелый.

Березки вытянули свои белые стволы, словно пытаясь быть поближе к солнышку. Художник не показывает светило на холсте, но его лучи буквально заполонили все пространство. Кровли домов, макушки тополей все освещено ласковыми весенними лучами. А на снегу длинные яркие фиолетово-синие тени, значит, солнце уже повернуло к закату. По голубоватому бескрайнему небу медленно передвигаются небольшие барашки легких облаков. Воздух чист, но еще немного морозный. Чувствуется движение во всем, скачут лошади, прыгает собачка, резвится жеребенок. Радуются люди, животные и вся природа.

Тщательно подобранные художником краски придали необыкновенную свежесть весеннему дню. Позади всадников видны хозяйственные постройки и дома, укрытые снежным покровом, а из труб поднимается в небо дым. Деревья на холсте как символ жизни, пробуждающейся под солнечными лучами, освещающими всю округу, они придают полотну оптимизм и чувство праздника.

Вековые деревья тоже протянули к солнцу свои искривленные временем и погодными условиями ветви. Возможно, их посадили еще прадеды сельчан. Четко выделены свежие следы на снегу, кто-то успел пробежать по наметенным за ночь сугробам.

Художник изображает неповторимый момент наступления первых весенних деньков. Похрустывает снег под копытами бегущих лошадок, да и сугробы еще глубокие, но уже можно ощутить нежное дуновение весны. Органично вписана в пейзаж небольшая жанровая сценка.

Замечательный художник Константин Юон показал нам красоту природы в обычный будничный день. Он словно говорит нам: «Люди, вокруг нас - удивительный и неподражаемый мир. Каждое живое существо, камешек, горный ручей, неприметный полевой цветок, снежинка, упавшая к нам на ладонь и задержавшаяся всего на мгновение – способны вызвать искреннее удивление, восхищение и умиротворение».

Сегодня картина К. Юона «Мартовское солнце» находится В Москве в Третьяковской галерее, масло - холст, ее размер 107 на 142 см.

Сочинение по картине: К. Ф. Юона "Мартовское солнце".
Март - это особый месяц, когда весна только вступает в свои права. На обочинах еще лежит подтаявший снег. Он нежится в лучах мартовского солнца, весело смеется - и незаметно тает. Деревья радуются приходу весны, но они пока еще не готовы обзавестись роскошной листвой. Просто все понимают, что мартовское солнце - это обманчивая теплота, которая не готова радовать собою долго.
На картине Юона "Мартовское солнце" изображены всадники, которое быстро едут по талому снегу. Рядом с лошадьми бежит маленькая собачка, которая постоянно смотрит вверх. Она боится отстать - и одновременно надеется на какое-нибудь угощение или поощрение.
Всадники недавно выехали из деревни. Об этом говорит свежая тропинка из следов, которая уходит в сторону простых крестьянских домов. Хотя простыми эти дома можно назвать только условно, так как они украшены узорами. Надо сказать, крестьяне проявляли богатую фантазию при украшении своего жилища, поэтому каждый крестьянский дом был настоящим произведением искусства.
За деревней сверху наблюдает чистое, безоблачное небо. Оно радует красотой и ясностью, от которых возникает чувство легкости и безмятежности. Наверное, из-за этого необычного ощущения картина покорила меня - и надолго останется в памяти.

Описание картины К.Ф. Юона "Мартовское солнце".
Картина "Мартовское солнце", написанная К.Ф.Юоном в 1915 году, - одно из самых известных в творчестве знаменитого художника.
На этом полотне, показывающем зрителю родную природу Подмосковья, особенности живописи Юона воплощены особенно полно.
"Мартовское солнце" - жизнерадостный пленэрный пейзаж. Живописец запечатлел на полотне то состояние природы, когда еще не растаяли сугробы и хрустит под сапогами снег, но в ярко-голубом небе, в прозрачном воздухе уже носится едва уловимое ощущение весеннего тепла.
Кажется, деревья тянутся к льющемуся с неба свету своими узловатыми ветвями. Солнце еще почти не греет, но ярко озаряет крыши деревянных домиков, раскидистые тополя, высокие березки, создавая бодрое, приподнятое настроение.
Важной частью картины "Мартовское солнце" является жанровая сценка. Действительно, трудно представить себе этот пейзаж без этих лошадок, задорной лохматой собачки и веселых ребятишек.
Картина "Мартовское солнце" развивает традиционную пейзажную тему, давая ей новое толкование. Композиция произведения отличается особенным совершенством. Интенсивность цвета, декоративность полотна не исключает ощущения жизненности, реальности, пространственной глубины.
Яркие краски полотна - сочетания голубого, золотистого, розового, сиреневого - помогают живописцу передать ощущение первого весеннего тепла и света. Все это вместе задает тему пейзажа - тему радостного и торжественного пробуждения природы.

"Мартовское солнце".
Перед нами - известнейшая картина Константина Фёдоровича Юона - "Мартовское солнце". Этот пейзаж раскрывает нам радостное ощущение скорого прихода весны, хотя вся земля укутана белоснежным снежным покрывалом. Белолицые берёзки, собравшись в кружок, с нетерпеньем ожидают прихода весны, которая подарит им ярко-зелёные, новые одежды. А старые грабы, извиваясь, неторопливо тянутся своими тяжелыми ветвями к солнечному свету. Мартовские лучи золотят и ослепляют крыши домов и голые верхушки деревьев. Резные деревенские дома, немного наклонившись, подставляют свои бока мартовскому тёплому солнцу, зная наверняка, что, хотя тепло это обманчиво, весна скоро вступит в свои права.
По проселочной дороге едут всадники - деревенские ребятишки. Кто знает, может по поручению кого-то из родителей, а может и без спроса оседлав лошадей. Снег отчетливо оставляет следы лошадиных копыт и кажется, будто мы слышим потрескивание снежных корок. Крестьянские ребятишки только что выехали из села. Мы видим, что позади радостно лает черный пес, играясь с чьим-то отбившимся от двора ярко-рыжим жеребенком, будто призывая его вернуться назад, домой.
Небо налито ярко-лазурным цветом, из-за этого полотно приобретает неимоверную яркость красок! Прозрачные снежно-белые тучки не спеша плывут за ребятнёй, как будто провожая маленьких всадников. В воздухе висит бодрый весенний дух, вся картина насквозь пронизана им. Хочется во всю грудь вдохнуть скрипучий морозный мартовский воздух! Скоро, очень скоро потекут ручьи с деревенских крыш, радостно защебечут птицы на все голоса, деревьях будут прорезаться первые почки и придёт настоящая, долгожданная весна!

Описание картины Юона «Мартовское солнце»

Юон любил писать солнечные пейзажи, и эта картина не стала исключением.
На полотне «Мартовское солнце» изображен теплый день в обычной деревушке.
Хоть март и считается весенним месяцем, но у нас на улицах все еще зима.
Снег только чуть-чуть начинает подтаивать, и солнышко дарит свое тепло.
Небо становится каким-то легким и невесомым, совсем не как зимой, когда оно пасмурное и тяжелое.

Вот лошади с юными всадниками идут по вытоптанной тропинке.
Под их копытами хрустит снег, подтаявший на солнце.
За ними идет еще одна лошадь, рядом с которой черная собака.
Она пытается поиграть с лошадкой, заливисто тявкая на нее.
Вдоль тропинки стоят высокие деревья, тянущиеся ввысь к ясному голубому небу.
Тонкие березки подставляют свои ветви к солнцу, пытаясь согреться после долгой зимы.
Совсем скоро сойдет снег, и они вновь обретут новую жизнь, распустив листья.

На пригорке виднеются дома, крыши которых еще покрыты снежной шапкой.
В домах уютно и тепло, хотя на улице, несмотря на сугробы, так приятно пригревает весеннее солнышко.
Кроме животных и ребятишек никого не видать.
Все заняты своими делами.
Хотя по тропинке можно предположить, что совсем недавно, буквально перед юными всадниками проскакали другие кони.
Тропка протоптана, и поэтому ребятам легко управлять лошадьми, направляя их туда куда надо.

На первый взгляд может показаться, что это зимний пейзаж.
Снег искрится и переливается под солнечными лучами, однако чувствуется, что солнце уже теплое, весеннее.
Сугробы как будто покрыты подтаявшей корочкой и совсем скоро побегут долгожданные ручьи.
Природа просыпается от зимней спячки, и весна вступает в свои права.
Юон удивительно точно передал и теплоту солнца, и весеннее полупрозрачное невесомое небо, по которому плывут небольшие воздушные облака.